Основные направления диагностики развития детей

Диагностика математического развития детей дошкольного возраста

В процессе развития и воспитания детей дошкольного возраста особое значение имеет педагогическая диагностика. Данный процесс является актуальной задачей, которая направлена на определение правильности образовательных действий. При этом диагностика выполняет, также, и другие функции, но, в любом случае, является необходимым процессом, как для старших дошкольников, так и детей школьного возраста. Диагностический метод работы на определение математического развития представляет собой один из основных процессов, который имеет некоторые особенности.

Диагностика математического развития детей в период дошкольного возраста является важным процессом, который направлен на получение информации о тенденции изменения и состоянии объекта. Полученные данные используются для коррекции процесса обучения, выявления новых направлений и обеспечения необходимого уровня педагогических действий. Такой метод является не только важным, но и необходимым для комплексного и целенаправленного развития ребенка дошкольного и старшего возраста.

Диагностика выполняет следующие функции:

  • Оптимизация индивидуального процесса обучения;
  • Обеспечение правильного определения результатов педагогических действий и методов;
  • Минимизация ошибок при оценке уровня знаний ребенка;
  • Определение правильности направления деятельности педагога.

Цели, которые преследует диагностика математических представлений, являются неотъемлемой частью качественного процесса обучения. Если отсутствует данный этап работы, то эффективность развивающих занятий определить достаточно сложно. При этом также невозможно знать правильность направления педагогической деятельности и качество знаний ребенка.

Занятия для физического развития ребенка имеют особое значение, но существенную роль также играют методики, направленные на развитие логики, умственных способностей. Диагностика позволяет узнать уровень математических навыков. Такие способности определяют логическое мышление и требуют постепенного развития. Обусловлено это тем, что у человека на момент рождения левое полушарие головного мозга развито достаточно слабо, а ведь именно оно отвечает за процесс логического мышления. Последующий процесс обучения и приобретения навыков развивает данную область, интеллект и умственные способности.

Перед началом обучения лучше всего провести диагностический процесс, что позволит определить исходные навыки и уровень развития ребенка. После этого подбираются оптимальные методы работы, которые позволяют решить те или иные задачи. Основные признаки обследования для детей дошкольного и старшего возраста заключаются в следующем:

  • Определенная цель и задача оценки состояния объекта;
  • Систематичность процесса диагностирования как вида работы педагога;
  • Применение методов, которые специально предназначены для данной работы или адаптированы для диагностики;
  • Доступность данного вида деятельности для осуществления педагогами.
  • Существуют различные методики, которые направлены на определение состояния диагностируемого объекта. Данный процесс предполагает преемственность и последовательность, а также доступность методики для педагога.

    В данном случае могут использоваться различные технологии работы, например, наглядные варианты занятий в виде тестов с картинками. Определенный тип диагностики подбирается в зависимости от степени развития детей.

    Особенности диагностики

    Детям 4 — 6 лет важно обеспечить комфортное знакомство с математическими понятиями, что обеспечит правильное восприятие информации. Различные методики используются для подготовки к школе, позволяя в дальнейшем получить высокий результат обучения. В данном случае педагог подбирает оптимальные варианты работы, программы, пособия и материалы. Все средства обучения должны соответствовать необходимым стандартам, а определить правильность действий поможет диагностика математического развития детей.

    Знакомство с математическими понятиями, действиями и другими процессами предполагает решение таких задач как:

  • Знание отличительных черт понятий «цифра» и «число»;
  • Количественный и порядковый счет;
  • Сложение и вычитание в пределах десятка;
  • Знания о форме и объеме предметов;
  • Измерение высоты, длины и ширины предметов;
  • Ориентирование в пространстве, учитывая такие понятия как «ближе», «дальше», «впереди» и др.

    Освоение данной информации для детей дошкольного и старшего возраста является важным моментом. Поэтому в деятельности педагога должны использоваться различные методики, которые направлены на логическое, умственное развитие мышления. В каждом случае требуется диагностика развития математического мышления у ребенка.

    Формирование математических представлений у детей — это процесс, который может осуществляться как в домашних условиях, так и в дошкольных образовательных учреждениях. В первом случае можно провести эффективные индивидуальные занятия, например, в виде игры, которая обеспечит комфортную подачу новой информации ребенку. Профессиональные педагоги чаще всего проводят общие занятия в группах, которые также могут иметь игровую форму. При этом развиваются коммуникативные навыки и организованность действий.

    Помимо физического развития важно уделять существенное внимание логической деятельности. Для этой цели существует множество различных методик, например, игры, тесты или задачи на сравнение. Например, эффективным методом является подсчет предметов вслух или наглядное объяснение принципов вычитания, а также сложения. Такой подход облегчит ребенку решение задач в начальной школе и обеспечит хороший уровень подготовки.

    Для формирования у ребенка представлений математического типа важно освоить несколько умений. Профессиональный педагог чаще всего использует для работы специальный детский набор, который включает в себя геометрические фигуры, счетные палочки и другие элементы. Такой многофункциональный комплект облегчает ребенку усвоение новой информации, так как решение задач происходит на наглядном примере.

    Ребенок может создавать различные группы из фигур, освоить геометрические формы, например, квадрат или треугольник. В любом случае важно структурировать методики обучения и обеспечить комфортную подачу информации.

    Логическое мышление и диагностика

    Математическое мышление тесно связано с логической деятельностью. Именно поэтому для детей дошкольного возраста важно осуществлять комплексное, оптимальное и эффективное применение специальных методик. Процесс образования включает в себя проведение операций над определенными объектами. Например, нахождение отличий или сходства двух предметов, группировка деталей по необходимому признаку. На основе подобных задач осуществляется развитие логической деятельности у ребенка.

    Данный вид методики позволяет гораздо более успешно решать задачи в период обучения в школе и более эффективно усваивать новую информацию.

    Профессиональный педагог определяет необходимый тип работы, методики и осуществляет диагностику. В данном случае является важным переход педагога от обучающего на уровень диагностирующего. В результате этого происходит и смена деятельности, создается диагностическая ситуация для определения математического развития детей в дошкольный период.

    Каждая диагностическая ситуация требует особенного подхода. Данный процесс представляет собой взаимодействие педагога и ребенка. При этом дети должны быть активно вовлечены в процесс, отражая результат своей логической деятельности. Таким образом, в дошкольном периоде осуществляется тщательная подготовка к школе, и ребенок получает необходимые базовые знания.

    Процесс диагностики заключается в использовании различных методик, подобранных в соответствии с целью, особенностями развития ребенка и возраста детей. В результате наблюдения, применения необходимых материалов и пособий можно получить полную информацию о степени развития объекта. Полученные данные фиксируются в диагностической карте и применяются для коррекции методов образования, подбора новых технологий и закрепления знаний.

    Каждый способ диагностики математического и логического развития детей предполагает точное следование технологии. В зависимости от индивидуального уровня ребенка можно адаптировать методики и получить точный результат работы. В процессе образования каждый педагог непременно должен проводить диагностику, что позволит получить информацию о правильности выбранного направления развития. В противном случае обучение не может быть достаточно эффективным, целенаправленным и соответствующим всех необходимым требованиям.

    Основные направления работы учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья

    Основные направления работы учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья

    Содержание работы учителя-дефектолога исходит из и цели деятельности, которая заключается в обеспечении своевременной специализированной помощи детям, нуждающимся в коррекции.

    Содержание работы педагога подчинено следующим задачам (слайд) коррекционного воздействия, направленного на развитие личности ребенка:

    Прогнозирование возникновения трудностей при обучении, определение причин и механизмов уже возникших учебных проблем;

    Составление индивидуальных комплексных программ;

    Изучение уровня умственного развития детей и результатов коррекционного воздействия;

    Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;

    Консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

    Основными направлениями коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога являются: (слайд)

    Основной задачей диагностического направления можно считать (слайд)выявление трудностей формирования знаний, умений и навыков и условий их преодоления. Для этого проводится изучение уровня интеллектуального развития ребенка, наблюдение за деятельностью учащихся в процессе учебной и внеучебной деятельности.

    Первичная диагностика направлена на определение уровня актуального и «зоны ближайшего развития» ребенка, причин и механизмов трудностей в обучении, выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи. По результатам исследования происходит: распределение детей на группы (подгруппы) по ведущему нарушению, выявление детей, нуждающихся в индивидуальных занятиях.

    Динамическое изучение учащихся проводится с целью отслеживания динамики развития ребенка. Динамическое изучение проводится не менее двух раз в году.

    Этапная диагностика. Данный вид диагностики необходим для констатации результативности и определения эффективности коррекционного воздействия на развитие учебно-познавательной деятельности детей, посещающих занятия учителя-дефектолога.

    Текущая диагностика направлена на обследование возможностей воспитанников запросу родителей, педагогов и других специалистов. Данный вид деятельности проводится на протяжении учебного года, по мере необходимости.

    Обследование детей проводится по следующим диагностическим методикам (слайд)

    Коррекционное направление работы учителя-дефектолога представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса.

    Основные направления коррекционно-развивающей работы: (слайд)

    сенсорное и сенсомоторное развитие;

    формирование пространственно-временных отношений;

    умственное развитие (формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления);

    нормализация ведущей деятельности возраста;

    формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;

    готовность к восприятию учебного материала;

    формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.

    Коррекционно-развивающие занятия проводятся преимущественно индивидуально с целью достижения наиболее эффективных результатов в развитии познавательных процессов. Каждый ребенок посещает 2-3 занятия в неделю. (слайд) В подгруппы зачисляются дети с однородной структурой нарушения по 2-3 человека. При проведении занятий используются различные методы, учитываются принципы коррекционно-развивающей работы и индивидуальные особенности ребенка (слайд).

    Большое внимание уделяется предметно-развивающей среде. В кабинете много настольного и печатного материала, фланелеграф, магнитные доски. (слайд)

    В работе с детьми с интеллектуальными нарушениями используются различные программы и учебно-методические комплекты. (слайд)

    Аналитическое направление. Данное направление обеспечивает междисциплинарное взаимодействие специалистов, позволяет оценивать эффективность коррекционного воздействия и корригировать программы коррекционных занятий в соответствии с достижениями ребенка.

    Консультативно-просветительское направление предполагает оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребенка. (слайд)

    Информирование, индивидуальное консультирование.

    Родители детей с ОВЗ часто недостаточно владеют или отрицают информацию о нарушениях у ребенка. Основываясь на результатах диагностики и данных анамнеза, педагог помогает родителям разобраться и четко сформулировать трудности, с которыми необходимо работать на протяжении длительного времени. Владея всей информацией, специалист может помочь членам семьи составить план действий, направленных на получение необходимой помощи.

    Проведение открытых занятий, мастер-классов.

    Здесь педагог обучает родителей совместному взаимодействию с ребенком, специальным формам и методам работы с ним. (слайд)

    Подразумевает создание просветительских уголков, информационных стендов и буклетов (слайд)

    Из опыта работ, можно сказать, что взаимодействие учителя-дефектолога с семьей значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и получить желаемый результат в развитии каждого ребенка. Хочется отметить, что большинство родителей тесно сотрудничают со специалистом, выполняют все рекомендации, обращаются за консультативной помощью. (слайд)

    Организационно-методическое направление деятельности учителя-дефектолога включает подготовку к консилиумам, заседаниям методических объединений, педагогическим советам, участие в этих мероприятиях, а также оформление документации.

    Таким образом, в своей работе учитель-дефектолог активно включается во все сферы образовательного процесса. И очень важно знать и осознавать, что если жизнь ребенка сопровождается трудностями и проблемами физиологического развития, важно не бояться обратиться к специалисту за помощью. Ведь компенсация нарушений в познавательной и эмоционально-волевой сфере возможна только при своевременном и дифференцированном подходе к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Модуль 2. Основные направления речевого развития детей дошкольного возраста.

    Тема 1. Система работы по развитию речи детей в дошкольном учреждении

    Концептуальные основы речевого развития детей. Проблемы раннего двуязычия. Особенности русско-белорусского двуязычия у дошкольников. Основные компоненты системы речевой работы с детьми: цель, задачи, методические принципы, их психолого-педагогическое и лингвистическое обоснование.

    Психолого-педагогические основы программы речевого развития детей. Современные образовательные программы для ДОУ, сравнительный анализ подходов к содержанию обучения языку, речи, речевому общению детей дошкольного возраста в программах «Детство», «Развитие», «Радуга», «Истоки», и др. Характеристика соответствующих разделов в национальной базисной программе «Пралеска».

    Средства осуществления программы развития речи детей:

    1. Содержательное общение взрослых и детей как фактор освоения социального опыта и овладения родным языком.

    2. Культурная языковая среда. Речь воспитателя.

    3. Основные виды детской деятельности.

    4. Обучение языку и речи на занятиях.

    5. Детская художественная литература, ее роль в развитии всех сторон детской речи.

    6. Различные виды искусства (живопись, театр, музыка).

    7. Родная природа.

    Методы и приемы развития речи детей. Характеристика наглядных методов. Виды наглядности. Словесные методы, требования к их использованию. Практические методы в развитии речи детей. Классификация приемов.

    Условия успешной реализации программы речевого развития детей: обеспечение полноценного русско-белорусского двуязычного окружения в детском саду и в семье, организация содержательного общения с детьми в разных видах деятельности, сотрудничество с родителями, создание материальной развивающей среды, оснащенность педагогического процесса необходимыми пособиями и материалами.

    Диагностика и коррекция речевого развития детей.

    Детская речь как предмет изучения, исторический экскурс. Оптимизация

    процесса индивидуального речевого развития детей в ДОУ и семье – мотивация целеполагания в области диагностики детской речи. Основные направления и этапы диагностического обследования разных сторон речи детей. Стимульные диагностические материалы. Индивидуальные речевые характеристики детей. Постдиагностическая коррекционно-развивающая речевая работа с детьми в дошкольном учреждении и в семье.

    Методические рекомендации к изучению темы модуля.

    1. Функциональные характеристики родного языка, значение его в воспитании и развитии детей.

    2. Цель, задачи развития речи детей дошкольного возраста, их психолого-педагогическое обоснование.

    3. Содержание работы по развитию речи детей в национальной образовательной программе «Пралеска». Научные основы программы по развитию речи.

    4. Условия успешного осуществления программы.

    5. Методические принципы речевого развития детей дошкольного возраста.

    6. Средства реализации программы развития речи детей.

    7. Классификация и характеристика методов и приемов формирования речевой деятельности дошкольников.

    Разноуровневые задания для самостоятельной работы по теме модуля.

    1. Произвести тезирование статьи О.И.Соловьевой, подготовить устное сообщение по этим материалам.

    2. Выделить и записать усложнение программных требований к одной из сторон детской речи (грамматической, звуковой, лексической, связной речи) в программе «Пралеска».

    1. Провести сравнительный анализ современных программ речевого развития детей (двух на выбор) по схеме:

    Основные направления деятельности образовательного учреждения в классах с детьми с ОВЗ.

    Основные направления деятельности образовательного учреждения в классах с детьми с ОВЗ.

    Психолого-диагностическое изучение детей с ОВЗ:

    диагностика интеллектуального развития (наглядных и словесно-логических форм мышления, внимания, памяти, воображения и т.д.);

    диагностика социальной готовности на различных возра стных этапах развития (отношение к учебной деятельности как к общественно значимому делу и стремление к приобре тению знаний);

    изучение эмоционально-волевой готовности (умение подчиняться требованиям учителя, выполнять задания по образ цу и словесному указанию педагога, осуществлять контроль путем сопоставления с образцом как эталоном выполнения заданий).

    Специальное педагогическое изучение детей с ОВЗ.

    выявление и анализ педагогом класса типичных затрудне ний в усвоении УУД на основе результатов контрольных сре зов и итоговых работ учащихся;

    клинико-педагогическая диагностика учителем-логопедом речевых нарушений школьников;

    изучение учителем-дефектологом причин трудностей в ус воении программного материала, уровня и характера сфор мированности приемов умственной работы учащихся;

    разработка форм взаимодействия специалистов психолого-медико-педагогического консилиума;

    определение функциональных обязанностей специалис тов (психолога,учителя класса,учителя-логопеда) ;

    оформление итогово-оценочной документации.

    Создание благоприятных условий психологического микроклимата

    детей с ОВЗ в общеобразовательной школе.

    анкетирование учителей общеобразовательных классов и администра ции школы с целью выявления их отношения к детям с ОВЗ ;

    анализ результатов анкетирования родителей детей с ОВЗ с целью выявления оценки-эффективности обучения их детей;

    динамическое психолого-педагогическое изучение учащихся;

    диагностика ОУУН (общеучебных умений и навыков) учащихся;

    анализ успешности коррекционно-развивающей работы, соответствующей индивидуальной комплексной программе коррекции развития школьников и предельно допустимой нагрузке на учащихся;

    выбор главных направлений в воспитательной работе на основе результатов изучения личности каждого ребенка, се мей, особенностей класса в целом;

    включение родителей в решение коррекционно-воспита тельных задач и их особая подготовка силами школьного консилиума;

    о тслеживание информации об интеграции учащихся на массовые формы обучения и ее анализ.

    Работа психолого-педагогического консилиума в рамках общеобразовательной школы.

    В системе коррекционно-развивающего обучения, особая роль отводится психологическому и специальному педагогическому изучению обучающихся, а также динамическому наблюдению специалистами школь ного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК) за продвижением каждого ребенка. Ра бота консилиума организуется в соответствии с Положением о психолого-медико-педагогическом консилиуме (2000 г).В состав консилиума по приказу директора образователь ного учреждения вводится логопед, специальный педагог , практический психолог, медицинский работник школы, учителя классов детей с ОВЗ.

    В обязанности специалистов консилиума входит:

    изучение состояния здоровья ребенка (медицинское об следование);

    выявление уровня развития ведущего вида деятельнос ти, особенностей развития познавательной и эмоциональ но-личностной сфер (психологическое изучение);

    изучение социальной ситуации развития ребенка, запа са знаний и представлений, сложившихся в дошкольный период жизни и на начальной ступени обучения (педагогичес кое изучение).

    Итогом изучения ребенка специалистами

    установление четких целей коррекционно-развиваю щей работы с ребенком, путей и сроков их достижения;

    выработка адекватного состоянию ребенка общего под хода со стороны всех взрослых;

    выявление качеств личности и особенностей ребенка, на которые можно опереться в коррекционно-развивающей работе;

    анализ хода развития и оценка результатов учебно-педагогиче ской работы, заноситься в дневник индивидуального развития ребенка с ОВЗ.

    коррекционно-развивающего обучения, детей с ОВЗ:

    введение в содержание обучения разделов, предусмат ривающих восполнение пробелов предшествующего разви тия, формирование готовности к восприятию наиболее сложных разделов программы;

    использование методов и приемов обучения с ориентацией на «зону ближайшего развития» ребенка, создающих оптимальные условия для реализации его потенциальных возможностей;

    коррекционную направленность учебно-воспитатель ного процесса, обеспечивающего решение задач общего раз вития, воспитания и коррекции познавательной деятельнос ти и речи ребенка, преодоление индивидуальных недостат ков развития;

    определение оптимального содержания и отбор учебно го материала в соответствии с поставленными задачами.

    Среди коррекционно-развивающих задач особо выделя ются и имеют методическую обеспеченность следующие:

    развитие познавательной активности детей (дости гается реализацией принципа доступности учебного ма териала, обеспечением «эффекта новизны» при решении учебных задач);

    формирование общеинтеллектуальных умений: при емов анализа, сравнения, обобщения, навыков группи ровки и классификации;

    нормализация учебной деятельности, формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самокон троля, самооценки;

    развитие словаря, устной монологической речи в един стве с обогащением знаний и представлений детей об ок ружающей действительности;

    логопедическая коррекция нарушений речи;

    психокоррекция поведения ребенка;

    социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.

    Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса

    в классах детей с ОВЗ.

    Учебно-воспитательный процесс организуется по про граммам для классов КРО. Для отслеживания результатов этой работы ведется психологический конт роль эффективности коррекционно-развивающего обуче ния. С этой целью психолог знакомит учителей классов коррекционно-развивающего обучения с доступными методами диагностики психического развития обучающихся (наблюдения за деятельностью ученика в ходе индивидуальной и фронтальной форм работы и др.).

    Взаимодействие школьного психолога с родителями учащихся

    При работе с детьми с ОВЗ необходимо проводить анализ особенностей семейного воспитания учащихся, оп ределять типовое состояние семьи, стиль семейного воспитания, выявлять психотравмирующие факторы, находящие ся в сфере психологического контроля.

    Важное внимание уделяется разработке рекомендаций по оптимизации состояния семьи, включающих:

    ознакомление и согласование с родителями модели кор рекционной работы;

    поиск индивидуальных путей адаптации хронически бо леющих детей;

    апробацию и оценку эффективности коррекционной работы с семьей.

    ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    3. Диагностика музыкального воспитания и развития детей.pptx

    ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Зачем нужна диагностика? Процессы воспитания и развития человека осуществляются в определенных условиях. К ним относятся внутренние условия (наследственность, задатки, индивидуальные возможности и способности субъекта) и внешние условия, в числе которых семья, педагог, среда и многое другое. Эффективность решения педагогом задач воспитания и развития находится в прямой зависимости от целостного знания им условий, в которых воспитывается и развивается ребенок. 2

    Проектирование условий воспитания и развития ребенка всегда начинается с анализа первичной информации о реальном состоянии воспитанности и образованности школьника, характера предпочитаемой им деятельности, эффективности созданных условий в развитии детской личности 3

    Задачи диагностики музыкального воспитания и развития детей 1. Изучение субъектных особенностей и возможностей школьников в музыкальной деятельности; 2. Изучение своеобразия музыкального опыта ребенка и музыкальной субкультуры, подразумевающей исследование особенностей детских музыкальных интересов и предпочтений в музыкальных видах деятельности ребенка в школе и дома; изучение общих и специальных музыкально-исполнительских, музыкально-творческих умений школьников; 3. Изучение своеобразия музыкальности школьников определенного возраста; 4. Изучение особенностей самовыражения и самопроявления ребенка с помощью музыки; 5. Изучение особенностей отношения учителя музыки к музыкальному искусству, к детской музыкальной деятельности; изучение особенностей профессиональной компетентности; 6. Изучение эффективности педагогических условий, содействующих музыкальному воспитанию и развитию школьников, и индивидуально ребенка в реальном педагогическом процессе. 4

    Процесс музыкального воспитания и развития базируется на результатах диагностики: на результатах самоанализа музыкальной культуры педагога и его профессиональной компетентности; на представлениях о своеобразии ребенка как субъекта музыкальной деятельности; на представлениях об особенностях музыкального опыта детей определенного школьного возраста и конкретного ребенка; на представлениях о музыкальности и музыкальных возможностях и способностях каждого школьника; на информации об условиях педагогического процесса; на прогнозе развития музыкальной деятельности детей и развития индивидуальности каждого ребенка средствами этой деятельности в педагогическом процессе ОУ. 5

    Основные направления диагностики: диагностика музыкальных детей; диагностика детской деятельности. способностей музыкальной 6

    Диагностика музыкальных способностей детей Почему же и сегодня эта проблема является актуальной? Во-первых, потому, что до сих пор проблемой остаются сами музыкальные способности, структура музыкальности человека. Во-вторых, музыкальные способности представляют собой сложное сочетание природного (врожденного), социального и индивидуального. В-третьих, потому, что проявление способностей всегда индивидуально, что должно найти отражение в диагностике, интерпретации ее результатов. В-четвертых, существующие диагностики требуют в одних случаях уточнения, а в других и поиска новых адекватных диагностических методов. 7

    Роль диагностики музыкальных способностей Изучение музыкальных способностей позволит целостно и синтетически изучить своеобразие музыкальности ребенка и определить индивидуальный путь ее формирования в школьном образовании. Назначение диагностики музыкальных способностей школьников связано с исследованием музыкальности ребенка, изучением ее индивидуальной структуры. Результаты диагностики позволят педагогам грамотно развивать музыкальные способности ребенка в логике его индивидуального развития, его индивидуальных возможностей. 8

    Способы обследования музыкальных способностей по Н. А. Ветлугиной вслушивание, узнавание свойств музыкальных звуков; сравнивание их по сходству и контрасту; различение их выразительного значения; их воспроизведение с одновременным слуховым контролем в певческих интонациях, игре на инструментах, выразительных ритмических движениях; комбинирование звуковых сочетаний; сопоставление с принятыми эталонами. 9

    Показатели проявления музыкальных способностей детей • • • Способность воспринимать музыку, чувствовать ее ритмическую выразительность, непосредственно и эмоционально откликаясь на нее, выражающаяся: в заинтересованном, внимательном слушании музыки, о чем можно судить при наблюдении внешнего поведения детей; в различении изменений в музыке, чередования ее выразительных средств; в улавливании линии развития художественных образов, последовательности «музыкального рассказа» . 10

    Показатели проявления музыкальных способностей детей Способность оценивать «красивое» в музыке, ритмическую выразительность, проявлять музыкальный вкус в пределах, возможных для данного возраста, которая выражается: · в свободном различении характера музыки; · в правильном различении формы произведения, наиболее ярких средств его выразительности; · в способности дать вербальную характеристику музыке; 11

    Показатели проявления музыкальных способностей детей Способность выразительно, непринужденно, ритмично двигаться под музыку, проявляющаяся: · в увлеченности движением под музыку, в готовности выполнять поставленные задачи, связанные с музыкой и движением; · в непосредственной, искренней передаче игрового образа, в попытках воплотиться в этот образ, в поисках правдивых, естественных движений, соответствующих характеру музыки и сюжету игры; · в произвольности движений (умении подчинять их ритму музыки, «укладывать» во времени и пространстве, проявляя при этом быструю реакцию, инициативу, находчивость); · в ритмичности движений, свидетельствующей о правильных ощущениях метроритмической пульсации, ритмического рисунка, акцентов, сильных долей метра, музыкальной формы; в проявлении творческой инициативы, выдумки, выражающейся в придумывании, «сочинении» отдельных элементов игры. 12

    Примерная диагностика художественного восприятия музыкальных произведений детьми младшего школьного возраста Цель: изучить особенности художественного восприятия музыкальных произведений П. И. Чайковского (в единстве компонентов художественного восприятия музыки: эмоциональной отзывчивости; интереса к слушанию музыки; музыкальной эрудиции) детьми младшего школьного возраста. Используемые методы диагностики: диагностические задания, наблюдение за проявлениями детей в процессе восприятия музыкальных произведений, беседа-обсуждение. 13

    Диагностическое задание 1 Цель: изучение эмоциональной отзывчивости и устойчивости интереса дошкольников к восприятию музыки. Детям предлагается для прослушивания (1 — 1, 5 мин) два отрывка: «Песня жаворонка» из «Детского альбома» и марш из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского. В процессе наблюдения за поведением детей в ходе слушания музыки фиксируются следующие особенности восприятия: · сосредоточенность (внимание в процессе всего восприятия, его устойчивость); · воспроизведение в мимических, двигательных реакциях ритмического рисунка; · проявление у ребенка интереса к слушанию музыки; · наличие эмоционального отклика на музыку (эмоциональная активность в процессе слушания); · адекватность эмоциональных реакций передаваемому в произведении настроению. 14

    Особенности восприятия фиксируются в протоколе. Качественные проявления оцениваются по 3 -балльной системе: · 1 балл — низкий уровень эмоциональной отзывчивости: ребенок отвлекается, не слушает; · 2 балла — средний уровень эмоциональной отзывчивости: внешние показатели проявляются по инициативе взрослого, носят не устойчивый характер; · 3 балла — высокий уровень эмоциональной отзывчивости: показатели проявляются ярко, без инициативы взрослого. Таким образом, суммарный балл по результатам слушания двух музыкальных отрывков позволит определить уровень эмоциональной отзывчивости дошкольников: · 24 — 30 баллов — высокий; · 20 — 24 балла — средний; · до 20 баллов — низкий. 15

    Диагностическое задание 2 Цель: изучение особенностей музыкальной эрудиции (знаний в области музыки) младших школьников (1 класс). Метод — индивидуальная беседа с ребенком, в ходе которой задаются следующие вопросы. 1. Зачем людям нужна музыка? 2. Какие чувства выражает музыка? 3. Что ты любишь делать под музыку? 4. Что значит «классическая музыка» ? Какую классическую музыку ты знаешь? 5. Каких композиторов ты знаешь? 6. Какая музыка у твоего любимого произведения? 7. Что в музыке можно передать с помощью быстрого темпа? 16

    Критерии и уровни оценки восприятия музыки детьми младшего школьного возраста: Низкий уровень восприятия Ребенок проявляет активность только в некоторых видах музыкальной деятельности. Не узнает музыкальные произведения, которые слушались на занятиях ранее. Плохо ориентируется в музыкальных средствах выразительности. Не может объяснить их назначение. Средний уровень восприятия Ребенок понимает средства музыкальной выразительности, но не всегда может объяснить их использование. Не может проанализировать музыку. В своих ответах не уверен. Имеет музыкальные предпочтения, хорошо объясняет на примере любимых произведений свое понимание музыкального образа Высокий уровень восприятия Ребенок музыкально эрудирован. Знает музыкальные средства выразительности, может указать на некоторые из них. Дифференцированное восприятие носит осознанный, системный характер. Имеет представления о жанрах классической музыки 17

    Основные направления социально — педагогической работы в образовательном учреждении

    Основные направления социально — педагогической работы в ОУ

    Социальный педагог в школе – это специалист, который призван обеспечивать взаимодействие семьи, образовательного учреждения, различных социальных институтов в воспитании ребенка, помогать адаптироваться в сложных современных условиях.

    Основными направлениями социально-педагогической деятельности являются:

    Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов

    — проведение социальной паспортизации классов, учебного учреждения, микрорайона; — изучение и анализ культурно-бытовых отношений в семьях учащихся;

    — изучение и анализ морально-психологического фона учебного учреждения с целью выявления его воздействия на личность ученика и разработка мер по его оптимизации;

    — определение центров социально-культурного влияния на учащихся в микрорайоне школы с целью изучения их воспитательного потенциала и организации взаимодействия;

    — социально-педагогическая диагностика с целью выявления личностных проблем учащихся, семьи и др.

    Социально-педагогическая защита прав ребенка

    — выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети-инвалиды, одаренные дети), опеке, попечительстве;

    — защита прав и интересов учащихся (обращение особого внимания на оказавшихся в трудной жизненной ситуации) в различных инстанциях (педсовет, Совет по профилактике правонарушений и преступлений, Комиссия по делам несовершеннолетних, суд, прокуратура и т. д.);

    — защита и индивидуальная работа с учащимися, подвергающимися насилию и агрессии со стороны взрослых и т. п.

    Обеспечение социально-педагогической поддержки семье

    в формировании личности учащегося

    — раннее выявление неблагополучных семей;

    — создание банка данных по неполным семьям, семьям, имеющим детей с особенностями психофизического развития, опекунским семьям, семьям с приемными детьми и т. д.;

    — пропаганда здорового образа жизни в семье как необходимого условия успешной социализации детей и подростков;

    — психолого-педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье;

    — содействие включению родителей в учебно-воспитательный процесс;

    — организация «круглых столов», семинаров, встреч для родителей, педагогов, учащихся по социально-педагогической проблематике и др.

    — организация и проведение индивидуальных консультаций для учащихся, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях;

    — консультирование и специализированная помощь учащимся в профессиональном определении;

    — консультирование родителей, педагогов, классных руководителей по разрешению социально-педагогических проблем и др.

    Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация

    — раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся;

    — обеспечение профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, состоящими на различных видах учета («группа риска», внутришкольный контроль (далее — ВШК), инспекция по делам несовершеннолетних (далее -ИДН));

    — организация превентивно-профилактической работы с учащимися «группы риска»;

    — способствование пропаганде здорового образа жизни; — повышение уровня правовой грамотности учащихся и их родителей с целью профилактики девиантного поведения;

    — организация реабилитации детей испытывающих различные затруднения в системе разнообразных отношений, которые вызывают дезадаптацию (болезнь, инвалидность, стресс и пр.).

    Содействие созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности ребенка

    — сосредоточение внимания педагогов школы на проблемах и потребностях учащихся, учителей, родителей при планировании и организации учебно-воспитательного процесса, социально-педагогической деятельности; — развитие взаимопонимания и взаимодействия между учителями, учащимися и родителями.

    Поддержка социальной деятельности детей и подростков

    (возможна в виде волонтерства, проектной деятельности)

    — забота о больных, инвалидах и бедных;

    — благотворительные мероприятия для сверстников и пожилых людей;

    — работа в службах социальной защиты;

    — благоустройство города, микрорайона, двора; охрана природы и памятников культуры;

    — проведение игр и творческих занятий с младшими школьниками;

    — другое, все, что способствует личностному и профессиональному самоопределению подростка, приобщает его к общечеловеческим ценностям.

    — анализ и обобщение опыта социально-педагогической деятельности;

    — участие в методических секциях, семинарах, практикумах, конференциях различного уровня по социально-педагогическим проблемам,

    — накопление банка данных по методикам работы на основе изучения методической литературы, специальных изданий по социальной педагогике, достижений науки и практики, а также результатов проведенных социально-педагогических исследований.

    Профилактика дезадаптивного поведения и правонарушений среди учащихся — осуществляется путем индивидуальной работы с подростками, состоящими на учете в ПДН, привлечения к работе в этом направлении соответствующих специалистов. Социальный педагог совместно с классными руководителями, учителями может провести дни «Правовых знаний» по возрастным группам.

    В своей работе социальный педагог выделяет два вида дезадаптивного поведения: поведение агрессивного типа и бегство от ситуации и осуществляет профилактику как школьной дезадаптации, так и социальной.

    Школьная дезадаптация – это несоответствие социального и психологического статуса ребенка требованиям школьного обучения, овладение которыми становится затруднительными или в крайних случаях невозможным.

    Социальная дезадаптация – это устойчивое проявление личностью асоциальных форм поведения, деформация системы ценностей, саморегуляции, отчуждение от основных институтов социализации – семьи, образовательных учреждений.

    Направления работы по профилактики такого поведения заключаются в следующем: раннее выявление детей группы риска; консультативно-разъяснительная работа с родителями и педагогами; патронаж несовершеннолетнего; привлечение необходимых специалистов.

    Реабилитация и социальная адаптация детей и подростков с девиантным поведением – это направление связано

    с такими формами деятельности, как:

    — учет и контроль состояния дел и подростков с девиантным поведением (составление картотеки, систематическое ведение журнала учета работы с детьми, склонными к девиантному поведению и т.д.);

    — тестирование, интервьюирование подростков с целью выяснения причин их негативных поступков, и как следствие – помощь в устранении этих причин;

    — индивидуальное консультирование с целью помочь ребенку избавиться ребенку от дистресса, выговориться, разгрузить его морально и психологически (необходимо взаимодействие с родителями, психологом, в ряде случаев – психиатром, невропатологом, наркологом);

    — включение ребенка в группу поддержки с целью помочь ему найти в себе положительное и развить его;

    — привлечение к работе классных руководителей, как единомышленников и помощников в процессе социальной адаптации детей, для изучения семейных проблем ребенка;

    — установление контакта с семьей ребенка, при необходимости;

    защита прав ребенка – жесткое вмешательство и привлечение родителей к ответственности за отстранение от воспитания;

    — посещение семей с целью изучения условий, в которых проживает ребенок;

    — организация мероприятий, позволяющих подростку проявить свои позитивные качества, психологически раскрепоститься;

    — совместно со школьным психологом проведение цикла тренинговых занятий, направленных на снижение уровня агрессивности, развитие самоконтроля.

    В работу с опекаемыми детьми, живущими с

    лицами заменяющими родителей входит:

    — установление контакта с родственниками опекаемых и их опекунами;

    — помощь в оформлении документов;

    — оказание материальной помощи;

    — взаимодействие с инспекторами по опеке и попечительству;

    — собеседование с ребенком, при необходимости – помощь в решении его проблем (моральных, психологических, материальных). С этой целью осуществляется взаимодействие с психологом, логопедом, невропатологом, классным руководителем, администрацией школы, инспектором по опеке и попечительству;

    — посещение семей с целью изучения условий, в которых живет ребенок.

    Работа с малообеспеченными и многодетными семьями – это изучение семей учащихся школы с целью выявления малообеспеченных, многодетных, неполных, а также социально благополучных и неблагополучных семей;

    — изучение условий, в которых проживают дети из малообеспеченных и многодетных семей, с целью оказания им материальной, моральной и другой помощи;

    — работа с детьми при взаимодействии с классным руководителем, психологом, включение детей в группы поддержки, проведение индивидуального консультирования;

    — взаимодействие с комитетом по социальной защите населения, комитетом многодетных семей и т.д.;

    — помощь в трудоустройстве старших детей, определении младших детей в детский сад, в лагеря отдыха, в санатории.

    Работа с родителями может принимать различные формы, в том числе:

    Правовое воспитание родителей:

    — знакомство родителей с нормативно- правовыми документами по защите прав ребенка, обязанностям родителей в отношении воспитания ребенка;

    — взаимодействие с сотрудниками полиции, членами комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

    Индивидуальная работа с родителями в конфликтных и предконфликтных ситуациях;

    — деловые игры с целью выявления проблем и перспектив развития отношений в системах: школа – семья, учитель – родитель, родитель – ребенок, учитель – ребенок ( в центр внимания деловых игр ставятся интересы детей, разъясняются формы защиты прав ребенка).

    2. Просветительская работа с родителями (организация встреч со специалистами различного профиля).

    3. Создание групп поддержки, взаимопомощи, вовлечение родителей в процессе жизнедеятельности школы.

    Работа с педагогическим коллективом школы.

    Все работники школы непосредственно связаны с ребенком и его семьей, поэтому социальному педагогу необходимо установить контакт и сотрудничество с каждым из них. Главная цель такого профессионального взаимодействия – защита интересов ребенка, создание оптимальных условий для его индивидуального развития.

    Формами работы в этом направлении могут быть: консультирование; правоведение деловых игр, тренингов для выявления единства педагогического коллектива в вопросах воспитания детей в школе, в семье; развитие профессиональных приемов работы с «детьми находящимися в трудной жизненной ситуации», СОП и их родителями, обучение методикам работы с классом, группой учащихся и т.д.; создание условий для обмена учителей опытом работы.

    — представляет собой обоснованную систему социально – экономических, психолого – педагогических, производственно – технических мер, направленных на оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении.

    Система профессиональной ориентации включает в себя следующие компоненты: профессиональное просвещение (профинформация), профессиональная диагностика, консультация, отбор и адаптация.

    Основные задачи профориентационной работы – это постепенное формирование у школьников внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего профессионального развития;

    — формирование положительного отношения к труду как ценности в жизни;

    — развитие познавательного интереса к разнообразным сферам трудовой деятельности;

    — оказание морально – эмоциональной поддержки учащимся (формирование оптимистического отношения к своему профессиональному будущему);

    — формирование целеустремленности, предприимчивости, деловитости;

    — диагностика ценностных ориентаций, установок в выборе профессии, профессиональной предрасположенности;

    — разработка программы реализации профессионального выбора учащегося.

    Направления и формы работы школьного социального педагога раскрывают содержательную сторону его функциональных обязанностей, учитывают специфику детского и педагогического коллективов, микросоциума школы. Можно выделить следующее:

    — изучение медико — психологических и социально – педагогических особенностей личности учащихся, условий их жизни, специфики микросреды;

    — выявление детей группы риска;

    — осуществление профилактической работы по предупреждению школьной и социальной дезадаптации, девиантного и делинквентного поведения;

    — осуществление правового просвещения учащихся;

    — разработка и реализация программ коррекции и реабилитации отклоняющегося поведения учащихся;

    — взаимодействие с семьями учащихся с целью совместного решения проблем воспитания и развития личности ребенка;

    — взаимодействие с психологами, учителями и классными руководителями с целью создания условий для реализации прав и свобод учащихся;

    — профилактика и разрешение конфликтных ситуаций с участием несовершеннолетних;

    — взаимодействие с правоохранительными органами, службами социальной защиты и занятости населения, медицинскими учреждениями, общественными, благотворительными организациями;

    — участие в работе педагогических советов и методических объединений.

    Остановлюсь подробнее на некоторых направлениях и формах работы социального педагога.

    Свою социально – педагогическую деятельность осуществляю в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья. Работаю с различными по возрасту категориями детей и взрослых. Организую социально-педагогическую деятельность, исходя, прежде всего из интересов и потребностей ребенка и семьи. Совместно с ними, опираясь на личностные, возрастные и индивидуальные особенности и имеющийся жизненный опыт, активизирую их позицию в интересах реализации жизненных планов.

    Содействую развитию природного потенциала ребенка, его способностей, задатков, социальной инициативы и творческого потенциала. Организую социально-педагогическую деятельность, стремлюсь обогатить растущую личность новым социальным опытом, расширить сферу знаний, умений и навыков, необходимых для жизнедеятельности в обществе, семье, ближайшем окружении. Активно использую в целях социального воспитания, социализации личности: социокультурные условия среды обитания личности, национальные традиции и обычаи, региональные возможности, сохраняя и развивая их.

    В своей работе направляю усилия на создание гуманных, комфортных условий в системе обучения, воспитания, жизненной среды обитания ребенка, на оказание помощи ребенку в его саморазвитии, самосовершенствовании и самореализации.

    Работаю над устранением тех явлений, которые негативно влияют на самочувствие личности, семьи, детского, педагогического коллектива, организацию процесса социального воспитания. Привлекаю различные учреждения, организации, общественные и частные структуры к взаимодействию в целях расширения жизненного пространства ребенка, его воспитания и социализации.

    Профессиональную деятельность в этом направлении осуществляю с помощью овладения методами диагностики социума, изучения ее воздействий на ребенка, семью, воспитательно-образовательное учреждение.

    Исследую взаимоотношения, которые складываются в классном, общешкольном коллективе, группе, объединении, содействую организации в них воспитательного процесса, социально значимой деятельности. Помогаю устанавливать и решать социальные и эмоциональные проблемы в классных коллективах, проблемы, которые являются помехой в обучении, посещаемости, общении, проявлении личностной позиции в коллективе. Оказываю помощь педагогическому коллективу: консультирую педагогов, помогаю им понять ребенка и его проблемы, найти пути их разрешения. Информирую и обсуждаю вместе с педагогами проблемы конкретного ребенка, состояние его здоровья, сферу его интересов, склонностей и способностей, условия семейной жизни и воспитания. Веду совместную работу по планированию социального воспитания, работе с семьей, анализирую педагогическую деятельность и ее результативность.

    Работаю с семьями, имеющими кризисные ситуации, конфликты, нуждающимися в социальной помощи и поддержке, неполными, многодетными, малообеспеченными, молодыми семьями, с группами «риска». Помогаю семье в расширении знаний о своих детях, их развитии, поведении, углубляю педагогическую образованность членов семьи, содействует процессу семейного воспитания.

    Забочусь о благополучии ребенка в семье, вмешиваюсь в семейные отношения в случаях жестокого обращения с ребенком, нарушения его прав и интересов, вношу предложения о лишении прав родителей на ребенка. Способствую укреплению семейных отношений, согласовываю действия воспитательно-образовательного учреждения и семьи в интересах развития и воспитания ребенка, нахожу пути включения родителей в совместную воспитательно-образовательную деятельность.

    В своей деятельности прежде всего направляю свои действия на объединение усилий всех тех, кто профессионально может помочь данным категориям решить как материальные, так и социальные проблемы: социальных, медицинских работников, психологов, юристов, педагогов и т. д.

    В работе с детьми-сиротами забочусь об их материальном и социальном обеспечении, жизнеустройстве, направляю свои усилия на снятие у ребенка комплекса одиночества, неполноценности, решаю проблемы социальной депрессии, расширяю сферу их позитивного общения, обучаю способам самостоятельной жизни. Способствую организации их отдыха, лечения, оздоровления, трудоустройства, психокоррекции и других видов социальной помощи.

    Группу «риска» составляют прежде всего те категории детей и молодежи, которые склонны к алкоголизму, наркомании, проституции, суицидальным действиям и поступкам или имеют отклонения в нормах поведения.

    В работе с ними выявляю причины, мотивы, лежащие в основе развития аномалий, а также направляю усилия на поиск их устранения. Оказываю содействие личности в организации ее здорового образа жизни, включении ее в различные формы социальной деятельности. Совместно с ребенком, его семьей составляю индивидуальные программы реабилитационной и коррекционной работы, слежу и корректирую их выполнение, ищу подходы и варианты для тех, кто нуждается в социальном обустройстве и вывожу на решение этих проблем других специалистов.

    В профессиональной деятельности взаимодействую с государственными, муниципальными органами и общественностью.

    Источники:

    http://deti.center/doshkolnyy_vozrast/diagnostika_matematicheskogo_razvitiya_detej_doshkolnogo_vozrasta.html

    http://www.maam.ru/detskijsad/-osnovnye-napravlenija-raboty-uchitelja-defektologa-s-detmi-s-ogranichenymi-vozmozhnostjami-zdorovja.html

    https://lektsii.org/9-27329.html

    https://infourok.ru/osnovnie-napravleniya-deyatelnosti-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-v-klassah-s-detmi-s-ovz-971535.html

    http://present5.com/diagnostika-muzykalnogo-vospitaniya-i-razvitiya-detej-shkolnogo-vozrasta/

    https://infourok.ru/osnovnie-napravleniya-socialno-pedagogicheskoy-raboti-v-obrazovatelnom-uchrezhdenii-1078409.html