Особенности развития эмоций у детей

Особенности и развитие чувств и эмоций у детей среднего дошкольного возраста

Дошкольник в 4-5 лет — это человек с богатым и разнообразным эмоциональным миром, он глубоко чувствует, его переживания, прежде всего, тесно связаны с отношениями в кругу близких.

Основные изменения в эмоциональной сфере у детей на этапе дошкольного детства обусловлены установлением иерархии мотивов, появлением новых интересов и потребностей.

Вся жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети, гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть, так как они почти совсем не знают себя и не умеют владеть собой. Вот почему они способны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени.

Руди, действуя молотком, старательно пытался прибить гвоздем к палке флажок из материи. Гвоздь не вбивался, несмотря на многократные попытки ребенка. И вот Руди, всхлипывая сдержанными слезами, не переставая забивать гвоздь, произносил, стоя с гвоздем в руках, следующие слова: «Да что ж это такое? Да что же это такое? Опять выпал! Да что же это за безобразие. » Слезы, всхлипывание и перерыв в работе. «Ведь это прямо безобразие!» — плаксиво восклицал он, опять начиная забивать, но так же неудачно. Тогда с большим страданием в голосе он восклицал: «Ведь это невозможно терпеть! Это прямо невозможно терпеть!» Ревел и вновь начинал стучать молотком. (Из наблюдений Н. Н. Ладыгиний-Котс.)

Настроение ребенка во многом зависит от взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.

Чувства ребенка-дошкольника постепенно теряют импульсивность, становятся более глубокими по смысловому содержанию. Тем не менее, остаются трудно контролируемыми эмоции, связанные с органическими потребностями, такими как голод, жажда и т. д. Изменяется и роль эмоций в деятельности дошкольника. Если на предыдущих этапах онтогенеза основным ориентиром для него являлась оценка взрослого, то теперь он может испытывать радость, предвидя положительный результат своей деятельности и хорошее настроение окружающих.

Постепенно ребенком-дошкольником осваиваются экспрессивные формы выражения эмоций — интонация, мимика, пантомимика. Овладение этими выразительными средствами, кроме того, помогает ему глубже осознать переживания другого. Свое влияние на эмоциональное развитие оказывает развитие познавательной сферы личности, в частности, включение речи в эмоциональные процессы, что приводит к их интеллектуализации.

На протяжении дошкольного детства особенности эмоций проявляются вследствие изменения общего характера деятельности ребенка и усложнением его отношений с окружающим миром. Интенсивное развитие любознательности способствует развитию удивления, радости открытий.

Эстетические чувства также получают свое дальнейшее развитие в связи с собственной художественно-творческой деятельности ребенка.

Симпатия и сочувствие побуждают ребенка к совершению первых нравственных поступков. Даже 4-5-летний ребенок выполняет нравственные нормы, проявляя чувство долга прежде всего по отношению к тем, кому симпатизирует и сочувствует. Первые более или менее сложные проявления чувства долга возникают у детей 4-5 лет. Теперь на базе жизненного опыта и первоначальных нравственных представлений у ребенка зарождается моральное сознание, он способен понимать смысл предъявляемых ему требований и относить их к своим поступкам и действиям, а также к действиям и поступкам других.

Дошкольники испытывают чувства любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам, часто проявляют по отношению к ним заботу, сочувствие.

3,0,4. Мать споткнулась на ступеньках, ведущих из одной комнаты в другую. Гюнтер прежде всего пытается помочь ей встать, затем начинает дуть на ушибленное место, повторяя с тревогой: «Теперь лучше?» Чтобы не дать заметить детям своей сильной боли, мать ушла в другую комнату. Гюнтер притаскивает к двери табуретку, вскарабкивается на нее, нажимает ручку и снова спрашивает нежным тоном: «Теперь лучше?» Потом возвращается на место падения и уносит стоящее там ведро, которое считает причиной несчастья, говоря, что не. хочет, чтобы оно повторилось. (Из наблюдений К. Штерн.)

Любовь и нежность по отношению к другим людям связаны с возмущением и гневом против тех, кто выступает в глазах ребенка в качестве их обидчиков. Ребенок неосознанно ставит себя на место человека, к которому он привязан, и переживает боль или несправедливость, испытанную этим человеком, как свою собственную.

Ребенок переживает радость, удовлетворение при совершении им достойных поступков и огорчение, возмущение, недовольство, когда он сам или другие нарушают общепринятые требования, совершают недостойные поступки. Переживаемые чувства вызываются не только оценкой взрослых, но и оценочным отношением самого ребенка к своим и чужим поступкам. Такие чувства он испытывает при совершении действий и поступков по отношению к людям, с которыми он находится в непосредственном общении, питает привязанность, симпатию, сочувствие, но сами эти чувства неглубоки и неустойчивы.

Развитие товарищества и дружбы происходит задолго до того, как дети начинают осознавать свои отношения с товарищами с точки зрения моральных норм. В 5 лет у ребят преобладает дружба поочередно со многими детьми, в зависимости от обстоятельств. Широко распространена дружба сразу с несколькими детьми и непродолжительная индивидуальная дружба со многими по очереди.

Ключевыми моментами эмоционального развития ребенка среднего дошкольного возраста являются:

· освоение социальных форм выражения эмоций;

· формируется чувство долга, получают дальнейшее развитие эстетические, интеллектуальные и моральные чувства;

· благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными;

· эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.

Развитие эмоций у детей.

Эмоциональная сфера, жизнь чувств проходит у ребёнка длинный путь развития, прежде чем достигнет той сложности и многообразия, которые доступны взрослому человеку.

На основании наблюдений, проведённых над эмоциональными реакциями новорождённых, Уотсон утверждает, что реакция гнева, страха и любви у детей врождённы. Однако целый ряд последующих более тщательных исследований (М. Шерман, Пратт, Нельсон, Сун 155 и др.) показал, что реакции страха и гнева в первое время после рождения неразличимы; они дифференцируются позже. Повторив опыты Уотсона, Шерман установил — путём опроса многих лиц, в числе которых были также лица, специализировавшиеся на уходе за детьми, — что определение характера эмоциональной реакции младенцев основывалось по преимуществу на знании ситуации, стимула; в тех случаях, когда эти последние были неизвестны, определение эмоциональной реакции становилось очень шатким, недостоверным.

155 Краткую сводку новейших исследований по этому вопросу см. М. С. Jones and В. S. Burks, Personality development in Childhood. A Survey of Problems, Methods and experimental Findings, Waschington, 1936.

Шерман, Бридж, Бюлер и др. допускают поэтому в качестве первичных лишь очень недифференцированные реакции «избегания неудовольствия», на основе которых лишь впоследствии образуются относительно сложные реакции «страха» и «гнева», объединяющие в единое целое ряд компонентов, и такую же недифференцированную сначала положительную реакцию.

Самые ранние эмоциональные проявления ребёнка связаны прежде всего с органическими потребностями и ощущениями. Потребность в пище, ощущения холода и мокроты, утрата равновесия, давление и препятствие свободе движений вызывают первые отрицательные реакции ребёнка эмоционально-аффективного типа, аналогичные реакции страха, гнева и др. Ласка уже очень рано, через несколько недель после рождения, вызывает многообразные внешние проявления, обычно связанные с чувством удовольствия: общее возбуждение, потягивания, вздохи, ускорение пульса и периферического кровообращения, больший блеск глаз и пр. Аналогичное возбуждение вызывают движения. Мышечные, кинестетические ощущения очень рано порождают проявления, напоминающие выражение радости, — общее возбуждение, вздрагивание, гортанные звуки и щебетание, очень похожее на выражение удовольствия. С возрастающей лёгкостью движений сопровождающие их положительные эмоциональные проявления увеличиваются.

Внешние возбудители эмоциональных реакций сначала очень немногочисленны и ограничиваются элементарным раздражителем: реакция «гнева», например, вызывается стеснением движений при пеленании, реакция «страха» — утратой опоры и громкими звуками (Уотсон).

Важнейший этап в дальнейшем эмоциональном развитии ребёнка наступает тогда, когда не только ощущения, но уже и представления начинают вызывать всё более многообразные и сложные чувства. На этой новой основе возникают новые чувства, отражающие всё более сложную и всё более сознательную жизнь. Расширяется круг тех явлений, которые вызывают эмоции. Не только сильный шум или утрата равновесия, но и целый ряд других явлений, необычных для ребёнка или представляющихся ему на основании его расширяющегося опыта угрожающими, опасными, могут уже вызвать у него страх. Необходимым становится в связи с этим достаточно бережное и правильное обращение с ребёнком, чтобы не внедрить в него уже в ранние годы ненужного страха перед целым рядом явлений.

Заодно с расширением круга явлений, которые вызывают у ребёнка определённые, уже доступные ему эмоции, расширяется и круг эмоций или чувств, доступных ребёнку. Рано проявляется у ребёнка чувство симпатии к близким людям, непосредственно его окружающим, заботящимся о нём. Уже в раннем детстве, в преддошкольном возрасте можно наблюдать у детей более или менее ярко выраженные симпатии и предпочтения к матери или отцу, к бабушке и т. д. Это чувство симпатии постепенно начинает распространяться на более широкий круг людей, обнимая и тех, кто менее близко соприкасается с ребёнком, на животных и т. д. Оно становится вместе с тем всё более сознательным.

С этого, сначала очень несложного, чувства симпатии начинается развитие у ребёнка социальных чувств. В связи с развитием социальных чувств совершается и развитие личностных чувств — самолюбия, чувствительности к обиде, к порицанию и к похвале и т. д.

В дошкольном возрасте, а иногда и раньше можно наблюдать у детей уже и проявление эстетических чувств. Маленький Серёжа Б. мог в возрасте 2 лет часами с блаженной улыбкой и вспышками величайшего восхищения слушать музыку — Баха, Моцарта, Бетховена. В 2 года, услыхав впервые мычание коровы, он стал со страдальческой гримасой и слезами на глазах жаловаться матери — «как она некрасиво поёт» — и просил, чтобы это «пение» прекратили.

Тонкостью своего эстетического чувства некоторые дети резко выделяются среди своих сверстников. Нужно вообще сказать, что в отношении эстетических, как и вообще всех высших, более тонких чувств существуют очень значительные индивидуальные различия; индивидуальные особенности в этом отношении уже сравнительно рано начинают перевешивать возрастные.

Уже в пределах дошкольного возраста эмоциональная жизнь ребёнка может достичь относительно значительного богатства и разнообразия, в особенности если воспитание даёт для их развития достаточную пищу. При всём том эмоциональная жизнь ребёнка-дошкольника, конечно, ещё очень существенно отличается от эмоциональной жизни взрослого. И у маленького дошкольника есть свои радости и печали, и для него они такие же большие и важные, как для взрослых те, которые их волнуют, но это другие радости и другие печали, другие события их вызывают, и само содержание чувств иное.

При всём многообразии индивидуальных различий в эмоциональных проявлениях разных детей некоторые общие черты, характеризующие более общие возрастные особенности эмоциональной сферы дошкольника, проявляются скорей всего в общей динамической стороне эмоциональных проявлений. В дошкольном возрасте детям по большей части свойственна относительно значительная эмоциональная возбудимость и слабая эмоциональная устойчивость. И в этом отношении, конечно, возможны значительные индивидуальные различия, связанные с особенностями темперамента. Но по большей части преддошкольник и маленький дошкольник легко приходят в возбуждение; малейший повод может вызвать проявление шумной радости или печали. Эти чувства так же быстро гаснут, как и загораются; иногда на глазах ребёнка ещё не просохли слёзы, а на губах уже играет улыбка. Значительная эмоциональная возбудимость дошкольника сказывается и на восприятии, и на мышлении дошкольника; она накладывает отпечаток на все его психические проявления, на весь психический облик ребёнка.

В школьном возрасте обычно наблюдается значительное снижение эмоциональной возбудимости. Благодаря этому дети 9-11 лет часто производят впечатление относительно большей уравновешенности и кажутся в этом отношении порой более похожими на взрослых, чем даже подростки, снова часто более возбудимые. При всём том устойчивость эмоциональных проявлений у ребёнка в первом школьном возрасте обычно не очень велика. Нет ещё в частности устойчивого круга сложившихся интересов.

По своему содержанию чувства школьника становятся значительно содержательнее и сложнее. Общее умственное развитие ребёнка под влиянием школьного обучения сказывается и на его чувствах, делает их осмысленнее, разумнее, сложнее. Вхождение в школу обычно знаменует новый этап и для эмоциональной жизни ребёнка. Поступление в школу и начало школьного обучения, с одной стороны, сильно расширяет умственные горизонты ребёнка, порождает новые интересы, даёт новое содержание и направление его эмоциональной жизни; с другой стороны, с вхождением в школу изменяются и отношения ребёнка с окружающими. Вхождение в школьный коллектив, расширение круга интересов и изменение характера связей с окружающими приводит к новому развитию социальных чувств. Иной характер приобретают товарищеские и дружеские чувства. Чувства симпатии становятся более сознательными, мотивированными и более прочными; завязываются товарищеские связи, которые иногда объединяют детей на много лет. Ввиду особой роли, которая принадлежит учителю в школе, существенное место в эмоциональной жизни ребёнка в школьные годы может и должно занять отношение к учителю.

При правильной постановке общественного воспитания в школе чувства ребёнка рано начинают выходить за пределы ближайшего окружения. Если при воспитании ребёнка в замкнутой буржуазной семье или мнимо «аполитичной» школе все чувства ребёнка обычно ограничены сферой узко личных отношений, то это ни в коем случае не является будто бы всеобщей возрастной закономерностью. Нашим, даже младшим, школьникам оказываются доступными чувства симпатии к угнетённым, негодование по отношению к их угнетателям, восхищение перед героизмом советских лётчиков и т. п.

Наряду с высоким развитием эстетического чувства у некоторых совсем маленьких детей, нередко приходится наблюдать большую ещё незрелость в этом отношении у школьников. Маленькие школьники, например, редко умеют отличить художественное совершенство или несовершенство игры актёра от привлекательности или непривлекательности изображаемого им действующего лица и т. п. Развитие эстетических чувств, связанных с пониманием художественной ценности произведений искусства, требует специальной культуры, эстетического воспитания.

Значительные сдвиги происходят в процессе развития в дифференцированности эмоций и их объективности. Эмоции становятся менее диффузны. У ребёнка эмоциональное отношение к предмету распространяется на все его части и с частей на весь предмет. Дети в начале школьного возраста могут найти красивым даже самый безобразный почерк, если ребёнок, которому он принадлежал, им симпатичен. Лишь позднее эмоциональные оценки становятся более дифференцированными и объективными — ребёнок мог быть симпатичен, а почерк его — не нравиться, и наоборот, — ребёнок может не нравиться, а почерк его — признан красивым.

Сначала субъективные эмоциональные переживания ребёнка в известной мере непосредственно включаются в его восприятия, и лишь затем познание мира и эмоциональное к нему отношение дифференцируются. В дальнейшем отношение чувств к предметному миру снова восстанавливается на новой основе: отдифференцировавшись от восприятия, чувства получают вместе с тем всё более определённую предметную отнесённость; они организуются вокруг определённых предметных областей и становятся всё более стойкими формами предметного сознания, выражая изменённое отношение подрастающего человека к миру. Сначала они относятся преимущественно к частным реальным объектам. Затем, особенно в подростковом и юношеском возрасте, происходит двоякий сдвиг: не ограничиваясь единичными частными объектами, эмоции распространяются на область общего и отвлечённого; не только вещи, но и идеи начинают привлекать к себе. Вместе с тем преодолевается эмоциональная поглощённость непосредственным окружением, характерная сначала для детей. Эмоциональное развитие человека проходит в этом отношении путь, аналогичный пути его интеллектуального развития: чувство, как и мысль ребёнка, сначала поглощено непосредственно данным; лишь на определённом уровне развития оно высвобождается от непосредственного окружения — родных, близких, в которое ребёнок врос, и начинает сознательно направляться за пределы этого узкого окружения. Заодно с перемещением эмоций от единичных и частных объектов в область общего и абстрактного, происходит другой, не менее показательный сдвиг — чувство становится избирательным. Его объект из частного и единичного становится индивидуализированным: вот именно этот человек и только он привлекает к себе. Лишь соединение этих двух моментов — индивидуализации с общностью и идейностью — определяет специфику зрелого чувства, формирующегося у подростка.

Происходящий у подростка и юноши процесс включения его в культуру той общественной среды, к которой он принадлежит, влечёт за собой расширение и перестройку его эмоциональной сферы. Новые области предметного мира приобретают для него жизненный смысл, и новые чувства начинают светиться и пламенеть в нём. В человеке формируются новые чувства — этические, эстетические и т. д., и новые сферы бытия, до сих пор блёклые и безразличные, загораются яркой, праздничной жизнью. Чувства человека при этом всё более объективируются, «опредмечиваются»; они теряют узко личный характер: нравится и привлекает уже не только то, что приятно. Вместо того чтобы полонить и направлять суждение человека, чувство начинает часто перестраиваться и направляться в сторону, определяемую идеологией.

Подросток включается в коллектив, объединённый идейными интересами и установками; сами чувства его перестраиваются; для него становятся доступными чувства к другим людям на основе идейной общности. Социальное, а в классовом обществе классовое содержание эмоций выступает всё более явственно и осознанно. Растёт и крепнет чувство классовой солидарности. Оно начинает охватывать трудящихся всего человечества. Вместе с тем всё сознательнее становится совсем особое чувство советского патриотизма, который теснейшим образом сочетается с интернационализмом, чувство к своей родине, являющейся идейной родиной трудящихся всего мира.

В эмоциональной сфере находит себе отражение всё многообразие социальных отношений, в которые включается юноша, и идеология, из которой он исходит. Вместе с тем его чувства становятся и всё более индивидуализированными, — они всё в большей степени выражают его характер. Всё более многообразными становятся проявляющиеся в них индивидуальные различия установок, интересов, идеалов, отражающие индивидуальный путь развития юноши, формирования его личности и её направленность. В этом процессе формирования личности подрастающего человека существенную роль играет воспитание.

Развитие эмоций неразрывно связано с развитием личности в целом. Эмоции и чувства, которые появляются у человека на определённой стадии его развития, не являются обязательно лишь продолжением, хотя и усложнённым опытом, его эмоций на предшествовавшей стадии. Эмоции не развиваются сами по себе. Они не имеют своей собственной истории; изменяются установки личности, её отношение к миру, складывающееся в деятельности и отражающееся в сознании, и вместе с ними преобразуются эмоции. Эмоции не развиваются из эмоций в замкнутом ряду Чувства, специфичные для одного периода, не находятся в непрерывной связи с чувствами предшествующего периода. Новые чувства появляются вместо старых, уже отживших. Когда определённая эпоха в жизни человека отходит в прошлое и на смену ей приходит новая, то вместе с тем одна система эмоций сменяется другой. В развитии эмоциональной жизни имеется, конечно, известная преемственность. Но переход от чувств одного периода к чувствам последующего опосредован всем развитием личности.

В свою очередь одно какое-нибудь чувство, ставшее особенно значительным переживанием для данной личности, может определить как бы новый период в её жизни и наложить на весь её облик новый отпечаток. В. Г. Короленко в своих автобиографических записках рассказывает, как впечатление, произведённое на него первым уроком нового учителя, стало как бы поворотным моментом в истории его развития, а А. М. Горький в «Детстве» пишет: «Дни нездоровья (после обиды, нанесённой ему побоями деда. — С. Р.) были для меня большими днями жизни. В течение их я, должно быть, сильно вырос и почувствовал что-то особенное. С тех пор у меня явилось беспокойное внимание к людям, и, точно мне содрали кожу с сердца, оно стало невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой». 156

156 М. Горький, Детство, Соч., т. 16, 1933, стр. 24; А. М. Горький, Детство // Полн. собр. соч.: В 30 т. М., 1972. Т. 15. С. 29.

Воспитание через эмоциональное воздействие — очень тонкий процесс. Менее всего именно здесь, в развитии эмоциональной стороны личности, приемлемо и допустимо механистическое упрощенчество. Теоретические ошибки механистических теорий могут привести на практике к очень пагубным последствиям.

Для представителей тех теорий, для которых эмоция — или бесполезный пережиток, или дезорганизатор нашего поведения, единственным педагогическим выводом должно было бы быть признание целесообразности подавления и преодоления эмоций. Но в действительности эмоции выступают далеко не только как дезорганизующие «шоки»; они могут быть мощным стимулом к деятельности, мобилизующим нашу энергию.

Основная задача поэтому заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направить. Это большая по своему жизненному значению проблема.

При её разрешении нужно учесть следующее: можно себе поставить сознательную цель что-нибудь понаблюдать, запомнить, продумать и т. д., но нельзя себе поставить прямой целью испытать определённое чувство. Всякая попытка его непосредственно вызвать в себе может породить лишь игру в чувство, актёрскую позу, вывих, фальшь, — что угодно, но только не чувство. Большой мастер практической — сценической — психологии К. С. Станиславский отлично это понимал и ярко показал. Сказанное им относится не только к чувствам актёра на сцене. То же верно и для чувств человека в жизни. Подлинные чувства — переживания — плод жизни. Они не делаются, они возникают, зарождаются, живут и умирают, но возникают они, так сказать, по ходу действия, в зависимости от изменяющихся в процессе деятельности человека его отношений к окружающему. Поэтому нельзя произвольно по заказу вызывать у себя чувство: чувство в своей непосредственности прямо не подвластно извне на него действующей воле, оно — своевольное дитя природы. Но чувства можно косвенно, опосредованно направлять и регулировать через посредство деятельности, в которой они и проявляются и формируются.

Формирование и переделка эмоций совершается по преимуществу в результате включения человека в новую практику, изменяющую его основные установки, общую направленность личности. Существенное значение имеет при этом не голая автоматическая деятельность, а новое осознание стоящих перед человеком задач и целей. Существенное значение в воспитании эмоций имеет также повышение общего уровня развития и широты его, совершающееся в процессе умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Если неправильно стремление подавлять или искоренять эмоции, то, однако, умение регулировать их проявления необходимо. Желательно, чтобы наша деятельность, направленная на разрешение стоящих перед нами задач, была насыщена эмоциональностью, мобилизующей нашу энергию, но эмоции не должны превратиться в основной регулятор нашей деятельности. Признание их основным регулятором в конечном счёте неизбежно оказывается более или менее утончённой формой старой гедонической теории, согласно которой высший закон, определяющий человеческое поведение, сводится к тому, что человек всегда стремится к наслаждению или удовольствию, к приятному и избегает неприятного. Это утверждение не соответствует не только какой-нибудь выспренной морали, но и трезвым фактам действительности. Эмоциональные факторы могут быть одним из мотивов поведения, но вопрос о регулировании человеческой деятельности в целом не решается одними эмоциями; он ставит перед психологией проблему воли.

§ 4. Развитие эмоций и чувств у детей

Важнейшее значение в эмоциональном развитии ребенка имеют общение с окружающими людьми и игра, в процессе кото­рых формируются основы социальных чувств.

Ребенок дошкольного возраста эмоционально легко возбудим, но эмоции его обычно малоустойчивы. В дошкольном возрасте начинают заметно развиваться высшие чувства — моральные (в процессе игр, когда ребенок приучается подчинять свое поведение общим требованиям коллектива, при слушании сказок и рассказов и т. д.), эстетические (в процессе занятий музыкой, пением, рисованием, лепкой), интеллектуальные (в связи с развитием познавательных интересов и элементарными формами учебной деятельности в старших группах детского сада).

Начало обучения в школе порождает существенные изменения в эмоциональной жизни детей, у них постепенно развивается уме­ние владеть своими эмоциями, хотя самые младшие школьники еще не могут сдерживать проявление эмоций. Обычно лица и позы детей очень ярко выражают их эмоциональные переживания. Неумением сдерживать свои эмоции объясняется также и возникновение у детей аффективных состояний, их склонность к крат­ковременным бурным проявлениям радости и горя. Правда, такие Эмоциональные состояния у младших школьников нестойки. Дети так же легко успокаиваются, как возбуждаются.

Возникновение эмоций у младших школьников связано с кон­кретной обстановкой. Непосредственные наблюдения тех или иных событий или яркие жизненные представления и пережи­вания — все вызывает у детей этого возраста соответствующие эмоции. Всякого же рода словесные нравоучения, не связанные с определенными примерами и жизненным опытом детей, обычно не вызывают у них нужных эмоциональных откликов. Это важно учитывать и в учении: эмоционально окрашенные факты запоми­наются детьми прочнее и на более длительный срок, чем факты, им безразличные. Поэтому эмоциональная приподнятость должна служить основой всякой воспитательной работы. Чем младше ребенок, тем это положение имеет большее значение.

Учение и коллективная деятельность способствуют развитию у детей высших чувств. У младшего школьника интенсивно форми­руются такие моральные чувства, как чувство любви к Родине, со­чувствие к угнетенным и ненависть к их угнетателям, чувство кол­лективизма, товарищества. Выполнение определенных обязанно­стей в школьном коллективе, совместная учебная и общественная деятельность, взаимная ответственность друг перед другом и перед классом в целом приводят к тому, что у учащихся накапливается необходимый практический опыт морального поведения в коллек­тиве. На основе этого опыта у школьников формируется чувство долга и ответственности, умение подчинять свои чувства и личные интересы общим целям и интересам коллектива.

Особенность младшего школьного возраста та, что формиро­вание нравственных чувств часто опережает знание ребенком норм морального поведения. Школьник не всегда может объяс­нить, почему надо вести себя соответствующим образом в той или иной обстановке, но моральное чувство, сформировавшееся на основе предыдущего жизненного опыта, нередко правильно подсказывает ему, что такое хороший или дурной поступок. Поэтому при воспитании моральных чувств детей необходимо опираться на их практический опыт морального поведения, созда­вать условия для расширения и обогащения этого опыта.

Что касается эстетических чувств, то у младших школьни­ков они более интенсивно развиваются в деятельности, нежели при восприятии художественных произведений. Рисуя, младшие школьники учатся видеть яркие, солнечные цвета, такие веселые, что разглядывать их приятно. Ребенок узнает, что сильное впе­чатление производят одни сочетания цветов, например сочетание светло-зеленого с красным, а другие сочетания цветов выглядят мрачно, например сочетание черного с фиолетовым. Но при восприятии картины дети обращают внимание прежде всего на ее содержание и не видят других художественных достоинств.

При соответствующем музыкальном обучении и воспитании значительно расширяются и углубляются эстетические пережива­ния детей, им становится понятным и содержание некоторых музыкальных произведений. Например, учащиеся II класса на вопрос учителя, какая бывает музыка о героях, отвечали: «Торже­ственная — это когда идут в наступление, когда какая-нибудь победа; веселая — когда бойцы освобождают паши города и поют песни; воинственная — когда идут в бой; грозная — когда разгорается бой; грустная — когда бойцы хоронят своего то­варища».

Большие возможности для формирования эстетических чувств предоставляет знакомство с природой, особенно когда это соче­тается с изучением произведений искусства (слушанием соответ­ствующей музыки, чтением рассказов и стихотворений, рассмат­риванием картин и репродукций и т. д.). Искусство поможет увидеть прекрасное в природе, а природа научит детей лучше видеть, слышать и понимать произведения искусства.

Интеллектуальные чувства развиваются у Младших школьни­ков постепенно. Начинается с удовольствия, которое испытывает школьник, размышляя над читаемым рассказом, с чувства удов­летворения от выполненного задания, от удачного решения за­дачи, потребовавшей значительного умственного напряжения. Интеллектуальные чувства у младших школьников, естественно, больше связаны с предметами, с наглядными образами и пред­ставлениями, чем с абстрактными мыслями и идеями.

В подростковом возрасте в связи с ростом самосознания и Солее высоким уровнем учебной и общественной деятельности создаются условия для существенного развития эмоционального отношения к действительности. Основная особенность — нара­стание роли сознания в эмоциональных переживаниях и рост моральных чувств.

Важный момент в воспитании эмоций и чувств у школьников — необходимость научить их управлять чувствами, подчинять их разуму и воле, научить сдерживать гнев, бурное неудовольствие, а иногда и бурное веселье. Это достигается только тренировкой, упражнением. Путем упражнения развивается и совершенству­ется у ребенка и чувство долга. Начинаются такие упражнения с малого: «Я должен сначала выучить урок, а потом идти гу­лять». Это уже зачатки чувства долга.

Учитель должен стремиться к тому, чтобы ребята обогаща­лись эмоциональными переживаниями, которые имеют положи­тельное жизненное значение.

Упражнение чувств содействует формированию более совер­шенных отношений человека к окружающему миру, природе и человеческому обществу.

Вопросы для повторения

1. Что такое эмоции и чувства, в чем их значение?

2. Чем вызываются эмоции человека?

3. Какие физиологические механизмы определяют протекание эмоций у человека?

4. Какая разница между настроениями и аффектами?

5. Что такое стрессы?

6. Охарактеризуйте высшие чувства человека.

7. В чем состоят особенности формирования эмоций и чувств у школь­ников?

8. Как можно использовать литературу и искусство в формирования высших чувств у школьников?

1. Понаблюдайте у школьников проявления какого-либо одного чувство и опишите, как оно протекает.

2. Постарайтесь вызвать у детей чувство удовлетворения и радости от хорошо выполненной работы или удачно проведенной с ними игры. Опишите характер протекания чувств.

Возрастные особенности развития эмоций у дошкольников

Возрастные особенности развития эмоций у дошкольников

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии ребенка, понимание своих эмоций и чувств — главный компонент в становлении личности растущего человека.

При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций — достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний и определенного уровня развития.

Чувства малыша менее осознанны, чем чувства взрослого. Они вспыхивают быстро и ярко и столь же быстро могут гаснуть. Для осуществления процесса взаимодействия дошкольник должен распознавать эмоциональное состояние, настроение других людей, выражать собственные эмоции так, чтобы они были понятны и вызывали ту реакцию, которую ожидает ребенок, другими словами, находить с людьми общий эмоциональный язык. В дошкольном возрасте закладываются также основы эмоциональной отзывчивости.

Эмоциональное развитие — это закономерный процесс, в каждом возрастном этапе есть новообразования, которые можно успешно использовать в формировании эмоциональной сферы. Давайте рассмотрим их.

На втором году жизни у детей наблюдается внимание и интерес друг к другу.

Отмечается стремление привлечь к себе внимание сверстника и продемонстрировать ему свои успехи.

Формируются симпатии к отдельным людям.

Закрепляются чувства стыда и огорчения при поступках, вызывающих осуждение со стороны окружающих.

Ребенок доволен, когда его хвалят.

На третьем году жизни появляется чувствительность детей к отношению сверстника, что приводит к окончательному формированию потребности в общении с ним.

Общение детей друг с другом имеет форму эмоционально — практического взаимодействия. Решающая роль в процессе формирования общения со сверстниками принадлежит взрослому. Эффективным методом воздействия взрослого на контакт с ребенком является организация субъективного взаимодействия с ним.

Внимание ребенка непроизвольно и крайне неустойчиво. Ребенок может забыть, что шел за мячом, если перед ним прокатить машинку. Интересную сюжетную картинку ребенок рассматривает 8-10 секунд.

Увлекательной деятельностью занимается 10 – 15 минут.

Многие дети не могут сосредоточиться даже на 5 минут.

Распределять внимание между несколькими предметами не могут.

Детям трудно переключить внимание по первому указанию взрослого.

Ребенок хочет быть хорошим, ждет похвалы, одобрения.

Испытывает удовлетворение, если смог что – то выполнить.

Переживает, если его ругают.

Понимает, если плохо делает кто — то другой.

Может ревновать, обижаться, заступаться, сердиться, лукавить, озорничать.

Доброжелательно относится к детям, получает удовольствие от общения со сверстниками.

Настороженно относится к незнакомым людям, новым ситуациям.

Возникают страхи, боязни темноты.

Ребенок начинает понимать юмор, осознанно смеяться.

Владеет неречевыми способами эмоционального общения.

Свои чувства выражает взглядом, мимикой, жестами, позой, тоном, выразительными движениями.

Эмоциональные переживания кратковременны, неустойчивы, выражаются бурно.

Дети очень впечатлительны, их поведение импульсивно.

Эмоции выступают в качестве главного мотива поведения.

У ребенка формируется личностная позиция «Я сам».

Это кризис трех лет — кризис «самости».

Дети начинают активно идентифицировать себя со взрослыми: «я- как папа; я — как мама и т. п.», копируя их внешнее поведение, повторяя речевые выражения, моделируя в игре домашние ситуации.

В 3-4 года проявляется способность оценивать свои поступки, результаты деятельности;

Ребенок осознанно огорчается, если не получается задуманное;

Все больше приобретают интерес для ребенка его сверстники;

Характерны трудности и конфликты между детьми, так как социальный опыт и речевые возможности невелики;

В условиях неудачи дети обращаются к взрослым, одобрение которых служит мотивацией интересов детей;

У детей появляется способность отодвинуть поступок на более позднее время – это показатель развития воли;

Способность управлять своим вниманием очень невелика;

Переключение внимания с помощью словесной инструкции требует неоднократного повторения;

Устойчивость внимания незначительная и зависит от степени заинтересованности ребенка (на индивидуальном занятии с взрослым 15 -20 минут с перерывами);

Объем внимания не превышает одного объекта;

В этом возрасте появляется целая группа страхов, связанных со сказочными героями, темнотой пустой комнаты. Особенно к этому предрасположены малообщительные дети, ограниченные в контактах. У таких детей кроме страхов могут возникать, упрямство, капризы.

В четыре года устойчивость внимания ребенка возрастает. Дети могут сосредоточенно заниматься какой — либо деятельностью в течение 15 — 20 минут: лепить, рисовать, клеить, строить и т. п., а игры у некоторых детей длятся 30 минут. В игровой ситуации ребенок может действовать сразу с 2 — 3 предметами. Происходит дальнейшее развитие чувства привязанности к сверстникам.

Дети любят шутить, понимают шутки других.

Формируются и проявляются возможности детей сдерживать свои эмоции, а также произвольно с помощью мимики и пантомимики выражать внешние признаки эмоций.

Важным личностным механизмом считается соподчинение мотивов.

Ребенок может подавить свои непосредственные побуждения: не реагировать на привлекательный предмет.

Наиболее сильным мотивом становится поощрение, получение награды, похвалы.

Начинает формироваться самооценка, самолюбие, связанное с достижением успеха, через соревнование, соперничество.

Дети могут адекватно отнестись к успеху и неудаче.

Многие преувеличивают свои достижения.

Дети имеют разнообразные переживания, но еще в полной мере не осознают их.

Проявляется обоснованная детская агрессивность: удары ногами и кулаками, щипание, угрозы, разрушение построек сверстников и т. п.

Недостаточное или враждебное внимание и отношение взрослых в семье приводит к депрессиям, тревожности, враждебности,

агрессивному поведению, чувству неполноценности.

В возрасте 5-6 лет эмоциональный образ (аффект) становится первым звеном в структуре поведения. Эмоциональный мотив регулируе6т действия ребенка.

• Ребенок начинает радоваться, печалиться на только потому, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать.

• Появляются эмоции сочувствия, сопереживания другому.

• Последовательно развивается соподчинение мотивов, и детям в этом возрасте легче ограничить свои непосредственные желания.

• Сильным стимулом в деятельности является успех, но многих детей побуждает и неуспех.

• Появляется способность оценивать свое поведение с позиций моральных норм.

• К шести годам еще сохраняется завышенная самооценка, но дети хвалят себя уже не в такой открытой форме.

• Существенное влияние на поведение ребенка оказывает интерес к миру взрослых, стремление быть похожим на них.

• Дети способны устанавливать и сохранять положительные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

• Ребенок становится чувствительным к оценкам взрослых.

• Мотивом деятельности часто выступают стремление завоевать симпатию сверстников, которые им нравятся, самолюбие, желание самоутвердиться, соревновательные мотивы (быть лучше других, выиграть и т. п.).

• Повышается устойчивость внимания, его объем, переключаемость возрастает, произвольность становится более целенаправленной. Дети могут удерживать внимание для решения самых различных задач.

• Дети осознают правила в поведении, в игре, стараются их выполнять.

• Появляются эмоции сочувствия, сопереживания.

• Умеют соподчинить свои действия с деятельностью других детей.

• Могут ограничивать свои непосредственные желания.

• Сильным стимулом в деятельности является успех ребенка, но многих побуждает и неуспех.

• Дети способны оценить ситуацию или поведение с позиции моральных норм.

• В этом возрасте еще сохраняется завышенная самооценка (6 лет, адекватная самооценка с 7 лет.

• Дети активнее проявляют интерес к миру взрослых (копирование поведения взрослых, моделирование домашних ситуаций и т. п.).

• В этом возрасте дети очень чувствительны к оценкам взрослых. Любая обида порождает недоверие – дети стараются завоевать симпатию со стороны сверстников путем демонстративного поведения (предпочитают соревновательные игры силового и материального характера).

• Ребенок в этом возрасте пытается показать себя и доказать свою значимость.

• К 7 годам складывается половая идентификация (у мальчиков свои игры, у девочек – свои).

• Дети способны самостоятельно, добросовестно выполнять трудовые поручения.

Таким образом — зная об особенностях развития эмоционально — волевой и личностной сфер, вы можете помочь гармоничному развитию ребенка, и сохранить его психическое здоровье.

Консультация для родителей «Возрастные особенности психофизического развития детей старшей группы (5–6 лет)» Игровая деятельность. Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое.

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей подготовительной группы 6–7 лет» Подготовительная группа детского сада – это первый шаг к школе, к более взрослой жизни. В этом возрасте игровые действия детей становятся.

Возрастные особенности детей 2–3 лет Ребёнок 2-3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, малыша легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на.

Возрастные особенности детей 2–3 лет Материал подготовлен в вид презентации. Будет интересен, как педагогам, так родителям. Слайд 1 Познавательная сфера Им присуще наглядно-действенное.

Возрастные особенности детей 4–5 лет Возрастные особенности детей 4-5 лет Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период, который является очень важным этапом.

Возрастные особенности детей 4–5 лет Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного.

Возрастные особенности детей 5–6 лет «Возрастные особенности детей 5-6 лет» Я хочу немного познакомить вас с возрастными особенностями детей 5-6 лет. Вашему ребенку исполнилось.

Возрастные особенности детей 7 лет Возрастные особенности детей семи лет Старший дошкольный возраст характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и.

Возрастные особенности развития ребенка 3–4 лет Данный возраст является важнейшим периодом развития ребенка. Как раз в это время происходит самоосознание, становление личности, приобретение.

Возрастные особенности сюжетно-ролевой игры дошкольников на разных этапах ее формирования Общепризнано, что игра — ключевой фактор в развитии ребенка. Игровая деятельность имеет большое значение в формировании познавательных процессов.

Аспекты эмоционального развития дошкольника

В дошкольный период происходит интенсивное развитие личности, её физиологических и психологических особенностей. Ребёнок дошкольного возраста полностью открыт для восприятия свежих знаний. Он стремится к познанию окружающей действительности и определению своего места среди других людей. Все мыслительные процессы неотделимы от эмоций, развивать которые самостоятельно малыш не может, в этом ему помогают взрослые.

Особенности развития эмоциональной сферы у дошкольников

Для адаптации в любой социальной среде, необходимо заниматься эмоциональным развитием. Созданные близкими малыша благоприятные условия позволят ему научиться управлять своими эмоциями, направлять их в нужное русло. Если родители не будут делать акцент на развитии эмоций, у их чада будут проблемы в общении со сверстниками, адаптацией в коллективе, появятся симптомы нарушения психоэмоционального развития (тревожность, агрессивность, враждебная настроенность).

В детских садах часто возникают конфликтные ситуации между детьми, связанны с проявлением агрессии, самоутверждения за счёт других. Конфликты порождают тяжёлые и острые переживания (страх, обиду, злость, ненависть, бессилие), что может оставить психологическую травму на всю жизнь. Ребёнок может замкнуться в себе, потерять уверенность в своих силах, либо наоборот начать отказываться подчиняться требованию взрослых, ставить под сомнение их авторитет, бунтовать, проявлять строптивость, упрямство и своеволие.

Совместные усилия родителей и учителя в дошкольном учреждении направляются на то, чтобы научить ребёнка осознавать свои эмоции, распознавать и управлять ими. Чтобы рассказать о том, что ребёнок чувствует и испытывает, необходимо владеть эмоциональной лексикой. Правильно разработанная методика позволит сформировать нравственное поведение, научить ребёнка избавляться от ощущения страха, гнева, не выплёскивая его на других. Необходимо уметь выражать свои негативные эмоции, но в социально-безопасной форме.

Ребёнок должен не только брать под контроль собственные эмоции, но и научиться распознавать чужие через мимику, жесты, позу, слова, интонацию голоса.

Для полноценного эмоционального развития малыш должен научиться:

  • сопереживать, т.е. разделять и воспроизводить переживания других людей;
  • сочувствовать – самому переживать эмоциональное состояние другого человека;
  • содействовать.

Условия полноценного эмоционального развития

У детей дошкольного возраста эмоциональный мир отличается богатством и разнообразием. Эмоции позволяют глубже осознавать происходящее. Через эмоции происходит выражение отношения к окружающему миру, вне зависимости от того, положительные они или отрицательные. В свою очередь позитивные переживания воодушевляют на творческие успехи.

Начиная с 4-летнего возраста у детей появляется способность сочувствовать выдуманным персонажам книг, фильмов и мультфильмов. Они учатся представлять душевное состояние героев, попадающих в ту или иную ситуацию.

Чтобы малыш мог развивать себя как личность, ему необходимо находиться в постоянном взаимодействии со сверстниками и взрослыми людьми.

Немаловажно для эмоционального развития детей дошкольного возраста — совместно с родителями посещение различных культурных мероприятий — выставок, музеев, концертов, театров (оперных, балетных, драматических и кукольных). Эстетическое чувство прекрасного формируется с раннего возраста.

Для эмоционального развития применяются такие методы и средства эстетического воспитания: прослушивание музыки, пение, обучение игре на музыкальных инструментах, танцы, художественное творчество, постановка театрализованных выступлений, чтение художественной литературы с обязательным разбором прочитанного материала и прорисовкой иллюстраций к ним (по желанию).

Нельзя недооценивать важность похвалы. Она влияет на формирование адекватной самооценки маленького человека. Даже если у него что-то не получается или он в чём-то ошибается, важно говорить ему «сможешь», «сумеешь», «получится».

Особо важным в эмоциональном развитии малыша является психологический климат в семье. У некоторых детей возникают эмоциональные расстройства из-за ситуаций, происходящих дома. Родители могут даже об этом не догадываться. Диагностировать скрытую проблему поможет методика «Рисунок семьи». Малышу предлагается нарисовать на белом листе бумаги свою семью, не уточняя что именно вкладывается в понятие «семья». По рисунку порой можно увидеть намного больше, чем ребёнок способен рассказать словами.

Средства эмоционального развития

Средства эмоционального развития включают в себя целый комплекс занятий, в которых проявляются творческие способности (рисование, лепка из пластилина, вырезание из картона (бумаги), создание различных поделок). Так ребёнок развивает самостоятельность, фантазию, воображение, приобретает новые навыки.

Через рисунки дошкольники выражают свои эмоции. Обычно дети рисуют то, что их радует и то, что расстраивает, вызывает страх или тревогу. Часто проецирование объектов страха (пусть даже и несуществующих, воображаемых) на рисунке позволяет бороться с ними. Рисовать можно карандашами, кисточкой, пальцами. По яркости и строгости линий рисунка можно увидеть отношения малыша к какому-либо событию, происходящему в его жизни.

Хороший вариант развития эмоциональной сферы (в том числе эстетического чувства) — музыкальная методика. Музыка используется и для танцев, и как фон во время занятий другими видами творческой деятельности. В ритмах танцевальных движений проявляется характер детей, раскрываются их мысли, чувства, настроение. Правильно подобранные музыкальные произведения – средства успокоения, расслабления и снятия психологического напряжения, формирующие основы эстетического вкуса.

Средства тренировки эмоциональной сферы включают в себя различные упражнения. Одно из них выполняется при помощи карточек с фотографиями людей или рисунками животных, на лицах которых изображены различные эмоции (печаль, радость, злость, гнев и т.д.). Малыш должен определить, что это за эмоции и продемонстрировать их на своём лице.

Психогимнастика — эффективная методика, развивающая психическую, физическую и эмоциональную сферы как единое целое. Например, малыш может воплощать образ весёлого зайчика, скачущего по полянке. Он будет улыбаться, прыгать и махать ручками. Особенности данных упражнений состоят в чередовании плавных и резких движений, медленных и быстрых. Мышцы при этом будут то напрягаться, то расслабляться.

Чтобы научить ребёнка заботится о природе, нужно дать ему возможность ухаживать за растениями и животными. Необходимо показать ему, как прекрасна и одновременно хрупка наша природа на примере красивых благоухающих цветов. Необходимо объяснить, как долго нужно ухаживать за растением, чтобы оно расцвело, дало плоды, а разрушить весь труд можно в одно мгновение.

Ребёнок должен научиться заботиться о братьях наших меньших. Ему необходимо осознать, как зависит жизнь животных от человека, понять, что мы в ответе за тех, кого приучили. Для этого не обязательно заводить животных дома. Можно кормить уток на пруду, голубей во дворе, подкармливать бездомных собак и кошек. Можно завести дома хомячка, попугая, кошку или собаку и дать малышу возможность не только кормить и гладить животное, но и убирать за ним, купать его, выгуливать. Все эти процедуры развивают самостоятельность и дисциплинированность. Ухаживая за растениями и животными, малыш должен осознавать важность этого дела, развивать эстетическое отношение к природе, учиться любить её, получать заряд позитивных эмоций.

Игра — основной вид деятельности каждого ребёнка. Она насыщена эмоциями, действиями и импровизацией. Это средство развития физического, когнитивного и социального состояния. Методика обучения при помощи игр — самая верная.

Для хорошего педагога главное — не добиться конечного результата у всей группы детей, а проводить все занятия так, чтобы они были заинтересованы. Дошкольникам должно быть комфортно и интересно постигать новое.

Чтобы изученный материал прочно усваивался, он должен подаваться и излагаться последовательно, а не хаотично.

Грамотно построенная методика обучения включает в себя не универсальные занятия, рассчитанные на среднестатистического ребёнка, а индивидуальные, с учётом личных особенностей, чтобы каждый малыш мог почувствовать свою уникальность и развивать свои способности.

Ребёнок должен активно участвовать в своём воспитании. К нему необходимо относиться с уважением, чтобы он не терял чувство собственного достоинства.

Игрушки как важная часть эмоционального развития

Игрушки придуманы взрослыми, чтобы подготовить детей к взрослой жизни и социальным отношениям. Многие даже не подозревают о функциональных назначениях игрушек. По функционалу их все можно разделить на группы:

  • Образные игрушки — это куклы и мягкие игрушки (обычно зверушки), служащие средством эстетического воспитания. Они помогают снять эмоциональное напряжение, восполнить нехватку любви и внимания со стороны родителей. Именно такие игрушки становятся самыми любимыми. Куклы внешне походят на людей, а плюшевые звери вызывают нежность, их хочется обнимать, прижимать к себе.
  • Игрушки-орудия — лопатки, грабли, формочки, ведёрки. Это миниатюрные копии настоящих орудий труда, с помощью которых имитируется трудовая деятельность с природным материалом — песком, водой, камнями.
  • Технические — легковые и грузовые машины, самолёты и т.п. они подталкивают познавательную деятельность, возникновению технических вопросов (почему колёса двигаются?), развивают мышление.
  • Игрушки-самоделки — гордость детей, средство самовыражения.
  • Игрушки-забавы. Приносят положительные эмоции, вызывают радость и любопытство.
  • Игрушка — предмет развлечения для малыша, способствующий формированию эстетического вкуса. Она является средством создания различных игровых ситуаций, формирующих фундамент для развития эмоциональной сферы.

    Волевое развитие в дошкольном возрасте

    Воля — это способность сознательно регулировать собственные действия и поведение для преодоления препятствий, возникающих на пути к достижению желаемой цели. Волевое развитие маленьких детей заключается в переходе от неподвластных (импульсивных) действий к подвластным, контролируемым.

    Волевой ребёнок владеет своим поведением, умеет планировать, контролировать и достигать намеченной цели.

    Волевой малыш должен обладать следующими качествами:

    1. Дисциплинированность — способность подчинять свои действия общественным нормам.
    2. Решительность — волевое качество, позволяет в краткие сроки выбрать цели и способы их достижения. Нерешительные люди всё время пересматривают уже принятые решения.
    3. Смелость. Помогает преодолеть страх и растерянность, не пугаться ответственной работы, неудач. При этом смелость подразумевает учёт грозящих опасностей, а не их преуменьшение.
    4. Настойчивость. Позволяет довести до конца начатое.
    5. Самостоятельность — волевое свойство, позволяющее самому устанавливать цели, без сторонней помощи выбирать пути их достижения. Противоположность самостоятельности — внушаемость, когда дитё легко поддаётся влиянию окружающих, действует согласно чужим советам, руководствуется чужим мнением.
    6. Инициативность — способность действовать активно, творчески.
    7. Целеустремлённость — волевое свойство, готовность отдать все силы, чтобы достичь цели. При этом необходимо отбросить всё лишнее, ненужное.
    8. Самообладание — качество, обратное импульсивности, сдерживающее проявление эмоций.
    9. Такое волевое качество как настойчивость нельзя путать с упрямством. Последнее проявляется в признании только собственного мнения, которое порой бывает ошибочным, и стремлении руководствоваться им во всех своих действиях.

      На волевое развитие (как и на нравственное) большое влияние оказывает личный пример взрослого (мамы, папы, воспитателя). Взрослый человек способен вложить в сознание ребёнка ряд правил, ритуалов и моделей поведения, рассказывая реальные ситуации из своей жизни или демонстрируя свою силу воли на практике. Необходимо дать понять, что во взрослой жизни порой приходится сталкиваться с различными трудностями и необходимо побороть самого себя, чтобы преодолеть их.

      Программа развития эмоционально-волевой сферы

      Программа развития эмоционально-волевой сферы дошкольников включает в себя целый комплекс разнообразных игр и упражнений. Центральное место в ней занимают ролевые методы. Ребёнок должен взять на себя и сыграть какую-либо роль: героя книги, фильма, человека или животного.

      Коммуникативные игры — совместные игры детей, способствующие социальной адаптации, развитию дружелюбия, сотрудничества, поддержки.

      Для развития воображения используют вербальные и невербальные игры. Первые связаны с придумыванием различных историй, сказок, а вторые — изображение какого-либо существа (возможно мифического) на бумаге.

      Различные активные физические («классики», «вышибалы», эстафеты) и умственные (шашки, шахматы, «морской бой», «крестики-нолики») игры косвенно дисциплинируют детей. Чтобы выиграть приходится запоминать и придерживаться правил игры. Для заинтересованности участников в победе можно придумать небольшой приз за первое место и выполнение штрафного занятия — за последнее. Наравне с подобными простыми, но полезными играми, любые спортивные занятия тренируют силу воли, выносливость, сосредоточенность и терпение.

      Детей необходимо научить преодолевать сравнительно небольшие трудности. В повседневной жизни следует руководствоваться правилом: «Не стоит делать за ребёнка то, что он может выполнить сам».

      Чтобы определить, насколько результативна программа, необходимо вести дневник результатов. Пусть он будет понятен малышу. Вместо оценок можно рисовать грустных и весёлых зайчиков или кошечек.

      Чтобы способствовать эмоциональному развитию ребёнка, необходимо учитывать всю сложную структуру его эмоциональной сферы — состояния (тревожности, самоуверенности, неуверенности), чувств (познавательных, эстетических, нравственных), эмоций как положительных (радость, восхищение), так и отрицательных (гнев, презрение, ненависть, раздражение).

      Источники:

      https://studopedia.ru/3_203108_osobennosti-i-razvitie-chuvstv-i-emotsiy-u-detey-srednego-doshkolnogo-vozrasta.html

      http://bookap.info/clasik/rubinshteyn/gl114.shtm

      https://studfiles.net/preview/5250522/page:49/

      http://www.maam.ru/detskijsad/vozrastnye-osobenosti-razvitija-yemocii-u-doshkolnikov.html

      http://rebenokrazvit.ru/deti-doshkolnogo-vozrasta/psixicheskoe-razvitie-deti-doshkolnogo-vozrasta/aspekty-emocionalnogo-razvitiya-doshkolnika.html