Особенности воспитания и развития детей 2-3 лет

Особенности воспитания и развития детей 2-3 лет

Психология воспитания детей выведена в раздел науки в 40-х годах ХХ века. Целью этого направления является поиск решений в проблемах воспитания детских личностей, их гармоничного формирования, развития нравственности и т.д. Психология воспитания детей является основой педагогической психологии, которая помогает разрешить и понять проблемы каждого малыша и найти подход к представителю подрастающего поколения.

Психология воспитания детей 2 лет

Воспитание детей 2 лет — это не такое уж простое дело, как кажется на первый взгляд. Трудности, связанные с воспитанием малышей, неоднократно возникают у многих родителей. Малыш, которому исполнилось два года, зачастую доставляет родителям много хлопот своим упрямством, капризами, истериками. В этом возрасте кроха для своих родителей может стать «тяжелым испытанием». Маленький тиран нередко возражает взрослому, который в несколько больше него. Наиболее трудно приходится тем родителям, которые уверенны, что малыш должен их слушаться в любом случае. Нередко малыш 2 лет показывает свой характер, реагирует с раздражением, закатывает истерики, отвергает помощь взрослых, и родители зачастую не могут понять, что происходит с крохой.

У малыша в возрасте 2 лет хорошо развита двигательная функция и для него не существует таких мест, куда бы ни смог он дотянуться. Кроха уже лучше владеет своей речью и благодаря своим умениям он старается быть «самоуправляемым». Если взрослые будут понимать, что это лишь его физические достижения, то свою терпимость им легче будет проявить, чем предположить то, что он хочет специально вывести из равновесия своих родителей.

Психология воспитания детей до 3 лет — советы

Малышу следует задавать вопросы, на которые он может ответить или «да» или «нет», при этом взрослый должен быть готов принять оба эти варианта. Например, когда необходимо оставить с малышом игровую площадку, то следует сказать ему об этом так: «уходим через 5 минут». По истечении времени – следует приступить к действиям. Необходимо уверенно сказать: «пора идти», если ребенок противится, то требуется настойчиво увести его.

Следует давать крохе право на выбор – например, выбрать свой вариант одежды из предоставленных двух.

Психология воспитания детей до 3 лет включает гибкость в воспитании. Важно поддерживать любой выбор малыша и учить его с ответственностью относится к своему выбору. Например, если малыш голоден, но отказался от еды, то не стоит категорически настаивать на приеме пищи именно в этот момент, следует просто отставить в сторону еду. Малыш обязательно вернется к предложенной пище. Если взрослые будут придерживаться данных советов, то трудный возраст двухлетней крохи пройдет незаметно.

Психология воспитания детей 3 лет

Каждый родитель желает воспитать свое чадо правильно, для того чтобы оно выросло полноценной, здоровой и творческой личностью.

Формирование личности крохи начинается с трехлетнего возраста. Детская психология особенности поведения малышей этого возраста определяет как «кризис трех лет».

Воспитание ребенка 3 лет требует от взрослых много внимания и терпения. В течение последующих лет жизни у малышей будут закладываться основные черты характера, и формироваться представления об основах поведения во взрослой жизни. Нередко поведение ребенка 3 лет отмечается капризностью и истериками. В таких ситуациях взрослым важно не терять самообладание, терпеливо и спокойно объяснять малышу, что не нравится в поведении крохи. Рекомендуется заострить внимание малыша, что именно огорчило взрослого. После необходимо отвлечь внимание чем-то интересным и не акцентировать внимание на этом конфликте.

Психология воспитания ребенка 3 лет нацелена на исключение излишних запретов и проявление строгости, иначе в будущем кроха станет излишне требовательной, капризной и привередливой. Нельзя бить и унижать малыша, следует давать ему чувствовать себя на равных с взрослыми.

Трехлетний малыш начинает осознавать себя личностью, но в силу отсутствия жизненного опыта, кроха не знает, как проявлять свою самостоятельность, настойчивость, активность в достижении цели. Чтобы чадо гармонично развивалось, необходимо наполнить его жизнь интересными занятиями, играми, прогулками. К малышу следует относится всегда тактично и справедливо и тогда ребенок, повзрослев, отплатит своей любовью и уважением.

Психология воспитания детей 4 лет

Воспитание ребенка 4 лет является делом достаточно сложным. В 4 года малыш представляет собой отдельную личность со своими желаниями, собственным мнением и эмоциями.

Правильное воспитание ребенка 4 лет окажет влияние на все аспекты его дальнейшей жизни, поэтому к этому вопросу необходимо подойти очень обстоятельно. Если в раннем детстве в основном управляют жизнью малыша эмоции и инстинкты, то уже к 4-м годам поведение его становится более осознанным.

Для того чтобы выбрать в воспитании ребенка 4 лет правильное направление следует рассмотреть ключевые моменты развития крох в этом возрасте.

Психология воспитания детей 4 лет нуждается в изменениях из-за смещения акцента с двигательной активности на деятельность умственную (для малыша представляет интерес всевозможное творчество: лепка, рисование, изготовление различных поделок); такое поведение необходимо поощрять, особенно если кроха не усидчив. В 4 года, если позволяет здоровье рекомендуется отдать малыша в спортивную секцию (плавание, гимнастика и так далее). Нельзя забывать о ежедневных прогулках, которые хорошо укрепляют иммунитет, а на свежем воздухе игры развивают крупную моторику. Если малыш уже знает алфавит, то его следует начинать обучать чтению. Целесообразно кроху ознакомить с основами математики в игровой форме.

В 4 года отмечается возникновение любознательности и бесконечных «почему?», которые способны вывести из равновесия любого взрослого. На вопросы крохи следует отвечать прямо и без лишних подробностей. Если взрослый не владеет необходимой информацией, то следует так и сказать об этом малышу и пообещать найти ответ в ближайшее время.

Если чадо уже посещает детский сад и у него возникли проблемы с адаптацией в коллективе, то взрослый должен ему помочь в их преодолении. Для начала требуется определить причину этого состояния (застенчивость, стеснение, ревность), а потом научить кроху правильно общаться со сверстниками, делиться игрушками или при необходимости постоять за себя. Если не удается решить эту проблему, и она приобретает глобальный характер, то лучше обратиться за помощью к детскому психологу.

Семейная психология по воспитанию детей 4 лет учитывает определенные изменения, которые претерпевает психика малыша в процессе взросления. Дите 4 лет начинает испытывать для себя новые чувства: раздражение, обиду, стыд, печаль. Он не способен с ними самостоятельно справляться, может не слушаться, плохо себя вести. В этот период важно поддержать малыша, объяснять, что все испытывают эмоции — и это нормально. Необходимо говорить ребенку, что лучше выражать свои чувства не плохим поведением, а словами. Требуется хвалить малыша, поскольку недостаток похвалы крохой ощущается очень остро, а наказывать стоит строго по делу, чтобы было понятно за что. Хвалить ребенка следует за новые достижения или за большие старания в каком-либо деле. Требуется всегда говорить своей четырехлетке о своей любви, даже если поведение не радует.

Воспитание ребенка 4 лет девочки. Как показывает практика девочку воспитывать легче, чем мальчика. Это обуславливается более спокойным и послушным нравом, присущим чисто женским чертам характера. Девочки предпочитают играть в «дочки-матери», «больницу», «магазин», «парикмахерскую». Поощряя такие игры и поведение, важно поддерживать в дочке уверенность в ее красоте и исключительности. Это позволит ей в будущем иметь адекватную самооценку. Девочке необходимо прививать любовь к чистоте, пунктуальности, женственности.

Воспитание ребенка 4 лет мальчика. Мальчики по своей природе более активны и нередко агрессивны. В 4 года мальчик должен понимать, что девочек обижать нельзя и знать почему. К воспитанию мальчика обязательно должен быть причастен мужчина из семьи. Это могут быть как папа, так и другие мужские представители семьи – дядя или дедушка. Это имеет большое значение. Кроме этого, перед мальчиком необходимо ставить, как можно меньше запретов, поскольку активный ребенок все равно найдет возможность их преодолеть.

Чем больше взрослые будут проводить совместно время с малышом за играми и различными занятиями, тем более любознательным, способным и сообразительным он вырастет.

Психология воспитания детей 5 лет

Ребенок в 5 лет продолжает познавать, как себя, так и иных людей — представителей социума. Он начинает понемногу осознавать, что существуют некоторые связи во взаимоотношениях людей, а также в их социальном поведении. В поведении детей 5 лет можно обнаружить формирование зачатков саморегуляции. Малыши начинают предъявлять к себе требования, которые им предъявляли ранее взрослые. Пятилетние дети уже способны доводить до конца начатое дело, не отвлекаться на интересные дела, способны убрать игрушки, навести порядок в комнате.

Психология воспитания детей 5 лет должна включать настойчивость со стороны взрослых, поскольку малыши в этом возрасте начинают осознавать, что существуют общепринятые нормы, правила поведения, начинают понимать свою ответственность и обязательность перед выполнением этих норм и правил.

Эмоционально кроха способна переживать оценку своего поведения, даваемую другими индивидами, он начинает понимать, насколько сам общепризнанные нормы и правила соблюдает, соответствует ли морально-нравственным представлениям.

Пятилетнему ребенку довольно просто соблюдать нормы во взаимодействии с приятными ему людьми, например с друзьями. Со сверстниками пятилетний малыш способен контролировать свою агрессию, играть и делиться игрушками, с интересом погрузиться в развивающие игры.

Психология воспитания детей 5 лет обнаруживает у крохи изменения в представлении о себе. Важными становятся оценки и мнение друзей. В этом возрасте кроха избирательно подходит к выбору друзей, со сверстниками он способен наладить устойчивые взаимоотношения. Ребенок 5 лет берет в друзья тех, кто обладает положительными качествами или успешен в каком-либо деле. Нередко можно услышать от пятилетнего ребенка, что его друг не дерется и ему интересно с кем-то играть.

В возрасте 5 лет нет большой разницы в воспитании девочки или мальчика. Безусловно, мальчики более энергичны, а девочки усидчивы, однако основные моменты из психологии воспитания подойдут для обоих полов. В 5 лет смена настроения не происходит столь бурно, и взрослевший кроха становится значительно спокойнее. Если к нему обратиться с просьбой, то он достаточно адекватно отреагирует на слова и просьбы взрослых. Взрослым следует постоянно объяснять ребенку, по каким причинам что-либо делать не следует.

Отмахиваясь от различных детских «почему?», взрослые поспособствуют тому, что кроха станет менее инициативным и будет думать, что существуют некие запретные вопросы, которые лучше не задавать. Чем чаще родители будут отвечать на вопросы малыша, тем лучше для взрослых. Таким образом, ребенок поймет, что со своими вопросами можно обратиться к родителям и значит, в подростковом возрасте, столкнувшись с проблемами, он придет за советом именно к родителям. Чтобы кроха не стала замкнутой, следует постоянно поддерживать с ней общение. Если взрослый заметил, что малыш хочет что-то сказать, то можно его опередить и спросить у него наводящими вопросами. Если ребенок спрашивает, то следует всегда отвечать. Чтобы воспитание прошло правильно, необходимо уделять крохе достаточное количество внимания.

Подводя итог, следует отметить, что психология воспитания ребенка должна соответствовать возрастным потребностям крохи. Полноценное развитие малыша возможно при условии защищенности и чувства любви. Иначе взрослый рискует столкнуться с сопротивлением и пассивностью своего чада. Воспитание ребенка будет иметь эффект если в каком-либо виде деятельности малыш достигнет успеха. Пережив такой момент, воспитываемый ощутит чувство удовлетворения от своего результата и участия в деятельности. Воспитательный процесс не должен быть открытым, иначе кроха осознает, что на него пытаются повлиять нравоучениями и станет активно сопротивляться.

Особенности детей от 2 до 3 лет

Возрастные особенности психического развития

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются действия соотносящие и орудийные.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками . В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями.

Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.

К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки , что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Завершается ранний возраст кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я.

Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет. Но его может и не быть.

Воспитание и развитие детей от 3 до 7 лет

Приведено с некоторыми сокращениями

Согласно ныне действующей Программе воспитания в детском саду дошкольный период детства определяется с 2 лет (первая младшая группа).

Однако 3-й год жизни ребенка, особенно первая его половина, во многом отличается чертами, свойственными детям раннего возраста. Фактически этот возраст можно назвать переходным.

Основные задачи воспитания детей дошкольного возраста — это воспитание физическое, умственное, нравственное и трудовое, эстетическое. На ступени дошкольного детства осуществляется также подготовка ребенка к школе. Особое внимание решению этой задачи уделяется на 7-м году его жизни.

Детский сад (ясли-сад) вместе с родителями должны обеспечить всестороннее гармоническое воспитание и хорошую подготовку ребенка к обучению в современной школе. Если дошкольник не посещает детское учреждение, заботу и ответственность за решение названных выше задач целиком берет на себя семья, в которой он живет и воспитывается. В настоящее время большинство родителей хорошо осознают преимущества сочетания общественного и семейного воспитания для полноценного развития и подготовки детей к школе.

Особенности развития детей от 3 до 7 лет. В течение 4 лет, т. е. за собственно дошкольные годы, ребенок проходит большой и качественный путь развития. Это развитие бывает тем успешнее, чем больше внимания, ответственности в работе проявляют воспитательницы и медицинская сестра, детский врач, чем теснее связь и содружество в работе педагогов и медиков. Так, например, весьма важно, чтобы медицинская сестра и воспитательница строго следили за выполнением правил гигиены при организации фронтальных занятий с детьми — со всей группой (проветривание, освещение, поза ребенка, смена деятельности в период занятия и др.), во время проведения подвижных игр, особенно в помещении. Медицинская сестра во многом может помочь педагогу при решении задачи индивидуального подхода к детям.

За период с 3 до 7 лет развивается и укрепляется весь организм ребенка, происходит дальнейшее развитие и совершенствование всех движений. В течение 4-го года жизни дети прибывают в массе 1,3 кг, рост их увеличивается на 6,5—7 см. К 4-м годам средняя масса ребенка составляет 15,5—16 кг, рост 100 см. К 7 годам масса ребенка равняется примерно 21—22 кг, а рост 116—117 см. Конечно, здесь нет таких бурных прибавлений в росте и массе, как это имело место в первые 2—3 года жизни, но они тоже значительны (особенно в период от 6 до 7 лет).

Приобретения же в развитии координации движений весьма велики: в области равновесия, ловкости, точности движений кисти и пальцев рук и др. Все это дает ребенку старшего дошкольного возраста возможность выполнять относительно сложную физическую работу или производить точные движения в играх, во время рисования, в частности, когда воспитатель дает ему задания, важные для подготовки руки к письму. Дети могут уже участвовать в играх большой подвижности, требующих точности движений; в различных формах труда (хозяйственно-бытовой, в природе, с деревом и др.); они довольно хорошо переносят прогулки на дальнее расстояние.

Продолжается интенсивное развитие структуры и функции головного мозга, постепенно возрастает роль коры головного мозга в регуляции поведения. К 7 годам заметно повышается работоспособность нервной системы.

Значительны успехи в овладении ребенком речью] Дети 4-го года, как правило, широко пользуются разговорной формой речи, в их словарный запас входят почти все части речи. Однако общение с окружающими еще относительно ограничено по содержанию вследствие малого опыта детей. К 5—7 годам речь детей уже богата по словарному запасу, характеризуется связностью изложения, правильным произношением всех звуков и т. д. (известно, что если к 5, к 5 1/2 годам ребенок не овладеет чистым произношением всех звуков, следует проводить специальную работу-по его исправлению). Растет число вопросов, содержание которых свидетельствует о существенных сдвигах, происшедших в мышлении ребенка: «почему», «зачем», «откуда». При этом дети интересуются не только ближайшими, но и более отдаленными причинами явлений из области природы, общественной жизни, а не только быта.

На 4-м году жизни совершенствуются ощущения и восприятия детей. Восприятия становятся более точными, дифференцированными. На занятиях дети могут овладеть умением сопоставлять предметы, например, по длине, высоте, ширине; у них формируются представления о некоторых основных цветах, формах. Это оказывается весьма ценным для развития, поскольку дает ребенку возможность сопоставлять со свойствами воспринимаемых предметов. В среднем дошкольном возрасте восприятия становятся более целенаправленными и дети могут выделять в изображении или предмете существенные детали, указанные взрослыми, что ведет к более точному, верному их восприятию.

Память детей развивается следующим образом: от непреднамеренного запоминания к, преднамеренному, произвольному. Желая, например, что-нибудь выучить, ребенок 6 лет может уже использовать разные приемы: группирует материал по смыслу, многократно повторяет то, что надо запомнить, и т. д. Внимание ребенка также развивается от непроизвольного к произвольному.

Для мышления детей 4-го года жизни становится характерным процесс обобщения: они не только ориентируются на внешнее сходство предметов, но и объединяют их по назначению (одежда, посуда). Дети 5-го года выделяют при обобщении и материал, из которого они сделаны, качество предмета. Например, дети 5 лет относят к одной группе автомобиль, сани, велосипед, поезд на том основании, что на всем этом ездят люди.

Для дошкольников специфично наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Это значит, что дети, особенно 3—5 лет, мыслят в первую очередь по поводу того, что они видят или видели и с чем непосредственно действуют. На базе этой конкретности возникают первые обобщения, т. е. начала высшей формы мышления — мышления понятиями. Однако на 7-м году могут быть сформированы и зачатки теоретического мышления, если, опираясь на конкретные представления, учить ребенка обобщать знания о предметах и доступных явлениях.

На 4-м году качественно изменяются отношения ребенка с окружающими, в характере и содержании деятельности возрастает стремление действовать самому, выполнять без помощи то, что делают окружающие его люди. Ребенок на 4-м году уже способен совершить довольно сложные действия, соблюдая в них известную последовательность (например, при выполнении режима, посильной для него работы). У младших дошкольников (в значительной мере и у старших) ярко выражается эмоциональная восприимчивость к поведению взрослых; оно прямым образом влияет на поведение ребенка. И хотя с каждым новым годом жизни дошкольника крепнет его сознание, понимание того, что хорошо и что плохо, область чувств и отношений оказывается более сильной.

Ребенку могут быть, например, хорошо знакомы нормы и правила поведения, однако отрицательный пример взрослых, тем более если он повторяется, может оказать решающее отрицательное воздействие. На более старших возрастных ступенях взаимоотношения со взрослыми и сверстниками усложняются: дети во многом не только хотят быть самостоятельными, но и могут осуществить это свое желание, поскольку приобрели необходимые навыки и умения, новые знания, расширяется их опыт; они уже могут быть достаточно справедливыми в оценках и самооценках и т. д. Вместе с тем повышается возможность участия ребенка в совместной деятельности со взрослыми в детском учреждении, в семье, а также в коллективной деятельности со сверстниками, содержательное общение (взаимопомощь в играх и занятиях). Если воспитание осуществляется правильно, то у детей начинает формироваться потребность в деятельности и содружестве, в содержательном общении. Переход в подготовительную группу ставит ребенка в особое положение, он сознает себя на пороге новой школьной жизни. Это способствует развитию у детей на занятиях и вне занятий привычки к самоорганизации, самоконтролю и взаимоконтролю при выполнении учебных и трудовых заданий воспитателя, в коллективных играх и т. п., привычки не бояться затруднений и стремление их преодолевать. В детском коллективе складывается общественное мнение о поступках и поведении сверстников, о качестве выполненной работы, об отношении товарища к взрослым и детских взаимоотношениях. Таким образом, в процессе воспитания и обучения постепенно формируются нравственные чувства и привычки поведения, нравственно-волевые качества.

Все названные психические процессы: ощущения и восприятия, мышление, память, внимание и чувства и др.— активно развиваются и формируются не сами по себе, а в процессе деятельности: игровой и трудовой, учебной, художественной (рисования и лепки, ритмики, танцев, пения), руководимой педагогом.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является детская игра. Ведущей она считается не потому, что основное время дня дети посвящают игре, а потому, что игра воздействует на развитие всех психических процессов и является средством всестороннего развития и воспитания. Огромная ценность игры состоит в том, что в ней, как нигде, ребенок может проявить свою самостоятельность; выбрать игру и игрушку, товарищей по игре, определить место игры, ее начало, завершение и т. д. Эта возможность появляется в известной мере у детей 3-го, 4-го года жизни.

С общим развитием ребенка и с развитием его игровой деятельности самостоятельность возрастает; вместе с тем возрастает и роль педагога в руководстве игрой. В педагогике выделено три вида игр: сюжетно-ролевые, дидактические (обучающие) и подвижные. Кроме общих, каждый вид игр имеет свои специфические задачи воспитания и соответственно воздействует на развитие ребенка. На 4-м году заметное развитие приобретает сюжетно-ролевая игра. Еще в конце 3-го года жизни дети начинали брать на себя определенные роли, но передавали их весьма схематично. Ребенок 3—4 лет более полно и развернуто отражает действия и поведение хорошо знакомых ему людей и, главное, в игре и в связи с ней может довольно длительно выполнять целенаправленные действия, которые в обычной жизни ему еще мало доступны. Например, он последовательно, не отвлекаясь, выполняет действия мамы, ухаживающей за ребенком, доставляющей ему удовольствия; долго, сосредоточенно чинит машину, затем едет в ней, изображая шофера. На 5-м году сюжет игры особенно не усложняется, зато расширяются игровые объединения (раньше дети играли большей частью вдвоем, втроем).

Игры ребят старшей и подготовительной к школе групп отличаются довольно сложным сюжетом, в нем обычно отражаются взаимоотношения людей, различные события общественной жизни: в них переплетаются представления, полученные на основе непосредственных наблюдений и опосредованные (после чтения книг, бесед и т. п.).

В играх детей всех возрастов ярко отражаются чувства и отношения детей к окружающему миру. На 6-м и 7-м году повышается роль и значение игр с правилами. Дети сами могут уже организовывать знакомые игры, следят за точным выполнением правил участниками. Эти игры очень важны для физического и волевого развития.

Трудовая деятельность развивается в течение дошкольного детства от самых элементарных вплоть до сравнительно сложных видов и форм. Младшие дошкольники включаются в основном в работу по самообслуживанию, выполняют несложные поручения взрослых, их весьма интересует процесс труда и лишь постепенно, под влиянием воспитания, становится значимым его результат. При этом особую привлекательность имеют для них игровые мотивы. Воспитатель использует эти мотивы для достижения детьми результатов в труде.

Например, дети протирают влажной тряпочкой строительный материал, предвкушая последующую после работы игру: постройка домиков, мостов, прокатывание через мосты машин. Дошкольники 5—7 лет способны выполнять не только различные поручения взрослых, но и посильные трудовые обязанности. Систематическое выполнение их вырабатывает начала ответственности, дисциплинирует. Характерно, что старшие дошкольники (6—7-летние дети), посещающие детский сад, могут договариваться о последовательности действий, о распределении обязанностей между собой в предстоящем деле (или ролей в игре). В процессе игры, труда они научаются согласовывать свои действия и считаться друг с другом, оказывать взаимную помощь.

У дошкольников развиваются не только игровая, трудовая деятельности, но и предпосылки учебной. Отдельные ее элементы проявляются на занятиях, организованных взрослыми, согласно программе с детьми младшего возраста, с целью их умственного воспитания (или физического, эстетического). Однако более отчетливо умение заниматься появляется у детей на 6-м году жизни: ребенок приобретает способность понимать задачу, поставленную воспитателем, самостоятельно выполнять указания, определяющие не только общее направление деятельности, но и способ действия (как вести пересказ короткого художественного произведения, конструировать постройку, решать математическую задачку и т. п.). Овладение начальными формами учебной деятельности и участие в коллективных играх и труде приводит к интенсивному развитию волевых и эмоциональных качеств личности ребенка; развивается организованность, дисциплинированность. Все это важно для общего развития ребенка, для подготовки его к учению в современной школе и жизни в классном коллективе.

Особенности развития и воспитания детей 3 года жизни

На третьем году жизни ребенка продолжается, хотя и несколько замедленное по сравнению с более ранним возрастом, но все еще очень быстрое развитие. Ребенок становится более подвижным, ловким и все более самостоятельным и в игре, и в самообслуживании.

Быстро развивается речь ребенка — обогащается ее смысловое содержание, расширяется словарь, грамматически она становится все более правильной.

Своевременное развитие речи имеет очень большое значение для развития ребенка третьего года жизни. Понимание речи окружающих способствует обогащению и расширению представлений, знаний ребенка.

С этого времени он начинает знания об окружающем получать не только наглядно, но и путем словесных объяснений взрослых.

Умея говорить, ребенок может вступать в более разнообразное и сложное общение с другими детьми (например, совместно играть), что также способствует его развитию.

При помощи речи взрослые уже могут больше, чем раньше, управлять поведением ребенка, так как ему становятся понятными многие их указания.

На третьем году жизни слово б какой-то мере становится уже и саморегулятором поведения ребенка.

Таким образом, речь ребенка на третьем году жизни способствует его умственному развитию, расширению кругозора, общению с окружающими, осознанию правил поведения, т. е. развитию личности ребенка в целом.

На основе собственного опыта и объяснений взрослого у ребенка формируются представления и понятия (доктор лечит, шофер водит машины, грибы растут в лесу, вечером надо ложиться спать и т. п.). Характерной особенностью детского мышления является то, что он не может еще отвлеченно мыслить, но в жизни, в конкретных условиях, он уже способен решать простейшие умственные задачи.

Так, например он не может ответить на вопрос: «Сколько будет один да один?», но если ему предложить: «Положи два яблока в вазу, а одно возьми себе» — он легко с таким заданием справится. Если его спросить: «Как достать куклу с высокой полки?», он может не ответить. Когда же ему нужно достать предмет, который находится высоко, то он, не задумываясь, поставит стул, залезет на него и достанет нужное.

Эти примеры показывают, что мышление ребенка еще непосредственно связано с действием, с конкретными предметами. В течение третьего года жизни у ребенка очень сильно развивается способность к подражанию. Поэтому в его игре отражается уже не только то, что он получил в непосредственном общении со взрослыми, но то, что видел, слышал.

Новым в подражании ребенка является то, что теперь он воспроизводит не отдельные разрозненные действия, как это было прежде (подражая, причесывается, читает газету, баюкает куклу), а связанные между собой действия, разнообразно сочетая полученные в разное время впечатления: играя, едет на дачу на машине, берет с собой корзиночку, чтобы собирать грибы.

При благоприятных условиях воспитания ребенок может уже проявлять заботу о матери, сочувствие плачущему, уметь хорошо играть со сверстниками и т. п. Он уже значительно больше и по разнообразным поводам общается с детьми и взрослыми по своей инициативе.

Все более, четко обрисовываются индивидуальные особенности психики ребенка, начинают формироваться основы характера.

Для воспитания трехлетнего ребенка особое значение приобретает поведение взрослых, их личный пример. Ребенок после двух лет хорошо понимает речь окружающих, может подражать тому, что видит и слышит, и очень легко внушаем, т. е. легко «заражается» чувствами других. Поэтому не только действия близких (матери, отца, бабушки), но и тон, каким они говорят, их привычки, интересы, взгляды, их отношение к труду и окружающим людям оказывают большое влияние на формирование личности ребенка и на приобретение им тех или иных привычек.

Устойчивее становится внимание малыша. Одним делом он может заниматься до 30 минут, а при участии взрослых и дольше. Если он чем-то заинтересовался, то теперь его не так-то легко отвлечь. Однако он не в состоянии сосредоточиться на том, что ему неинтересно, что не захватывает его чувства. Он не способен еще к произвольному вниманию. Поэтому так важно, объясняя что-либо ребенку или формируя у него какое-то умение, действовать на его чувства, вызывать интерес и понимание, а не принуждать насильно. Только таким путем можно добиться от него выполнения требований взрослого.

31. Концепция «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении»

Среда, окружающая детей в детских садах и детских домах, Должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.

Непременным условием построения развивающей среды в дошкольных учреждениях любого типа является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми.

Это означает, что стратегия и тактика построения жилой среды определяются особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Ее основные черты таковы. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: "не рядом, не над, а вместе!". Его цель — содействовать становлению ребенка как личности. Это предполагает решение следующих задач: обеспечить чувство психологической защищенности — доверие ребенка к миру, радости существования (психологическое здоровье); формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности ребенка — не "запрограммированность", а содействие развитию личности; знания, умения, навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности. Способы общения — понимание, признание и принятие личности ребенка, основанные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции. Тактика общения — сотрудничество. Позиция взрослого — исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества. Взрослые, приобщая ребенка к искусству (художественная литература, музыка и т.д.), создают условия для эстетического и нравственного развития личности, ее гуманизации, для совместного наслаждения искусством, для проявления и развития творческих, художественных способностей ребенка. Взгляд на ребенка — как на полноправного партнера в условиях сотрудничества.

Исключительное значение в воспитательном процессе придается игре, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Игра основывается на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, становится основной формой детской жизни. Способствующей игре средой является та, которая дает широкую возможность двигаться, по возможности не ограничивает ребенка в пространстве и предоставляет всевозможные предметы для использования их в игре. Организация пространства должна предоставить возможность для многовариантных игр. Нужно создавать сложное и безопасное пространство, где может быть реализована склонность ребенка что-то для себя открывать, применять свою фантазию, становиться героем придуманных им сюжетов. Таким образом, игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы — своеобразные пространственные переменные в рамках игровой площади, которые давали бы простор изобретательству, открытиям.

Эти положения личностно-ориентированной модели обнаруживают себя в следующих принципах построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:

1) принцип дистанции, позиции при взаимодействии;

2) принцип активности, самостоятельности, творчества;

3) принцип стабильности — динамичности;

4) принцип комплексирования и гибкого зонирования;

5) принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;

6) принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

7) принцип открытости — закрытости;

8) принцип учета половых и возрастных различий детей.

32. Режим дня детей раннего возрастаРежим работы группы 12 часов.

6.30 – 7.30 Дома (примерно): подъем, утренний туалет.

7.00 – 8.05 В детском саду:

Прием, осмотр, опрос родителей о состоянии здоровья ребенка.

Самостоятельные и совместные с воспитателем игры, общение, наблюдения.

8.05 – 8.15 Оздоровительные игры: адаптационные, эмоционально сближающие. Утренняя гимнастика.

8.15 – 8.40 Подготовка к завтраку, завтрак.

8.40 – 9.15 Самостоятельные игры и занятие по подгруппам.

8.40 – 8.55 Занятие: 1я подгруппа

9.05 – 9.15 2я подгруппа

9.15 – 9.35 2й завтрак. Подготовка к прогулке.

9.35 – 11.20 Прогулка: наблюдения, игры, физические упражнения.

11.20 – 11.40 Возвращение с прогулки. Игры пальчиковые, с потешками. Художественное слово.

11.40 – 12.00 Подготовка к обеду. Обед.

12.00 – 15.00 Подготовка ко сну. Колыбельные. Дневной сон.

1 5.00 – 15.20 Постепенный подъем. Оздоровительные игры.

15.20 – 15.40 Самостоятельные и совместные с педагогом игры, развлечения.

15.40 – 16.00 Полдник.

16.00 – 16.10 Занятие.1я подгруппа.

16.20 – 16.30 2я подгруппа.

16.30 – 16.45 Подготовка к прогулке

16.45 – 19.00 Прогулка: наблюдения, игры, физические упражнения. Уход домой

Особенности развития и воспитания детей 1-го года жизни

Изд-во «Медицина», М., 1977 г.

1. Развитие ребенка 1-го года жизни в сравнении с развитием детей более старшего возраста происходит наиболее быстро. В 1-й год жизни происходит быстрое физическое развитие ребенка. Масса к 5—6 мес удваивается, а к году утраивается. За первый год жизни рост увеличивается на 25 см; меняется соотношение окружности головы и груди; повышается сопротивляемость, налаживается теплорегуляция организма и др.

Быстро развиваются функции мозга, рано вырабатываются условные рефлексы со всех анализаторов, увеличивается работоспособность нервной системы, возрастает ее выносливость.

Изменяются длительность и характер бодрствования и сна. Длительность спокойного бодрствования увеличивается с 20—30 мин на 1-м месяце до 3—3 1/2 ч к году; уменьшается суточное количество сна — от 18 ч в первые месяцы до 14 1/2 ч — к году. Уже в первые месяцы жизни ребенка можно выработать ритм бодрствования, сна и кормления.

Под влиянием активных воздействий взрослых и взаимодействия ребенка с окружающей средой происходят значительные сдвиги в его нервно-психическом развитии.

С первых месяцев быстро развивается деятельность всех органов чувств — быстро устанавливаются связи с внешним миром. На 1-м году жизни возникают и усложняются положительные эмоции, которые имеют очень большое значение для общего развития ребенка. Радуясь, маленький ребенок много двигается, что способствует развитию движений. Положительные эмоции являются одним из условий развития на 1-м году жизни подготовительных этапов речи. И, наоборот, частый крик, плач ребенка или вялое эмоциональное состояние понижают жизнедеятельность организма, отрицательно влияют на физическое развитие ребенка и состояние возбудимости его нервной системы.

На протяжении 1-го жизни ребенок овладевает основными движениями. В первые месяцы движения ребенка хаотичны и некоординированы, к 1-му году он овладевает самостоятельной ходьбой.

Долгое время считали, что движения у ребенка, особенно 1-го года жизни, развиваются в процессе органического созревания, для чего нужно лишь обеспечить хорошие условия его физического развития, т. е. правильное питание и гигиенический уход. Однако изучение проф. Н. М. Щеловановым и его учениками (М. Ю. Кистяковская и др.) развития детей 1-го года жизни, воспитывающихся в различных условиях, показало, что темп и последовательность формирования движений зависят от условий воспитания и воздействий окружающих людей. Например, в одних случаях ребенок, овладев сидением, минует ползание и переходит к самостоятельной ходьбе; в других — ребенок овладевает ползанием, затем сидением и ходьбой.

Для развития и активного поведения ребенка 1-го года жизни целесообразно: 1) чтобы он вначале овладел движениями перемены положения и перемещения в пространстве, а затем статическими функциями — способностью сохранять определенное положение тела; 2) чтобы у ребенка вначале оформились целенаправленные движения рук — схватывание видимых предметов — и на их основе развивались общие активные движения (переворачивание, ползание, переступание и т. д.); 3) чтобы вначале ребенок овладел движениями в горизонтальном, а затем в вертикальном положении. Поэтому при воспитании ребенка в семье и в детском учреждении в первом полугодии 1-го года жизни особое внимание следует уделять развитию всех движений в положении на животе, и только во втором полугодии ребенок должен овладеть умением садиться, вставать и ходить.

К концу 1-го года формируются элементарные действия с предметами, которые имеют большое значение для сенсорного развития и активной деятельности ребенка. Выполняя даже самые простые действия с игрушками, ребенок знакомится с их свойствами (форма, материал и т. п.). Действия с игрушками делают бодрствование ребенка более активным и спокойным.

На 1-м году жизни развиваются подготовительные этапы специфической человеческой функции — речи. Голосовые реакции начинают развиваться с первых месяцев жизни, к году ребенок может уже произносить около 10 простых облегченных слов. Во втором полугодии возникает способность подражать звукам и слогам, происходит развитие понимания речи окружающих. В конце первого года формируется первичное обобщение некоторых слов в речи взрослого.

На 1-м году жизни развивается ориентировочная деятельность — основа познавательной деятельности ребенка. Начинается развитие высших психических функций: восприятия, памяти, внимания.

На 1-м году жизни ребенок осваивает основные умения во время процесса кормления, он учится есть из ложки, пить из чашки. У ребенка можно воспитать навык опрятности.

На протяжении 1-го года жизни формируются как положительные, так и отрицательные привычки. Например, при правильной организации воспитания с первых месяцев жизни можно приучить ребенка в определенное время быстро засыпать без укачивания и других дополнительных воздействий, есть с аппетитом, играть не только при участии взрослого, но и без него.

Обеспечение своевременного физического и нервно-психического развития каждого ребенка является первой и основной задачей воспитания детей 1-го года жизни, что возможно только при создании определенных условий и если ребенок получает необходимые воздействия со стороны взрослых и достаточное количество впечатлений из окружающей среды.

2. На 1-м году жизни у детей проявляется тесная взаимозависимость физического и нервно-психического развития. Отсутствие или недостаточность воздействий на нервно-психическое развитие детей, в частности на развитие у них положительных эмоций и движений, отрицательно влияет на их физическое развитие и может быть одной из причин гипотрофии (Н. М. Щелованов). В то же самое время положительно-эмоциональный тонус обусловливается физическим состоянием детей. Значительно легче вызвать улыбку и развивать движения у здоровых, физически крепких детей, чем у ослабленных. В бодром, хорошем состоянии дети лучше воспринимают воздействия окружающих и активно реагируют на них.

3. У новорожденного ребенка проявляется потребность в сенсорной и двигательной активности. Уже в первые часы жизни можно вызвать зрительную ориентировочно-двигательную реакцию. Ребенок реагирует движением глаз при действии движущегося светового раздражителя (движение светящейся лампочки). Двигательная активность новорожденного определяется наличием внешних и внутренних раздражителей. Недостаток внешних впечатлений и обездвиженность с первых месяцев жизни приводят к задержке в развитии ребенка.

4. Отличительной чертой детей первого года является ярко выраженная эмоциональность. Все реакции на окружающее носят выраженный эмоциональный характер. Однако эмоциональное состояние детей 1-го года жизни очень неустойчивое, они легко переходят от положительных эмоций к отрицательным и наоборот.

5. Характерной особенностью детей этого возраста является большая ранимость их организма и относительно низкая сопротивляемость к различным заболеваниям. Несмотря на то что на протяжении 1-го года жизни постепенно налаживается терморегуляция организма ребенка и он начинает лучше приспосабливаться к различным условиям, часто на его здоровье влияют изменения температуры и других условий окружающей его среды. Нарушения в режиме дня — запаздывание в кормлении или укладывании спать, недосыпание ребенка, несоблюдение правильной организации и методики проведения гигиенического ухода и бодрствования ребенка — приводят к различным заболеваниям и отрицательно влияют на возбудимость нервной системы детей 1-го года жизни.

При воспитании детей этого возраста особенно большое внимание должно быть обращено на организацию режима дня и правильное проведение гигиенического ухода, процесса кормления, сна и бодрствования.

6. Уже в первые месяцы жизни общение с окружающими взрослыми становится потребностью и основным видом деятельности ребенка. Для того чтобы обеспечить своевременное и нормальное развитие детей этого возраста, взрослые должны не только вовремя и правильно удовлетворять их органические потребности (своевременно кормить, укладывать спать и т. д.) и создавать условия для их бодрствования, но и специально заниматься с ними, с целью формирования новых умений.

7. Следующей особенностью является высокая пластичность организма, в частности нервной системы, детей 1-го года жизни, этим объясняется большая зависимость их развития от окружающей среды и в особенности от воспитательных воздействий взрослых.

На протяжении первого года жизни значение различных умений ребенка на разных этапах различно. Вследствие быстрого темпа развития первый год делится на следующие качественно отличающиеся периоды: от рождения до 2 1/2—3 мес (в этом возрасте выделяется период новорожденности до 3—5 нед); от 2 1/2—3 до 5—6 мес; от 5—6 до 9—10 мес; от 9—10 мес до 1 года каждый из периодов имеет свои качественные особенности. Поэтому задачи и содержание воспитания рассматриваются по отдельным периодам. В каждом периоде выделяются наиболее значимые для общего развития ребенка умения, так называемые «ведущие» линии. Эти умения определяют развитие и поведение ребенка в данном возрасте и имеют прогрессивное значение для его дальнейшего развития. Например, от 5—6 до 9—10 мес ведущим является развитие ползания, понимания речи взрослого, подражание звукам, слогам и простым действиям окружающих. Благодаря этим умениям расширяется ориентировка в окружающем, развиваются движения и первичные действия с предметами, изменяется форма общения со взрослым. Все это благоприятно сказывается на дальнейшем развитии ребенка.

С конца периода новорожденности на протяжении всего 1-го года жизни наряду с выполнением общих задач воспитания в каждом возрастном периоде особое внимание следует уделять развитию этих ведущих линий. Однако при воспитании ребенка нельзя ограничиваться только их развитием, необходимо создавать также условия и воздействовать на развитие и других умений и способностей, тем самым обеспечить всестороннее гармоническое развитие ребенка и его положительное поведение.

7.Особенности воспитания и развития детей раннего возраста

Исследователи, изучавшие ребенка ран возр (В.М.Бехтерев, Н.М.Щелованов, Н.Л.Фигу-рина, Н. М. Аксарина, и многие другие) пришли к мнению, что характерной особенностью этого периода жизни человека является быстрый темп физического и психического развития. Р-к быстро набирает в весе, росте; начинают активно функционировать все жизненно важные системы организма; развиваются движения; укрепляются мышцы; появляются зубы.Наряду с быстрым темпом физического развития этот период отличается и подверженностью ребенка заболеваниям, нарушениям в костной и мышечной системах, реальной опасностью нарушения сбалансированности организма. При этом последствия от нарушений, от неосторожного использования разного рода «инноваций» и от экспериментирования на ребенке могут проявиться не в раннем и даже не в дошкольном возрасте, а значительно позже.Особенности развития ребенка в раннем возрасте связана и с тесной взаимосвязью и взаимовлиянием физического и психического развития. Недостатки в развитии движений, например, сказываются на уровне умственного развития малыша, общее ослабление организма (из-за плохого питания, отсутствия закаливания и др.) приводит к снижению умственной активности, невнимание к развитию мелкой моторики пальцев рук влечет за собой замедление в развитии речи. Ограничение, сдерживание движений вредят развитию ребенка.Ребенок познает мир через ощущения, восприятие, которые способствуют его сенсорному развитию. К концу раннего возраста дети уже способны различать звуки по высоте, тембру, силе. Они различают мелодии по характеру, ладу, тональности; узнают и называют несколько цветов

Важным приобретением раннего возраста является овладение ребенком речью. Через гуканье, гуление, лепет малыш приходит к первым осмысленным словам. Значительно раньше ребенок начинает понимать обращенную к нему речь других людей, а уже к году у него появляется свой активный словарь.

Развитие речи связано с развитием мышления. Мышление в этом возрасте наглядно-действенное, и развивается оно на основе действий с предметами. Многое приходит в опыт ребенка через пробы и ошибки, через конкретные действия.

В раннем возрасте развиваются другие психические процессы — память, внимание. Они обеспечивают ребенку познание мира, в который он пришел. К середине второго года жизни малыш способен делать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи между предметами и действиями, между явлениями. Конечно, помогает ребенку в его развитии взрослый, который показывает, подсказывает, действует вместе с малышом.

Главным видом деятельности в раннем возрасте является предметная деятельность, но она тесно связана с общением и служит предпосылкой для появления самой важной для всего периода детства деятельности — игры.

В раннем возрасте ребенок приобретает первоначальный социальный опыт. Ребенок раннего возраста еще долгое время после акта рождения удерживает биологическую связь с матерью. И эта связь помогает сохранять эмоциональную устойчивость, эмоциональный комфорт, без которых нарушается баланс в развитии и не формируется доверие к миру.

Задачи и содержание образовательной работы с детьми раннего возраста

Ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов.

1. Охрана и укрепление психофизического здоровья, формирование компетенций, необходимых для жизни;

2. Создание благоприятных условий для протекания сензитивного периода сенсомоторного и речевого развития ребенка;

3. Воспитание положительного отношения и базового чувства доверия к людям (первичные основы морали), культивирование положительных нравственных чувств детей;

4. Эмоциональное развитие;

5. Активизация работы с семьей с целью психолого-педагогического просвещения родителей по уходу за детьми раннего возраста, их воспитанию и развитию.

Педагогика раннего детства, основы которой были разрабо­таны Н. М. Щеловановым, Н. М. Аксариной и их учениками, намечает конкретные задачи и методы всестороннего воспитания детей.

В содержание воспитательной работы на этом возрастном этапе детства входят следующие разделы:

— соблюдение установленного для детей раннего возраста режима дня, т. е. верное распределение в течение суток и четкая последовательность сна, кормления, бодрствования, смена раз­ных видов деятельности; — правильное проведение режимных процессов: кормления, гигиенического ухода, укладывания спать, обливания и др.;

— проведение индивидуальных и групповых занятий, игр, развлечений;

— создание условий для активной и разнообразной самостоя­тельной деятельности детей.

Источники:

Психология воспитания детей

http://mdou24balahna.edusite.ru/p94aa1.html

http://www.detskiysad.ru/vopros/ranniy60.html

http://lektsii.org/10-6263.html

http://www.detskiysad.ru/vopros/ranniy32.html

http://studfiles.net/preview/5706965/page:4