Отставание ребенка в физическом развитии

Физическое развитие детей 6-7 лет

Технический прогресс, снижение физической активности, неблагоприятные факторы окружающей среды, увеличение информационной нагрузки, несбалансированное питание – все это имеет свое непосредственное отношение к физическому развитию детей дошкольного и младшего школьного возраста. Из-за вышеперечисленных факторов состояние физического здоровья подрастающего поколения оставляет желать лучшего.

информацияТакже в настоящее время обращает на себя внимание явление акселерации, когда дети в возрасте 6-7 лет по показателям своего физического развития соответствуют детям 8-10-летнего возраста, рожденным 30-40 лет назад (то есть опережают своих родителей в их детстве).

Особенности детского развития в дошкольном возрасте

Седьмой год жизни является периодом стремительного роста ребенка, когда активно растут и совершенствуются все органы и системы, возрастают адаптационные свойства организма. Ребенок за один год может вытянуться и прибавить в весе почти так же динамично, как дети первого года жизни. Педиатры этот возраст называют периодом первого физиологического вытяжения.

Рост и вес детей в 6-7 лет

К показателям физического здоровья, прежде всего, следует отнести рост и вес.

  • Рост ребенка в 6 лет достигает 130-133 см. За период с 6 до 7 лет ребенок имеет такие стремительные темпы роста, что может вырасти на 10 см. Девочки обычно опережают своих ровесников-мальчишек на несколько сантиметров. Преобладает рост конечностей, но размеры туловища также увеличиваются в 2 раза по сравнению с грудничком.
  • Динамика веса также поражает, ведь за год дети могут прибавить 2-3 кг и достигнуть веса 25-30 кг.
  • Рост и развитие ребенка зависит от его соматотипа (то есть особенностей анатомического строения его организма, заложенных генетически и видоизменяющихся под воздействием факторов окружающей среды и показателей здоровья).

    Дополнительные аспекты развития ребенка-дошкольника

    1. В 6-7 лет у детей молочные зубки меняются на постоянные.
    2. Активно развивается опорно-двигательный аппарат, в частности позвоночник.
    3. Перестраивается бронхолегочная система, брюшной тип дыхания сменяется на грудной, укрепляются стенки грудной клетки, крепнет диафрагма.
    4. Частота дыхания приближается к таковой у взрослых людей (приблизительно 20-25 дыхательных движений за 1 минуту).
    5. Преобразуется легочная паренхима, заканчивается формирование долек легких и теперь уже можно считать легкие малыша абсолютно зрелыми.
    6. Происходят изменения со стороны сердечно-сосудистой системы. Сердце увеличивается в размерах, так как вслед за быстрорастущим организмом функциональная нагрузка на него возрастает.
    7. Изменяются показатели частоты сердечных сокращений (со 120-180 у новорожденных до 85-100 в минуту у шестилеток) и артериального давления (до 90 мм рт. ст. систолического и 60 — диастолического).
    8. Активно включается в работу иммунная система, происходит возрастное уменьшение размеров и функциональной активности вилочковой железы, больше нагрузок выпадает на миндалины, лимфатические узлы, костный мозг, селезенку.
    9. Самым сложным изменениям подвержена нервная система. Новый образ жизни, большие психоэмоциональные, интеллектуальные нагрузки, приспособление к новому коллективу, борьба за социальное положение (успешность в классе, максимализм, высокие требования) вызывают усиленную работу головного мозга, корковых структур и укреплению нейронных связей.
    10. Речь ребенка становится более правильной, грамотно поставленной. Становится все меньше дефектов произношения звуков.

    Рекомендации родителям

    Педиатры и педагоги считают, что в 6-7 лет дети становятся достаточно дисциплинированными, чтобы всерьез заниматься спортивной и творческой деятельностью по интересам. Их мотивирует обычно похвала и гордость родителей, сплоченность в секции или кружке и увлекательное провождение времени.

    В этом возрасте достаточно развиты ловкость, выдержанность, координация, целенаправленность, равновесие, уверенность в себе, сила. Все эти качества необходимы для того, чтобы ребенок заинтересовался спортом и физической культурой.

    Тяга к творческой деятельности, сосредоточенность, заинтересованность, терпение и трудолюбие пригождаются детям, которым больше по душе музыка, танцы, рисование и другие виды творчества.

    советВажно прислушиваться к мнению малыша, а не навязывать ему свои собственные нереализованные амбиции в детстве и юности. Каждый ребенок должен проявить себя самостоятельно, иначе навязанное мнение только спровоцирует протест к творчеству.

    • Длительное сидение за партой с неправильной осанкой, нерационально рассчитанный режим сна и бодрствования уже начиная с этого возраста провоцируют развитие у детишек остеохондроза, сколиоза, лордоза и кифоза. Это не только эстетическая проблема, а еще и изменения со стороны всего организма в ответ на нарушенную ось тела.
    • Не стоит забывать, что ребенок адаптируется к новым условиям среды в школьном коллективе, обсеменяется незнакомой его организму микрофлорой, что может спровоцировать возникновение частых простуд. Поэтому важно отнестись серьезно к питанию маленького школьника, к сбалансированности его рациона по энергетическим и пластическим составляющим, витаминам и микроэлементам, чтобы карапуз развивался полноценно.
    • Пищеварительная система также претерпевает ряд изменений и неправильное питание с большими голодными паузами (что характерно для школьников) провоцирует развитие и хронизацию таких воспалительных заболеваний, как гастрит, панкреатит, холецистит и т.п.
    • Любые возникающие подозрения на состояние здоровья ребенка, погрешности в физическом развитии, отставание или опережение сверстников должны настораживать родителей. Не стоит откладывать поход к врачу в долгий ящик, потому что любая мелкая проблема в быстрорастущем организме может стать бичом для него на всю оставшуюся жизнь. Лучше предупредить заболевание, чем лечить его последствия.

      Диагностика физического развития ребенка

      Говорить об отставании в физическом развитии ребенка можно только после того, как врачи проведут ряд необходимых обследований и поставят диагноз. До этого момента родители могут делать лишь предварительные заключения, основанные на наблюдениях за малышом, но ни в коем случае не на сравнении его с другими детьми его возраста.

      Важно понимать, что каждый ребенок растет и развивается в своем ритме. Одни опережают сверстников в физическом развитии, другие же, наоборот, демонстрируют некоторое отставание, которое, тем не менее, нельзя считать серьезным отклонением от нормы.

      Итак, когда нужно начинать задумываться о том, что физическое развитие малыша не соответствует его возрасту? После года уже можно наблюдать за попытками крохи делать шаги, произносить первые слова. Нормой считается освоение навыков ходьбы до 14 месяцев и начальных речевых навыков до двух лет. Естественно, что небольшие отклонения от нормы не могут послужить поводом для волнения, однако уже в этом случае нужно будет усилить наблюдение за малышом, фиксируя малейшие продвижения вперед.

      Что собой представляет задержка физического развития?

      О задержке физического развития ребенка принято говорить в случаях, когда налицо отставание его по ряду антропометрических показателей. Достаточно часто проблема усугубляется отставанием в сфере формирования познавательных и моторных навыков.

      Специалисты говорят о задержке физического развития в случаях, когда антропометрические показатели опускаются ниже 3-5 процентиля либо же заметно снижаются за короткий срок. Принято разделять отставание в физическом развитии на вызванное заболеваниями и спровоцированное социальными условиями.

      Причины задержки физического развития

      На задержку в физическом развитии детей оказывают влияние самые разные причины:

    • педагогическая запущенность;
    • ЗПР;
    • биологические факторы;
    • социальные факторы.

    Когда речь идет о педагогической запущенности, то подразумевают серьезные пробелы в воспитании малыша, не связанные с мозговой деятельностью. В таких случаях дети совершенно здоровы, при этом неспособны усваивать простую информацию, не знают элементарных вещей.

    Родители и педагоги просто обязаны приобщать детей к умственной работе, поощряя их даже незначительные достижения. В противном случае способность к обучению и усвоению новой информации у них будет заметно снижаться. Как правило, проблему такого характера можно решить, если правильно выстроить схему работы с малышом.

    Несколько иначе дело обстоит с задержкой психического развития, которая также может вызывать отставание в физическом развитии. Обычно такие дети отличаются несоответствующим возрасту поведением, несмотря на то, что работа мозга осуществляется без существенных нарушений. Ребята с ЗПР быстро утомляются, неспособны долго концентрировать внимание и выполнять задание до конца.

    На отставание в физическом развитии ребенка также могут влиять и биологические факторы, связанные со сложным протеканием беременности, нарушением правил здорового образа жизни во время вынашивания ребенка матерью, тяжелые роды, патологии, а также перенесенные внутри утробы или в первые месяцы жизни серьезные инфекции.

    И, наконец, социальные факторы, влекущие за собой отставание в физическом развитии, подразумевают за собой тотальный контроль со стороны взрослых, неадекватное отношение к ребенку, а также стрессы, перенесенные в младшем возрасте.

    Как определить, что ребенок отстает в развитии?

    Как проявляется отставание детей в физическом развитии? Внешние признаки могут быть разными, начиная от задержки роста и набора массы и заканчивая потерей подкожного жирового слоя, облысением и белковым истощением. Чаще всего задержка в физическом развитии проявляется именно отставанием в росте и наборе массы.

    Специалисты определяют уровень задержки, анализируя все антропометрические показатели, соответствующие возрасту ребенка. В процессе учитывают особенности ребенка, степень доношенности, возможные перенесенные им недавно заболевания, способные оказать влияние на процесс развития. У малышей, которые появились на свет недоношенными, допускаются некоторые отклонения в физическом развитии, на которые влияют продолжительность их недоношенности.

    Отставание в физическом развитии может быть нескольких типов:

    Чаще всего первым признаком задержки в развитии является медленный набор массы тела, со временем можно заметить и изменения показателей роста.

    Особенности диагностики задержки физического развития

    Важно понимать, что лабораторные исследования не дают полную картину, поэтому проводятся скорее для ее дополнения. Чтобы отличить заболевания эндокринного характера от семейной низкорослости, обязательно определяют костный возраст. Дополнительно обследуют щитовидную железу ребенка, проводят МРТ и ряд дополнительных исследований.

    Диагностировать задержку физического развития ребенка можно на основании полученных в результате обследования клинических данных, а также по результатам наблюдений за взаимоотношениями в семье и опроса родителей. Очень важно, чтобы малыш рос в спокойной, дружественной атмосфере, получал достаточное для его возраста питание, а также не имел сложностей с его усваиванием.

    Чаще всего малыш не получает достаточного питания из-за некомпетентности родителей в этом вопросе, из-за низкого материального достатка, из-за халатности родителей. В первые месяцы жизни малыш должен получать достаточное количество грудного молока или адаптированной под него смеси каждые 2-3 часа. Врачи обязаны выяснить, какое питание получал ребенок в первые месяцы, через какие промежутки времени и какой была реакция родителей на беспокойство крохи между кормлениями.

    Достаточно часто неспособность малыша усваивать необходимое количество молока в первые месяцы жизни связана с анатомическими аномалиями: увеличенными небными миндалинами, аденоидами, сокращениями мышц полости рта. Именно поэтому, диагностируя отставание в физическом развитии, врачи просто обязаны принимать во внимание возраст малыша и общую клиническую картину, воссозданную на основе подробной беседы с родителями.

    Лечение задержки физического развития

    Для того чтобы лечение было успешным, необходимо выявить основную причину, которая привела к отставанию развития. Так, например, если причина в вызывающим задержку роста заболевании, то необходимо сосредоточить терапию именно на нем. Если ребенок медленно растет и набирает вес из-за семейной генетики, стоит прекратить попытки воздействовать на процесс, ведь в результате показатели роста будут так или иначе связаны с показателями роста родителей.

    Если основная причина задержки физического развития — это дефицит гормона роста, то решением может стать соответствующая терапия с его включением. Правильно подобранная терапия поможет малышу в первый год прибавить от 8 до 13 см, а в последующие – до 6 см в год.

    Независимо от того, какая причина оказала основное влияние на задержку в росте и наборе массы ребенка, необходимо позаботиться о том, чтобы в семье был налажен режим дня, практиковалось правильное питание, преобладала спокойная атмосфера.

    Если речь идет о малышах первого года жизни с ярко выраженной задержкой физического развития, связанной с социальными причинами, после 6 месяцев кормить их необходимо преимущественно густой пищей в течение получаса. В это время важно, чтобы ребенок не отвлекался. Дети после года могут есть за общим столом со взрослыми.

    Крайне важно не заставлять малыша есть против воли. Вода, соки и другие низкокалорийные продукты в рационе должны быть в меньшинстве, тогда как высококалорийная пища, такая как масло, сыр, сливки, обязательно должна входить в ежедневный рацион.

    Каких последствий опасаться?

    Во многом осложнения будут связаны с заболеванием, которое стало причиной отставания в физическом развитии. Так, например, если задержка роста связана с болезнью Иценко-Кушинга, то возможны проблемы с сердечно-сосудистой системой, давлением. Кроме того, осложнения могут проявиться в виде сахарного диабета или остеопороза, язвы желудка и пр.

    Если ребенок страдает гипотиреозом, то возможны последствия в виде аритмии, увеличения щитовидной железы, а также общего снижения интеллектуальной деятельности, комплексов, вызванных несоответствием роста нормам.

    Для того чтобы ребенок имел нормальный рост, он должен расти в способствующих развитию условиях, получая полноценное питание, необходимое для его возраста количество витаминов и микроэлементов. Отмечая низкорослость детей, важно своевременно обращаться к специалистам, которые помогут выявить причину и назначить программу для коррекции отставания.

    Когда стоит думать о госпитализации?

    О госпитализации имеет смысл говорить в случаях, когда у детей диагностируют сложную форму истощения, заметное отставание в росте. В стационаре ребенка обследуют для выявления истинной причины отставания в физическом развитии, назначат адекватное лечение. Как правило, срок госпитализации в этом случае не превышает 10 дней, в течение которых медики контролируют рацион детей, следят за их режимом дня.

    Основная цель госпитализации — научить детей и родителей составлять правильный рацион сбалансированного питания и придерживаться его для стимуляции роста, независимо от причины отставания в физическом развитии.

    Самым опасным отставание в физическом развитии малыша считается в первый год жизни, независимо от того, какова причина проявления проблемы. Следует понимать, что постнатальный рост головного мозга наиболее активен в первые полгода, поэтому ребенок должен иметь подходящие условия для полноценного развития именно в этот период. У многих малышей, которым поставили диагноз «задержка физического развития», отмечают сбои в развитии эмоциональной сферы и сложности в социальной адаптации.

    Если причина задержки — заболевания, прогноз может быть озвучен только после определения степени тяжести болезни и эффективности методики ее лечения. Детей с задержкой физического развития, независимо от причины, необходимо постоянно держать под присмотром, контролируя процесс эмоционального и когнитивного развития, при необходимости применяя коррекционные методы воздействия.

    В заключение стоит отметит, что решить проблемы с задержкой физического развития у детей можно, но далеко не во всех случаях. Если дело в генетической предрасположенности к маленькому росту и несоответствующей возрасту массе, то, скорее всего, с этим придется жить всю жизнь.

    В отдельных случаях помочь могут хирургическое вмешательство, массаж, сеансы физиотерапии, занятия со специалистами, практикующими работу по раннему развитию мозга. Особенно важной является атмосфера в семье. Родители должны быть уверенными в силах малыша, спокойными и ответственными, практиковать регулярные занятия в рамках программ раннего развития.

    Важно понимать, что замедленное физическое развитие не может поставить крест на будущей жизни и судьбе ребенка. Часто именно своевременное определение причины отставания поможет эффективнее устранить проблему и позволит малышу догнать и даже перегнать сверстников с верой в себя, свои силы и навыки.

    Отставание ребенка в развитии

    Вполне нормально, если вы сравниваете своего ребенка с другими детьми его возраста.

    К примеру, когда соседский ребенок в десять месяцев начинает ходить, у вас может возникнуть беспокойство, если ваш ребенок до 12 месяцев даже не ползает. В большинстве случаев такие различия несущественны: у каждого ребенка свой уровень развития, поэтому некоторые дети быстрее других овладевают какими-то навыками.

    Причиной для подозрения в умственной или физической отсталости ребенка, которую можно считать отставанием в развитии, может служить только сильное отставание или неспособность ребенка соответствовать основным этапам развития, изложенным в главах с 5-й по 9-ю, либо потеря ребенком приобретенных ранее навыков. Отставание в развитии, которое можно выявить у ребенка еще в детстве, включает задержку психического развития или умственную отсталость, нарушение речи или неспособность к обучению, корковый/церебральный паралич, аутизм, а также такие сенсорные расстройства, как потеря зрения или слуха. (Некоторые педиатры склонны относить к этому списку и нарушения, вызванные пароксизмом, но многие дети, склонные к пароксизму, развиваются вполне нормально.)

    Каждое нарушение развития ребенка ,может различаться по степени серьезности. К примеру, у ребенка с легкой степенью церебрального паралича может не быть никаких очевидных недостатков, кроме незначительного нарушения координации, в то время как другой ребенок с более серьезной формой заболевания не сможет самостоятельно ходить или принимать пищу. Помимо этого у некоторых детей присутствует больше одного нарушения, каждое из которых требует отдельного ухода.

    Если вам кажется, что ребенок развивается не так, как должен, ему необходимо пройти полное медицинское обследование с оценкой уровня развития; возможно, ему также потребуется консультация педиатра, занимающегося вопросами развития детей. Результаты обследования предоставят вашему педиатру информацию, на основе которой можно будет установить, присутствует ли у ребенка действительное нарушение развития, и если да, то что в этом случае нужно делать. В зависимости от результатов обследования врач может порекомендовать физическую, разговорную или трудовую терапию, которую следует проводить на различных этапах жизни ребенка. Помимо этого может потребоваться воспитательное вмешательство или психологическая консультация. Ваш педиатр должен помочь вам получить эти консультации. В некоторых штатах такие консультации проводятся бесплатно либо же часть стоимости оплачивается государством.

    На сегодняшний день федеральный закон предоставляет право каждому ребенку с нарушениями развития в возрасте после трех лет получать специальное дошкольное и школьное образование, а в большинстве штатов также имеется специальная программа для младенцев и маленьких детей с задержкой или нарушением развития либо тех, у кого имеется риск развития этих нарушений.

    Кроме того, помощь и специальное образование требуются и семьям детей с нарушениями развития. Не так просто смириться с мыслью, что у ребенка нарушение развития. Для того чтобы понять, как чувствует себя ребенок и как можно помочь ему реализовать свой потенциал, каждый член семьи должен иметь полную информацию о данной конкретной проблеме развития ребенка и получить компетентные рекомендации относительно того, что ему необходимо делать в этой ситуации.

    Отставание ребенка в физическом развитии

    26 февраля 2013 г., 20:51

    26 февраля 2013 г., 23:24

    Так в 3 года вполне еще можно исправить нарушения в развитии ребенка, задействовать компенсаторные функции, если это не умственная отсталость, конечно. Высокая лабильность до 5 лет. На "многие развивающие курсы" ходить не нужно. Нужно пройти обследование и выбрать курс коррекции.

    26 февраля 2013 г., 23:26

    А как тут справиться? Просто жить с этим, да и всё. Не делайте поспешных выводов, со временем картина вполне может измениться, да так, что ещё гордиться будете ребенком. Знаю подобный случай.

    26 февраля 2013 г., 23:47

    Ну у меня такой.До 4 лет молчал,потом под мед.препаратами заговорил,постепенно.Отставание года на 2.И по уму,и чисто визуально. В 7 лет рост 114 см. Самый маленький среди одногодок в группе,даже меньше девочек.

    Сегодня у сына,кстати,ДР.7 лет. Вот хлопочу чтобы в садике оставили еще на год.Сад логопедический.

    Для себя решила что звезд с неба хватать не станем.Очень даже верю что учиться будет плохо и оставаться на 2 год,не единожды.Но мне не важно,получит он высшее образование или нет( у нас сейчас без вышки ты не человек,какашка).Для меня главное,как он сможет устроиться по жизни вообще.Постараемся выучить его на рабочую профессию,чтобы уж на хлеб с маслом хватало. А так видно будет,будем решать проблемы по мере поступления.Короче как то так.

    4. не смотрите НТВ

    26 февраля 2013 г., 23:50

    5. не смотрите НТВ

    26 февраля 2013 г., 23:53

    "я стала уже в этой теме асом, перечитав от монтессори до макаренко. Не надо советовать сходить к психологу или на развивающие курсы — переходили на многое, и к психологам тоже"

    жесть.. вы в тайге живете? вам надо к невропатологу, логопеду, сделать экг, проверить кровоснабжение мозга(узи), мрт (или что там еще делают). а вы книжки читатее и к психологам ходите.

    27 февраля 2013 г., 00:00

    7. не смотрите НТВ

    т.е. вам надо действительно исключить (или выявить) реальную физическую патологию, которую надо лечить. но даже если с медицинской точки зрения ребенок здоров , то вс — ранво очень советую спецсад (хотябы речевой) там очень хорошо занимаются, группы меньше

    27 февраля 2013 г., 00:01

    не смотрите НТВ

    «я стала уже в этой теме асом, перечитав от монтессори до макаренко. Не надо советовать сходить к психологу или на развивающие курсы — переходили на многое, и к психологам тоже»

    27 февраля 2013 г., 00:03

    ага, сидите и ждиет у моря погоды, авось рассосектся- один же случай кто-то знает. надо обследовать ребкна, если у него патологические отставния (т.е. имено патологические медицинские отклонения, а не допуститые варианты нормы), то надо лдечиить ребенка с привлечением специалистов (срачей-дефектологов, логопедов и пр.), медикаментами, массаж, физиотерапия и пр. старайтесь попасть в специализированый детсад

    Особенно срачи-дефектологи помогут.

    27 февраля 2013 г., 00:17

    27 февраля 2013 г., 00:18

    срачи-дефектологи — это перл конечно.

    Не накидывайтесь на маму, она наверняка делает все возможное, а если имеет место действительно органическое поражение головного мозга, то до нормы ребенок не дотянет никогда. увы. Надеюсь, это не тот случай.

    27 февраля 2013 г., 00:21

    автор, не отчаивайтесь, все-таки ребеночек еще маленький. ЗАДЕРЖКА, она и есть ЗАДЕРЖКА, а не УО. Очень высокие шансы догнать норму.

    27 февраля 2013 г., 00:31

    я уже сказала , что мы много занимаемся. мы были у невролога, и далеко не у одного. Дошли до центральной неврологической детской клиники в Москве, делали и узи мозга , и не одно. Всю медицину мы прошли. Меня этому учить не надо. Конкретной биологической клиники у него нет. Откровенного УО чтобы ставили нет. Есть задержка в развитии. Боюсь, что толкового мне здесь никто ничего не скажет. Начинается разговор из темы — идите лечитесь, хотя я четко сказала. что НЕСМОТРЯ на все действия-обследования-занятия выхлоп очень маленький. И по факту окружающие реагируют в стиле — А чего вы с ним не заниемаетесь. Но когда узнают сколько и куда мы с ним ходим, и уже прошли — просто замолкают. Потому что их дети только сидят дома и гуляют в песочнице — а мой объективно самый слабый как в садовской группе, так и в группах развития.

    так до 7 лет ни один специалист уо не поставит.

    14. не смотрите НТВ

    27 февраля 2013 г., 00:34

    автор, вы НЕ писали, что обследовались, вы писали про макаренко и психологиов. написали бы сразу, а то хочешь как лучше, а еще и помоями в итоге закидали. сорри, удаляюсь.

    27 февраля 2013 г., 00:46

    Автор, у меня сын заговорил более менее понятно в 4, все понимал, в горшок с1,5 лет пошел, был спокойный, адекватный, нам ставили задержка развития(у нас родовая травма была), нам уже : лет, бкувы знает, стихи рассказывает, песни поет))) к неврологу не хожу) Но к логопеду ходим с 3х лет.

    27 февраля 2013 г., 00:47

    Пишу с планшета, нам 6 лет, буквы знает

    27 февраля 2013 г., 01:48

    Еще психиатр нужен. Именно в психиатрии делают тест на интеллект,дают направление на ЭЭГ мозга. Если повезет,можно и в логопеду записаться на занятия.Логопед бесплатный,но очередь туда жуткая. Ну и лекарства,ноотропы наше все.

    На ЭЭГ дают направление неврологи. Кстати можно сделать платно и без направления.

    27 февраля 2013 г., 01:54

    Автор, если вы в Москве, могу вам дать координаты действительно хорошего специалиста. Доктор медицинских наук, как раз в нужной вам области, руководит специализированным центром. Цены там очень демократичные.

    Я туда с дочкой обращалась, ЭЭГ как раз делали и консультировал он нас потом. Ничего лишнего с нас не взяли, ни копейки. Хотя я выражала готовность и 10 раз еще прийти и переделать.

    27 февраля 2013 г., 01:56

    Ну к логопеду и здоровые дети ходят, так что это не показатель отставания. Буквы. Не хочу огорчать, но многие дети в 3-4 года уже буквы знают, а к 6 годам очень многие читают.

    27 февраля 2013 г., 05:08

    Мой вопрос адресован мамам, у кого дети не очень тянут или откровенно не тянут стандартную программу, либо просто «не такие как все». Моему сыну 3 года, он своеобразного характера, до сих пор не говорит и не умеет многое из того, что должен по своему возрасту. Я сейчас не хочу спрашивать про методики развития, поверьте, я стала уже в этой теме асом, перечитав от монтессори до макаренко. Не надо советовать сходить к психологу или на развивающие курсы — переходили на многое, и к психологам тоже. Не надо советовать «полюбить» — я и так люблю его, он самый главный человек в моей жизни и буквально свет в окошке. Мой вопрос в другом — как вы сами справляетесь с тем, что ребенок » не тянет»?

    совсем не говорит? а вы проверяли его на аутизм? он общительный? делится с вами? чем раньше диагностируется, тем лучше корректируется. совсем не лечится, но значительно улучшается адаптируемость к жизни.

    27 февраля 2013 г., 06:47

    У меня ребенок 8 лет, аутизм, почти не говорит. На домашнем обучении. Лично по своему опыту, перепробовав год школу монтессори, обойдя всех дефектологов и логопедов области, неврологов, психологов, психиатров, иппо и дельфинотерапию, иглоукалывание, спецдиету, скажу вам — все это ФИГНЯ, выброс денег и наживательство на родителях больного ребенка.

    Учите своего сына справляться с бытовыми повседневными вещами — одеваться, ходить в туалет (как у вас с этим?), пользоваться ложкой, просить необходимое, мыть руки. А большего от такого ребенка требовать нельзя. Мой в 8 лет сам штаны одевает, обувается, сам может поесть попросить, и скажет, что именно, относительно спокойно себя ведет — мы с мужем уже довольны. Смирились. В три года, когда только поняли, что проблемы серьезные, у меня была истерика и депрессия. Но жизнь продолжается, ко всему привыкаешь. Институты не светят, возможно и читать-писать не научится, но что поделать. Какой есть.

    27 февраля 2013 г., 09:05

    27 февраля 2013 г., 09:35

    Сил вам,мамы этих детей! И удачи!

    27 февраля 2013 г., 10:32

    Закончилось занятие все преходят в другую комнату — он без проблем со всеми строем туда идет, но если , начинается, допустим, лепка — он даже отказывается вместе садиться. Все лепят — он тихо перебирает цветные листочки в углу в шкафу. Если пытаться его принудить — когда-то в самом начале — дикий ор на 2 часа,с валянием на полу, с приходом заведующей и нервными судорогами. Так и живем.

    27 февраля 2013 г., 10:51

    нет, он до сих пор в памперсах. Зачем горшок понимает, но нужным пользоваться им не считает. Папа в туалете показывал мастер-класс)), он смеется, ему это смешным кажется. Ложкой ест. но плохо и редко. Я не врач, но сколько читала про аутизм на него это не похоже. Скорее , аутичные черты. Дети своим шумом его раздражают, как и любые громкие шумы, если на площадке есть дети он туда не пойдет категорически. Он их не боится и не стесняется, просто не любит массовых скоплений. мы с рождения много путешествовали и ездили, на улице, в гостиницах, в ресторанах он совершенно нормально себя ощущает, если, коенчно, кто-то не привяжется) В саду он категорически и на отказ ничего ни с кем не делает, даже сказку вместе не слушает, уходит демонстративно и сидит один далеко на отдельном стуле. Я управлять им могу, особых трудностей нет, если что-то сказала — делает, но в саду бесполезно. Он не буйный, никогда в жизни ни с кем не дрался, не ломает игрушки и не агрессивный, просто не выносит если его к чему-то принуждают, опять-таки посторонние люди в виде воспитателей. Обычно это реакция в виде категорического отрицания.Не выносит, когда его трогают чужие люди, даже за руку берут (можно маме-папе-бабушкам) Его в саду уже знают воспитатели и не трогают.Все рисуют — он сидит в углу и смотрит колесики у машинок. Все на музыкальном занятия танцуют и поют — он стоит и смотрит в окно, как осенью падают листья, а зимой падает снег или как утром фонари на снегу отражаются.

    TO CHTO VY OPISALI-I EST AUTISM.

    27 февраля 2013 г., 10:52

    Автор, может Вам постараться оставить ребенка в покое и не насиловать его попытками адаптации?

    27 февраля 2013 г., 11:54

    A ESHE, ESLI VY CHITAETE NA ANGLIYSKOM, NAYDITE V INTERNETE PRO:

    1. Asperger Disorder

    NO PO OPISANIYAM VASH REBENOK BOLSHE POPADAET POD PDD Syndrome

    (ne yarko vyrajeniy autism)

    27 февраля 2013 г., 12:34

    Автор,но в садик то его нужно отдавать.Спецсад,спецшкола.я понимаю вы хотите оградить его от стрессов и неудобств,но всю жизнь дома то держать не станете.

    27 февраля 2013 г., 14:51

    Автор, вы описываете почти классический аутизм.

    Что ваш ребенок понимает и делает? Он что-то говорит? Ложкой ест сам? В три года в памперсах это еще не показатель, знаю здоровых детей в пять лет памперсы круглосуточно.

    27 февраля 2013 г., 14:52

    Моему ребенку почти 5 лет, не говорит, начал ходить на горшок в 4, как я этому радовалась;) хоть что-то. На вид обычный мальчик, но не говорит, с детьми играть не любит. Ходили в специализированный сад 1 мес, как потом выяснилось , воспитательнице занимались рукоприкладством. Сейчас дома на домашнем обучении. Занятия с дефектологом и психологом, ходим на песочную терапию . Летом на ипо терапию пойдем. Как справляемся? Да я в депрессии в постоянной, но деваться не куда. Я понимаю, что могла и больше делать, но физически просто нет сил, старшего отведу в сад ему 5,8 лет, утром морально собираюсь часа два. Пью кофе, ищу в интернете методики по таким детям, а потом начинается жизнь, уборка, готова, занятия кружки. Помощи не от кого, даже выдохнуть не могу. Но если жалеть себя и думать а если бы. Это утопия, будет только хуже. По себе знаю!

    Отдайте в другой садик, зачем вы свою жизнь гробите сидением дома? До 7 лет может быть в садике, вот дальше проблема. Инвалидность можете оформить ребенку?

    27 февраля 2013 г., 16:24

    он на спектре похоже (autism spectrum disorder). ему нужна помощь спец-в и чем раньше, тем лучше. типичным ребенком он не станет, но можно значительно улучшить состояние. вам ,нужно попросить, чтобы его эвалюировали на аутизм. или у него проблемы с чувствительность, но скорее все же аутизм.

    27 февраля 2013 г., 16:33

    Уважаемый автор, всегда тяжело осознавать, когда твоей ребенок не такой как все. Если Вы из Москвы, или же у Вас есть возможность приехать, обратитесь за помощью в Детскую Психиатрическую Больницу ╧6. Там очень хорошие специалисты, обязательно помогут! А Вам — терпения, это единственное, что можно Вам пожелать! Не вините себя, не пытайтесь казаться супер-мамой, Вы и так самая лучшая мама для своего сына, а он — самый лучший ребенок! Удачи Вам. С уважением, врач-педиатр, Наталия Александровна.

    27 февраля 2013 г., 17:15

    Автор, моей дочери 3 года и 4 месяца, она тоже у меня другая не такая как все. В декабре нам всё таки поставили диагноз задержка речевого развития и задержка умственного развития, под подозрением аутизм. В апреле поедим на 2 месяца в реабилитационный цент, там нам обещали помочь. В садик ходим, она отличаеться от всех детей,и очень гиперактивная. Она плохо разговаривает, я её полнимаю и она с 3 лет у нас много слов появилось, до 3 вобще только жесты и так мама, папа. Ну что она глупая, я не могу сказать, она бысро всё запоминает. С детками играет с удовольствием, с чужими тоже общаеться, но на других детей смотрю, явно моя отстаёт в развитии. Очень преживаю.

    27 февраля 2013 г., 18:22

    У аутичных деетй нет жестов, они труднообучаемые, мамой и папой родителей могут не звать (своего уже 8 лет не могу научить, чтобы мамой назвал), новых слов крайне мало. То. что вы описываете больше похоже на нормального ребенка.

    27 февраля 2013 г., 18:41

    Вы знаете, у нас ещё есть привычка качаться с ноги га ногу, не всё время, а например когда спать хочет, а аутистов тоже бывают своеобразные покачивания, как признак. Ну отставание в развитии, тоже признак. Дай бог что бы конечно всё было хорошо.

    27 февраля 2013 г., 19:12

    вообще, наверное, генетика в этой жизни есть)) и не всегда это то, что можно увидеть глазами. (нос, рот). Я просто в нем реально вижу себя, и понимаю как никто другой. Я именно с ним согласна что ли и чувствую, что он чувствует. Хотя я сама рано пошла, рано заговорила, на всех выступлениях в саду и в школе читала стихи , пела песни и в постановках участвовала, но я никогда не любила это так называемое "общение". Меня очень утомляла школа наличием такого количества народа в классе, приходя со школы я сидела по 2 часа на диване и смотрела в стену. Буквально приходила в себя. Как таковое общение проблемой для меня никогда не было, я могу подойти к кому угодно хоть на улице и заговорить о чем угодно.Я не буду потеть и заикаться. И подруги у меня всегда были и есть. Но если есть выбор — я всегда уходила одна в лес, изо всех сил работала, в 25 купила квартиру и засела в ней — не выскребешь) Как ни странно, жить эти качества мне не мешали — работаю я прекрасно, а мужчины наоборот привязывались и надоедали звонками, когда видели. что я всюду хожу одна, никому не звоню, что мне с самой собой прекрасно. Замуж я вышла в 34, практически насильно. Я забеременела от постоянного партнера и этот самый партнер "сел на хвост")) , не отвяжешься. Но у меня не было умственных "провалов",(у самой МГУ, музыкальная, спецшкола английская) а у сына, увы, есть. Он очень многое умеет, но когда я вижу его с его ровесниками, то невозможно это спокойно наблюдать, что он объектвно самый слабый.

    27 февраля 2013 г., 19:15

    И те так называемые "аутичные " специфические черты, которые у меня есть, но которые окружающими воспринимаются как некое милое чудачество или "закидоны", у него развились в явную сильно выраженную форму.

    27 февраля 2013 г., 19:28

    Муж и свекровь, моя мама также его постоянно тыркают,хотя я и не позволяю никому про него отзываться плохо, но все равно, всем рта не закроешь, что он то не умеет, это не умеет. Когда отвожу к свекрови, а сама он бабушка прекрасная, если бы не эти претензии, то регулярно слышу, как она его заставляет с другими детьми в песочнице сидеть, ругает, что он не хочет в коллективе. Я уже устала повторять ей. что люди разные, что ну не хочет он строем и табором, нет никакой нужды заставлять, но она оскорбляется в стиле :"Как это не хочет? все хотят . а он не хочет".

    Муж человек коллективный, с массой друзей и родственников, тоже иногда забывается и начинает ему высказывать претензии. Ребенок, конечно, не понимает, только чувствует, что им недовольны и плачет. Я зверею. начинаю отчитывать мужа. и идут ссоры за ссорой. Прихожу в сад, а мой ребенок единственный. который не сделал какую-то крокозябру на уроке труда, не ел, не выучил движения в танце к празднику.Тошно.

    27 февраля 2013 г., 19:36

    Муж и свекровь, моя мама также его постоянно тыркают,хотя я и не позволяю никому про него отзываться плохо, но все равно, всем рта не закроешь, что он то не умеет, это не умеет. Когда отвожу к свекрови, а сама он бабушка прекрасная, если бы не эти претензии, то регулярно слышу, как она его заставляет с другими детьми в песочнице сидеть, ругает, что он не хочет в коллективе. Я уже устала повторять ей. что люди разные, что ну не хочет он строем и табором, нет никакой нужды заставлять, но она оскорбляется в стиле :»Как это не хочет? все хотят . а он не хочет».

    Ой не расстраивайтесь так сильно, моя тоже единственная наверное за всю истрию садика( так они преподносят) которая не рисует, не лепит, не танцует со всеми. Просто она своенравная и если не хочет не будет делать.Заставлять бесполезно.Меня в садике достали уже своими притензиями в садике.Причём специалисты нам рекомендуют садик, противопоказаний нет.

    27 февраля 2013 г., 19:44

    у коллеги на работе дочь отстает в развитии. в д/с ходила обычный, а в школу пошла в спец. для таких детей, 7 или 8 вида, точно не знаю. знаю, что в 7 лет развитие у девочки было на 4. коллега довольна. в школе с ними занимаются специалисты, в классе человек 7.

    27 февраля 2013 г., 19:46

    27 февраля 2013 г., 21:21

    коллега, кстати, не расстраивается, что у нее особенный ребенок, говорит, что это не самое страшное

    Да вот и я думаю что это не самое страшное, бывают такие неизлечимые заболевания, на деток жалко посмотреть.

    27 февраля 2013 г., 22:11

    вы так интересно его описали, что он кажется вполне нормальным, просто отличается от всех. может, наоборот гений из него выйдет в чем-то своем! Плохо, что родственники бестолковые, не хотят принимать человека, какой он есть. Тут больше с ними работать надо психологам.

    27 февраля 2013 г., 22:18

    мне кажется, вы не совсем правы, что идете у него на поводу и против его общения с другими. это не должно быть насильственное общение, но его как-то надо вовлекать. существуют ведь методики работы с такими детьми и я слышала, они работают. вам однозначно нужно найти хороших специалистов. а по поводу садика — или найти спец садики или спокойно, но твердо объяснить воспитательницам что ребенок особенный и он в силу своих особенностей не может быть на одном уровне с другими и что насколько смог настолько и сделал

    Причины низкорослости у детей

    Задержки роста у детей— состояние гетерогенное. Для его понимания необходим многосторонний подход и знание процессов, обуславливающих течение данной группы заболеваний.

    Задержки роста у детей— состояние гетерогенное. Для его понимания необходим многосторонний подход и знание процессов, обуславливающих течение данной группы заболеваний. Карликовым считается рост у мужчин ниже 130 см и у женщин менее 120 см. Многие эндокринные, соматические, генетические и хромосомные заболевания сопровождаются задержкой роста, вследствие этого возникают сложности в выявлении этиологии низкорослости и назначении адекватной терапии. Наиболее часто отставание в росте обусловлено конституциональными особенностями роста и развития ребенка. Важно понимать, что факторы задержки роста могут действовать на организм с момента зачатия до прекращения физиологического процесса роста (20–23 года). Рост является одним из наиболее чувствительных показателей, характеризующих здоровье ребенка. Рост довольно стабильный показатель, но существует его сезонная зависимость, сопряженность с течением заболеваний.

    Особенность детского организма— его интенсивный рост: чем моложе организм, тем интенсивнее идут процессы роста. В течение второго месяца внутриутробного развития длина эмбриона увеличивается примерно на 1 см в сутки, в последние месяцы беременности скорость роста уменьшается до 1,5 мм в сутки. За внутриутробный период развития, с момента образования яйцеклетки до полного формирования плода, его масса увеличивается в 6 12 раз. С возрастом масса человека относительно новорожденного увеличивается в 20 раз, площадь поверхности тела в 8 раз, длина тела в 3 раза.

    Наибольшая прибавка массы тела ребенка происходит на первом году жизни, в последующие годы ее интенсивность уменьшается. Второй ее скачок наблюдается в пубертатном периоде. Темпы роста детей и подростков имеют половую специфичность. Для мальчиков характерен более высокий темп роста, для девочек более ранняя скорость созревания скелета после 2–3-летнего возраста, что обуславливает быстрое биологическое развитие, присущее всем органам и скелету тела. Также девочки раньше достигают определенного уровня массы тела и степени жироотложения, предшествующей становлению менструаций.

    В основе развития детского организма лежит клеточное деление и увеличение объема клеток за счет цитоплазмы. Соотношение гиперплазии и гипертрофии изменяются в дальнейшем, так что в антенатальном периоде доминируют процессы клеточного деления.

    Многие факторы могут оказывать влияние на процессы роста и развития. Генетические и средовые— наиболее важные из них. Распознать роль генетических факторов очень сложно, гораздо легче выявить средовые влияния, среди них— плохое питание, дефицит витаминов, двигательные и эмоциональные нагрузки, острые и хронические заболевания, климат и место проживания— все они могут как положительно, так и отрицательно сказываться на росте и развитии организма.

    В последние десятилетия в развитых странах мира явно прослеживаются тенденции акселерации— ускорения полового созревания— дети растут быстрее и достигают показателей, значение которых выше, чем у людей, живших столетие назад.

    Критические периоды развития

    Повреждающими экзогенными факторами в период внутриутробного развития могут быть химические вещества, в том числе многие лекарственные, ионизирующее облучение (например, рентгеновское в диагностических дозах), гипоксия, голодание, наркотики, никотин, вирусы и др.

    Химические вещества и лекарства, проникающие через плацентарный барьер, особенно опасны для зародыша в первые 3 месяца беременности, так как они не метаболизируются и накапливаются в повышенных концентрациях в тканях и органах зародыша. Наркотики нарушают развитие головного мозга. Голодание, вирусы вызывают пороки развития и даже внутриутробную гибель. Хронические заболевания, а также лекарственные препараты могут повлиять на процессы роста и созревание плода и, впоследствии, ребенка. Выделяют три стадии темпов роста ребенка.

    I стадия— младенческий период (до двух лет), характеризуется очень быстрым ростом. Его темпы, прежде всего, определяют благоприятное развитие плода во время беременности. За первый год ребенок вырастает примерно на 25 см, за второй год— на 10–12 см.

    II стадия— период детства, характеризуется относительно постоянным ростом. Регулируется преимущественно гормоном роста (ГР). При его недостаточности нормальные показатели роста (5–7 см/год) могут снижаться до 3–4 см/год.

    III тстадия— период полового созревания— характерен подростковый ростовой скачок, обусловлен увеличением уровня половых гормонов, действие гормона роста также очень важно. Для девочек эта стадия начинается за год до менархе (12–13 лет), у мальчиков в пубертате (14–15 лет). Пубертатный скачок может варьировать в пределах 2–3 лет. Темпы роста могут достигать 8–12 см/год.

    На каждом этапе жизни ребенка какой-либо из анаболических гормонов проявляет особенно высокую активность. Так, в первые годы жизни это относится к тиреоидным гормонам (ТГ). Именно на этом этапе ТГ обеспечивают окончательное созревание органов и систем и, прежде всего, ЦНС. В то же время высокий уровень ТГ активно стимулирует секрецию ГР, то есть оказывает выраженный ростовой эффект.

    После 2–4 лет жизни и до наступления пубертата превалируют процессы линейного роста. Подобный эффект обеспечивается в основном анаболическим действием ГР. На этом этапе жизни темпы роста составляют 5–6 см в год.

    В пубертатный период резко повышается уровень половых гормонов, которые стимулируют выработку ГР, что способствует ускоренному росту подростка (до 10–15 см в год). В то же время половые гормоны ускоряют процессы дифференцирования костей скелета, в результате чего происходит слияние эпифизарных щелей и прекращается рост человека. Во многом окончательный рост взрослого человека определяется сроками начала и продолжительностью пубертатного периода. Сроки начала и характер течения пубертата генетически детерминированы.

    Задержка роста и отставание «костного» возраста являются симптомами многих эндокринных заболеваний, для которых характерен дефицит анаболических или избыток катаболических гормонов.

    Внутриутробная задержка роста. Диагностика внутриутробной задержки роста основана на несоответствии массы и длины тела при рождении срокам гестации. Может проявляться как составляющая одного из наследственных синдромов, так и быть обособленным состоянием (в последнем случае заболевание может возникнуть спорадически). Факторами риска являются: многоплодная беременность, токсикоз, недоедание матери во время беременности, курение, артериальная гипертензия, внутриутробная инфекция, кровоизлияния в плаценту. Функции эндокринных органов не нарушены, но такие новорожденные имеют повышенный риск развития гипогликемии. Показатели костного созревания различны и могут не коррелировать со степенью задержки физического развития. Динамика роста очень разнообразна— некоторые дети уже на первом году жизни достигают нормальных показателей, у других задержка темпов роста более продолжительна и может в будущем привести к низкорослости.

    Внутриутробная задержка роста является одним из проявлений «фетального алкогольного синдрома», характерного для детей, рожденных от матерей, страдающих хроническим алкоголизмом.

    Перинатальная патология. Различные перинатальные патологии с асфиксией и фетальным дистрессом вследствие травмы в родах при ягодичном и ножном предлежании, наложении акушерских щипцов, вакуум-экстракции, стремительных или, наоборот, длительных родов могут стать причиной идиопатической недостаточности соматотропного гормона роста (СТГ).

    В процессе роста ребенка отмечаются недостаточная прибавка в весе, замедление нервно-психического развития, причины этих состояний весьма разнообразны.

    Конституциональная задержка роста и полового созревания (синдром позднего пубертата). Особенности роста и развития имеют наследственный характер. Это одна из самых распространенных форм задержки роста. Этиопатогенез конституциональной задержки полового и физического развития до конца не ясен. Продукция ГР у таких детей находится на нормальном уровне.

    Этот вариант низкорослости встречается у детей обоего пола, но чаще у мальчиков. Как правило, отец и/или ближайшие родственники по отцовской линии этих детей имеют те же особенности развития. Длина и масса тела при рождении не отличаются от таковых у здоровых детей. Наиболее низкие показатели темпов роста имеют место в первые годы жизни, и, следовательно, наиболее выраженная задержка роста наблюдается у детей в возрасте 3–4 лет. С 4–5 лет темпы развития восстанавливаются (5–6 см в год), но, имея исходно низкий рост, дети остаются в школьном возрасте низкорослыми. «Костный» возраст несколько (в среднем на 2 года) отстает от хронологического. Этим обстоятельством можно объяснить позднее вступление в пубертат — обычно половое развитие и пубертатный скачок в росте запаздывает у этих детей на 2–4 года, проявляется как отсроченное пубертатное ускорение роста. Эти подростки резко отстают в своем развитии от ровесников. В период, когда у сверстников темпы роста значительно увеличиваются (в среднем в 11 лет у девочек и в 13 лет у мальчиков), дети с конституциональной задержкой полового и физического развития продолжают расти с прежней или даже слегка замедленной (до 4 см в год) скоростью. Позднее вступление в пубертат и более позднее закрытие зон роста в данном случае являются благоприятным фактором, улучшающим прогноз в отношении роста во взрослой жизни. Следовательно, в большинстве случаев дети не нуждаются в лечении. Напротив, лечение, направленное на индукцию пубертата, сопровождается ускорением «костного» возраста и может быть причиной преждевременной остановки роста и низкорослости у взрослых пациентов. При проведении дифференциальной диагностики вариантов задержки роста у мальчиков следует помнить, что около 80% подростков с задержкой роста и полового развития имеют эту конституциональную особенность роста и развития. В ряде случаев, когда в семье есть и низкорослые родственники, эта форма задержки сочетается с элементами семейной низкорослости. У таких детей ростовой прогноз может быть менее благоприятным.

    Семейная низкорослость (генетическая). Довольно частый вариант задержки роста, характеризующийся наследственной предрасположенностью. Как правило, родственники детей с подобным вариантом задержки развития имеют низкий рост. Его задержка отмечается уже с раннего возраста, а скорость соответствует нижней границе нормы. При рождении дети имеют нормальные показатели роста и массы тела, но темпы после 3–4 лет составляют не более 2–4 см в год, в редких случаях в допубертатном периоде скорость роста достигает 4–5 см в год. Принципиальным является то, что «костный» возраст этих детей обычно соответствует или лишь незначительно отстает от хронологического, а вступление детей в пубертат практически соответствует нормальным срокам, но темпы его также находятся на нижней границе нормы. Конечный рост таких пациентов достигает 151 см у женщин и 163 см у мужчин, что, как правило, укладывается в диапазон допустимых колебаний целевого роста (среднего роста родителей).

    Секреция ГР и другие функции гипофиза при этом состоянии не изменены. Факторы наследственности при семейной низкорослости пока не найдены. Предполагают, что у некоторых больных может быть частичная резистентность к ГР, поскольку у 5% пациентов выявляются гетерозиготные мутации гена рецептора ГР. Развитие семейной низкорослости связывают и с дефектом гена SHOX, при его точковой мутации в псевдоаутосомной зоне X- и Y-хромосом происходит преждевременное образование терминирующего кодона в положении 195.

    Важно отметить, что диагноз «семейная низкорослость» можно ставить только в тех случаях, когда исключены все другие причины, приводящие к задержке роста (дефицит ГР, синдромальные формы и другие).

    Нарушения процессов роста наблюдаются при различных заболеваниях, но при патологии органов эндокринной системы их течение наиболее тяжелое. Практически все гормоны напрямую или опосредованно участвуют в процессах роста. Каждый гормон выполняет свою функцию, но их действие не изолировано, а тесно связано друг с другом.

    СТГ— гормон с прямым воздействием на клетки-мишени периферических тканей. Обладает выраженным белковоанаболическим и ростовым воздействием, в значительной степени определяя темп развития организма и его окончательные размеры. Стимулирует транспорт аминокислот из крови в клетки (посредством инсулиноподобных факторов роста (ИФР)). Наряду с ростовыми эффектами СТГ обладает свойствами вызывать «быстрые» метаболические эффекты— усиление липолиза, кетогенеза и гликогенолиза, изменение клеточных мембран, торможение утилизации глюкозы в некоторых тканях, выделение инсулина поджелудочной железой, общее гипергликемическое действие.

    Секреция ГР подвержена суточным колебаниям и имеет пульсирующий характер. Максимально высокие пики ГР наблюдаются в ночные часы— до 70% суточного количества гормона выделяется ночью. Кроме того, ГР принимает активное участие в адаптационных реакциях организма, и, следовательно, его уровень в течение суток может изменяться и по этой причине. Так, повышение ГР наблюдается при гипогликемии и физической нагрузке. Аминокислоты, глюкагон, вазопрессин, тиреоидные и половые гормоны активно влияют на синтез и выделение ГР и во многом определяют его уровень в крови.

    Рост-стимулирующий эффект СТГ опосредуется инсулиноподобными факторами роста— гормонами, которые образуются под влиянием СТГ в печени и других тканях. Выделены два вида ИФР: ИФР-I и ИФР-II. Это близкие по строению одноцепочечные белки, сходные с проинсулином. Оба ИФР участвуют в развитии плода; в постэмбриональном периоде основное значение в регуляции роста имеет ИФР-I. Он стимулирует пролиферацию клеток всех тканей, в первую очередь— хрящевой и костной. ИФР действуют на гипоталамус и аденогипофиз по принципу обратной связи, контролируя синтез соматолиберина и соматостатина и секрецию СТГ.

    Соматотропная недостаточность. Характеризуется наиболее выраженной задержкой роста. Частота составляет от 1:10000 до 1:15000. Причины дефицита ГР разнообразны— повреждения гипоталамических или гипофизарных структур, нарушение периферической чувствительности к действию гормона в результате патологии рецепторного аппарата, синтез биологически неактивного ГР. Соматотропная недостаточность часто сочетается с выпадением других тройных гормонов— пангипопитуитаризм. Различают идиопатический и органический варианты заболевания.

    При идиопатическом варианте признаков органического повреждения ЦНС нет, патологический процесс, как правило, формируется на уровне гипоталамических структур. У мальчиков заболевание встречается в 2–4 раза чаще, чем у девочек.

    Дефицит тройных гормонов обуславливает клинику данного состояния. На первый план выходят симптомы дефицита ГР с выраженной пропорциональной задержкой роста. Без терапии максимальный рост у взрослых людей не превышает 120 см у женщин 130 у мужчин. При рождении и в первые месяцы жизни дети с соматотропной недостаточностью по данным физического развития практически не отличаются от здоровых детей. Задержка роста становится заметной на втором году жизни. Темпы роста замедляются, после 4 лет жизни дети прибавляют в год не более 2–3 см. «Костный» возраст значительно отстает от хронологического (более чем на 2 года).

    Вследствие недоразвития костей черепа черты лица мелкие, характерно кукольное выражение лица. Волосы тонкие, голос высокий. Часто сопутствует вторичный избыток массы тела.

    Для мальчиков характерен микропенис. Половое развитие задержано и наступает в сроки, когда костный возраст достигает пубертатного уровня.

    У детей с дефицитом ГР имеет склонность к гипогликемическим состояниям (снижены процессы гликогенолиза). Гипогликемия у некоторых детей может быть первым признаком заболевания и нередко выявляется уже в период новорожденности.

    У взрослых пациентов с врожденной соматотропной недостаточностью, помимо задержки роста, имеют место ожирение с абдоминальным типом распределения жира, снижение мышечной массы тела, остеопороз, гиперхолестеринемия и ранний атеросклероз, низкий уровень физической и интеллектуальной активности. Все это в значительной степени ухудшает качество жизни больных.

    Для органического варианта характерно повреждение гипоталамо-гипофизарной системы вследствие врожденных дефектов (аплазия или гипоплазия, септооптическая дисплазия, синдром пустого турецкого седла, аневризма) или деструктивных повреждений. Наиболее частая причина— врожденная опухоль— краниофарингиома. Наряду с задержкой роста, у таких больных встречается неврологическая симптоматика, признаки повышения внутричерепного давления, ограничение полей зрения. По мере прогрессирования процесса и выпадения других тройных гормонов появляются симптомы гипотиреоза, гипокортицизма, гипогонадизма. Для данного заболевания характерен несахарный диабет, иногда транзиторный.

    При изолированном дефиците ГР синтез тройных гормонов не нарушен, течение заболевания более легкое— рост взрослых больных несколько выше (у женщин— 125 см, у мужчин— 145 см), симптомов гипотиреоза нет, половое созревание наступает обычно на 2–4 года позже, но протекает нормально, больные, как правило, фертильны. «Костный» возраст отстает от хронологического, но дифференцировка костей скелета нарушается в меньшей степени, чем при пангипопитуитаризме. По окончании пубертатного периода зоны роста у больных закрываются.

    Синдром Ларона. Обусловлен нарушением чувствительности рецепторов к ГР. Клиническая картина идентична картине изолированного дефицита ГР. Взрослые больные с этим синдромом редко достигают роста 130 см. В то же время уровень ГР (базальный и стимулированный) у больных обычно превышает нормальные показатели, достигая в отдельных случаях 50–100 нг/мл.

    Отсутствие эффекта ГР объясняют снижением уровня соматомединов (прежде всего ИФР-I), синтез которых не повышается при введении экзогенного ГР. Молекулярная основа данного состояния— патология гена рецептора СТГ. Секреция гормона роста гипофизом не нарушена, но существует рецепторная резистентность к СТГ.

    Описаны семейные случаи заболевания, часто в этих семьях регистрируются кровные браки. Нельзя исключить возможность развития задержки роста у детей, обусловленной также нарушением биологической активности СТГ.

    Помимо дефицита ГР (или нарушения механизма его действия), выраженная задержка роста может быть обусловлена дефицитом других анаболических гормонов— тиреоидных и половых.

    Психологическая карликовость (депривационная, психосоциальный нанизм). Может иметь место у детей из неблагополучных семей. У них развиваются выраженная задержка роста, отставание «костного» возраста, психического развития, большой живот, задержка полового развития, особенности пищевого поведения, дефицит гормона роста. При обследовании таких детей выявляется транзиторный или функциональный гипопитуитаризм и, в частности, снижение секреции СТГ. Для подобных детей характерны извращенный аппетит или прожорливость, недержание мочи и кала, бессонница, судорожный крик и внезапные вспышки гнева. Они бывают чрезмерно пассивными или агрессивными, а их интеллект находится на нижней границе нормы или снижен. При изоляции этих детей от неблагоприятных условий уровень СТГ самостоятельно восстанавливается, дети начинают расти, однако отставание интеллектуального развития остается на всю жизнь.

    Инсулин играет важную роль в регуляции процессов роста— обладает анаболическим действием, способствуя транспорту аминокислот в клетки, антикатаболическим действием посредством торможения гликонеогенеза из белков и аминокислот, ускоряет синтез РНК и белков, обеспечивает энергией все анаболические процессы.

    Хроническая недостаточность инсулина ведет к недостатку поступления питательных веществ и энергии, необходимых для роста и формирования организма. Нарушается обмен не только углеводов, но и белков, липидов, аминокислот, нуклеотидов. Катаболизм преобладает над анаболизмом, накапливаются токсичные продукты обмена, что не может не тормозить рост и развитие ребенка.

    Происходят нарушения в системе СТГ— инсулиноподобные факторы роста, развивается частичная резистентность к СТГ, которая наиболее выражена в пубертате. Она поддерживает гипергликемию, является одной из причин снижения чувствительности к инсулину.

    Характерным комплексом симптомов при длительной декомпенсации сахарного диабета (СД) 1-го типа является синдром Мориака. Проявляется ожирение по кушингоидному типу, увеличение живота вследствие гепатомегалией с наличием жирового гепатоза, наклонностью к кетоацидозу и частым гипергликемическим состояниям, выраженной задержкой роста (вплоть до нанизма) и полового созревания (может дойти до полового инфантилизма), запоздалой оссификацией костей и остеопорозом (особенно в позвоночнике), часто наблюдается диабетический румянец. Интеллект детей соответствует возрасту.

    Тиреоидные гормоны в физиологических количествах оказывают значительный белковоанаболический эффект, высокие концентрации Т3 и Т4, напротив, обладают белковокатаболическим действием посредством активации протеиназ и усиливают гликонеогенез. В отличие от эффекта ГР, тиреоидные гормоны в большей степени влияют на дифференцирование, созревание тканей, прежде всего, костной, чем на линейный рост ребенка. В то же время ТГ активно влияют на синтез и секрецию ГР и ускоряют линейный рост.

    Дефицит тиреотропного гормона у больных с пангипопитуитаризмом является причиной вторичного врожденного гипотиреоза, определяющего комплекс симптомов— психическая вялость, сухость кожных покровов, брадикардия, гипотония, запоры, позднее появление и поздняя смена зубов. Интеллект страдает в меньшей степени, чем при первичном врожденном гипотиреозе. Это обусловлено тем, что щитовидная железа при вторичном гипотиреозе не повреждена и способна нормально функционировать. Роль стимулятора функции щитовидной во внутриутробном периоде берет на себя хориогонин (плацентарный лактоген). Таким образом, щитовидная железа плода внутриутробно синтезирует достаточное количество тиреоидных гормонов для созревания ЦНС. В постнатальном периоде жизни выраженный дефицит ТГ у больных с соматотропной недостаточностью ухудшает процессы роста и дифференцировки костей скелета.

    Для подавляющего большинства больных врожденным гипотиреозом характерна выраженная задержка роста и «костного» возраста. Однако, в отличие от пациентов с соматотропной недостаточностью, у данной группы больных имеет место диспропорциональная задержка роста и другие характерные клинические симптомы основного заболевания, позволяющие без труда установить причину задержки роста.

    Половые гормоны (ПГ) обладают мощным анаболическим эффектом, ускоряя как линейный рост— пубертатный скачок в росте, так и дифференцировку костей скелета. Ростовой эффект половых гормонов осуществляется лишь в присутствии ГР, уровень которого в этот период жизни под влиянием половых гормонов значительно повышается.

    Дефицит гонадотропных гормонов (ГТГ) является причиной развития гипогонадизма. У части мальчиков с пангипопитуитаризмом при рождении имеются признаки внутриутробного дефицита ГТГ (крипторхизм и микропенис). В дальнейшем у всех больных выявляются симптомы тяжелого гипогонадизма— вторичные половые признаки отсутствуют, зоны роста остаются открытыми. Выраженный дефицит половых гормонов и отсутствие вследствие этого пубертатного скачка в росте у подобных детей еще более усугубляют задержку роста.

    Для больных с гипогонадизмом и задержкой полового созревания также характерна задержка роста и «костного» возраста. Однако эти симптомы начинают обращать на себя внимание лишь в подростковом возрасте. В детстве темпы роста и «костный» возраст, как правило, соответствуют хронологическому.

    Выраженная задержка роста как результат преждевременного слияния эпифизарных щелей всегда имеет место у больных с преждевременным половым развитием любой этиологии.

    Глюкокортикоиды, активизируя процессы глюконеогенеза, оказывают выраженный катаболический эффект. Отрицательное влияние на процессы роста кортизол оказывает и по той причине, что активно тормозит секрецию ГР.

    Высокий уровень глюкокортикоидов (синдром Иценко–Кушинга при длительном приеме глюкокортикоидных препаратов), обладающих катаболическим эффектом, также может быть причиной задержки роста у детей.

    Псевдогипопаратиреоз (синдром Олбрайта). Также является эндокринно-зависимым вариантом задержки роста. Паращитовидные железы при этом синдроме гистологически не изменены и способны синтезировать и секретировать паратгормон. Заболевание обусловлено наследственным дефектом клеточного рецепторного аппарата, в частности почек и скелета. Клетки-мишени резистентны к действию паратгормона. Для больных псевдогипопаратиреозом характерны низкорослость, возникающая в возрасте после 3–4 лет, короткая шея, короткие и широкие фаланги пальцев, брахидактилия, чаще всего 1-й, 4-й, 5-й пястных костей, а также 1-й и 5-й плюсневых; экзостозы и утолщение свода черепа, генерализованная деминерализация костей. У таких больных нередко обнаруживаются отложения кальция и метапластическое образование костной ткани под кожей. Часто отмечаются умственная отсталость, кальцификация базальных ганглиев и катаракта. Подтверждением диагноза служат гипофосфатурия и гипокальциемия, низкий уровень паратгормона в крови.

    Другую группу представляют больные с задержкой роста, обусловленнной неэндокринными факторами.

    Существует множество состояний, характеризующихся соматогеннообусловленными нарушениями роста. Врожденные и приобретенные хронические заболевания, сопровождающиеся гипоксией (болезни сердечно-сосудистой системы— пороки сердца и сосудов, врожденные и ранние кардиты); анемией (болезни крови— серповидно-клеточная анемия, талассемия, гипопластическая анемия Фанкони); нарушением питания— дефицит белка (квашиоркор), дефицит витаминов, минералодефицит (цинк, железо); нарушением процессов всасывания (болезни кишечника— болезнь Крона, целиакия, синдром мальабсорбции, кистозный фиброз поджелудочной железы, хронический гастроэнтерит); нарушением функции почек (болезни почек— хроническая почечная недостаточность, почечные дисплазии, нефронофтиз Фанкони, почечный тубулярный ацидоз, нефрогенный несахарный диабет); нарушением функции печени; болезнями обмена веществ (гликогенозы, мукополисахаридозы, липоидозы); патологией костной системы (ахондроплазия, гипохондроплазия, несовершенный остеогенез)— все эти состояния могут проявлятся в задержке роста и развития ребенка.

    При данных вариантах нанизма признаки первичного нарушения функции эндокринных желез отсутствуют, «костный» возраст, как правило, соответствует хронологическому. На первый план выступают симптомы основного заболевания, что позволяет без труда установить причину задержки роста.

    Примордиальный нанизм (внутриматочный, первичный). Заболевание описано впервые в 1902 году. Слово примордиальный говорит о том, что дети, будучи доношенными, уже рождаются с низким ростом (25–30 см) и недостаточной массой (обычно менее 2000 г). При анализе семейного анамнеза нередко встречаются подобные случаи.

    Причины примордиального нанизма точно не выяснены, некоторые считают его обусловленным генетически. Есть мнение о воздействии негативных факторов на плод во время беременности.

    У таких детей при рождении выявляются признаки микроцефалии, гидроцефалии, черепно-лицевые дизостозы (негармоничное развитие костей черепа). При динамическом наблюдении за этими детьми удается отметить нормальную дифференцировку костной ткани. «Костный» возраст у этих детей соответствует хронологическому. Прибавки в росте небольшие, половое развитие, соответствующее возрасту. Они способны к созданию семей и воспроизведению нормальных детей. Внутренние органы без патологий. Исследования уровня СТГ и других тропных гормонов не выявляет отклонений от нормы. Эти дети подрастают, но им не удается достичь пограничных нормальных показателей роста (это миниатюрные люди, они остаются низкорослыми на всю жизнь).

    Группа детей с примордиальным нанизмом гетерогенна. В этой группе объединяются больные по одному главному признаку— нарушение процессов роста с периода внутриутробной жизни— генетические синдромы (Гетчинсона–Гилфорда, Секкеля, Рассела–Сильвера и др.), внутриматочная инфекция (краснуха, сифилис, токсоплазмоз, цитомегалия), «плод алкоголика» и др.

    Синдром Шерешевского–Тернера (дисгенезия гонад). Характерным признаком является выраженная задержка роста. При классическом варианте синдрома (кариотип 45, ХО) рост больных не превышает 142–145 см, при мозаицизме (45, ХО/46, ХХ) рост может быть несколько выше.

    Типичная клиническая симптоматика для кариотипа 45, ХО представлена сниженной массой тела при рождении, лимфатическим отеком стоп, голеней и кистей у новорожденных, низким уровнем роста волос на шее сзади, короткой шеей с крыловидными складками, бочкообразной грудной клеткой, широко расставленными сосками. Характерны птоз, эпикантус, низкое расположение ушей. Задержка роста начинает обращать на себя внимание с 2–3-летнего возраста, с этого времени темпы роста снижаются до 2–3 см в год. «Костный» возраст, как правило, до 11–12 лет соответствует хронологическому, в дальнейшем из-за выраженного гипогонадизма отстает от хронологического. При классическом варианте заболевания вторичные половые признаки отсутствуют, при мозаицизме— могут быть выражены в разной степени. Большое количество характерных диспластических симптомов, отрицательный или низкий процент полового хроматина подтверждают диагноз.

    Cиндром Нонне. Близок по фенотипу к синдрому Шерешевского–Тернера. Наряду с низкорослостью и крыловидными складками на шее, врожденными пороками сердца и почек обнаруживаются выраженные дисморфии лица (птоз, гипертелоризм, экзофтальм, микрогнатизм). Кариотип при этом синдроме нормальный, болеют как мальчики, так и девочки.

    У мальчиков с задержкой роста наиболее часто имеет место конституциональная задержка роста и полового созревания — синдром позднего пубертата или семейная низкорослость. У девочек наиболее часто встречается синдром Шерешевского–Тернера.

    Прогерия (синдром Гетчинсона–Гилфорда). Клиническая картина представлена чертами прогрессирующего преждевременного старения. Рост и вес, нормальные при рождении, значительно отстают уже к первому году жизни. Основная симптоматика развивается с 2–3-летнего возраста — тотальная алопеция, атрофия потовых и сальных желез, отсутствие подкожно-жирового слоя, склеродермо-подобные изменения кожи, выраженная венозная сеть на голове, дистрофия ногтей, экзофтальм, тонкий клювовидный нос, малый лицевой и большой мозговой череп. Голос тонкий. Пубертат обычно не наступает. Интеллект средний или выше среднего. Часто диагностируются асептические некрозы головки бедренной кости, вывих тазобедренного сустава. Характерен ранний распространенный атеросклероз коронарных, мезентериальных сосудов, аорты, головного мозга. Продолжительность жизни — в среднем 12–13 лет, основная причина летальности — острый инфаркт миокарда, застойная сердечная недостаточность, инсульты.

    Синдром Рассела–Сильвера. Характеризуется внутриутробной задержкой роста, асимметрией туловища (укорочение конечностей с одной стороны), укорочением и искривлением 5-го пальца, «треугольным» лицом, задержкой умственного развития. У трети больных развивается преждевременное половое развитие. Характерны почечные аномалии и гипоспадии.

    Синдром Секкеля (птицеголовые карлики). Характеризуется внутриутробной задержкой роста, микроцефалией, гипоплазией лицевого черепа с крупным носом, низким расположением ушей (часто аномально развитых), задержкой умственного развития, клинодактилией 5-го пальца.

    Синдром Прадера–Вилли. Дети с этим синдромом, наряду с задержкой роста с рождения, имеют выраженное ожирение, крипторхизм, микропенис, гипоспадию, нарушение толерантности к углеводам, задержку умственного развития.

    Синдром Лоуренса–Муна–Барде–Бидля. Включает в себя низкий рост, ожирение, пигментную дегенерацию сетчатки, атрофию дисков зрительных нервов, гипогонадизм, задержку умственного развития. Часто встречаются неполные формы синдрома, с наличием лишь некоторых описанных признаков.

    В заключение стоит отметить, что конституциональные особенности роста и развития ребенка являются наиболее частой, но далеко не единственной причиной отставания роста. Задержка роста и костного возраста являются симптомами многих патологических состояний эндокринной системы с дефицитом анаболических и избытком катаболических эффектов. Совместное действие гормонов обеспечивает нормальные процессы роста и развития. Окончательный рост зависит от сроков вступлений в пубертат, его продолжительности и от сроков завершения костного роста. Диагностика данных состояний довольно трудна, так как гормональные дисфункции не всегда проявляются ярко и однозначно, а зачастую маскируются сопутствующими заболеваниями. Важнейшей клинической проблемой задержек роста у детей является дифференциальная диагностика нанизма различной этиологии с целью определения точного варианта низкорослости, прогноза заболевания и выбора адекватных методов терапии.

    Источники:

    http://deti.baby-calendar.ru/fizicheskoe/razvitie-ot-6-do-7-let/

    Диагностика физического развития ребенка

    http://www.sweli.ru/deti/do-goda/razvitie-rebenka/otstavanie-v-razvitii.html

    http://m.woman.ru/kids/infant/thread/4275708/

    https://www.lvrach.ru/2008/10/5825107/