Периоды развития детей и школьников

Рефераты по медицине

Периоды детского возраста

Периоды детского возраста

Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связаны физиологическое развитие, заболевания, характер деятельности человека, особенности его мышления, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта попытки забегать вперед, осуществляя физическое, умственное и нравственное развитие ребенка без учета его возрастных возможностей.

В возрастной психологии и медицине, принято выделять следующие периоды развития детей и школьников: новорожденный от момента отделения от пуповины до 1 мес., грудной от 1 мес., до 1 года, преддошколъный возраст (1-3года), дошкольный возраст (3-7лет), младший школьный возраст (7-11лет), средний школьный или подростковый возраст (11—15 лет), старший школьный возраст, или ранняя юность (15—18 лет).

Период новорожденного составляет 4 недели, т. е. 28 дней. Это очень ответственный период жизни. Все факторы, угрожающие жизни человека, в это время особенно опасны. Новорожденный ребенок имеет ряд особенностей в строении и деятельности всех органов и систем. В .крови повышено Количество эритроцитов, а следовательно, и. гемоглобина, ответственного за транспортировку кислорода и углекислого газа; лейкоцитов, призванных вести борьбу с болезнетворными микроорганизмами. Обмен веществ очень интенсивный, а объем крови, выбрасываемой сердцем при одном сокращении, мал. Компенсируется это большой частотой сердечных сокращений, показателем чего является частота пульса, которая у детей 1 -го месяца жизни достигает 120—150 ударов в минуту. Пульс у новорожденного неустойчив, порой аритмичен, что связано с особенностями нервно-мышечного аппарата самого сердца, а также с недостаточной зрелостью нервной системы, управляющей сердечной деятельностью.

Мышечная система представлена теми же мышцами, что и у взрослого человека. Но эти мышцы недоразвиты. С 1-го месяца жизни начинается быстрое, но не одновременное их развитие. Раньше других развиваются мышцы, обслуживающие важные жизненные функции (дыхательную, защитную и др.). У младенца повышен тонус мышц-сгибателей. Этим объясняется характерное положение его тела: согнутые в локтях руки со сжатыми в кулаки кистями приближены к голове, а ноги, согнутые в тазобедренных суставах, приведены к животу. Такое положение необходимо для поддержания температуры тела и становления дыхания.

Впервые дни и недели жизни ребенок, разумеется, с помощью взрослых приспосабливается к существованию. Он овладевает регуляцией процессов пищеварения, поддержания постоянной температуры тела, пытается соответствующим образом отвечать на внешние воздействия, начинает видеть и слышать. У него выявляются врожденные умения (безусловные рефлексы: сосание, глотание, моргание и т. п.) и первые проблески сознательной деятельности (условные рефлексы). К примеру, в конце периода новорожденности ребенок, которого много раз прикладывали к груди, приняв привычную позу, уже начинает причмокивать губами, готовясь к акту сосания.

Длительность этого периода определяется необходимым сроком хотя бы частичного кормления ребенка грудным молоком. В большинстве случаев для доношенных и правильно развивающихся детей грудной период заканчивается к концу 1 -го года жизни. Для грудного ребенка характерна относительная функциональная слабость органов, в частности пищеварительного аппарата. В эндокринной системе происходят определенные сдвиги: в возрасте 4—5 мес. усиливается и в течение всего 1-го года жизни продолжает нарастать инкреторное влияние щитовидной железы, выявляются функций прегипофиза и зобной железы.

В грудном возрасте у некоторых детей выявляются так называемые аномалии конституции — экссудативный, невропатический и лимфатический диатезы. Интенсивный рост скелета обусловливает повышенную его ранимость и большую частоту рахита у детей грудного возраста.

Первоначальный пассивный иммунитет у ребенка постепенно ослабевает, а приобретенный иммунитет еще отсутствует, случайный контакт с различными инфекциями сенсибилизирует организм, что в связи с анатомо-физиологическими особенностями детей грудного возраста делает их особенно предрасположенными к различным гноеродным и другим инфекциям. Наиболее часто входными воротами инфекции оказывается кожа, слизистая оболочка полости рта и дыхательных путей. Склонность к диффузным реакциям и неспособность к ограничению того или иного патологического процесса лишь определенным органом или одной тканью тоже весьма характерны для ребенка грудного возраста.

В грудном возрасте могут действовать факторы, приводящие к зубочелюстным деформациям и аномалиям, например вредные привычки сосать пальцы, язык, губы. В этом случае ребенку лучше дать пустышку, вынув ее изо рта при наступлении глубокого сна, а во время бодрствования ограничить движения рук специальной одеждой. Важно, чтобы подушка была небольшой и плоской. Сон с опущенной на грудь головой тормозит развитие нижней челюсти, при запрокинутой голове мышцы шеи напряжены, а нижняя челюсть смещается кзади. В этом возрасте иногда выявляется затруднение носового дыхания, что также приводит к нарушению роста и развития челюстей.

На 1 -м году жизни продолжаются формирование и минерализация молочных зубов и начинается минерализация постоянных. Различные болезни детей, нарушающие водно-солевой обмен, влияют на структуру твердых тканей зуба и могут быть причиной их системной гипоплазии и низкой резистентности к кариесу.

Дети преддошкольного возраста

Преддошкольный возраст (от 1 до 3 лет) имеет свои анатомофизиологические особенности развития, особенности психики и познавательной деятельности, личностного формирования ребенка. Высокий темп физического развития, которое было характерным для первых двух лет жизни малыша, на третьем году замедляется. В среднем за год масса тела увеличивается на 2 кг, а рост – на 7-8 см. Именно с этого возраста начинается заметное накопление мышечной силы, увеличивается выдержка, возрастает подвижность. Костная система сохраняет еще в отдельных местах хрящевое строение (кисти рук, голени, некоторые части позвоночника). Поэтому необходимо постоянно следить за осанкой, положением тела ребенка во время сидения, сна и т.п.. Нервная система еще очень впечатлительная и требует заботливого отношения к ней со стороны взрослых.

От 3 до 7 лет постепенно выпадают молочные зубы. Их заменой на постоянные завершается т.н. период "молочных зубов". В этом временном интервале явно физическое и умственное возмужание. К концу его дети вполне сносно говорят на родном языке, довольно правильно употребляют склонения и спряжения. Начинают проявляться индивидуальности. Эмоции становятся более сдержанными. В связи с более широкими контактами детей, среди них превалируют инфекционные заболевания, а также, заболевания дыхательной системы. Рост вначале замедляется до 4-6 см в год, а затем увеличивается до 6-8 см в год. В весе прибавляют также неравномерно: 4-летний — 1,6 кг, 5-летний — около 2 кг, 6-летний — 2,5 кг.

Кожа. Происходит ее утолщение. Но возможно, и её легкое переохлаждение Костная система. Ее окостенение еще не завершено. Позвоночник уже соответствует по форме взрослому, но только по форме. С возросшей весовой нагрузкой на неокрепший скелет ребенка как никогда важен контроль за его осанкой. Не зря умудренная опытом бабушка сердито стучит пальцем внуку по лопаткам, чтобы не горбился, не сутулился. Не позволяет внучкам подолгу нежиться в мягком кресле или уютно "скорчившись" на диване. Для их же красоты предпочтительнее жесткий стул с высокой прямой спинкой. Не уставайте напоминать себе и им, что сколиоз — искривление позвоночника начинается именно в этом возрасте. С 3 до 7 лет также завершается формирование грудной клетки и органов дыхания. Ребра принимают такое же положение, как и у взрослых, грудная клетка — цилиндрическую форму. Дыхание более глубокое и редкое — к 7 годам достигает 23-25 в 1 минуту. Сердечнососудистая система: пульс продолжает урежаться. К 7 годам его частота равна 85-90 в 1 минуту, артериальное давление — 104/67 мм рт. см. Эндокринная система. В возрасте 6-7 лет наблюдается некоторое ускорение роста, т.н. первое физиологическое вытяжение, в это же время проявляются различия в поведении мальчиков и девочек. Активное участие в этих процессах принимают такие железы, как щитовидная, надпочечники, гипофиз.

Начинается "подготовка" половых желез к периоду полового созревания.

Иммунная система: клетки иммунитета вырабатываются организмом ребенка в достаточном количестве, в связи с этим — более легкое течение многих болезней.

Нервная система. Закладываются основы интеллекта. Дети охотно запоминают стихи, с увлечением рисуют, забавно сочиняют, переиначивая услышанные сказки.

Маленькие поэты, художники, писатели — "невсамделешные", но по сути своей кладезь потенциальных творческих возможностей — не для восторгов, а для пристального к ним внимания. Они приобщаются и к начаткам морали, не просто покорно принимая "так делать хорошо, а эдак плохо", но и пытаются осмыслить "почему?". Как "попугаи" повторяют многие действия взрослых, выбирая, как правило, моделью близких родственников. Поддерживать уравновешенные, доброжелательные взаимоотношения — лучшего и пожелать всем нельзя. А при невозможности избежать иного, помнить, что в семейных "сценах" лишний свидетель — всегда ребёнок.

Младший школьный возраст

Младший школьный возраст называют вершиной детства. В современной периодизации психического развития охватывает период от 6-7 до 9-11 лет. В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности – учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни. Ребенок оказывается на границе нового возрастного периода.С физиологической точки зрения – это время физического роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях.

Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте – учебная деятельность. Ее характеристики: результативность, обязательность, произвольность.

Основы учебной деятельности закладываются именно в первые годы обучения. Она должна, с одной стороны, строиться с учетом возрастных возможностей, а с другой – должна обеспечить их необходимой для последующего развития суммой знаний.Школьное обучение отличается не только особой социальной значимостью деятельности ребенка, но и опосредованностью отношений со взрослыми образцами и оценками, следованием правил, общих для всех, приобретением научных понятий. В результате учебной деятельности возникают психические новообразования: произвольность психических процессов, рефлексия (личностная, интеллектуальная), внутренний план действий (планирование в уме, умение анализировать).

Увеличивается словарный запас до 7 тыс. слов. Проявляет собственную активную позицию к языку. При учении легко овладевает звуковым анализом слов. Ребенок прислушивается к звучанию слова. Потребность в общении младших школьников определяет развитие речи. Контекстная речь – показатель уровня развития ребенка. В письменной речи различают правильность орфографическую (правильное написание слов), грамматическую (построение предложений, образования морфологических форм) и пунктуационную (расстановка знаков препинания).

Мышление в младшем школьном возрасте становится доминирующей функцией, завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. К концу младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия в мышлении (теоретики, мыслители, художники).В процессе обучения формируются научные понятия (основы теоретического мышления).

Память развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности. В учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная и оперативная. Развитие памяти связано с необходимостью заучивать учебный материал. Активно формируется произвольное запоминание.

Восприятие также характеризуется непроизвольностью, хотя элементы произвольного восприятия встречаются уже в дошкольном возрасте. Восприятие отличается слабой дифференцированностью (путают предметы, их свойства).В младшем школьном возрасте нарастает ориентация на сенсорные эталоны формы, цвета, времени.

Интенсивно развивается самосознание. Становление самооценки младшего школьника зависит от успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие отметки снижают уверенность в себе, в своих возможностях. У них возникает компенсаторная мотивация. Дети начинают утверждаться в другой области – в занятиях спортом, музыкой.

Ценностные ориентации на имя становятся нормой жизни. Важно, чтобы ребенок принимал и другой тип обращения к нему – по фамилии. Это обеспечивает ребенку чувство собственного достоинства, уверенность в себе.

Потребность в самоутверждении. Большое значение имеет авторитет взрослых. Существенное значение имеет место, которое занимает ребенок в семье.

Среднешкольный (подростковый) возраст

В этом возрасте происходит половое созревание, поэтому его можно назвать так же пубертатным возрастом. Пубертатный возраст (лат. рubertas, pubertatis — возмужалость, половая зрелость; синонимы — подростковый возраст, средне школьный возраст), переходное от детства время, в течение которого организм достигает биологической половой зрелости. Соответствует периоду полового созревания: у девочек в среднем с 12 до 16 лет; у мальчиков — с 13 до 17 — 18 лет. На его протяжении происходит активация половых желёз, обусловливающая быстрое соматическое и половое развитие девочки и мальчика. К концу периода полового созревания организм в анатомическом и функциональном отношении готов к продолжению рода. В последние годы во всех странах отмечается выраженная тенденция к ускоренному развитию детей и более раннему наступлению половой зрелости, чем это наблюдалось 80 — 100 лет назад. Причина этого явления не совсем ясна. Предполагают, что акселерация связана с цивилизацией и урбанизацией населения, изменением характера питания, чрезмерным потреблением белков и сахара.

К особенностям этого периода относится бурный рост организма, именуемый пубертатным скачком роста. В основе его лежит генетически детерминированное увеличение количества и размеров клеток. У девочек увеличение длины тела наступает на 1-2 года раньше, чем у мальчиков, но прирост менее выражен и составляет 8-10 см в год. У подростков происходит преимущественный рост в длину трубчатых костей конечностей и позвонков, увеличивается масса и плотность костной ткани. Нарастание длины туловища отстает от роста нижних конечностей. Происходит рост мышечной массы, половых органов, некоторых внутренних органов, однако темпы роста последних отстают от антропометрических показателей.

Рост подростков обеспечивается соматотропным гормоном (СТГ) гипофиза, гормонами надпочечников, щитовидной и поджелудочной желез. По мере повышения активности половых гормонов влияние СТГ на процессы роста уменьшается. У мальчиков андрогены надпочечников и тестикул влияют на развитие вторичных половых признаков, сперматогенез и мутацию голоса. У девочек под влиянием эстрогенов, прогестерона, фолликулостимулирующего гормона и гонадотропина обеспечивается регулярность менструального цикла – основного признака полового созревания.

В динамике подросткового периода мощность сердца увеличивается, проявляется некоторая экономичность в его деятельности – урежается ЧСС, удлиняется фаза изгнания, повышается систолический объем. Мышечная масса сердца преимущественно за счет левого желудочка обнаруживает прирост. Объем сердца у подростков 13-15 лет колеблется от 433 до 500 см3.

За счет роста легочной, развития эластической ткани, дыхательных мышц повышается функциональная мощность дыхательной системы. Объем легких с 11 до 14 лет увеличивается в 2 раза Функциональные показатели дыхания, количество эритроцитов и гемоглобина повышаются.

Развитие двигательных качеств происходит на фоне совершенствования моторики. В связи с нарастанием в пубертатном периоде мышечной массы увеличивается сила. Наибольший ее прирост совпадает с 14-17 годами. Качество быстроты в подростковом возрасте имеет положительную динамику – укорачивается время двигательной реакции, время одиночного движения, повышается частота движений.

В связи с морфологическим и функциональным созреванием систем жизнеобеспечения (ростом сердечной производительности, параметров внешнего дыхания, кислородной емкости крови) в подростковом возрасте повышается качество выносливости. Это обусловлено наступлением достаточной зрелости симпатоадреналовой системы, особенно у мальчиков-подростков. Кроме того, в пубертатном периоде приобретает значение ацетилхолиновая система, ответственная за экономизацию функций организма

Пубертатный возраст — важный, ответственный и нелёгкий этап жизни, который характеризуется полным отсутствием гармонии. Вытягивается туловище, непропорционально растут конечности. Подросток не успевает привыкнуть к столь быстрому росту, движения его угловаты, походка неуклюжа. Ни мальчик с пробивающимися усиками, ни девочка с вполне развившимися женственными формами ещё не пришли во взрослый мир, но уже покинули мир детства. Отсюда двойственность их положения и поступков и многие их беды. Потеря равновесия вызвана перестройкой гормональной системы организма, разницей в темпах физического, духовного развития подростка и степенью его социальной зрелости, самостоятельности. Всё это не может не отразиться и на психическом состоянии.

Старший школьный возраст — это период ранней юности, характеризующийся наступлением физической и психической зрелости. Однако процесс личностного формирования учащихся этого возраста происходит не гладко, имеет свои противоречия и трудности, которые, несомненно, накладывают отпечаток на процесс воспитания.

Со стороны физического развития учащихся этого возраста сглаживаются те диспропорции и противоречия, которые присущи подросткам. Исчезает непропорциональность в развитии конечностей и туловища. Увеличивается относительный объем груди. Выравнивается соотношение между массой тела и объемом сердца, а также ликвидируется отставание в развитии кровеносно-сосудистой системы. Повышается мышечная сила, возрастает физическая работоспособность, а координация движений по своим качествам приближается к состоянию взрослого человека. В основном заканчивается половое созревание, общий темп роста замедляется, но укрепление физических сил и здоровья продолжается. Все это сказывается на поведении старшеклассников. Они отличаются достаточно высокой физической работоспособностью, относительно меньшей утомляемостью, что иногда обусловливает переоценку своих сил, неумение более обдуманно подходить к своим физическим возможностям.

На более высокую ступень поднимается развитие нервной системы, обусловливающее ряд специфических особенностей познавательной деятельности и чувственной сферы.

1. « Этапы развития здорового ребенка» В.П. Смирнов, И.А. Мельгунова, В.П. Гайнова, А.К. Краснова.

2. Ратнер А.Ю. — Неврология новорожденных, 2005

3.Шабалов Н.П. – Педиатрия, 2003

4.Педагогика: Учебн. – 6-е изд. – Мн.:Университэцкае, 2000. – 560 с.

5.И. Ф. Харламов «Педагогика»

6.Учебное пособие для педагогических институтов под редакцией Бобнянского.

7.Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П.И.Пидкасистоо.- М., Российское педагогическое агентство, 1995

Понятие «критических» и «сенситивных» периодов развития ребенка. Сенситивные периоды развития физических качеств у детей и подростков

Каждый возрастной период характеризуется своими специфическими особенностями. Переход от одного возрастного периода к следующему является переломным, критическим.Критические периоды− это такие периоды развития организма, в течение которых он становится наиболее уязвим к действию внешних факторов среды. Основными такими периодами являются: 3−4 года, 7−8 лет, 11−14− у девочек; 12−15 у мальчиков. В эти возрастные периоды развивающаяся функция может нарушиться и дать сбой, так как в это время резко снижаются адаптационные возможности организма ребенка.

Сенситивные периоды− это периодыснижения генетического контроля и повышенной чувствительности отдельных признаков организма к средовым влияниям, в том числе педагогичес­ким и тренерским. К таким периодам относятся периоды: до 1 года, 4-5, 7-8 и 12-15 лет.Если в эти периоды на организм действуют нужные факторы, от которых зависит развитие данной функции, то она максимально развивается, но если же такие факторы отсутствуют, то функция может развиваться плохо или вообще не развиваться. Если необходимые раздражители появляются в более поздние сроки, то наверстать упущенное в развитии ребенка не всегда возможно.

Критические и сенситивные периоды совпадают лишь частично. Если критические периоды создают морфофункциональную основу существования организма в новых условиях жизнедеятельности (на­пример, в переходный период у подростка), то сенситивные периоды реализуют эти возможности, обеспечивая адекватное функциониро­вание систем организма соответственно новым требованиям окружа­ющей среды.

Сенситивные периоды для различных качеств проявляются гетерохронно.Хотя имеются индивидуальные вари­анты сроков их наступления, все же можно, в среднем, выделить об­щие закономерности. Так, сенситивный периодпроявления различных показателей качествабыстротыприходится навозраст11-14лети к 15-летнему возрасту достигается его максимальный уровень. Близ­кая к этому картина наблюдается в онтогенезе и для проявления ка­честв ловкости и гибкости.

Несколько позже отмечается сенситивный период качества силы. После сравнительно небольших темпов ежегодных приростов мышечной силы в дошкольном и младшем школьном возрасте наступает некоторое их замедление. В последующем наступает сенситивный период развития мышечной силы−к14-17годамотмечается значительный прирост данного показателя в процессе спортивной тренировки. К возрасту 18-20 лет у юношей (на 1-2 года раньше у девушек) достигается максимальное проявление силы основных мышечных групп.

Сенситивный период выносливости приходится примерно на 15 – 20лет.

Сенситивный период гибкости проявляется в раннем школьном возрасте. В более позднем возрасте (начиная с 13-14 лет) подвижность в суставах совершенствуется с большим трудом.

Для тренеров и педагогов, работающих в области физического воспитания и спорта, знание сенситивных периодов чрезвычайно важно, так как один и тот же объем физической нагрузки, количе­ство тренировочных занятий, подходов к снарядам и т. п. лишь в сен­ситивный период обеспечивают наибольший тренировочный эф­фект, который в другие возрастные периоды не может быть достиг­нут. К тому же учет сенситивных периодовнеобходим при проведении спортивного отбора дляправильной оценки состояния организма и особенностей физических качеств молодого спортсмена.

1. Что такое гетерохронность роста и развития?

2. Что такое ассимиляция и диссимиляция?

3. Что такое возрастной период?

4. Что такое биологический возраст? Календарный возраст?

5. Каковы особенности формирования аэробного и анаэробного механизмов энергетического обеспечения мышечной деятельности у детей и подростков?

6. Каковы особенности функционального состояния детей и подростков при спортивной деятельности

7. Что такое критические периоды развития ребенка?

8. Что такое сенситивные периоды развития ребенка?

9. Перечислите основные сенситивные периоды развития физических качеств у детей и подростков.

1. Вайнбум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников / Я.С.Вайбум. − М.: Просвещение, 1991.– 190 с.

2. Верхошанский Ю.В. Влияние силовых нагрузок на организм в процессе его возрастного развития / Ю.В.Верхошанский.– М., 1989.– 235 с.

3. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология / Ю.А.Ермолаев.– М.: Высшая школа, 1995. – 462 с.

4. Смирнов В.М. Физиология физического воспитания и спорта / В.М.Смирнов, В.И.Дубровский. – М.: Владос, 2002.– 480 с.

5. Спортивная физиология / под ред. Я. М. Коца. – М.: Физкультура и спорт, 1986.– 240 с.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ

1. Морфофункциональные особенности женского организма.

2.Специфические особенности проявления и развития физических качеств.

3.Энерготраты, аэробные и анаэробные возможности женского организма.

4.Изменения функций женского организма в процессе тренировок.

1. Морфофункциональные особенности женского организма

Особенности строения и функционирования женского организма определяют его отличия в умственной и физической работоспособ­ности. В общебиологическом аспекте женщины по сравнению с муж­чинами характеризуются лучшей приспособляемостью к изменени­ям внешней среды (температурные сдвиги, голод, кровопотери, не­которые болезни), меньшей детской смертностью и большей продол­жительностью жизни.

Для организма женщин характерны специфические особенности деятельности мозга. Доминирующая роль левого полушария у них проявляется в меньшей степени, чем у мужчин. Это связано с достаточно выраженным представительством речевой функции не только в левом, но и в правом полушарии. Женщины обладают высокой способностью к переработке речевой информации, поэтому в процессе их обучения физическим упражнениям следует делать акцент на методе рассказа (объяснение, словесный анализ движений, разъяснение ошибок существенно ускоряют овладение движением, формирование двигательных навыков)

Женщины обладают хорошей кратковременной и долговременной вербальной памятью, в тоже время у них хуже, чем у мужчин цифровая память (медленнее решают особенно новые тактические задачи).

Женщины обладают более высоким уровнем мотивации и имеют более высокие показатели обучаемости.

Они обладают более высокой эмоциональной возбудимостью, неустойчивостью и тревожностью, поэтому нуждаются в поощрениях.

Высокая чувствительность кожных рецепторов, двигательного и вестибулярного анализаторов и их сенсорных зон, тонкие дифференцировки мышеч­ного чувства способствуют развитию у девочек хорошей координации движе­ний, их плавности и четкости. Устойчивость вестибулярных реакций особенно возрастает в периоде с 8 до 13-14 лет. В этом возрасте быстро совершенствуется функция двигательного анализатора, растет способ­ность дифференцировать амплитуду движений. Важно использовать этот период развития организма для совершенствования координа­ции движений, повышения устойчивости вестибулярного аппарата, овладения статическими и динамическими равновесием, формиро­вания сложных двигательных навыков.

Женщины обладают острым зрением, широким полем зрения, высокой способностью раз­личать цвета и хорошим глубинным зрением. У них зрительные сигналы быстрее достигают коры больших полушарий и вызывают более выраженную реакцию− все это обуславливает совершенство глазодвигательных реакций, уве­ренную ориентацию движений в пространстве. Слуховая система отличается большей чувствительностью к высоким частотам звукового диапазона, с возрастом это отличие женщин становится более заметным.

Женщины обладают меньшей длиной тела (в среднем на 10см) и весом (на 10 кг), чем мужчины, соответственно у них меньше размеры внутренних органов и мышечная масса. Пропорции тела женщины имеют также свои особенности: кости короче, а туловище длиннее; поперечные размеры таза больше, а пле­чи уже. Эти особенности строения тела обуславливают более низкое общее положение центра тяжести, что способствует лучшему сохране­нию равновесия. Вместе с тем, большая ширина таза снижает эффективность движе­ний при локомоциях.

Девушки обладают отличной гибкостью и поэтому достигают больших результатов в гимнастике и др. видах спорта. Красоте и эффективности движений спо­собствует и то, что у женщин чаще встречается высокий свод стопы и реже плоскостопие.

Особенности размеров и состава тела определяют и специфические черты вегетативных функций женского организма. Дыхание женщин характеризуется меньшими величинами объемов и емкостей легких, более высокими частотными показателями: ЖЕЛ меньше, чем у мужчин пример­но на 1000 мл; МОД и глубина дыхания меньше, а частота дыхания− выше, чем у мужчин. При этом повышение МОД достигается менее выгодным соотношением частоты и глубины дыхания и сопровождается более выраженным утомлением дыхательных мышц. Мужчины превосходят женщин также по абсолютной и по относительной (в расчете на 1 кг веса тела) величине максимальной легочной вентиля­ции (МЛВ).

В процессе индивидуального развития уже с 7-8 лет у девочек начина­ется переход от брюшного типа дыхания к грудному, который вполне формируется к 18 годам. В периоде с 10 до 14 лет мальчики начинают пре­восходить девочек по росту показателей ЖЕЛ, МОД и МЛВ, абсолютным и относительным величинам МПК. У девочек наиболее заметный прирост этих показателей отмечается в возрасте 11 лет. Максимальные значения достигаются в 15 лет, а после 35 лет начинается их снижение.

В системе крови у женщин отмечена более высокая кроветворная функция, что обеспечивает хорошую переносимость больших потерь кро­ви и является одной из защитных функций женского организма. У них в крови меньше эритроцитов, гемогло­бина (120 — 140 г/л) и миоглобина. Меньше у женщин и объем циркули­рующей крови на 1 кг веса тела.

Низкая концентрация гемоглобина обуславливает небольшую кислородную емкость крови, что отрицательно сказывается на времени и качестве выполнения предельных аэробных нагрузок.

Сердце у женщин по объему и массе меньше мужского, поэтому у них регистрируется меньшая величина систолического и минутного объема крови, что компенсируется более высокой частотой сердечных сокращений и большей скоростью кровотока.

Отмеченные у женщин менее совершенные механизмы адаптации кардиореспираторной системы к нагрузкам снижают их аэробные возможно­сти и общую работоспособность.

Характеристика возрастных особенностей детей: основные этапы развития

Приходя в этот мир, малыш уже имеет особенности, характерные для всех новорожденных детей. Всем им предстоит долгий путь становления в физиологическом, психологическом и социальном плане.

Этапы развития ребенка по возрасту

Причины выделения этапов развития ребенка

В течение жизни малыш развивается с разной скоростью и интенсивностью. Но в определенные этапы происходят изменения, являющиеся переломными пунктами в развитии детей. Такие критические периоды, как их называют психологи, не имеют четких границ. Но, тем не менее, каждый последующий этап отличен от предыдущего. Это связано с развитием разных органов и систем человека в разные возрастные периоды. На пути от беспомощного грудничка до вполне сформировавшегося члена общества каждый человек проходит несколько этапов, во время которых происходят новообразования в его психическом развитии.

Воспитатели, учителя, руководители кружков должны учитывать возрастные особенности развития детей для успешного формирования их личностных качеств.

Кризис новорожденных

Этот первый этап жизни длится от рождения до 1 года. Его стали выделять последним из всех существующих. Его основные особенности состоят в следующем.

Новорожденный малыш — это отдельная личность

Новорожденный по сути является биологически беспомощным существом и без влияния взрослых выжить не может. Новообразованием этого возраста принято считать обособленность ребенка от материнского организма, появление индивидуальной психической жизни.

Реакции, характеризующие нормальное развитие ребенка этого возраста:

  • увеличение двигательной активности, оживление при появлении взрослого;
  • общение с помощью крика или плача;
  • увеличивающаяся вокализация (употребление гласных звуков, чуть позже – гуление);
  • появление улыбки как реакции на выражение лица взрослых.

В этом возрасте закладываются основы речевых навыков, поэтому к концу первого года жизни некоторые дети могут произнести несколько простых слов или слогов.

Развитие до года первый этап

С каждым месяцем увеличивается двигательная активность: малыш начинает брать игрушки в руку, перекладывать из одной в другую, пытается ползать, а к году или чуть раньше – ходить. С началом хождения у малыша значительно расширяются границы его мира, характер обозрения окружающих предметов.

Период раннего возраста (от 1 до 3 лет)

Вот и первый день рождения позади, малыш вступает в новую фазу своего развития. Ребенок все больше говорит, правда, не все слова удаются, но ближайшее окружение прекрасно понимает его. Словарный запас ребенка увеличивается по мере познания мира.

Предметы становятся не просто предметами, а вещами, имеющими свои функции (стул для того, чтоб сидеть, ложка – чтобы есть, коляска – чтобы выходить на прогулку).Дети от года до 3-х лет

Дети от года до 3-х лет начинают социализироваться

Ребенок начинает строить свои отношения с другими людьми (взрослыми и детьми).

Ближе к 3 годам он начинает показывать, что ему не нравится опека взрослых, он начинает проявлять нетерпимость, упорство, капризничает, настаивает на своем. Родителям следует начать предоставлять малышу больше самостоятельности (в пределах разумного).

Физические возможности детей в раннем возрасте значительно возрастают. Потребность в движении большая, поэтому ограничение детей в этом может привести к капризам, непослушанию, перевозбуждению и, как следствие, к плохому сну и аппетиту.

Активность действий ребенка важно регулировать: после подвижных игр нужно увлечь малыша спокойным чтением книг, просмотром мультфильмов, играми с конструктором и т.д.

Готовимся к школе (3 – 5 лет)

Этот возраст называют дошкольным. Обычно в этом возрасте дети посещают детский сад и получают навыки жизни в коллективе. Игры носят все больше обучающий характер. Дети этой возрастной категории имеют хорошую память, поэтому им нетрудно запомнить некоторые буквы, цифры, иностранные слова. У ребенка начинает складываться мировоззрение, развивается самооценка.

Подготовка к школе — главная задача в период 3-5 лет

Дети дошкольного возраста часто выдают выдуманное за действительное вследствие развития воображения и образного мышления. Главное для взрослых – понять, с каким умыслом ребенок сказал неправду, и принять соответствующее решение. Чаще всего детская неправда – это не больше чем маленькая фантазия, придуманная сказка.

В этом возрасте у ребенка проявляются его способности. Дар рисования, пения, декламирования нужно начинать использовать уже сейчас. Посещение кружков, школ раннего развития может в этом помочь. К тому же, общение со сверстниками хорошо отразится на психическом здоровье ребенка.

Развитие младших школьников (6 – 11 лет)

К этому возрасту развитие мозга ребенка создает предпосылки для обучения его разным наукам. Изменение режима дня, увеличение времени на интеллектуальную деятельность требуют развития новых навыков: усидчивости, терпения, самоанализа, концентрации, сосредоточенности.

Младший школьный возраст — первый этап взросления

Развитие социального «Я» школьника позволяет ему видеть свою роль в социальных отношениях, иметь свою точку зрения. Младший школьный возраст ребенка – это общение со сверстниками и развитие различных типов отношений между ними: дружба, конкуренция.

Развитие детей от 12 до 15 лет

Средний школьный возраст детей является подростковым периодом их развития. Это возраст, когда у детей снижается стремление к учебе. Подростковый кризис связан с переходом детей к новому этапу интеллектуального развития. Дети мыслят по-новому, у них меняется поведение, происходит переход от конкретного к логическому мышлению.

Периоды повышенной активности сменяются временем снижения работоспособности, дети этого возраста избирательно относятся к наукам. Проявляется стремление ребенка к определенному виду деятельности, которая, возможно, станет основой будущей профессии.

Средний школьный возраст — осознание своего будущего

Подростки больше любят общаться, чем учиться, приоритетными считают отношения со сверстниками, а не с семьей. Они начинают проявлять интерес к представителям противоположного пола, переживают, испытывают сексуальное влечение.

Это время проявления упрямства, своеволия, грубости по отношению к взрослым, бунт против устоев и правил, негативизм к общественному мнению.

Подросток хочет все больше независимости, его раздражает внедрение кого-либо в его внутренний мир.

Формирование личности детей старшего школьного возраста

Окончательное психологическое и физиологическое формирование детей происходит в период от 16 до 18 лет. Дети в этом возрасте готовятся закончить школу, думают над выбором профессии. Их умственные способности проходят завершающий этап своего развития, но совершенствование их продолжается. Все больше появляется потребность молодых людей к уединению, философствованию, они ограждают свой внутренний мир от чьих-либо посягательств, считают себя вполне самостоятельными.

Подростковый возраст — самый сложный

Они хотят разобраться в себе, особенностях своего характера, проявляют требовательность к тем, кто их окружает. В этом периоде у них развивается целеустремленность, общественная активность, инициативность. Это уже вполне сформированные личности, они более ответственно подходят к вопросам самовоспитания.

Возрастные особенности детей в разные этапы их жизни следует учитывать взрослым при общении с ними и попытках объяснить их поведение. Понимание со стороны взрослых жизненных ситуаций детей облегчит социализацию последних и поможет адаптироваться им во взрослом мире.

«сенситивные периоды развития двигательных качеств школьников»

Главная > Методическая разработка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БЯКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

«СЕНСИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ

ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ШКОЛЬНИКОВ»

Сидоров Борис Николаевич,

учитель физической культуры

Теоретические основы сенситивных периодов развития физических качеств школьников……………………………………..

1.1. Воспитание физических (двигательных) качеств………………

1.2. Возрастная периодизация детей охватывающая сроки обучения в школе………………………………………………………..

Учёт методов принципов и психологических особенностей школьников при воспитании физических качеств……………..

Из опыта работы «Сенситивные периоды воспитания физических качеств школьников»……………………………………

Актуальность выбранной темы.

Мы считаем, что выбранная нами тема актуальна в связи с тем, что в настоящее время большое внимание уделяется проблеме сохранения здоровья подрастающего поколения, которая стала основной задачей нашего общества. Школе отводиться ведущая роль в решении этой проблеме. Вот почему одной из основных задач школы является сохранение и укрепление здоровья учащихся, создание и использование здоровье сберегающих технологий.

Приоритет в решении этой задачи отводиться воспитанию физически здоровой личности. Основная роль при этом отводиться урокам физической культуры, а также организации физкультурно-оздоровительной работы.

В данной работе мы хотели бы поделиться опытом воспитания физических качеств 1 , с учётом сенситивных периодов 2 (физиологических особенностей) школьников разных возрастов.

Цель нашей работы следовать здоровье сберегающим технологиям при воспитании физических качеств, подходить к процессу обучения с учётом индивидуальных, возрастных физиологических особенностей детей.

Основными задачами при этом мы считаем:

Развитие общих физических качеств школьника: силы, быстроты, выносливости, гибкости.

Пропаганда здорового образа жизни, воспитание потребности в сохранении собственного здоровья

Развитие навыков самоорганизации своей деятельности и самоконтроля

В основу нашей работы по воспитанию двигательных качеств мы положили знания возрастной физиологии школьников.

Знание физиологии ребёнка необходимо при физическом воспитании для определения эффективных методов обучения двигательным действиям на уроках физической культуры, для разработки методов формирования двигательных навыков, развития двигательных качеств. Закономерности физического воспитания невозможно выявить без познания физиологических основ двигательной деятельности организма. Глубокое понимание механизмов, лежащих в основе возрастных изменений, поможет избежать ошибок в методике, в подборе и дозировании физических упражнений.

Многолетний процесс физического воспитания может быть успешно осуществлён при условии тщательного учёта возрастных особенностей человека.

В нашей работе, опираясь на научные труды в области теории и методики физического воспитания, возрастной физиологии мы определили сенситивные периоды воспитания физических качеств, что позволяет повысить уровень физической подготовленности школьников.

1. Физическими (или двигательными) качествами принято называть отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека. Обычно выделяют следующие физические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость.

2. Сенситивный период – наиболее благоприятный период для развития определённых физических качеств.

Особенности нашей концепции позволяют воспитывать двигательные качества исходя из физиологических преобразований происходящих в возрастной периодизации школьников. Происходит двигательная потребность реализовать свои действия и в этот момент мы подбираем определённые методы воспитания и комплекса упражнений для развития двигательных качеств. Происходит плавный переход от воспитания одного двигательного качества к другому, степень нагрузок и дозировок упражнений реализуется с учётом возрастных качеств.

Идея нашей концепции направлена на сохранение и укрепление здоровья и повышение уровня физической подготовленности школьников

Теоретические основы сенситивных периодов развития физических качеств школьников

Воспитание физических (двигательных) качеств.

Уже самые школьники в известной мере обладают ловкостью, быстротой, силой, выносливостью и гибкостью. В течение школьных лет физические качества значительно прогрессируют. Однако в определённые годы наблюдается то замедление, то особенно интенсивное развитие отдельных физических качеств (рис. 1). Это обусловлено прежде всего закономерными изменениями в сис­темах и функциях организма ребенка, подростка, юноши и де­вушки. На ход развития физических качеств оказывают влияние условия жизни (жилище, питание, режим и др.), физический труд в процессе политехнического обучения и производственной дея­тельности (связанный с самообслуживанием, помощью старшим), повседневные занятия физическими упражнениями (зарядка, гим­настика до занятий, упражнения в связи с прогулками, экскурсиями, игры и т. д.).

Рис. 1. Показатели прогрессирования физических качеств у школьников—мальчиков и юношей (по И. М. Яблоновскому)

Особое значение имеет педагогически целенаправленное воздействие на развитие физических качеств, иначе говоря — воспи­тание физических качеств. Осуществляемый в неразрывной взаи­мосвязи с обучением двигательным действиям, этот процесс на­правлен на то, чтобы:

во-первых, способствовать полному проявлению тех физиче­ских качеств, прогрессирование которых наиболее ярко высту­пает на разных ступенях возрастного развития и роль которых особенно существенна для успешного овладения двигательными умениями и навыками; расширять функциональные возможности организма;

во-вторых, нивелировать (биологически оправданно) возрастные задержки в развитии отдельных физических качеств;

в-третьих, исправлять отклонения от нормального хода раз­вития тех или других физических качеств (вследствие, например, временного нарушения двигательного режима);

в-четвертых, дополнять (а в некоторых случаях и корректиро­вать) воздействие физического труда на развитие физических ка­честв.

Эффективность влияния процесса специально направленных воздействий на динамику развития физических качеств особенно наглядна, если сравнить данные, характеризующие физическое развитие юных спортсменов и школьников, не занимающихся спортом. Например, по данным ВНИИФКа, в результате 10-ме­сячных занятий в спортивной секции легкой атлетики прирост силы у учеников VII—VIII классов был значительно выше, чем у их сверстников, занимающихся только на уроках физической культуры. Прирост кистевой и становой силы у занимающихся в секциях был соответственно 4—6 и 8—10 кг, между тем как у не занимавшихся в секциях 2—3 и 4—6 кг.

Воспитание ловкости, быстроты, силы, выносливости и гиб­кости представляется необходимым условием для достижения наиболее высоких результатов совершенствования каждого каче­ства в отдельности. Гармоническое совершенствование физиче­ских качеств у детей достигается в процессе обучения их разно­образным, доступным двигательным действиям при соответствую­щих возрасту и подготовленности занимающихся дозировках нагрузки и отдыха. Причем важно, чтобы, выполняя определен­ные упражнения, дети наиболее полно, в доступной каждому ме­ре проявляли соответствующие физические качества. Необходи­мый акцент на воспитание тех или иных физических качеств обес­печивается соответствующим подбором физических упражнений и методикой занятии.

Можно считать, что каждое из физических упражнений, при­меняемых при обучении детей двигательным действиям, влияет в той или иной степени на развитие всех качественных особеннос­тей их двигательной деятельности. Но некоторые физические упражнения могут содействовать особенно полному и активному проявлению определенных физических качеств. Например, акро­батический кувырок — это упражнение на ловкость, бег напере­гонки на 30 м — на быстроту. Это позволяет избирательно оцени­вать отдельные физические упражнения по их преимущественной пригодности для воспитания ловкости, быстроты, силы, вынос­ливости и гибкости.

Однако решающее значение в направленности каждого физи­ческого упражнения приобретает методика. Например, равномер­ные броски малого мяча в землю и ловля его может представлять собой на начальном этапе обучения упражнение на ловкость. Ес­ли же давать установку бросить мяч в пол так, чтобы мяч отско­чил как можно выше, упражнение приобретает определенную силовую окраску. Если то же упражнение выполнять в течение от­носительно длительного времени без перерывов, оно может содействовать воспитанию выносливости. А задание в 15 сек. сде­лать возможно большее число бросков придаст упражнению от­тенок «на скорость». Броски мяча в стену, стоя спиной к ней (броски «через голову»), и ловля его с лёта после отскока от сте­ны — упражнение на гибкость.

Воспитание физических качеств на протяжении всего перио­да детства — одно из существенных условий того, чтобы дети росли здоровыми, приспособленными к жизни, общественно по­лезной деятельности. Необходимый уровень развития физических качеств в их гармонии является необходимой предпосылкой пер­спективного роста юных спортсменов. Определение конкретных задач, подбор средств и установление рациональной методики воспитания физических качеств у детей должно опираться на данные учета их возрастного развития.

Возрастное развитие ловкости у школьников до 10 лет про­текает более интенсивно по сравнению с последующими ближай­шими годами жизни. Во многом это объясняется преобладанием у младших школьников процессов возбуждения над процессами торможения, несовершенством механизма мышечной регуляции. Однако детям доступны довольно точные координированные дви­жения руками с участием мелких групп мышц. Воспитание лов­кости у младших школьников должно создавать важную основу для успешного овладения сложными по координации двигатель­ными действиями в более старших классах. Поэтому в занятиях с учащимися первых четырех классов упражнения, на­правленные на воспитание ловкости, приобретают особое значе­ние. Типичными из них являются: в I—II классах — подвижные игры, требующие от учеников умения быстро переходить от од­них действий к другим (соответственно изменяющейся обстанов­ке), сообразовывая их с действиями других занимающихся (по внезапным заданиям, различным сигналам), упражнения с боль­шими (резиновыми или волейбольными) и малыми мячами, упражнения в равновесии на небольшой высоте, прыжки через длинную скакалку; в III—IV классах — упражнения с более труд­ными задачами на координацию движений, быстрые переходы от одних точных действий к другим, выполнение мелких коорди­нированных движений, согласованных с действиями других за­нимающихся (например, упражнения с малыми мячами в парах), бег с преодолением несложных препятствий, игры, в которых пе­редачи, перебрасывания мячей усложняются различными исход­ными положениями, требованиями быстроты выполнения, увели­чением дистанции и т. д., игры, .требующие рассредоточения внимания при выполнении бега, прыжков и др., упражнения в равновесии, усложняемые исходными положениями рук, способа­ми передвижения.

У подростков ловкость значительно прогрессирует. Этому благоприятствует резкое повышение функциональных возможнос­тей двигательного аппарата. Помогая наиболее полному и ак­тивному проявлению подростками ловкости, целесообразно для совершенствования координации движений обновлять и варьи­ровать упражнения, проводить их в новых, более сложных, ус­ловиях.

Для воспитания ловкости в занятиях с учениками V—VI клас­сов применяются метания по различным целям; прыжки в высоту и длину с разнообразными усложнениями (хлопками, ловлей мя­ча); упражнения в равновесии с дополнительными заданиями (переноска предметов, переступание через предметы); знакомые подвижные игры с новыми вариантами правил. В VII—VIII клас­сах можно давать упражнения, требующие высокой координации движений; движения с заданной амплитудой, в определенном на­правлении и ритме. Кроме того, поставленной задаче отвечают: упражнения в жонглировании, в своевременном расслаблении мышц, в равновесии, выполняемые на уменьшенной наклонной повышенной опоре. Особое значение для воспитания ловкости имеют спортивные игры.

В старшем школьном возрасте способность к ко­ординации движений заметно улучшается (особенно у юношей). Поэтому становится возможным применять в занятиях упражне­ния, требующие высокой координации движений. Для воспита­ния ловкости полезны упражнения, выполняемые в усложненных условиях на местности (преодоление препятствий при помощи прыжков, равновесия, перелезания; преодоление канав, изгоро­дей во время передвижения на лыжах), спортивные игры.

Рост достижений школьников в упражнениях, связанных с проявлением ловкости (например, в прыжках в высоту с разбе­га), показан на рис. 2.

Рис 2. Рост достижений в упражнениях, связанных с проявление ловкости (по Н.А. Лупандиной 1960 г.)

К проявлению быстроты движений и быстроты двигательной реакции младшие школьники мало способны. Средняя скорость бега заметно повышается только к 10 годам. Способ­ность к скоростно-силовым движениям нарастает постепенно и медленно. Например, у мальчиков от 8 до 10 лет годовой прирост «прыгучести» в среднем равняется лишь 2 см (по К. В. Скворцовой). У девочек способность к скоростно-силовым движениям меньше, чем у мальчиков. Воспитывая качество быстроты, следу­ет вначале не столько совершенствовать способность детей пре­одолевать значительное пространство на время, сколько упражнять их в быстроте отдельных движений и двигательных реакций. Эти упражнения приобретают особое значение в развитии моторики у младших школьников, у которых своевременные двигательные реакции на внешние раздражители еще значительно затруднены. Средствами воспитания быстроты у детей 7—8 лет прежде всего являются игры и упражнения, требующие своевременных двигательных ответов на зрительные, тактильные, звуко­вые сигналы (например, вбегание и выбегание в прыжках через скакалку); игры «Салки», «Вызов номеров»; быстрое нахождение своего места в строю, незамедлительное выполнение команд. Своеобразными «подводящими» упражнениями могут служить игры с короткими перебежками («Октябрята», «Два мороза»), упражнения в свободном беге с дополнительными заданиями на внезапные остановки, возобновления и изменения направления передвижения.

В III—IV, классах проводят игры, требующие незамедлитель­ных двигательных ответов на изменяющиеся игровые ситуации, упражнения в преодолении небольших расстояний (до 25—30м) в кратчайший срок, бег на скорость до 40 м.

У детей среднего школьного возраста темпы раз­вития быстроты значительно нарастают. Это особенно ярко вы­ражено у девочек к 12 годам, а у мальчиков — к 13. Интенсивное развитие быстроты у подростков объясняется высокой пластич­ностью организма, большой подвижностью нервных процессов, сравнительной легкостью образования и перестройки условно-рефлекторных связей. К 14 годам развитие скоростных качеств не­сколько замедляется. Способности к проявлению быстроты у де­вочек 11—12 лет выше, а в 13—14 лет ниже, чем у мальчиков-сверстников.

Воспитывая у подростков быстроту, надо упражнять их в ско­ростных двигательных действиях, совершенствовать быстроту двигательных реакций в различных условиях выполнения физи­ческих упражнений. При этом надо добиваться прежде всего ов­ладения подростками координацией движений, совершенствования в технических приемах без форсирования. Чтобы при систе­матическом повторении скоростных упражнений не образовалась стойкая условно-рефлекторная связь на определенный темп, по­лезны упражнения с повышенной скоростью движений против обычной. Не допуская переутомления подростков, скоростные упражнения надо давать часто, но непродолжительно, чередуя их с активным отдыхом. Это обеспечит выполнение последую­щих скоростных упражнений с исходной (или еще большей) быст­ротой. Активный отдых может представлять собой выполнение упражнений, приближающихся по структуре к упражнениям, при­меняемым для воспитания быстроты (например, ходьба после бе­га на скорость). В результате не только восстанавливается рабо­тоспособность, но и создаются условия для поддержания специ­фической координационной настройки и высокой возбудимости центральной нервной системы.

Наряду с упражнениями на быстроту движений полезно при­менять упражнения на быстроту двигательной реакции и упраж­нения скоростно-силового характера. Улучшение двигательных реакций благоприятно сказывается на развитии скоростных ка­честв подростков. Для предупреждения наблюдающейся по воз­растным стандартам стабилизации скорости бега в 13—14 лет рекомендуется проводить упражнения в вариативных условиях. Для совершенствования скоростных способностей в V— VI классах обычно проводят: темповой, но ненапряженный пов­торный или переменный бег с ускорениями до 40 м; бег на скорость до-60 м; эстафетный бег с этапами 40, 50, 60 м; передви­жение на лыжах с многократными ускорениями; физические уп­ражнения и игры, требующие незамедлительных двигательных реакций в усложненных, часто изменяющихся условиях; игры, близкие к спортивным, с усложнением и уточнением правил; спортивные игры.

В VII—VIII классах проводят физические упражнения с ин­тенсивными скоростными и скоростно-силовыми напряжениями: бег с ускорением до 50 м; эстафетный бег с этапами до 50—60 м; бег в измененных внешних условиях (по наклонной дорожке, с заданием); передвижение на лыжах с многократными ускоре­ниями; метания облегченных снарядов и т. д.

Возрастное развитие юношей и девушек 15—17 лет обусловливает более успешное приспособление их организма к физическим упражнениям скоростного характера. Но у девушек возможности и достижения в упражнениях на скорость ниже по сравнению с юношами. Характерными упражнениями, воспиты­вающими быстроту у старшеклассников, являются: бег на 80 и 100 м, эстафетный бег (4×60, 4х100) и др.

Рост достижений школьников в упражнениях, связанных с проявлением быстроты (например, в беге за 10 сек.), показан на рис. 3.

Рис 3. Рост достижений в упражнениях связанных с проявлением быстроты (по Н.А. Лупандиной 1960 г.)

Силовые возможности детей младшего школьного возраста, особенно первых двух лет обучения, невелики. На­пример, предельный груз, который дети 7—8 лет могут поднять правой рукой, равняется в среднем 2,7 кг, а левой — 2,5 кг (С. И. Гальперин). У девочек способность к проявлению силы меньше, чем у мальчиков.

Детей быстро утомляют статические напряжения мышц, одно­образные движения и положения тела. Из занятий не только с самыми младшими школьниками, но и с учениками III—IV клас­сов надо исключать упражнения, связанные со значительными и вместе с тем продолжительными мышечными усилиями, длитель­ным сохранением одинаковых положений тела. Перетягивание в шеренгах, лазание по вертикальному канату без помощи ног, ви­сы на одной руке, поднимание и переноска гимнастических ска­меек менее чем четырьмя учениками, упражнения с набивны­ми мячами весом более 1 кг, выполнение стойки «смирно» доль­ше 5—8 сек.— все эти и подобные им упражнения могут при-неверной дозировке привести к нарушению правильной осанки, повредить нормальному функционированию внутренних органов. Воспитанию силы способствуют упражнения с кратковременны­ми напряжениями динамического характера, умеренные по на­грузке. Вместе с тем необходимо постепенно воспитывать у детей способность к статическим мышечным усилиям, но кратковремен­ным, которые исключают явления длительной задержки дыхания, «натуживания» (особенно нежелательные для девочек). Приме­ром таких упражнений могут быть сохранение правильного положения по команде «смирно», фиксация исходных положений в общеразвивающих упражнениях в течение 3—5 сек. и т. д.,

В I—II классах проводятся общеразвивающие упражнения без предметов, с большими резиновыми и малыми мячами; лаза­ние по наклонной скамейке, по гимнастической стенке; прыжки в длину. В III—IV классах требования к проявлению качества си­лы повышаются. Так, в общеразвивающие упражнения включа­ются отягощения (гимнастические палки), положения в смешан­ных упорах; проводятся упражнения в метании легких предметов на дальность; лазание по вертикальному канату в три приема: смешанные и простые висы (продолжительностью до 10 сек. счи­тая добавочные движения ногами).

Во всех классах (особенно в первых двух) следует отводить значительное место упражнениям, укрепляющим крупные мышеч­ные группы (спины, живота), от развития которых во многом за­висит правильная осанка.

У детей среднего школьного возраста наблюдают­ся заметные сдвиги в нарастании силы, постепенное приспособ­ление мышц к умеренной статической нагрузке, повышается спо­собность производить скоростно-силовые движения. Например годовой прирост «прыгучести» у мальчиков 10—13 лет в среднем равняется 4,3 см. Отношение величины (в кг) силы рук и туло­вища к весу тела прогрессивно увеличивается, способствует овла­дению упражнениями на снарядах.

К 14—15 годам, особенно у мальчиков, мышечная сила ста­новится такой, что они могут выполнять упражнения, связанные со значительным, но недолговременным напряжением мышц (на­пример, с таким, какое требуется при поднятии тяжестей) При постепенном нарастании нагрузки, индивидуализации методики подобные упражнения не вызывают отклонений в росте скелета и дают хороший педагогический результат.

Начиная с периода полового созревания развитие мышечной силы у девочек все более отстает от развития силы у мальчиков Сила воспитывается упражнениями с непродолжительными собственно силовыми и интенсивными скоростно-силовыми на­пряжениями. Например, в V—VI классах проводятся: бросание и ловля набивного мяча (вес 1—2 кг), лазание по вертикальному канату в три приема на высоту до 5 м — мальчики и до 4 м — девочки, толкание набивного мяча (вес до 2 кг) с места. В VII— VIII классах проводятся упражнения с набивными мячами (вес до 3 кг), лазание по канату на скорость (только для мальчиков) упражнения на снарядах (вис прогнувшись, кратковременный угол в упоре), упражнения в переноске двумя учениками одного и т. п. Превышение нагрузок на силу недопустимо, так как может вызвать вначале функциональную деформацию позвоночника, нижних конечностей, а затем и стойкие отрицательные изменения костно-хрящевой системы.

В старшем школьном возрасте отмечается значи­тельное нарастание силы мышц, повышаются показатели силовой выносливости. С развитием мышечной силы растут показатель быстроты движений и двигательной реакции на внешние раздражители. Однако в период окончательного полового созревания организм юноши и девушки значительно хуже приспосабливается к силовым нагрузкам, чем к скоростным, поэтому в воспитании силы требуется осторожность. Возможности и достижения девушек в двигательных действиях, требующих силы, меньше, чем у сверстников-юношей.

В IX—X классах в целях воспитания силы применяются обще развивающие упражнения с элементами сопротивления, переноска груза, поднимание тяжестей, толкание ядра, прыжки в длину, игры с перетягиванием в шеренгах, круге, упражнения с эле­ментами классической и вольной борьбы (для юношей) и т. д..

Рост достижений школьников в упражнениях, связанных с про явлением скоростно-силовых качеств (например, в метании хоккейного мяча на дальность), показан на рис. 4.

Рис 4. Рост достижений в упражнениях, связанных с проявлением скоростно-силовых качеств (по Н.А. Лупандиной 1960 г.)

Выносливость у детей младшего школьного возраста относительно невысока (особенно статическая, в частности мышц-разгибателей позвоночника). Например, мощность работы, которая может быть сохранена в течение 3 мин. детьми 9 лет, составляет только 40% мощности, сохраняемой взрослым на протяжении такого же времени (Н. Н. Яковлев). Однако уж, школьники 10 лет способны без признаков снижения работоспособности до 5—7 раз повторять бег на 40 м с короткими (3—4 мин.) промежутками для отдыха. У девочек выносливость меньше, чем у мальчиков.

У учеников I—II классов выносливость воспитывается в по­движных играх с неоднократными повторениями активных, энер­гично выполняемых двигательных действий («Два мороза», «Волк во рву»), в играх, связанных с непрерывной двигательной дея­тельностью большой интенсивности («Салки», «Попрыгунчики-воробышки»), в непрерывном беге, прыжках и других разнооб­разных движениях. Однако и в играх, и в различных упражне­ниях общее число повторений должно быть ограничено; активные действия должны часто чередоваться с короткими перерывами для отдыха.

В играх, проводимых в III—IV классах, непрерывные двига­тельные действия могут быть более продолжительными («Не да­вай мяча водящему» и др.). Элементарными специальными уп­ражнениями на выносливость являются: чередование 30 шагов спокойного бега и 30 шагов ходьбы на дистанции до 150 м (III класс) и до 200 м (IV класс); передвижение на лыжах по слабопересеченной местности до 1 км (девочки) и до 1,5 км (мальчики).

Незначительная выносливость подростков обусловливает­ся относительно невысоким уровнем функциональных возможнос­тей их организма. Например, мощность работы, которая может быть сохранена в течение 3 мин. детьми 12 лет, составляет 65% мощности, сохраняемой взрослыми на протяжении такого же вре­мени (Н. Н. Яковлев). У мальчиков 13—14 лет наблюдается отно­сительное возрастное замедление роста выносливости. Вынос­ливость у девочек-подростков ниже, чем у мальчиков. Поэтому в VII—VIII классах нагрузки, требующие выносливости учени­ков, должны дозироваться особенно тщательно.

В занятиях с подростками целесообразно применять упраж­нения, направленные на постепенное повышение общей вынос­ливости; с большой последовательностью надо увеличивать про­должительность упражнений местного воздействия; важно обра­щать внимание соответственно характеру выполняемых упражнений на правильную постановку дыхания, применять спе­циальные упражнения для развития силы дыхательных мышц (Н. Г. Озолин).

Воспитанию выносливости в V—VI классах способствует, на­пример, бег в чередовании с ходьбой до 300—400 м, бег в медлен­ном темпе до 2 мин. (для мальчиков) и до 1,5 мин. (для девочек). Такой бег лежит в основе специальной тренировки в беге на вре­мя (в пределах установленных дистанций). Для воспитания вы­носливости применяются также передвижение на лыжах по сла­бопересеченной местности по 3—3,5км (для мальчиков) и 2—З км (для девочек), игры с продолжительными непрерывными двига­тельными действиями большой интенсивности. Воспитанию вы­носливости в VII—VIII классах способствуют, кроме того, уп­ражнения, требующие проявления скоростной выносливости: темповой бег на 400—500 м (для мальчиков) и до 200—300 м (для девочек), передвижение на лыжах на скорость до 2—3 км (для мальчиков) и до 1—2 км (для девочек) и т. д.

В занятиях подвижными и спортивными играми с учениками V—VI и VII—VIII классов становится возможным воспитывать способность более или менее длительно поддерживать высокую активность двигательных действий с начала до конца игры — своеобразный вид «игровой выносливости». «Игровая выносли­вость» отличается от той, которая воспитывается длительной сте­реотипной работой при различных циклических упражнениях (например, при беге, передвижении на лыжах), сложным комплек­сом изменений в организме играющих, и прежде всего чрезвы­чайно переменной интенсивностью физиологических процессов.

У детей старшего школьного возраста отмечается закономерный рост показателей, характеризующих уровень раз­вития выносливости. Девушки уступают юношам в проявлении этого качества. Выносливость воспитывают, в частности, посредст­вом равномерного, переменного и повторного бега на отрезках 100—200 м, чередуя его с отдыхом в виде медленного бега на 100—150 м; кроссов на 800 м (юноши) и на 500 м (девушки); равномерного и переменного бега на лыжах (3—4 км); гимнасти­ческих упражнений, требующих силовой выносливости.

Рост достижений школьников в упражнениях, связанных с проявлением силовой выносливости (например, в лазании по ка­нату с помощью ног), показан на рис. 5.

Рис. 5. Рост достижений в упражнениях, связанных с проявлением силовой выносли­вости (по Н. А. Лупандиной, 1961)

Перед упражнениями на гибкость рекомендуется проводить несколько знакомых простых упражнений, разогревающих мыш­цы. По окончании упражнений на гибкость следует применять упражнения, укрепляющие мышцы и связки, а также упражне­ния на расслабление мышц.

Для развития гибкости наиболее благоприятен младший школьный возраст, и особенно возраст 10—12 лет. Именно в это время наблюдаются оптимальные соотношения между по­движностью в суставах и тоническим сопротивлением мышц. Ес­тественную эластичность мышц и подвижность в суставах, свой­ственную детям младшего школьного возраста, следует поддер­живать с помощью разнообразных подвижных игр и упражнений с движениями большой амплитуды. Однако нельзя допускать, чтобы под влиянием физических упражнений мышцы голени и стопы, а также связки стопы приобретали у детей слишком боль­шую растяжимость или, наоборот, утрачивали свою естественную меру гибкости. И то и другое влечет за собой устойчивые явле­ния плоскостопия, снижает мышечный тонус.

У детей среднего школьного возраста оптималь­ные соотношения между подвижностью в суставах и тоническим сопротивлением мышц могут нарушаться. Поэтому в занятиях с подростками значение специальных упражнений на гибкость по­вышается. Проводятся упражнения без предметов и с легкими предметами, выполняемые с большой амплитудой; упражнения на гибкость в сочетании с упражнениями, укрепляющими суста­вы, связки и мышцы. Темп упражнений на гибкость устанавли­вается в зависимости от их характера и целевого предназначения (для конечностей темп чаще, чем для туловища), а также от под­готовленности занимающихся.

В занятиях с подростками надо следить, чтобы они не выпол­няли упражнения на растягивание излишне активно, так как это может повлечь за собой травмы, вызвать ненужную подвижность в суставах.

В старшем школьном возрасте гибкость в суставах ухудшается. Поэтому становится целесообразным шире приме­нять специальные, достаточно эффективные упражнения на гиб­кость. Например, движения с полной амплитудой могут закан­чиваться двумя-тремя дополнительными легкими пружинящими рывками.

Возрастная периодизация детей, охватывающая период обучения в школе.

Каждый возрастной период имеет свои особенности в строении, функциях отдельных систем и органов, которые изменяются в связи с занятиями физической культурой и спортом.

Все педагоги, тренеры, врачи работу с детьми по физическому воспитанию должны строить с учётом возрастных особенностей.

В настоящее время в практике работы с детьми принята следующая возрастная периодизация, охватывающая сроки обучения в школе:

7 лет – конец периода первого детства;

8-11 лет (девочки) и 8-12 лет (мальчики) – период второго детства;

12-15 лет (девочки) и 13-16 лет (мальчики) – подростковый возраст.

С 16 лет у девочек и с 17 лет у мальчиков начинается юношеский возраст, которым и заканчивается школьный возрастной период. Сохранилось и такое различие школьных возрастных групп: младшая (7-11 лет),средняя (12-15 лет), старшая (16-18 лет).

Учёт методических принципов и психологических особенностей школьников при воспитании физических качеств.

Учет методических принципов и связь с обучением при вос­питании физических качеств. При воспитании физических качеств необходимо учитывать требования общих методических принци­пов и особенности обучения движениям на различных этапах.

Руководствуясь принципом сознательности и активности, сле­дует разъяснять ученикам начиная с младших классов жизненно важное значение ловкости, быстроты в движениях, силы, вынос­ливости и гибкости (на примерах бытовых движений, трудовых действий). Полезно обращать внимание учеников на то, что неод­нократное повторение упражнений может оказывать благоприятное влияние на развитие тех или иных физических качеств. Важно приучать детей к самостоятельному выполнению ре­комендованных им физических упражнений для повышения уров­ня развития определенных физических качеств (в которых уче­ник, может быть, отстает или хочет совершенствоваться). Уже в младших классах важно побуждать детей проделывать уп­ражнения в полную силу, энергично, выполнять задания наибо­лее успешно, точно. Необходимо поощрять инициативу детей, на­стойчивость в игровых действиях, связанных с проявлением раз­нообразных физических качеств.

Большое значение приобретает проведение упражнений в со­ревновательной форме с последующим сопоставлением достигну­тых результатов отдельными учениками, группами, командами.

Активности в занятиях физическими упражнениями (а следо­вательно, и наиболее полному проявлению физических качеств) помогает систематический учет конкретных данных физического развития и физической подготовленности учеников, доведение этих данных до каждого занимающегося.

Подростков чаще приходится предостерегать от переоценки своих способностей в самостоятельных тренировках, разъяснять им роль неоднократного повторения упражнений для совершен­ствования отдельных физических качеств и значение каждого качества для жизни, труда, успешных занятий спортом. Усвоение этих знаний помогает сознательному отношению занимающихся к процессу обучения движениям.

Учащиеся-подростки могут самостоятельно совершенствовать физические качества, выполняя индивидуальные задания на уро­ках физической культуры, а также во время внеурочной работы. Важно предоставлять ученикам возможность убеждаться на яр­ких примерах в значении регулярных тренировок для совершен­ствования координации движений, быстроты, силы. Этому могут служить испытательные упражнения, неоднократное повторение которых уже за сравнительно короткие промежутки времени да­ет заметные сдвиги в достижениях. Например, стоя в 4 м от сте­ны, бросать в стену и ловить мяч (стараясь за 30 сек. произвести большее число бросков); лежа на спине, руки на пояс — подни­мать и опускать туловище (пытаясь проделать упражнение в среднем темпе большее число раз). Подобные упражнения мож­но рекомендовать ученикам для индивидуального выполнения в порядке самоконтроля, можно проводить их в коллективе в виде соревнований, повторяя через 1—3 месяца, с целью сопоставле­ния результатов.

Удовлетворяя стремление старшеклассников к физическому самосовершенствованию, надо помогать им осмысливать важ­ность гармонического развития физических качеств, приучать их критически относиться к своим возможностям, правильно оцени­вать свои силы. (Бывает, что старшеклассники чувствуют себя

возмужалыми, физически крепкими, переоценивают свои способ­ности в самостоятельных тренировках.) Учащиеся должны на­учиться хорошо понимать цели, задачи, результаты и обоснова­ние занятий, направленных на совершенствование физических качеств.

Старшеклассников полезно привлекать к регулярному само­контролю за динамикой показателей своих достижений, уровня общей физической подготовленности (быстрота реакции, прыгу­честь, динамометрия, показатели гибкости и др.).

Согласно принципу доступности и индивидуализации подби­рая физические упражнения и дозируя нагрузку, необходимо учи­тывать динамику возрастного развития, а также уровень разви­тия физических качеств. Это поможет устанавливать требования, наиболее соответствующие возможностям каждого ученика.

В соответствии с принципом систематичности должна быть обеспечена достаточность и регулярность занятий физическими упражнениями, рациональное чередование нагрузок и отдыха.

Особое значение имеет принцип систематичности в занятиях со старшеклассниками. Учащиеся, закрепляя и совершенствуя сложные двигательные навыки, получают возможность уверенности в оптимальной мере повторять соответствующие упражнения при последовательном повышении нагрузок.

Согласно принципу прогрессирования, необходимо, воспиты­вая физические качества у детей разного возраста, увеличивать физические нагрузки постепенно. В первые годы эта тенденция выражена в меньшей степени, затем с каждым годом получает все большее проявление. В старшем школьном возрасте дина­мика нагрузок во многом приобретает черты, характерные для спортивной тренировки, с присущей ей волнообразностью, цик­личностью, уплотненным режимом нагрузок и отдыха.

Для наибольшей продуктивности обучения движениям следу­ет на различных этапах этого процесса по-разному использовать воздействие физических упражнений, связанных с проявлением тех или других физических качеств.

Процессы обучения движениям и воспитания физических ка­честв особенно тесно взаимосвязаны на этапе закрепления и совершенствования двигательных навыков. На этом этапе уже детям младшего школьного возраста Можно давать все более сложные задания на ловкость в сочетании с упражне­ниями на быстроту. Допустимо повышение нагрузок на силу и выносливость в пределах возможностей детей этого возраста. В занятиях с подростками нужно продолжать давать раз­нообразные упражнения на ловкость. Хорошо знакомые, уже ус­военные упражнения теряют свое значение как действия, требую­щие проявления ловкости. Например, передвижение по рейке гимнастической скамейки одним и тем же способом через не­сколько занятий не только может наскучить подросткам, но и будет выполняться ими достаточно легко, привычно и поэтому пере­станет совершенствовать качество ловкости. Однако, упражнения на ловкость, координацию движений следует усложнять посте­пенно, без форсирования, по мере овладения техникой изучаемых двигательных действий. Только в этом случае создаются наибо­лее благоприятные условия для сознательного, волевого «прила­живания» ранее полученных двигательных навыков к новым, из­мененным ситуациям. Слишком сложные задания на ловкость могут вызвать у подростков нерасчетливые действия при выпол­нении упражнений, связанных с известной опасностью ушибов, падений, привести к скованности движений, спаду интереса, не­уверенности в своих силах. Усложнять упражнения в равновесии, например, нужно главным образом не за счет повышения площа­ди опоры, а вводя различные дополнительные задания, выполняе­мые на снаряде, установленном на одной и той же высоте.

В упражнениях, связанных с проявлением быстроты, следует одновременно добиваться координации движений и совершенст­вования технических приемов без форсирования. Предупредить наблюдающуюся по возрастным стандартам к 14 годам стабили­зацию скорости бега помогают соответствующие данному этапу обучения упражнения в беге с преодолением препятствий на местности. Совершенствование многих двигательных действий можно сочетать со скоростно-силовыми нагрузками и с упражнениями на ловкость; при этом скоростные и силовые нагрузки должны быть ниже предельных возможностей подростков. Совершенствуя технику и тактику спортивных игр, важно обращать внимание на повышение уровня игровой выносливости.

Применение физических упражнений в вариативной обстанов­ке и измененных условиях содействует большей эмоциональной насыщенности тренировок, что побуждает подростков к активной, настойчивой и упорной деятельности, наиболее полному проявле­нию физических качеств.

В занятиях с юношами и девушками 15— лет на этапе совершенствования двигательных действий проводятся тре­нировки, связанные с нагрузками все большей интенсивности. Однако они не должны превышать меры приспособительных воз­можностей. Острые перенапряжения в проявлении скорости, вы­носливости и силы могут привести к ухудшению здоровья, исто­щению нервной системы и преждевременному «увяданию» юных спортсменов.

В воспитании физических качеств предусматривается ряд особых требований к занятиям с девочками и девушками. Для де­вочек (начиная с III класса) и девушек следует ограничивать требования к проявлению быстроты, силы и выносливости по сравнению с мальчиками и юношами-сверстниками. Однако та­кое ограничение не должно вести к ослаблению работы по вос­питанию у девочек и девушек этих качеств. Наоборот, в занятиях с ними в этом направлении нужно вести большую и настойчи­вую работу с учетом функциональных возможностей их организма. Упражнения на гибкость девочкам даются легче, чем мальчикам; но в занятиях с девочками не следует пренебрегать упражнениями, направленными на укрепление мышц, связочно-суставного аппарата.

Перспективное значение имеют тренировки девочек 13—14 лет в максимальных по скорости циклических упражнениях продол­жительностью около 10 сек. Это сохраняет и развивает скорость, когда девочки достигают старшего школьного возраста.

Снижая требования для девушек-старшеклассниц (по сравне­нию с юношами) к проявлению быстроты, силы и выносливости, следует тем не менее чаще давать им упражнения, поддержива­ющие уровень развития этих качеств, а также связанные с отно­сительно длительной работой, вызывающей повышение энергозатрат.

Неоднократный опыт выступлений на соревнованиях, сдача контрольных тестов и контрольных упражнений показывает постепенное снижение уровня физической подготовки школьников. В чём же причина? Не секрет, что в основе двигательных умений и навыков человека лежит определённый уровень развития физических качеств. Следовательно, развитие физических качеств является первоочередной задачей на уроках физкультуры. Не случайно в общеобразовательной программе по физической культуре под ред. В.И.Ляха записано: «Одна из важнейших задач физического воспитания – повышение двигательной подготовленности учащихся».

В программном материале для уроков физической культуры указывается, какие двигательные качества необходимо развивать в первую очередь. На каждом уроке планируются упражнения направленные на развитие комплекса физических качеств, отсюда напрашивается простой вывод: развитие физических качеств – является основой физического воспитания школьников.

Подходя к этой аксиоме нам пришлось учесть ряд основных требований для успешного и качественного развития физических качеств.

На первое место мы поставили возрастные (физиологические) особенности, индивидуальное развитие школьников, систематический подход к занятиям и привитие навыков самостоятельных занятий учащихся по физической культуре.

Период жизни школьника от 6-7 лет до 17-18 лет обусловлен большими изменениями происходящими в центральной нервной системе, опорно-двигательном аппарате, сердечно-сосудистой системе, уровнем обменных процессов, увеличением мышечной массы. Все эти физиологические изменения по разному оказывают влияние на целенаправленное развитие физических качеств.

Пред нами стала задача, определить сенситивные периоды в возрасте школьника для более качественного воспитания физических качеств. Опираясь на теоретические сведения Теории методики физического воспитания раздел «Воспитание физических качеств», а также на материалы учебного пособия «Возрастные основы физического воспитания [ ] раздел «Возрастные особенности воспитания физических качеств», мы построили таблицу №1.

Источники:

http://studentmedic.ru/referats.php?view=2494

https://studopedia.ru/7_61019_ponyatie-kriticheskih-i-sensitivnih-periodov-razvitiya-rebenka-sensitivnie-periodi-razvitiya-fizicheskih-kachestv-u-detey-i-podrostkov.html

Характеристика возрастных особенностей детей: основные этапы развития

http://gigabaza.ru/doc/115097-pall.html