Песни для развития малышей

Тексты детских песен

Вряд ли найдётся желающий оспорить, что детские песни, тексты и мелодии этих произведений, давно стали надёжным пособием для развития и воспитания малышей. А то, что девчонки и мальчишки младшего и старшего возраста с удовольствием напевают любимые тексты песен для детей – факт неопровержимый. Да и сами мамы с папами нет-нет, да и тихонечко запоют тексты детских песен, вспоминая при этом яркие и счастливые моменты беззаботного прошедшего детства. Да-да, детские годы забыть невозможно и у каждого взрослого человека сохранились приятные воспоминания о песнях из детства, с которыми он рос и взрослел.

Добрые и поучительные песни для детей

Воспитательное значение детских песен велико, они помогают родителям в решении главных педагогических задач. Песни для детской аудитории ориентированы на обучение ребятишек осознавать и понимать окружающий мир, прививать полезные привычки, не допуская при этом пристрастия к привычкам вредным. Мелодия и слова детских песен способны поднимать настроение ребенка, направлять малыша к необходимому эстетическому развитию.

Две трети песен для ребятишек — добрые и поучительные, без нравоучений. Однако на втором плане в тексте таких песен обязательно присутствует нравственный ориентир. Этот невидимый, но доступный для детской души, ориентир ненавязчиво учит мальчишек и девчонок быть внимательнее, ласковее и добрее к людям и к окружающему животному и растительному миру. Кроме этого, песенные слова формируют у ребят чувство товарищества и патриотизма. В последующем такая полезная информация из песен отложится у ребятишек в подсознании и благотворно скажется на детском развитии.

Тексты детских песен и песенок для детей и родителей

На страницах сайта «Здравствуй, детство!» сайте собраны сотни детских песен и песенок, относящихся к следующим жанрам:

  • Колыбельные;
  • Песни из советских мультиков;
  • Современные детские песни;
  • Песни из кино.
  • Размещенный материал позволит подобрать текст детской песни и колыбельной для самых маленьких детишек, и веселой песни для детей возрастом в пять лет и более. Для справки на сайте опубликована информация об авторе текста той или иной песни для детей. Размещено и краткое описание каждой песни с указанием, в каком кинофильме или мультфильме впервые прозвучала данная песня. Это позволит с легкостью найти то, что вам требуется.

    Детские песенки и песни уже обросли долголетней историей. И нет сомнения, что они просуществуют еще не одну сотню лет, принося радостные чувства родителям и детям новых поколений. Главное, чтобы нашлись в нужный момент такие детские песни, текст которых заинтересует девчонок и мальчишек, малышей и подростков.

    Мы надеемся, что, размещённые на страничках сайта «Здравствуй, детство», тексты детских песен и песенок смогут не только подарить вам хорошее настроение, но и предоставят возможность, пусть ненадолго, вернуться в сказочную страну именуемую «детством»!

    Здравствуй, малыш! — песни для детей — ноты

    Пособия, ноты к детским песням

    для пения и фортепиано

    Составитель О. Бахмацкая

    "Советский композитор", 1985г.

    «Музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека».

    «Прежде чем начать учиться на каком-либо инструменте, обучающийся — будь то ребенок, отрок или взрослый — должен уже духовно владеть какой-то музыкой: так сказать, хранить ее в своем уме, носить в своей душе и слышать своим слухом».

    Главная задача советской музыкальной педагогики—помочь в воспитании гармонично развитого человека современного общества, человека высокого художественного вкуса. Чтобы выполнить эту «легкую, но необходимую задачу, надо как можно раньше начинать приобщение детей к искусству.

    Отношение детей младшего возраста к окружающему характеризуется эмоциональностью, живостью восприятия: им нравится все яркое, динамичное, красивое. Именно это привлекает детей к музыке.

    Для развития музыкальных способностей необходимо, научить детей эмоциональному отношению к музыкальным произведениям, умению осмыслить их содержание, почувствовать характер, отличительные особенности, т. е. уметь слушать и слышать.

    Развитие слуха, как высотного, так и гармонического, развитие ощущения лада и ритмического чувства, музыкальной памяти — вот основополагающие задачи в работе с маленькими учениками.

    Музыкальная деятельность активизирует умственные процессы и влияет на развитие у ребенка слуха, памяти, чувства ритма, внимания, остроты мышления.

    Задающийся советский педагог В. А. Сухомлинский так писал в своей книге «Сердце отдаю детям»:

    «Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков — важное средство нравственного воспитания человека, источник благородства и чистоты души».

    Одна из особенностей психики детей дошкольного возраста состоит в неумении надолго сосредоточиться на одном и том же. Учитывая это, педагог должен разнообразить формы подачи изучаемого материала. Вот что писал один из величайших педагогов прошлого К. Ушинский: «. чем моложе ребенок, тем менее способен он к постоянству деятельности в каком-нибудь одном направлении.» «Самая перемена занятий действует на ребенка лучше даже полного отдыха.» «Чем разнообразнее будет ваш урок и чем разнообразнее деятельности, которые вы требуете от детей, тем более вы успеете сделать».

    Наиболее целесообразен урок, состоящий из нескольких частей, связанных общей целью: увлечь ребенка, вызвать в нем желание активно участвовать во всем, что делается на уроке, будь то воспроизведение знакомой мелодии на инструменте, узнавание ранее услышанной музыки или знакомство с новой, упражнения на развитие слуха, памяти, координации движения рук, первые опыты собственного творчества.

    Слишком расчетливый, рациональный подход к обучению может погасить инициативу ребенка, помешать развитию творческого воображения, лишить ребенка радости от знакомства с новым для него предметом. Вот что по этому поводу писал А. С. Макаренко:

    «Игра имеет важное значение в жизни человека, она является подготовкой к труду и должна постепенно заменяться трудом».

    Всем известна склонность детей к подражанию. Эта склонность может принести большую пользу и ученику, и педагогу в налаживании необходимых, удобных игровых движений, в выработке правильной посадки за инструментом, в умении достичь певучести звука и многого другого, т. е. в формировании целого комплекса знаний, умений и навыков будущего музыканта.

    Педагог-музыкант в значительной мере формирует личность ребенка, воспитывает его характер, развивая его музыкальную культуру и художественный вкус, содействует пробуждению активного интереса к музыке и другим искусствам.

    Любовь к детям, желание и умение найти индивидуальный подход к каждому, общение с детьми, сообразное их характерам — залог успеха в нелегкой работе учителя.

    Наиболее труден начальный период обучения. Во многих музыкальных школах или дома дети начинают свое знакомство с музыкой и инструментом в 5—6 лет, т. е. до поступления в общеобразовательную школу. Значит, и педагог-музыкант — это первый педагог в жизни ребенка. Он призван открыть ребенку мир звуков, познакомить его с инструментом и его возможностями. Он обязан уметь раскрыть способности каждого ребенка и его творческую индивидуальность, воспитать потребность в общении с музыкой, желание узнать и услышать как можно больше обо всех видах искусства.

    Каждый урок должен приносить ребенку радость общения с педагогом, инструментом, музыкой, которую он услышит или исполнит сам.

    Крупнейший польский пианист и педагог Иосиф Гофман писал в своей книге «Фортепианная игра»: «Начало — это дело такой огромной важности, что тут хорошо только самое лучшее», «.нужен учитель основательный, внимательный, добросовестный и опытный».

    Одной из важных задач педагога является умение вовлечь ученика в сотворчество, поощрить стремление к импровизации на заданную тему. Эти первые опыты творчества можно использовать и в качестве упражнений при овладении необходимыми исполнительскими навыками.

    Весьма действенные результаты дают такие методы обучения:

    1. заведомо неправильное исполнение музыкальных произведений педагогом;

    2. прослушивание (в записи) музыкальных произведений в исполнении больших мастеров;

    3. совместное обсуждение исполнения того или иного произведения.

    Воспитав способность искать наилучшее воплощение замысла композитора у разных исполнителей, педагог помогает формированию музыкального и эстетического вкуса каждого ребенка.

    Очень полезными для такого рода работы педагога с учеником могут оказаться так называемые «Музыкальные загадки», примерный перечень которых предлагается в конце этого сборника. (Если произведение большое, то можно играть отрывок.)

    Для «загадок» надо выбирать произведения с конкретным ярким образом, наиболее близким и понятным ребенку в определенном возрасте. Желательно на каждом уроке играть два разнохарактерных произведения. На следующем уроке ученик должен уметь различать произведения и рассказать, о чем каждое из них. Как правило, большинство детей с большим интересом относится к этой части урока, а через некоторое время — узнаёт почти любую из «загадок» буквально с первых тактов.

    Педагог играет ученику выбранное произведение и рассказывает о воплощенном в нем образе, стараясь вовлечь ученика в обсуждение прослушанной музыки, объясняя, почему именно такие средства (звук, темп, динамика, штрихи) выбраны композитором для создания данного образа, чем достигается полное его соответствие музыке. Очень хорошо принести на урок картинку, а еще лучше, если ребенок сам проиллюстрирует то, что слышал, превратив музыкальный образ в художественный. Обычно дети это делают с удовольствием.

    При этом они убеждаются, как беспределы возможности музыки: звуками, оказывается, меж вызвать в воображении и тяжелую поступь слоя («Слоны в Индии» А. Гедике), и хлопотливую курицу («Курочка» Т. Ломовой), и колючего ежи («Ежик» Д. Кабалевского), и быстрого воробыш («Воробьи на солнышке» С. Вольфензона), и грациозного пушистого котенка («Котенок» М. Музафарова). Но музыкой можно передать и различные настроения: печаль и радость, нежность и суровость, упрямство и мягкость, бодрость, весел тревогу и многое другое.

    А как удивительно точно звуки «рисуют» картины природы и ее состояния в разные времена гая (Это не только знаменитые «Времена года» и Детские пьесы П. Чайковского, но и многочисленные небольшие произведения о природе разных композиторов).

    Двигательная разрядка необходима для детей младшего возраста, она обусловлена особенностями их физического и психического развития и не только перемену занятий и отдых ребенку, но помогает овладеть движениями, необходимыми для

    игры на инструменте.

    Маленькие дети с увлечением изображают любимых животных и птиц: идет тяжело и медленно — как слон, легко и весело прыгает — как воробышек, и т. д.

    Играть предлагаемые ученику произведения надо предельно выразительно, обращая внимание детей на следующее:

    1. как изложена мелодия (поступенно, скачкобразно), в верхнем или нижнем регистре она звучит, чем отличается от сопровождения (сыграть отдельно — для сравнения), каков ее характер и т. д.

    2. меняется ли лад, регистры, темп, динамика есть ли повторения;

    3. что будет, если сыграть данное произведем в другом регистре — изменится ли при этом образ и как?

    4. как сидит педагог за инструментом, каш положение его рук, ног, спины; как действуют на пальцы, и какой получается звук. (Подражание в данном случае очень полезно.)

    Музыкальные «загадки» развивают музыкальное мышление и обогащают детское восприятие желание услышать новую музыку постепенно превратится в потребность самостоятельного знакомства с творчеством разных композиторов.

    По мере общего и музыкального развития ребенка и расширения возможностей его памяти можно познакомить его с наиболее крупными известными именами (П. Чайковский, М. Глинка, Р. Шуман, Э. Григ, А. Гедике, С. Прокофьев, Д. Кабалевский и другими), рассказав о личности композитора, его эпохе, стране, в которой он жил или живет.

    Песенный материал этого сборника в одноголосном изложении дает возможность использовать следующие методические приемы:

    1. любые песенки можно превращать в ансамбли (ученик — педагог);

    2. записывать их в обоих ключах;

    3. транспонировать в другие тональности;

    4. переносить мелодию в другие октавы и регистры;

    5. подбирать простейший аккомпанемент.

    Ребенок усваивает ноты в пределах октавы, знакомится со знаками диез и бемоль, разучивая песенки (начиная с песни «Два кота» и кончай песенкой «Кошкин дом»). Часть песен специально изложена в тональностях с большим количеством знаков при ключе, но играть их просто и удобно. Привыкнув к большому количеству ключевых знаков в начале обучения, ребенок никогда и в будущем не будет бояться тональностей с 4-мя и более знаками.

    Для усвоения нотной грамоты и для закрепления очень важной связи «вижу—слышу», затем — еноты—клавиатура» рекомендую записывать песенки в тетради. Сначала можно рисовать кружочки или палочки, соблюдая соответствие каждого нотного знака звуку и указывая направление движения (вверх—вниз), затем переходить на запись мелодий на нотном стане.

    Иллюстрации ко многим песням сборника помогут разбудить фантазию маленького ученика. Сочетание мелодии, слов и рисунка — вот импульс для начала творчества.

    ОБ ИСПОЛНЕНИИ ПЕРВЫХ ПЯТИ ПЕСЕН

    Дети приходят в школу с намерением сразу начать играть на инструменте. Но этот радостный момент часто отодвигается на какое-то время, так как поначалу требуется овладение элементарными знаниями и определенными приемами.

    Составитель, используя свой многолетний опыт работы с детьми, предлагает несколько песен, которые построены в виде вопроса и ответа, т. е. как бы заключают в себе возможность исполнения двумя исполнителями — учеником и педагогом. Более трудная партия — вопрос — для педагога, более легкая — ответ — для ученика.

    Ребенок только начинает свое знакомство с клавиатурой, еще не знает нот, не знает даже названия клавиш. Свой «ответ» он играет одним пальцем на показанной педагогом клавише. (Для первой песенки — это «ре» — клавиша легко запоминается, т. к. расположена между двумя черными). Сначала педагог поет и играет всю песенку, обращая внимание ученика на ритмический рисунок (можно прохлопать в ладоши), потом поет и играет вопрос, а ученик — ответ. Если ребенок хорошо справляется со своей задачей, то можно транспонировать песенку в другие тональности. Обычно детям такое исполнение — на первых уроках — доставляет огромное удовольствие.

    По этому же принципу исполняются и следующие четыре песенки, нарисованные крупными нотами.

    При желании каждый педагог может подобрать еще несколько песен такого типа.

    Предлагаемый сборник предназначен для детей 5—6 летнего возраста, начинающих знакомство с музыкой и фортепиано, а также для чтения с листа в младших классах музыкальных школ и в кружках.

    Весь материал сборника сложился в результате многолетней работы с детьми и проверен на практике.

    Песни и отрывки, вошедшие в сборник, ярко образны, близки по содержанию детскому восприятию, просты по мелодии, четки по ритмическому рисунку. Слова, особенно на первых порах, помогут ребенку ритмически правильно воспроизвести песенку, расставить нужные ударения, охватить музыкальную фразу. Поскольку воспитывать вкус к хорошей музыке надо на лучших образцах, в сборнике представлены небольшие отрывки из произведений разных композиторов в разнообразных жанрах: отрывки из вокальных, камерных, симфонических произведений, из опер и балетов.

    Рекомендуем одновременно с прохождением отрывков из оригинальных фортепианных произведений («Экспромт» Ф. Шуберта, «Этюд» Ф. Шопена и др.) давать ребенку прослушивать их полностью в записи на пластинках (это относится и к отрывкам из камерных и симфонических произведений).

    В сборнике два раздела и два приложения.

    I-й раздел — песни, отрывки из вокальных и инструментальных произведений русских и советских композиторов (одноголосное изложение).

    Приложением к этому разделу является игра-пособие для обучения детей начальной нотной грамоте (цветная вкладка).

    II -й раздел — ансамбли — очень легкие переложения детских и народных песен, отрывков из вокальных, инструментальных и симфонических произведений, отрывки из опер и балетов русских, советских и зарубежных композиторов.

    Приложением ко всему сборнику является примерный список произведений, предлагаемых педагогам в качестве музыкальных «загадок».

    Надеюсь, что песенки, ансамбли, легкие переложения произведений не фортепианной музыки, составляющие этот сборник, помогут особенно молодым педагогам в работе по эстетическому воспитанию детей и их знакомству с одним из прекраснейших видов искусства — музыкой.

    Песни (ровными длительностями)

    Песни в басовом ключе

    Отрывки из опер и балетов.

    Ансамбли в четыре руки

    Отрывки из симфонических, камерных

    и вокальных произведений

    Отрывки из опер и балетов

    Ансамбли для двух фортепиано.

    Все переложения, кроме названных, выполнены О. Бахмацкой.

    Колыбельные песни для малышей

    У современных матерей жизнь расписана по часам, даже дети живут по строгому распорядку дня. Колыбельные для детей мамы поют всё реже, а если и поют, то чтобы уложить спать. Зачастую, сомневаясь в своих способностях к пению, мамы вместо детских колыбельных песен включают обычную музыку, тихую, чаще всего классическую. В худшем варианте ребенок засыпает под звуки телевизионных передач.

    Магазины с товарами для детей усыпаны многочисленными развивающими игрушками, в том числе музыкальными, но не надо забывать, что детские колыбельные песни в исполнении мамы – это важное средство развития ребенка, первое общение с ним и обмен эмоциями. Отсутствие голоса на мамин взгляд – не повод лишать ребенка радости и мгновений близости перед сном. Очень важен посыл нежности, направляемый ребенку любящей мамой.

    Когда и как петь колыбельные малышу

    Колыбельные песни нужны малышам, которым не спится в дневные или вечерние часы. Временами матерям приходится прибегать ко всяким уловкам, легким покачиванием успокаивая расшалившегося ребенка. Колыбельные песни для малышей часто не содержат слов – ребенка успокаивает одно лишь присутствие матери, её тепло. Дети, которые учатся говорить, уже понимают смысл слов, поэтому во время пения между ними и матерьми устанавливается невидимая связь.

    Случается, что сложно вспомнить слова песни — мамы на самом деле знают их не так много. Чтобы вы могли не только спеть своему ребенку, но и сделать это с пользой, мы собрали только самые лучшие произведения. Не знаете мотив? Прослушайте заранее аудиозапись в исполнении известных исполнителей на нашем сайте.

    Обратите внимание: заменяя колыбельные песни для детей сказками, мы часто слишком торопимся. Колыбельные нужно продолжать петь вплоть до школьных лет. Ребенку в такие моменты комфортно, ведь мама не только рядом, но и гладит его, что быстро успокаивает.

    Детская колыбельная песня научит не просто слушать, но и услышать

    Действительно грустно, когда маленькие дети засыпают под звуки телевизора, а ведь влияние этих моментов на развитие ребенка сложно переоценить. Колыбельные песни малышам необходимы для здорового сна, как нежный мамин поцелуй, мамочкины объятия. Колыбельных не бывает много, никогда не бывает много. Мамина ласка в этих песнях нужна новорожденным детям, дошколятам и даже младшим школьникам.

    Родителям бывает сложно уложить ребенка спать, порой чего они только не придумывают и не выдумывают. Однако изобретать заново велосипед не нужно – детские колыбельные станут лучшим снотворным малышу. Наши предки даже придавали мистическое значение таким песням, там встречались Бука, Дрема… Испокон веков с помощью колыбельных песен мамы желали своим малышам спокойствия и счастья. Никакую другую песню ребенок уже не будет слушать так внимательно, даже если у него закрыты глазки, он засыпает, всё равно мамина любовь навсегда запечатлеется в его подсознании. Ваш малыш услышит и запомнит волшебные слова близости с самым родным человеком на свете – мамой.

    Между прочим, колыбельных песен для малышей очень много, народные, авторские, из мультфильмов и кино – выбор поистине огромный. Сердце подскажет, которая из них лучше для вашего малыша…

    Тексты колыбельных песен для малышей

    Спят усталые игрушки текст

    Спят усталые игрушки, книжки спят.

    Одеяла и подушки ждут ребят.

    Даже сказка спать ложится,

    Чтобы ночью нам присниться.

    Обязательно по дому в этот час

    Тихо-тихо ходит дрема возле нас.

    За окошком всё темнее,

    Утро ночи мудренее.

    Баю-бай, должны все люди ночью спать.

    Баю-баю, завтра будет день опять.

    За день мы устали очень,

    Скажем всем: «Спокойной ночи!»

    Спи моя радость усни текст

    В доме погасли огни,

    Пчелки затихли в саду,

    Рыбки уснули в пруду.

    Месяц на небе блестит,

    Месяц в окошко глядит.

    Глазки скорее сомкни,

    В доме все стихло давно,

    В погребе, в кухне темно.

    Дверь ни одна не скрипит,

    Мышка за печкою спит.

    Кто-то вздохнул за стеной,

    Что нам за дело, родной?

    Спи, моя радость, усни.

    Колыбельная малышу текст

    Замурлычет ветер, как пушистый кот,

    И усталый вечер торопясь уйдёт.

    Ты родишься скоро очень.

    Ночь тебе подарит сладкий детский сон.

    Как цветной фонарик засверкает он.

    Осторожно дождик шелестит листвой.

    Он не потревожит сон чудесный твой.

    Спи, малыш, спи, малыш.

    Лунный свет в окошко, звёзды в небесах.

    Спи, мой милый крошка, закрывай глаза.

    Баю — баю, баю — баю. Кто ты? Я пока не знаю.

    Спи, малыш, спокойной ночи!

    Колыбельная сыну текст

    Исполнитель: Анна Герман

    Месяц над нашею крышею светит,

    Вечер стоит у двора.

    И маленьким детям

    Спать наступила пора.

    Завтра проснешься — и ясное солнце

    Снова взойдет над тобой…

    Спи, мой сыночек,

    Мой птенчик пригожий,

    Пусть никакая печаль не тревожит

    Детскую душу твою.

    Ты не увидишь ни горя, ни муки,

    Доли не встретишь лихой…

    Спи, мой воробушек,

    Вырастай на просторе,

    Быстро промчатся года,

    Смелым орленком на ясные зори

    Ты улетишь из гнезда.

    Ясное небо, высокое солнце

    Будут всегда над тобой.

    Спи, мой воробышек,

    Спи, мой звоночек родной.

    Мир уснул, притихли люди,

    Спят дома, погасли окна,

    И луна щербатым блюдом

    Отражается на стеклах.

    Сонные дороги дремлют,

    Во дворах сопят машины,

    Тусклыми глазами в землю

    Смотрят темные витрины.

    И увидит сон чудесный.

    Звон раздастся поднебесный,

    Все любимые игрушки

    Станут в эту ночь живые,

    Будут сидя на подушке

    Строить рожицы смешные.

    Спит сыночек сладко-сладко,

    Носиком сопит чуть слышно,

    Лежа в маленькой кроватке,

    В уголке своем привычном.

    Пролетит над миром сказка,

    Мой сынок закроет глазки,

    Колыбельные для детей до года

    Новорожденные начинают знакомиться с окружающим миром в первую очередь с помощью различных звуков. Вот почему мелодичные колыбельные для детей до года очень важны!

    Мягкие переливы нежной мелодии успокаивают младенца. Он доверяет своим ощущениям, а если пространство вокруг наполнено гармоничным звучанием, значит все хорошо и ему не о чем беспокоиться. Поэтому использование колыбельных для детей до года — это прекрасная возможность дарить маленькому человечку умиротворение и гармонию, не отвлекаясь от повседневных дел.

    Убаюкивающие, тихие музыкальные композиции без голоса, написаны специально для младенцев. Эти мелодии наполнены звучанием многих музыкальных инструментов, которые помогают малышам развиваться, и расти в спокойствии.

    Композиции стоит слушать, даже когда ребенок еще находится в утробе матери. Они подарят малышу чувство защищенности, а будущей маме помогут расслабиться. Колыбельные можно слушать онлайн, а можно скачать и наслаждаться их звуками во время прогулок или поездок.

    Влияние колыбельной песни на речевое развитие малышей

    Консультация для родителей

    Родившись, ребёнок попадает в новый удивительный мир. И что первое его встречает – это забота и внимание. С первых дней ребёнок чувствует тепло маминых рук, видит улыбку, слышит её сердцебиение, голос. Ведь так важно, чтобы мама уделяла как можно больше внимания своему малышу. Одним из составляющих всего самого лучшего в общении с ребёнком является колыбельная песня – удивительный дар прошлого. Каждый из нас знает: с незапамятных времён в доме, где рождался ребёнок, под потолком подвешивали зыбку – колыбель для младенца. Мать, мерно раскачивая её, порой выполняя какую-либо работу, напевала колыбельную своему ребёнку. Напевность, особый ритм учат детей плавному произношению фраз, предложений. Значительно обогащается словарный запас. В произведениях устного народного творчества – изобилие слов-признаков предметов, образных сравнений, множество синонимов, антонимов. Сначала ребёнок копирует то, как взрослый выполняет те или иные движения и интонации, с которыми поётся колыбельная. Позже появляются слова. Удивительно быстро многие слова песен переходят в активный словарь детей и звучат уже во время игр, разговоров с ровесниками.

    Важную роль в развитии речи ребёнка играет развитие фонематического восприятия, чему способствуют колыбельные песни. Они, наряду с другими жанрами народного творчества, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста.

    Колыбельные песни обогащают словарь детей за счёт того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например «заинька», «лисонька», «волчок».

    Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать колыбельные, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например, образ кота. Причём это не просто кот, а «котенька-коток», «коток – белый животок», «котик», «котя». К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.

    Обязательно в колыбельных для малышей много раз звучит имя ребёнка. Употребление имени малыша в тексте колыбельной (а колыбельная повторяется много раз, и малыш много слышит свое имя) способствует осознанию ребёнком своего имени, первому осознанию себя как человека, выделению своего имени в потоке речи мамы, что очень положительно сказывается на развитии младенца.

    Колыбельная песня как форма народного поэтического творчества содержит большие возможности в формировании особой интонационной организации речи ребенка. Это и напевное выделение голосом гласных звуков, и медленный темп, и наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний.

    При пении колыбельных мама растягивает гласные звуки: «баюшки-баю-у-у-у-у-у», акцентируя в своей речи гласные. Такая манера пения позволяет малышу хорошо развиваться. Формируется фонематическое восприятие, то есть выделение в речевом потоке отдельных звуков речи.

    Звук [ a ] (баю-ба-а-а-ай) и звук [ y ] (баюу-у-ушки-баюу-у-у) – одни из самых древних звуков колыбельных песен, соответствующих развитию речи у малышей. Ведь первыми речевыми реакциями у младенцев как раз и появляются «уа» и «ау». Поэтому эти гласные как нельзя лучше соответствуют природе развития, физиологии младенца.

    Колыбельные песни для малышей поются в медленном темпе. Этому способствует манера пения с протягиванием гласных звуков. Также в них часто встречаются шипящие и свистящие звуки. Как часто укачивают малыша – шшш. Эти шипящие звуки действуют успокаивающе: «Баю-баю-баюШки».

    Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Несмотря на небольшой объём, они таят в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

    Созданная в далёких веках, передаваясь из поколения в поколение, она дошла и до нашего времени… Колыбельные песни – это особый мир детства. В течение многого времени приговорки сказки, загадки, потешки, считалки любовно и мудро воспитывают, поучают ребёнка, их старинные фольклорные мотивы приобщают его к культуре своего народа, его знаниям и традициям.

    Замечательно, когда этот чудесный мир окружает ребёнка с первых дней его жизни: с песенками, сказками он засыпает и просыпается, с пестушками, потешками, прибаутками купается и играет, они развлекают малыша и в то же время развивают нравственно, физически и духовно.

    Наши предки хорошо понимали важное значение детского возраста и максимально использовали его возможности для закладки фундаментальных основ народных знаний об окружающем мире.

    Колыбельные песни – это особенные песни, которые складывались специально для того, чтобы петь самым маленьким, такие простые и понятные, в то же время с глубочайшим смыслом. Колыбельные песни – это залог психического и физического здоровья, это первые уроки родного языка для ребёнка. Песни помогают малышу запомнить слова, из значения, порядок слов в предложении. И ещё большую роль играет ритмичность произносимых слов. Колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, успокаивают ребенка. Более того, психологи утверждают, что во время пения и слушания колыбельной взрослые чувствуют себя умиротворёнными и защищёнными, так как вспоминают лучшие моменты своего детства. Кроме того, длительное пение колыбельной предусматривает быстрый вдох и длительный выдох с пением – протягиванием гласных, что успокаивает маму, даёт ей возможность расслабиться, даёт возможность ей почувствовать себя единым целым с малышом, войдя в общий ритм дыхания и даже сердцебиения. Это чувство общности защищает малыша и очень важно для него в первые месяцы жизни.

    Очень жаль, что колыбельные песни утеряли свою значимость в нашем мире сверхзвуковых скоростей, сложной техники. Не многие современные мамы прибегают к замечательному опыту наших предков. Но я думаю, со временем всё вернётся, только надо вспомнить, подсказать, научить.

    Чтобы ваш малыш быстрее засыпал, пойте ему детские колыбельные песни. Следует также отметить, что колыбельные песни положительно влияют не только на самых маленьких, но и на старших дошколят, а то и на младших школьников. Мамина песня остаётся в памяти на всю жизнь. Колыбельная не требует каких-либо инструментов для её исполнения, достаточно только голоса. И не важно, что вы не профессиональная певица, и нет музыкального образования – пойте, пойте. Для малыша ваш голос милее всего на свете. Знакомый, родной, любимый голос, который малыш слышал, еще находясь в утробе, – мамин голос. В любом случае все первые годы жизни малыша ему нужна именно мамина колыбельная.

    Нужно всего лишь придерживаться несложных советов наших бабушек:

    Повторять одну и ту же колыбельную много раз «по кругу», пока малыш не заснёт;

    Петь в спокойном темпе, растягивая гласные;

    Гладить малыша в ритм колыбельной или раскачивать кроватку в ритм песни;

    Петь без напряжения в голосе, ласково, нежно.

    Вот несколько примеров колыбельных песен. Они всем знакомы, всегда на слуху, такие родные, пришедшие из мира детства.

    Песни для развития речи

    Учимся говорить припеваючи, или песни для развития речи

    Когда родители или педагоги занимаются с ребенком пением, что они развивают: музыкальные способности или речь? Оказывается, и то и другое, ведь между музыкой и речью, которые объединены в песне, есть много общего. Это:

    • деление на фразы.

    Как в музыкальных, так и в речевых фразах присутствует кульминация (высшая точка развития). Кажется, можно задуматься: это музыка повторяет речь или речь пытается стать музыкой? Но мы не будем забираться в эти теоретические дебри, а разберемся, как можно использовать песни для развития речи на практике. Научиться говорить можно в буквальном смысле припеваючи. Напевая песенки с малышом, вы:

  • совершенствуете артикуляционный аппарат и улучшаете дикцию ребенка;
  • часто повторяя одни и те же слова песен, малыш непринужденно заучивает их и учится употреблять слова в правильном значении;
  • запоминая целые куплеты песен, ребенок учится говорить фразами;
  • исполняя песни, приходится пропевать каждый слог, а умение делить слова на слоги помогает легче освоить чтение.

Многие врачи считают пение лучшей дыхательной гимнастикой, поскольку оно укрепляет легкие и даже улучшает циркуляцию крови в организме. И хотя это не относится к развитию речи, но «плюс» очень даже приятный.

Колыбельную пою, разговаривать учу

Мы уже говорили о том, какую пользу приносит пение колыбельных в статье Народный разговор, или фольклор в развитии речи детей. Позволим себе это напомнить. Пение колыбельных способствует развитию фонематического слуха. Если вы используете песни для засыпания, то ребенок благодаря им, запоминает первые слова. Но еще более важно то, что малыш учится получать удовольствие от ритмичной интонации.

Когда малыш подрастает, то колыбельные можно использовать для игры. Ребенку будет интересно уложить спать куклу или мягкую игрушку, напевая ей знакомую колыбельную. Сначала это можно делать вместе с мамой. Вам нужно будет иногда промолчать и дать возможность допеть слово или фразу ребенку. Вскоре укладывать ваших плюшевых «внучат» ваши детки смогут самостоятельно.

Укладывая спать игрушки, можно выучить довольно много народных и современных колыбельных, что значительно расширит словарный запас ребенка, научит правильно строить и интонировать фразы. Того же эффекта вы добьетесь исполняя песни для засыпания непосредственно сыну или дочке.

Укладывать ребенка спать с песней – древняя традиция, которая присутствует абсолютно у всех народов. А вот просыпаться с песней могут, наверное, только самые счастливые люди. Так почему бы вам не стать такими?

Не нужно долго ждать особенного момента, чтобы использовать детские песни для развития речи. Напевать их можно с самого рождения сразу же после того как малыш просыпается. С помощью утренних песенок можно стимулировать звукоподражание у детей с самого раннего возраста. Пойте на любой мотив, который вам нравится такие слова:

Рано утром я встаю,

Очень маму я люблю.

Мы с ней весело живем,

Вместе песенки поем.

Последняя строчка может быть любой. Хоть «а-а-а», хоть «ну-ну-ну», хоть «гав-гав-гав». Меняйте звуки, мотив, интонацию, «текст» последней строчки и эта игра никогда не наскучит вам и вашему ребенку. И вы сможете легко выучить нужные звуки и даже слова. Ведь можно спеть и «мама-мама-мама» или «папа-папа-папа». И любые другие.

Любые песни для развития речи будут полезны, так как звуки гораздо легче пропеть, чем произнести просто так, без мелодии. О расширении словарного запаса с помощью песен мы уже говорили.

В то же время существуют специальные песни, предназначенные для развития речи. Это логоритмические попевки. Наиболее известные из них, можно найти в методических пособиях Железновых. Отметим, что эти песни для развития слуха также очень полезны. Все попевки сопровождаются ритмическими движениями, что способствует лучшему запоминанию материала, так как задействуются все каналы восприятия информации. Детальнее о типах восприятия можно узнать здесь.

Детские песни для развития речи станут только эффективнее, если вы их будете сопровождать их инсценировкой. Отлично для этой цели подойдет известная детская песенка «Два щенка в квартире жили».

Два щенка в квартире жили.

Тапки мамины стащили.

Очень весело играли,

В клочья тапочки порвали!

Не забывайте о том, что любое детское стихотворение может превратиться в песенку. Можете даже устраивать игру по превращению. Давно известно, что запомнить песню гораздо проще, чем простое стихотворение, а петь приятнее, чем просто повторять. Это отличный способ развить не только речь, но и память.

И самое основное, раз вы решили использовать песни для развития речи детей, позвольте себе не слишком концентрироваться на том, насколько хорош или плох ваш голос. Не стоит уделять чрезмерное внимание тому правильно или фальшиво вы поете с музыкальной точки зрения. Вокальные данные нужно развивать под руководством профессиональных музыкантов. Важнее всего не говорить малышу, что он фальшивит, не берет ноты или коверкает мелодию. Перед вами цель развить его речь, а не вырастить профессионального певца. Конечно же, не стоит заставлять ребенка петь. Когда он услышит песню от вас достаточно много раз, ему обязательно захочется ее повторить. Вот тогда хвалите, хвалите и хвалите. И пойте сами много и с удовольствием. Это занятие помогает чувствовать себя свободным, а о его пользе для развития речи и даже здоровья вы уже узнали из статьи. Другие словесные игры для развития речи можно почитать здесь.

Играйте с удовольствием!

Алена Волкова, ваш консультант по развитию речи.

Логопед-дефектолог, педагог, дважды мама, автор системы «Через развитие речи — к гармоничному развитию ребенка», автор и руководитель проекта «Речь ребенка» и онлайн-клуба речевого развития «Болтай-ка», главный редактор журнала «Речь ребенка», автор статей, вебинаров, тренингов, книг и сборников по развитию речи детей.

Песни Железновой для самых маленьких

Немного о самих авторах

Екатерина и Сергей Железновы создали музыкальную методику раннего развития, которая предназначена для самых маленьких детей и для детей старшего дошкольного возраста, которая так и называется «Музыка с мамой« Е.Железновой.

Занятия, которые предлагает методика Железновых, включают в себя коротенькие песни — инсценировки, под которые Вам нужно или подпевать простые припевы, или использовать пальчиковые игры, или играть на простейших музыкальных инструментах.

Екатерина Железнова — автор музыкальной методики раннего развития детей.

Все песенки для детей Екатерина Железнова, ее «Музыка с мамой» предлагают очень короткие, веселые и простые для понимания даже для самых маленьких малышей. Играя, под песни Екатерины Железновой, Ваш малыш не только будет развивать мелкую моторику пальцев рук, но и соответственно, речь, музыкальный слух, воображение, настроение, не дает малышам задумывать о своих детских страха и многое другое. Екатерина Железнова, ее «Музыка с мамой» — отличный выбор для развития малыша.

Какие диски предлагает автор?

Хочу посоветовать всем, если Вам интересна методика, которую предложили Екатерина и Сергей Железновы, берите сначала самые простые песни для малышей с 6 месяцев записи Екатерина Железнова, ее «Музыка с мамой». Правда, на диске написано, что он рассчитан для детей от 1 года до 5 лет, но занятия можно вести с 6 месяцев, и уже буквально за 2 месяца ребенок достигнет очень хороших результатов. Екатерина Железнова, ее «Музыка с мамой» принесет отличные плоды. Слушать Екатерина Железнова, ее «Музыка с мамой» и смотреть видео уроки можно на сайте. Поем песенки вместе!

Екатерина и Сергей Железновы предлагают такие песни, как:

  1. «Села мушка на ладошку» — под веселую мелодию малыш, используя пальчиковые игры, должен показывать, как маленькая мушка садится на его ладошку;
  2. «Котенок» — малыш учится подражать котенку, подпевает припев мяу-мяу;
  3. «Бычок» — малыш подражает бычку, раскачивается из стороны в сторону, показывает рукой, как бычок машет хвостиком;
  4. «Лошадка» — малыши скачут на палке-лошадке;
  5. «Машинка» — с помощью кольца от пирамидки малыш изображает, как едет на машинке и рулит;
  6. «Мишка» — малыш подражает мишке, который стучит ложечкой по чашке, играет на барабане и на дудочке;
  7. «Дождик» — малыш, используя пальчиковые игры, изображает, как он будет прятаться от дождика под зонтиком, а потом в сапожках бегать по лужам;
  8. «Едем-едем на лошадке» — малыш стучит в ложечки;
  9. «Мыли мылом ручки» — малыш изображает, используя пальчиковые игры, как будет намыливать ручки;
  10. «Кукла с кубиком идет» — малыш в нужный момент должен бросить кубик;
  11. «Паровозик чух-чух-чух» — малыш изображает поезд, и как стучат его колесики;
  12. «Ножки побежали по дорожке» — малыш бегает по комнате, в нужный момент он должен присесть;
  13. «Лягушка» — малыш прыгает и показывает ручками, используя пальчиковые игры, как квакает лягушка;
  14. «Щенок» — малыш подпевает припев песенки;
  15. «Часы» — малыш стучит в ложки;
  16. «Гуси-гуси — га-га-га» — малыш показывает ручками, как гогочут гуси;
  17. «Та-та, два кота» — малыш бъет в такт погремушку;
  18. «Сидит зайка серенький» — малыш изображает зайку — прыгает и шевелит ушами;
  19. «Две маленьких картошки» — малыш учится ходить на мысочках.
  20. Екатерина и Сергей Железновы предлагают маленьким слушателям свое творчество: именно эту запись «Гав-гав и Мяу» Железнова, ее «Музыка с мамой», потому что это самые простые и легкие для понимания песни, которые сочинила Екатерина Железнова.

    Из личного опыта использования

    Очень хорошая песенка «Села мушка на ладошку» — моя дочка буквально с пятого занятия начала сама показывать, как на ее ладошку садится мушка.

    В песенке «Мыли мылом ручки» дочка стала показывать, как моет ручки, кроме того, уже через несколько недель занятий стала очень много подпевать. Так что всем очень советую.

    Скачать «Музыка с мамой» Е.Железновой можно здесь .

    Для детей старше 1 года

    Екатерина Железнова, ее «Музыка с мамой» и другие видео уроки и занятия для детей постарше:

    Пальчиковые игры, которые предлагают Екатерина и Сергей Железновы, или веселая гимнастика для малышей — очень интересные подвижные игры для пальчиков малышей, рассчитанные на возраст от двух лет. Занятия «Веселая гимнастика» пойдут для детей от 2-х лет и старше, из своего личного опыта могу сказать, что даже для 2-х лет большинство песен, которые дает автор в этом сборнике, были еще сложные для понимания, т. е. если Вам уже есть два, советую брать по несколько мелодий из этого диска, который записала автор, и разучивать их, а потом переходить на другие песни, не старайтесь за раз усвоить как можно больше материалу, так как ребенку может быстро надоесть.

    Главными героями этих игр становятся детские пальчики, которые изображают бабочек, гусениц, солнышко, поросят и других героев.

    В этот диск входят следующие песенки, которые сочинили Екатерина и Сергей Железновы:

  21. гимнастика «Мои вещи» — изображаем пальчиками любимые вещи ребенка;
  22. разминка «Дом» — изображаем пальчиками домик, всех его жителей и все что, его окружает;
  23. гимнастика »У кошечки» — каждый пальчик превращается в котенка, игра с пальчиками;
  24. разминка «В лесу» — песенка про лесной домик его жителей,
  25. гимнастика «Цветочек» — песенка про цветочек, на который приползла гусеница, пчелка и мотылек,
  26. разминка «Пять поросят» — песенка Железновой про веселых поросят, поросята — это пальчики,
  27. гимнастика «Мальчик с пальчик» — песенка про маленького мальчика и его братьев,
  28. разминка «Гусеница» — песенка Железновых про гусеницу, которая потом превратилась в бабочку,
  29. гимнастика «Левая и правая» — песенка про две руки, обучаем малыша в непроизвольной форме понятиям «левая» и «правая»,
  30. разминка «Чашка» — сложная песенка, деткам нужно показывать пальчиками чашку и чайник,
  31. гимнастика «Маленькая Катя» — песенка Железновых о девочке Кате и о ее помощниках,
  32. разминка «Утята» — аналог английской песенки про утят, которые уплывали от мамочки утки и по очереди не возвращались, а потом вернулись все вместе,
  33. гимнастика «Ракушки» — морская песенка про пропадающих под волной ракушек,
  34. разминка «Шарик» — песенка про озорного шарика, который летал и садился то на головку, то на носик садился, а потом вдруг лопнул,
  35. гимнастика «Зайка» — та же песенка про зайца с диска «Гав-гав и мяу», но теперь мы обыгрываем зайчика пальчиками, а не ручками,
  36. разминка «Мишка косолапый» — изображаем маленьких косолапых мишек — очень хорошая песенка,
  37. гимнастика «Мышь и часы» — аналог английской песенки про мышку, которая бегала смотреть, который час и падала с часов,
  38. разминка «Играем с бубном» — отрабатываем чувство ритма у малышей,
  39. гимнастика «Как котята» — изображаем котят — песенка исполняется в паре,
  40. разминка «Я еду» — прыгаем на надувном шаре, крутим бубен или колечко от пирамидки и изображаем, как едем на машине,
  41. гимнастика «Сороконожка» — песенка для группового использования, все встают друг за другом и изображают сороконожку,
  42. разминка «Соседи» — песенка Железновых тоже для группового использования — все садятся рядом с друг другом в круг и тихонечко толкают друг друга и щекочут — очень веселая игра.

Интересной покажется и веселая песенка «Краб». Это гимнастика, где изображается забавный краб.

Спросите малышей, как может выглядеть краб?

Если хорошо постараться, то краб может получиться из наших пальчиков. Краб – необычное животное, и дети их очень любят изображать. Песенка «Краб» может отлично применяться как гимнастика для малышей детского сада.

Скачать музыку, которую предлагает Екатерина Железнова, «Весёлые пальчики» можно здесь .

На сайте предлагается и зарядка. Е. Железнова сочинила ее специально для малышей.

Также можно предложить «Музыкальный букварь» Железновых.

Скачать его можно здесь

Есть еще увлекательная игра, которую предлагает Железнова «Наш автобус». Дети берут в ручки колеса и изображают движущийся автобус. Е.Железнова и автобус с песенкой очень нравятся малышам. Слушать песенку можно на сайте.

Кроме записи Е.Железнова ее «Музыка с мамой», где представлены песни для детей на видео, Екатерина и Сергей Железновы предлагают запись «Веселая логоритмика». Смотреть, скачать и слушать это видео можно на сайте.

«Веселая логоритмика» в серии Екатерина Железнова ее «Музыка с мамой» представляет собой короткие песенки и инсценировки, которые необходимо петь по слогам. На диске «Веселая логоритмика» представлены любые слоги, особенно те, которые вызывают затруднения в детей. Если вам понравилась «Веселая логоритмика», занимайтесь с детьми каждый день. «Веселая логоритмика» позволит развить четкость произнесения звуков, улучшит артикуляцию малыша. «Веселая логоритмика» может быть рекомендована и детям до года, и тем малышам, которые испытывают затруднения в говорении. «Веселая логоритмика» — это прекрасные занятия под музыку без логопеда.

Скачать диск с логоритмикой бесплатно можно здесь

Екатерина и Сергей Железновы предлагают песенки-шумелки и видео «Погремушка». «Шумелки» и «Погремушка» не случайные игрушки для детей. «Шумелки» и «Погремушка» развивают чувство ритма, музыкальный слух. Песенками «Шумелки» и «Погремушка», которые дают Екатерина и Сергей Железновы для малышей, способствуют совершенствованию чувства ритма. Песенки «Шумелки» и «Погремушка» очень нравится детям. Погремушка и шумелки – любимые игрушки маленьких детей. Скачать и слушать «Шумелки» и «Погремушка» можно на сайте.

Также малышам предлагаются из серии сказки в серии «Музыка с мамой» Е.Железновой. Сказки созданы специально для малышей. Эти сказки и инсценировки не занимают много времени, но будут очень полезны детям. Слушать онлайн, смотреть и скачать сказки Е.Железнова «Музыка с мамой» можно на сайте. Сказки под музыку развивают воображение, фантазию.

Какие же сказки предлагают Железновы?

Все эти сказки взяты из фольклора и хорошо знакомы ребятам, но дополняются новыми деталями и музыкальным сопровождением.

Интересной для малышей может быть песенка «Где же наши ручки?», которая помогает детям выучить части тела и развивает музыкальный слух.

Пальчиковые игры «Где же наши ручки?» исполняется под медленную музыку, чтобы дети успели понять ее смысл. В процессе игры дети показывают наши ручки, ушки, щечки и т.д. Ребята вытягивают «наши ручки» вперед, разводят «наши ручки» в стороны, затем используют «наши ручки», чтобы показать другие части тела. Игра на видео «Где же наши ручки?» может успешно применяться в детском саду. Скачать, смотреть и слушать видео уроки можно на сайте.

Источники:

Тексты детских песен

https://ale07.ru/music/notes/song/book/zdravstvui_malysh.htm

Колыбельные песни для малышей

https://infourok.ru/vliyanie-kolibelnoy-pesni-na-rechevoe-razvitie-malishey-520833.html

Песни для развития речи

http://steshka.ru/pesni-zheleznovoj