Питание и развитие ребенка до года

Питание и развитие ребенка до года

Выбираем ползунки для новорожденного Когда малыш начинает познавать этот мир самостоятельно, ничто не должно омрачить ему это занятие. Один из способов – это движение. Сначала ребенок передвигается ползком. Чтобы нежная кожа на его коленках...

Уход за новорожденным: как правильно ухаживать за малышом после роддома

Когда в доме появляется новорожденный ребенок, начинается новая жизнь, которая связана с регулярными кормлениями и уходом за крохой. Многие молодые мамы, не зная, как правильно ухаживать за своим малышом, боятся проводить ему гигиенические процедуры,...

Детская аллергия: как подобрать врача-аллерголога

Мамы, внимательно относящиеся к здоровью своих малышей, знают, что некоторые проявления, как насморк, слезотечение, частое чихание, покраснение кожи, могут быть признаками аллергии. В этом случае необходимо быстро проконсультироваться с врачом, чтобы выявить раздражители, на...

Самые распространенные мифы о здоровье и лечении детских молочных зубов

Многие мамы ошибочно полагают, что первые зубы малыша не требуют тщательного ухода, а поход к стоматологу необязателен, ведь на месте молочных скоро вырастут коренные и уж тогда… Но от того, своевременно ли появляются зубы,...

Интересные школьные экскурсии

Школа — это не только уроки и каникулы, это еще и интересные школьные экскурсии, которые организуют учителя совместно с родителями для своих детей. Поездки с одноклассниками всегда превращаются в захватывающее приключение, где школьники узнают...

Как не потерять в себе женщину, находясь в декрете?

Каждая мама, находящаяся в декретном отпуске по уходу за ребенком, обязательно согласится с тем, что на себя времени постоянно не хватает. Оно и понятно. Во-первых, столько всего нужно сделать. Помимо того, что малыш нуждается...

Spin Master пополнила ассортимент мягкими игрушками Gund и расширила другие серии

В 2018 году американская компания по производству мягких игрушек Gund, больше всего прославившаяся своими плюшевыми медведями, празднует 120-летие. Недавно стало известно, что дальнейшая история этого знаменитого бренда будет развиваться под крылом канадского магната Spin...

Воспитание детей с умственными и физическими недостатками

Наличие у детей умственных или физических недостатков либо хронических заболеваний можно сравнить с непредвиденным путешествием для всей семьи. Этот путь круче, указателей на нем меньше, а направление определять труднее, чем в семье со здоровыми...

Copyright @ 2009-2015 Ребенок о года Использование материалов разрешается только при наличии прямой текстовой гиперссылки на используемую статью сайта.

За содержание рекламных объявлений администрация сайта ответственности не несет

ВСЕ АВТОРСКИЕ ПРАВА НА ФОТОГРАФИИ И МАТЕРИАЛЫ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ ЗАКОННЫМ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯМ. ЕСЛИ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО ВАШИ ПРАВА НАРУШАЮТСЯ НА САЙТЕ, ТО ПРОСЬБА СООБЩИТЬ НАМ ОБ ЭТОМ ЧЕРЕЗ ФОРМУ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

Развитие и питание ребенка от 0 до 3 лет

Наконец ваш долгожданный малыш родился, и ваш дом озарился светом, наполнился криком и плачем, но при этом безмерным счастьем и радостью. Ваша жизнь кардинально меняется. Теперь не вы главный человек в доме, а ваш малыш. Сразу стоит предупредить, что все то, что было запланировано заранее, будет меняться и подстраиваться под конкретно возникающие ситуации.

Для того, чтобы вам было проще находить ответы на некоторые интересующие вопросы, а также, чтобы каждый визит к педиатру не превращался в экзамен, ниже будут приведены примерное описание, а также питание для вашего малыша, начиная от 0 и до 3 лет.

Развитие ребенка от 0 до 1 года

Первый год для малыша считается особо критическим, но и самым важным. Всего за каких-то двенадцать месяцев ваш малыш учиться держать голову, сидеть, переворачиваться, хватать и удерживать предметы. В этот период он учится улыбаться, смеяться, говорить и в завершение делает свои первые шаги. В общем, он учится жить самостоятельно.

С первых дней жизни ваш ребенок учится определять эмоциональное состояние окружающего его мира.

Приведенные ниже примеры развития являются ориентировочными, ведь каждый даже маленький человечек индивидуален с первых часов жизни. Поэтому взрослым следует быть очень аккуратными и осторожными при выборе интонации не только, когда вы занимаетесь ребенком, но и между собой. Не понимая значения слов, малыш прекрасно чувствует, что ощущают взрослые. В этот период у малыша закладывается доверительное отношение ко всему миру.

Физическое и психологическое развитие ребенка в первый месяц жизни.

Ребенок учится фиксировать свой взгляд на лица окружающих, а также на ярких предметах. Он уже улыбается своим близким своей беззубой улыбкой. В положении лежа на животе, пытается приподнять голову, а также повернуть ее в сторону доносящихся звуков.

В этот период он признает практически только маму, так как он узнает ее запах, стук сердца и ее голос. Именно через нее он начинает познавать мир.

Второй месяц. У него затормаживаются некоторые движения. Однако уже с этого времени он резво реагирует на попытки разговор с ним. Может спокойно лежать и рассматривать движущиеся перед ним предметы, при этом он уже в состоянии передвигать свой взгляд за ними.

Ребенок пытается управлять своими руками и ногами, но у него это плохо еще получается, поэтому движения больше напоминают хаотичное движение.

Третий месяц. У ребенка получается на несколько минут удерживать голову. К концу месяца он держит ее уже уверенно. Старается отталкиваться ногами, в положении, когда взрослый поддерживает малыша под мышки.

Он уже достаточно эмоционально реагирует не только на голоса своих близких, но и когда он находится в прекрасном расположении духа. Он проявляет это в виде издаваемых им звуков. Умеет смеяться в полный голос. Во время кормления уверенно пытается ручками поддерживать мамину грудь или бутылочку.

Четвертый месяц развития. В этот период ребенок абсолютно все видит и слышит. Его зрение уже почти напоминает полноценное зрение взрослого человека. Имеет способность различать основные цвета. Точно знает, кому принадлежит голос.

В этот период родителям следует быть предельно внимательными. Если раньше вы могли спокойно оставить вашего малыша на просторной поверхности, например на кровати. То, начиная с этого момента, ребенок может спокойно переворачиваться с живота на спинку и так далее. Именно в четыре месяца ребенок пытается сесть самостоятельно.

Пятый месяц. Хорошо развиты хватательные рефлексы. Спокойно удерживает в руках небольшой предмет. Именно в этот период ребенок рефлекторно развивает мелку и крупную моторику пальцев, путем перехвата, интересующего его предмета из рук взрослого человека. Уверенно держится в вертикальном положении.

Этот возраст считается началом развития речи ребенка. Он больше практикуется в произношении простых гласных. Часто родители радуются, когда в этот момент ребенок произносит мама или папа. Правда делает он это неосознанно, не понимая значения слов.

Шестой месяц развития. Продолжается развитие речи ребенка, он начинает произносить первые слоги. Уверенно ест с ложки, а также пытается ползать, переставляя при этом свои ручки. Он уверенно сидит, окруженный подушками.

Седьмой месяц. Активно развивается умственная деятельность малыша. При постоянных занятиях, может указать глазами или дотянуться до предмета после вопроса где. Малыш начинает уверенно ползать. Очень быстро развивается опорно-двигательная система ребенка.

Восьмой месяц. Практически самостоятельный малыш, который сам садится и ложится, а опираясь даже встает. При этом с удовольствием повторяет слоги, умеет выполнять некоторые просьбы, в виде, дай ручки или покажи их. Любимой игрой становится игра «ладушки».

Девятый и десятый месяцы. В этот период малыш делает первые попытки ходить самостоятельно. Не редки случаи, когда именно в этот момент дети начинают ходить, правда до первого сильного падения. Потом они становятся более осторожными.

Одиннадцатый и двенадцатый месяцы развития. Ребенок уверенно играет самостоятельно с разными предметами. Говорит первые осознанные слоги с лова, которые означают определенные предметы.

Развитие ребенка от 1 года и до 2 лет

В этот период у ребенка должны быть развиты такие качества как:

Существует множество различных пособий для этого. Однако никто не отменял простых игр с помощью рук, прибауток и так далее, на которых выросло ни одно поколение детей.

Что должен уметь ребенок в этот период жизни

Речь: малыш произносит простые слова, а также может назвать всех членов семьи по именам. В этот период начинайте разучивать с ребенком простые четверостишия, и неважно будет ли у него это хорошо получаться.

Познавательный интерес и мышление: маленький человечек становится маленьким исследователем. Он пытается разобрать простые вещи, чтобы рассмотреть их изнутри. Давайте ребенку играть с кубиками, показывая простые пирамидки и фигуры, которые из них можно сделать. Ребенок активно изучает строение своего тела и лица. Помогите ему в этом, а именно распознавать, где находится рот, нос, ушки и так далее.

Простые навыки: Ваш малыш должен проситься на горшок. Понимать и выполнять простые просьбы взрослых. Уметь использовать мяч по назначению, пинать по нему ногой и делать попытки его кидать. Он уже умеет уверенно пить с чашечки, самостоятельно. А также делать попытки есть самому.

Родители будьте внимательны, ведь именно в этот период ребенок начинает интересоваться, что же скрыто от его глаз в шкафчиках. Будьте уверены, он их откроет.

Развитие ребенка от 2 до 3 лет

В два года практически любой малыш думает, что взрослые знают, о чем он думает. Это проходит к трем годам, когда он более широко начинает понимать окружающий его мир.

В этот период ребенок вполне самостоятельно справляется с простыми навыками. Но этот период особо важен для любого взрослого человека, ведь именно в этот период обостряются, развиваются эмоциональные ощущения. В этот период маленький человечек впервые попадает в социальную среду, будь то детский сад или игры с другими малышами во дворе.

Психика ребенка в этот момент очень неустойчива, она только формируется. Эмоции переполняют его и ему очень тяжело с этим справится. Часто в этот период между карапузами случаются конфликты, которые быстро проходят.

В этот период особо важно внимательное и очень тактичное отношение к ребенку со стороны взрослых. Так как малыши не в состоянии адекватно оценить происходящее, то сказанные взрослыми слова могут его больно ранить. И не всегда ребенок может показать свое неудовольствие или растерянность.

Милые родители, не считайте переживания вашего малыша пустяками даже, если у вас нет времени разбираться, как вам кажется в мелочах.

Лишь к трем годам у малыша начинает развиваться собственное эго. В этот период ребенок начинает осознавать, что не все думают, так как он.

Питание малышей от 0 до 3 лет

Наравне с физическим и умственным развитием ребенка немаловажным является и питание. Правильно составленное и сбалансированное питание станет основой формирования всего желудочно-кишечного тракта и во взрослой жизни. Если микрофлора кишечника в нормальном состоянии, то и иммунитет человека тоже на высоком уровне.

В первые месяцы жизни малыша вплоть до первого прикорма желательно давать малышу только грудное молоко. Но многие женщины отказывают себе в этом удовольствии (грудь потеряет свою форму и так далее). Но есть случаи, когда нет возможности кормить младенца грудью по показаниям врача или из-за физиологической структуры организма женщины (отсутствие лактации).

Первый прикорм является важным моментом. Однако, когда именно вводить прикорм каждому малышу решает педиатр. Все зависит от физиологического развития ребенка. Начиная с трех или четырех месячного возраста можно начинать давать соки, затем фруктовые пюре и каши.

В этот период также продолжайте вводить новые блюда в рацион малыша. Однако пища должна иметь пюре образную, перемолотую или жидкую консистенцию. Акцент следует делать на разнообразие в рационе. Не забывайте про молочную продукцию. Это является основным компонентом питания.

Следующим важным моментом является сам режим питания. Желательно кормить ребенка пять раз в день, при этом в одно и то же время. Ежедневное меню малыша в обязательном порядке включает в себя нежирные сорта мяса. Красное мясо отлично поднимает и удерживает гемоглобин в крови.

В этот период у ребенка вырастают практически все зубки. Это означает, что важным моментом становится развитие жевательного рефлекса (сосательный рефлекс со временем проходит). По причине того, что со всем организмом растет и желудок ребенка, то порции пищи увеличиваются. Нормой считается порция примерно в один граненый стакан (200 г). Но, здесь следует учитывать индивидуальные особенности малыша. Кто-то есть за двоих, а кто-то как маленькая птичка или мышка.

Постепенно снижайте количество молока в чистом виде. Теперь ребенку достаточно 600 мл молока или кисломолочной продукции (кефир, варенец, ряженка) в день.

Сбалансированным питанием считается такое питание, когда молочные продукты занимают 40% от всей пищи в день.

  • Мясо, бобовые, яйца и рыба – 7%.
  • Макаронные изделия, хлебобулочные изделия, а также крупы – 15%.
  • Овощи, фрукты – 35%.
  • сахар, жир, в том числе масло – 3%.
  • Правильно составленное меню залог здоровья вашего малыша.

    Рацион питания ребенка до года

    П ервый год жизни ребенка является самым важным. В этот период ребенок развивается стремительнее, чем в какой-либо другой. За несколько месяцев жизни, малыш увеличивает свой превоначальный вес аж вдвое. А к концу первого года и втрое. За этот короткий период ребенок осваивает с нуля все то, что делают взрослые. Он учится играть, сидеть, произносить звуки, ползать, ходить, жевать и многое другое. Безусловно, правильный сбалансированный рацион питания ребенка до 1 года, станет залогом полноценного развития.

    В этом разделе вы сможете подробнее узнать о грудном вскармливании и правилах введения новых продуктов в питание детей до 1 года, а также о том, как составить меню ребенка до года по месяцам.

    Мясо в прикорме грудничка

    К ак начать кормить грудничка мясом? С какого сорта начать прикорм, и какими должны быть порции? Ответы на эти вопросы, а также ценная информация о пользе мяса для ребенка собраны в одной статье. После прочтения вы будете наверняка знать, как приготовить мясное блюдо для малыша и как его подавать. . >>

    Каких витаминов может не хватать грудному ребенку?

    П отребность в витаминах у грудных детей может быть почти удовлетворена при использовании достаточного количества женского молока. Однако следует помнить, что запас жирорастворимых витаминов у плода накапливается только в самые последние месяцы беременности. Это значит, что у недоношенного ребенка необходимость их дополнительного введения может наступить раньше, чем у доношенного. . >>

    Преимущества (польза) кормления грудью для детей и матерей

    Д ети, находящиеся на грудном вскармливании имеют ряд преимуществ. Это отражается на развитии внутренних органов детей до года. Мамочки кормящие грудью своих детей также получают пользу от грудного вскармливания. >>

    Нужно ли сцеживать молоко после кормления

    Проблема сцеживания грудного молока стара как мир. Существуют сторонники и противники этого. Если у матери хорошая лактация и она понимает потребности своего ребенка, то сцеживаться нужно только на первом месяце жизни. >>

    Пищевая аллергия у детей до года

    Большую роль в развитии аллергии играет наследственность. Однако, если правильно питаться и не злоупотреблять аллергезирующими продуктами, то можно снизить риск возникновения аллергии. >>

    Козье молоко детям до года

    Стоит ли использовать в питании детей первого года жизни козье молоко и каковы отличия между козьим и коровьим молоком. >>

    Меню для детей до года

    О сновой меню ребенка до года является грудное молоко. Но на определенном этапе, детям становится недостаточно питательных свойств материнского молока или смеси. Тогда начинается пора овощных, фруктовых, мясных прикормов и каш. Каждый месяц меню грудных детей пополняется новыми продуктами и блюдами.

    Прикорм грудных детей

    Прикорм необходим детям для получения дополнительных питательных веществ, минералов и витаминов. Как правильно вводить первый прикорм, в каком возрасте и в каких количествах. >>

    Меню ребенка 7 месяцев

    К 7-ми месяцам жизни в ежедневном рационе ребенка должны присутствовать овощные и фруктовые пюре или же каши. К этому моменту малыш становится активнее и подвижнее. Его пищеварительная система совершенствуется и наступает пора вводить белковые продукты в меню . >>

    Питание и меню ребенка 8 месяцев

    Вводим новые продукты в рацион питания детей 8-9 месяцев. Составляем примерное меню. >>

    Как научить ребенка самостоятельно есть ложкой

    Когда малыш начинает самостоятельно кушать, он делает большой скачок в своем развитии. С какого же возраста начинать обучение? Специалисты считают, что 10 месяцев – идеальное время для этого занятия, но если малыш не проявляет никакого интереса к ложке, то не нужно настаивать, нужно немного подождать, когда он сам захочет зачерпывать еду ложкой без маминой помощи. >>

    Меню ребенка после года до 1,5 лет

    Начиная с 1 года, основой меню ребенка, являются уже не грудное молоко и молочные продукты, а та пища, которая более приближена к взрослому столу. >>

    Питание детей до года отличаетcя от питания детей после года.

    Грудное вскармливание. Самой лучшей пищей для ребенка грудного возраста является грудное молоко матери. Это молоко идеально приспособлено к особенностям пищеварения и обмену веществ ребенка первых месяцев жизни. Оно содержит практически все необходимые для правильного роста и развития ребенка вещества. Для обеспечения достаточной лактации имеют большое значение правильное и регулярное прикладывание ребенка к груди матери, а также полное опорожнение молочной железы. Поэтому после каждого кормления ребенка необходимо сцеживать остатки молока, даже если в груди молока осталось мало. Очень важно для кормящей матери соблюдение определенного режима и правильного питания.

    Рацион питания кормящей матери ежедневно должен содержать мяса 180—200 г, молока 500 мл, творога 50 г, сыра 50 г, масла 50 г, 1 яйцо, овощей 500—600 г, фруктов 200 г, хлеба 400—500 г. Следует избегать употребления пряностей, экстрактивных веществ, что может придать неприятный привкус и запах грудному молоку. Употребление спиртных напитков исключается полностью. Кормящая женщина должна соблюдать правильный режим сна и отдыха, выполнять умеренную физическую нагрузку, обязательно бывать на свежем воздухе.

    Питание детей до года

    В первые 3—4 дня после рождения ребенок из молочной железы матери получает молозиво, затем переходное молоко, на 2—3-й неделе лактации грудное молоко становится зрелым и приобретает относительно постоянный состав. Молозиво по составу близко к тканям новорожденного, поэтому легко усваивается организмом; по сравнению со зрелым грудным молоком оно содержит большее количество белков, в основном представленных альбуминами и глобулинами. Казеиновая фракция в молозиве содержится в меньшем количестве, но в дальнейшем в зрелом молоке эти соотношения выравниваются, достигая 60:40. В 100 мл зрелого женского молока содержится в среднем 1,2 г белков, что почти в 3 раза меньше, чем в коровьем. Однако белки женского молока обладают высокой биологической ценностью, они богаты незаменимыми аминокислотами, представлены в основном мелкодисперсной фракцией, что облегчает их переваривание и всасывание и не вызывает напряжения в работе желудочно-кишечного тракта ребенка.

    В 100 мл женского молока в среднем содержится 3,5 г жира, в состав которого входят полиненасыщенные жирные кислоты. Жиры женского молока отличаются высокой степенью дисперсности, что облегчает процессы эмульгирования и обеспечивает полноценность их всасывания и усвоения организмом ребенка. Кроме того, высокий уровень утилизации жиров женского молока зависит от наличия в нем собственной липазы. Углеводы женского молока в основном представлены лактозой, которой в 100 мл молока содержится 6,5—7 г. Лактоза женского молока состоит главным образом из р-лактозы, которая способствует росту бифидобактерий и препятствует колонизации патогенной флоры кишечника. Содержание минеральных веществ в женском молоке ниже, чем в коровьем, однако качественный состав и соотношение их более благоприятные. Содержание кальция в женском молоке в 4 раза, а фосфора в 2 раза ниже, чем в коровьем. Однако кальций и фосфор в женском молоке находятся в хорошо усвояемой форме и в наиболее благоприятных соотношениях (2:1). В женском молоке по сравнению с коровьим в 2—3 раза больше солей железа; в достаточном количестве содержатся микроэлементы: медь, цинк, марганец и др., а также имеются витамины С, Е, А и др., содержание которых зависит от времени года, характера питания кормящей женщины, ее индивидуальных циркадных ритмов, состояния организма и т. д. В женском молоке присутствуют ферменты, которые в значительной степени облегчают переваривание и усвоение основных пищевых веществ. Женское молоко обладает мощными иммунными свойствами, содержит антитела против ряда заболеваний, иммуно-глобулины, клеточные элементы, а также бактериоста-тические вещества, в частности лизоцим и интерферон.

    Ребенок до года должен получать пищу в строго установленные часы. Режим кормления ребенка устанавливают в зависимости от его возраста и состояния здоровья. Здорового доношенного новорожденного впервые прикладывают к груди матери не позднее 6—12 ч после рождения, кормят 6—7 раз в сутки через каждые 3-3V2 ч (ночной перерыв 6Vi—7 ч). В первые двое суток новорожденный обычно высасывает из груди матери 10—20 мл молока в одно кормление, на 3—5-е сутки -30—50 мл, на 5—7-е сутки — 50—90 мл.

    Ориентировочное количество пищи, необходимое ребенку в первые дни жизни, рассчитывают, исходя из того, какой вес ребенка до года, по формуле:V= 2 % от массы тела при рождении х л, где V — объем пищи, необходимой ребенку в сутки, и п — день жизни ребенка. Например, ребенок 5 дней с массой тела при рождении 3500 г должен получать V = 70 г х 5, т. е. V = 350 мл молока в сутки. Следовательно, в каждое кормление (при 7-разовом кормлении) ребенок должен получить 50 мл молока.

    Суточное количество молока, необходимое ребенку старше 7—8 дней, должно составлять до 2 мес Vs массы тела ребенка, от 2 до 4 мес — И, от 4 до 6 мес -Vi и от 6 до 9 мес — V&. Количество молока на одно кормление высчитывают делением суточного объема пищи на число кормлений. Например, масса тела ребенка 3 мес составляет 5400 г. Количество необходимого молока в сутки составит Уб массы его тела, т. е. 900 мл. При 7-разовом кормлении ребенок в каадое кормление должен получить 130 мл. Тем не менее, такой способ расчета является лишь приблизительным и не обладает высокой точностью.

    В первые месяцы жизни ребенка целесообразнее пользоваться калорийным способом расчета питания, в соответствии с которым новорожденный в 1-й день жизни должен получить 30 ккал на 1 кг массы тела, на 3-й день — 50 ккал/кг, калорийность постепенно повышают, чтобы к 10-му дню жизни она составляла 120 ккал/кг. По достижении указанного уровня калорийности он сохраняется неизменным до истечения 5-го месяца жизни. При использовании данного способа расчета питания калорийность 100 мл грудного молока принимают за 70 ккал.

    С целью проверки достаточности высосанного молока регулярно проводят контрольные взвешивания. В неонатальном периоде ребенку требуется 6—7 кормлений в сутки, от 1 до 4 мес — 6 в сутки, от 4 мес до 1 года — 5 в сутки. Необходимое количество молока при грудном вскармливании ребенок должен высасывать за 15—20 мин.

    При назначении питания ребенку следует руководствоваться не только расчетом по объему пищи, но также учетом потребности ребенка в основных пищевых веществах на 1 кг массы тела (табл. 1).

    ‘Нормы потребности приведены в расчете на 1 кг массы тела. Потребность в белках дана при вскармливании грудным молоком или заменителями его с биологической ценностью (БЦ) белкового компонента более 80 %; при вскармливании молочными продуктами с БЦ менее 80 % указанные величины необходимо увеличить на 20—25 %.

    Для коррекции витаминного и минерального составов рациона с 1 месяца ребенку постепенно вводят фруктовые соки: вначале 0,5—1 чайную ложку (5 мл) в день, затем ежедневно увеличивают это количество и доводят к 2-месячному возрасту до 20—25 мл. Давать соки следует после еды, применение их перед едой может снизить аппетит, так как они содержат сахар. Из соков лучше использовать яблочный, черносмородиновый, абрикосовый, морковный, томатный (последние три — с 3-месячного возраста). Клубничный и земляничный соки на первом году жизни давать не следует, так как эти ягоды очень трудно промыть и, кроме того, они могут вызвать экссудативные проявления. Соки цитрусовых (апельсиновый, мандариновый, лимонный) следует давать с осторожностью, так как они у многих детей могут вызвать аллергические реакции. Соки цитрусовых обычно назначают детям старше 3— 4 мес. Не рекомендуется на первом году жизни виноградный сок, который нередко вызывает усиленное брожение в кишечнике. В питании детей можно использовать и готовые консервированные соки, выпускаемые промышленностью для детского питания. В консервированных соках содержатся минеральные вещества, витамины, органические кислоты и сахар. Соки бывают осветленные и неосветленные (с мякотью).

    Введение прикорма по месяцам

    С 1,5—2-месячного возраста можно ввести в рацион яблочное пюре (тертое яблоко). Его начинают давать с Vi— 1 чайной ложки, постепенно увеличивая количество пюре до объема фруктовых соков в рационе. К 10—12 мес количество яблочного пюре может быть увеличено до 100 г. Можно делать пюре и из других фруктов, имеющих нежную клетчатку (например, бананы и киви). Детям, страдающим запором, рекомендуется давать пюре из чернослива (2—4 чайные ложки в день в зависимости от возраста ребенка). В питании детей можно использовать консервированные фруктовые пюре, выпускаемые нашей промышленностью специально для детского питания, а также детские продукты зарубежного производства.

    С 3,5-месячного возраста в питание ребенка необходимо ввести творог (из молочной кухни). Начинают давать творог с 1 чайной ложки, постепенно увеличивая количество до 20 г в течение месяца, в дальнейшем количество творога увеличивают на 5 г каждый последующий месяц.

    Ребенку 4 месяца можно давать яичный желток, являющийся источником кальция, фосфора, железа и витаминов A, D, Ва, РР, а также содержащий легкоусвояемый ценный белок. Сваренный вкрутую желток лучше давать с кашами и овощным пюре. Сначала дают Vs— V* часть желтка (растертого с грудным молоком), а с 5 мес — Vi часть в день.

    С 4,5—5-месячного возраста вводят первый прикорм в виде овощного пюре (капуста белокочанная, морковь, картофель и т. д.). Детям с гипотрофией, анемией, рахитом, экссудативным диатезом овощное пюре в качестве прикорма вводят на 2—4 нед раньше, т. е. с 3,5—4 мес. Начинают давать овощное пюре с 1 чайной ложки и постепенно в течение 10—12 дней его количество доводят до 100—150 г. С введением прикорми ребенка переводят на 5-кратное кормление. Прикорм должен быть хорошо гомогенизирован и не должен вызывать затруднение при глотании. Постепенно ребенка необходимо переводить на более густую и плотную пищу. Дают овощное пюре в одно из грудных кормлений, лучше среди дня. Не рекомендуется начинать прикорм в жаркие дни и при заболевании ребенка, так как в этих случаях новая пища может плохо перевариваться и вызывать кишечные расстройства. К овощному пюре можно добавлять растительное масло, сливки в количестве 4—5 г и в дальнейшем мясо. Можно использовать и овощное пюре, выпускаемое промышленностью, но предварительно следует убедиться, что ребенок хорошо переносит все основные компоненты, входящие в его состав. Очень полезны и обладают хорошими вкусовыми качествами овощные пюре, приготовленные из нескольких видов овощей: картофель, капуста, морковь, кабачки и др. Консервированные пюре дают так же, как и приготовленные в домашних условиях: начинают с 1—2 чайных ложек и постепенно доводят объем до 100—150 г. С 5,5—6-месячного возраста вводят второй прикорм в виде каши, сначала 5—8 % консистенции, затем 10 % (5,8 и 10 г крупы или муки на 100 мл воды соответственно). Предпочтение следует отдавать смешанным кашам, которые готовят из муки различных групп (овсяной, гречневой, рисовой). Каши готовят на цельном молоке или на овощном отваре с добавлением 5 % сахарного сиропа и 3 % сливочного масла.

    В возрасте 7 месяцев ребенку вводят мясной бульон, богатый экстрактивными веществами, в количестве 30—50 мл, с сухариком из белого хлеба (2— 3 г) или корочкой черного хлеба.

    С 7,5—8 месяцев ребенку дают хорошо (дважды) провернутый говяжий или свиной фарш (10—20 г). В этом же возрасте третье кормление заменяют цельным (коровьим) молоком или кефиром (третий прикорм), которые можно давать с сухариком или печеньем. Режим кормления в этом возрасте целесообразно построить следующим образом: в 6 ч утра — грудное молоко, в 10 ч (завтрак) — 8—10 % молочная каша (180 г) с Vi яичного желтка, 50 г яблочного пюре, в 14 ч (обед) — 50 г мясного бульона с сухариком (3 г), 150 г овощного пюре, 20 г мясного фарша, 50 г фруктового сока, в 18 ч — кефир или цельное молоко (160 г), 40 г творога, 10 г печенья, в 22 ч — грудное молоко.

    Ребенку в 10 месячном возрасте мясной фарш можно заменить фрикадельками, а затем паровыми котлетами. Можно использовать мясные консервы, выпускаемые промышленностью. В этом же возрасте можно ввести в рацион ребенка рыбу нежирных сортов (судак, треска и др.) и курятину. Рыбу дают вместо мяса в виде фарша на обед с овощным пюре. При наличии аллергических реакций рыбу и куриный фарш давать не рекомендуется. К году грудное кормление заканчивают. К этому времени ребенок получает разнообразную пищу с достаточным количеством пищевых веществ. Не рекомендуется отнимать ребенка от груди в летнее время, во время болезни и при проведении профилактических прививок. Отнимать ребенка от груди надо постепенно: сначала заменяют утреннее грудное кормление кефиром или цельным молоком, через 5—7 дней вечернее кормление заменяют кефиром или цельным молоком. На протяжении первого года жизни ежемесячно (а при необходимости и чаще) следует производить ориентировочный подсчет состава суточного рациона ребенка для проведения необходимой коррекции основных пищевых веществ. При расчете питания следует пользоваться «Таблицами химического состава пищевых продуктов» (под ред. А. А. Покровского. М., 1976).

    Оценку полноценности питания проводят по многим параметрам, из которых особую важность прежде всего имеют клинико-физиологические данные: вес ребенка до года, рост ребенка, состояние кожных покровов, тургор тканей, характер стула, психомоторное развитие, процессы кроветворения.

    Смешанное и искусственное вскармливание

    При недостаточном количестве грудного молока нередко ребенка приходится переводить на смешанное или искусственное вскармливание, для чего используют донорское или коровье молоко, которое соответствующим образом изменяют (адаптируют). Донорское молоко можно употреблять только после пастеризации. Коровье молоко в настоящее время используется для приготовления различных смесей. На сегодняшний день так называемые простые молочные смеси, к которым относятся различные разведения коровьего молока (Б- и В-смеси), практически не используют; они представляют скорее исторический интерес. Ранее для их приготовления использовали отвары различных круп (овсяной, гречневой, рисовой); в Б-смесях соотношение отваров к молоку составляло 1:1, а в В-смесях — 1:3. Тем не менее, до сих пор выпускаются сухие молочные смеси «Крепыш» и «Здоровье» аналогичного состава. По своему составу они значительно отличаются от женского молока. В этих продуктах белковый компонент в основном представлен казеиновой фракцией. Кроме того, имеется дефицит отдельных аминокислот, очень важных для растущего организма, снижено содержание жира и нарушен жирно-кислотный спектр, отмечается недостаток полиненасыщенных жирных кислот, имеется избыток углеводов, что может привести к нарушению обмена веществ. Смеси не сбалансированы по витаминному и минеральному составу. Все перечисленные недостатки свидетельствуют о неадекватности названных продуктов для обеспечения полноценного питания ребенка.

    В настоящее время имеется определенный выбор адаптированных смесей нового поколения, максимально приближенных по составу к грудному молоку

    Некоторые из них производятся в нашей стране, но большая часть закупается за рубежом.

    Кисломолочные детские смеси

    Очень полезными продуктами для вскармливания детей раннего возраста являются кисломолочные (ацидофильные) детскиесмеси. Они приготавливаются из молока путем заквашивания его молочно-кислыми микроорганизмами. В процессе приготовления этих продуктов в них накапливаются молочная кислота и ферменты, которые стимулируют секрецию желудочного сока, нежно створаживают белки молока и тем самым облегчают и улучшают процессы пищеварения. Очень ценным свойством кисломолочных продуктов является их способность уменьшать брожение в кишечнике, подавлять и вытеснять патогенную микрофлору.

    Кефир в питании детей до года

    В нашей стране из кисломолочных продуктов наибольшее признание и распространение получил кефир. Он медленнее и равномернее, чем несквашенное молоко, покидает желудок и тем самым создает благоприятные условия для пищеварения. Содержащаяся в кефире молочная кислота гидролизует жир и обеспечивает более нежное створаживание молочного белка. Присутствующие в кефире дрожжи обеспечивают образование в нем витамина А и некоторых витаминов группы В, а также ферментов, участвующих в расщеплении углеводов. Тем не менее, состав кефира в значительной мере отличается от состава женского молока. В нем много белка, имеется дефицит полиненасыщенных жирных кислот, отмечается недостаток витаминов, не сбалансировано соотношение основных минеральных солей. Следует помнить, что кефир является продуктом прикорма (третий прикорм). Поэтому в первом полугодии жизни кефир может использоваться только для коррекции рациона питания (белкового компонента) либо в лечебных целях. Из кисломолочных продуктов в первые месяцы жизни показано использование ацидофильной смеси «Малютка», которая адаптирована, т. е. по составу приближена к женскому молоку.

    Адаптированные детские смеси

    В настоящее время в нашей стране и за рубежом не прекращаются исследования по созданию оптимальных молочных детских смесей, приближенных по составу к женскому молоку, так называемых заменителей грудного молока, или адаптированных молочных смесей. Благодаря составу и специальной технологической обработке эти продукты адаптированы к особенностям пищеварения и обмена веществ детей грудного возраста. К указанным смесям, выпускаемым нашей промышленностью, относятся «Детолакт», «Малютка» и «Малыш». В этих смесях содержание основных пищевых веществ приближено к составу женского молока. «Детолакт» — это отечественный продукт, созданный на основе всемирно известной смеси «Симилак». Смесь «Малютка» предназначена для вскармливания детей первых двух месяцев жизни, а «Малыш» — для детей старше 2 мес. Благодаря специальной технологической обработке (гомогенизация, вакуумная сушка распылением), добавлению растительного масла, сливок, жиро-и водорастворимых витаминов (A, D, Е, С, РР, Вб), глицерофосфата железа, а также введению в смесь «Малютка» лимоннокислых солей натрия и калия, а в смесь«Малыш» — муки эти смеси адаптированы к физиологическим потребностям и особенностям пищеварения детей грудного возраста.

    Докорм при смешанном вскармливании

    При смешанном вскармливании докорм дают или в виде самостоятельного кормления, или как дополнение к кормлению грудью. Докорм следует вводить постепенно и давать после кормления грудью. В зависимости от количества молока у матери докорм назначают или ко всем кормлениям грудью, или к нескольким из них. Надо стремиться к регулярному прикладыванию ребенка к груди, что способствует усилению лактации. Когда ребенок привыкнет к новой пище, а также при необходимости докорм можно давать в виде самостоятельного кормления, чередуя с грудным молоком. Важно сохранить не менее 3 грудных кормлений, так как при редком прикладывании к груди лактация быстро угасает.

    Очень важно при смешанном вскармливании правильно определить недостающий объем пищи, для чего необходимо учесть количество молока, получаемого из груди матери. Для этого ребенка взвешивают до и после кормления грудью. Недостаточный объем пищи дополняют введением докорма. Докорм лучше давать с ложечки. Если докорм приходится давать из соски, надо выбирать соску из упругой резины, чтобы она была не очень длинной и чтобы в ней было не одно, а несколько маленьких отверстий. Выбор пищи для докорма прежде всего зависит от возраста ребенка, его состояния и индивидуальных особенностей. Если ребенка приходится докармливать в первые 2 мес жизни, то лучше давать донорское молоко. Если донорского молока нет, то можно использовать адаптированные молочные смеси.

    Очень полезными продуктами для вскармливания детей раннего возраста являются кисломолочные (ацидофильные) детски есмеси. Они приготавливаются из молока путем заквашивания его молочно-кислыми микроорганизмами. В процессе приготовления этих продуктов в них накапливаются молочная кислота и ферменты, которые стимулируют секрецию желудочного сока, нежно створаживают белки молока и тем самым облегчают и улучшают процессы пищеварения. Очень ценным свойством кисломолочных продуктов является их способность уменьшать брожение в кишечнике, подавлять и вытеснять патогенную микрофлору.

    Искусственное вскармливание осуществлять тяжелее, чем естественное, поэтому очень важно при этом правильно выбрать смесь, необходимую для ребенка, вводить ее постепенно и очень осторожно. Лучше для этих целей использовать адаптированные смеси или кисломолочные продукты. В связи с тем что усвояемость молочных смесей ниже, чем грудного молока, потребность в белках при смешанном и искусственном вскармливании выше.

    Соки, фруктовое пюре, творог, яичный желток при смешанном и искусственном вскармливании назначают несколько раньше, чем при вскармливании грудным молоком. Первый прикорм в виде овощного пюре и второй — в виде каши назначают на месяц раньше (табл.10). При этом следует помнить, что пища из овощей и круп в желудке задерживается дольше, чем молоко. Поэтому детей, находящихся на смешанном и искусственном вскармливании, переводят на 5-разовое кормление раньше — с 4—4,5 мес.

    Развитие ребенка до года по месяцам

    Выбери возраст малыша:

    Развитие ребенка в 1 месяц

    Развите ребенка в 2 месяца

    Развите ребенка в 3 месяца

    Развите ребенка в 4 месяца

    Развите ребенка в 5 месяцев

    Развите ребенка в 6 месяцев

    Развите ребенка в 7 месяцев

    Развите ребенка в 8 месяцев

    Развите ребенка в 9 месяцев

    Развите ребенка в 10 месяцев

    Развите ребенка в 11 месяцев

    Развите ребенка в 12 месяцев

    Развитие ребенка до года — это инвестиции в его будущее.

    Хотите удивить родственников и знакомых, пришедших на первый юбилей малыша, успехами именинника? Тогда по-прежнему предлагайте ребенку несложные, но очень полезные занятия, которые помогут ему стать чуть вдумчивее и расторопнее своих сверстников.

    Развитие ребенка. 6 месяцев

    На обычный фонарь прикрепите цветную пленку, включите его и медленно водите им из стороны в сторону. Ваши действия обязательно привлекут внимание малыша, он начнет наблюдать за перемещением цветных пятен и научится концентрировать внимание.

    Рассматривая картинки, обращайте внимание ребенка на изображение животных, «разговаривайте» их голосами, просите малыша повторять за вами.

    В это время обратите внимание на развитие речи и слуха. Сделайте из маленьких пластиковых баночек музыкальные инструменты, наполнив их рисом, песком, пуговицами. Исполните нехитрую мелодию и научите малыша пользоваться получившимися приспособлениями. Предложите ребенку послушать аудиосказку. Обратите внимание на то, как долго продлится интерес маленького к рассказу.

    Развитие ребенка. 7 месяцев

    В этом возрасте постарайтесь научить малыша пользоваться ложкой, брать рукой бутылочку или соску. Наполните несколько тазиков песком, фасолью, мелкими мягкими игрушками. Поддерживая ребенка, дайте ему возможность попрыгать в этих тазиках под музыку. Дополните занятие массажем ладошек и стоп.

    Для чтения выбирайте толстые картонные книги с яркими иллюстрациями. Просите малыша найти на картинках мелкие детали: пуговицы, снежинки, листья.

    Предложите ребенку порисовать пальчиковыми красками на больших листах бумаги.

    Развитие ребенка. 8 месяцев

    Сделав окружающий мир маленького исследователя безопасным, играйте с малышом в мяч, помогайте ему переползать с подушки на подушку.

    Время от времени предлагайте ребенку рисовать красками и карандашами, играть с водой или песком. Не забывайте про развитие речи и слуха, используйте музыкальные инструменты: дудочку, барабан, металлофон. Изучайте кубики со слогами и картинками.

    Развитие ребенка. 9 месяцев

    Научите малыша закатывать мяч «в ворота», то есть в большую или маленькую коробку.

    Нарисуйте на картоне ботинок и проделайте в нем большие дырки. Помогите ребенку продернуть шнур или ленту.

    Вместе слушайте аудиокассеты и отмечайте, какая музыка или сказка нравится малышу больше всего.

    Помогите ребенку преодолеть полосу препятствий: положите перед ним подушку, поставьте тазик с водой или пшеном, лист ватмана и пальчиковые краски.

    Развитие ребенка. 10 месяцев

    Придумайте веселую зарядку, которую вы будете делать под музыку. На прогулке обращайте внимание малыша на окружающий мир: называйте деревья, цветы, наблюдайте за движением облаков.

    На музыкальных занятиях предложите малышу самому выбрать песенку, сказку или классическую музыку.

    Дайте маленькому несколько книг, посмотрите, какую он предпочтет, и проанализируйте, почему именно она вызвала у ребенка интерес. Рассматривая семейные фотографии, просите малыша называть, кто на них изображен.

    Развитие ребенка. 11 месяцев

    Чтобы ребенок быстрее заговорил, запишите его собственную речь на пленку. Просите его излагать просьбы словами. Обязательно читайте и разучивайте стихи. Покажите малышу кукольное представление, сделав из перчаток и варежек простых, но симпатичных кукол. Во время спектакля задавайте ребенку вопросы, чтобы вовлечь его в процесс.

    Предложите маленькому художнику порисовать на листе ватмана ладошками и ступнями.

    Танцуйте с ребенком, обнимайте и кружите его — ваши прикосновения помогут ему расслабиться и развеселиться.

    Развитие ребенка. 12 месяцев

    Вместе нанизывайте пуговицы на нитки, а из подручных материалов делайте игрушки.

    Сходите с ребенком в музей. Покажите ему одну или две картины, проанализируйте его реакцию.

    Старайтесь придерживаться распорядка дня: перед сном читайте сказки или стишки, утром делайте веселую зарядку, днем просите помочь вам убрать в комнате или полить цветы из маленькой лейки.

    Развивайте мелкую моторику, делая аппликации из разных материалов: трав и сухих цветов, бархатной бумаги и фольги.

    Поскольку к году у малыша накопится достаточно его собственных фотографий, сделайте альбом и поведайте ребенку о том, как он рос и развивался. Научите его рассказывать о себе без помощи взрослых.

    Развитие ребенка до года происходит семимильными шагами. Используйте все возможности этого периода, не упустите шанс дать крохе все самое лучшее и необходимое.

    Питание ребенка от 1,5 до 3 лет, чем и как правильно кормить ребенка

    Переход грудничка на привычный рацион питания семьи осуществляется в несколько этапов:

    И постепенно, с полутора лет до 3 рацион детей меняется, медленно приближаясь к привычному общему столу. Важно самим родителям подать пример ребенку в культуре питания, поведению за столом, а также, по возможности, пересмотреть свой собственный привычный рацион питания в пользу более полезной и здоровой пищи, сбалансированного и правильного меню.

    К возрасту двух лет у ребенка должны прорезаться все 20 молочных зубов, что дает ребенку возможности полноценного откусывания, пережевывания и размельчения пищи. Жевание важно не только для того, чтобы непосредственно кусать и жевать пищу. Процесс жевания запускает выработку соляной кислоты и пепсина в соке желудка, смачивает пищевой комок слюной, запуская процесс частичного расщепления амилазой слюны углеводов. Это облегчает переваривание пищи.

    Самой главной задачей в это время является обучение ребенка жеванию и потреблению более плотной пищи, требующей тщательного пережевывания, т.е. пищи кусочками, а не перетертой и размолотой:

  • нужно постепенно заменять полужидкие и жидкие блюда на более плотные (за исключение первых блюд, они должны быть в рационе ребенка обязательно).
  • постепенно в питание вводятся каши из разваренных круп
  • запеканки из овощей или крупы, творога
  • кусочки мяса и тушеных овощей.
  • Если дети в этом возрасте не научатся употреблять плотные блюда, которые требуют активного жевания, в дальнейшем они будут отказываться или неохотно есть необходимые им фрукты и овощи, которые нужно кусать и жевать, а также мясо, которое также нужно кусать и тщательно прожевывать.

    Характеристика рациона питания детей от 1-3 лет

  • 1 завтрак: 15%
  • 2 завтрак: 10%
  • Обед: 40%
  • Полдник: 10%
  • Ужин: 25%
    • Завтрак: 25%
    • Обед: 35%
    • Полдник: 15%
    • Ужин: 25%.
    • Питание ребенка в 2-3 года

      После полутора лет постепенно можно переходить на четырехразовое питание:

      При этом, на долю обеда должно приходиться не менее трети всего суточного рациона калорийности, это около 35%. Остальная калорийность распределяется между завтраком, полдником и ужином. Энергетическая суточная ценность продуктов должна достигнуть 1400-1500 ккал. Ребенок этого возраста должен получать за сутки:

    • Белков – не менее 60-70 г, при этом до 75% из них должны быть животного происхождения
    • Жиров — не менее 50-60 г, из них около 10 г растительных масел
    • Углеводов – не менее 220 г, из них большая часть должна отводиться сложным углеводам.
    • Крайне важным в этом возрасте должно стать соблюдение правильного режима питания, это будет очень значимым в любом возрасте, и особенно в этапе становления «взрослого» питания. Если строго соблюдается правильный режим питания, выдерживаются промежутки между основными приемами пищи, у детей будут постепенно вырабатываться пищевые условные рефлексы к данному времени.

      Это будет обеспечивать правильную и слаженную работу всего пищеварительного тракта, начиная с ротовой полости, и заканчивая кишечником, где в свое время начнут отделяться пищеварительные соки к моменту поступления туда пищевых масс. Режим позволит максимально полно и правильно переваривать пищу и усваивать все ее компоненты.

      При нерегулярном питании или беспорядочных приемах пищи данные рефлексы быстро угасают, это приводит к снижению выработки пищеварительных соков, в итоге пища будет усваиваться не полностью. Пищевые остатки в толстом кишечнике будут гнить и бродить, что приведет к запорам, расстройствам стула и нарушению общего состояния. И это же приведет к тому, что дети постоянно будут плохо кушать, говоря о том, что они просто не хотят есть.

      Особенности питания в возрасте до 3 лет

      В раннем детском возрасте объем желудка небольшой, он освобождается от пищи примерно за 3-4 часа, пища, богатая белком и жирами может задерживаться до 4.5-5 часов. Именно исходя из этих данных строится четырехразовое питание для детей. При этом интервалы между кормлениями должны составлять примерно 3.5-4 часа. С возраста после полутора лет при нормальном (а тем более избыточном) весе ребенка, важно отучить его от ночных приемов пищи. Исключением будут только дети, все еще находящиеся на грудном вскармливании и засыпающие с грудью.

      Введение в ночное время какой-либо иной пищи, кроме грудного молока, может приводить к нарушениям процессов ночного сна, и будет создавать для самих родителей трудности в виде постоянной беготни с бутылочками и кружками.

      Вне зависимости от того, сколько раз ваш ребенок будет принимать пищу, нужно чтобы время ее приема было постоянным. В установленном режиме времени питания отклонения допустимы не более 15-20 минут. Это связано с особенностями формирования условных пищевых рефлексов с отделением пищеварительных соков.

      В промежутках между основными приемами пищи не стоит баловать ребенка калорийными продуктами и сладостями. Стоит убрать из перекусов такие блюда как булки и печенье, неразбавленные фруктовые соки и молочные продукты, конфеты и шоколад. Это будет приводить к снижению аппетита и может привести к тому, что во время очередного приема пищи ребенок просто не захочет есть приготовленные мясные овощные или крупяные блюда, необходимые для его питания.

      Что можно давать ребенку в 2-3 года

      Так же, как и в предыдущий период, после полутора лет питание ребенка должно быть разнообразным и полноценным. В него должны быть включены полезные продукты:

    • молоко и молочные продукты
    • мясные, рыбные и блюда из птицы
    • крупяные гарниры и каши
    • хлебобулочная продукция
    • овощи и фрукты
    • полезные сладости и десерты.
    • После полутора лет детям необходимо употреблять достаточное количество кисломолочных продуктов, а с двух лет можно постепенно вводить в рацион и цельное коровье молоко. Молочные продукты будут для ребенка источниками:

    • легко усваиваемого животного белка
    • кальция и фосфора, необходимых для роста скелета
    • животного жира и жирорастворимых витаминов, в частности витамина Д
    • полезной микробной флоры, которая стимулирует рост и развитие собственной, укрепляет иммунитет и стимулирует пищеварение.
    • Общее суточное количество молочной продукции в этом возрасте должно составлять не менее 500-600 мл, с учетом объема молока для приготовления блюд. В рационе детей ежедневно должны быть такие продукты как кефир или йогурт, биолакт. Несколько раз в неделю применимы такие продукты как творог и изделия из него, творожные изделия, сырки, неострые несоленые сорта сыра, сливки, сметана. Они могут употребляться как в цельном виде, так и используются для приготовления и заправки первых и вторых блюд.

      В возрасте до трех лет допустимо употребление:

    • 50-100 г творога жирностью от 5 до 11%
    • 5-10 г сливок жирностью 10-20%
    • 5-10 г сметаны жирностью 10-20%
    • йогурты, кефир или биолакт жирностью от 2.5 до 4%
    • после двух лет молоко жирностью от 2.5 до 3.2 %
    • Молочные продукты можно использовать для приготовления или заправки сырников, вареников, запеканок или десертов.

      Мясные продукты и птица

      В рационе питания детей до трех лет постепенно увеличивается количество мяса, к двум годам оно достигает 110 г, а к возрасту трех лет достигает 120 г. Для детского питания в этом возрасте применяют такие сорта мяса, как:

      Жирная свинина с салом, баранина и мясо диких животных в детском питании не используется, так как трудно переваривается, а мясо диких животных еще и опасно в плане заражения паразитами. Не менее полезными в питании детей будут и субпродукты, которые богаты животным белком и жирорастворимыми витаминами, особенно много в них витамина Д и А. При этом субпродукты имеют более нежную структуру волокон, при этом они быстрее и легче усваиваются организмом ребенка. Их таких продуктов детям дают:

      Мясные блюда готовят в виде рагу с кусочками мяса, паровых или духовых котлет, фарша, тушеного мяса мелкими кусочками. До трех лет стоит отказаться от колбасных изделий и разного рода мясных деликатесов. Все они пресыщены солью и специями, красителями и прочей пищевой химией, что совершенно не полезно ребенку. Если невозможно ограничить детей от мясных полуфабрикатов промышленного производства, раз в две недели можно позволить ребенку детские молочные сосиски, но изделия должны быть высокого качества.

      Полезными будут блюда из птицы – курицы, перепелки, индейки. А вот утиное и гусиное мясо в таком возрасте не дается, оно плохо усваивается и очень жирное для детей.

      К сожалению, сегодня на прилавках супермаркетов качество молочной продукции, свинины, кур не всегда соответствуют нормам, допустимым для детей. В России нет жесткого контроля и ограничений в использовании антибиотиков и гормонов роста при выращивании птицы и мяса, как в некоторых развитых странах, поэтому проверки Россельхознадзора регулярно выявляют те или иные нарушения производства мяса и птицы (см. В молоке, свинине, курице отечественного производства обнаружены антибиотики), что не прибавляет здоровья нашим детям.

      Куриные яйца будут являться одними из основных источников белка для ребенка, они должны присутствовать в питании детей часто – ежедневно или через день. Яйца даются детям сверенными вкрутую, в блюдах или в виде омлетов. Запрещено использование яиц в мешочек или всмятку из-за опасности сальмонеллеза. При непереносимости куриных яиц можно использовать перепелиные яйца, а вот яйца водоплавающих птиц (утки, гуси) в питании детей до трех лет запрещены.

    • При отсутствии аллергии и других противопоказаний, в меню детей один-два раза неделю стоит использовать рыбу речных и морских сортов.
    • При этом рыбные блюда должны быть из нежирных сортов, исключены из питания детей лосось, осетрина, палтус или семга.
    • Количество рыбы в сутки достигает 40-50 г.
    • Можно предложить детям вареную или тушеную рыбу без косточек, биточки или котлеты из рыбы, детские специализированные консервы.
    • А вот консервы из рыбы для взрослых, а также копченая, соленая и вяленая рыба детям запрещена.
    • Также не стоит давать детям и икру рыбы, она относится к сильным аллергенам.
    • Свежие или термически обработанные плоды в своем составе содержат большое количество клетчатки и балластных веществ, проходящих по кишечнику транзитом и не переваривающихся. При этом данные вещества стимулируют перистальтику кишечника, таким образом — противодействуя запорам. Но это далеко не единственный плюс овощей, ягод и фруктов. Они за счет своего состава помогают в стимулировании аппетита, так как способствуют отделению пищеварительных ферментов. А также во фруктах и овощах много витаминов и минеральных компонентов, которые пополняют постоянно расходующиеся запасы.

      Однако, не стоит сильно налегать на употребление картофеля, как одного из ведущих овощей в рационе, его количество ограничивают в сутки 100-120 г, остальной объем должен добираться за счет других овощей. В среднем в рационе должно быть не менее 200-250 г овощей в свежем или приготовленном виде. Овощи используются для приготовления первых и вторых блюд, салатов и даже десертов и выпечки. Особенно полезными в питании детей до трех лет будут такие овощи, как:

    • морковь, лук
    • томаты, огурцы
    • кабачки и патиссоны
    • тыква, свекла
    • цветная, белокочанная, капуста брокколи
    • В питание детей после полутора лет необходимо включение огородной зелени в свежем виде – в салаты, первые и вторые блюда.

    • можно также давать ребенку в небольших количествах зеленый лук и чеснок для придания блюдам более пикантного вкуса
    • расширение рациона происходит за счет постепенного введения в рацион после двух лет репы, редьки, редиса, бобовых (горох, фасоль).
    • Важна правильная предварительная и термическая обработка овощей, чтобы в них сохранялось максимум витаминов и минеральных компонентов. При очистке овощей нужно срезать тонкий слой кожицы, так как в области кожуры наибольшие запасы витаминов. В салаты или винегреты овощи рекомендовано отваривать в кожуре, отваривая их на пару или в небольшом объеме воды. Очищенные овощи нельзя длительно держать в воде, чтобы витамины и минералы не вымывались. Овощной отвар при варке очищенных и промытых овощей стоит использовать при приготовлении пищи. Варить овощи нужно определенное время:

      • шпинат и щавель не более 10 минут
      • свекла – до 90 минут (в мультиварке 20 мин.)
      • картофель – до 25 минут
      • морковь – до 30 минут
      • капуста – до 30 минут
      • Для салатов и винегретов сырые овощи очищают и нарезают или трут на терке сразу перед приемом пищи, так как действие кислорода воздуха разрушает в очищенных и мелко нарезанных продуктах витамины, особенно страдает витамин С и группа В.

        Фрукты должны в обязательном порядке входить в рацион детей до трех лет, количество фруктов в сутки не должно быть менее 200 г, а ягод около 20 г. Особенно полезными для детей могут стать яблоки, сливы, груши, вишня, бананы, апельсины . Учитывая то, что цитрусовые и экзотические фрукты могут давать аллергические кожные реакции, нужно вводить их в рацион ребенка потихоньку и только маленькими кусочками, отслеживая реакцию.

        Не менее полезными будут в рационе детей и ягоды по сезону – детям можно давать клюкву, бруснику, крыжовник, облепиху и черноплодную рябину, смородину, клубнику, землянику . Не стоит давать много ягод, первоначально можно ограничиться одной горстью, так как избыток ягод тоже может навредить. Любые новые фрукты и овощи нужно вводить понемногу, и отслеживать на них реакции со стороны кожи и пищеварения.

        За счет фруктов и ягод можно также влиять на пищеварение и регулировать стул.

      • Черника, груши, черноплодная рябина, черная смородина способны закреплять стул, при запорах этих плодов много давать не стоит.
      • Послабляющим эффектом обладает киви, слива, абрикос или просто избыток свежих ягод или фруктов, съеденных натощак.

      В питании детей стоит использовать разного рода крупы, особенно полезными для детей после полутора лет будут гречневая и овсяная каши, они более всех остальных богаты полноценным растительным белком, минералами и витаминами. Не менее полезными в рационе будут такие крупы и каши из них как перловка, пшено или ячневая крупа.

      В этом возрасте вполне допустимо использование в качестве гарниров лапши, вермишели в виде гарниров или молочных супов, но их стоит употреблять не более двух раз в день – они богаты углеводами и калорийны. Среднем, детям до трех лет нужно в сутки не более 20 г крупы и не более 50 г макарон.

      В рацион питания детей может входить и сахар, за счет него улучшается вкус приготовленных блюд, но при его избытке возникает нагрузка на поджелудочную железу и лишний вес, снижается аппетит, нарушается обмен веществ (см. о вреде рафинированного сахара в статье питание ребенка после года). В возрасте до трех лет допустимо не более 40 г сахара в сутки, в это количество будут включаться и глюкоза в соках, сладком или напитках.

      Глюкоза полезна для работы мозга, но продукты питания с углеводами сложного характера (крупы, картофель, макароны, хлеб) в рекомендуемых количествах не дают всего объема глюкозы. Объем питания за счет особенностей пищеварения ребенка увеличить не получится, поэтому детям в этом возрасте нужно пополнять запасы глюкозы для мозга за счет легких углеводов – сладостей. Они дают быстрое повышение уровня глюкозы крови, и она быстро доставляется к мозгу, печени и почкам.

      Но сладостей нужно в меру, избыток их не успевает расходоваться и дает лишний вес. К полезным сладостям можно отнести мармелад, пастилу, повидло, фруктовые карамельки и зефир. Шоколад, конфеты с шоколадом и какао не рекомендованы детям за счет их возбуждающего эффекта на нервную систему и высокой аллергенности.

      Источники:

      http://www.rebenokdogoda.ru/

      Развитие и питание ребенка от 0 до 3 лет

      http://detskoe-menu.ru/nutrition-oneyear.html

      http://www.rebenokdogoda.ru/pit.html

      http://www.uaua.info/tablica-razvitiya-rebenka/

      http://zdravotvet.ru/pitanie-rebenka-s-15-do-3-let-chem-i-kak-pravilno-kormit-rebenka/