План развития ребенка в 4 года

Развитие ребенка в 4 года (что должен уметь)

Родителей всегда интересует, как развивается их ребенок. Хочется выяснить, в каких областях он особо преуспел, а на какие следует обратить более пристальное внимание. Что же должен знать и уметь современный четырехлетний ребенок:

— находить и узнавать квадрат, круг, овал, треугольник;

— понимать смысл обобщающих слов – посуда, мебель, транспорт, игрушки, одежда;

— знать несколько профессий, названий деревьев, животных;

— показывать предметы слева, справа, вверху, внизу;

— сравнивать предметы по величине – длине, высоте, ширине;

— понимать, где один предмет, а где много;

— аккуратно раскрашивать, не выходя за линию;

— нанизывать бусины, пуговицы;

— определить, какой из 4-5-6 предметов исчез;

— пересказывать содержание сказки;

— различать погодные явления, времена года, суток;

— называть привычные бытовые приборы, узнавать их по цвету, форме, предназначению;

— знать подробный домашний адрес, имена мамы, папы, дедушек, бабушек;

— рассмотреть картинку, игрушку, предмет и составить его описание из трех-четырех предложений.

Это средние показатели. Ваш ребенок может как опережать их, так и не дотягивать. Расстраиваться не стоит, лучше посвятить больше времени его развитию. Возможно привлечь на помощь специалистов.

Уход за ребенком в 4 года

В 4 года ребенок довольно самостоятелен и многие ежедневные процедуры выполняет без помощи взрослых. Необходимо лишь изредка напоминать ему, не забыл ли он умыться , помыть руки, почистить зубы или прополоскать рот после еды. Если ребенок еще не приучен мыть по утрам шею, уши, ухаживать за полостью рта, необходимо его этому научить. У него должны быть свое полотенце, расческа, зубная щетка и стаканчик. Чтобы сделать утренний гигиенический церемониал более интересным, нужно покупать детям яркие гигиенические средства и прочие аксессуары.

Питание ребенка в 4 года

Питание детей четырех лет должно быть разнообразным и сбалансированным. Ребенок растет быстрыми темпами, поэтому его организм необходимо ежедневно снабжать полезными веществами. Даже взрослые знают, что чем полезнее продукт, тем он менее вкусный. А уж дети поняли это давно. Поэтому их порой так трудно заставить полноценно пообедать. У них уже появились любимые блюда, которые они готовы есть с утра до вечера. Суп, каша или овощной салат вряд ли входят в этот перечень. Родителям необходимо порой проявлять хитрость и смекалку, чтобы накормить малыша полезной едой. Устраивать домашние концерты с привлечением всех членов семьи, чтобы развлечь ребенка, конечно не стоит. А вот поговорить с ним как со взрослым нужно. Объяснить, что от полезной еды он быстрее вырастит, как папа, пойдет в школу, будет сильным.

Режим дня ребенка в 4 года

Если у ребенка сложился определенный распорядок дня, у него уже вошло в привычку делать основные дела в определенное время. Ему хватает время поиграть и отдохнуть, он меньше капризничает, не оттягивает время сна и обеда, становится более собранным и организованным. Прием пищи у него, как и ранее разделен на завтрак с обедом и полдник с ужином. С промежутками между приемами в 3,5-4 часа. А вот потребность во сне сократилась. Сейчас ему требуется на сон 12 часов. Из которых 10 часов отводится на ночной отдых, 2 часа – на дневной. Чтобы его сон был более здоровым и полезным, комнату предварительно нужно проветрить. В теплое время года, если есть возможность, дневной отдых лучше переместить на свежий воздух – оборудовать место на веранде, балконе, в саду.

Занятия с ребенком в 4 года (как развивать)

В четыре года дети очень подвижны, активны, любознательны. Их интересует буквально все, поэтому нужно вовремя поддержать их интерес и заняться вместе сними развивающими играми. Например, лепкой, рисованием. Лепили и рисовали они и в более раннем возрасте, только техника была довольно примитивной. Сейчас же можно показать им, как нужно держать в руке кисточку или фломастер, показать, как правильно рисовать фигуры. Можно обводить картинки по контуру, или рисовать, используя трафарет. Обязательно купите ребенку разукрашки, чтобы он заполнял цветом черно-белые картинки. Помимо развития фантазии, так развивается мелкая моторика.

Игры и игрушки для детей в 4 года (как развлекать)

Четыре года – возраст вполне подходящий для того, чтобы вывести сына или дочку первый раз в цирк или театр на детское представление. Не стоит сразу покупать билеты в первые ряды. Вы не знаете, как отреагирует ваш ребенок на громкие выкрики клоунов, хлопки, рыки зверей. Поэтому лучше занять другие места, примерно с десятого ряда и выше.

Медицинское наблюдение в 4 года

Ежегодно ребенок проходит плановый медосмотр. Ему необходимо обследоваться у таких специалистов как стоматолог, ортопед-хирург, отоларинголог (ЛОР), невролог, офтальмолог. А также делать раз в год общий анализ крови, мочи, кала на яйца глист. Не лишним будет обследовать внутренние органы на УЗИ и сделать ЭКГ. Если ребенка что-то беспокоит или болит, необходимо обратиться к участковому педиатру. Он назначит углубленное обследование и направит к более узким специалистам.

Полезные советы родителям

Еще недавно вы мечтали, чтобы ваш ребенок быстрее начал говорить. Сейчас вам хочется, чтобы он хоть иногда помолчал. Наступило такое время, когда вашего неугомонного «почемучку», интересует абсолютно все: «Почему собака лает, а кошка мяукает?», «Почему трава зеленая, а небо голубое?», «Почему звезды видно только ночью, а солнышко днем?» и еще много разных «почему».

Иногда он может задавать вопросы на довольно щекотливые темы. Не старайтесь его пристыдить или одернуть. Ведь для детей нет запретных тем, ими всего лишь движет любопытство. Лучше постарайтесь найти подходящие для его понимания слова и дать исчерпывающий ответ, чтобы он понял все с первого раза, и больше к этим темам не возвращался.

© 2012—2018 «Женское мнение». При копировании материалов — ссылка на первоисточник обязательна!

Главный редактор портала: Екатерина Данилова

Электронная почта: zhenskoe.mnenie@mail.ru

Телефон редакции: +7 (965) 405 64 18

Четыре года – «возраст вопросов» – период небывалого расцвета детской любознательности.

Ребенок живо интересуется устройством окружающего мира и, как губка, впитывает новую информацию. С ним интересно разговаривать и обсуждать события и явления. Иногда даже кажется, что с малышом можно общаться практически на равных.

Однако это не так. Ребенок еще совсем не похож на взрослого, он иначе думает, чувствует, воспринимает.

Так какой же он – четырехлетний человек?

Ребенок по-прежнему физически активен и уже достаточно хорошо владеет своим телом: отлично бегает, прыгает, ходит по бордюру, удерживая равновесие, висит на турнике, пробует подтягиваться.

Для полноценного развития ему необходимы регулярные физические упражнения. Это могут быть физкультминутки и танцы в детском саду и/или ежедневная зарядка дома.

Такие упражнения в комплексе с прогулками и закаливающими мероприятиями оказывают положительное влияние на физическое состояние малыша и его иммунную систему, повышая устойчивость организма к болезням.

В этом возрасте можно записать ребенка в спортивную секцию.

Спортивная секция хороша тем, что направляет энергию в нужное русло, попутно прививая новые навыки, и воспитывает характер. К тому же привычка регулярно двигаться, как, впрочем, и большинство привычек, формируется уже сейчас.

Если для ребенка раннего возраста главным познавательными процессом было восприятие, то теперь на первое место выходит память.

Мышление трехлетки – наглядно-действенное. Чтобы понять взаимосвязь предметов, малышу нужно их видеть, трогать, двигать. В 4 года у ребенка уже появляется способность устанавливать связи между явлениями, которые не даны в чувственном опыте, здесь и сейчас. Теперь ребенок может решать жизненные задачи не только в ходе практических действий с предметами, но и в уме, представляя эти предметы в виде образов. При этом он опирается на свой прошлый опыт, то есть вспоминает.

Таким образом, мышление дошкольника становится образным, а память – центральной психической функцией.

При этом сама память становится управляемой. Ребенок запоминает не только яркое или интересное, что запоминается «само по себе», но и то, что ему нужно запомнить – звуки, речь, изображения. В этот период ребенок обычно знает и воспроизводит большое количество стихотворений, песенок, сказок, движений.

Внимание также приобретает черты произвольности – ребенок может, пусть и недолго, сосредоточиться на том занятии, которое ему предлагают, даже если в этот момент ему хотелось бы заняться чем-то другим.

Словарный запас ребенка 4-х лет составляет примерно 2000-3000 слов, речь довольно понятная и чистая, большинство звуков произносятся правильно. В повседневном общении ребенок использует сложноподчинённые и сложносочинённые предложения, а также задает множество вопросов.

В этих бесконечных «почему?», «зачем?», «как?» проявляется стремление ребенка как-то объяснить и упорядочить для себя окружающую действительность.

Дошкольник пытается выстроить понятную картину мира, и взрослые, конечно, должны ему всячески помогать. При этом вовсе не обязательно устраивать специальные занятия. Рассказать обо всем, что интересует ребенка, можно и на прогулке, и по дороге в детский сад, и перед сном.

Главное – не отмахиваться от вопросов малыша и, если вдруг вы не знаете ответов, вместе искать нужную информацию.

Игра – важнейшая часть жизни дошкольника. Для ребенка 4-х лет наиболее характерны сюжетно-ролевые и режиссерские игры.

В случае сюжетно-ролевой игры ребенок берет на себя какую-либо роль («доктор», «мама», «продавец») и совершает соответствующие действия («лечит», «кормит», «выкладывает товар»). Такая игра всегда подразумевает взаимодействие с другими людьми – сверстниками или взрослыми.

В режиссерские игры ребенок может играть один, раздавая роли игрушками. Он как бы одушевляет их: говорит за своих «актеров» и управляет их действиями.

Почему игра имеет огромное значение для гармоничного развития детей?

С одной стороны, это максимально свободная деятельность ребенка, которая доставляет ему огромное удовольствие. В игре раскрываются творческие способности и развивается эмоциональная сфера дошкольника.

Однако главная особенность детской игры состоит в другом: именно в игре ребенок учится управлять своим поведением и регулировать его в соответствии с правилами, заданными ролью. «Официант» приносит чашку чая, «посетитель кафе» пьет чай – игровая ситуация воспроизводит реальность, и ребенок, принимая ту или иную роль, должен вести себя «правильно». Так закладываются основы произвольного поведения.

Помимо игры ребенок 4-х лет продолжает осваивать различные формы продуктивной деятельности: лепка, рисование, аппликация, конструирование. Каждое из этих занятий подразумевает получение результата (по образцу или собственному замыслу) и требует определенных навыков (вырезать, приклеить, соединить детали и пр.).

Родителям следует позаботиться о том, чтобы у ребенка в свободном доступе были материалы для творчества и несколько разных конструкторов.

Психологические особенности

В возрасте 4-х лет у ребенка начинает формироваться новая потребность – потребность в уважении взрослого.

Если раньше малышу было достаточного простого внимания или совместных занятий, то теперь ему важно видеть признание его успехов со стороны взрослых. Родители должны не просто замечать его достижения, но и обязательно хвалить его, давать положительную оценку.

Ребенок становится крайне чувствителен к критике, любые замечания вызывают серьезную обиду. Если родители часто акцентируют внимание на промахах малыша, подчеркивают его несостоятельность в каком-либо деле, то ребёнок просто-напросто теряет всякий интерес к этому занятию.

Родителям четырехлеток нужно помнить: чтобы вызвать у ребёнка интерес к какому-либо занятию, нужно поощрять все его действия в нужном направлении. Даже если результат (рисунок или пластилиновая фигурка) объективно вам кажется «не очень», лучше обратить внимание на незначительные достоинства («Какой интересный оттенок!»), чем во всех подробностях описывать недочеты.

Никогда не следует сравнивать своего ребенка с другими детьми, особенно если сравнение не в его пользу. При этом можно и даже – нужно – сравнивать ребенка с ним же самим в прошлом (неделю, месяц или год назад) и отмечать, что он уже многому научился.

Родителям необходимо формировать и поддерживать уверенность ребенка в своих силах. Страх перед замечаниями взрослых парализует любую активность ребенка, и он оставляет любые попытки сделать лучше, а то и вовсе, стремится избегать занятий, к которым «не способен». Напротив, вдохновленный родительской верой в свои способности, малыш будет действительно стараться, и тогда успех неизбежен.

Автор: детский психолог Кристина Кисленко

План по самообразованию «Сенсорное развитие у детей 3-4 лет»

МБОУ «Татаробашмаковская СОШ».

Тема: «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»

Рахимовой Зарифы Тахировны на 2015-2016уч. год

Проблема : Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Чтобы оно проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание.

Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств разнообразных предметов самых различных ситуациях.

Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности.

Следовательно, главное в том возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т. п.

Цель : повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:

— научить детей различать основные цвета;

— познакомить детей с величиной и формой предметов;

— сформировать навыки самостоятельной деятельности;

— повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

— развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

— сплотить детский коллектив.

познавательный интерес к НОД кружка;

подготовка атрибутов для игр, НОД.

Подготовка стихотворений, потешек, загадок, игр.

Подготовка атрибутов для НОД, игр.

Перспективное планирование игровых занятий по кружковой работе на период учебного года (сентябрь 2015г. по май 2016г.)

1. Диагностика детей по сенсорному развитию в 1 младшей группе на окончание учебного года 2015 -2016г.

2. Подведение итогов проекта (работы кружка).

3. Подготовка презентации по фотографиям.

4. Оформление стенгазеты для родителей по итогам.

5. Заметки на работу кружка на следующий учебный год, перспективное планирование.

Изучение методической литературы по данной проблеме :

-Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» — М.: «Просвещение», 1988;

-Э.Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию»

Сост. Т.В. Галанова «Развивающие игры с малышами до 4-х лет» — Н.Н. Поддьякова, В.Н.Аванесова «Сенсорное воспитание в детском саду»

Изучение статей в журналах :

— «Ребенок в детском саду»

Изучение опыта педагогов ДОУ

Использование методики в НОД, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми

Изучение методик и технологий педагогов в Интернете

Консультация для родителей «Сенсорные игры малышей»

Проведение нетрадиционного собрания «Путешествие в страну Сенсорику»

Разработка и утверждение проекта: «Мир на кончиках пальцев.»

Разработка перспективного плана по сенсорному развитию детей 2 младшей группы

Фотовыставка «Дидактические игры нашей группы»

Индивидуальные беседы с родителями: «Сенсорное воспитание ребенка в домашних условиях»

Изготовление игр по сенсорному развитию

Перспективное планирование кружковой работы на (2015-2016г.)

Знакомство с цветами: желтый, красный, синий, зеленый, белый, черный. Дидактическая игра «Спрячь мышонка».

Знакомство с формой: квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, круг. Дидактическая игра: «Птичка в клетке».

Знакомство с параметрами трех величин. Дидактическое упражнение «Накорми мишек»

Интегрированная НОД: «Найди такой же по цвету и форме».

«Спрячь зайку от лисы» — цвет.

«Кто где спит» — форма.

«Игра с мячами» — величина.

Интегрированная НОД: «Чудесный мешочек» — форма и величина.

Окраска воды – цвет.

Какой формы предметы в нашей группе.

Интегрированная НОД Разноцветные комнаты – цвет и величина.

«Украшение для ёлочки» — цвет.

«Новогодние елочки» — величина.

«Составные картинки» – форма.

Лото «цвет и форма».

Дидактическая игра «Хвост у петуха» — цвет.

Дидактическая игра «Магазин» — форма.

Дидактическая игра «Кто выше» — величина.

Дидактическая игра «Живое домино» — цвет.

Игра – соревнование «Кто быстрее свернет ленту» — величина.

«Построим башню» — величина.

Интегрированная НОД «Радуга» — цвет и величина.

Игровые поручения – цвет и величина.

Дидактическая игра «Соберем фрукты» – величина.

Игровое упражнение «Найди свой домик» — форма.

Интегрированная НОД «Платочек для мамы» — форма.

Дидактическая игра «Разноцветные флажки» — цвет.

Дидактическая игра «Принеси и покажи» – форма и величина.

Игровое упражнение «Найди свою полянку» — цвет.

Дидактическое упражнение«Как звери выбирали себе место».

Закрепление – дидактическая игра «Пришла весна» — цвет, форма и величина.

Закрепление – коллективное рисование «Цвета весны».

Закрепление – коллективная аппликация «Весенняя капель» — величина.

обогащение активного и пассивного словаря детей;

— закрепление знаний у детей порядкового счета, названия геометрических фигур, временных представлений;

— положительная динамика в математическом развитии детей;

— совершенствование предметно-развивающей среды.

Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.

Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

Каковы особенности физического развития детей в 3-4 года

Каким должно быть физическое развитие детей 3-4 лет в соответствии с возрастными нормами? Родителям полезно об этом знать, чтобы вовремя заметить отклонения и исправить их по мере возможности. От этих показателей во многом зависит социальная адаптация ребёнка и его успешность в обучении. Анатомо-физиологические возрастные особенности, характерные для данного возраста, диктуют определённые виды занятий и упражнений, от которых зависят навыки, умения и знания малышей по физической культуре.

Врачи называют следующие особенности физического развития детей 3-4 лет, которые соответствуют нормам:

  • Обычно физическое развитие ребёнка 3 лет определяется следующими параметрами: рост 96 (допускается отклонение в 4 см), вес 12 (плюс-минус 1 кг), окружность груди 51 (больше-меньше на 2 см), окружность головки 48 см, молочных зубов должно быть около 20.
  • За два года все эти параметры, естественно, изменяются. К пятилетнему юбилею физическое развитие ребёнка 4 лет должно соответствовать уже иным числам: рост 104 (допускается отклонение в 4 см), вес 17 (плюс-минус 1 кг), окружность груди 55 (больше-меньше на 2 см), окружность головки 50 см, молочные зубы ещё не должны меняться на коренные.
  • Объём черепной коробки в 3 года составляет почти 80% от примерного объёма черепа, диагностируемого у взрослого человека.
  • Изгибы позвоночника неустойчивы, суставы и кости легко деформируются под влиянием негативных внешних воздействий.
  • Диаметр мышц существенно увеличивается в несколько раз, мышечные волокна дифференцируются. На начальном этапе крупная мускулатура развита больше, чем мелкая. Но с течением времени движения пальцев и кистей совершенствуются, если физическое развитие идёт в соответствии с нормой.
  • Просветы дыхательных путей (носовые ходы, трахея, гортань, бронхи) пока всё ещё максимально узкие. Выстилающая их слизистая оболочка нежна и быстро ранима. Поэтому одной из физических особенностей этого возраста являются частые воспалительные заболевания органов дыхания. Ребёнок не может регулировать дыхание на сознательном уровне и сочетать его с собственными движениями.
  • Сердце работает без проблем в условиях посильных нагрузок. Кровообращение очень быстрое. Давление — 95 на 58.
  • Строение и деятельность центральной нервной системы постоянно совершенствуется. Ребёнок способен к анализу и синтезу. Он умеет воспринимать окружающий мир, обладает речью, которая помогает ему обобщать и уточнять воспринимаемое (о возрастных особенностях развития ребёнка, можно прочесть здесь).
  • Процессы возбуждения и торможения легко рассеиваются. Поэтому дети в этом возрасте делают много ненужных, совершенно лишних движений, суетливы, много говорят или резко замолкают. Повышенная возбудимость приводит к скорой утомляемости.
  • Нужно понимать, что все эти особенности физического развития детей в 3-4 года достаточно условны. Маленькие организмы могут развиваться по индивидуальным траекториям с учётом каких-то болезней, но отклонения от этих норм не должны быть значительными. В соответствии с этими моментами ребёнок должен обладать определённым набором знаний, умений и навыков, характерным для данного возраста.

    Навыки, умения, знания

    Перечисленные выше анатомо-физиологические возрастные особенности ребёнка в 3-4 года заметны чаще всего невооружённым глазом, так как касаются внешности. Или же они выявляются в ходе медицинских обследований и лабораторных анализов, если речь идёт о функционировании внутренних органов. В поведении же, на занятиях в детском саду, а особенно — в играх можно тоже увидеть, в норме ли его физическое развитие. В этом возрасте он должен:

  • задействовать в играх обе руки;
  • ходить на носочках;
  • делать различные виды шагов: широкие и мелкие, приставные и в прискоке;
  • ходить и бегать, управляя темпом (быстро, умеренно, медленно);
  • ходить и бегать в заданном направлении (прямо, змейкой, по кругу, между предметами);
  • ходить и бегать, держась крепко за руки;
  • прыгать на месте, продвигаясь либо вперёд, либо назад, через невысокие и недлинные препятствия;
  • достаточно точно бросать мяч в определённую цель, ловить его пока ещё только двумя руками;
  • принимать активное участие в спортивных, танцевальных, игровых мероприятиях;
  • последовательно выполнять разнообразные двигательные действия;
  • управлять телом — удерживать равновесие при ходьбе по наклонной поверхности;
  • уверенно крутить педали на велосипеде (пока ещё трёхколёсном);
  • хорошо ходить спиной вперёд;
  • подниматься и спускаться по лестнице, как взрослый, — чередуя ноги.
  • Ваш малыш без проблем справляется со всем этим в свои 3-4 года? Тогда можете быть уверены: особенности его физического развития не отклоняются от нормальных показателей. Если же у него ещё не всё получается, отчаиваться не стоит. Нужно лишь немного позаниматься с ним дополнительно, чтобы всё встало на свои места.

    Разбираясь в особенностях физического развития детей 3-4 лет, можно грамотно организовать занятия с ними. Усиливая тренировки в одном месте и ослабляя напряжение в другом, можно добиться очень хороших результатов. С таким подходом к этому делу ваш ребёнок станет физически крепким и здоровым дошкольником. Вот какие упражнения окажутся весьма полезными в этом возрасте.

  • Чтобы совершенствовать движения пальцев и кистей, ребёнку требуется рисование, строительные и дидактические игры. Это — основы развития мелкой моторики.
  • Овладеть собственным телом ребёнку помогают поднимания рук в стороны и вверх, повороты туловища и его покачивания.
  • Регулярное выполнение упражнений, требующих усиленного выдоха: разнообразные игры с пушинками или лёгкими изделиями из бумаги. Это способствует нормальному развитию дыхательной системы.
  • Бег трусцой (не более 500 м), бег на носочках. Вспомогательная игра — кто быстрее добежит.
  • Ходьба змейкой между различными предметами, на носочках.
  • Прыжки одновременно на двух ногах и попеременно на одной. Прыжки через предметы (их высота — не более 5 см). Вспомогательная игра — классики.
  • Приседания: не более 5 раз за 1 заход.
  • Для физического развития ребёнка очень важно равновесие. Поэтому его нужно заставлять ходить по прямой линии, приставляя пятки одной ноги к носкам другой. Вспомогательные игры — качели, карусель. При ходьбе по прямой линии можно давать ему предметы — стакан с водой или ложку с теннисным шариком.
  • Вис и качание на перекладине, кольцах, трапеции, турнике.
  • До 5 кувырков за день.
  • Очень важны для физического развития в 3-4 года упражнения на пресс. Предлагайте малышу подтягивать ноги к туловищу во время виса на турнике.
  • Работайте с ребёнком над осанкой. Упражнения со спиной — кошечка и лодочка. Можно попробовать ходить с книгой на голове.
  • Ползание между предметами и под ними высотой 50 см, по туннелю.
  • Гонять мяч по полю, ловить его двумя руками, пытаться играть в футбол, пробовать забивать в ворота, бросать его в цель (она должна быть пока только горизонтальной — учитывайте эту возрастную особенность физического развития детей 3-4 лет).
  • Катания на трёхколёсном велосипеде, самокате.
  • При регулярности таких занятий физическое развитие ребёнка в 3-4 года будет соответствовать нормам. Однако родителям необходимо учитывать здесь такой момент, как отсутствие противопоказаний для нагрузок подобного рода. Если малыш здоров, можете приступать к физкультуре хоть сегодня. При наличии же патологий и болезненных состояний необходима консультация врача. Нужно учитывать все особенности подобного рода занятий. Несколько полезных советов помогут сориентироваться.

    Чтобы не навредить собственному ребёнку, организуйте физические нагрузки для него грамотно, с учётом его возрастных особенностей 3-4 лет. Иначе можно замедлить развитие растущего организма.

  • Суставы пальцев у ребёнка в 3-4 года легко деформируются, если, например, он часто лепит из очень жёсткого пластилина. Следите за тем, чтобы подсобный материал был мягким и податливым.
  • Не должно быть неправильных поз: сведены плечи, опущено одно плечо, постоянно опущена вниз голова. Они могут стать для ребёнка привычными, что неизменно приводит к серьёзным нарушениям осанки. В дальнейшем это отрицательно скажется на развитии кровообращения и дыхания.
  • Для нормального физического развития органов дыхания учите ребёнка дышать носом.
  • Обеспечьте ребёнку в 3-4 года сон в 11-13 часов в сутки. На дневной сон из них приходится 1-1,5 часа.
  • Наполняйте день малыша физической активностью для его полноценного развития. Реализуйте его потребность в постоянном движении с помощью утренней зарядки, длительных прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, физкультминуток и даже домашнего спортзала.
  • Обучайте его новым навыкам: езде на велосипеде, плаванью, игре в мяч. Это придаст ему уверенности, повысит самооценку.
  • Будьте аккуратны с правилами в играх: не используйте соревнования. Соблюдать правила в 3-4 года ребёнок способен, но только не проигрывать. Иначе физическое развитие будет проходить на фоне нервного стресса.
  • Сразу пролечивайте любые заболевания. Не забывайте про профилактику.
  • Чтобы физическое развитие ребёнка в 3-4 года соответствовало нормам, родители должны уделять его здоровью большое внимание. Постоянное посещение врачей, профилактика распространённых детских заболеваний, навыки здорового образа жизни, выполнение физических упражнений, закаливание — всё это играет здесь определённую роль. Только с учётом всех этих аспектов малыш будет формироваться правильно на фоне своих сверстников. Это положительно скажется на всей его дальнейшей жизни.

    Существует ряд заключений о вреде моющей косметики. К сожалению, не все новоиспеченные мамочки прислушиваются к ним. В 97 % шампуней используется опасное вещество Содиум Лаурил Сульфат (SLS) или его аналоги. Множество статей написано о воздействии этой химии на здоровье как деток, так и взрослых. По просьбе наших читателей мы провели тестирование самых популярных брендов.

    Результаты были неутешительны — самые разрекламированные компании показали в составе наличие тех самых опасных компонентов. Чтобы не нарушить законных прав производителей, мы не можем назвать конкретные марки. Компания Мульсан Косметик, единственная прошедшая все испытания, успешно получила 10 баллов из 10 (ознакомиться). Каждое средство произведено из натуральных компонентов, полностью безопасно и гипоаллергенно.

    Если вы сомневаетесь в натуральности вашей косметики, проверьте срок годности, он не должен превышать 10 месяцев. Подходите внимательно к выбору косметики, это важно для вас и вашего ребенка.

    Развивающие занятия для детей дома

    Мнение о том, когда и как развивать ребёнка среди родителей разительно отличаются друг от друга. Одни уверены, что ребёнка необходимо начинать развивать чуть ли не с рождения, другие утверждают, что детство на то и детство, чтобы быть беззаботным и ничем не обременённым. Последние аргументируют свою позицию главным образом тем, что в советское время никаких специальных систем развития ребёнка не существовало, однако вырастали умные и талантливые люди. К сожалению, это не совсем так. Большинство взрослых людей проживают жизнь так и не узнав своего предназначения, своих главных талантов, а выбор профессии обычно определяется не собственными желаниями, а выбором родителей или по простому принципу, куда удалось поступить, там и отучился. Но в каждом ребёнке имеется какой-нибудь талант и основная задача родителей выявить его и помочь развиться. Во многом именно для этого необходимо раннее развитие детей. Также важно понимать, что чем лучше будет ребёнок подготовлен к школе, тем проще и успешнее будет его старт. В зависимости от того, с чего начнёт ребёнок своё обучение в школе во много зависит и то, как он будет учиться не только до окончания школы, но и до окончания следующего учебного заведения.

    Хороший старт – залог успеха. Существуют специальные курсы для развития детей, но они обычно весьма дорогостоящие, к тому же, многие родители справедливо считают, что это будет для ребёнка серьёзным ограничением его свободы и лишит очень важной части беззаботного детства. Совершенно не обязательно водить детей на курсы, вполне достаточно развивать ребёнка дома.

    Развивающие занятия для детей дома, важное условие хорошего старта для малыша

    Очень важно проводить развивающие занятия с детьми 4 – 5 лет дома, при этом выбирая всевозможные направления, от спорта до лепки. Для чего это нужно? Во-первых, всестороннее развитие никому не помешает, ребёнок должен быть не только физически развит, но и умён и сообразителен, поэтом зацикливаться на чём-то одном не следует, а во-вторых, проводя занятия с ребёнком по всем возможным направлениям, будет гораздо проще вычислить, что ребёнку нравится больше всего и что лучше всего у него получается, т. е. обнаружить заложенный природой потенциал, который в дальнейшем нужно будет бережно развивать. Не стоит путать развитие ребёнка и стремление сделать из него вундеркинда и гения. Если второе очень губительно как для физического, так и психического здоровья ребёнка, то первый вариант напротив, бережно поможет ему в изучении окружающего мира и открытии собственного потенциала.

    Составляем план занятий

    Итак, чтобы не запутаться и ничего не забыть, важно первоначально составить план занятий с ребёнком дома и стараться следовать ему. Важно понимать, занятия не должны быть похожи на скучные уроки, они должны проходить в игровой и добровольной форме. Т. е. нужно организовать развивающие занятия с детьми 4 – 5 лет дома так, чтобы они не были обременительны для малыша и казались ему всего лишь весёлой забавой.

    Лучше всего каждую неделю составлять новый план занятий с ребёнком дома, основываясь на результатах предыдущей недели. Возможно, какие-то занятия покажутся ребёнку слишком простыми и скучными, а какие-то напротив очень трудными и пока недоступными. Нельзя заставлять ребёнка делать то, что у него никак не получается, лучше всего отложить это на некоторое время, а через несколько недель вновь включить занятие в расписание.

    Разумеется, существуют специальные игры и задачки развивающие ребёнка дома, например игры Никитиных увлекательные и, в тоже время, развивающие логическое мышление, память, способность нестандартно мыслить, раскрывающие творческий потенциал ребёнка. Сейчас создано огромное количество развивающих игрушек, настольных игр, мультиков и всего того, что так любят дети и их также нужно внести в план занятий с ребёнком дома.

    Каждый родитель сам определяет, как будут проходить занятия с детьми 4 – 5 лет дома, однако, за основу можно взять следующий план, выбрав из него то, что нужно:

    1. Физическое развитие. Этот пункт может включать в себя множество подпунктов, всё зависит от того, какого уровня физического развития ребёнка желают добиться родители и насколько сам малыш любит физические занятия. Но есть и обязательные пункты, к ним относится зарядка, танцы, плавание, подвижные игры, бег и ходьба. Только не нужно переусердствовать, зарядка не должна состоять из отжимания, качания пресса и прочих «взрослых» упражнений. Она должна проводиться в виде игры, быть достаточно лёгкой и весёлой. Также и занятия танцами отнюдь не обязательно должны подразумевать профессиональные занятия, вполне достаточно просто включить музыку и подвигаться под неё. А вот если ребёнок проявляет особый интерес к танцам и очень хорошо двигается, стоит задуматься о том, чтобы записать его в танцевальный кружок. В общем-то это касается и всего остального. Если ребёнок любит бегать и проявляет отличную выносливость или быстро научился плавать и любит воду, можно попробовать развить в нём эти таланты, записав в соответствующие секции.
    2. Также дома можно заниматься на детском тренажёре, осваивать ролики и велосипед, крутить хулахуп и т. д.

    3. Мелкая моторика рук. Это очень важный пункт. Сюда относятся пальчиковые игры, конструкторы и кубики, игры в песочнице, выкладывание рисунков из ракушек, камушков и т. д. Существует множество игр и игрушек для всех возрастов способствующих развитию моторики.
    4. Творческие занятия. Сюда относятся лепка, аппликация, различные поделки, рисование и др. Дети очень любят все эти занятия, а они в свою очередь прекрасно развивают в них творческие способности, фантазию и нестандартное мышление. Сюда же можно отнести и ролевые игры, например, постановка сказок, кукольный театр, игры в куклы и с различным транспортом.
    5. Тренировка памяти, развитие логики, распознание цвета, формы, объёма. Для этих целей прекрасно подойдут игры Никитиных, также всевозможные паззлы, игры в шашки и шахматы, домино.
    6. Чтение, счёт, речь. Это очень важный момент. Дети обязательно должны уметь писать, читать, знать цифры и уметь считать прежде чем пойдут в школу. Сюда относятся такие занятия как изучение букв и цифр, самостоятельное чтение небольших детский рассказов, отгадывание загадок, разучивание песен и стихов и т. д.

    Также очень важно включить в занятия уроки этикета. Ребёнок должен постепенно начинать приобретать бытовые навыки, помогая маме по хозяйству, а мальчик обязательно должен помогать отцу выполнять мужские обязанности по дому.

    Многие родители также включают в занятия базовое изучение различных наук, например знакомство с космосом и планетами, различными странами, горами, морями, реками и т. д., но чаще всего это происходит спонтанно, например, в фильме упомянули название какой-нибудь реки, можно сказать ребёнку где она находится, если упоминается страна, сообщить её столицу. Также обычно изучаются и различные единицы измерения, времени и пр.

    Безусловно, развитие ребёнка дома очень важный и нужный процесс, однако, не стоит превращать это в настоящий культ, если давить на малыша и заставлять что-либо делать, кроме противоборства это ничего не даст.

    Развитие ребенка 4 лет

    При достижении ребенком 4-летнего возраста меняются показатели его физического и психологического развития: кроха становится более подвижным и активным, стремление к познанию окружающего мира достигает максимума, речь становится более связной и осмысленной. Если ребенок посещает дошкольные заведения, родителям куда проще: в детском саду дети проходят регулярное обследование специалистами (контроль массы тела, роста, своевременное прививание), воспитатели проводят с воспитанниками различные занятия на развитие мышления, логики, а также физические упражнения. Кроме того, в детском саду ребенок может общаться со сверстниками, что оказывает положительный эффект на его развитие.

    Если же четырехлетка не посещает дошкольное заведение, то родители должны уделять ему особое внимание:

  • проводить регулярное обследование у педиатра, окулиста, ЛОРа, хирурга. Полезным также будет ЭКГ, консультация у кардиолога;
  • по утрам проделывать несложный комплекс физических упражнений;
  • как можно чаще заниматься с ним лепкой, рисованием;
  • читать сказки и вместе обсуждать их;
  • обеспечивать активное общение с другими детьми.
  • Для того чтобы родители смогли сориентироваться в правильном воспитании, рекомендуется читать соответствующую литературу и пособия по воспитанию детей дошкольного возраста. В данной статье будут описаны особенности физического, нервно-психического развития ребенка 4 лет, а также указан тот спектр способностей, которыми он должен владеть в этом возрасте.

    Для врачей главной особенностью в развитии ребенка 4-летнего возраста являются его рост, вес, окружность груди, окружность головы. В отношении этих показателей важную роль играет наследственность: то есть если родители малыша ниже среднего роста, с низкой массой тела, то и сам он не будет отличаться высокими показателями в этой области. Различают маленький (рост: 96,1-101,2 см.; вес: 11,5-14,9 кг.), средний (рост: 106,1-102,6 см.; вес: 15,4-18,6 кг.), большой (рост: 106,2-114,1 см.; вес: 15,5-19,6 кг.) тип телосложения. Если рост резко отклонен от нормы, необходимо пройти консультацию и дополнительное обследование у эндокринолога. Если масса тела значительно превышает (или же меньше) нормы, стоит регулярно наблюдаться у педиатра.

    Однако причинами таких отклонений могут быть не только неправильный обмен веществ либо нарушенный гормональный фон, но и несбалансированное питание, недостаточная физическая активность и т.д. Поэтому в период активного роста и развития ребенка родители должны помнить о том, что в рационе малыша обязательно должны присутствовать белки, жиры и углеводы. Белки (говядина, бобы, злаки) лучше давать в первой половине дня. Во второй половине дня диетологи рекомендует принимать пищу, богатую углеводами (каши, фрукты, овощи). Количество приемов пищи в таком возрасте должно составлять 4-6 приемов.

    Кроме того, в этом возрасте ребенок очень подвижен: он постоянно бегает, прыгает, играет со сверстниками в активные ролевые игры. Поэтому очищенная негазированная вода является очень важной для растущего организма. Не стоит злоупотреблять сладким компотом либо сладким чаем, — содержащийся в них сахар не позволит утолить жажду и не обеспечит нужной энергией.

    В аспекте физических упражнений очень полезной будет утренняя зарядка. Занятия не должны быть сложными и тяжелыми: достаточно элементарных движений (наклоны, приседания, разминка рук, шеи). Продолжительность такой зарядки не должна превышать 15 минут в день. Если ребенок посещает дошкольное учреждение, то такие упражнения с ним будут проводить воспитатели. Кроме того, полезными будут упражнения на укрепление опорно-двигательного аппарата (прыжки на батуте, гимнастика, хождение по прямой линии).

    В этом возрасте необходимо начинать подготавливать руку к письму, укрепляя мышцы ладони. Для этих целей лучше всего использовать глину, пластилин, тесто, раскраску. Фигурки, которые будет лепить ребенок, не только помогут развить моторику пальцев, но и фантазию.

    Нервно-психическое развитие

    К 4 годам словарный запас ребенка увеличивается до 1,5 тыс. слов, а размер головного мозга практически равен размеру мозга взрослого человека. Однако левое и правое полушария развиты не одинаково: правое полушарие (а оно, как известно, отвечает за эмоции и чувства) в этом возрасте преобладает. Это объясняет поведение детей в таком возрасте: они очень эмоциональные, открытые, добрые, всегда говорят правду, очень легко обижаются. Именно в 4-летнем возрасте у ребенка формируется понятие о добре и зле, поэтому так важно читать для них различные сказки, обсуждать главных героев, спрашивать у малыша, кто ему симпатичен и почему.

    В 4 года дети пытаются помогать родителям в бытовых условиях: вылаживать постиранное белье из стиральной машинки, вырезать фигурки из теста, нести пакеты из магазина. Очень важным здесь является всяческое поощрение со стороны родителей: ребенка нужно хвалить, используя для этого различные слова (молодец, умница, потрясающе, поразительно, неподражаемо, прекрасно). Это сможет не только повысить самооценку маленького помощника, но и сделает его словарный запас более разнообразным.

    В этом возрасте можно начинать учить иностранные языки. Лучше всего это делать в форме игры, т.к. дети в 4 года будут запоминать только то, что им будет по-настоящему интересно, а не то, что нужно запомнить. Педагоги не рекомендуют в таком возрасте перезагружать мозг ребенка и тем более ругать последнего за погрешности в обучении. Ведь дети в этот период очень ранимы, в случае неудачи их нужно подбадривать, и говорить, что в следующий раз обязательно все получится.

    Полезным тренингом для детской памяти будет заучивание нескольких несложных стишков, которые также помогут выработать четкую речь. В целом же, усвоение материала в 4-летнем возрасте прекрасно происходит, если проводить занятие в форме игры. Если детям пообещать за высокие достижения бонусы, призы, подарки, это выработает у них стремление к лучшим результатам.

    Что же касается методов наказания, то им также следует уделять внимание. Развитие ребенка 4 лет позволяет ему совершать осознанные действия. Поэтому если ребенок сделал что-то плохое, не следует это игнорировать, но и кричать на него не следует (а тем более бить). Силовые методы воспитания принесут больше вреда, нежели пользы, и вряд ли ребенок не будет повторять такие действия в будущем.

    Лучшим методом воспитания в таком случае является разговор с четырехлеткой: ему необходимо объяснить, что именно было плохого в его действиях, почему эти действия вызывают у других людей недовольство. А также привести пример, какие методы наказания будут использованы к ребенку, если он повторит такие действия (к примеру, отказ от сладостей на определенный период, отказ от мультфильмов).

    Что должен уметь ребенок в возрасте 4 лет

    Согласно мнению специалистов, в аспекте физического развития, 4-летний ребенок должен уметь выполнять следующие действия:

  • стоять на одной ноге в течение не менее 5 сек;
  • прыгать на одной ноге;

    В плане психологического развития, дети 4-летнего возраста должны уметь:

  • отличать левую и правую стороны, верх и низ;
  • распознавать отличие между величинами (маленький/большой, один/много);
  • ориентироваться в цветовой гамме (распознавать 7 основных цветов);
  • уметь считать от 0 до 9;
  • знать основные геометрические фигуры, и уметь распознавать их (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник);
  • уметь складывать конструкторы, пазлы (для соответствующих возрастов);
  • пересказывать услышанные тексты (сказки, статьи из детских журналов);
  • описывать увиденную картинку 2-3 предложениями;
  • знать основные профессии (доктор, учитель, строитель), и что выполняют люди той или иной профессии (учитель учит, доктор лечит);
  • различать виды домашних животных, называть детенышей каждого вида;
  • знать название деревьев, которые растут в районе проживания ребенка; несколько видов цветов;
  • знать свою фамилию, имя, возраст, имена родителей, бабушки и дедушки, город, в котором он проживает.
  • В бытовых условиях ребенку данного возраста необходимо уметь:

  • самостоятельно есть;
  • одеваться/раздеваться;
  • расчесываться;
  • складывать свои вещи;
  • застегивать молнию, развязывать шнурки;
  • мыть руки с мылом, вытирать их полотенцем;
  • чистить зубы.
  • В этом возрасте для лучшего освоения окружающего мира и развития необходимого комплекса умений ребенка можно попробовать сводить в театр либо цирк. Не стоит выбирать в первый раз места в первых рядах, — малыш может испугаться и в дальнейшем откажется посещать мероприятия такого рода. Полезными для общего развития будут также экскурсии по достопримечательностям родного города (музеи под открытым небом, парки, скверики).

    Метро СПб: план развития до 2028 года

    Вместе с мегаполисами стремительно развивается и их транспортная система. Метро СПб здесь не будет исключением. Посмотрим, как его планируют расширить и видоизменить в ближайшие десятилетия.

    Общие планы развития метро СПб к 2020 году

    План развития метрополитена Северной столицы зафиксирован в документе, вступившем в силу в 2011 году, — в программе «Развитие транспортной системы Санкт-Петербурга». По ней к 2020 году планируется:

    • Увеличение общей длины линий до 139,4 км.
    • Открытие 13 новых станций.
    • Запуск двух новых электродепо.
    • На осуществление задуманного было выделено 145,785 млрд рублей (12,1 млрд из которых получены из федерального бюджета). Уже заключены контракты на работы по открытию следующих станций и депо метро СПб:

      • К 2018 году: «Беговая», «Дунайская», «Новокрестовская», «Проспект Славы», «Шушары», депо «Южное».
      • К 2019 году: «Горный институт».
      • К 2022 году: «Путиловская», «Юго-Западная», «Театральная» (последняя — пока что без выходов на поверхность, которые будут сделаны позднее), депо «Красносельское».

      Теперь рассмотрим более детально планы развития метро СПб.

      Метро города в 2017-2022 гг. видоизменится следующим образом:

    • Откроется вторая очередь Фрунзенского радиуса — станции «Дунайская», «Шушары», «Проспект Славы».
    • Приморский радиус метро СПб продлится от «Комендантского проспекта» до «Шуваловского проспекта».
    • Невско-Василевская линия будет длиннее — после «Приморской» построят «Новокрестовскую», затем «Беговую», а конечной станет «Планерная».
    • Ожидается открытие участка Правобережной линии метро СПб — станции «Спасская», «Театральная», «Горный институт».
    • Первая очередь Красносельско-Калининского направления будет представлена станциями «Юго-Западной» и «Каретной».
    • Помимо упомянутых станций, планируется открытие депо «Южное» (Фрунзенский радиус) и «Красносельское» (Красносельско-Калининская линия).

      План развития метро СПб на этот период следующий:

    • Правобережная линия продлится от «Улицы Дыбенко» до «Кудрово». Вместе с этим появится дальнейшая возможность ее удлинения до «Юго-Восточной».
    • Будет запущен участок метрокольца «Горный институт»-«Лесная».
    • Ожидается открытие участка Красносельско-Калининского направления «Каретная» — «Ручьев».
    • Кировско-Выборгская линия после «Проспекта Ветеранов» прирастет станциями «Улица Солдата Корзуна» и «Проспект Маршала Жукова». Планируется также открытие вилочного движения по этому направлению по маршруту «Проспект Ветеранов» — «Ульянка» — «Пулково».
    • План развития метро СПб в этот период также подразумевает открытие депо «Ладожское» Правобережного направления.

      Развитие после 2028 года

      Планы более далекого будущего следующие:

    • На Правобережном направлении будет открыт участок «Горный институт»-«Юнтолово».
    • Кольцевая линия по часовой стрелке прирастет на востоке от «Лесной» к «Горному институту».
    • Откроется Адмиралтейско-Охтинская линия на участке «Двинская»-«Янино».
    • На Фрунзенско-Приморском направлении после «Шуваловского проспекта» появится еще одна станция метро СПб — «Коломяжская».
    • Будет запущен новый участок Красносельско-Калининской ветки — «Юго-Западная» — «Сосновая поляна».
    • На Невско-Васильевской ветке метро СПб появятся две новые станции — «Адмиралтейская-2» (между «Гостиным двором» и «Василеостровской») и «Хрустальная» (между «Елизаровской» и «Площадью Александра Невского»).
    • Будут открыты также следующие электродепо: «Янино» и «Двинское» на Адмиралтейско-Охтинском направлении, «Коломяжское» на Фрунзенско-Приморском, «Юнтолово» на Правобережном, «Сосновая поляна» на Красносельско-Калининском.

      План развития метро СПб 2014 года и последующих лет сулит радужные перспективы для ленинградцев. Метрополитен города будет более разветвленным и удобным, с его помощью можно будет добраться в отдаленные и только-только застраивающиеся районы Санкт-Петербурга.

      Источники:

      https://zhenskoe-mnenie.ru/themes/maternity/child-is-4-years-old/

      https://deti.mail.ru/calendar/childgrowth/4_goda/

      https://infourok.ru/plan-po-samoobrazovaniyu-sensornoe-razvitie-u-detey-let-1146556.html

      http://www.vse-pro-detey.ru/%ef%bb%bffizicheskoe-razvitie-detej-3-4-let/

      Развивающие занятия для детей дома

      http://mirmam.info/story/razvitie-rebenka-4-let

      http://fb.ru/article/336005/metro-spb-plan-razvitiya-do-goda