Планирование по экологическому воспитанию дошкольников

Тематический контроль в ДОУ по экологическому воспитанию

Тематический контроль в ДОУ по экологическому воспитанию

Тема: «Состояние работы по формированию основ экологической культуры у

детей дошкольного возраста посредством воспитания познавательного

интереса к окружающему миру и положительного отношения к своему

Цель: выявить уровень педагогических условий для регионального компонента и преемственность в экологическом образовании дошкольников.

План тематического контроля

Направления работы Методика

Оценка профессиональных умений воспитателя: знания программы по экологическому воспитанию; разнообразие методов и приемов, используемых педагогами в работе с детьми Анализ профессиональных знаний и умений воспитателя по руководству экологического воспитания дошкольников

Создание условий Анализ предметно – развивающей среды с точки зрения ее содержания

Планирование работы Анализ планов по разделу «Экологическое воспитание»

Работа с родителями по данной проблеме Анализ наглядной информации для родителей

Карта профессиональных знаний и умений воспитателя по руководству экологическим воспитанием дошкольников

Перечень профессиональных знаний и умений воспитателя Группы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Знание программных целей и задач экологического воспитания детей своей группы

Знание содержания программы по экологическому воспитанию для детей своей возрастной групп

Знание методов и приемов экологического воспитания детей дошкольного возраста

Умение осуществлять экологическое воспитание через разные иды детской деятельности

Познавательно – исследовательская деятельность в природе

Знакомство с художественной литературой

Грамотная организация предметно – развивающей среды по экологии

Знание методики организации экспериментальной деятельности детей с объектами природы

Знание методики обучения детей правилам безопасного поведения в природе

Умение грамотно организовать наблюдения в природе

Умение организовать труд в природе

Личный пример воспитателя в бережном отношении к объектам природы

Знание методики обучения детей правилам ухода за растениями

Протокол обследования предметно – развивающей среды

по экологическому воспитанию

Вопросы на контроле Группы

Содержание растений в группе

Наличие достаточного количества растений в группе

Ухоженный внешний вид растений

Наличие инструментов для ухода за растениями: рыхления, мытья, полива

Наличие паспорта каждого растения в группе

Безопасность растений для детей

Расположение растений с точки зрения удобства ухода за ними и безопасности (растения не стоят на высоких полках, в подвешенных кашпо, не заслоняют свет)

Вспомогательные материалы в группе

Наличие методической литературы по уходу за растениями, по методике организации занятий с детьми

Наличие обучающих игр по экологии

Наличие наглядного материала

Экологичность обстановки в группе с точки зрения физического, эмоционального и психологического комфорта всех ее жителей

Организация работы в ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста Младший возраст: Цель: раскрыть детям мир природы, пробудить интерес к ней, формировать бережное отношение ко всему живому и вводить в игры.

Досуговое мероприятие по экологическому воспитанию в ДОУ «Природа — наш дом, наш дом сбережем» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 (МБ ДОУ № 25) Номинация: «Сценарий мероприятия» (выступление.

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе ДОУ «В гости к старичку — лесовичку» Программное содержание : Цель: Воспитывать патриотизм через гуманное отношение к родной природе закладывая основы экологической культуры.

Отчет по экологическому воспитанию младших дошкольников в рамках проекта ДОУ «Год экологии» Экологическое воспитание младших дошкольников является важнейшим условием для гармоничного развития личности, поэтому в нашем ДОУ этому.

Педагогический опыт работы ДОУ по экологическому воспитанию детей Вашему вниманию представляется педагогический опыт работы по познавательному развитию, формированию экологической культуры детей раннего.

Тематический контроль как один из этапов методической работы в ДОУ «Если не можешь усовершенствовать себя, то, как же сможешь усовершенствовать других людей?» Конфуций И воспитание, и образование нераздельны.

Тематический контроль «Организация работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста» Цель проверки: определения уровня воспитательно — образовательной работы по организации работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного.

«Экологическое воспитание дошкольников». Опыт работы

Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа — философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех.

Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалии.

Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И у меня возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в детях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

«Рыбе-вода, птице-воздух, зверю-лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину».

Таким образом я поставила перед собой следующую цель:

-воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание).

  • формировать систему экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ;
  • развивать эстетические чувства (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
  • участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
  • Все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка и т. д.

    Раскрыть перед детьми красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого я сама должна уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам воспитателя, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.

    Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой я личным примером демонстрирую детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

    В нашем детском саду я провожу большую работу по экологическому воспитанию дошкольников.

    У нас имеется природоведческая литература, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры экологического содержания.

    В группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. На территории детского сада имеется экологическая тропа с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Но с учётом возраста детей их правильнее называть экологическими тропинками. Экологическая тропинка выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая тропинку, я стараюсь использовать как можно больше и интересных объектов. В качестве видовых точек, прежде всего мы выбираем деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы. Также у нас есть муравьиные дорожки и их ходы, скопление солдатиков, небольшая полянка с лекарственными растениями: тысячелистник, ромашка и обитающие на нём разные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусеницы, а на одной, очень высокой берёзе есть гнездо. Очень радует глаз цветущие растения на клумбе. И они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Здесь дети стараются позаботиться о цветах: рыхлят, поливают, полят, опрыскивают. На примере сорняков можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропинке можно оставить небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с невытоптанными, я наглядно показываю детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания, и рассказываю о правилах поведения на прогулке, на отдыхе.

    Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. В разное время мы посещаем разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки; если же мы преследуем конкретную цель (например, выяснить, кто обитает на пне), то ограничимся только одним объектом. На тропинке можно проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке я с детьми наблюдаю, рассматриваю обсуждаю, анализирую и т. д., но свои впечатления об увиденном они затем выражают на занятиях .

    Экскурсии — один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях я знакомлю детей с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Находясь в лесу, на берегу озера, мы с дети собираем разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.

    Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках я организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения » Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки- корешки», «Загадки о животных»на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.).Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром .Через игры дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность.

    Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводятся опыты чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

    Часто на занятиях я использую художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего я использую литературу, рекомендованную программой детского сада. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А почему ему никто не помог?» Очень важно донести до детей смысл произведения.

    В детском саду проводятся конкурсы детских рисунков » Времена года», «Мир глазами детей», » Как я провёл лето», «Листопад», «Зимушка- зима», «Тает снежок, ожил лужок». Или такой конкурс «Лучшая поделка из природного материала». Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок.

    Осенью проводим конкурс на тему: «Необычный урожай года», где дети приносят самую кривую картошку или самый длинный огурец или самый большой подсолнух. Детей это очень радует и забавляет.

    За совместную работу, дети и родители получают благодарность и сюрпризы.

    Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного эпизода я стараюсь вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию.

    Очень тесно ведём работу по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии).

    Эффективной формой работы с родителями является, например, круглый стол «Воспитание доброты к природе». Начать можно с прослушивания магнитофонной записи рассказов детей о своих питомцах. Для родителей, дети которых проявляют жестокость к животным, цель беседы- не навреди. Для родителей, дети которых проявляют равнодушие, цель — заинтересовать. Поэтому для каждой подгруппы родителей целесообразно организовать отдельную беседу.

    Ещё одна моя форма работы с семьёй — педагогические ширмы , в которых родителям необходимо давать чёткие, конкретные, практические советы по узкой теме. Через ширмы я знакомлю детей и родителей с народными приметами, но обязательно с заданием: почему так говорят?

    Такую форму работы, как консультации, например «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье», можно начать с просмотра выставки книг по природе для детей. Можно показать родителям сценку, в которой сказочные персонажи расскажут о том, как надо вести себя в природе. После просмотра беседую с родителями, даю конкретные советы, рекомендую детям дома делать зарисовки о природе, рассматриваем картины и иллюстрации о природе, смотрим какие- то телевизионные передачи и т. д.

    Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.

    Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:

  • сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
  • у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
  • Всё хорошее в людях — из детства!

    Прикоснуться к природе всем сердцем:

    Мы хотим, чтоб земля расцветала,

    Чтоб для них экология стала

    Не наукой, а частью души!

    Автор: Козлова Ирина Юрьевна,

    воспитатель, МБДОУ «Детский сад №44 Ладушки комбинированного вида»,

    г.Электроугли, Ногинский район, Московская область, Россия.

    Планирование по экологическому воспитанию дошкольников

    Тема: “Планирование работы по экологическому воспитанию детей в дошкольном учреждении”.

    «Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру. Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в дошкольном возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. Государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование — актуальная и главная задача. В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

    Экология в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования.

    Большинство современных детей редко общается с природой. А ведь экологическое воспитание начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. В нашем детском саду занятия по экологическому воспитанию практикуются не первый год. Педагоги считают, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

    Целью экологического воспитания являются:

  • создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.
  • изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.
  • Задачи экологического воспитания:

    1. Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
    2. Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы.
    3. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.
    4. Научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности.
    5. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.
    6. Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.

    С детьми я начала работать с младшей группы и приоритетным направлением своей деятельности я выбрала экологическое воспитание детей «Познай мир природы».

    Разработка системы наблюдений за растениями, которые окружают дошкольников, изучение детьми объектов живой и неживой природы, формирование у ребенка элементов экологической культуры – все это очень важно в наши дни. Наблюдая за детьми, стала замечать, что дети к животным относятся более бережно, чем к растениям. Думаю, что одна из причин этого заключается в том, что животных легче, чем растения идентифицировать собой, наделить их разумом и переживаниями сходными со своими собственными. Дети мало знают о растениях, об их потребностях, особенностях развития.

    Свою работу по экологии я начала с изучения литературы по данной теме. Поставила цели и задачи. На втором этапе занялась выбором теоретического материала, подбором практических методов, составила план, куда вошли также занятия по экологическому воспитанию. Они построены по принципу развивающего обучения и направлены на развитие личности ребенка в целом. Совершенствования речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдается не простому и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего. Совместной практической деятельности воспитателя и детей.Работу по экологическому воспитанию детей я веду в режимных моментах, и стараюсь построить согласно временам года. Для этого в начале учебного года составлен план, который включает в себя: занятия, наблюдения, игровые ситуации, опытно – экспериментальную деятельность.

    НООД состоят из трех частей:

  • часть – беседа (рассказ, экскурсия);
  • часть – игра экологического или природоведческого направления;
  • часть – проведение опытов и экспериментов
  • На занятиях я использую художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего использую литературу, рекомендованную программой детского сада. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А почему ему никто не помог?» Очень важно донести до детей смысл произведения.

    Так же в работе широко использую загадки о природе и природных явлениях. Наглядный материал: стенды, фотографии, комнатные цветы, деревца на участке детского сада, фонотеку дисков с познавательным материалом о природе.В своих занятиях используются различные подвижные игры природоведческого содержания «Ласточки и мошки», «Наседка и цыплята», «Волки и овцы» «Хитрая лиса»,в ходе которых, подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания, а получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе;дидактические игры с предметами «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус» — уточняющие представления детей о свойствах и качествах объектов природы, развивающие наблюдательность, внимание, память.Настольно-печатные игры «Времена года», «Чьи детки», «Кто в избушке живет, что хозяину дает?», «Узнай дерево» — направленные на уточнение, систематизацию и классификацию знаний дошкольников о представителях животного и растительного мира, явлениях неживой природы. Словесные игры «Рыба, птица, зверь», «В воздухе, в воде и на земле», «Кто больше?» — закрепляющие знания о природе, развивающие внимание, сообразительность, связную речь, быстроту реакции.Наблюдения, опыты, эксперименты позволяют обогатить опыт ребенка – дошкольника, стимулируют мысленную активность, детскую любознательность, самостоятельность, удовлетворяют естественную потребность к деятельности. При организации опытов и наблюдений важно, чтобы ребенок приобретал гуманный опыт познания действительности, чтобы данные виды деятельности были безопасны не только для самого ребенка (что, безусловно очень важно), но и для живых объектов, т.е. опыты, наблюдения и эксперименты должны нести не только познавательную нагрузку, но и воспитывать доброжелательное отношение к живой природе.

    В работе использую такие опыты и наблюдения:

    • Заготавливаем с осени семена различных растений кладем в кормушку, наблюдаем, какие птицы предпочитают какой корм.
    • Весной трогаем стволы белоствольной березы и рябины, сравниваем какой ствол теплее. (положите не солнце белую и темную бумагу: какая из них быстрее нагреется?
    • С осени собираем и засушиваем листья и плоды разных растений. Раскладываем по коробочкам или мешочкам.(Можно использовать пустые пластиковые баночки из под витаминов с проделанными дырочками.) А потом пробуем по запаху определять, что это за растение.
    • Наблюдаем и определяем, где больше всего растет цветов и почему? И другие…
    • Очень тесно веду работу по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей я используем традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы). Ещё одна форма работы с семьёй, в которых родителям необходимо давать чёткие, конкретные, практические советы по узкой теме. Где можно знакомить детей и родителей с народными приметами, но обязательно с заданием: почему так говорят?

      Я считаю, что в ходе проделанной работы есть положительные результаты:

    • сформированы начала экологической культуры у детей;
    • дети учатся практическим действиям по охране природы;
    • развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
    • Свое выступление хотелось бы закончить словами:

      Как истоки добра пробудить?

      Прикоснуться к природе всем сердцем:

      Перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников

      Соколова Ольга Владимировна

      Старший воспитатель СП ГБОУ СОШ №6 г.о. Отрадный Самарской области

      детей старшего дошкольного возраста

      Патриотическое воспитание в детском саду – это сложная социально – психологическая деятельность, связанная с передачей жизненного опыта от поколения к поколению, с целенаправленной подготовкой человека к созидательному труду на благо Родины, к защите ее интересов. Суть патриотического воспитания в дошкольном учреждении состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. К сожалению, в методической литературе освещаются лишь отдельные стороны патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны. Поэтому я предлагаю перспективное планирование работы по патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста.

      (старший дошкольный возраст)

      Работа с детьми

      Формировать представление о мире, разных странах мира, России, себе, как о полноправных гражданах России.

      Воспитывать в детях патриотические чувства.

      Беседа о разных странах и их жителях.

      Знакомство с глобусом.

      Дидактические игры: «Кто в какой стране живет», «Иностранец».

      Воспитывать дружелюбное, уважительное отношение детей к людям разных национальностей, продолжить формировать представление о мире и разных странах, о детях, населяющих эти страны.

      Доказать сходство всех детей в мире независимо от национальности.

      Беседа о детях разных национальностей, чтение стихов, литературных произведений.

      Рисование на тему: «разноцветные дети».

      Дидактическая игра «Иностранец».

      Подвижные игры детей разных стран.

      Наша страна — Россия

      Формировать в воображении детей образ Родины, представление о России, как о родной стране.

      Воспитывать чувство любви к своей Родине, закрепить название родной страны «Россия».

      Беседа о Родине, чтение стихотворений, пословиц и поговорок, рассматривание иллюстраций с разными климатическими зонами России.

      Как жили славяне

      Познакомить детей с историей возникновения Руси, с жизнью наших предков, с условиями их быта и культурой.

      Беседа об историческом прошлом России, чтение русских былин, пословиц и поговорок о Родине.

      Знакомство с русским народным костюмом, с предметами русского народного быта.

      Государственные символы России – флаг, гимн.

      Закрепить знания детей о государственных символах России: гимне, флаге.

      Формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что государственные символы призваны объединять людей, живущих в одной стране.

      Беседы о государственных символах, рассматривание иллюстраций изображений государственных символов, прослушивание гимна, наблюдение в ходе прогулок и экскурсий, на каких зданиях можно увидеть государственные символы.

      Государственный символ России – герб.

      Закрепить и обобщить знания детей о символическом значении герба.

      Показать тесную связь современной государственной символики с фольклором и народным декоративно – прикладным творчеством.

      Беседы о символическом значении герба Российской Федерации, рассматривание изображения государственного герба.

      Дидактическая игра «Узнай свой герб».

      Что значит быть гражданином?

      Права и обязанности гражданина России.

      Уточнить представление детей о России как о родной стране.

      Воспитывать патриотические чувства, уважение к государственным символам России.

      Объяснить понятия «гражданство», «гражданин».

      Беседа о правах и обязанностях гражданина Российской Федерации, знакомство с конституцией России.

      Дидактические игры: «Узнай наш флаг», «Узнай наш герб».

      Познакомить детей со знаменитыми россиянами, своими делами и подвигами прославившими страну.

      Сформировать понимание значимости их деятельности для страны.

      Беседы о знаменитых россиянах, рассматривание фотографий соотечественников, прослушивание литературных произведений, стихов

      За что мы любим свой город?

      Уточнить знания детей о родном городе.

      Формировать понимание выражения «малая родина».

      Воспитывать патриотические чувства.

      Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города.

      Экскурсия по родному городу, рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий с видами города, чтение художественных произведений.

      Дидактическая игра «Что в родном городе есть».

      Герб родного города.

      Закрепить и обобщить знания детей о символе родного города – гербе.

      Формировать уважительное отношение к гербу.

      Беседа о том, где можно увидеть герб города, рассматривание иллюстраций герба, рисование элементов герба.

      День Защитников Отечества

      Формировать чувство уважения к Вооруженным силам России, к подвигам наших соотечественников по защите Родины.

      Праздник «День Защитника Отечества», изготовление подарков для пап и дедушек, рассматривание иллюстраций с изображением различных видов войск.

      Спортивный праздник «Русские богатыри»

      Воспитывать добрые, нежные чувства к своим мамам.

      Познакомить детей с женщинами в разные годы прославившими нашу страну в области искусства, науки, спорта, космонавтики.

      Утренник, посвященный мамам, изготовление подарков для мам и бабушек, выставка фотографий мам. Рассматривание иллюстраций знаменитых россиянок.

      Средствами эстетического воспитания познакомить детей с народными традициями встречи весны, с праздником Масленицы.

      Познакомить с образами русского народного поэтического фольклора.

      Развлечение, беседа о масленичной неделе, символическое значение блинов, чучело Масленицы.

      Спортивные состязания «Широкая Масленица»

      Флора и фауна родного края.

      Уточнить представления детей о животном и растительном мире родного края.

      Беседы о животных и растениях родного края, просмотр фильма, посещение краеведческого музея, целевые прогулки.

      Коренные жители Кольского полуострова.

      Познакомить детей с жизнью коренных жителей Севера, их бытом, культурой и традициями.

      Беседа о жизни саамов, чтение художественных произведений. Изодеятельность. Подвижные игры саамов.

      Обобщить и систематизировать знания детей о подвиге наших соотечественников в годы Великой Отечественной войны.

      Возложение цветов, беседы о подвигах людей в годы войны. Рисование «День Победы»

      Обобщить и систематизировать знания детей по патриотическому воспитанию.

      Формировать уважительное отношение к родной стране.

      Итоговое занятие – викторина, чтение литературных произведений о Родине.

      Планирование работы по экологическому воспитанию детей в дошкольном учреждении в соответствии с ФГТ

      Планирование работы по экологическому воспитанию детей в дошкольном учреждении в соответствии с ФГТ

      «Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру. Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в дошкольном возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. Государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование — актуальная и главная задача. В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

      Экология в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования.

      Большинство современных детей редко общается с природой. А ведь экологическое воспитание начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. В нашем детском саду занятия по экологическому воспитанию практикуются не первый год. Педагоги считают, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

      Целью экологического воспитания являются:

      • создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.

      • изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.

      Задачи экологического воспитания:

      1. Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.

      2. Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы.

      3. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.

      4. Научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности.

      5. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.

      6. Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.

      С детьми я начала работать со средней группы и приоритетным направлением своей деятельности я выбрала экологическое воспитание детей «Познай мир растений».

      Разработка системы наблюдений за растениями, которые окружают дошкольников, изучение детьми объектов живой и неживой природы, формирование у ребенка элементов экологической культуры – все это очень важно в наши дни. Наблюдая за детьми, стала замечать, что дети к животным относятся более бережно, чем к растениям. Думаю, что одна из причин этого заключается в том, что животных легче, чем растения идентифицировать собой, наделить их разумом и переживаниями сходными со своими собственными. Дети мало знают о растениях, об их потребностях, особенностях развития.

      Свою работу по экологии я начала с изучения литературы по данной теме. Поставила цели и задачи. На втором этапе занялась выбором теоретического материала, подбором практических методов, составила план, куда вошли также занятия по экологическому воспитанию. Они построены по принципу развивающего обучения и направлены на развитие личности ребенка в целом. Совершенствования речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдается не простому и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего. Совместной практической деятельности воспитателя и детей.

      Работу по экологическому воспитанию детей я веду в режимных моментах, и стараюсь построить согласно временам года. Для этого в начале учебного года составлен план, который включает в себя: занятия, наблюдения, игровые ситуации, опытно – экспериментальную деятельность.

      Занятия состоят из трех частей:

      1 часть – беседа (рассказ, экскурсия);

      2 часть – игра экологического или природоведческого направления;

      3 часть – проведение опытов и экспериментов

      На занятиях я использую художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего использую литературу, рекомендованную программой детского сада. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А почему ему никто не помог?» Очень важно донести до детей смысл произведения.

      Так же в работе широко использую загадки о природе и природных явлениях. Наглядный материал: стенды, фотографии, комнатные цветы, деревца на участке детского сада, фонотеку дисков с познавательным материалом о природе.

      В своих занятиях используются различные подвижные игры природоведческого содержания «Ласточки и мошки», «Наседка и цыплята», «Волки и овцы» «Хитрая лиса»,в ходе которых, подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания, а получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе; дидактические игры с предметами «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус» — уточняющие представления детей о свойствах и качествах объектов природы, развивающие наблюдательность, внимание, память. Настольно-печатные игры «Времена года», «Чьи детки», «Кто в избушке живет, что хозяину дает?», «Узнай дерево» — направленные на уточнение, систематизацию и классификацию знаний дошкольников о представителях животного и растительного мира, явлениях неживой природы. Словесные игры «Рыба, птица, зверь», «В воздухе, в воде и на земле», «Кто больше?» — закрепляющие знания о природе, развивающие внимание, сообразительность, связную речь, быстроту реакции.

      Наблюдения, опыты, эксперименты позволяют обогатить опыт ребенка – дошкольника, стимулируют мысленную активность, детскую любознательность, самостоятельность, удовлетворяют естественную потребность к деятельности. При организации опытов и наблюдений важно, чтобы ребенок приобретал гуманный опыт познания действительности, чтобы данные виды деятельности были безопасны не только для самого ребенка (что, безусловно очень важно, но и для живых объектов, т. е. опыты, наблюдения и эксперименты должны нести не только познавательную нагрузку, но и воспитывать доброжелательное отношение к живой природе.

      В работе использую такие опыты и наблюдения:

      • Заготавливаем с осени семена различных растений кладем в кормушку, наблюдаем, какие птицы предпочитают какой корм.

      • Весной трогаем стволы белоствольной березы и рябины, сравниваем какой ствол теплее. (положите не солнце белую и темную бумагу: какая из них быстрее нагреется?

      • С осени собираем и засушиваем листья и плоды разных растений. Раскладываем по коробочкам или мешочкам. (Можно использовать пустые пластиковые баночки из под витаминов с проделанными дырочками.) А потом пробуем по запаху определять, что это за растение.

      • Наблюдаем и определяем, где больше всего растет цветов и почему? И другие…

      Очень тесно веду работу по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей я используем традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы). Ещё одна форма работы с семьёй, в которых родителям необходимо давать чёткие, конкретные, практические советы по узкой теме. Где можно знакомить детей и родителей с народными приметами, но обязательно с заданием: почему так говорят?

      Я считаю, что в ходе проделанной работы есть положительные результаты:

      — сформированы начала экологической культуры у детей;

      — сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

      — дети учатся практическим действиям по охране природы;

      — развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

      — у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

      Свое выступление хотелось бы закончить словами:

      Всё хорошее в людях — из детства!

      Прикоснуться к природе всем сердцем:

      Удивиться, узнать, полюбить!

      И росли, как цветы, малыши,

      Чтоб для них экология стала

      Дидактическая игра-лото «С чего начинается Родина» «Родина для человека – самое дорогое и священное, без чего человек перестаёт быть личностью» В. А. Сухомлинский Знакомство с Родиной начинается.

      Выступление-презентация из опыта работы на тему: «С чего начинается Родина?» Одна из важнейших задач современного общества – гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Гражданско-патриотическое.

      Сайт для воспитателей детских садов

      Перспективное планирование по экологическому воспитанию дошкольников по программе «Детство»

      1. Учить детей определять и называть характер погоды: тепло, холодно, идет дождь, дует ветер;

      2. Знать типичные признаки осени: пасмурно, дождливо, листья желтеют, краснеют, падают на землю;

      3. Дать элементарные знания в установлении простейших закономерностей, обратить внимание на причины, связи, отношения явлений живой и неживой природы;

      4. Познакомить с разнообразием растительного и животного мира;

      5. Учить различать и узнавать по внешним признакам 2-3 домашних и диких животных, растений;

      6. Проявлять интерес к труду взрослых по уходу за животными и растениями.

      Мир удивительных открытий.

      I занятие: Знакомство с кабинетом природы и его обитателями.

      Цель: Показать детям, что здесь много цветов, есть хомячок, морская черепашка. Учить различать и называть 2 растения по внешнему виду (кливия, герань). Познакомить детей с различными способами ухода за комнатными растениями.

      II занятие: Знакомство с растительным миром.

      Рассматривание клумбы с осенними цветами

      Цель: Учить различать и называть 2 цветущих растения по цвету цветка, по высоте. Учить обследовательским действиям: показать рукой, какое растение выше, какое ниже, понюхать.

      III занятие: Знакомство с неживой природой: песок, камни, глина.

      Цель: Дать детям элементарные знания о неживой природе: песок, камни, глина, земля не растут, не дышат, не передвигаются.

      IV занятие: Знакомство с животным миром: домашние и дикие животные, птицы, насекомые. Наблюдение за кроликом.

      Цель: Учить узнавать и называть все виды животного мира. Познакомить с кроликом, особенностями его внешнего вида и особенностями поведения.

      Растения всякие нужны! Растения всякие важны!

      I занятие: Что у растений есть?

      Цель: Дать элементарные знания о строении растений: у них есть корни, ствол, стебель, почки, листья, цветы, семена. Они живые — растут, размножаются.

      II занятие: Что мы о них знаем?

      Цель: Формировать представления детей о том, что растения могут цвести, имеют запахи, они желтеют, вянут, сохнут. Познакомить детей с местом произрастания растений: поле, луг, комната, аквариум, дно моря.

      III занятие: Рассматривание осеннего дерева.

      Цель: Уточнить представления детей об основных частях дерева (ствол, ветки, листья). Упражнять в различении листьев по цвету, форме, величине. Подвести детей к пониманию значимости растений (зачем они нужны? — лечат, очищают воздух, защищают от солнца, ветра, дождя и т.д.).

      IV занятие: Вот такой огород. Д/ игра «Чудесный мешочек» (Р.К)

      Цель: Уточнить представление о внешнем виде овощей и фруктов. Сформировать обобщение (овощи растут на огороде, поле, фрукты — в саду). Рассказать о том какие овощи и фрукты растут в нашем краю.

      Животные и птицы — наши друзья!

      I занятие: Дидактическая игра «Отправляемся в полет!»

      Цель: Учить детей узнавать и называть воробья, голубя, кукушку, видеть некоторые особенности внешнего вида. Познакомить с некоторыми особенностями поведения: летают, прыгают, клюют; с наступлением осени кукушки, ласточки улетают в теплые края.

      II занятие: Села птичка на окошко. (Р.К)

      Цель: уточнить представление детей о птицах (воробье, вороне, голубе). Дать им определенные знания о том, какое у птиц оперение, как ходят- прыгают. Сравнить птиц по величине. Воспитывать у детей доброе, заботливое отношение к пернатым.

      III занятие: Наблюдение за попугаем.

      Цель: Учить узнавать волнистого попугайчика, отличать от других птиц (по разноцветному оперенью). Уточнить представление о поведении птицы (летает, прыгает, скользит по прутьям клетки, пьёт воду, клюёт зерна). Познакомить со способами ухода за попугайчиком.

      IV занятие: Наблюдение за кошкой

      Цель: Учить различать характерные признаки внешнего вида (большая, серая, с мягкой пушистой шерстью и т.д.). Познакомить с особенностями поведения: бегает, мяукает, лакает молоко, ест рыбу.

      1. Расширять представления детей о явлениях неживой природы зимой (морозы, дуют холодные ветры, идет снег, замерзли озера, реки, метут метели, день короче ночи. Небо серое, на нем облака, тучи).

      2. Учить определять состояние земли, воды; устанавливать связи между живой и неживой природой (погода — состояние воды, снега, время года — состояние растений, одежда человека).

      3. Учить сравнивать и различать хвойные и лиственные деревья.

      4. Уточнять представления детей об образе жизни диких зверей зимой, установление простейших связей между зимними условиями и особенностями поведения зверей.

      5. Расширять представления детей о разнообразии птиц и об их общих признаках, о жизни зимующих птиц.

      6. расширять и закреплять умения узнавать и называть комнатные растения, сравнение их по значимым для ухода признакам (характер поверхности листьев, их количество, расположение).

      7. Формировать представления детей о том, что растения живые (они дышат, питаются).

      8. Выделение, сравнение и исследование органов чувств человека, растений и животных.

      I занятие: Посадка лука.

      Цель: Уточнить представления о луковицах (они круглые, желтые, есть верхушки, корешки); формировать навыки посадки: поместить в лунку, крепко нажать, присыпать землей и полить; вызвать интерес к выращиванию растений.

      II занятие: Наблюдение за зимующими птицами. Рассматривание снегиря.

      Цель: Учить детей узнавать и называть птиц, которых они видят на участке. Уточнить, что с наступлением холодов сороки и вороны приближаются к жилью человека, ищут пищу: синички держаться стайками. Формировать понятие «зимующие птицы». Познакомить со снегирем, его внешним видом, особенностями поведения

      III занятие: Рассматривание деревьев и кустарников в зимнем наряде. (Р.К)

      Цель: Уточнить представления о признаках зимы (холодно, морозно, деревья и кустарники стоят без листьев). Учить детей различать березу, тополь, иву в зимнем наряде; отличать дерево от куста. Рассказать детям о деревьях и кустарниках растущих на территории детского сада и возле их дома.

      IV занятие: Наблюдение за елочкой.

      Цель: Учить детей узнавать и различать елку (у ели ветки растут по всему стволу от верхушки до земли, опущены вниз, иголки — короткие, шишки — продолговатые). Уточнить, что ель — хвойное дерево, вечнозеленое, очень красивое, их надо беречь.

      I занятие: Почему идет снег?

      Цель: Уточнить представления о признаках зимы (холодно, идет снег, со снегом можно играть). Посредством сказки познакомить детей, откуда появляется снег, почему он идет. Вызвать у детей радостное переживание от зимней прогулки.

      II занятие: Разноцветные бусинки. В гостях у Знайки (опыты с водой).

      Цель: Познакомить со свойствами воды. Развивать наблюдательность, любознательность, стремление экспериментировать и исследовать. Учить делать выводы из имеющихся знаний.

      III занятие: Рассказ воспитателя о диких зверях.

      Е.И. Чарушин «Волчишко».

      Цель: Учить различать и узнавать лису, зайца, волка на картинке; отмечать характерные признаки. Познакомить с образом жизни зверей и основными способами питания. Развить интерес к животным.

      IV занятие: Ребенок открывает мир: мы и они живые!

      Цель: Уточнить представления детей о том, что животные и мы живые (дышим, двигаемся, питаемся, размножаемся, растем, издаем звуки). Учить находить сходство с ними — имеем голову, конечности, кожу, волосяной покров, внутренние и внешние органы, болеем и т.д.

      V занятие: Где я живу? (Р.К)

      Цель: Уточнить представления детей о городе, в котором они живут. Обратить внимание детей на изменения в природе в связи с приходом зимы.

      I занятие: Рассматривание веток тополя, сирени и комнатные

      растения (в сравнении)

      Цель: Учить детей различать зимой деревья и кусты по веткам, по стволу. Уточнить, что зимой они спят, что для роста растений необходимы свет, тепло, вода. Учить детей сравнивать.

      II занятие: Села птичка на окошко (Р.К).

      Цель: Уточнить представления детей о зимующих в нашем регионе птицах (воробей, голубь, синица) Уточнить: какие птица прилетают к кормушке, чем их надо подкармливать. Воспитывать доброе и заботливое отношение к пернатым.

      III занятие: Я все знаю!

      Цель: дать детям элементарные знания о строении и функциях частей тела человека: для чего глаза, уши, рот, нос, руки, ноги и т.д.

      IV занятие: «Уходи, мороз косматый!» (заключительная беседа о зиме)

      Цель: Уточнить знания детей о том, что зимой холодно, лежит снег. Дети тепло одеты. Деревья спят, птиц очень мало. Насекомые все попрятались. Развивать активный словарь детей.

      1. Накопление и обобщение первичных представлений о наиболее ярких явлениях происходящих в природе весной: рост растений, их цветение; интенсивный рост животных, появление у них детенышей. Освоение зависимости роста растений, животных, насекомых от условий среды.

      2. Различение и называние растений (мать-и-мачехи, подснежников), птиц (грача, вороны, ласточки), насекомых (бабочки, жука, кузнечика), диких животных (волка, лисы, зайца, лягушки).

      3. Уточнение представлений об аквариуме как месте обитания рыб.

      4. Формирование позиции помощника и защитника живой природы.

      Весна! Как прекрасно твое пробуждение!

      I занятие: «Как мы весну искали»(в гости к Лесовичку)

      Цель: Познакомить детей с первыми признаками весны: изменившееся небо (его цвет) яркое солнце, появление травы, набухание почек, цветение «котиков» у вербы. Закрепить знания детей названий деревьев, уметь находить сходство и различие в строении дерева и куста. Отметить особенности поведения птиц (воробьи, грачи собираются стаями и кричат).

      II занятие: Рассматривание веток тополя и березы с распустившимися листьями.

      Цель: Закрепить знания о том, что деревья зимой не погибают, а «спят», на ветках остаются почки, из которых весной распускаются зеленые листья. Для роста растений необходимо тепло.

      III занятие: Кто живет в нашем лесу? (Р.К)

      Цель: Познакомить с образом жизни зверей весной, рассказать о том, что весной у многих животных появляются детеныши, просыпается лес.

      IV занятие: Посадка гороха на огороде.

      Цель: Дать знания о том, что весной в землю сажают семена. Закрепить навыки правильной посадки семян (раскладывать в бороздки, присыпать землей).

      I занятие: Наблюдение за птицами.

      Цель: Продолжать знакомить детей с признаками весны (яркое солнце, деревья и кустарники покрыты листвой, появились насекомые, а значит, прилетели из теплых краев скворцы, зяблики). Учить детей узнавать и называть знакомых им уже птиц. Познакомить детей со скворечником (домик для скворцов).

      II занятие: Рассматривание мать-и-мачехи. (Р.К)

      Цель: Закрепить представление о названии и об основных частях растений. Научить различать и узнавать первый весенний цветок — мать-и-мачеху. Рассказать, почему его так назвали и чем он полезен. Познакомить детей с растениями растущими на территории детского сада.

      III занятие: Рассматривание жуков и бабочек.

      Цель: Учить детей различать насекомых и бабочек по внешнему виду, отмечать характерные особенности (цвет, величину), некоторые особенности движения (жук ползает, бабочка летает, порхает, муравей ползает).

      IV занятие: Целевая прогулка на огород.

      Цель: Дать знания о том, что весной в землю сажают семена; вызвать интерес к труду старших детей, желание принять участие в труде.

      I занятие: Рассматривание цветущего дерева.

      Цель: закрепить представление о дереве (у дерева есть ствол, ветви, листья, весной на дереве появляются зеленые листья, цветы). Активизировать словарь детей. Вызывать радость от красоты весеннего дерева.

      II занятие: В гостях у Курочки Рябы.

      Цель: Познакомить детей с тем, что весной у курицы, утки, гусыни появляются малыши. Формировать представления о цыпленке, утенке, гусенке. Учить различать их. Познакомить с особенностями ухода за ними. Д/игра: «Где, чья мама?»

      III занятие: Наблюдение за рыбкой в аквариуме. Кто живет в речке? (Р.К)

      Цель: Учить детей узнавать и называть рыбок. Видеть некоторые особенности внешнего вида: красивая, золотая, большая. Выделять некоторые части тела: у рыбки есть хвост, плавники, глаза, рот. Познакомится с некоторыми особенностями поведения: живет в воде, плавает с помощью плавников, хвоста, хватает корм ртом. Дать знания о том, что рыбку нужно кормить. Рассказать о некоторых видах рыб обитающих в реке Днестр.

      IV занятие: Давайте научимся любить природу!

      Цель: Закрепить представления, что природа — это то, что нас окружает, что для условий жизни необходимы тепло, свет, почва, вода. Воспитывать любовь и заботу о ней: поливать, рыхлить, кормить, чистить, заготавливать корма. Знать правила поведения в природе.

      1. Учить обобщению первичных представлений об осени по существенным признакам сезона: состояние погоды и основные осенние явления (хмурое небо, мелкий холодный дождь, туман)

      2. Учить узнавать деревья, кусты по листьям, плодам, семенам, количеству и характерным особенностям стеблей. Выделение общих признаков у дерева и куста, их различие.

      3. Учить различать и называть комнатные растения. Подвести детей к пониманию того, что полив есть удовлетворение потребности растений во влаге.

      4. Расширять представления об овощах и фруктах (цвет, форма, величина, запах, вкус), сенсорное их обследование. Конкретизировать представления о домашних и диких животных, о приспособлении их к трудной зимовке, необходимости помощи живому существу. Развивать умение устанавливать простейшие связи между цветом шерстяного покрова и средой обитания: интерес к самостоятельному наблюдению.

      5. Познакомить детей с понятием Вселенная; с понятием Заповедные места, «Красная книга»; знакомить с тем как человек использует дары природы и как охраняет окружающую среду от загрязнения.

      I занятие: Планете Земля – наш общий дом.

      Цель: Формировать элементарные представления о Земле как о планете: она круглая, вращается, на ней моря, океаны, реки, суша. Познакомить с глобусом, с понятием «Вселенная».

      II занятие: Щедра природа на выдумки!

      Цель: Учить детей обобщать первичные представления о смене времен года. Обратить внимание на первые признаки осени — расцвечивание листьев. Упражнять детей в различении 2-3 деревьев (березы, ивы, тополя).

      III занятие: Что такое родная природа? (Р.К)

      Цель: Познакомить детей с ландшафтом, растительным и животным миром данной местности. Научить узнавать и называть растения территории детского сада. Познакомить с понятием «Заповедные места. Растения Дендрария».

      IV занятие: Тайны природы.

      Цель: Познакомить детей с тайнами природы: что такое радуга, облака, тучи, гроза, шторм, буря. Учить наблюдать явления погоды и фиксировать их в календаре природы.

      Как прекрасен мир растений!

      I занятие: Рассматривание осеннего дерева.

      Цель: Формировать представления детей об особенностях среды обитания и строения растений леса, реки, болота, пустыни. Уточнить представления о строении дерева: упражнять о различении листьев по цвету, величине, форме. Защита растений (заповедники).

      II занятие: Хорошо ли живется растениям. Рассматривание комнатных растений (бальзамин, алоэ).

      Цель: Формировать понимание приспособления растений к условиям внешней среды: различные потребности в свете, влаге, температуре. Учить детей понимать зависимость растения от отношения к нему человека: болеет, вянет, желтеет. Понятие «Красная Книга». Научить различать и узнавать алоэ (стебель прямой, листья сочные, толстые, продолговатые, с зазубринами по краям, гладкие). Познакомить с особенностями ухода (обтирать влажной кисточкой, поливать редко). Закрепить представление о внешнем виде бальзамина и уходом за ним.

      III занятие: Мой город! (Р.К)

      Цель: Продолжать знакомить детей с особенностями нашего города. Рассказать о том, что в октябре празднуется день рождения города.

      IV занятие: Они необыкновенны!

      Цель: Дать представление о том, что растения бывают съедобные, ядовитые, лекарственные, колючие, жгучие и др. Они пахнут, дают плоды.

      I занятие: Как звери готовятся к зиме.

      Цель: Формировать представления у детей о том, как звери готовятся к зиме (белка запасает орехи, грибы, желуди, устраивает гнездо, меняет шубку; заяц тоже меняет окраску, ёж готовится к спячке, медведь устраивает берлогу и залегает в длительную спячку). Учить различать и называть диких зверей. Охрана животных Красной Книги.

      II занятие: Беседа «Секреты животных»

      Цель: Познакомить детей со способами приспособления к среде обитания животных, рыб, птиц, их внутренних и внешних органов: жабры, плавники, хвосты, клювы, языки, колючки, шерсть, уши, перья, крылья, копыта и т.д. Рассказать детям о размножении, способах передвижения и защиты животных.

      III занятие: Кто живет в лесу? (Р.К)

      Цель: Закрепить знание о диких животных нашего края. Рассказать о том где живут, как готовятся к зиме. Уточнить чем питаются, какую приносят пользу.

      IV занятие: Представление о многообразии животного мира.

      Цель: Учить узнавать, называть все виды животного мира; какую пользу приносят.

      1. Развивать у детей стремление обнаруживать связи между изменениями в жизни растительного и животного мира и состоянием погоды.

      2. Учить наблюдать явления природы, анализировать, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях живой и неживой природы.

      3. Формировать элементарные представления о её целостности и единстве.

      4. Учить выделять существенные признаки, свойственные всем живым организмам.

      5. Продолжать знакомить детей понятием Вселенная, рассказать о необъятности мира, о множестве планет и звезд.

      6. Продолжать знакомить с заповедными местами города, края; охраной растений и животных (Красная книга).

      7. Познакомить с экологическими плакатами.

      I занятие: Посадка лука на зелень.

      Цель: Уточнить знания о том, что овощи выращивают из семян, луковиц, о характерных признаках луковиц (круглая или вытянутая, есть донце и верхушка, покрытая яркой чешуей, цвет разный, чешуйки гладкие). Упражнять в правильных приемах посадки в ящик с землей и в банку с водой.

      II занятие: Наблюдение за зимующими птицами.

      Цель: Узнавать и называть уже известных детям птиц; продолжать формировать понятие «зимующие птицы». Познакомить детей с календарем наблюдений за птицами. Поддерживать интерес к наблюдениям за птицами и желание их подкармливать.

      III занятие: Птицы нашего края. (Р.К)

      Цель: Закрепить знания о птицах, зимующих в нашей республике. Рассказать детям, что в конце осени к нам прилетают грачи из более северных районов и остаются у нас зимовать.

      IV занятие: Наблюдение за хвойными деревьями.

      Цель: Закрепить умение различать ель и сосну, уточнить, что они хвойные, вечнозеленые деревья. Развивать умение сравнивать. Воспитывать бережное отношение.

      I занятие: Сказка зимнего леса. Экскурсия в парк.

      Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках зимы (холодно, морозно, снег лежит на земле, сверкает на солнце; деревья и кустарники стоят без листьев, только ель и сосна зеленые; не видно бабочек и жуков, стало мало птиц). Закрепить знания правил поведения в природе. Разговор о необъятности Вселенной, заповедных местах края.

      II занятие: Посев овса. Наблюдение за попугайчиком.

      Цель: Учить узнавать попугайчики и отличать от других птиц. Уточнить правильные приемы посева овса. Познакомить со способами ухода за попугаем (кормить разным кормом, в том числе и зеленым). Учить детей видеть своеобразие внешнего вида попугаев (небольшая птица, красивое оперение: голова, грудка, крылья покрыты волнистыми желтыми и черными полосками, хвост синий, длинный, клюв короткий, на лапках коготки). Формировать представления об особенностях поведения и ухода за ним.

      III занятие: Опыты с водой (превращения в лед, пар)

      Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами воды: жидкость без вкуса, запаха, цвета, формы, текучая, может разливаться и т.д. Показать значение воды для всего живого.

      IV занятие: Рассматривание комнатного растения (герань душистая)

      Цель: Закрепить знания о том, что в зимнем саду находятся разные комнатные растения, за ними надо по-разному ухаживать. Познакомить с новым растением — геранью душистой и уходом за ней (листья от пыли чистят кисточкой).

      I занятие: Зиму провожай, весну встречай! (Р.К)

      Цель: Дать детям элементарное понятие о взаимосвязи в природе. О цикличности смены времен года, особенностях празднования праздника «Масленица», его истории и традициях.

      II занятие: Комплексное занятие: «Приходите добрый доктор Айболит»

      Цель: Формировать представления о ценности здоровья, что солнце, воздух и вода — лучшие друзья нашего здоровья. Советы доктора Айболита о том, как надо заботиться зимой о своем здоровье.

      III занятие: Учимся любить себя. Уроки здоровья.

      Цель: закрепить представления о ценности здоровья, о необходимости здорового образа жизни и заботе о своем здоровье. Охрана животных и растений.

      IV занятие: В поисках весны (заключительная беседа).

      Цель: Закрепить знания о том, что деревья зимой не погибают, на ветках остаются почки, которые в конце зимы начнут распускаться, что дни стали длиннее, все чаще появляется яркое солнце, зацветают пролески.

      1. Уточнение представлений о признаках весны (изменение цвета неба, таяние снега, оттепель, солнечные лучи, появление проталин, сосульки и их таяние, появление травы, цветущих растений).

      2. Уточнение особенностей весеннего состояния деревьев (в том числе цветущих). Различение 2-3 деревьев по цветению.

      3. Расширение представлений о жизни животных весной (выход из нор, берлоги, появление детенышей, забота о них, защита от врагов, воспитание) Называние взрослого животного и детеныша.

      4. Представления о птицах, их образе жизни (на земле, в воздухе, в воде), установление связей между изменением условий и прилетом птиц, размножение, забота о птенцах.

      5. Представление о жизни насекомых (потребность в пище, тепле), установление простейших связей.

      6. Уточнение представлений о биологических процессах в природе на примерах размножения растений (посадка и длительное наблюдение за ними).

      7. Развитие наблюдательности. Осторожное и доброжелательное поведение во время игр в природе.

      8. Познакомить с загрязнением окружающей среды, как человек использует и охраняет природу.

      9. Продолжать знакомить с понятием Вселенной; «Красной книгой».

      I занятие: Рассматривание первых весенних цветов. (Р.К)

      Цель: Познакомить детей с первыми весенними растениями, учить их различать и правильно называть, выделяя характерные признаки. Рассказать о растениях, занесенных в Красную книгу ПМР. Вспомнить легенду о Мэрцишоре.

      II занятие: Нет зимы — пришла весна!

      Цель: Развивать умение видеть изменения, происходящие в неживой природе весной: стало теплее, тает снег, появились ручьи, тают сосульки, стали теплыми камни, песок, земля; небо ясное, солнце яркое. Учить устанавливать связь между солнечным светом, теплом и таянием снега, льда, сосулек.

      III занятие: Синичкин календарь.

      Цель: Дать представление об изменении в жизни растений, птиц, насекомых, животных весной. Познакомить с некоторыми народными приметами. Поговорить о разнообразии растений, о необходимости их охранять.

      IV занятие: Рассматривание комнатных растений. Их отбор для пересадки.

      Цель: Уточнить, что весной изменяется потребность растений во влаге, учить детей узнавать необходимость полива не только путем обследования почвы, но и по состоянию растения; замечать новые побеги у аспарагуса, цветы у герани; что некоторые растения нуждаются в пересадке (большое в маленьком горшочке, желтые листья).

      I занятие: К нам весна шагает быстрыми шагами!

      Цель: Продолжать знакомить детей с явлениями, типичными для апреля (ясное небо, у деревьев и кустарников набухли и распустились почки, у некоторых — ива, клен — цветы; на солнечных местах появились первые цветущие растения: мать-и-мачеха, пролеска, подснежник, ветреница). Учить детей различать их по внешнему виду. Создать детям радостное настроение от встречи с любимыми цветами в театрализованном представлении по стихотворению «Корзинка» В. Берестова.

      II занятие: Новые открытия!

      Цель: Упражнять детей в различении и назывании комнатных растений (герань, бегония, традисканция); дать представления о том, что эти растения размножаются вегетативным способом: листом, отростками, клубнями, семенами, усами, черенками. Привлечь детей к выращиванию, нового растения из отростка (кливия).

      III занятие: Экскурсия в ботанический сад во время цветения. (Р.К)

      Цель: рассмотреть деревья в цвету, отметить обилие насекомых: учить отличать 2-3 вида деревьев в весеннем уборе, показать красоту цветущего сада. Познакомить детей с деревьями, растущими в ботаническом саду г. Тирасполя.

      IV занятие: Посадка цветочных семян.

      Цель: Закрепить представления о том, что семена сажают в землю, поливают, из них вырастают растения, и будет у нас красиво. Упражнять в способах обследования. Познакомить с приемами посадки. Охрана растений. Красная книга.

      I занятие: Наблюдение за лягушкой.

      Цель: Закрепить знания детей о внешнем виде лягушки, полученные во время наблюдений на прогулках (небольшое животное, серовато-зеленого цвета, глаза большие, выпуклые).

      Познакомить с движениями лягушки (она прыгает на суше, ползает в воде); показать связь между строением передних и задних конечностей и способами передвижения, сообщить о том, что лягушка питается комарами, мухами, она полезна, её надо беречь.

      II занятие: Рассматривание ранних овощей и приготовление салата из них.

      Цель: Уточнить представление о внешнем виде овощей (морковь — продолговатая, оранжевого цвета и т.д.; свекла — круглая, темно-красного цвета и т.д.).

      Упражнять в различении ранних овощей (редис, щавель), сформировать обобщение (овощи выращивают на огороде, употребляют в пищу). Привлечь детей к приготовлению салата из редиса.

      III занятие: Наблюдение за насекомыми. Беседа о вредных и полезных насекомых

      Цель: Упражнять в узнавании и назывании уже известных насекомых, показать 2-3 новых жука (бронзовку, жужелицу) и бабочку (капустницу) крапивницу. Внести в словарь детей новые названия насекомых.

      IV занятие: Водоемы нашего края. (Р.К)

      Цель: Познакомить детей с основными водоемами нашей республики. Рассказать о том, где они находятся, какие животные населяют, какие растения растут. В чем особенности. Формировать чувство ответственности за сохранение синего наряда планеты. Красная книга.

      1. Формировать понятия об осени как времени года (похолодание, сокращение светового дня, холодные затяжные дожди).

      2. Конкретизировать представления об основных группах растений и животных (среда обитания, потребности, приспособление к среде, сезонным изменениям среды, признаки хорошего состояния, способы удовлетворения потребностей).

      3. Уточнять представления о функциях растений (питание, дыхание, движение, рост и развитие) на примере растений разных экосистемы.

      4. Осваивать представления о некоторых факторах абиотической среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода и ее переход в различные состояния; воздух — его давление, сила; почва — состав).

      5. Формировать представления о целостности и единстве живой и неживой природы.

      6. Закрепить понятие «Вселенная». Планеты Солнечной системы.

      7. Знакомство с полезными ископаемыми, ресурсами края, их пользе.

      8. Продолжать знакомить с животными и растениями Красной Книги.

      Источники:

      http://www.maam.ru/detskijsad/tematicheskii-kontrol-v-dou-po-yekologicheskomu-vospitaniyu.html

      «Экологическое воспитание дошкольников». Опыт работы

      http://doshkolnik.ru/ecologia/11864-ekologicheskomu-vospitaniyu.html

      https://infourok.ru/perspektivnoe-planirovanie-po-patrioticheskomu-vospitaniyu-doshkolnikov-458115.html

      http://www.maam.ru/detskijsad/planirovanie-raboty-po-yekologicheskomu-vospitaniyu-detei-v-doshkolnom-uchrezhdeni-v-sotvetstvi-s-fgt.html

      https://dohcolonoc.ru/planirovanie/6942-perspektivnoe-planirovanie-po-ekologicheskomu-vospitaniyu.html