Почему дети матерятся

Мат — следствие неуверенности в себе

— Эти психологические причины легко понять на основе нашего с вами обывательского опыта. Что такое мат как языковый институт? Это какая-то табуированная часть языка, то есть язык, которым нельзя разговаривать. Странно: почему должен существовать язык, на котором нельзя разговаривать? Он есть, но говорить на нем нельзя. Если над этим противоречием задуматься, тогда чисто логически становится понятно: он нужен, чтобы показать, что я этот культурный барьер проламываю, я с ним не считаюсь. Вот я какой мощный, вот я какой крутой, вот я какой независимый!

Это инструмент, регулирующий отношения. Можно сказать, что мат у людей — аналог рычания у животных, предупредительный сигнал: я небезопасен.

Люди чаще матерятся, когда у них обостряется потребность в защите, в самоутверждении. Это не от бескультурья и не от избытка сил. Наоборот, это судорога неуверенности в себе, это состояние, в котором человек особенно жадно прибегает к внешним атрибутам своей значимости. Проще говоря, чем больше люди перепуганы, тем больше они матерятся!

Испуганы мы бываем по самым разным причинам. Из расшифровок «чёрных ящиков» известно: последним, что говорят пилоты, успевшие понять неизбежность гибели, является не слово «конец», а его матерный аналог.

Но вы спрашиваете о других людях, которые матерятся вроде бы безо всякой видимой причины. В таких случаях причиной является другой страх, действительно невидимый и не сознаваемый самими «матерщинниками», но сильный: это страх собственной несамодостаточности, безотчётный страх того, что «я плохой», и что меня за это ждёт наказание.

Есть другое представление о том, почему люди матерятся: это представление о «дурном примере», от которого все родители хотят оградить своих детей. Кажется, что если ребёнок услышит «много новых слов» от приятеля, он захочет ему подражать и тоже начнёт материться.

Это поверхностное представление. Ведь этот пример матерщины (и любой другой агрессии) предъявлен более-менее всем на свете детям и подросткам. Но все по-разному ему следуют, все с разной податливостью ему подчиняются. И с большим энтузиазмом ему следуют неуверенные в себе люди. Чем меньше чувство самодостаточности, тем больше желание сойти за своего.

— Но ведь есть примеры крутости и самодостаточности совершенно другого рода. Есть люди интеллигентные, умные. Почему из всех примеров крутости будущие матерщинники выбирают именно такую крутость?

— Крутость для них важна именно как физическая внешняя защита. Ведь им страшно!

Еще раз вернемся к природе матерщины. Какое впечатление на нас этот язык производит? Прежде всего, впечатление повышенной агрессивности. От матерщины до удара гораздо меньше дистанция, чем от корректной фразы: «Ну, Васильич, ты меня и удивил» (как в известном анекдоте). И поэтому перепуганные люди энергично матерятся. Мол, не тронь, а то вот-вот ударю. И поэтому для детей, которые чувствуют себя незащищенными, подлежащими заслуженно плохому обращению с собой, это такой заманчивый щит.

— А можно предположить, что влияют такие факторы, как недостаточность словарного запаса? Человек не знает, как выразить свою мысль или эмоцию. И вот он прибегает к этим словам. Возможна такая связь: человек недостаточно читал книжки, поэтому у него не хватает чисто выразительных средств?

— Нет, такой прямой связи нет. Если у психологически сохранного человека не хватает слов, чтобы выразить какое-то тонкое чувство или описать какую-то новую реалию, он может испытывать затруднения, может прибегать к междометиям, «мекать — бекать», но у него не будет потребности материться. Тем более что мат заменяет пустоты в эмоциональном плане, но не в смысловом, он не помогает собеседнику лучше понять: о чем, собственно идет речь.

На самом деле связь между бескультурьем и матом есть, но не прямая, а, так сказать, опосредованная. Нехватка слов для выражения тех самых тонкостей возникает от того, что ребёнок этих слов просто не слышит. Это ребёнок, в чьей семье говорили в основном на конкретные материально-хозяйственные темы. «Дай соль. Уже поздно. Сколько раз тебе повторять». А о тонких чувствах не говорили, красотой не восхищались, чужому горю не сочувствовали. Значит, в той семье не говорили и о чувствах самого ребёнка, и его переживаниями не сочувствовали. Так и формируется неуверенность ребёнка в себе, чувство непринятости, которое потом провоцирует его на «матерщинную защиту».

— Имеется в виду неблагополучная среда в психологическом и нравственном отношении, или то, что окружающие матерятся, и это как заражение?

— Это одно и то же. Внешне это может выглядеть так, что отец матерится, сосед матерится, и поэтому наш пациент матерится. Но это не инфекция, которая передается воздушно-капельным путем. Эта «инфекция» передается иначе. Если отец матерится, значит, у него повышена агрессивность (то есть, как мы поняли, страх). А это в свою очередь означает, что отец мало принимающий, он не будет сильно вникать в состояние ребенка, да и жены. Поэтому ребенок будет чувствовать себя незащищенным, испуганным. Вот от этого у него будет потребность материться.

— Как влияет привычка материться на способность человека поддерживать полноценное общение с близкими людьми?

— Влияет очень сильно, но только не сама матерщина, а её истоки. Те же психологические причины, что провоцируют мат, портят отношения человека с окружающими.

Для наших близких полноценным является такое общение, когда мы принимаем в них участие. Когда мы к ним реально присоединяемся, представляем себе их чувства, сосредотачиваемся на их обстоятельствах. Когда мы больше выслушиваем, чем выговариваемся.

Посмотрев на отношения под этим углом зрения, вы сразу заметите, что участливые люди гораздо меньше матерятся, чем люди, чьё участие остаётся в основном виртуальным. Вы не увидите человека, который склонен выслушивать, сосредотачиваться на собеседнике, и при этом энергично матерится. Это какие-то разные образы.

— То есть человек, который матерится, испытывает трудности в близком общении?

— Да. Не потому, что он матерится, а по той же причине, по которой он матерится: из-за неуверенности в себе. От этого он матерится, и от этого же такой человек бывает менее участлив. Его собственный психологический дискомфорт так велик, что ему трудно сосредотачиваться на дискомфорте другого человека. Мат как проблема речи отражает проблему его менталитета. Очень редко человек матерщиной сопровождает предложение помочь. Как правило, матерщина сопровождает отказ в помощи: «Да пошел ты… туда-то и туда-то». Матерящийся человек бывает более негативен для окружающих, для домочадцев.

Есть и другая сторона этой проблемы. Жизненная позиция матерщинника близка к позиции кулачного бойца. А надо сказать, что люди любят или не любят себя ровно за то же, за что они любят или не любят окружающих. Поэтому кулачный боец безотчётно не любит себя. У него, как говорят психологи, негативное самопринятие. Ведь никто из нас — ни интеллигенты, ни отъявленные матерщинники, — никто не любит партнера, который стоит перед тобой в кулачной стойке. Поэтому когда человек в такой стойке живет, у него развивается аутоиммунная агрессия, он себя не любит.

— У нас издавна принято женщин ограждать от мата, говорить, когда кто-то матерится: «Что ты делаешь, здесь же женщины, дети». Можете как-то это психологически объяснить?

— Мне кажется, это связано с двумя причинами. Главная — то, что мат действительно является прелюдией к удару, к толчку, к негативному физическому воздействию. И женщин и детей первыми уводят из-под этого удара. Другая причина состоит в том, что словарь мата на 90 % связан с сексуальными реалиями.

— Сейчас мы видим, что молодые девушки зачастую не смущаются, а сами матерятся. Можете как-то прокомментировать это?

— С чем это связано, точно не скажу, у меня есть два предположения. Одно состоит в том, что это есть закономерное следствие общего феминистического движения, на мой взгляд, губительного для человеческой культуры и человеческой психики.

А второе объяснение состоит в том, что сейчас матерщина вообще гораздо больше пропитывает всю культуру, язык, в том числе публичные выступления, чем это было 15-20 лет тому назад. И, если справедлива наша логика, что матерятся перепуганные люди, то это есть результат гигантской социальной ломки, вследствие которой люди в своей массе сейчас перепуганы. Старые устои приемлемой жизни сломаны, а новые не только еще не сформировались, их даже еще не видно на горизонте. И люди потеряны, поэтому чувствуют обостренную потребность в самоутверждении.

— У человека есть разные способы удовлетворения своих потребностей. Здоровые, не здоровые. Вот мат — это один из способов удовлетворения потребности в защищенности и самоутверждении. Вот человек матерится. И что происходит с его потребностью при этом?

— Ничего хорошего. Это наркотик, а не витамин С.

— Кстати, слово «наркотик» очень подходит, в контексте следующего вопроса. Вопрос о том, как люди отучаются от этого дела. Мы знаем, что от наркотика очень тяжело отучиться, и мы все встречали людей, которые когда-то матерились, теперь они засоряют язык какими-то странными междометиями, типа «ля» (кусочек одного матерного ругательства). Это делает из них каких-то клоунов. Смотришь, человек взрослый, серьезный, а как только он начинает «лялякать», представление о нем меняется. Почему они не могут легко отучиться и говорить нормально?

— Вы приводите случаи чисто механического избавления от мата. Механического, а не содержательного. То есть человек осознал, что лучше бы не материться, и начинает бороться с этим на уровне лексики, а не на уровне причины. Тогда неизбежно возникают всякие эвфемизмы, тот или другой. Иногда эти эвфемизмы выглядят комично, иногда вполне культурно. Например, человек начинает без конца говорить «как бы».

В чем состоит содержательная борьба с матом, как с наркотиком? Действительно, это хорошая аналогия. Пока наркоман не найдет, не нащупает своей правильной, содержательной деятельности, никакие химические, медицинские меры не окажутся долгосрочными. Он быстро скатится обратно. Здесь то же самое. Поскольку матерщина провоцируется ощущением собственной несамодостаточности, то вытесняется этот негатив поиском собственной достаточности.

Прежде всего, речь идет о развитии своей участливости, о навыке сосредотачиваться на любом человеке, который появился в поле зрения. Это трудно. Чем более человек истощен, тем труднее, но в преодолении этой трудности его главное спасение.

— Попробуем поставить себя на место этого человека. Он держался за мат как за некую оболочку, защищающую от внешнего мира, он был как ощетинившийся ежик. И вдруг он эти иголки сбросил, он ощущает себя таким голеньким и беззащитным. Наверное, ему будет страшно, «как я такой без мата, меня все могут обидеть»? И как его участливость поможет ему переменить отношение к людям, поможет чувствовать, что они не угроза, а наоборот, что они, может быть, нуждаются в его участии, защите, и так далее.

— Справедливые сомнения. Значит, надо начинать не с того, чтобы усилием воли держать себя за горло и отказываться мата, это такому человеку будет страшно, поэтому практически непосильно. Ему надо начинать с того, чтобы, ещё отучаясь от мата, приучаться мысленно сосредотачиваться на собеседнике. Приучаться представлять себе: что этот человек хотел бы от него сейчас услышать. Чего он хочет: спать ли, в туалет ли, поделиться ли впечатлениями от фильма? Поначалу это будет очень трудно. Тут не надо себя насиловать, надо идти на то усилие, пусть небольшое, которое сейчас доступно. Пусть он ограничится одним-двумя вопросами и на этом свернёт разговор. Чем чаще он будет предпринимать даже такие ограниченные усилия, тем больше у него будут расти эти возможности. Как мускулатура накачивается. А мат потом сам по себе отпадет.

Еще 11 статей на тему: Подростковые проблемы: как справиться и чем помочь?

Почему ребенок ругается матом?

Мат – явление привычное и в то же время парадоксальное. По недавним опросам, 80% россиян считают употребление мата неприемлемым, а 10% — допустимым только в крайних случаях, при этом – в рамках того же исследования – более чем у 70% опрошенных есть в окружении убежденные матерщинники. Так или иначе нецензурную лексику в речи родителей и окружающих в первую очередь запоминают дети, а отучить ребенка ругаться матом – задача не из легких.

В свободном доступе можно найти массу видео, на которых ребенок ругается матом, и такая тенденция выглядит удручающей.

Несложно заметить, что основная причина детского мата – пример старших. Особенно быстро малыши развивают такой «навык» при некорректной реакции – смехе, даже разовом одобрении, поощрении и т.п.

До 5 лет ребенок ругается матом в основном неосознанно либо для привлечения внимания к своей персоне. В 5-7 лет дети матерятся, вполне понимая, что это делать нельзя, и тем самым пытаются показать самостоятельность и несогласие. В 8-12 лет нецензурная лексика используется для самоутверждения среди друзей и в подражание старшеклассникам. В 12-14 лет мат перестает восприниматься подростком как эффективное средство коммуникации и используется редко, за исключением случаев, когда в его окружении материться через слово является нормой общения.

Что делать с детским матом?

Чтобы отучить ребенка ругаться матом, как правило, достаточно настойчивости, последовательности и знания некоторых основных правил. Во-первых, прямой и агрессивный запрет спровоцирует развитие любой негативной привычки. Воздержитесь от нотаций при посторонних, замечания делаются только тет-а-тет.

Во-вторых, если мат только появился в речи ребенка младшего возраста, попросите его объяснить значение слова, которое он произнес. Нередко малыши попросту копируют слова старших, не понимая их сути. В игровой форме можно отучить ребенка до 5 лет от ненормативной лексики. Например, предложите ему игру со словотворчеством (а лучше ему и его ближайшим друзьям), как вариант, ферферский язык (как у сыщика Калле), когда между слогами вставляется «фер», например, слово «дорога» произносится как До-фер-Ро-фер-Га-фер. Такие «выкрутасы», если заинтересуют, отвлекут его от мата, особенно если ввести систему поощрений.

Часто с помощью мата ребенок пытается вызвать эмоции и внимание. Попробуйте игнорировать подобные провокации – малыш поймет, что такая игра «не работает» и сам постепенно откажется от нецензурной лексики. В 5-7 лет допустим метод «кнута и пряника», если ребенок не воспринимает по-хорошему, иногда приходится и наказывать – разумеется, в разумных пределах и не делая из мухи слона.

В-третьих, с закрепившимся в речи младшего школьника матом справится словарь ненормативной лексики – метод радикальный, но действенный: то, что существует в таком количестве, да еще и ненаказуемо (словарь все-таки), не кажется запретным и интересным.

Простые приемы на каждый день

• Возьмите за правило не материться в присутствии ребенка.

• Если ребенок позволил себе мат при других, сдержите эмоции, позже объясните, что это выглядело очень глупо и огорчило и вас, и гостей.

• Если мат «пришел» в речь от ровесников, постарайтесь не критиковать их – вы вызовите неэффективную конфронтацию, особенно если ребенку больше 10-12 лет.

• Методично и спокойно при удобном случае упоминайте, насколько нелепо и «не круто» выглядят матерщинники.

• Отвлекайте ребенка спортом и творчеством, подавайте позитивный и интересный ему пример.

И похабничал я, и скандалил

Однако случаи, когда учителя говорят, что мат в их школе не проблема, скорее, исключение, чем правило. На сайтах школ и на форумах екатеринбуржцы нередко призывают к борьбе с детским сквернословием.

Если спросить у подростков, почему они матерятся, ответы будут разными. Кто-то заявляет: в 13 лет мат — это уже вредная привычка, от которой трудно избавиться, кто-то ссылается на то, что сложно контролировать эмоции.

— Я матерюсь редко. Но, когда нервничаю, бранные слова как-то сами выскальзывают. Я думаю, дети матерятся, чтобы казаться старше. Или же потому, что слышат мат в семье, — делится семиклассница Катя Шарапова.

Часто педагоги не знают, как реагировать на нецензурные высказывания из уст учеников. Преподаватель одной из школ Екатеринбурга Виктория Ладович поделилась опытом борьбы со сквернословием. Однажды ей сообщили, что ее ученики, гуляя во дворе, громко матерились. Зная, что в классе все дети из благополучных семей, учительница удивилась, однако решила не оставлять инцидент незамеченным. Виктория Игоревна обзвонила родителей и попросила их вместе с детьми подготовить доклад на тему русского мата.

— Сообщения принесли все. Кто-то рассказывал об истории мата, кто-то о том, как эта лексика стала табуированной. Самый интересный доклад получился на тему "Не губите словом хромосому" — ученик нашел информацию, что мат негативно воздействует на организм человека на генетическом уровне, — рассказывает Виктория Игоревна.

Как правило, проблема нецензурной речи подростков редко выносится за пределы школы. Учителя борются с матом своими силами, несмотря на то, что имеют право написать представление на ребенка в комиссию по делам несовершеннолетних, если тот регулярно распускает язык.

— На моей памяти за последний год был только один случай, когда подростка привлекли к ответственности по статье Административного кодекса "за мелкое хулиганство", причем использование мата было не главным проступком ребенка. Раньше мы проводили лекции, на которые приглашали детей, стоящих на учете, и филологов из университета. Преподаватели рассказывали о феномене мата, а слушатели выходили на улицу и продолжали материться, — говорит председатель комиссии по делам несовершеннолетних Кировского района Елена Махаева.

Где же тинейджеры набираются нецензурных слов? Психологи считают, что источников сквернословия много: средства массовой информации, окружение. Но все-таки в первую очередь на речь ребенка влияет семья, ведь большинство моделей поведения дети усваивают именно там. Если отец и мать используют в речи "крепкие" слова, вероятнее всего, и ребенок будет копировать их манеру общения. Однако желания вырастить воспитанного отпрыска и постоянного контроля за речью и поведением может быть недостаточно. Даже самые интеллигентные родители не смогут полностью оградить ребенка от сквернословия, ведь так или иначе в жизни ему придется столкнуться с людьми разных социальных слоев. Что остается делать в такой ситуации? Ответ прост: обучать чадо навыкам самоконтроля и корректному выражению своих эмоций.

Тамара Матвеева, профессор филологического факультета УрФУ:

— Для чего в языке брань? Для выражения сильных эмоций говорящего и для резкого эмоционального воздействия на слушающего. Короче говоря, для острых, трудных, опасных ситуаций. Известный ученый Юрий Лотман в самом начале Великой Отечественной войны во время отступления нашей армии участвовал в переправе через Днепр. В конце переправы он, восемнадцатилетний солдат, остался ночью совершенно один и не знал, где ему искать свою часть. Но у него были автомат и… русское слово. "Я стрелял и матерился, стрелял и матерился — и только потому смог выжить", — вспоминал маститый литературовед. А в старину "черного слова" боялись как слова магического: оно могло погубить скотину, наслать болезнь и даже убить. В наше время утрачена именно коренная функция брани. Она расползлась по жизни, звучит со сцены и экрана, используется в присутствии детей и женщин. Не оружие защиты (брань выводит убийственные эмоции наружу и тем освобождает психику человека) или нападения (обезоруживает противника психологически), а грязь, словесное неряшество.

Юлия Гургенидзе, психолог:

— Младшие школьники, используя мат в своей речи, точно знают, что эти слова нехорошие. Детей нужно просто спросить, что они означают. Скорее всего, они скажут "не знаю", а в следующий раз задумаются, проговаривать ли их вслух. В сложившейся ситуации родителям лучше обратиться за помощью к детскому психологу, который поможет установить причину сквернословия и скорректировать поведение ребенка. С подростками дела обстоят сложнее. В их среде бытует мнение: чем больше словарный запас матерных слов, тем ты круче. Ребенок должен понимать, что существуют другие способы достигнуть признания, а мат разрушает человеческие взаимоотношения. В беседе с подростком родителям рекомендуется приводить научные факты о том, как слово влияет на организм человека. Ребенок послушает вас и самостоятельно сделает выбор.

Недавно к изучению феномена мата присоединились ученые: они выдвинули гипотезу о том, что брань отрицательно влияет на здоровье человека. Предположение удалось подтвердить в 2003 году после проведения специальных экспериментов с водой.

Исследование заключалось в том, что ученые обругали жидкость отборным русским матом и вылили ее на семена пшеницы. Результаты оказались поразительными: политые водой и матом семена взошли лишь на 48 процентов, тогда как окропленные святой водой проросли на 93 процента.

Таким образом, удалось доказать, что вода способна иметь память. А если учесть, что человек на 80 процентов состоит из воды, выводы напрашиваются неутешительные.

Почему дети матерятся

Ни для кого не секрет, что дети сами редко что-то придумывают. Все, что они произносят они где-то слышат. Ребенок, родившийся в интеллигентной семье, может услышать крепкий матерок разве, что на улице, потому, как дома «такие слова» не говорят, а говорить-то охота много, а запаса-то не хватает. А если «дядя Толя сказал плохое слово», а мама сделала «страшные глаза» и наругала его, то как же потом не повторить эксперимент и еще разок не посмотреть, как мама смешно делает «страшные глаза».

Детский сад, в котором, что уж греха таить, иногда матерок пролетает и у воспитателей, и у нянечек, становится прямо кладесом для новых «плохих веселых слов». Причем те, кто знает больше таких слов становятся главнее. Дети моментально обмениваются знаниями, а потом, придя домой, дети матерятся, проверяя свои знания на родителях, гордо показывая свои успехи в овладении русским разговорным. Некоторые взрослые начинают смеяться, потому, как матерщинка из детских уст звучит довольно забавно и чадо, видя реакцию родителей, запоминает, что надо сказать, чтобы они развеселились. Ничего вроде бы страшного не случилось, но, если родители посмеются и забудут объяснить, что слово это говорить не надо, то можно попасть в неловкое положение где-нибудь в магазине или в общественном транспорте. Ведь нет для ребенка ничего слаще, чем улыбка мамы, скажу-ка я опять… И тут вдруг мама краснеет-бледнеет, вместо того, чтобы радостно засмеяться, потрепать по щеке со словами «у ти мой хулиган», начинает почему-то извиняться и делать «страшные глаза». Просто мама не объяснила, почему это слово нельзя говорить. Вот и случился казус. А может надо спросить у ребенка, что это слово обозначает по его мнению. Вот стул — на нем сидят, вот стол — за ним едят, а что обозначает слово, которое ты сказал? Где ты такое слово слышал? Кто его говорит? Может есть смысл поговорить с воспитателем в детском саду или с друзьями, с которыми иногда оставляете ребенка. Объясните, что не хотели бы, чтобы лексикон вашего ребенка пополнялся ругательствами. Пусть последят за речью.

Некоторые родители, требуя от своих детей не материться, сами, не стесняются при них в выражениях. А потом удивляются, когда к ним приходят с претензиями о том, «что ваш Ванечка научил весь двор материться» Не удивляйтесь потом, что ваш ребенок лет в пятнадцать перестанет стесняться и начнет разговаривать «на вашем языке».

Если же родители хотят, чтоб их ребенок рос воспитанным человеком с хорошо развитой речью и нормальными нравственными устоями, необходимо объяснить ребенку, что употреблять бранные слова некрасиво, неприлично. Что есть слова, которыми можно очень обидеть человека, причинить ему боль. Эти же слова могут показать другим, какой ты невоспитанный и ограниченный человек, раз не можешь подобрать других, более приличных слов. Если ваш знакомый в присутствии вашего ребенка позволил себе ругательство, попросите его извиниться. Пусть ребенок почувствует, что человек сделал что-то не так, что это недопустимо.

Конечно, оградить ребенка от ругательств и нецензурных выражений невозможно, но выработать правильное отношение к матерным выражениям необходимо для того, чтобы ребенок научился уважать себя и окружающих.

Почему дети любят материться?

Иногда наши детки так быстро подрастают, что мы даже не успеваем этого замечать. Сначала они начинают ползать, затем ходить. И вот мы и не поняли когда, но наш малыш лопочет во всю уже запомнившиеся ему слова и выражения. Одно только смущает. Ребенок повторяет все, что слышит. И возникает вопрос, как же быть с тем, что волнует больше всего? Детский мат (и разговор пойдет далеко не о шахматах…)

По сути своей мат был всегда защитой от всех, кто тебе угрожает, либо кого ты боишься. Дети от двух до четырех лет матерятся не потому, что используют мат для общения или защиты, а потому что их окружает среда этих выражений. И это не говорит о том, что в их семье маты – это ежедневный лексикон. Достаточно того, что они услышали это где-то на улице. И уже в возрасте от восьми лет дети понимают, где можно, а где нельзя ругаться. Жаргон используется среди ровесников для самоутверждения, из желания влиться в коллектив и стремления казаться взрослее.

Школьники, матерясь, копируют манеру поведения старшеклассников, таким образом, приобщаясь к миру взрослых. Так они чувствуют себя увереннее. Некоторые взрослые сторонятся матершинников, и дети, замечая это, думают, что так можно заставить себя уважать и бояться. Появления мата в разговорной речи ребенка избежать практически невозможно. Конечно, первую роль играет уклад семьи. Если вы сами постараетесь в семье при ребенке говорить и даже выяснять отношения без резких выражений, ваш ребенок уже накопит свою «нематершинную» базу. Но, конечно, окружающая среда не ограничивается семьей. Поэтому, если ваш карапуз, едва только освоивший бразды правления своим вестибулярным аппаратом, начинает развивать не в ту сторону речевой, ни в коем случае не впадайте в панику.

  • Во-первых, ни в коем случае не ругайте ребенка, когда он заматерится. Наоборот, сделайте вид, что ничего запретного он не сказал. Запретный плод сладок, поэтому здесь нужно действовать от противного. Малыш не получит никакой реакции на свое новое высказывание, и поэтому сам к нему впредь останется равнодушен.
  • Во-вторых, не ругайте ребят, которые будут рядом с вашим малюткой «блистать выражениями». Просто покажите малышу, насколько некрасиво поведение того, с кого не надо брать пример. Если у ребенка в семье не будет подражателей плохой речи, он не только не нахватается бранных слов, но и будет стараться отучать от этого других. Если же случилось так, что вы где-то упустили, и ребенок все равно растет в «духе современной молодежи», пути для решения этой проблемы найти все равно можно.

Источники:

http://www.realisti.ru/main/mat/pochemu_lyudi_myateryatsya_mat_sledstvie_neuverennosti_v_sebe.htm

Почему ребенок ругается матом?

https://rg.ru/2012/11/08/reg-urfo/mat.html

http://znaikin.net/article/pochemu-deti-materyatsya.html

http://detki.kz/kids/edu/mat