Почему кричат маленькие дети

Почему кричат маленькие дети

В этой работе мне хотелось бы обратить внимание педагогов и родителей на феномен детского крика и крика вообще. Общеизвестно, что практически все дети кричат. Маленькие — чаще, большие — реже. Что вызывает крик у ребенка, чего он хочет добиться своим криком? Когда и зачем кричат взрослые? На эти и другие вопросы мы попытаемся найти ответы.

Обратимся вначале к миру природы. Мир растений можно назвать безмолвным. Правда, мы можем услышать шелест листьев, скрип сосны, треск веток. Ко эти звуки представляют собой шум, возникающий от внешнего воздействия ветра, воды, огня. Впервые с криком мы встречаемся в царстве животных. Они рычат, мычат, блеют, визжат и т.д. Любопытно, что разные народа по-разному интерпретируют, например, крик петуха. Люди находят какое-то звуковое соответствие крику животного, но сам крик у животного не артикулируется ясно и четко. Он живет до артикуляции ж вне артикуляции и исходит из глубины существа животного. У птиц эти звуки высокие, у коров, лошадей — низкие. Причем крик у кошки или у собаки не один и тот же на все случаи жизни, а различается в зависимости от ситуации. Собака может лаять, скулить, выть, брехать, выводить рулады, рычать, урчать и т.д. То есть, она может выражать с помощью крика различные настроения и состояния. По-разному мурлычет кошка, кудахчет курица, мычит корова.

У животных появляется то, чего нет у растений — астральное тело. Оно приводит животное в движение и «дарит» ему способность кричать. Интересно, что крик птицы или животного может быть просто громким или очень громким. Но сложно представить себе соловья, поющего шепотом, или шепчущую что-то себе под нос корову или козу. У животных нет внутренней речи, они не могут кричать только для себя, чтобы никто не услышал. Внешнее впечатление, та или иная ситуация захватывают животное полностью и вызывают крик. В этом крике могут жить радость от полноты жизненных сил, тревога, страх, ужас. Нужно отметить, что способность кричать присуща теплокровным животным — птицам и млекопитающим. Рыбы, ящерицы, черепахи молчат. Начинают звучать земноводные — лягушки, змеи, но высшей степени развития крик получает у птиц и млекопитающих. У некоторых птиц, например, соловья, жаворонка крик «возвышается» до пения.

Сделаем еще один шаг и перейдем от животных к людям. Первые минуты жизни человека на земле сопровождаются криком. Все ли дети кричат при рождении? На этот вопрос могли бы ответить опытные акушерки. Но можно сказать»точно, что все матери ждут первого крика своего ребенка и очень беспокоятся, если он. долго не кричит после рождения. Кричит — значит, живой и переживает свое рождение из одного мира в другой, переход в другое состояние и боль, связанную с этим переходом. Ребенок никогда не говорит нам сознательно о своем состоянии во время родов, но его крик или отсутствие крика могут о чем-то свидетельствовать. Таким образом, крик сопровождает переход от нерожденности к рождению.

Обратимся теперь к ситуации ухода человека из жизни. Каждый человек встречает свою смерть по-разному. Бывает «легкая» смерть, смерть во сне, смерть в результате несчастного случая и т.д. Не всегда человек кричит перед смертью. Но когда он испытывает страх или ужас — сложно удержаться от крика. Мы не всегда до конца отдаем себе отчет в том, чего мы на самом деле боимся. Но самки большой, метафизический страх у каждого человека — страх перед своей смертью или смертью самых близких людей. На границе жизни и смерти появляется крик. Таким образом, можно сказать, что крик живет до появления речи, как возможность речи, и после речи, как указание на то, что речь уже исчезла. Крик можно определить как «ещё не речь» и “уже не речь» и изобразить взаимоотношения между криком и речью в виде круга и пространства вне круга:

Крик — это то, что стремится стать речью, но не может ею стать по какой-то причине. Это определение справедливо не только для человеческого крика, но и для криков животных. Животные не могут говорить так, как люди, потому что у них нет Я — сознания. У человека тоже не всегда присутствует Я — сознание. Постоянное присутствие Я в бодротвенном состоянии невыносимо для очень многих людей. Как Солнце часто бывает невидимо из-за туч, так и Я — сознание человека часто закрывается «астральными облаками», о чем говорил Р.Штайнер в двух лекциях к русским антропософам. Теперь становится понятным, почему «сон разума рождает чудовищ», и каких чудовищ он рождает.

До появления Я — сознания на 4-ом году жизни ребенок находится в состоянии «сна разума». Но это пока еще блаженный, райский сон. Ребенок в этом возрасте спит значительно дольше, чем взрослый человек, даже когда ребенок бодрствует, он продолжает «спать» в отношении своего сознания. Еще не пробудились ни длительная память, ни богатая фантазия. Поэтому крик Е этом возрасте почти всегда «говорит» о «неудачном пробуждении»: шел по дорожке — упал и ударился; потерял любимую игрушку; устал от собственного перевозбуждения; нарушил привычный ритм жизни и т.д. Практически любая ситуация, которая вызывает крик у маленького ребенка, свидетельствует о нарушении привычного ритма жизни. Это может быть ритм во времени или ритм в деятельности самого ребенка. Самый верный способ вывести ребенка 2-3 лет из кричащего состояния — чем-то отвлечь его. Он еще не понимает полностью нашу речь, но переживает воздействие интонации — спокойной, ласковой или строгой.

Что происходит с ребенком после того, как он начинает говорить о себе «Я»? Он начинает переживать себя отдельным существом в кругу других существ. Ребенок бессознательно делает для себя важный вывод — все люди от 3-4 лет и старше обладают собственным Я. Именно Я позволяет ребенку научиться господствовать над потоком своей речи, говорить то громко, то шепотом, спрашивать и отвечать. У аутистов и шизофреников речь может быть развита в достаточной степени, но без господства Я эта речь обычно воспринимается окружающими как бессмысленная. Наша речь подобна тройке лошадей, которые мчат карету, а наше Я — кучер. Куда приедет тройка, если кучер уснул или отпустил лошадей?

Обычно в 3,5 — 4 года ребенок способен спрашивать и слышать обращенную к нему речь взрослого. Шэтому крик в этом возрасте отличается от крика в более раннем возрасте по смыслу. Ребенку всегда можно и нужно задать вопрос — что происходит, из-за чего крик? Он уже способен к простому диалогу со взрослым, потому что начал осознавать себя как Я — существо. Поэтому манипулирование и дрессировка со стороны взрослых уже недопустимы. И, наоборот, взрослые не должны допускать, чтобы дети в этом возрасте начали манипулировать ими. Ребенок может по привычке некоторое время пытаться добиться своего криком, но задача взрослого в этом случае — не поддаваться на провокацию и сохранять спокойствие.

В русском языке существуют меткие выражения :”выйти из себя», «быть не в себе», «вывести из себя». 0 чем они говорят? О том, что человек не всегда в своей жизни адекватен самому себе. Не Есегда Я нахожусь в самом себе. А что же тогда вырывается из меня? Моё астральное тело — страсти, влечения, желания. Ребенок до 3 лет находится «не в себе» практически постоянно. Ребенок 4-8 лет находится иногда в себе самом, но чаще — не в себе самом, а в своих восприятиях и ощущениях. Кризис 9 лет связан с началом переживания себя отдельным существом со своей внутренней жизнью, с возможностью пережить одиночество, с поиском другого, друга. В подростковом возрасте, с 12-14 лет, юноша или девушка переживают себя в себе, «ищет себя» самым сильным образом. Подросток интенсивно живет внутри себя самого и лишь в слабой степени выносит что-то наружу. Отсюда важность для подростка найти «свою тусовку», где его понимают. Эти тусовки закрыты от мира взрослых, у подростков появляются личные дневники и начинаются попытки писать стихи или прозу, рождается повышенный интерес к моде и своей внешности и т.д. Если дети до 3 лет чаще всего кричат от «неудачного пробуждения», то подростки кричат от назойливых попыток взрослых пробудить Е них взрослых или продолжать считать их детьми. А подросток уже не ребенок, но еще не взрослый, поэтому относительно «стабильным» взрослым бывает с ним тяжело. То одна, то другая сторона переходит на крик с целью навязать свое или защититься от навязываемого. Так совершаются необдуманные поступки, о которых позже приходится сожалеть.

Наверное, одним из критериев ддя определения степени взрослости человека являвтся его способность не частосовершать поступки, о которых впоследствии придется сожалеть. Совсем не совершать их невозможно. Кто из нас способен в любой ситуации сохранить спокойствие и самообладание и не сорваться? Мало таких. Но стремиться к этому необходимо, чтобы не остаться подростком в своих реакциях и поступках в 30, 40, 50 лет.

В каких ситуациях кричат взрослые люди? Практически в тех же, что и дети. Когда им причиняют боль, Физическую или душевную, когда они испытывают страх и ужас, когда самозабвенно радуются как дети. И в некоторых ситуациях крик — единственная возможность выразить внутреннее состояние, потому что речь оказывается бессильной. Вспомним фанатов, орущих на стадионе, людей, катающихся на опасных аттракционах, или человека, заблудившегося в лесу.

В заключение хотелось бы еще раз обратить внимание на речь и крик как на два полюса, две стороны одной медали. Одно не понять без другого. Крик при определенных обстоятельствах переходит в речь, и речь переходит в крик. Кричит в нас наше природное, животное начало. Говорит в нас наше духовное, Божественное начало. в каждом человеке проявляется и первое, и второе. Но культурную ценность для человека и человечества имеет возвышенная, сознательная речь, которая строит социальные отношения и связи между людьми.

Почему маленький ребенок плачет и как его успокоить

В доме появился ребенок: милый, улыбчивый и такой маленький! Невольно хочется защитить и уберечь его от всего на свете, но иногда маме трудно помочь малышу, особенно сложно разобраться, почему плачет грудной ребенок. Некоторые бабушки говорят: «Пусть кричит – легкие развивает!». Но такой подход отнюдь не правильный. Обязательно нужно понять причину детского плача и найти решение.

Детский крик как общение

Детский крик разорвал тишину – родился новый человек. Первого крика с нетерпением ждут все будущие мамочки и радуются, услышав его. А отсутствие крика, напротив, заставляет встревожиться и задуматься, все ли в порядке. Кричит – значит, все хорошо: такая логика работает лишь при рождении малыша. Здоровые маленькие дети, потребности которых полностью удовлетворены, не плачут без причины.

Маленькие дети не могут разговаривать, и крик, зачастую, является единственным способом заявить о своих потребностях. Но как понять, что именно хотел «сказать» ребенок с помощью плача? Интересный способ того, как понять, почему плачет грудной ребенок, предложили испанские ученые. Они советуют заглянуть малышу в глаза. Если они открыты, значит, ребенок рассержен или напуган, а если глазки закрыты, то ему больно.

Также специалисты советуют присмотреться к мимике малыша и характеру плача. Рассерженный ребенок плачет громко и навзрыд, постепенно успокаиваясь. При болезни же плач может затянуться на несколько часов. Ребенок не только не успокоится с течением времени, но будет больше заходиться в крике.

Объективные причины детского плача

Ребенок может плакать по разным причинам. Некоторые из них легко «вычислить», до других нужно догадаться. Но знать, что может означать детский плач, должна каждая мама. Вот список наиболее объективных причин детского плача:

  • Голод. Плач голодного ребенка сопровождается особыми движениями и гримасами: он тянет к маме ручки, чмокает губками и крутит головой из стороны в сторону, ища грудь.
  • Ребенок хочет спать.Новорожденный ребенок бодрствует сравнительно мало. В основном он спит – это необходимо для развития и обработки полученной информации. Если у малыша резко сменилось настроение, и он начал плакать, не реагируя на попытки отвлечь и развеселить его, стоит уложить ребенка спать.
  • Мокрый подгузник. Даже одноразовые подгузники иногда вызывают у детей сильное беспокойство, когда становятся мокрыми, не говоря о многоразовых марлевых подгузниках. Плач из-за мокрого подгузника сопровождается движениями ног, так малыш пытается избавиться от него (сучит ножками).
  • Переутомление. Если ребенок начал плакать вроде бы без видимой причины, возможно, он получил слишком много информации и переутомился. Плачем он сигнализирует о желании отдохнуть. Такое часто бывает после прихода гостей.
  • Ребенок вспотел или замерз. Если плачет ребенок, проверьте, комфортна ли ему окружающая температура. Если носик и ручки холодные – малыш замерз. А если он покраснел, у него появилась потничка – значит, он перегрелся. Данный дискомфорт может также вызвать детский плач.
  • Колики. Колики вызывает газ, скопившийся в кишечнике. Характерной особенностью плача по причине колик является подтягивание ножек к животику. Также, как правило, колики происходят в одно и то же время. Тогда ребенок и начинает плакать.
  • Режутся зубки. Зубки начинают прорезываться в возрасте 6 месяцев. У некоторых детей этот неприятный процесс проходит безболезненно, у других, наоборот, сопровождается сильной болью. При этом ребенок проявляет беспокойство, постоянно плачет, тянет все в рот и теряет аппетит.
  • Неудобная одежда. Плач малыша может быть из-за узкой резинки на ползунках, выпуклых кнопок, жесткими швами, молнией, которой можно прищемить нежную кожу ребенка. Необходимо проверить, все ли вещи удобны и не причиняют ли они дискомфорта ребенку.
  • Перемена погоды. Маленькие дети подвержены действию погодных аномалий: магнитным бурям, резкому изменению температуры и давления и другим.
  • Недостаток внимания. Иногда дети хотят просто чувствовать, что мама рядом. Их плач – это своеобразный призыв. Плач из-за недостатка внимания проходит сразу же, как мама берет ребенка на руки. Попытки положить его в кроватку сопровождаются новым плачем.
  • Боль. Плач ребенка, вызванный болью, наиболее опасен. Заболевший малыш плачет постоянно. Из-за боли ребенок ночью часто просыпается, резко вздрагивая, и громко плачет. Желательно обратиться к педиатру, тем более, если родители могут знать причину, по которой ребенок заболел (переохладился, падал, отравился).
  • Воспаление в мочевых путях. В этом случае ребенок плачет перед тем, как пописать. Также показателем может выступать повышение температуры.
  • Раздражение заднего прохода. В данном случае ребенок будет плакать при дефекации. Причинами этого может являться неправильная или недостаточная гигиена, неаккуратное введение газоотводной трубки или свечей в задний проход.

Почему ребенок плачет во время кормления?

Отдельно хотелось бы рассмотреть плач ребенка во время кормления. Как правило, такое поведение новорожденного часто пугает маму. Она опасается, что он вообще откажется от груди. Более того, налаженность процесса грудного вскармливания чрезвычайно важна как для здоровья самого малыша, так и для здоровья мамы.

Рассмотрим причины плача ребенка во время кормления:

  • Боль во рту. Она возникает по причине стоматита (молочницы) или фарингита. Молочницу можно отличить по белой пленке, которая появляется во рту ребенка. При фарингите малышу трудно глотать из-за боли в горле и он плачет.
  • Отит. Это заболевание сопровождается болью в ушах при глотании. Поэтому голодный маленький ребенок буквально набрасывается на грудь, но при первых глотках заходится в плаче.
  • Горькое молоко. При этой причине ребенок может брать грудь, затем бросать, плакать, опять брать, бросать… Молоко становится неприятным на вкус, если мама съела лук, чеснок или острую еду.
  • «Стремительное» молоко. Когда молоко наполняет грудь, его течение становится слишком сильным. Малыш захлебывается и по этой причине плачет.
  • Недостаток молока. Если молока мало, ребенок усиленно сосет грудь, но не наедается. Это его злит и он плачет.
  • Неврологические нарушения. Одним из них является гидроцефальный синдром. В данном случае при глотании ребенок испытывает головные боли. Следует немедленно обратиться к врачу.
  • Как успокоить плачущего ребенка?

    Чтобы ребенок успокоился, нужно выяснить причину его плача – то есть то, о чем он просит – и устранить ее. Понятно, что если малыш голоден, его нужно покормить, если ребенок плачет перед сном или переутомился – уложить спать. Мокрый подгузник следует заменить сухим, а ребенка подмыть и смазать попку кремом. Замерзший ребенок уснет, как только согреется: переоденьте его или лягте вместе под одеяло и согрейте малыша теплом собственного тела. Если ребенок вспотел, протрите его влажным тампоном и переоденьте в более легкую одежду.

    Чтобы избавить ребенка от колик, следует применить несколько мер для предотвращения колик и предупреждения их возникновения:

  • Скорректировать диету кормящей мамы;
  • Правильно давать малышу грудь;
  • После кормления подержать ребенка в вертикальном положении: «сусликом» или «столбиком»;
  • Помочь ребенку справиться с болью. Для этого можно приложить к его животику теплую пеленку, положить малыша животиком себе на грудь или помассировать животик по часовой стрелке.
  • При прорезывании зубов уменьшить боль можно при помощи прорезывателей или специальных гелей. Чтобы месячный ребенок не беспокоился из-за неудобной одежды, выбирайте бесшовные варианты или со швами наружу. Резинки не должны быть тугими. Пуговицы лучше заменить клепками, а молнии не использовать вообще. Очень удобны слипы, сочетающие в себе кофточку, штанишки, носочки и «царапки».

    Если ребенку не хватает внимания, отложите все дела и приласкайте его. То же следует сделать и при перемене погоды. Покачайте ребенка, спойте ему спокойную песенку, расскажите стишки или потешки. При плаче, вызванном неустановленными причинами, нужно обратиться за консультацией к врачу и незамедлительно начать назначенное лечение. А пока покажите ребенку, как вы его любите и как он вам дорог.

    Почему дети кричат в самолете

    Давно заметил, что дети начинают кричать именно во время взлета и снижения самолета, а значит причина беспокойства — дискомфорт в ушах, вызванный перепадом давления воздуха в салоне. Учитывая особенности строения детского уха, этот процесс куда более болезненный, чем у взрослых, особенно на фоне инфекций ЛОР-органов. Поделюсь своим опытом профилактики данных случаев во время путешествий.

    Орган слуха состоит из наружного, среднего и внутреннего уха. При взлете или посадке самолета давление воздуха в салоне и в наружном ухе изменяется, а в полости среднего уха остается исходным, поэтому барабанная перепонка выпучивается наружу или наоборот втягивается. Данные натяжения барабанной перепонки воспринимаются нами как изменение слуха.

    Перепады давления в норме легко выравниваются через евстахиеву трубу, которая сообщается с глоткой. Для облегчения этого процесса в самолете иногда раздают леденцы — глотательные движения раскрывают вход в евстахиеву трубу и давление выравнивается. Но почему дети часто кричат так, как будь то их «режут»?

    Возрастные особенности строения органа слуха у детей

    У младенцев евстахиева труба более короткая и расположена горизонтально, поэтому через нее часто происходит инфицирование среднего уха условно-патогенными бактериями глотки.

    Как следствие — 75% младенцев болеют острым, а в последствии и хроническим отитом. К школьному возрасту отит имеется уже у 90% детей. При данном заболевании евстахиева труба спадается из-за отека, поэтому проведение воздуха по ней значительно затрудняется. Барабанная перепонка также воспалена при отите и любые перепады давления, ведущие к ее натяжению, вызывают острую боль. Детей пытаются успокоить соской или грудью, но это вызывает еще большую боль и крик, так как процесс сосания (в отличии от глотания) ведет к еще большим перепадам давления во внутреннем ухе.

    Профилактика перед перелетом

    Рецепт прост: поить детей отдельными глотками в процессе подъема и снижения самолета. Поить следует обычными поилками и бутылочками не требующими сосания (то есть без соски). Если у ребенка насморк, то перед полетом обязательно закапайте в нос сосудосуживающие капли — это снизит отек в зоне евстахиевой трубы и облегчит отток инфицированной носовой слизи в ротоглотку.

    Профилактика отитов и других инфекций ЛОР-органов

    С целью профилактики отита хорошо помогает пробиотический штамм blis k12. В исследованиях установлено, что у детей НЕ болеющих ОРЗ на слизистых присутствует данный штамм бактерии. Эта дружественная человеку бактерия активно продуцирует бактерицидный фактор (blis), подавляющий размножение патогенных бактерий, в том числе, вызывающих отит, тонзиллит и фарингит. Клинические исследования применения штамма Blis-k12 у детей 3-13 лет с рецидивирующими инфекциями горла показали снижение заболеваемости на 90%. Клинический эффект сохранялся еще 6 месяцев после отмены препарата, что можно объяснить успешным заселением штамма в его естественные ниши. При этом потребность в антибиотикотерапии сократилась в 30 раз по сравнению с контролем. В России купить данный препарат можно только через интернет. Я заказываю своим детям вот эти драже с blis k12, которые можно давать с возраста, когда они умеют уверено жевать.

    Поделитесь полезной информацией с друзьями в соцсетях с помощью кнопки Share и заработаете криптовалюту (подробнее):

    Почему ребенок кричит?

    Люди, не имеющие своих детей, часто не понимают, почему дети кричат по любому поводу. Чужих детей можно любить, можно играть с ними или обучать их, но, не имея своих, невозможно до конца понять сущность детского характера и причины крика. Однако семьям, имеющим хотя бы одного ребёнка, в любом случае предстоит столкнуться со всеми сюрпризами детской вспыльчивости, в частности, с теми моментами, когда ребёнок сильно кричит, добиваясь своего.

    Понять, почему плачут и кричат грудные младенцы, можно, ознакомившись со статьей «Почему ребенок плачет?». Сейчас же речь не только о малышах, а о детях всех возрастов, вплоть до старших классов. Как правило, после окончания школы характер ребёнка почти сформирован, и всплеск эмоций, вызывающий крик по различным поводам, заметно уменьшается.

    Причины детского крика

    Ещё с самого рождения вокруг ребёнка бегают и возятся с ним, не оставляя без внимания ни на минуту. Любой его каприз удовлетворяется, и это большая ошибка родителей. Они сами приучают его к тому, что ему всё позволено, а потом не понимают, почему ребёнок кричит, несмотря на то, что он перерос уже грудничковый период. В подсознании ребёнка откладывается тот факт, что всего можно добиться криком. Ведь чаще всего таким способом ребенок добивается всего в раннем детстве, и в то же время, он имеет недостаточный уровень интеллекта для того, чтобы осознать свою неправоту. Стоит только в чём-то ему отказать, так ребёнок начинает кричать на родителей, выплёскивая свои эмоции наружу таким способом.

    Интересен тот факт, что детские психологи утверждают о нецелесообразности повышения голоса на детей. Причина, почему нельзя кричать на ребёнка, заключается в том, что одним из свойств человеческого характера является сопротивление, в том числе и крику. Другими словами, сопротивляясь тому, чего не хочется (а заставляют) или наоборот хочется (а не дают), ребенок выражает конфликтность возникшей ситуации криком.

    Маленькие дети криком пытаются добиться всего, что хотят. Школьники младших классов — когда хотят чего-то конкретного, а подростки старших классов кричат из-за непонимания между ними и родителями. Это обосновано их взрослением, которое родители не хотят воспринимать, и считают их по-прежнему детьми. Чаще всего ребенок кричит, когда считает, что иным способом родители не услышат о его желании, или когда видит, что они и не хотят прислушиваться. О том, как добиться взаимопонимания в общении с подростком, советуем прочитать в статье «Как общаться с подростком?».

    Как бороться с криком?

    Самый простой способ добиться тишины, когда ребёнок постоянно кричит, — пойти ему на уступки, как это делалось в грудничковый период. Но, добиваясь таким методом тишины, можно ухудшить ситуацию ещё больше, так как сцены с криком будут повторяться всё чаще и чаще. Лучший способ жить в тишине — предугадывать желания своего ребёнка. В детсадовском возрасте несложно предположить, что ребёнок захочет определённую дорогую игрушку, и заранее подготовить более дешёвый аналог. Наличие аналога вполне удовлетворит любого ребёнка и заставит его забыть о той игрушке, которую хотел. В раннем школьном возрасте ребёнку можно пообещать то, что он хочет, но немного позже, когда появится возможность это приобрести. Этого будет достаточно, чтобы избежать криков. К окончанию школы крики родителей, как правило, не приносят пользы, так как у детей почти сформирован характер и есть свое мнение. К ребенку такого возраста нужно подойти со спокойным разговором о том, что он не прав, и привести логические доводы этого.

    «Спокойствие, только спокойствие», или почему нельзя кричать на ребёнка

    Если прежде детей воспитывали больше кнутом, нежели пряником, то современная мама пытается вырастить из своего чада самодостаточного и психологически здорового человека. Вследствие этого возникают вопросы: почему нельзя кричать на ребёнка и как избавиться от этой привычки.

    Крик – частая проблема семейного воспитания, встречающаяся даже в самых здоровых и дружных ячейках общества. Изредка прикрикнуть на ребёнка может любая мать, однако, некоторые родители общаются с детьми исключительно на повышенных тонах.

    Конечно, большинство из них впоследствии раскаиваются, просят прощения у детей. Возможно, мамочки смогли бы сдерживаться, узнай они, что может произойти, если воспитывать ребёнка в атмосфере постоянного напряжения и непонимания.

    Почему нельзя кричать на детей?

    Крик – один из способов заставить своё чадо бояться, но не уважать. А чего вы ожидаете? Боязнь и авторитет – это, как говорится, две большие разницы. Ребёнок может испугаться грозного окрика, выполнить то, что ему было приказано.

    Возможно, с одной стороны, это и хорошо. Но, если злобный отец и истеричная мама – не тот образ, к которому вы стремитесь, то нужно разбираться. Прежде всего, стоит понять, к чему может привести такая воспитательная политика.

    В психологии принято выделять три основных аспекта влияния родительского крика. Постоянный разговор на повышенных тонах затрагивает такие сферы, как:

    • детская личность;
    • развитие детско-родительских взаимоотношений;
    • социальное развитие ребёнка.
    • Необходимо рассмотреть каждый аспект более подробно.

      Прежде всего, следует помнить, что маленький ребёнок всё воспринимает буквально, проводя незамысловатые аналогии. Если обижает мама – самый дорогой и близкий человек, значит, она его не любит.

      Эта первая мысль, которая возникает в детской голове. Следующая ассоциация – если кричит и обижает любимая мамочка, значит, чужие люди тоже жестоки, поэтому им лучше не доверять.

      В результате подобных умозаключений ребёнок замыкается в себе, становится тревожным, плаксивым, раздражительным. У него появляются различные страхи, нарушения сна, проблемы с установлением контактов с ровесниками и взрослыми.

      Поскольку ребёнок подсознательно постоянно ждёт новых криков от родителей, жить ему приходится в постоянном напряжении и предчувствии чего-то плохого. Подобный стресс в итоге не способствует гармоничному развитию личности малыша.

      Возможно формирование двух стратегий поведения.

      1. Плохое поведение. Ребёнок начинает вести себя ещё хуже, поскольку думает, что на него всё равно накричат. Кроме того, если мамино внимание выражается только в криках, остаётся хулиганить, чтобы заставить проявить интерес хотя бы так.
      2. Желание угодить. Ребёнок старается «умаслить» родителей, даже путём лести, обмана. Естественно, когда хитрость вскрывается, мама или папа снова злится на него, опять начинаются крики и портится настроение у всех членов семьи.
      3. Развитие детско-родительских взаимоотношений

        Крик влияет как на личностное развитие ребёнка, так и на семейный микроклимат. Прежде всего, отношения между детьми и родителями становятся менее тёплыми и искренними.

        Вполне естественно, что ребёнок, постоянно выслушивая гневные отповеди, будет отдаляться и закрываться эмоционально.

        К примеру, если мать постоянно кричит в одно и то же время (когда возвращается домой с работы), то малыш неосознанно постарается избежать общения в этот период.

        В результате взаимоотношения ухудшаются, исчезает их позитивная эмоциональная окраска. Это вредно для детей любого возраста, а особенно для малышей в раннем и дошкольном детстве.

        Взрослые, которые не могут понять причину подобного отчуждения, начинают, в свою очередь, раздражаться, разочаровываться. Иногда даже у них возникают мысли, мол, столько всего для него делаю, стараюсь все его капризы выполнять, а он молчит…

        Социальное развитие ребёнка

        Психологи отмечают также и негативное влияние постоянных криков на дальнейшие отношения ребёнка с социумом. Причём выразиться они могут в нескольких отрицательных моментах.

      4. Если воспитание криком стало своеобразным семейным стилем общения или своего рода ритуалом, существует вероятность, что ребёнок перенесёт подобные коммуникативные привычки в свою будущую жизнь. То есть в своей собственной семье он также будет орать на детей или супруга, отказываясь идти с ними на компромисс.
      5. Как отмечалось выше, ребёнок начинает негативно относиться ко всему окружающему миру. Из-за несформированного базового доверия ему сложно наслаждаться жизнью, доверять людям и завязывать с ними крепкие отношения. Соответственно, проблемы могут быть с образованием дружеских или любовных связей.
      6. Высока вероятность, что ребёнок в будущем не будет самостоятельным, а его чертой характера станет инфантильность. Это происходит из-за нехватки поддержки родителей и ощущения недолюбленности. Инфантильное поведение также может проявляться в виде неспособности нести ответственность, стремления переложить её на других людей.
      7. Кроме того, крики и наказания нередко способствуют возникновению у детей так называемого комплекса жертвы. В этом случае ребёнок постоянно ощущает себя ненужным, испытывает чувство обиды, страдает по любому поводу и требует повышенного внимания и жалости со стороны окружающих.

        «Почему я кричу на ребенка?» – этот вопрос задаёт каждая мама и всякий папа, которые осознают, что в их маленькой ячейке общества что-то неладно.

        В такой ситуации родитель общается с друзьями, ищет ответы на вопросы в интернете или обращается за психологической помощью.

        Что же происходит? В определённый момент происходит потеря контроля над своими эмоциями. Негативные чувства вырываются наружу и направляются на ребёнка, который не способен что-либо предпринять для предотвращения столь агрессивного поведения.

        Но откуда берётся злость на любимое чадо? Ведь нередки случаи, когда спусковым механизмом становится самое невинное слово или поступок ребёнка. И сразу начинается крик, угроза, злость. Затем, вероятно, будет и раскаяние, однако детям-то от этого не легче.

        Причин такому поведению несколько.

        Иногда мать кричит просто потому, что она может себе это позволить. Она старше, сильнее, опытнее и мудрее. И, самое главное, она лучше разбирается во всём, что касается ребёнка.

        А если ребёнок начинает отстаивать собственное мнение, срабатывает своеобразная кнопка «Я старше», возникает злость и раздражение, в результате чего родитель срывается на громкий ор. Он убеждён, что столь «громкое воспитание» заставит детей измениться и подстроиться под него.

        Это один из наиболее распространённых факторов возникновения родительского гнева. Женщины, впрочем, как и мужчины, сегодня загружены работой (ещё и не одной). Добавьте к этому высокий темп жизни, информационную насыщенность, постоянные проблемы на службе или в личной жизни…

        Неудивительно, что, придя домой, у матери нет сил и даже желания разбираться, что произошло, и кто в этом виноват. Получил «двойку» в школе? Громкая ругань. Забыл сказать, что на завтрашний день задали английский? Вот тебе ещё порция маминого гнева.

        Негативные эмоции выплеснуты, ребёнок плачет, мама тоже расстроена. А завтра опять всё начнётся сначала – до следующей неудовлетворительной оценки ребёнка или выволочки от начальника. Крайне сложно выбраться из такого замкнутого круга.

        Причина № 3. Ребёнок – виновник всех бед

        Неосознанно некоторые мамы во всех своих трудностях и проблемах обвиняют детей. Не сложилось с карьерой? Это потому, что сын родился. Вынуждена сидеть в декрете и мало времени проводить с друзьями? Опять же ребёнок виноват.

        Ситуация усугубляется, когда женщина разводится или расстаётся с любимым мужчиной, который узнал об её «интересном» положении. Трудно представить, что будет, если ребёнок вдобавок будет вылитой копией «непутёвого папаши».

        Хорошо, если в один прекрасный момент мать остановится и задумается на минутку, можно ли кричать на ребёнка только из-за того, что её жизнь сложилась совсем не так, как она представляла прежде. В ином случае ситуация со временем будет только ухудшаться.

        Причина № 4. Повышенная требовательность

        В данном случае речь идёт о завышенных ожиданиях от ребёнка. Часто женщины ещё до родов и даже беременности рисуют в своём воображении образ идеального малыша. Нередко его наделяют всеми лучшими качествами и способностями, планируют его жизнь.

        И вдруг «неожиданно» ребёнок растёт совершенно не таким, каким он представлялся в мечтах. Он совершенно неидеален, не так умён, как хотелось бы (это обычно не признаётся, но ощущается на уровне подсознания), и вообще – не любит музыку и не хочет становиться великим футболистом.

        В результате подобного столкновения реальности с выдуманным миром и рождается гнев. Теперь криками мамы пытаются или что-то изменить, или просто выразить своё недовольство получившимся «результатом». А, казалось бы, всего-то нужно поумерить свои аппетиты и любить малыша таким, каков он есть.

        Причина № 5. Страх за ребёнка

        Повышенная опека порой приносит такой же вред, как и родительское безразличие. По мере подрастания детей родители начинают кричать, чтобы ребёнок не лез на горку, не трогал собаку, не бегал, не прыгал по лужам, не забирался на дерево.

        Команды в приказном тоне, конечно, отдавать легче, чем постоянно помогать ребёнку решать проблемы.

        То есть, по сути, родители стараются опекать ребятишек не из-за бесконечной любви к ним, а из-за чистого эгоизма – мама и папа просто хотят меньше нервничать и переживать.

        В результате ребёнок не набьёт нужно количество шишек, не почувствует последствий необдуманных действий, не извлечёт уроки из предпринятых шагов. Хотя, безусловно, действовать, когда малыш выбегает на дорогу либо играется с коробком спичек, нужно незамедлительно.

        Причина № 6. Боязнь не успеть

        Родители всегда куда-то бегут, опаздывают, спешат, не успевают. То маршрутка или автобус вот-вот уйдут, то в магазин на распродажу нужно забежать, то к врачу на приём необходимо вовремя попасть.

        Однако маленького ребёнка такие проблемы не волнуют, он-то совершенно никуда не спешит. Его интересует вон та кошка на бордюре, летящий голубь, дяденька с метлой у магазина, отражение солнца в луже.

        Но поскольку маме виднее, то на детей кричат, чтобы они скорее одевались, не болтали, не смотрели по сторонам, не бегали, а вообще шли рядом. В итоге общее раздражение, крики, сопротивление малышей, опять приказы и испорченное настроение у всех участников конфликта.

        Причина № 7. Нежелание или неумение объяснять

        «Я тебе сколько раз объясняла, ты что, дурачок, не понимаешь?» – в сердцах кричит мать, заглянув в тетрадь с домашним заданием или увидев очередную полученную неудовлетворительную оценку.

        Гораздо конструктивнее было бы разобраться в том, почему ребёнок ничего не понимает, откуда берутся одинаковые ошибки, по каким причинам он не может научиться перемножать числа или писать грамотно.

        А ведь можно было бы попробовать объяснить ещё раз, удостовериться, что ребёнок точно всё уяснил. Если же ничего не получается, то нужно обратиться, например, к репетитору. В общем, постараться найти подход к собственному чаду, однако кричать действительно проще.

        Означают ли вышеописанные причины, что родители не любят своих детей? Конечно, нет. Просто не все мамы и папы задумываются над тем, как именно они любят. Вот и получается, что любовь своеобразная – с криками и одёргиваниями.

        Проработка поведения в данном случае – трудная и кропотливая работа. Поэтому ниже представлены только общие рекомендации, лучше же всего обратиться к психотерапевту, который поможет разобраться в истинных причинах «кричащего поведения» и подскажет выход из ситуации.

      8. Уберите раздражитель. Если всё время на нервах, то следует исключить из жизни все возможные раздражители – так называемые «спусковые механизмы» агрессии. К примеру, поменять работу, на которой жестокий шеф постоянно придирается. Конечно, это крайний случай, но свой ребёнок дороже.
      9. Планируйте время. Научитесь сами или с помощью специалистов планировать распорядок дня, чтобы никуда не спешить и одновременно везде успевать.
      10. Представьте последствия. Перед криком представляйте тот вред, который наносится ребёнку. Малыш пугается, начинаются неврологические заболевания, возникают прочие проблемы со здоровьем.
      11. Пейте успокоительное. Обратитесь к врачу, который подберёт лекарственное средство для укрепления нервной системы. Однако не употребляйте алкогольные напитки, чтобы с их помощью снять стресс. Добавятся новые проблемы.
      12. Представьте гостей. Один из популярных сдерживающих факторов – присутствие в квартире гостей. Нужно представлять себе, как только хочется поорать на ребёнка, что в гостиной находятся гости, которые всё слышат.
      13. Условный знак. Договоритесь с ребёнком, если его возраст позволяет, о ключевой фразе, которую тот будет произносить, когда мать начнёт терять самоконтроль. Например, малыш может произнести следующее: «Я тебя люблю, не кричи». Это позволит не впадать в раж и спустить пар.
      14. Психологическая литература. В интернете или библиотеках можно обнаружить множество полезных книг, которые содержат рекомендации опытных психологов, специализирующихся по данной проблеме.
      15. Озвучивайте чувства. Не бойтесь рассказывать о собственных чувствах: «Я сейчас разозлена» или «Я в ярости из-за твоего поступка». Это гораздо лучше, чем привычный для вас крик.
      16. Полезная и информативная психологическая статья, из которой родители узнают, как перестать кричать на ребёнка и повысить свой самоконтроль.

        Взрослым будет полезно знать, как правильно наказывать ребёнка. и какие конструктивные способы наказания выделяют специалисты.

        А если ребёнок чужой?

        В вопросах повышения голоса на детей могут возникнуть и чрезвычайно деликатные ситуации. Так, вышеописанные примеры подходят для своего ребёнка, а что можно сделать, если женщина хочет сделать замечание чужим детям?

        Орать на чужих ребятишек, например, в песочнице или на игровой площадке, категорически нельзя. Даже если они совершили, на ваш взгляд, серьёзный проступок. Оптимальный вариант – обратить внимание родителей на поведение собственных отпрысков.

        Другой вариант – если ребёнок был усыновлён, удочерён или, возможно, женщина проживает с неродными детьми. Это вопрос всё же следует решать, исходя из настоящей ситуации. Для этого лучше проконсультироваться с психологом.

        Важно понимать, почему ребёнок проживает отдельно от родной матери. Также следует установить, насколько близки отношения между приёмным отпрыском и неродной мамой. Исходя из этих основных составляющих, специалист подскажет, как нужно вести себя всем домочадцам.

        Анализируя причины повышения голоса, устанавливая возможные последствия своей несдержанности и, стараясь избавиться от вредной привычки, важно помнить о некоторых важных принципах и правилах:

      17. Ребёнок – наивысшая ценность для матери. Любить его нужно, безусловно, а, следовательно, необходимо стараться избавиться от всех проблемах, существующих между родителями и малышом. В том числе следует отказаться и от постоянных окриков.
      18. Если мать регулярно воспитывает ребёнка криком, существует вероятность возникновения многочисленных проблем, усложняющих социализацию и развитие отношений с друзьями и будущим спутником жизни.
      19. Важно установить истинную причину подобного поведения, чтобы правильно потом разрешить неприятную ситуацию. Предпосылкой криков может стать стресс, повышенная требовательность и страх за здоровье ребёнка.
      20. Если крики не получается сдерживать, нужно незамедлительно попросить прощение у своего чада. Это позволит детско-родительским отношениям вернуться в нормальное русло.
      21. Поддержка квалифицированного психолога может понадобиться, если никакие рекомендации не помогают сдерживать собственную агрессивность.

      Родителям важно всегда помнить, что нанести обиду малышу крайне просто, а вот последствия этой психологической раны вылечить без «рубцов» удаётся только в некоторых случаях. Поэтому проблему «Я постоянно кричу на своего ребенка» нужно решать в кратчайшие сроки.

      Источники:

      http://rudolf-steiner.ru/50000147/1527.html

      Почему маленький ребенок плачет и как его успокоить

      Почему дети кричат в самолете

      https://elhow.ru/otnoshenija-i-semja-1/roditeli-i-deti/vospitanie-detej/pochemu-rebenok-krichit

      http://kroha.info/razvitie/psychology/pochemu-nelzya-krichat-na-rebyonka