Постнатальный период развития ребенка это

Перенатальный и постнатальный периоды

Развитие нового организма начинается с момента оплодотворения — момента слияния мужской и женской половых клеток — гамет. Процесс индивидуального развития организма называется онтогенезом. Различают пренатальное развитие и постнатальное развитие. Пренатальное развитие начинается от момента слияния гамет и продолжается до рождения ребенка, дальнейшее развитие называют постнатальным.

Пренатальный онтогенез делится на 4 периода: герминативный, эмбриональный, предплодный и плодный. Во времени он занимает 10 лунных месяцев (около 40 недель).

Оплодотворение чаще всего осуществляется в верхней или средней трети фаллопиевых труб, значительно реже оно может быть в воронке яйцевода или в брюшной полости.

1. Герминативный период продолжается около 1 недели от начала оплодотворения. Этот период проходит в полости маточных (фаллопиевых) труб при постоянном движении оплодотворенной яйцеклетки в сторону матки. За это время происходят следующие процессы: после слияния гамет с редуцированным числом хромосом образуется клетка с полным набором хромосом — зигота. Она сразу начинает делиться, в результате чего к концу первой недели от оплодотворения образуется зародыш в виде пузырька диаметром 0,1см, который называется бластоцистом. Он имеет утолщение, называемое трофобластом. В конце первой недели бластоцист начинает погружаться в разрыхленную слизистую оболочку матки, благодаря лизирующему действию клеток трофобласта. Этот процесс называется имплантацией.

2. Эмбриональный период тянется 2-4 недели, начиная от имплантации зародыша и кончая временем закладки сердца. В это время закладывается и начинает развиваться нервная система, хорда, которая затем преобразуется в позвоночный столб.

3. Предплодный период продолжается в течение 4-8 недель после оплодотворения. В этом периоде происходит:

· переход к желточному, а затем и плацентарному кровообращению;

· формируются голова и туловище, закладываются конечности;

· начинает регулярно сокращаться сердце, возникает кровообращение;

· появляются первые признаки окостенения скелета, закладывается произвольная мускулатура;

· замыкается нервная трубка, образуются первичные мозговые пузыри, спинной мозг состоит уже из серого и белого вещества;

· интенсивно закладываются зачатки органов, формируется кожа с зачатками ее придатков, закладываются слизистые железы полости рта, глотки, ткань щитовидной железы, вилочковои железы, железы пищеварительного тракта.

4. Плодный период занимает время от восьми недель (после оплодотворения) до рождения. В течение этого времени оканчивается органогенез, происходит тонкая дифференциация тканей и органов и высокое развитие нервной системы.

Плацента. В участке трофобласта, прилежащего к стенке матки в течение 2-5 месяцев утробной жизни, развивается плацента — орган, который осуществляет обменные процессы между кровью матери и плода. Плацента тормозит переход некоторых, преимущественно вредных, веществ из крови матери в кровь плода. Но такие вещества как алкоголь, наркотики, никотин, ртуть, ацетон, транквилизаторы проходят через плаценту, снижают барьерную функцию плаценты для других отравляющих веществ и приводят к заболеваниям плода, уродствам и даже к гибели,

Постнаталъный онтогенез начинается с момента рождения ребенка. Развитие отдельных органов человека проходит неравномерно. Вскоре после рождения наиболее интенсивно растут конечности, причем нижние растут быстрее верхних. Верхний отдел корпуса тела, шея и особенно голова растут медленнее. В постнатальном онтогенезе наиболее интенсивно нарастает масса аппарата движения, а рост других органов и головного мозга происходит намного медленнее. Весь постнатальный онтогенез делится на периоды

1. Период новорожденности длится 8-10 дней, В этот период происходит приспособление организма к условиям внешней среды. Новорожденные дети по уровню зрелости делятся на доношенных, внутриутробное развитие которых длится 39-40 недель, и недоношенных, внутриутробное развитие которых длится 28-38 недель. Доношенные дети имеют вес не менее 2500 г при длине тела 45 см, а недоношенные — менее 2500 г. При этом учитывается также размер обхвата груди на уровне сосков (в норме он должен составлять половина длины тела плюс 9-10 см) и обхват головы (в норме составляет обхват груди плюс 1 -2 см).

2. Период вскармливания грудью (грудной) продолжается до 12-15 месяцев. Начало этого периода связано с переходом к питанию «зрелым» молоком (до этого момента младенец питается молозивом). Во время грудного периода наблюдается наибольшая интенсивность роста. Длина тела увеличивается от рождения до года в 1,5 раза, а масса тела утраивается. С 6 месяцев начинают прорезываться молочные зубы. Этот период характерен ярко выраженной неравномерностью в росте тела. В первом полугодии грудные дети растут быстрее, чем во втором. В первый месяц первого года жизни ребенок начинает улыбаться в ответ на обращение к нему взрослых, в 3 месяца начинает держать голову, в 4 месяца делать попытки встать на ножки, в 6 месяцев садиться и ползать на четвереньках, в 8 — делает попытки ходить, в 9 — 12 месяцев ходит.

3. Период нейтрального детства делится на раннее и первое детство и длится от 1 года до 7 лет. Третий период характеризуется слабо выраженными вторичными половыми признаками, когда мальчики и девочки почти" не отличаются друг от друга размерами и формой тела.

Раннее детство длится от 1 года до 4 лет. В это время заканчивается прорезывание молочных зубов.

Первое детство длится от 4 до 7 лет. Характеризуется появлением первых постоянных зубов: первого моляра (большого коренного зуба) и медиального резца на нижней челюсти и появлением в скелете вторичных точек окостенения.

4. Период второго детства длится у мальчиков с 8 до 12 лет, у девочек — с 8 до 11 лет. В этот период заканчивается прорезывание постоянных зубов, происходит окостенение эпифизов, начинают функционировать половые железы, появляются вторичные половые признаки.

5. Подростковый период (период полового созревания или пубертатный).

Продолжается у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек — с 12 до 15 лет. Этот период характеризуется наличием пубертатного скачка роста и массы тела, усилением активности гипоталамо-гипофизарно — адреналовой системы и почти полным завершением окостенения скелета.

6. Юношеский возраст продолжается у юношей от 17 до 21 года, у девушек — от 16 до 20 лет. В этот период в основном заканчивается процесс роста и формирование организма, и все основные размерные признаки тела достигают дефинитивной величины, завершается формирование половой системы, созревание репродуктивной функции.

7. Период зрелого возраста человека характеризуется тем, что размеры и форма тела практически остаются в неизменном виде. Он делится на две части: первая у мужчин длится от 22 до 35 лет, у женщин – от 21 до 35 лет. Вторая часть длится у мужчин от 36 до 60 лет, у женщин – от 36 до 55 лет.

8. Периоды пожилого и старческого возраста имеют тенденцию к инэволютивным изменениям в организме. Пожилой возраст у мужчин составляет период от 61 до 74 лет, а у женщин от 56 до 74 лет. Старческий возраст для обоих полов составляет период от 75 до 90 лет.

9. Долгожители — люди в возрасте от 90 лет и старше. Продолжение инволютивных изменений.

Постнатальный период развития

Рассматривая постнатальный период, можно отметить, что здесь в генезе повреждений ЦНС играют наибольшую роль нейроинфекции.

Наши собственные наблюдения над детьми раннего возраста, ретроспективный анализ акушерского анамнеза и анамнеза жизни каждого ребенка до 12 мес подтверждают мнение [7], что из всех неблагоприятно действуюгцих факторов анте-. интра- и постнатального периодов наибольшую роль и ведущее значение в развитии ММД играют травматические повреждения. Это необязательно травмы непосредственно самой ЦНС (головного или спинного мозга), хотя редко, но бывают и они. Чаще всего — это различные виды повреждении шейного отдела позвоночника, вертебрально-базилярного стыка и их связочного аппарата. В карте новорожденного они часто фигурируют под диагнозами: «гипоксия плода», «асфиксия», «тугое обвитие пуповиной» и т. д.

В дальнейшем неонатологи, наблюдающие ребенка в роддоме и замечающие некоторые выходящие за обычные рамки статуса новорожденного признаки, направляют его к невропатологу, и тот обычно ставит диагноз «энцефалопатия». Иногда этот диагноз подкрепляется нейросонографическими, допплерографическими и рентгенографическими исследованиями. В большинстве же случаев стандартным исследованием является электроэнцефалография (ЭЭГ), которую, с точки зрения топической диагностики очага поражения, следует все же признать .малоинформативной.

Этими «необычными» признаками чаще всего являются следующие: вялый сосательный рефлекс или его отсутствие, беспокойство (крик, плач) ребенка без видимых на то причин, особенно по ночам: спастическое состояние определенных групп мышц или, наоборот, их пониженный тонус, различные мелкие гиперкинезы (дрожание), необычная поза ребенка при лежании на спине, кривошея, короткая шея, асимметрия правой и левой половин туловища и т. д. В зависимости от выраженности энпефалопатии (степени гипоксии в родах, травмы) в разных отдельно взятых случаях наблюдается разный набор и выраженность указанных признаков.

Учитывая высокий процент недоношенности детей и возросшую частоту внутриутробных инфекций [7], а также то, что в России в большинстве случаев роды протекают с травмами [6], число детей с энцефалопатиями после родов велико.

Нам не удалось встретить точных статистических данных о ММД, но если учесть, что по результатам некоторых исследований число детей с этими дисфункциями, составляет от 21% [8] до более чем 40%, по данным обследования детских садов и школ Санкт-Петербурга [9], то нетрудно понять, насколько актуальна эта проблема. В то же время очень актуальна проблема объективизации проявлений ММД.

Известно, что дети раннего возраста (особенно до 3 лет) жалоб не предъявляют. Признаки какого-либо неблагополучия физического здоровья можно обнаружить лишь по небольшим отклонениям (задержкам развития), если ориентироваться на существующие нормы психомоторного развития детей |7], например, чуть позже ребенок стал самостоятельно сидеть, вставать, ходить, говорить первые слова, простые предложения и т. д.

Необходимо отметить, что интранатальные повреждения нервной системы в большинстве случаев не касаются непосредственно структур головного мозга, но их последствия в дальнейшем постоянно влияют на деятельность и биологическое созревание развивающегося мозга.

Классическим и наиболее частым вариантом является посттравматическое (иногда врожденное) поражение шейного отдела позвоночника и связанная с этим травма позвоночных артерий.

Ниже мы приводим рентгенограммы, наглядно подтверждающие возможность травматизации позвоночных артерий, которые проходят в отверстиях боковых отростков шейных позвонков и густо оплетены веточками вегетативного нерва (нерва Франка). происходящего из шейных симпатических узлов. Позвоночные артерии перед входом в полость черепа делают два изгиба под углом 90° на верхних поверхностях боковых масс атланта. Эти изгибы играют роль сифонов (амортизаторов), несколько сглаживающих гемодинамические пульсовые толчки крови, притекающей к головному мозгу. Войдя в полость черепа, позвоночные артерии сливаются в общий ствол и образуют базилярную артерию, которая, обеспечивая кровоснабжение заднесрединных структур мозга, является важнейшей составляющей артериального круга большого мозга. Таким образом, система позвоночных артерий, находясь в гибких и узких костных каналах, обеспечивает кровоснабжение шейного отдела спинного и нижнебазальных отделов головного мозга. Именно поэтому минимальной деформации унковертебральных сочленении в шейных позвонках оказывается нередко достаточно, чтобы при определенных условиях вызвать целый комплекс церебральных сосудистых нарушений: головные боли, нарушения слуха, зрения, памяти и т. д. Видимо поэтому в атлантозатылочном сочленении и сочленении 1 и 11 шейных позвонков нет межпозвоночных дисков, поскольку здесь недопустимы смещения даже в пределах их возможностей.

Материалы по теме:

Современный этап развития коррекционной педагогики и психологии характеризуется поиском новых эффективных путей социальной адаптации детей, страдающих физическими и психическими недостатками. В этой связи проблема семьи, воспитывающей реб .

Ролевой конфликт — это столкновение ролевых требований, предъявляемых человеку, вызванное множественностью одновременно выполняемых им ролей, а также другими причинами. Имея общее представление о сущности ролевых конфликтов, можно провес .

Социальную психологию можно считать одной из самых древних областей знаний. Как только люди начали объединяться в первобытные сообщества (семьи, роды, племена), возникла необходимость во взаимопонимании, в умении строить и регулировать от .

Постнатальное развитие

Натальный и ранний неонатальный период

Рождение и первые дни жизни являются критическим периодом в развитии ребенка. В это время изменяются функции всех органов и систем организма ребенка и, конечно, его психическое состояние. Это связано с резким изменением среды. К моменту рождения зрелость функциональных систем нервной системы определяет адаптивные способности новорожденного в новых условиях. Данные последних десятилетий свидетельствуют о том, что новорожденные способны к дифференцированному анализу информации в гораздо большей степени, чем предполагалось ранее. Исследования Т. Бауэра, Де Каспера, Филда, Штерна, Голдберга, А.С. Батуева и других показали, что в первые часы и даже минуты после рождения ребенок способен к зрительно‑слуховому сосредоточению, зрительной фиксации и предпочитает человеческое лицо другой стимуляции в зрительной модальности. Необыкновенно интересными являются данные Мелтзофф об имитации новорожденным мимического выражения взрослого. Данные о предпочтении новорожденными подвижного лица неподвижному и о предпочтении голоса матери достаточно однозначны, а вот предпочтение лица матери проявляется не всегда. По данным А.С. Батуева (Батуев, 1988), новорожденные без патологии в 80 % случаев предпочитают незнакомое лицо лицу матери, и новорожденные с врожденной энцефалопатией не демонстрируют в этом отношении никаких предпочтений. Но все дети устойчиво предпочитают человеческое лицо лицу куклы и лицо куклы – погремушке. Данные о развитии детей с нарушением зрительного анализатора (слепых и с катарактой) свидетельствуют о том, что у них по сравнению со зрячими значительно запаздывает развитие эмоциональной сферы, сферы общения, возникновение сигнификативной функции мимического выражения эмоций. Дети, рожденные при помощи кесарева сечения, не имеют возможности в первые часы жизни увидеть лицо человека. Данные о нарушении развития у них эмоционального взаимодействия со взрослыми отсутствуют. А вот относительно детей, рожденных при использовании в родах наркоза, известно, что это развитие у них в первые недели жизни несколько отстает.

В исследованиях по зрительным предпочтениям у новорожденных, к сожалению, не указывается, был ли у ребенка контакт с матерью непосредственно после рождения. Практика родовспоможения в нашей стране до последнего времени предполагала возможность зрительной фиксации ребенком лица матери только на вторые сутки, а соответствующий контакт с другими людьми (медперсоналом) – сразу после рождения и неоднократно в течение первых полутора суток жизни. В зарубежной практике в последнее десятилетие, а в нашей стране в последние годы стали непосредственно после рождения отдавать ребенка матери. Естественный процесс родов и физические особенности новорожденного, в частности неспособность к удержанию головы, врожденная глазодвигательная реакция и бинолингуальный рефлекс (сведение зрительных осей при откидывании головы) обеспечивают для ребенка достаточно жесткие условия зрительной стимуляции, которые можно назвать эволюционно‑ожидаемыми (Е. А. Сергиенко сформулировала это понятие для объяснения психофизиологических механизмов сензитивных периодов в развитии антиципации. – См.: Сергиенко, 1992). По данным Махмуда с соавт. (Mahmud, 1991) состояние наибольшей активности мозга новорожденного приходится на вторые полчаса жизни. К этому моменту мать успевает обработать ребенка (как это было бы в естественных условиях), адаптироваться к новой ситуации и готова к взаимодействию. Состояние матери после родов, которое по интенсивности эмоций характеризуется как положительный стресс (послеродовая эйфория), с одной стороны, и высокий уровень возбуждения ребенка, с другой стороны, являются физиологической основой взаимного запечатления и возникновения эмоциональной взаимосвязи матери с ребенком. Исследования влияния раннего контакта матери с ребенком на развитие ребенка и материнского чувства женщины (Клаус и Кеннел, Швейд, Эмди и др.) позволили, с одной стороны, выделить в качестве критического периода для образования тесной взаимосвязи матери с ребенком (bonding) первые 36 часов после рождения, а с другой стороны – показали зависимость этого процесса не только от времени контакта ребенка с матерью, но и от других условий первых дней его развития, главным образом от качества патронажа, содержания последующего взаимодействия с матерью и общего отношения матери к беременности, родам, ребенку и своему будущему материнству.

Таким образом, описываемый период характеризуется весьма богатой и напряженной сенсорной жизнью ребенка и достаточно сложной дифференцированностью его субъективных переживаний.

Для эмоционального комфорта ребенка родовой и послеродовой период всегда оценивались как критические. В психоанализе рождение и отрыв от матери считаются первой психической травмой независимо от того, интерпретируется внутриутробный период как «рай» (классический психоанализ) или как «ад» (Фанти, 1997). По данным по данным английских психологов, от того, сколько времени проводит ребенок в контакте с матерью после родов и от качества этого контакта зависит количество плача в первые два года жизни, качество привязанности и количество психологических проблем в более старшем возрасте. В настоящее время является научно обоснованным фактом то, что успешность развития ребенка в послеродовой период связана с возобновлением контакта с матерью и постоянным пребыванием его с матерью. Не менее важно качество такого контакта, однако эти особенности более детально изучены относительно следующего периода развития.

Восстановление состояния эмоционального комфорта после родов обеспечивается возвращением ребенку «сенсорного мира материнских стимулов». Широко известное свойство ребенка успокаиваться от покачивания является общим для него со всеми приматами. Самки обезьян активно используют покачивание для успокоения детенышей, причем как свидетельствуют наблюдения автора, это не врожденное поведение. Оно осваивается в течение первых нескольких дней после рождения первого детеныша, а затем становится устойчивым паттерном поведения. Слуховая стимуляция от звука сердца матери и ее голоса восстанавливается за счет телесного контакта, так же как и ольфакторная. Прикладывание к груди стимулирует периферическую часть хорошо освоенного сосательного рефлекса.

Можно выделить три категории стимулов «сенсорного мира материнских стимулов», участвующих в процессе восстановления чувства эмоционального комфорта, которые по‑разному изменяются в раннем постнатальном периоде.

1. Стимулы, которые остаются константными по своим качественным и количественным характеристикам:

• вестибулярные: ритм и стиль движений матери, хорошо освоенные самым первым из развивающихся в пренатальный период анализатором – вестибулярным;

• вкусовые: вкус околоплодной жидкости сходен со вкусом молозива, а запах матери имеет химические компоненты, общие с внутриутробной средой.

2. Стимулы, которые изменяются частично:

• слуховые: голос и все остальные звуки материнской среды приобретают новые особенности, но по звуковысотному составу, ритму и другим характеристикам остаются теми же;

• тактильные: они не являются новыми для ребенка вообще, но существенно изменяются по своим качественным характеристикам.

3. Принципиально новые стимулы в зрительной модальности. Включение зрительной стимуляции определенного качества и образование к ней избирательного отношения новорожденного могут быть объяснены на основе представлений об эволюционно‑ожидаемых условиях развития и механизмах развития антиципации в онтогенезе (Сергиенко, 1996). Первичная интегративность когнитивной системы и ее последующая дифференциация обеспечивают пренатальное образование обобщенных антиципационных схем, регулирующих сенсорно‑перцептивную деятельность. Образующиеся на этой основе схемы анализа информации на ранних стадиях развития носят характер грубой, генерализованной обработки, общей для всех сенсорных систем. Эти схемы реализуются для анализа стимуляции в зрительной системе на первом этапе ее постнатального развития, который, по Е. А. Сергиенко, охватывает первые два месяца жизни, и обеспечивают образование предпочтений лица человека и запечатления этой «встречи» как положительно‑эмоционального события. Эволюционно‑ожидаемыми условиями здесь являются наличие лица взрослого в поле зрения ребенка, его подвижность и сочетание этой стимуляции с восстановлением эмоционального комфорта ребенка при восстановлении «сенсорного мира материнских стимулов». Однозначно положительное влияние восстановления контакта ребенка с матерью сразу после родов подтверждает это мнение.

В послеродовом периоде активность ребенка состоит главным образом в удовлетворении сосательного рефлекса. Здесь мать является необходимым звеном, так как в условиях внеутробной среды ребенок теряет способность удовлетворять потребность в сосании так же просто, как раньше. Кроме того, пеленание явно не способствует такому поведению. Предоставление груди в этом случае является комплексным стимулом для поддержания эмоционального комфорта ребенка. Таким образом, функции матери в родах и послеродовом периоде по сравнению с предыдущими значительно усложняются. Они состоят в предоставлении ребенку стимуляции, обеспечивающей возвращение «сенсорного мира материнских стимулов», обеспечении эволюционно‑ожидаемых условий для эмоционального запечатления ситуации восприятия лица взрослого, предоставлении груди для удовлетворения сосательного рефлекса и восстановления эмоционального комфорта. Все эти функции матери уже могут быть перераспределены между разными взрослыми (то есть их может обеспечивать не только биологическая мать). Качество осуществления этих материнских функций оказывает влияние на все дальнейшее развитие ребенка.

Постнатальный период

Постнатальный период – период развития человека после рождения.

Постнатальный период – (от лат. post — после и natalis — относящийся к рождению) период жизни человека от момента рождения до смерти.

Постнатальный период онтогенеза подразделяют на одиннадцать периодов:

1-й – 10-й день жизни— новорожденные;

10-й день – 1 год жизни — грудной возраст;

1–3 года — раннее детство;

4 – 7 лет — первое детство;

8 – 12 лет — второе детство;

13 – 16 лет — подростковый период;

17 – 21 год — юношеский возраст;

22—35 лет – первый зрелый возраст;

36 – 60 лет — второй зрелый возраст;

61 – 74 года— пожилой возраст;

с 75 лет – старческий возраст,

после 90 лет — долгожители.

Завершается онтогенез естественной смертью.

Пренатальный период – период внутриутробной жизни от зачатия до момента родов.

Перинатальный период (околородовой период) – период времени, охватывающий внутриутробное развитие плода (начиная с 28-й недели беременности), период родов и первые 7 суток жизни ребенка.

Педиатр – врач-специалист, занимающийся вопросами охраны здоровья ребенка, диагностикой, профилактикой и лечением различных заболеваний, учитывая особенности детского возраста.

Обсудить любой вопрос, связанный с семьей, здоровьем, ожиданием ребенка или его воспитанием, а так же просто пообщаться с другими родителями лучше всего на нашем форуме для мам и пап! Добро пожаловать!

Лето — прекрасное и удобное время для введения прикорма. Особенно если есть дача. Вы тогда точно будете знать, как выращены первые овощи, фрукты и ягоды, которые предлагаете малышу.

Как правило, после рождения ребенка многие женщины поглощены заботами о своем младенце. Бессонные ночи и бесконечный плач забирают массу физических и эмоциональных сил.

Медленно и в то же время быстро проходит время. Кажется, что крошка только что родился, совсем недавно. ну, максимум, на прошлой неделе, а на самом деле прошел уже целый месяц!

Промучившись какое – то время мы все же берем младенца к себе в кровать. Малышу спокойнее, да и нам не нужно по нескольку раз за ночь вставать к кроватке. Но… терзают муки совести. Не опасно ли это? Не можем ли мы во сне «приспать малыша», задавить его?

Постнатальный онтогенез

1. Периодизация онтогенеза.

Термин «онтогенез» был введен в биологию Геккелем. С понятием онтогенез Геккель связывал только внутриутробное развитие человека. Вслед за ним многие исследователи противопоставляли период онтогенеза взрослому состоянию. На современном этапе развития морфологии под онтогенезом понимается индивидуальное развитие организма, включающее всю совокупность последовательных изменений от стадии оплодотворенной яйцеклетки до старости и смерти.

После окончания эмбрионального периода начинается постэмбриональный, в течение которого происходит дальнейшее развитие организма. Продолжительность его у организмов разных видов колеблется от нескольких дней до нескольких десятков лет и является видовым признаком, не зависящим от уровня организации.

При внутриутробном онтогенезе он начинается с рождения, при неличиночном — с выходом из зародышевых оболочек, при ли­чиночном — с выходом из яйцевых оболочек.

Постэмбриональный онтогенез можно разделить на следующие периоды:

1) ювенильный (до полового созревания, дорепродуктивный);

2) зрелый (репродуктивный, взрослое половозрелое состояние);

3) период старости (старение), (пострепродуктивный), заканчивающийся естественной смертью

Периодизация онтогенеза человека является достаточно сложной проблемой, так как кроме морфологических, физиологических и биохимических признаков необходимо учитывать и социальные факторы, связанные, например, с обучением детей или уходом на пенсию лиц, пожилого возраста.

Схема возрастной периодизации постнатального онтогенеза

2. грудной возраст

3. раннее детство

4. первое детство

5. второе детство

8 — 12 лет (муж. пол)

8 — 11 лет (жен. пол)

13 — 16 лет (муж. пол)

12 — 15 лет (жен. пол)

17 — 21 лет (муж. пол)

16 — 20 лет (жен. пол)

8. зрелый возраст: 1 период

22 — 35 лет (муж. пол)

21 — 35 лет (жен. пол)

36 – 60 лет (муж. пол)

36 – 55 лет (жен. пол)

61 – 74 года (муж. пол )

56 — 74 года (жен. Пол)

Сразу после рождения наступает период, называемый периодом новорожденности. Основанием для его выделения служит тот факт, что в это время имеет место вскармливание ребенка молозивом в течение 8-10 дней.

Следующий период – грудной – продолжается до 1 года. Начало его связано с переходом к питанию «зрелым молоком» Во время этого периода наблюдается наибольшая интенсивность роста по равнению со всеми остальными периодами внеутробной жизни. Длина тела увеличивается от рождения до года примерно в 1,5 раза, а вес утраивается. С 6 месяцев прорезываются молочные зубы.

Период раннего детства — от 1 до 4 лет. На 2-3 году жизни заканчивается прорезывание молочных зубов. После 2 лет абсолютные и относительные величины приростов размеров тела быстро уменьшаются.

Период первого детства – с 4 до 7 лет. Это период небольшого увеличения скорости роста — «первый ростовой скачок». Начиная с 6 лет появляются первые постоянные зубы.

Возраст от 1 до 7 лет называется периодом нейтрального детства, поскольку мальчики и девочки не отличаются друг от друга по размерам и формам тела.

Период второго детства – с 8 до 12 лет у мальчиков, с 8 до 11лет у девочек – отмечен появлением половых различий в размерах и форме тела, а также началом усиленного роста в длину. Темпы роста у девочек выше, чем у мальчиков, так как половое созревание у девочек начинается примерно на два года раньше.

В этот период повышается секреция половых гормонов, в результате чего начинают развиваться вторичные половые признаки.

Подростковый период — называют также периодом полового созревания или пубертатным — продолжается у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек с 12 до 15 лет. Датировку этого периода по схеме возрастной периодизации 1965 года нельзя считать окончательной, поскольку по уровню полового развития 13-летние мальчики соответствуют не 12-, а 11-летним девочкам. Поэтому у мальчиков к началу этого периода только начинается половое созревание, а у девочек оно в значительной степени захватывает и предшествующий период. В это период наблюдается пубертатный скачок – увеличение скоростей роста всех размеров тела.

К концу подросткового периода размеры тела составляют 90-97% своей окончательной величины. Основные функциональные характеристики подростков приближаются к характеристикам взрослого человека. Окончательно формируются вторичные половые признаки.

Юношеский возраст – от 18 до 21 года у юношей, от 17 до 20 лет у девушек. В этот период в основном заканчивается процесс роста и формирования организма, все основные размерные признаки тела достигают дефинитивной (окончательной) величины.

В зрелом возрасте форма и строение тела изменяются мало. Однако у 20—30-летних людей еще продолжается рост позвоночного столба за счет отложения новых слоев костного вещества на верхних и нижних поверхностях позвонков. Однако этот рост незначителен, он не превышает в среднем 3—5 мм. Между 30 и 45—50 годами длина тела остается постоянной, а потом начинает уменьшаться. В пожилом и старческом возрасте происходят инволютивные изменения организма.

Особенности постнатального периода онтогенеза у человека

Типы развития организмов в постэмбриональном периоде

Постэмбриональный период онтогенеза начинается после выхода зародыша из зародышевых оболочек или после рождения. Он делится на три периода: дорепродуктивный (ювенильный), репродуктивный (взрослое состояние) и пострепродуктивный (имеется не у всех видов). Продолжительность указанных периодов, их временное соотношение — видоспецифичны. Основные процессы, происходящие в послезародышевом периоде онтогенеза, — это рост, формирование дефинитивных (окончательных) структур органов, половое созревание, старение. Постэмбриональный период заканчивается биологической смертью особи.

Различают два типа постэмбрионального развития: прямое и развитие с метаморфозом. При прямом развитии в ювенильном периоде формирующаяся особь обладает всеми основными чертами организации взрослого организма и отличается главным образом меньшими размерами, пропорциями тела и недоразвитием некоторых систем органов. Прямое развитие встречается у беспозвоночных, позвоночных животных и у человека.

При развитии с метаморфозом из яйца выходит личинка, отличающаяся от взрослого животного строением и образом жизни. Личиночное развитие характерно для видов, откладывающих мелкие яйцеклетки с недостаточным количеством питательных веществ для развития всех структур, характерных для особей этого вида. Личинки по строению больше сходны с предковыми формами, могут иметь органы, не характерные взрослым особям. Они свободно передвигаются и способны самостоятельно питаться. Развитие с метаморфозом широко распространено в животном мире: губки, сцифоидные и коралловые полипы, большинство членистоногих, многие иглокожие, асцидии, круглоротые, двоякодышащие и костистые рыбы, амфибии.

Особенности постнатального периода онтогенеза у человека

1. Новорожденности до 1 месяца

Первый этап приспособления к менее благоприятным условиям внешней среды, чем в материнском организме: нестерильным условиям, более низкой температуре, изменению внешнего давления. Отпадает пуповина. Ребенок начинает сосать грудь матери (4 суток — молозиво, затем молоко), что требует затраты сил и сопровождается потерей веса на 150-200 г. Начинается легочное дыхание. Устанавливается внеутробное кровообращение, боталлов проток и овальное отверстие между предсердиями зарастают. Изменяются функции отдельных органов. Устанавливаются собственные суточные биоритмы

Снижены ввиду незрелости иммунной нервной и других систем. Иммунитет пассивный за счет антител, полученных из материнского организма через плаценту и с молозивом. Нуждается в уходе и защите матери. Критический период!

Неспецифические инфекции, перегревание, переохлаждение, патология различных органов и систем, особенно пищеварительной, вследствие недостаточности собственных ферментов. Повышена вероятность смерти

2. Младенческий (грудной) до 1 года

Интенсивный рост и развитие: длина тела увеличивается в 1,5 раза, масса — в 3 раза. Роднички закрываются, появляются изгибы позвоночника.

Головной мозг бурно растет и развивается, вырабатываются многочисленные условные связи, формируется вторая сигнальная система, развиваются статические функции. Интенсивное психоэмоциональное развитие. Собственных пищеварительных ферментов вырабатывается меньше, чем у взрослого. Прорезываются молочные зубы. Пассивный иммунитет постепенно ослабевает, приобретенный — слабо выражен.

Снижены ввиду бурного роста, морфологической незаконченности строения и функциональным несовершенством систем органов.

Склонность к судорогам и другим нарушениям нервной системы.

Расстройства питания и пищеварения. Аномалии прорезывания зубов и формирования прикуса. Повышен риск паразитарных и инфекционных заболеваний

3. Раннее детство до 4 лет

Продолжается рост и развитие ребенка, однако интенсивность роста снижается. Прорезываются все 20 молочных зубов. Особенно быстро развивается интеллект. Речь включает много слов, говорит предложениями

Часто — острые инфекции: корь, коклюш, ветряная оспа и др. Зубочелюстнолицевые аномалии вследствие раннего удаления молочных зубов.

4. Первое детство 4 года — 7 лет

Первый ростовой скачок. Прорезываются большие коренные зубы. Появляются половые различия в строении скелета, отложении жира, формировании психики

Зубочелюстно-лицевые аномалии вследствие раннего удаления молочных зубов

5. Второе детство (предпубертатный) 7-12 лет

Усиленный рост, особенно мышечной системы. Заканчивается развитие печени, дыхательной системы. Начинается смена молочных зубов на постоянные. Повышается секреция половых гормонов. Начало развития вторичных половых признаков (у девочек раньше)

Учащается травматизм. Патология сердечнососудистой и других систем. Аномалии прорезывания постоянных зубов и прикуса

6. Подростковый (пубертатный) 12-15-16 лет

Ростовой скачок. Заканчивается формирование кровеносной и ряда органов пищеварительной и других систем. Все молочные зубы заменяются на постоянные.

Интенсивное половое созревание: усиливается выработка половых гормонов, формируются половые особенности тела, заканчивается развитие вторичных половых признаков, у девочек появляется менархе, у мальчиков — поллюции. Половое созревание характеризуется радикальными биохимическими, гормональными, физиологическими, морфологическими, нервнопсихологическими перестройками организма

Возможно проявление наследственных заболеваний, нарушения обмена веществ (ожирение или истощение). Пубертатные поведенческие кризы, агрессивность

7. Юношеский период (постпубертатный) 15-16 — 18-21 год

К концу периода прекращается рост тела. Заканчивается формирование всех систем органов. Завершается половое созревание. У юношей появляется оволосение лица. Происходит интенсивное развитие интеллекта

Могут быть снижены

Нарушения функций различных органов и систем вследствие несбалансированного роста тела и развития систем органов (особенно в связи с акселерацией). Психоневрозы

8. Первая зрелость 18-21-35 лет

Развитие взрослого организма. Устойчивый гомеостаз. Способность к воспроизведению полноценного потомства.

9. Вторая зрелость до 55-60 лет

Физиологические изменения органов, обмена веществ, предшествующие инволюции. Замедление скорости ответных реакций. Снижение выработки гормонов, особенно половых. Проявление заметных признаков старения организма в конце периода. Постепенное угасание репродуктивной функции.

Постепенно снижаются вследствие снижения функции иммунной и других систем. Критический период!

Повышается риск развития соматических и психических болезней. Учащение возникновения опухолей. Могут возникнуть климактерический синдром, психические расстройства

10. Пожилой возраст до 75 лет

Постепенная инволюция органов и тканей организма. Скорость старения у разных систем органов неодинакова. Дряблость кожи. Ограничение подвижности в суставах, снижение массы и тонуса мышц. Часто — ожирение или резкое снижение веса. Снижение физической активности. Повышенная утомляемость.

Слабые устойчивость и адаптация к факторам среды

Увеличение частоты развития возрастных болезней: атеросклероза, диабета, подагры и других. Психоневрозы.

11. Старческий возраст до 90 лет

Инволюция всех систем. Снижение слуха, остроты зрения, памяти, воли, эмоций, психических реакций.

Могут быть старческое слабоумие, депрессии.

12. Долгожительство свыше 90 лет

Биологический феномен, обусловленный комплексом различных факторов, как биологических (наследственность, тип телосложения), так и социальных (традиции правильного поведения в стрессовых ситуациях), активным образом жизни и рациональным питанием

Постнатальная гипотрофия — приобретенное состояние

Гипотрофией называют расстройство питания тканей, при котором они не получают должного развития. Понятие гипотрофия чаще всего связывают с дефицитным состоянием, которое свойственно детям первых двух лет жизни. Один из видов такого дефицитного состояния — постнатальная гипотрофия. Она развивается у ребенка, который родился здоровым. Постнатальный период развития ребенка начинается после его рождения. Таким образом, постнатальная гипотрофия — это приобретенное состояние.

Причины постнатальной гипотрофии

Причины развития приобретенной гипотрофии можно разделить на группы:

  • Недостаточность питания,
  • Нарушение правил ухода за ребенком,
  • Инфекционные заболевания,
  • Интоксикации,
  • Родовые травмы,
  • Эндокринные заболевания.
  • Недостаточность питания

    Ребенок может получать недостаточное количество питания не зависимо от того, на грудном или на искусственном вскармливании он находится. У матери может не хватать молока, молочные железы могут быть очень тугими, тогда ребенок просто не в состоянии высосать нужное ему количество молока. При искусственном вскармливании малышу может не хватать предлагаемого ему количества молочной смеси или она не соответствует возрасту. Позднее введение прикорма тоже негативно сказывается на развитии ребенка и может стать причиной гипотрофии.

    Гипотрофия может развиться и при нормальном питании ребенка. Это происходит в тех случаях, когда нарушено всасывание и усвоение питательных веществ. Такие проблемы возникают при некоторых заболеваниях и пороках развития. В частности:

    • Расщелины верхней губы или неба,
    • Муковисцидоз,
    • Пилоростеноз,
    • Дисахаридазная недостаточность,
    • Экссудативная энтеропатия.
    • Малыш, получая достаточное количество пищи, не в состоянии ее усвоить, то есть питательные вещества не остаются в организме или остаются в недостаточном количестве. Нехватка нужных веществ приводит к гипотрофии.

      Нарушение правил ухода за ребенком

      Если здоровый малыш чистенький, правильно питается, если с ним достаточное количество времени гуляют, то у него будет прекрасный аппетит, и пища будет хорошо усваиваться. Недостаточно хороший уход приводит к дискомфорту ребенка, у него могут появиться кожные высыпания, опрелости. Всё это беспокоит его, настроение его ухудшается, а это сказывается на состоянии пищеварительной и нервной системы. У малыша либо ухудшается аппетит, либо он хуже усваивает пищу. Возникает благоприятная обстановка для развития гипотрофии.

      Родовые травмы и заболевания

      Причиной постнатальной гипотрофии может стать родовая травма, в результате которой пострадала центральная нервная система ребенка. Тогда мозг не посылает нужные сигналы, и питательные вещества плохо усваиваются.

      Повлиять на состояние ребенка может любая тяжелая инфекция. Особенно они опасны в первые месяцы жизни, когда системы маленького организма еще несовершенны. Снижение иммунитета и непосредственное негативное влияние возбудителей заболевания, выделяемых ими токсинов могут привести к сбоям в работе как пищеварительной, так и нервной системы. К таким же последствиям приводит сахарный диабет и некоторые другие эндокринные патологии детей. В этих случаях постнатальная гипотрофия развивается из-за невозможности выполнения своих функций системами организма или из-за разбалансированности этих систем.

      Симптомы постнатальной гипотрофии

      Чаще всего встречается гипотрофия 1 степени. При ней рост ребенка находится в пределах возрастной нормы, масса тела отстает на 20%. Основное проявление — значительное уменьшение слоя подкожного жира на туловище.

      При гипотрофии 2 степени ребенок весит до 40% ниже положенного, отстает и рост. Подкожный жир на туловище практически отсутствует, уменьшен его слой на конечностях. Ребенок становится вялым, бледным, мышечный тонус у него снижен. Могут появиться желудочно-кишечные проявления: срыгивания, неустойчивый стул.

      Гипотрофия 3 степени встречается в редких случаях. Это довольно тяжелое состояние ребенка. Масса тела у него снижается больше, чем на 40% по отношению к норме. Ребенок отстает в росте и развитии. Лицо приобретает старческий вид из-за снижения тонуса мышц и ухудшения состояния кожи. Снижается температура тела, падает иммунитет, что ведет к частым заболеваниям, которые еще больше усугубляют состояние.

      Как лечить гипотрофию?

      Конечно, самое главное — обеспечить нормальное питание. Если причиной гипотрофии является какое-то заболевание, то нужно приложить все усилия к его лечению или компенсации. При гипотрофии 1 степени и начальных признаках 2 степени после устранения причин бывает достаточно обычного питания в соответствии с возрастом. При значительных проявлениях гипотрофии 2 степени и 3 степени нужен комплекс мероприятий, включающий постепенное изменение рациона и режима питания.

      Источники:

      http://biofile.ru/bio/2440.html

      http://www.pinfos.ru/fcns-579-1.html

      http://best-mama.info/psikhologiya-vzaimootnoshenij-roditeli-i-deti/127

      http://www.mamskaya.ru/art_postnatal

      http://studfiles.net/preview/3625880

      http://biofile.ru/bio/15884.html

      http://tvoyaybolit.ru/postnatalnaya-gipotrofiya-priobretennoe-sostoyanie.html