Познавательная сфера развития дошкольников

Развитие познавательной сферы дошкольника

На протяжении дошкольного возраста мышление ребенка существенно меняется. Это в первую очередь выражается в том, что он овладевает новыми способами мышления и умст­венными действиями. Развитие его происходит поэтапно, и каждый предыдущий уровень необходим для последующего.

Развитие мышления ребенка тесно связано с речью. В млад­шем дошкольном возрасте на третьем году жизни речь сопро­вождает практические действия ребенка, но она еще не выпол­няет планирующей функции. В 4 года дети способны предста­вить ход практического действия, но не умеют рассказать о действии, которое нужно произвести. В среднем дошкольном возрасте речь начинает предшествовать выполнению практи­ческих действий, помогает планировать их. Однако на этом этапе образы остаются основой мыслительных действий. Толь­ко на следующем этапе развития ребенок оказывается способ­ным решать практические задачи, планируя их словесными рассуждениями.

На протяжении дошкольного возраста происходит дальней­шее развитие памяти, она все больше выделяется из вос­приятия. В младшем дошкольном возрасте еще заметную роль в развитии памяти играет узнавание при повторном восприя­тии предмета. Но все большее значение начинает приобретать способность к воспроизведению. В среднем и старшем до­школьном возрасте появляются достаточно полные представ­ления памяти. Продолжается интенсивное развитие образной памяти (запоминание предметов и их изображений). Для раз­вития памяти ребенка характерно движение от образной к словесно-логической.

Развитию воссоздающего (репродуктивного) и творческого (продуктивного) воображения дошкольников способствуют раз­личные виды деятельности, такие, как игра, конструирование, лепка, рисование. Особенность образов, которые создает ре­бенок, состоит в том, что они не могут существовать самостоя­тельно. Им нужна внешняя опора в деятельности. Так, например, если в игре ребенок должен создавать образ чело­века, то эту роль он берет на себя и действует в воображаемой ситуации.

В дошкольном возрасте, отмечает К.И. Чуковский, ребенок очень чувствителен к звуковой стороне языка. Достаточно ему услышать определенное звукосочетание, как оно тотчас же отождествляется с вещью и служит толчком к созданию об­раза. «Что такое Бардадым?»—спрашивают у четырехлетнего Вали. Он сейчас же отвечает без всяких раздумий: «Страш­ный, большой, вот такой». И показывает рукой в потолок».

Характерной для дошкольника является возрастающая произвольность воображения. В ходе развития оно превраща­ется в относительно самостоятельную психическую деятель­ность.

Развитие познавательной сферы дошкольника

В дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие всех психических познавательных процессов. Это относится и к сенсорному развитию. Сенсорное развитие-это совершенствование восприятия,ощущения наглядных представлений. Пороги ощущения у детей снижаются. Повышается точность цветоразличения, развивается звуковысотный слух, становятся более точными оценки веса предметов. В результате развития сенсорики, ребенок овладевает перцептивными действиями. их основная функция-это обследование объектов и нахождение в них характерных свойств. Самыми доступными для ребенка сенсорными эталонами являются геометрические формы и цвета. Деятельность ребенка формирует сенсорные эталоны. Наиболее всего способствуют ускорению сенсорного развития лепка, рисование и конструирование.

Так же как и другие познавательные процессы, мышление дошкольника имеет ряд особенностей. На протяжении дошкольного возраста происходят существенные изменения в мышлении ребенка. В первую очередь это выражается в том, что ребенок овладевает новыми умственными действиями и способами мышления. Его развитие происходит поэтапно, и каждый предыдущий уровень необходим для развития последующего. Развитие мышления происходит от наглядно-действенного к образному. Развитие мышления дошкольника тесно связано с речью. В младшем возрасте речь ребенка сопровождает его действия, но не выполняет планирующей функции. У дошкольников среднего возраста речь начинает предшествовать выполнению действий. Однако образы на этом этапе остаются основой мыслительных действий. Следующим этапом развития становится способность ребенка решать практические задачи,планируя их словестными рассждениями. Таким образом, основная педагогическая задача, способствовать развитию познавательной сферы и деятельности дошкольников, поскольку познавательная сфера является основой развития ребенка.

Развитие эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер дошкольника средствами песочной терапии Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №19-Центр развития ребенка г. Россоши Россошанского муниципального.

Сказкотерапия для формирования нравственной сферы дошкольника Развитие духовно-нравственных чувств у детей становится всё более важным для нашего общества. Нравственная сфера личности дошкольника представляет.

Игра как основное средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольника Характер взаимоотношений ребенка-дошкольника оказывает большое влияние на его эмоциональное благополучие, проявляющееся в уверенности, защищенности,.

Использование нетрадиционных методик рисования в детском саду как форма обучения познавательной сферы ребенка Воспитать творческого человека без красоты невозможно. Прекрасное — вечный источник духовности, вдохновения, творчества. Оно существует.

Консультация для родителей старшей группы «Развитие познавательной сферы ребенка» Консультация для родителей старшей группы «Развитие познавательной сферы ребенка» Автор: Бабак Ю. А., воспитатель Задачи: — определение,.

Коррекционно-развивающее занятие по развитию познавательной и эмоционально-личностной сферы у детей 6–7 лет «Разноцветная осень» (коррекционно-развивающее занятие по развитию познавательной и эмоционально-личностной сферы у детей 6-7 лет) Подготовила.

Коррекционное занятие на развитие познавательной сферы для детей 4–5 лет по программе «Смышлёныш». Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе. Дети с низкими показателями не могут в.

Речевое развитие дошкольников. Игры-драматизации как средство целенаправленного развития речевой сферы дошкольника Речевое развитие дошкольников. Игры – драматизации как средство целенаправленного развития речевой сферы дошкольника. Цель: эффективность.

Рекомендации по развитию познавательной сферы детей дошкольного возраста Рекомендации родителям по развитию познавательной сферы детей дошкольного возраста 1. Много рассказывать детям об увиденном, делиться воспоминаниями.

  • Главная
  • Воспитание
  • Познавательная сфера в дошкольном возрасте

Развитие человека идет непрерывно, всю жизнь и у каждого протекает по-своему.

Дошкольное детство– один из самых важных этапов жизни ребёнка.

Каждый ребенок – уникальное и неповторимое явление.

Индивидуальным и уникальным является и процесс его развития. Одни дети растут быстрее и опережают своих одногодок, другие отстают в развитии. В возрастной психологии понятие нормы носит скорее статистический характер, то есть нормальным признаются такой темп и направленность развития детей, которые наблюдаются у большинства из них на определенном этапе развития.

Дети дошкольного возраста активно познают окружающий мир. Это познание возможно за счет наличия у них психических познавательных способностей (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи) .

В своем сообщении хочу остановиться на некоторых наиболее типичных особенностях развития психических познавательных процессов у дошкольников.

Восприятие – процесс отражения в сознании человека целостных предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие является ведущим познавательным процессом дошкольного возраста. Его формирование обеспечивает успешное накопление новых знаний, быстрое освоение новой деятельности, адаптацию к новой обстановке, полноценное физическое и психическое развитие.

В младшем дошкольном возрасте восприятие носит предметный характер, т.е. свойства предмета (цвет, вкус, величина) не отделяются ребенком от самого предмета, а сливаются в единое целое с ним. При этом ребенок видит не все свойства, а только наиболее яркие, например: трава – зеленая, лимон – кислый и желтый.

Восприятие в среднем дошкольном возрастестановится более осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск. Ребенок 4-5 лет получает представления об основных геометрических фигурах; об основных цветах спектра; о параметрах величины; о пространстве; о времени.

В старшем дошкольном возрасте(5-7 лет) — Восприятие ребенка теряет свой первоначально глобальный характер. Под влиянием игровой и предметной деятельности развивается способность дошкольника отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.

Знания о предметах и свойствах расширяются и организуются в систему, что позволяет использовать их в разных видах деятельности. В этом возрасте складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части, исследуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое.

Таким образом, ребенок начинает видеть мир в категориальном ключе, процесс восприятия интеллектуализируется.

Внимание — это психический процесс, заключающийся в направленности и сосредоточенности сознания на определенном объекте при одновременном отвлечении от других.

Первые признаки внимания – на 2-3 неделе жизни в виде слухового и зрительного сосредоточения.

Внимание ребенка раннего дошкольного возраста является непроизвольным.

В начале дошкольного детствавнимание ребенка отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен до тех пор, пока не угаснет интерес. Появление нового предмета вызывает переключение внимания на него.

Непроизвольное внимание – преобладающее на протяжении всего дошкольного детства.

Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом. На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей внимание приобретает большую сосредоточенность и устойчивость.

Младшие дошкольникимогут играть в одну и ту же игру – 25-30 минут. Старшие дошкольники – до 1-1,5 часов.

Дети 4-6 летначинают овладевать произвольным вниманием.

Впервые в этом возрасте они начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства.

Начиная со старшего дошкольноговозраста, дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа) . Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к семи годам.

Поддерживать внимание на достаточно высоком уровне позволяет использование элементов игры, частая смена форм деятельности, занятия продуктивными видами деятельности.

Память –это сложный психический процесс, определяющийся как запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение индивидом его опыта.

Узнавание – первый процесс памяти, появляющийся у ребенка.

После 8 месяцев формируется воспроизведение – восстановление в памяти образа.

Память младшего дошкольниканепроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить и не прилагает никаких усилий для запоминания. В его памяти запечатлеваются интересные, эмоциональные, красочные события и образы.

Третий и четвертый год жизнистановятся годами первых детских воспоминаний.

В 4-5 летначинает формироваться произвольная память, однако целенаправленное запоминание и припоминание появляется только эпизодически и зависит от вида деятельности.

На пятом году жизнипамять начинает играть ведущую роль в организации психических процессов становится доминирующей функцией.

К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти.

6-7 ЛЕТ– благодаря различным видам деятельности, и, прежде всего игре, память ребенка в старшем дошкольном возрасте становится произвольной и целенаправленной. Он сам ставит перед собой задачу запомнить что-то для будущего действия.

Именно в этом возрасте наблюдается высокий уровень моторной памяти.

У детей возрастает потребность в двигательной активности. Они осваивают сложные движения, выполняют их быстро, точно. Появляется согласованность, слитность движений; вся двигательная деятельность становится более осознанной, целенаправленной и самостоятельной; повышается физическая и умственная работоспособность. Поэтому многие дети в старшем дошкольном возрасте начинают заниматься гимнастикой, акробатикой, фигурным катанием, танцами.

Мышление –высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности.

Первые признаки мышления дети обнаруживают к концу первого года жизни. Они начинают замечать простейшие связи и отношения между предметами и использовать их для достижения определенной связи. Эти отношения выясняются детьми путем практических проб и ошибок, т.е. при помощи наглядно-действенного мышления.

Ребенок начинает понимать, что одни вещи и действия могут использоваться для обозначения других, служить их заменой – формируется способность к замещению – умение использовать при решении умственных задач условные заменители реальных предметов и явлений.

В 3-4 годаребенок, пусть несовершенно, пытается анализировать то, что видит вокруг себя внаглядно-действенном плане. Но у части детей уже начинает проявляться способность решать задачи по представлению. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. Могут обобщать предметы по цвету (это все красное) , по форме (это все круглое) , величине (это все маленькое) .

По мере накопления опыта мышление ребенка среднего дошкольноговозраста все больше опирается на образы – представление о том, каким может быть результат того или иного действия.

Основным видом мышления, присущим ребенку дошкольного возраста, становится наглядно-образное мышление. Благодаря этому дошкольник может «проделывать» реальные действия в уме. При этом он оперирует только единичными суждениями, т.к. к умозаключениям он не готов.

В старшем дошкольном возрастеначинает формироваться словесно-логическое мышление.

Воображение– это способность сознания создавать образы, представления, и манипулировать ими.

Возникновение и развитие воображения тесно связано с формированием других познавательных процессов, прежде всего мышления.

В раннем детстве воображение имеет воссоздающий характер и возникает непроизвольно, в виде образов полученных впечатлений: прослушивание рассказов, сказок, стихов, просмотров фильмов.

В воображении воспроизводится только то, что оказало на ребенка сильное эмоциональное впечатление, стало для него особенно интересным. Воображение неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий.

Старший дошкольный возраст является сенситивным – чувствительным – для развития воображения. Именно в этот период воображение ребенка становится управляемым.

В 5-6 лету детей происходит постепенный переход от непроизвольного запоминания и воспроизведения, к произвольному запоминанию. Это создает основу для развития творческого воображения, обеспечивающего возможность создания нового образа.

Творческое воображение детей проявляется, прежде всего, в сюжетно-ролевых играх, создающих простор для импровизации, а также в рисовании, конструировании и т.п.

Воображение начинает предварять практическую деятельность, объединяясь с мышлением при решении познавательных задач.

Перестраивается воображение, из репродуктивного, воспроизводящего, оно становится предвосхищающим. Ребенок способен представить в рисунке или в уме не только конечный результат действия, но и его промежуточные этапы.

Таким образом, рассмотрев некоторые особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста нам взрослым, не следует забывать, что дошкольники еще не научились управлять ходом своего познания и развития. Здесь им нужна поддержка взрослых, их умное руководство и организация.

Матюхина М. В., Михальчик Т. С., Прокина Н. Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие дл

Развитие познавательной сферы дошкольника.

В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов. Это относится и к сенсорному развитию.

Сенсорное развитие—это совершенствование ощущении, восприятии, наглядных представлений. У детей снижаются пороги ощущений.

Повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса предметов. В результате сенсорного развития ребенок овладевает перцептивными действиями, основная функция которых заключается в обследовании объектов и вычленении в них наиболее характерных свойств, а также в усвоении сенсорных эталонов, общепринятых образцов чувственных свойств и отношений предметов.

Наиболее доступными для дошкольника сенсорными эталонами являются геометрические формы (квадрат, треугольник, круг) и цвета спектра. Сенсорные эталоны формируются в деятельности.

Лепка, рисование, конструирование больше всего способствуют ускорению сенсорного развития (СНОСКА: См.: Генезис сенсорных способностей/Под ред. Л. Л Всшера. М., 1976, с. 19, 135.) .

Мышление дошкольника, так же как п другие познавательные процессы, имеет ряд особенностей. Так, например, ребенку среднего дошкольного возраста во время прогулки около реки задают следующие вопросы:

— Скажи, Боря, почему плавают в воде листочки?

— Потому что они маленькие и легкие.

— А почему плывет пароход? — Потому что большой и тяжелый.

Дети этого возраста не различают существенные связи в предметах и явлениях, и не могут делать обобщающие выводы.

На протяжении дошкольного возраста мышление ребенка существенно меняется. Это в первую очередь выражается в том, что он овладевает новыми способами мышления и умственными действиями. Развитие его происходит поэтапно, и каждый предыдущий уровень необходим для последующего.

Мышление развивается от наглядно — действенного к образному. Затем на основе образного мышления начинает развиваться образно — схематическое, которое представляет промежуточное звено между образным и логическим мышлением. 06разно — схематическое мышление дает возможность устанавливать связи и отношения между предметами и их свойствами.

Родительский лекторий «Психологические особенности дошкольного возраста. Своеобразие взаимодействия с дошкольником»

В Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей “Центр детского творчества” г. Заринска Алтайского края с 1994 года работает школа раннего развития “Малышок” для детей, не посещающих детские дошкольные учреждения. Учитывая особенности маленького сибирского города (население 54 тыс.) , в прошлом комсомольско-молодежная стройка, сегодня город одного предприятия ОАО “Алтай-кокс” и высоким уровнем безработицы, просветительскую работу с родителями целесообразно проводить через родительские лектории.

Общее время занятий с детьми – 2 часа, соответственно, если проводится встреча с родителями, она длится 1 час 40 минут – 1 час 50 минут. На протяжении всего лектория постоянно приводятся конкретные примеры из учебного процесса, изложение которых не считаю целесообразным. Указывается, на что обратить внимание в том или ином случае во время занятий дома с ребенком.

ЦЕЛЬ: показать особенности развития личностной и познавательной сфер дошкольника.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: сопровождение всего лектория слайдовым материалом (Приложение 1) .

Общая характеристика возраста.

Дошкольный возраст — это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

Рамки семьи стремительно раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей.

Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что ему еще не доступно. Стремится к самостоятельности.

Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Социальная ситуация развития.

Изменяется место ребенка в системе отношений (уже не является центром всей семьи) , развивается способность к идентификации с людьми. Ребенок начинает осознавать, что он имеет индивидуальное имя, приобретает интерес к телесной конструкции человека.

Ведущая деятельность в дошкольном возрасте.

ИГРА. Она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре дети учатся полному общению друг с другом.

В процессе сюжетно-ролевой игры дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

Жизнь в игре происходит в форме представлений, но она эмоционально насыщена и становится для ребенка его действительной жизнью.

Игра способствует становлению не только общению со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности.

В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребёнка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели.

Происходят качественные изменения в психике ребёнка.

Новая внутренняя позиция, соподчинение мотивов, самооценка и осознание своего места в системе общественных отношений.

Особенности развития познавательной сферы.

Мышление в дошкольном возрасте характеризует переход от наглядно-действенного к наглядно- образному и в конце периода к словесному мышлению.

Дошкольник образно мыслит, он еще не приобрел взрослой логики рассуждения. Поэтому ребенок легко фантазирует, на занятиях с психологом легко “превращается” в гномика, игрушку, сказочного героя.

Складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость.

Возникают попытки объяснить явления и процессы. Детские вопросы выступают показателем любознательности.

На умственное развитие ребенка дошкольного возраста постоянное влияние оказывают игровая ситуация и действия. Именно по такому принципу построены занятия с детьми курса “Психология общения”. Опыт игровых и реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно- ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и в зависимости от этого строить своё собственное поведение.

Развитие речи, её становление влияет на восприятие , внимание ребенка.

К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Язык для ребенка становится действительно родным.

Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития.

Если к этому периоду остались проблемы с речью, то обязательно в школе будут проблемы с русским языком.

Интенсивно растет словарный запас ребенка. Телевизор мешает его развитию.

Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерность: строение слова, построение фразы.

Ребенок усваивает грамматические формы языка и приобретает большой активный словарь, что позволяет ему в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи. Он может пересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картинку, передать свои впечатления об увиденном.

Особенности развития речи в дошкольном возрасте:

  • речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения;
  • появляются связные формы речи, возрастает её выразительность;
  • ребенок постигает законы языка в процессе действий со словом;
  • ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания;
  • речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения, рассказы.
  • Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим.

    В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь — ребенок начинает активно использовать названия качеств и признаков, состояния различных объектов и отношений между ними.

    В дошкольном возрасте для восприятия характерно следующее:

  • восприятие превращается в особую познавательную деятельность;
  • зрительное восприятие становится одним из ведущих;
  • воспринимая предметы и действия с ними, ребенок более точно оценивает цвет, форму, величину (освоение сенсорных эталонов) , поэтому мы в младшей группе на занятиях “путешествуем” в красную, зеленую, синюю страну, соотносим предметы с силуэтами;
  • совершенствуется умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность умений, поэтому необходимо учить ребенка ориентироваться во времени суток, во временах года, предмет “над”, “за”, “под”.
  • В дошкольном возрасте существует универсальное средство внимания – речь. Ребенок организует свое внимание на предстоящей деятельности, формулируя словесно.

    В этом возрасте:

    • значительно возрастает концентрация, объем и устойчивость внимания;
    • складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов (игры на внимание с проговариванием) ;
    • внимание становится опосредованным;
    • внимание связано с интересами ребенка к деятельности;
    • появляются элементы послепроизвольного внимания.
    • Дошкольное детство – возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как считал Л. С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ребенок запоминает с легкостью самый разнообразный материал.

      У младших дошкольников память непроизвольная. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания.

      Ребенок быстро запоминает стихотворения, сказки, рассказы, диалоги из фильмов, когда он сопереживает их героям, что расширяет сферу познавательной деятельности ребенка. Он постепенно учится повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.

      В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память.

      Память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер, формируются элементы словесно-логической памяти.

      Память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией.

      Воображение формируется в игровой, гражданской и конструктивной формах деятельности.

      Воображение становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов.

      Воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.

      К концу дошкольного периода воображение ребенка становится управляемым.

      Это один из важнейших компонентов в развитии личности ребенка.

      Для дошкольного детства характерна, в целом, спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Ребенок осваивает социальные формы выражения чувств.

      Остановимся более подробно на важности развития эмоциональной стороны. Ведь именно благодаря эмоциям происходит становление “человеческого в человеке”.

      1. Пятимерный мир и предметное сознание.

      А. Н. Леонтьев первым обратил внимание на то, что животные живут в четырехмерном мире (трехмерное пространство и время) . Развитие ребенка от рождения до 2,5 – 3 лет совпадает с процессом порождения пятимерного мира в нем. Это порождение предметного мира и составляет суть самого развития. Примерно с 3 лет сознание из предметного становится смысловым.

      2. Шестимерный мир и смысловое сознание.

      Без значений нет предметов, без смыслов предметный мир не может стать реальностью. Эмоции обеспечивают прохождение в сознание тех предметов мира, которые имеют для человека ценность и смысл.

      Поэтом человек видит то, что ему надо. (Родителям предлагается ответить на вопрос, какие входные двери учреждения. Как правило, не отвечают) . Именно в эмоциях лежит механизм, обеспечивающий устойчивость многомерного мира человека.

      В основе перехода ребенка от предметного сознания к смысловому лежит его деятельность и деятельность посредников (взрослых) , устанавливающих мост между ребенком и культурой. Ребенок может сам решать задачи на “смысл”.

      Может сам приписывать такой смысл предметам, которого они не имеют (палочка – как лошадка) . Л. С. Выготский отмечал, что уже первые вопросы ребенка никогда не являются вопросами о названии предметов, это всегда вопросы об их смысле. (Приводятся примеры общения с маленькими детьми и какие ошибки наиболее типичны. Особое внимание уделяется искажению взрослыми слов – “лампочка – чик-чик” и т.п.) Вспомните именно этот период вашего общения с ребенком. Как вы его строили?

      3. Кризис перехода к ценностному сознанию.

      В 11,5 – 12 лет мир ребенка превращается в устойчивую “действительность”. Ценность – системное качество. Остро возникает потребность ребенка в самореализации, которую современная школа удовлетворить пока не помогает.

      Ребенок теряет сензитивность к учению. Но это уже другой разговор.

      Мы должны понимать с вами закономерную цепочку: есть эмоции – есть мысли – активность – в основе активности познавательный интерес – значит есть мотив.

      Развитие мотивационной сферы.

      Самым важным личностным механизмом, формирующимся в дошкольном возрасте, считается соподчинение мотивов. Появление соподчинения мотивов – это начало становления личности.

      Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из многих, не реагировать на привлекательный предмет. Это становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль “ограничителей”.

      Наиболее сильный мотив для дошкольника – поощрение, получение награды. Более слабый – наказание (в общении с детьми это, в первую очередь, исключение из игры) , еще слабее – собственное обещание ребенка.

      Требовать от детей обещаний не только бесполезно, но и вредно, так как они не выполняются, а ряд неисполненных клятв и заверений подкрепляет такие личностные черты, как необязательность и беспечность. Самым слабым оказывается прямое запрещение каких-то действий ребенка, не усиленное другими дополнительными мотивами, хотя как раз на запрет взрослые часто возлагают большие надежды.

      Регулировать свое поведение дошкольнику помогает образ другого человека (взрослого, детей) .

      Сначала ребенку нужно, чтобы кто-нибудь был рядом, контролировал его поведение, а оставшись один, он ведет себя более свободно и импульсивно. Затем, по мере развития представлений, он начинает сдерживаться при воображаемом контроле.

      В дошкольном возрасте ребенок включается в новые системы отношений, новые виды деятельности. Появляются и новые мотивы.

      Это мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием, — мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с усваивающимися в это время моральными нормами, и некоторые другие. Особенно важны интерес к содержанию деятельности и мотивация достижения.

      В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационнаясистема ребенка.

      Самосознание формируется к концу дошкольного детства благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства.

      Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя.

      Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначального чисто эмоциональной самооценки (“я хороший”) и рациональной оценки чужого поведения.

      О моральных качествах ребенок судит, главным образом, по своему поведению, которое или согласуется с нормами, принятыми в семье и коллективе сверстников, или не вписывается в систему этих отношений. Его самооценка поэтому практически всегда совпадает с внешней оценкой, прежде всего – оценкой близких взрослых. Поэтому очень важно при общении с ребенком разводить то, что связано с поведением и с личностью : “Я тебя люблю, но поведение меня огорчает…”

      Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, он в какой-то момент развития проходит через кризис. Это период рождения социального “Я”.

      Кризис 7 лет представляет собой внутренние изменения ребенка при относительно незначительных внешних изменениях и социальных взаимоотношений личности ребенка и окружающих людей.

      Предпосылками перехода ребенка на следующий возрастной этап во многом связан с психологической готовностью ребенка к школе. Составными компонентами психологической готовности к школе являются:

    • интеллектуальная готовность (или шире – готовность познавательной сферы) ;
    • личностная (в том числе, мотивационная) ;
    • социально-психологическая готовность;
    • готовность эмоционально-волевой сферы.
    • Очень часто притязания родителей ребенка не совпадают с развитием ребенка, с его реальными психологическими возможностями. В этом случае внутриличностные проблемы ребенка обостряются. Иногда это приводит к невротическим нарушениям личности ребенка. Чтобы понять и предотвратить негативные последствия проводится “Методика родительских оценок и притязаний” .

      Названия психических процессов и способностей ребенка.1Познавательная активность (вопросы, рассуждения, анализ, синтез) .2

      Другие статьи по теме:

      Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн.

      Развитие познавательной деятельности дошкольника Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается.

      Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста

      Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста Темперамент-это индивидуальные особенности человека, которая проявляется при определённых условиях, факторах, деятельности. Для.

      Учебник: Психология Книга 2 — Глава: Психологические новообразования дошкольного возраста онлайн Психологические новообразования дошкольного возраста Подведем некоторые итоги: что же приобретает.

      Дошкольный возраст сензитивен для развития мышления

      Возрастная психология — дошкольный возраст Предлагаем Вашему вниманию отрывки из книги “ Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений ” Дарвиш О. В. / Под ред. В. Е. Клочк.

      Проект «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста как условие успешного перехода к обучению» ПРОЕКТ на тему: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшег.

      Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным языком, является процессом многоаспектным по своей природе и органи.

      Развитие мышления в дошкольном возрасте Для того чтобы понять, как маленький человек воспринимает окружающую его действительность, нужно иметь представление о том, каким образом ребёнок осмысляет.

      Особенности развития дошкольного возраста психология

      Следующая Психологическая характеристика дошкольного возраста дошкольным возрастом считается период от 4 до 6-7 лет Основными особенностями этого возраста является то, что складывается новая соци.

      Развитие психических процессов в дошкольном возрасте

      Дошкольный возраст От 3 до 6-7 лет После трех лет малыш вступает в новую эпоху своей жизни, в новый возраст, который принято называть дошкольным. Конечно, каждый возраст прекрасен по-своему, но в.

      Игра в дошкольном возрасте это

      Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте | Открытый класс Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрастеРазмещено: Венера Николаевна Александрова — сб, 24/11/2012 — 01:12 В иг.

      3. Развитие познавательной сферы дошкольника

      В дошколь­ном возрасте под влиянием обучения и воспитания происхо­дит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов.

      Это относится и к сенсорному развитию. Сенсорное развитие – это совершенствование ощущений, восприятии, наглядных представлений. У детей снижаются по­роги ощущений. Повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса предметов. В результате сенсорного развития ребенок овладевает перцеп­тивными действиями, основная функция которых заключается в обследовании объектов и вычленении в них наиболее харак­терных свойств, а также в усвоении сенсорных эталонов, об­щепринятых образцов чувственных свойств и отношений пред­метов.

      Наиболее доступными для дошкольника сенсорными эта­лонами являются геометрические формы (квадрат, треуголь­ник, круг) и цвета спектра. Сенсорные эталоны формируются в деятельности. Лепка, рисование, конструирование больше всего способствуют ускорению сенсорного развития.

      Мышление дошкольника, так же как и другие познава­тельные процессы, имеет ряд особенностей. Дети этого возраста не умеют устанавливать существенные связи в предметах и явлениях и делать обобщающие выводы.

      Мышление развивается от наглядно-действенного к образ­ному. Затем на основе образного мышления начинает разви­ваться образно-схематическое, которое представляет промежу­точное звено между образным и логическим мышлением. 0бразно-схематическое мышление дает возможность устанавли­вать связи и отношения между предметами и их свойствами. Научными понятиями ребенок начинает овладевать в про­цессе обучения в школе, но, как показывают исследования, уже у детей дошкольного возраста можно сформировать пол­ноценные понятия.

      Так, например, в исследовании А. А. Люблинской дошколь­никам 3—6 лет предлагали составить из плоскостных фигур на фоне сада, полянки, комнаты картинку. Трехлетние дети сра­зу приступали к действенному решению задачи, совершенно случайно соединяя фигурки. Они бывали очень довольны, если у них что-то получалось: «Смотрите, что получилось!» Дети 6 лет, не начиная действовать, говорили: «Я сложу, как двое военных скачут друг за другом на лошадях».

      Развитие произвольной памяти начинается с возникновения и развития произвольного воспроизведения, а затем следует произвольное запоминание. Выяснение зависимости запомина­ния от характера деятельности дошкольников (занятия по труду, слушание рассказа, лабораторный эксперимент) пока­зывает, что различия в продуктивности запоминания в различ­ных видах деятельности у испытуемых с возрастом пропадают.

      Воображение ребенка начинает развиваться в конце второго, начале третьего года жизни. О наличии образов как результате воображения можно судить по тому, что дети с удовольствием слушают небольшие рассказы, сказки, сопере­живая героям.

      Большое значение в развитии творческого воображения имеет детское словотворчество. Дети сочиняют сказки, драз­нилки, считалки и т. д. В младшем и среднем дошкольном воз­расте процесс словотворчества сопровождает внешние действия ребенка. К старшему дошкольному возрасту оно стано­вится независимым от внешней деятельности ребенка.

      Познавательная сфера дошкольников: характеристика основных новообразований; путей их возникновения.

      1. Центральное новообразование познавательной сферы дошкольника — развитие воображения. Данный процесс становится возможным благодаря речи и происходит вместе с ней. Основная особенность развития воображения — постеленное обособление мира фантазии от реальности. Если в младшем и среднем дошкольном возрасте воображение тесно слито с реальностью, фантазии детей по большей части непроизвольны, то в старшем дошкольном возрасте дети могут заранее планировать замысел и основную идею своего произведения, т. е. появляется преднамеренное, произвольное воображение. В дошкольном возрасте должно целенаправленно развиваться как репродуктивное, так и творческое воображение, так как уровень символической функции воображения обусловливает степень внутренней готовности к школе. Если уровень развития этого новообразования не достиг такого, который достаточен для перехода ребенка к школьному обучению, то переход ребенка в условия учебной деятельности является преждевременным.

      2, Развитие модально-образных форм мышления и усвоение средств познавательной деятельности. В умственном развитии дошкольника важное значение имеет наглядно-образное мышление, которое и определяет успешность перехода к более сложным, понятийным его формам, характерным для учебной деятельности. В старшем дошкольном возрасте ребенок учится выделять существенное в явлениях окружающей действительности, находить причины явления, делать выводы, устанавливать простейшие закономерности. Основа формирования общих умственных способностей дошкольника — наглядное моделирование, которое в наибольшей степени соответствует специфике наглядно-образного мышления. Усвоение средств и способов решения познавательной задачи меняет характер детского мышления. К концу дошкольного возраста в развитии данной способности намечается переход от эгоцентризма к децентрации, что и подводит ребенка к элементарно научному восприятию мира. Но хотя модельно-образные формы мышления и достигают высокого уровня обобщенности, до конца дошкольного возраста они остаются прежде всего образными формами.

      3. Развитие памяти и произвольного восприятия, внимания н запоминания. Центральной психической функцией, определяющей в дошкольном возрасте развитие всех психических процессов» является память. Именно благодаря ей происходят вес существенные изменения, характеризующие развитие познавательной сферы старшего дошкольника, В целом на протяжении всего периода преобладает непроизвольная образная память. Но постепенно с возрастанием регулирующей и планирующей функции речи» со становлением произвольных механизмов поведения в старшем дошкольном возрасте начинает формироваться произвольность психических процессов. Сначала сознательная цель — сосредоточиться. запомнить что-то начинает выделяться ребенком в игре» затем под влиянием взрослых» при специальном обучении логическим приемам ребенок начинает сам управлять своим вниманием и памятью.

      Развитие познавательной сферы дошкольника. Психологические новообразования в дошкольном детстве

      Развитие познавательной сферы дошкольника. Психологические новообразования в дошкольном детстве.

      Под познавательным развитием понимают совокупность врожденных и приобретенных при жизни общих умственных способностей, от которых зависит успешность освоения человеком различных видов деятельности.

      Процесс развития детского восприятия в дошкольном возрасте был детально исследован Л. А. Венгером и описан следующим образом. Во время перехода от раннего к дошкольному возрасту, т. е. в период времени от 3 до 7 лет, под влиянием продуктивной, конструкторской и художественной деятельности у ребенка складываются сложные виды перцептивной аналитико-синтетической деятельности, в частности способность мысленно расчленять видимый предмет на части и затем объединять их в единое целое, прежде чем подобного рода операции будут выполнены в практическом плане.

      Развитие познавательной сферы у детей дошкольного возраста .

      Развитие познавательной сферы у детей совершается в процессе воспитания и обучения, способности ребенка формируются посредством овладения в процессе обуче­ния содержанием материальной и духовной культуры, техники, науки, искусства. Исходной предпосылкой для этого развития способностей служат врожденные задатки. В действенном контакте ребенка с окружающим его миром, в процессе постепенного освоения достижений предшествующего исторического развития человечества задатки — и общие у всех людей, и вместе с тем у каждого человека различные — превращаются в многообразные и все более совершенные способности.

      Воображение — психическая деятельность, заключающаяся в создании представлений и мысленных ситуаций, ни­когда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности.

      Часть сознания личности, один из познавательных процессов. В нем своеобразно и неповторимо отражается внешний мир, оно позволяет программировать не только будущее поведение, но и представлять возможные условия, в которых это поведение будет осуществляться.

      Воображение выражается: 1) в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; 2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна; 3) в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность; 4) в создании образов, соответствующих описанию объекта.

      Сущность воображения, если говорить о его механизмах, — это преобразование представлений, создание новых образов на основе имеющихся. Воображение — есть отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Синтез представлений в процессах воображение осуществляется в различных формах: 1) агглютинация — соеди­нение несое-диняемых в реальности качеств, свойств, частей пред­метов; 2) гиперболизация, или акцентирование — увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей; 3) заост­рение — подчеркивание каких-либо признаков; 4) схематизация — сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними; 5) типизация — выделение существенного, повто­ряющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкрет­ном образе .

      Воображение — это умение конструировать в уме из элементов жиз­нен­ного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний к соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ра­нее вос­принятого.

      Дошкольное детство является сенситивным периодом для развития вооб­ражения. На первый взгляд необходимость развивать воображение дошкольни­ков может показаться обоснованной. Ведь весьма распространено мнение о том, что воображение ребенка богаче, оригинальнее воображения взрослого. Такое представление об изначально присущем дошкольнику ярком воображе­нии существовало в прошлом и у психологов.

      Однако уже в 30-е годы выдающийся русский психолог Л. С. Выготский до­казал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобрете­ния им определенного опыта. С. Выгодский утверждал, что все образы вообра­жения, как бы причудливы они ни были, основываются на тех представлениях и впечатле­ниях, которые мы получаем в реальной жизни. Он писал: «Первая форма связи вооб­ражения с действительностью заключается в том, что всякое создание вообра­жения всегда строится из элементов, взятых из деятельности и содержащихся в прежнем опыте человека» .

      В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка должно идти по двум основным направлениям:

      Постепенно обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности. Это вызывает познава­тельную активность дошкольника. Чем больше перед детьми открывается сторон окружаю­щей действительности, тем шире возможности для возник­новения и закрепле­ния у них устойчивых познавательных интересов.

      Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.

      У детей воображение идет за предметом и все , что он соз­даёт, носит отрывочный, неоконченный характер. Взрослые должны помочь ре­бенку научиться не просто отрывочно фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать пусть небольшие, но законченные произведения. С этой це­лью родители могут организовать ролевую игру и в ходе этой игры влиять на выполнение ребенком всей цепочки игровых действий. Можно также устроить коллектив­ное сочинение сказки: каждый из играющих говорит по несколько предло­жений, а участвующий в игре взрослый может направить развитие сю­жета, по­мочь детям завершить задуманное. Хорошо завести специальную папку или альбом, куда помещались бы наиболее удачные рисунки, сказки, сочинен­ные ребен­ком. Такая форма фиксации продуктов творчества поможет ребенку направлять своё воображение на создание законченных и оригинальных произ­ведений.

      Развитие детского воображения связывается окончанием периода раннего детства, когда ребёнок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других.

      В играх детей дошкольного возраста, где символические замены совершаются довольно часто, воображение получает дальнейшее развитие.

      В старшем дошкольном возрасте, когда появляется производительность в запоминании, воображение из репродуктивного (воссоздающего) превращается в творческое. Воображение у детей этого возраста уже соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей приобретает осознанный, целенаправленный характер.

      Творческое воображение детей проявляется в сюжетно-ролевых играх.

      К концу дошкольного периода детства воображение у детей представлено в двух основных формах:

      1) Произвольное, самостоятельное порождение ребенком, какой- либо идеи;

      2) Возникновение воображаемого плана её реализации.

      Воображение у дошкольников выполняет несколько функций:

      Познавательная функция позволяет ребёнку лучше узнать окружающий мир, легче решать поставленные перед ним задачи.

      Аффективно-защитная функция воображения обеспечивает защиту ранимой души ребёнка от чрезмерных переживаний и травм.

      Игры для развития воображения ребёнка с успехом могут быть использованы для своеобразного символического разрешения конфликтных ситуаций. Это можно объяснить тем, что через воображаемую ситуацию происходит разрядка возникающего напряжения.

      К 6 годам возрастает целенаправленность воображения ребёнка, устойчивость его замыслов. Это находит выражение в увеличении продолжительности игры на одну тему.

      Следует отметить, что в период своего зарождения воображение дошкольника практически неотделимо от игровых действий с материалом, определяется характером игрушек, атрибутов роли. А детей 6 -7 лет уже нет столь тесной зависимости от игрового материала, и воображение может находить опору в таких предметах, которые не похожи на замещаемые. Образам воображения в этом возрасте присуще яркость, наглядность, подвижность.

      Старший дошкольный возраст является сензитивным (чувствительным) для формирования воображения. Именно в этом возрасте происходит активация воображения: сначала репродуктивного, воссоздающего (позволяющего представлять сказочные образы), а затем творческого (которое обеспечивает возможность создания нового образа).

      Значение воображения в психическом развитии велико, оно способствует лучшему познанию окружающего мира, развитию личности ребёнка.

      Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектично­сти и сис­темности мышления. Так как развитие именно этих качеств делает мышле­ние гибким, оригинальным и продуктивным.

      Ассоциативность – это способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых.

      Благодаря развитию ассоциативности мышление становится гибким и оригинальным.

      Кроме того, большое количество ассоциативных связей позволяет быстро из­влекать нужную информацию из памяти. Ассоциативность очень легко приоб­ретается дошкольниками в ролевой игре. Так же существуют специаль­ные игры, способствующие развитию этого качества.

      Часто открытия рождаются, при соединении казалось бы, несоединимого. Например, долгое время казались невозможными полёты на летательных аппа­ра­тах, которые тяжелее воздуха. Сформулировать противоречия и найти способ его разрешения позволяет диалектичность мышления.

      Диалектичность – это способность видеть в любых системах противоре­чия, мешающие их развитию, умение устранять эти противоречия, решать про­блемы.

      Диалектичность является необходимым качеством талантливого мышле­ния. Психологи провели ряд исследований и, установили, что механизм диалек­тического мышления функционирует в народном и научном творчестве. В част­ности анализ трудов Выгодского показал, что выдающийся русский психолог постоянно использовал этот механизм в своих исследованиях.

      Педагогическими задачами по формированию диалектичности мышления в дошкольном возрасте являются:

      1. Развитие умения выявлять противоречия в любом предмете и явлении;

      2. Выработка умения четко формулировать выявленные противоречия;

      3. Формирование умения разрешать противоречия;

      И еще одно качество, формирующее творческое мышление — это систем­ность.

      Системность – это способность видеть предмет или явление как целост­ную систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всём многооб­разии связей; способность видеть единство взаимосвязей в явле­ниях и законах развития.

      Системное мышление позволяет видеть огромное количество свойств предметов, улавливать взаимосвязи на уровне частей системы и взаимосвязи с дру­гими системами. Системное мышление познает закономерности при разви­тии сис­темы от прошлого к настоящему и применяет это по отношению к бу­дущему.

      Системность мышления развивается корректным анализом систем и спе­циальными уп­ражнениями. Педагогические задачи по развитию системности мышления в дошкольном возрасте:

      1. Формирование умения рассматривать любой предмет или явление как систему разви­вающеюся во времени;

      2. Развитие умения определять функции предметов с учетом того, что лю­бой предмет многофункционален.

      Развитие способности во многом характеризирует процесс формирования мышления, становление которого в этом возрасте в значительной степени связано с совершенствованием возможности оперировать представлениями на произвольном уровне. Эта возможность существенно повышается к шести годам, в связи с усвоением новых способов умственных действий. Формирование новых способов умственных действий, в значительной степени опираясь на основе определенных действий с внешними предметами, которыми ребенок овладевает в процессе развития и обучения. Дошкольный возраст представляет наиболее благоприятные возможности для различных форм мышления.

      Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, суждений и т.п. Выделяют три вида мышления:

      1) наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами),

      2)наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений),

      3) словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).

      Наглядно-действенное мышление интенсивно развивается у ребенка с 3 – 4 лет: он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними.

      На основании наглядно-действенного мышления формируется более сложная форма мышления – наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребёнок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий.

      К 6 – 7 годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако ведущим в данном возрасте является наглядно-образное мышление.

      Развитию всех видов мышления и мыслительных операций: обобщения, классификации, сравнения, абстрагирования, понимания взаимосвязей, установления причинно-следственных связей способствуют разнообразные виды детской деятельности: различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение и т.д., а также специально подобранные игры и упражнения, которые также предусмотрены программе воспитания.

      «Без памяти, — писал Рубинштейн – мы бы существовали мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлом».

      Память лежит в основе способностей человека и является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря памяти человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человека без постоянного улучшения этой функции немыслим.

      Одним из основных достижений детей дошкольного возраста является развитие произвольного запоминания. Некоторые формы этого запоминания можно отметить в возрасте 4 -5 лет, однако значительного развития оно достигает к 6 -7 годам. Во многом этому способствует игровая деятельность, в которой умение запоминать и вовремя воспроизводить необходимые сведения является одним из условий достижения успеха. Важной особенностью этого возраста является то обстоятельство, что перед ребенком 6-7 лет может быть поставлена цель, направленная на запоминание определенного материала. Наличие такой возможности связана с тем, что ребенок начинает использовать различные приемы, специально предназначенные для повышения эффективности запоминания: повторения, смысловое и ассоциативное связывание материала.

      Большую роль в развитии памяти у ребёнка 5 – 7 лет играют слуховые и зрительные впечатления. Постепенно памяти становится все более сложной.

      Память ребёнка дошкольного возраста особенно богата образами отдельных конкретных предметов. В этих образах воедино слиты существенные, общие черты, свойственные целой группе предметов (животным, птицам, домам, деревьям, цветам, и.т.д.), а также и несущественные признаки, частные детали.

      Для детской памяти характерно и совершенно противоположное свойство – это исключительная фотографичность. Дети могут легко заучить наизусть какое-либо стихотворение или сказку. Если взрослый человек, пересказывая сказку, отклоняется от первоначального текста, то ребёнок тотчас же его поправит, напомнит пропущенную деталь.

      В дошкольном возрасте начинают формироваться другие особенности памяти. Запоминание в этом возрасте носит в основном непроизвольный характер (дошкольник не заботиться о том, чтобы все, что воспринимает, легко и точно припомнить впоследствии).

      Но уже в возрасте 5 – 6 лет начинает формироваться произвольная память.

      Следует также отметить, что в возрасте 5 – 7лет преобладает наглядно- образная память. Но на протяжении всего этого периода возникает и развивается память словесно- логическая, при воспоминании начинают выделяться существенные признаки предметов.

      В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный ха­рактер. Состояние повышенного внимания связано с ориенти­ровкой во внешней среде, с эмоциональным отношением к ней, при этом содержательные особенности внешних впечатлений, обеспечивающие такое повышение, с возрастом изменяются. Су­щественное повышение устойчивости внимания отмечается в ис­следованиях, в которых детям предлагается рассматривать кар­тинки, описывать их содержание, слушать рассказ. Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Для этой цели стар­ший дошкольник пользуется определенными способами, кото­рые он перенимает от взрослых. Таким образом, возможности этой новой формы внимания произвольного внимания — к 6—7 годам уже достаточно велики.

      В значительной степени этому способствует совершенствование планирующей функции речи, которая является «универсальным средством организации внимания» (В.С.Мухина). Речь дает возможность заранее словесно выделить значимые для определенной задачи предметы, организовать внимание, учитывая характер пред­стоящей деятельности. Несмотря на существенные сдвиги в раз­витии внимания, преобладающим на протяжении всего дошколь­ного периода, остается непроизвольное внимание. Даже старшим дошкольникам еще трудно сосредоточиться на однообразной и не­интересной деятельности; напротив, в процессе интересной для них игры внимание может быть достаточно устойчивым.

      Характерной особенностью внимания ребёнка дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным внимание остаётся до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам: предметам, событиям, людям.

      Внимание в дошкольном возрасте редко возникает под влиянием какой-либо поставленной цели. Следовательно, оно является непроизвольным.

      Появлению и развитию произвольного внимания предшествует формирование регулируемого восприятия и активное владение речью. Чтобы совершенствовать способность дошкольника к саморегуляции своей познавательной активности, необходимо:

      1) развивать его познавательные способности (мышление, восприятие, память, воображение),

      2) тренировать способности к сосредоточению сознания (переключаться с одного предмета на другой, развивать устойчивость внимания, совершенствовать его объём).

      В 5 – 7-летнем возрасте, когда процессы возбуждения начинают уравновешиваться процессами торможения, развивается произвольное внимание. Чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух.. Если ребёнок будет чаще называть вслух то, что он должен держать в сфере своего внимания, то он сможет произвольно и в течение довольно длительного времени удерживать своё внимание на тех или иных предметах и на их деталях и свойствах.

      В основном, дети данного возраста способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом 10 – 15 минут, не отвлекаясь на посторонние объекты. Устойчивость внимания зависит и от индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста.

      Таким образом, для того чтобы успешно развивать познавательные интересы ребенка, родители должны знать, чем интересуется их малыш, а уже затем оказывать влияние на формирование его интересов. Следует отметить, что для возникно­вения устойчи­вых интересов недостаточно просто познакомить ребенка с новой сферой действи­тельности. У него должно возникнуть положительное эмоцио­нальное отношение к новому. Этому способствует включение дошкольника в совместную с взрос­лыми деятельность. Взрослый может попросить ребёнка помочь ему что-ни­будь сделать или, скажем, прослушать вместе с ним люби­мую пластинку. Возникающее у малыша в таких ситуациях чувство причастно­сти к миру взрослых создаёт положительную окраску его деятельности и спо­собствует возникновению у него интереса к этой деятельности. Но в этих си­туациях сле­дует будить и собственную творческую активность ребенка, только тогда можно до­биться желаемого результата в развитии его познавательных интересов и в усвоении новых знаний.

      10. Немов Р.С. Психология 1 и 2 том. М. Изд. центр «Владос» 1999г

      11. Никитин Б. Развивающие игры. — М.:3нание, 1994.

      12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2007. – 713с

      13. Шапарь В.Б. Словарь практического психолога. М.: Харьков 2005-734с.

      14. Шумакова Н.Е. Возраст вопросов. М., 1990.

      Источники:

      https://lektsii.org/7-59330.html

      http://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-poznavatelnoi-sfery-doshkolnika.html

      http://raguda.ru/vs/poznavatelnaja-sfera-v-doshkolnom-vozraste.html

      https://studfiles.net/preview/5561814/page:3/

      https://otvet.mail.ru/question/72949485

      https://infourok.ru/razvitie-poznavatelnoy-sferi-doshkolnika-psihologicheskie-novoobrazovaniya-v-doshkolnom-detstve-1228148.html