Проблема воспитания в детях патриотизма

Педагогические условия воспитания патриотизма у старших дошкольников

Сущность проблемы патриотического воспитания дошкольников. Психолого-педагогические теории. Многообразие форм, средств и методов ознакомления детей с русской национальной культурой в условиях интеграции. Вариативные программы воспитания и обучения детей.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Актуальность исследования. В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе ощущается «дефицит нравственности»: как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.[1]

Существенные изменения, произошедшие в стране за последние годы и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы воспитания патриотизма потребовало новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности. Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобрела государственное значение, вследствие чего была разработана Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.».

Патриотизм является одним из самых глубоких чувств, заложенных в человеке и закрепленных тысячелетиями. Это такое чувство, которое предполагает любовь к Родине, готовность верой и правдой служить ей, выполняя свой гражданский долг. Однако патриотизм — это многогранное понятие, в которое входит еще и эмоциональная привязанность к родному языку, традициям и обычаям, к родным местам. Возникает это чувство под влиянием лучших образцов народного искусства и художественной литературы, под влиянием окружающей среды, практической деятельности человека.

Чувство патриотизма развивается постепенно. Оно начинается от эмоциональной привязанности к друзьям, улице, району, городу, а заканчивается осознанием своей причастности к Отчизне. Это очень долгий и тернистый путь, который начинается еще в детском саду. Позже, в школе предлагается определенная система воспитания учащихся патриотами. И задача именно начальной школы заключается в том, чтобы использовать эмоциональную сферу ребенка, которая так развита в этом возрасте, для формирования патриотических чувств. Необходимо учить детей ценить и беречь окружающий мир, который и называется емким словом Родина. В этом возрасте дети очень внушаемы, податливы, доверчивы, склонны к подражанию и подвержены влиянию авторитетов, одним из которых является учитель — все это создает плодотворную почву не только для эффективного решения проблем патриотического воспитания учащихся, но и для формирования положительных качеств характера ребенка. Практически все психологи, например, Л.С. Выгодский и Л.И. Божович считали, что именно в начальных классах происходит активный процесс накопление знаний о положительном и отрицательном в жизни общества, о взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или иного способа поведения.

Чрезвычайно важным в связи с этим является общепринятое мнение о том, что процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентации духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. В то же время следует отметить, что целостная научная концепция формирования гражданина, патриота России в современных условиях еще не создана. У педагогов-практиков в связи с этим возникает немало вопросов, в том числе: что входит сегодня в содержание патриотического воспитания, какими средствами следует его осуществлять.

Данная проблема не нашла пока должного отражения в современных психолого-педагогических исследованиях. Большинство авторов указывают на важность и значимость патриотического воспитания детей дошкольного возраста, но не предлагают целостной системы работы в данном направлении. Характерной особенностью исследований, связанных с воспитанием патриотизма детей дошкольного возраста, является обращение к отдельным аспектам проблемы. Так, в работах Т.Н. Дороновой довольно отчетливо прослеживается идея патриотического воспитания, но понятие «воспитание патриотизма» не используется; в исследовании С.Н. Николаевой патриотическое воспитание рассматривается в русле экологического воспитания; Т.С. Комарова, Т.А. Ротанова, В. И. Логинова, Т.Н. Бабаева, Н.А Ноткина, О.Л. Князева, М.Д. Маханева, Е.В. Пчелинцева; Л.Е. Никонова, Е.И. Корнеева и другие делают акцент на приобщение детей к культурному наследию народа. Исследователи С.А. Козлова и Т.А. Куликова предлагают одним из решений проблемы воспитания патриотизма детей-дошкольников познание ими Родины-России.

Воспитание патриотизма детей дошкольного возраста возможно в тесном контакте с семьей, но современная семья переживает сложный этап эволюции, во многом утрачивая прежние традиции, не успев сформировать новые формы семейного уклада. Углубляется кризис в духовной сфере семьи, который выражается в ослаблении внимания к духовным ценностям.

Объектом исследования стал процесс воспитания патриотизма детей старшего дошкольного возраста.

Предметом исследования являются содержание, формы, методы, условия воспитания патриотизма детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования заключается в следующем: выявить педагогические условия воспитания патриотизма у старших дошкольников.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что процесс воспитания патриотизма детей старшего дошкольного возраста будет эффективным в том случае, если:

— доминантой его содержания является нравственный компонент;

— оно строится с учетом принципов приоритетности регионального культурного наследия, расширения связей с окружающим социумом, опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка;

— оно представляет собой поэтапный процесс совместной деятельности взрослых и детей, обеспечивающий целостное воздействие на ребёнка, при этом создается эвристическая среда в детском саду и в семье.

Задачами исследования являются:

1. Охарактеризовать особенности воспитания патриотизма у дошкольников.

2. Определить цели, задачи, содержание, формы и методы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

3. Выявить педагогические условия патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

— философские идеи гуманизма B.C. Библера, B.C. Батищева и современные концепции гуманизации образования Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолова, М.С. Кагана, Б.Т. Лихачева и др.;

— концепции деятелъностного подхода А.Н. Леонтьева, развивающего обучения Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Б. Запорожца и др.;

— идеи народности в воспитании Г.Н. Волкова, Т.С. Комаровой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, и др.;

— современные концепции воспитания и социализации личности Б.Г. Ананьева, З.Н. Богуславской, В.И. Журавлева, И.Я. Лернера, Б.Т. Лихачева, В.И. Логиновой, М.И. Махмутова, А.В. Мудрика, В.Г. Нечаевой, В.А. Петровского, М.И. Рожкова, Н.М. Скаткина, В.А. Сластенина, И.Ф. Харламова, Н.Е. Щурковой и др.;

— теории социально-психологического и педагогического взаимодействия Л.В. Байбородовой, В.Н. Белкиной, Н.Ф. Виноградовой, М.З. Ильчикова, М.С. Кагана, Т.А. Куликовой, А.А. Леонтьева, Т.А. Марковой, Л.И. Новиковой, Н.Ф. Радионовой, Б.А. Смирнова, Е.В. Субботского и др.;

— теории воспитания и развития дошкольников М.И. Богомоловой, Р.С. Буре, Л.А. Венгер, Н.Ф. Виноградовой, В.В. Давыдова, Р.И. Жуковской, С.А. Козловой, Н.А. Коротковой, Т.А. Куликовой, Т.А. Марковой, Н.Я. Михайленко, Л.Ф. Островской, Н.И. Поддьякова, Э.К. Сусловой, Е.А. Флериной, С.Г. Якобсона и др.

Для решения поставленных задач использовались: теоретические методы исследования — анализ психолого-педагогической литературы, анализ и синтез эмпирических данных, анализ противоречий в современном образовании и воспитании, моделирование, аналогия и обобщение.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

— выявлены особенности воспитания патриотизма детей дошкольного возраста;

— разработана модель воспитания патриотизма, включающая цель, задачи, специфические принципы, содержание, методы, формы, этапы совместной деятельности педагогов и детей по формированию патриотизма;

— определены педагогические условия воспитания патриотизма детей дошкольного возраста.

Теоретическая значимость исследования:

— рассмотрены и соотнесены различные толкования понятий «патриотизм» и «воспитание патриотизма»;

— показана специфика патриотического воспитания в условиях детского сада.

Структура работы обусловлена логикой исследования и включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы.

Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания дошкольников

Система образования в любой стране всегда была связана с основами общественного устройства, с его политической и социально-экономической организацией, с характером общественной жизни. Но несмотря на эту очень тесную связь понятие «патриотизм» и «патриотическое воспитание» по — разному понимается государственными деятелями и педагогами. Соответственно и цели и задачи патриотического воспитания имеют некоторые расхождения.

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 — 2015 годы» от 5 октября 2010 года под понятием «патриотизм» подразумевается «любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества». [18, с. 67]

В педагогике же патриотизм рассматривается как «синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли». Как видно из вышесказанного государство и педагогическая наука с разных точек зрения рассматривает патриотизм. Для государства патриотическое воспитание выступает средством для воспитания будущих защитников, ответственность и самопожертвование которых могут в трудный момент стать спасением Отечества. Для педагогов патриотизм — это в первую очередь средство для развития и воспитания самого ребенка. Но даже среди педагогов не раз возникали разногласия по трактовке и способах решения проблемы патриотического воспитания.

К примеру, Соловьев В.С. придавал понятию «патриотизм» нравственный аспект: «нравственная обязанность настоящего патриота — служить народу в человечестве и человечеству в народе». Ушинский К.Д. видел в патриотизме опору для формирования человека с цельным характером, видел в патриотизме верный способ борьбы с собственными недостатками: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». Тот же Беляев А.В. рассматривает патриотизм как составную часть понятия «гражданственность», где существует два основных аспекта: социально-нравственный и морально-психологический. Первый отражается в объединении и сплочении граждан ради сохранения и развития Отечества, второй — в любви к Родине, в готовности защищать родную землю, в переживании за ее успехи и неудачи. В.Г. Белинский, русский критик-демократ, утверждал, что взращенное чувство патриотизма у того или иного человека позволяет отдельной личности стать частью общечеловеческого сообщества: «Любить свою родину, подчеркивал он, — значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому». Но не все педагоги ратовали за воспитание патриотических чувств у ребенка. Л.Н. Толстой в противовес многим педагогам придерживался иного мнения. Он считал, что патриотическое воспитание бесполезно, более того — вредно, что оно используется в корыстных и коварных целях самим государством ради сохранения существующего строя, ради сохранения власти тех, кто уже занимает высшие посты: «Мне уже несколько раз приходилось высказывать мысль о том, что патриотизм в наше время есть чувство неестественное, неразумное, вредное, причиняющее большую долю тех бедствий, от которых страдает человечество, и что поэтому чувство это не должно быть воспитываемо, как это делается теперь, — а, напротив, подавляемо и уничтожаемо всеми зависящими от разумных людей средствами.» «Патриотизм в самом простом, ясном и несомненном значении своем есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых — отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти. Так он и проповедуется везде, где проповедуется патриотизм». Толстой Л.Н. искренне считал патриотизм отжившей идеей, которую насильно внушают в образовательных учреждениях: «В руках правящих классов войско, деньги, школа, религия, пресса. В школах они разжигают в детях патриотизм авариями, описывая свой народ лучшим из всех народов и всегда правым; во взрослых разжигают это же чувство зрелищами, торжествами, памятниками, патриотической, лживой прессой…»[18, с. 67]

Так или иначе, следует отметить следующее: государство и система образования всегда шли одной дорогой, потому что основным институтом, обеспечивающим организацию и функционирование всей системы патриотического воспитания, было и остается является государство. Создание такой системы предполагает объединение деятельности органов государственной власти всех уровней научных и образовательных учреждений, ветеранских, молодежных, других общественных и религиозных организаций, творческих союзов по решению широкого комплекса проблем патриотического воспитания на основе программных проектов и единой государственной политики в соответствии с Концепций национальной безопасности Российской Федерации. Но несмотря на эту консолидацию патриотизм и патриотическое воспитание государство и образование понимают по-разному. И соответственно цели, задачи, методы, формы, приемы, пути реализации тоже разняться.

На сегодняшний день целями патриотического воспитания с точки зрения государства являются «формирование патриотических чувств и сознания российских граждан, развитие у них высокой социальной активности, гражданской ответственности, способности проявить себя в укреплении государства, обеспечении его жизненно важных интересов и устойчивого развития», которое осуществляется через решение следующих задач: утвердить в сознании и чувствах граждан социально-значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной и военной службы; создавать возможности для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем; воспитывать граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создавать условий для реализации конституционных прав человека, его обязанностей, гражданского и воинского долга; привить гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов государства — Герба, Флага, Гимна Российской Федерации, другой символики и исторических святынь Отечества; привлекать традиционных для России религиозные конфессии для формирования у граждан потребности служения Родине, ее защите как высшего духовного долга; создавать условий для усиления патриотической направленности СМИ при освещении событий и явлений общественной жизни; формировать расовую, национальную, религиозную терпимость, развивать дружеские отношения между народами.

Целями патриотического воспитания с точки зрения педагогики является, как мы говорили выше, формирование, развитие, закрепление и воспитание духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли. Данная цель красной нитью проходит сквозь весь процесс обучения, сквозь весь процесс формирования личности ребенка. Только трансформируются задачи, выбираются наиболее эффективные методы, формы и приемы работы в зависимости от возраста учащегося.

Так задачами патриотического воспитания, на наш взгляд, младших школьников являются: [18, с. 67]

— формирование у детей системы знаний о своей Родине, которая представлена через знакомство с природой и географией страны, через ее географические особенности, особенности климата и природы; через знакомство с особенностями быта, труда, традиций и культуры своего народа; через знакомство с различными достопримечательностями родного города, страны, государственной символики; через введение некоторых (соответственно возрасту) исторических сведений (о жизни народа в разные исторические периоды, о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны, знание исторических памятников города, улиц);

— развитие эмоциональной сферы личности: воспитание любви к родным и близким людям, родному городу, уважение к истории народа, восхищение произведениями народного творчества, любви к природе, ненависти к врагам; воспитание эмоциональной отзывчивости к событиям общественной жизни;

— включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний, что предполагает формирование у младших школьников определенных навыков и умений: умение отразить накопленные знания в игре, художественной и трудовой деятельности, умение принять участие в общественно направленном труде, умение бережно относится к природе, результатам труда других, умение отразить знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками.

Для более успешного решения поставленных задач необходимо использовать следующие принципы: знания, которые получает ребенок, должны быть актуальны для него и, исходя из этого, интересны; необходимость непрерывности педагогического процесса; учет индивидуальных возможностей и способностей ребенка, его интересов; эффективное сочетание различных видов деятельности, наиболее подходящих определенному возрасту; деятельностный подход; развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

1.2. Психологопедагогические теории патриотического воспитания дошкольников

В словаре категория «воспитание» определяется как «деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду» [2]. Таким образом, воспитание, само по себе подразумевает приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям, познавая которые ребенок формирует опыт нравственных отношений и общения, которые характеризуются способностью к содействию и сотрудничеству в деятельности, умением понять и принять позицию другого, потребностью гармонизировать деятельность и взаимоотношения с миром, привязанностью к культуре, к родным местам.

По определению С.И. Ожегова, «патриот — это человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь; человек, проникнутый патриотизмом».[11, с.56]

Патриотическое воспитание — систематическая и целенаправленная деятельность по формированию высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству. Готовности к выполнению гражданского долга и защите интересов Родины.[13, с.88]

Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни.

По мнению педагогов и психологов, патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.

Многие мыслители и педагоги прошлого глубоко раскрывали роль нравственно-патриотического воспитания в развитии и формировании личности, утверждая, что «…детство — каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия» [16, с. 215]. Центральной идеей воспитания любви к Отечеству у русских педагогов (К.Д. Ушинского, В.Г. Белинского, В.А. Сухомлинского, Н.К. Крупской) была идея народности. Они видели в народных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Большой вклад в научное обоснование нравственно-патриотического воспитания дошкольников внесли Р.И. Жуковская, Н.В. Виноградова, Е.И. Радина.

Они рассматривали патриотизм как сложное личностное образование, включающее следующие содержательные характеристики: знания об истории, культуре, традициях своего Отечества; проявление познавательного интереса к его прошлому и настоящему, потребности в прогрессивном развитии своего государства, чувства национального достоинства, гордости за принадлежность к своей культуре; активную творческую деятельность на благо Отечества.

Они показали педагогам неограниченные возможности детской художественной литературы для расширения кругозора и уточнения представлений дошкольников о родной стране, воспитания у них начал патриотических чувств и формирования активной жизненной позиции. [9]

Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и к отдельным личностям. Однако трудности переходного периода не являются причиной приостановки патриотического воспитания. По мнению Н.В.Алешиной, как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо при любом строе: будь то социализм, капитализм или коммунизм. Этому учат подрастающее поколение все народы мира. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Тем более что нам есть, чем гордиться.[1, с.3]

Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города (а через него Отечества), связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетенции ребенка (Т.Н.Антонова, Т.Т. Зубова, Е.П.Арнаутова и др.), осознанием ребенка самого себя как представителя человеческого рода (С.А.Козлова, О.А.Князева, С.Е.Шукшина), восприятием детьми мира предметов (О.А.Артамонова), формированием знаний о трудовой деятельности взрослых (М.В.Крулехт).

По мнению автора программы «Наследие» М.Ю.Новицкой, патриотическое воспитание в детском саду — это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры. Культурное наследие народа — огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разбазарить, не размельчить, не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотив его сокровище своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании. [10, с. 3]

По мнению М.Д.Маханевой, В.И. Слободчикова базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине — месту, где родился человек, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона. Знакомясь с родным городом через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. [3, с. 25]

В.И. Слободчиков считает, что формированию личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, активному приобщению детей к социальной действительности, развитию его субъектности способствуют:

— развитие музейной педагогики, дающей возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего,

— осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, т.е. выбор самими той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, проведение экскурсий, деятельность по благоустройству города, охране природы),

— привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (Масленица, Рождество, Пасха),

— осознанный отбор методов ознакомления детей с родным городом, прежде всего повышающих их познавательную и эмоциональную активность,

— создание такой развивающей среды в группе и ДОУ, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини-музей русского быта, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.)[18, с. 67]

Необходимость осуществления работы по патриотическому воспитанию именно в дошкольном возрасте подтверждают многочисленные педагогические и психологические исследования.

Дети отличаются высокой восприимчивостью, легкой обучаемостью. Очень многое, что ребенок воспринимает, становится предметом его чувств, пристального внимания и подражания, осмысления.

К шести-семи годам при условии целенаправленного воспитания могут быть сформированы довольно устойчивые формы поведения, отношение к окружающему соответственно усвоенным моральным нормам и правилам.

Старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны не только с настоящим, но и с будущим. Дети могут принимать посильное участие в труде на общую пользу, в охране природных богатств и они хотят это делать.

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это сложное личностное образование, в обобщенной форме выражающее и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим и желание сохранять, приумножать богатства своей страны.

Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. [18, с. 67]

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Знакомясь с родным городом через разные виды детской деятельности, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Как организованный процесс патриотическое воспитание представляет собой взаимодействие воспитателей, родителей и детей. Успех осуществляемой работы во многом зависит от личности педагога

1.3 Глоссарий патриотического воспитания

Адаптация — процесс и результат становления индивида социальным существом.

Закономерности воспитания (обучения) — устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса воспитания (обучения).

Знания — это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки.

Классный руководитель — непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе; официальное лицо, назначаемое директором школы для осуществления воспитательной работы в классе.

Коллектив — организованная группа людей, объединенных общими целями, профессиональными и социальными интересами, ценностными ориентациями, совместной деятельностью и общением, взаимной ответственностью.

Методы воспитания — совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования.

Навыки — компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.

Принципы воспитания (обучения) — основные (общие, руководящие) положения, определяющие содержание, организационные формы и методы процесса воспитания (обучения) в соответствии с его целями и закономерностями.

Развитие — процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.

Содержание воспитания — совокупность знаний, норм поведения, ценностей, идей и идеалов, элементов материальной и духовной культуры общества, которые подлежат усвоению, интериоризации, превращению в индивидуальный внутренний мир личности.

Содержание образования — система научных знаний, умений и навыков, мировоззренческих, нравственно-эстетических идей, элементы социального, познавательного и творческого опыта.

Социализация (личности) — усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.

Педагогика — наука о воспитании, образовании и обучении людей.

Педагогическая деятельность — разновидность профессиональной деятельности, направленная на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания.

едагогический процесс — специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.

Педагогическое мастерство — совершенное владение педагогической технологией.

Педагогическая техника — комплекс знаний, умений, навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы педагогического воздействия как на отдельных воспитанников, так и на детский коллектив в целом.

Педагогическая технология — научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.

Технология обучения — это система проектирования и практического применения адекватных данной технологии педагогических закономерностей, целей, принципов, содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, гарантирующих достаточно высокий уровень их эффективности, в том числе при последующем воспроизведении и тиражировании.

Умение — готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.

Управление — целенаправленное и планомерное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем, направленное на достижение запланированного результата (цели).

Урок — форма организации учебного процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени организует познавательную и иную деятельность постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных и творческих способностей, духовных сил обучаемых.

Учебный план базисный — основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью Государственного образовательного стандарта. Базисный учебный план для основной школы утверждается Государственной Думой, а для полной средней школы — Министерством образования РФ.

Фактор — движущая сила, причина какого-либо процесса, явления.

Формирование — процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности.

Выводы по первой главе

Патриотизм дошкольника характеризуется желанием ребёнка активно взаимодействовать с близким и понятным ему окружающим миром, проявлением любознательности, сопереживания на деятельностном уровне. Сущность воспитания патриотизма заключается в том, чтобы «завести» у ребенка «внутренний механизм», сформировать отзывчивость, образно мыслящее воображение, изобретательность, находчивость, применяя при этом необходимые средства влияния на эмоционально-чувственную сферу. Воспитание патриотизма у ребенка старшего дошкольного возраста успешно осуществляется в процессе познания им родного дома, природы, культурного наследия родного края и эмоционального взаимодействия с окружающими.

Воспитание патриотизма пронизывает все сферы деятельности ребёнка, при этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины и чувства сопричастности, привязанности к ним. Патриотическое воспитание — это поэтапный целенаправленный процесс совместной деятельности детей и взрослых, в которой признается субъектная позиция ребенка, осуществляется стимулирование его активности на этапах:

— формирование мотива к действию;

— поиск смысла происходящих изменений;

— проживание новых представлений в продуктивной деятельности;

— освоение и применение новых представлений в разных видах деятельности;

— свободная деятельность детей;

— рефлексия и анализ, самоанализ продукта деятельности.

Специфическими принципами воспитания патриотизма у дошкольников являются:

— принцип расширения связей ребенка с окружающим миром;

— принцип приоритетности регионального культурного наследия

— принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребёнка.

Педагогическими условиями воспитания патриотизма являются:

— эвристическая предметная среда в детском саду и семье,

— тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи,

— подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей.

Глава 2. Разработка опытноэкспериментального исследования по проблеме приобщения дошкольников к национальной культуре, традициям и ценностям

Нравственное воспитание- воспитание, основанное на регулировании системы отношений человека и общества, формировании продуктивного отношения личности к людям, обществу, самому себе. Нравственное воспитание вводит ребенка в систему принятых в обществе норм, формирует опыт деятельности, позволяющих осознать разумность, объективность, необходимость тех или иных поступков, побуждает ребенка к добрым поступкам, формирует потребность личности сделать себя и окружающее жизненное пространство более совершенным.[13, с.86]

Для формирования любого нравственного качества важно , чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т.е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего качества. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личности значимую окраску и поэтому влияют на прочность складывающегося качества.

Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации — в поступках, поведении.

Средства нравственного воспитания можно объединить в несколько групп.

Это группа художественных средств, природа, собственная деятельность детей и вся та атмосфера, в которой живет ребенок.

Успех приобщение дошкольников к русской национальной культуре зависит от выбора форм и методов обучения и воспитания.

К средствам приобщения дошкольников к этнической культуре относятся народное творчество, декоративно-прикладное искусство, в том числе различные жанры устного народного творчества. Например, важным средством приобщения к этнической культуре народа является пословица.

В любой пословице всегда присутствует «педагогический момент» — назидательность: под пословицей понимают меткое образное изречение назидательного характера, типизирующее самые различные явления жизни и имеющее форму законченного предложения.

Пословицы удовлетворяли многие духовные потребности трудящихся: познавательно-интеллектуальные (образовательные), производственные, эстетические, нравственные и др.

Пословица создается всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Удачный афоризм, созданный индивидуальным умом, не становится народной пословицей, если он не выражает мнение большинства. Во всяком случае, возможно параллельное одновременное существование общенародного варианта и индивидуально-авторского.

Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства.

Кратко и лаконично выражались идеи гуманистического воспитания в народных пословицах и поговорках. Во многих пословицах и поговорках подчеркивается необходимость использования в воспитательном процессе гуманистических методов: «Детей боями не учат, добрым словом учат» .

С одной стороны, они содержат педагогическую идею, с другой — оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции: повествуют о средствах, методах воспитательного влияния, соответствующих представлениям народа, дают характерологические оценки личности — положительные и отрицательные, которые, определяя так или иначе цели формирования личности, содержат призыв к воспитанию, самовоспитанию и перевоспитанию, осуждают взрослых, пренебрегающих своими священными обязанностями — педагогическими и т.д.

О пословице хорошо сказал Я.А. Коменский: «Пословица или поговорка есть краткое и ловкое какое-нибудь высказывание, в котором одно говорится и иное подразумевается, то есть слова говорят о некотором внешнем физическом, знакомом предмете, а намекают на нечто внутреннее, духовное, менее знакомое» [17, с. 160] В этом высказывании содержится признание педагогических функций пословиц и учета в них определенных закономерностей, свойственных народной педагогике: во-первых, намек выступает как средство воздействия на сознание воспитуемых, во-вторых, обучение идет от известного к неизвестному (знакомый предмет порождает незнакомую мысль).

Пословица — «цвет народного ума» (В.И. Даль), но этот ум, прежде всего оберегает нравственность. В пословицах главное — этическая оценка поведения человека и народной жизни в целом. Пословица — выкристаллизовавшееся веками общественное мнение народа, нравственная оценка им всех случаев жизни. И педагогические мысли народа несут на себе печать народной нравственности.

Нравственную идею отражают и загадки, которые умны и высокопоэтичны. Соответственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. В глубокой древности они, вероятно, выполняли все эти функции более или менее в равной степени. Но позднее в них доминирующим началом стало умственное воспитание.

Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности; причем наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяло давать всестороннюю характеристику предмету (явлению). Но значение загадок в умственном воспитании далеко не исчерпывается развитием мышления, они также обогащают ум сведениями о природе и знаниями из самых различных областей человеческой жизни. Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности.

Народ всегда был высокого мнения о загадках: «Загадка — разгадка, да семь верст правды». Упражнения в отгадывании и придумывании загадок считались чрезвычайно полезными занятиями.

Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образному мышлению, быстроте умственных реакций. Загадка учит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки. Другими словами, с помощью загадки формируются основы теоретического творческого мышления.

Особое место в процессе воспитания детей занимает диагностическая функция загадки: она позволяет воспитателю без каких-либо специальных тестов и анкет выявить степень наблюдательности, сообразительности, умственного развития, а также уровень творческого мышления ребенка [12, с. 7,8].

В воспитании велика и ни с чем не сравнима роль народных песен. В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа.

Песни уникальны музыкально-поэтическим оформлением идеи — этической, эстетической, педагогической. Красота и добро в песне выступают в единстве. Добрые молодцы, воспетые народом, не только добры, но и красивы. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека.

Песне присуща высокая поэтизация всех сторон народной жизни, включая и воспитание подрастающего поколения. Педагогическая ценность песни в том, что красивому пению учили, а оно, в свою очередь, учило прекрасному и добру. Песней сопровождались все события народной жизни — труд, праздники, игры, похороны и т.п.

В песнях раскрывается внешняя и внутренняя красота человека, значение прекрасного в жизни; они — одно из лучших средств развития эстетических вкусов у подрастающего поколения. Красивые мелодии усиливают эстетическое воздействие поэтического слова песен. Влияние народных песен на крестьянскую молодежь всегда было огромно, причем их значение никогда не исчерпывалось только красотой стиха и мелодии (внешней красотою, красотой формы). Красота мыслей, красота содержания относятся также к сильным сторонам народных песен.

Особое место в процессе приобщения к этнической культуре занимают сказки, поскольку они являются едва ли не самой эффективной формой педагогического воздействия на личность. В большинстве русских народных сказок главный герой — богатырь, заботясь о своих близких, своем народе, сражается с различными чудовищами (Змей Горыныч, Кощей Бессмертный) и, уничтожая зло, устанавливает справедливость и согласие в мире.

Сказки русского народа К.Д. Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. То же самое следует сказать о сказках и других народов. Причину успеха сказок у детей К.Д. Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. «В народной сказке, — писал он, — великое и исполненное поэзии дитя-народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы» [17, с.160]

Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка — неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Своеобразным, соединяющим в себе несколько различных жанров народного творчества средством приобщения к этнической культуре является народный праздник. Народные праздники были настоящим кодексом неписаных норм и обязанностей, но только в художественно-эмоциональной форме. Обряды, отображающие нравственные устои украинского народа, закрепляющие чувства верности семье, друзьям (подругам), развивающие эстетические чувства детей и содержащие в себе многие другие педагогические элементы, ярко представлены в таких праздниках, как Рождество, Пасха, Троица, Масленица, и т.д.

Вот почему приобщение детей к народным традициям целесообразнее проводить именно в форме детского праздника. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное их участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках.

Праздники и развлечения — яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей.

Подготовка и проведение праздников и развлечений способствуют нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о родной стране, о родной природе, труде формируют патриотические чувства. Разучивая народные песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.

В связи с этим вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребенка на традициях народной культуры. Работа заключается в осуществлении художественно-эстетического цикла через интеграцию художественно-творческой деятельности детей, как одной из форм взаимопроникновения различных направлений по приобщению детей к русской народной культуре. Интеграция включают в себя различные виды деятельности: изобразительное творчество, сюжетно-ролевые игры, раматизация, фольклор, проблемные ситуации, экспериментирование.

Интеграция имеет большое значение для повышения эффективности воспитания и образования детей на всех уровнях обучения.

Это — взаимосвязь разных видов искусства и разнообразных видов детской деятельности способствует образованию связей между различными содержаниями образования;

— взаимосвязь различного материала и содержания повышает мотивацию усвоения, делает ее личностно значимой для каждого ребенка;

— интеграция формирует у детей более глубокие, разносторонние знания.

Механизмом интеграции является образ, создаваемый средствами разных видов искусства, художественной деятельности.[8, с. 44]

2.2 Описание технологии национального воспитания и мониторинга в вариативных программах воспитания и обучения детей дошкольного возраста

Настоящее время характеризуется чрезвычайной вариативностью и разнообразием программ дошкольного образования. Можно отметить наиболее популярные программы, утвержденные Министерством образования РФ: «Детство», «Истоки». Анализируя их, уделим особое внимание направленности той или иной программы на вопросы национального воспитания ребенка, попытаемся, прежде всего, очертить цели и задачи, связанные с национальным воспитанием детей, и те методы их решения, которые предлагают авторы.

Базисная программа развития ребенка «Истоки»(2011)

В ней предусматривается знакомство детей с миром народного искусства, формирование эстетического отношения к нему. Появление раздела «Дети в музее» помогает приобщить ребенка к декоративно-прикладному искусству и формирует художественную культуру.

В последнее время широкое распространение получила комплексная образовательная программа «Детство», разработанная коллективом кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена .

В отличие от других программ в ней нравственное развитие ребенка и формирование гуманных отношений с другими детьми является одной из центральных задач. Девиз программы: «Чувствовать-Познавать-Творить». Соответственно, проблема эмоционального развития дошкольника, обеспечение эмоционально-комфортного состояния ребенка в общении со взрослым и сверстниками и гармонии ребенка с предметным миром решается в разделе «Чувства», в задачи которого входит развитие «эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении и поступках».

Основным средством решения поставленных задач авторы считают «усвоение детьми идеи единства всего живого». Воспитатель посредством бесед и обсуждений проблемных ситуаций знакомит детей с эмоциональными переживаниями, состояниями, проблемами и поступками людей, доступными для понимания в данном возрасте. Благодаря этому, по мнению авторов, дети сами начинают понимать, какие действия и поступки приводят к одним и тем же переживаниям, у детей формируется понятие о гуманном и негуманном поведении.

Еще одним важным средством развития эмоциональной отзывчивости дошкольников в программе «Детство», как и во многих других, является приобщение к искусству: музыке, литературе, народной культуре.

Эти программы являются добавлением к базисным программам и направлены на углубление работы по какому-нибудь направлению или разделу базисной программы. Среди парциальных программ, в которых используются средства русской традиционной культуры, можно выделить программы художественно эстетической, экологической, патриотической и краеведческой направленности.

Авторы программы — М.Ю. Новицка, Е.В. Соловьева. Эта программа включает следующие разделы:

«Круглый год» — знакомство детей с народным изобразительно-прикладным искусством с опорой на праздники традиционного земледельческого календаря.

«Семейный круг» — приобщение детей и родителей к традиционной семейной культуре.

«Святые наши имена» — освоение историко-культурного наследия России.

«Круг чтения» — воспитание культуры чтения.

«Музыкальное наследие» — освоение традиционной музыкальной культуры.

Ведущим методическим приемом освоения содержания программы

«Наследие» является эмоционально-ценностное восприятие мира людей и природы посредством загадок и игры.

Источники:

https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00551714_0.html