Продолжительность ночного сна детей дошкольного возраста

Сон ребенка старшем возрасте дошкольном

Сон у детей раннего дошкольного возраста (3-5 лет)

Основные нарушения сна этого возрастного периода — ночные страхи и ночные кошмары, которые являются в большинстве случаев этапом нормального развития. Снохождения и ночные страхи также наиболее часто встречаются в этом возрасте.

Как помочь вашему ребенку, чтобы у него был хороший сон?

  • Соблюдайте строгий распорядок дня. Ваш ребенок должен ложиться и вставать в определенное время. Вы можете заметить, что перед сном у Вашего ребенка открывается «второе дыхание» и он становится очень беспокойный перед сном. Вы можете сдвинуть время отхождения ко сну на некоторое время позже или раньше, чтобы приблизиться к биологическому времени засыпания ребенка. Убедитесь, что ребенок действительно хочет спать перед тем, как его укладывать в постель. Это очевидно, но иногда родители, укладывая ребенка, руководствуются своими собственными убеждениями, а не потребностями ребенка. Например, некоторые дети могут быть «совами» и иметь более поздние биологические часы засыпания. Такие дети засыпают с трудом, если их рано укладывать.
    • Организуйте постоянство условий засыпаний вашего ребенка. Убедитесь, что условия, в которых спит Ваш ребенок комфортные. Лучше всего ребенок спит в прохладной и темной комнате, в спокойной обстановке. Не рекомендуется, чтобы в комнате ребенка находился телевизор.
    • Обратитесь к Вашему доктору, если:

    у ребенка имеются проблемы с дыханием, а именно — шумное дыхание, храп, дыхание с открытым ртом, дневная сонливость; симптомы гиперактивности, нарушения внимания и импульсивности (Вопросник для родителей детей, страдающих апное);

    — если у Вашего ребенка появились ночные страхи или необычные пробуждения во сне; — если Ваш ребенок не может уснуть длительное время (более 40 минут- 1 часа) или имеет проблемы с качеством сна, которые отражаются на его дневном поведении — гиперактивность или сонливость, утренние головные боли

    Во всех случаях необходима консультация сомнолога и проведение полисомнографического исследования.

    Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на сайт обязательна!

    Что делать, если ребенок плохо спит ночью?

    На сегодняшний день дети все чаще и чаще страдают бессонницей. У каждого малыша свой, персональный, режим сна. Одни дети легко засыпают, другие – не очень. Одни малыши хорошо спят днем, а другие – ночью. Для некоторых детей достаточно дважды в день спать, а для других трижды. Если ребенку нет годика, то читайте нашу статью о том, почему малыши плохо спят ночью. Но уже после года им достаточно спать лишь один раз в день.

    Нормы сна ребенка и отступления от них

    Сон достается человеку от природы. Еще это можно назвать биологическими часами, за работу которых несут ответственность определенные клетки головного мозга. У только что родившихся малышей это не сразу настраивается на определенные нормы. Организм ребенка должен адаптироваться к совершенно новым условиям. В большинстве случаев, четкий режим отдыха и сна у ребенка уже устанавливается к году.

    Но есть исключения, когда проблемы со сном не прекращаются, а продолжаются уже и в более старшем возрасте. Это не обязательно связывать со здоровьем. Причин, на самом деле, может быть очень много.

    Причины плохого сна у ребенка -сделай выводы!

  • Очень часто нарушения вызваны различными психологическими причинами. Например, стресс. Вы отдали ребенка в школу или садик, окружающая среда изменилась для него и эта ситуация нервирует его. Это нервное состояние и может отражаться на сне ребенка.
  • Также спровоцировать плохой сон ребенка может. например, переезд на новую квартиру или даже рождение второго малыша. Но, опять же, это все неординарные факторы.
  • Еще одной причиной плохого сна ребенка можно считать плохие отношения в семье и ревность братьев и сестер. Это очень влияет на психику маленьких детей, а следовательно -и на их сон.
  • Также сон у ребенка нарушается, когда у него болит живот или если у него начинают прорезаться зубы. Для детишек (особенно в первые год-два) эти «неполадки» считаются достаточно частым явлением.
  • Нарушенный сон у малыша часто бывает, если его пижама неудобная. или когда он спит на слишком неудобной подушке, жестких простынях .
  • Проанализировав эти факторы сон малыша можно сделать более спокойным.

    Но почему один ребенок в обычных условиях спит нормально, а другого уложить не возможно, он постоянно просыпается по ночам и капризничает? Этот вопрос задают многие мамы.

    Так вот, чаще всего это может говорить о том, что вы не научили правильно спать своего ребенка. Чтобы это значило?

    Почти все родители убеждены, что сон для малыша – это обычная физиологическая потребность, как и, например, покушать. Но я думаю, что каждый согласиться, что ребенка надо понемногу приучать к взрослой еде. Так же надо и со сном. Родителям необходимо настроить работу биологических часов . чтоб они не останавливались и не бежали вперед, так как сами по себе они не настроятся.

    Что такое гигиена сна? Гигиена сна детей дошкольного возраста

    Какие правила нужно соблюдать, чтобы вечерний отход ко сну стал легким и естественным событием? Как уложить ребенка без криков и слез? Каким образом переключиться с дневной активности на безмятежный ночной покой? На все эти вопросы ответит соответствующий раздел медицины – гигиена сна.

    Что такое гигиена сна? Это область медицины, отвечающая за разработку мероприятий по нормализации сна, а также изучающая воздействие окружающей среды на самочувствие и естественные биоритмы человека. Проблемы, связанные с нелегким вечерним засыпанием, внезапными ночными пробуждениями, тяжелым подъемом по утрам, сохранением бодрости и свежести в течение дня, относятся к этому разделу медицины. Гигиена сна изучает привычки человека, его утренние и вечерние ритуалы, любые действия, помогающие ему засыпать глубоко и спокойно, то есть все факторы, влияющие на процесс нормального ночного отдыха.

    Существует четыре основных составляющих, влияющих на качество сна:

    — Реакционные и социальные вещества (никотин, кофеин, алкоголь).

    Большую роль в вопросах сна играет возраст. Обычно на пятом десятке лет частые ночные пробуждения становятся обычным делом, потому что с годами сон делается более поверхностным. Чем чаще прерывается ночной сон у человека, тем вероятнее, что утром он встанет с постели вялым и усталым. На частоту внезапных пробуждений влияют также иные факторы, вызывающие возбуждение нервной системы. Например, употребление алкогольных напитков непосредственно перед засыпанием может вызвать похмелье глубокой ночью. С годами гигиена сна приобретает для человека все большее значение.

    Вся наша жизнедеятельность подчиняется двадцатичетырехчасовому циклу. Имеет значение то, в какое именно время суток человек находится в объятьях Морфея. Чем более размерен и стабилен его суточный ритм, тем глубже и спокойнее сон. Естественный биоритм человека может быть нарушен целым рядом причин: дневной дремотой, изменением привычного времени отхода к ночному отдыху, физическими упражнениями, незащищенностью от света. Этот параметр также связан с пересечением часовых поясов во время путешествий, длительным световым днем и бдением у компьютера непосредственно перед засыпанием.

    Стрессообразующие факторы

    Источниками стресса могут стать различные причины. Например, сроки сдачи отчетов и проектов, проблемы на работе, семейные неурядицы, экзамены. Все эти житейские проблемы могут нарушить покой и сон. Чтобы отвлечься от подобных трудностей, безусловно, требуется время – иных способов просто нет. Если человек привык работать до глубокой ночи или имеет привычку непосредственно перед засыпанием обдумывать события прошедшего дня, он просто не сможет моментально перейти к полноценному отдыху.

    Гигиена сна предполагает разработку ритуала засыпания, индивидуального для каждого человека. Это определенная последовательность действий, которая переключает организм из режима активного бодрствования в состояние расслабленности и покоя. Кому-то помогает составление списка накопившегося за день негатива и способов работы с ним. Кому-то – теплая ванна или получасовое чтение интересной книги, кому-то — прослушивание любимых музыкальных композиций. Универсального решения для всех не существует. Один совет: совершая ритуал отхода ко сну, человек не должен следить за временем. Это будет раздражать и нервировать. Лучше на время отключиться от насущных забот и подарить себе несколько минут безмятежного спокойствия.

    Восстанавливающие силы вещества

    Вещества, приемлемые в обществе, такие как кофеин, никотин и алкоголь, могут оказывать на человека большее воздействие, чем он думает. Например, никотин задерживается в организме примерно на четырнадцать часов, уменьшает продолжительность сна и увеличивает вероятность ночных пробуждений. Кофеин обладает похожим воздействием на организм, однако он в малых дозах успокаивает нервную систему, а в больших – возбуждает. От алкоголя первое время может клонить в сон, однако позже он может обеспечить слишком яркие сновидения, повышенное потоотделение и головную боль. Все это скажется на качестве и продолжительности ночного отдыха.

    Гигиена сна важна для жизни любого человека. Благодаря неудовлетворительному качеству или недостаточному количеству сна можно получить серьезные проблемы со здоровьем, как кратковременные, так и долгосрочные. Неполноценный отдых может неблагоприятно сказаться на внимательности и продуктивности работы.

    Стоит уменьшить нормальную продолжительность сна на полтора часа – и уровень внимательности человека упадет примерно на треть. Хроническая сонливость значительно ухудшает память, способность думать и принимать решения, увеличивает вероятность получения травмы на производстве. Долговременный недосып по причине апноэ (остановка дыхания) часто ведет к серьезным проблемам со здоровьем: инсультам, инфарктам, гипертонии.

    — Принятие пищи, просмотр телевизионных передач и выяснение отношений не должны происходить в постели. Иначе организм перестанет ассоциировать кровать с местом для расслабления и сна.

    — Место для ночного отдыха должно быть максимально удобным и комфортным. Температура воздуха в помещении не должна превышать 24 °С и быть ниже 13 °С. Лишний свет и ночные шумы должны быть сведены к минимуму.

    — Необходимо по возможности исключить питье после восьми часов вечера. Плотный ужин непосредственно перед засыпанием может испортить сон, тогда как легкий перекус, наоборот, повысит вероятность полноценного ночного отдыха. Для утоления голода перед отходом ко сну лучше употреблять молочные или углеводосодержащие продукты. Молоко содержит аминокислоту L-триптофан, способствующую легкому засыпанию. Гигиена сна предписывает следующее: если человек не может уснуть на голодный желудок, ему лучше выпить стакан молока с нежирными крекерами.

    — Людям, которые испытывают резкий прилив сил после физических упражнений, не рекомендуется выполнять их перед сном. Продолжительные тренировки лучше запланировать на утреннее или послеобеденное время. Регулярная физическая активность, особенно бег, аэробика и ходьба, повышают качество сна.

    — Пребывание домашних питомцев в постели может оказаться причиной частых пробуждений в неурочный час. По возможности стоит обеспечить любимым животным отдельное, не менее теплое и уютное место для ночлега.

    Все вышеперечисленные правила касаются в равной степени детей и взрослых. Однако гигиена сна детей имеет некоторые особенности. От правильного соотношения сна и бодрствования в режиме ребенка зависит его физическое и умственное развитие, становление речевых навыков и в конечном итоге – полноценная подготовка к школе.

    В детском возрасте очень важно высыпаться. Малышам трех – шести месяцев показан семнадцатичасовой сон. Со временем длительность ночного, а также частота дневного сна постепенно уменьшаются. Детям трех-четырех лет отводится на ночной отдых 10-10,5 часов, на дневной – 2 часа. Дошкольникам пяти-шести лет дневной сон сокращается до 1,5 часов, длительность ночного остается без изменений. У ребят быстро формируется условные рефлексы на засыпание. Это значит, что создание ритуала отхода ко сну особенно важно в детском возрасте. Некая последовательность действий: умывание и чистка зубов, чтение интересной книги, мамин поцелуй на ночь сделает для ребенка переход от активного бодрствования к отдыху легким и естественным. Гигиена сна детей дошкольного возраста предполагает наличие отдельного спального места, достаточно просторного и удобного для ночлега. Имеет значение и поза во время сна – длительное пребывание в одном и том же положении (например, только на правом боку) может привести к деформации позвоночника, грудной клетки и черепа. Необходимо следить за качеством спальных принадлежностей. Подушки должны быть небольших размеров (30х30см), изготовленные из мягкого пера или пуха. Самые гигиеничные наполнители для матрасов – волос и морская трава.

    Таким образом, гигиена сна и бодрствования – один из ключевых моментов, лежащих в основе хорошего самочувствия и крепкого здоровья человека. Соблюдая вышеизложенные правила, вы почувствуйте прилив сил и работоспособности. К любым рекомендациям нужно подходить избирательно, поэтому чаще прислушивайтесь к своему организму и выбирайте то, что подходит именно вам.

    Частота и продолжительность сна детей от 2,5 мес до 7 лет 1

    Количество периодов дневного сна

    Длительность каждого периода дневного сна

    Продолжительность сна в течение суток (с ночным сном)

    С 9-10 мес до 1 года

    1 год—1 год 6 мес

    1 год 6 мес—2 года

    2 ч—1 ч 30 мин Зч

    17 ч 30 мин—17 ч

    16 ч 30 мин—16 ч

    15 ч-14 ч 30 мин

    14 ч 30 мин—14 ч

    14 ч-13 ч 30 мин

    13 ч 30 мин—12 ч 30 мин

    13 ч 20 мин—12 ч 20 мин

    13 ч 10 мин-12 ч 10 мин

    12 ч 35 мин—11 ч 5 мин

    12 ч 30 мин—11 ч 30 мин

    1 Суточная продолжительность сна, указанная в таблице, рассчитана на здо­ровых детей с уравновешенной нервной системой.

    Перед сном нельзя обильно кормить ребенка, поить чаем, кофе, какао, неприемлемы подвижные игры. Чтобы дети быстро засыпали и хорошо спали, рекомендуется укладывать их в одно и то же время. Речь взрослых должна быть ласковой, тихой, движения мягкие и спокойные. У каждого ребенка должна быть своя кроватка. Нельзя укачивать ребенка, петь ему песни, так как это может войти в привычку, без которой он не сможет быстро засыпать. В комнате, где спят дети, форточки и фрамуги оставляют открытыми, но за 20—30 мин до подъема детей их закрывают. Во время сна ребенок должен находиться в состоянии теплового комфорта. Очень важно в соответствии со временем года подобрать ему удобную и теплую одежду.

    Неадекватно организованное бодрствование или заболевание ребенка могут приводить к нарушению полноценности и эффективности сна, а нарушения сна становятся причиной недостаточной активности ребенка во время бодрствования. И то, и другое могут быть причиной задержки нервно-психического и физического развития детей, а при длительном сохранении приводят к возникновению заболеваний. Поэтому контроль за организацией сна ребенка, за особенностями засыпания, ночного сна и пробуждения является важной составной частью общего наблюдения педиатра, а нарушения сна могут быть основой для углубленного обследования детей.

    У новорожденного сон носит полифазный характер. Так, в течение дня новорожденный ребенок засыпает от 4 до 11 раз и реальные отличия дня и ночи по длительности сна еще не установились. С годами происходит переход полифазного сна на монофазный с сохранением только скрытых элементов полифазности у старших детей и взрослых.

    Отчетливое преобладание ночного сна возникает уже в конце первого ме­сяца и после этого стабилизируется. В целом естественная потребность в сне с годами уменьшается Уменьшение общей суточной длительности сна у детей происходит прежде всего за счет сокращения дневного сна. Уже к концу первого года жизни ребенок засыпает днем не чаще 1—2 раз. С 1,5 лет длительность дневного сна составляет около 2,5 ч и еще около часа уходит на засыпание. После 4 лет сохранить дневной сон удается не у всех детей. Здесь существенно сказываются индивидуальные различия потребности в сне. Вместе с тем желательно, чтобы дневной сон обеспечивался всем детям до 5-6-летнего возраста. Спокойный сон нормальной длительности, краткие периоды переходов от бодрствования ко сну и наоборот (не более 30 мин) являются свидетельством сохранности здоровья ребенка, нормального режима жизни и хорошего психологического климата в семье.

    На всех возрастных этапах сон организован циклически, т. е. последовательные стадии медленного сна завершаются фазой быстрого сна. В течение ночи отмечается несколько полных циклов. Длительность отдельных циклов существенно изменяется с возрастом. В первые годы жизни ребенка фаза быстрого сна занимает около 50% всего времени сна, у 3-5-летнего она составляет около 30%, после 5 лет —22—28%.

    Изменение структуры и длительности глубокого сна можно констатировать по такой характеристике, как количество движений во сне. У ребенка первых лет жизни оно больше, чем у старших детей (80 против 60), однако обилие движений во сне не мешает спать младшему и нередко ведет к пробуждению старшего ребенка.

    Фазе быстрого сна свойственны физиологические миоклонии — мелкие быстрые подергивания отдельных мышечных пучков и групп с незначительным движением в мелких суставах типа подергивания пальцев рук и мимических мышц. В стадии медленного сна миоклонии существенно меньше.

    В грудном возрасте проблемы сна возникают сравнительно редко, при нормальном активном бодрствовании ребенок утомляется и засыпает сравнительно быстро. В возрасте около 1,5 лет засыпание происходит с трудом и ребенок сам помогает найти приемы, способствующие засыпанию. Здесь огромное значение имеет сохранение привычной обстановки и стереотипного поведения перед сном и самого ребенка, и окружающих.

    Чередование бодрствования и сна является необходимым условием нормальной психической деятельности человека. Сон и бодрствование — это сопряженные состояния, так как активное бодрствование обеспечивает глубокий сон, а достаточный по длительности и глубине сон обеспечиваетактивное бодрствование. Состояние сна и бодрствования формируется у ребенка в процессе его развития. У новорожденного сон и бодрствование возникают хаотично, при этом самым сильным раздражителем является голодное возбуждение, которое нарушает сон. Наличие пищевой доминанты и постоянное совпадение пищевого возбуждения с временем кормления в определенные часы позволяет уже с первых дней жизни ребенка выработать у него ритм кормления.

    Режим кормления определяется возрастом, так как с возрастом меняется объем пищи, который ребенок может съесть. Кроме того, на частоту(ритм) кормления влияют:

    консистенция пищи (жидкая или кашеобразная);

    однородность (состав) пищи (однородная пища быстрее усваивается и требует приема через равные промежутки времени);

    характер деятельности между двумя кормлениями (если ребенок спит, усвоение пищи задерживается, если бодрствует — ускоряется).

    до 9-10 месяцев: кормление — бодрствование — сон, так как в этот период жизни у ребенка преобладает пищевая доминанта;

    с 10 месяцев: ужин, полдник перед сном, завтрак после бодрствования. Пищевая доминанта угасает, ее сменяет ориентировочная доминанта.

    Допустимые интервалы между сном и кормлением:

    завтрак: до 1,5 года — 30-45 минут;

    от 1,5 до 3 лет — 1 час;

    от 3 до 3,5 лет — до 1,5 часа;

    старше 3,5 лет — не более 1,5 часа;

    обед: при двухразовом сне — после первого сна (до 15 минут);

    при одноразовом сне — обед, затем через 15-30 минут сон;

    ужин: при одноразовом сне — сон через 30 минут после ужина;

    у детей 3 лет и старше промежуток между ужином и сном можно увеличить до 1 часа.

    Этапы формирования режима

    Выделяют три этапа формирования режима.

    Первый этап: конец первой — начало второй недели жизни. К этому моменту у здорового ребенка должен быть сформирован ритм кормления,обусловленный пищевой доминантой. Имеются данные, что если беременная женщина соблюдает режим приема пищи, то этот ритм сохраняется и у детей.

    Второй этап: формирование суточного (циркадного) ритма (если темно — спать, если светло — бодрствовать). У здорового ребенка он формируется к месяцу.

    Третий этап: формирование к двум месяцам дневного ритма (последовательность сна, бодрствования, кормления).

    Таким образом, к двум месяцам жизни у ребенка должен быть сформирован первый сложный динамический стереотип, который называется режимом.

    Составление возрастных режимов для детей раннего и дошкольного возраста осуществляется медицинским персоналом детского учреждения совместно с педагогами и основывается на следующих принципах.

    Установление на каждом возрастном этапе длительности бодрствования соответственно пределу работоспособности нервной системы.

    Установление необходимого суточного количества часов сна и правильное распределение отрезков сна в течение суток для обеспечения своевременного и полноценного отдыха центральной нервной системы.

    Установление правильной последовательности кормления, сна и бодрствования.

    Установление правильного ритма кормления.

    Обеспечение правильной смены разных видов деятельности с учетом выносливости нервной системы с целью недопущения переутомления от однообразных, длительных действий.

    Принципы организации режима дня для детей раннего возраста, воспитывающихся в детских учреждениях, разработаны Н.М. Щеловановым и его сотрудниками. Для составления режима дня детей первых трех лет жизниможно пользоваться примерной схемой, разработанной Н.М. Щеловановым и Э.Л. Фрухт (табл.2).

    ОСОБЕННОСТИ СНА ОТ 3-Х ЛЕТ

    2 часов, ночной сон длится

    10 часов;

  • После 7 лет
  • ребенку не обязательно спать

    днем, ночью ребенок в этом

    возрасте должен спать не

    Всех мам неизменно волнует вопрос:

    «сколько должен спать ребенок?».

    Мы обязательно приведем ориентировочные суточные нормы сна ребенка в зависимости от возраста. Но, предчувствуя, что мамы начнут сравнивать сколько спит их ребенок с рекомендованными показателями и расстраиваться раньше времени, заметим:

    продолжительность сна всех детей индивидуальна!

    Как и для взрослого человека, на продолжительность сна ребенка оказывает влияние целый ряд факторов: от психологического и физического состояния до темперамента и распорядка дня. В случае если ребенок здоров, чувствует себя хорошо, бодр и активен в течение дня, но при этом ребенок спит меньше рекомендованного, волноваться не стоит. Если, конечно, речь идет о небольших отклонениях от указанных норм.

    Страхи раннего возраста.

    Боязнь животных и темноты обычно появляется у детей после 3 лет, достигая пика в 4 года. Они, например, боятся спать одни при выключенном свете. Боязнь темноты чаще всего связана с фантазиями и сновидениями ребенка, чем с реальными событиями его жизни. В настоящее время выявлено, что и у маленьких детей незнакомые объекты и люди могут вызывать страх. Заметные изменения происходят с возрастом в эмоциональном отношении детей к сверстнику. Дети младшей ясельной группы, как правило, с улыбкой разглядывают друг друга, иногда наблюдаются проявления ласки. После двух лет эмоциональная реакция становится намного ярче. Увеличиваются эмоциональное заражение детей друг от друга и эмоциональная отзывчивость по отношению к другому ребенку. Совместная деятельность носит ярко выраженную эмоциональную окраску, бурно нарастающую в ходе взаимодействия.

    Страхи дошкольного возраста.

    К шести годам постепенно уменьшается боязнь звуков и незнакомых предметов, а страх перед воображаемыми ситуациями в возрасте пять-шесть лет заметно усиливается. В дошкольном возрасте мнимые страхи (выдуманные, фантастические) преобладают над реальными, в содержании которых фигурируют фантастические образы из прочитанных сказок, фильмов ужасов и т. п.; в последующие годы значимость мнимых опасностей снижается, а реальных — возрастает. Среди реальных страхов в дошкольные годы первое место занимает боязнь воды. Второе место занимает страх, вызванный угрозой нападения животных, третье — боязнь падения с большой высоты и дорожно-транспортных происшествий. Выявлено существенное увеличение количества детских страхов в преддошкольном возрасте.Кроме того, обнаружилось, что, исключая трехлетний возраст, у девочек количество страхов больше, чем у мальчиков.

    Сон у детей раннего дошкольного возраста (3-5 лет)

    Суточная продолжительность сна у детей дошкольного возраста составляет от 11 до 13 часов. Продолжительность сна индивидуальна у каждого ребенка, однако родителям следует ожидать, что она одинакова и является постоянной характеристикой. Продолжительность сна может быть нарушена заболеванием, стрессовыми событиями и изменением режима дня. Многие дети продолжают пробуждаться во сне на короткое время, хотя в большинстве случаев пробуждения являются причиной отсутствия строго режима дня. Дети, у которых не выработано привычки засыпать самостоятельно, не в состоянии уснуть без помощи родителей.

    • Установите режим дня. Игры должны быть спокойными и приятными для ребенка. Принятие ванны и рассказывание сказок должны быть непродолжительными. Свет должен быть неярким. Всегда выключайте свет в комнате ребенка перед уходом.
    • Соблюдайте строгие временные рамки при организации режима отхождения ко сну. Если Ваш ребенок не может уснуть и встает в кроватке, постарайтесь лимитировать свое поведение. Например, определите количество сказок или книг, которые Вы читаете. Подходите к ребенку определенное количество раз, после того как уложите его в постель.
    • Какой должна быть продолжительность сна у детей?

      Продолжительность сна у детей зависит от возраста и психоэмоциональной нагрузки, которую малыш получает за день. Существуют факторы, которые мешают нормальному и спокойному сну у детей, из-за чего малыш не имеет возможности отдохнуть и восстановить силы.

      Сколько должен спать малыш?

      Отдых имеет большое значение для развития малыша, во время быстрой фазы сна происходит переработка полученных за день впечатлений. Недостаток отдыха или плохое его качество приводят к плаксивости, капризам и нестабильному эмоциональному состоянию в течение дня. У детей младшего школьного возраста уже можно заметить снижение концентрации внимания и способности к обучению при недосыпании. Какова приблизительная норма сна для детей?

      1. Новорожденные дети спят большую часть суток. Суммарно их сон составляет не менее 19 часов, из которых 6-8 приходится на ночное время, а остальное равномерно распределяется в течение дня. Новорожденный должен бодрствовать не более 180 минут подряд, в противном случае может возникнуть переутомление и перевозбуждение.
      2. Младенцы от 1 до 3 месяцев все еще много спят днем, в среднем от 5 до 7 часов. Около 8-11 часов составляет ночной сон, а в сумме количество сна за сутки должно равняться 14-17 часам. Даже в этом возрасте дети имеют свою индивидуальность: кому-то требуется больше времени для отдыха, кому-то меньше. Если малыш регулярно недосыпает, он много плачет, проявляет беспокойство, капризность и нервозность.
      3. Грудные дети от 3 до 5 месяцев должны спать в течение дня от 4 до 6 часов. Дневной отдых у детей до года всегда делится на небольшие промежутки, по 120-180 минут. Ночной сон составляет 10-12 ч., а общее количество проведенного во сне времени должно составлять не менее 15 часов.
      4. Дети от 6 месяцев до возраста 1 год в течение дня спят 2-4 ч., продолжительность ночного сна составляет от 10 до 12 ч. Суммарное количество сна приблизительно оценивается в 13-15 часов.
      5. В возрасте до полутора лет время дневного отдыха должно составлять не менее 2 часов, ночного — 10-12 часов, а общее количество проведенного во сне времени — не менее 14 часов.
      6. Дети до 2-х лет спят в течение дня от 1 до 3 часов (по потребностям, но не менее 1 часа), ночью — 10-12 часов, а всего в сутки — 12-14 часов. Сон снимает психомоторное возбуждение, способствует восстановлению нервной системы и психики малыша.
      7. До 3 лет нормальное количество дневного сна составляет не менее 60 минут, ночного — 10-11 часов, а общая продолжительность сна ребенка — 11-13 часов.
      8. Дети дошкольного возраста, от 4 до 7 лет, все еще должны спать днем, хотя бы 60 минут. Если малыш не спит днем и при этом нормально себя чувствует, остается бодрым, активным и адекватным, можно отказаться от отдыха в течение дня, но тогда следует ложиться спать ранним вечером. В течение ночи нужно спать приблизительно 10-13 часов.
      9. Школьники старше 7 лет уже не нуждаются в обязательном сне в течение дня. Ночная продолжительность оценивается в 10-11 часов при условии быстрого засыпания. Если малыш долго засыпает, нужно прибавить к этому времени еще 60-95 минут.
      10. Детям от 7 до 10 лет нужно спать не меньше 10 часов ночью для того, чтобы нормально высыпаться и сохранять концентрацию внимания на занятиях в школе.
      11. От 10 до 14 лет школьникам требуется в среднем 9-10 часов отдыха, однако начиная с этого возраста уже заметны индивидуальные отличия между детьми.
      12. После 14 лет подросткам нужно от 8 до 10 часов ночного отдыха.

      Дети дошкольного возраста находятся в переходном периоде, когда такой острой нужды в длительном дневном сне уже нет, но потребность в отдыхе еще сохраняется.

      В это время они могут не чувствовать усталости, сопротивляться попыткам уложить их на тихий час, буянить, а затем капризничать. Для дошкольного возраста все еще характерна плаксивость при усталости. Малыш может реагировать слезами и плачем на любой пустяк, просто потому, что он недостаточно спал. Особенно это заметно в вечернее время. Перевозбуждение приводит к тому, что в течение дня дети дошкольного возраста не могут самостоятельно заснуть, а затем вечером утомляют окружающих своим плохим настроением. На этом этапе очень важно правильно мотивировать малыша на дневной сон, хотя бы в течение часа. Если родителю удается справиться с этой задачей, то к вечеру малыш будет активным, спокойным и жизнерадостным, а не хнычущим и нервным.

      Что делать, если ребенок не спит?

      Психика у детей более уязвима, чем у взрослых. Дети еще не обладают всеми необходимыми механизмами психологической защиты от стресса, они не могут самостоятельно успокаиваться, рационализировать проблему и находить ее решение. Если в семье имеются напряженная эмоциональная обстановка, ссоры, скандалы, скрытая или явная агрессия родителей или родственников по отношению друг к другу, малыш начинает страдать от этого. Повышенная тревожность приводит к снижению качества сна, что немедленно сказывается на работе нервной системы. На почве недосыпания возможны следующие симптомы:

    • истеричность — малыш кричит, плачет, падает на пол, хаотично сгибает и разгибает конечности, требуя чего-либо;
    • плаксивость — малыш по любому поводу начинает плакать, испытывает грусть и горе;
    • ярость и раздражительность — малыш может ломать, поджигать, разрушать игрушки или вещи, нарочно причинять вред домашним животными или младшим братьям и сестрам;
    • плохая концентрация внимания — малышу сложно выучить стихотворение в детском саду, в школе возникают сложности с успеваемостью;
    • неадекватная реакция на отказ — маленький человек не переносит, когда его ограничивают в чем-либо, настойчиво требует своего, устраивает сцены и манипулирует окружающими.
    • Часто родители детей дошкольного возраста жалуются на то, что характер чад стал просто невыносимым. Во многом это может быть связано с отказом от отдыха в течение дня. Для того чтобы малыш хорошо засыпал, следует предпринять следующие меры:

    • не играть в активные и подвижные игры минимум за 120 минут до ночного отдыха и за 60 минут — до дневного;
    • нормализовать обстановку в семье, если самостоятельно нет возможности — обратиться к семейному психотерапевту;
    • перед сном читать сказку или слушать спокойную музыку;
    • перед ночным отдыхом полезно принять теплую (не горячую) ванну, чтобы уменьшить мышечное напряжение.
    • Без необходимости не нужно злоупотреблять успокоительными средствами. Нельзя давать малышу алкоголь или снотворные средства для того, чтобы он заснул. Если у детей дошкольного или школьного возраста имеются регулярные проблемы со сном, нужно обращаться к детскому психотерапевту.

      Количество времени в течение суток, которое малыш проводит во сне, не является абсолютным показателем достаточного отдыха.

      Родители не могут отследить, как долго засыпает малыш, хорошо ли ему спится. Можно ориентироваться на то, как просыпается малыш. Если он хорошо отдохнул, то пробуждение должно сопровождаться положительными эмоциями: радостью, бодростью и активным поведением. Часто детей дошкольного возраста будят очень рано для того, чтобы отвести в детский сад.

      Быстрое пробуждение сопровождается принудительным завтраком, что приводит к хроническому стрессу. Режим дня нужно перестроить таким образом, чтобы маленький член семьи ложился спать в 8-9 часов вечера, если вставать ему нужно в 6-7 утра. Без этого избежать переутомления и психического перевозбуждения очень сложно.

      Нормальное засыпание

      Когда ребенку 1 год, для него нормально спать в одной комнате с родителями. У него должна быть обязательно отдельная кроватка, очень желательно как можно раньше приучить его засыпать не на руках, а самостоятельно.

      Многие дети до трех лет не могут заснуть без присутствия взрослых, поэтому они просят почитать им перед сном или рассказать сказку. Затем нужно отселять детей в отдельную комнату, чтобы к достижению 7 лет они могли совершенно самостоятельно засыпать. Если малыш боится темноты, можно при засыпании оставлять ночник.

      Как увеличить продолжительность сна у детей дошкольного возраста? Единственный способ — это снизить тревожность, а для этого нужно нормализовать обстановку в семье. Для этого по назначению врача применяются успокоительные препараты.

      Режим дня детей раннего и дошкольного возраста

      Организм детей раннего возраста находится в более близкой связи с природой, чем организм взрослого человека. Расписание имеет большое значение, как с психологической, так и с физиологической точки зрения. Маленькие дети очень легко привыкают к определенному распорядку дня. Если их кормят, укладывают спать, идут на прогулки в одно и то же время, то никаких затруднений не возникает – они не капризничают и сохраняют в течение дня спокойное и ровное настроение.

      В примерный распорядок дня можно внести поправки: за 1 ч до вечернего сна малыш должен собрать свои игрушки. Сначала делать это он будет с родителями, а потом уже и самостоятельно; после обеда ребенок поможет матери убрать со стола посуду, а перед играми он сам достанет игрушки из шкафа, а затем сам и уберет. Маленького ребенка обязательно надо хвалить за то, что он делает вовремя и сам. Малыш быстрее приучится к определенному распорядку, если родители также будут соблюдать хотя бы приблизительный режим своего дня.

      Чтобы обеспечить правильный режим в дошкольном учреждении, детей распределяют по группам. Таких групп в яслях-садах 7. Каждая группа имеет свой режим, позволяющий обеспечить правильное развитие и воспитание ребенка.

      Подъем детей в круглосуточных дошкольных учреждениях в 6 ч 30 мин (7 ч 30 мин). От подъема до завтрака дети умываются, выполняют закаливающие процедуры, занимаются гимнастикой и одеваются.

      В детских учреждениях с дневным пребыванием к этому присоединяется обязательный профилактический осмотр детей. Общая суточная продолжительность сна и частота его в дневное время с возрастом детей уменьшаются, а время бодрствования, наоборот, увеличивается.

      Во времябодрствования с детьми от 3 месяцев до 3 лет проводят игры и непродолжительные занятия. Со второй младшей группой детского сада (дети 3–4 лет) вводятся систематические общегрупповые занятия. Они проводятся строго по режиму: одно занятие в утренние часы, второе – вечером, после полдника. Продолжительность занятия с детьми младшей группы не более 10–15 мин, в средней группе (дети 4–5 лет) занятия проводят одно за другим, продолжительность их 15–20 мин каждое. С детьми старшей группы (дети 5–6 лет) проводят 5 занятий в неделю.

      С детьми до 1,5 года взимнее времяпрогулок не проводят, так как организация их в условиях большого детского коллектива очень сложна. Потребность детей в свежем воздухе обеспечивается за счет дневного сна, проводимого на открытых верандах или в спальнях с широко открытыми фрамугами или форточками. Дети старше 1,5 года гуляют в определенные часы: первый раз после игр и занятий, следующих за завтраком (2 ч), второй – после полдника (2–3 ч). Общая продолжительность прогулок 4–5 ч; у детей старше 3 лет свободное время после завтрака, на прогулках, после полдника заполняется не только играми. Часть его отводится на самообслуживание, дежурство по столовой, на работу в уголке природы, для выполнения трудовых поручений.

      В круглосуточных учреждениях вечерние игры и прогулки детей продолжаются до 19 ч. В 19 ч дети ужинают и в 20–20.45 (в зависимости от возраста) после вечернего туалета ложатся спать. Детей, перенесших тяжелые заболевания, а также страдающих хроническими болезнями, следует раньше укладывать и позже других поднимать, удлинять их прогулки на свежем воздухе, ограничивать продолжительность занятий, в некоторых случаях таким детям следует назначать дополнительное питание. В учреждениях санаторного типа подобные изменения режима распространяются на всех детей.

      Втеплое время годаможно значительно увеличить пребывание детей на свежем воздухе за счет проведения многих видов деятельности на участке. В этот период ночной сон детей несколько укорачивается, а дневной соответственно удлиняется; продолжительность и характер занятий изменяются. В старшей группе второе занятие снимается.

      В первые три года жизни режим дня меняется несколько раз. Он должен быть подчинен основным задачам воспитания детей преддошкольного возраста: способствовать правильному росту и развитию, укреплению здоровья, развитию основных движений, становлению речевой функции.

      Режим дня детей дошкольного возраста должен строиться также с учетом особенностей их высшей нервной деятельности, которая характеризуется все еще легкой истощаемостью клеток коры головного мозга, определенной неустойчивостью нервных процессов.

      Источники:

      http://vospityvaem-detej.ru/deti-starshego-doshkolnogo-vozrasta/son-rebenka-starshem-vozraste-doshkolnom.html

      http://fb.ru/article/146532/chto-takoe-gigiena-sna-gigiena-sna-detey-doshkolnogo-vozrasta

      https://studfiles.net/preview/3219823/page:2/

      http://dormikind.ru/features-sleep-from-3-years.html

      http://www.nevromed.ru/stati/narush_cna_detey/3_5_let

      https://hrapinfo.ru/fiziologiya/prodolzhitelnost-sna-u-detej.html

      https://studopedia.ru/17_86439_rezhim-dnya-detey-rannego-i-doshkolnogo-vozrasta.html