Проектная деятельность дошкольника в условиях реализации фгос

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС до в процессе формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста

Рубрика: Воспитание и развитие

Дата публикации: 25.11.2015

Статья просмотрена: 332 раза

Библиографическое описание:

Хатаева Т. Р., Гордиенко Н. В. Проектная деятельность как средство реализации ФГОС до в процессе формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №3. — С. 68-70. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/12/489/ (дата обращения: 24.04.2018).

The article deals with the application of project activities in the conditions of preschool educational institution in the framework of the GEF to promote a culture of dialogue preschooler. We consider the construction of the axioms of project activities. The data of the theoretical studies Bachelor of final qualifying work on the theme «Building a culture of dialogue at the senior preschool children in the project activities».

Keywords: project activities, culture, communication, pre-school educational institution, innovative activity, the GEF to.

Современные условия культурного развития дошкольника представляют педагогу дошкольного учреждения возможности реализации инновационных технологий в практическую профессиональную деятельность. Проектная деятельность — один из методов внедрения ФГОС ДО. Метод проектов относится к современным мировым тенденциям в области образовательных технологий. Основное педагогическое знание на этом пути — учет возрастных особенностей детей дошкольного возраста и отрицание школьных методик проектной деятельности в ДОУ.

Метод проектов связан с развивающим, личностно-ориентированным обучением и может широко использоваться в учреждении любого типа, в любой группе детского сада. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.

Метод проектов представляется как способ организации педагогического процесса, организованного на взаимодействии воспитанника и педагога, поэтапная практико-ориентированная деятельность по достижению цели, способ сотрудничества с окружающей средой.

Основными требованиями к применению метода проектов в ДОУ являются следующие аксиомы:

                    элементы проекта: детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых, формирование культуры общения, развитие коммуникативных способностей детей, творческих и познавательных навыков, а также применение дошкольниками приобретенных знаний на практике.

Формируя культуру общения у детей старшего дошкольного возраста, в практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:

  1.                Исследовательско–творческие. Данный тип обусловлен экспериментальной деятельностью воспитанников, которая впоследствии находит свое отражение в оформлении газет, драматизации, детского дизайна;
  2.                Ролево–игровые (с элементами творческих игр). Вхождение детьми в образ персонажей сказки, рассказа и индивидуальное решение поставленных автором литературных произведений проблемы;
  3.                Информационно–практико–ориентированные. Сбор детьми информации о социальных интересах и реализация её в виде оформления и дизайна группы, создание витражей и т. п.;
  4.                Творческие. Оформление результата проекта в виде детского праздника, или тематической недели 1, 59.
  5. Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие — монопроектами.

    Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть изменяемой, гибкой, дающая возможность воспитателю ненавязчиво направлять работу детей, организуя отдельные этапы проекта.

    Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей по ФГОС ДО: обеспечение психологического благополучия и здоровья детей, развитие познавательных способностей, развитие творческого воображения, развитие творческого мышления, развитие коммуникативных навыков 2, 52.

    Для старшего дошкольного возраста, формируя культуру общения у детей через проектную деятельность, воспитатель развивает предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развивает умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

    Внедрение проектной деятельности в образовательное пространство детского сада помогает воспитаннику пользоваться специальной терминологией, вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности, что безусловно обогащает словарный запас дошкольника и вместе с тем способствует плавному формированию культуры общения ребенка и со сверстниками и со взрослыми, что неизбежно развивает способность адаптивности к ситуации школьного обучения.

    Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках логопедии

    Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Устные экзамены в 9-х и 11-х классах предполагают защиту проекта как один из видов итоговой аттестации. Таким образом, проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. А повсеместная компьютеризация позволяет каждому учителю, в том числе логопеду, более творчески подходить к разработке своих уроков, а также сделать образовательный процесс более интересным, разнообразным и современным. Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. В то же время через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте.

    • Какое же место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС?
    • Какие умения мы можем сформировать у учащихся посредством проектной деятельности?
    • Смогут ли дети с проблемой в развитии реализовать задуманное?
    • Как использовать её на логопедических занятиях?
    • В нашей статье мы попробуем ответить на все эти вопросы.

      Прежде чем перейти к рассмотрению сути проектной деятельности и ее применению на уроках логопедии, необходимо определить, какое место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения.

      1. Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные иметапредметные результаты);
      2. Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД);
      3. Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход;
      4. Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность.

      Таким образом, проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.

      Какие умения мы можем сформировать у учащихся посредством проектной деятельности?

      Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо рассмотреть само понятие проектной деятельности школьников, а также определить ее главные цели и задачи.

      Проект – временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата

      Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.

      Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.

      Задачипроектной деятельности в школе:

      • Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
      • Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
      • Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
      • Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
      • Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
      • К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:

        • повышение мотивации учащихся при решении задач;
        • развитие творческих способностей;
        • смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;
        • формирование чувства ответственности;
        • создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.
        • Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака – самостоятельного выбора. Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как для обоих задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам учащийся.

          Через проектную исследовательскую деятельность у детей формируются следующие умения.

          1. Рефлексивные умения:

        • умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
        • умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
        • 2. Поисковые (исследовательские) умения:

        • умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
        • умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
        • умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
        • умение находить несколько вариантов решения проблемы;
        • умение выдвигать гипотезы;
        • умение устанавливать причинно-следственные связи.
        • 3. Навыки оценочной самостоятельности.

          4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

        • умение коллективного планирования;
        • умение взаимодействовать с любым партнером;
        • умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
        • навыки делового партнерского общения;
        • умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
        • 5. Коммуникативные умения:

        • умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
        • умение вести дискуссию;
        • умение отстаивать свою точку зрения;
        • умение находить компромисс;
        • навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
        • 6. Презентационные умения и навыки:

        • навыки монологической речи;
        • умение уверенно держать себя во время выступления;
        • артистические умения;
        • умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
        • умение отвечать на незапланированные вопросы.
        • В Приложении 1 более подробно представлено, какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе работы над проектом.

          Смогут ли дети с проблемой в развитии реализовать задуманное?

          Стоит задуматься, а стоит ли начинать такую сложную работу с детьми, у которых существуют проблемы в обучении? Однозначно – да! Разница только в том, что педагог заранее должен определить для себя основные цели, направления в работе, изучить возможности детей – логопатов, распределить обязанности в работе над проектом, тщательно контролировать все действия детей, но с другой стороны дать возможность учащимся самостоятельно оценивать свою деятельность, использовать приёмы самоконтроля.

          Необходимо отметить, что перед детьми-логопатами, учитывая их психологические и речевые особенности, нельзя ставить слишком сложные задачи. Например, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности или предъявлять завышенные требования к представлению (озвучиванию) материала. Следует обращаться за помощью к родителям, включать в работу различный вспомогательный дидактический материал (памятки, инструкции, шаблоны). (Приложение 2)

          В процессе проектной деятельности у детей с нарушениями речи формируются такие важные коммуникативные умения, как:

          • умение спрашивать, то есть выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий;
          • умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
          • умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение и аргументировано его доказывать);
          • умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).
          • Данные умения начинают формироваться еще до поступления ребенка в школу. К сожалению, дети с нарушениями речи зачастую не овладевают ими на там же уровне, что и их сверстники. Учителю же на уроке не всегда удается уделить должное внимание каждому ребенку с ОВЗ. Поэтому логопеду просто необходимо на своих занятиях восполнять данные пробелы в развитии детей, включая в программу работы по коррекции речи проектную деятельность.

            Использование проектной деятельности вполне возможно на коррекционных логопедических занятиях. Педагогическая деятельность логопеда при этом будет следующая:

            1. Целеполагание.
            2. Выбор содержательной модели (модели, которая соответствует предметным целям).
            3. Моделирование учебного процесса: а) осмысление способов, приёмов, средств мотивации; б) планирование учебной деятельности как процесса поэтапного освоения знаний, овладения системой умений; в) организация процесса рефлексии.
            4. Анализ процесса учителем.
            5. Таким образом, мы формируем у учащихся культуру умственного труда, приучая детей к исследовательской деятельности, к самостоятельной осознанной работе над проектом.

              Целью проекта будет являться повышение стимулирования самостоятельности учащихся, осуществление индивидуально-дифференцированного подхода при отборе заданий, обучение сотрудничеству участников учебного процесса, формирование устойчивых мотивов деятельности школьников, ускорение процесса усвоения комплекса знаний и умений, в котором важную роль играет саморегуляция учащихся, целенаправленное обучение детей приёмам самоконтроля, выработке ответственного отношения к учению.

              Более того, проект даёт возможность опосредованно воздействовать на развитие и обучение детей с особыми познавательными потребностями, путём проведения в рамках проекта консультативной работы с учителями предметниками, появляется желание исследовать возможности детей с проблемами. Тем самым учебный процесс строится в виде познавательного диалога учителя и учащихся, в ходе которого учитель постоянно побуждает учеников к самостоятельным выводам, к защите полученных результатов, к критике ошибочных утверждений и умозаключений.

              Таким образом, у учащихся постепенно формируется умение контролировать успешность своей работы в целом. По окончании изученной темы школьники должны осознать, какие знания и умения они должны были получить, чему научиться, над чем должны поработать для более успешного усвоения материала.

              Приведем некоторые примеры проектной деятельности детей с нарушениями речи в рамках логопедических занятий.

              Разговор о выборе своей профессии имеет огромное значение для формирования осознанного подхода к обучению, поэтому очень актуально начинать говорить о будущей профессии можно уже в начальной школе.

              Этот проект поможет учащимся обогатить словарный запас, учиться построению сложноподчинённых, сложносочинённых предложений, формировать навыки словообразования, используя умения определять части слова, преобразовывать слова в другие части речи с помощью определения основной части слова – корня.

              Во время работы над преоктом формируются компетентности в сфере самостоятельной деятельности, основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации; в сфере социально – трудовой деятельности.

              Проект выполняют ученики 4 класса под руководством учителя-логопеда.

              Цель исследования: выявить при помощи какой части слова образуются слова, обозначающие названия профессий.

              Гипотеза: мы считаем, что слова, обозначающие профессии образуются при помощи суффикса.

              I этап. Нужно вспомнить и записать название всех известных профессий.

            6. вспоминаем сами;
            7. спрашиваем у родителей, знакомых;
            8. читаем в книгах, энциклопедиях;
            9. ищем в Интернете.

          Одновременно отвечаем на вопросы:

          • Что такое имя существительное?
          • На какие вопросы отвечает имя существительное?
          • Каким словам задаём вопрос Кто это?
          • Чем отличаются имена существительные, отвечающие на вопрос Кто это? и Что это?
          • Как изменяются имена существительные?
          • Учимся определять морфологические признаки имён существительных.
          • Учимся образовывать от имён существительных (слов – профессий) другие части речи.
          • Что получилось: мы знаем более 60 профессий.

            II этап. Во всех словах требуется определить части слова.

            Для этого вспоминаем:

            • Что такое однокоренные слова?
            • Что такое корень?
            • Что такое приставка?
            • Что такое суффикс?
            • Что такое окончание?
            • III этап. Нужно распределить все слова по группам.

              Для этого:

              • внимательно читаем, написанные правильно слова;
              • выясняем, что общего в этих словах;
              • записываем их в таблицы.
              • Вывод: Гипотеза была ошибочной. Слова – профессии могут образоваться при помощи:

                1. Суффикса (даже не одного): грузчик, химик, следователь.
                2. Приставки: повар, прораб.
                3. Приставки и суффикса: проходчик.
                4. Соединения основ: фотограф.
                5. Некоторые прилагательные могут выступать в роли существительных: рабочий, военный.
                6. Пока мы находили ответ на наш вопрос:

                  1. Стали больше знать о существительных, о словообразовании.
                  2. Научились правильно писать слова – профессии, составлять с ними предложения и тексты.
                  3. Узнали много о разных профессиях, создали справочник профессий.
                  4. Разгадали ребусы, кроссворды, тесты.
                  5. Прочитали стихотворение В.В. Маяковского “Кем быть?”.
                  6. Выяснили, какие профессии самые востребованные у нас в городе.
                  7. Узнали, кем работают наши родители.
                  8. Задумались о выборе своей профессии.
                  9. Научились работать дружно.
                  10. Поняли, что компьютер нужен не только ради игры и развлечения.
                  11. Проект “Такие разные слова”

                    Цель: познакомить детей с многообразием слов родного языка.

                    Задачи: на уровне наблюдений сформировать у детей начальные представления о многообразии слов в русском языке; познакомить детей с некоторыми синонимами, антонимами, паронимами, неизменяемыми словами; развивать грамматические умения и способствовать формированию готовности к школьному обучению; развивать экспрессивную лексику, расширять и обогащать словарь детей по лексическим темам.

                    Участники проекта: первоклассники, родители, учитель-логопед.

                    Тип проекта: исследовательско-творческий, долгосрочный.

                    Этапы проекта:

                    1. “Упрямые слова” (неизменяемые существительные).
                    2. “Слова наоборот” (антонимы).
                    3. “Слова друзья” (синонимы).
                    4. “Слова близнецы” (паронимы).
                    5. Предполагаемые результаты проекта: правильное и осознанное употребление детьми слов различных категорий в речи; создание совместно с детьми и родителями копилки словарей; вовлечение родителей в поисковую деятельность детей; формирование у детей интереса к родному языку.

                      Словарик "Упрямых слов". Странички словаря дети делают вместе с родителями. В дальнейшем его можно использовать в речевых играх с детьми на занятиях. Например, сосчитай по образцу: "одно эскимо, два эскимо. пять эскимо". Ребенок замечает, что слово не изменяется, а значит оно "упрямое". Наблюдать за словами и их "жизнью" в нашей речи детям очень интересно. Одновременно с этим первоклассникам пропедевтически даются научные определения.

                      Примеры названий проектов по логопедии. Как я придумываю новые слова. Артикуляция звуков, которые я учусь произносить. Как быстро выучить длинное стихотворение. Школьный сленг. Эти трудные и интересные скороговорки. Звуковая азбука.

                      С точки зрения учащегося учебный проект:

                    6. это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности;
                    7. это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
                    8. Таким образом, проектная деятельность помогает в интересной нескучной форме формировать огромное количество УУД, что позволяет полноценно реализовать цели и задачи ФГОС нового поколения.

                    9. Жарова Л.В. Учить самостоятельности [Текст] / Л.В. Жарова– М., 1993. – 205 с.
                    10. Зотов Ю.Б. Организация современного урока [Текст] / – Ю.Б. Зотов – М., 1984. – 144 с.
                    11. Коротов В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса [Текст] / – М., 1983. (библиотека учителя по общей проблеме теории обучения и воспитания) – 224 с.
                    12. Леонтович А.В. “Исследовательская деятельность учащихся” [Текст] / А.В Леонтович., М., 2003. – 134 с.
                    13. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя [Текст]/ – М.: Просвещение, 2011. – 192 с. – (Работаем по новым стандартам).

                      Организация проектной деятельности в ДОУ в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

                      Организация проектной деятельности в ДОУ в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

                      Уважаемые коллеги, в нашем детском саду проходил семинар, где педагоги представляли свои презентации. Мне хотелось поделиться с Вами своей, может кому будет интересно. Буду очень рада, если кому то еще м полезна.

                      Здесь представлена информация (по слайдам) по моей презентации.

                      Организация проектной деятельности в ДОУ в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

                      (1) Основа проектной деятельности – самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь.

                      Именно проектная деятельность позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления детьми суммы знаний на овладение ими различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов. Этому способствует личностно – ориентированный подход в воспитании и образовании. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к воспитанию и образованию, проектная деятельность развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

                      В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». В переводе с греческого проект – это путь исследования

                      В последнее время рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

                      В новое время этот термин связывается с понятием «проблема».

                      (2) Под проектной деятельностью понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов.

                      Использование проектной деятельностью в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

                      Современной дошкольной организации в условиях введения ФГОС и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию у дошкольников.

                      Современному дошкольнику необходимо уметь самому добывать знания; у него должны быть развиты исследовательские, рефлексивные навыки. Педагогу нужно сформировать умения, непосредственно сопряженные с опытом их применений в практической деятельности, т. е. компетенции.

                      Задача трудная, но разрешимая. Все вышеперечисленное может обеспечить использование в практике детских садов метода проектов. Или проектная деятельность.

                      Проектная деятельность как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи.

                      (3) Тема эта весьма актуальна по ряду причин.

                      Во-первых, помогает ребенку получить ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Если то, что наиболее значимо для ребенка еще и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностных рост и самореализацию.

                      Во-вторых, все возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.

                      В-третьих проектная деятельность помогает выйти за пределы культуры (познавательная инициатива) культурно – адекватным способом. Именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно – значимого продукта.

                      Также тема метода проекта актуальна еще по ряду причин:

                      — федеральные государственные требования (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования говорят о том, что программа дошкольного образовательного заведения должна строиться с учетом принципа интеграции образовательной области в соответствии с возрастными возможностями и спецификой образовательных областей.

                      — человек должен, как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов.

                      — все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.

                      (4) Выполнение любого проекта предусматривает основные этапы:

                      Выбор цели проекта — воспитатель помогает детям выбрать наиболее интересную и посильную для них задачу на их уровень развития.

                      Разработка проекта — составление плана деятельности по достижению цели: к кому обратится за помощью, определяются источники информации, подбираются материалы и оборудование для работы, с какими предметами научится работать для достижения цели.

                      Выполнение проекта — выполняется практическая часть проекта.

                      Подведение итогов — проводится «разбор полетов», оценка результатов и определение задач для новых проектов.

                      Творческие — после воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.

                      Игровые — это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.

                      Информационные — дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков).

                      (6)Основной целью проектной деятельности

                      является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

                      Можно с уверенностью сказать, что проведение проектной деятельности поможет детям не только в дальнейшем обучении, но и во взрослой жизни. Тем более что при разработке ФГОС второго поколения приоритетом общего образования становится деятельностно — ориентированное воспитание, так как именно оно помогает решить задачу формирования общеучебных умений и навыков. А решить эту задачу можно именно через организацию проектной деятельности.

                      (7) Общие задачи развития при продуктивной деятельности, специфичные для каждого возраста:

                      обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

                      развитие познавательных способностей;

                      развитие творческого воображения;

                      развитие творческого мышления;

                      развитие коммуникативных навыков.

                      (8) Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:

                      вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

                      активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

                      Формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

                      (9)Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:

                      Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

                      Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

                      Формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

                      Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

                      (10) Темой проекта могут стать как определенный раздел образовательной программы, программы дополнительного образования, так и события в жизни детского сада, города, страны, тема может возникнуть по инициативе ребенка, что очень ценно и всегда находит поддержку со стороны педагогов.

                      Педагогам при планировании и реализации проектов необходимо помнить, что главное в методе проектов — это направленность познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определенной практической проблемой.

                      (11) Продукт проектной деятельности должен быть культурно значимым, а для ребенка дошкольника видимым, ощутимым, доступным и актуальным.

                      Продуктами проекта могут быть фото и видео материалы, описание опытов, макеты, выставки, альбомы, праздники, игры, книга, сделанная в совместной деятельности с взрослым, проектная папка и другое. Ребенок непременно должен увидеть и ощутить плоды своего труда. Для проектной деятельности важным является правило: каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат.

                      (12) Проектная деятельность непременно должна быть зафиксирована в виде плана воспитательно-образовательной работы с пометкой «проект». Для этого необходимо сделать специальную проектную карту, в которой указываются виды деятельности, через которые реализуются отдельные этапы проекта.

                      (13) Проектная деятельность позволяет нам:

                      1. Повысить профессиональный уровень педагогов и степень их вовлечения в деятельность, сделать коллектив более сплоченным;

                      2. Формировать профессиональное взаимодействие педагогов с детьми дошкольного возраста, которое основывается на субъектном отношении педагога к ребенку, индивидуальном подходе, учете зоны ближайшего развития ребенка, мотивационном подходе, доброжелательном отношении к ребенку, развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с воспитателем, а при педагогическом проектировании общаются между собой все участники образовательного пространства детского сада, а так же реализуются научные принципы построения основной общеобразовательной программы и развиваются интегративные качества ребенка, которые являются итоговыми результатами освоения детьми образовательной программы.

                      Мы понимаем, что проектная деятельность – это тот вид педагогической работы, который и будет востребован в связи с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов в практику работу дошкольных образовательных учреждений.

                      Проекты, вне зависимости от вида нуждаются в постоянном внимании,

                      помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации.

                      (14) Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования

                      является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в

                      окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел).

                      Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная

                      деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие

                      дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.

                      Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи

                      и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать

                      непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой

                      педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от

                      своих успехов и успехов ребенка.

                      (15) Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он

                      дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения

                      сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления,

                      логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и

                      исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных

                      навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

                      Методическая разработка (подготовительная группа) на тему:

                      Проектная деятельность в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

                      Проектная деятельность в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

                      Современной дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию у дошкольников.

                      Современному дошкольнику необходимо уметь самому добывать знания; у него должны быть развиты исследовательские, рефлексивные навыки. Педагогу нужно сформировать умения, непосредственно сопряженные с опытом их применений в практической деятельности, т. е. компетенции.

                      Задача трудная, но разрешимая. Все вышеперечисленное может обеспечить использование в практике детских садов метода проектов.

                      Именно метод проектов позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления детьми суммы знаний на овладение ими различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов. Этому способствует личностно – ориентированный подход в воспитании и образовании. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к воспитанию и образованию, метод проектов развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

                      Ряд авторов (Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

                      Использование метода проекта в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

                      Выбор цели проекта — воспитатель помогает детям выбрать наиболее интересную и посильную для них задачу на их уровень развития.

                      Разработка проекта — составление плана деятельности по достижению цели: к кому обратится за помощью, определяются источники информации, подбираются материалы и оборудование для работы, с какими предметами научится работать для достижения цели.

                      Выполнение проекта — выполняется практическая часть проекта.

                      Подведение итогов — проводится «разбор полетов», оценка результатов и определение задач для новых проектов.

                      Исследовательские — дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.

                      Информационные — дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков) .

                      Чтобы добиться результатов в данном направлении наши воспитатели освоили новую технологию (метод проектов, что позволило изменить стиль работы с детьми, повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, вовлечь родителей в образовательный процесс, создать предметно – пространственную среду в соответствии с требованиями метода проектов).

                      Практика первых проектов доказала эффективность этого метода в развитии и воспитании детей. Дети старшей и подготовительной группы получили Дипломы победителя на муниципальном конкурсе исследовательских работ «Юный исследователь»: «Мир динозавров» (Ганиев Рафаэль), «Кока-кола- вред и польза» (Шамсетдинов Ильназ), ), «Чем полезны молочные продукты детям?» (подг. гр. №3), , «Здоровые зубы-залог здоровья» (Буляшев Шамиль), , «Шоколад –вред или польза?» (старшая группа №4), «Зачем нужен пешеходный переход?» (ст.гр. №1), Мой прадедушка –герой» (Фатихова Алия), « Как вывести цыплят?» (Салихьянов Даниил), «Мои сочные краски» (Аминева Азалия), «Как получается радуга?» (Гадиятов Айнур), «Магнит фокусник» (подг.гр. №8),

                      -создавать проблемные ситуации, которые инициируют детское любопытство, стимулируют стремление к исследованию;

                      -быть внимательным к детским вопросам, возникающим в разных ситуациях;

                      -поддерживать детскую автономию: предлагать детям самим выдвигать проектные решения;

                      -помогать детям планировать свою деятельность при выполнении своего замысла;

                      -в ходе обсуждения предложенных детьми проектных решений поддерживать их идеи, делая акцент на новизне каждого предложенного варианта;

                      Стимулируя детей к исследованию и творчеству, следует предлагать им большое количество увлекательных материалов и оборудования. Природа и ближайшее окружение — важные элементы среды исследования, содержащие множество явлений и объектов, которые можно использовать в совместной исследовательской деятельности воспитателя и детей.

                      Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

                      Предварительный просмотр:

                      В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». В переводе с греческого проект – это путь исследования.

                      В новое время этот термин связывается с понятием «проблема». Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов.

                      Основа этого метода – самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь.

                      Выполнение любого проекта предусматривает основные этапы:

                      Проекты, используемые педагогами:

                      Творческие — после воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.

                      Игровые — это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.

                      Внедрение проектного метода в нашем детском саду началось несколько лет назад.

                      Дети средней группы составляли проекты совместно с родителями: «Деревья родного края», «Птицы, зимующие в нашем крае», «Волшебница — вода». К 70 летию Победы были разработаны информационно-творческие проекты «Этих дней не смолкнет слава!»

                      С целью развития проектной деятельности педагоги должны:

                      -помогать детям сравнивать предложенные ими варианты решений, аргументировать выбор варианта.

                      Вся эта деятельность способствует развитию у детей самостоятельности, они учатся работать в группах; знания, умения и навыки, приобретенные дошкольниками во время работы над проектами, усваиваются надолго, т. е. повышается качество образования.

                      По теме: методические разработки, презентации и конспекты

                      В статье рассматривается понятие инклюзивного образования в контексте Федеральных Государственных Образовательных Стандартов дошкольного образования . Задачи ФГОС ДО в отношении детей с ограниче.

                      Презентация про проектную деятельность в ДОУ.

                      Деловая игра для педагогов.

                      «Метод проектов — это система обучения, при которой дети приобретают знания и умения в прцессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практический заданий — методов .

                      Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

                      ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ«Современное дошкольное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования:новые перспективы»Секция «Дети в музее&raquo.

                      Современной дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, самостоят.

                      Источники:

                      https://moluch.ru/th/1/archive/12/489/

                      http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/633060/

                      http://www.maam.ru/detskijsad/organizacija-proektnoi-dejatelnosti-v-dou-v-uslovijah-realizaci-fgos-doshkolnogo-obrazovanija.html

                      http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/01/21/proektnaya-deyatelnost-v-usloviyah-realizatsii-fgos-doshkolnogo