Программа по физическому развитию по фгос для дошкольников

Рабочая программа по образовательной области «Физическое развитие» для детей 6–7 лет (подготовительная группа)

Любовь Олеговна Семенова

Рабочая программа по образовательной области «Физическое развитие» для детей 6–7 лет (подготовительная группа)

-Цели и задачи основной образовательной программы___ 4

— Принципы и подходы в организации образовательного процесса___ 5

-Физические и психологические особенности детей 6-7 лет___7

Планируемые результаты освоения Программы___8

Организация образовательной деятельности___10

Содержание психолого-педагогической работы образовательной области «Физическое развитие»___12

Формы, способы, методы и средства реализации программы___15

Взаимодействие с семьей___17

Календарно – тематическое планирование по физическому развитию:

-Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни__35

III. Организационный раздел___39

Оформление предметно-пространственной среды___39

Режим дня, двигательный режим, формы и методы оздоровления детей___41

Перечень методических пособий___44

Дошкольный возраст – важнейший период формирования личности, когда закладывается прочная основа физического здоровья человека. Состояние здоровья ребёнка – это ведущий фактор, который определяет способность успешно выполнять требования, предъявляемые к нему условиями жизни и воспитания в детском учреждении и семье.

Рабочая программа разработана в соответствии с Примерной основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» /под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, основной общеобразовательной программой ДОУ в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования и в соответствии с основными нормативно- правовыми документами по дошкольному воспитанию:

— Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

— Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);

— «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);

— «Санитарно-эпидемиологические правила, нормативы и требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (далее – СанПиН 2.4.1.3049-13; начало действия документа – 30.07.2013);

– Письмо Минобрнауки России от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;

Рабочая программа по физическому развитию детей 6-7 лет спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей и запросов воспитанников родителей (законных представителей). Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса по физическому развитию детей 6-7 лет.

Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере необходимости.

Цели и задачи реализации программы.

Цель ООП: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника 6-7 лет.

1. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном развитии каждого ребенка.

2. Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельному творчеству.

3. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

4. Творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса.

5. Вариативность использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.

6. Уважительное отношение к результатам детского творчества.

7. Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

8. Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.

Цель образовательной области «Физическое развитие»:

формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие, охрана здоровья детей и формирование представлений о здоровом образе жизни

Задачи образовательной области «Физическое развитие»:

•формировать у детей начальные представления о здоровом образе жизни;

•сохранять, укреплять и охранять здоровье детей; повышать умственную и физическую работоспособность, предупреждать переутомления;

•обеспечить гармоничное физическое развитие, совершенствовать умение и навыки в основных видах движений, воспитывать красоту, грациозность, выразительность движений, формировать правильную осанку;

•формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности;

•развивать инициативу, самостоятельность и творчество в двигательной активности, способность к самоконтролю, самооценке при выполнении движений;

•развивать интерес к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности, интереса и любви к спорту;

•приобщать детей к традициям народов Кавказа посредством национальных подвижных игр.

Принципы и подходы в организации образовательного процесса

1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.

2. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики).

3. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»).

4. Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников.

5. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

6. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

7. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

8. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра).

9. Строится на принципе культуросообразности. Учитывает национальные особенности и традиции в образовании.

Физические и психологические особенности детей 6-7лет.

Здоровье детей этого возраста при оптимально благоприятном образе жизни становиться более крепким, организм легче справляется со сменами климатических условий, кратковременными и умеренными воздействиями внешней среды (лёгкие сквозняки, прохладный воздух, вода и т. д.).

В этом возрасте отмечается прямая связь между уровнем гармоничности физического развития и здоровьем, трудоспособностью и функциональным состоянием организма. У детей, имеющих отклонения в физическом развитии более высокая заболеваемость, они, как правило, более неорганизованны, внимание у них неустойчиво и непродолжительно, для них характерно двигательное беспокойство, которое часто воспринимается воспитателем за недисциплинированность.

Возрастает физическая и умственная работоспособность детского организма. Происходят изменения в органах внутренней секреции. С активизацией работы щитовидной железы связывается характерные для этого периода эмоциональная неустойчивость и быстрая смена настроения.

В этот период происходят и глубокие психические изменения. Связаны они не только с якобы функциональной перестройкой организма, но и его взрослением.

Большое место в жизни детей занимают игры с правилами (подвижные, дидактические, игры-драматизации). Стремясь докопаться до истины, получить ответы на волнующие вопросы дети часто включаются в экспериментирование и опытничество.

Развивается волевая структура-сфера. Формируются основные элементы волевого действия: ребёнок способен сам поставить цель, принять решение, наметить план, приложить усилие для преодоления трудностей.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, обозначенные в ФГОС ДО.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

— у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

— ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в выполнении упражнений;

— ребёнок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями;

— ребёнок способен договариваться, учитывать интересы и желания других; сопереживать неудачам и радоваться успехам других; адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя; разрешать конфликты, возникающие в процессе двигательной деятельности;

— ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в активной двигательной деятельности; к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в двигательной деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения;

— ребёнок обладает развитым воображением, и прежде всего в игре (вхождение в образ); элементарными представлениями из области живой природы, естествознания;

— ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам игры; установкой положительного отношения к сверстникам, другим людям и самому себе;

— ребёнок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе занятий физической культуры.

Система оценки результатов освоения Программы

в соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Инвариантная часть учебного плана подготовительной к школе группы составлена на основе программ: «От рождения до школы»/под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой М. А. Васильевой, 2014.

Вариативная часть обеспечивает реализацию дополнительных образовательных услуг

Образовательная нагрузка в подготовительной группе распределяется следующим образом (СанПиН 2.4.1.3049-13):

-продолжительность ОД – не более 30 минут;

-Максимально допустимый объем образовательной деятельности: в первой половине дня не превышает 1,5 часа и во вторую половину дня не более 30 минут.

Реализация программных задач по физическому развитию осуществляется в процессе организованной образовательной деятельности (фронтально) 2 раза в неделю. Один раз в неделю для детей 6-7 лет круглогодично организуются занятия по физическому развитию на открытом воздухе (при благоприятных погодных условиях). Занятия проводятся при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.

Закаливание детей на занятиях по физической культуре включает комплекс мероприятий: широкая аэрация помещений, правильно организованная двигательная активность детей во время ОД, правильно подобранная спортивная одежде в помещении и на открытом воздухе, соблюдение объема образовательной нагрузки.

В подготовительной группе 1 раз в месяц проводятся досуги по темам комплексно-тематического планирования работы с воспитанниками.

1 раз в квартал организуются дни здоровья.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» (6-7 лет).

Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования детей: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Согласно принципу интеграции физическое развитие осуществляется и в других областях:

Социально-коммуникативное развитие. Развивать игровой опыт совместной игры взрослого с ребенком и со сверстниками, побуждать к самостоятельному игровому творчеству в подвижных играх. Развивать умение четко и лаконично давать ответ на поставленный вопрос и выражение своих эмоций, проблемных моментах и пожеланий. Развивать коммуникативные способности при общении со сверстниками и взрослыми: умение понятно объяснить правила игры, помочь товарищу в затруднительной ситуации при выполнении задания, разрешить конфликт через общение.

Познавательное развитие. Обогащать знания о двигательных режимах, видах спорта. Развивать интерес к изучению себя и своих физических возможностей: осанка, стопа, рост, движение. Формировать представления о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах профилактики и охраны здоровья.

Речевое развитие. Обогащать активный словарь на занятиях по физкультуре (команды, построения, виды движений и упражнений); развивать звуковую и интонационную культуру речи в подвижных и малоподвижных играх.

Художественно-эстетическое развитие. Обогащать музыкальный репертуар детскими песнями и мелодиями. Развивать музыкально-ритмические способности детей, научить выполнять упражнения в соответствии с характером и темпом музыкального сопровождения

Образовательная область «Физическое развитие» включает два направления:

1) формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

2) физическая культура.

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

Расширять представления детей о рациональном питании.

Формировать представления о значении двигательной активности в жизни человека; умения использовать специальные физические упражнения для укрепления своих органов и систем.

Формировать представления об активном отдыхе.

Расширять представления о правилах и видах закаливания, о пользе закаливающих процедур.

Расширять представления о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влияние на здоровье.

Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности.

Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.

Совершенствовать технику основных движений, добиваясь естественности, легкости, точности, выразительности их выполнения.

Закреплять умение соблюдать заданный темп в ходьбе и беге.

Учить сочетать разбег с отталкиванием в прыжках на мягкое покрытие, в длину и высоту с разбега.

Добиваться активного движения кисти руки при броске.

Учить перелезать с пролета на пролет гимнастической стенки по диагонали.

Учить быстро перестраиваться на месте и во время движения, равняться в колонне, шеренге, кругу; выполнять упражнения ритмично, в указанном воспитателем темпе.

Развивать психофизические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость.

Продолжать упражнять детей в статическом и динамическом равновесии, развивать координацию движений и ориентировку в пространстве.

Закреплять навыки выполнения спортивных упражнений.

Учит самостоятельно следить за состоянием физкультурного инвентаря, спортивной формы, активно участвовать в уходе за ними.

Обеспечивать разностороннее развитие личности ребенка: воспитывать выдержку, настойчивость, решительность, смелость, организованность, инициативность, самостоятельность, творчество, фантазию.

Продолжать учить детей самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры, варианты игр, комбинировать движения.

Поддерживать интерес к физической культуре и спорту, отдельным достижениям спорта.

— защита и развитие системой образования региональных культурных традиций и особенностей;

— сохранение единого образовательного пространства России;

-физическая направленность деятельности региона;

-обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование;

-вооружение дошкольников системой знаний о регионе.

Региональным компонент строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории.

Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.

Реализация регионального компонента в образовательной области «Физическое развитие» осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями родного края:

— Традиционные для многонационального Кавказа виды спорта, спортивные игры.

— Способы закаливания с учетом особенностей Ставропольского края.

— Упражнения, подвижные игры, использование их в самостоятельной и совместной с другими деятельности.

— Традиционные для Ставропольского края продукты питания и блюда. Национальная кухня.

— Правила выбора одежды в соответствии с конкретными погодными условиями Ставропольского края.

— Особенности национальной одежды народов Кавказа.

Наличие в программе регионального компонента, а именно приобщение детей к традициям народов Кавказа посредством национальных подвижных игр, способствуют воспитанию у дошкольников толерантности к представителям других национальностей, развитию чувства гордости за свою культуру.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ (приложение).

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ (приложение).

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ» (приложение)

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

Физическое развитие очень важно для здоровья детей, потому что позволяет реализовать их врожденное стремление к движению. Становление детской идентичности, образа Я тесно связано с физическим развитием ребенка, с его ловкостью, подвижностью, активностью.

Для того чтобы стимулировать физическое развитие детей, важно:

— ежедневно предоставлять детям возможность активно двигаться;

— обучать детей правилам безопасности;

— создавать доброжелательную атмосферу эмоционального принятия, способствующую проявлениям активности всех детей (в том числе и менее активных) в двигательной сфере;

— использовать различные методы обучения, помогающие детям с разным уровнем физического развития с удовольствием бегать, лазать, прыгать.

Под предметно-развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

Среда должна стимулировать физическую активность детей, присущее им желание двигаться, познавать, побуждать к подвижным играм. В ходе подвижных игр, в том числе спонтанных, дети должны иметь возможность использовать игровое и спортивное оборудование. Игровая площадка предоставляет условия для развития крупной моторики.

Игровое пространство (как на площадке, так и в помещении) должно быть трансформируемым (меняться в зависимости от игры и предоставлять достаточно места для двигательной активности).

В раздевалке каждой группы помещён уголок физического развития, целью которого является развитие двигательной активности и физических качеств детей. Предметное наполнение уголка применяется в подвижных играх (в группе и на улице, индивидуальной двигательной деятельности, в свободной деятельности детей.

Музыкальном зал, где проводятся физкультурные занятия, расположен шкаф с физкультурными принадлежностями. Все предметы находятся на определенном месте и доступны для воспитанников. Мячи, палки, мешочки с песком, кегли, гантели, ленты имеется в достаточном количестве на каждого воспитанника.

Стандартное оборудование: скамейка, стенка, маты, мячи, палки, гантели, кегли, скакалки, обручи, конусы, тоннели, кубики.

Нестандартное оборудование: пособие для игр (маски, мягкие набивные мячики, фигуры животных, листочки, цветочки, морковки, платочки, головные уборы, мешки, дорожки и др.

После каждого занятия проводится влажная уборка. В зале поддерживается оптимальная температура и соблюдается режим проветривания.

Безопасность среды в каждой группе и зале соответствует требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

РЕЖИМ ДНЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ, ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

Цикличность процессов жизнедеятельности обуславливают необходимость выполнение режима, представляющего собой рациональный порядок дня, оптимальное взаимодействие и определённую последовательность периодов подъёма и снижения активности, бодрствования и сна.

Режим дня в детском саду организуется с учётом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности в первой и во второй половине дня.

При составлении и организации режима дня учитываются повторяющиеся компоненты: время приёма пищи; укладывание на дневной сон; общая длительность пребывания ребёнка на открытом воздухе и в помещении при выполнении физических упражнений.

Режим дня соответствует возрастным особенностям детей старшей группы и способствует их гармоничному развитию.

ПЕРЕЧЕНЬ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОБЛАСТИ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Итог: Рабочая программа образовательной области «Физическое развитие» должна обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы дошкольного учреждения с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта.

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» (подготовительная к школе группа) Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Телемост с профессором Почемучкиным».

Конспект НОД по образовательной области «Физическое развитие» в группе общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Физическое развитие» в группе общеразвивающей направленности.

НОД в образовательной области «Физическое развитие» для детей подготовительной группы «Путешествие в страну здоровья» Конспект непосредственной образовательной деятельности по физическому развитию с детьми подготовительной группы на тему: «Путешествие в.

Конспект занятия по образовательной области «Физическое развитие» для детей подготовительной группы «В страну Шурляндию» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 5 «ДУБОК» СТАНИЦЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО.

Конспект занятия по образовательной области «Физическое развитие» для детей средней группы «Путешествие на волшебный остров» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 5 «ДУБОК» СТАНИЦЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО.

Перспективное планирование в подготовительной группе по образовательной области «Физическое развитие» Неделя НОД №. Тема. Сроки проведения Задачи. 1 «До свидания лето! День знаний». НОД №1. Задачи. Упражнять детей в беге колонной по одному,.

Проект «Будь здоров!» по реализации задач образовательной области «Физическое развитие» проект подготовила: воспитатель группы компенсирующего обучения Полывяная Т. Б. Содержание 1. Анализ ситуации. 2. Актуальность. Обоснование.

Рабочая программа по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие. Моя безопасность» Рабочая программа по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»«Моя безопасность» Возраст детей: 5-7 лет Срок обучения:.

Сценарий НОД в образовательной области «Физическое развитие» для детей старшей группы «Что такое доброта?» Сценарий открытого сюжетного занятия по физкультуре «Что такое доброта?» ЦЕЛЬ: Создать условия для развития двигательной деятельности детей.

Эффективность здоровьесберегающих технологий в реализации образовательной области «Физическое развитие» Не открою Америку, если скажу, что здоровье наших детей находится не на самом высоком уровне. И мы, взрослые, применяем много разнообразных.

Сайт для воспитателей детских садов

Публикация материалов

Программа по физическому развитию детьми дошкольного возраста

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 390 Московского района

Протокол педагогического совета

№________ от ______________

Заведующий ГБДОУ № 390

__________________ Игнатова В.В.

Рабочая учебная программа

по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

по образовательной области «Физическая культура»

Воспитатель по физической культуре:

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Структура учебной программы

I. Пояснительная записка 3

II. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Физическая культура» 5

III. Особенности физического воспитания и развития детей 6

IV.Планируемые результаты 15

V. Содержание учебной программы 22

VI. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов 24

VIIСовместная работа детского сада и семьи 30

VIII.Список литературы 31

IX. Перспективный план работы

Дошкольный возраст – важнейший период формирования личности, когда закладывается прочная основа физического здоровья человека.

Состояние здоровья ребёнка – это ведущий фактор, который определяет

способность успешно выполнять требования, предъявляемые к нему

условиями жизни и воспитания в детском учреждении и семье.

Сущность общеразвивающей и коррекционно-педагогической работы в условиях дошкольного учреждения заключается в формировании гармонично

развитой личности. Существенный вклад в достижении данной цели вносит физическое воспитание детей.

Средства физвоспитания требуют учета специфики и организации мероприятий, направленных на охрану здоровья детей, повышение сопротивляемости к болезням, развитие физической закалки, движений с

учётом психических и физических возможностей каждого ребёнка.

Основанием для разработки служат следующие нормативные документы – Устав ГБДОУ детский сад № 390, общеобразовательная программа дошкольного образования. Федеральные Государственные Требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, СанПин 2.4.1.3049-13 от15 мая 2013 г. №26.

Рабочая программа разрабатывается с учетом рекомендаций авторов «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство». В данной рабочей программе представлена модель занятий, разработанная на основе данных о возрастных, индивидуальных и психофизиологических особенностях детей младшей, средней, старшей, подготовительной группы. В условиях дошкольного образования и с учетом его специфики данная модель выбрана как наиболее соответствующий требованиям системного подхода и овладения детьми новыми двигательными действиями. Структурной моделью такой системы являются тематические блоки.

1. Цель — полноценное физическое, личностное, интеллектуальное развитие ребенка дошкольника, его физических способностей,

«здорового духа» через организацию физической деятельности, отличающийся оздоровительным характером, активным проживанием ребенка данной деятельности, прочувствованные предметно — физических упражнений (действий) и сознательным применением их в различных жизненных ситуаций.

2.Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:

1. Охрана и укрепление здоровья детей

2. Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств

3. Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности

4. Воспитание потребности в здоровом образе жизни

5. Обеспечение физического и психического благополучия.

6. Консультация родителям по здравоохранению детского здоровья

Для решения задач физического воспитания детей в ДОУ используются следующие педагогические средства: физкультурные занятия, специально организованные занятия, физкультурные развлечения и спортивные праздники.

Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания: рациональный режим, питание, закаливание (в повседневной жизни; специальные меры закаливания) и движение (различные виды гимнастик, развивающие упражнения, спортивные игры, физкультурные занятия). В рабочей программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у воспитанников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Кроме, того задачи направленные на физическое развитие детей решаются индивидуально, в других видах деятельности, проводимые воспитателем в группе (динамические паузы, малоподвижные игры и др.).

Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребёнка придаётся развитию движений и физической культуре детей на физкультурных занятиях. Причём, в каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность:

1. Маленьким детям они должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приёмам элементарной страховки.

2. В среднем возрасте – развить физические качества (прежде всего выносливость и силу)

3. В старших группах – сформировать потребность в движении, развивать двигательные способности и самостоятельность и т.д.

Поэтому мы пытаемся использовать разнообразные варианты проведения физкультурных занятий:

1. Занятия по традиционной схеме.

2. Занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности.

3. Занятия-тренировки в основных видах движений.

4. Ритмическая гимнастика.

5. Занятия-соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей.

6. Занятия-зачёты, во время которых дети сдают физкультурные нормы.

7. Сюжетно-игровые занятия.

Диагностика физической подготовленности дошкольников проводится два раза в год: сентябрь — вводная, май — заключительная. Согласно учебному плану, в каждой возрастной группе проводится два физкультурных занятия еженедельно в утренние часы.

Младшей группа-15 мин;

Средняя группа – 20 минут;

Старшая группа – 25 минут;

Подготовительная группа – 30 минут.

Комплексная система физкультурно-оздоровительной работы способствует оздоровлению детей, повышению медико-педагогических условий для физического развития ребенка.

Результатом реализации учебной рабочей программы по физическому

воспитанию и развитию дошкольников следует считать:

Сформированность у детей интереса к физической культуре и совместным

физическим занятиям со сверстниками.

Ø Укрепление здоровья детей.

Ø Сформированность правильной осанки у каждого ребенка.

Ø Сформированность у детей потребности в разных видах двигательной

Ø Уменьшение числа простудных и инфекционных заболеваний.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Образовательная область «Физическая культура»

1. Содержание образовательной области «Физическая культура»

I. Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости,

выносливости и координации).

Ø Общеразвивающие упражнения. (Направление образовательного

процесса «Приобщение к физической культуре».)

Ø Упражнения в равновесии. (Направление образовательного процесса

«Приобщение к физической культуре».)

Ø Броски, ловля, метание. (Направление образовательного процесса

II. Накопление и обогащение двигательного опыта детей

Ø Овладение основными видами движений: ходьба, бег, ползание и

лазание, прыжки.(Направление образовательного процесса

Ø Совершенствование и автоматизация основных видов движений.

(Направление образовательного процесса «Приобщение к физической

Ø Выполнение имитационных движений. (Направление образовательного

процесса «Двигательно-экспрессивные способности и навыки».)

Ø Выполнение упражнений на образное перевоплощение. (Направление

образовательного процесса «Двигательно-экспрессивные способности

Ø Выполнение статических поз. (Направление образовательного процесса

Ø Имитация движений. (Направление образовательного процесса

«Двигательно-экспрессивные способности и навыки».)

III. Формирование у воспитанников потребности в двигательной

активности и физическом совершенствовании

Ø Развивающие подвижные игры. (Направление образовательного

Ø Подвижные игры с правилами и сигналами. (Направление

образовательного процесса «Приобщение к физической культуре».)

Ø Ориентировка в пространстве. (Направление образовательного

Ø Движение под музыку. (Направление образовательного процесса

Ø Танцевальные упражнения. (Направления образовательного процесса

«Двигательно-экспрессивные способности и навыки», «Приобщение к

2.Особенности физического воспитания и развития детей

Третий год жизни — важный этап в развитии ребенка. Темп физического развития замедляется, но организм в целом крепнет, движения совершенствуются. Однако опорно-двигательный аппарат развит сравнительно слабо, двигательный опыт небольшой, движения часто непреднамеренны, направления их случайны, эмоциональные проявления неустойчивы, активное торможение плохо развито. Ребенок еще не умеет самостоятельно регулировать скорость, силу и амплитуду движений. Все это необходимо учитывать при организации работы по физическому воспитанию, используя различные формы двигательной деятельности.

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

В первой младшей группе важной задачей является формирование у

  • согласовывать свои действия с движениями других: начинать и заканчивать упражнения одновременно, соблюдать предложенный темп;
  • реагировать на сигнал и действовать в соответствии с ним;
  • самостоятельно выполнять простейшие построения и перестроения, уверенно, в соответствии с указаниями выполнять физические упражнения;
  • принимать активное участие в подвижных играх;
  • направленно развивать скоростно-силовые качества
  • Развитие глазомера, ловкости, умений действовать сообща, в общем для всех темпе в процессе выполнения занимательных физических упражнений; выполнение правил в подвижных играх.

    Упражнение в прыжках с продвижением вперед.

    Приобретение навыков совместного действия в общем для всех темпе, выполнения правил в подвижных играх. Упражнение в ходьбе с перешагиванием, «змейкой», в ловле и бросании мяча, прокатывании (метание правой и левой рукой). Развитие умения действовать сообща при выполнении игровых упражнений, в играх.

    Формирование навыков разнообразных движений, развитие ориентировки в пространстве, быстроты, координации. Освоение движений не только по показу, имитации, но и по словесному указанию. Овладение умением действовать в соответствии с простыми правилами в совместной игре, организуемой педагогом. Знакомство с факторами, влияющими на здоровье ребенка, расширение представлений о самом себе (кто я и какой я ?).

    На четвертом году жизни ребёнок владеет большим объёмом двигательных навыков. Он уже способен совершать более сложные действия, соблюдая определённую последовательность. Детей характеризует большая осознанность восприятия показа движений и словесного пояснения, что положительно сказывается на качестве выполнения упражнений. Однако у детей отмечается ещё недостаточная слаженность в работе разнообразных мышечных групп (плечевого пояса, туловища, ног).

    Во второй младшей группе важной задачей является формирование у

    детей положительного отношения к занятиям физическими упражнениями.

    Их учат слушать объяснения педагога, следить за показом, выполнять движения согласованно с другими детьми после соответствующего указания

    воспитателя, находить своё место в групповых построениях. Так же детей

    начинают приобщать к подготовке занятий. Оценка деятельности преимущественно должна быть направлена на анализ их активности, умения

    действовать сообща, а также на правильность выполнения упражнений.

    Во второй младшей группе детей учат строиться – подгруппами и всей

    группой – в колонну по одному, в одну шеренгу, круг, находить своё место в

    строю. В первой половине года воспитатель оказывает детям помощь,

    используя зрительные ориентиры, а в дальнейшем малыши учатся находить

    своё место самостоятельно.

    К общеразвивающим упражнениям детей четвертого года жизни предъявляются более высокие требования с точки зрения качества выполнения (не сгибать колени при наклонах, подниматься на носки и др.).

    1. Ходьба. Вводится ходьба на носках, с высоким поднимаем коленей,

    с изменением направления, с выполнением различных заданий

    (остановиться, присесть, повернуться лицом к окну, стене,

    воспитателю). Ходьбу на носках с высоким подниманием коленей

    необходимо чередовать с обычной ходьбой.

    2. Бег. Основное внимание следует уделять формированию у детей

    умения бегать, не наталкиваясь друг на друга и придерживаясь

    3. Прыжки. Детей учат энергично отталкиваться и правильно

    приземляться во всех видах прыжков. Во второй младшей группе

    вводится обучение прыжкам с высоты (15-20 см.).

    4. Катание, бросание, метание. Во второй младшей группе детей

    продолжают обучать действиям с мячом. Формируется умение

    бросать мяч воспитателю, вверх, об пол и ловить его.

    5. Ползание, лазание. Водится лазание по лесенке-стремянке,

    гимнастической стенке. Нужно показать детям правильный хват за

    перекладину и научить их правильно ставить ноги на неё. Обучая

    детей ползанию между предметами, подползанию, воспитатель сам

    показывает способ выполнения.

    6. Упражнения в равновесии. Обучение ходьбе и бегу на ограниченной

    площади (между двух линий, по дорожке, бревну, скамейке), в прямом направлении и змейкой. Упражнения в равновесии следует разнообразить используя игровую форму.

    7. Подвижная игра. Проводится в основной части занятия, содержит движения, уже освоенные детьми. Одна и та же игра может повторяться на разных занятиях. Воспитатель может вносить в неё некоторые изменения, дополнения. Следует приучать детей действовать совместно, в соответствии с сигналом, исполнять роль ведущего, соблюдать правила.

    В процессе выполнения спортивных упражнений воспитатель приучает детей соблюдать правила безопасности, проявлять взаимопомощь.

    Продолжительность утренней гимнастики во второй младшей группе

    составляет 5-6 минут. В комплекс должны входить пять-шесть общеразвивающих упражнений (как с предметами, так и без них), строевые

    упражнения, ходьба, бег, прыжки. Педагог выполняет упражнения вместе с

    детьми по два-три раза, после чего только напоминает последовательность

    движений, осуществляет общий контроль.

    Ребёнку трёх лет свойственна склонность к подражанию сверстникам, вместе с тем дети этого возраста более самостоятельны в выполнении упражнений. Педагог должен стимулировать детей к использованию имеющегося физкультурного инвентаря, оборудования личным примером, поощрением.

    На пятом году жизни движения ребёнка становятся более уверенными и

    координированными. Внимание приобретает всё более устойчивый характер,

    совершенствуется зрительное, слуховое и осязательное восприятие, развивается целенаправленное запоминание. Дети уже способны различать разные виды движений, выделять их элементы. У них появляется интерес к результатам движения, потребность выполнять его в соответствии с образцом. Всё это позволяет педагогу приступить к обучению технике выполнения основных движений, отработке их качества.

    В средней группе проводятся два физкультурных занятия в неделю. Продолжительность каждой части увеличивается по сравнению с предыдущим годом за счёт усложнения упражнений, отработки техники движений и увеличения времени выполнения. Детей следует привлекать к подготовке и раздаче инвентаря и его уборке после

    Проговаривая последовательность движений по ходу их выполнения,

    воспитатель тем самым помогает детям лучше осознать задание. Поощрение,

    поддержка помогают детям преодолевать трудности, развивают уверенность

    в своих силах. При обучении основным видам движений применяются игровые приёмы.

    В средней группе дошкольников учат строиться по росту, перестраиваться в колонну по двое, трое, четверо. Приёмы обучения различны. При перестроении в колонну по двое можно использовать ориентиры, а при перестроении в три колонны воспитатель может назвать детей – новых направляющих, которые пойдут к ориентирам. В занятие следует включать шесть – семь общеразвивающих упражнений, которые выполняются из разных исходных положений и повторяются четыре – шесть раз.

    1. Ходьба. В средней группе ставится задача закрепить у ребёнка умение ходить, координирую движения рук и ног. Для этого в вводной части занятия следует использовать ходьбу с ускорением и замедлением, а так же чередовать ходьбу с бегом.

    2. Бег. Упражняя детей в беге, основное внимание воспитатель уделяет развитию ритмичности, обучению активному выносу и подниманию бедра, энергичному отталкиванию носком.

    3. Прыжки. Наряду с закреплением умения занимать исходное положение, энергично отталкиваться двумя ногами, правильно приземляться нужно учить детей сочетать отталкивание со взмахом рук. На пятом году жизни дети начинают осваивать прыжки на одной ноге, при этом руки они держат произвольно. Постепенно детей переводят к прыжкам через скакалку, когда она коснётся пола.

    4. Бросание, ловля, метание. При выполнении упражнений в катании и

    прокатывании мяча и обруча детей следует учить мягко касаться этих предметов пальцами, точно направлять их движение. Обучая детей приёмам ловли мяча кистями рук, способам бросания его и отбивания о землю (пол), педагог должен показать и объяснить, как это делается.

    5. Ползание, лазанье. В средней группе детей необходимо обучать подлезать под предметы по гимнастической скамейке на животе, с подтягиванием с помощью рук, с опорой на стопы и ладони, перелезать с одного пролёта гимнастической стенке на другой (вправо, влево). К показу этих движений педагог привлекает кого-нибудь из детей, заранее подготовленных, а сам дает пояснения.

    6. Упражнения в равновесии. В средней группе дети продолжают развивать навыки сохранения равновесия в ходьбе и беге. Упражнения усложняются за счёт дополнительных заданий, нового способа выполнения. Упражнения проводятся в медленном с среднем темпе.

    7. Подвижная игра. На каждом физкультурном занятии организуются одна – две подвижные игры. Проводя их повторно, педагог может менять правила и условия, усложнять движения. В течение года следует всех детей научить исполнять роль ведущего другие ответственные роли и выбирать ведущих, используя считалки, короткие и понятные ребёнку.

    Обучение спортивным упражнениям проводится на каждом втором физкультурном занятии.

    Утренняя гимнастика проводятся в среднем и быстром темпе, без длительных пояснений и пауз. В комплекс необходимо включать шесть–семь общеразвивающих упражнений, которые выполняются по четыре –шесть раз из разных исходных положений. Следует предусматривать упражнения, способствующие формированию правильной осанки, укреплению мышц стопы. Дозировка и темп устанавливаются с учётом сложности упражнений, а также физической подготовленности детей.

    Для ребёнка пятого года жизни характерен сравнительно устойчивый интерес к движениям, поэтому необходимо всячески поощрять игры с мячами, обручами, игрушками-двигателями, побуждать к самостоятельному использованию физкультурного оборудования, инвентаря, атрибутов для подвижных игр. Выполнение педагогом упражнений вместе с детьми, участие в играх повышают интерес к двигательной деятельности.

    На шестом году жизни ребёнок успешно овладевает основными видами движений, которые становятся более осознанными, что позволяет повысить

    требования к их качеству, больше внимания уделять развитию физических и

    морально-волевых качеств (быстрота, ловкость, выносливость, выдержка, настойчивость, организованность, дисциплинированность), дружеских взаимоотношений (умение приходить на помощь товарищу, сопереживать

    его успехам и неудачам, быть заботливыми и внимательными друг к другу).

    В старшей группе проводятся три физкультурных занятия в неделю

    продолжительностью минут. Одно из них организуется на прогулке. На

    занятиях дети овладевают новыми способами выполнения знакомых им

    движений, осваивают новые движения: ходьбу перекатом с пятки на носок,

    прыжки в длину и в высоту с разбега, с приземлением на мягкое препятствие,

    через длинную скакалку, бросание и ловлю мяча одной рукой из разных

    исходных положений и построений, ведение мяча, бег с преодолением препятствий, наперегонки, лазанье по гимнастической стенке с изменением

    темпа, упражнения с набивными мячами, учатся спортивным играм и спортивным упражнениям. Приемами обучения служат показ и объяснение.

    Существенную роль в обучении играет оценка качества выполнения движений с учётом индивидуальных возможностей и особенностей каждого ребёнка. В содержание физкультурных занятий необходимо включать упражнения на формирование правильной осанки и предупреждения плоскостопия. При обучении строевым упражнениям особое внимание следует обращать на совершенствование умения быстро ориентироваться в пространстве и действовать в соответствии с командой: строиться в колонну по одному, в шеренгу по росту, в круг и несколько кругов; перестраиваться в колонну по двое, трое, четверо; делать повороты направо, налево, кругом на месте и в движении, равняться и размыкаться. Воспитатель уделяет внимание качеству выполнения строевых упражнений, используя словесные приёмы обучения. В старшей группе на каждом занятии дети выполняют шесть – восемь общеразвивающих упражнений из разных положений. Следует использовать

    упражнения, требующие силовых усилий.

    С детьми шестого года жизни чаще проводятся упражнения с палками,

    обручами, мячами, шнуром. На занятии педагог, давая чёткие объяснения,

    должен пользоваться интонацией, подчёркивающей темп выполнения упражнения.

    1. Ходьба. Детей необходимо приучать выполнять все виды ходьбы

    чётко, ритмично, с правильной осанкой и координацией.

    2. Бег. В программе предусматриваются разные виды бега, отличающиеся техникой выполнения. Интерес к бегу поддерживают с помощью игровых приёмов, дополнительных заданий. Важно обеспечить постепенное увеличение нагрузки на организм в процессе бега, правильную его дозировку.

    3. Прыжки. В старшей группе более разнообразными становятся

    упражнения в прыжках. Ребёнок шестого года жизни должен выполнять прыжки на двух ногах ритмично, с разнообразными движениями рук. Дозировку прыжков следует постепенно увеличивать. Вводится обучение прыжкам в длину с разбега.

    4. Бросание, ловля мяча, метание. В старшей группе эти движения усложняются. Обучая детей приёмам катания мяча, воспитатель формирует умение дифференцировать свои усилия в зависимости от заданного расстояния; при этом он использует ориентиры. На занятиях у детей закрепляют умение ловить мяч. Усложняются и упражнения на отбивание мяча об пол. Детей упражняют так же в метании на дальность.

    5. Ползание, лазанье. В старшей группе ползание и лазанье усложняются. Вводятся ползание на четвереньках с толканием мяча головой, под дугами, змейкой, с преодолением препятствий, в сочетании с другими видами движений. Детей необходимо учит пролезанию в обруч разными способами, лазанью по гимнастической стенке, разными способами.

    6. Упражнения в равновесии. В старшей группе возрастает роль статических упражнений (сохранение равновесия в положении стоя на гимнастической скамейки на носках, на одной ноге, в заданной позе). При выполнении упражнений в статическом равновесии ребёнка учат фиксировать упражнения тела.

    7. Подвижная игра. На физкультурных занятиях проводятся подвижные игры, ответственные роли в которых исполняют сами дети. Задача педагога – следить за качеством выполнения движений, за тем, чтобы все дети соблюдали правила игры. В ходе игр необходимо формировать физические и нравственно-волевые

    В комплекс утренней гимнастики входят шесть-восемь общеразвивающих упражнений, которые выполняются их разных исходных положений и повторяются пять – восемь раз в зависимости от степени сложности. В утреннюю гимнастику обязательно следует включать упражнения на формирование осанки, укрепление стопы, танцевальные движения.

    Необходимо побуждать детей в самостоятельной деятельности использовать физкультурный инвентарь и другое оборудование, организовывать подвижные игры с элементами соревнований, спортивные игры и спортивные упражнения. Воспитатель должен регулировать чередование различных видов деятельности, направлять интересы детей.

    На седьмом году жизни движения ребёнка становятся более координированными и точными. В коллективной деятельности формируются

    навыки самоорганизации, взаимоконтроля, увеличивается проявление волевых усилий при выполнении заданий. Ребёнок выполняет их уже целенаправленно, и для него важен результат.

    Всю работу по физическому воспитанию в этой группе необходимо организовывать так, чтобы сформировать у детей потребность заниматься физическими упражнениями, развивать самостоятельность.

    В подготовительной группе ведущей формой организованной двигательной деятельности является физкультурное занятие. В процессе обучения используются объяснение, показ новых сложных упражнений и отдельных элементов. В целях повышения двигательной активности необходимо использовать

    разные способы организации. В вводную часть занятия включаются задания

    на внимание, строевые и общеразвивающее упражнения.

    На седьмом году жизни дети должны уметь самостоятельно и быстро

    строиться в колонну по одному, в шеренгу, круг; перестраиваться в колонну

    по двое, трое, четверо, в две шеренги, в несколько кругов; делать повороты

    направо, налево, кругом; равняться; производить размыкание и смыкание;

    производить расчёт на первый – второй.

    Воспитатель должен использовать приёмы, развивающие осмысленное выполнение упражнений.

    На одном занятии дети выполняют восемь – десять общеразвивающих упражнений из разных исходных положений, повторяя их шесть – восемь раз

    преимущественно в среднем и быстром темпе, в зависимости от степени их

    новизны и трудности.

    В целях поддержания у детей интереса к общеразвивающим упражнениям следует изменять исходные положения, темп и амплитуду движений. Большое значение имеет так же оценка качества выполнения упражнений.

    1. Ходьба. Дети совершенствуют технику ходьбы с разным

    2. Бег. Происходит отработка легкости, ритмичности, закрепление умения непринужденно держать руки, голову, туловище. Со второй половины года вводится бег с сильным сгибанием ног в коленях и выбрасыванием прямых ног вперёд.

    3. Прыжки. В этой группе дети должны прыгать на двух ногах вверх легко, мягко приземляясь, выполняя дополнительные задания, с зажатым между ног набивным мячом, вверх из глубокого приседа.

    При обучении прыжкам в длину отрабатываются разбег с ускорением, энергичное отталкивание маховой ногой с резким взмахом рук, правильное приземление с сохранением равновесия. Следует также отрабатывать технику разбега с ускорением на последних шагах перед отталкиванием в прыжках с разбега в высоту.

    4. Бросание, метание, ловля. В подготовительной к школе группе необходимо использовать резиновые, теннисные, волейбольные, набивные мячи разных размеров. На седьмом году жизни у ребёнка продолжают формировать умение бросать и ловить мяч из разных положений, выполнять бросок набивных мячей разными способами.

    5. Ползание, лазанье. Эти упражнения целесообразно проводить в сочетании с другими видами движений. В течении года следует варьировать условия, менять высоту пособий и способы выполнения упражнений. Воспитатель должен обеспечить умеренную страховку.

    6. Упражнения в равновесии. Формированию чувства равновесия способствуют приседания, прыжки на одной ноге, резкое изменение направления бега. В процессе упражнений на равновесие детей учат сохранять правильное положение туловища, головы, действовать уверенно; при этом воспитатель использует показ, практическую помощь детям, зрительные ориентиры, упражнения с переносом предметов.

    7. Подвижная игра. На каждом физкультурном занятии проводится игра, при этом особое внимание уделяется воспитанию выдержки, настойчивости, формированию умения проявлять волевые и физические усилия. Следует организовывать подвижные игры в которых от результата каждого зависит общий результат команды. Одну и ту же игру целесообразно проводить не менее чем на двух занятиях.

    В подготовительной к школе группе значительное место на физкультурных занятиях отводится спортивным упражнениям. Воспитатель должен хорошо знать методику обучения этим упражнениям и своевременно регулировать нагрузку.

    Упражнения для утренней гимнастики в данной группе наиболее интенсивны. Дозировка и темп задаются воспитателем с учётом сложности упражнения. У детей важно выработать положительное отношение к утренней гимнастике и потребность в ежедневном её выполнении.

    Воспитателю следует чередовать разные виды деятельности в течение дня, предоставляя детям возможность выбирать занятия по душе.

    Система физкультурно-оздоровительной работы

    Модель двигательного режима воспитанников

    Модель двигательного режима детей дошкольного возраста

    Ежедневно, характер и продолжительность зависят от индивидуальных данных и потребностей детей.

    2 раза в неделю, 10-30 минут.

    Двигательная разминка в сочетании с воздушными процедурами после дневного сна;

    Подвижные игры и физические упражнения на открытом воздухе.

    Ежедневно, до завтрака, 5-6 минут

    ежедневно, по мере пробуждения и подъема детей, 5-6 минут

    ежедневно, не менее 2 раз в день, 10-15 минут

    1 раз в месяц, 15-20 минут

    Конечным результатом освоения Образовательной программы является сформированность интегративных качеств ребенка (физических, интеллектуальных, личностных):

    К трехлетнему возрасту при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.

    Интегративное качество «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»

    Антропометрические показатели (рост, вес) в норме. Владеет соответствующими возрасту основными движениями. Проявляет желание играть в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями. Самостоятельно или при небольшой помощи взрослого выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, владеет доступными возрасту навыками самообслуживания. Имеет первичные представления о себе как о человеке, знает названия основных частей тела, их функции.

    Образовательная область «Здоровье»

  • Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности.
  • Проявляет навыки опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых).
  • При небольшой помощи взрослого пользуется индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).
  • Умеет самостоятельно есть.
  • Умеет ходить и бегать, не наталкиваясь на других детей.
  • Может прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед и т. д.
  • Умеет брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч.
  • Умеет ползать, подлезать под натянутую веревку, перелезать через бревно, лежащее на полу.
  • К четырехлетнему возрасту при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.

    Интегративное качество «Физически развитый,овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»

    Владеет соответствующими возрасту основными движениями.

    Сформирована потребность в двигательной активности: проявляет положительные эмоции при физической активности, в самостоятельной двигательной деятельности.

    Проявляет интерес к участию в совместных играх и физических упражнениях.

    Пользуется физкультурным оборудованием вне занятий (в свободное гремя). Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры. Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания.

    Имеет элементарные представления о ценности здоровья, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни.

  • Приучен к опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых).
  • Владеет простейшими навыками поведения во время еды, умывания.
  • Образовательная область «Физическая культура».

    • Умеет ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное воспитателем направление.
    • Умеет бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указаниями воспитателя.
    • Сохраняет равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, при перешагивании через предметы.
    • Может ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке произвольным способом.
    • Энергично отталкивается в прыжках на двух ногах, прыгает в длину с места не менее чем на 40 см.
    • Может катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м, бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы; ударять мячом об пол, бросать его вверх 2-3 раза подряд и ловить; метать предметы правой и левой рукой на расстояние не менее 5 м.
    • К пятилетнему возрасту при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.

      Антропометрические показатели (рост, вес) в норме.

      Владеет в соответствии с возрастом основными движениями. Проявляет интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях.

      Пользуется физкультурным оборудованием вне занятий (в свободное время). Самостоятельно выполняет доступные гигиенические процедуры. Соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания. Знаком с понятиями «здоровье» и «болезнь». Имеет элементарные представления о некоторых составляющих здорового образа жизни: правильном питании, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены. Знает о пользе утренней зарядки, физических упражнений.

      Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками»

      У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

    • Соблюдает элементарные правила гигиены (по мере необходимости -моет руки с мылом, пользуется расческой, носовым платком, прикрывает рот при кашле).
    • Обращается за помощью к взрослым при заболевании, травме.
    • Соблюдает элементарные правила приема пищи (правильно пользуется левыми приборами, салфеткой, полощет рот после еды).
    • Образовательная область «Физическая культура»

    • Принимает правильное исходное положение при метании; может метать предметы разными способами правой и левой рукой; отбивает мяч о землю (пол) не менее 5 раз подряд.
    • Может ловить мяч кистями рук с расстояния до 1,5 м.
    • Умеет строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу. Ориентируется в пространстве, находит левую и правую стороны.
    • Выполняет упражнения, демонстрируя выразительность, грациозность, пластичность движений.
    • К шести годам при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.

      Интегративное качество «Физически развитый,

      овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»

      Антропометрические показатели (рост, вес) в норме. Владеет в соответствии с возрастом основными движениями. Проявляет интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях. Проявляет желание участвовать в играх с элементами соревнования, в играх-эстафетах. Пользуется физкультурным оборудованием вне занятий (в свободное время). Умеет самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры. Соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания. Имеет элементарные представления о ценности здоровья, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни. Знает о пользе утренней зарядки, физических упражнений.

      Имеет элементарные представления о здоровом образе жизни, о зависимости здоровья от правильного питания. Начинает проявлять умение заботиться о своем здоровье.

    • Умеет быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу.
    • Имеет навыки опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых).
    • Сформированы элементарные навыки личной гигиены (самостоятельно чистит зубы, моет руки перед едой; при кашле и чихании закрывает рот и нос платком).
    • Владеет простейшими навыками поведения во время еды, пользуется вилкой, ножом. Имеет начальные представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон) и факторах, разрушающих здоровье.
    • Знает о значении для здоровья человека ежедневной утренней гимнастики, закаливания организма, соблюдения режима дня.
    • Умеет ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп.
    • Умеет лазать по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа.
    • Может прыгать на мягкое покрытие (высота 20 см), прыгать в обозначенное место с высоты 30 см, прыгать в длину с места (не менее 80 см), с разбега (не менее 100 см), в высоту с разбега (не менее 40 см), прыгать через короткую и длинную скакалку.
    • Умеет метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-9 м, в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3-4 м, сочетать замах с броском, бросать мяч вверх, о землю и ловить его одной рукой, отбивать мяч на месте не менее 10 раз, в ходьбе (расстояние 6 м). Владеет школой мяча. Выполняет упражнения на статическое и динамическое равновесие. Умеет перестраиваться в колонну по трое, четверо; равняться, размыкаться в колонне, шеренге; выполнять повороты направо, налево, кругом.
    • К семи годам при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.

      Сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности.

      Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

    • Усвоил основные культурно-гигиенические навыки (быстро и правильно умывается, насухо вытирается, пользуясь только индивидуальным полотенцем, чистит зубы, полощет рот после еды, правильно пользуется носовым платком и расческой, следит за своим внешним видом, быстро раздевается и одевается, вешает одежду в определенном порядке, следит за чистотой одежды и обуви).
    • Имеет сформированные представления о здоровом образе жизни (об особенностях строения и функциями организма человека, о важности соблюдения режима дня, о рациональном питании, о значении двигательной активности в жизни человека, о пользе и видах закаливающих процедур, о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье).
  • Выполняет правильно все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье).
  • Может прыгать на мягкое покрытие с высоты до 40 см; мягко приземляться, прыгать в длину с места на расстояние не менее 100 см, с разбега — 180 см; в высоту с разбега—не менее 50 см; прыгать через короткую и длинную скакалку разными способами.
  • Может перебрасывать набивные мячи (вес 1 кг), бросать предметы в цель из разных исходных положений, попадать в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния А-5 м, метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-12 м, метать предметы в движущуюся цель.
  • Умеет перестраиваться в 3-4 колонны, в 2-3 круга на ходу, в две шеренги после расчета на «первый-второй», соблюдать интервалы во время передвижения.
  • Выполняет физические упражнения из разных исходных положений четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции. Следит за правильной осанкой.
  • Содержание учебной программы:

    Источники:

    http://www.maam.ru/detskijsad/rabochaja-programa-po-obrazovatelnoi-oblasti-fizicheskoe-razvitie-dlja-detei-6-7-let-podgotovitelnaja-grupa.html

    https://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/programma-po-fizicheskomu-razvitiyu-detmi-doshkolnogo-vozrasta.html