Программа по развитию речи для детей 5 лет

Программа по развитию речи для детей 4–5 лет с ОНР.

Программа по развитию речи для детей 4–5 лет с ОНР.

Программа по развитию речи для детей 4-5 лет с ОНР.

Всё больше становится детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Поэтому, очень важно готовить ребёнка к такому важному событию в его жизни, как поступление в 1-ый класс. Очень важно, чтобы дети к 7 годам владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков, определённых программой дошкольных учреждений общего типа.

Не всем детям предоставляется возможность обучаться в логопедических группах. Некоторые дети не могут посещать дошкольные учреждения по состоянию здоровья или по каким-то другим причинам.

Данная программа разработана и направлена на работу с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР).

Теоретической основой программы являются программы разработанные авторами Арбековой Н. Е., Ушаковой О. С., Струниной Е. М., а также система коррекционной работы предложенная Ефименковой Л. Н.

Программа представляет собой разработку коррекционных мер направленных на ликвидацию первичного дефекта на уровне устной формы речи.

Особое внимание уделяется развитию высших психических функций обучающихся, развитию внимания, памяти, логического мышления. Данная программа поможет развить у дошкольников способность к овладению умениями и навыками учебной деятельности и сформировать коммуникативную готовность к обучению. Которая является необходимым условием всякого организованного обучения и важной предпосылкой для перехода к полноценной учебной деятельности.

Цель программы – формирование средств языка (связной речи, произношения и различения звуков, расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами у детей дошкольного возраста с различными речевыми отклонениями. Развитие коммуникативных навыков.

развитие правильного произношения;

развитие фонематического слуха;

— предупреждение нарушений устной и письменной речи.

Программа разработана для детей дошкольного возраста 4-5 лет, имеющих общее недоразвитие речи.

Срок реализации программы: программа рассчитана на 18 недель Работа проводиться может проводиться в образовательных и разнопрофильных учреждениях.

Форма проведения: групповые коррекционно-развивающие занятия с детьми и индивидуальные консультации с их родителями. Наполняемость группы –10-12 человек.

Режим занятий: 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 30 минут.

Ожидаемые результаты: Расширение словаря, улучшение связной речи детей, вырабатывание навыков словоизменения и словообразования, правильное использование предлогов в речи, формирование навыка рассказа и пересказа в процессе специально организованного коррекционного обучения у дошкольников.

Учебно — тематический план

коррекционно — развивающих занятий по развитию речи

общей темы Содержание

1 Зима. Приметы зимы. Природа зимой.

-Активизировать словарь детей по теме «Зима»;

-Учить детей составлять рассказ «Зима пришла» по сюжетной картине;

Развивать произвольное внимание, логическое мышление детей.

2 Зимние забавы.

-Расширять словарный запас детей по темам: «Зима», «Зимние забавы»;

-учить детей правильно отвечать на вопросы логопеда;

-учить правильно употреблять предлоги в речи;

3 Домашние животные и их детёныши. Жилища животных. Где зимуют. Чем питаются.

-уточнять, расширять и активизировать предметный словарь и словарь признаков по теме «Домашние животные»

-учить детей правильно составлять и распространять простые предложения о домашних животных и их детёнышах;

-Учить детей образовывать притяжательные прилагательные;

4 Дикие животные и их детёныши. Жилища животных. Где зимуют. Чем питаются.

-упражнять детей в образовании и согласовании относительных прилагательных;

Развивать произвольное внимание, зрительную и слуховую память у детей;

5 Человек. Семья. -уточнять, расширять и активизировать предметный словарь, глагольный словарь и словарь признаков по теме;

-формировать у детей понимание родственных и гендерных отношений в семье (бабушка, дедушка, папа, мама, дети, братья, сёстры; мальчики- девочки, мужчины- женщины);

-учить детей определять возраст каждого члена семьи;

-учить детей подбирать слова-антонимы на слух;

-учить детей правильно образовывать имена существительные с уменьшительно- ласкательным значением в форме ед. числа.

6 Человек. Строение тела человека. Лицо. -уточнять, расширять и активизировать предметный словарь, глагольный словарь и словарь признаков по теме;

— учить детей пониманию значений многозначных слов;

Знакомство со временем: Времена года. Время суток.

-расширять,уточнять и активизировать предметный и глагольный словарь по теме;

8 Весна. Приметы весны. Природа весной. -уточнять, расширять и активизировать предметный словарь и словарь признаков по теме

-Учить детей составлять рассказ «Весна пришла» по сюжетной картине;

развивать у детей правильную артикуляцию;

9 Идём в гости. Обобщающие понятия: мебель. -Активизировать и расширять словарь по теме;

Развивать произвольное внимание, логическое мышление детей; —развивать слуховое внимание детей;

10 Идём в гости. Обобщающие понятия: посуда, продукты питания. -Активизировать и расширять словарь по теме;

-учить детей правильно отвечать на вопросы по тексту;

-учить детей составлять пересказ по тексту и серии сюжетных картин;

Развивать произвольное внимание, логическое мышление детей;

развивать слуховое внимание детей;

11 Мой город. Дом и его части.

-Активизировать словарь детей по теме «Город», «Мой дом»;

-учить детей составлять простые предложения по сюжетной картине и объединять их в рассказ по теме;

12 Транспорт. Виды транспорта.

-Активизировать словарь детей по теме «Транспорт»;

-учить составлять рассказы-описания транспортных средств по предметным картинкам и опорному плану;

развивать логическое мышление, фантазию, произвольное внимание детей;

13 Профессии. -уточнять, расширять и активизировать предметный, глагольный словарь и словарь признаков по теме «Профессии»;

-учить составлять рассказ о профессиях родителей детей;

-учить составлять рассказ по опорной сюжетной картинке (профессии);

-учить правильно использовать в речи предлоги «на, в» со значением местонахождения;

14 Лес. Деревья, цветы и их строение -уточнять, расширять и активизировать предметный словарь и словарь признаков по теме «Лес. Деревья, цветы и их строение»;

-учить составлять рассказы-описания деревьев и цветов по предметным картинкам и опорному плану;

15 На птичьем дворе. -Активизировать и расширять словарь по теме «Птицы»;

-учить детей правильно составлять и распространять простые предложения о птицах и их детёнышах;

—учить составлять рассказ-сравнение о птицах по предметным картинкам и опорному плану;

Методические рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи. Методицеские рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи (буклет). Цель: помочь родителям ребенка с общим недоразвитием речи.

Сайт для воспитателей детских садов

Рабочая программа по развитию речи во 2-ой младшей группе

Рабочая учебная программа предмета «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» разработана на основе действующей программы для детей 3-4 лет авторы Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеева, Р. Кислова «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте». Программа составлена в соответствии с ФГТ и является составной частью комплексной программы «Образовательная система Школа 2100» (Детский сад 2100).

Актуальность программы заключается в том, что она обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и начальной школой. Программа строится с учетом возрастных и психологических особенностей дошкольников, учитывает тенденции модернизации российского образования. Одним из важнейших средств познания окружающего мира для детей 3-4 лет является возможность понимать речь и говорить. У ребенка возникает потребность спрашивать взрослого о заинтересовавших его предметах и явлениях окружающего мира, что служит основой для развития диалогической речи. Вместе с тем в речевых возможностях детей данного возраста наблюдаются большие индивидуальные различия. Таким образом, при систематической работе по развитию речи у детей активизируются познавательные процессы, расширяется активный и пассивный словарь, формируется культура речевого общения. Развитие памяти, восприятия, мышления, внимания позволяет развивать у детей интеллектуальные и творческие возможности.

Основной целью данной программы является развитие у детей 3-4 лет познавательной речевой активности.

Данная цель определяет задачи курса:

1) Расширение и уточнение словаря;

2) Совершенствования грамматического строя речи;

3) Развитие связной монологической речи;

4) Привлечение внимания детей к собственной речи;

5) Знакомство со звуками, введение элементов звукового анализа;

6) Развитие речевого аппарата.

1) Расширение и уточнение словаря:

— введение в активный словарь новых слов и понятий;

— реализация обиходного словаря через создание игровых ситуаций;

— развитие внимания к развитию слова, установление связей между звуковой и смысловой сторонами слова.

2) Развитие грамматического строя речи:

— формирование навыка согласования слов в словосочетании;

— формирование навыка образования имен существительных суффиксальным способом (« Назови ласково»), форма числа имен существительных («Скажи со словом много»);

— развитие умения употреблять предлоги в речи;

— развитие умения конструировать предложения.

3) Работа над звуковой культурой речи:

— развитие артикуляционного аппарата;

— знакомство со звуками русского языка;

— развитие умения узнавать звуки в звуковом ряду, в слове; слышать повторяющиеся согласные звуки.

4) Развитие связной речи:

— рассказывание о предмете;

— рассказывание о себе по вопросам педагога;

— рассказывание по сюжетным картинкам, по серии картинок совместно с воспитателем и другими детьми

Данная рабочая программа предполагает решение новых образовательных задач путем использования современных образовательных технологий. Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно- исследовательской, продуктивной, музыки, художественного чтения, физической культуры, безопасности.

В основе организации обучения лежит проблемно-диалогическая технология. Новые знания открываются с помощью педагога путем анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения. Для каждого ПННОД предлагается набор заданий разного уровня сложности. При этом используется один из принципов Образовательной системы «Школа 2100» — принцип минимакса.

Принцип минимакса позволяет учитывать индивидуальные возможности детей.

ПННОД проводятся с учетом деятельного подхода, это позволяет повысить познавательную активность детей.

Программа позволяет снизить объем интеллектуальной, эмоциональной и нервной нагрузки на детей, т.к. большинство занятий носит интегрированный характер.

Программа учитывает здоровьесберегающие технологии, что позволяет сохранять здоровье детей.

Возрастные особенности детей 3-4 лет определили игровой характер содержания и его вариативность

Для правильного произношение звуков проводится артикуляционная гимнастика, она представляет собой комплекс упражнений, которые готовят речевой аппарат ребенка к правильному произношению. Артикуляционная гимнастика сочетается с дыхательными упражнениями и мимическим массажем.

Происходит знакомство детей со звуковой культурой родного языка. Дети приобретают представление о звуках, способе и месте их образования, начинают узнавать эти звуки в звуковом ряду, в отдельных словах.

Развитие речи в младшем дошкольном возрасте напрямую зависит от развития мелкой моторики руки ребенка, для чего в ПННОД используются специальные упражнения и пальчиковые игры. Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне эмоционального переживания, контакта. Они способствуют также и развитию речи детей.

Наряду с развитием мелкой моторики уделяется внимание развитию тактильной чувствительности, что помогает детям приобретать способность сравнивать предметы по качеству. Словесное обозначение качества предметов расширяет активный и пассивный словарь ребенка.

Дети принимают участие в составлении рассказа по сюжетным картинкам, раскрашивают их и дорисовывают отдельные фрагменты.

Для повышения качества усвоения материала на занятиях используются мягкие игрушки – Ежик и Лисенок

Содержание каждого ПННОД имеет следующую структуру:

1) Лексическая работа

2) Звуковая работа

3) Работа с рисунком, с раздаточным материалом

4) Артикуляционная разминка

5) Пальчиковые игры

ПННОД по развитию речи проводятся один раз в неделю, продолжительность 15 мин. На изучение курса отводится 32 периода (1 раз в неделю), в том числе и в нерегламентированной деятельности (прогулки с целью наблюдения, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры), используется интегрирование других областей как на занятиях, так и в индивидуальной работе. Планирование интеграционной части ПНОДсоответствует темам календаря праздников. Задания на развитие речи детей выборочно включаются в содержание других ПНОД.

Работа с детьми данного возраста строится на основе свойственного им наглядно-действенного типа мышления и ориентирована на формирование нового типа мышления- наглядно-образного. При этом на в ПНОД используются как фронтальный метод, так и работа в группах, и индивидуально.

В связи с тем, что в программе по развитию речи недостаточно определены часы на составление рассказов по картинам и использование пальчиковых игр, вынести работу по составлению рассказов по сюжетным картинкам в виде интеграции, как часть других занятий и в нерегламентированной деятельности.

Диагностические исследования проводятся в конце года.

Основные предметные знания, умения, навыки дошкольников к концу первого года занятий.

Дети должны уметь:

Сформированность грамматического строя речи:

1.Согласовывать слова в словосочетаниях

2. Употреблять в речи предлоги: в, на, за, под, около.

3. Узнавать и правильно произносить гласные и согласные звуки.

4. Образовывать существительные во множественном числе.

1 Реализовывать новые слова и понятия в речи

2. пользоваться словарем обобщений.

3. использовать в речи словарь признаков (по цвету, по размеру и т.д.)

4.Отвечать на вопросы взрослого.

5. рассказывать по картине совместно с воспитателем.

Способы проверки знаний, умений, навыков по развитию речи и подготовке к обучению грамоте для детей 3-4 лет.

Два последних ПННОД посвящены определению уровня знаний, умений и навыков. Данные периоды проходит в виде индивидуальной работы по следующим заданиям:

Изучение сформированности грамматического строя речи.

1. Изменение слов по числам и падежам.

Педагог предлагает рассмотреть иллюстрации, а затем рассказать о том, что на них изображено (используются уточняющие вопросы).

— Что у девочки в руках? (кукла)

— С чем играет девочка? (с куклой)

— Какую игрушку отдает одна девочка другой? (куклу)

— С чем играют девочки? (с куклами)

2. Употребление в речи существительных с предлогами: в, на, за, под, около.

Педагог с помощью игрового оборудования создает ситуации для использования детьми в речи предлогов.

— Матрешка стоит на полянке.

— Матрешка спряталась за домиком.

— Матрешка зашла в дом.

— Матрешка спряталась под деревом.

— Матрешка стоит около дома.

3. Употребление слов, обозначающих животных и их детенышей в единственном и множественном числе.

Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть иллюстрации с изображением животных и их детенышей, а затем назвать их.

Утка – утенок Утки – утята

Гусь – гусенок Гуси — гусята

Кошка – котенок Кошки – котята

4. Использование в речи существительных в форме множественного числа родительного падежа.

Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть иллюстрации с изображением различных предметов, затем закончить предложенную педагогом фразу.

— Это ленточки. Много…(ленточек). – Это сливы. Много …(слив).

— Это матрешки. Много …(матрешек).

— Это книги. Много…(книг).

— Это груши. Много…(груш).

5. Составление предложений с однородными членами.

Педагог рассматривает с детьми иллюстрации, а затем предлагает ему рассказать о том, что на них изображено. Педагог может использовать уточняющие вопросы.

— Девочка поставила на полку куклу, зайку, пирамидку.

— Мальчик упал со стула и плачет.

Каждое задание оценивается отдельно по пятибалльной шкале.

5 баллов — ребенок выполняет задание правильно и самостоятельно.

4 балла – ребенок выполняет задание самостоятельно; допущенные ошибкиисправляет при небольшой помощи педагога.

3 балла – ребенок выполняет задание при небольшой помощи взрослого; допущенные ошибки может исправить самостоятельно или совместно с взрослым; уровень сформированности представлений соответствует стандарту.

2 балла – ребенок выполняет задание при непосредственном участии взрослого; уровень сформированности представлений частично соответствует стандарту.

1 балл – ребенок не может выполнить задание даже при непосредственной помощи педагога; уровень сформированности представлений не соответствует стандарту.

Для выявления итогового уровня необходимо суммировать баллы, полученные за выполнение каждого задания.

25 – 20 баллов – высокий уровень

19-15 баллов — выше среднего

14 – 13 баллов — средний уровень

12 -8 баллов — ниже среднего уровень

менее 8 баллов – низкий уровень.

1. Словарь предметов.

Педагог предлагает ребенку на выбор два упражнения. Оценивается выполнение одного из них.

Игровое упражнение «Украсим платье».

Педагог предлагает ребенку украсить платье различными деталями (воротником, длинными рукавами, карманами, пуговицами, оборкой). В процессе работы ребенок, помещая деталь в определенное место, называет ее словом (дается силуэт платья с различными деталями).

Игровое упражнение «Отремонтируем машину».

Педагог предлагает ребенку отремонтировать машину. Для этого необходимо на данный силуэт наложить детали машины, называя каждую из них.

2. Словарь обобщений.

Материал: 25 картинок с изображением игрушек, одежды, обуви, посуды, мебели (на каждое понятие по 5 картинок).

Педагог показывает ребенку картинки одной серии, предлагая назвать каждый из предметов, а затем подобрать для них одно общее слово.

3. Словарь признаков.

В предварительной работе педагог с подгруппой детей рассматривает разнообразные предметы, обращая особое внимание на их цвет, форму, размер, материал изготовления в сравнении друг с другом.

Игровое упражнение « Похвали зайчишку».

Ребенку предлагается похвалить зайчишку (подобрать как можно больше определений). При затруднениях детей педагог может им помогать вопросами: «Какой зайчик по цвету, размеру? Какая у него шерстка?, Как про него можно еще сказать?

При выполнении задания №1 и №2баллы выставляются за целиком выполненные задания.

5 баллов – ребенок выполняет задание правильно и самостоятельно.

4 балла — ребенок выполняет задание самостоятельно; допущенные ошибки исправляет при небольшой помощи взрослого.

3 балла — ребенок выполняет задание при небольшой помощи взрослого; допущенные ошибки может исправить самостоятельно или со взрослым; уровень сформированности представлений соответствует стандарту.

2 балла — ребенок выполняет задание при непосредственном участии взрослого; уровень сформированности представлений частично соответствует стандарту.

1 балл — ребенок не выполняет задание даже при непосредственнойпомощи педагога; уровень сформированности представлений не соответствует стандарту.

При оценке задания №3

1 балл ставится, если ответ отсутствует или он не соответствует семантическому полю предъявляемого слова;

2 балла — ребенок при непосредственной помощи называет 1-2 определения;

3 балла — ребенок самостоятельно подбирает 1-2 определения;

4 балла — ребенок подбирает более 2-х определений с незначительной помощью педагога;

5 баллов — ребенок подбирает более 2-х определений самостоятельно.

15 -12 баллов – высокий уровень

11 – 9 баллов – выше среднего

8 — 7 баллов – средний уровень

6 — 5 баллов – ниже среднего

менее 5 баллов- низкий уровень

Перечень учебно-методического обеспечения:

Комплексная программа развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100» в образовательной системе « Школа 2100», под научной редакцией А,А, Леоньтьева- М.: Баласс, Изд. Дом РАО 2010.

Т.Р. Кислова. «По дороге к азбуке» («Лесные истории»). Методические рекомендации для воспитателей. Под науч. Ред. Р.Н. Бунеева , Е.В. Бунеевой.-М.: Баласс, 2006

Наглядный материал часть1/ Сост. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова.-М.: Баласс, 2006.

Кислова Т.Р. Методические рекомендации для воспитателей «По дороге к азбуке» (Лесные истории)

Диагностический инструментарий для определения уровня сформированности речевого развития.

Наглядный и раздаточный материал по развитию речи для самых маленьких ( карточки и схемы) часть1/ Сост. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова.-М.: Баласс, 2006.

Пособие по развитию речи «По дороге к азбуке» (Лесные истории) для самых маленьких (3-4г.) /Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова- М. : Баласс,2012.

Г.Г.Агаян. Мы топали, мы топали… Пальчиковые игры,-Дмитров, ИД «Карапуз», 2004.

С.Н.Анищенкова. Пальчиковые игры.

Л.В. Алешина. Ознакомление дошкольников с окружающей действительностью.

Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Морозова. Тра-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика.- Дмитров, ИД «Карапуз», 2004.

М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. Наши пальчики играют (развитие мелкой моторики). – СПб, Паритет, 2003.

Т,А. Куликовская. Массаж лицевых мышц для малышей. –М., Книголюб, 2000.

Л.Н.Елисеева..Хрестоматия для детей младшего дошкольТ,А. Куликовская. Массаж лицевых мышц для малышей. –М., Книголюб, 2000.

ного возраста.4-е изд., перераб. И доп. М.: Просвещение,1982г.

Е,А, Бабенко. Подвижные игры.

Т.Н. Зенина. Ознакомление детей раннего возраста с природой.

И,В, Кравченко «Прогулки в детском саду»

Н,А, Карпухина. Конспекты занятий во 2-ой младшей группе.

Рабочая программа по образовательному компоненту «Развитие речи» для детей средней группы (4-5 лет) (стр. 1 )

по образовательному компоненту «Развитие речи»

для детей средней группы

Образовательная область «Коммуникация»

(всего 36 непосредственно образовательной деятельности в год)

воспитатель МБДОУ «Ласточка»

Интеграция образовательных областей

Особенности организации образовательного процесса с детьми среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

Формы организации образовательного процесса

Требования к уровню подготовки воспитанников

Тематическое планирование по разделу «Развитие речи»

Список используемой литературы

Содержание работы по освоению компонента образовательной области «Коммуникация» (4-5 лет)

Протокол промежуточных результатов освоения основной общеобразовательной программы для детей средней группы в образовательной области «Коммуникация»

Диагностические параметры результатов освоения основной общеобразовательной программы средней группы в образовательной области «КОММУНИКАЦИЯ»

Характеристики интегративного качества «овладевший необходимыми умениями и навыками» в образовательной области «Коммуникация»лет)

Оценка уровня развития

Рабочая программа познавательно-речевой направленности по речевому развитию детей средней группы (с 4 до 5 лет) составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Мир детства».

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

· «Из детства в отрочество» (Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развития детей пятого года жизни). Москва, 2007 г.;

· «Развитие речи детей 4-5 лет» (Книга для воспитателей, работающих по программе «Из детства в отрочество»). Москва, 2007г.;

· «Поиграем и узнаем» (Пособие по изучению и развитию речевого слуха детей дошкольного возраста). Москва, «Просвещение», 2005г.;

· «Занимательная грамматика» (Пособие для обследования и закрепления грамматического строя речи у детей 4-5 лет). – М.: « Просвещение», 2006.

· Гриценко 3.А. «Пришли мне чтенья доброго. » (Пособие для чтения и рассказывания детям 4-6 лет). М.: Просвещение, 2004.

· «Мои первые сказки» (Пособие по развитию связной речи для детей 4-5 лет). М. «Просвещение», 2007.

· Гризик Т. И «Умелые пальчики» М.: Просвещение, 2007.

· Гризик Т. И «Умные раскраски» (Пособие по развитию графических навыков) М: Просвещение, 2008.

· «Маленький помощник» (Пособие по развитию мелкой моторики для детей 4-7 лет).

· Арушанова и речевое общение детей 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 1999.

· , Рычагова со звучащим словом. – М., 2009

Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию проводится 1 раз в неделю, длительностью 20 минут, всего в год 36, в соответствии с Сан ПиН 2.4от 01.01.2001№26 и осуществляется через реализацию образовательной области «Коммуникация». Непосредственно образовательная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста осуществляется в первой половине дня.

Сопутствующие формы образовательной деятельности:

· Совместная деятельность педагога с детьми – беседы утром общие и индивидуальные, рассматривание различных картин, иллюстраций на разные темы.

· Фронтальные формы работы: речевая гимнастика; речевые игры, упражнения и задания; игротека; речевые минутки; разучивание стихов, потешек, скороговорок.

· Подгрупповая и индивидуальная работа (по результатам обследования речи и рекомендациям логопеда).

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослыми становится ситуативной.

Основной целью программы является овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

Реализация цели происходит через решение следующих задач:

· развитие свободного общения с детьми и взрослыми;

· развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности;

· практическое овладение нормами речи.

Достижение поставленной цели обеспечивается в процессе решения следующих психолого-педагогических задач:

По развитию свободного общения со взрослыми и детьми:

· рассказывать о последовательности и необходимости выполнения процедур закаливания, культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания (одевания, приема пищи, пользования столовыми приборами, предметами личной гигиены);

· инициативности и самостоятельности в общении со взрослыми и сверстниками при решении бытовых и игровых задач (желание задавать вопросы, рассказывать о событиях, начинать разговор, приглашать к деятельности);

· желания и умения отгадывать и сочинять описательные загадки о предметах;

· осваивать элементарные правила речевого этикета: не перебивать взрослого, вежливо обращаться к нему;

· ориентироваться на ролевые высказывания партнеров, поддерживать их в процессе игрового общения, при разрешении конфликтов;

· использовать в речи слова-участия, эмоционального сочувствия, сострадания для поддержания сотрудничества со сверстниками и взрослыми; передавать с помощью образных средств языка эмоциональные состояния людей и животных;

· посредством общения со взрослыми и сверстниками узнавать новую информацию, выражать просьбу, жалобу, высказывать желания, избегать и разрешать конфликты;

· воспитывать потребность в сотрудничестве со сверстниками во всех видах деятельности;

По развитию активной речи детей в различных видах деятельности и практическому овладению нормами русской речи:

· рассказывать о впечатлениях и событиях из личного опыта, содержании сюжетной картины, знакомой игрушке, предмете, последовательности и необходимости выполнения культурно-гигиенических навыков: одевания на прогулку, приема пищи и пользовании столовыми приборами, пользовании предметами личной гигиены (расчески, зубной щетки, носового платка, полотенца), пользе процедуры закаливания;

· самостоятельно пересказывать небольшие литературные произведения в форме игры-драматизации, показа настольного театра;

· задавать вопросы причинно-следственного характера (почему? зачем?) по прочитанному произведению;

· использовать в речи сложноподчиненные предложения;

· выразительно читать стихи, используя средства интонационной речевой выразительности (силу голоса, интонацию, ритм и темп речи), передавая свое отношение к героям и событиям;

· чисто произносить звуки родного языка, воспроизводить фонетический и морфологический рисунок слова, дифференцировать на слух гласные и согласные звуки;

· обогащать словарь детей, необходимый для освоения ими всех образовательных модулей Программы, в т. ч. за счет названий свойств и качеств предметов (цвет, размер, форма, характер поверхности, способы использования), обследовательских действий (погладить, сжать, намочит, разрезать, насыпать и др.), характерных признаков предметов, объединенных в видовые категории (чашки и стакана, платья и юбки, стула и кресла и др.).

· Знакомство с артикуляционным аппаратом; упражнения на развитие мелкой моторики.

· Развитие слухового внимания.

Построение целостного педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей с учетом Федеральных Государственных Требований.

Национально – региональный компонент

· Реализуется как полное НОД по темам:

· Развитие связной речи. Описание живых объектов (растений и животных северного края).

· Чтение сказки «Кукушка» (ненецкая народная сказка).

· Рассматривание картины «Дети Тундры»

· Составление рассказов по картине «Северные олени»

Итого: 10% содержания занятий отведено на реализацию НРК.

Основная цель работы с детьми пятого года жизни: формирование звуковой культуры речи и развитие связной речи. Многие задачи, а соответственно и методика их решения, обозначенные во второй младшей группе переходят в среднюю.

В рамках комплексной программы «Из детства в отрочество» разработана методика развития речи детей дошкольного возраста. В ней широко представлены известные и проверенные годами на практике игровые упражнения и различные мероприятия по разным направлениям речевого развития детей 4-5 лет.

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами нашего ДОУ, является здоровье каждого ребёнка в процессе здоровьеформирующего образования, направленная не только на сохранение уровня физического и психического состояния здоровья ребёнка, но и его улучшение, развитие личности ребенка во всех видах детской деятельности.

Основное направление работы компонента ДОУ:

· Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

· Создание благоприятных условий, улучшение эмоционального состояния ребёнка

· Снятие усталости, психологической напряжённости и увеличение работоспособности.

· Организация режима двигательной активности, обеспечивающая нормальную жизнедеятельность организма.

· Большое внимание уделяется формированию умения общаться с воспитателем, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми.

Интеграция образовательных областей

Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой образовательных областей. Специфика модели интеграции состоит в том, что решение основных психолого-педагогических задач области «Коммуникация» осуществляется во всех образовательных областях. Соответственно и эффективная реализация психолого-педагогических задач других областей невозможна без полноценной коммуникации.

Задачи, содержание и средства организации образовательного процесса

Рабочая программа по логопедии (средняя группа) на тему:

Программа развития речи детей 4-5 лет.

Программа по развитию фонетико-фонематических, лексико-грамматических представлениий и связной речи детей 3-4 лет.

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« Детский сад №73 –ЦРР»

средней группы №1

Требования к уровню усвоения программы

Статус программы: рабочая программа по реализации образовательной области «Речевое развитие»

Категория: дети 5-6 лет (средняя группа)

Срок освоения: 1 год

Объем времени: 102 часа

Воспитание звуковой культуры речи

Формирование лексико-грамматических средств языка

Развитие связной речи

Форма деятельности: занятие

Форма контроля: мониторинг 2 раза в год(сентябрь, май).

Пояснительная записка

Содержание образовательной области « Речевое развитие» в рабочей программе направлено на решение следующих задач :

• понимание обращенной речи в соответствии с параметрами возрастной нормы;

• фонетически правильное оформление звуковой стороны речи;

• правильная передача слоговой структуры слов, используемых в самостоятельной речи;

• использование в самостоятельной речи простых распространенных и сложных предложений, владение навыками объединения их в рассказ;

• владение элементарными навыками пересказа;

• владение навыками диалогической речи;

• владение навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;

• грамматически правильное оформление самостоятельной речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться адекватно;

• использование в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);

• владение элементами грамоты: «навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы .

Данная рабочая программа является нормативно — управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности логопеда.

Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста, логопед создает индивидуальную педагогическую модель образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Программа разработана на основе следующих документов:

— ФЗ «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 ФЗ» №273-ФЗ

— Долгосрочная целевая программа «Развитие дошкольного образования в Алтайском крае на 2011-2015 годы»

— Современная модель образования до 2020 года

-Федеральные государственные образовательные стандарты Приказ от 17октября 2013 г. N 1155,

За основу взята Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи « Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей » Авторы программ: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. А. Миронова, А. В. Лагутина.

Содержание образовательной области « Речевое развитие» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи — диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

практическое овладение воспитанниками нормами речи.

В середине года (январь) в рабочей программе запланированы для воспитанников детского сада двухнедельные каникулы (СанПиН 2.4.1.2660 – 10), во время которых проводятся занятия только эстетически – оздоровительного цикла (музыкальные, спортивные, изобразительное искусство).

В связи с проведением диагностического обследования детей в сентябре – 2 недели, в мае -2 недели и праздничными днями с 01 января по 12 января непосредственно образовательная деятельность составляет 34 недель в году.

Календарно — тематическое планирование по формированию связной речи

Сказочный теремок — театральная студия для малышей

Занятия по развитию речи для детей от 3 до 5 лет в Измайлово на Первомайской ВАО

Дверь свою, что на засов,

Открывай скорей нам!

Буквы, слоги и слова,

Выучить хотим мы

И про рифму, что в стихах,

Ты нам расскажи-ка!

Напоследок, не зевай,

Мы ведь не устали,

Нам загадку загадай,

Чтоб умнее стали!

Если взять листок бумаги,

И немножечко отваги

И пойти на абордаж,

Вскоре можешь очутиться

Ты на острове большом,

Или чудо приключится,

Познакомишься с китом!

Ну а может в самолете

Полетишь ввысь к облакам!

И от солнышка в полете

Передашь привет ты нам!

Сказочные герои увлекут Вашего ребенка в необыкновенное путешествие в мир стихотворчества и волшебных сказок. Игровые приемы и упражнения, используемые во время занятий в Бэби школе "Айликоша", направлены на обогащение словарного запаса и формирование грамотной речи ребенка, способствуют развитию внутренней речи малыша, а также игрового и познавательного опыта ребенка. Особое внимание на занятиях уделяется тренировке памяти ребенка — малыши учат наизусть стихи, песенки и скороговорки. В программу включены артикуляционные, голосовые и дыхательные упражнения, а также чистоговорки, скороговорки, рифмовки, стихи, загадки и театральные постановки. Программа по развитию актерских навыков рекомендована в качестве общего курса подготовки ребенка к школе.

Формат занятий "Сказочный теремок" на Первомайской:

Центр раннего развития — Бэби школа "Айликоша" предлагает 2 варианта проведения развивающих занятий по развитию речи: групповое и индивидуальное. Каждая форма обучения имеет свои преимущества. Занимаясь в группах, ваш малыш приобретет новых друзей, научится быстро адаптироваться в социуме! Развивающие занятия в нашем центре раннего развития малыша проводятся в группах до 5-6 человек, что позволяет педагогу уделить внимание каждому ученику Бэби школы "Айликоша" и обеспечить индивидуальный подход на групповом занятии!

Если Вы предпочитаете, чтобы ребенок занимался с педагогом в индивидуальном порядке в силу его личностных особенностей, возможно, вам удобнее заниматься в Бэби школе "Айликоша" по индивидуальному графику, который вы всегда сможете подкорректировать, или вы желаете идти вперед группы, или возможно вам и вашему малышу просто комфортнее заниматься с педагогом персонально, тогда приглашаем вас на индивидуальные развивающие занятия в Бэби школу "Айликоша"! О ставьте заявку у администратора Центра или по тел. (495) 798-48-65. Расписание персональных занятий составляется с учетом Ваших пожеланий!

Расписание занятий по развитию речи в Измайлово:

— Ознакомиться с расписанием групповых развивающих занятий можно ЗДЕСЬ.

— Расписание индивидуальных (персональных) занятий составляется по индивидуальному графику с учетом ваших пожеланий.

— Присоединяйтесь в группу Бэби школы "Айликоша" и получайте свежую информацию — фото и видеоматериалы!

Правила посещения занятий по развитию речи на Первомайской в Измайлово (ВАО):

— Забронировать место в группе, получить дополнительную информацию можно по телефону (495) 798-48-65 ежедневно с 10.00 до 22.00ч.

— Оплата развивающих занятий: разовое посещение, абонементы на 4, 8 или 12 занятий. На ваш выбор!

— На занятия рекомендуем приходить за 10 минут до начала урока. На ребенке должна быть легкая одежда и сменная обувь.

— Приносить на занятия игрушки и продукты не разрешается.

— Во избежании инфицирования детей просим не приводить больного ребенка на занятия.

— Присутствие родственников, знакомых или друзей во время занятия не разрешается.

— Все вопросы относительно методик проведения занятия Вы можете задать педагогу до занятия либо по его окончании.

— Адрес Бэби школы "Айликоша" и схему проезда можно посмотреть здесь.

Вступайте в группы и будьте в курсе свежих новостей!

Приятного отдыха и хорошего настроения! До встречи на занятиях!

Бэби школа "Айликоша" в Москве. Детский центр в Москве. Центр раннего развития ребенка в Измайлово на Первомайской.

Воспитание и развитие детей

Развитие речи. Пособие для занятий с детьми 5 — 6 лет

Уважаемые родители и педагоги!

Данное пособие по развитию речи соответствует типовой программе воспитания и обучения в детском саду и предназначено для занятий в старшей группе детского сада и для домашних занятий с детьми 5-6 лет.

Материал подобран и оформлен таким образом, чтобы по книге смогли заниматься не только педагоги и воспитатели, но и родители, не имеющие специального педагогического образования.

Лучше всего заниматься 2-3 раза в неделю и сочетать занятия по развитию речи с уроками грамоты и чтения.

Очень важно проводить занятия так, чтобы детям нравилось учиться — иначе вместо раннего «развития» можно добиться лишь раннего «отвращения» ко всякого рода занятиям.

Все занятия построены по единому принципу: вначале дается артикуляционная гимнастика, чистоговорки и скороговорки для развития дикции, затем вводится новая тема по формированию грамматического строя речи и расширению словарного запаса.

В конце занятия дается задание на развитие связной речи, в котором детям предлагается объяснить значение пословицы или поговорки.

Занятия по данной тетради можно дополнить играми и устными заданиями.

На родительской странице вы найдете часть дополнительного материала и ответы к заданиям.

Другие книги по теме

Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит и историю мира.

Наш сайт использует cookies-файлы, которые собирают анонимные данные о его посещении и обеспечивают удобный просмотр сайта для посетителей.

Для того чтобы продолжить работу с сайтом, Вам необходимо принять использование cookie-файлов. Подробнее

Cookies — это небольшие текстовые файлы, состоящие из букв и чисел и которыми web-сервер помечает конкретный браузер при его посещении. При следующем визите сервер уже «узнает» пользователя и может предложить ему информацию с учетом заявленных прежде пристрастий или, наоборот, не показывать клиенту те данные (например, рекламный баннер), которые он уже видел.

Cookies не способны читать диск компьютера пользователя. Некоторые их значения хранятся только в течение одного сеанса работы с сервером и удаляются после закрытия браузера. Другие записываются в файл и хранятся на жестком диске компьютера в специальных директориях.

Cookie-файлы не являются приложениями и не содержат вирусов или аналогичных вредоносных кодов. Cookie-файлы служат для хранения конкретной информации о пользователях сайта, чтобы позже этот сайт смог распознать данного пользователя и загрузить сохраненную информацию. Это может быть, например, имя пользователя, информация о предыдущих посещениях и о том, какие разделы сайта пользователь уже посетил.

Мы используем файлы cookie, чтобы сделать контент и рекламу более интересными и подходящими для вас, дать вам возможность делиться информацией в социальных сетях, а также проанализировать наш трафик. Мы передаем информацию о ваших действиях на сайте нашим партнерам: рекламным и аналитическим сервисам, а также социальным сетям.

Ни один из используемых на нашем сайте cookies не собирает информацию, позволяющую лично идентифицировать Вас.

Вы можете разрешить или заблокировать размещение cookie-файлов, а также удалить их с вашего устройства с помощью настроек интернет-браузера.

Помните, что отключение cookie-файлов повлияет на функциональность этого сайта, приведёт к отключению определенных функций и возможностей данного сайта. Поэтому рекомендуется не отключать cookie-файлы.

Рабочая программа по развитию речи у не говорящих детей 2-4 лет

В данном материале отображено как и по каким методикам можно работать с не говорящими детьми младшего дошкольного возраста с диагнозом ЗРР и ОНР 1 уровня.

Уровень развития ребенка раннего возраста определяет путь его дальнейшего развития. Доказано, что недостаток стимулирующего воздействия взрослого на малыша в этом возрасте может привести к необратимым последствиям в формировании той базы, на которой в дальнейшем строится вся его психическая деятельность. Чем раньше начата активная работа по стимуляции развития ребенка, тем выше обучающий эффект.

В основу положены следующие программы и методики работы:

  • Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Под. ред. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М, Туманова Т.В. М.: 2014г.
  • «Развивайся малыш!:система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста» О.В. Закревская.- М.:2009г.
  • «От слова к фразе» кн.1-3 Т.Н. Новикова- Иванцова.-М.: 2006, 2010, 2011гг.
  • Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. Под ред. Н.В. Серебряковой.-СПб.:2014г.
  • развитие речевых возможностей у детей 2-4 лет.
  • Развитие понимания речи;
  • Развитие активной подражательной речевой деятельности;
  • Развитие внимания, памяти и мышления у детей.
  • системный;
  • ведущей роли семьи в воспитании и развитии ребенка;
  • постепенного усложнения заданий;
  • комплексный;
  • деятельностный;
  • онтогенетический;
  • общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).
  • не говорящие или мало говорящие дети 2-4 лет.
  • Направления реализации программы:

    • Логопедическая диагностика.
    • Логопедические занятия.
    • Работа с родителями.
    • Формы работы с родителями:

    • Индивидуальные консультации.
    • Открытые подгрупповые логопедические занятия.
    • Объяснение особенностей выполнения домашних заданий.
    • Занятия проходят 2 раза в неделю.

      Форма логопедического воздействия :

      Результаты освоения программы и методика оценки.

      На каждого ребенка, занимающегося у логопеда, заводиться карта обследования. В ней отражена диагностика, состоящая из нескольких разделов:

      I. Развитие понимания речи, мышления, памяти в процессе общения со взрослым на основе обогащения представлений об окружающем.

      II. Формирование предпосылок для развития активной речи; активизация, совершенствование словаря, грамматически правильных фраз и связной речи.

      III. Развитие зрительной ориентировке в форме, цвете, величине.

      IV. Развитие мелкой моторики, действий с предметами, орудийной, игровой, конструктивной деятельности.

      Все задания в данных разделах имеют свою оценку. Оценка представляет собой возраст , которому соответствует то или иное развитие.

      В соответствии с картой обследования строятся подгрупповые занятия. В середине и в конце года проводиться диагностика, с целью выявления динамики. Если у ребенка исправлены все речевые процессы, то он выводиться из логопункта.

      Каждое занятие включает следующие разделы:

      Источники:

      http://www.maam.ru/detskijsad/programa-po-razvitiyu-rechi-dlja-detei-4-5-let-s-onr.html

      https://dohcolonoc.ru/programmy-v-dou/4117-rabochaya-programma-po-razvitiyu-rechi.html

      http://pandia.ru/text/79/159/94363.php

      http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2014/01/14/programma-razvitiya-rechi-detey-3-4-let

      http://www.aylikon.ru/terem.html

      http://e-bookshelf.info/9-razvitije/217-razvitie-rechi-posobie-dlya-zanyatij-s-detmi-5-6-let

      http://logoportal.ru/statya-12949/.html