Программа развития ребенка

Развитие детей 3-4 лет: особенности, нормы, программы и методики

День за днем малыш становится все более смышленым. Он много знает и умеет. После года, благодаря навыкам ходьбы, окружающий мир для ребенка становится более доступным и интересным. В два года чадо уже может помогать маме, самостоятельно есть, надевать некоторые вещи и многое другое. А что происходит дальше? Каково развитие детей 3-4 лет?

Трехлетний маленький взрослый

В этом возрасте ребенок готов к освоению требующих хорошей координации движений навыков. Например, можно его обучать кататься на трехколесном велосипеде, на лыжах и коньках, учить плавать, играть в футбол. Умственное развитие детей 3 лет требует усложненных заданий и как можно больше доступной возрасту информации.

Особенности развития детей 3 лет связаны с выходом мамы на работу и посещением детского сада, а также с «кризисом трех лет». Вместе с тем это время рождения фантазий и осознания себя личностью. Ребенок хочет показать себя взрослым и очень ревностно отстаивает свое мнение. Отличительными чертами являются упрямство, своеволие и отрицание. Малыш отказывается есть, спать, убирать за собой, часто возникают истерики. Контролировать проявление эмоций ребенок еще неспособен, а потому и сам страдает от излишних их проявлений.

Детский сад тоже оказывает влияние на развитие детей 3 лет. Чадо вынуждено подстраиваться под требования воспитателей, соблюдать более строгий режим, а также налаживать связи с другими детьми. Поэтому задача родителей — найти «золотую середину» в общении и в воспитании своего ребенка с учетом сложной психологической нагрузки.

Исходя из средних показателей того, что должен уметь ребенок в этом возрасте, можно выделить следующие навыки:

  1. Называть геометрические фигуры и сравнивать их с окружающими предметами.
  2. Давать название объектам и определять их в группы (мебель, животные, транспорт и другие).
  3. Знать особенности некоторых профессий.
  4. Уметь ориентироваться в пространстве (различать «право», «лево», «впереди» и так далее).
  5. Уметь сравнивать объекты по параметрам величин.
  6. Уметь раскрашивать рисунки, не заходя за линии.
  7. Определить исчезнувший из ряда предмет.
  8. Развитие речи детей 4 лет уже позволяет пересказывать содержания сказок.
  9. Определять времена года, суток, а также различать погодные явления.
  10. Уметь составлять описание предмета из нескольких предложений.
  11. Перечисленные знания и умения усредненные. Некоторые дети обладают данными навыками уже до исполнения четырех лет, кто-то чуть позже, но все это варианты нормы.

    Развивающие занятия дома

    Развитие детей 3 лет сопровождается упражнениями на совершенствование мелкой и крупной моторики. Благодаря такому роду занятий происходит успешное формирование головного мозга. Идеальным примером упражнений является лепка. Обучив ребенка делать шарики и колбаски, можно создавать несколько различных предметов на любые темы. Например, слепить овощи и фрукты, что поможет закрепить знания о них, а также развить пальчики. Ребенок в 3 года с удовольствием будет опускать предметы в емкости либо находить их в россыпи зерен, макарон, семян.

    Если чадо уже хорошо говорит, то можно занять его описанием изображений в книгах и журналах. Этот прием успешно используют на прогулке. Например, периодически спрашивая: «А что делает дядя?», «Что в руках у тети? Куда она идет?» Ребенок с удовольствием участвует в ролевых играх. Например, с радостью уложит спать мишку, станет строителем и построит башню или превратится в парикмахера и сделает прическу кукле. Развитие речи детей 3 лет идет своими темпами, но родители в состоянии его ускорить.

    Развивающие занятия на дому с четырехлетним ребенком

    Техники лепки и рисования усложняются. Чадо можно научить рисовать фигуры, обводить по контуру картинки, работать с трафаретом. Помимо пластилина используется глина, из которой создаются композиции на разные темы. Для аппликации малыш может уже сам вырезать нужные фигуры.

    Развитие ребенка в 4 года сопровождается простыми математическими действиями – сложением и вычитанием. Для лучшего их усвоения используют спички, палочки, пальчики, то есть все подручные средства. Развитие речи детей 4 лет сопровождается упражнениями на запоминание слогов.

    Программа развития ребенка 3-4 лет

    Некоторые родители предпочитают работать со своими детьми по плану, а не в свободном стиле. Стандартная программа развивающих занятий для данного возрастного периода содержит следующие пункты:

    1. Упражнения по развитию звуковой культуры речи.
    2. Навыки чтения.
    3. Знакомство с окружающим миром.
    4. Занятия творчеством (рисование, лепка, аппликации).
    5. Математические действия.
    6. Музыкальное развитие.

    Остановимся на каждом пункте подробнее.

    В данной области ребенку показывают, как правильно произносит определенные звуки. Ближе к 4 годам обучают написанию обозначающих их букв в тетради. Конечно, записи будут нечеткими, но такие упражнения способствуют развитию мелкой моторики и работе кисти. В процесс вовлекают артикуляционные задания, которые становятся намного сложнее. Дети запоминают много стихов, потешек, песен, тем самым, пополняя словарный запас и укрепляя возможности речи.

    Изучение окружающего мира

    Упражнения направлены на исследование природных явлений, усвоения разницы времен года и особенностей экологии. Например, наблюдая за перелетными птицами осенью, ребенку указывают на данную особенность их отлета в теплые края как одного из признаков времени года. Параллельно знакомят с названиями птиц, которые улетают в теплые края, и с теми, которые остаются зимовать. При наблюдении за погодой используют разные прилагательные и глаголы, тем самым обогащая речь ребенка. Например, на улице может быть дождливо, солнечно, ветрено, а дождь может моросить, стучать, лить. Гуляя, обращают внимание на деревья и кусты, на их внешний вид, названия. Из природного материала делают разные поделки. К 4 годам ребенок уже должен называть основные цвета и некоторые оттенки, находить их в окружающих предметах. Нелишним будет обращать внимание на правила дорожного движения. Развитие детей 3-4 лет идет быстрыми темпами. Ребенок хорошо усваивает интересную информацию, особенно если она подкреплена примерами в окружающем мире.

    В возрасте трех лет ребенок успешно осваивает геометрические фигуры и разные формы. К 4 годам занятия усложняются, чадо способно группировать предметы по разным внешним признакам (по цвету, величине). Ребенок усваивает понятия «меньше», «больше», «равно» на подручных средствах. Хорошо считает до трех. Математическое развитие ребенка в 4 года проявляется в способности совершать элементарные действия счета. Основным пространственным направлениям легко обучить в игре, например, пряча игрушку и давая определенные подсказки («Иди вперед, повернись налево…»). К четырем годам ребенок может определить, что начинается раньше, что позже. Например, сначала идет утро, после него день, дальше вечер и ночь.

    Ребенок в 3 года способен запомнить небольшие стишки, подпевать. Родители обучают алфавиту, готовят руку к письму. Ближе к четырем годам можно начинать учить слоги, пробовать читать первые простые книги. К этому возрасту ребенок запоминает загадки, пословицы и поговорки.

    Нормальное развитие речи детей 4 лет проявляется в составлении фраз из 5-6 слов. Чадо часто задает вопросы: «Почему?», «Откуда?» Ему все интересно и все нужно знать. Чтобы речевое развитие детей 3-4 лет шло быстрыми темпами, родителям необходимо отвечать на все вопросы ребенка, но доступным для него языком.

    Развитие с помощью творчества и музыкальных инструментов

    К четырем годам ребенок может рисовать многими инструментами. Если трехлетний малыш нечетко чувствует границу рисунка, то старший по возрасту уже старается не выходить за пределы и использует множество цветов. Фигурки для аппликации ребенок в 4 года способен уже вырезать сам, склеивая их в объемные композиции. В три года чадо лепит шарики и колбаски, а спустя год оно способно соединять палочки в кольцо, создавать причудливые формы, напоминающие героев сказок. С трех лет начинает активно проявляться фантазия, к четырем годам она уже воплощается в рисунках и в играх с пластилином.

    Что касается музыкального развития, то здесь важно научить слушать музыку и описывать ее характер (грустная или веселая, быстрая или медленная). Необходимо поддерживать желание чада петь и танцевать. Можно знакомить с музыкальными инструментами и звуками, которые они издают, а также с разницей в звучании нот.

    Методики развития детей

    Существуют различные авторские сценарии занятий по ускоренному развитию. Многие родители сомневаются в пользе применения развивающих упражнений, мотивируя тем, что это вредно, этому все равно будут учить в саду и в школе. Но любые знания, особенно полученные ненавязчиво, во время игры, лишними не будут. Рассмотрим наиболее часто применяющиеся методики по развитию детей:

  12. Программа Никитиных. Основным правилом работы по данной методике является, во-первых, свобода в занятиях. Детям разрешается неограниченно играть с понравившимся предметом или игрой, сочетая разные виды деятельности. Во-вторых, в квартире должна быть спортивная обстановка, особое внимание уделяется закаливанию. В-третьих, родители должны участвовать в детских играх, а главное, в жизни ребенка. Нельзя давить на малышей, а следует ориентироваться на их желание и самочувствие. Педагоги акцентировали внимание на «опережающие» условия развития.
  13. Методика Марии Монтессори. Главный постулат педагога – пробудить у ребенка интерес к действиям с предметом, а не заставлять. Основа программы заложена в индивидуальном подходе к чаду. При планировании занятий ориентируются на то, что малышу нравится, а что нет. Ребенок выполняет упражнения самостоятельно, изредка прибегая к помощи педагога.
  14. Методика Гленна Домана. Важную роль педагог уделяет физическому совершенствованию ребенка, без которого, по его мнению, «не будет развитого интеллекта». Речевое развитие детей 3-4 лет начинается с показа набора карточек, на которых целиком написаны слова. Ребенку в течение небольшого времени показывают набор карт, называя написанное. Навыки счета малыш приобретает тоже с помощью карточек, на которых изображено разное количество точек. В этом случае необходимо называть число точек, быстро меняя карты. Таким же способом ребенка знакомят со знаниями в области искусства, истории, музыки и так далее.
  15. Выбор методики остается за родителями. Развитие детей 3-4 лет всегда сопровождается огромным числом вопросов и любознательностью. Родители могут и не придерживаться определенного плана в занятиях. Главное – быть открытым источником информации для ребенка, а также активно участвовать в его жизни.

    Я&Мама — Программы развития детей.

    Этот проект для родителей, которые хотят заниматься всесторонним гармоничным развитием своих детей, но не знают, с какой стороны подойти к этому вопросу.

    424 записи ко всем записям

    Вы хотите организовать регулярные занятия,охватывающие все стороны развития ребенка, но не знаете, с какой стороны подойти к этому вопросу? Показать полностью…

    *Формирование основных математических представлений

    *Творчество (рисование, лепка, аппликация)

    Первая неделя занятий БЕСПЛАТНО.

    И начинайте играть со своими малышами!

    11. Порнография – самое безобидное, что можно найти в Интернете. А ещё можно найти информацию о самоубийствах, наркотиках, встретить опасных мошенников, злоумышленников, нарваться на кибербуллинг. Да, Сотрудники ЛизаАлерт подтвердили, что зафиксировано некоторое количество жертв всех этих гуляющих по сети домовКитов и тихихдомов. Ребёнку любопытно, это логично. Если уж я, тётенька 35 лет, немедленно полезла по этим тэгам, когда месяц назад у меня начала пестреть ими лента.

    — Если ты потерялся в лесу, немедленно остановись и прекрати движение. Возможно ты уже некоторое время идёшь не туда. Сначала звоним в 112, потому маме. А мама не сажает батарейку на телефоне ребёнка, оставляя её для общения ребёнка со спасателями.

    — Если вы видите вертолёт или слышите сирену, не надо бежать на звук. Во-первых, в лесу направление звука сильно искажается, во-вторых, это делается для вашей локализации — сейчас спасательные службы свяжутся с вами по телефону и спросят, слышите ли вы звуки.

    — Повторяем ребёнку: по льду ходить опасно, спастись самостоятельно и помощью друзей почти невозможно.

    — 8 из 10 детей потерявшихся в лесу тонет. Повторяем ребёнку: если ты потерялся в лесу, не надо подходить к реке и чтобы умыться, промыть рану, пропить.

    — Не отпускайте детей в лес с пожилыми людьми, ребёнок не сможет ему помочь, сам потеряется, будет только хуже.

    — Всегда берём с собой воду, промыть рану, попить.

    — Прекратите одевать себя и детей в камуфляжную одежду. Одежда ребёнка должна быть яркой. Искать в лесу ребёнка в красной курточке и оранжевых штанишках гораздо проще, чем очень хитро закамуфлированного.

    — Очень многие потерявшиеся дети говорят: я не думал, что мама вообще будет меня искать, разве мама знает, как меня искать и что делать. Выходя в лес, расскажите ребёнку, что его чтобы не случилось, будут искать, и мама знает, что делать. Откуда берутся такие мысли не очень понятно, но подозреваю, что из сказок, в которых родители регулярно отводит детей в лес на съедение волкам.

    Помогите себе сами! Не давайте отряду ЛизаАлерт работы. Это и без того 10 заявок в день. И 5 из них — дети."

    Программа развития ребенка

    Программа развития детей от 1 до 7 лет «Вундеркиндики» представляет собой CD диски, с удобным интерфейсом.

    Диски разделены по возрастам и содержат материал на 1 месяц занятий.

    Каждое занятие по программе «Вундеркиндики» рассчитано на выполнение 10-18 заданий.

    Частая смена деятельности сохраняет интерес к занятиям.

    Занятия по программе «Вундеркиндик» прописаны поминутно.

    На одно задание, в среднем, уходит от 2 до 5 минут.

    Как создавалась программа.

    Программа «Вундеркиндики» — это результат практики педагогов, логопедов, психологов работающих с детьми в возрасте от 1 года до 7 лет. Разработка программы ведется с 1998 года.

    Мы объединили ряд методик, взяв из них самое лучшее, что дает ГАРАНТИРОВАННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.

    При создании программы «ВундеркиндикИ» — использовалось более 100 источников, в которые входят как классические концепции детских методик, так и новаторские:

    — Выготский Лев Семенович,

    — Запорожец Александр Владимирович,

    — Жукова Надежда Сергеевна,

    — Никитин Борис Павлович,

    — Зайцев Николай Александрович,

    — а так же наши собственные разработки.

    Программа оптимально подобрана и учитывает возрастные особенности малышей. Играя с ребенком по программе, вы будете ЗНАТЬ, на какую область развития малыша нужно обращать внимание именно сейчас.

    Такое знание, поможет вам в любой момент поддержать инициативу или усложнить игру, когда это нужно.

    Даже не имея специальной подготовки, вы сможете самостоятельно определять как более эффективно и весело проводить занятия с ребенком.

    Программа комплексного развития ребенка от 1 года до 7 лет «ВундеркиндикИ» направлена на:

    — развитие интеллектуальных способностей,

    — развитие познавательной сферы,

    — развитие всех психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия)

    — развитие логики, речи,

    — развитие представлений об окружающем пространстве,

    — развитие творческих способностей малышей,

    — эстетическое, физическое развитие (мелкая, крупная моторика),

    — развитие коммуникативных навыков,

    Программа состоит из 860 поминутно расписанных конспектов занятий с детьми, разбитых по возрастам, включающих в себя:

    — детских песен с текстами в формате MP 3

    — более 500 приложений (детские потешки, сказки и т.п.)

    Все занятия структурированы, что дает четкость ведения занятий даже без специальной подготовки.

    Благодаря такой структуре занятий, малыш усваивает БОЛЬШЕ информации ИГРАЮЧИ.

    Со временем, у малыша выработается привычка быть внимательным.

    Одно занятие длится 40 минут для детей от 1 до 3 лет и по 60 минут в возрасте от 3 до 7 лет.

    Заниматься с ребенком можно индивидуально или пригласить друзей для занятий в группе.

    Жизнь в любом обществе связана с тем, что человеку приходится соотносить свои желания, эмоции и импульсы с определенными правилами. Понимание и выполнение этих правил помогает адаптироваться в социуме, не ограничивая личную свободу человека.

    Дети растут, и начинают активно интересоваться другими людьми, стремиться к общению. Рано или поздно ребенок пойдет в детский садик или в школу, необходимо мягко подготовить его к принятию определенных правил.

    После занимательных занятий с друзьями, дети могут поиграть самостоятельно. В этот момент, дети учатся общаться друг с другом, а родителям легче разрешить конфликтные ситуации, обратив их в игру.

    Занимаясь и играя с друзьями, малыш обретает чувство безопасности и доверия к окружающему миру. Он постепенно привыкает к тому, что мама может находиться не рядом с ним, а в другом конце комнаты или в другой комнате, ребенок начинает получать удовольствие от самостоятельного исследования окружающего мира. После общих занятий и игр многие мамы отводили детей в детский сад, и малыши легко адаптировались к новым условиям, они знали, что им будет интересно, и мама за ними обязательно вернется.

    Куда бы вы ни поехали, в отпуск или к бабушке, вы можете продолжать заниматься с ребенком и контролировать процесс развития малыша.

    Даже не имея специальной подготовки, вы сможете самостоятельно проводить занятие с ребенком или группой детей.

    Выберите нужный возраст и насладитесь демонстрационными занятиями.

    По 12 занятия для каждого возраста.

    Программы развития и воспитания детей

    Занимаясь с ребенком с первых месяцев жизни, каждая мама стремится сделать его развитие более гармоничным и полным. Зачастую родители в домашнем воспитании затрагивают такие основные направления развития детей, как развитие речи , логики , памяти и внимания , творческих способностей, чувства эстетики , воображения , сенсорики и т.д. Но охватить все сферы раннего развития ребенка самостоятельно очень трудно. В детском саду, где образование носит комплексный характер, обязательно используется определенная программа развития. И тем родителям, которые хотят заниматься с детьми дома, будет очень полезно тоже ею воспользоваться.

    Программа раннего развития

    Прежде всего, давайте разберемся, что же из себя представляет такое понятие, как программа раннего развития? Это комплексный план интеллектуального развития малыша, объединяющий в себе описание способов развития у ребенка сенсорных, психических, умственных и физических способностей. На сегодняшний день существует огромное количество методик раннего развития детей, на основе которых в каждом конкретном случае может быть создана особая программа раннего развития ребенка. На нашем сайте Вы можете найти множество интересной информации относительно различных школ в педагогике, которые исповедуют разные принципы работы с детьми, а также предлагают особые направления развития ребенка в дошкольном и школьном возрасте. Каждая из этих методик ориентируется на свою возрастную категорию, а также устанавливает главенствующую роль в воспитании малыша — родителей или педагогов. Все программы развития и воспитания детей выделяют свои основные направления развития, которым в ходе занятий будет уделяться особое внимание. Это может быть речь, логика, креативность, свобода мышления, творчество, музыкальность, физическое воспитание, самостоятельное принятие решений и т.д.

    Программы развития детей раннего возраста

    Для того чтобы Вы могли создать свой неповторимый комплекс занятий с ребенком, включающий самые разные элементы и затрагивающий наиболее важные аспекты его развития, предлагаем Вам ознакомиться с шестью наиболее часто применяемыми методиками развития малышей, по опыту которых создаются многие программы развития детей раннего возраста.

    Суть методики: программа индивидуального развития ребенка на основе совершенствования логического мышления и восприятия малыша через развитие его сенсорных способностей.

    Начинать занятия можно в возрасте: 8-9 месяцев.

    С ребенком преимущественно занимается: педагог.

  16. развитие речи и мышления путем сенсорного развития;
  17. развивает самостоятельность, аккуратность и ответственность ребенка;
  18. отсутствие оценок, принуждения, соперничества;
  19. подходит для активных и подвижных детей.
  20. отсутствие творчества;
  21. не учит общению и взаимодействию с детьми;
  22. сложность в занятиях дома;
  23. не подходит для тихих и скромных деток.
  24. Суть методики: программа раннего развития ребенка, основаная на стимуляции центральной нервной системы и мозга крохи с помощью осязания, зрительного и слухового восприятия. Предпочтение отдается чтению и математике, а также физической и двигательной активности ребенка.

  25. энциклопедические знания в самом раннем возрасте;
  26. ускоренное развитие мозга.
  27. ранние физические упражнения способствуют быстрому развитию мозга;
  28. широкие познания в разных областях.
  29. участие ребенка в процессе обучения только как пассивного слушателя;
  30. не учит систематизировать, творчески осмысливать информацию;
  31. не учитываются стадии развития детей младшего возраста.
  32. Суть методики: программа творческого развития детей, предполагающая воспитание креативной личности с неограниченным потенциалом.

    Начинать занятия можно в возрасте: 3 года.

  33. обширная программа по искусству ( музыка , танцы, театр для детей );
  34. отсутствие оценки, принуждения;
  35. акцент на творческое самовыражение.
  36. не воспитывает лидерские навыки;
  37. отсутствие связи с реалиями современного мира;
  38. несхожесть с программой обучения в традиционных школах.
  39. 4. Методика Сесиль Лупан

    Суть методики: программа эмоционального развития детей, по принципам которой дети требуют не внимания-опеки, а внимания-интереса, который им могут дать только родители, в результате чего родители и ребенок становятся друзьями.

    Начинать занятия можно: с первых дней жизни.

    С ребенком преимущественно занимаются: родители.

    Основные направления развития:

  40. раннее физическое развитие;
  41. аккумулирование энциклопедических знаний.
  42. стимулирование органов чувств;
  43. развитый интеллект;
  44. обучение путем игры;
  45. тесный контакт ребенка с родителями.
  46. большие затраты времени для родителей;
  47. много подручного материала (карточки).
  48. 5. Методика Бориса и Елены Никитиных

    Суть методики: программа развития ребенка до года, которая объединяет два принципа – «от простого к сложному» и «самостоятельно и по способностям».

    Начинать занятия можно: с самого рождения.

    • гармоничное развитие ума и тела;
    • задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;
    • поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно.
    • Минусы методики: большие временные затраты для родителей.

      Суть методики: программа интеллектуального развития детей, обучение чтению, письму, счету с использованием естественной потребности ребенка в игре. Раскованность обстановки (дети могут сидеть на полу, перемещаться от таблиц к кубикам, прыгать, хлопать в ладоши, топать ногами) – это обязательное условие занятий.

      Начинать занятия можно в возрасте: 2 года.

      С ребенком занимаются: педагоги и родители.

    • быстрое запоминание слогов и слов;
    • быстрое обучение чтению и математике за счет участия всех органов чувств.
    • необходимость переучиваться в школе, где сначала учат буквы, а потом слоги и слова;
    • полное отсутствие развития творческого потенциала ребенка.
    • Ну вот, дорогие родители, информации к размышлению у Вас теперь предостаточно. Выбирайте ту методику, которая Вам больше по душе и которая максимально учтет все особенности Вашего малыша. И помните, что на данный момент для Вас приоритетным является процесс обучения, а не обязательно блестящий результат. Радуйтесь любым достижениям крохи и мягко стимулируйте его к достижению новых вершин.

      Источники:

      http://fb.ru/article/156292/razvitie-detey—let-osobennosti-normyi-pro

      http://vk.com/ia_and_mama

      http://www.vunderkindiki.ru/proga.html

      Программы развития и воспитания детей