Программы по воспитанию ребенка

Программа по воспитанию нравственно – патриотических качеств у детей дошкольного возраста через семейные ценности "Ступеньки добра"

Состояние общественной нравственности в современном Казахстане – предмет беспокойства философов, социологов, педагогов. Улучшить нравственное состояние общества невозможно без усиления внимания к соответствующему направлению воспитательной работы с детьми, причем начиная с самого раннего возраста.

В педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы, ставило перед собой цель – воспитание ребенка мыслящим, совестливым, честным, трудолюбивым. Скромным, уважительным, ответственным.

Данная программа «Ступеньки добра» является основой для воспитания нравственно – патриотических качеств у детей дошкольного возраста.

В программе доминирует не обучающая , а развивающая функция, знания и умения выступают не как самоцель, а как средство для формирования и развития психических процессов и важнейших личностных качеств ребенка.

Особое место среди личностных свойств, формирование которых активизирует программа, занимают нравственные качества – доброжелательность, тактичность, самоконтроль, умение учитывать и принимать иную позицию, выполнять основные требования взрослых и т.п. Эти качества необходимы для того, чтобы ребёнок научился жить в обществе по законам нравственности, то есть на основе согласования собственных потребностей и стремлений с потребностями и стремлениями окружающих их людей.

Эффективное нравственное воспитание дошкольников в современных условиях невозможно, без решения следующих основных проблем:

  • Проблема определения идеалов, норм и принципов, которые могут быть положены в основу нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
  • Прежняя система нравственного воспитания обеспечивала слепое исполнение внешних предписаний без глубокой личной заинтересованности в их реализации. В современных условиях обозначилась общественная потребность в человеке способном во всех сферах деятельности и общения в максимальной степени проявлять свои положительные качества и осознанно управлять теми негативными свойствами, которыми в той или иной мере обладает каждый:

  • Проблемы перехода от воспитания, основанного на принуждении, к такому педагогическому воздействию, которое базируется на личном стремлении ребёнка “быть хорошим”.
  • На этом стремлении и основан механизм нравственного развития, который предусматривает:

    1. Формирование у ребёнка, начиная с 2,5–3 лет чувства гордости (то есть представление о своих достоинствах и недостатках и одновременно характеристики уровня притязаний). Чувство гордости впервые обнаруживается у ребёнка как заявление “Я сам”.

    2. Воспитание чувства стыда. Его основы закладываются в возрасте от 4–4,5 лет до 6-7 лет.

    4. Формирование чувства долга перед другими и самим собой.

  • Проблемы формулировки и решения следующих практических задач:
  • 3. Развить умения противостоять отрицательным примерам, с которыми каждый ребёнок сталкивается в повседневной жизни (телепередачи, нецензурная брань и т.п.). Поэтому от педагога требуется особое внимание к потоку информации, с которым соприкасаются сегодня наши дети.

    Цель программы: сохранение и развитие нравственного здоровья детей, приобщение их к нравственным ценностям, с опорой на традиции семейного воспитания.

    1. Развитие морального сознания:

  • развитие нравственных представлений, суждений, понятий;
  • развитие осознанного и правильного отношения к общественно принятым нормам поведения, своей ответственности;
  • формирование установки ребёнка на другого человека как самостоятельную ценность.
  • развитие понимания, взаимозависимости и необходимости людей друг от друга;
  • развитие самопознания и воспитания у ребёнка уважения к себе;
  • развитие у детей уверенности в себе;
  • формирование умения откровенно и понятно выражать свои чувства, желания, взгляды, принимать и уважать позицию другого;
  • Развитие социальных мотивов, способствующих налаживанию межличностных отношений с взрослыми и сверстниками.
  • чувств, связанных с самоконтролем, самодисциплиной; способность подчиняться заданным извне и добровольно выработанным для себя правилам поведения: стыда, совести, доброты, отзывчивости, сочувствия, сопереживания;
  • чувств, положительных стимулов (доброта, отзывчивость, сочувствие, сопереживание)
  • 4. Формирование навыков и привычек нравственного поведения:

  • воспитание этически ценных способов общения;
  • формирование умения формулировать суть проблемы конфликта, находить возможные пути разрешения конфликтов.
  • 5. Содействие семье в проблемах нравственного воспитания детей:

  • ознакомление родителей с основами педагогики и психологии;
  • формирование представлений о формах традиционного семейного уклада;
  • поднятие престижа и ценностей семьи.
  • Основные принципы программы

  • Гуманистическая направленность воспитания (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития).
  • Природосообразность (воспитание основывается на научном понимании естественных и социальных проектов, согласовывается с общими законами развития человека сообразно полу и возрасту).
  • Культуросообразность (воспитание строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры).
  • Светский характер образования (соответствие действующему законодательству РК).
  • 2. Принципы в сфере отбора содержания образования.

  • Научность.
  • Учет требований типовых программ.
  • Многоуровневость.
  • 3. Принципы организации занятий.

  • Наглядность.
  • Доступность.
  • Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.
  • Систематичность и последовательность.
  • Все занятия проходят в совместной деятельности педагога и детей. Обучение проводится ненавязчиво, с использованием игровых обучающих ситуаций, при сочетании групповой и индивидуальной работы с детьми и самостоятельной деятельности дошкольников. Обеспечивается участие ребёнка во всех доступных ему видах нравственного взаимодействия — все занятия программы разбиты на 4 блока: взаимоотношения с близкими людьми; со сверстниками; с людьми в общественных местах; в отношениях с природой.

    Занятия проводятся во всех возрастных группах – 1 раз в неделю.

    Продолжительность занятий по возрастным группам:

    1 блок: Отношения с близкими людьми

    • Беседы, игры нравственного содержания.
    • Проблемные ситуации.
    • Тест “Кинетический рисунок семьи.
    • Составление рассказов из личного опыта на тему: “Как я помогал маме”, “Мы с папой” и т.д.
    • 2 блок: Отношения со сверстниками

      Тест “Подели игрушки”, “Кому отдать красивое яблоко”.

    • Вовлечение некоммуникабельных детей в общение, пробуждение интереса к неактивным, стеснительным детям; побуждение к оказанию им помощи в общении.
    • Коллективные формы труда, общения, игр.
    • Тест “Закончи историю”.
    • Этические беседы.
    • Разучивание правил поведения и отработка их в поведении детей.
    • Сюжетно-ролевые игры.
    • Дидактические игры (обучающие).
    • 4 блок: Отношения с природой.

    • Наблюдение природных явлений, за растениями, животными.
    • Организация элементарных опытов.
    • Игры в путешествия.
    • Экскурсии и целевые прогулки.
    • Рассматривание журнала “Юный натуралист”, “Тотошка”.
    • Уход за животными, птицами, рыбами.
    • Особенности взаимодействия с родителями.

      Необходимо формировать атмосферу не только сотрудничества с родителями, но и сотворчества, чтобы каждый ребёнок почувствовал ценность своей семьи.

      Программа предусматривает формы работы с родителями:

    • родительские собрания;
    • лекторий для родителей;
    • открытые занятия для родителей и с родителями;
    • факультативные занятия совместно с родителями (анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса нравственного воспитания в семье);
    • наглядные виды работы: информационные стенды, выставки детских работ, педагогической и психологической литературы, дидактических игр;
    • деловые игры;
    • совместные праздники, спектакли, именины детей, спортивные мероприятия;
    • тренинги с психологом;
    • Ожидаемые результаты реализации программы:

      К концу 1-го года обучения дети будут:

      — о домашних обязанностях членов семьи;

      — о ведении домашнего хозяйства;

      — о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, честности, отзывчивости;

      — о домашних и диких животных, птицах, растениях;

      — проявлять заботу о близких людях;

      — проявлять ласку к окружающим людям;

      К концу 2-го года обучения дети будут:

      — о домашнем уюте, домашних делах;

      — об изменениях в жизни растений и животных в разные времена года;

      Просмотр содержимого документа

      «Программа по воспитанию нравственно – патриотических качеств у детей дошкольного возраста через семейные ценности «Ступеньки добра»»

      Программа по воспитанию нравственно – патриотических качеств у детей дошкольного возраста через семейные ценности "Ступеньки добра"

      Состояние общественной нравственности в современном Казахстане – предмет беспокойства философов, социологов, педагогов. Улучшить нравственное состояние общества невозможно без усиления внимания к соответствующему направлению воспитательной работы с детьми, причем начиная с самого раннего возраста.

      В педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы, ставило перед собой цель – воспитание ребенка мыслящим, совестливым, честным, трудолюбивым. Скромным, уважительным, ответственным.

      Нравственность при общем сходстве у каждого народа имеет свои особые отличия. В каждом народе своеобразно проявляются благотворительность, почтение к родителям, к старшим, вежливость. Эти нравственные особенности возникают и растут под эгидой семьи, общества, государства.

      Данная программа «Ступеньки добра» является основой для воспитания нравственно – патриотических качеств у детей дошкольного возраста.

      Особое место среди личностных свойств, формирование которых активизирует программа, занимают нравственные качества – доброжелательность, тактичность, самоконтроль, умение учитывать и принимать иную позицию, выполнять основные требования взрослых и т.п. Эти качества необходимы для того, чтобы ребёнок научился жить в обществе по законам нравственности, то есть на основе согласования собственных потребностей и стремлений с потребностями и стремлениями окружающих их людей.

      Проблема определения идеалов, норм и принципов, которые могут быть положены в основу нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

      Проблемы перехода от воспитания, основанного на принуждении, к такому педагогическому воздействию, которое базируется на личном стремлении ребёнка “быть хорошим”.

      1. Формирование у ребёнка, начиная с 2,5–3 лет чувства гордости (то есть представление о своих достоинствах и недостатках и одновременно характеристики уровня притязаний). Чувство гордости впервые обнаруживается у ребёнка как заявление “Я сам”.

      2. Воспитание чувства стыда. Его основы закладываются в возрасте от 4–4,5 лет до 6-7 лет.

      Таким образом, в дошкольном возрасте необходимо совместными усилиями родителей и педагогов формировать у детей такие качества, как нормально развитая гордость, стыд, совесть, основы долга.

      Проблемы формулировки и решения следующих практических задач:

      1. Сформировать у ребёнка вышеназванный механизм нравственного развития.

      2. Обеспечить участие ребёнка во всех доступных ему видах нравственного взаимодействия: с близкими людьми, со сверстниками, со знакомыми и незнакомыми людьми в общественных местах, с самим собой, с природой.

      Работа по развитию у дошкольников нравственных качеств ведется совместно с родителями. Педагоги сообщают им о достижениях и проблемах детей, консультируют родителей об индивидуальных особенностях каждого ребёнка, выявляют тормозящие развитие факторы, обучают самих родителей приемам и методам нравственного воспитания в семье.

      Нравственное воспитание дошкольников является своеобразным стержнем, вокруг которого педагоги строят весь процесс образования.

      Цель программы: сохранение и развитие нравственного здоровья детей, приобщение их к нравственным ценностям, с опорой на традиции семейного воспитания.

      развитие нравственных представлений, суждений, понятий;

      развитие осознанного и правильного отношения к общественно принятым нормам поведения, своей ответственности;

      формирование установки ребёнка на другого человека как самостоятельную ценность.

      2. Формирование позитивных отношений к другим людям, себе:

      развитие понимания, взаимозависимости и необходимости людей друг от друга;

      развитие самопознания и воспитания у ребёнка уважения к себе;

      развитие у детей уверенности в себе;

      формирование умения откровенно и понятно выражать свои чувства, желания, взгляды, принимать и уважать позицию другого;

      Развитие социальных мотивов, способствующих налаживанию межличностных отношений с взрослыми и сверстниками.

      3. Развитие нравственных чувств:

      чувств, связанных с самоконтролем, самодисциплиной; способность подчиняться заданным извне и добровольно выработанным для себя правилам поведения: стыда, совести, доброты, отзывчивости, сочувствия, сопереживания;

      чувств, положительных стимулов (доброта, отзывчивость, сочувствие, сопереживание)

      воспитание этически ценных способов общения;

      формирование умения формулировать суть проблемы конфликта, находить возможные пути разрешения конфликтов.

      ознакомление родителей с основами педагогики и психологии;

      формирование представлений о формах традиционного семейного уклада;

      поднятие престижа и ценностей семьи.

      Основные принципы программы

      1. Общепедагогические принципы.

      Гуманистическая направленность воспитания (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития).

      Природосообразность (воспитание основывается на научном понимании естественных и социальных проектов, согласовывается с общими законами развития человека сообразно полу и возрасту).

      Культуросообразность (воспитание строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры).

      Светский характер образования (соответствие действующему законодательству РК).

      Учет требований типовых программ.

      Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.

      Систематичность и последовательность.

      Программа рассчитана на две возрастные группы:

      Занятия проводятся во всех возрастных группах – 1 раз в неделю.

      Формы работы с детьми.

      Беседы, игры нравственного содержания.

      Тест “Кинетический рисунок семьи.

      Составление рассказов из личного опыта на тему: “Как я помогал маме”, “Мы с папой” и т.д.

      Тест “Подели игрушки”, “Кому отдать красивое яблоко”.

      Вовлечение некоммуникабельных детей в общение, пробуждение интереса к неактивным, стеснительным детям; побуждение к оказанию им помощи в общении.

      Коллективные формы труда, общения, игр.

      Тест “Закончи историю”.

      3 блок: Отношения с людьми в общественных местах.

      Разучивание правил поведения и отработка их в поведении детей.

      Дидактические игры (обучающие).

      Наблюдение природных явлений, за растениями, животными.

      Организация элементарных опытов.

      Игры в путешествия.

      Экскурсии и целевые прогулки.

      Рассматривание журнала “Юный натуралист”, “Тотошка”.

      Уход за животными, птицами, рыбами.

      Особенности взаимодействия с родителями.

      Программа предусматривает формы работы с родителями:

      лекторий для родителей;

      открытые занятия для родителей и с родителями;

      факультативные занятия совместно с родителями (анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса нравственного воспитания в семье);

      наглядные виды работы: информационные стенды, выставки детских работ, педагогической и психологической литературы, дидактических игр;

      совместные праздники, спектакли, именины детей, спортивные мероприятия;

      тренинги с психологом;

      Ожидаемые результаты реализации программы:

      К концу 1-го года обучения дети будут:

      — о взаимоотношениях членов семьи;

      — о правилах поведения в общественных местах;

      — о жизни животных и растений в разные времена года.

      — оказывать посильную помощь родителям в домашних делах;

      — взаимодействовать в коллективе сверстников;

      К концу 2-го года обучения дети будут:

      — о своих родственниках;

      — о дружбе, товариществе;

      — о дружбе людей разных национальностей;

      — о реках и их обитателях.

      — доброжелательно относиться к членам семьи;

      Рабочая программа кружка по нравственно-патриотическому воспитанию у детей 3-7 лет

      Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Аленка»

      С учетом мнения педагогического совета

      Протокол № __, от __.__.20__г.

      Заведующая ДОУ_______Воронина О.Н.

      Приказ № __, от __.__.20__г.

      Рабочая программа кружка по нравственно-патриотическому воспитанию у детей 3-7 лет

      на 20_- 20_ учебный год.

      Программа по нравственно – патриотическому воспитанию

      «название, например Мы дети, России»

      Что мы Родиной зовем?

      Дом, где мы с тобой растем

      Что мы Родиной зовем?

      Солнце в небе голубом.

      И душистый, золотистый

      Хлеб за праздничным столом,

      Край, где мы с тобой живем.

      Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества.

      Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

      Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.

      Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.

      Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.

      1. Обоснование актуальности программы

      О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

      Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

      Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.

      Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

      Родной город.… Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

      Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

      2. Цель и задачи программы

      Цель: Формировать у детей дошкольного возраста патриотическое отношение и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

      Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным городом.

      Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.

      Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.

      Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.

      Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.

      Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.

      Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.

      Воспитание здорового образа жизни.

      Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.

      3. Педагогические принципы программы

      Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

      Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.

      Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.

      Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

      Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.

      Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.

      4. Законодательно-нормативное обеспечение программы

      Закон РФ «Об образовании»

      Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 17 » октября 2013 г. № 1155

      Устав МБДОУ «ЦРР-дс «Алёнка»

      Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении и программы, реализуемые в детском саду.

      II. Структура программы

      Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода развития детей: младший возраст (3-4 года, вторая младшая группа), средний возраст (4-5 лет, средняя группа), старший дошкольный возраст (5-7 лет, старшая и подготовительная к школе группа).

      Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она определяется по разделам.

      1 раздел «Вместе дружная семья» (семья, детский сад)

      2 раздел «Вот эта улица, вот этот дом»

      3 раздел «Город, в котором я живу»

      4 раздел «Наша кладовая»

      1 раздел «Вместе дружная семья».

      Семья и детский сад – первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. В этом разделе дети знакомятся с историей своей семьи, рассказывают где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать.

      Цель: Воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям.

      Познакомить с понятием «семья». Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. Формировать интерес к своей родословной.

      Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями.

      Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.

      Познакомить детей с историей детского сада.

      2 раздел «Вот эта улица, вот этот дом».

      Возникла необходимость воспитания бережного отношения к малой Родине через её познание.

      Основной его задачей является формирование представления детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположения города, климат, природа и полезные ископаемые, символика родного края.

      Формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины, символике родного края.

      Расширять представления о природных богатствах сахалинской земли, в особенности города: растительном и животном мире; полезных ископаемых.

      Воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению. Дать понятие о заповедниках.

      3 раздел «Город Абаза, в котором я живу».

      Цель: Дать элементарные представления об истории, первопроходцах, героях труда и Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества, достопримечательностях города , социально-экономической значимости города .

      Формировать представление об исторических корнях города .

      Расширять представления о достопримечательностях, социально-экономической значимости города .

      Воспитывать уважение к людям первопроходцам, героям труда, Великой Отечественной Войны, защитникам Отечества.

      4 раздел «Наша кладовая».

      Цель: Дать представление дошкольникам о народах, живущих в городе и культуре, которую они представляют.

      Формировать представление об основных профессиях жителей города (поселка).

      Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов округа, их жизни, быту, культуре, языку, традициям.

      Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.

      III. Ожидаемый результат реализации программы

      Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.

      Знать имя, отчество родителей.

      Знать где работают их родители.

      Знать участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, и группы, ухаживать за растениями.

      Знать имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь оказывать посильную помощь взрослым.

      Знать некоторых домашних и диких животных родного края; без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать насекомых.

      Знать название своего города; с доверием относиться ко взрослым, которые заботятся о них.

      С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на что, чтобы порадовать взрослых, детей.

      Уметь рассказывать о своем родном городе .

      Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать военным, пожарным, милиционером и т.д.).

      Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и не живом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.

      Знать свой домашний адрес, название города, округа.

      Иметь представление о символике города , округа.

      Знать название близлежащих улиц.

      Иметь представление о жизни и быте народа, населяющего название области (название города, ).

      Узнавать на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказывать о них.

      Знать профессии своих родителей.

      Знать правила поведения в природе.

      Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.

      Различать некоторые рода войск.

      Краткие сведения об истории города , республики.

      Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.

      Знать герб, флаг название республики и города.

      Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.

      Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д.

      Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.

      Правила безопасности поведения в природе и на улице города .

      Иметь элементарные представления об охране природы, о заповедниках, заказниках название республики.

      Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.

      IV. Этапы внедрения программы

      Разработка и внедрение программы.

      Разработка и реализация плана программы.

      Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

      Реализация планов обеспечивающих выполнение программного материала.

      Регулирование выполнения программы.

      Текущий мониторинг выполнения программы.

      Итоговый анализ реализации программы, итоговый мониторинг.

      V. Механизм сопровождения программы

      1. Планирование и подготовка

      Изучение методической литературы.

      План работы на год.

      Комплектование творческой группы.

      Составление разделов плана творческой группой (по годам).

      Обсуждение проектов каждого плана.

      2. Методическое сопровождение

      Организация и проведение семинара по изучению программы.

      Пропаганда лучшего опыта работы педагогов, работающих в данном направлении.

      Проведение семинарских занятий.

      Проведение мастер-классов, круглых столов, открытых дверей.

      3. Использование результатов работы

      Подготовка и проведение методических мероприятий (МО, пед. чтений, педсоветов, открытых просмотров).

      Оформление результатов работы.

      Написание творческих работ, проектов.

      Выступление в СМИ.

      4. Мероприятия поддержки

      Составление плана совместных проектов между специалистами ДОУ.

      Разработка и проведение комплексных занятий, совместных праздников.

      Взаимодействие с семьей.

      Сотрудничество с Центральной районной библиотекой.

      Сотрудничество с отделом социальной защиты населения.

      Сотрудничество с Центром культуры и досуга, краеведческим музеем, военным комиссариатом.

      Изучение результатов диагностирования развития детей (текущий мониторинг).

      Мониторинг профмастерства педагогов каждого этапа.

      Диагностирование развития детей (промежуточный мониторинг).

      Совместная выработка рекомендаций по совершенствованию педагогического процесса в рамках программы.

      VI. Тематическое планирование

      II младшая группа (3–4 года)

      Средняя группа (4–5 лет)

      «Моя семья» – любимые занятия родителей и других членов семьи.

      Природоохраняемая акция «Покорми птиц зимой».

      Проект «Дружат дети на планете».

      Целевая прогулка по близлежащей улице, прилегающей к детскому саду.

      Досуг «Рота, подъем!»

      «Мы следопыты» – о жизни диких животных в тайге.

      Проект «Письмо в сказочную страну», знакомство с профессией почтальона.

      «На земле, в небесах и на море» – об армии, о родах войск.

      «Папы, дедушки – солдаты» – о государственном празднике «Защитники Отечества».

      «Наша мама лучше всех».

      «Город. Транспорт. Пешеход».

      «Люблю березку русскую». (деревья и растения, природа родного края)

      Развлечение «Быть здоровыми хотим».

      «Мой город», рассматривание альбома о городе,

      «В гости к деду Природоведу» – экологическая тропа весной.

      Беседа «Помощники» – об обязанностях, которые дети выполняют дома, об обязанностях членов семьи.

      Знакомство детей с флагом России и Хакасии.

      Экскурсия по праздничным улицам города, поселка.

      Рассказ воспитателя «О Дне Победы».

      Сюжетно-ролевая игра «Мы рыбаки», знакомство с профессией рыбака.

      Целевая прогулка к «Стеле памяти» посвященной Великой Отечественной Войне.

      Акция «Озелени участок»

      Проект (рисования) «Салют в честь праздника России».

      Досуг «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья».

      Рассказ воспитателя о лекарственных растениях.

      Экскурсия в парк

      Проект (рисования) «Мой детский сад».

      Досуг «Преодоление препятствий».

      Рассматривание фотоальбома «Достопримечательности города».

      Акция «Природа просит защиты» – бережное отношение к природе родного края.

      Чтение художественной литературы для детей на семейную тему.

      Рассматривание фотоальбома «Наша дружная семья».

      «Мой край задумчивый и нежный».

      Старшая группа (5–6 лет)

      Подготовительная группа (6–7 лет) VII. Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию детей

      Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников.

      Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.

      Взаимодействие с родителями

      VIII. Формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей

      Работа по патриотическому воспитанию проводится с применением разнообразных форм и методов.

      1. Познавательные занятия

      Занятия, посвященные изучению государственных символов России (история возникновения города, Республики, их символика).

      Занятия о происхождении города, географическом расположении, климате и т.д.

      Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами русского народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к русскому народу, истории Республики. Для этого проводятся:

      Обрядовые праздники: «Рождественские колядки», «Масленица», «Посиделки»; они объединяют всех участников, вызывают радостные волнения, эмоциональный подъем, дают возможность полнее проявить свою фантазию, изобретательность, творчество;

      Экскурсии в краеведческий музей города

      Тематические досуги «Мой край задумчивый и нежный», «Моя семья», «Мой папа», «Зарница».

      Одно из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируются представления о родном городе, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней.

      Важно донести до детей мысль: спустя много лет люди помнят о событиях грозных лет войны, чтя память погибших, окружат вниманием и любовью людей защищавших нашу Родину. Это такие мероприятия как:

      1. Ежегодный месячник военно-патриотического воспитания, во время которого организуются:

      Конкурс плакатов и рисунков «Защитники Отечества».

      Занятия «Дети – герои», «Герои войны – наши земляки».

      «Занятия мужества», на которых дети обращаются к славным подвигам российского солдата, проявившего беспримерное мужество в суровое для страны время.

      2. «Неделя памяти» включающая:

      Оформление поздравительных открыток и подарков для ветеранов войны.

      Утренник «День Победы» с приглашением ветеранов войны.

      Экскурсия к «Стеле памяти» посвященной участникам Великой Отечественной Войны.

      5. Взаимодействие с родителями

      Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. С их участием проводятся:

      Выставки рисунков, поделок: «Моя мама лучше всех», «Моя семья» и др.

      Оформление групповых комнат.

      Труд бытовой в природе.

      Утренники, праздники, экскурсии, соревнования.

      Природоохраняемые акции «Посади цветок», «Изготовление кормушки» и др.

      Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми: в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развития речи, музыке, изобразительном искусстве.

      IX. Материально-техническое сопровождение

      Дидактические и наглядные пособия;

      современные средства ИКТ;

      картинки с различными видами войск и Защитников Отечества, фотоальбомы «Мой город »;

      грамзаписи и аудиозаписи с песнями военных лет;

      символика РФ и РХ, города, , глобус и т.д.

      Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.

      Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.

      Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6, с.118-121.

      Игушенцева А. Музей боевой славы // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.11-13.

      Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2, с.3-8.

      Комратова Н . О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.3-10.

      Казакова Н.В . Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12, с.31-36.

      Программа по воспитанию нравственных качеств у детей дошкольного возраста

      «Человек, как звезда, рождается,

      Чтоб светлее стала Вселенная»

      Состояние общественной нравственности в современной России – предмет беспокойства философов, социологов, педагогов. Улучшить нравственное состояние общества невозможно без усиления внимания к соответствующему направлению воспитательной работы с детьми, причем начиная с самого раннего возраста.

      В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы, ставило перед собой цель – воспитание ребёнка мыслящим, совестливым, честным, трудолюбивым, скромным, уважительным, ответственным.

      Дополнительная общеобразовательная программа по воспитанию нравственных качеств у детей дошкольного возраста «Ступеньки добра» является приложением к комплексной дополнительной общеобразовательной программе студии для дошкольников «Солнышко». Данная программа переработана с учетом Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 N1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

      Поскольку ФГОС ДО направлен на « объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», в данной программе доминирует не обучающая, а развивающая функция. Знания и умения выступают не как цель, а как средство для формирования и развития психических процессов и важнейших личностных качеств ребёнка.

      Особое место среди личностных свойств, формирование которых активизирует программа, занимают нравственные качества – доброжелательность, тактичность, самоконтроль, умение учитывать и принимать иную позицию, выполнять основные требования взрослых и т. п. Эти качества необходимы для того, чтобы ребёнок научился жить в обществе по законам нравственности, согласовывая собственные потребности и стремления с потребностями и стремлениями взаимодействующих с ним людей. Особенность существующих программ в том, что они содействуют сохранению духовного здоровья детей, знакомят их с основами православной культуры, но подчас перегружены информацией, используют чрезмерно абстрактные для дошкольника понятия, в них слабо отражены различные аспекты взаимодействия образовательного учреждения с семьёй.

      Новизна и отличие программы от других в том, что:

      — в основу программы положена последовательная, систематическая работа по формированию личностных нравственных качеств дошкольника;

      — программа носит деятельностный характер, в ней широко используется метод проектов;

      — способствует формированию у дошкольников системы ключевых компетентностей, необходимых при поступлении в школу: социальная; коммуникативная; информационная; здоровьесберегающая; когнитивная; эмоциональная.

      Эффективное нравственное воспитание дошкольников в современных условиях невозможно без решения следующих проблем:

      проблемы определения идеалов, норм и принципов, которые могут быть положены в основу нравственного воспитания детей дошкольного возраста. В современных условиях обозначилась общественная потребность в человеке способном во всех сферах деятельности и общении в максимальной степени проявлять свои положительные качества и осознанно управлять теми негативными свойствами, которыми в той или иной мере обладает каждый.

      Проблемы перехода от воспитания, основанного на принуждении, к такому педагогическому воздействию, которое базируется на личном стремлении ребёнка «быть хорошим».

      1. Формирование у ребёнка чувства гордости (представления о своих достоинствах и недостатках, уровне притязаний). Чувство гордости впервые обнаруживается у ребёнка как заявление «Я сам».

      2. Воспитание чувства стыда. Его основы закладываются в возрасте от 4 – 4,5 лет до 6-7 лет.

      3. Формирование совести, то есть умения самостоятельно оценивать свои поступки, выделяя в них как положительные, так и отрицательные моменты. Ребёнок способен к этому приблизительно в 5 лет.

      В дошкольном возрасте необходимо совместными усилиями родителей и педагогов формировать у детей такие качества, как гордость, стыд, совесть, основы долга.

      Проблемы решения следующих практических задач:

      — сформировать у ребёнка механизм нравственного развития;

      -обеспечить участие ребёнка во всех доступных ему видах нравственного взаимодействия: с близкими людьми, со сверстниками, со знакомыми и незнакомыми людьми в общественных местах, с самим собой, с природой.

      — развить умения противостоять отрицательным примерам, с которыми каждый ребёнок сталкивается в повседневной жизни (телепередачи, нецензурная брань и т.п.).

      Работа по развитию у дошкольников нравственных качеств ведется совместно с родителями. Педагоги сообщают им о достижениях и проблемах детей, консультируют родителей об индивидуальных особенностях каждого ребёнка, выявляют тормозящие развитие факторы, обучают родителей приемам и методам нравственного воспитания в семье.

      Данная программа носит интегрированный характер и является своеобразным стержнем комплексной дополнительной общеобразовательной программы студии для дошкольников «Солнышко». Лежащие в её основе принципы и методы педагоги реализуют по всем направлениям работы студии: развитие речи, ознакомление с окружающим миром, театр, английский язык, музыка, «Мастерилка» и ИЗО, «Секрет» (занятия с психологом).

      Специальные занятия по данной программе проводятся во всех возрастных группах 1 раз в неделю.

      Сохранение и развитие нравственного здоровья детей, приобщение их к нравственным ценностям с опорой на традиции семейного воспитания.

      1. Развивать моральное сознание:

      -развитие нравственных представлений, суждений, понятий;

      -формирование представлений о родном крае, о Родине;

      -развитие осознанного и правильного отношения к общественно принятым нормам поведения, своей ответственности;

      -формирование установки ребёнка на другого человека как самостоятельную ценность.

      2. Формировать позитивное отношение к другим людям, себе:

      — развитие понимания взаимозависимости людей друг от друга;

      -развитие самопознания и воспитание у ребёнка уважения к себе;

      -развитие у детей уверенности в себе;

      -формирование умения откровенно и понятно выражать свои чувства, желания, взгляды, принимать и уважать позицию другого;

      -развитие социальных мотивов, способствующих налаживанию межличностных отношений со взрослыми и сверстниками.

      3. Развивать нравственные чувства, связанные с самоконтролем, самодисциплиной: стыд, совесть, доброту, отзывчивость, сочувствие, сопереживание.

      4. Формировать навыки и привычки нравственного поведения:

      — способность подчиняться заданным извне и добровольно выработанным для себя правилам поведения;

      -этически ценные способы общения;

      — умение формулировать суть проблемы конфликта, находить возможные пути разрешения конфликтов.

      5. Содействовать семье в проблемах нравственного воспитания детей:

      -ознакомление родителей с основами педагогики и психологии;

      -формирование представлений о формах традиционного семейного уклада;

      -поднятие престижа и ценности семьи.

      Основные принципы программы:

      1) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

      2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;

      3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

      4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

      5) сотрудничество Центра с семьей;

      6) соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития.

      Программа рассчитана на три возрастные группы:

      Данная программа предусматривает конструктивную, последовательную совместную работу педагогов и родителей по развитию нравственных качеств у дошкольников на основе тематического планирования по всем годам обучения (Приложение №1).

      Обучение проводится ненавязчиво, с использованием игровых обучающих ситуаций, при сочетании групповой и индивидуальной работы с детьми и самостоятельной деятельности дошкольников. Обеспечивается участие ребёнка во всех доступных ему видах нравственного взаимодействия.

      Программа состоит из четырёх блоков:

      1 блок: «Моя семья. Моя Родина» (взаимоотношения с близкими людьми, любовь к Родине);

      2 блок: «Мои друзья» (взаимоотношения со сверстниками);

      3 блок: «Я в мире людей» (взаимоотношения с людьми в общественных местах);

      4 блок: « Природа и я» (отношение к природе).

      Формы работы с детьми:

      1 блок: «Моя семья. Моя Родина»

      Беседы, игры нравственного содержания;

      Составление рассказов из личного опыта на тему: «Как я помогал маме», «Мы с папой» и т. д.

      Посильная помощь взрослым;

      Семейный фестиваль «Когда все вместе»;

      Семейный праздник «Моя семья в истории родного края».

      2 блок: «Мои друзья»

      Вовлечение некоммуникабельных детей в общение, пробуждение интереса к неактивным, стеснительным детям; побуждение к оказанию им помощи в общении;

      Коллективные формы общения, игр;

      Изготовление подарков, сувениров;

      Посещение детьми своих друзей дома;

      Создание педагогических ситуаций;

      Практическая забота в группе о внезапно заболевшем товарище, проявление внимания, деятельного участия.

      3 блок: «Я в мире людей»

      Разучивание правил поведения и отработка их в поведении детей;

      Дидактические игры (обучающие);

      Посещение библиотеки, театра, музея, парка.

      Конкурсы, викторины, игры.

      4 блок: « Природа и я»

      Наблюдение за растениями, животными, природных явлений;

      Организация элементарных опытов;

      Игры в путешествия;

      Экскурсии и целевые прогулки;

      Рассматривание журнала «Юный натуралист», «Тотошка»;

      Уход за животными, птицами, рыбами;

      Изготовление поделок из природного материала.

      Программой предусмотрено взаимодействие с родителями, в ходе которого формируется атмосфера не только сотрудничества, но и сотворчества, что позволяет каждому ребёнку почувствовать ценность своей семьи. Программа помогает родителям определить личностную направленность воспитания их ребенка с учетом его индивидуально – психологических особенностей, сформировать мотив и потребность родительского участия в совместном процессе воспитания личности с развитыми моральными, интеллектуальными и физическими качествами . В этих целях для родителей организована «Школа эффективного родительства» (Приложения № 5, анкеты-№3, 6)

      Ожидаемые результаты реализации программы

      К концу 1-го года обучения дети будут:

      -о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, честности, отзывчивости;

      — о домашних и диких животных, птицах, растениях.

      — оценивать поступки товарищей, справедливо разрешать споры и конфликты;

      — проявлять доброжелательность к окружающим людям;

      — объединяться в малые группы в процессе различной деятельности;

      — осознанно относиться к нормам поведения в общественных местах;

      — правильно вести себя в природе, не причиняя ей вреда.

      К концу 2-го года обучения дети будут:

      — о героическом подвиге русского народа в Великой Отечественной войне, усвоят понятия «ветеран Великой Отечественной войны», «участник трудового фронта», приобретут знания о своих родственниках, имеющих эти звания;

      — о родословной своей семьи;

      — о милосердии, доброте;

      — о совместном досуге;

      — о семейных взаимоотношениях;

      — о деятельности членов семьи;

      — о детском доме, о детях, живущих без родителей;

      — о правилах поведения на улице;

      — о правилах речевого этикета.

      — доброжелательно относиться к членам семьи, заботиться о пожилых людях;

      — сотрудничать при решении учебных и игровых задач;

      — справедливо оценивать свои поступки и поступки друзей;

      — справедливо решать споры и конфликты;

      — сопереживать успехам и неудачам друзей;

      — уважительно относиться к друзьям;

      — критично относиться к своим поступкам и поступкам друзей.

      К концу 3-го года обучения дети будут:

      — усвоят понятия «Малая Родина», «патриот»;

      — о родном городе, его истории и достопримечательностях;

      — о семейном бюджете;

      — о бюджете времени в семье;

      — о коллективном ведении домашнего хозяйства;

      — о семейных обычаях, народных обрядах;

      — о дружеских взаимодействиях людей в экстремальных жизненных ситуациях, в спорте;

      — о нравственных нормах поведения;

      — о правилах речевого этикета;

      — о «Красной книге» Пензенского края;

      — о природе родного края.

      — доброжелательно и уважительно относиться к близким;

      — планировать свою деятельность;

      — публично выступать перед сверстниками и родителями;

      — различать хорошие и плохие поступки;

      — проявлять доброту в общении с детьми;

      — распознавать аморальные качества (трусость, жестокость, леность, лживость), давать им оценку;

      — учитывать и принимать позицию другого;

      — определять дружеские проявления людей;

      — взаимодействовать в команде;

      — правильно вести себя на природе;

      — бережно относиться к растениям, животным и птицам.

      Инструментарий определения результативности программы

      1 блок «Моя семья. Моя Родина»

      — проективный тест «Рисунок семьи» (для детей 4-7 лет) (Приложение 2);

      — методика по изучению проявлений отзывчивости в семье (для детей 5-7 лет);

      — методика «Автопортрет» (для детей 4-7 лет);

      — графическая методика «Кактус» (для детей 5-7 лет);

      — тест «АСВ» (анализ семейных взаимоотношений);

      — тест «Опросник родительских отношений Р. С. Немова» (Приложение 3);

      — тест «Волшебный телевизор» (для детей 5-7 лет) (изучение типа общения ребёнка с взрослыми).

      2 блок «Мои друзья»

      — методика «Закончи историю» (для детей 5-6 лет);

      — методика «Подели игрушки» (для детей 4-5 лет);

      — изучение социальных эмоций (для детей 4-7 лет);

      — рисование на тему «Я в студии «Солнышко» (для детей 5-7 лет);

      — метод вербальных выборов (для детей 5-7 лет) (Приложение 4);

      — методика «Два домика» (для детей 4-7 лет);

      — тест «Маски» (для детей 5-7 лет);

      — методический приём «Цветик-семицветик» (для детей 4-7 лет).

      3 блок «Я в мире людей»

      — методика изучения культуры общения (для детей 4-7 лет);

      — сюжетные картинки (для детей 5-7 лет);

      — экскурсии в общественные места;

      — сюжетно-ролевые игры «Больница», «В кафе», «Театр» и пр.

      4 блок « Природа и я»

      — экскурсии на природу;

      — проект «Здравствуй, лес» (правила поведения в лесу);

      — создание «Красной Книги» и пр.

      Учебно – тематический план

      Распределение учебных часов по годам обучения

      Источники:

      https://multiurok.ru/files/proghramma-po-vospitaniiu-nravstvienno-patriotichi.html

      https://infourok.ru/rabochaya-programma-kruzhka-po-nravstvennopatrioticheskomu-vospitaniyu-u-detey-let-1201333.html

      https://infourok.ru/programma-po-vospitaniyu-nravstvennih-kachestv-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-1621384.html