Программы воспитания детей нуждающихся в оздоровлении

Статья 291. Научно-методическое обеспечение программ воспитания

1. Научно-методическое обеспечение программ воспитания включает в себя:

1.1. планирующую документацию программ воспитания;

1.2. методическую документацию программ воспитания;

1.3. учебно-методические пособия;

1.4. информационно-методические материалы.

2. К планирующей документации программ воспитания относятся:

2.1. план воспитательной работы по развитию интеллектуальных, творческих способностей, лидерских качеств детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе, укреплению их здоровья;

2.2. план воспитательной работы с детьми, нуждающимися в оздоровлении;

2.3. планы воспитательной работы и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении;

2.4. планы воспитательной работы и защиты прав и законных интересов детей, нуждающихся в особых условиях воспитания;

2.5. индивидуальные планы защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении;

2.6. индивидуальные планы защиты прав и законных интересов детей, нуждающихся в особых условиях воспитания.

3. К методической документации программ воспитания относятся методики воспитания, методические рекомендации, инструктивно-методические письма.

4. Учебно-методическое пособие – издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, которые необходимы для реализации программ воспитания и изложены в форме, удобной для организации воспитательного процесса, и учитывающее возрастные особенности воспитанников.

К использованию в воспитательном процессе допускаются учебно-методические пособия и иные издания, рекомендованные Министерством образования Республики Беларусь.

5. Информационно-методические материалы – материалы, содержащие статистическую и аналитическую информацию о реализации программ воспитания, результатах реабилитационного процесса, методические материалы по организации воспитательных мероприятий.

6. Научно-методическое обеспечение программ воспитания осуществляют:

6.1. организации, осуществляющие научно-методическое обеспечение образования;

6.2. учреждения образования;

6.3. научные организации;

6.4. учебно-методические объединения в сфере образования;

6.5. иные организации, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять реализацию программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении;

6.6. республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, иные организации и физические лица в пределах их полномочий.

Статья 292. Планирующая документация программ воспитания

1. План воспитательной работы по развитию интеллектуальных, творческих способностей, лидерских качеств детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе, укреплению их здоровья устанавливает цели, задачи, формы, методы работы и мероприятия по работе с детьми, достигшими высоких показателей в учебной и общественной работе, разрабатывается образовательно-оздоровительным центром на основе программы воспитания детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе, и утверждается его руководителем.

2. План воспитательной работы с детьми, нуждающимися в оздоровлении, устанавливает цели, задачи, формы, методы работы и мероприятия по работе с детьми, нуждающимися в оздоровлении, разрабатывается учреждением образования (иной организацией, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять реализацию программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении) на основе программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, и утверждается его руководителем.

3. План воспитательной работы и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, устанавливает цели, задачи, формы и методы работы, мероприятия по воспитанию и защите прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, разрабатывается учреждением образования, реализующим программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, на основе программы воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, программы воспитательной работы учреждения образования и утверждается его руководителем.

4. План воспитательной работы и защиты прав и законных интересов детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, устанавливает цели, задачи, формы и методы работы, мероприятия по созданию особых условий воспитания, защите прав и законных интересов детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, разрабатывается специальным учебно-воспитательным учреждением (специальным лечебно-воспитательным учреждением) на основе программы воспитания детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, и утверждается его руководителем.

5. Индивидуальный план защиты прав и законных интересов ребенка, находящегося в социально опасном положении, предусматривает систему межведомственных мероприятий, направленных на ресоциализацию несовершеннолетнего. Индивидуальный план защиты прав и законных интересов ребенка, находящегося в социально опасном положении, разрабатывается и утверждается в соответствии с законодательством о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

6. Индивидуальный план защиты прав и законных интересов ребенка, нуждающегося в особых условиях воспитания, предусматривает комплекс мероприятий, направленных на реабилитацию и ресоциализацию несовершеннолетнего. Индивидуальный план защиты прав и законных интересов ребенка, нуждающегося в особых условиях воспитания, разрабатывается социально-педагогической и психологической службой специального учебно-воспитательного учреждения (специального лечебно-воспитательного учреждения) и утверждается его руководителем.

КОНЦЕПЦИЯ ДЕТСКОГО ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Министр образования Республики Беларусь М.А.Журавков

15 февраля 2016г.

КОНЦЕПЦИЯ ДЕТСКОГО ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Современная ситуация требует глубокого и структурированного подхода к организации отдыха и оздоровления детей, так как в последние десятилетия образовательный, культурный и нравственный уровень развития детей претерпел качественные изменения. Многие семьи в силу различных причин не могут самостоятельно организовать их отдых и оздоровление.

Изменения в законодательстве создают условия для совершенствования системы детского отдыха и оздоровления. Кодекс Республики Беларусь об образовании впервые дал правовое определение понятий, относящихся к оздоровлению детей и подростков. Данный документ согласовал вопросы детского отдыха и укрепления здоровья детей, обучения, воспитания и развития детей, которые являются системообразующими в реализации государственной политики в отношении подрастающего поколения.

Организацию детского отдыха и оздоровления сегодня можно рассматривать как один из важнейших компонентов здоровьесберегающей технологии воспитания, оказывающей влияние не только на физическое, но и на моральное и психологическое состояние детей.

Вопросы организации отдыха и оздоровления детей регламентируют: Конституция Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об образовании, Указ Президента Республики Беларусь 28 августа 2006 г. № 542 «О санаторно-курортном лечении и оздоровлении населения », Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 02 июня 2004 г. № 662 «О некоторых вопросах организации оздоровления и санаторно-курортного лечения детей», Концепция санаторно -курортного лечения и оздоровления населения Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О правах ребенка».

Положение о воспитательно-оздоровительном учреждении образования, Программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении.

В то же время республиканская нормативно-правовая база не учитывает все изменения в сфере организации летнего отдыха, произошедшие в последние годы.

Во многих детских оздоровительных учреждениях недостаточно развита инфраструктура, высока изношенность основных фондов, качество условий не соответствует уровню, необходимому для реализации оздоровительных и воспитательных программ.

Недостаточно разработана общественно-государственная система контроля качества деятельности оздоровительных лагерей, не разработаны объективные критерии качества реализуемых программ.

Существует необходимость выявления педагогических условий эффективной воспитательной работы в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования в современной социокультурной среде. В настоящее время проблема воспитания в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования вышла на первый план и требует разработки в связи с очевидностью противоречий между :

воспроизведением педагогами воспитательно-оздоровительных учреждений образования традиционного опыта воспитательной работы

  • качественно новыми характеристиками окружающего социокультурного пространства
  • социокультурным опытом педагогов и личным опытом прибывающих на отдых и оздоровление детей
  • существующей на практике тенденцией к признанию приоритетности учебного процесса относительно воспитательной работы и декларированием обратного;
  • недостаточным научно-методическим и информационным обеспечением воспитательной работы педагогов воспитательно-оздоровительных учреждений образования и широким информационным полем современных подростков, обусловленным интенсивностью развития средств массовой коммуникации;
  • открывшимися возможностями создания вариативных программ;
  • недостаточным уровнем квалифицированной профессиональной подготовки педагогов
  • декларированием приоритетности организации оздоровления детей и отсутствием четкой научно обоснованной концепции отдыха и оздоровления детей в Республике Беларусь.
  • Стратегия развития системы отдыха и оздоровления детей ориентирована на качественные преобразования ее центрального звена воспитательно-оздоровительных учреждений образования и механизмов управления данной системой.

    Цель, задачи и основные принципы Концепции

    Концепция базируется на следующих основных принципах:

    межведомственного взаимодействия — создание вертикали государственно-общественного управления системой отдыха и оздоровления детей, обеспечение согласованности действий органов государственного управления, предприятий, общественных и некоммерческих организаций;

    государственно- общественного подхода — обеспечение открытости системы отдыха и оздоровления детей, участия общественных организаций и общества в целом в организации отдыха и оздоровления детей, общественно-государственного контроля за соблюдением норм и правил безопасности их жизнедеятельности;

    интеграции — обеспечение единства образовательной, социально-педагогической, оздоровительной, психологической, культурно-досуговой деятельности воспитательно-оздоровительных учреждений образования;

    инвестиционного развития — обеспечение привлечения инвестиций со стороны государственных и негосударственных организаций, коммерческих структур;

    развивающего досуга — создание условий для раскрытия индивидуального потенциала, социальных инициатив детей;

    учета природных факторов — обеспечение размещения воспитательно-оздоровительных учреждений и проведения оздоровительных мероприятий в экологически благополучных районах Республики Беларусь.

    Целью Концепции является совершенствование системы отдыха и оздоровления детей для оптимального удовлетворения потребностей детей и их родителей в качественных и социально значимых услугах оздоровления и отдыха.

    Основные задачи Концепции:

    повышение качества и доступности услуг отдыха и оздоровления детей;

    совершенствование нормативно-правовой базы системы отдыха и оздоровления детей и структуры управления данной системой;

    охранение и развитие инфраструктуры системы отдыха и оздоровления детей, создание условий для повышения ее инвестиционной привлекательности;

    развитие теории и практики работы учреждений отдыха и оздоровления детей и молодежи на основе инновационных и экспериментальных программ и проектов, обобщения опыта лучших учреждений;

    повышение роли научных учреждений в концептуальном, программно-аналитическом и методическом обеспечении сферы отдыха и оздоровления детей;

    выработка единых подходов к содержанию деятельности учреждений, организующих отдых и оздоровление детей;

    совершенствование механизмов кадрового обеспечения системы отдыха и оздоровления детей путем создания системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

    обеспечение предоставления безопасных и качественных услуг в сфере отдыха и оздоровления детей с возможностью внедрения новых технологий немедикаментозного лечения и профилактики заболеваний и использования медико-психологического сопровождения;

    внедрение прогрессивной прозрачной системы финансирования детского отдыха и оздоровления с привлечением государственных средств (сертификат на оздоровление);

    обеспечение гарантий права детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на отдых;

    целенаправленное развитие различных форм семейного отдыха. На решение вышеперечисленных задач направлена Концепция системы отдыха и оздоровления детей в Республике Беларусь (далее — Концепция).

    Основные термины и их определения, которые используются в Концепции:

    воспитательнооздоровительное учреждение образования

    учреждение образования, которое реализует программу воспитания детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе, программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, образовательные программы общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи;

    образовательнооздоровительный центр – воспитательно-

    оздоровительное учреждение образования, которое реализует программу воспитания детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе, программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, образовательные программы общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, создает условия для проживания и питания детей , достигших высоких показателей в учебной и общественной работе, детей, нуждающихся в оздоровлении, оказывает содействие оздоровительным лагерям в осуществлении научно- методического обеспечения образования, научно- методического обеспечения программ воспитания и расположено на территории, пригодной для организации оздоровления и отдыха;

    оздоровительный лагерь – воспитательно-оздоровительное учреждение образования, которое реализует программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи , создает условия для проживания и питания детей, нуждающихся в оздоровлении, и расположено на территории, пригодной для организации оздоровления и отдыха;

    воспитание — целенаправленный процесс формирования духовно-нравственной и эмоционально ценностной сферы личности;

    воспитательный процесс — деятельность учреждений образования, иных организаций, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять реализацию программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, по реализации программ воспитания;

    смена — период нахождения детей в воспитательно-оздоровительном учреждении, необходимый для освоения содержания ими соответствующих программ воспитания и образовательных программ;

    природные лечебные ресурсы – природные лечебные факторы,

    используемые в лечебных и профилактических целях.

    оздоровление – комплекс мероприятий, направленных на повышение устойчивости к физическим, биологическим, психологическим, социальным факторам окружающей среды в целях укрепления здоровья граждан.

    Общие положения Концепции

    Настоящая Концепция основывается на принципах государственной социальной политики в сфере образования, воспитания и оздоровления. Развитие системы отдыха и оздоровления детей рассматривается как непременный атрибут социальной политики в отношении детей в Республике Беларусь.

    Методологические основы Концепции.

    Концепция, базируясь на идеях гуманистического, аксиологического, системного, компетентностного, деятельностного, культурологического, личностно-ориентированного подходов , а также руководствуясь принципами системности и преемственности воспитательной деятельности и оздоровления, определяет сущность и основные направления отдыха и оздоровления детей в Республике Беларусь.

    Настоящая Концепция закрепляет в качестве приоритетов в развитии системы летнего отдыха и оздоровления детей воспитание и оздоровление.

    Воспитание является составляющей частью отдыха и оздоровления детей.

    Воспитание, осуществляемое в процессе организации отдыха и оздоровление детей, можно рассматривать как совокупность мероприятий, обеспечивающих полноценный отдых детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний, занятия физической культурой, спортом, туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности, развитие творческого потенциала в благоприятной среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований.

    Целью системы отдыха и оздоровления детей является оптимальное удовлетворение потребностей детей и их родителей в качественных и социально значимых услугах оздоровления и отдыха.

    Достижение данной цели предполагает решение следующих основных задач :

    обеспечение единства процессов сохранения и укрепления здоровья детей, их развития и образования;

    осуществление поддержки системы организации отдыха и оздоровления детей со стороны органов исполнительной власти Республики Беларусь, органов местного самоуправления, общественных объединений и частных структур;

    стимулирование развития новых, эффективных форм оздоровления, разработка и внедрение современных технологий и методов оздоровительной работы;

    совершенствование ресурсного обеспечения организаций отдыха и оздоровления детей , укрепление и обновление их материальной базы, улучшение кадрового потенциала, повышение качества услуг.

    Содержание отдыха и оздоровления детей реализуется в соответствии с Программой воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении , программно-планирующей документацией воспитания, программами воспитания, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь, а также путем использования ресурса многообразных форм дополнительного образования детей и молодежи.

    Основные требования к организации системы отдыха и оздоровления детей:

    осуществление на уровне, обеспечивающем его высокое качество (эффективность /результативность);

    соответствие содержания, форм и методов цели и задачам отдыха и оздоровления;

    системность и единство педагогических требований; реализация концептуальных подходов к воспитанию; создание условий для развития творческих способностей детей,

    включение их в различные виды деятельности; преемственность и последовательность реализации содержания;

    воспитания с учетом особенностей учреждений образования, реализующих Программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, их здоровья, потребностей и интересов;

    включение вопросов воспитания в процессе отдыха и оздоровления в содержание подготовки, переподготовки, повышения квалификации, а также дополнительного образования педагогических работников всех уровней системы образования.

    Основные составляющие отдыха и оздоровления.

    идеологическое воспитание, определяющееся приоритетами развития белорусского общества и являющееся основой всего содержания воспитания, как неотъемлемый элемент всех его направлений;

    гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование активной гражданской позиции, патриотизма, правовой и политической, информационной культуры;

    нравственное воспитание, направленное на формирование нравственной культуры, приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям;

    поликультурное воспитание, направленное на формирование толерантного отношения к представителям других культур, национальностей, вероисповеданий и др.;

    эстетическое воспитание, направленное на формирование эстетического вкуса, развитие чувства прекрасного;

    воспитание психологической культуры, направленной на развитие и саморазвитие личности;

    воспитание культуры здорового образа жизни, направленное на формирование навыков здорового образа жизни, осознание значимости здоровья как ценности, физическое совершенствование;

    экологическое воспитание, направленное на формирование экологической культуры личности;

    воспитание культуры безопасной жизнедеятельности, направленное на формирование безопасного поведения;

    семейное воспитание, направленное на формирование ответственного отношения к семье, браку, воспитанию детей; осознанных представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе;

    трудовое и профессиональное воспитание, направленное на понимание труда как личностной и социальной ценности, формирование готовности к осознанному профессиональному выбору; воспитание культуры быта и досуга, направленное на формирование у детей и учащейся молодежи ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время.

    Комплекс мероприятий , направленных на повышение устойчивости к физическим, биологическим, психологическим, социальным факторам окружающей среды в целях укрепления здоровья:

    организация отдыха детей с учетом соблюдения режима жизнедеятельности, режима питания, оптимального двигательного режима и т.п.;

    организация сбалансированного питания; гигиенические навыки и правильный образ жизни; занятия физической культурой, спортом, туризмом;

    обеспечение благоприятной среды, с учетом выполнения санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований; рациональное использование природно-климатических лечебных факторов для укрепления здоровья детей.

    Условия успешной реализации Концепции:

    целенаправленная ориентация на актуальные и перспективные потребности личности, общества, государства;

    учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, запросов их родителей;

    внедрение инноваций, обеспечение модернизации данной системы и сертификации услуг отдыха и оздоровления детей;

    реализация межведомственного подхода в организации системы оздоровления и отдыха детей;

    совершенствование ресурсного обеспечения и менеджмента на всех уровнях системы.

    Ожидаемые результаты реализации Концепции

    Реализация Концепции позволит совершенствовать систему отдыха и оздоровления детей в Республике Беларусь и создать условия для оптимального удовлетворения потребностей детей и их родителей в качественных и социально значимых услугах оздоровления и отдыха.

    Концепция послужит основанием для разработки государственной целевой программы и региональных программ развития учреждений отдыха и оздоровления детей, позволяющих совершенствовать материально-техническую базу, кадровый потенциал воспитательно-оздоровительных учреждений образования, их научно-методическое обеспечение; повлечет расширение нормативно-правовой базы сферы оказания услуг по организации отдыха и оздоровления детей; привлечение инвестиций в сферу отдыха и оздоровления детей; повышение качества и доступности услуг отдыха и оздоровления детей; охват детей организованными формами отдыха и оздоровления в соответствии с существующими потребностями и спросом; повышение качества и разнообразия программ детского развивающего отдыха; укрепление физического и нравственного здоровья детей, улучшение их социального благополучия; смещение приоритетов детского отдыха и оздоровления с лагерей с дневным пребыванием детей в черте населенного пункта в сторону загородных оздоровительных лагерей с круглосуточным пребыванием детей; создание системы профессиональной мотивации специалистов системы отдыха и оздоровления детей; формирование специализированного информационного ресурса в сети Интернет для организаторов отдыха и оздоровления детей.

    Оздоровительный лагерь «Беларусь»

    Оздоровительный лагерь «Беларусь» функционирует с 1957 года. Территория лагеря составляет 10,8 Га и находится в зеленой зоне смешенного леса.

    В материальную базу лагеря входит 21 корпуса (спальные корпуса, столовая, клуб, административные корпуса, склады и подсобные помещения), оборудованный стадион, водонапорная башня и котельная.

    В лагере за одну смену могут отдохнуть 300 детей в возрасте от 6 до 16 лет. Обслуживают работу лагеря 56 педагогов и 50 работников обслуживающего персонала.

    В течение каждой смены работа с детьми в лагере ведется по следующим основным направлениям:

    1. Идеологическая и воспитательная работа;
    2. Формирование ценностного отношения и культуры здорового образа жизни;
    3. Организация работы по обеспечению безопасных условий пребывания детей в воспитательно-оздоровительном учреждении.
    4. Оздоровительный лагерь «Беларусь» призван обеспечивать полноценный и содержательный отдых и оздоровление детей, а также решать проблемы их развития и воспитания. Участники лагеря имеют возможность удовлетворить интерес к определенной области знаний, творчества или искусства в сочетании с оздоровительным отдыхом в кругу сверстников, продемонстрировать свои способности и талант, приобрести новых друзей, новый социальный опыт.

      Одной из центральных идей работы лагеря стало постоянное развитие ребенка. Реализация этой идеи было возможно при осуществлении принципа свободного выбора, когда разноплановая, творческая деятельность затрагивала сферу чувств ребенка и позволяла ему осознать себя личностью.

      При реализации программ воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, выдерживались следующие принципы организации и содержания деятельности.

    5. Принцип многообразия видов, форм и содержания деятельности, рассчитанных на доминирующие способности, интересы и потребности (интеллектуально-познавательные, художественно-творческие, организаторско-лидерские).
    6. Принцип свободы и творчества, предполагается право выбора познавательной деятельности, пути и темпа продвижения по маршруту в освоении выбранной деятельности; форм и способов организации жизни в коллективе, участие в досугово -развлекательных мероприятиях; выбор ролевой позиции при подготовке общего дела; выбор форм участия в оздоравливающих программах.
    7. Принцип социальной активности через включение подростков в социально-значимую деятельность при проведении разноплановых просветительских, оздоровительных, спортивных и досуговых мероприятий.
    8. Принцип взаимосвязи педагогического управления и самоуправления, реализация которого предполагает формирование временных творческих групп, служб из числа взрослых и детей по организации, пропаганде, освещению жизнедеятельности в лагере.

    Направление идеологической и воспитательной работы в лагере осуществлялось через:

  • гражданско-патриотическое воспитание;
  • трудовое воспитание;
  • формирование базовых ценностей культуры личности;
  • активное вовлечение воспитанников в деятельность, с целью приобретения социального и жизненно важного опыта, освоение способов организации собственной жизнедеятельности;
  • воспитание культуры семейных отношений;
  • усиление работы детских и молодежных общественных объединений.
  • Рассылка новостей журнала «Отдел кадров»

    Подписчики этой рассылки получают уведомления о выходах новых номеров журнала, о новых запланированных прямых телефонных линиях, о выходе наших новых проектов и начале очередной подписной кампании. Средняя периодичность рассылки 2—3 раза в месяц.

    Подписка на журнал

    Увольнение в связи с совершением аморального проступка

    Рубрика «Трудовое законодательство»

    Н.С. Минько, кандидат юридических наук, доцент

    В силу предписания п. 3 ст. 47 Трудового кодекса Республики Беларусь работник, выполняющий воспитательные функции, может быть уволен за совершение аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы.

    Такого рода основание увольнения работника по инициативе нанимателя применяется лишь к определенным категориям работников с учетом содержания их трудового договора, поэтому нанимателям необходимо соблюдать установленные законом условия и порядок увольнения по данному основанию с предоставлением подтверждающих доказательств. Специальным субъектом рассматриваемых правоотношений выступают педагогические работники, выполняющие воспитательные функции и реализующие содержание программ воспитания. Увольнение по данному основанию может быть применено только к работникам, одной из основных (или основной) функцией которых является воспитание.

    Согласно подп. 1.1 п. 1 ст. 1 Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее — Кодекс об образовании) воспитание — это целенаправленный процесс формирования духовно-нравственной и эмоционально-ценностной сферы личности обучающегося.

    От работников, выполняющих воспитательные функции, требуются высокий профессионализм, ответственность, безупречные моральные качества.

    Согласно ст. 18 Кодекса об образовании целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося. Воспитание основывается на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, государственной идеологии, отражает интересы личности, общества и государства.

    Лица, осваивающие программы воспитания, являются воспитанниками (дети, молодежь, взрослые).

    В соответствии с п. 2 ст. 50 Кодекса об образовании педагогические работники, педагогическая деятельность которых направлена на реализацию содержания образовательных программ высшего образования, образовательных программ дополнительного образования взрослых, руководство образовательной деятельностью учреждения высшего образования, академии последипломного образования, института повышения квалификации и переподготовки, института развития образования, относятся к профессорско-преподавательскому составу. Педагогическая деятельность профессорско-преподавательского состава включает в себя учебную, воспитательную и учебно-методическую работу.

    Как следует из п. 4 ст. 290 Кодекса об образовании, основными требованиями к организации воспитательного процесса являются:

    • обеспечение реализации программ воспитания;
    • реализация системности и единства педагогических требований;
    • соответствие содержания, форм и методов воспитания его целям и задачам;
    • реализация личностно-ориентированного подхода;
    • создание условий для развития творческих способностей воспитанников, вовлечения их в разные виды социально значимой деятельности;
    • профилактика противоправного поведения воспитанников;
    • педагогическая поддержка детских, молодежных и иных общественных объединений;
    • охрана жизни и здоровья воспитанников;
    • соблюдение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов.

    Воспитательный процесс охватывает деятельность учреждений образования, иных организаций, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять реализацию программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, по реализации программ воспитания.

    Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 4 (159), апрель 2014 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.

    Источники:

    http://studopedia.org/3-127283.html

    http://ctdm-voronovo.schools.by/pages/962396679041

    http://www.belarus-tractor.com/company/social-responsibility/recreation-camp

    http://otdelkadrov.by/number/2014/4/0420148