Психическое развитие ребенка 3 4 лет

Воспитание ребёнка в 3, 4 года

Развитие детей трёх, четырёх лет жизни

Четвёртый год жизни начинает дошкольный период у ребёнка. И, воспитывая ребёнка в 3, 4 года, многие родители сосредотачивают усилия, в основном, на психическом развитии детей дошкольников, забывая о развитии детей трёх, четырёх лет жизни в физическом плане. Конечно, это не правильно. На физическое развитие и состояние здоровья нужно обратить внимание, потому что на четвёртом году рост ребёнка такой же интенсивный, как и у ребёнка на третьем году жизни. К четырём годам рост ребёнка составляет 98-109 см, масса 14,8-19,8 кг, окружность грудной клетки 51-56 см.

За три года жизни ребёнок многого достиг и многому научился. Он преодолел изначальную беспомощность, хотя ещё не полностью. Он может не только ходить и ползать. Он умеет уже прыгать, ходить на цыпочках, спрыгивать с возвышений, подниматься и спускаться по ступенькам, чередуя ноги. Он может брать и кидать предметы, играть с ними, выстраивать башню из кубиков, кататься на трёхколёсном велосипеде.

Но движения ребёнка ещё не достаточно точные и чёткие. В последующие годы, выполняя различные упражнения и играя в подвижные игры, движения будут совершенствоваться. Мышцы развиваются у детей трёх, четырёх лет неравномерно. Крупные мышцы развиты лучше, а мелкие отстают в развитии и быстрее утомляются.

Хрящевая ткань активно заменяется костной. Но минеральных солей в костях ещё недостаточно, поэтому кости ещё не прочные. И первые искривления позвоночника происходят именно в этом возрасте из-за неправильной осанки. Сидеть на стуле детям намного сложнее, чем взрослым, опять же потому, что мелкие мышцы, ответственные за координацию и сохранение равновесия у них отстают в развитии от крупных мышц. Поэтому сидение для взрослого человека — отдых, а для ребёнка в 3, 4 года — тяжёлая работа по сохранению равновесия тела и им проще двигаться: бегать и прыгать, что они и делают с удовольствием.

Следует сказать о просмотре телевизионных передач и играх за компьютером. Если ребёнок долго находится возле компьютера или телевизора, то при попытке оторвать его от этого занятия, часто ребёнок в 3 года закатывает истерику. На развитие ребёнка трёх, четырёх лет жизни телевизор и компьютер воздействуют отрицательно. Поэтому, воспитывая ребёнка трёх, четырёх лет будет правильно ограничивать время просмотра телевизора до 15 минут в день. За компьютерные игры пускать ребёнка в таком возрасте, вообще, нельзя. И компьютер, и продолжительный просмотр телевизора отрицательно влияют на психическое развитие и могут вызвать нарушения сна у детей. Очень часто ребёнок, который перед сном посмотрел большой фильм или поиграл на компьютере, плохо спит.

Психическое утомление — это не единственная причина, по которой у детей могут быть нарушения сна. Ещё причиной может стать много жирной, жареной, солёной, копчёной или маринованной пищи вечером и, как следствие, избыток жидкости в организме.

Сон — это физиологическая потребность организма. Для более эффективного укладывания ребёнка можно создать несколько условных рефлексов у малыша, которые будут предшествовать сну. Во-первых, нужно, чтобы ребёнок сходил в туалет, причём, самостоятельно. В таком возрасте, как правило, дети не ходят на горшок, а уже осваивают унитаз. Во-вторых, нужно проследить, чтобы ребёнок умылся и почистил зубы перед сном. Если ребёнок засыпает трудно, то можно ещё ввести третью процедуру перед сном — тёплый душ. После этого ребёнка нужно уложить, накрыть одеялом и уйти, пожелав ему спокойной ночи. Не следует дожидаться, пока он уснёт. Иначе ребёнок привыкнет, и будет требовать, чтобы вы дежурили кровати, пока он засыпает.

Воздух в спальне у ребёнка должен быть свежий и прохладный. Поэтому форточку желательно открывать (в зависимости от сезона). В отношении сна лучше руководствоваться древним правилом: рано ложиться и рано вставать. Сон от заката до восхода наиболее приближен к биологическим потребностям человека.

Очень часто, воспитывая ребёнка в 3, 4 года, родители сомневаются, какие спортивные вещи можно купить ему. Совет тут простой — покупать нужно то, что представляет интерес для малыша и то, что он сможет освоить. В этом возрасте ему по силам освоить трёхколёсный велосипед и лыжи. Коньки можно купить в 4-5 лет.

Для всех детей дошкольников характерна тяга к познанию окружающего мира, предметов, явлений и процессов в нём. Новые знания и умения ребёнок приобретает в процессе игр и занятий. И учить ребёнка нужно тому, что он в состоянии осмыслить. Но, при этом, обучение должно немного, чуть-чуть опережать развитие, а не плестись у него в хвосте. Т.е. ребёнка надо учить тем вещам, которые он ещё не знает и не умеет, но уже способен их понять и освоить. Грамотное обучение даёт гигантский толчок развитию ребёнка трёх, четырёх лет.

Очень часто излишнее любопытство детей становится причиной несчастных случаев. У детей случаются порезы об ножи и другие острые предметы, различные ожоги, отравления, поражения током. Часто они засовывают какие-нибудь предметы себе в нос и уши. Конечно, всё предусмотреть и оградить от всех опасностей невозможно. Но, можно, осторожно дать почувствовать опасность от предмета. Об этом мы говорили на странице: "Первый год жизни ребёнка". Например, дать слегка уколоться об иглу или дотронуться кончиком пальца до горячего предмета, конечно, под присмотром родителей.

Возможно, родители посчитают это жестоким, но так ребёнок почувствует реальную опасность от этих предметов и будет их опасаться. Конечно, не со всеми предметами можно дать ребёнку "познакомиться", но, по крайней мере, часть предметов он будет обходить стороной. Если же просто не допускать ребёнка до опасного предмета, то, рано или поздно, особо активный и любопытный малыш доберётся до него. И последствия могут быть трагичными, т.к. ребёнок не представляет опасность, исходящую от того или иного предмета.

Режим дня ребёнка на четвёртом году аналогичен режиму дня ребёнка третьего года жизни. Продолжительность дневного сна уменьшается. Малыш способен восстанавливать силы гораздо быстрее, поэтому, дневной сончас уменьшается до двух часов.

Чем более грамотно и ответственно подходят родители к воспитанию ребёнка в семье, тем более успешно его развитие. Малыши приходят в восторг, когда взрослые играют с ними в подвижные игры, устраивают весёлую возню. Такие игры проносят массу удовольствия и детям и самим взрослым и способствуют физическому развитию ребёнка. Только не стоит ставить перед ним непосильных задач, таких, как выполнение стойки на голове.

Для успешного развития ребёнка в 3, 4 года ему необходимо общество сверстников, с которыми он может общаться и чувствовать себя на одном уровне, как с равными. Только самостоятельно контактируя с другими детьми, ребёнок может научиться считаться с другими детьми и научиться постоять за себя.

Кроме того, игры и общения с детьми и взрослыми кроме адаптации в обществе и физического развития позволяют достигнуть ещё одной цели. Они избавляются от избытка информации. Известно, что современные дети перегружены информацией и рассказывая о своих ощущениях и впечатлениях во время, игр они как бы "информативно разгружаются" сами. Особенности психики и взрослых, а тем более, детей, таковы, что, приобретая какие-нибудь знания, умения или узнав какие-нибудь новости, необходимо поделиться ими с другими людьми и детьми. И, особенно, характерно это для детей дошкольников, которые очень любознательны, узнают много новой для себя информации и стремятся ей поделиться.

Дети младшего дошкольного возраста очень хорошо усваивают то, что видят наглядно и стремятся это повторить. При этом, малыш не способен запомнить всё подряд. Его привлекает то, что впечатлило его особенно сильно. Часто дети стараются подражать родителям и другим взрослым. И часто это бывает опасно. Ведь ребёнок в 3, 4 года не способен отличить плохое от хорошего. И они пытаются проделать то, что родители им запрещают, но сами делают. Ведь запретный плод, как известно, сладок. Поэтому, нам, родителям, нужно внимательно следить за своим поведением и поступками, это своего рода наша семейная обязанность, пока ребёнок не подрастёт и пока не станет способен сам понять, что следует повторять, а что нет.

Рекомендуем также посмотреть статьи:

Психическое развитие детей 3 4 лет

Развитие детей 3-4 лет

Общее физическое развитие детей

Развитие детей 3-4 лет происходит очень активно: в этот период происходит развитие двигательных навыков у детей, их движения становятся все более уверенными. Малыши хорошо бегают, прыгают на двух ногах и на одной ноге. Самостоятельно поднимаются и спускаются с лестницы, лазают по гимнастической лестнице. Бросают и ловят двумя руками мяч, попадают мячом в цель на расстояние 1,5 м. Умеют ездить на трехколесном велосипеде, двигаются под музыку. Под руководством взрослых выполняют несложные физические упражнения для развития детей. утреннюю зарядку для детей .

Психологическое развитие детей 3-4 лет

Родители являются для него образцом во всем, и малыш стремится им подражать, хотя и начинает проявлять все большую самостоятельность.

У детей в 3-4 года развивается память, мышление ребенка, в то же время у детей этого возраста часто меняется настроение.

Ребенок умеет самостоятельно есть, пользуясь ложкой и вилкой, к четырем годам развитие детей достигает такого уровня, что дети почти самостоятельно могут одеваться и раздеваться (они уже умеют застегивать и расстегивать пуговицы).

Малыш умеет пользоваться мылом, самостоятельно умываться и даже чистить зубы, вытирать руки и лицо полотенцем.

Он с удовольствием помогает маме делать уборку, вытирая тряпочкой пыль, помогает расставлять и убирать посуду на кухне, если ему дают такие поручения. По просьбе взрослых складывает свои игрушки в коробку, кладет свои вещи на место.

Развитие речи детей 3-4 лет

Развитие речи детей происходит постоянно, словарный запас ребенка постоянно расширяется и к трем годам составляет около двух тысяч слов; улучшается произношение, которое становится более правильным. Малыш знает свое имя, к четырем годам развития ребенок может назвать также фамилию и домашний адрес; называет по именам своих близких, знакомых детей.

По просьбе взрослых ребенок называет предметы окружающей обстановки и может описать их, указав их размеры и цвета. К четырем годам развития дети знают названия частей тела человека, нескольких профессий, некоторых растений, деревьев, овощей, фруктов, птиц и животных, знают отличия между сезонами года. Дети могут рассказать о домашних и диких животных: что они умеют делать, где живут; малыши имитируют голоса зверей и птиц (демонстрируют, как мяукает кошка, кричит петушок и т. п.). Ребята любят отгадывать загадки, пересказывают небольшие сказки, рассказы, разучивают под руководством взрослых небольшие стихотворения.

Развитие детей к 4 годам

В этот период происходит развитие пространственных представлений у детей. Они уже способны различать понятия выше – ниже , короче – длиннее , шире – уже , справа – слева .

Дети различают предметы по признакам ( большой – маленький , твердый – мягкий , горячий – холодный и др.)

Различают цвета, знают их названия.

Научите ребенка различать геометрические фигуры: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник.

Малыши составляют различные конструкции из кубиков, умеют собирать и разбирать пирамидку. матрешку, развивается логика детей. Любят играть с куклами: нянчат их, одевают, кормят, возят в машинке и и т. п. Лепят различные фигурки из песка.

Некоторые дети уже умеют читать, считают до 10 и решают простые задачи на сложение и вычитание. В этом возрасте можно начать обучение ребенка иностранным языкам.

В этот период рекомендуется уделять особенное внимание развитию мелкой моторики детей.

К 4 годам следует научить ребенка

  • расстегивать и застегивать пуговицы, молнии, зашнуровывать ботинки, завязывать узелки;
  • составлять картинки из фрагментов, развивая моторику и логику детей одновременно;
  • нанизывать на толстую нить или проволоку бусины,
  • соединять линиями точки на бумаге, рисовать на бумаге линии и простые фигуры (человечков, цветы, солнышко, дом с окнами, дверью и трубой и т. п.), закрашивать иллюстрации в раскрасках . развивать творческие навыки детей;
  • лепить поделки из пластелина.
  • Для развития детей в возрасте 4 лет очень важна оценка окружающих. Не забывайте хвалить ребенка, даже если не все у него получается удачно.

    На что стоит обратить внимание родителям

    • Вес ребенка значительно меньше или больше нормы, происходит отклонение от нормы антропометрических параметров.
    • Вы замечаете отставание в развитии ребенка – задержку психомоторного развития, отклонения в развитии речи ребенка (кода малыш не говорит или говорит невнятно, проглатывает отдельные слоги и слова).
    • Ребенок часто конфликтует с другими детьми, агрессивен по отношению к ним.
    • Малыш слишком пуглив, он боится оставаться один и подолгу плачет.
    • Причины отклонений в развитии детей могут быть разными. Чтобы вовремя устранить возникшие проблемы, стоит как можно раньше показать ребенка врачу.

      Развитие ребёнка от 3 до 4 лет

      На этом возрастном этапе значительно прогрессируют такие психические процессы у ребенка, как восприятие, ощущение, память и воображение.

      Повышается способность анализаторов к различию свойств предметов и явлений. Особенно это касается зрительных органов чувств, в частности, дифференциации яркости, насыщенности цветов, их оттенков, которые становятся более точными. Так, дети правильно отвечают и называют основные спектральные цвета, но еще ошибаются в различенииих оттенков.

      Поскольку в этом возрасте недостаточно развита произвольность всех психических процессов, в памяти ребенка преобладают непроизвольные запоминания и упоминания. При этом более выражена наглядно-образная и двигательная память.

      Память ребенка — это его чувства и интересы

      Относительно объема памяти — ребенок, как правило, способен запоминать 2 слова из 10-и предложенных, а также не более 4-х предметов или их отображений из 10–15, которые предлагались. Ребенку легче запоминать то, что произвело на него эмоциональное впечатление, вызвало удивление, восхищение. Следовательно, на процесс запоминания в этом возрасте положительно влияют новизна эмоций и яркость образов.

      Наиболее характерной особенностью развития речи в этом возрасте является особый интерес к языку, значению слов, грамматических форм, который проявляется в вопросах: «Что означает слово?» и «А как правильно сказать?» Дети очень любят игры на подбор эпитетов. Наблюдается быстрый темп роста объема активного словаря за счет не только существительных и глаголов, но и других частей речи.

      Словесное мышление развито еще недостаточно. Превалирует мышление действенное, т. е. решение определенной задачи происходит непосредственно в процессе деятельности.

      Значительно увеличивается объем непроизвольного внимания, повышается его устойчивость, т. е. время, в течение которого ребенок может удерживать внимание на определенном предмете или действии. Но если ребенок на четвертом году жизни может играться до 50 минут, то рассматривать рисунок или картину он способен не более 8–10 секунд.

      Воображение имеет преимущественно произвольный характер

      Образы воображения неустойчивы: на протяжении игры, рисования дети часто меняют замысел. Отличительной чертой воображения детей этого возраста является чрезвычайная яркость: они легко перевоплощаются в героев сказок, представлений и даже собственных рисунков. Сюжеты для чтения и рассказов следует подбирать очень осторожно, поскольку дети склонны к сильным переживаниям.

      Взрослый становится партнером по совместной деятельности

      Взрослый становится для ребенка старшим товарищем, которому можно рассказать о своей заботе или радости.

      Усиливается потребность в союзе со сверстниками

      Дети становятся более чувствительными к проблемам и эмоционального состояния сверстников. Впрочем, ребенок этого возраста еще отличается слабостью нервной системы, поэтому даже небольшое количество детей может переутомить малыша. Он порой стремится поиграть в одиночестве, и этому не следует препятствовать.

      Возрастает способность ребенка к самостоятельным действиям

      Совершенствуются навыки самообслуживания, расширяется спектр игровых действий, движений. Фигура взрослого человека не теряет для малыша ведущее значение. Меняются лишь потребности в общении со взрослым: этап совместного выполнения действий постепенно заканчивается.

      Показатели ребенка от 3 до 4 лет

      Особенности нервно-психического развития ребенка 4-5 лет

      У детей 4-5 лет происходит бурное развитие клеток головного мозга. С этим связано интенсивное нервно-психическое развитие ребенка. Развиваются его творческие способности. Он с удовольствием учит стихи, песни, а к 5 годам ему по силам и иностранный язык. Это возраст становления личности, важно не упустить благодатное время. Все, что вложено в ребенка в этом периоде, даст свои плоды в будущем, когда он повзрослеет.

      У детей 4-5 лет усложняется деятельность коры больших полушарий головного мозга. С этим связаны бурное развитие речи ребенка, увеличение его словарного запаса. В 5 лет он способен составлять длинные предложения, рассказывать обо всем, что происходит вокруг пего. Слова произносит четко, выговаривает все звуки. Речь становится более разнообразной и выразительной. Если у ребенка есть отклонения в произношении, самое время записаться на прием к логопеду.

      Память ребенка в возрасте 4-5 лет необыкновенна. Он может с легкостью запоминать длинные стихотворения. Любознательность просто не знает границ. Родители должны быть готовы к ответу на бесконечные почему? . В то же время не стоит впадать в крайность и загружать ребенка излишней информацией. Занятия должны быть ограниченными по времени и доставлять ребенку удовольствие. Психика ребенка еще очень неустойчива, и чрезмерные нагрузки могут вызвать у него переутомление, нарушен им сна и просто отвращение к занятиям.

      Для ребенка настает время осознания себя в этом мире и отношения к себе окружающих. В более раннем возрасте он уже перешел от обозначения себя в третьем лице ( Маша хочет конфету ) к обозначения в первом лике ( Я хочу конфету ). В период 4-5 лет у ребенка формируется такая важная черта, как самооценка. Это показатель развития личности. Процесс формирования самооценки напрямую зависит от общения с окружающим его миром и в первую очередь — со взрослыми. Ребенок копирует поведение родителей, старших братьев и сестер, особенно если это поведение получает- положительные отклики у окружающих.

      Он очень хочет быть хорошим, чтобы заслужить похвалу и высокую оценку, Поэтому со стороны родителей важно поощрять подобные стремления. Если ребенок поступает хорошо, говорите ему: Ты молодец! Ты поступил очень хорошо, и я тобой горжусь. Я вижу, что ты уже совсем взрослый, и на тебя можно положиться . Когда же он безобразничает и не слушается, говорите: Ты такой хороший человек, а поступаешь очень плохо. Я просто не узнаю тебя. Мне очень грустно, что ты совершил такой плохой поступок, но я знаю, что ты обязательно исправишься . Оценивать нужно именно поступок, а не ребенка. Он должен быть уверен, что вы все равно его любите, и постарается исправиться, чтобы заслужить ваше одобрение. Но не стоит также перехваливать ребенка за те или иные хорошие поступки, иначе можно воспитать в нем зазнайку с чересчур завышенной самооценкой. Исключение составляют неуверенные и застенчивые дети. Хвалите их даже за самый маленький успех и с уверенностью заявляйте, что никогда не сомневались в них.

      Ребенку 4-5 лет очень трудно оценивать себя критически. Он может сомневаться в своих силах, но признавать свою вину ему пока трудно. Научить его этому можно личным примером. Если родители будут признавать собственные ошибки и извиняться перед ребенком за несправедливое к нему отношение, он поймет, что в нем тоже видят личность, а личность умеет быть самокритичной.

      Важно поощрять ребенка на будущие достижения, выражать свою веру в него, в его силы и возможности. Ваша поддержка всегда будет просто неоценима. Главное — развивать в ребенке упорство в достижении цели и желание добиваться более высоких результатов.

      Психическое развитие детей 3-4 лет

      Реферат на тему Психическое развитие детей 3-4 лет

      ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

      Выполнила: Павловская Э.С.

      Психическое развитие человека от рождения до зрелости проходит ряд последовательно сменяющих друг друга периодов. В современной психологии принята следующая периодизация детского возраста: младенчество (от рождения до 1 года), пред-дошкольное, или раннее, детство (1—3 года), дошкольное детство (3—6 лет), младший школьный возраст (6—10 лет), подростковый возраст (10—15 лет).

      Ведущая деятельность. Виды деятельности, которыми занимается ребёнок, разнообразны: он с увлечением рисует, лепит, конструирует, танцует, учится выразительно читать стихи, петь, считать, ухаживать за растениями и животными, мастерит с отцом, помогает маме, с удовольствием занимается гимнастикой, плавает, играет. И каждый из этих видов вносит свой вклад в его развитие. Особенно важное значение имеет при этом ведущая, главенствующая на каждом этапе деятельность. Особая её роль обусловлена не временем, которое посвящает ей ребёнок, а вкладом в формирование важнейших изменений в психике, в подготовку к следующему возрастному периоду. В ведущей деятельности возникают и дифференцируются другие виды деятельности, в ней формируются или перестраиваются психические процессы, от неё главным образом зависят наблюдаемые основные изменения личности ребёнка.

      Наблюдая за ребёнком, родители, конечно, замечали, что одни задачи он решает вполне самостоятельно, а другие способен решить только при условии активного сотрудничества со взрослыми. Зона ближайшего развития и есть то расхождение в уровне трудности задач, которые решаются ребёнком самостоятельно и с помощью взрослого. Не сразу то, чему учат ребёнка, становится его внутренним достоянием. Однако знание ближайшей перспективы — зоны ближайшего развития— даёт возможность взрослым видеть завтрашний день формирования личности ребенка, его ближайшие возможности — то, что вчера ребёнок делал с помощью взрослых, завтра он сможет выполнить сам. Вот почему от внимания родителей не должно ускользать не только настоящее, но и будущее их ребёнка, вот почему им самим необходимо знание всех его возрастных особенностей — и физиологических, и психологических.

      Психическое развитие детей 3-4 лет (дошкольный период).

      По своему психологическому механизму этот период напоминает возрастной кризис подросткового переходного возраста: и здесь, и там возникает противоречие между стремлением ребёнка к самостоятельности (применительно к подростку говорят о появлении у него в этот период чувства «взрослости») и отсутствием условий для его реализации. Взрослые на этом этапе, сами того не желая, могут порождать трудности в воспитании и своими неумелыми действиями тормозить развитие личности ребёнка. При этом то, каким хотят видеть родители своего ребёнка в будущем, нередко входит в противоречие с их повседневной практикой воспитания. Вряд ли найдутся родители, которые не хотели бы воспитать у своих детей силу воли, настойчивость, инициативность и творческий подход к делу. Но все ли из них предоставляют ребёнку поле для самостоятельной деятельности, создают условия для формирования творческих способностей и проявления инициативы, все ли задумываются над тем, за что они хвалят сына или дочь, а за что упрекают и наказывают? Ведь нередко родители довольны лишь тогда, когда ребёнок слушается, и поощряют тем самым лишь послушание, пассивную дисциплинированность. Ясно, что в этом случае инициативные черты личности ребёнок может воспитать у себя лишь вопреки родителям, в условиях тягостного для обеих сторон конфликта отцов и детей, истоки которого зарождаются в раннем детстве.

      Каковы причины детского упрямства? Оно связано с ущемлением свободы ребенка, ограничением его самостоятельности и инициативы. Психологи отмечают, что упрямство не возникает в тех случаях, когда между требовательностью и уважением взрослых существует равновесие. В тех случаях, когда требовательность значительно превышает уважение, возникает упрямство «обиженного», когда же требовательность очень мала, а уважения много, то возникает упрямство «баловня». Возможно и такое положение, при котором к ребёнку не предъявляют требований, не проявляют уважения, тогда возникает упрямство «безнадзорности». И к устранению упрямства, к смягчению остроты кризиса надо подходить по-разному, учитывая причину этого явления.

      Негативизм так же, как капризы и упрямство, связан с обесцениванием требований взрослых ребёнком, когда активное стремление ребёнка к самостоятельности сталкивается с излишней (по мнению ребёнка) опекой, с «запретом» взрослого. Негативизм представляет собой крайнюю степень упрямства, принимающую иногда характер болезненного отклонения. Он отличается от обычного непослушания, для возникновения которого уже достаточно того, чтобы желание ребёнка не совпадало с нашим к нему требованием. Негативизм же, как правило, выражается в бессмысленном отказе ради отказа. В этом случае совершенно неважно, в чём заключаются требования взрослого и каковы подлинные желания ребёнка. Миша любит кататься на игрушечной лошадке, но ему не всегда это позволяют. Сейчас же мать ему сама предлагает: «Иди катайся». Но если в голосе взрослого при этом малыш улавливает повелительную интонацию, он отказывается. Отказывается наш негати-вист и от повторного предложения, при этом, не исключено, даже начинает плакать — кататься хочется, но ещё сильнее стремление противостоять, не подчиниться взрослому, сделать наоборот. Как и упрямство, негативизм — явление нежелательное, но закономерное, нормальное в определённых пределах. Опасно, если кризис затягивается, заходит слишком далеко. В этих случаях упрямство, капризы, негативизм могут перерасти в устойчивую форму поведения, появится строптивость, и избавиться от них будет не так-то легко; ещё тяжелее будет общаться со сверстниками.

      Чтобы этого не случилось, родителям следует вовремя изменить своё отношение к ребёнку с учётом возросших его возможностей и стремления к самостоятельности, проявить тактичность. Это помогает смягчить кризис, преодолеть нежелательные формы поведения ребёнка, не дать им закрепиться, перейти в привычку.

      Третий год в жизни ребенка психологи называют кризисным (кризис трех лет), так как он является переломным с точки зрения осознания ребенком себя как личности. Он сознательно говорит «я»: «Я не хочу, я не буду!» Он узнает себя в зеркале и на фотографии. Малыш становится иногда упрямым. Часто это происходит от того, что его не поняли, оскорбили, унизили. Нельзя в этом возрасте шлепать ребенка, так как он становится обидчивым. Теперь ребенку нужно все разъяснять. Мама говорит малышу: «Сейчас мы с тобой пойдем в магазин, нам нужно купить продукты, чтобы приготовить обед». Без умения договориться с ребенком — уважая его как личность, ваша жизнь может стать очень трудной, а в ребенке будут формироваться неблагоприятные черты характера.

      Ребенок со сломленным «я», возможно, и станет послушным; он будет во всем подчиняться вам, а когда выйдет из-под вашего «крыла», будет искать другой, и еще не известно, окажется ли оно столь же добрым и любящим. Но в любом случае вырастит человек со слабой волей, со сломленным достоинством, с комплексами неполноценности. Старайтесь уважать желания, настроения, интересы своего ребенка, но, как говорится, в пределах разумного.

      2. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология (Личность от молодости до старости): Учебное пособие. — М., 1988.

      3. Крыжановская Л.М. Психология развития. — М., 1997.

      4. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. — М., 1987.

      5. Мухина В.С. Возрастная психология. — М., 1998.

      Психическое развитие трехлетнего ребенка

      Психическое развитие – это неравномерный процесс. При этом происходят разнообразные изменения, характеризующие взросление вашего малыша – изменяется его поведение. Вы будете сталкиваться с тем, что в какой-то период ваше чадо ведет себя спокойно, но затем это сменяется эмоциональными всплесками, упрямством и непослушанием.

      важноЧетвертый год жизни — это тот период, когда наступает новый уровень развития. Кроха начинает осознавать себя как личность.

      Об этом свидетельствует то, что он перестает говорить о себе в третьем лице, и теперь на вопрос «Кто хочет кушать?» малыш ответит вам «Я», а не «Миша».

      Постепенно у ребенка появляются задатки самостоятельности. И если родители не понимают его стремления и не стремятся его развивать, то рано или поздно возникает конфликт между маленькой личностью и взрослыми. Да, часто нам проще сделать что-то самим, чем научить этому малыша. Но ведь он хочет все попробовать и осилить собственноручно. Так же важно для крохи и то, чтобы взрослые воспринимали всерьез его стремления. Если же он начинает понимать, что с его желанием и мнением не считаются, то родителей ждет целая акция протеста. Этот период в жизни крохи описывают как «кризис трех лет».

      В психическом развитии ребенка трех лет появляются признаки, характерные для «кризиса трех лет»:

    • Упрямство – эта черта проявляется в том, что малыш будет требовать даже то, что ему не нужно, или то, что уже и вовсе расхотелось. Отличить это от проявления настойчивости можно только, лишь, по тому факту, что настойчивость кроха будет проявлять в тех ситуациях, когда он действительно в чем-то нуждается, а не просто «Я так хочу».
    • Негативизм – очень часто вы столкнетесь с тем, что ребенок начал делать все наоборот, наперекор вашим просьбам. Иногда его поступки могут даже быть против его собственным желаниям. Главное не так, как просят.
    • Деспотизм – ваше чадо может пытаться диктовать вам, что и как вы должны сделать, руководить всеми вашими действиями.
    • Гипертрофированная самостоятельность.
    • Ревность – кроха будет требовать повышенного внимания к своей персоне. Особенно ярко выражена эта черта может быть в семьях, где есть второй ребенок. Тогда это может проявиться полной нетерпимостью к братику или сестричке.
    • информацияНо также, наряду со всеми отрицательными чертами характера, в возрасте трех-четырех лет маленький человечек приобретает очень много новых навыков, полезных для дальнейшей жизни.

      Он пытается самостоятельно обслуживать себя:

      • одеваться и раздеваться;
      • чистить зубки и мыть ручки;
      • купаться и собирать игрушки после игры.

      Если же он не может что-то выполнить самостоятельно – кроха попросит о помощи старших. В играх малыш познает и примеряет на себя новые модели поведения, которые потом переносит в жизнь. В то же время к нему уже приходит осознание различия между игрой и жизнью, он перестает воспринимать игрушки, как живых существ.

      У маленького человечка появляется различное отношение к разным людям, он начинает чувствовать индивидуальность каждого человека.

      Но самое интенсивное развитие происходит в познавательных процессах ребенка. Он, не задумываясь, назовет вам все части тела, на которые вы укажите. Перечислит все основные цвета и даже распространенные оттенки. У малыша очень хорошая память, поэтому для него не составит труда повторять все, что вы говорите, заучивать свои первые стишки и рассказывать, вместе с вами, любимые сказки.

      На что стоит обратить внимание

    • задержка развития речи – малыш говорит отдельными словами, не использует фразовую речь, имеет ограниченный словарный запас;
    • задержка развития игровой деятельности – игры крохи примитивны, однообразны, не имеют сюжетной линии;
    • ребенок не может самостоятельно обслуживать себя – с трудом одевается и раздевается, не может пользоваться ложкой.
    • советПри появлении одновременно нескольких признаков, родителям лучше обратиться за помощью к специалисту.

    • Постарайтесь дать крохе больше самостоятельности. Расширьте круг его обязанностей, но в то же время старайтесь не забывать и о его правах. Не стоит бежать на помощь, если вас об этом не попросили.
    • Проявляйте твердость своего характера и своих решений. Если вы что-то запретили ребенку, это должно соблюдаться строго всеми членами семьи. Но помните, что нельзя запретить все. Постарайтесь крохе доступно объяснить, почему он не должен этого делать. Например, почему нельзя вырывать ручку и убегать, переходя дорогу.
    • Помните о том, что вы — главный пример для подражания. Поэтому не забывайте следить за своими словами и поступками в присутствии ребенка. Разговаривайте с ним как со взрослым. Интересуйтесь его мнением, спрашивайте, как он относится к той или иной ситуации.
    • И главное — показывайте малышу свою любовь, пусть он чувствует и знает как он дорог своим близким.

      Этот сайт для детей и их родителей

      Возрастные особенности ребенка 3-4 лет

      Психологические особенности ребенка 3-4 лет

      Три года — очень важный этап в жизни ребенка. Именно в возрасте 3-4 лет формируются основы будущей личности, закладывается «фундамент» физического, умственного, нравственного развития ребенка. Для успешного формирования личности ребенка родители должны правильно руководить им. Но отношения в этом возрасте должны складываться не как «взрослый — малыш», а на равных, как с другом.

      Трехлетнему ребенку еще сложно управлять своим поведением. Начинается формирование самооценки, где ведущее место принадлежит взрослому. Очень важно, чтобы взрослые содействовали развитию положительного «я» у малыша. Так у него сформируется понятие, что он хороший, даже если совершил плохой поступок. Следует отделять такие поступки от личности и постепенно личность будет формироваться в положительном ключе.

      В возрасте 3-4 лет начинается четкое осознание ребенком кто он и какой он. Возраст трех лет характеризуется кризисом трех лет, потому как внутренний мир малыша полон противоречий. Он как никогда стремится быть самостоятельным, но в тоже время не может справиться с задачей без помощи взрослых. Малыш проявляет нетерпимость и негативизм к требованиям взрослого, в то же время пытается настоять на своих требованиях. В это время необходимо предоставить ребенку больше самостоятельности, но не забывать о том, что возможностей у него еще недостаточно. Поддержите стремление малыша «я сам», не критикуйте его неправильные и неумелые действия, это может навсегда отбить желание быть самостоятельным.

      Помогите увидеть малышу его успехи и достижения, научите его радоваться этому.

      Развитие психических процессов у ребенка 3-4 лет

      Происходит дальнейшее развитие всех психических процессов. Внимание остается непроизвольным. Ребенок 3-4 лет может удерживать его 10-15 минут, но если занятие, которым увлечен малыш, достаточно интересное для него, он может уделить ему гораздо больше времени.

      Память в младшем дошкольном возрасте также непроизвольная. Ребенок запоминает только то, что имеет яркую эмоциональную окраску, причем как положительных, так и отрицательных моментов.

      Мышление в начале четвертого года жизни остается наглядно-действенным, но к четырем годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Ребенок уже пытается анализировать, сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, находить отличия между предметами, делать простейшие выводы.

      Продолжает активно развиваться речь. Трехлетний малыш может говорить фразами и предложениями, умеет выражать словами свои желания, мысли и чувства. В три года малыш должен уметь называть свое имя и возраст. Ребенок способен воспринимать короткие рассказы без картинок. Малыш интересуется значением различных слов, развивается словарный запас ребенка.

      К четырехлетнему возрасту велика потребность ребенка в общении со сверстниками. В этом возрасте ребенок уже может вести непринужденную беседу, рассказывать о простых событиях, пересказывать короткие тексты.

      Начинает развиваться воображение. Ребенок способен заменить недостающий предмет предметами-заменителями, например, ложку может заменить палочкой, тарелку — баночкой.

      Игра -основной вид деятельности ребенка 3-4 лет

      Ведущая деятельность — игра. Значение игры для детей 3-4 лет чрезвычайно велико.В основном дети младшего дошкольного возраста играют с игрушками и предметами-заместителями. Сюжеты игры еще достаточно простые, содержащие не более 1-2 ролей. Начинают формироваться игры с правилами.

      В три года детям доступны гендерные роли: девочка-женщина, мальчик-мужчина. Соотносят себя с представителями своего пола, различают других людей по половому признаку. Начинают проявлять интерес к представителям противоположного пола.

      Для малышей 3-4 лет характерна высокая двигательная активность. Следует формировать такие физические качества, как координация движений, скорость, гибкость, выносливость.

      ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА

      Развитие психики ребенка — сложный процесс созревания и усложнения психич. функций и личности, происходящий под влиянием ряда факторов — наследственно-биологических и сециальных (воспитания, обучения, влияния окружающей среды). На всем протяжении жизни ребенка его психика находится в процессе непрерывного развития, крое протекает не всегда равномерно (скачкообразно): периоды относительно медленного, постепенного созревания сменяются периодами бурного развития. Каждый возрастной период характеризуется анатомо-физнологич. и психологич. особенностями ребенка, появлением новых социальных потребностей и определенным характером взаимоотношения его с окружающей средой.

      В процессе развития ребенка постепенно усложняются и углубляются его знания, развиваются умственные способности, формируется отношение ребенка к окружающему, происходит становление личности человека. Созревание отдельных психич. функций происходит последовательно и поэтапно: первый этап — развитие основных двигательных функций — происходит от момента рождения до 1 года; второй — развитие более сложных двигательных функций и созревание чувственной сферы — от 1 года до 3 лет; третий —созревание эмоциональной сферы — от 3 до 12 лет; четвертый — созревание мыслительной деятельности — после 12 лет. Выделение этапов не означает, что формирование каждой психич. функции начинается и завершается в строго очерченные периоды времени. Формирование нового психич. качества, новой функции всегда начинается на предшествующих этапах развития, задолго до начала того этапа, на к-ром та или иная система или психич. функция созревает. В связи с этим выделение последовательных стадий психич. созревания всегда является в известной мере условным.

      На первом этапе развития психики ребенка происходит преимущественное созревание и дифференциация его двигательных функций. Реакции ребенка в первые дни, недели его жизни — преимущественно двигательные (крик, двигательное беспокойство и т. п.). Они возникают в ответ на любые раздражители — холод, голод, резкое изменение положения тела. Начиная с 3—4-месячного возраста деятельность ребенка принимает преимущественно игровой характер, во время игры своими ручками, ножками у него появляются первые эмоции — удовлетворение от выполнения элементарных целенаправленных движений. В то же время эти игровые действия создают предпосылки для постепенного формирования у него представлений о своем теле. По мере совершенствования двигательных навыков создаются условия для усложнения игровой деятельности, малышу становится доступным обращение с различными предметами.

      Параллельно с совершенствованием двигательных функций происходит развитие эмоциональной сферы ребенка. У него возникают элементарные чувства и эмоции буквально с первых дней жиг.ки. Раньше всего появляются отрицательные эмоции, возникающие в ответ на неблагоприятные воздействия (понижение температуры окружающей среды, переполнение кишечника или спазмы пустого желудка, строгий тон взрослых при обращении к нему и т. п.).

      Если на самых ранних этапах жизни эмоции имеют безусловнорефлекторную природу (т. е. возникают как ответ на воздействие жизненно важных раздражителей), то уже начиная со 2—3-го мес. жизни нек-рые эмоциональные реакции приобретают условнорефлекторный характер (см. Рефлексы). Так, приближение матери, появление знакомой бутылки с молоком вызывают у ребенка положительную эмоциональную реакцию, первая улыбка как выражение положительного эмоционального состояния может наблюдаться уже на 2-м мес. его жизни. К 6—7-му мес. жизни малыш испытывает радостные эмоции при виде игрушек; в 9—10-месячном возрасте он способен проявлять эмоции, схожие с чувством ревности, при обращении взрослых к другому ребенку; у него появляется чувство удивления, к-рым он реагирует на новое, необычное явление, что свидетельствует о начале познавательного отношения ребенка к окружающему, о развитии памяти.

      Необходимой предпосылкой становления познавательной деятельности является способность сосредоточивать внимание. К концу 1-го мес. жизни ребенок лишь в течение нескольких секунд может следить за ярким предметом, а уже через несколько месяцев он способен довольно долго задерживать свое внимание на том или ином предмете. Однако’способность сосредоточивать внимание еще крайне слабая, объем его узок, оно нестойкое.

      На втором этапе развития психики двигательные реакции в процессе своего усложнения и дифференциации становятся основой для формирования у ребенка психомоторных актов, к-рые все больше принимают осознанный характер. В этом возрасте различные манипуляции с игрушками заключают в себе не только элементы целенаправленных движений, но и элемента сознания (т. е. отношения ребенка к окружающей его среде).

      Начало второго этапа характеризуется переходом ребенка из горизонтального положения в вертикальное (ребенок начинает самостоятельно стоять, ходить), что создает предпосылки для резкого качественного сдвига в его развитии. Становление функции ходьбы, возможность самостоятельного передвижения резко увеличивают объем получаемых ребенком информации и впечатлений об окружающей его среде, расширяются возможности общения с людьми.

      Важнейшую роль в развитии психики на этом этапе играет овладение речью. Появление речи существенно влияет на. формирование других психич. функций — познавательной деятельности, эмоциональной сферы и др. Так, для: развития и усложнения эмоциональной сферы весьма существенное значение имеет словесная оценка взрослыми своего отношения к ребенку и его действиям. Очень важно, чтобы словесная оценка «это хорошо, а это плохо» подкреплялась соответствующими жестами, мимикой, интонациями, т. к. в этом возрасте слово, лишенное эмоциональной окраски, не воздействует на ребенка. Наблюдается развитие воли — стремление получить желаемое, появляется настойчивость, в т. ч. в играх. Возраст 3 года иногда называют возрастом первого упрямства. Упрямство означает противопоставление своих желаний и отстаивание их. Все это стало возможным потому, что ребенок начал осознавать себя, свое Я — личность.

      На 2—3-м году жизни развиваются уже элементарные эстетические чувства, а также познавательные эмоции; чувство удивления, характерное для годовалого ребенка, сменяется в этом возрасте любознательностью, что обусловливает появление столь характерного для этого этапа множества вопросов, задаваемых малышом.

      На третьем этапе ранее развившиеся эмоции становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее мало-дифференцированное радостное чувство от общения с окружающими постепенно перерастает в более сложное чувство симпатии, привязанности — формируется система эмоциональных; отношений. Появляются элементы познавательных эмоций. Формируются высшие нравственные эмоции — чуткость, забота, чувство дружбы и товарищества, долга и т. п.

      Наряду с постепенным усложнением и созреванием эмоциональной сферы происходит дальнейшее развитие других психич. функций — восприятий и ощущений, памяти и внимания, двигательной сферы и волевых функции. Уже на втором и третьем этапах развития закладываются основы мыслительной деятельности ребенка; формируются простые, а затем более сложные понятия и суждения.

      Четвертый этап развития психики характеризуется тем, что именно в этот период происходит основное, завершающее формирование мыслительной деятельности ребенка. На этом этапе ребенок уже может иметь самостоятельные суждения, строить в уме предварительный логический план своих действий и поступков, последовательно анализировать факты, делать умозаключения. Он свободно оперирует сложными абстрактными понятиями и категориями. На смену преимущественно чувственным формам познавательной деятельности постепенно приходит логическое мышление, прежде индивидуальное сознание все больше приобретает черты сознания коллективного, общественного. Именно в этом периоде происходит окончательное формирование высших человеческих эмоций — познавательных, эстетических, нравственных.

      Развитие психики реоенка происходит неравномерно, иногда наблюдаются резкие сдвиги, внезапное появление качественно новых особенностей. Однако любые отклонения от нормы, как замедление созревания, так и ускоренное развитие, требуют консультации специалистов. В биологич. и психич. развитии ребенка выделяются три критических периода: 3—4 года, 7—8 лет и 12— 14 лет. Бурно протекающее физич. и психич. развитие в указанные критические периоды часто вызывает резкое напряжение в деятельности почти всех функциональных систем организма, что создает повышенную опасность заболевания, в т. ч. нервно-психич. болезнями (неврозами, психозами). Наиоолее настораживает в этом отношении третий — Так наз. пубертатный — критический период, к-рый характеризуется половым созреванием подростков и связанной с этим гормональной перестройкой, резкими вегетативно-сосудистыми сдвигами.

      Представленные этапы развития психики ребенка являются во многом схематичными и условными. Индивидуальные особенности развития каждого ребенка могут вносить значительные изменения в представленную схему. С другой стороны, за последнее время существенные поправки в закономерности созревания (как физического, так и психического) вносит феномен так наз. акцелерации — ускорение роста и развития современных детей и подростков. Установлено, что за последние десятилетия существенно изменились основные показатели физич. развития детей— рост, вес, окружность грудной клетки и др. Так, за последние 30 лет средний вес новорожденных увеличился на 200— 400 г, а средний рост — на 1,5—2 см.

      Современные дети школьного возраста на 10—15 см выше, чем их сверстники 30—40 лет назад. Наряду с этим за последние десятилетия отмечается более раннее наступление полового созревания подростков. Период полового созревания у девочек с 12—14 до 16—18, у мальчиков — с 13—15 до 18—20 лет. Акцелерация проявляется и в отношении сроков и темпа психич. созревания современных детей. Так, за последнее время у многих детей несколько раньше формируется речь (первые слова ребенок произносит уже в 10—11 мес); в более ранние сроки происходит формирование характера ребенка, раньше созревают способности детей к обобщению, абстрактному мышлению и т. д. Вместе с тем данные свидетельствуют о том, что физич. и психич. развитие не всегда происходит равномерно и гармонично. Нередко наблюдается известное несоответствие между ускоренным физическим (в т. ч. половым) развитием и темпом созревания личности ребенка и подростка. В результате подростки, зрелые в физич. и половом отношении, в течение нек-рого периода времени нередко обнаруживают черты психич. инфантильности, «детскости» (повышенную внушаемость, подчиняе-мость постороннему влиянию, стремление к немедленному удовлетворению желаний и т. п.). Это может способствовать развитию тех или иных нарушений поведения у подростков, а при отсутствии необходимых условий воспитания и обучения явиться предпосылкой неправильного формирования личности подростка.

      § 4. Психическое развитие ребенка от 3 до 7 лет

      Освоение действий с предметами и сравнение их с действиями взрослого формирует у ребенка представление о взрослом как об образце. Поэтому дошкольник подходит к «открытию» мира взрослых.

      В раннем детстве ребенок познавал социальную действительность со стороны предметов, созданных людьми. Перед дошкольником «открывается» мир взрослых со стороны их взаимоотношений и деятельности. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте перестраивается в следующее соотношение: ребенок-предмет-взрослый.

      Главная потребность ребенка состоит в том, чтобы войти в мир взрослых, быть как они и действовать вместе с ними. Но реально выполнять функции старших ребенок не может. Поэтому складывается противоречие между его потребностью быть как взрослый и ограниченными реальными возможностями. Данная потребность удовлетворяется в новых видах деятельности, которые осваивает дошкольник. Спектр его деятельности значительно расширяется.

      Все виды деятельности дошкольника объединяет их моделирующий характер. Дети моделируют взаимоотношения людей, когда разыгрывают какой-либо сюжет в игре. Они создают модели, отражающие взаимосвязи между предметами, когда используют заместители вместо реальных предметов. Рисунок является наглядной моделью изображаемого объекта или ситуации. Создаваемые конструкции представляют объемные модели предметов.

      В то же время виды деятельности дошкольника различаются с точки зрения отношений, которые складываются между ребенком и взрослым, то есть по тому, в какой форме взрослый присутствует в той или иной деятельности малыша. В игре взрослый, его общественные функции, отношения к вещам и другим людям присутствуют опосредованно, через роль. Благодаря роли, ее действенному воплощению дошкольник усваивает принятые в обществе отношения к людям и вещам.

      Близко к игре стоят продуктивные виды деятельности. В них окружающая действительность опосредуется в форме представления ребенка о предметах и ситуациях.

      В бытовой деятельности, связанной с выполнением режимных процессов, ребенок действует в реальной ситуации так же, как и взрослый.

      В различных видах труда, доступных дошкольнику, он становится непосредственным сотрудником взрослого, как и в бытовой деятельности. И в тоже время ребенок вступает в отношения со взрослым через социально значимый результат своего труда.

      В дошкольном возрасте происходит значительное расширение рамок общения со взрослым прежде всего за счет овладения речью, которая выводит коммуникативные контакты за пределы конкретной ситуации, расширяет их границы. Теперь общение происходит по поводу познавательных, нравственных, личностных проблем. К тому же ребенок общается не только с близкими людьми, педагогами, но и с посторонними, интенсивно развиваются формы и содержание общения со сверстниками, превращаясь в мощный фактор психического развития, который влечет за собой освоение соответствующих коммуникативных умений и навыков.

      Ведущим видом деятельности выступает сюжетно-ролевая игра. Именно в ней ребенок берет на себя роль взрослого, выполняя его социальные, общественные функции.

      Таким образом, дошкольный возраст можно назвать периодом наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой деятельности, периодом интенсивной ориентации в них. Главным новообразованием становится новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений. Если ребенок в конце раннего детства говорит: «Я большой», — то дошкольник к 7 годам начинает считать себя маленьким. Такое понимание основано на осознании своих возможностей и способностей. Ребенок понимает, что для того, чтобы включиться в мир взрослых, необходимо долго учиться. Конец дошкольного детства знаменует собой стремление занять более взрослую позицию, то есть пойти в школу, выполнять более высоко оцениваемую обществом и более значимую для него деятельность — учебную.

      В дошкольном детстве значительные изменения происходят всех сферах психического развития ребенка. Как ни в каком другом возрасте, ребенок осваивает широкий круг деятельности игровую, трудовую, продуктивные, бытовую, общение, формируется как их техническая сторона, так и мотивационно-целевая.

      Главным итогом развития всех видов деятельности, с одной стороны, выступает овладение моделированием как центральной У умственной способностью (Л.А.Венгер), с другой стороны, формирование произвольного поведения (А.Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин). Дошкольник учится ставить более отдаленные цели, опосредованные представлением, и стремиться к их достижению, несмотря на препятствия.

      В познавательной сфере главным достижением является освоение средств и способов познавательной деятельности. Между познавательными процессами устанавливаются тесные взаимосвязи, они все более и более интеллектуализируются, осознаются, приобретают произвольный, управляемый характер. Складывается первый схематический абрис детского мировоззрения на основе дифференциации природных и общественных явлений, живой и неживой природы, растительного и животного мира.

      В сфере развития личности возникают первые этические инстанции, складывается соподчинение мотивов, формируется дифференцированная самооценка и личностное сознание.

      Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. — М., 1977.

      Авдеева Н., Мещерякова С. Вы и младенец. — М., 1991.

      Бениаминова М.В.Воспитание детей. — М., 1981.

      Обухова Л.Ф.Детская психология: теории, факты, проблемы. — М., 1995.

      Источники:

      http://mirvsemye.ru/vospitanie-rebenka-v-3-4-goda.php

      http://vylechitrebenka.ru/razvitie-rebenka/psihicheskoe-razvitie-detej-3-4-let.html

      http://coolreferat.com/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5_%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9_3-4_%D0%BB%D0%B5%D1%82

      http://deti.baby-calendar.ru/psixicheskoe/ot-3-do-4-let/

      http://stotysyhc.ru/vozrastnye-osobennosti-rebenka-3-4-let/

      http://bibliotekar.ru/624-5/99.htm

      https://studfiles.net/preview/1721620/page:10/