Психофизическое развитие ребенка 4 года

Возрастные особенности детей 4-5 лет: психология

Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется характер ребенка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности. Существуют специфические возрастные особенности детей 4–5 лет по ФГОС, которые просто необходимо знать родителям, чтобы развитие и воспитание дошкольника было гармоничным. А это значит, что малыш по мере взросления всегда найдет общий язык со своими сверстниками.

Физические особенности развития

В среднем дошкольном возрасте физические возможности ребенка значительно возрастают: улучшается координация, движения становятся все более уверенными. При этом сохраняется постоянная необходимость движения. Активно развивается моторика, в целом средний дошкольник становится более ловким и быстрым по сравнению с младшими. Нужно отметить, что возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что физическую нагрузку нужно дозировать, чтобы она не была чрезмерной. Это связано с тем, что мышцы в данный период растут хоть и быстро, но неравномерно, поэтому ребенок быстро устает. Следовательно, малышам необходимо давать время для отдыха.

Что касается темпов физического развития, то с 4 до 6 лет они существенно не меняются. В среднем ребенок подрастает за год на 5–7 см и набирает 1,5–2 кг веса. Происходят рост и развитие всех органов и систем детского организма.

Психическое развитие ребенка

В возрасте 4–5 лет быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие. Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества, которые в дальнейшем обязательно пригодятся.

Типом мышления, характерным для ребенка сейчас, является наглядно-образное. Это значит, что в основном действия детей носят практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность. Однако по мере взросления мышление становится обобщенным и к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит в словесно-логическое. Значительно увеличивается объем памяти: он уже способен запомнить небольшое стихотворение или поручение взрослого. Повышаются произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут в течение непродолжительного времени (15–20 минут) сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности.

Учитывая вышеперечисленные возрастные особенности детей 4–5 лет, воспитатели дошкольных учреждений могут создать условия для продуктивной работы и гармоничного развития ребенка.

Игровая деятельность по-прежнему остается основной для малыша, однако она существенно усложняется по сравнению с ранним возрастом. Число детей, участвующих в общении, возрастает. Появляются тематические ролевые игры. Возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что они больше склонны общаться с ровесниками своего пола. Девочки больше любят семейные и бытовые темы (дочки-матери, магазин). Мальчики предпочитают играть в моряков, военных, рыцарей. На этом этапе дети начинают устраивать первые соревнования, стремятся добиться успеха.

Творческие способности

Средние дошкольники с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности. Ребенку нравится заниматься сюжетной лепкой, аппликацией. Одной из основных становится изобразительная деятельность. Возрастные особенности детей 4–5 лет по ФГОС предполагают, что на этом этапе дошкольник уже овладевает мелкой моторикой, что позволяет рисовать подробно и уделять больше внимания деталям. Рисунок становится одним из средств творческого самовыражения.

Средний дошкольник может сочинить небольшую сказку или песенку, понимает, что такое рифмы, и пользуется ими. Яркая фантазия и богатое воображение позволяют создавать целые вселенные в голове или на чистом листе бумаги, где ребенок может выбрать для себя любую роль.

В течение среднего дошкольного периода происходит активное развитие речевых способностей. Значительно улучшается звукопроизношение, активно растет словарный запас, достигая примерно двух тысяч слов и больше. Речевые возрастные особенности детей 4–5 лет позволяют более четко выражать свои мысли и полноценно общаться с ровесниками.

Ребенок уже способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции, пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого. На данном этапе развития дети овладевают грамматическим строем языка: понимают и правильно используют предлоги, учатся строить сложные предложения и так далее. Развивается связная речь.

Общение со сверстниками и взрослыми

В среднем дошкольном возрасте первостепенную важность приобретают контакты со сверстниками. Если раньше ребенку было достаточно игрушек и общения с родителями, то теперь ему необходимо взаимодействие с другими детьми. Наблюдается повышенная потребность в признании и уважении со стороны ровесников. Общение, как правило, тесно связано с другими видами деятельности (игрой, совместным трудом). Появляются первые друзья, с которыми ребенок общается охотнее всего.

В группе детей начинают возникать конкуренция и первые лидеры. Общение с ровесниками носит, как правило, ситуативный характер. Взаимодействие со взрослыми, напротив, выходит за рамки конкретной ситуации и становится более отвлеченным. Ребенок расценивает родителей как неисчерпаемый и авторитетный источник новых сведений, поэтому задает им множество разнообразных вопросов. Именно в этот период дошкольники испытывают особенную потребность в поощрении и обижаются на замечания и на то, если их старания остаются незамеченными. Порой взрослые члены семьи не замечают эти возрастные особенности детей 4–5 лет. Памятка для родителей, составленная воспитателями и психологами дошкольного учреждения, поможет правильно и плодотворно построить общение с ребенком.

Эмоциональные особенности

В этом возрасте происходит значительное развитие сферы эмоций. Это пора первых симпатий и привязанностей, более глубоких и осмысленных чувств. Ребенок может понять душевное состояние близкого ему взрослого, учится сопереживать.

Дети очень эмоционально относятся как к похвале, так и к замечаниям, становятся очень чувствительными и ранимыми. К 5 годам ребенка начинают интересовать вопросы пола и своей гендерной принадлежности.

Как уже упоминалось, одной из отличительных особенностей данного возраста является яркая фантазия, воображение. Нужно учитывать, что это может породить самые разные страхи. Ребенок может бояться сказочного персонажа или воображаемых чудовищ. Родителям не нужно слишком волноваться: это не проблема, а лишь возрастные особенности детей 4–5 лет.

Психология знает много способов борьбы с такими страхами, но важно помнить, что это всего лишь временные трудности, которые сами уйдут со временем, если родители не будут акцентировать на них внимание или использовать против ребенка в воспитательных целях.

Обучение детей 4–5 лет

Сотрудники дошкольных учреждений при обучении учитывают психологические и возрастные особенности детей 4–5 лет. По программе «От рождения до школы», используемой в настоящее время, акцент делается на становлении и всестороннем развитии личности.

При этом с детьми проводятся тематические занятия, на которых объясняются правила поведения в коллективе, дома и в общественных местах, основы безопасности, развивается речь, совершенствуются гигиенические навыки и так далее. При этом учебный процесс строится на игре. Таким образом, педагоги знакомят ребенка с новыми понятиями и правилами через доступный и привлекательный для него вид деятельности, принимая во внимание возрастные особенности детей 4–5 лет. По ПДД, к примеру, могут проводиться игровые занятия, где правила дорожного движения даются в стихотворной форме, легкой для понимания и запоминания. Также в этом возрасте необходимо расширять кругозор ребенка и его знания об окружающем мире.

Говоря о воспитании детей этого возраста, нужно помнить, что на данном этапе существенно меняется характер. Кризис трех лет благополучно проходит, и ребенок становится гораздо более послушным и покладистым, чем раньше. Именно в это время детям необходимо полноценное общение с родителями. Собственно говоря, в этом и заключаются основы воспитания. Главная функция взрослых сейчас – объяснить как можно подробнее и показать на личном примере. Ребенок впитывает все как губка, с любознательностью первооткрывателя тянется к новым знаниям. Родители должны внимательно выслушивать многочисленные вопросы и отвечать на них, ведь в семье дети черпают первые знания об окружающем мире и своем месте в нем.

Именно теперь необходимо закладывать нравственные качества, развивать в ребенке доброту, вежливость, отзывчивость, ответственность, любовь к труду. На этом этапе у ребенка появляются первые друзья, поэтому очень важно научить общаться со сверстниками: уступать, отстаивать свои интересы, делиться.

Роль дошкольных учреждений

Стоит отметить, что лучших успехов в воспитании можно добиться в случае тесного и доверительного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения, так как сотрудники садиков учитывают возрастные особенности детей 4–5 лет. Консультация для родителей является одним из путей такого взаимодействия. Взрослые члены семьи должны обладать хотя бы минимальной подготовкой в области психологии, чтобы лучше понимать своего ребенка. Еще один способ охарактеризовать возрастные особенности детей 4–5 лет – родительское собрание. На нем воспитатели и детский психолог совместно со взрослыми членами семьи могут наметить основные принципы воспитания и обсудить все интересующие и спорные вопросы.

По мнению практикующих детских психологов, семья играет важнейшую роль в становлении личности ребенка. Отношения между родителями – первое, что видит подрастающий малыш, это тот эталон, который он считает единственно верным. Поэтому очень важно, чтобы у ребенка был достойный пример в лице взрослых.

Родители должны помнить, что именно в дошкольном возрасте развиваются такие черты характера, как доброта, справедливость, правдивость, закладываются жизненные ценности и идеалы. Поэтому так важно учитывать возрастные особенности детей 4–5 лет. Помощь в воспитании отдельных черт характера должна также осуществляться в соответствии с полом дошкольника и ролями взрослых в семье. Так, мать учит ребенка находить общий язык, искать компромисс, от нее исходит ласка, забота и любовь. Отец является олицетворением порядка, защиты, это первый учитель жизни, который помогает быть сильным и целеустремленным. Отношения внутри семьи – важнейший фактор, оказывающий влияние на воспитание ребенка и на всю его последующую жизнь.

Физическое и нервно-психическое развитие детей 4-5 лет

Характеристика особенностей развития детей 4-5 лет разительно отличается от аналогичных показателей 1-3-летних малышей. В данном возрасте ребенка начинают готовить к школе. Поэтому очень важно, чтобы уровень развития ребенка 4-5 лет соответствовал всем требованиям, предъявляемым к младшим и средним дошкольникам. С 4-5-летками очень интересно, они становятся маленькими друзьями взрослых. Дошколята много что умеют, а их вопросы отличаются осмысленностью и каверзностью.

Нормы и особенности физического развития детей 4-5 лет

Вот вашему ребенку и исполнилось 4 года. Раннее детство для него закончилось. Он вступил в дошкольный период. Это время характеризуется определенными особенностями в росте и развитии ребенка. По некоторым параметрам можно судить, насколько правильно идет развитие детей 4-5 лет, а при отклонении от нормы нужно проконсультироваться у педиатра или детского психолога.

В возрасте 4-5 лет замедляется рост ребенка и составляет в среднем 5 см в год. Прибавка в весе к 4-м годам может составить примерно 1-1,5 кг, а к 5-ти годам — до 2 кг в год.

От правильного физического развития у детей 4-5 лет костно-мышечной системы зависит его способность к передвижению, самообслуживанию и приобретению трудовых навыков. В возрасте 4-5 лет костная система находится в процессе формирования, связки эластичны. Именно поэтому нужно оберегать ребенка от чрезмерных физических нагрузок, ведущих к деформации (в первую очередь позвоночника).

Кроме того, необходимо внимательно следить, как ребенок ходит, сидит за столом, насколько удобна его постель (она не должна быть неровной или слишком мягкой).

Координация движений в 4 года уже достаточна для того, чтобы перепрыгнуть через небольшую канавку, но пройти по узкой скамеечке ему трудно. Потренируйте его, нарисовав линию мелом на асфальте и предложив пройти по ней и не оступиться. Можно придумать игру — пройти по «мостику» через «огненную реку», победителя ждет сладкий приз. Вы увидите, что вскоре ребенок уже сможет пробежаться по этому «мостику». Для детей в 5 лет ходить по узкой доске, бревну совершенно несложно.

Одна из особенностей физического развития детей 4-5 лет – быстрая утомляемость. Мышцы ребенка еще недостаточно развиты для длительных физических упражнений, но ему вполне по силам пробежать расстояние до 100 м. Также можно поручать детям несложную домашнюю работу, требующую небольшого физического напряжения (например, пропылесосить ковер или помыть пол).

Пусть у него все получается хуже, чем у вас, зато он приобретает трудовые навыки, а заодно развивается физически.

В 3 года у детей имеются все 20 молочных зубов. А в 5 лет начинается смена молочных зубов на постоянные. Первыми меняются коренные. Если в более раннем возрасте ребенок не был приучен к правильному уходу за зубами и полостью рта, самое время поторопиться. Купите ему подходящую для его возраста зубную щетку, объясните, что чистить зубы нужно 2 раза в день и полоскать после еды. Не забывайте периодически посещать стоматолога. Хотя молочные зубы и временное явление, но их заболевание, во-первых, может стать причиной желудочно-кишечных расстройств, а во-вторых, способствовать неправильному развитию постоянных зубов.

Показатели уровня физического развития ребенка 4-5 лет

Формирование легочной системы в 4-5 лет продолжается и обычно заканчивается к 6-7-ми годам. Дыхание становится более глубоким. При физических нагрузках (беге, подвижных играх, катании на велосипеде, коньках и т. п.) вентиляция легких усиливается. Это способствует тренировке и развитию органов дыхания, вследствие чего у ребенка реже возникают простудные заболевания. Легочная система развита в соответствии с потребностями растущего организма.

Сосуды ребенка шире, чем у взрослых, поэтому кровоток происходит интенсивнее, доставляя к органам и тканям кислород и питательные вещества. Нагрузка на сердце и сосуды очень большая, и в случае заболевания она значительно возрастает, поэтому так важно развивать и укреплять сердечную мышцу с помощью физических упражнений.

Один из важных показателей развития ребенка 4-5 лет – артериальное давление. В этом возрасте его уровень составляет примерно 95 на 59 мм рт. ст. (у взрослых норма 120 на 80). Частота сердечных сокращений колеблется от 90 до 100 ударов в минуту. К 5-ти годам увеличивается вес сердца, соответственно увеличивается и работоспособность сердечной мышцы.

К 4-5-ти годам формирование пищеварительной системы в целом завершается. Поэтому ребенок уже может потреблять все продукты. Но следует помнить, что ферментная система печени еще недостаточно сильна, чтобы справиться с переработкой токсичных веществ.

Поэтому все лекарственные препараты должны применяться в соответствии с назначением врача, возрастом ребенка и в дозировках, не превышающих прописанные.

Не рекомендуется увлекаться всякого рода продуктами, содержащими красители, консерванты и искусственные добавки.

Учитывая характеристику развития детей 4-5 лет, в период болезни нагрузка на печень ребенка должна быть минимальна. Пища должна быть вареной или тушеной, нежирной и желательно жидкой, чтобы быстрее и легче усваиваться.

Организм ребенка в 4-5 лет интенсивно растет и развивается и, естественно, требует больших затрат энергии и поступления «строительного материала» в виде белков, жиров, углеводов, витаминов и минералов

У ребенка энергия большей частью идет на рост и образование новых клеток и тканей. Поэтому в этот период питанию следует уделять повышенное внимание. Еда должна быть разнообразной, достаточно калорийной и полезной. Ребенку требуется калорий на 1 кг веса в 2 раза больше, чем взрослому.

В 4 года малыш ходит еще недостаточно уравновешенно, разводит руки для сохранения равновесия. Совершая прыжки, ребенок уже слегка отталкивается и приземляется на полусогнутые ноги. Способен спрыгивать с высоты 15-20 см. Он может подбрасывать и ловить мяч. Метание мяча и других предметов вдаль у ребенка этого возраста пока не получается.

В 5 лет координация движений ребенка улучшается, ходьба становится более равномерной. Прыжки с места осуществляются с взмахом рук и имеют большую длину.

Дети в 5 лет уже способны к прыжкам с разбега, а также на одной ноге на месте и с продвижением, и со скакалкой. Мяч они бросают с замахом, разворотом туловища и в заданном направлении.

Со временем, в более старшем возрасте, приобретается навык попадания мячом в цель.

Пятилетние дети отлично лазают, переставляя ноги попеременно, в отличие от четырехлеток, которые пользуются приставным шагом.

В 4 года у ребенка пальцы рук еще недостаточно развиты, и поэтому для него очень полезны игры с мелкими предметами (в присутствии взрослого).

Если психофизическое развитие в норме, дети 4-5 лет могут нанизывать крупные бусины на веревочку, продевать шнур в отверстия пуговиц, лепить фигурки из пластилина или теста.

Рисунки ребенка 4-х лет более четкие. Он может нарисовать различные геометрические фигуры: круг, треугольник и т. п. Эти упражнения помогут подготовить руку ребенка к письму.

Дети 5 лет уже лучше осуществляют мелкие движения пальчиками. Им для развития можно поручить вырезать различные фигурки из бумаги с помощью детских ножниц (с закругленными концами).

Особенности развития детей 4-5 лет нужно обязательно учитывать при подготовке к школе.

Особенности эмоционального и психического развития детей 4-5 лет

Одна из основных особенностей психофизического развития детей 4-5 лет –активное формирование деятельности головного мозга. Дети используют сложные развернутые предложения («Завтра, когда у меня будет день рождения, мне подарят подарки: игрушки, конфеты»). Могут изъясняться в форме небольшого рассказа.

У детей 4-5 лет с нормальным психическим развитием произношение слов становится значительно лучше. Большинство звуков произносится четко, только лишь шипящие звуки и звуки «л» и «р» правильно произносить получается не у всех малышей. Одна из особенностей психического развития детей 4-5 лет – способность мыслить связно. В этом возрасте ребенок может составить рассказ по картинке. Взрослым необходимо проявить терпение, внимательно слушать свое чадо и отвечать на бесчисленные вопросы. Врачи в этом возрасте не рекомендуют постоянное чтение книг, просмотр телефильмов, долгую игру на компьютере. Все это раздражает нервную систему и может привести к ухудшению аппетита и сна, нарушению речи и высокой возбудимости ребенка.

В возрасте 4-5 лет происходит быстрое совершенствование органов чувств. Родители должны беречь зрение ребенка, так как плохое освещение стола, неправильная посадка могут привести к его ослаблению и в дальнейшем к близорукости. Для того чтобы научить ребенка следить за своей позой, необходимо поставить руку, согнутую в локте, на стол так чтобы кончики пальцев коснулись височной области головы, а между столом и грудью должен свободно проходить кулак. Расстояние от глаз до какого-либо предмета должно быть не менее 30-35 см.

Эмоциональное развитие детей 4-5 лет также не стоит на месте: в этом возрасте ребенок может выражать различные эмоции – радость, страх, жалость, смущение. Также более четко проявляются черты характера, формируются моральные понятия, представления об обязанностях.

Развитие детей 4-5 лет: знания, умения и навыки

Уровень общего развития у детей 4-5 лет разный, но есть определенные навыки, которыми ребенок должен обладать в соответствии с возрастом.

Подводя итоги и учитывая особенности эмоционального и физического развития детей 4-5 лет, настала пора перечислить, что должен уметь и знать ребенок в этом возрасте.

Ребенок все еще меняет звуки в словах, сокращает и смягчает слова, неустойчиво произносит свистящие и шипящие звуки. Дети 4-5 лет с нормальным развитием имеют навык группировать предметы по классам (мебель, животные, птицы и т. д.) в отличие от детей младшего возраста, которые группируют предметы по несущественному признаку, например по цвету.

Ребенок умеет подпрыгивать одновременно на двух ногах. Может прыгать на месте или передвигаясь вперед. Также дети 4-5 лет имеют навык и умение самостоятельно застегивать пуговицы и завязывать шнурки, раздеваться и одеваться.

Благодаря достаточно высокому уровню нервно-психического развития, дети 4-5 лет внимательны, собраны. Стихи, соответствующие возрасту, запоминают быстро.

Умеет играть с другими детьми, дружить с ними. Может длительное время внимательно слушать, как читают взрослые. Играет с другими детьми с удовольствием, не ссорится и соблюдает правила игры.

В 5 лет речь ребенка становится более четкой и чистой. В этом возрасте большинство детей умеют правильно произносить звуки «р», «д», «ш», «ж».

Дети 4-5 лет с хорошими знаниями, умениями и навыками могут составить по картинке короткий рассказ из нескольких предложений, правильно ответить на вопросы.

Возрастные особенности детей 4-5 лет

Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру.

В этом возрасте у вашего ребенка активно проявляются:

• Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности — заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.

• Этические представления. Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.

• Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.

• Страхи как следствие развитого воображения. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страша

• Отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.

• Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.

1. Ребенок может уметь определять расположение предметов: справа, слева, посередине, вверху, внизу, сзади, спереди.

2. Ребенок может знать основные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник)

3. Ребенок может знать все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах десяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой.

4. Ребенок может уметь расставлять цифры от 1 до 5 в правильной последовательности и в обратном порядке.

5. Ребенок может уметь сравнивать количество предметов, понимать значение: больше — меньше, поровну. Делать равными неравные группы предметов: добавлять один предмет к группе с меньшим количеством предметов.

6. Ребенок знакомится с графическим образом числа, учится правильно писать цифры.

-Развитие Мышления, Памяти, Внимания

1. Ребенок может уметь находить отличия и сходства между двумя картинками (или между двумя игрушками).

2. Ребенок может уметь складывать по образцу постройки из конструктора.

3. Ребенок может уметь складывать разрезанную картинку из 2-4 частей.

4. Ребенок может уметь не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание.

5. Ребенок может уметь складывать пирамидку (чашечки, вкладывая их друг в друга) без посторонней помощи.

6. Ребенок может уметь вкладывать в отверстия недостающие фрагменты картинок.

7. Ребенок может уметь называть обобщающим словом группу предметов (корова, лошадь, коза-домашние животные; зима, лето, весна- времена года). Находить лишний предмет в каждой группе. Находить пару каждому предмету.

8. Ребенок может уметь отвечать на такие вопросы как: Можно ли летом кататься на санках? Почему? Зачем зимой одевают теплые куртки? Для чего нужны окна и двери в доме? И т.д.

9. Ребенок может уметь подбирать противоположные слова: стакан полный — стакан пустой, дерево высокое – дерево низкое, идти медленно – идти быстро, пояс узкий – пояс широкий, ребенок голодный — ребенок сытый, чай холодный – чай горячий и т.д.

10. Ребенок может уметь запоминать пары слов, после прочтения взрослым: стакан-вода, девочка-мальчик, собака-кошка и т.д.

11. Ребенок может уметь видеть на картинке неправильно изображенные предметы, объяснять, что не так и почему.

1. Ребенок может использовать тысячу слов, строить фразы из 6-8 слов. Понимать ребенка должны даже посторонние люди, а не только родители.

2. Ребенок может понимать, чем отличается строение человека от строения животных, называть их части тела (руки — лапы, ногти — когти, волосы — шерсть).

3. Ребенок может уметь правильно ставить существительные в форму множественного числа (цветок — цветы, девочка — девочки).

4. Ребенок может уметь находить предмет по описанию (яблоко — круглое, сладкое, желтое). Уметь самостоятельно составлять описание предмета.

5. Ребенок может понимать значение предлогов (в, на, под, за, между, перед, около и т. д.).

6. Ребенок может знать, какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий.

7. Ребенок может уметь поддерживать беседу: уметь отвечать на вопросы и правильно их задавать.

8. Ребенок может уметь пересказывать содержание услышанной сказки, рассказа. Рассказать наизусть несколько стихов, потешек.

9. Ребенок может называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город в котором живет.

10. Ребенок может уметь отвечать вопросы, касательно недавно произошедших событий: Где ты был сегодня? Кого встретил по дороге? Что мама купила в магазине? Что было на тебе одето?

1. Ребенок может уметь различать овощи, фрукты и ягоды, знать какими они бывают, когда созревают.

2. Ребенок может знать названия насекомых, уметь рассказывать о том, как они передвигаются (бабочка летает, улитка ползет, кузнечик прыгает)

3. Ребенок может знать всех домашних животных и их детенышей.

4. Ребенок может уметь угадывать по картинкам времена года. Знать приметы каждого из них.

Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:

1. Ребенок уже отлично застегивает пуговки, молнии и развязывает шнурки, его хорошо слушаются ложка и вилка.

2. Ребенок может уметь нанизывать крупные пуговицы или бусины на нитку.

3. Ребенок может уметь точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги.

4. Ребенок может уметь заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунка.

5. Ребенок может уметь обводить и раскрашивать картинки, не выходя за края.

6. Ребенок может уметь проводить линии по середине дорожки, не выходя за её края.

7. Ребенок может различать правую и левую руку.

Вам как его родителям важно:

• Понять, каковы в вашей семье правила и законы, которые ребенку не позволено нарушать. Помнить, что законов и запретов не должно быть слишком много, иначе их трудно выполнить.

• По возможности вместо запретов предлагать альтернативы. формулируя их так: «Тебе нельзя рисовать на стене, но можно на этом куске бумаги». Просто запреты рождают в ребенке либо чувство вины, либо злость и протест. Если вы что-то однозначно запрещаете ребенку, будьте готовы выдержать его справедливую злость или обиду по этому поводу.

• Говорить ребенку о своих чувствах, чтобы он лучше понимал, какую реакцию в другом человеке рождают те или иные его поступки. Быть готовыми к тому, чтобы разобраться вместе с ним в сложной этической ситуации. Самим жить в согласии с теми этическими принципами, которые вы транслируете ребенку.

• Не перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием, мстительность. Может также развиваться пассивность, пропадать инициатива.

• Помнить о том, что не стоит при ребенке рассказывать различные страшные истории, говорить о тяжелых болезнях и смерти, потому что для некоторых детей подобная информация может стать сверхсильным раздражителем. Важно выслушивать ребенка, разделять с ним его страхи, позволяя ему проживать их вместе с вами.

• Предоставлять ребенку возможности для проявления его творчества и самовыражения. Интересоваться любым творческим продуктом, по возможности никак его не оценивая, ни положительно, ни отрицательно, предлагая самому ребенку оценить свое творчество.

• Обеспечить ребенку возможность совместной с другими детьми игры, осознавая, что такая игра не только развивает его воображение и образное мышление, но и совершенно необходима для здорового эмоционального развития. Предлагать ребенку для игры не только законченные по своей форме игрушки, но и неоформленные предметы, не имеющие четкой функции: камушки, палочки, брусочки и т.д.

• Понимать, что ребенок уже способен достаточно долго и увлеченно заниматься тем, что ему нравится, и ему бывает очень трудно прервать игру, поэтому о необходимости ее заканчивать стоит предупреждать его заранее.

• Быть открытыми к вопросам ребенка, интересоваться его мнением, превращая его жажду знания в способность самому найти ответы на интересующие его вопросы. Полезно обсуждать с ребенком любые события и явления, которые его интересуют, и на его языке формулировать результаты ваших совместных рассуждений и выводов.

Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5-ти лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.

Воспитание 10-летнего мальчика, особенности его психофизического развития

Часто можно услышать разговоры возмущенных дам о том, что современные мужчины безответственные, ленивые и совсем не отличаются мужественностью. Во многом они, конечно, правы. Но ведь именно женщины чаще всего и воспитывают своих сыновей так, что они вырастают инфальтивными людьми. Как правильно воспитывать мальчика, чтобы он стал настоящим мужчиной, который способен нести ответственность за свои поступки и близких ему людей? Ответить на этот сложный вопрос попробуем в нашей статье.

Воспитание – сложный процесс, который должен начинаться с рождения и продолжаться всю жизнь. От того, насколько правильным и успешным оно будет в детские и подростковые годы, зависит способность мужчины заниматься саморазвитием в зрелые годы и приобретать ту самую мужественность, которую так хотят видеть женщины.

Если первые годы своей жизни ребенку важно чувствовать безграничную защиту и любовь матери, то по мере взросления пример и авторитет отца должны занимать все более значимое место в жизни мальчика.

В 7 лет у малыша начинается новый, очень важный этап его жизни – начало взросления. Именно этот период станет базой, на которую он будет бессознательно опираться всю жизнь.

Нельзя начинать воспитание сына в 10 лет, и ждать от него хороших результатов. Это бессмысленно. Для того чтобы понять, как правильно воспитывать мальчика этого возраста, необходимо знать особенности его психофизического развития в период с 7 до 11 лет.

Эти сложные годы станут индикаторами отношений в семье, раскроют все ошибки воспитания, совершенные ранее.

Первые плоды своего воспитания родители начинают пожинать с наступлением десятилетия сына. Именно этот возраст характеризуется особыми изменениями в физиологии и психологии ребенка.

У детей 10 лет начинается бурная перестройка организма, которая сопровождается ростом костной системы и кровеносных сосудов. В то время как сердечные мышцы не всегда успевают за остальными органами.

Начало полового созревание вызывает сильнейшие гормональные изменения, которые являются виновниками ухудшения памяти и внимания, снижения интеллектуальных способностей. Более того, возбудимость нервной системы значительно превышает процессы ее торможения, что выражается в раздражительности и обидчивости, резкости суждений и невозможности контролировать свои эмоции.

Воспитание 10-летнего мальчика не может быть успешным без учета всех этих физических и психических изменений.

Психологические проявления возраста

У ребенка 10 лет явно прослеживаются изменения взаимоотношений в семье. Мальчик всячески пытается демонстрировать свое взросление и собственное мнение по всем вопросам. Особенно это касается взаимоотношений с матерью. Он начинает грубить и пытаться доказать свою правоту.

Пик эмоционального и нестабильного поведения приходится на одиннадцать лет. К этому возрасту при неправильно выстроенной линии поведения семьи возможны депрессивные состояния и погружение в себя, проявление агрессии и полный отказ от сотрудничества.

Все большее влияние на десятилетнего мальчика начинают оказывать сверстники. В окружении ровесников его поведение меняется до неузнаваемости.

Учебная деятельность характеризуется нестабильным характером: непоседливость неожиданно сменяется задумчивостью или чрезмерным усердием.

Несмотря на внешнее агрессивное стремление к самостоятельности, в эти годы мальчики как никогда нуждаются в поддержке со стороны родных. Не получая одобрения близких людей, их тревоги и страхи усиливаются, что приводит к еще большей замкнутости и агрессивности.

Исследования психологов доказали, что у мальчиков 11 лет наблюдается самый низкий уровень самооценки по сравнению с другими возрастными периодами.

Утверждение в коллективе

Если в 7 лет для мальчика главным мотивационным моментом жизни было образование, когда происходила оценка состоятельности по учебным достижениям, то к десятилетнему возрасту ситуация начинает меняться. Мальчику уже неважно, как его оценивает преподаватель: личная значимость самого себя формируется через авторитет среди сверстников. Начинается жесткая конкурентная борьба за лидерство.

Начиная с восьми лет, ребенок приступает к изучению границ дозволенного, с каждым годом изучая их все активнее. Только мальчики исследуют этот вопрос практическими действиями, которые могут закончиться нарушением закона. Социальное развитие детей 8 лет постепенно становится все активнее.

В это время родителям важно анализировать каждое высказывание и заявление сына. Во время бесед следует ненавязчиво интересоваться, с кем дружит мальчик, чем он занимается с друзьями. Приготовьтесь к тому, что взрослеющий мужчина уже не будет делиться всем и сразу.

При этом не стоит успокаивать себя тем, что ваш сын дружит только с «приличными» ребятами. Эти мальчики тоже проверяют границы своих возможностей, экспериментируют и доказывают свое лидерство.

В детском коллективе начинается четкое распределение ролей, причем базируется оно на взаимоотношениях со сверстниками. Как правило, позиция, определенная коллективом в 8 лет, становится незыблемой, и мальчиком достаточно сложно перейти на «другой уровень».

Лидер, помощник, размазня, козел отпущения, заучка – вот примерный перечень базовых позиций, которые распределяются чаще всего подсознательно.

Лидерами и их помощниками становятся мальчики, которые умеют отстоять свою позицию. Причем чаще всего у них это принято делать с помощью кулаков. Если по каким-то причинам ребенок не может постоять за свою «честь», его авторитет среди сверстников резко падает и исправить ситуацию ему будет крайне сложно.

При воспитании детей этого возраста важно учитывать главное противоречие: желание быть таким же, как все, и ярко выделяться среди ровесников. Самоутверждение мальчиков происходит за счет дружбы со старшими детьми, авторитет которых для них незыблемый. Именно поэтому в этом возрасте велика опасность пристрастия к вредным привычкам и нецензурным выражениям.

Требования и контроль

При работе с детьми сейчас очень важно регулировать требования и их подачу. Напомним, что взрослый уже не является авторитетом, поэтому все требования и просьбы воспринимаются как неправильные и ненужные.

Ребенок начинает сам определять для себя жизненные ценности, которые часто могут идти в разрез с родительскими идеалами. Он еще не до конца понимает их смысл и содержание, но начинает их яростно отстаивать, вступая в конфликты, которые взрослым кажутся глупыми и бессмысленными.

Более того, период обучения в среднем звене предусматривает работу разных учителей, каждый из которых имеют свою позицию и требования. Мальчик постепенно переходит «на свою территорию», в которой взрослым остается все меньше места.

Самоутверждение – обязательный элемент взросления. Упрямство и нежелание находиться под контролем взрослых все чаще принимает форму конфликта. Именно сейчас мальчики выбирают те требования, которым они готовы подчиняться, так как они не нарушают их «суверенитета». Правильная позиция взрослых позволит им определиться с правильным выбором, ведь от него зависит вся дальнейшая жизненная позиция.

В восемь лет начинают проявляться первые эмоциональные переживания, связанные с противоположным полом. При этом мальчики не умеют правильно выражать свои эмоции. Задача взрослых направить их в правильное русло, объяснив, что проявление подобных чувств естественно и необходимо.

Ни в коем случае нельзя смеяться над чувствами мальчика, особенно в присутствии сверстников! Ведь вы можете подорвать его авторитет, завоевать который вновь ему будет сложно.

Этот период опасен экспериментами. Мальчики демонстрируют свою храбрость, силу и ловкость. Именно поэтому новостные сводки постоянно пополняются сведениями о мальчиках, которые делают селфи на крышах многоэтажек или движущихся поездах. Жестокие драки, которые обязательно должны быть зафиксированы на камеру мобильного телефона, — еще один способ доказать свою смелость.

Родители обязаны в этот период знать как можно больше о своих сыновьях и максимально ненавязчиво контролировать их действия! Иначе демонстрация превосходства может закончиться очень плохо.

Правильное сотрудничество

Как воспитывать мальчика 9 лет, чтобы из него вырос настоящий мужчина?

В первую очередь воспитание мальчика в этот период должно базироваться на сотрудничестве и доверии. Причем на доверии сына к родителям, а не наоборот.

Взрослые должны дать возможность мальчику реализоваться в социуме, научить выделять самые эффективные и правильные способы общения, корректировать занижение самооценки и недостатки. Только с помощью родителей можно избежать личностных противоречий.

Если взрослые не будут принимать активное участие в самоутверждении сыновей, поощрять разумные границы свободы и умение отстаивать свою позицию правильно, это чревато такими последствиями:

  • Ребенок становится агрессивным, выражая так протест против неприятия взрослых;
  • Появляется цинизм и манипулирование человеческими слабостями, причем чаще всего под огонь попадают родители;
  • Лицемерие и слабость станут проявлением самоутверждения через интриги и приспособление к обстоятельствам;
  • Неспособность защитить себя от проявления агрессии более сильных выражается в постоянных поисках покровителей. Таких мальчиков в мужском обществе принято называть «шестерками».
  • Чтобы избежать таких неправильных проявлений развития, воспитание детей этого возраста должно способствовать удовлетворению двух самых важных потребностей:

    • Необходимость общения со сверстниками. Важно поощрять любое общение с ровесниками вне стен школы;
    • Необходимость в утверждении собственных вкусов и пристрастий. Не мешайте мальчику самостоятельно выбирать игры, друзей или одежду. Ведь формирование собственного мнения и линии поведения возможно только методом проб и ошибок.
    • Помните! Это не взрослеющие сыновья должны подстраиваться под вашу систему ценностей. Это вы, родители, должны уметь вовремя перестроиться и научиться сотрудничать со своим ребенком. Сложный период взросления не терпит авторитаризма, ему необходимо партнерство.

      Важные рекомендации родителям

      • Найдите золотую середину между строгостью и лаской. И то, и другое жизненно необходимо взрослеющим мальчикам;
      • Ребенок должен чувствовать, что родители всегда придут на помощь, поддержат в любой ситуации. Помощь должна заключаться не в наказании обидчика, а в выяснении конфликтной ситуации, с ее полным анализом;
      • Дайте мальчику свободу выбора, только так он сможет вырасти мужчиной, который осознает ответственность за сделанный поступок;
      • Не критикуйте, а подсказывайте;
      • Не позволяйте сыну чувствовать себя униженным: не оскорбляйте его;
      • Любите своего ребенка и обязательно как можно чаще говорите ему об этой любви. Независимо от возраста, сын хочет знать, что родители любят его не за достижения, а за то, что он их сын.

      Воспитание ребенка 10-11 лет – сложная задача. Справиться с ней смогут только те родители, которые сумели проявить в этот непростой период максимум уважения и любви к своему взрослеющему сыну.

      Нормы физического и психического развития детей 0-5 лет

      Задержка роста — плохой или ненормально медленный рост или вес у ребенка младше 5 лет. Это может быть временным явлением.

      Ребенок должен иметь плановые осмотры врача в следующие периоды своей жизни:

      Нормы развития ребенка в 2 месяца

      Физические и психические навыки , котрыми новорожденный должен овладеть к 2-м месяцам:

      — закрытие мягкого места на задней части головы (задний родничок);

      — исчезают несколько рефлексов новорожденного — таких, как степпинг-рефлекс (когда ребенок танцует или шагает в вертикальном положении на твердой поверхности) и рефлекс схватывания пальца;

      — голова на шее меньше шатается;

      — лежа на животе, ребенок способен поднять голову почти на 45 градусов;

      — лежа на животе, ребенок меньше сгибает руки и ноги.

      Сенсорные и когнитивные нормы развития:

      — ребенок начинает смотреть на близкие предметы;

      — ребенок кусает предметы;

      — различные крики ребенка означают разные вещи;

      — голова ребенка поворачивается из стороны в сторону со звуком на уровне уха;

      — ребенок реагирует на знакомые голоса.

      Рекомендации относительно игр с 2-х месяцным ребенком:

      — советуем выносить ребенка из дома, чтобы звуки были за его пределами;

      — возьмите ребенка для поездок в автомобиле или прогулок по окрестностям;

      — помещение, где чаще бывает ребенок, должно быть ярким, с картинами и зеркалами;

      — игрушки и объекты должны быть ярких цветов;

      — читайте своему ребенку;

      — поговорите с ребенком о предметах и людях в своем окружении.

      Нормы развития ребенка в 4 месяца

      Типичный 4-месячный младенец развивает определенные физические и умственные способности. Все дети развиваются немного по-разному. Если вы обеспокоены развитием вашего ребенка, поговорите об этом с его лечащим врачом.

      Физические и двигательные навыки. Типичный 4-месячный ребенок должен:

      — медленно увеличивать вес до около 20 г в день;

      — дважды быть взвешенным при рождении;

      — голова в сидячем положении почти не должна спадать вниз;

      — быть в состоянии сидеть прямо, если его подпирают;

      — быть в состоянии вертеться в направлении спереди назад;

      — удерживать и отпускать объекты;

      — играть с погремушкой. Когда погремушка в руках, ее невозможно забрать в случае, если она упадет;

      — быть в состоянии поднимать погремушку обеими руками;

      — быть в состоянии класть объекты в рот;

      — засыпать с 9 до 10 часов ночью в два приема (в общей сложности — 14-16 часов в день).

      Сенсорные и познавательные навыки:

      — хорошо видит близко;

      — увеличивает зрительный контакт с родителями и другими людьми;

      — начинает зрительно-моторную координацию;

      — умеет смеяться вслух;

      — предвидит кормление, когда видит бутылку с молочной смесью (если он на искусственном вскармливании);

      — начинает проявлять память;

      — при повышенном внимании волнуется;

      — распознает голоса родителей и распознает их на ощупь, сенсорно.

      Рекомендации. Родители могут поощрить развитие ребенка через игры:

      — положите ребенка перед зеркалом;

      — обеспечьте его яркими игрушками, которые он может держать;

      — заставьте ребенка повторять разные звуки;

      — помогите ребенку продолжить ваши фразы;

      — используйте детские качели в парке, если головка ребенка уже хорошо держится;

      — ребенок может играть на животе.

      Нормы развития ребенка в 6 месяцев

      Физические и моторные навыки. Ребенок может:

      — проводить почти все процедуры его взвешивания в положении стоя;

      — передавать предметы из его одной руки в другую;

      — в состоянии поднять грудь и голову, лежа на животе и держась на руках;

      — уже в состоянии поднять упавший объект;

      — ребенок в состоянии перевернуться со спины на живот;

      — в состоянии сидеть на высоком стуле с прямой спиной;

      — в состоянии сидеть на полу с поддержкой нижней части спины;

      — у ребенка начинают прорезаться зубки;

      — у ребенка — повышенное слюноотделение;

      — ребенок должен быть в состоянии спать 6-8 часов в ночное время суток;

      — если вес ребенка удвоился с момента его рождения, также вес часто удваивается в 4 месяца, и это был бы повод для беспокойства, если этого не произошло в 6 месяцев.

      Сенсорные и когнитивные навыки. Ребенок:

      — начинает бояться незнакомцев;

      — начинает подражать действиям других людей;

      — начинает понимать, что если объект упал, он все еще там лежит, и просто должен быть поднят;

      — ему удается найти звучание не непосредственно на уровне уха, а вдали;

      — любит слышать собственный голос;

      — издает звуки от зеркала и игрушек;

      — издает звуки, напоминающие односложные слова;

      — предпочитает более сложные звуки;

      — начинает подражать звукам;

      — диапазон видения ребенка находится между 20/60 и 20/40.

      — читать, петь и говорить с ребенком;

      — произносить такие слова, как «мама», чтобы помочь ребенку научиться языку;

      — играть с ребенком в прятки;

      — обеспечить, чтобы зеркало не разбивалось;

      — обеспечить большие, яркие игрушки, издающие шум или имеющие движущиеся части (избегать игрушек с мелкими деталями);

      — рвать при ребенке бумагу;

      — начать именовать части тела и окружающей среды;

      — использовать телодвижения и действия по учению языка;

      — нечасто использовать слово «нет».

      Нормы развития ребенка в 9 месяцев

      Физические характеристики и двигательные навыки. 9-месячный ребенок, как правило, проходит следующие этапы:

      — набирает вес более медленными темпами — около 15 граммов в день, более 400 гр. в месяц;

      — увеличивает рост в длину – на 1,5 см в месяц;

      — кишечник и мочевой пузырь ребенка работают более регулярно;

      — ребенок кладет руки вперед, а головой указывает на землю (рефлекс «парашют»), чтобы защитить себя от падения;

      — может изучать окружающий мир;

      — сидит в течение длительного периода;

      — любит сам больше стоять;

      — сидя, тянется к объектам;

      — может схватывать предметы кончиками большого и указательного пальцев;

      — схватывает пальцы других людей;

      — бросает или трясет объекты.

      Сенсорные и познавательные навыки. В 9 месяцев ребенок обычно:

      — может отрываться и цепляться за родителей;

      — у него разрабатывается восприятие глубины;

      — понимает, что объекты продолжают существовать, даже когда он их не видит (постоянство объекта);

      — реагирует на простые команды;

      — реагирует на названия;

      — понимает значение слова «нет»;

      — подражает звукам речи;

      — может бояться оставаться в одиночестве;

      — воспроизводит интерактивные игры;

      — волнуется при прощании с кем-либо, особенно когда его мама или папа уходят.

      Игры. Чтобы помочь развитию 9-месячного ребенка, нужно:

      — обеспечить его книжками с картинками;

      — предоставить ему различные раздражители;

      — повезти его в торговый центр (чтобы видел больше людей);

      — повезти его в зоопарк (чтобы видел животных);

      — создавать в голове ребенка словарный запас путем чтения и именования людей и объектов окружающей среды;

      — научить отличать горячее и холодное через игру;

      — обеспечить большие игрушки, которые можно сдвигать, словно пешеходов;

      — петь вместе с ребенком песни;

      Нормы развития ребенка в 12 месяцев

      Физические и двигательные навыки. 12 -месячный ребенок должен:

      — в 3 раза больше весить, чем при рождении;

      — вырасти на 50% по сравнению со своим ростом при рождении;

      — иметь окружность головы, равную груди;

      — иметь большинство зубов;

      — уметь ходить самостоятельно или при ведении с одной стороны;

      — сидеть без посторонней помощи;

      — переворачивать по страницам книги, листать много страниц за один раз;

      — поднимать небольшой объект с помощью кончиков большого и указательного пальцев;

      — спать 8-10 часов в сутки.

      Сенсорное и когнитивное развитие. Типичный 12-месячный ребенок:

      — начинает «разыгрывать спектакли» (например, делать вид, что пьет из чашки);

      — следует за быстро движущимся объектом;

      — реагирует на свое имя;

      — может сказать «мама», «папа» и, по крайней мере, одно или два других слова;

      — понимает простые команды;

      — пытается имитировать звуки животных;

      — связывает имена с объектами;

      — участвует в одевании (поднимает руки);

      — играет в простые игры (например, с мячом);

      — указывает на объекты указательным пальцем;

      — волнуется при свидании и прощании;

      — может иметь привязанность к игрушке или объекту;

      — имеет опыт разлуки и может цепляться за родителей;

      — может иметь краткие путешествия вдали от родителей.

      Игры. Вы можете помочь 12 -месячному ребенку развивать навыки через игру:

      — обеспечить ему книжки с картинками;

      — обеспечить различные стимулы – например, собираться вместе с ним в торговый центр или зоопарк;

      — играть с ребенком в мяч;

      — создать для ребенка словарный запас путем чтения и именования людей и объектов окружающей среды;

      — научить различать горячее и холодное через игру;

      — обеспечить большие игрушки, которые можно сдвигать;

      — петь с ребенком песни;

      — давать ребенку играть с ребенком примерно того же возраста;

      — не давать ребенку до 2-летнего возраста смотреть телевизор и т.д.

      Нормы развития ребенка в 18 месяцев

      Физические и моторные навыки. Типичный 18-месячный ребенок:

      — имеет закрытый передний родничок;

      — растет более медленными темпами и имеет по сравнению меньше аппетита;

      — имеет возможность контролировать мышцы сфинктера для мочеиспускания и дефекации, но может быть еще не готов пользоваться взрослым туалетом, а не горшком;

      — имеет возможность встать на невысокие стулья без помощи;

      — может подниматься или спускаться по лестнице, держась за перила одной рукой;

      — может построить башню с блоками;

      — может использовать ложку и чашку, и с их помощью кормить себя;

      — может смотреть одновременно две или три страницы книги.

      Психологические и когнитивные навыки.Типичный 18-месячный ребенок:

      — показывает привязанность к взрослым;

      — может чувствовать разлуку;

      — слушает рассказ или смотрит на фотографии;

      — может сказать 10 или более слов, когда его спрашивают;

      — морщатся от поцелуев родителей губами;

      — определяет одну или более частей тела;

      — понимает и в состоянии указать и выявить общие объекты;

      — часто имитирует что-либо;

      — может снять некоторые предметы одежды – такие, как перчатки, шляпы, носки;

      — начинает ощущать чувство собственности, выявлять людей и предметы.

      Игры и рекомендации:

      — поощрять и обеспечить необходимое пространство для физической активности ребенка;

      — обеспечить безопасные копии взрослых инструментов и оборудования для игр ребенка;

      — позволить ребенку помогать по дому и участвовать в ежедневных обязанностях в семье;

      — поощрять игры, которые включают в себя задания и творчество;

      — поощрять игры с детьми – ровесниками вашего малыша;

      — не давать ребенку до достижения 2 лет смотреть телевизор и т.д.;

      — играть вместе в простые игры – такие, как головоломки и сортировка.

      Нормы развития ребенка в 2 года

      Физические и моторные навыки. Ребенок в 2 года может:

      — повернуть дверную ручку;

      — просматривать книгу по одной странице за один раз;

      — построить башню из 6-7 кубов;

      — пинать мяч, не теряя равновесия;

      — подобрать предметы, стоя, не теряя равновесия (часто это происходит уже в 15 месяцев, и был бы повод для беспокойства, если e ребенка не наблюдается этого в 2 года);

      — работает с лучшей координацией, хотя стойка все еще может быть широкой;

      — готовым к «туалетным тренировкам»;

      — должен иметь первые 16 зубов (фактическое количество зубов может широко варьироваться);

      — в 24 месяцев — около половины окончательного роста взрослых зубов.

      — в состоянии надеть простую одежду без помощи (часто он делает это лучше, чем снимает одежду и чем кладет ее на место);

      — может иметь потребности – такие, как: общение, жажда, голод, нужда сходить в туалет;

      — может построить фразы из 2-3 слов;

      — может понять 2-хступенчатую команду («Дай мне мяч, а затем возьми свои ботинки»);

      — повышение концентрации внимания;

      — видение полностью работает;

      — словарный запас ребенка увеличивается примерно до 50-300 слов (словарь здоровых детей может варьироваться в широких пределах).

      — позволить ребенку помогать по дому и участвовать в ежедневных семейных обязанностях;

      — поощрять и обеспечить необходимое пространство для физической активности;

      — поощрять игры, которые включает в себя задания и творчество;

      — обеспечить безопасные копии взрослых инструментов и оборудования;

      — стараться не давать ему смотреть телевизор; управлять ограничение и содержания, и количества телевизора. Предел просмотра телевидения — менее 3 часов в день, предпочтительно один час или меньше. Для ребенка такого возраста вредны программы и передачи с содержанием о насилии, жестокости, преступлениях и других аморальных поступках людей. Лучше перенаправить ребенка к чтению или игровой деятельности;

      — контролировать тип игр.

      Нормы развития ребенка в 3 года

      Эти этапы характерны для детей на третьем году жизни. Всегда имейте в виду некоторые отклонения. Если у вас есть вопросы о развитии вашего ребенка, обратитесь к его лечащему врачу.

      Физические и моторные навыки.

      — улучшение зрения (20/30);

      — имеет все 20 молочных зубов;

      — потребности в 11-13 часов сна в сутки;

      — ребенок может иметь дневной контроль над функциями кишечника и мочевого пузыря (может иметь и ночной контроль);

      — ребенок может немного балансировать себя и прыгать на одной ноге;

      — ребенок может идти вверх по лестнице чередующимися ногами;

      — ребенок может построить многоквартирный игрушечный дом из девяти и более кубов;

      — ребенок может легко поместить мелкие предметы в небольшое отверстие;

      — ребенок может скопировать круг;

      — ребенок может крутить педали трехколесного велосипеда.

      Сенсорные, когнитивные и социальные навыки включают:

      — словарный запас ребенка — многие сотни слов;

      — ребенок составляет предложения из трех слов;

      — ребенок считает три объекта;

      — ребенок использует множественное число и местоимения (он / она);

      — ребенок часто задает вопросы;

      — ребенок может одеть себя, он нуждается в помощи только со шнурками, кнопками и другими крепежными деталями в труднодоступных местах;

      — проявляет больше внимания;

      — отыгрывает общение с другими людьми через игру в деятельность;

      — имеет некоторое снижение чувства разлуки в течение коротких периодов времени;

      — может иметь страхи от мнимых вещей;

      — знает собственное имя, возраст и пол (мальчик / девочка);

      — начинается учиться делиться;

      — имеет некоторые навыки кооперативной игры (строительство блоков башни).

      В возрасте 3 лет почти все речи ребенка должны быть понятны. Истерика является общей в этом возрасте. Детей, у которых истерика, регулярно длящаяся более 15 минут или чаще трех раз в день, необходимо показать врачу.

      Игры. для родителей по соответствующим играм для детей 3 лет:

      — обеспечить безопасные условия игры и постоянный контроль;

      — обеспечить необходимое пространство для физической активности ребенка;

      — помочь ребенку участвовать в спортивных мероприятиях и узнать их правила;

      — делать мониторинг времени и содержания телевизионных просмотров;

      — посещать местные объекты, представляющие интерес;

      — поощрять ребенка, чтобы он помогал родителям с небольшими домашними делами — накрыть на стол или собрать игрушки;

      — поощрять играть с другими детьми, чтобы помочь развивать социальные навыки;

      — поощрять ребенка узнавать, отвечая на вопросы;

      — обеспечивать мероприятия, связанные с конкретными интересами ребенка;

      — поощрять ребенка использовать слова для выражения своих чувств.

      Нормы развития ребенка в 4 года

      Физические и моторные навыки. В четыре года ребенок обычно:

      — набирает вес со скоростью около 6 г в день;

      — средний 4-летний ребенок весит 17-18 кг;

      — ребенок спит – 11-13 часов — как правило, без дремоты;

      — рост в два раза превышает длину при рождении;

      — показывает улучшенный баланс;

      — легко стоит на одной ноге, не теряя равновесия;

      — бросает мяч сверху вниз, с координацией;

      — может вырезать изображение с помощью ножниц;

      — еще может мочиться в постель (это нормально).

      Психологические и когнитивные навыки. Типичный 4-летний ребенок:

      — имеет словарный запас — более 1000 слов;

      — легко собирает предложения из четырех или пяти слов;

      — может использовать глаголы в прошедшем времени;

      — умеет считать до четырех;

      — может задавать много вопросов;

      — может использовать слова, которые полностью не понятны;

      — может начать использовать вульгарные слова;

      — учится и поет простые песни;

      — старается быть очень независимым;

      — может проявлять повышенное агрессивное поведение;

      — участвует в разговорах о личных делах семьи с взрослыми;

      — как правило, имеет придуманных друзей;

      — имеет улучшенное понимание времени;

      — в состоянии сделать различие между двумя объектами на основе их размера и веса;

      — имеет недостатки нравственных понятий о добре и зле;

      — может возмутиться, если от него слишком многого ожидать.

      Игры и рекомендации. Родителю 4-летнего ребенка необходимо:

      — и обеспечить пространство для физической активности ребенка и поощрять ее;

      — показать ребенку, как принимать участие в спортивных мероприятиях и как в них следовать правилам;

      — поощрять игры совместно с другими детьми;

      — поощрять творческие игры;

      — научить детей делать небольшие дела – например, накрывать на стол;

      — читать вместе с ребенком;

      — ограничить смотрение телевизора до 2 часов в день — и только хорошие передачи;

      — увлечь ребенка различными интересными и полезными для него стимулами.

      Нормы развития ребенка в 5 лет

      Физические и двигательные навыки 5-летнего ребенка могут включать:

      — первые постоянные, не молочные зубы (большинство детей не получают свои первые постоянные зубы до 6 лет);

      — разработка усиления координации движений;

      — прыжки с хорошим балансом;

      — поддержание баланса, стоя на одной ноге с закрытыми глазами;

      — проявление повышенного навыка с помощью простых инструментов и письменных принадлежностей;

      — ребенок может скопировать простой рисунок, фигуру.

      Сенсорные и когнитивные навыки:

      — словарный запас увеличивается до более 2000 слов;

      — ребенок может составлять предложения из 5 или более слов, со всеми частями речи;

      — начинает различать деньги;

      — может считать до 10;

      — знает номер домашнего телефона;

      — правильно называет основные цвета и, возможно, многое другие;

      — при вопросах — более глубоко размышляет, со смыслом и целью;

      — отвечает на вопросы «почему»;

      — ведет себя более ответственно и может извиниться за ошибки;

      — снижает агрессивное поведение;

      — перерастает ранние детские страхи;

      — способен принять и другие точки зрения (даже если не может их понять);

      — демонстрирует увеличение математических умений;

      — задает вопросы другим, в том числе родителям;

      — уверенно отождествлять себя с родителем того же пола, что он сам (она сама);

      — имеет группу друзей;

      — участвует в творческих играх (например, полет на Луну).

      Игры и рекомендации. Способы поощрения развития 5-летнего ребенка могут включать:

      — обеспечение необходимого пространства для физической активности;

      — должен участвовать в спортивных мероприятиях и исполнять их правила;

      — поощрять ребенка играть с другими детьми, что помогает развивать его социальные навыки;

      — совместное творчество с ребенком;

      — мониторинг времени и содержания телевизионных просмотров;

      — посещение местных достопримечательностей;

      — поощрение ребенка взять на себя ответственность для малых домашних дел — таких, как помощь в накрывании на стол или собирании игрушек после игры.

      Распространенные причины задержки роста у детей

      Задержка роста относится к детям, которые малы для своего возраста, но растут и изменяются в развитии с нормальной скоростью. Часто у этих детей половое созревание опаздывает. Эти дети продолжают расти после того, как большинство их сверстников останавливаются в росте. Большая часть отставших в росте детей достигает роста взрослого человека и похожа в росте на своих родителей.

      Генетика здесь может играть определенную роль. Один или оба родителя могут быть короче ростом. Низкорослые, но здоровые родители могут иметь здорового ребенка, который на 5% ниже других детей его возраста. Эти дети низкорослые, но они должны достичь высоты роста одного или обоих своих родителей.

      Задержка роста ребенка или его рост медленнее, чем ожидалось, могут быть вызваны множеством различных причин и факторов. В том числе таких, как:

      — болезни эндокринной системы;

      Многие дети с задержкой роста также имеют задержки в умственном развитии.

      Если медленное увеличение веса происходит из-за недостатка калорий, попробуйте кормить ребенка по специально выработанной программе. Увеличьте количество пищи, которую вы можете предложить ребенку. Давайте ему питательные, высококалорийные продукты.

      Очень важно готовить еду ребенку точно в соответствии с инструкциями, не нарушая их. Обратитесь к врачу, если вы обеспокоены ростом вашего ребенка. Медицинское обследование важно, даже если вы знаете, что задержки в развитии или эмоциональные проблемы могут способствовать задержке роста ребенка.

      Если ваш ребенок не растет из-за недостатка калорий, лечащий врач может направить вас к эксперту по питанию, который может помочь вам выбрать правильные продукты специально для вашего ребенка.

      Врач осмотрит ребенка, измерит его рост, вес, окружность головы. Родителю или опекуну врач задаст вопросы о истории болезней ребенка, в том числе:

      — всегда ли ребенок был на нижней границе диаграммы роста;

      — верно ли то, что рост ребенка вначале развивался нормально, обычно, а затем замедлился;

      — нормально ли у ребенка развиваются социальные и физические навыки;

      — хорошо ли ребенок питается, какие продукты он ест;

      — какой тип графика кормления ребенка используется;

      — младенец питается грудью или из бутылочки;

      — если ребенок находится на грудном вскармливании, какие лекарства дает ему мать;

      — если ребенок на искусственном вскармливании, какая формула используется;

      — какие лекарства или добавки даются ребенку;

      — какие показатели роста у биологических родителей ребенка, сколько они весят;

      — какие еще симптомы присутствуют у ребенка и его родителей.

      Врач может также задать вопросы о воспитании, привычках и социальном взаимодействии с ребенком. Тесты могут включать:

      — анализ крови (например, общий или дифференциальный);

      — исследования стула (для проверки усвоения питательных веществ);

      — Рентген для определения костного возраста и поиска возможных переломов.

      Источники:

      http://fb.ru/article/188231/vozrastnyie-osobennosti-detey—let-psihologiya

      http://vkapuste.ru/?p=8154

      http://www.b17.ru/blog/3679

      http://vospitannie.ru/%3Cb%3Erebenka%3C/b%3E/10-let-malchika.html

      http://www.f-med.ru/child_zdor/chaild_norm0-5.php