Психологическое развитие ребёнка 5 6 лет

Возрастные психологические особенности детей 5-6 лет. Психологические особенности игровой деятельности детей 5-6 лет

На протяжении всей жизни человеку свойственно меняться. Естественно, такие очевидные этапы, как рождение, взросление и старение, проходит абсолютно все живое, и не важно, животное это, растение или человек. Но именно Homo sapiens преодолевает колоссальный путь в развитии своего интеллекта и психологии, восприятия себя и окружающего мира. Наиболее значимо и наглядно проявляются возрастные психологические особенности детей. 5-6 лет после рождения ребенка составляют фундамент будущего взрослого индивидуума, опыт первых годов жизни определяет отношение к себе, личной жизни, семье, карьере и увлечениям.

Кризис первого года жизни ребенка

На протяжении всей жизни человека преследуют кризисы. Самый первый проявляется в столь раннем возрасте, что очень трудно адекватно оценить, насколько успешно малыш перенес его. Это так называемый лактационный кризис, он происходит в три месяца отроду. Для мамы и ее чада это первое преодоление трудностей. В случае успеха ребенок ощущает уверенность в своей родительнице, он осознает, насколько может на нее положиться.

Такая неразрывная связь длится до одного года, пока малыш не научится элементарным вещам, не почувствует свою самостоятельность. И пусть она абсолютно эфемерная, ведь все понимают (кроме самого карапуза), что без семьи и поддержки он пропадет, но для ребенка крайне важно осознать, что он может делать сам определенные действия. Гиперопека в этот период чревата последствиями в более зрелом возрасте и в полной мере выразит психологические особенности детей 5-6 лет. Такие ребята не хотят помогать родителям, не могут самостоятельно собраться на прогулку, не стремятся к знаниям.

Малышу три года. Как с ним справиться?

Следующим сложным периодом, который предстоит пройти как ребенку, так и его маме с папой, становится трехлетний кризис. Маленький человек может самостоятельно себя обслуживать. Для него не составляет труда кушать, одеваться, справлять нужду, он может играть с друзьями или сам, у него уже есть свои предпочтения, любимые герои и игрушки. Родителям очень важно не переоценить способностей своего малыша. Несмотря на всю показную браваду, он еще слишком мал, не понимает многого и живет сиюминутными бедами и радостями. В три года не наступило время, когда ребенок в состоянии делать сложные логические выводы, умозаключения. С ним можно договориться о деле, но через полчаса все благополучно забудется. Не из вредности или баловства, как думают многие родители. Мозг в таком возрасте не готов создавать сложные цепочки взаимодействий между людьми, процессами и событиями в жизни.

Первые шаги человека в социуме

Особенности психологии детей 5-6 лет отличаются как раз тем, что это огромный скачок в развитии ребенка. Значительно подросший малыш – это уже не тот ангел, которому все простительно. Начинаются кардинальные перестройки в физиологии и психологии. Это промежуточный этап перед подростковым возрастом и подготовка к школе. Для каждого такие процессы проходят индивидуально. Чтобы обобщить, можно сказать, что психологические особенности ребенка 5-6 лет заключаются в его становлении в социуме. В этот период все дети выходят из привычного для себя круга.

Многие преодолели этот сложный путь раньше, еще в три-четыре года, когда только пошли на занятия в садик или развивающую группу. У детей, столкнувшихся с первыми трудностями взаимодействия с чужими взрослыми, другими детьми, этот кризис проходит легче, им проще адаптироваться и осознать нормы поведения. Поэтому мамам, которые предпочли самостоятельные занятия с малышом дома, без посещения дошкольных заведений, стоит организовывать досуг ребенка так, чтобы он не был одинок и имел возможность отшлифовать коммуникативные способности. В этом периоде жизни ребенок начинает перенимать модель поведения своих родителей, их способ жизни, привычки и психологические особенности.

Детей 5-6-летнего возраста трудно обмануть. Они чувствуют фальшь и неискренность. И если самые близкие будут хитрить и создавать двусмысленные ситуации, ребенок может растеряться и не воссоздать тот идеал, к которому хотелось бы стремиться.

Активный рост тела и души

В шест лет начинают проявляться отличительные особенности физиологии. Это сказывается как на внешнем виде ребенка, так и на его эмоциональном настрое. Начинается активная фаза роста, исчезает детская пухлость, скелет вытягивается, организм растет и развивается, готовясь к последующей трансформации. Уже через несколько лет наступит половое созревание, и подготовка всех систем происходит загодя. Очень часто такие процессы сказываются на аппетите, дети начинают кушать с большим удовольствием. Также это связано с лучшей координацией в пространстве, умением ощущать себя в нем, совершать сложные комбинации движений, повышенной активностью.

Допустимы ли интенсивные занятия спортом в раннем возрасте?

Родители, чтобы унять кипучую энергию, стараются отдать свое чадо в спортивную секцию, в гимнастическую или хореографическую студию. Но педиатры настоятельно не рекомендуют занимать детей в таком возрасте профессиональным спортом. Тренировки должны быть, и довольно интенсивные, они помогают развивать все системы и способствуют здоровому образу жизни, однако активный рост органов и несформированный иммунитет не позволяют производить гипернагрузки. Хотя психологические особенности детей 5-6 лет вполне способствуют решению сложных задач, ребенок может показать волю и характер для достижения результата, не стоит эксплуатировать его чрезмерно.

Как мальчики реагируют на свое взросление

Возрастные психологические особенности детей 5-6 лет также проявляются в сугубо мужских и женских чертах характера ребенка. Это может вылиться в первую влюбленность или в стремление показать себя настоящим мужчиной или хозяйкой.

Ребенка стоит поощрять и поддерживать в таких начинаниях. И если сын раньше больше тяготел к матери, был с ней не разлей вода, то теперь ему становится интереснее с отцом. Папа обязан поощрять такое стремление своего ребенка. Не обязательно проводить с ним все время и неотступно следовать друг за другом. Достаточно будет выделить некоторое время для ежедневного разговора и создать определенный ритуал, занятие, доступное только мужчинам. Это сформирует стержень и характер, поможет развитию мужественности и ответственности будущего главы семейства, отца.

Однако это не значит, что мама в воспитании и жизни сына стала не важна. Особенности психологического развития 5-6 лет требуют максимального внимания. Малышу важно понимать, что ему есть с кем поговорить и обсудить свои проблемы. Он должен получать ответы на все свои вопросы, ведь это именно тот благодатный возраст, когда ребенок впитывает в себя знания и умения словно губка.

Особенности развития девочек в 5-6 лет

У девочек в этот период жизни закладываются полезные привычки, хозяйственность, аккуратность и нежность. Их необходимо научить следить за собой, своей одеждой, игрушками. Девочки в таком возрасте более усидчивы и скрупулезны, чем мальчики. Они раньше учатся читать и писать благодаря этим особенностям.

Каждая дочь старается быть похожей на маму и во всем ей помогать. Она следует за ней на кухню, в ванную, на прогулку, слушает беседы с подругами. Очень важно не отстранять ее от общения, не приостанавливать и не ограничивать, ведь таковы особенности психического развития. Детей 5-6 лет очень просто замкнуть в себе, испугать. Они уже осознают, что время, отведенное на игры, скоро закончится, близится пора учебы. Такое будущее не все способны принять с легкостью, ведь оно абсолютно новое, и стоит тщательно подбирать слова и методы воспитания.

Готов ли ребенок к школе в 6 лет?

Многие родители задумываются о том, во сколько лет их ребенок пойдет в школу. И хотя принимают в учебные учреждения шестилеток, не каждый готов к такому ответственному для себя шагу. Специалисты советуют обращаться за консультацией, чтобы оценить психологические особенности ребенка 5-6 лет. Кто-то готов к школьной парте, и для него не составит труда старательно заполнять прописи и учить иностранные языки, ежедневно просыпаться в семь утра и делать домашнее задание, принимая это как данность. Но обязательно найдутся ребята, чье детство еще нельзя прерывать, ведь школа не научит их дисциплине, если они абсолютно к ней не готовы. Это только будет ломать их, провоцировать проблемы в будущем, в том числе и психологические. Особенности детей дошкольного возраста (5-6 лет) заключаются в том, что они уже могут учиться, и делают это с успехом не только из удовольствия. Они могут концентрировать внимание на предметах, различать и сопоставлять силуэты, формы, оттенки, решать несложные логические задачи, заниматься разными видами творчества.

Речевое развитие малышей старшего возраста

Очень важным нюансом, определяющим особенности психологического развития детей 5-6 лет, оценивающим уровень развития, явяляется речь ребенка. Уже не должно быть проблем с произношением звуков. Разговор строится на основе сложных предложений. Малыш очень четко выражает мысли, даже фантазирует и с удовольствием рассказывает реальные или вымышленные истории. Кроме того, в разговоре уже может проявляться временная связь. Для ребенка прошел тот период, когда все происходило только здесь и сейчас, он может вспоминать прошлое, мечтать о будущем и облекать все эти мысли в словесную форму.

Этот возраст предполагает возможность самостоятельной игры, во время которой ребенок моделирует разные жизненные ситуации, составляет диалоги для игрушек, которые играют отведенную им роль. При помощи таких занятий можно увидеть, как малыш осознает себя, свою семью в мире, есть ли у него страхи и сомнения. Игра отображает возрастные психологические особенности детей 5-6 лет.

Общение со сверстниками немного видоизменилось. Дети начинают понимать, что их «хочу» не всегда сопоставимо с жизненными реалиями. Игра помогает регулировать взаимоотношения, ведь дети еще достаточно малы, подсознательно нуждаются в опеке и контроле, и проявляют эти черты в коллективных занятиях. Кроме того, появляются предпочтения и избирательность в компании. Ребенок еще не совсем разбирается в людях, но может делать выбор, основывая его на своих понятиях о добре и зле.

Психологические особенности игровой деятельности детей 5-6 лет отображаются в принятии норм поведения, выполнении правил. Раньше родители диктовали свои условия, придерживались их сами, и ребенок привык к ним. Именно сейчас он начинает проецировать их на игру на детской площадке, в игровой комнате.

Советы родителям шестилеток

В связи с расширением круга интересов ребенка его могут интересовать разные вопросы, иногда довольно глобальные (относительно жизни, смерти, разницы между мальчиками и девочками). Очень важно, чтобы родители помогли преодолеть возможные страхи и беседовали с малышом. Упустив нить общения сейчас, очень трудно будет ее нащупать в старшем возрасте.

Кроме того, ребенок начинает оттачивать способы влияния на взрослых, он уже может поддавать критике слова и действия родных и близких людей, менять систему ценностей и авторитетов.

У малыша начинается этап наблюдения и создания планов на будущее, и как бы рано это все ни происходило, чтобы не спугнуть ребенка в его стремлениях, нельзя насмехаться или язвить, проявлять сарказм. Психологические особенности детей 5-6 лет не позволяют им принять это как шутку. Скорее, это станет поводом для комплексов и неуверенности в себе, в вере в родителей и в их поддержку в любой ситуации.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, 5-6 ЛЕТ

Психологические особенности развития ребёнка 5-6 лет.

Все больший интерес ребенка 5-ти лет направляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными.

Под воздействием этих оценок представления ребенка об Я-реальном и Я-идеальном дифференцируются более четко.

Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила. У ребенка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение в них детей в процессе повседневной жизни. ПОЭТОМУ

Обсуждайте с ребёнком нравственную сторону его поступков и других людей. Высказывая свою оценку, интересуйтесь тем, как бы ребёнок сам оценил своё действие. Тем самым у ребёнка формируется критичность к самому себе и адекватная самооценка.

К этому периоду жизни у ребенка накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребенок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий кругозор ребенка может являться фактором, позитивно влияющим на его успешность среди сверстников. Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы личности ребенка-дошкольника.

У ребёнка появляется способность представлять себе и удерживать в сознании цепочку взаимосвязанных событий. Это позволяет ему понимать прошлое и будущее, накапливать знания о росте и развитии в мире живой природы, о процессах изготовления какой-либо вещи, приготовлении блюда и т.п. ПОЭТОМУ-

Создавайте благоприятные условия для развития познавательной активности детей: отвечайте на их бесконечные вопросы, а не отмахивайтесь от них; организуйте беседы на познавательные темы; спрашивайте у ребёнка что он знает о том, почему …(вода замерзает? Бабочка разноцветная? Облака движутся? И т.д.)

Обязательно найдётся повод заглянуть в детскую энциклопедию, съездить на экскурсию, организовать эксперимент!

Развитие произвольности и волевых качеств позволяют ребенку целенаправленно преодолевать определенные трудности, специфичные для дошкольника.

Также развивается соподчинение мотивов (например, ребенок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых).

Ребенок уже может запомнить что-либо целенаправленно.

Появляется интерес изучению цифр и букв. Основываясь на умении представлять что-либо, ребенок может решать простые геометрические задачи. ОДНАКО —

Ребёнок ещё совсем не готов к школьному обучению! Ему намного приятнее и полезнее будет научиться чему-либо от близкого, знакомого взрослого, сверстника, чем от школьного учителя. Необходимо создать благоприятные условия для того, чтобы ребёнок САМ захотел научиться читать, считать и т.д., а не потому, что этого хотят родители.

Кроме коммуникативной развивается планирующая функция речи, т. е. ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. Развивается самоинструктирование, которое помогает ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности. ПОЭТОМУ –

Развивайте самостоятельность и инициативность ребёнка. Предоставляйте ему возможность самому принимать решения, выбирать деятельность. Определите круг обязанностей ребёнка. Возвращайте ему его ответственность за его поступки, вещи. Дайте возможность ребёнку ошибиться и тогда он приобретёт бесценный опыт.

Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные, моральные, эстетические.

К интеллектуальным чувствам можно отнести: любопытство; любознательность; чувство юмора; удивление.

К эстетическим чувствам можно отнести: чувство прекрасного; чувство героического.

К моральным чувствам можно отнести: чувство гордости; чувство стыда; чувство дружбы и любви. ПОЭТОМУ –

Расширяйте представления детей о разнообразии чувств и как они называются. Что значит дружить? Уважать? И др.

5-летний возраст – возраст идентификации со взрослыми того же пола, что и сам ребёнок. Девочки относят себя к группе женщин, мальчики – мужчин. ПОЭТОМУ —

Приучайте детей к традиционным видам мужского и женского бытового труда.

Пятилетние дети считают себя совершенно взрослыми и очень влюбчивы. Объектом влюблённости может стать человек любого возраста. При этом дети очень ранимы и чувствительны к иронии. Поэтому обращаться с их чувствами следует необычайно деликатно. Появляется и ревность. Мальчики ревнуют свою маму к отцу, а девочки – наоборот. Это порождает агрессивные выпады.

На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.

Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость, т. е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребенка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто и оградить себя от нападок, ребенок начинает придумывать оправдания своим оплошностям, перекладывать вину на других. ПОЭТОМУ –

Стройте своё общение с ребёнком на взаимном уважении, ведь он – личность! Будьте честными и искренними с ним. Ведь лучше (хотя и сложнее) обсудить проблему с ребёнком вместе и найти решение, чем обмануть или пообещать что-то, а потом ребёнок уличит вас во лжи.

Дети старшего возраста долго и увлеченно играют в сюжетно-ролевые игры. ПОЭТОМУ –

Не лишайте их дома возможности поиграть в пользу занятий «буквы поучим», «посчитаем», «в умной тетради попишем»! Помните: играть – это естественная потребность детей дошкольного возраста. Если её не удовлетворить, то нарушается развитие ребёнка.

«Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем быть взрослыми. Если мы хотим нарушить этот порядок, мы произведем скороспелые плоды, которые не будут иметь ни зрелости, ни вкуса и не замедлят испортиться: у нас получатся юные доктора и старые дети. У детей своя собственная манера видеть, думать и чувствовать, и нет ничего безрассуднее, как желать заменить ее нашей. »

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

Всё больший интерес ребёнка 5 лет направляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными.

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

К этому периоду жизни у ребёнка накапливается достаточно большой запас знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребёнок стремиться поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий кругозор ребёнка может являться фактором, позитивно влияющим на его успешность среди сверстников.

Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы личности ребёнка-дошкольника.

Развитие волевых качеств позволяют ребёнку целенаправленно преодолевать определённые трудности, специфичные для дошкольника. Также развивается соподчинение мотивов (например, ребёнок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых).

Появляется интерес к математике и чтению. Основываясь на умении представлять что-либо, ребёнок может решать простые геометрические задачи.

Ребёнок может запомнить что-либо целенаправленно.

Кроме коммуникации, развивается планирующая функция речи, т.е. ребёнок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. Развивается самоинструктирование, которое помогает ребёнку заранее организовать своё внимание на предстоящей деятельности.

Старший дошкольник способен различать весь спектр человечески эмоций, у него появляются чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»:

— Интеллектуальные (любопытство, любознательность, чувство юмора, удивление);

— Эстетические (чувство прекрасного, чувство героического);

— Моральные (чувство гордости, стыда, дружбы).

На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребёнка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.

Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта как лживость, т.е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребёнка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто и оградить себя от нападок, ребёнок начинает придумывать оправдания своим оплошностям, перекладывать вину на других.

Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нём взрослого, так как именно в общении со взрослым ребёнок узнаёт, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила. У ребёнка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение в них детей в процессе повседневной жизни.

Развивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст непосредственно предшествует переходу ребёнка на следующий, очень важный этап в его жизни – поступление в школу. Поэтому существенное место с детьми шестого года жизни начинает занимать подготовка к школе. Здесь можно выделить два аспекта: во-первых, продолжающееся целенаправленное развитие личности ребёнка и познавательных психических процессов, лежащих в основе успешного освоения ребёнком в будущем собственно учебной программы, а во-вторых, обучение начальным школьным умениям и навыкам (элементам письма, чтения, счёта).

Проблема готовности ребёнка к школьному обучению рассматривается сегодня в первую очередь как психологическая: приоритет отдаётся уровню развития мотивационно – потребностной сферы, произвольности психических процессов (внимания, памяти, словесно-логического мышления), операциональных навыков, ориентировки на способ действия, развитию тонкой моторики руки.

Одна лишь интеллектуальная готовность к школе не обеспечивает успешного вхождения ребёнка в учебную деятельность. Специальные исследования показывают, что дети, хорошо интеллектуально подготовленные к школе, часто плохо пишут, не выполняют правил ведения тетрадей, работы с дидактическим материалом и испытывают целый ряд других трудностей учебного порядка.

К сожалению, у взрослых существует убеждение, что достижение ребёнком определённого возраста или поступление в школу автоматически должно вести к возникновению и становлению указанных выше качеств. Обнаруживая у ребёнка их отсутствие, мешающее ему хорошо учиться, взрослые начинают требовать от него «быть добросовестным, внимательным», забывая о том, что эти качества формируются на протяжении всего дошкольного возраста и отсутствие их у шестилетнего ребёнка свидетельствует о недостаточной развивающей работе с ним.

Исследования показали, что к концу старшего дошкольного возраста не все дети достигают такого уровня психологической зрелости, который поможет им в дальнейшем быть успешными школьниками. Можно выделить ряд показателей незрелости ребёнка, поступающего в школу:

слабое речевое развитие детей, неразвитость тонкой моторики, неправильное формирование способов учебной работы, отсутствие у детей ориентировки на способ действия, слабое владение операциональными навыками, слабое развитие произвольного внимания, памяти, низкий уровень развития самоконтроля.

Слабое речевое развитие детей

Здесь особенно следует отметить формальное, неосознанное владение детьми смыслом различных слов, понятий.

Ребёнок пользуется ими, но на прямой вопрос, что означает данное слово, часто даёт приблизительный или неправильный ответ. Особенно часто такое использование лексики наблюдается при заучивании стихотворений, пересказе текстов.

Неразвитость тонкой моторики

В определённой мере эта неразвитость руки проявляется при вырезании фигур по контуру, в несоразмерности частей фигуры при лепке, неточности склеивания.

Неправильное формирование способов учебной работы

Многие дети испытывают трудности, связанные с усвоением правил. Умея применять правило на практике, дети с трудом запоминают его словесную формулировку.

Отсутствие у детей ориентировки на способ действия

Дети, хорошо умеющие считать к моменту поступления в школу, испытывают затруднения при решении задачи, когда необходимо показать ход решения в развёрнутом виде, по действиям.

Слабое развитие произвольного внимания, памяти

Дети несобранны, легко отвлекаются, с трудом следят за ходом коллективной работы, за ответами других детей, особенно при чтении или пересказе цепочкой, друг за другом.

Низкий уровень развития самоконтроля

Дети испытывают затруднения в тех случаях, когда взрослый требует от них сравнить то, как они выполнили задание с тем, что от них требовалось, найти собственные ошибки. То есть умения, необходимые для действия проверки, сформированы, но применить эти навыки к контролю за собственной работой ребёнок ещё не может.

Указанные проявления психологической незрелости детей старшего дошкольного возраста и являются следствием слабого внимания взрослых к развитию познавательных психических процессов и личностных качеств ребёнка в период дошкольного детства.

Психологические особенности детей дошкольного возраста

Мышление – наглядно-образное, формирование образно- схематического

Речь – формирование планирующей функции речи

Произвольность познавательных процессов – развитие целенаправленного запоминания

Физиологическая чувствительность – уменьшение чувствительности к дискомфорту

Объект познания – предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы

Способ познания – общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование

Условия успешности – собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь

Форма общения – внеситуативно-деловое и ситуативно-личностное

Отношения со сверстниками – углубление интереса как к партнёру по играм, предпочтения в общении

Отношения со взрослыми – источник информации, собеседник

Наличие конфликтов — отсутствуют

Эмоции – преобладание ровного оптимистичного настроения

Игровая деятельность – усложнение игровых замыслов, длительные игровые объединения

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данном материале содержится сжатая психологическая характеристика ребнка 5-6 лет (взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, появление познавательной мотивации в общении, развитие эмоциональ.

Рабочая программа по подготовке детей 5 – 6 лет к обучению в школе разработана на основе Программы обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора», созданной под руководством Н.Ф. Вино.

Следует предоставить детям возможность для самостоятельного восприя­тия музыки и проникновения в ее образную сущность, поощрять организацию музыкальных игр, театрализацию игр и сказок. При этом важно .

Данная методическая разработка педназначена для педагогов-психологов детского сада.

Опыт работы по теме:«Методы и приёмы интеллектуального развития детей 5-6 лет в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи&raquo.

Консультация для родителей.Тема: «Возрастные особенностидетей 5-6 лет» «Возрастные особенности развития детей 5 – 6-ти лет» Все.

Психологические особенности детей дошкольного возраста (5-6 лет)

Психологические особенности детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст 5 – 6 лет.

Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении; творческая активность.

Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра.

— общение со взрослым ситуативно-личностное;

— проявление произвольности всех психических процессов;

— в общении со сверстниками происходит переход от ситуативно-деловой формы к внеситуативно-деловой;

— проявление творческой активности во всех видах деятельности;

— предвосхищение результата деятельности;

— активная планирующая функция речи;

— внеситуативно-деловая форма общения со сверстниками.

Рекомендации для взрослых:

— обучать детей умению планировать предстоящую деятельность. Использовать воображение как предпосылку развития у детей внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи;

— организовывать совместную деятельность с целью развития элементов сотрудничества;

— способствовать развитию эмпатийных представлений;

— побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности;

— поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка;

— формировать элементы произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.

Шестилетний ребенок становится самостоятельным, он независим от взрослого, его отношения со взрослыми расширяются. Беседы ребенка со взрослым в это время сосредоточены на взрослом мире и для дошкольника важно знать – «как нужно», он стремится к взаимопониманию и сопереживанию со старшими. Благодаря взрослому, ребенок усваивает нравственные законы, учится оценивать свои поступки и поступки окружающих его людей. Родители выступают для ребенка как образец поведения. Дошкольник очень чутко воспринимает замечания и указания взрослого и это является благоприятным условием для воспитания, обучения, а также подготовки ребенка к школе. По мере усвоения норм и правил поведения они становятся теми мерками, которыми пользуется ребенок в оценке других людей. Но приложить эти мерки к себе самому ребенку очень трудно. Переживания, захватывающие ребенка и толкающие его на те или иные поступки, заслоняют от него смысл совершенных поступков. Умением сравнивать себя с другими ребенок овладевает к старшему дошкольному возрасту и это служит основой правильной самооценки.

У ребенка формируется самосознание, которое проявляется в самооценке и осмыслении своих переживаний. Самооценка формируется к концу дошкольного возраста и проявляется в умении, выполнять практические действия, и моральные качества, которые выражаются в подчинении или неподчинении правилам поведения, выделенным в данном коллективе. Например, ребенок может правильно оценивать себя в рисовании, переоценивать себя в овладении грамотой и критерии, которые использует дошкольник при самооценке зависят от педагога.

Дети, имеющие высокую самооценку чувствуют себя в детском коллективе увереннее, смелее, они активны, проявляют свои интересы, способности, ставят высокие цели. При низкой самооценке происходит все наоборот. Но еще есть слишком завышенная самооценка, которая может привести к возникновению агрессивности и высокомерия.

Популярность ребенка в группе зависят от успеха, которого он добивается в совместной деятельности с детьми. И если обеспечить успех деятельности малоактивных шестилеток, которые не пользуются популярностью среди детей, это может привести к изменению их позиции в детском коллективе и стать эффективным средством нормализации их отношений со сверстниками, повысить уверенность в себе и самооценку.

Так, ребенок в дошкольном возрасте проходит путь от «Я сам», от отделения себя от взрослого к самосознанию, к открытию своей внутренней жизни, связанной с внешней деятельностью.

В старшем дошкольном возрасте дети с интересом ищут и находят смешное в небылицах, в путаницах и очень любят сочинять сами. В рисунках появляются попытки изобразить смешные движения. Чем ребенок старше, тем чаще его привлекает юмор ситуации. Смех у старших дошкольников вызывают необычная окраска, форма, величина предметов. Дети любят шуточные игры, шалости, которые не обходятся без смеха, а старшие дошкольники сами придумывают их в своих рассказах и изображают на рисунках о самом смешном. Вызывают и детский смех и нравственные пороки, недостатки (трусость, жадность, лень, хвастовство). Одушевление знакомых предметов чаще всего воспринимается детьми как комическое. Этим приемом дети и сами пользуются, пытаясь изобразить смешное.

Занятия для дошкольников.

(развитие детализации образов воображения и умения разворачивать сжатые схематические изображения в полные). Проводится в игровой или соревновательной форме.

Детям раздаются наборы геометрических фигур, вырезанных из плотного картона и сообщается, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересных вещей. Для этого надо разные фигурки (кто какие захочет) приложить друг к другу так, чтобы получилось что-нибудь интересное. В задание вносится соревновательный момент: кто сможет сложить больше разных предметов из своей мозаики и придумать какую-нибудь историю об одном из них.

Детям даются наборы карточек, на которых изображены фигурки. В каждом наборе по четыре одинаковые карточки. Каждую из них дети должны дорисовать, превращая в любую картинку. Для этого каждой фигуре дорисовывают разные детали. По картинке дети могли рассказать историю. Затем берут картинку с такой же фигурой, переворачивают ее в любую сторону и превращают в другую картинку.

Придумывание сказки по модели.

В задании предполагается, что сначала ребенок должен научиться следовать плану, предложенному взрослым, а затем переходить к построению собственных планов-замыслов.

Детям дается небольшая модель (3-4 блока-рамочки с 2-3 заместителями в каждом блоке), по которой они должны составить собственную сказку.

Сначала дети отклоняются от заданной взрослыми модели, следуя собственному замыслу. После обсуждения заданий с точки зрения их оригинальности, использования способа включения, детализации и точности следования модели постепенно большинство детей переходит к рассказу точно по модели.

Детей просят вспомнить все сказочные персонажи, которых на самом деле в жизни не может существовать (например, Змей Горыныч, Старичек – Лесовичек и пр.). Попросить детей нарисовать (по желанию) этих сказочных героев.

Упражнения и задания на развитие мелких мышц руки

Мытье рук. Имитируем процедуру мытья рук под струей воды с разным напором. Основная задача – вызвать у детей ощущение контраста. Напор рук нормальный: движения рук широкие, неспешные, плавные. Напор уменьшается: движения становятся более сосредоточенными и немного напряженными – воду приходится специально растирать по поверхности рук, следя, чтобы был промыт каждый участок поверхности. Струйка совсем отощала: с силой втираем воду в кожу, напряженно смыкая поверхности обеих рук; возможны и торопливые движения (а вдруг вообще выключат воду?). Неожиданно напор вновь становится нормальным: опять моем руки привычным способом. Задание повторяется.

Рисование в воздухе кистями и пальцами рук.

Главная область применения задания – занятия по изобразительной деятельности. Задание целесообразно выполнять под музыкальное сопровождение, передающее характер искомого образа (образов), — будет способствовать расширению творческих изобразительных возможностей.

Упражнение «Радужные брызги» развивает воображение, способствует формированию культуры эмоционального переживания, повышает общий физиологический тонус. Предназначено прежде всего для занятий по изодеятельности, музыке, ритмике.

  1. Встряхивание расслабленных кистей в различном ритме, имитирующее разбрызгивание капель, «обрызгивание» друг друга.
  2. Представление того, как капли воды разлетаются в разные стороны, переливаясь на солнце всеми цветами радуги. Ответы на вопрос: «Куда летят брызги?»; «Какого они цвета? Задание: «построить» радугу из водяных капелек, любуясь их цветом и блеском.

Движения выполняются под стихотворение сопровождение. Дети встряхивают кистями рук. С усиленным напряжением давят на воображаемую стену. Разглаживают воображаемую поверхность, рисуют ладошками форму прямоугольника, квадрата. Круговые движения по воображаемому стеклу, движения вверх-вниз, из стороны в сторону. Встряхивание кистей, расслабленное манипулирование пальцами рук.

Лепим добрую и нежную руку.

В целях развития эмоционального воображения, эмпатии, чувств психологической защищенности и уверенности в своих силах это задание педагог использует на всех занятиях, связанных с организацией продуктивной и трудовой деятельности, при формировании у детей умений письма.

Детям предлагают «вылепить» из своей руки (путем разглаживания, разминания, похлопывания и т.д) добрую и нежную руку близкого человека близкого человека – мамы, папы, бабушки, дедушки и др. Затем «работа» оценивается путем попытки прислушаться к вновь возникшим телесным ощущения. Для этого детям задают вопросы: «Какой стала твоя рука? На чью руку она похожа? Как ты об этом догадалась?».

Элементы психогимнастики на занятиях.

Преодоление трудностей. Это игровое упражнение используют в тех случаях, когда дети испытывают существенные затруднения при выполнении определенных (прежде всего новых) действий.

Предположим, ребенок затрудняется в рисовании каких-либо фигур (либо испытывает страх перед выполнением нового или сложного задания). «Не получается? Ничего страшного, — говорит ему педагог. – Ты пока отдохни, а рука пусть поработает вместо тебя. Ты только наблюдай за ней. Давай дадим ей имя. А сколько ей лет? Четыре года? Посмотри, она такая маленькая, а такая умелая и ловкая! Похвали ее огладь. Она может и тебя научить так здоров рисовать эти фигурки…»

В случае затруднения педагог говорит ребенку: «Пусть рисует сама рука, как умеет. Ты не за что не отвечаешь и можешь отдохнуть». Если ребенок продолжает испытывать затруднение, педагог вновь обращается к нему: «А теперь на минутку закрой глаза и представь, что ты превратился в художника. Пусть теперь твоей рукой рисует художник».

На листе бумаги формата А4 взрослый (или ребенок), используя трафарет, рисует контурное изображение какого-либо предмета, животного или сказочного героя. Внутреннее пространство изображения разделяется тонкими линиями на секторы.

Маленький художник, не выходя за контурные линии, заполняет каждый сектор изображения цветовыми пятнами. На его глазах шаг за шагом расцветает цветок или оживает бабочка.

Теперь можно показать рисунок воспитателю или маме и гордо сказать: «Это я нарисовал!» Трудно удержаться от похвалы: получилось действительно красиво!

Мечта любого ребенка – вволю побрызгать краской. А если тебя за это еще и похвалят!

Взрослый рисует и вырезает из картона силуэты различных предметов. Вместе с детьми можно приготовить краски: развести водой гуашь или акварель. Для того чтобы не пришлось после окончания работы мыть пол и стирать одежду, лист бумаги, надо положить на дно глубокой коробки. На листе размещается выбранный ребенком силуэт.

Приступаем к работе: набрали на ворс кисти краску, поднесли ее к рисунку и постучали по металлическому наконечнику кисти указательным пальцем. Когда вся поверхность будет усыпана разноцветными брызгами, убираем картонный силуэт и дорисовываем необходимые детали.

Для выполнения этого задания художнику потребуется клубок ниток или веревка любого цвета и толщины. Покатаем клубок по однотонной ворсистой поверхности (ковер, плотная ткань, бархатная бумага и т.д.).

Клубок разматывается, оставляя за собой нитяную линию. С ее помощью можно рисовать.

Не получилось? Смотайте клубок и попробуйте еще раз.

Начинаем рисование с выбора пластилина. Он должен быть ярким и мягким.

На листе плотной бумаги или картона сделаем карандашный набросок. Остается заполнить контурное изображение разноцветным пластилином. Это можно сделать разными способами:

— размазать пластилин тонким слоем;

— заполнять маленькими пластилиновыми шариками;

— вылепить или вырезать из расплющенного куска пластилина отдельные детали изображения.

Если дополнить пластилиновый рисунок лоскутками или кусочками фактурной бумаги, бисером, яркими фантиками, природным материалом – получится коллаж.

Оживим воздушный шар

Увлекательное занятие – раскрашивание воздушного шара. Объемный рисунок да еще и летает!

Воздушный шар можно расписать маркерами или гуашевыми красками. Для его оживления можно использовать и дополнительные детали. Например, косички из шерстяных ниток и яркие бантики могут превратить шарик в девочку, а хвост и плавники из полиэтилена – в золотую рыбку.

Такой воздушный рисунок украсит любую детскую комнату.

Рисуем ватными палочками

Вооружитесь ватными палочками, приготовьте бумагу и гуашевые краски. Выполните карандашный набросок. Используя ватные палочки, поставьте краской точки по контуру изображения. Затем заполните цветными точками весь рисунок.

Для того чтобы работа получилась яркой каждую краску нужно набирать новой палочкой.

Ребенок отметил свой первый юбилей – ему исполнилось пять лет. Отныне он уже считается старшим дошкольником, и родители все чаще задумываются о подготовке к школе.

В этом возрасте уже можно целенаправленно обучать детей на занятиях. Но детство имеет ценность само по себе, а не только как период подготовки к взрослой жизни. Это чудесное время, которое должно быть наполнено радостью и беззаботностью, шумными играми и волшебными сказками, невинными шалостям и бесконечной родительской любовью.

Дети в возрасте пяти лет активно растут вверх. Ребенок вытягивается, как молодое деревце, при этом почти не поправляясь: все уходит в развитие скелета и мышц.

Для обеспечения такого интенсивного роста организму необходима энергия, поэтому следите за его питанием: оно должно быть сбалансированным и качественным.

В рационе ребенка должно быть как можно меньше вредных продуктов – сладкого, мучного, жареного, острого и жирного. А вот овощей, свежих и тушеных, а также домашних супов, котлет и компотов – как можно больше.

Старайтесь не разрешать ребенку «кусочничать». Привычка перехватывать что-либо на бегу каждые полчаса вредна для пищеварительной системы.

Обращайте внимание на физическое развитие ребенка, на спорт, которым он занимается. Высокие нагрузки профессионального спортсмена детям этого возраста не подходят, потому что развитие организма еще не завершилось.

Психологические особенности

Мышление пятилетки преимущественно образное, однако именно в этот период формируются предпосылки словесно-логического мышления. Ребенок начинает оперировать абстрактными категориями, он пытается анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и сравнивать.

Кроме того, появляется целенаправленное планирование. Теперь ребенок может задать себе цель, разбить весь путь ее достижения на этапы, последовательно реализовывать свой план, корректируя его на ходу, если требуется. Действия ребенка уже не являются спонтанными, вызванными сиюминутными желаниями. Напротив, его поведение становится более осознанными.

Более осмысленно старший дошкольник начинает ориентироваться и в собственных переживаниях. Он понимает, что означает «Мне грустно», «Я радуюсь» и так далее.

При этом ребенок не только осознает свои эмоции в данный конкретный момент, но и способен их обобщать. Если у ребенка несколько раз не получилось красиво вырезать картинку, то он уже негативно оценивает свои способности в целом: «Я не умею вырезать».

Речь ребенка пяти лет внятная и четкая. Он может рассказать историю, описать предмет, перечислить его качества, дать свою оценку событию. Он хорошо рассуждает, с удовольствием реагирует на шутки и иногда шутит сам.

Дети используют все части речи, в том числе наречия, предлоги и союзы, правильно склоняют существительные, употребляют будущее и прошедшее время, множественное и единственное число.

В целом, к пяти годам ребенок осваивает грамматическую структуру родного языка. Словарный запас продолжает расширяться.

Главной деятельностью ребенка пяти лет остается игра. Помимо уже освоенных – сюжетно-ролевой и режиссерской – на этом этапе появляются игры с правилами, игры-соревнования и дидактические игры

Игры с правилами не подразумевают каких-либо ролей. Однако участие в них требует неукоснительного соблюдения определенных правил, которые оговариваются заранее и должны выполняться всеми участниками.

Обычно дети внимательно следят друг за другом, и на любое нарушение правил кем-либо из игроков реагируют замечаниями и протестом. Огорчаются они и в том случае, когда сами случайно нарушают правила. Это говорит о том, что у детей в этом возрасте появляются первые формы самоконтроля.

Среди игр с правилами наиболее популярны такие подвижные игры, как «Прятки», «Классики», «Скакалки», а также настольно-печатные – разные «ходилки» с кубиками, «Шашки», «Домино» и так далее.

Особое место в жизни дошкольника занимают игры-соревнования, например, спортивные. Для участников таких игр главным стимулом является выигрыш – личный или командный.

Проигрывать дети дошкольного возраста, как правило, не любят и не умеют, и взрослые зачастую искусственно создают ситуацию «Победила дружба». Тем не менее, ребенка нужно научить принимать разные исходы игры. Именно так у детей формируемся мотивация достижения успеха.

Дидактические игры используются как средство обучения дошкольников. Такие игры организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств или умений. «Посмотри и запомни», «Что исчезло», «Что лишнее», «Назови одним словом» – примеры дидактических игр, направленных на развитие памяти, внимания и мышления.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка начинают формироваться предпосылки учебной деятельности. Конечно, ребенок учится с момента своего рождения: хватать предметы, ходить, говорить. Но происходит это как бы спонтанно, по программе, заложенной природой. И лишь к пяти годам ребенок способен эффективно обучаться по специальным педагогическим методикам.

Существует огромное количество программ дошкольного образования. Они могут реализовываться как в детских садах, центрах развития, так и родителями дома.

При выборе конкретных пособий следует ориентироваться не только на предметное содержание – счет, чтение, письмо, иностранный язык и прочее. Существенное значение имеет то, насколько программа отвечает потребностям самого ребёнка.

Занятия должны включать в себя разные игровые компоненты, и обязательно – подвижные упражнения. Следует помнить – ребенок в этом возрасте способен удерживать внимание на одной деятельности не более 15-20 минут.

Рисование, лепка, конструирование – все эти виды деятельности, как и ранее, должны обязательно присутствовать в жизни дошкольника. На данном этапе в них гораздо чаще реализуется собственный замысел ребенка, нежели заданный взрослым образец.

Однако роль взрослого по-прежнему важна: он знакомит ребенка с различными материалами для творчества, демонстрирует новые технические приемы, все чаще привлекает к своей, «взрослой» творческой деятельности.

Покажите ребенку, что кроме цветных карандашей, фломастеров и красок, для рисования можно использовать художественную пастель и тушь. Вместо бумаги возьмите ткань, стекло или дерево. Попробуйте лепить не только из пластилина, но и из глины или воска. Посещайте вместе с ребенком разные мастер-классы – мыловарение, валяние из шерсти, гончарное ремесло.

Конструирование в этом возрасте начинает трансформироваться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок создает что-то полезное. Например, строит кормушку для птиц или мастерит елочное украшение. В процессе таких занятий у детей формируются трудовые навыки и умения пользоваться различными инструментами, совершенствуется мелкая моторика и развивается практическое мышление.

Автор: детский психолог Кристина Кисленко

Развитие ребенка 5 лет

В возрасте 5-ти лет начинают формироваться основные навыки, а самое главное черты характера. Вот именно в этом возрасте родители могут очень легко подкорректировать все то, что упустили ранее. Однако делать это нужно правильно и аккуратно.

Многие родители не понимают, почему их ребенок не похож на них. Откуда у него взялись лень и капризность? Да еще в придачу нет концентрации и аккуратности во всем. Психологи уверяют, что эти проблемы возникают от того, что воспитанием ребенка занимались плохо и при этом уделяли этому мало внимания. Нужно помнить, что воспитание — это не только командный тон, но и помощь малышу в познавании окружающего мира. Ему нужно помогать в этом нелегком деле. Родителям нужно научиться разговаривать с ребенком на его языке, то есть на языке игры.

Многие родители совершают одну и ту же ошибку. Она состоит в том, что они очень довольны, что ребенок играет сам в свои игрушки. Поверьте, это не есть хорошо. Малыши требуют пристального внимания к себе и общения с родителями. Конечно, хорошо, когда кроха занят своим делом и не мешает маме и папе заниматься своими делами. Не игнорируете своего ребенка. В возрасте 5 лет он притягивает все взрослое и такое интересное. Малыши очень любят разговаривать, интересоваться, размышлять. Очень любит делиться своими впечатлениями от чего-то нового. Кроме этого, ребенок обязательно выслушает ответ на свой вопрос терпеливо, и не перебивая вас при этом.

Для ребенка очень важны игры в этом возрасте. При помощи игры вы закрепите у малыша основные знания, которые он должен приобрести в этом возрасте. Малыш должен уже научиться различать цвета, форму, размер, предмета. Кроме этого, он должен определять соотношение предметов по высоте, длине, ширине. Также кроха должен уметь определять материал, из которого изготовлен тот или иной предмет. Объясните ему значение следующих предлогов: в, над, под, это важно. Он должен понимать расположение предметов в пространстве, то есть предмет находится справа, слева, снизу, сверху и т.д. в таком возрасте малышу нужно объяснять, чтобы он учился разговаривать вежливо, правильно излагать свои просьбы, благодарить, внимательно и терпеливо выслушивать своего собеседника.

При воспитании ребенка просто огромное значение имеют игры. Очень хорошо, если обучающий процесс проходит в детском коллективе. Игры, можно сказать, являются тренингом социального развития малыша. В коллективе он научится взаимодействовать со своими сверстниками, выполнять правила и просьбы, в чем-то уступать, проявлять свои лидерские способности.

Не стоит запрещать ребенку фантазировать во время игры. Наоборот, поддержите его. Предложите ему предметы, которые, по вашему мнению, совершенно ни к чему. Дайте крохе тряпочки, палочки и другие ненужные вещи. Благодаря игре у него формируется самостоятельность. Он как бы моделирует поведение взрослых. Во время игры малыш открывает для себя много нового и познавательного.

Физическое развитие ребенка

Очень важно в данном возрасте физическое развитие. Необходимо приучать кроху к физической культуре. Это связано с тем, что малыши в возрасте 5 лет формируются со стороны опорно-двигательного аппарата. Занятия спортом важны для детей. Просто в 5 лет ребенок осознанно может выполнять определенные физические упражнения.

Оздоровительные задачи направлены на:

  • Формирование правильной осанки и развитие всех групп мышц.
  • Повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам, то есть укрепление защитных сил организма.
  • Воспитание в ребенке закаливания организма.

К физическим нагрузкам нужно приучать с самого раннего возраста. Давайте вспомним тот момент, когда малыш появился на свет. Ему в обязательном порядке нужна была утренняя гимнастика ручек и ножек. В процессе взросления ребенка отменять эти процедуры не нужно. Попытайтесь придумать что-то оригинальное, чтобы приобщить его развиваться физически. Естественно с детьми в возрасте 5 лет это делать немного проще. Все упражнения должны выглядеть как игра. Прекрасно подойдет ходьба. Во время ходьбы можно попросить кроху выполнять не сложные взмахи руками.

Также, можно повыше поднимать ножки, менять темпы ходьбы и шаг. Это позволит работать многие группы мышц, а также сформировать правильную осанку. Кроме этого можно приобщить ребенка к бегу и прыжкам. Для этого педагогами были разработаны определенные игры. Очень хорошо детки играют в мяч. Мало того, что упражнения с мячом полезны для здоровья, так еще и воспитают внимательность, резкость движений и бдительность крохи. Будет полезно, если вы научите своего ребенка кататься на велосипеде. Поездки на этом виде транспорте не только полезны для физического развития, но и для координации движений. Малыш станет более устойчивым, и не будет бояться упасть.

Нервно-психическое развитие в 5 лет

Ребенок 5 лет очень хорошо развивается психомоторно. Ведь нервно-психическое развитие является самым главным в этом возрасте. Во время прогулок малыш вынослив, рассматривает окружающий мир с интересом и с азартом познает все новое. В этом возрасте у малыша закрепляется мелкая моторика рук. У малыша начинает проявляться интерес к изобразительной и творческой деятельности. Крохи очень любят рисовать, что-то вырезать и склеивать, строит волшебные замки и украшать свою комнату изделиями, сделанными своими руками.

Очень активно начинает развиваться речь. Более того, ребенок прекрасно может формировать свою мысль. То есть, может пересказать сказку, которую вы читаете ему на ночь. Может хорошо выстраивать предложения и просить вас о чем-либо. Кроме этого, дети в этом возрасте активно делятся впечатлениями, которые он увидел в детском саду. Словарный запас увеличивается, и ребенок может хорошо передавать то, что думает и желает выразить.

Ребенок использует речь для общения со своими ровесниками. Он начинает очень активно тренировать свои речевые способности. Очень часто в пятилетнем возрасте ребенок задает просто огромное количество вопросов. Кроме того, у него появляется способность рассуждать и пересказывать ранее происходящие события. Иногда детки сочиняют стихи, поют песенки. Все это развивает их речь, что не маловажно в этом сложном периоде жизни ребенка.

Малыш уже научился решать довольно сложные задачи. Он может различать предметы по определенным признакам на довольно высоком уровне, чем ранее. Нужно отметить, что логика малыша в 5 лет очень своеобразная и к этому необходимо привыкнуть. В 5 лет малыш уже может выучить короткий стишок или песенку. То есть у него развивается сознательное запоминание определенных вещей. Но, здесь есть некоторые нюансы. Нужно развивать в ребенке смысловую память. То есть, кроха должен знать то, что его просят заучить, то есть осознавать это. Он должен понимать, что от него требуется и зачем это нужно.

Что должен уметь ребенок в возрасте 5 лет

У малыша должен быть приличный словарный запас, около 3000 слов. Малыш должен знать свой адрес проживания. Использовать в предложении 5-6 слов. Кроха должен использовать в своей речи не только простые, но и сложные предложения. Малыш должен в 5 лет уметь пересказывать уже пройденный материал. Со стороны произношения у ребенка не должно быть корявых звуков. Малыш должен хорошо определять право-лево у себя, но не показывать это на других. В малыше нужно развивать знание элементарных антонимов: большой – маленький, твердый – мягкий и т.д. малыши должны уже в 5 лет уметь считать до 20. Кроме этого дети должны различать количество предметов, то есть где больше, а де меньше. Маленький человечек должен знать предметы, а также из чего они сделаны, то есть из каких материалов.

Как уже говорилось выше для ребенка очень важно общение. Общение должно быть не только с родителями, но еще не маловажно общение со своими сверстниками. Большинство родителей принимают решение отдать ребенка в детский сад. Однако есть и такие, которые совершенно против, отдавать свое излюбленное чадо в государственные структуры. Таким родителям нужно помнить о том, что садику следует найти альтернативу. Ведь вашему крохе просто необходимо общаться со своими сверстниками. Такой альтернативой может стать детская игровая площадка, развлекательный центр, студия для раннего развития, самодеятельный кружок. В этих заведениях ребенок может реализовываться как личность, развиваться физически и эмоционально. Также не стоит забывать, что ребенок 5 лет должен уже потихоньку подготавливаться к школе, ведь через год он станет первоклашкой.

Мы уже говорили о том, что малыш в этом возрасте развивается хорошо с творческой стороны. Поэтому нужно обращать внимание, чем он больше всего любит заниматься. В 5 лет можно отдать малыша в какой-нибудь кружок. Это может быть танцевальный кружок, рисование, лепка и др. главное, чтоб малышу нравилось то, чем он занимается.

И на конец. Пристальное внимание обращайте на именно физическое развитие малыша. Ведь в этом возрасте они становятся более активными, обладают резкой реакцией, повышается координация и скорость движений. Кроме этого, если вы заметили, у ребенка изменились пропорции тела. Они стали больше походить на взрослые формы. При этом центр тяжести опустился вниз, собственно, это так и нужно. Все навыки, которые малыш получил в течение своей жизни, стали совершенными. Кроха начинает очень активно играть в мяч, ездить на роликах или велосипеде. Может глобально фантазировать, что очень хорошо.

Источники:

http://fb.ru/article/217114/vozrastnyie-psihologicheskie-osobennosti-detey—let-psihologicheskie-osobennosti-igrovoy-deyatelnosti-detey—let

http://www.permsad148.ru/stranica-psihologa/5-6/

http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/02/26/psikhicheskoe-razvitie-detey-5-6-let

http://m.b17.ru/article/7755/

https://deti.mail.ru/calendar/childgrowth/5_let/

http://mirmam.info/story/razvitie-rebenka-5-let