Психология Дошкольный возраст

Психология дошкольного возраста. Младший и старший дошкольный возраст

Вопросы психологии дошкольного возраста являются важными и значимыми в развитии и воспитании детей. Дело в том, что основы правильного восприятия мира закладываются в детстве. Они в дальнейшем помогают формировать индивидуальную картину мира личности, способствуют становлению самосознания. Психология дошкольного возраста включает в себя множество связанных между собой компонентов, которые и определяют степень успешности развития ребенка. Конечно, все дети не могут быть одинаковыми.

Развитие у каждого из них протекает по-разному. Однако имеются общие составляющие, которые и изучает дошкольная педагогика. Психология детей дошкольного возраста базируется на основных принципах воспитания и развития: растить личность, которая способна взять на себя ответственность. Это важнейшая задача, и ее никак не следует упускать из виду. Ответственность за собственные поступки и действия не возникает сама по себе, нужно приложить к этому определенные усилия.

В данной статье будут рассмотрены особенности психологии детей дошкольного возраста. Информация окажется полезной педагогам, которые работают с данной группой ребятишек, а также родителям.

Поистине удивительной наукой является детская психология. Дошкольный возраст – это интересный этап в жизни каждой личности. Возрастные границы этого периода достаточно большие: от трех до семи лет. Особенности психологии дошкольного возраста во многом определяются тем, к какой группе относится ребенок. Соответственно, подход к воспитанию будет несколько различным.

Психология младшего дошкольного возраста включает в себя такие понятия, как половая принадлежность, потребность быть замеченным взрослыми. К этой группе относятся дети от трех до пяти лет. Психология старшего дошкольного возраста учитывает такие важные составляющие, как формирование самооценки, развитие творческих способностей, самосознания. Возрастные рамки данного периода – пять-семь лет.

Ведущая деятельность

Каждый период развития характеризуются собственным занятием, которое в этот момент является для личности наиболее востребованным и главным. Психология детей младшего дошкольного возраста такова, что им нравится играть с различными предметами. Пока им комфортнее взаимодействовать лишь с игрушками: строить из кубиков «дома», лепить из пластилина, собирать мозаику или пирамидку. Общение с другими детьми носит эпизодический характер и часто заканчивается спорами.

В пять-шесть лет ребенок начинает сильно нуждаться во взаимодействии со сверстниками. Если к этому моменту он все еще по каким-то причинам не начал посещать детское образовательное учреждение, то его развитие даже может начать отставать. Дело в том, что для успешной социализации малышу необходимо находиться в коллективе ровесников. Сравнение себя с другими дает мощный стимул для развития всех познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, речи.

Ведущей деятельностью в пять-шесть лет является сюжетно-ролевая игра. Ребенок стремится взаимодействовать со сверстниками. Если понаблюдать за детьми в старшей и подготовительной группах, то можно заметить, что они разбиваются на небольшие островки. Такие маленькие подгруппы обычно объединяются по интересам. При выборе того или иного микроколлектива большую роль играют личные симпатии. И если психология младшего дошкольного возраста базируется на потребности быть одобряемым взрослым, то для детей постарше большое значение имеет возможность проявлять свою индивидуальность. Раскрытие потребностей происходит в процессе взаимодействия с равными себе.

Психология детей старшего дошкольного возраста такова, что они стремятся в первую очередь к коллективной деятельности, чтобы быть принимаемыми группой. Им необходимо выстраивать индивидуальные связи, заводить новых друзей, поддерживать отношения со сверстниками.

В каждом возрастном периоде перед личностью стоит определенная задача, которую необходимо решить. В дошкольном детстве имеется несколько таких новообразований:

  1. Умение видеть результаты своего труда. Ребенок учится делать выводы из своих поступков и действий. То есть постепенно приходит осознание, что в результате определенных шагов последует вполне конкретная реакция. Ребенок уже в возрасте четырех лет способен усвоить, что если баловаться на занятиях в детском саду и мешать остальным, можно вызвать недовольство воспитателя.
  2. Развитие речи является мощным новообразованием на протяжении всего дошкольного детства. Сначала ребенок учится правильно выговаривать слова, затем – строить предложения. К пяти-шести годам речь становится правильно оформленной, грамотной, изобилует сложными предложениями.
  3. Общение со сверстниками. В дошкольный период жизни ребенок учится взаимодействовать с окружающими. У него начинает выстраиваться собственное мнение по поводу какой-то ситуации или человека, появляются личные симпатии.
  4. Развитие ребенка, как правило, происходит не поступательными движениями, а скачкообразно. По наблюдениям родителей и воспитателей, еще вчера малыш вел себя одним образом, а сегодня стал поступать иначе. На самом деле в нем давно зрела готовность к переменам, но отсутствовала уверенность в том, что новая потребность может быть проявлена. Этап кризиса в психологии называется переломным моментом, который меняет способ мышления, способность воспринимать окружающую реальность в целом.

    Родителям следует быть предельно внимательными, чтобы не пропустить значимые перемены в жизни сына или дочки. Как вести себя с ребенком в этот непростой для него период, изучает возрастная психология. Дошкольный возраст – это особый мир детства, когда малышу необходимо чувствовать себя любимым, защищенным от всех неприятностей. В пять-шесть лет и мальчик, и девочка живут в своем мире, который сильно разнится с миром взрослого человека.

    Кризисный период всегда показывает, к чему следует стремиться родителям в отношениях с детьми, и помогает понять интересы самого ребенка. В три года у малыша возникает потребность эмоционально отделиться от мамы с папой: он начинает чувствовать себя личностью. Возникает чувство негативизма, стремление во всем противоречить взрослым, всячески демонстрировать самостоятельность. «Я сам» — это характерная особенность трех лет, связанная с необходимостью отстаивать свою индивидуальность.

    Второй кризис дошкольного детства связан с развитием самосознания и подготовкой к школе. Обычно он наступает в шесть-семь лет. Ребенок начинает осознавать, что общество выдвигает к нему определенные требования, и ему отныне приходится соответствовать возложенным на него ожиданиям. Он еще больше стремится к самостоятельности, однако для него теперь крайне важно быть принимаемым в социальной группе. Одним из самых интересных этапов детства является дошкольный возраст. Психология развития ставит своей задачей изучение значимых периодов становления личности.

    Половая идентификация

    Уже в три года ребенок знает, мальчик он или девочка. Кроме того, малыш без сомнения умеет определить пол своих одногруппников. Сначала кроха идентифицирует себя с родителем своего пола, старается подражать ему. Мальчики обращают внимание на отцов, хотят быть такими же сильными и мужественными. Девочки соотносят себя с матерью, подражают ей. В пять-шесть лет дочка вполне может начать помогать на кухне, участвовать во всех повседневных делах семьи.

    Как правило, дети в младшей группе легко взаимодействуют с представителями как своего пола, так и противоположного. Зато, достигая примерно пяти лет, ребенок начинает больше общаться с представителями своего пола. У девочки появляется потребность иметь подругу, играть с ней в куклы, делиться секретами, а на мальчиков она пока смотрит без особенного интереса. На этом этапе развития они для нее являются существами с другой планеты.

    Большинство дошкольников принимают свой пол безоговорочно и очень довольны им. Например, мальчики могут с некоторым пренебрежением отзываться о девочках, считая их слабыми, зато гордятся при этом собственной силой. Психология детей младшего дошкольного возраста такова, что они больше сосредоточены на своем внутреннем мире и предпочитают строить дружеские отношения, основываясь на половой принадлежности.

    Главная потребность ребенка

    Каждый маленький человечек прежде всего хочет чувствовать себя любимым. Ребенку важно понимать, что его всецело принимают в семье таким, какой он есть на самом деле, а не за какие-то заслуги. Ведь в противном случае он начнет считать себя плохим, недостойным любви и лучшего отношения. Когда родители навязывают собственным чадам определенную модель поведения, то, конечно, не задумываются над тем, насколько ранят внутренний мир малыша, заставляют чувствовать себя обманутым, растерянным, ненужным. Главная потребность ребенка заключается в любви. И задача родителей состоит в том, чтобы помочь ему почувствовать себя всецело принимаемым.

    Психология дошкольного возраста изучает внутренний мир и эмоциональные потребности ребенка. Если они не учитываются, у маленького человека наступает состояние фрустрации, которое никак не может положительным образом сказываться на общем развитии личности.

    Формирование самооценки

    Почему так важно с раннего детства развивать у малыша адекватное самовосприятие? Самооценка во многом определяет то, как он будет в дальнейшем относиться к самому себе. Она покажет, позволит ли ребенок другим относиться с пренебрежением к собственной личности или все-таки заставит уважать свой выбор. Формирование самооценки происходит в период от трех до пяти лет. Именно в это время маленький человек начинает получать от взрослого оценку своим действиям. Если поступки характеризуются как положительные и малыша в целом хвалят воспитатели, то он будет чувствовать себя комфортно в обществе. В противном случае его постоянным спутником станет неизменное чувство вины. Родители не должны слишком сильно ругать свое чадо. Старайтесь избегать несправедливой критики, будьте деликатнее.

    Психология дошкольного возраста такова, что ребенок воспринимает все намного серьезнее, чем есть на самом деле. Он не может еще сформировать самостоятельный образ самого себя без участия взрослого. Для этого ему не хватает жизненного опыта, элементарной уверенности в собственных силах. Когда мы хвалим ребенка, у него в подсознании откладывается, что он как личность чего-то стоит и ценен сам по себе. В случае частой критики (особенно несправедливой) наше чадо только замыкается и перестает доверять окружающему миру. Говоря иными словами, самооценка складывается из того, как взрослые относятся к ребенку. Дайте понять малышу, что всегда остаетесь на его стороне. Сын или дочка должны знать, что неразрешимых ситуаций не бывает. На собственном примере покажите, что из всего можно извлечь свои плюсы.

    Развитие познавательных процессов

    Психология дошкольного возраста – удивительная и полезная наука. Она способна вовремя подсказать родителям правильный выход из сложившейся ситуации, дать основания для поддержки и дополнительной радости. Иногда взрослым бывает самим достаточно тяжело справиться с тревожащей проблемой. И тогда на помощь приходит педагогика. Психология дошкольного возраста ориентирована как раз на вопросы развития детей, в том числе на любые психологические сложности.

    Познавательные процессы в обязательном порядке участвуют в становлении личности. Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи невозможно без систематических занятий с ребенком. Сколько времени этому необходимо уделять? На самом деле для дошкольника достаточно всего пятнадцати-двадцати минут в день. Развитие познавательных процессов лучше происходит в форме игры. Тогда ребенок сможет максимально расслабиться и усвоить гораздо больше.

    Развитие творческих способностей

    Каждый человек в чем-то талантлив. И маленький ребенок, которому всего четыре года от роду, не является исключением. Родители первыми должны заметить способности своего чада, чтобы с малых лет развивать таланты, а не прятать их. К сожалению, часто можно наблюдать такую картину: реальные природные задатки губятся на корню, возможности закрываются. И все это родители делают неосознанно, ставя перед чадом целую кучу ограничений. В таком случае можно ли удивляться тому, что дети растут безынициативными, пассивными и ленивыми?

    Маленький ребенок всему учится, играя. Он пока не умеет все в жизни воспринимать всерьез. Развитие творческих способностей должно начинаться с осознанного намерения привнести в жизнь ребенка больше ярких красок и впечатлений. Лучше записать малыша четырех лет в несколько тематических кружков по интересам. В ходе занятий следует обязательно понаблюдать за ним и сделать соответствующие выводы: что получается лучше, что хуже, к чему душа лежит, какие природные склонности имеются.

    Для того чтобы способности действительно развивались, нужно освободить сознание от всяческих страхов. Родители иногда опасаются возможной неудачи еще больше самих детей, оттого и пропадает желание двигаться вперед. Не бойтесь экспериментировать, тратить денежные средства на получение нового опыта. Приобретение полезных навыков – первостепенная задача. Позвольте малышу действительно почувствовать себя значимым и ценным.

    Действенные советы для родителей и педагогов

    Взрослые люди часто задаются таким важным вопросом: как развить в ребенке полноценного члена общества с высокими нравственными ценностями? На что обратить особое внимание? Где взять дополнительную поддержку? Что нужно учитывать при воспитании малыша?

  5. Учите его уважать самого себя. В современном обществе так много людей, которые могут пошатнуть нашу самооценку! Не отнимайте у собственного чада возможность ценить себя. Никогда не унижайте – ни наедине, ни тем более прилюдно. Малыш не должен чувствовать уязвимость, испытывать стыд перед социумом. В противном случае вы поможете ему только сформировать низкую самооценку.
  6. Развивайте в нем индивидуальность. Личность не может быть счастливой, если она выполняет в жизни чужие цели, решает не свои задачи. Позвольте ребенку иметь свой собственный ориентир, не препятствуйте развитию индивидуального мнения по какому-то вопросу. Пройдет время, и вы увидите результаты такого воспитания: малыш станет более уверенным в себе.
  7. Гармоничное развитие личности. Действительно счастливый человек интересуется всем, а не только работой. У него в арсенале имеется множество увлечений, внутренний мир отличается невиданным богатством. Такой индивид всегда открыт для новых впечатлений, с удовольствием получает нужные ему знания. Он никогда не унизит другого, не сделает больно окружающим. Гармоничный человек стремится жить в мире с собственными эмоциями и уважает чувства других людей. Именно к такому идеалу и следует стремиться, воспитывая ребенка.

Таким образом, вопросами становления самосознания, преодолением кризисов, изучением особенностей поведения занимается возрастная психология. Дошкольный возраст является важным этапом во всестороннем развитии личности. Именно в этот период маленький человек принимает основные уроки социума, учится эффективно взаимодействовать с окружающими. Родители и педагоги должны всячески поддерживать ребенка во всех его начинаниях, способствовать формированию устойчивого интереса к различным полезным занятиям, развивать творческое мышление, возможность видеть ситуацию с нескольких сторон сразу.

Психология дошкольного возраста

Характеристика формирования индивидуальности, психологических особенностей детей дошкольного возраста. Роль игры, сказки, изобразительной деятельности в психическом развитии дошкольника. Анализ основных психологических новообразований и кризиса семи лет.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Игра в дошкольном возрасте

2. Роль изобразительной деятельности в психическом развитии ребёнка

3. Восприятие сказки в дошкольном возрасте

4. Учение и развитие психических процессов в дошкольном возрасте

5. Основные психологические новообразования в дошкольном возрасте

6. Кризис семи лет

Как же осуществляется эта связь?

1. Игра в дошкольном возрасте

Игра — ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста. Д. Б. Эльконин подчеркивал, что игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операционально-техническая сторона минимальна, сокращены операции, условны предметы. Однако игра дает возможность такой ориентации во внешнем, зримом мире, которой никакая другая деятельность дать не может. Все типы деятельности ребенка дошкольного возраста, за исключением самообслуживания, носят моделирующий характер. Сущность всякого моделирования, считал Д. Б. Эльконин, состоит в воссоздании объекта в другом, не натуральном материале, в результате чего в объекте выделяются такие стороны, которые становятся предметом специального рассмотрения, специальной ориентировки.

Что же составляет предмет этой деятельности? Это — взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей предметно-практической деятельности определенные правила.

Как уже не раз отмечалось, на протяжении своего развития ребенок постоянно «овладевает» взрослым человеком. Сначала он овладевает им как орудием. Но это орудие отличается от всякого другого орудия. В ситуации человеческих отношений приходится внутренне проигрывать не только всю систему своих действий, но и всю систему последствий своих действий. Поэтому необходимость формирования внутреннего плана действий рождается именно из системы человеческих отношений, а не из системы материальных отношений. Такова точка зрения Д. Б. Эльконина.

Как же это происходит? Игра и есть деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Игра — это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования. Как показали исследования Д. Б. Эльконина, игра — образование историческое. Игра возникает только на определенных этапах развития общества, когда ребенок не может принять непосредственное участие в системе общественного труда, когда возникает «пустой» промежуток времени, когда надо подождать, чтобы ребенок подрос. У ребенка имеется тенденция в эту жизнь активно входить. На почве этой тенденции и возникает игра. По мнению Д. Б. Эльконина, формы игры ребенок берет из форм свойственного его обществу пластического искусства. Многие исследователи связывают проблему возникновения игры с проблемой искусства.

Структура развернутой формы сюжетно-ролевой игры такова:

Единица, центр игры — роль, которую берет на себя ребенок. Взяв на себя функцию взрослого человека, ребенок воспроизводит его деятельность очень обобщенно, в символическом виде.

Игровые действия — это действия, свободные от операционально-технической стороны, это действия со значениями, они носят изобразительный характер.

В детской игре происходит перенос значении с одного предмета на другой (воображаемая ситуация), поэтому, возможно, дети и предпочитают неоформленные предметы, за которыми не закреплено никакого действия.

Существовало мнение, что в игре все может быть всем (В. Штерн). Но, как считал Л. С Выготский, так может рассуждать человек, забывший свое детство. Перенос значений с одного предмета на другой ограничен возможностями показа действия. Процесс замещения одного предмета другим подчинен правилу: замещать предмет может только такой предмет, с которым можно воспроизвести хотя бы рисунок действия.

Какое значение имеет символика игры? По мнению Д. Б. Эльконина, абстрагирование от операционально-технической стороны предметных действий дает возможность смоделировать систему отношений между людьми.

Смысл человеческих действий рождается из отношения к другому человеку. Линия развития действия: от операциональной схемы действия к человеческому действию, имеющему смысл в другом человеке; от единичного действия к его смыслу. В игре происходит рождение смыслов человеческих — в этом, по мнению Д. Б. Эльконина, величайшее гуманистическое значение игры.

Последний компонент в структуре игры — правила. В игре впервые возникает новая форма удовольствия ребенка — радость от того, что он действует так, как требуют правила.

Итак, игра — это деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности. Она ориентировочная по своему существу. Именно поэтому она становится ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.

2. Роль изобразительной деятельности в психическом развитии ребёнка

Изобразительная деятельность ребенка давно привлекает внимание художников, педагогов и психологов (Ф. Фребель, И. Люке, Г. Кершенштейнер, Н. А. Рыбников, Р. Арнхейм и др.).

По мнению А. В. Запорожца, изобразительная деятельное подобно игре, позволяет более глубоко осмыслить интересующие ребенка сюжеты. Однако еще более важно, как указывает он же, что по мере овладения изобразительной деятельностью у ребенка создается внутренний идеальный план, который отсутствует в раннем детстве. В дошкольном возрасте внутренний план деятельности не полностью внутренний, он нуждается в материальных опорах, рисунок — одна из таких опор.

Ребенок может найти себя в рисовании, и при этом будет снят эмоциональный блок, тормозящий его развитие. У ребенка может произойти самоидентификация, возможно, впервые в его творческой работе. При этом его творческая работа сама по себе может не иметь эстетического значения. Очевидно, что такое изменение в его развитии гораздо важнее, чем конечный продукт — рисунок.

В статье «Предыстория развития письменной речи» Л. С. Выготский рассматривал детский рисунок как переход от символа к знаку. Символ имеет сходство с тем, что он обозначает, знак такого сходства не имеет. Детские рисунки — символы предметов, так как они имеют сходство с изображаемым, слово такого сходства не имеет, поэтому оно становится знаком. Рисунок помогает слову стать знаком. По мнению Л. С. Выготского, с психологической точки зрения, мы должны рассматривать рисунок как своеобразную детскую речь. Л. С. Выготский рассматривает детский рисунок как подготовительную стадию письменной речи.

Как подчеркивал Д. Б. Эльконин, продуктивная деятельность, в том числе и рисование, совершается ребенком с определенным материалом, и каждый раз воплощение замысла осуществляется с помощью разных изобразительных средств, в разном материале («домик из кубиков и «домик» на рисунке). Продукты изобразительной деятельности — не просто символы, обозначающие предмет, они модели действительности. А в модели каждый раз выступают какие-то новые характеристики действительности. В модели из реального предмета отделяются, абстрагируются отдельные признаки, и категориальное восприятие начинает свою самостоятельную жизнь. Категориальное восприятие (формы, цвета, величины и т.п.) возникает в материальной продуктивной деятельности: ребенок силой материала отделяет от предмета его свойства. Цвет как категория для ребенка начинает уже существовать.

Первоначально (до этого) он опредмечен, конкретен, не существует отдельно от предмета. Только благодаря отрыву этих свойств от предмета становится возможной работа с этими свойствами на основе эталонов, мер. Как показали исследования Д. В. Запорожца, Л. А. Венгер и др., развитие восприятия в дошкольном возрасте происходит на основе усвоения сенсорных эталонов и мер.

Сенсорные эталоны это система звуков речи, система цветов спектра, система геометрических форм, шкала музыкальных звуков и т. д.

Еще одна функция детского рисунка — функция экспрессивная. В рисунке ребенок выражает свое отношение к действительности в нем можно сразу увидеть, что является главным для ребенка, а что второстепенным, в рисунке всегда присутствует эмоциональный и смысловой центры. Посредством рисунка можно управлять эмоционально-смысловым восприятием ребенка.

Наконец, последнее. Излюбленный сюжет детских рисунков — человек — центр всей детской жизни. Несмотря на то, что в изобразительной деятельности ребенок имеет дело с предметной действительностью, реальные отношения и здесь играют чрезвычайно важную роль. Однако эта деятельность недостаточно выводит ребенка в мир зрелых социальных отношений, в мир труда, в котором участвуют взрослые люди.

3. Восприятие сказки в дошкольном возрасте

Ш. Бюлер специально изучала роль сказки в развитии ребенка. По ее мнению, герои сказок просты и типичны, они лишены всякой индивидуальности. Часто они даже не имеют имен. Их характеристика исчерпывается двумя — тремя качествами, понятными детскому восприятию. Но эти характеристики доводятся до абсолютной степени: небывалая доброта, храбрость, находчивость. При этом герои сказок делают все то, что делают обыкновенные люди: едят, пьют, работают, женятся и т.п. Все это способствует лучшему пониманию сказки ребенком.

Но в каком же смысле восприятие сказки может быть деятельностью? Восприятие маленького ребенка отличается от восприятия взрослого человека тем, что это развернутая деятельность, которая нуждается во внешних опорах.

А. В. Запорожцем и др. было выделено специфическое действие для этой деятельности. Это содействие, когда ребенок становится на позицию героя произведения, пытается преодолеть стоящие на его пути препятствия. Б. М. Теплов, рассматривая природу художественного восприятия ребенка, указывал, что сопереживание, мысленное содействие герою произведения составляет «живую душу художественного восприятия».

Сопереживание сходно с ролью, которую берет на себя ребенок в игре Д. Б. Эльконин подчеркивал, что классическая сказка максимально соответствует действенному характеру восприятия ребенком художественного произведения, в ней намечается трасса тех действий, которые должен осуществить ребенок и ребенок идет по этой трассе. Там, где этой трассы нет, ребенок перестает понимать ее, как например, в некоторых сказках Г. X. Андерсена, где есть лирические отступления. Т. А. Репина подробно прослеживала путь интериоризации содействия: у маленьких детей понимание имеется тогда, когда они могут опираться на изображение, а не только на словесное описание.

Поэтому первые детские книжки должны быть книжками с картинками, и картинки являются основной опорой при прослеживании действия. Позднее такое прослеживание становится менее необходимым. Теперь основные действия должны быть отражены в словесной форме, но в том виде и в той последовательности» в которой они реально происходят. В старшем дошкольном возрасте возможно обобщенное описание событий.

4. Учение и развитие психических процессов в дошкольном возрасте

Каковы основные тенденции в развитии психических процессов в дошкольном возрасте? Как уже неоднократно подчеркивалось, все психические процессы — это особые формы предметных действий. В последние годы произошло изменение представлений о психическом развитии благодаря выделению в действии двух частей: ориентировочной и исполнительной. Исследования А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина и П. Я. Гальперина позволили предста-вить психическое развитие как процесс отделения ориентировочной части действия от самого действия и обогащения ориентировочной части действия.

А. Р. Лурия изучал роль речи в регуляции поведения: посредством слов создается «умственной» путь, по которому ребенку надо идти. На основе речи может быть заранее построен образ действия, а затем он может быть реализован. То, как речь оказывает влияние на осуществление предметного действия, сигнализирует о том, «оторвалась» ли ориентировочная часть от исполнительной или нет.

А. В. Запорожец, изучая развитие движений у детей, показал, что в самом простом движении у ребенка есть фаза подготовки и фаза реализации. Возникновение фазы подготовки в предметном действии повышает его эффективность. От того, как организована ориентация ребенка, зависит тот или совсем иной результат.

А.В. Запорожец показал, что в образовании навыка между ориентировочными и двигательными, исполнительными реакциями имеют место сложные и изменяющиеся отношения. На ранних стадиях развития ребенка предварительная ориентировка в ситуации очень незначительно влияет на результаты его действий. Дети находят решение путем проб и ошибок. На этой стадии ориентировочные реакции идут вслед за практической, исполнительной деятельностью. На второй генетической ступени решающее значение приобретает двигательно-тактильная ориентировка в обстоятельствах. Ощупывающая рука позволяет ознакомиться с ситуацией и «учит глаз». Глаз аккумулирует ее опыт и получает возможность в дальнейшем выполнять ориентировочную функцию самостоятельно. На следующей ступени ребенок овладевает способами чисто зрительного исследования ситуации. Глаз предвосхищает, опережает исполнительные движения. Было выяснено, что ориентировочные, пробовательные действия вырастают из исполнительных актов.

Сама ориентация может осуществляться на разных уровнях: материальном (или практически действенном), сенсорно-зрительном и умственном. В обобщенном виде можно сказать, что в ходе развития ребенка:

1) возникает разделение действия на ориентировочную и исполнительную части;

2) в дошкольном возрасте ориентировочная часть действия отделяется от исполнительной;

3) сама ориентировочная часть возникает из материальной, практической, исполнительной части и носит в дошкольном возрасте мануальный или сенсорный характер;

4) ориентировочная деятельность в дошкольном возрасте чрезвычайно интенсивно развивается. Поэтому, когда мы говорим о развитии восприятия в дошкольном возрасте, мы имеем в виду развитие способов и средств ориентации.

В дошкольном возрасте, как показали исследования Л. А. Венгера, происходит усвоение сенсорных эталонов (цвета, формы, величины) и соотнесение соответствующих предметов с этими эталонами. Как показали исследования Д. Б. Эльконина, в этом возрасте происходит усвоение эталонов фонем родного языка:

«Дети начинают их слышать в категориальном ключе». Эталоны — это достижение человеческой культуры, это «сетка», через которую мы смотрим на мир.

Благодаря усвоению эталонов, процесс восприятия действительности начинает приобретать опосредованный характер. Использование эталонов делает возможным переход от субъективной оценки воспринятого к его объективной характеристике.

Усвоение общественно выработанных эталонов, или мер, меняет характер детского мышления, в развитии мышления к концу дошкольного возраста намечается переход от эгоцентризма (центрации) к децентрации. Это подводит ребенка к объективному, элементарно научному восприятию действительности

Условием возникновения и развития мышления ребенка, по А. В. Запорожцу, является изменение видов и содержаний детской деятельности Простое накопление знаний не приводит автоматически к развитию мышления.

Своеобразие развития ребенка заключается в активном овладении ребенком способами практической и познавательной деятельности, имеющими социальное происхождение.

А. В. Запорожец писал, что формы детского мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое) не представляют собой возрастных стадий его развития. Это, скорее, стадии овладевания некоторым содержанием, некоторыми сторонами действительности.

Поэтому, хотя они и соответствуют в целом определенным возрастным группам и хотя наглядно-действенное мышление появляется раньше, чем мышление наглядно-образное, эти формы не связаны с возрастом однозначно Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и словесному мышлению происходит на основе изменения характера ориентировочно-исследовательской деятельности, благодаря замене ориентировки на основе проб и ошибок более целенаправленной двигательной, затем зрительной и, наконец, мысленной ориентировкой.

В развитии мышления дошкольника существенную роль играет овладение детьми способами наглядного моделирования тех или иных явлений. Наглядные модели, в которых воспроизводятся существенные связи и отношения предметов и событий, являются важнейшим средством развития способностей ребенка и важнейшим условием формирования внутреннего, идеального плана мыслительной деятельности. Возникновение плана наглядных представлений о действительности и способность действовать в плане образов (внутреннем плане) составляют, по словам А.В. Запорожца, первый, «цокольный этаж» общего здания человеческого мышления. Он закладывается в видах детской деятельности — в игре, конструировании, изобразительной деятельности и др.

В центре сознания в дошкольном возрасте, по Л. С. Выготскому, стоит память. В этом возрасте возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала. В основе ориентации в этот период лежат обобщенные представления. Ни они, ни сохранение сенсорных эталонов и т.п. невозможны без развития памяти.

5. Основные психологические новообразования в дошкольном возрасте

Д.Б. Эльконин считал, что основные психологические новообразования дошкольного возраста это:

1) Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения Ребенок не может жить в беспорядке. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный окружающий мир. Ж. Пиаже показал, что у ребенка в дошкольном возрасте складывается артификалистское мировоззрение: все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы — результат деятельности людей. Такое мировоззрение увязывается со всей структурой дошкольного возраста, в центре которого находится человек.

Строя картину мира, ребенок выдумывает, изобретает теоретическую кон-цепцию. Он строит схемы глобального характера, мировоззренческие схемы. Д. Б. Эльконин замечает здесь парадокс между низким уровнем интеллектуальных возможностей ребенка и высоким уровнем его познавательных потребностей.

Когда ребенок приходит в школу, он вынужден от глобальных, мировых проблем перейти к элементарным вещам, тогда обнаруживается несоответствие между познавательными потребностями и тем, чему учат ребенка в первые месяцы школьной жизни.

2) Возникновение первичных этических инстанций «Что такое хорошо и что такое плохо» Эти этические инстанции растут рядом с эстетическими «Красивое не может быть плохим».

3) Возникновение соподчинения мотивов. В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными. Преодоление непосредственных желаний определяется не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого, но и высказанным обещанием самого ребенка (принцип «данного слова»). Благодаря этому формируются такие качества личности, как настойчивость и умение преодолевать трудности; возникает также чувство долга по отношению к другим людям.

4) Возникновение произвольного поведения. Произвольное поведение — это поведение, опосредованное определенным представлением. Д.Б. Эльконин отмечал, что в дошкольном возрасте ориентирующий поведение образ сначала существует в конкретной наглядной форме, но затем он становится все более и более обобщенным, выступающим в форме правила, или нормы. На основе формирования произвольного поведения у ребенка, по Д. Б. Эльконину, появляется стремление управлять собой и своими поступками.

5) Возникновение личного дознания — возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми. У дошкольника возникает осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не все может (начало самооценки). Говоря о самосознании, часто имеют в виду осознание своих личных качеств (хороший, добрый, злой и т.п.). В данном случае речь идет об осознании своего места в системе общественных отношений. 3 года — внешнее «Я сам», 6 лет — личное самосознание. И здесь внешнее превращается во внутреннее.

Основная симптоматика кризиса:

1) потеря непосредственности. Между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка;

2) манерничанье; ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает (уже душа закрыта);

3) симптом «горькой конфеты»: ребенку плохо, но он старается этого не показать. Возникают трудности воспитания, ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым.

В основе этих симптомов лежит обобщение переживаний. У ребенка возникла новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно не накладывается на внешнюю жизнь. Но эта внутренняя жизнь небезразлична для внешней, она на нее влияет. Возникновение внутренней жизни — чрезвычайно важный факт, теперь ориентация поведения будет осуществляться внутри этой внутренней жизни. Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует нового содержания отношений. Ребенок должен вступить в отношения с обществом как с совокупностью людей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деятельность. В наших условиях тенденция к ней выражается в стремлении скорее пойти в школу. Нередко более высокую ступень развития, которой ребенок достигает к семи годам, смешивают с проблемой готовности ребенка к школьному обучению. Наблюдения в первые дни пребывания ребенка в школе показывают, что готовности к обучению в школе у многих детей еще нет.

Как же диагностировать готовность ребенка к школьному обучению? По мнению Д. Б. Эльконина, прежде всего надо обратить внимание на возникновение произвольного поведения — как ребенок играет, подчиняется ли он правилу, берет ли на себя роли? Превращение правила во внутреннюю инстанцию поведения — важный признак готовности.

Переход к системе школьного обучения — это переход к усвоению научных понятий. Ребенок должен перейти от реактивной программы к программе школьных предметов (Л. С. Выготский). Ребенок должен, во-первых, научиться различать разные стороны действительности, только при этом условии можно переходить к предметному обучению. Ребенок должен уметь видеть в предмете, в вещи какие-то ее отдельные стороны, параметры, которые составляют содержание отдельного предмета науки. Во-вторых, для усвоения основ научного мышления ребенку необходимо понять, что его собственная точка зрения на вещи не может быть абсолютной и единственной.

Путь познания, который проходит ребенок от 3 до 7 лет, огромен. За это время он узнает столько об окружающем мире и так овладевает различными интеллектуальными операциями, что многие психологи и педагоги прошлого полагали, что ребенком-дошкольником пройден основной путь развития мышления и что в дальнейшем ему предстоит лишь усвоение добытых в науке знаний.

На первый взгляд, такое мнение кажется справедливым. Действительно, ребенок (особенно к концу дошкольного возраста) уже умеет наблюдать, обобщать, делать выводы, производить сравнения. У него возникает желание заглянуть в причину явления, открыть для себя существующие связи и отношения вещей. Об этом свидетельствует, например, то, с каким упорством и даже надоедливостью он уже в первой половине дошкольного детства задает взрослым свои бесконечные «почему?». Правда, часто дети могут удовлетвориться и самыми поверхностными и даже нелепыми ответами, но какой-то ответ все же должен быть, и, если его нет, ребенок находит его сам, в какой-то своей, специфической для этого возраста логике. И эти вопросы глубоко волнуют детей, так как они тесно связаны с их общим эмоциональным отношением к окружающему. Все это говорит о том, что сознание ребенка-дошкольника не просто заполнено отдельными образами, представлениями и отрывочными знаниями, но характеризуется некоторым целостным восприятием и осмыслением окружающей его действительности, а также отношением к ней. В известном смысле можно сказать, что у него есть свой взгляд на мир и из этого мира не исключен и он сам, и его взаимоотношения с другими людьми.

Можно сказать, что в период дошкольного детства действительно формируется особое детское миропонимание, в которое входит некоторое общее представление о мире, отношение к нему и отношение к себе в этом мире

Концепция дошкольного воспитания / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1988.

Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.: Воронеж, 1997.

Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. М.: Педагогика, 1988.

Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое «дошкольный возраст» в других словарях:

Дошкольный возраст — этап психического развития от 3 до 7 лет. Характерен тем, что ведущей деятельностью является игра. Весьма важен для формирования личности ребёнка. В его рамках выделяют три периода: младший дошкольный возраст от 3 до 4 лет; средний дошкольный… … Википедия

Дошкольный Возраст — этап психического развития от 3 до 6 7 лет. Характеризуется тем, что ведущей деятельностью является игра . Имеет чрезвычайно важное значение для формирования … Психологический словарь

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ — ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ. Этап психического развития в отечественной психологической периодизации, занимающий место между раним возрастом и младшим школьным возрастом – от 3 до 6–7 лет. В Д. в. выделяют три периода: младший Д. в. (3–4 года); средний Д … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Дошкольный возраст — период детства, занимающий место между ранним и младшим школьным возрастом от 3 до 7 лет. Обычно выделяют младший (3 4 года), средний (4 5 лет) и старший (5 7 лет) Д. в. Дошкольное детство один из самых важных этапов жизни ребенка, в значительной … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

дошкольный возраст — ikimokyklinis amžius statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Amžiaus tarpsnis nuo kūdikystės pabaigos iki mokyklinio amžiaus pradžios. Skiriamas lopšelinis (2–3 metai) ir darželinis (4–6 metai) ikimokyklinis amžius. atitikmenys: angl … Sporto terminų žodynas

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ — один из начальных этапов онтогенеза, в котором выделяют три периода: младший Д. в. (от 3 до 4 лет), средний Д. о. (от 4 до 5 лет) и старший Д. в. (от 5 до 6 7 лет). Д. в. имеет огромное значение для физического, психического и эмоционального… … Психомоторика: cловарь-справочник

Дошкольный возраст — Период детства с 3 до 6 (7) лет (соответствует в возрастной периодизации первому детству). Наиболее важной физиологической особенностью с позиций последующего обучения ребенка в школе следует считать завершение структурного формирования головного … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

возраст — (в психологии) категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. В отличие от хронологического В., выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического В. обозначает… … Большая психологическая энциклопедия

ДОШКОЛЬНЫЙ — ДОШКОЛЬНЫЙ, дошкольная, дошкольное (пед.). Относящийся ко времени до поступления ребенка в школу. Дошкольное обучение. Дошкольный возраст. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Возраст — I Возраст Различают В. хронологический (паспортный, или календарный) период от рождения до момента исчисления и В. биологический, характеризующий биологическое состояние организма на данный момент времени. Последний определяется совокупностью… … Медицинская энциклопедия

Возрастная психология — дошкольный возраст

Предлагаем Вашему вниманию отрывки из книги “Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений” Дарвиш О.В. / Под ред. В.Е. Клочко. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

Рассматривая процесс развития ребенка, возрастная психология дает характеристику разных возрастных периодов и, следовательно, оперирует такими понятиями, как «возраст» и «детство». Возраст, или возрастной период, имеет свою структуру и динамику. «Каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, составляющих в совокупности своеобразие структуры личности ребенка на данном этапе его развития» (л.с. Выготский). В психологии сложилось два представления о возрасте: физический и психологический возраст. Физический возраст характеризует время жизни ребенка в годах, месяцах и днях, прошедших с момента его рождения, а психологический возраст указывает на достигнутый к этому времени уровень психологического развития. Психологический возраст может не совпадать с хронологическим возрастом ребенка. Возрастной период со своими особенностями развития психических функций и личности ребенка, особенностями его взаимоотношений с окружающими и главной для него деятельностью имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возраст раньше, другой — позже. Особенно сильно смещаются границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей.

Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками [7. С. 163].

Условия жизни. В это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра — самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Социальная ситуация развития

Изменяется место ребенка в системе отношений (уже не является центром своей семьи), развивается способность к идентификации с людьми, образами героев художественных произведений. Происходит усвоение норм поведения, а также различных форм общения. Ребенок начинает осознавать, что он — индивидуальность, приобретает интерес к телесной конструкции человека.

Ведущая деятельность в дошкольном возрасте

Иrpa. Она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом.

В процессе сюжетно-ролевой творческой игры дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая и исполняя определенную роль, имеет соответствующий образ — мамы, доктора, водителя, пирата — и образцы его действий. Но, хотя жизнь в игре протекает в форме представлений, она эмоционально насыщена и становится для ребенка его реальной жизнью.

Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности.

В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связан¬ные с ними целр. Происходят качественные изменения в психике ребенка.

Дошкольник осваивает и изобразительную деятельность. Как указывает В.С. Мухина, специфику рисования как особого вида деятельности составляет именно изобразительная, знаковая деятельность.

Центральные новообразования: новая внутренняя позиция; соподчинение мотивов, самооценка и осознание своего места в системе общественных отношений.

Мышление в дошкольном возрасте характерно переходом от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода — к словесному мышлению. Основным видом мышления тем не менее является наглядно-образное, что соответствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях) по терминологии Жана Пиаже.

Дошкольник образно мыслит, но еще не приобрел взрослой логики рассуждения. Решает мыслительные задачи в представлении, мышление становится внеситуативным.

Складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость.

Возникают попытки объяснить явления и процессы. Дет¬ские вопросы — показатели развития любознательности.

На умственное развитие ребенка дошкольного возраста постоянное влияние оказывают игровая ситуация и действия. Опыт игровых И реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и в зависимости от этого строить свое собственное поведение.

К семи годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Как считают психологи, язык для ребенка становится действительно родным.

Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произноше¬ния. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития.

Интенсивно растет словарный запас ребенка.

Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы).

Ребенок усваивает грамматические формы языка и активно увеличивает словарный запас, что позволяет ему в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи. Он может пересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картину, передать свои впечатления об увиденном.

Особенности развития речи в дошкольном возрасте:

• речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения; • появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность;

• ребенок постигает законы родного языка в процессе действий со словом;

• ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интел¬лектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов;

• речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы;

• речь становится особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к ней.

Восприятие в дошкольном возрасте утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь — ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояния различных объектов и отношений между ними.

В дошкольном возрасте для восприятия характерно следующее:

• восприятие превращается в особую познавательную деятельность;

• зрительное восприятие становится одним из ведущих;

• воспринимая предметы и действия с ними, ребенок более точно оценивает цвет, форму, величину (освое¬ние сенсорных эталонов);

• совершенствуется умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, пос¬ледовательность событий.

В дошкольном возрасте существует универсальное средство внимания — речь. Ребенок организует свое внимание на предстоящей деятельности, формулируя словесно.

В этом возрасте:

• значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания;

• складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;

• внимание становится опосредованным;

• внимание связано с интересами ребенка к деятельности; появляются элементы послепроизвольного внимания.

Дошкольное детство — возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как считал Л.С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ребенок запоминает с легкостью самый разнообразный материал.

У младших дошкольников память непроизвольная. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Ребенок быстро запоминает стихотворения, сказки, рассказы, диалоги из фильмов, сопереживает их героям, что расширяет сферу познавательной деятельности ребенка. Ребенок постепенно учится повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при воспоминании.

В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память.

Память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер, формируются элементы словесно-логической памяти.

Память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией.

Воображение формируется в игровой, гражданской и конструктивной видах деятельности и, будучи особой деятельностью, переходит в фантазирование. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов, при этом отпадает необходимость в наглядной опоре для их создания.

К концу дошкольного возраста воображение ребенка становится управляемым.

Формируются действия воображения:

• замысел в форме наглядной модели;

• образ воображаемого объекта;

• образ действия с объектом.

Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам.

Ребенок осваивает социальные формы выражения чувств.

Изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение.

Чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными. Формируются высшие чувства — нравственные, интеллектуальные, эстетические.

Эмоциональные процессы становятся более уравновешенными.

Развитие мотивационной сферы

Самым важным личностным механизмом, формирующимся в дошкольном возрасте, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Именно с этими изменениями в мотивационной сфере ребенка связывают начало становления его личности.

Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких, не реагировать на привлекательный предмет. Это становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль «ограничителей Наиболее сильный мотив для дошкольника — поощрение, получение награды. Более слабый — наказание (в общении с детьми это в первую очередь исключение из игры), еще слабее — собственное обещание ребенка. Требовать от детей обещаний не только бесполезно, но и вред¬но, так как они не выполняются, а ряд неисполненных заверений и клятв подкрепляет такие личностные черты, как необязательность и беспечность. Самым слабым оказывается прямое запрещение каких-то действий ребенка, не усиленное другими дополнительными мотивами, хотя как раз на запрет взрослые часто возлагают большие надежды.

Регулировать свое поведение дошкольнику помогает образ другого человека (взрослого, других детей).

Сначала ребенку нужно, чтобы кто-то был рядом, контролировал его поведение, а оставшись один, он ведет себя более свободно, импульсивно. Затем, по мере развития плана представлений, он начинает сдерживаться при воображаемом контроле.

В дошкольном возрасте ребенок включается в новые системы отношений, новые виды деятельности. Появляются, соответственно, и новые мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием, мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с усваивающимися моральными нормами, и некоторые другие. Особенно важны интерес к содержанию деятельности и мотивация достижения.

В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. Мотивы приобретают относительную устойчивость. Среди них выделяются доминирующие мотивы — преобладающие в формирующейся мотивационной иерархии.

Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам.

Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки — других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные. Воспринимая, например, сказку, младший дошкольник не осознает причины своего отношения к разным персонажам, глобально оценивает их как хороших или плохих.

Постепенно эмоциональное отношение и этическая оценка начинают дифференцироваться.

Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства.

Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя.

Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («я хороший.) и рациональной оценки чужого поведения.

О моральных качествах ребенок судит главным образом по своему поведению, которое или согласуется с нормами, принятыми в семье и коллективе сверстников, или не вписывается в систему этих отношений. Его самооценка поэтому практически всегда совпадает с внешней оценкой, прежде всего — оценкой близких взрослых.

К концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность.

Развивается способность мотивировать самооценку.

Появляется осознание себя во времени, личное сознание.

Дошкольник осознает свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы.

Усвоение норм предполагает:

а) ребенок постепенно начинает понимать и осмысливать их значение;

б) у ребенка в практике общения с другими людьми вырабатываются привычки поведения;

в) ребенок проникается определенным эмоциональным отношением к этим нормам.

Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в 6 или 7 лет, он в какой-то момент своего развития проходит через кризис. Этот перелом может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Важно, как ребенок переживает ту систему отношений, в которую он включен, — или они стабильные, или резко меняющиеся. Изменилось восприятие своего места в системе отношений — значит, меняется социальная ситуация развития, и ребенок оказывается на границе нового возрастного периода.

Кризис семи лет — это период рождения социального «Я» ребенка (Л.И. Божович). Он связан с появлением нового системного новообразования — «внутренней позиции., которая выражает новый уровень самосознания и рефлексии ребенка.

Меняется и среда, и отношение ребенка к среде. Возрастает уровень запросов к самому себе, к собственному успеху, положению, Появляется уважение к себе. Происходит активное формирование самооценки.

Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей, к перестройке потребностей и побуждений. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Появляется обобщенное отношение к самому себе, к окружающим. Происходит кризис личности «Я» (соподчинение мотивов). Все, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой, — менее важным.

Происходит смена основных переживаний:

• открывается сам факт переживаний;

• возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях;

• переживания приобретают смысл.

Таких образом, кризис семи лет представляет собой внутренние изменения ребенка при относительно незначительных внешних изменениях и социальных взаимоотношений личности ребенка и окружающих людей.

Переход ребенка на следующий возрастной этап во многом связав с психологической готовностью ребенка к школе. Составными компонентами психологической готовности к школе являются:

• интеллектуальная готовность (ИЛИ, шире, — готовность познавательной сферы);

• личностная (в том числе мотивационная);

• готовность эмоционально-волевой сферы

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.

2. Выготский л. С. Вопросы детской психологии. -СПб., 1999.

3. Галигуззова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести. — М., 1996.

4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. Гл. 111. Проблемы психического развития детей. — М., 1996.

5. Ильин ЕЛ.. Мотивация и мотивы. — СПб., 2000.

6. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жиз¬ненный цикл развития человека: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М., 2001.

7. Мухина В.С. Возрастная психология: феномено¬логия развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 5-е ИЗД., стереотип. — М., 2000.

8. Сапогова ЕЕ. Психология развития человека: Учеб.пособие. — М., 2001.

9. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антрополо¬гии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для ву¬зов. — М., 2000.

11,ЭльконинД,Б. Детская психология. — М., 1994.

12. Эльконин Д.Б. Психология игры. — М., 1978.

По данной теме рекомендуется ознакомиться с книгой:

— «Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин — тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»» Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф./М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др .——М.: Просвещение, 1984.

— «Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов» Семенюк Л.М./Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное . — Москва: Институт практической психологии, 1996.

В пособии излагаются основные теоретические взгляды ведущих отечественных и зарубежных ученых в области детской психологии, дается представление о возрастной норме и основных тенденциях развития ребенка на различных возрастных этапах.

Учебно-методическое пособие ориентировано на студентов, обучающихся по направлению «Педагогика» (бакалавриат), и представляет собой лекционный курс и задания для самостоятельной работы по дисциплине «Психология развития», которая входит в цикл дисциплин направления. Содержание лекций раскрывает роль социальной ситуации развития в процессе становления психики, особенности развития личности в младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте. Отбор материала соответствует Государственным требованиям к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по общепрофессиональному блоку. Учебно-методическое предназначено студентам, обучающимся по направлению «Педагогика» (бакалавриат), а также преподавателям педагогических вузов и колледжей.

Источники:

http://fb.ru/article/262290/psihologiya-doshkolnogo-vozrasta-mladshiy-i-starshiy-doshkolnyiy-vozrast

https://otherreferats.allbest.ru/psychology/00043186_0.html

https://psychology.academic.ru/5166/%d0%b4%d0%be%d1%88%d0%ba%d0%be%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d1%8b%d0%b9_%d0%b2%d0%be%d0%b7%d1%80%d0%b0%d1%81%d1%82

http://fusionpiter.ru/articles/preschool-age