Раннее развитие ребенка литература

Раннее развитие ребёнка

Как заниматься с детьми до школы. Как развивать ребёнка дошкольного возраста

Современные родители могут растеряться от изобилия развивающих методик, игр и игрушек, предназначенных для самых маленьких вундеркиндов. Чтобы не потерять ориентир, следуйте трем важным принципам. Во-первых, игры и обучающие программы должны соответствовать возрасту. Во-вторых, выбирайте нужный момент для игры. А в-третьих, все должно быть в меру!

Школы раннего развития

На сегодняшний день существует много методик, которые помогают развиваться не только малышам, но также их папам и мамам. Ведь все мы когда-то впервые становимся родителями и не знаем, с чего и как начать воспитание и обучение малыша. Методики раннего развития разрабатывают педагоги, психологи и врачи. Они имеют огромный опыт работы с детьми, им можно доверять и прислушиваться к их рекомендациям.

ЧТО ТАКОЕ РАННЕЕ РАЗВИТИЕ? Это развитие малыша с первых месяцев жизни до шести лет. Сюда входит физическое, интеллектуальное, психоэмоциональное и эстетическое воспитание ребенка, развитие его творческих способностей и навыков самостоятельности. В последнее время появилась мода на раннее развитие. Это престижно, и только потом полезно и понятно. Увы, далеко не всегда школа раннего развития достойно поддерживает ту или иную методику. И ее ведущей целью становится коммерция, а не обучение. Обращайте внимание на отзывы тех родителей, чьи малыши уже посещают школы раннего развития. Будьте внимательны при выборе не только методики, но и педагогов.

КАК ПРОХОДЯТ ЗАНЯТИЯ? Занятия с малышами до полутора-трех лет проводятся в присутствии мам и пап. Они являются активными участниками и взаимодействуют со своими детьми во всех играх. Занятия могут быть групповыми и индивидуальными. Чем меньше ребенок, тем короче и реже «уроки», чтобы не утомить кроху и не отбить желание «учиться».

НЕСОМНЕННЫЕ ПЛЮСЫ РАННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

❀ Общение. Малыш попадает в окружение детей, то есть в свою родную социальную стихию. Психологи утверждают: чем раньше начнется общение ребенка со сверстниками, тем легче ему будет находить контакт с ними в будущем. Важную роль также играет общение с незнакомыми взрослыми. Известно, что ребенок лучше воспринимает и усваивает информацию не от родных, а от посторонних людей.

❀ Хорошая спортивная база. В школах раннего развития большое внимание уделяется физическому развитию детей. Здесь можно знакомиться с различными спортивными снарядами, покорять шведскую стенку, спускаться с горки, катать мячи, пролезать через круги и многое другое. Занятия проводятся на свежем воздухе, в спортзалах и бассейнах.

❀ Изобилие методических пособий. Кубики, паззлы, развивающие коврики, музыкальные инструменты, книги, мягкие игрушки, конструкторы, различные игры — все это вы найдете в школах раннего развития.

❀ Разнообразие занятий. В школах раннего развития рисуют, лепят, поют, танцуют, учатся и отдыхают. Но самое главное, что все занятия здесь проводятся в игровой форме.

❀ Посещение школ раннего развития (особенно престижных) — дорогостоящее мероприятие. Практически все они частные. Выбирайте то, что вам по карману, чтобы чувствовать себя комфортно.

❀ Иногда препятствием становится не только цена, но и расстояние. Удаленность от дома и необходимость добираться до школы общественным транспортом останавливают многих молодых мам.

❀ В группах не все дети бывают здоровы. Можно легко подхватить вирус, особенно, если ребенок маленький и у него слабый иммунитет.

❀ Повышается тревожность родителей. Когда дети одного возраста оказываются в одной «корзине», родители невольно сравнивают «своих» и «чужих». И последние почему-то оказываются способнее и умнее. В этом случае родителям надо признать, что с их ребенком все в порядке. А вот самим придется поработать с собственными комплексами.

Нежелательно осваивать сразу несколько методик. Нужно выбрать одну: ту, которая наиболее подходит вашему малышу. Если «пробовать на вкус» сразу несколько обучающих программ, это принесет ребенку больше вреда, чем пользы. Запутается и малыш, и его родители.

С какого возраста начинать?

В каждой школе раннего развития, как и в обычной школе, осуществляется набор в группы по возрасту. Например: от 4 месяцев до 10 месяцев, от 0 до 6 месяцев, от 9 месяцев до 1,5 года и т. д. Набор зависит и от конкретной обучающей методики. Сами родители должны решить, когда пойти с малышом в школу: в полгода, в год или в три. Это индивидуальный вопрос, и никто лучше вас не скажет, когда наступит подходящий момент.

Какие бы чудо-методики ни существовали в природе, лучшая из них — методика маминой любви. Кстати, родители неплохо справляются и с другими педагогическими практиками. Стоит только почитать специальную литературу, приобрести несколько развивающих пособий, вооружиться терпением — и все у вас получится.

Как организовать школу раннего развития для своего вундеркинда дома, на коврике? Вот несколько простых рекомендаций.

❀ Не играйте много и усердно. Нужно уметь вовремя остановиться в тот момент, когда малышу еще не надоело играть.

❀ Научитесь играть в разные игры с одним и тем же предметом. Возьмем, например, кубики. Их можно по- разному складывать, делать из них «поезд» и «башню», щупать, различать по цвету, прятать, бросать и т. д.

❀ Не используйте те пособия, которые не подходят вашему ребенку по возрасту. Ему, возможно, будет интересно некоторое время, потому что в руки попадет новый предмет, но ожидаемого развивающего эффекта вы не получите.

❀ После занятий обязательно прячьте развивающие игрушки. Они не должны быть постоянно на виду. Необходимо все время сохранять ощущение новизны и тем самым привлекать внимание малыша.

❀ Если у ребенка нет интереса к игре, которую вы предлагаете, не настаивайте и спрячьте игрушку до более подходящего момента.

❀ Освободите пространство перед началом развивающей игры. Уберите все ненужные игрушки и вещи, отвлекающие внимание ребенка.

❀ Устройте малышу театр одного актера: вы можете переодеваться в яркую одежду, говорить завораживающими интонациями, сделать для развивашек специальную коробку, разукрасив ее. Возможно, вашего малыша больше привлечет антураж игры, чем сама игра. Ну что же, это тоже успех.

ПОСОБИЯ И ИГРЫ. Для детей до одного года не существует каких-то специально разработанных методических пособий. В принципе любая игрушка, любой объект окружающего мира уже является для него развивающим. Задача мамы и папы — показывать эти объекты, давать возможность их пощупать, помять, а, возможно, и разорвать или попробовать на зуб. Погремушки, кубики, матрешки, пирамидки, деревянные паззлы, музыкальные игрушки относятся к развивающим пособиям. Вы можете что-то приобрести, а что-то и придумать самостоятельно.

РАЗВИВАЕМ НАВЫК СОСРЕДОТОЧЕНИЯ. Вы можете использовать любой подручный материал для этого упражнения: разноцветные кубики, игрушки, предметы быта и одежды. Смысл заключается в том, чтобы привлечь внимание малыша к объекту с помощью цвета, звука, формы, фактуры материала. Примерьте на голову яркую шапку — вы уже станете предметом сосредоточенного внимания! Наденьте малышу на ноги носки разного цвета: и это будет совершенствовать его зрительное восприятие.

РАЗВИВАЕМ НАВЫК НАНИЗЫВАНИЯ. Для тренировки этого навыка вам понадобится обыкновенная пирамидка с крупными кольцами. Также вы можете нанизывать кольца пирамидки на веревку. Ребенку до года трудно даются действия, связанные с мелкой моторикой: например, нанизывание мелких бусинок на нитку или игры-шнуровки. Если он не готов к освоению какого-либо навыка, для начала продемонстрируйте новый для него опыт. Этого пока будет достаточно.

РАЗВИВАЕМ ТАКТИЛЬНУЮ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ.

Сшейте мешочек из яркой ткани, вложите в него предметы из разного материала. Предложите малышу найти сокровище в мешке. Когда ребенок извлекает предмет, описывайте его признаки: мягкий, твердый, гладкий, шершавый, колючий и т. д. Если ребенок еще не может самостоятельно передвигаться по дому, возьмите его на руки и проведите экскурсию. Подходите к мебели, занавескам, щупайте мягкие коврики, гладкие поверхности, откройте кран на кухне, проверьте воду и т. п. Кстати, под горячую руку малыша может попасться чья-то шевелюра или хвост.

Можно усадить (или уложить) любопытного малыша на развивающий коврик и быть уверенным в том, что ему здесь не придется скучать. Ведь это настоящая площадка для игр и впечатлений. Здесь можно послушать музыку, понажимать кнопочки, посмотреть на себя в зеркало, восхититься яркими красками, поваляться на мягких игрушках. На сегодняшний день существует огромный выбор развивающих ковриков, отличающихся по цене и качеству, тематике и материалам.

ОБЩЕНИЕ-ЛУЧШЕЕ СРЕДСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ

Присутствие близкого человека стимулирует ребенка к общему развитию. Но ласкового голоса и маминой улыбки недостаточно, чтобы вырасти гармоничной личностью. Малышу важен также и тактильный контакт с родным человеком.

МАМИНА ИНТУИЦИЯ. Все наслышаны о материнской интуиции. Мать угадывает желания и потребности крохи по малейшему движению, взгляду или голосу. Об этом позаботилась природа. И если мама успокоится и перестанет прислушиваться к мнению бабушек, тетушек и прочих родственников, то найдет источник внутренней силы и уверенности в себе. Она всегда будет знать, что нужно ее ребенку. Но такой же тонкой интуицией обладает и новорожденный. Удивительным образом движения тела младенца и его мамы гармонично совпадают, складываются, как картинка в паззлах. «Мама + малыш» — сильный тандем, который просуществует еще долгие годы. Лишь в подростковом возрасте постепенно происходит разъединение этого союза (при здоровом подходе родителей, которые научились отпускать своих детей). Но пока что говорить об этом рано. Пока задача родителей — максимально отдавать, безвозмездно вкладывать свою энергию в ребенка и ничего не требовать взамен ни сейчас, ни потом.

СЛИНГИ И «КЕНГУРУ». Преимущество горизонтального положения грудничка — выдумка западной цивилизации. На Востоке и в странах Африки мамы не катают своих малышей в колясках, они носят их на груди или спине. Для этого существуют различные этнические приспособления: куски ткани, шарфы, корзины. Ученые считают, что вертикальное ношение ребенка полезно для его физического развития: у него быстрее формируются моторные навыки, он ощущает силу тяжести и учится удерживать равновесие. В последнее время западные мамы предпочитают носить детей в слингах и «кенгуру». Это удобно при передвижении по городу и во время путешествий. Особое внимание нужно обратить на качество сумок-кенгуру. Ножки малыша должны иметь хорошую поддержку, чтобы не было нагрузки на таз и неестественного прогиба спины. Это небезопасно для здоровья ребенка!

РУЧНОЙ РЕБЕНОК. Многие мамы и папы боятся слишком часто брать ребенка на руки, чтобы не сделать его «ручным». У психологов на этот счет однозначное мнение: чем реже брать, тем чаще будет проситься. До полугода ребенок сильно привязан к маме (или другому близкому человеку). В принципе малыш пока что не способен отделить себя от нее. Мама — его продолжение, в том числе и телесное. Нельзя резко обрывать эмоциональную связь, так же, например, как сразу обрезать пуповину после родов. Невидимая нить между мамой и ребенком существует, и многие детские проблемы и страхи способны разрешить мамины руки.

ДАВАЙ ПОТАНЦУЕМ! Совместные танцы — время, когда можно побыть вдвоем. Это еще одна возможность телесного контакта. Танцы развивают в малышах гибкость, координацию, чувство ритма, но главное — пробуждают море позитивных эмоций. Старайтесь угадать танец, соответствующий настроению ребенка. Если ему хочется попрыгать и повеселиться, подбирайте ритмичную танцевальную музыку. Если кроха устал и его что-то тревожит, поставьте спокойную мелодию и делайте плавные движения. Это поможет расслабиться и вашему ребенку, и вам.

❧ Статистика показывает, что американские дети в возрасте от 3 недель до 3 месяцев пребывают на руках у мамы около 2,5 часов в сутки. Это очень мало! Малыши практически все время находятся в специальных «контейнерах»: коляски, автокресла, кроватки, сумки-переноски.

О странной болезни — госпитализме

В первой половине XX века, ученым удалось обнаружить странную болезнь среди детей грудничкового возраста. Ей дали название — госпитализм. От нее страдали (и даже умирали) те дети, которые остались без опеки родителей и воспитывались в домах ребенка. Было доказано, что ребенок, который получает достаточный уход и питание, но лишен внимания, ласки и тактильного контакта со взрослыми, существенно отстает в развитии или просто умирает «от тоски» по человеческому теплу.

Развитие и обучение ребенка: лучшие книги для родителей. Обзор

Читают мамы, читают папы

— А сколько лет вашему ребенку? — поинтересовался Антон Семенович.

— Ему всего три недели.

— Ну что ж. Вы опоздали ровно на три недели.

Л.Пантелеев. «Наша Маша. Книга для родителей»

Если собрать в одной книге все вопросы, которые мучают молодых родителей, получится том, не уступающий по толщине бумажному изданию Википедии. А в нем, как известно, пять тысяч страниц. И все они постоянно крутятся в головах несчастных мам и пап! Как не выбиться из сил, пытаясь разобраться со всеми проблемами сразу?

С рождением ребенка в дом приходит не только радость, но и множество забот. Наступает активный период для обоих родителей — им предстоит заботиться о новом человеке, посвящать ему время и силы, помогать открывать мир. Кажется, еще далеко начальная школа, и полный штормов и подводных камней подростковый период, но — как считают и мамы, и специалисты по детской психологии — как думать о будущем нужно начинать с первых месяцев жизни малыша. Цитируя автора одной из популярнейших методик раннего развития Масару Ибуку: после трех уже поздно!

С момента рождения надо постоянно пристально следить за здоровьем и поведением ребенка: правильное питание, сон, гимнастика. Порой ответ на какой-то вопрос требуется немедленно. Еще лет тридцать назад молодым родителям были доступны, пожалуй, только книги доктора Бенджамина Спока. Опыт педиатрии и психоанализа доктор Спок использовал для создания пособий для родителей, где вместе освещаются вопросы и детского здоровья, и питания, и общения. Книга «Ребенок и уход за ним» остается востребованной до сих пор, хотя многие советы за давностью лет (впервые она была издана в 1946 году) уже утратили актуальность. Но иметь ее на полке не помешает и в XXI веке.

Большинство современных авторов не отрицают опыт Спока, а скорее перерабатывают его под новые условия жизни. Как правило, они уделяют внимание вопросам как физиологии и роста, так и психологии и развития ребенка. Уильям и Марта Сирс — семейная пара, родители восьми детей — создали целую библиотеку книг для родителей, используя свой жизненный и врачебный опыт. В их книгах можно найти практические советы по уходу за детьми и по общению с ними для каждого этапа взросления ребенка.

Среди российских авторов наиболее полно пишет об уходе за детьми Евгений Комаровский. В книге «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников» сочетаются советы по обустройству жизни ребенка, подробный рассказ о возможных болезнях и опасностях, а заодно рекомендации по укреплению нервной системы родителей. Кроме того, Комаровский — автор серии «Справочников здравомыслящих родителей», призванных помочь родителям в профилактике и лечении детских инфекций.

Но важно не только здоровье. В какой-то момент легко впасть в заблуждение, что силы родительской любви и внимания достаточно, чтобы вырастить идеального ребенка. Но любые крайности, как известно, опасны — а разработать гармоничный подход самому непросто. Крайностей же множество — позволять малышу до поры до времени делать все, что вздумается; напротив, с пеленок приучать к буквам и слогам, чтобы к пяти годам он самостоятельно читал Бажова и Линдгрен; с детства погружать его в мир спорта, воспитывая в здоровом теле здоровый дух. Не переусердствовать и органично привить ребенку необходимые навыки помогут разработанные педиатрами и психологами методики. В чем-то они пересекаются между собой, в чем-то — категорически не сходятся. В каждой из них во главе угла что-то свое: здоровье, чтение, мелкая моторика. Выбирая ту или иную методику, стоит помнить, что применять к ребенку жесткие требования, по меньшей мере, неправильно. У каждого малыша свой темп развития и познания мира. В любом случае придется запастись терпением, силой духа и подручными материалами.

Дети крайне восприимчивы к обучению, и при правильном подходе можно очень рано понять, к чему больше предрасположен ребенок — к физической активности, общению, творчеству. Для этого отлично подходит методика Марии Монтессори. Она предлагает создать для ребенка особую обучающую «среду» (разместить на большом пространстве различные предметы, материалы) — и позволить самостоятельно выбирать, что ему более интересно. Стоит обратить внимание, что этот метод больше подходит для занятий воспитателей с группами и предполагает в первую очередь развитие самостоятельности, логики, внимательности, а не, например, ранее обучение чтению и счету.

Методика Глена Домана («Гармоничное развитие ребенка»), напротив, ориентирована именно на занятия родителей со своим ребенком, причем именно у родителей здесь самая активная роль. Упражнения, разработанные Доманом, отлично тренируют память и дают ребенку огромную базу знаний за первые годы жизни. Доман предлагает использовать для обучения карточки с различными фактами из области географии, истории, биологии, а также с первых месяцев учить читать и считать.

К родителям обращена и книга «Поверь в свое дитя» Сесиль Лупан, одной из самых известных мам в мире. В основе ее методики лежит внимание к своему ребенку, постепенное раскрытие его индивидуального потенциала, а советы или упражнения варьируются в зависимости от того, к чему у ребенка возникает интерес. Лупан превращает обучение в игру: чтение — через пение букв на мотив детских песенок, счет — через шуточные загадки. Главное — не заставлять ребенка заниматься по строгому графику и не добиваться эффективности любой ценой.

Российскими педагогами разработаны целые комплексы игр, призванных развить творческие способности ребенка и его мышление. Например, головоломки Бориса и Елены Никитиных, тренирующие логику и образное мышление ребенка («Интеллектуальные игры» Б. Никитина), или кубики с цифрами и буквами Николая Зайцева, к которым прилагается подробное «руководство по эксплуатации»: можно распевать слоги или складывать слова, обращаться к таблицам слогов (есть и отдельные — по арифметике). Занимающиеся по этой методике дети к четырем годам самостоятельно читают, а к пяти умеют считать до ста.

Конечно же, интерес к книге невозможно привить только с помощью кубиков и таблиц. Детские издания — с красочными иллюстрациями, простыми и звучными стишками, а также «неубиваемые», то есть способные выдержать активный интерес малышей — неотъемлемый арсенал родителей, желающих развить в детях любовь к чтению. К счастью, существуют книжки, не только сочетающие понятные и яркие картинки с загадками и сказками, но и созданные из экологически чистых материалов. Превращение чтения в веселую игру с пазлами или картонными вставками, а то и в «литературное купание», сразу привлекает внимание к процессу.

Авторских методик обучения чтению множество. В книге «Учим ребенка читать» Валерия Марусяка предлагается череда игр и нескучных занятий, с помощью которых можно подвести ребенка к чтению постепенно, не отбивая охоту вообще держать в руках книгу. Речь идет в большей степени о детях постарше, лет четырех-шести, так что эта методика подходит родителям, считающим, что торопить события — вредно для ребенка. В приложении есть множество практических заготовок, а сами задания затрагивают все важные для ребенка стороны развития — и сенсорику, и моторику, и становление речи. Автор, профессиональный педагог, также приводит самые частые ошибки, которые делают неопытные родители, желающие отправить ребенка в школу уже читающим, и рассказывает, как их избежать.

Однако формирование мировоззрения и личностных качеств все равно определяется в большей степени не тем, как рано он научится читать и считать, а той средой, которая окружает ребенка. Чтобы не столкнуться с неприятными последствиями — эмоциональной нестабильностью или недоверием, родителям важно контролировать все стороны взаимодействия с детьми. Масару Ибука («После трех уже поздно»), основатель компании Sony и автор одной из самых популярных методик раннего развития, предлагает уникальную систему, затрагивающую разные аспекты жизни ребенка, от распорядка дня до пробуждения интереса к искусству. Он делает акцент не на навыках, а на воспитании чувств и нравственных качеств, и настаивает, что важно поощрять фантазию и поддерживать творческие начинания. Ибука подчеркивает, что для детей не существует «слишком сложных» вещей — если они что-то не готовы понять, они просто не обращают на это внимания.

Как объяснить малышу, что можно и что нельзя, не разбудив обиды и добившись своей цели? Как реагировать на слезы или замкнутость, как, наконец, рассказывать о том, что сами взрослые-то представляют себе с трудом?

Кроме неподъемных трудов о детской психологии есть множество книг, в которых родители могут найти ответ на главный вопрос: как понять своего ребенка? Среди них, например, «Маленькие дети и их матери» и «Разговор с родителями» английского психоаналитика Дональда Винникотта, доступно отражающие важность психологической привязанности детей и родителей и позволяющие избежать проблем в общении. «Книга для неидеальных родителей» практикующего психолога Ирины Млодик посвящена описанию возрастных особенностей детей и влияющих на их чувства и желания факторов. Поклонникам современной американской популярной психологии будет интересно познакомиться с методикой Джона Грэя в книге «Дети с небес», а приобщиться к практике можно, прочитав книгу Елены Николаевой «111 баек детских психологов».

Много полезных рекомендаций и советов можно найти в книге известного писателя, психотерапевта и психолога Владимира Леви «Нестандартный ребенок». Как избежать непослушания, как не избаловать ребенка и при этом не заставить его чувствовать себя ненужным и нелюбимым, как пережить переходный возраст — Леви делится с родителями профессиональными секретами, но при этом не призывает родителей следовать какой-то четкой схеме воспитания. Такой, разумеется, просто не существует.

Главное, с чем мамам и папам придется смириться, это что учиться придется не только ребенку. В книге «Воспитываем ребенка? Или себя?» практикующий психолог Светлана Иевлева предлагает родителям поразмышлять о том, из-за чего дети ведут себя так, а не иначе, и как выйти из затруднительного положения. Ведь именно от родителей в итоге зависит, как спустя много лет адаптируется ребенок к самостоятельной жизни. Она рассматривает все периоды взросления — от рождения до школьного возраста — и снабжает подробными комментариями бытовые ситуации, которые, оказывается, иногда играют большую роль, чем кажется на первый взгляд.

Детям свойственно ставить взрослых в тупик, и иногда их изобретательность поражает. Найти правильный и понятный ответ порой не так просто. Нужно взглянуть на мир глазами ребенка — и обнаружить другую, отличающуюся от взрослой логику и новые законы реальности. В этом могут помочь книги Адель Фабер и Элейн Мазлиш («Как говорить, чтобы дети слушали, и слушать, чтобы дети говорили», американского психолога и педагога Эды ле Шан («Когда ваш ребенок сводит вас с ума»), нашей соотечественницы Юлии Гиппенрейтер («Общаться с ребенком. Как?»). Бретт Дорис написала книгу «Жила-была девочка, похожая на тебя», в которой рассказывает, как помочь детям преодолевать страхи и тревоги, а в разрешении всевозможных конфликтов родителей проинструктируют Екатерина Мурашова («Ваш непонятный ребенок») и Елена Алексеева («Как понять ребенка»). Чувства детей, особенности поведения, всевозможные фобии — эти книги помогут найти с ребенком общий язык.

Литературы, призванной помочь родителям сориентироваться в детском мире, очень много. Если вы ждете прибавления в семье или вокруг уже ползает (а то и вовсю бегает) карапуз — готовьтесь освобождать место на полках!

В результате исследовательской работы была достигнута ее цель: выявлены и теоретически обоснованы психолого-педагогические условия, благоприятствующие успешной адаптации ребенка к дошкольному учреждению, внедрена в практику дошкольного учреждения программа работы по созданию эффективных психолого-педагогических условий адаптации ребенка к дошкольному учреждению.

Также решены задачи исследования: изучена проблема адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению в психолого-педагогической литературе; на основе анализа психолого-педагогической литературы выявлены и теоретически обоснованы психолого-педагогические условия адаптации ребенка к дошкольному учреждению; разработана программа работы с педагогами, детьми и их родителями по обеспечению психолого-педагогических условий адаптации ребенка к дошкольному учреждению.

Гипотеза, положенная в основу подтвердилась, то есть процесс адаптации ребенка к дошкольному учреждению проходит успешно при соблюдении психолого-педагогических условий.

Рекомендации по созданию психолого-педагогических условий для организации адаптации детей к дошкольному учреждению:

1. Создавать дополнительные услуги для родителей с целью постепенного привыкания детей к детскому саду, например, группа кратковременного пребывания, группа воскресного дня.

2. Поддерживать семью информационной базой при ориентации на ее проблемы.

3. Наладить работу по взаимодействию с детской поликлиникой с целью получения полной информации о физическом здоровье детей с самого рождения, для прогнозирования уровня адаптации и применения индивидуальных форм и методов работы, как с ребенком, так и с его семьей.

4. Периодически проводить анализ используемых форм и методов общения с детьми, родителями в период адаптации, вносить поправки, корректировать.

5. Для поиска эффективных и нетрадиционных форм работы с семьей по проблеме адаптации необходим обмен опытом с другими дошкольными учреждениями.

6. Целесообразно научиться прогнозировать и определять ожидаемый результат развития новых форм сотрудничества с семьей.

1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Сост. Н.В. Соколовская. — Волгоград: Учитель, 2008. — 188 с.

2. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста // Ребенок в детском саду. — 2003. — №5. — С.49-53.

3. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. — М.: Просвещение, 1991. — 228 с.

4. Алямовкая В. Ясли — это серьезно. — М.: Линка-Пресс, 1999. — 144с.

5. Арнаутова Е.П. Планируем работу ДОУ с семьей // Управление ДОУ. — 2002. — №3. — С. 31-35.

6. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. — 1989. — №1. — С.57-64.

7. Белкина В.Н., Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. — Воронеж: Учитель, 2006. — 236 с.

8. Божович Л.Н. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Проспект, 2002. — 414 с.

9. Буре Р.Н. Социальное развитие ребенка / Под ред. О.Л. Зверевой. — М.: Просвещение, 1994. — 226 с.

10. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад. — М.: Просвещение, 1993. — 170 с.

11. Внешняя среда и психическое развитие ребенка / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской. — М.: Педагогика, 2004. — 232 с.

12. Волошина Л.Д., Кокунько Л.И. Современная воспитательная система детского сада. // Дошкольное воспитание. — 2004. — № 3. — С. 12 — 17.

13. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца и др. — М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. — 144 с.

14. Выготский Л.С. Младенческий возраст. Собр. Соч. в 6т. — М.: Педагогика, 1984. — 356с.

15. Гуров В.Н. Содержание и организация социальной адаптации личности ребенка в дошкольном учреждении. — Ставрополь, 1999. — 198 с.

16. Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие. — М.: ТЦ «Сфера», 2006. — 128 с.

17. Данилина Т.А., Степина Н.М. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. / Пособие для практических работников ДОУ. — М.: Айрис-Пресс, 2004. — 112 с.

18. Доронова Т.А. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. — 2004. — № 1. С. 18 — 21.

19. Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского раз-вития: Методическое руководство для работников дошкольного учреждения. — М.: Линка-Пресс, 2001. — 204 с.

20. Евстратова Е.А. Новые формы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семьи. Сборник: Воспитание детей раннего возраста в условиях детского сада. — СПб., 2003. — 276с.

21. Жердева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня). — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 192 с.

22. Заводчикова О.Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие ДОУ и семьи. — М.: Просвещение, 2007. — 79 с.

23. Зверева О.Л., Ганичева А.И. Семейная педагогика и домашнее воспитание. — М.: Академия, 2000. — 408 с.

24. Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого-педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / Дошкольное воспитание. — 2004. — №7. — С.66-77.

25. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: Пособие для воспитателей / Г.Г.Григорьева, Н.П.Кочетова, Г.В.Губанова. — М.: Просвещение, 2003. — 80 с.

26. Калинина Р., Семёнова Л., Яковлева Г. Ребёнок пошёл в детский сад //Дошкольное воспитание. — 1998 — № 4. — С.14-16.

27. Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ. — М.: Айрис-пресс, 2006. — 112 с.

28. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. — М.: Владос, 2004. — 416 с.

29. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / Дошкольное воспитание. — 2006. — №1 — С.34-37.

30. Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2000. — 992 с.

31. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др. — М.: Просвещение, 2001. — 253 с.

32. Крюкова С.В., Слободняк Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь: Тренинговая программа адаптации детей к условиям дошкольного учреждения. — М.: генезис, 2000. — 123с.

33. Лешли Дж. Работать с маленькими детьми. — М.: Просвещение, 1991. — 223с.

34. Лямина Г.М. Воспитание детей раннего возраста. — М.: Просвещение, 1974. — 359с.

35. Морозова Е. Группа кратковременного пребывания: мой первый опыт сотрудничества с родителями // Дошкольное воспитание. — 2002. — №11. — С.10-14.

36. Остроухова А. Успешная адаптация // Обруч. — 2000. — №3. — С.16-18.

37. Павлова Л. Раннее детство: семья или общество? // Обруч. — 1999. — №2. — С.17-22.

38. Педагогика раннего возраста /Под ред. Г.Г. Григорьевой, Н.П. Кочетковой, Д.В. Сергеевой. — М., 1998. — 342с.

39. Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. — М.: Просвещение, 2006. — 214 с.

40. Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации // Дошкольное воспитание. — 2003. — №2. — С.14-16.

41. Роньжина А.С. Занятия с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. — М.: книголюб, 2003. — 72с.

42. Самарина Л.В., Холопова В.А. Открой новый мир. Программа адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Сборник: воспитание детей раннего возраста в условиях детского сада. — СПб., 2003. — 221с.

43. Севостьянова Е.О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ. — М.: Сфера, 2006. — 128 с.

44. Смирнова Е.О. Социализация детей раннего возраста. Сборник: Воспитание детей раннего возраста в условиях детского сада. — СПб., 2003. — 221с.

45. Социальная адаптация детей в ДОУ / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской. — М., 1980. — 315с.

46. Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации // Дошкольное воспитание. — 2006. — №4. — С.46-51.

47. Тонкова-Ямпольская Р.В., Черток Т.Я. Воспитателю о ребенке дошкольного возраста. — М.: просвещение, 1987. — 432с.

Раннее развитие ребенка литература

1. Закономерности развития детей раннего возраста 4

2. Проблемы обучения детей в раннем возрасте 9

3. Теории и методики раннего развития ребенка 14

Список использованной литературы 22

Ранний возраст — стадия психического развития ребенка от 1 года до 3 лет, которая характеризуется качественными изменениями в развитии функций коры больших полушарий. В этом временном интервале происходят следующие события индивидуального развития: формируется ходьба, локомоция, мелкая моторика, за счет чего существенно расширяются возможности познания окружающего мира; развивается ситуативно-деловое общения со взрослыми и общение со сверстниками; формируются когнитивные процессы; происходит овладение пассивной и активной речью; становятся более определенными аффективная и волевая сферы, формируется самосознания.

В этот период происходит особенно интенсивное развитие речи ребенка: на втором году ребенок уже понимает названия некоторых предметов, с которыми он взаимодействует, а на третьем году понимание распространяется и на предметы, которые находятся вне непосредственного опыта ребенка. Поэтому рассмотрение процесса психологического развития ребенка раннего возраста является оной из наиболее актуальных проблемы возрастной психологии. Это определило и тему работы: «Раннее обучение и развитие ребенка».

Цель работы: проанализировать особенности организации обучения и развития детей раннего возраста.

1. изучение и анализ психологической литературы по теме работы;

2. проанализировать особенности психического развития детей раннего возраста;

3. определить тенденции в обучении и развитии детей раннего возраста;

Методы исследования: анализ литературы, обобщение и систематизация материала; тестирование, наблюдение.

1. Закономерности развития детей раннего возраста

Ранним возрастом называют стадию психического развития ребенка, охватывающую возраст от 1 года до 3 лет включительно. Основные отличительные особенности психических процессов в раннем возрасте: их зависимость от наглядной ситуации; функционирование в неразрывной связи с практическими действиями; аффективный характер направленности на познание окружающего мира.

Основными линиями психического развития детей в раннем возрасте являются:

1. развитие ходьбы, локомоций, мелкой моторики, расширяющих возможности познания окружающего мира;

2. развитие ситуационно-делового общения с взрослыми;

3. развитие когнитивных процессов: рост устойчивости внимания, увеличение объема памяти постепенное ее высвобождение от опоры на восприятие; усвоение сенсорных эталонов, таких как геометрические формы, цвета, величины, звуки; совершенствование наглядно-действенного и зарождение наглядно-образного мышления; формирование целеполагающей деятельности; становление процессуальной игры;

4. овладение пассивной и активной речью;

5. развитие аффективной и в олевой сферы: усиление настойчивости в деятельности; стремление достичь результата в деятельности;

6. становление общения со сверстниками;

7. формирование самосознания: появление знаний о своих возможностях и способностях, конкретной самооценки, гордости за достижения в предметной деятельности; становление половой идентификации [11].

На первом году закладываются основы психической деятельности, идет подготовка к самостоятельному хождению и овладению речью. Восприятие различных раздражителей, контакт с окружающим миром имеют для грудного ребенка огромное значение. Существует мнение, что в данный период происходит так называемое первичное обучение. В это время формируются «нейронные ансамбли», которые служат фундаментом для более сложных форм обучения. Период первичного обучения является в известном смысле критическим. Если на этом этапе ребенок не получает достаточно информации, то заметно затрудняется дальнейшее усвоение навыков. Однако это не означает, что нужно форсировать психическое развитие ребенка.

К концу первого года или несколько позже, когда ребенок начинает делать первые самостоятельные шаги, наступает очень важный этап познания окружающей среды. В процессе передвижения ребенок знакомится со многими предметами. В результате существенно обогащаются его зрительные, осязательные и другие ощущения и восприятия. Во время передвижения он овладевает и чувством трехмерности пространства. На этом этапе моторное развитие нередко связано с речевым; чем увереннее передвигается ребенок, тем лучше он овладевает речью, хотя возможны и отклонения в виде диссоциации развития указанных функций. Непосредственный контакт с окружающими предметами способствует также и формированию чувства Я, т.е. выделению себя из окружающего мира [5].

В раннем возрасте, особенно в первой его половине, ребенок только начинает входить в мир социальных отношений. Через общение с мамой, папой и бабушкой он постепенно овладевает нормативным поведением. Но в этот период мотивы его поведения, как правило, не осознаны и не выстроены в систему по степени их значимости. Лишь постепенно внутренний мир ребенка приобретает определенность и устойчивость. И хотя этот мир формируется под влиянием взрослых, ребенок не может сразу усвоить то отношение к людям и вещам, которого от него ожидают.

Решающее значение для развития ребенка в раннем возрасте имеет изменение форм его общения со взрослыми, происходящее в связи с вхождением в мир постоянных предметов, с овладением предметной деятельностью. Именно в предметной деятельности через общение со взрослыми создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений окружающего мира. «Немые» формы руководства (показ действий, управление движениями, выражение одобрения при помощи жестов и мимики) становятся уже недостаточными для обучения ребенка приемам и правилам употребления предметов. Возрастающий интерес ребенка к предметам, их свойствам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться к взрослым. Но и обратиться, и получить необходимую помощь он может, только овладевая речевым общением [4].

В раннем детстве развитие речи идет по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребенка.

Переход от младенчества к раннему детству связан с развитием нового отношения к миру предметов- они начинают выступать для ребенка не просто как объекты, удобные для манипулирования, а как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления, т.е. в той функции, которая закреплена за ними в общественном опыте. Основные интересы ребенка переносятся в область овладения все новыми и новыми действиями с предметами, а взрослый приобретает роль наставника, сотрудника и помощника. На протяжении всего периода раннего детства осуществляется переход к предметной деятельности. Специфика предметной деятельности заключается в том, что здесь ребенку впервые открываются функции предметов: назначение вещей являются их скрытыми свойствами. Функции предметов не могут быть выявлены путем простого манипулирования. Так, ребенок может бесконечное число раз открывать и закрывать дверцу шкафа, сколь угодно стучать ложкой об пол — этим он ни на шаг не продвинется в познании функций предметов. Только взрослый способен в той или иной форме раскрыть ребенку, для чего служит тот или иной предмет, каково его функциональное предназначение.

Важно, что, усваивая действия по употреблению предметов обихода, ребенок вместе с тем усваивает и правила поведения в обществе, связанные с этими предметами. Так, рассердившись на взрослого, ребенок может швырнуть чашку на пол. Но тут же на его лице выразятся испуг и раскаяние: он уже понимает, что нарушил правила обращения с предметом, которые обязательны для всех.

В связи с овладением предметной деятельностью изменяется характер ориентировки ребенка в новых для него ситуациях, при встрече с новыми предметами. Если в период манипулирования ребенок, получив незнакомый предмет, действует с ним всеми известными ему способами, то впоследствии его ориентировка направлена на выяснение того, для чего этот предмет служит, как его можно употребить. Ориентировка типа «что такое?» сменяется ориентировкой типа «что с этим можно делать?» [12].

Мышление представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана. В период раннего детства мышление определяется преобладающей ролью восприятия, ведущей предметно-орудийной деятельностью ребенка и носит наглядно-действенный характер, т.е. это мышление, в котором отражение сущностных связей и отношений предметной действительности осуществляется в процессе манипулирования, выполнения действий с реальными объектами. В рамках этой формы мышления формируются предпосылки для более сложной формы — наглядно-образного мышления, когда осуществление какого-либо действия может происходить без участия практических действий, только в плане представлений, оперируя только образами [4].

Становление и совершенствование мышления зависит от развитости у ребенка воображения. Сначала ребенок приобретает способность просто механически замещать в игре одни предметы другими, придавая предметам заместителям не свойственные им по природе, но определяемые правилами игры новые функции. Главные линии развития мышления в раннем возрасте можно наметить следующим образом: совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения; улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредованной памяти; начало активного формирования словесно-логического мышления путем использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач.

Словесно-логическое мышление ребёнка, которое начинает развиваться в конце раннего возраста, предполагает уже умение оперировать словами и понимать логику рассуждений. Способность использовать словесные рассуждения при решении ребёнком задач можно обнаружить уже в начале дошкольного возраста, но наиболее ярко она проявляется в феномене эгоцентрической речи, описанном Ж. Пиаже. Другое явление, открытое им же и относящееся к детям данного возраста, — нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов — свидетельствует о том, что даже к концу дошкольного детства, т.е. к возрасту около 6 лет, многие дети ещё совершенно не владеют логикой.[8].

Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление — последовательные ступени интеллектуального развития. Уже первые предметные действия ребенка обладают рядом важных особенностей. При достижении практического результата выявляются некоторые признаки предмета и его взаимоотношения с другими предметами; возможность их познания выступает как свойство любого предметного манипулирования.

Таким образом, можно отметить, что в раннем детстве мышление развивается в процессе овладения орудийными действиями и решения практических задач, когда необходимо установить отношения между предметами, прямо не данные в наглядной ситуации. На протяжении раннего детства генезис мышления идет в двух направлениях: развиваются формы мышления и мыслительные операции. Для раннего детства характерно преобладание образных форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного). В это же время закладывается образный фундамент интеллекта. Начинает развиваться и понятийное мышление. Преобладание определенной формы мышления зависит от сформированности мыслительных операций внутри каждой из них, а также от характера задачи, подлежащей решению. Для развития образных форм мышления существенное значение имеет формирование и совершенствование единичных образов и систем представлений, умения оперировать образами, представлять объект в разных положениях [6].

2. Проблемы обучения детей в раннем возрасте

Применительно к раннему возрасту существуют специфические и конкретные задачи развития, которые и становятся содержанием работы как психолога, так и педагога. Остановимся на них подробнее.

Прежде всего, это развитие предметной деятельности, поскольку эта деятельность в раннем возрасте является ведущей. Именно в ней происходит приобщение ребёнка к культуре, в ней формируются главные психологические новообразования этого периода: речь, наглядно-действенное и образное мышление, познавательная активность целенаправленность и пр. В рамках предметной деятельности можно выделить несколько направлений, каждое из которых является самостоятельной задачей и предполагает определённые методы реализации.

Во-первых, это развитие культурно нормированных, специфических и орудийных действий. Маленький ребёнок должен научиться пользоваться окружающими предметами «по-человечески»: правильно есть ложкой, рисовать карандашом, копать савочком, причёсываться расчёской, застёгивать пуговицы и пр. Это задача не только развития движений руки и общей моторики. Все эти действия требуют преодоления спонтанной, импульсивной активности, а значит овладения собой и своим поведением. Ребёнок должен понять и присвоить смысл этих простых действий, увидеть их результат почувствовать свою умелость. Всё это даёт ему чувство своей компетентности, самостоятельности, уверенности в себе. Для решения этой задачи необходимо, начиная с 1 года, приучать детей к самообслуживанию: показывать, как правильно одеваться, причёсываться, держать ложку или чашку, оставляя им возможность самостоятельных действий и побуждая к ним. Помимо обычных бытовых процедур, нужны специальные игрушки, созданные для детей раннего возраста (совочки, лопатки, удочки с магнитом и пр.) [4] .

Другой линией предметной деятельности является развитие наглядно-действенного мышления и познавательной активности. Ребёнок раннего возраста мыслит прежде всего действуя руками. Соотнося форму или размер отдельных предметов, он связывает свойства предметов, учится воспринимать их физические качества. Для таких занятий существуют многочисленные игрушки, специально предназначенные для малышей. Это всевозможные вкладыши различной формы, пирамидки, простые матрёшки, башенки и пр. Проводя шарики по лабиринту или пытаясь открыть загадочные коробочки, в которых спрятан желанный приз, малыш решает самые настоящие мыслительные задачи. И хотя решение этих задач неотделимо от практических действий, оно требует значительных умственных усилий и познавательной активности. Задача взрослого здесь состоит в не в том, чтобы показать правильный способ действия (т. е. подказать решение задачи) а в том, чтобы вызвать и поддержать познавательную активность, заинтересовать малыша загадочным предметом и побудить к самостоятельному экспериментированию.

Ещё одним важнейшим направлением развития предметной деятельности является формирование целенаправленности и настойчивости действий ребёнка. Известно, что деятельность ребёнка до 2-х лет имеет процессуальный характер: малыш получает удовольствие от самого процесса действий, их результат ещё не имеет какого-либо самостоятельного значения. К трём годам у ребёнка уже складывается определённое представление о результате того, что он хочет сделать, и это представление начинает мотивировать действия ребёнка. Ребёнок действует уже не просто так, а с целью получения определённого результата. Таким образом, деятельность приобретает целенаправленный характер. Очевидно, что нацеленность на результат, настойчивость в достижении цели является важнейшей характеристикой не только деятельности ребёнка, но и его личности в целом. Для формирования этого ценного качества необходима помощь взрослого. Маленькому ребёнку нужно помогать «удерживать» цель, направлять его на достижение желанного результата. Для этого можно использовать конструктивные игры и игрушки, предполагающие получение определённого продукта. Это могут быть фигурные пирамидки, из которых нужно собрать определённый предмет (машинку, солдатика, собачку и пр.), всевозможные мозаики или пазлы, из которых складываются картинки, кубики или простые конструкторы для маленьких детей. Все эти игры требуют определённого представления о том, что должно получиться, и настойчивости в достижении результата [12].

Все перечисленные виды предметных действий предполагают индивидуальную работу ребёнка. Маленькие дети ещё не умеют действовать совместно; предметы и действия с ними всецело поглощают интересы малышей, они не могут при этом ориентироваться на действия партнёра, учитывать чужие желания и пр. У каждого ребёнка должна быть в руках своя игрушка и свои способы действия с ней. Такая индивидуальная деятельность с предметами вызывает сосредоточенность и концентрацию на предмете, своеобразную «завороженность» своими действиями. Это очень важное и ценное состояние. Монтессори видела в концентрации малышей на действиях с предметами начало воли ребёнка. Поэтому нужно всячески поддерживать индивидуальную работу ребёнка с предметами и создавать для неё все возможные условия. Это в свою очередь требует достаточного количества адекватных пособий и особой организации развивающей среды. Консультации воспитателей по подбору нужных игрушек, создание игровой развивающей среды, её периодическое обновление — всё это задачи психолога, который должен ориентироваться на интересы и возможности детей данного возраста [9].

Другой чрезвычайно важной и ответственной задачей воспитания детей раннего возраста является развитие речи. Овладение речью, как известно, в основном происходит именно в этот период — от года до трёх. Речь перестраивает все психические процессы ребёнка: восприятие, мышление, память, чувства, желания. Она открывает возмножности для совершенно новых и специфически человеческих форм внешней и внутренней жизни — сознания, воображения, планирования, управления своим поведением, логического и образного мышления и конечно же новых форм общения. На первых этапах развития речь малыша включена в его практические предметные действия и неотделима от них. Ребёнок может говорить только о том, что он видит и что делает здесь и сейчас. Поэтому включённость слов в конкретные действия, (или «единство слова и дела») очень важный принцип формирования активной речи. Каждое новое слово должно быть понятно ребёнку, нести в себе определённое значение и опираться на конкретную ситуацию. Создание такой речепорождающей ситуации активизирующей речь детей — специальная психолого-педагогическая задача, которая должна решаться в сотрудничестве педагога и психолога. Второй важной линией речевого развития является совершенствование так называемой пассивной речи, т.е. понимания речи взрослого. Большинство малышей в 1,5-2 года уже хорошо понимают все слова и простые фразы, когда они включены в конкретную ситуацию. Преодоление ситуационной связанности и становление грамматической структуры речи — важнейшая линия развития в раннем возрасте. Неоценимую роль для этого играет литература для малышей. Короткие и простые детские сказки, стишки А.Барто или С.Маршака, народные потешки и песенки дают неоценимый материал для речевого развития. Однако, взрослые должны открыть малышам этот материал, сделать его понятным и привлекательным. Для этого нужно выразительное чтение, которое сопровождается жестами, яркими интонациями и возможно спектаклем игрушек. Разработка методики речевого развития детей раннего возраста также входит в задачи психолога [8].

В раннем возрасте возникает ещё одна важнейшая функция речи — регулятивная. Появляется способность управлять своим поведением с помощью слова. Если до 2-х лет действия ребёнка определяются в основном воспринимаемой ситуацией, то во второй половине раннего возраста возникает возможность регулировать поведение ребёнка посредством речи, т.е. выполнение речевых инструкций взрослого. Эту форму поведения психологи рассматривают как первый этап развития произвольного поведения, когда действия ребёнка опосредованы речевым знаком, который направлен на своё поведение. Поэтому действие по инструкции открывает возможность развития саморегуляции и самоконтроля. Эту важнейшую способность следует развивать и упражнять. Важно выбрать для каждого ребёнка определённый уровень сложности инструкции, который соответствует его возможностям и способностям. Это очень существенная в раннем возрасте линия развития ребёнка, которая нуждается в соответствущей психолого-педагогическом сопровождении [7].

В раннем возрасте возникает ещё одна чрезвычайно важная сфера жизнедеятельности ребёнка — его общение и взаимоотношения со сверстниками. Несмотря на то, что потребность в сверстнике занимает далеко не главное место в раннем возрасте и обычно не рассматривается как главная линия его развития, первые формы взаимодействия малышей играют исключительно важную роль для развития личности ребёнка и дальнейшего развития межличностных отношений. Именно здесь закладывается чувство непосредственной общности и связи с другими, равными ребёнку людьми. Как показывают исследования, потребность в общении со сверстниками возникает на третьем году жизни. В этом возрасте общение малышей имеет весьма специфическое содержание, которое представляет собой эмоционально-практическое взаимодействие. Особое место в таком взаимодействии занимает подражание друг другу. Дети как бы заражают друг друга общими движениями и эмоциями и через это чувствуют взаимную общность. Такое взаимодействие даёт ребёнку ощущение своего сходства с другим, равным ему существом. Переживание сходства и общности вызывает бурную радость и способствует осознанию себя. Воспитатель может придать ему культурную, организованную форму. Оптимальным средством для этого являются известные игры, в которых дети действуют одновременно и одинаково — Каравай, Карусели, Раздувайся пузырь, Зайка и пр. Эти игры в раннем возрасте должны проходить при непосредственном участии взрослого, который организует детей, показывает им нужные движения и слова, погружает их в общую атмосферу игры. Разработка, подбор и проведение таких игр составляет важное направление работы психолога.

Практически все дети раннего возраста (от 1,5 лет), растущие в семье, нуждаются в контактах со сверстниками и в овладении навыками общения. При этом раннее детство является сензитивным периодом для формирования толерантного отношения к другим. Поэтому весьма целесообразным является объединение в одной группе детей с различными трудностями. Вместе с тем, правильная организация общения малышей в интегративной группе представляет серьёзные трудности и требует участия профессиональных психологов [5].

3. Теории и методики раннего развития ребенка

Каждый ребенок индивидуален. Он развивается в своем темпе, осваивает собственные возможности постепенно, шаг за шагом. У каждого малыша та или иная функция развивается по-своему. Это никому не надо доказывать. Но, несомненно, есть и возрастные нормы: как и когда ребенок должен начать сидеть, стоять, ходить, бегать, рисовать, читать, писать. Все эти рамки показывают педагогам и родителям, не позже какого срока та или иная функция должна развиться, до каких пор это еще будет нормой. Если та или иная функция не формируется к нужному возрасту, принято говорить о задержке развития. Такое, как правило, случается, когда малыш серьезно болен или когда он недополучает внимания взрослых, когда с малышом никто ничем не занимается.

Многие авторы (Доман, Сузуки, Лупан, Зайцев, Никитины, Тропп) настаивают на том, что такое развитие — не раннее, а как раз своевременное, что традиционная педагогическая наука, основанная на опыте прошлых веков, отстает от современных методик. Что человеческий потенциал гораздо богаче, чем было принято считать до сих пор.

Все методики развития настолько разные, что классифицировать их крайне сложно: одни называются по тому, что они развивают, другие по имени создателя. Попробуем "развести" их на "физические" и "творческие". С рождения до года проходит целая эпоха в жизни малыша. За это время он учится самостоятельно переворачиваться, сидеть, ползать, ходить, есть, улыбаться, выговаривать первые слова. Поэтому самым важным на этом этапе для него является физическое развитие. То, насколько окрепли его мышцы, позволяет ему скорее встать и увидеть самому, что же находится в этой большой для него квартире. А вот ближе к трем годам большое значение имеют "психологические" методики, развивающие мышление, память, кругозор [10].

Впервые о важности поддержания здоровья ребенка у нас в стране заговорили Борис и Елена Никитины. Они открыли широкой массе людей на примере своих детей то, что даже у самого маленького ребенка заложено много возможностей, которые, если не развивать, угасают. Так, они рассказали, что новорожденный имеет три важных врожденных рефлекса: рефлекс хватания (если вложить ему в руку палец или палочку, то крепко держится за нее), шаговый рефлекс (отталкивание ножками от твердой поверхности), рефлекс плавания (при купании в воде, малыш не лежит, а перебирает руками, ногами). Если эти рефлексы развить, то ребенок проходит обучение "по первому кругу"- не забывает о них, соответственно, начинает раньше ходить, прыгать и бегать. Нет — учиться "заново", что дается труднее. Для более взрослых детей предложили ввести в каждый дом самодельные спорткомплексы, элементы закалки (хождение босиком и обливание), массажа.

Масару Ибука выпустил нашумевшую книгу под названием "После трех уже поздно", в которой говорит о том, что развитие максимум возможностей заложено в ребенке до трех лет — в период интенсивного роста мозга. В это время формируется основы его характера, поведения в обществе, закладывается иммунитет. Конечно, все это накладывается на существующие гены. Автор подчеркивает, что при хороших стартовых данных, крепких наследственных генах, нужно заниматься с ребенком по максимуму. Его книга вселяет оптимизм, веру в достижении любых вершин, относится с уважением к крохе.

Мария Монтессори — итальянский педагог 19 века, первая в стране женщина — доктор медицины. Изначально работала с ослабленными детьми. Пыталась облегчить им жизнь, догнать сверстников, для чего создавала "посильные" игрушки. Ее подход к обучению состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель, причем в центре всей системы — сам ребенок. Он самостоятельно (!) изучает окружающую его среду. Учитель никогда не навязывает то или иное занятие, а лишь наблюдает. Если ребенок выбрал переливание воды из одного сосуда в другой, то воспитатель помогает. Занятие с водой может продолжаться хоть весь день, до того момента, пока ребенок сам не переключится на другой предмет.

Главной ценностью воспитания в системе М. Монтессори является индивидуальность и свобода ребенка. Свободу М. Монтессори понимала как наличие собственной цели и возможность выбора своих действий. Целенаправленность, интерес и сосредоточенность на каком-либо деле составляют безусловные ценности воспитания. Своеобразие системы и ее выдающийся вклад в дошкольную педагогику заключается в разработке и в создании специального дидактического материала, который обучает ребенка, воспитывает у него ценные качества, обеспечивает свободу выбора и защищает ребенка от сложных и опасных воздействий взрослого мира [12].

Глен Доман — американский военный врач 40-х годов. Успешно развил идею Цицерона о том, что "Дети быстро схватывают бесчисленное множество предметов". Работал в Филадельфии, институте, позже названным "Институтом ускоренного развития ребенка" ("Better Baby Institute" (BBI)). Изначально занимался лечением детей с травмами мозга. Он пришел к выводу, что стимуляция одного из органов чувств приводит к усилению активности мозга в целом. В его институте дети двух, трех, четырех лет начинали читать, осваивали математику, становились эрудитами при хорошем физическом развитии. Творческие возможности этих детей настолько широки, что сам Доман называл их детьми Возрождения. Доман убежден, что учеба эффективна только в период роста мозга — до 7 лет, и особенно в первые 3 года (так, окружность головы новорожденного — 35 см, двухлетки — 50 см, взрослого в 20 лет — 55 см), и что любое физическое развитие стимулирует умственное. Его система подачи знания для 3-4-хлетних малышей. У новорожденного огромный потенциал, который надо сохранить: кол-во нервных клеток у него гораздо больше, чем у взрослого человека. Между ними вырабатываются связи, а те, невостребованные клетки отмирают.

Пытаясь говорить, младенец "выдает" целые слоги. Нет отдельных букв, затем мучительно соединяющихся в слоги, слова. На основе этого вывода создана альтернативная к традиционному чтению система обучения. Так родилась методика современного педагога-новатора из Санкт-Петербурга Николая Зайцева (р.1939).

Его пособия — самым известным являются "кубики Зайцева" для освоения чтения — основаны на игровом системном обучении. Предпочтение отдается занятиям в группе.

Изучение чтения построено на принципе "складов" — пары из согласной и гласной, согласной с твердым или мягким знаком. Каждый склад находится на отдельной грани кубика — например В-ВА-ВО-ВУ-ВЫ-ВЭ. Находя соответствующие склады, ребенок составляет слова. Кубики различаются по цвету, размеру, звучанию их наполнения, что все вместе позволяет детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими согласными.

Идею складов Зайцева развил современный петербургский педагог Воскобойвич, создавший складушки: создал картинки с рисунком и стихотворной подписью с выделенными складами [3].

Кубики учат читать с первых занятий, составлять знакомые слова. А также учиться читать и писать (кубиками) одновременно. Но учтите, что если вы показываете буквы, слоги или склады ребенку, он может их различать, но это не совсем осмысленное чтение, которого хотят добиться родители, а узнавание, игра ребенка и взрослого. Не стоит спешить с одновременным обучением чтения и письму. Именно об этом волнуются логопеды: дело в том, что принцип усвоения двух механизмов совершенно разный. Чтение — это работа глаз, а письмо — руки. К тому же, в чтение и в письме (в устной и письменной речи) совершенно разные законы. Об этом красноречиво говорят многочисленные орфоэпические (произношение) и орфографические (правильное написание слов) словари.

Речь развивается через разговор. Учитывать нужно и то, что склад- это вовсе не слог. Следовательно, в жизнь ребенка вы вводите новое понятие, должны показать его различие. Не спешите обучать ребенка чтению с года. Поверьте, пройдет совсем немного времени, и к 2,5- 3 годам он сам будет бегать за вами, спрашивать, какая буква, какое слово написано на вывеске, на номере машины и так далее. Чтение должно ложиться на подготовленную почву. Показывая буквы, кубики с полугода (что является сейчас модной тенденцией), вы обрекаете себя на бесконечное число повторений: ибо в этом возрасте ребенок быстрее забывает, чем выучивает ряд символов.

Таким образом, на достижение того же результата ("зачитал!") в год тратится больше усилий, чем в 3-4 года. Может, стоить поберечь силы? Чтение — процесс творческий. Ребенок "реально" читает, когда умеет уже осознанно разговаривать, шутить, комбинировать слова, уходит от простых предложений типа "баба, иди", осваивает грамматику, построение фраз, выделяет себя из окружения, от мамы, переходит в рассказе о себе от третьего лица к единственному (не "Оля хочет", а "я хочу"). Сама методика как раз и разработана для детей с 3-4 лет.

Обучение математике отличается системным подходом. Это комбинация таблиц, наглядно показывающая "значение" числа. Дроби и степени показаны в виде частей кружочков, а цифры — количеством точек. Этому посвящены пособия таблиц "Сточет", пособия родителям "нам в сотне тесно".

В раннем возрасте дети отличаются большей неустойчивостью эмоционального состояния. Обеспечение положительного эмоционального состояния детей, их уравновешенного поведения, охрана нервной системы, предупреждение утомления — важные задачи педагогики раннего детства.

При воспитании маленьких детей следует учитывать преобладание у них возбуждения над тормозными процессами: маленький ребенок с трудом переносит ожидание пищи, ограничение в движениях и т. п. С учетом этой особенности в яслях и группах раннего возраста яслей-садов введен принцип последовательного, постепенного проведения всех режимных процессов, позволяющий обслуживать каждого ребенка индивидуально [8].

Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребенок, не овладевший приемами мыслительной деятельности, речи, предметной деятельности, испытывает значительные трудности в дошкольном возрасте и в процессе обучения в школе. Но так как мышление, как и все познавательные процессы поддается коррекции, возможно использование специальных приемов и способов, способствующих его развитию.

Ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.

На протяжении раннего детства ребенок развивается в процессе совместной деятельности со взрослым, овладевает под их руководством основными предметными действиями.

Умственное развитие, развитие мышления является важной стороной в развитии личности ребенка раннего возраста, в частности его познавательной сферы.

В первые годы жизни особенно велика взаимосвязь физического и психического развития. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвержен заболеваниям, но и лучше развивается психически. Вместе с тем веселые, подвижные, активные дети физически более выносливы. Незначительные нарушения в состоянии здоровья вызывают изменения в их общем самочувствии — они становятся раздражительными и вялыми, плохо играют, быстро утомляются.

Своевременно начатое, пе дагогически грамотное воспитание обеспечивает полноценное и всестороннее развитие малыша, способствует формированию различных видов деятельности, предупреждает возникновение отрицательных привычек и форм поведения.

Поэтому так важно с момента рождения малыша правильно организовать процесс его воспитания и обучения, последовательно усложнять их задачи, использовать целесообразные средства, методы и приемы воздействия.

Психологи и педагоги отмечают особенности детей раннего возраста, облегчающие их восприимчивость к воспитанию и обучению: пластичность высшей нервной и психической деятельности, большую подражательность и внушаемость, эмоциональность, развитие таких ценных потребностей, как потребность в общении, в получении новых впечатлений, в активной двигательной деятельности.

Психологическая работа с детьми раннего возраста является необходимой составляющей в работе психолога и необходима для дельнейшего полноценного развития ребенка раннего возраста.

Список использованной литературы

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1985.

2. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от года до семи лет. — М., 1992.

3. Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса. — Саратов, 1981.

4. Граббет Р. Игры для детей от 2 до 6 лет. — М., 1999.

5. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. — М., 2002

6. Котелевская В.В., Анисимова Т.Б. Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах. — Ростов н/Дону.: Феникс, 2002.

7. Лупан С.Л. Поверь в свое дитя. — М.: Сфера, 1993.

8. Немов Р.С. Психология. В 2 кн. Кн.2. Возрастная психология. — М.: Просвещение — Владос, 1994.

9. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. — М.: Просвещение, 1972.

10. Практическая психология образования/Под ред. И.В. Дубровиной. — М., ТЦ «Сфера», 1997.

11. Семенченко П. 399 задач для развития ребенка. — М., 1999.

12. Стеблина Н.М. Развитие креативного мышления. — Волгодонск, 1995

13. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.Практикум по детской писхологии. — М.. 1995.

14. Худенко Е.Д., Мельникова Т.С., Шаховская С.Н. Как научить ребенка думать и говорить. — М.: Просвещение, 1991.

Источники:

http://www.alegri.ru/deti/vospitanie-i-razvitie-rebenka/rane-razvitie-reb-nka.html

http://www.7ya.ru/article/Razvitie-i-obuchenie-rebenka-luchshie-knigi-dlya-roditelej-Obzor/

http://studbooks.net/504213/psihologiya/zaklyuchenie

http://litirus.ru/pedagogika/rannee-obuchenie-i-razvitie-rebenka.html