Развитие активности дошкольников

Развитие активности дошкольников

Развитие познавательной активности дошкольников в процессе формирования географических представлений

Т.Г. Загайнова Воспитатель высшей категории МБДОУ Детский сад № 65 «Незабудка» г. Йошкар-Олы

«Я буду так вводить малышей в окружающий мир,

чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое,

чтобы каждый наш шаг был путешествием к истокам

мышления и речи – к чудесной красоте природы. Буду

заботиться о том, чтобы каждый мой питомец рос

мудрым мыслителем и исследователем…»

В. А. Сухомлинский.

Ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности. Но именно в познавательно-исследовательской, дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как устроен мир?). Ознакомление детей с широким кругом знаний, представление целостной картины мира – важнейшая задача для достижения цели общего развития детей. Богатейшими возможностями для решения этой задачи обладает наука «География», которая интегрирует практически все науки вместе.

География сопровождает каждого человека с момента его рождения. Ведь человек рождается в определенной стране, в каком-то городе, живет на определенной улице и доме. Вот здесь, у порога своего дома, и начинается география. Первые вопросы ребенка относятся к миру, в котором он живет, к Земле. Ребенок различает близких и чужих людей, предметы и объекты, которые окружают его дома, в группе детского сада, на улице. Ребенок в младшем возрасте познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. В более старшем возрасте ребенок по-прежнему смотрит на мир широко открытыми глазами. Все чаще и смелее он бросает взор на открывшуюся перспективу познания большого мира. Детям все интересно, их все манит и привлекает. Их познавательные потребности можно выразить девизом: «Хочу все знать!».

Задача педагога – на отдельных темах сформировать у детей пытливость ума, познавательную инициативу, умение сравнивать (различать и объединять) вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними, расширять кругозор детей, формировать географические представления и создать для этого условия, чтобы дети могли «шагнуть» за пределы уже усвоенного окружения и начать интересоваться «всем на свете».

Для этого необходимо занятия строить не в форме «урока», а форме партнерской деятельности взрослого с детьми, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность.

Отобрав доступное содержание и методы, учитывая общие задачи развития, я составила перспективные планы по ознакомлению дошкольников с пространством мира «Путешествие по карте», по ознакомлению с временными отношениями (представления об историческом времени) «Путешествие по «реке времени» и организовала кружок «Юный исследователь» — освоение причинно-следственных связей и отношений. Разрабатывая планы я не преследовала цели снабдить детей детальными географическими и историческими сведениями. Главное здесь – создать в воображении ребенка целостные живые образы разных уголков Земли через яркие «метки» — символы (типичные природные ландшафты и их обитатели, люди и их занятия), а также целостные образы истории через «метки» — символы материальной цивилизации.

Начинать работу с дошкольниками необходимо с формирования у них пространственных представлений, развития умения моделировать, читать схемы. Такая работа возможна уже со II младшей группы, где исходной программной задачей является — научить малыша ориентироваться «на себе» и «от себя». Умение ориентироваться «на себе» — предпосылка, необходимая для перехода к следующей программной задаче – учить детей ориентироваться на другом человеке, на предметах. Однако ориентировка на человеке, на предметах возможна только на основе знания схемы собственного тела. Проведя диагностику в начале года и получив низкий уровень развития, я пришла к выводу, что с детьми необходимо провести обширную работу по усвоению пространственных представлений. Во время умывания или одевания я, разговаривая с детьми, называла части тела и лица: «Вымой нос, подбородок, протри полотенцем лоб, щечки», «Надень на голову платок», «Завяжи на шею шарфик» и т.д. Важно в такие моменты самих малышей побуждать к называнию частей тела и лица. С этой целью организовывала дидактические игры «Купание куклы», «Оденем куклу на прогулку». Рассматривая с детьми игрушки, активно действуя с ними, я фиксировали их внимание на характерных деталях предмета (у машины спереди – кабина, кузов – сзади, внизу – колеса, передние и задние). Складывая изображение из кубиков и разрезных картинок, дети учились самостоятельно воссоздавать целое из частей, т.е. усваивали пространственные параметры объекта (вверху – внизу, спереди – сзади, с одной стороны – сбоку и с другой). Отличить правую и левую сторону объекта дети II младшей группы еще не могут. Это процесс сложный и длительный. В младшем дошкольном возрасте лишь частично усваивается понимание пространственной характеристики предмета (вперед-назад, вверх-вниз, направо — налево). В этом помогут игровые упражнения, такие как: «Куда показывает флажок?», «Куда покатился Колобок?», «Как пройти к зайке?» и т.д.

Выполняя такие игровые задания с помощью флажков, мячей, шаров у детей формируется первоначальный опыт ориентировки в пространстве с учетом направлений, перестраивается восприятие самого пространства.

В средней группе дети должны ориентироваться в пространстве от себя, элементарно представлять пространственную размещенность предметов «по отношению к себе». Эту задачу я реализовывала на занятиях по ФЭМП с помощью дидактических игр «Что изменилось?», «Где стоит матрешка?», «Что находится справа от мишки?», «Кто стоит слева от зайца?» и т.д.

Более сложная работа – учить детей моделировать действительность. Но и это доступно старшим дошкольникам. Во время прогулок и экскурсий я обращала внимание на то, что предметы, удаленные от нас на большое расстояние, кажутся нам маленькими. Например, самолет, летящий высоко в небе, кажется почти игрушечным. Маленькими кажутся птицы, парящие в небе, и любой предмет, который находится далеко. В процессе опытов и экспериментов, дети убеждались в существовании такого явления. На занятиях по рисованию с натуры дети рисовали предметы, которые видели перед собой. Они понимали, что эти предметы крупнее тех, которые они изображают. На занятиях по конструированию мы делали из бумаги дома, мебель, но тоже не в натуральную величину. Я обращала внимание ребят на это явление и говорила, что мы сделали модель дома, предмета и т.д. Параллельно изготовила вместе с детьми игру «Кукла Катя купила мебель», «У мишки новоселье».

Следующее направление в работе – умение «читать» и составлять схемы. На первом этапе я предложила детям нарисовать на бумаге нашу группу. Получился рисунок: стол похож на стол, шкаф – на шкаф. После знакомства с игрой «Кукла Катя купила мебель» дети поняли, что мебель можно не прорисовывать, а обозначать ее условно: прямоугольник – это шкаф, кроватка; квадрат – стол, стул. Важно здесь соблюсти пропорции и расположение предметов относительно друг друга. Для облегчения работы я составила план группы и участка детского сада. С помощью планов хорошо проводить игры в поисках клада «Найди ведерко», «Секреты», «Куда спрятался Мишка?». Такие игры развивают у детей пространственное представление, образное мышление, воображение.

Более высокий уровень развития детей 5-6 лет позволяет уделить больше времени развивающим занятиям. На которых решаются такие же задачи, что и в младшей группе: развитие представлений об окружающем мире и о себе, освоение различных форм приобретение опыта, развитие познавательной активности и творческих способностей.

Для занятий по ознакомлению с окружающим в качестве постоянного материала имеется глобус и физическая карта мира. В группе оборудован «Уголок путешественника», где помещена информация о разных странах, игрушки, видео-аудиокассеты, альбомы, макеты природных ландшафтов: «Пустыня», «Север», «Лес», «Озеро», «Луг», «Болото» и т.д. По ознакомлению детей с различиями и сходством живущих на Земле людей, помогают куклы разной расовой принадлежности. При работе с ними важно понять, зачем мы говорим детям о различиях между людьми, да затем, чтобы сформировать у них интерес и уважение ко всем людям, умение ценить другого за его самобытность и неповторимость. Различия между людьми обогащают нас, дают возможность узнать другую, не менее интересную, чем своя, культуру, особенности быта, обычаи. Неоценимую помощь в этом оказывает альбом «Все мы разные…», где помещены фотографии людей разных принадлежностей (культура, быт, внешние признаки). При рассматривании альбома задания могут быть разные, но задача преследуется одна — обратить внимание детей на главные различия между людьми (цвет кожи, волос, разрез глаз). После такой предварительной работы можно приступать к обобщающим беседам о том, что на Земле живут люди разных рас, есть раса черная, белая, желтая. При работе с картой необходимо акцентировать внимание на то что, людей черной расы больше в жаркой Африке, а белой – в более холодных странах, где солнышко не так сильно греет. Важно формировать у детей представление о том, что люди плохие и хорошие, умные и не очень, трудолюбивые и лентяи могут быть представителями любой расы. Повышают интерес детей к географическим представлениям игровые моменты, дидактические игры «Географическое лото», «Угадай, где я живу», «Рассели животных», «Небо. Земля. Вода» и т.д., наглядный материал, стихи, загадки, знакомство с топографическими знаками.

Необходимо постоянно обновлять книжный уголок познавательной литературой (энциклопедии, журналы, буклеты). Можно составить картотеку подвижных игр народов разных стран. Играя в такие игры, дети знакомятся не только с обычаями и культурой другого народа, но и пополняют словарный запас географическими терминами.

Стремление детей познакомиться с окружающим миром безгранично. В детском саду оно постоянно поддерживается нами, педагогами. В семье же родители иногда не хотят заниматься своими малышами или просто не знают, как это делать. Чтобы компенсировать этот пробел, необходимо вовлекать родителей в образовательный процесс. Проводить с ними консультации на темы: «География для малышей», «Не сходить ли в зоопарк?», «География в кастрюле» и т.д. Познавательную литературу, буклеты, развивающие журналы, детские работы по данной теме можно разместить на информационном стенде «География для малышей – это миф или реальность?». На родительском собрании познакомить с объемом знаний в области географии. Таким образом, вовлечение родителей в обучающий процесс, имеет колоссальный успех, так как родители видят возросший уровень познания окружающего мира детьми, то есть конкретный результат.

Работая в данном направлении, мне удалось реализовать поставленные образовательные задачи. Дети стали проявлять познавательный интерес, любознательность, все охотней обращаясь за помощью к детским энциклопедиям, познавательной литературе. Дети приобрели опыт исследовательской деятельности, включая умение ее планировать.

  1. Мелихова Г. И. География и ты: Твои первые путешествия и открытия: Для ст. дошк. и мл. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1998. – 80 с.
  2. Ревенко М.В. Малышам о географических открытиях. – 2-е издание. – М.: Педагогика – Пресс, 1992. – 128 с.
  3. Семаго Н. Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие. – М.: Айрис – пресс, 2007. – 112 с.
  4. Селищев Е. Н. География для любознательных, или О чем не узнаешь на уроке. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 240 с.
  5. Годовикова Д. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание. – 1986 — № 1
  6. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. – М., ЦГЛ, 2005. – 128 с.
  7. Гризик Т. И. Познаю мир: Методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга». – М.: Просвещение, 2000. – 160 с.
  8. Голубь В. Т. Графические диктанты: Пособие для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: ВАКО, 2004. – 144 с.

/ 1 блок / Развитие познавательной активности дошкольников(29)

Светлана Васильевна, воспитатель МБДОУ Кирилловский д/с «Теремок»,д.М.Кириллы, Рославльский р-н, Смоленская обл.

Познавательная активность. Условия её формирования и развития.

Организация предметно-пространственной развивающей среды.

Развитие познавательной активности на занятиях.

Проблемное обучение как необходимое условие развития познавательных интересов.

Исследовательские методы обучения как средства развития познавательной активности.

Развитие творческого мышления дошкольников.

Консультации для родителей.

«В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность».

Все мы хотим, чтобы дети наши были смышлёными, любознательными, догадливыми, предусмотрительными, остроумными, сообразительными – короче говоря, умными. Умён тот, кто умеет мыслить. Что значит мыслить? Разве не рождаемся мы уже умными или «не очень»? Да, мы рождаемся с разными задатками, в том числе и к мыслительной деятельности. Но если не брать патологических случаев, то умным легче вырасти тому ребёнку, которому помогли научиться мыслить, чем тому, который организовывал своё мышление сам.

Мир, в который приходит ребёнок, богат и разнообразен. Чтобы жить в нём, малышу необходимо разобраться в свойствах, качествах предметов, в их назначении, в пространственных и временных отношениях, явлениях окружающей действительности. Ему нужны знания, которые помогут ознакомиться с доступными его пониманию общественными явлениями, с трудовой деятельностью человека.

Исследования психологов и педагогов свидетельствуют о возможностях дошкольника не только осознавать отдельные факты действительности, но и объяснять их. Особая роль в этом принадлежит взрослым (родителям, воспитателю), которые во время наблюдений, игр и учебных занятий побуждают ребёнка к осмысленному выполнению действий, самостоятельному поиску; развивают умения спрашивать, рассуждать, опровергать, отстаивать свою точку зрения; влияют на детскую инициативу, творческую и познавательную активность.

Велик поток информации, который обрушивает на маленького человека окружающая жизнь. На многие вопросы он находит ответ, идя путём проб и ошибок, постигая закономерности. Взрослые не перестают удивляться, как много может усвоить, запомнить ребёнок в первые годы. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день приносит ребёнку что-то новое, неизведанное; становится близким и понятным ранее недоступное.

Психологи считают, что в дошкольном возрасте не следует стремиться к искусственной умственной акселерации детей. Важно другое: активно обогащать те стороны развития, к которым каждый возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив. Ведь зачастую многое из того, что упущено в детстве, в последующие годы невосполнимо.

Спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт может быть объёмным, но неупорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло призван педагог, который знает не только чему учить ребёнка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим.

Познавательная активность. Условия её формирования и развития.

Педагоги-психологи определяют познавательную активность как активное стремление к познанию, поиск способов удовлетворения жажды знаний.

Структура познавательной сферы складывается к пяти-шести годам. В активной поисковой деятельности детей возникают и развиваются новые мотивы деятельности. После овладения детьми речью их познавательная деятель­ность поднимается на новую качественную ступень. С помощью речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности не только на основе непо­средственного восприятия предметов, но и на базе представлений.

Меняется характер общения ребёнка с взрослыми: значительное место начинают занимать личностные и познавательные контак­ты. Общаясь с родителями, другими членами семьи, педагогом ре­бёнок приобретает новые знания, расширяет свой кругозор, уточняет личный опыт.

Познавательный интерес ребёнка отражается в его играх, ри­сунках, рассказах, и разнообразных видах творческой деятельности. Взрослые должны обеспечивать условия для развития такой деятельности.

Учёными-педагогами выявлены педагогические условия, которые обеспечивают достаточно устойчивые познавательные интересы дошкольников:

Создание обогащённой предметно-пространственной среды для начала развития интереса;

Включение занимательности в содержание занятий;

Создание проблемно-поисковых ситуаций;

Вовлечение в выполнение творческих заданий;

Интеграция разнообразной деятельности;

Стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности.

Определив необходимость работы по развитию познавательной активности дошкольников, я поставила перед собой следующие задачи:

Создать в группе предметно-развивающую среду, определить её значение для развития познавательных интересов.

Разработать и апробировать конспекты занятий с занимательным содержанием, имеющие проблемно-поисковые ситуации; ввести в обучение интегрированные занятия.

Создать серию развивающих и дидактических игр.

Использовать в работе задания творческого характера.

Широко использовать в работе такие методы обучения как опыт и эксперимент.

Организовать работу с родителями по вопросу воспитания активного и успешного ребёнка.

Организация предметно-пространственной развивающей среды.

Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует утверждению уверенности в себе, даёт возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества, познавательной активности.

Свою работу по оформлению игровой комнаты я начала с оценки имеющихся условий и осознании того, что предметно-развивающая среда должна соответствовать задачам развития детей.

Так как ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то я посчитала необходимым преобладающее место отвести игровой зоне. Именно игра необходима детям для эмоционального благополучия, самовыражения, самоутверждения, общения со сверстниками.

На пятом году жизни дети начитают стремиться к творческому воссозданию мира: они выступают как творцы, сценаристы и режиссёры этого мира, событий, происходящих в нём. В этом отношении игра как деятельность, смысл которой лежит для ребёнка в самом процессе действования, начинает смыкаться с различными видами продуктивной деятельности. Конструирование, лепка, вырезывание из бумаги недостающих предметов включаются в игру, и зачастую этот момент перевешивает саму игру.

Поэтому, создавая сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Парикмахерская», «Семья», «Больница», я учла эту особенность и предоставила возможность детям свободно использовать такие материалы как пластилин, бумагу, природный и бросовый материал, способствующие развитию игровых замыслов и творчества. Его я разместила в красиво оклеенных коробочках; дети используют для своих игр и строительный материал, находящийся в «Уголке Конструктора».

В среднем и старшем дошкольном возрасте дети активно осваивают различные средства и способы познания; незаменимыми помощниками при этом являются обучающие и развивающие игры. При помощи родителей была оформлена игротека. Познавательные игры «Чей малыш», «Где чей дом», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Лото: буквы и цифры», «По следам Немо», «Домино», пазлы и мн. др., вызывают интерес у детей, ненавязчиво обучают их, вызывают вопросы, развивают речь. Значительное место уделяю играм с правилами, которые в будущем помогают успешно осваивать учебную деятельность в школе. Главный принцип отбора игр, по моему мнению, — они должны быть интересными, носить соревновательный характер, вызывать желание играть и без участия взрослого.

Понимая необходимость развития памяти, логического мышления, воображения, внимания, я изготовила ряд развивающих игр, которые предлагаю детям. Это «Лабиринты», «Найди пару», «Найди отличия», «Волшебные огоньки», «Из каких я фигур», «Круг, овал, квадрат», «От большого к маленькому», «Танграм», «Четвёртый лишний» и др. Эти игры способствуют формированию действий сравнения, классификации, узнавания по описанию, умение осуществлять контрольно-проверочные действия.

Особое значение в своей работе я придаю работе с художественной литературой, знакомстве с книгой; стараюсь привить любовь к чтению. Ведь именно литература помогает ребёнку познавать мир, заставляет задуматься о своих и чужих поступках, воспитывает и учит. На книжной полке у нас много книг, разных по содержанию, для разного возраста; стихи и сказки, рассказы и книжки-малышки, детские энциклопедии.

В книжном уголке я организовала настольный театр. Сказка – повод понять что-то большее, посмотреть на себя со стороны, обдумать важные проблемы. Игры по сказкам учат ребёнка ставить себя на место героя сказки, сравнивать и анализировать, делать выводы и обобщения. В больших конвертах с иллюстрациями сказок «Репка», «Колобок», «Маша и медведь», «Три поросёнка» и др. находятся «литературные герои» и простейшие декорации. Дети с удовольствием инсценируют сказки, имея возможность проявить своё творчество.

Считая необходимым для развития познавательной активности такие методы работы как наблюдение, сравнение, обобщение, я организовала «Уголок живой природы», в котором имеется аквариум с живыми рыбками, комнатные растения, календарь наблюдений за погодой, копилка природного материала.

В среднем и старшем дошкольном возрасте начинает формироваться и активизироваться интерес к школе. Считаю, что его нужно поддерживать, для чего целесообразно выделить учебную зону, которая в будущем поможет ребёнку адаптироваться к учебной среде класса. Учебную зону я оформила магнитной доской, на которой изображены сказочные персонажи Буратино и Незнайка, которых дети «обучают» всяким премудростям. Периодически я вывешиваю рисунки животных, растений или плакаты с цифрами, которые вызывают интерес у детей и множество вопросов: «Кто это? Что это? Зачем?»

Есть в группе Уголок безопасности: модель светофора, дорожные знаки, телефоны экстренных служб. Дети с удовольствием разъясняют друг другу, что обозначает дорожный знак или как позвонить в пожарную службу.

Помня о том, что позвоночник дошкольников очень чувствителен к деформирующим воздействиям, особое внимание уделяю укреплению мышц спины. Для двигательной активности предусмотрены шведская стенка и спортивный инвентарь: обручи, мячи разных размеров, скакалки.

В среднем и старшем дошкольном возрасте дети особенно чувствительны к оценке взрослого, ожидают поддержки и похвалы, хотят услышать и увидеть одобрение своих действий. Поэтому почитала необходимым выделить место, где ребёнок мог бы выставить свою поделку, работу, украсить ею помещение. Важным составляющим познавательной активности является творческое начало, поэтому я организовала несколько выставок детских поделок: «Теремок рисунков и аппликации», уголок «Наше творчество» (совместные поделки детей и родителей, кружковой работы), лесенку поделок из пластилина.

Спальную комнату я оформила по мотивам русских народных сказок «Маша и медведь» и «Гуси-лебеди».

Таким образом, создав разнообразную предметно-развивающую среду, я считаю, что способствовала формированию и развитию познавательного интереса.

Развитие познавательной активности на занятиях.

Приступая к подготовке занятий с дошкольниками, я старалась учесть главное, по моему мнению, условие: детям должно быть интересно. Взрослые зачастую спешат дать ребёнку набор готовых знаний, суждений, которые он впитывает как губка. Однако всегда ли это даёт ожидаемый результат? Скажем, надо ли заставлять ребёнка заниматься математикой, если ему скучно?

Я думаю, что основное усилие и педагогов, и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольников потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели. Ведь и сами взрослые работают наиболее продуктивно, если занимаются интересным и любимым делом. Именно в этом случае они могут трудиться с полной отдачей, не считая времени, не жалея сил, и получать удовольствие от самого процесса труда.

Нет нужды доказывать, что ребёнок, играя, учится, и что в игре за несколько минут он усвоит столько, что иным способом не выучит и за час. Детям нравится, когда взрослые принимают участие в их играх. Когда они чувствуют себя равными с взрослыми, их поведение становится более серьёзным и осмысленным. Игровые ситуации раскрепощают ребёнка; позволяют ему почувствовать себя личностью, мнение и жизненная позиция которой интересны окружающим; дают ему уверенность в том, что его проблемы и переживания достойны внимания и обсуждения; развивают в нём наблюдательность ко всему происходящему.

Дети, научившись с помощью игры задумываться над своими ежедневными нуждами и анализировать их, став взрослыми, смогут решать самые серьёзные и глубокие вопросы жизни.

Игровые ситуации дети воспринимают более естественно, чем серьёзные обсуждения. Игры помогают детям расслабиться, раскрепоститься и почувствовать себя комфортно. Эти факторы очень важны для формирования стойкого познавательного интереса.

Чаще всего на занятиях я предлагаю детям игру-путешествие. Сюжеты беру из знакомых детям народных сказок. Например, обучая детей счёту в пределах 5, я предложила детям посетить сказочный теремок. Мы помогали мышке правильно выложить дорожку из геометрических фигур, лягушке – собрать бусы в логической последовательности, зайке – починить шубку (выбрать по форме подходящую фигуру для заплатки), лисе – украсить теремок флажками, пересчитав их, медведю – выбрать их всех дорог самую широкую и короткую, а затем сконструировать и сам теремок.

Получив письмо от колобка с просьбой о спасении, мы отправились в путь, переходя от домика зайца к домику волка, медведя, лисы, помогая каждому выполнить какое-либо задание, при этом усвоили образование числа 8. Находясь в постоянном движении на занятии, дети не думают об усталости. Учебный материал усваивается ненавязчиво, сам собою.

Я проводила занятия по мотивам сказок Шарля Перро, в виде математической игры «Лесной переполох» и «Математического КВНа».

Постоянными «участниками» моих занятий являются Незнайка, Буратино, доктор Айболит, кот Леопольд, лесные жители.

Проводя занятия по формированию элементарных математических представлений, я учитываю следующую особенность: знакомство с окружающим миром начинается у ребёнка уже с младенческого возраста, он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве, тогда как долго может не испытывать, например, потребности в счёте. Поэтому первостепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребёнок наиболее предрасположен. Я стараюсь обогащать сенсорный опыт детей путём ознакомления с величиной, формой, пространством. Строю обучение по принципу постепенного движения от конкретного к абстрактному, от чувственного познания к логическому, от эмпирического к научному.

Умение правильно определять и соотносить величину предметов, разбираться в параметрах протяжённости предметов — необходимое условие и фундамент математического развития дошкольника. От практического сравнения величин предметов ребёнок пойдёт дальше, к познанию количественных отношений больше-меньше, равенство-неравенство. Формирование представлений о величине предметов и понимания отношений длиннее-короче, выше-ниже, шире-уже, больше-меньше позволяет наглядно показать детям скрытые математические зависимости, углубить понятия о числе, представив его в новой для ребёнка функции отношений. Так на занятиях я предлагаю детям такие виды заданий: построиться по росту, сравнить длины сторон прямоугольных крышек столов для «покупки клеёнки» при помощи мерки, накрыть кукольный стол для известного количества гостей и т. п.

Форма, так же как и величина, является важным свойством окружающих предметов; она получила обобщённое отражение в геометрических фигурах. Другими словами, геометрические фигуры – это эталоны, при помощи которых можно определить форму предметов или их частей. Знакомя детей с геометрическими фигурами я организую работу в двух направлениях: сенсорное восприятии форм геометрических фигур и развитие элементарных математических представлений, элементарного геометрического мышления. И хотя эти направления различны, считаю невозможным без чувственного восприятия формы переход к её логическому осознанию.

Сенсорное восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы дети определяли форму наряду с прочими признаками, но и умели, абстрагируясь, узнавать, видеть её и в других предметах. Поэтому провожу на занятиях игры-задания «Круг, овал, квадрат» (из предметных картинок предлагаю выбрать те, которые по форме напоминают данные геометрические фигуры), организуя сюжетно-ролевую игру «Магазин» предлагаю определить форму товара и т. п.

На занятиях по развитию речи использую дидактические игры, такие как «Помоги Незнайке описать предмет», «Угадай игрушку по описанию», «Аукцион слов», «Необычная песенка», «Эхо», «Рифмы», «Ветерок» и мн.др.

Опираясь на имеющиеся знания детей о слове, на формирующиеся у них умения удерживать в памяти задания и осмысленно их решать, а также учитывая большой интерес и обострённое внимание к слову, в ходе работы я стараюсь создавать ситуации затруднения, поиска. Для этого использую такого рода задания:

— назовите громкие (тихие) слова, почему они так звучат;

— назовите слова, оканчивающиеся на –ок;

— какие из окружающих нас предметов начинаются со звука»к»;

— подбери к слову «мишка» похожие по звучанию слова; и мн. др.

Считаю, что обучение происходит наиболее продуктивно, если оно идёт в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее.

В свою работу я внедряю интегрированные занятия. На таких занятиях ребёнку предоставляется возможность применить свои знания и умения в различных видах деятельности, объединённых общей темой. Например, мне удалось объединить занятия по развитию речи, рисованию и аппликации. Тема занятия «праздничная ёлочка». Дети описывали Новогоднюю ёлку, читали стихи, выучили новое стихотворение. Затем изготовили поделку-аппликацию с элементами рисования. Занятие прошло живо и увлекательно. Аналогично я проводила занятия по развитию речи и конструированию на тему «Ёжик в лесу», по развитию речи и рисованию по теме «Вьюга-завируха».

Проблемное обучение как необходимое условие развития познавательных интересов.

Психологи Б.Т.Ананьев, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, А.М. Матюшкин и др.сходятся в одном: мышление – это высшая форма познавательной деятельности и трактуют его как процесс решения человеком новых для него проблем. Основная функция мышления — открывать неизвестное, новое. При соотнесении этих определений с практикой обучения детей дошкольного возраста невольно возникает вопрос: если ребёнок по своей природе творец, а мы его обрекаем в течение многих лет на воспроизводящую деятельность, не отразится ли это на развитие его творческого потенциала? Теория и практика обучения дают утвердительный ответ, потому что творческое начало в ребёнке может развиваться лишь в творческой деятельности.

При проблемном обучении деятельность педагога изменяется коренным образом: он не преподносит детям знания и истины в готовом виде, а учит их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания. При таком обучении деятельность ребёнка приобретает поисково-исследовательский характер, предполагает сотрудничество педагога с ребёнком в творческой деятельности по решению новых для него проблем.

Я считаю, что необходимым условием проблемного обучения дошкольников является создание проблемно-поисковой ситуации. Именно она составляет необходимую закономерность творческого мышления, его начальный момент.

Психологи выделяют три основных её компонента:

Неизвестное, т. е. новое знание или способ действия, который усваивается ребёнком;

Творческие возможности и достигнутый уровень знаний.

В процессе решения проблемной ситуации взрослый помогает ребёнку использовать известные способы действия, перенеся их в незнакомые условия. Нередко для получения ответа требуется открытие нового способа; в этом случае ребёнок может идти путём опытных проб. Считаю очень важным правильно оценить как верные, так и неверные решения, направляя поисковую деятельность детей.

Приведу примеры использования проблемно-поисковой ситуации в своей работе.

На занятии по формированию элементарных математических представлений ставлю цель: познакомить со способом сравнения двух предметов с помощью третьего (мерки). Рассказываю детям сказочную историю про то, как гномы нашли карту сокровищ. Демонстрирую рисунок с двумя ёлками: одна маленькая расположена в левом верхнем углу листа, другая большая – в правом нижнем углу. Говорю по секрету, что клад зарыт под той ёлкой, которая выше. Как вы думаете, где копать? Каждый ребёнок высказывает своё мнение. Один считает, что ёлочки одинаковые по высоте, другой утверждает, что одна из них выше. При этом одни указывают на верхнее изображение, другие – на нижнее. Перед детьми стоит проблема: чтобы помочь гномам выкопать клад, надо определить, какая из ёлок выше. Знакомые им способы определения высоты (наложение, приложение) в данном случае не могут быть использованы(ёлочки нарисованы).

Начинаем поиск способа соизмерения, необходимого для выполнения поставлено задачи. Вначале дети предлагают знакомые способы сравнения. Разрешаю попробовать, чтобы сами убедились в их невозможности. Методом проб и ошибок, приходим к выводу: необходим новый способ сравнения. Предлагаю использовать полоску бумаги как мерку, показываю как правильно её использовать. Дети довольны: помогли гномам. Делаем выводы.

Таким образом, изучение нового в процессе обучения должно осуществляться как поиск ответов на возникающие у детей вопросы. Только в этих условиях может формироваться познавательная потребность, поисковая творческая активность.

Особенно острую проблемность ситуация приобретает при обнаружении в ней противоречия, которое должно быть значимым для ребёнка. Только в этом случае проблемная ситуация является мощным источником мотивации всей познавательной деятельности детей, активизирует их мышление, направляет на поиск неизвестного.

Например, ребёнок задумывается над вопросом: «Почему облака плывут по небу?» Движение в понимании ребёнка связано с ногами, крыльями, движением колёс у транспорта. Облака плывут сами, беспричинно. Возникает противоречие, начинается процесс мышления – он появляется с желанием найти ответ, перетекающего в процесс поиска и открытия нового решения проблемы. Таким образом, я вижу следующую схему создания проблемной ситуации:

Находим противоречие (сопровождаем тревогой, отрицательными эмоциями)

Осознаём проблему, хотим её разрешить (в эмоциональном плане порождается интерес, мотивация к решению)

Ищем решение, выдвигаем гипотезы (в эмоциональном плане – азарт и разочарование)

Находим решение (радость, восторг)

Проверяем решение (удовлетворение или досада в случае неправильного ответа)

Схема одна, но проблемный материал должен быть разнообразный, неоднотипный. Я считаю, что нельзя торопиться с готовым ответом, нужно давать возможность ребёнку подумать. Тогда независимо от того, как был найден ответ – самостоятельно или с помощью воспитателя – ребёнок воспринимает себя как первооткрывателя.

Знакомство с окружающим миром. Экология.

Вы пошли в лес и заблудились, уже темнеет, и вы не можете найти дороги домой.

С наступлением осени некоторые птицы улетают в тёплые края, а некоторые остаются. Почему?

Как хлеб на стол «пришёл»?

Почему несъедобные грибы нельзя уничтожать?

Если бы не было воды, воздуха, солнца. Что произошло бы тогда? И т.п.

Как узнать, что одних предметов больше, чем других? Как уравнять множества?

Как можно получить на тарелке 6 яблок, если их пока только 5?

Сколько нужно взять палочек, чтобы «построить» дом для сказочного героя?

Для занятий физкультурой нужно построиться по росту. Как это сделать?

Как определить равенство сторон квадратов? (изготовить мерку).

Воспитательница попросила Дашу сходить к медсестре. Объясните девочке, куда ей нужно идти (ориентировка в пространстве).

Мама попросила накрыть стол к чаю. Сколько приборов надо поставить. И т.п.

Изобразительная деятельность, ручной труд, конструирование.

Рисуя иллюстрацию к сказке, нужно показать, что главный её герой – зайчик. Что нужно сделать, чтобы все поняли, кто главный герой сказки?

Для аппликации нужно приготовить несколько деталей одинаковой формы. Как это сделать быстро и аккуратно?

Для изображения аквариума с рыбками ребёнок получает квадрат голубой бумаги. Какие нужно выбрать карандаши, чтобы рыбки «не потерялись» в «воде»?

Выполняя лепку собачки перед ребёнком, стоит проблема: как показать, что собачка подаёт лапу, лает, бежит.

При конструировании зданий можно предложить детям украсить прилегающую территорию.

Необходимо «построить» мост такой конструкции, чтобы под ним мог проплыть корабль.

Изобразить листья летом, осенью, весной и т.п.

Развитие познавательной активности дошкольников

Описание презентации по отдельным слайдам:

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

«В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность». Д.Лессинг.

Умён тот, кто умеет мыслить.

умным легче вырасти тому ребёнку, которому помогли научиться мыслить, чем тому, который организовывал своё мышление сам.

Важно: активно обогащать те стороны развития, к которым каждый возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив.

Детский процесс познания кардинально отличается от взрослого. Состоявшийся человек воспринимает окружающую реальность с точки разума, а дети — эмоционально. Если для первых первичны факты, а отношения и эмоции вторичны, то для дошкольников ситуация с точностью да наоборот.

Деятельность 3-летнего дошкольника заключена в простом принципе: смотрю, действую, манипулирую. Именно так он познает мир: рассматривает предметы со всех сторон, пробует, кидает, ощупывает. Вопросы: «что, зачем, и почему»?

К 4 годам организм взрослеет: активизируются физиологические процессы, изменяющие кору мозга головного, совершенствуется нервная система, увеличивается словарный запас и запас впечатлений об окружающей действительности Деятельность ребенка в это время направлена на путь открытий и накопления знаний.

В 5 лет дошкольник четко и ясно воспринимает окружающую действительность, багаж знаний и опыт предыдущих лет помогает ему в этом. Основная задача взрослого: организовать предметно-развивающую среду для активизации познавательной деятельности. Способы познания мира: вербальные, аудиальные, кинетические, визуальные. Познавательная деятельность направлена на получение новой информации, появляется стремление постоянно расширять горизонты и искать дополнительные источники знаний.

К окончанию возрастного периода «дошкольник» взрослые и воспитатели должны акцентировать внимание на: упорядочивании информации по какому-либо признаку, установлении причинно-следственных связей. поощрить познавательную деятельность в области формирования положительной картинки об окружающем мире по тематическим блокам и областям знаний.

Познавательная активность — стремление к познанию, поиск способов удовлетворения жажды знаний.

Педагогические условия устойчивого познавательного интереса: Создание обогащённой предметно-пространственной среды для начала развития интереса; Включение занимательности в содержание занятий; Создание проблемно-поисковых ситуаций; Вовлечение в выполнение творческих заданий; Интеграция разнообразной деятельности; Организация экспериментирования; Стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности.

Создать в группе предметно-развивающую среду, определить её значение для развития познавательных интересов. Разработать и апробировать конспекты занятий с занимательным содержанием, имеющие проблемно-поисковые ситуации; ввести в обучение интегрированные занятия. Создать серию развивающих и дидактических игр. Использовать в работе задания творческого характера. Широко использовать в работе такие методы обучения как опыт и эксперимент. Организовать работу с родителями по вопросу воспитания активного и успешного ребёнка.

Организация предметно-пространственной развивающей среды. В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует утверждению уверенности в себе, даёт возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества, познавательной активности.

Развитие познавательной активности на занятиях. Детям должно быть интересно! основное усилие и педагогов, и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольников потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели.

Дети, научившись с помощью игры задумываться над своими ежедневными нуждами и анализировать их, став взрослыми, смогут решать самые серьёзные и глубокие вопросы жизни. Игровые ситуации дети воспринимают более естественно, чем серьёзные обсуждения. Игры помогают детям расслабиться, раскрепоститься и почувствовать себя комфортно. Эти факторы очень важны для формирования стойкого познавательного интереса.

Первостепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребёнок наиболее предрасположен.

Интегрированные занятия обучение происходит наиболее продуктивно, если оно идёт в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее.

Мышление – это высшая форма познавательной деятельности и трактуют его как процесс решения человеком новых для него проблем. Основная функция мышления — открывать неизвестное, новое.

Проблемное обучение как необходимое условие развития познавательных интересов. При проблемном обучении деятельность педагога изменяется коренным образом: он не преподносит детям знания и истины в готовом виде, а учит их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания.

Три основных компонента создания проблемно-поисковой ситуации: неизвестное, т. е. новое знание или способ действия, который усваивается ребёнком; познавательная деятельность; творческие возможности и достигнутый уровень знаний.

Мотивация познавательной деятельности изучение нового в процессе обучения должно осуществляться как поиск ответов на возникающие у детей вопросы. Только в этих условиях может формироваться познавательная потребность, поисковая творческая активность. разрешение возникшего противоречия значимо для ребенка!

Схема создания проблемной ситуации: Находим противоречие (сопровождаем тревогой, отрицательными эмоциями) Осознаём проблему, хотим её разрешить (в эмоциональном плане порождается интерес, мотивация к решению) Ищем решение, выдвигаем гипотезы (в эмоциональном плане – азарт и разочарование) Находим решение (радость, восторг) Проверяем решение (удовлетворение или досада в случае неправильного ответа)

Выводы: Можно и нужно научить детей правильно, организованно мыслить. Ребёнку интереснее мыслить, чем запоминать. Найденное в процессе мышления становиться знанием, включаясь в причинно-следственные связи в сознании, тогда как запомненное часто остаётся нейтральной информацией, которую невозможно извлечь из памяти в нужный момент. Процесс мышления – поиск и открытие нового при разрешении проблемной ситуации. Без проблемной ситуации нет мышления. Вопросы «почему?», «как ты считаешь?», «с какой целью?», «из-за чего?», «как сделать?» — проблемные; они направлены на развитие мышления. Вопросы «где?», «что?», «когда?», «какой?», «сколько?» контролируют память. Никого нельзя заставить мыслить, никому нельзя запретить мыслить. Мышление свободно и самостоятельно.

Развитие творческого мышления дошкольников. Решение современных задач всё больше требует не узкоспециального, а системного подхода, умения видеть и проблему в целом, и отдалённые последствия своих действий.

Дидактические принципы творческих заданий: Принцип свободы выбора. (в любом обучающем или управляющем действии предоставляю ребёнку право выбора) Принцип открытости. (предоставляю ребёнку возможность работать с открытыми задачами, не имеющими единственно правильного решения) Принцип деятельности. (любое творческое задание включает практическую деятельность) Принцип обратной связи. (я могу регулярно контролировать процесс) Принцип идеальности. (творческие задания не требуют специального оборудования, могут быть частью любого занятия)

Важно: использование положительной оценки способствует формированию устойчивого интереса к любому виду деятельности.

Исследовательский опыт показал: Ребёнок, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта: успешно адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения; умеет и хочет учиться; у него высокий уровень познавательной активности, развитое воображение.

Спасибо за внимание!

  • Введение.
  • Познавательная активность. Условия её формирования и развития.
  • Организация предметно-пространственной развивающей среды.
  • Развитие познавательной активности на занятиях.
  • Проблемное обучение как необходимое условие развития познавательных интересов.
  • Развитие творческого мышления дошкольников.

Слайд 2: «В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность».

Все мы хотим, чтобы дети наши были смышлёными, любознательными, догадливыми, предусмотрительными, остроумными, сообразительными – короче говоря, умными. Слайд 3: Умён тот, кто умеет мыслить. Что значит мыслить? Разве не рождаемся мы уже умными или «не очень»? Да, мы рождаемся с разными задатками, в том числе и к мыслительной деятельности. Слайд 4: Но если не брать патологических случаев, то умным легче вырасти тому ребёнку, которому помогли научиться мыслить, чем тому, который организовывал своё мышление сам.

Велик поток информации, который обрушивает на маленького человека окружающая жизнь. Взрослые не перестают удивляться, как много может усвоить, запомнить ребёнок в первые годы. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, а как он насыщен познанием!

Слайд 5: Психологи считают, что в дошкольном возрасте не следует стремиться к искусственной умственной акселерации детей. Важно другое: активно обогащать те стороны развития, к которым каждый возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив. Ведь зачастую многое из того, что упущено в детстве, в последующие годы невосполнимо.

Познавательная деятельность в крови у каждого ребенка и призвана помочь ему приспособиться к жизни во взрослом мире. Постепенно она трансформируется в стремление к познанию и проявится в поисковых играх. Ребенок будет стремиться к получению новых знаний о жизни более старших людей и свежие впечатления. С возрастом активность перерастет в любознательность, которая так свойственна старшему поколению.

Слайд 6: Детский процесс познания кардинально отличается от взрослого. Состоявшийся человек воспринимает окружающую реальность с точки разума, а дети — эмоционально.

Если для первых первичны факты, а отношения и эмоции вторичны, то для дошкольников ситуация с точностью да наоборот.

Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Диапазон его зависит от того, насколько тонко ребёнок владеет суммой специальных действий (рассматривание, ощупывание, сравнение, сопоставление, выделение главного и второстепенного и т. д.), влияющих на восприятие и мышление.

Слайд 7: Деятельность 3-летнего дошкольника заключена в простом принципе: смотрю, действую, манипулирую. Именно так он познает мир: рассматривает предметы со всех сторон, пробует, кидает, ощупывает. С помощью нехитрых действий ребенок ищет ответы на основные вопросы «что, зачем, и почему».

В 3-летнем возрасте познавательную деятельность лучше всего направить в русло познания: организовать интересные экскурсии-прогулки (по саду, двору или небольшому скверу), познакомить с домашними животными, растениями, жителями аквариума. Дети этой возрастной группы очень любят получать подарки от природы: осенние листья, солнечные лучи, колючие снежинки, шишки, каштаны. Очень полезно проводить информативные празднества — мыльные пузыри, бумажные поделки, семена-летуны, бабочки-фантики. Здесь же закладывается уважительное отношение к окружающим людям и связка «исправляем-помогаем». Познавательная деятельность проводится все время в той или иной форме, а не только на занятиях, т.к. имеет колоссальное значение в гармоничном развитии личности ребенка.

Слайд 8: К 4 годам организм взрослеет: активизируются физиологические процессы, изменяющие кору мозга головного, совершенствуется нервная система, увеличивается словарный запас и запас впечатлений об окружающей действительности. В этот период познавательная активность малыша претерпевает изменения и переходит на следующую ступень развития. Деятельность ребенка в это время направлена на путь открытий и накопления знаний. Дошкольник правильно воспринимает полученную вербально информацию и учится ее анализировать. Именно это позволяет увеличить круг общения ребенка и перестать ограничиваться лишь близким кругом

Слайд 9: В 5 лет дошкольник четко и ясно воспринимает окружающую действительность, багаж знаний и опыт предыдущих лет помогает ему в этом. Основная задача взрослого поколения в этот период — организовать предметно-развивающую среду для активизации познавательной деятельности. Способы познания мира: вербальные, аудиальные, кинетические, визуальные. Познавательная деятельность направлена на получение новой информации, появляется стремление постоянно расширять горизонты и искать дополнительные источники знаний. Степень психического и интеллектуального развития позволяет начать знакомство с категориями «символ, время, категория». Приветствуются познавательные беседы, обсуждения жизненных ситуаций, просмотренных мультипликационных и видеофильмов, своевременные и правильные ответы на заданные вопросы.

Слайд 10: К окончанию возрастного периода «дошкольник» взрослые и воспитатели должны акцентировать внимание на упорядочивании информации по какому-либо признаку, поощрить познавательную деятельность в области формирования положительной картинки об окружающем мире по тематическим блокам и областям знаний, установлении причинно-следственных связей.

Познавательная активность. Условия её формирования и развития.

Слайд 11: Педагоги-психологи определяют познавательную активность как активное стремление к познанию, поиск способов удовлетворения жажды знаний.

Слайд 12: Учёными-педагогами выявлены педагогические условия, которые обеспечивают достаточно устойчивые познавательные интересы дошкольников:

  • Создание обогащённой предметно-пространственной среды для начала развития интереса;
  • Включение занимательности в содержание занятий;
  • Создание проблемно-поисковых ситуаций;
  • Вовлечение в выполнение творческих заданий;
  • Интеграция разнообразной деятельности;
  • Организация экспериментирования;
  • Стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности.
    • Создать в группе предметно-развивающую среду, определить её значение для развития познавательных интересов.
    • Разработать и апробировать конспекты занятий с занимательным содержанием, имеющие проблемно-поисковые ситуации; ввести в обучение интегрированные занятия.
    • Создать серию развивающих и дидактических игр.
    • Использовать в работе задания творческого характера.
    • Широко использовать в работе такие методы обучения как опыт и эксперимент.
    • Организовать работу с родителями по вопросу воспитания активного и успешного ребёнка.
      • неизвестное, т. е. новое знание или способ действия, который усваивается ребёнком;
      • познавательная деятельность;
      • творческие возможности и достигнутый уровень знаний.
      • Слайд 13: Осознание необходимости работы по развитию познавательной активности дошкольников, ставит перед нами следующие задачи:

        Слайд 14: Организация предметно-пространственной развивающей среды.

        Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует утверждению уверенности в себе, даёт возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества, познавательной активности.

        Свою работу по оформлению игровой комнаты нужно начать с оценки имеющихся условий и осознании того, что предметно-развивающая среда должна соответствовать задачам развития детей.

        Слайд 15: Развитие познавательной активности на занятиях.

        Приступая к подготовке занятий с дошкольниками, нужно учитывать главное, по моему мнению, условие: детям должно быть интересно. Взрослые зачастую спешат дать ребёнку набор готовых знаний, суждений, которые он впитывает как губка. Однако всегда ли это даёт ожидаемый результат? Скажем, надо ли заставлять ребёнка заниматься математикой, если ему скучно?

        Основное усилие и педагогов, и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольников потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели. Ведь и сами взрослые работают более продуктивно, если занимаются интересным и любимым делом. Именно в этом случае они могут трудиться с полной отдачей, не считая времени, не жалея сил, и получать удовольствие от самого процесса труда.

        Слайд 16: Дети, научившись с помощью игры задумываться над своими ежедневными нуждами и анализировать их, став взрослыми, смогут решать самые серьёзные и глубокие вопросы жизни.

        Игровые ситуации дети воспринимают более естественно, чем серьёзные обсуждения. Игры помогают детям расслабиться, раскрепоститься и почувствовать себя комфортно. Эти факторы очень важны для формирования стойкого познавательного интереса.

        Эффективно предложить детям игру-путешествие. Сюжеты можно взять из знакомых детям народных сказок. Например, обучая детей счёту в пределах 5, предлагаем детям посетить сказочный теремок. Мы помогаем мышке правильно выложить дорожку из геометрических фигур, лягушке – собрать бусы в логической последовательности, зайке – починить шубку (выбрать по форме подходящую фигуру для заплатки), лисе – украсить теремок флажками, пересчитав их, медведю – выбрать их всех дорог самую широкую и короткую, а затем сконструировать и сам теремок.

        Получив письмо от колобка с просьбой о спасении, отправляемся в путь, переходя от домика зайца к домику волка, медведя, лисы, помогая каждому выполнить какое-либо задание, при этом усвоили образование числа 8. Находясь в постоянном движении на занятии, дети не думают об усталости. Учебный материал усваивается ненавязчиво, сам собою.

        Слайд 17: Проводя занятия по формированию элементарных математических представлений, я учитываю следующую особенность: знакомство с окружающим миром начинается у ребёнка уже с младенческого возраста, он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве, тогда как долго может не испытывать, например, потребности в счёте. Поэтому первостепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребёнок наиболее предрасположен. Я стараюсь обогащать сенсорный опыт детей путём ознакомления с величиной, формой, пространством. Строю обучение по принципу постепенного движения от конкретного к абстрактному, от чувственного познания к логическому, от эмпирического к научному.

        Более подробно о развитии познавательной активности при формировании математических представлений расскажет моя коллега.

        Слайд 18: Обучение происходит наиболее продуктивно, если оно идёт в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее.

        С этой точки зрения, очень удобны и интересны интегрированные занятия. На таких занятиях ребёнку предоставляется возможность применить свои знания и умения в различных видах деятельности, объединённых общей темой. Например, объединяем занятия по развитию речи, рисованию и аппликации. Тема занятия «праздничная ёлочка». Дети описывали Новогоднюю ёлку, читали стихи, выучили новое стихотворение. Затем изготовили поделку-аппликацию с элементами рисования. Занятие прошло живо и увлекательно. Аналогично я проводила занятия по развитию речи и конструированию на тему «Ёжик в лесу», по развитию речи и рисованию.

        Такие занятия поддерживают познавательный интерес детей, помогают найти применение полученных ранее умений на практике.

        Слайд 19: Проблемное обучение как необходимое условие развития познавательных интересов.

        Психологи Б.Т.Ананьев, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, А.М. Матюшкин и др.сходятся в одном: мышление – это высшая форма познавательной деятельности и трактуют его как процесс решения человеком новых для него проблем. Основная функция мышления — открывать неизвестное, новое. При соотнесении этих определений с практикой обучения детей дошкольного возраста невольно возникает вопрос: если ребёнок по своей природе творец, а мы его обрекаем в течение многих лет на воспроизводящую деятельность, не отразится ли это на развитие его творческого потенциала? Теория и практика обучения дают утвердительный ответ, потому что творческое начало в ребёнке может развиваться лишь в творческой деятельности. Таким образом, воспроизводящая деятельность должна чередоваться с творческой.

        Слайд 20: При проблемном обучении деятельность педагога изменяется коренным образом: он не преподносит детям знания и истины в готовом виде, а учит их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания. При таком обучении деятельность ребёнка приобретает поисково-исследовательский характер, предполагает сотрудничество педагога с ребёнком в творческой деятельности по решению новых для него проблем.

        Слайд 21: Необходимым условием проблемного обучения дошкольников является создание проблемно-поисковой ситуации. Именно она составляет необходимую закономерность творческого мышления, его начальный момент.

        Психологи выделяют три основных её компонента:

        В процессе решения проблемной ситуации взрослый помогает ребёнку использовать известные способы действия, перенеся их в незнакомые условия. Нередко для получения ответа требуется открытие нового способа; в этом случае ребёнок может идти путём опытных проб. Очень важно правильно оценить, как верные, так и неверные решения, направляя поисковую деятельность детей.

        Особое внимание я уделяю неправильным ответам. Анализирую их вместе с детьми, помогаю понять их свою ошибку, подвести к поиску нового способа решения задания. Поощряю познавательную активность ребёнка, поддерживаю его эмоциональный настрой, интерес к знаниям, что позволяет ребёнку правильно реагировать на неудачу, не бояться высказывать своё мнение. Такая атмосфера эмоционального творческого подъёма на занятии создаёт ощущение победы при решении той или иной задачи, радость познания.

        Слайд 22: Изучение нового в процессе обучения должно осуществляться как поиск ответов на возникающие у детей вопросы. Только в этих условиях может формироваться познавательная потребность, поисковая творческая активность.

        Особенно острую проблемность ситуация приобретает при обнаружении в ней противоречия, которое должно быть значимым для ребёнка. Только в этом случае проблемная ситуация является мощным источником мотивации всей познавательной деятельности детей, активизирует их мышление, направляет на поиск неизвестного.

        Слайд 23: Например, ребёнок задумывается над вопросом: «Почему облака плывут по небу?» Движение в понимании ребёнка связано с ногами, крыльями, движением колёс у транспорта. Облака плывут сами, беспричинно. Возникает противоречие, начинается процесс мышления – он появляется с желанием найти ответ, перетекающего в процесс поиска и открытия нового решения проблемы. Таким образом, я вижу следующую схему создания проблемной ситуации:

      • Находим противоречие (сопровождаем тревогой, отрицательными эмоциями)
      • Осознаём проблему, хотим её разрешить (в эмоциональном плане порождается интерес, мотивация к решению)
      • Ищем решение, выдвигаем гипотезы (в эмоциональном плане – азарт и разочарование)
      • Находим решение (радость, восторг)
      • Проверяем решение (удовлетворение или досада в случае неправильного ответа)
      • Приведу примеры использованных мною проблемных ситуаций:

      • Вы пошли в лес и заблудились, уже темнеет, и вы не можете найти дороги домой.
      • С наступлением осени некоторые птицы улетают в тёплые края, а некоторые остаются. Почему?
      • Как хлеб на стол «пришёл»?
      • Почему несъедобные грибы нельзя уничтожать?
      • Если бы не было воды, воздуха, солнца. Что произошло бы тогда? И т.п.
      • Как узнать, что одних предметов больше, чем других? Как уравнять множества?
      • Как можно получить на тарелке 6 яблок, если их пока только 5?
      • Сколько нужно взять палочек, чтобы «построить» дом для сказочного героя?
      • Для занятий физкультурой нужно построиться по росту. Как это сделать?
      • Как определить равенство сторон квадратов? (изготовить мерку).
      • Воспитательница попросила Дашу сходить к медсестре. Объясните девочке, куда ей нужно идти (ориентировка в пространстве).
      • Мама попросила накрыть стол к чаю. Сколько приборов надо поставить. И т.п.
      • Рисуя иллюстрацию к сказке, нужно показать, что главный её герой – зайчик. Что нужно сделать, чтобы все поняли, кто главный герой сказки?
      • Для аппликации нужно приготовить несколько деталей одинаковой формы. Как это сделать быстро и аккуратно?
      • Для изображения аквариума с рыбками ребёнок получает квадрат голубой бумаги. Какие нужно выбрать карандаши, чтобы рыбки «не потерялись» в «воде»?
      • Выполняя лепку собачки перед ребёнком, стоит проблема: как показать, что собачка подаёт лапу, лает, бежит.
      • При конструировании зданий можно предложить детям украсить прилегающую территорию.
      • Необходимо «построить» мост такой конструкции, чтобы под ним мог проплыть корабль.
      • Изобразить листья летом, осенью, весной и т.п.
      • Художественная литература, развитие речи.

      • После прочтения произведения, предложить поразмышлять, а как бы ты поступил на месте литературного персонажа.
      • Предложить придумать свой конец сказки.
      • Предложить детям «стать» иллюстратором, но нарисовать иллюстрацию словами.
      • Предложить стать поэтом и придумать рифмы для стихотворения.
      • Предложить внимательно рассмотреть картину, запомнить и рассказать по памяти младшему брату, что видел.
      • Предложить расспросить родителей, знают ли они это литературное произведение, о чём оно.
      • Как прочитать стихотворение, чтобы зрители поняли, что хотел передать автор.
      • Проблемные ситуации для дошкольников можно создавать не только на предметном учебном материале. Воспитание находчивости, конструктивности, гибкости мышления успешно достигается при решении бытовых или ситуационных задач. Например, я использую следующие:

        Ситуации на транспорте.

      • Ты с родителями едешь в автобусе. Они сошли, а ты не успел. Что ты будешь делать? Почему?
      • Родители сели в поезд, а ты остался. Что ты будешь делать? Почему?
      • Ситуации с огнём.

      • В квартире пожар. Что ты будешь делать?
      • Дым в квартире. Твои действия.
      • Ситуации с водой

      • Видишь, что кто-то тонет. Как поступишь?
      • В квартире прорвало кран. Ты один дома. Что предпримешь сначала, что потом?
      • Слайд 24: Говоря о проблемном обучении, можно сделать выводы:

        1.Можно и нужно научить детей правильно, организованно мыслить.

        2.Ребёнку интереснее мыслить, чем запоминать.

        3.Найденное в процессе мышления становиться знанием, включаясь в причинно-следственные связи в сознании, тогда как запомненное часто остаётся нейтральной информацией, которую невозможно извлечь из памяти в нужный момент.

        4.Процесс мышления – поиск и открытие нового при разрешении проблемной ситуации. Без проблемной ситуации нет мышления.

        5.Вопросы «почему?», «как ты считаешь?», «с какой целью?», «из-за чего?», «как сделать?» — проблемные; они направлены на развитие мышления.

        6.Вопросы «где?», «что?», «когда?», «какой?», «сколько?» контролируют память.

        7.Никого нельзя заставить мыслить, никому нельзя запретить мыслить. Мышление свободно и самостоятельно.

        Слайд 25: Развитие творческого мышления дошкольников.

        Быстро меняющийся мир требует от нас быстро ориентироваться, обучаться. Человеку приходится справляться с массой постоянно «сваливающихся» на него задач. И это касается не только профессиональной или научной деятельности, но и бытовой жизни.

        Как научить детей полноценно жить в динамичном, быстро изменяющемся мире? Решение современных задач всё больше требует не узкоспециального, а системного подхода, умения видеть и проблему в целом, и отдалённые последствия своих действий.

        Регулярное столкновение с творческими задачами, в том числе такими, на которые пока нет ответа, так же необходимы формирующему уму, как витамины – растущему организму.

        Слайд 26: Предлагая детям творческие задания, нужно учитывать следующие дидактические принципы:

      • Принцип свободы выбора. (в любом обучающем или управляющем действии предоставляю ребёнку право выбора)
      • Принцип открытости. (предоставляю ребёнку возможность работать с открытыми задачами, не имеющими единственно правильного решения)
      • Принцип деятельности. (любое творческое задание включает практическую деятельность)
      • Принцип обратной связи. (я могу регулярно контролировать процесс)
      • Принцип идеальности. (творческие задания не требуют специального оборудования, могут быть частью любого занятия)
      • В детстве творческий процесс в большей степени выражается в играх, речевой и изобразительной деятельности. Игры детей или стремление к сочинительству – это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности. Умение использовать признаки объекта необходимо при решении творческих задач. Это способствует развитию воображения и является первым шагом в формировании творческих способностей человека.

        Я использую следующие виды творческих заданий:

        «Совместный рисунок», «Придумай сказку», «Придумай название», «Ласковые шаги» (делая шаг, говорим своему товарищу ласковое слово), «Волшебный стул» (севшему на волшебный стул все говорят комплименты), «Мой смешной портрет», «Угадай, кто я?» (элементы пантомимы), «Жизнь вещей» (сочиняем истории о вещах), «Сочиняем небылицы» (о сказочных персонажах), «Самый страшный страх» (рисуем его и избавляемся) и мн.др.

        Слайд 27: При проведении игр обязательно использую положительную оценку, что способствует формированию устойчивого интереса к любому виду деятельности.

        Слайд 28: Исследовательский опыт показал, что ребёнок, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешно адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. Он умеет и хочет учиться. У него высокий уровень познавательной активности, развитое воображение.

        Источники:

        http://doshkolnik.ru/okr-mir/12709-razvitie-poznavatelnoiy-aktivnosti-doshkolnikov-v-processe-formirovaniya-geograficheskih-predstavleniiy.html

        https://studfiles.net/preview/4167587/

        https://infourok.ru/razvitie-poznavatelnoy-aktivnosti-doshkolnikov-2535672.html