Развитие активности ребенка

Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов.

М., «Просвещение», 1971 г.

Книга приведена с некоторыми сокращениями

Ребенок усваивает знания, опыт, добытый многими поколениями людей, живших до него. Он должен освоить множество понятий, которые уже сложились в опыте людей. Эти знания ребенок получает в готовом виде либо непосредственно от старших, либо из книг, через посредство искусства и культуры. Ребенок усваивает и законы, правила, оценочные суждения, которым вынужден подчиняться и которыми научается пользоваться в своей собственной практике. Так, усвоение опыта взрослых становится в то же время процессом накопления ребенком собственного индивидуального опыта. В этом процессе ребенок овладевает многими приемами и способами действия: он научается умываться и писать, шить и решать задачи, рассуждать и доказывать.

Однако сам процесс передачи опыта и его усвоение ребенком нельзя представлять себе упрощенно. Ребенок с первых дней своего существования попадает в сложные и изменчивые отношения со средой. И чем старше он делается, чем обширнее, богаче становится его собственный опыт, тем все более сложными, запутанными и порой противоречивыми оказываются его отношения с миром людей. Причина этого заключается в том, что ребенок с самого начала является активным членом ближайшей к нему среды. Он сам воздействует на взрослых, выражая свои желания, свои потребности и интересы. Он очень рано начинает избирательно относиться к разным людям, игрушкам, пище. Его темпераментные особенности выступают в том, к а к он реагирует на требования старших, как радуется и огорчается, как переживает огорчения и наказания, как долго помнит обиду и похвалу, как быстро устанавливает контакт с товарищами и во многом, многом другом.

Кроме определившихся индивидуальных особенностей, на взаимодействия ребенка со средой оказывает большое влияние его общее эмоциональное состояние в конкретный момент общения со взрослым. Расстроенный или радостно возбужденный ребенок «не слышит» требования взрослого, а иногда совершенно неожиданно для воспитателя отвечает на его слова бурными слезами, плачем, даже грубостью.

Сложность взаимодействия ребенка со средой усугубляется и тем, что для него совершенно небезразлично, кто говорит с ним, кто предъявляет требования, кто наказывает или обучает. Папа говорит спокойным, ровным голосом, и мальчик немедленно выполняет его требования. Бабушка настаивает на том же, но она кричит, сердится или обещает дать что-то вкусное, но мальчик не обращает на ее слова никакого внимания. Они оказываются недействующими разражителями. Один учитель имеет авторитет у школьников, и они слушаются его с полуслова; требования другого для них необязательны.

Значит, воздействие взрослого вовсе не вызывает со стороны даже одного и того же ребенка однотипную, всегда заранее предусмотренную воспитателем реакцию. Тем более разнообразны реакции разных детей на одни и те же воздействия, которые оказывают на них даже одни и те же воспитатели или учителя. С каждым из них у каждого ребенка уже сложился известный тип (или стиль) отношений. Поэтому одно и то же, казалось бы, воздействие, падая на разную почву, вызывает неодинаковую реакцию ребенка. «Внешнее действует всегда через внутренние условия» (С. Л. Рубинштейн). Если принять во внимание и изменчивые состояния взрослых, станет ясно, что одни и те же требования к детям, рассказы о чем-то, оценки действий детей имеют в разное время совершенно разную силу воздействия на них.

Необычайная сложность взаимодействия ребенка со средой усиливается тем, что с первых лет своей жизни ребенок проявляет себя как активный субъект, не только отвечающий на падающие на него раздражения, но и воздействующий на свою среду и на себя самого. При этом нельзя забывать, что с каждым днем жизни роль этого фактора (активности) резко повышается.

Особенно велика роль активной деятельности человека в процессе познания окружающего мира. В этой области огромные достижения принадлежат советской психологии.

Исследования А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, А. В. Запорожца, А. А. Люблинской показали, что активность ребенка выступает не только в его играх, труде или на физкультурных занятиях. Она играет существенную роль в любом познавательном процессе и имеет различные формы, проходит на различных уровнях, но всегда является одним из решающих условий любой деятельности ребенка и его развития в целом.

Игнорирование роли активности ребенка в его развитии является одной из причин того тупика, в который зашла западная психология в решении вопроса о факторах и причинах развития. Между тем вне активности ребенка нет его общения со средой, а вне общения нет развития. При этом значение, формы и характер активности, ее роль в развитии ребенка изменяются с каждым днем жизни подрастающего человека.

Активность ребенка выражена в его действиях. Быть активным — значит находиться в деятельном состоянии. На ранних ступенях развития, даже во внутриутробном периоде жизни, активность зародыша проявляется в его движениях, которые имеют безусловнорефлекторный, непроизвольный характер. После рождения эти движения изменяются благодаря образованию многочисленных условнорефлекторных связей. Так, в процессе многократных упражнений несогласованные вначале движения обоих глаз становятся координированными и направляются на фиксацию воспринимаемого предмета. Руки тянутся к предмету и научаются схватывать его. Ребенок все чаще манипулирует предметами, а к концу года сам передвигается по направлению к игрушке, поднимает ее, бросает, подражая взрослым, баюкает куклу, возит автомобиль. Так возникает игра.

Активность ребенка преддошкольного возраста выражена в том, что он усваивает многие показанные ему действия. В результате научения ребенок осваивает множество навыков и к трем годам уже умеет умываться, самостоятельно есть, одеваться. Дошкольник умеет дежурить в своей групповой комнате и в уголке живой природы. Он считает карандаши и ложки, рассматривает картину, рисует по замыслу, лепит, рассказывает, спрашивает, рассуждает.

Активность шести-, семилетнего ребенка приобретает организованный и чрезвычайно разнообразный характер. Она все больше включает в себя активность мыслительную. Ребенок, поступающий в школу, проявляет свою активность в планировании будущего трудового дела, своего рисунка и т. д. Активность ребенка ярко выражена в его рассуждениях, спорах, вопросах, с которыми он обращается не только ко взрослым, но и к книгам, и к самому себе.

Развитие активности ребенка может быть прослежено по следующим линиям:

1. Реактивные действия, которыми младенец отвечает на воздействие какого-то конкретного раздражителя (в том числе и на словесный приказ взрослого), становятся все более произвольными, какие-то действия тормозятся, какие-то осуществляются, выражая нарастающие желания и потребности самого ребенка. Активность приобретает творческий характер.

2. Простые одноактные движения — отдергивание ноги, крик, поворот головы — превращаются под влиянием системы обучения, показа, подражания в сложную по структуре систему целенаправленных действий с предметами (всовьтание, завязывание, складывание и т. д.), а затем в целую сложную деятельность: игру, наблюдения за животными, учебную работу, рисование. Эта деятельность подчинена определенным мотивам и направлена на определенную цель. Она принимает все более организованный и управляемый характер.

3. По мере овладения речью активность ребенка приобретает интеллектуальный характер и включает обдумывание будущей постройки, замысел игры, поиски путей для выполнения трудового поручения и т. п. К концу дошкольного возраста активность ребенка уже может принимать формы чисто мыслительной деятельности.

4. На всех ступенях развития активность ребенка выражена:

а) в подражательных действиях (словах, играх, манере поведения);

б) в исполнительных действиях, когда ребенок, подчиняясь требованиям взрослого, совершает нужные движения и действия,— таким путем вырабатываются навыки;

в) в самостоятельных действиях, когда ребенок встречается с новыми предметами, ощупывает их, перебирает, бросает, обсасывает. Основой этих произвольных самостоятельных действий является могучий исследовательский (ориентировочный) рефлекс «что такое?» С освоением речи этот исследовательский рефлекс проявляется в многочисленных вопросах, с которыми ребенок обращается к взрослым.

Все чаще дети прибегают и к практическим пробам: они экспериментируют, пытаясь найти ответ на все то, что для них непонятно и удивительно. Начиная с середины дошкольного возраста дети с удовольствием занимаются «опытами»: они пересыпают, переливают, смешивают самые неожиданные для взрослого материалы — зубной порошок и чернила, сапожную ваксу и пластилин. Старшие любят разбирать и конструировать простые механизмы: будильник, радио, наушники. Дети пытаются сочинять стихи, выдумывают какие-то удивительные истории. Активность шести-, семилетних детей приобретает творческий характер. Она проявляется в самостоятельных инициативных действиях.

5. Активность детей рано направляется на взрослого, вызывая с его стороны обратное воздействие на ребенка. Малыш относится к старшим сначала чисто потребительски. Ждет от них помощи во всем: в устранении голода, боли, достижении результатов в постройке, игре. Однако в процессе развития это отношение меняется. Для дошкольника, а еще больше для школьника взрослый становится источником знаний, всезнающим и справедливым судьей всего, что происходит вокруг. Ребенок ждет его суждений и оценок, пытается их вызвать и, ориентируясь на них, нередко намеренно нарушает правила, ожидая ответных действий со стороны взрослого, вступает в споры с товарищами, дразнит их, шалит, поступает по-своему.

6. Начиная с преддошкольного возраста ребенок учится направлять свою активность на самосовершенствование, самовоспитание. Поставленная и желаемая цель побуждает ребенка к усилиям. Все чаще и настойчивее он добивается, чтобы его признали достойным участником разных игр, соревнований.

На всех ступенях возрастного развития проявляются различные виды активности ребенка, однако содержание каждого из них, роль в общем процессе развития и место среди других форм активности ребенка существенно меняются.

Если преддошкольник подражает прежде всего действиям конкретного, близкого человека — мамы, воспитательницы, то школьник подражает не только действиям, но и суждениям, манере разговаривать тех людей, которых он считает выдающимися. При этом у старших школьников образ конкретного человека принимает обобщенную форму. То же происходит и с исполнительными действиями. Трех-, четырехлетние дети осваивают много простых действий, которые закрепляются многократными повторениями и на протяжении дошкольного возраста превращаются в навыки. Младшие школьники осваивают более сложные спортивные, учебные и подлинно трудовые разнообразные действия, овладевают навыками выпиливания, письма, аппликации, моделирования. Осваиваемые действия ребенок все более подчиняет поставленной задаче, обдумывает их и критически оценивает.

Индивидуальные различия в активности накладывают отпечаток на все взаимоотношения ребенка с другими людьми.

Одни лишь темпераментные особенности, т. е. степень силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов, являясь врожденными, заметно влияют на общение ребенка с окружающими. Возбудимый, неуравновешенный ребенок при прочих равных условиях получает от взрослых больше замечаний, наказаний, чем ребенок спокойного и уравновешенного типа нервной системы. Даже болезни ребенка, особенно если они часто повторяются, оказывают определенное влияние на содержание и характер общения с ним взрослых людей. Если хронические ангины, астма или сердечная недостаточность не влияют непосредственно на психическое развитие ребенка, то они обязательно сказываются на его образе жизни, а тем самым и на всем содержании и характере его активности, на взаимодействии его с окружающими людьми. Таким образом, ребенок всегда участвует как активный деятель в общении со взрослыми людьми.

Чем старше становится ребенок, тем большим оказывается его опыт, тем шире и разнообразнее проявляется его самостоятельность и инициатива, которые оказывают все более заметное влияние на содержание и особенности общения ребенка со средой. Признав общение, или взаимодействие, ребенка с окружающим миром одной из причин психического развития и диалектически подходя к проблеме (т. е. понимая действия каждого фактора и условия в системе целостной жизни ребенка), исследователи могут успешно раскрыть законы психического развития подрастающего человека.

Наследственность определяет наиболее благоприятный для развития ребенка тип взаимодействия со средой. Воспитание есть организация этого взаимодействия с целью всестороннего развития молодого человека. Факторы эти не могут противопоставляться друг другу. Вне общения на ребенка не может оказывать влияние ни наследственность, ни среда. Функциональное понимание каждого фактора снимает те противоречия, которые искусственно устанавливали ученые, неправильно понимая природу и действие каждого из них.

Формирующая роль среды осуществляется исключительно через ее взаимодействие с ребенком. Организация этого взаимодействия, т. е. всех видов и форм общения ребенка со взрослыми и сверстниками на разных ступенях его развития, есть педагогическая деятельность взрослых, т. е. осуществляемая ими система обучения и воспитания.

Благодаря активности ребенка в его поведении, интересах, суждениях выявляются черты, которые взялись как будто неизвестно откуда. В то же время далеко не все то, чего хочет достичь воспитатель, формируется у его воспитанника.

Сложность, изменчивость и глубокая, внутренняя противоречивость — характерные особенности процесса взаимодействия ребенка со средой.

Развитие ребенка — процесс, насыщенный противоречиями, которые разрешаются путем совершенствования психических качеств развивающейся личности.

Чтобы успешно управлять сложным и противоречивым процессом развития ребенка, необходимо, используя законы высшей нервной деятельности человека, законы психологии и педагогики, создавать такие условия, при которых воспитание и обучение становятся развивающими.

Физическая активность детей и подростков

Чтобы помочь детям развить полезные привычки на всю жизнь, приобщение к активному, здоровому образу жизни нужно начинать уже в раннем возрасте. Для этого необходимы ежедневная физическая активность и здоровая пища.

Физические упражнения помогают детям:

  • сохранять сердце и легкие крепкими и здоровыми;
  • развивать гибкость;
  • формировать скелет;
  • поддерживать здоровый вес тела;
  • профилактировать и снижать риск заболеваний и проблем со здоровьем;
  • улучшать настроение и самооценку;
  • лучше учиться в школе и
  • любить свое тело.
  • Сидячий образ жизни подразумевает, что физическая активность находится на очень низком уровне: человек сидит за компьютером, играет в видеоигры или смотрит телевизор. Дети и подростки должны тратить меньше времени на все эти занятия, а большую часть времени проводить активно.

    Как можно приобщить детей к физической активности?

    Ребенок получает наибольшее количество информации о здоровом и активном образе жизни от своих родителей. Замотивируйте всю семью на регулярные занятия физическими упражнениями и переход на здоровое питание. Будет проще, если вы станете собираться всей семьей и выполнять физические упражнения, рассматривая их как часть своей повседневной жизни.

    • Выберите занятия, которые подходят ребенку по возрасту и уровню развития.
    • Дайте ребенку или подростку достаточно много времени для структурированных занятий, например, в спортивных секциях, и неструктурированных занятий, таких как игры на детской площадке.
    • Делайте физические упражнения веселыми.
    • Сколько времени должен тратить ребенок на занятия физическими упражнениями?

      Ежедневная физическая активность может включать в себя свободные игры, занятие спортом, передвижения (ходьбу, езду на велосипеде), отдых и физические упражнения.

    • Занятия с большой интенсивностью заставляют детей потеть и сбивать ритм дыхания настолько, что они могут произнести лишь несколько слов между вдохами. Это могут быть такие занятия, как бег и плавание на скорость или на время.
    • Занятия с умеренной интенсивностью также заставляют детей больше потеть и дышать чаще, но при этом они могут говорить. Это такие занятия, как быстрая ходьба или езда на велосипеде.
    • Занятия, которые укрепляют мышцы и скелет могут включать в себя прыжки со скакалкой и бег или такие виды спорта, как теннис и баскетбол.
    • Ежедневная продолжительность занятий

      «Развитие степ-аэробики как одно из оптимальных условий совершенствования двигательной активности ребенка»

      На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации. Не более 14% детей рождаются физически зрелыми. До 60% детей страдают хроническими заболеваниями. 25 – 35% детей пришедших в 1 класс имеют физические недостатки или хронические заболевания.

      Всемирная организация здравоохранения рассматривает здоровье как полное физическое, психическое и социальное благополучие человека. Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных гигиенических, а также от характера педагогических воздействий. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность. Двигательная активность оказывает самое благоприятное воздействие на организм, находящаяся в пределах оптимальных величин.

      Возрастные и индивидуальные особенности двигательной активности детей в значительной мере определяются как условиями организации деятельности, так и ее характером и содержанием. Особенно велика роль целенаправленного руководства двигательной деятельностью детей, воспитывающихся в старших возрастных группах детского сада. Это обусловлено тем, что к старшему дошкольному возрасту дети, имея высокую потребность в двигательной активности , не всегда могут ее реализовать на должном уровне. При этом надо учитывать, что самостоятельная двигательная активность детей на пятом – седьмом году жизни все больше ограничивается созданными условиями в детском саду и семье (увеличивается продолжительность образовательных занятий с преобладанием статических поз), а также возрастающими познавательными интересами детей (компьютерные игры, конструирование, просмотр телепередач и видиокасет и т. д.). В связи с этим именно у детей этого возраста уже могут сформироваться вредные привычки малоподвижного образа жизни. Следует также помнить, что старшие дошкольники еще не умеют соотносить свои желания со своими истинными возможностями, что может повлечь к переоценке своих сил и привести к нежелательным последствиям (переутомлению, нервному перевозбуждению, травмам). Все это свидетельствует о том, что необходимо обеспечение рациональным уровнем двигательной активности детей, который может быть достигнут путем совершенствования двигательного режима в дошкольном учреждении.

      Таким образом, можно выделить противоречие: с одной стороны необходимость организации оптимальной двигательной активности дошкольников, и с другой стороны тенденция к увеличению количества малоподвижных игр и занятий детей этого возраста.

      Из противоречия вытекает проблема: как организовать оптимальную двигательную активность детей в условиях современного двигательного образования.

      Выходя из проблемы, тема звучит таким образом: развитие степ – аэробики, как одно из оптимальных условий совершенствования двигательной активности ребенка.

      Объект исследования – процесс развития двигательной активности.

      Предмет исследования – степ – аэробика, как средство развития двигательной активности.

      Гипотеза: если использовать степ- аэробику при организации двигательной активности, детей, то это будет способствовать их физическому развитию.

      Цель: определить значение степ – аэробики в развитии двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.

      1. Изучить теоретическую и методическую литературу по данному вопросу

      2. Определить основные направления по привитию детям навыков степ – аэробики.

      3. Разработать систему мероприятий по использованию степ – аэробики с детьми 5-7 лет.

      4. Разработать музыкально игровые комплексы степ – аэробики.

      5. Организовать работу по взаимодействию с музыкальным руководителем, воспитателями и родителями.

      6. Определить эффективность разработанной системой по использованию степ – аэробики.

      Глава I Теоретические аспекты развития двигательной активности у детей дошкольного возраста

      1.1.Теоретическое обоснование степ – аэробики в детском саду

      Степ – аэробика постепенно завоевывает свое место в физической культуре. Этому способствует, положительный эмоциональный фон занятий, обязательное музыкальное сопровождение, необычное сочетание движений, связанных с необычным предметом – платформой. Эффективность степ – аэробики заключается в комплексном развитии у детей, двигательных качеств в благоприятном воздействии на организм человека (на опорно – двигательный аппарат, сердечно – сосудистую, дыхательную и нервную системы). Специфика степ – аэробики – это сочетание базовых упражнений с элементами танцев различных стилей, тесная связь движений с музыкой и ритмами, высокая динамичность и разнообразие движений и, следовательно, обогащение двигательного опыта и повышение культуры движений.

      Степ–аэробика — это оздоровительная аэробика с использованием специальной степ – платформы с регулируемой высотой. Платформа изготовлена из плотного полиэтиленового или деревянного каркаса, который выдерживает нагрузку и позволяет выполнять шаги, подскоки на и через нее в различных направлениях. В партнерной части занятия платформу удобно использовать для развития силы. В основе движений лежат базовые шаги аэробики, танцевальная стилизация упражнений. Такие движения доступны практически всем. Таким образом, в одной группе могут одновременно заниматься люди с разным уровнем подготовки, и физическая нагрузка для каждого будет индивидуальна.

      Необходимо соблюдать правила работы на степ — платформах, которые обеспечивают травмобезопасность занятий. Правила эти касаются высоты платформы, осанки, техники выполнения шага вверх и шага вниз, движений рук, музыки и т.п. (см. памятку по технике безопасности в приложении)

      Основным содержанием занятий являются базовые шаги, бег и прыжки, которые составляют основу классической аэробики. Очень эффективно и разнообразно использование степ – платформ в силовой тренировке.

      Оборудование для степ – аэробики – это платформа высотой 10 см., шириной 20 см., длиной 40 см., высота ножки 7 см., ширина ножки 4 см. Правила степ – аэробики направлены на сохранение и укрепление опорно–двигательного аппарата детей.

      Структура занятия и музыкальное сопровождение.

      Занятие аэробики имеет три четко выраженные части (каждая состоит из подчастей).

      Первая часть занятия – аэробная разминка (от 4-5 мин.) в музыкальном темпе 118-120 уд/мин. и предварительного стретчинга продолжительностью от 10 до 15 сек. На одну группу мышц.

      Вторая часть занятия степ – аэробики – аэробная часть (15-18 мин.) Это комплекс упражнений с постепенно увеличивающийся интенсивностью и обязательно постепенным снижением интенсивности (темп движений замедляется). Кроме того, включаются силовые упражнения на основе группы мышц, незадействованные в предыдущей работе.

      Третья часть занятия – последующие снижение нагрузки. Это медленно выполняемые упражнения на гибкость (3-5 мин.). Их цель – увеличение длины работавшей мышцы и ускорение обмена крови.

      Структура занятия может иметь различные варианты в содержании и продолжительности как отдельных частей, так и всего занятия.

      На занятиях физической культуры скамейку – степ можно применять:

    • В вводной части: ходьба по и между скамейками (для формирования правильной осанки);
    • При выполнении общеразвивающих упражнений под музыку: укрепление дыхательной и сердечно – сосудистой системы, развитие координации движений;
    • В основных видах движений: прыжки, бег и т.д.;
    • В подвижных играх: «Аист и лягушки», «Бездомный заяц», «День и ночь», «Охотник и зайцы», «Кот и птички».

    Базовые шаги в степ – аэробики.

    Все шаги в степ – аэробики делятся на основные – с одной ведущей ноги, и переменные – с чередованием ведущей ноги. Полный цикл основного шага – от 2 до 4 счетов, переменного – от 4 до 8 счетов.

    Основные исходные положения (подходы) в степ – аэробике.

    Стрелками обозначено направление ног при подходе к платформе.

    Обозначения при описании: П – правая нога, Л – левая нога.

    1. Базовый шаг – основной. Подходы – спереди, сверху, с конца, с боку, с угла.

    Выполнение: П – вверх, Л – вверх, П – вниз, Л – вниз. Цикл основного шага (с одной ноги) – 4 счета, переменного шага (считается вход на платформу обеими ногами) – 8 счетов.

    2. Приставной шаг наверху – внизу. Подходы – спереди, сверху, с конца, сбоку, с угла.

    Выполнение: П – наверх, Л – приставить на верху, Л – вниз, П – приставить внизу. Цикл – 4 счета.

    3. Приставной шаг наверху. Подходы – спереди, сверху, с конца, сбоку, с угла.

    Выполнение: П – вверх, Л – приставить, Л – вниз, П – вниз; далее с другой ноги. Цикл – 8 счетов.

    4. Приставной шаг внизу. Подходы – спереди, сверху, с конца, с боку, с угла.

    Выполнение: П – вверх, Л – вверх, П – вниз, Л – приставить, далее с другой ноги. Цикл – 8 счетов.

    5. Ви – шаг – основной и переменный. Подход – спереди.

    Выполнение: П – вверх врозь, Л – вверх врозь, П – вниз вместе, Л – вниз вместе. Цикл – 4-8 счетов.

    6. Шаг с подъемом колена – основной и переменный. Подходы – спереди, сверху, с конца, сбоку, с угла.

    Выполнение: П – вверх, Л – поднять колено, Л – вниз, П – вниз. Цикл – 8 счетов.

    7. Разновидности подъема ноги (в сторону, скрестно, захлест голени).

    Выполнение переменного и основного шага из всех видов подходов.

    8.Шаг с поворотом – переменный. Подход – сбоку.

    Выполнение: П – вверх, Л – вверх по диагонали, П – вниз с поворотом левым боком, Л – вниз, приставить к правой. Цикл – 8 счетов.

    9. Через платформу – переменный шаг. Подход – сбоку.

    Выполнение: П – вверх, Л – вверх, П – вниз, с другой стороны платформы, Л – вниз, приставить к правой ноге.

    10. Выпады. Выполняются на полу, на пол назад сверху платформы.

    11. Шаг врозь наверх – основной и переменный.

    12. Шаг врозь вниз – основной и переменный. Подход – сверху.

    Выполнение: П – вниз врозь, Л – вниз врозь, П- вверх на платформу, Л – вверх на платформу. Цикл – 4-8 счетов. Подход — по сторонам.

    Выполнение: П – врозь вверх, Л – врозь вверх, П – вниз врозь, Л – вниз врозь. Цикл – 4-8 счетов.

    13. Перелет – основной и переменный. Подход – с конца боком.

    Выполнение: П – вверх прыжком смена ног, Л – вверх прыжком, П – вниз, Л – вниз. Цикл – 4-8 счетов.

    14. Тройной подъем колена – основной и переменный. Подходы – спереди, сверху, с конца, сбоку, с угла.

    Выполнение: П – вверх, Л – вверх колено, Л – вниз, Л – вверх колено, Л – вниз, Л – вверх колено, Л – вниз, П – вниз. Цикл – 8-16 счетов.

    Увеличить интенсивность занятия степ – аэробики можно с помощью увеличения высоты платформы, увеличение темпа музыки, в основной части занятия; увеличения рычага движения; увеличения амплитуды движения.

    На занятиях степ – аэробики могут применяться жесты (визуальные команды), что повышает организацию занятий, их моторную плотность. Специфические жесты поясняют направление движения, количество повторений. Помогает и мимика – кивок головой, улыбка. Например, движение вверх (на платформу) – рука ладонью вверх; вперед через платформу – круг рукой над головой и вперед ладонью показать направление вперед; вниз (с ход с платформы) – рука ладонью вниз; количество повторов – показать 1 или 2,3,4 пальца согнутой в локте или поднятой вверх руки; назад – показать согнутой в локте рукой, пальцы стопы в кулак, большой палец отведен назад и показывает направление движения; вокруг – круговое движение указательным пальцем над головой; сначала – открытая ладонь над головой; влево – (зеркально) правая рука прямая в право ладонью вперед; внимание – две руки подняты вверх ладонями внутрь.

    Основные правила музыкального сопровождения занятия.

    Подовая условные сигналы к началу или окончанию физических упражнений, выполняемых под музыку, руководителю надо иметь в виду, что сигнал на начало упражнения подается в конце музыкальной фазы, чтобы начало следующей музыкальной фразы совпадало с началом нового упражнения. Окончание упражнения должно органически совпадать с окончанием музыкального произведения или его части. Невыполнение этих условий нарушает ритмическую согласованность двигательных действий и снижает эффективность занятия. Составляя музыкальные фонограммы, необходимо учитывать пол и возраст занимающихся, чтобы избежать нежелательного воздействия музыкальных произведений на технику и поведение занимающихся. Каждая конкретная программа музыкального сопровождения составляет согласованно с развернутым планом – конспектом занятия. Фонограмма записывается с учетом всех нарастаний и спадов интенсивности запланированной работы, количества повторений.

    Следует помнить, что разная физическая подготовленность занимающихся может быть компенсирована увеличением или уменьшением амплитуды движений.

    Требования к оптимально необходимому оборудованию для физического развития детей

    Разнообразное физическое оборудование и пособия являются составной частью общей предметно – игровой среды дошкольного образовательного учреждения. В процессе оптимизации двигательной активности детей правильный подбор и рациональное использование оборудования способствует более полно удовлетворить двигательные потребности каждого ребенка, способствует формированию базовых умений и навыков, повышению функциональных возможностей детского организма, развитию двигательных качеств и способностей воспитанию интереса к разным видам занятий по физической культуре. Наряду с этим решаются задачи, направленные на укрепление здоровья и гармоничное развитие детей, на воспитание нравственных и волевых качеств, на развитие многих психических процессов и свойств личности.

    Предметы физкультурного и спортивного – игрового оборудования в дошкольном учреждении необходимо подбирать с учетом возрастных особенностей детей. Разнообразное оборудование необходимо для оснащения физкультурных, физкультурно – музыкальных, тренажерных залов, бассейнов, физкультурных и групповых площадок на участках дошкольного учреждения. Нужно позаботиться также о приобретении оборудования для специализированных кабинетов, предназначенных для лечебно – профилактической и физкультурно – оздоровительной работы. Также нужно иметь измерительные приборы которые необходимы для проведения диагностики физической подготовленности комплексной оценки двигательной активности, определения физической нагрузки и функционального состояния организма ребенка.

    Рациональный подбор физкультурного и спортивного – игрового оборудования поможет обеспечить реализацию содержания самых разных видов занятий по физической культуре.

    Но менее важно иметь необходимый набор оборудования для оптимального обеспечения организованной и самостоятельной двигательной деятельности детей. Наличие разных видов оборудования и пособий позволит наиболее рационально применять их в различных видах занятий, создавать разнообразные варианты упражнений для утреней гимнастики, двигательной разминки, гимнастики после дневного сна, подвижных игр, полос препятствий и т.д.

    Эффективность использования физкультурного оборудования повышается при рациональном его размещении. Большая часть пособий обычно находиться в физкультурных залах. Расстановка пособий зависит от их предназначения. Мелкое физкультурное оборудование желательно разместить в секционных шкафах.

    С целью создания большого пространства для двигательной деятельности детей и поддержания их интереса к разным пособиям важно большую часть их хранить в дополнительных помещениях.

    Располагать оборудованием следует таким образом, чтобы дети могли свободно подойти к нему и самостоятельно пользоваться им. Середина зала должна быть свободной, чтобы на ней можно было разместить разнообразные предметы.

    Физкультурное оборудование необходимо содержать в чистоте. Следует предусмотреть ограждение окон разными решетками, сетками. При оборудовании физкультурного зала нужно помнить и об эстетическом оформлении.

    В старших возрастных группах физкультурное оборудование и пособия можно расположить не только в физкультурных залах, но и групповых комнатах.

    Необходимый спортивно – игровой инвентарь для развития двигательной активности: гимнастическая скамейка, гимнастический набор (обручи, рейки, палки, подставки, зажимы), палка гимнастическая короткая, скакалка короткая, кегли, мешочек с грузом, мяч утяжеленный.

    Огромное значение для оздоровления и развития детей имеет оснащение территории дошкольного учреждения спортивно – игровым оборудованием.

    В настоящее время существует большое разнообразие физкультурного и игрового оборудования для детских садов.

    Глава II Особенности организации степ – аэробики с детьми старшего дошкольного возраста в условиях детского сада

    2.1. Анализ состояния здоровья и физического развития детей старшего дошкольного возраста

    Работая с детьми 2006 по 2007 год, мною была проведена организация и методика тестирования физической подготовленности и измерения показателей физического здоровья детей.

    Я выделяю одним из наиболее важных факторов, обеспечивающих потенциал здоровья в целом, физическое здоровье, характеризующиеся показателями кондиционной физической подготовленности и физического развития. Именно показатели физической подготовленности и физического развития могут направленно улучшаться без каких – либо медикаментозных средств, за счет удовлетворения естественной биологической потребности организма в движениях.

    Данные заболеваемости детей 2006 – 2007 год.

    Развитие творческой активности детей

    Творчество как фактор развития. Социально-психологические особенности детей. Деятельность учреждений культуры и дополнительного образования по реализации творческой активности детей. Анализ работы детского хорового коллектива «Мелодия» г. Волгограда.

    Психологическое обоснование особенностей развития творческой активности детей 3-4 лет. Изучение проблемы творческой активности детей в процессе ознакомления с художественно-выразительными средствами в рисовании. Динамика развития творческой активности.

    Характеристика творческой активности как качества личности. Виды внеклассной работы, ее основные направления в современной школе. Анализ эффективности использования внеклассной деятельности по предмету музыка в воспитании творческой активности детей.

    Изучение развития творческой активности обучающихся в процессе освоения композиции на занятиях художественной и декоративно-прикладной деятельности. Образовательная программа дополнительного образования детей, ее особенности и результаты апробации.

    Развитие детского художественного творчества. Специфика детского изобразительного творчества и его формирование. Использование игровых приемов как средств творческой активности в изобразительной деятельности. Выявление уровня развития детского творчества.

    Сущность понятия «творчество», его роль в развитии старших дошкольников. Экспериментальное исследование уровня сформированности творческой активности у детей. Конспект занятия по декоративному рисованию по теме: «Украсим тарелку гжельским цветком».

    Понятие «творческая активность» в психолого-педагогической литературе. Игровые технологии как фактор развития творческой активности детей. Исследование применения игровых технологий с младшими школьниками в процессе творческой работы на уроках технологии.

    Специфика хореографической деятельности. Сущность и специфика развития творческих способностей детей. Возрастные особенности обучения детей искусству хореографии. Создание условий для формирования творческой активности детей в хореографическом коллективе.

    Опыт работы по формированию творческой активности учащихся 5 классов в условиях пропедевтики первоначальных геометрических понятий на кружковых занятиях по оригами. Выявление уровня творческой активности учащихся, определение путей ее развития.

    Основы формирования творческой личности. Анализ уровней познавательной активности у дошкольников. Виды изобразительного искусства, их влияние на творческую активность дошкольников. Основные задачи программы формирования творческой активности дошкольников.

    Сущность понятия и психолого-педагогические основы развития творческой активности детей. Исследование условий эффективности использования игры как средства развития творческой активности младших школьников в воспитательно-образовательном процессе.

    Сайт для воспитателей детских садов

    Педагогический проект

    «Развитие познавательной активности ребенка через поиск ответов — рассуждений на вопросы»

    Мы читаем книги вместе

    С папой каждый выходной.

    У меня картинок двести,

    А у папы ни одной.

    У меня слоны, жирафы –

    Звери все до одного.

    И бизоны, и удавы,

    А у папы – никого!

    У меня в пустыне дикой

    Нарисован львиный след.

    Папу жаль. Ну что за книга,

    Если в ней картинок нет?

    Сказка учит добро понимать,

    О поступках людей рассуждать.

    Коль плохой, то его осудить,

    Ну а слабый — его защитить!

    Дети учатся думать, мечтать,

    На вопросы ответ получать.

    Каждый раз что-нибудь узнают,

    Окружающий мир познают.

    «Развитие познавательной активности ребенка через поиск ответов — рассуждений на вопросы»

    «Мир детского сознания — недалек. Он рядом, он внутри нашего взрослого мира. Он смотрит на нас глазами ребенка. Говорит нам его голосом, выражает себя в его поступках. Когда-то он был и нашим миром. Но мы ушли, а назад пути нет. Но почему- то хочется вернуться в него? Как же обмануть время? Как заглянуть в этот мир? Способ только один: жить, говорить, действовать с его посланниками- детьми …»

    Тип проекта: педагогический.

    Основной руководитель проекта – воспитатель группы детей дошкольного возраста Н.Г.Шавшукова, она является организатором детской познавательно – речевой деятельности и источником создания проблемных ситуаций.

    Родители активные участники в реализации проекта. Их интерес к познанию и открытию своих детей вовремя рассуждений, способствует более глубокому проникновению в мир детских ощущений, восприятий, что влияет на формирование теплых взаимоотношений в семье.

    Взрослые выступают в роли партнера и носителя информации для ребенка, являются помощниками в его саморазвитии.

    Целевая группа: дети дошкольного возраста.

    Масштаб проекта: работа по проекту начиналась в младшей группе и заканчивалась в подготовительной к школе группе.

    Основания для разработки. Проблема. Актуальность.

    Альберт Эйнштейн сказал: «Сами дети любят искать, сами находить. В этом их сила. Они всегда чувствуют себя Колумбами, не устают удивляться чудесам новой для них жизни» Именно это качество мы хотели бы сберечь у детей и, основываясь на нем развить их самостоятельность и познавательную активность.

    Вопросам развития познавательной деятельности дошкольников в последнее время уделяется особенное внимание. Современные исследования педагогов и психологов, направленные на изучение различных аспектов обучения детей дошкольного возраста, показывают, что продуктивность интеллектуального развития детей в целом зависит не только от того, как организован процесс обучения, передача им знаний, но и от обратной связи в этом двухстороннем процессе — от позиции самого ребенка, его активности.

    Идея активизации познания имеет большую историю. Еще в древние времена было известно, что умственная активность способствует лучшему запоминанию, более глубокому проникновению в суть предметов, процессов и явлений. Постановка проблемных вопросов собеседнику и его затруднения в поисках ответов на них были характерны для дискуссий Сократа, этот же прием был известен в школе Пифагора.

    Что же мы вкладываем в понятие «активность», «познавательная активность»?

    В статьях словарей, энциклопедий понятие «активность» чаще всего раскрывается через понятие «деятельность», деятельность — через активность.

    Личность формируется и развивается в процессе деятельности, в зависимости от отношения личности к деятельности активность может иметь разные уровни, разный характер.

    Активность – это черта личности, которая проявляется в отношении человека к деятельности: состояние готовности, стремления к самостоятельной деятельности, качестве ее осуществления, выбор оптимальных путей для достижения поставленной цели.

    Мы рассматриваем активность личности как социальное явление, которое имеет специфические особенности. Биологическая активность человека является лишь предпосылкой для формирования ее как социального явления.

    Познавательная активность как вид социальной активности личности в психолого-педагогической литературе определяется как:

    — психическое состояние, которое выражается в настроении решать интеллектуальные задачи (Д.В.Вилькеев);

    — готовность и стремление к энергичному освоению знаниями (Н.А. Половникова);

    — умственная деятельность, направленная на достижение определенного познавательного результата и как повышенная интеллектуальная ориентировочная реакция к изучаемому материалу на основе возникшей познавательной потребности (Т.И. Шамова);

    — проявление преобразовательного, творческого отношения индивида к объекту познания (Л.Н. Аристова);

    — личностное образование, которое выражает интеллектуальный отклик на процесс познания, живое участие, мыслительно-эмоциональную отзывчивость воспитанника в познавательном процессе (Г.И. Щукина).

    Указанные авторами отдельные стороны познавательной активности не противоречат друг другу, а дополняют существенные стороны понятия. Объединение этих подходов происходит на утверждении, что источником познавательной активности является потребность личности в приобретении знаний, углублении имеющихся, в постижении духовной культуры общества, потребность в самовыражении, самореализации. Потребность является началом, призывающим субъект к активности.

    Как одну из форм проявления познавательной активности многие авторы считают вопрос. С.Л. Рубинштейн (1958), Н.А. Менчинская (1957), В.А. Сухомлинский (1965), А. И. Сорокина (1975), Н.С. Денисенкова (1991) характеризуют детские вопросы как проявление их мыслительной, интеллектуальной активности в познании окружающего. Вопросы ребенка являются свидетельством и их речевой активности. Различные аспекты психологического функционала вопросов детей, их возрастной динамики представлены в работах Н.Б. Бабич (1984), Д.Б. Годовиковой (1985), Е.О. Смирновой (1992), Н.Б. Шумаковой (1990) и других.

    Первые проявления познавательной активности у детей в форме вопросов относятся к этапу раннего детства и свидетельствуют в первую очередь об эмоциональной реакции ребенка на новизну, яркость, необычность, красочность окружающих предметов и объектов. Постепенно, в процессе накопления информации об окружающем, характер вопросов меняется. Ребенок начинает направлять свои вопросы на установление связей, отношений, зависимостей между предметами и явлениями окружающей действительности, на систематизацию представлений о мире. В этой связи меняется не только качество вопросов, но и их количество. Для старших дошкольников характерны уже не единичные вопросы (как для детей раннего и младшего дошкольного возраста), а их цепочки. Это является свидетельством смены временных ситуативных познавательных проявлений на устойчивые познавательные проявления.

    Серьезный теоретический анализ проблемы детских вопросов был осуществлен в отечественной психологии А.И.Сорокиной (1945). Автором обобщен обширный материал, представленный в зарубежной научной литературе, проанализированы позиции известных ученых — Д.Локка, Дж. Селли, Ст. Холла, Ж.Пиаже в отношении классификации детских вопросов. В исследовании А.И. Сорокиной выделены три основных группы вопросов в зависимости от мотивов, побуждающих ребенка к их постановке. Вопросы первой группы обусловлены стремлением к общению, участию в деятельности; второй группы — эмоциональным переживанием; третьей группы — стремлением к овладению знаниями. Мотивы, определяющие постановку вопросов различны: вопросы, задаваемые с целью овладения правилами личного и общественного поведения, собственно познавательные вопросы, направленные на познание окружающего мира.В старшем дошкольном возрасте вопросы об окружающем обусловлены не только наглядно воспринимаемым объектом, но и желанием ребенка сопоставить свой прежний опыт с новым, найти сходство и различие, раскрыть связи и зависимости между предметами. Это стремление выражается в более сложной вербальной формулировке вопросов. Вместе с тем А.И. Сорокина подчеркивает, что именно вопросы взрослого, задаваемые ребенку, являются первоначальным стимулом, который активизирует мысль ребенка, побуждая к возникновению вопросов.

    Работая над изучением детских вопросов, Н.А. Менчинская (1957) пришла к выводу, что наличие у детей вопросов свидетельствуют о том, что у них накапливаются знания об окружающей действительности. По мере обогащения опыта меняется и характер детских вопросов. Детские вопросы говорят окружающим о том, как все глубже и глубже ребенок познает мир. Исследователь отмечает, что переход от поверхностного интереса «Что такое?» к вопросам «Откуда?», «Почему?», несомненно, свидетельствует о развитии мысли ребенка.

    А.М.Матюшкин (1982) выявил, что у старших дошкольников возникают вопросы, обращенные к себе, то есть появляется новая форма внутреннего диалога, где и вопрос, и ответ принадлежат ребенку. Это свидетельствует о зарождении способности к более обобщенному опосредованному познанию, тенденции к абстракции, умственной переработке впечатлений у детей. Это является первым признаком превращения детских вопросов из необходимого средства познания мира в сотрудничестве с взрослым, в необходимое звено самостоятельного мышления.

    Во многих работах обсуждаются требования к поведению взрослых, когда они дают ответы на вопросы детей:

    — уважение взрослого к познавательным интересам ребенка;

    — учет психологических и индивидуальных особенностей детей, учет доступности для ребенка знаний;

    — грамотность ответа взрослого, который помогает увидеть не только внешние признаки, но и внутренние связи предметов и явлений;

    — побуждение детей к совместному разрешению вопросов с опорой на те знания, которые ребенок уже имеет, что является стимулом самостоятельной познавательной активности (Н.Г. Морозова, А.Г. Рузская, А.И. Сорокина, А.К. Бондаренко и другие).

    Очевидно, что поиск ответов на различные вопросы так же способствует развитию познавательной активности ребенка. Поставленный вопрос взрослым, сверстником побуждает дошкольника искать ответ, используя различные источники информации — книгу, СМИ, опытно- экспериментальную деятельность, наблюдение, общение и др. Отвечая на вопросы, ребенок так же приобретает умение слушать, слышать собеседника, учится отстаивать свое мнение, свою точку зрения.

    1. С одной стороны, у детей дошкольного возраста имеется высокий потенциал для развития познавательной активности, с другой — ребенок часто испытывает затруднения в построении речевых высказываний и рассуждений

    2. С одной стороны, доступность и широта информации, с другой стороны отсутствие у ребенка при поиске ответов на вопросы умений добывать и работать с информацией.

    Цель: развитие познавательной активности ребенка через создание поисковой среды, побуждающей его к постановке вопросов и поиску ответов.

    Автор: Савенкова Елена Евгеньевна

    Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №166 общеразвивающего вида"

    Населённый пункт: г.Магнитогорск

    Наименование материала: статья

    Тема: "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через экспериментирование"

    Дата публикации: 22.04.2018

    Раздел: дошкольное образование

    Развитие познавательной активности детей дошкольного

    возраста через экспериментирование

    Познавательный интерес ребенка выражается в стремлении узнать новое, узнать

    непонятное о качествах, свойствах предметов и явлений действительности, в желании понять их

    суть, найти имеющиеся между ними отношения и связи. Между уровнем развития

    познавательного интереса и приобретением ребенком знаний об окружающем мире существует

    Возраст от 3 до 5 лет является сензитивным периодом для развития познавательной

    потребности. В целом дошкольный возраст — важный период в жизни человека, так как в нем

    закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного,

    нравственного развития ребенка. Если познавательные интересы не развиваются, если ребенок не

    интересуется окружающей жизнью, жизнью природы, людей, то он не накопит ярких впечатлений

    и сведений, которые служат основой дальнейшего приобретения системы знаний.

    Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще

    наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование как

    никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям.

    Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду

    заключается в том, что в процессе эксперимента: идёт обогащение памяти ребёнка;

    активизируются его мыслительные процессы; развивается речь; развивается

    эмоциональная сфера ребёнка, его творческие способности. Формируются трудовые

    навыки. Укрепляется здоровье за счёт повышения общего уровня двигательной

    Эксперименты – это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.

    Китайская пословица гласит: “Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай

    попробовать — и я пойму”. Поэтому и мы в нашем детском саду №7 стараемся на

    протяжении всего учебного года развивать познавательные способности детей через

    опытно-экспериментальную деятельность. У детей познавательные способности

    усваиваются крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследования

    предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы “как? ” и

    “почему?” Наши дети очень любят проводить эксперименты. Это объясняется тем, что им

    присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

    В своей педагогической идеи по развитию познавательной активности

    дошкольников мы определили актуальность детского экспериментирования – это особая

    форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная

    активность детей, направленная на получение новых знаний.

    Главным достоинством метода экспериментирования является процесс в котором:

    • Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его

    взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

    •Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.

    •Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-

    либо предметы и явления для достижения определенного результата.

    •Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются

    трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной

    Основная цель нашей педагогической идеи – способствовать развитию у детей

    познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию

    Для развития познавательной активности и проведения экспериментов,

    исследования разных предметов, мы создали определенные условия:

    — зона "песка и воды", разнообразные сосуды, природный и бросовый материал, разные

    виды бумаги, увеличительные стекла, магниты, пипетки, колбы, мерные ложки и

    стаканчики и различные крупы, соль, сахар, свечи, совочки т.д.

    — учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

    — сотрудничество и целенаправленная работа, педагогического коллектива с родителями;

    Процесс экспериментальной деятельности проходит в течении всего дня. В

    свободной деятельности дети используют игры с разными материалами: песок,

    пластмасса, резина, бумага, ткань, проводят опыты, определяют свойства предметов,

    делают выводы; карты – схемы, вертушки для игры с ветром; рассматривание альбомов с

    объектами неживой и живой природы; дидактические игры, развивающие игры. На

    прогулке, во время наблюдения за природой, дошкольники знакомятся со свойствами

    некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей; льда; снега;

    стекла, камней, например, дети замечают, что снег лежит и не тает, а стоит взять его в руки

    -превращается в воду. Почему? Сделали вывод, что снег в тепле превращается в воду.

    Для закрепления познавательной активности мы организуем развлечения,

    привлекая всех детей или коллективные выставки детских работ: «Барашки из соленого

    теста», «Картина из зубной пасты», «Осьминог из снега», «День рождения мыльных

    Чтобы работа с дошкольниками была эффективной, необходимо повысить

    педагогическую грамотность родителей, для этого мы предлагаем консультации:

    «Экспериментируем дома», «Игры на кухне», «Как правильно ответить на детское

    «почему?»», круглый стол на тему «Любознательность – не порок!», мастер – класс

    «Рисование на песке». Для поддержания интереса у детей к экспериментированию

    мы рекомендуем родителям создать дома уголки экспериментирования и больше времени

    проводить со своими детьми, исследуя природу и все что нас окружает. Привлекаем

    родителей к совместной деятельности педагога и родителей: оформлению уголка

    экспериментирования в группе, пополнение материала, проведение различных опытов в

    Таким образом, мы пришли к выводу, что экспериментально — игровая деятельность

    вызывает у ребёнка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции

    (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную

    активность и любознательность ребёнка, активизирует восприятие учебного материала по

    ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с

    этическими правилами жизни в обществе.Расширяется кругозор, в частности

    обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах

    неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных

    материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей

    У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать

    гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы. Развиваются качества личности:

    самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и

    Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы,

    Источники:

    http://www.detskiysad.ru/ped/psihologiya18.html

    http://childdevelop.ru/articles/health/1215

    http://dohcolonoc.ru/6943-proekt-%3Cb%3Erazvitie%3C/b%3E-step-aerobiki.html

    http://allbest.ru/k-2c0b65635a3bd68a5d43a88521216d36.html

    http://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu/8774

    http://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=23408