Развитие детей чита

Уважаемые родители (законные представители)

детей дошкольного возраста!

Комитет образования администрации городского округа «Город Чита» сообщает, что распределение детей в муниципальные дошкольные образовательные учреждения на 2018-2019 учебный год

будет осуществляться в соответствии со статьями 64, 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования», письмом Министерства образования и науки РФ от 8 августа 2013 г. № 08-1063 «О рекомендациях по порядку комплектования дошкольных образовательных учреждений», постановлением администрации городского округа «Город Чита» от 12 марта 2018 года № 65 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования (детские сады) на территории городского округа «Город Чита».

В соответствии с Уставами муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений (далее — МБДОУ) прием детей осуществляется с 1,5 до 7 лет, при этом возраст ребенка определяется на 01 сентября текущего года.

Список МБДОУ, осуществляющих набор детей на 2018-2019 учебный год представлен в приложении № 1.

С 26 марта по 09 апреля 2018 года (включительно) родители (законные представители) детей могут внести изменения (при необходимости) в региональную автоматизированную информационную систему «Е-услуги. Образование».

Внести изменения в личные данные ребенка, родители (законные представители) детей могут только при личном обращении с письменным заявлением о внесении изменений (приложение № 2).

Прием заявлений о внесении изменений в региональную автоматизированную информационную систему «Е-услуги. Образование» осуществляется:

— в комитете образования администрации городского округа «Город Чита» по адресу: ул. Заб. Рабочего, д. 94, кабинет №№ 208, 213 в рабочие дни с 8.30 до 17.45 (в пятницу до 16.30), обеденный перерыв с 13.00 до 14.00;

— в КГАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных муниципальных услуг Забайкальского края» (ул. Белика, д.12, ул. Бутина, д.72) ежедневно с 8.00 до 18.00 ч., вторник с 8.00 до 20.00 ч., воскресенье – выходной день.

Внесенные Вами изменения в личные данные ребенка (в том числе перечень МБДОУ) будут учтены в процессе комплектования МБДОУ на 2018-2019 учебный год только в том случае, если они внесены до 09 апреля 2018 года (включительно).

Информацию о том, в какие возрастные группы в каждом дошкольном учреждении будет осуществляться набор детей, а также количество вакансий, Вы можете узнать на сайте комитета образования администрации городского округа «Город Чита» в разделе «Е-услуги. Образование», далее — «Поиск образовательного учреждения» (выбрать тип образовательного учреждения – «дошкольное образовательное учреждение», далее № образовательного учреждения).

Заявления о внесении изменений, поданные родителями (законными представителями) детей с 10 апреля 2018 года будут рассмотрены после окончания процедуры автоматического комплектования, т.е. в течение 30 дней со дня обращения в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Комплектование муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений будет осуществляться в 5 этапов

в период с 10 апреля по 29 июня 2018 года.

1 этапс 10 апреля по 24 апреля 2018 года – ПОДГОТОВКА региональной автоматизированной информационной системы «Е-услуги. Образование» к комплектованию МБДОУ города Читы — обработка поданных родителями (законными представителями) детей до 09 апреля 2018 года (включительно) заявлений о внесении изменений в автоматизированную информационную систему «Е-услуги. Образование».

2 этап25 апреля 2018 года — автоматическое КОМПЛЕКТОВАНИЕ всех МБДОУ (всех возрастов) посредством региональной автоматизированной информационной системы «Е-услуги. Образование».

3 этапс 26 апреля по 15 мая 2018 года (включительно)ОПОВЕЩЕНИЕ родителей (законных представителей) ребенка о том, что по результатам автоматического комплектования ребенку предоставлено постоянное место в МБДОУ.

С 26 апреля 2018 года информацию о том, что ребенку предоставлено постоянное место в МБДОУ, родители (законные представители) ребенка могут видеть на своей странице в автоматизированной информационной системе «Е-услуги. Образование». При этом статус ребенка, направленного в МБДОУ, изменится с «Очередник» на «Направлен на постоянное место» с указанием номера конкретного МБДОУ.

4 этапс 16 мая по 29 мая 2018 года (включительно) — РЕГИСТРАЦИЯ родителей, получивших оповещение о том, что ребенку предоставлено постоянное место в МБДОУ.

Для РЕГИСТРАЦИИ родители (законные представители) ребенка должны обратиться к администрации того дошкольного учреждения, в которое направлен ребенок. Конкретная информация о времени регистрации будет представлена родителям (законным представителям) администрацией дошкольного учреждения в период оповещения о получении места в МБДОУ.

При регистрации в МБДОУ родителям (законным представителям) ребёнка необходимо иметь при себе следующие документы: свидетельство о рождении ребенка (оригинал); паспорт одного из родителей с отметкой о регистрации по месту жительства на территории городского округа «Город Чита» (либо документа, подтверждающего факт проживания на территории городского округа «Город Чита»); документы, подтверждающие право внеочередного или первоочередного получения места в МБДОУ.

5 этап – с 30 мая по 29 июня 2018 года – проверка комиссией по приему заявлений, постановке на учет и зачислению детей в МБДОУ, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования на территории городского округа «Город Чита» представленных руководителями МБДОУ документов; зачисление воспитанников в МБДОУ города Читы.

Обращаем внимание родителей (законных представителей), участвующих в комплектовании, что при неявке родителей (законных представителей) ребенка, оповещенных о предоставлении ребенку места в МБДОУ, в дошкольное образовательное учреждение в период с 16 мая по 29 мая 2018 года, место считается невостребованным, статус ребенка «Направлен на постоянное место» аннулируется, ребенок возвращается в очередь прежней датой постановки, вновь получает статус «Очередник» и принимает участие в комплектовании на следующий учебный год.

Распределение детей в МБДОУ № 87 осуществляется посредством регионального информационного ресурса «Е-услуги. Образование» с учетом заявленной родителями (законными представителями) ребенка специализации по здоровью. При этом окончательное решение о зачислении ребенка в МБДОУ специализированного назначения принимается психолого-медико-педагогической комиссией МБДОУ при участии независимых экспертов государственных учреждений здравоохранения.

Уважаемые родители (законные представители) детей дошкольного возраста, зарегистрированных в АИС «Е-услуги. Образование» в МБДОУ «Детский сад № 52»!

Комитет образования администрации городского округа «Город Чита» уведомляет о том, что в связи с реорганизацией МБДОУ «Детский сад № 52» в форме присоединения к МБДОУ «Детский сад № 15», в автоматизированной информационной системе «Е-услуги. Образование» из перечня дошкольных учреждений города Читы удалено МБДОУ «Детский сад № 52».

Вместо заявленного ранее МБДОУ «Детский сад № 52», Вы можете заявить любое дошкольное учреждение города Читы. При этом дата регистрации в автоматизированной информационной системе «Е-услуги. Образование» останется прежней.

Обращаем внимание родителей (законных представителей), заявивших наличие льготных оснований для получения места в МБДОУ!

В случае неподтверждения льготы родителями (законными представителями) в момент прохождения регистрации в МБДОУ, статус ребенка «Направлен на постоянное место» аннулируется, ребенок возвращается в очередь прежней датой постановки, вновь получает статус «Очередник» и принимает участие в комплектовании на следующий учебный год.

Если Вы по какой-то причине ошибочно заявили льготные основания для получения места в ДОУ, или в период комплектования с 13 апреля по 29 июня 2018 года у Вас закончатся льготные основания, необходимо до 09 апреля 2018 года (включительно) внести изменения в личные данные ребенка, обратившись в комитет образования администрации городского округа «Город Чита» по адресу: ул. Заб. Рабочего, д. 94, кабинет №№ 208, 213 в рабочие дни с 8.30 до 17.45 (в пятницу до 16.30), обеденный перерыв с 13.00 до 14.00.

Если Вы не получили с 26 апреля по 15 мая 2018 года оповещение посредством телефонной связи о том, что ребенку предоставлено постоянное место в МБДОУ и на Вашей странице в автоматизированной информационной системе «Е-услуги. Образование» сохранился статус «Очередник», значит, Ваш ребенок остается в региональной автоматизированной информационной системе «Е-услуги. Образование» в статусе «Очередник» с прежней датой постановки и будет принимать участие в комплектовании МБДОУ на следующий учебный год.

Право на внеочередное и первоочередное получение места в ДОУ имеют граждане в соответствии с законодательством Российской Федерации:

Право получения места в дошкольном образовательном учреждении во внеочередном порядке имеют:

  • дети граждан, указанных в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 года № 1244-1;
  • дети граждан, указанных в статье 1 Федерального закона Российской Федерации «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ;
  • дети прокуроров;
  • дети сотрудников следственного комитета, имеющих специальные или воинские звания;
  • дети погибших (пропавших без вести), умерших, ставших инвалидами работников органов прокуратуры;
  • дети судей, мировых судей;
  • дети погибших (пропавших без вести), умерших, ставших инвалидами сотрудников и военнослужащих из числа указанных в п. 1 Постановления Правительства РФ от 09 февраля 2004 года № 65 (ред. от 08 декабря 2010 года, с изм. от 10 декабря 2012 года) «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации»;
  • дети военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, непосредственно участвовавших в борьбе с терроризмом на территории Республики Дагестан и погибших (пропавших без вести), умерших, ставших инвалидами в связи с выполнением служебных обязанностей;
  • дети военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти, участвовавших в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Южной Осетии и Абхазии и погибших (пропавших без вести), умерших, ставших инвалидами в связи с выполнением служебных обязанностей;
  • в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
  • Право получения места в дошкольном образовательном учреждении в первоочередном порядке имеют:

  • дети сотрудников полиции; дети сотрудников полиции, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей; дети сотрудников полиции, умерших вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в полиции; дети граждан Российской Федерации, уволенных со службы в полиции вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей и исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в полиции; дети граждан Российской Федерации, умерших в течение одного года после увольнения со службы в полиции вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в полиции, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в полиции; дети, находящиеся (находившиеся) на иждивении сотрудников полиции, граждан Российской Федерации, указанных в настоящем пункте;
  • дети военнослужащих;
  • дети граждан, уволенных с военной службы при достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями;
  • дети-инвалиды и дети, один из родителей которых является инвалидом;
  • дети из многодетных семей;
  • дети из неполных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
  • Под неполной семьей понимается наличие единственного родителя.

  • дети, оставшиеся без попечения родителей, переданные на усыновление, опеку, в приемную семью;
  • дети сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; дети сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы; дети сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; дети сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в таможенных органах Российской Федерации (далее – сотрудники, учреждения и организации);
  • дети сотрудников, погибших, (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей; дети сотрудников, умерших вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах, дети граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей и исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах; дети граждан Российской Федерации, умерших в течение одного года после увольнения со службы в учреждениях и органах вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в, учреждениях и органах, исключившего возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах; дети, находящиеся (находившиеся) на иждивении сотрудников);
  • дети сотрудников Забайкальского аграрного института – филиала Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Иркутская государственная сельскохозяйственная академия» в соответствии с договором о совместной деятельности от 27 июля 2013 года. Действие договора распространяется при комплектовании группы с 2 до 4 лет в МБДОУ № 7;
  • дети работников ОАО «РЖД», дочерних обществ ОАО «РЖД», негосударственных учреждений ОАО «РЖД» в соответствии с инвестиционным договором № 128 04/2013-193 от 29 июля 2013 года, заключенным между правительством Забайкальского края, ОАО «Российские железные дороги», администрацией городского округа «Город Чита». Действие договора распространяется при комплектовании МБДОУ № 32;
  • дети работников Государственного профессионального учреждения «Читинский педагогический колледж» в соответствии с договором о совместной деятельности от 01 августа 2016 года. Действие договора распространяется при комплектовании группы с 2 до 3 лет в МБДОУ № 45;
  • Предоставление мест по льготным основаниям осуществляется при наличии подтверждающих документов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Положением об организации приема заявлений, постановки на учет и зачисления детей в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования на территории городского округа «Город Чита, утвержденным приказом комитета образования администрации городского округа «Город Чита» от 22 марта 2017 года № 122а, договорами с ОАО «РЖД», Забайкальским аграрным институтом — филиалом Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Иркутская государственная сельскохозяйственная академия», Государственным профессиональным учреждением «Читинский педагогический колледж».

    Для подтверждения права на внеочередное и первоочередное предоставление места в период прохождения регистрации в МБДОУ граждане представляют администрации МБДОУ следующие документы:

  • прокуроры; судьи, мировые судьи; сотрудники следственного комитета; сотрудники полиции; военнослужащие; дети граждан, уволенных с военной службы при достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями; сотрудники, имеющие специальные звания, проходящие службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, в учреждениях и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах – копия удостоверения, справка с места работы (службы), подтверждающая право на внеочередное или первоочередное предоставление места (справка действительна в течение 1 месяца со дня выдачи);
  • дети погибших (пропавших без вести), умерших, ставших инвалидами в связи с выполнением служебных обязанностей военнослужащих, сотрудников федеральных органов исполнительной власти, сотрудников органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, участвовавших в выполнении задач по обеспечению безопасности на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, Республики Дагестан, Южной Осетии и Абхазии – справка с места службы, подтверждающая право на внеочередное предоставление места;
  • дети граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 года на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча — копия удостоверения;
  • многодетные семьи – копия справки о регистрации семьи в качестве многодетной на территории Забайкальского края;
  • дети-инвалиды, родители-инвалиды — копия справки МСЭ;
  • дети из неполных семей, находящиеся в трудной жизненной ситуации — справка, подтверждающая, что среднедушевой доход семьи ниже прожиточного минимума, установленного в Забайкальском крае, а также:
  • — свидетельство о рождении ребенка, в котором сведения о другом родителе отсутствуют;

    — справка по форме 25, выданной органами ЗАГСа, если в свидетельстве о рождении ребенка запись об отце сделана со слов матери;

    — свидетельство о смерти другого родителя либо решение суда о признании его безвестно отсутствующим;

    • дети, оставшиеся без попечения родителей, переданные на усыновление, опеку, в приемную семью – копия постановления администрации об установлении опеки, усыновлении;
    • дети сотрудников Забайкальского аграрного института – филиала Федерального государственного образовательного Организации высшего профессионального образования «Иркутская государственная сельскохозяйственная академия» — копия трудовой книжки, копия приказа о приёме на работу (форма Т-1);
    • дети работников ОАО «РЖД», дочерних обществ ОАО «РЖД», негосударственных учреждений ОАО «РЖД» — справка с места работы родителя (законного представителя) ребенка;
    • дети работников Государственного профессионального учреждения «Читинский педагогический колледж» — справка с места работы родителя (законного представителя) ребенка.
    • Уважаемые родители (законные представители) детей дошкольного возраста, претендующих на получение места в МБДОУ в 2018 году!

      При комплектовании МБДОУ на 2018-2019 учебный год осуществляется набор в следующие возрастные группы:

      С 1,5 до 2-х лет: МБДОУ №№ 2, 3, 6, 9, 14, 15, 23, 30, 31, 32, 33, 40, 46, 70 ,79, 81, 82, 96, 98.

      С 2-х до 3-х лет: МБДОУ №№ 2, 3, 6, 9, 11, 14, 15, 16, 17, 21, 22, 23, 24, 25 (пос. Ясный), 28, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 38, 39, 40, 45, 46, 49, 50, 55, 56, 58, 59, 65, 66, 69, 70, 71, 73, 74, 77, 79, 81, 82, 83, 85, 86, 87, 88, 96, 98, 100,107

      С 3-х до 4-х лет: МБДОУ №№ 2, 3, 4, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25 (пос. Ясный), 26, 28, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 43, 44, 45, 46, 47,49, 50, 51, 53, 55, 56, 57, 58, 59, 61, 62, 63, 65, 66, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 77, 78, 79, 81, 82, 83, 85, 86, 87, 88, 92, 93, 96, 97, 98, 99, 100, 106,107, 117.

      С 4-х до 5-и лет: МБДОУ №№ 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 15, 16, 17, 20, 21, 23, 24, 25 (пос. Ясный и пос. Каштак), 26, 32, 33, 34, 36, 37, 44, 45, 49, 50, 51, 54, 56 (пос. Молоковка), 58, 59, 61, 65, 66, 68, 69, 70, 71, 72, 75, 77, 78, 79, 81, 85, 86, 87, 88, 93, 96, 97, 98, 99, 117.

      С 5-и до 6-и лет: МБДОУ №№ 1, 10, 12, 21, 22, 24, 26, 28, 34, 35, 39, 43, 45, 50, 51, 59, 61, 63, 68, 69, 70, 75, 77, 78, 81, 82, 83, 87, 88, 93, 97,106.

      С 6-и до 7-и лет: МБДОУ №№ 25 (пос. Каштак), 35, 44, 74, 85

      Внести изменения в личные данные ребенка (в том числе изменить номера МБДОУ) родители (законные представители) ребенка могут, обратившись

    • в комитет образования администрации городского округа «Город Чита» по адресу: ул. Заб. Рабочего, д. 94, кабинет №№ 208,213 в рабочие дни с 8.30 до 17.45 (в пятницу до 16.30), обеденный перерыв с 13.00 до 14.00.
    • КГАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных муниципальных услуг Забайкальского края» (ул. Белика, д.12, ул. Бутина, д.72) ежедневно с 8.00 до 18.00 ч., вторник с 8.00 до 20.00 ч., воскресенье – выходной день.
    • Информация о муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях города Читы

      Наименование дошкольной образовательной организации

      Юридический адрес, телефон

      Почтовый адрес: 672000, г. Чита, а/я 703,

      — координация деятельности муниципальных и общественных образовательных организаций в интересах личности, общества и государства;

      — осуществление управления муниципальными образовательными организациями в пределах своей компетенции;

      — обеспечение устойчивого развития образования (в интересах городского округа);

      — обеспечение соблюдения муниципальными образовательными организациями действующего законодательства Российской Федерации.

      Для достижения целей Комитет образования осуществляет следующие полномочия:

      — создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных дошкольных образовательных организациях;

      — осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья;

      — обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий, в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на данные цели в соответствующий финансовый год;

      — учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования;

      — закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями городского округа «Город Чита»;

      — учет форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территории городского округа «Город Чита»;

      — разработка и реализация муниципальной политики в области образования;

      — разработка и реализация муниципальных целевых программ развития образования и концепции модернизации муниципального образования;

      — разработка предложений для включения в программы развития образования городского округа «Город Чита» и Забайкальского края;

      — контроль за соблюдением действующего законодательства Российской Федерации муниципальными образовательными организациями;

      — прогнозирование сети образовательных организаций в городском округе «Город Чита»;

      — осуществление по поручению администрации городского округа «Город Чита» функций учредителя муниципальных образовательных организаций;

      — подготовка расчетов и предложений по разделу «Образование» при формировании бюджета городского округа «Город Чита»;

      — оказание помощи муниципальным образовательным организациям в части научно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

      — внесение предложений по реализации мер социальной защиты работников муниципальных образовательных организаций;

      — координация деятельности детских организаций, защита и реализация конституционных прав и интересов детей и молодежи;

      — участие в обеспечении оздоровления, отдыха, занятости детей, подростков, координация усилий всех ведомств в предупреждении безнадзорности и неграмотности детей;

      — участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству, а также реализация переданного органам местного самоуправления государственного полномочия по опеке и попечительству в части обеспечения защиты прав и интересов несовершеннолетних (в том числе по выявлению, учету детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по обеспечению временного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в опеке или попечительстве, а также по сохранности их имущества, ведению учета граждан Российской Федерации, желающих усыновить ребенка (детей), принять их под опеку (попечительство), на патронат, в приемную семью, и иными полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации), за исключением нормативного правового регулирования деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними, а также формирования и использования регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

      — реализация переданного органу местного самоуправления государственного полномочия по предоставлению компенсации части платы, взимаемой с родителей или законных представителей за содержание ребенка в муниципальных образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

      — реализация переданного органу местного самоуправления государственного полномочия по выплате денежного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам муниципальных образовательных организаций;

      — реализация переданных органу местного самоуправления государственных полномочий по воспитанию и обучению детей-инвалидов в муниципальных дошкольных образовательных организаций, а также по предоставлению компенсации затрат родителей (законных представителей) на воспитание и обучение детей-инвалидов на дому;

      — реализация переданного органу местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению бесплатным питанием детей из малоимущих семей, обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях;

      — организация работы по анализу и ежегодному представлению информации в виде доклада о состоянии и тенденциях развития сферы образования в городском округе «Город Чита»;

      — разработка проектов муниципальных правовых актов по вопросам образования;

      — развитие связей с общественными организациями;

      — организация конференций, семинаров, совещаний, выставок по вопросам образования, проведения научно-исследовательских, методологических и прикладных работ в области анализа функционирования образовательной системы, ее проектирования в условиях модернизации сферы образования;

      — обеспечение своевременного рассмотрения обращений, заявлений, писем и предложений граждан по вопросам функционирования и развития образования;

      — представление к награждению и награждение в установленном порядке отличившихся работников образования, а также организаций и граждан, оказывающих содействие развитию системы образования;

      — издание в пределах своей компетенции приказов и распоряжений, подлежащих обязательному исполнению работниками Комитета образования, а также образовательными организациями, подведомственными Комитету образования;

      — организация работы по переподготовке кадров в системе образования.

      Всемирная неделя иммунизации проводится во второй половине апреля по.

      На календаре 20 апреля — национальный день донора в Росии.

      Забайкальская железная дорога внедряет на своих складах бережливое производство для развития и повышения оплаты труда

      Снизить затраты. Повысить производительность труда. Сэкономить средства. И направить их на развитие бизнеса и увеличение заработной платы. Опытом такой работы делились участники семинара по вопросам развития производственных систем с внедрением технологии бережливого производства. Встреча прошла сегодня в Инженерном центре Забайкальской железной дороги.

      Просто добавили цвета. А итог — сотни сэкономленных часов работы. На складах Забайкальской железной дороги — бережливое производство. Такой своеобразный светофор помогает работникам быстро найти нужный товар. Цвет означает время хранения. Ещё одна новинка — навигатор по складу. Покупателю достаточно вбить данные накладной, и система сама построит маршрут. И это только крупица в море конкретных предложений. Их на железной дороге только в прошлом году реализовано 59. И все они позволили сэкономить 62 миллиона рублей.

      Дмитрий Кожин, начальник службы технической политики Забайкальской железной дороги: «Основная часть была направлена на повышение операционной эффективности, снижение себестоимости, в первую очередь, в перевозочном процессе. Ну, и значительная доля — порядка 30% была направлена на мотивацию наших сотрудников, чтобы поддерживать в них этот интерес».

      А премировать действительно есть за что. В ЗабЖД постоянно проходят мозговые штурмы. Основной принцип — выслушать каждого сотрудника и внедрить эффективные предложения. В прошлом году за такую инициативу поощрили 92 человека. И такими успехами в грамотном построении работы компании готовы делиться, говорят железнодорожники.

      Сергей Новиченко, министр экономического развития Забайкальского края: «Мы сегодня все проходим стадию формирования идей, направленных на повышение производительности труда. Эта задача поставлена президентом — главой государства. И элементы бережливого являются важной составляющей этого процесса, потому что сегодня очень непросто найти решения, которые позволили бы таким темпами за короткое время увеличить производительность труда».

      Такой обмен опытом с приглашением представителей всех сфер бизнеса станет традицией. Эффект от взаимовыручки, как говорится, налицо. За семь лет сотрудничества с различными компаниями с использованием технологии бережливого производства Забайкальская железная дорога смогла внедрить больше сотни проектов.

      Просмотреть все новости для этого города: Чита

      Традиционно в последний вторник месяца мы говорим о работе.

      Именно семья обеспечивает ребенку определенный уровень.

      Школа ментальной арифметики в Агинском помогает детям лучше развиваться

      Занятия по ментальной арифметике дают свои положительные результаты. В посёлке Агинское такое обучение проводят уже в течение года.

      Урок начинается, на первый взгляд, с простых упражнений: дети обеими руками сжимают листки бумаги, жонглируют, синхронно рисуют на время. Первыми в дело идут руки, потом упражнения на логику, память, мышление, и всё это закрепляется. Занятие специально так разработано и разделено на пять частей.

      Вера Абадаева, преподаватель школы ментальной арифметики п. Агигнское: «Работа наших полушарий гармонизируется, потому что ему приходится двигать, представлять, приходиться писать, ну, и так далее. То есть все каналы восприятия больше работают».

      Специальная методика учит детей быстро и правильно считать с помощью абакуса, а потом и без него в уме. Но устный счёт — не основная цель. Главное – это максимальная скорость восприятия и обработки информации, синхронное и гармоничное развитие обоих полушарий мозга, налаживание между ними нейронных связей. Результат тренировок – это одновременное выполнение сразу нескольких действий.

      Баясхалан Дугаров, учащийся 6 класса Агинской средней школы №1: «Мне стало легче запоминать школьную программу. По математике у меня была 4, а теперь у меня 5. Легче стало учить стихи».

      Алтана Дамдинова, учащаяся 8 класса Агинской окружной гимназии: «Стало легче заниматься по китайскому. Начала запоминать иероглифы. Учить тексты большие».

      Занятия по ментальной арифметике в Агинском посещают дети от 4-х лет и старше. Идея организовать школу принадлежит учителю биологии Баирме Мункуевой. Вместе с ней сегодня работают преподаватели Вера Абадаева и Намжилма Базаргуруева, которые прошли специальное обучение. Наставники уже видят положительную динамику в развитии детей: в течение года у всех улучшилась успеваемость. Многие приняли участие в соревнованиях по ментальной арифметике в Улан-Удэ: привезли 12 наград высшего достоинства из возможных 18-ти.

      Просмотреть все новости из этой рубрики: Вести-Чита

      Просмотреть все новости для этого города: Агинское

      Сообщить об ошибке — выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

      Делать детей счастливыми, самим получать от этого радость и помогать родителям раскрывать индивидуальность ребенка.

      Развивающие занятия для детей

      В Бэби-клубе бережно развивают все виды интеллекта: социальный, личностный, пространственный, вербальный, цифровой, духовный, творческий, сенсорный, физический, чувственный. Для каждого возраста мы выбираем именно те задания, которые способствуют комплексному и гармоничному интеллектуальному развитию.

      Сеть центров с 17-летним опытом развития детей

      Занятия для дошкольников: от 8 месяцев до 7 лет

      Маленькие группы — до 8 детей

      Безопасное игровое пространство

      Место, где ребёнка понимают и любят таким, какой он есть

      Только здоровьесберегающие методики

      Всестороннее развитие интеллектуальных, творческих и физических способностей

      Подготовка детей к саду, школе и взрослой жизни

      Чему научится ваш РЕБЁНОК

    • Планировать свое время
    • Расплачиваться в магазине
    • Определять время по часам
    • Измерять свой вес и рост
    • Определять размер одежды
    • Выступать перед публикой без стеснения
    • Красиво и грамотно оперировать словами
    • Придумывать свои рассказы и истории
    • Подписывать поздравительные открытки
  • Самостоятельно читать любимые сказки
  • Ориентироваться среди вывесок и указателей в городе
  • Читать письма и смс
  • Находить нужную информацию в книгах и интернете
    • Взаимодействовать с другими детьми в команде
    • Разрешать конфликты со сверстниками
    • Отстаивать свое мнение
    • Слушать, слышать и принимать разные точки зрения
    • Ощущать себя комфортно отдельно от семьи
    • Навыкам самообслуживания: одеваться и раздеваться
    • Приобретет важные навыки гигиены
    • Научится заботиться о младших
    • Думать на двух языках и слышать красоту английской речи
    • Свободно чувствовать себя в англоязычной компании
    • Знакомиться с другой культурой и языковой средой
    • Приобретет прекрасный фундамент для успешного будущего
    • «ПОСЛЕ ТРЕХ УЖЕ ПОЗДНО»

      Здесь вы можете бесплатно скачать официальную версию книги. Авторские права соблюдены. Единственными правообладателями бумажной и электронной версии в РФ являются ООО «Альпина нон фикшн» и ООО «Бэби-клуб» на основании договоров с Макота Ибука — наследником авторских прав Масару Ибука. Автор дизайна книги — Студия Артемия Лебедева.

      C 2011 года книгу «ПОСЛЕ ТРЕХ УЖЕ ПОЗДНО» скачали 396623 раз

      «РОЖДЁННЫЕ С ХАРАКТЕРОМ»

      Хотите узнать, почему ваш ребенок боится темноты, все ломает, не любит делиться игрушками или часто нюхает еду? Или вы за собой замечаете похожие качества? Читайте книгу основателя Бэби-клуба, психолога Евгении Белонощенко «Рожденные с характером», и вы познакомитесь с популярным изложением теории, которая в свое время произвела эффект фейерверка в психологическом мире.

      C 2013 года книгу «РОЖДЁННЫЕ С ХАРАКТЕРОМ» скачали 37273 раз

      Школа развития «Читай и Пой»

      Новая флэш игра по обучению чтению «Веселый паровозик»

      Самый короткий путь к чтению лежит через письмо. Веселый паровозик поможет ребятам знающим буквы и слоги закрепить навыки по чтению

      Развивающая флэш-игра «Учу-слоги»

      Поможет вашему малышу в обучении чтению. Пополните арсенал своих пособий для занятий.

      Коротко о нашей школе

      В основе создания нашей школы было большое желание показать, что возможности развития ребенка в обычных условиях жизни реализуются далеко не полностью. Любой малыш через 2 — 3 года жизни может стать «вундеркиндом», если с ним вовремя и правильно начать заниматься. И не найдется родителя, который, видя ту радость, тот восторг, который малыш испытывает от процесса познания, будь-то рисование пальчиками, игра в кубики, раскладывание игрушек по форме и цвету и т.д., сможет сказать, что лишает ребёнка детства. Скорее это происходит тогда, когда мы сажаем малыша в манеж, заваливаем горой игрушек и с чувством выполненного долга идём заниматься своими делами, оставляя его маяться от скуки.

      Путь, который проходит ребенок в своем развитии в дошкольные годы, огромен. На протяжении дошкольного детства «складывается» человек. От уровня развития ребенка в раннем возрасте во многом зависит его будущее, в том числе — успеваемость в школе в последующие годы.

      Если не уделять внимания тем или иным направлениям, которые наиболее успешно могут быть реализованы именно на конкретном возрастном этапе, то в ближайшем будущем почти неизбежна задержка значимых умений. Ребенок не достигает того уровня развития, на который был вправе рассчитывать, если бы с самого рождения с ним занимались, исходя из возможностей его возраста и индивидуальности. Но, если хотя бы немного поиграть с малышом, почитать книжки, показать картинки, выучить стихи, то ребёнок начинает умнеть прямо на глазах.

      Такое интенсивное развитие мы наблюдаем ежедневно на наших учениках, особенно сильно это заметно на тех ребятах, чьи родители тоже подключаются к процессу обучения своих детей, а не уповают исключительно на педагогов. Интенсивность развития значительно увеличивается по сравнению с тем, как оно продвигалось, если бы с ребёнком никто не занимался.

      В нашей школе применяется уникальная программа развития детей раннего возраста, в которую включены методики как российских, так и зарубежных педагогов ( Н.А. Зайцева, Никитиных, М. Монтессори и др.). В школе имеется множество пособий. Как покупных, так и сделанных руками преподавателей.

      В центре уделяется внимание не только содержанию комплексной программы развития детей раннего возраста, которая постоянно совершенствуется с учётом практического опыта и новых разработок, но и высокому профессионализму преподавателей.

      Каждый год для малышей и их родных проводятся праздники, открытые уроки.

      Развитие связной диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи посредством словесно-логических игр

      Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

      Дата публикации: 08.04.2014

      Статья просмотрена: 2916 раз

      Библиографическое описание:

      Никитенко А. В. Развитие связной диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи посредством словесно-логических игр [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 70-75. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5497/ (дата обращения: 24.04.2018).

      К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной, устной (диалогической, монологической) речи. Формирование связной, устной речи необходимо для наиболее полного преодоления речевого недоразвития и подготовки детей к школе.

      Именно формирование коммуникативной функции речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем к освоению диалогической речи [5]. Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли; слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки [6].

      Характерные речевые недостатки дошкольников 4–5 лет, поступающих в группы для детей с общим недоразвитием речи, следующие: ограниченный словарный запас, грамматически неправильное построение фразы, фонетико-фонематическое несовершенство [13]. Наряду с несформированностью всех компонентов языковой системы, большинство таких детей имеют нарушения внимания и словесно- логического мышления, и это, в свою очередь, ведет к трудностям овладения связной речью, что выражается в разной степени: от полного отсутствия развернутого смыслового высказывания до речи с рядом недочетов, ошибок, неточностей. Диалог является школой развития и активизации речи, поскольку через диалог ребенок усваивает синтаксис родного языка, в нем представлены все разновидности предложений. В диалоге формируется необходимый словарь, фонетика, формирование грамматического строя речи, развитие связности речи, формированием элементарного осознания явлений языка [7]. Успешное овладение диалогической речью подразумевает целое направленное обучение, формирование определенных навыков построение связных высказываний. Являясь основным инструментом общения, диалог оказывает влияние на формирование познавательной сферы дошкольника. Ж. Пиаже отмечал, что от привычек, приобретаемых в диалоге, зависит осознание логических правил и форма дедуктивных рассуждений [17]. На связь диалога и мышления указывал А. Валлон. Он говорил, что вся речь, все словесное мышление были с самого начала диалогическими. Через диалог с окружающими людьми, особенно с взрослыми, дошкольник черпает немало полезной для него информации [8]. В коррекционной логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи формирование связной диалогической речи и развитие логического мышления приобретает особое значение из-за структуры дефекта и превращается в сложную задачу и главную конечную цель коррекционного процесса, которая требует длительной кропотливой работы логопеда, воспитателей, родителей и ребенка.

      На основании сказанного можно заключить, что диалог имеет большое значение для развития детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, а его формирование у них является важной коррекционной задачей. Эта проблема важна и в плане преемственности содержания и методов развития речи в дошкольном учреждении и школе [12].

      Согласно современным научным данным, высоким коррекционно-развивающим потенциалом в отношении моторных и высших психических функций, в том числе речевой функции человека, обладает игра. Игра основная ступень, являющиеся важной для развития ребенка. Существуют различные дидактические игры. Дидактические словесно — логические игры стимулируют логическое мышление, развивают словарный запас детей, формируют грамматический строй речи у дошкольников, учат детей понимать речевое взаимодействие. Вовлекают дошкольников в диалог с взрослым и со сверстниками [7].

      Приоритетным направлением в работе логопеда является привлечение внимания ребенка дошкольного возраста к речевому общению через диалог и развитию у детей умения лексико-синтаксически оформлять результаты своей мыслительной деятельности.

      Коррекционная работа по развитию связной диалогической речи строится в два этапа:

      Подготовительный этап — предварительная работа строится по двум линиям:

      а) интеллектуальное развитие, и прежде всего развитие мышления: Педагог может использовать знакомые игры «Четвёртый лишний», «Что изменилось?»;

      б) речевое развитие: развитие понимания речи, обогащение лексики, формирование грамматических категорий, исправление произношения.

      Начальный этап — овладение диалогической речью при частичном слиянии обоих процессов: развития мышления и речи.

      Развитие мышления, овладение мыслительными операциями способствует формированию связанных с мышлением других познавательных процессов (восприятия, представления, памяти, внимания), косвенно влияет на развитие речи (обогащение лексики, усвоение грамматических форм) и одновременно испытывает обратное воздействие речи на мышление [18].

      Речевое развитие на подготовительном этапе проходит по следующим коррекционным направлениям:

      1. Развитие восприятия и понимания речи, а именно:

      а) понимание постепенно усложняющихся инструкций, например «Поставь стул. Возьми деревянный стул и поставь его около стола»

      б) бытовых и игровых ситуаций, игра «Магазин», «Больница», «На прогулке»

      в) грамматических конструкций, словосочетаний, фраз, элементарных текстов, например, игра «Назови ласково», «Сосчитай до пяти со словом…»

      г) расширение пассивного словарного запаса в соответствии с общепринятыми лексико-семантическими темами: «Игрушки», «Мебель», «Профессии», «Овощи»,

      2. Развитие экспрессивной речи вне зависимости от состояния фонетической стороны и сформированности грамматического строя, направленное на решение главной задачи — пробудить у детей желание речевого общения. Педагог стимулирует ребёнка, используя игрушки, картинки, мяч. Например, бросая ребёнку мяч, и, прося его назвать предмет ласково, ребёнок уже вовлечён в процесс общения в доступной для него форме.

      3. Подготовка речевого аппарата к коррекции звукопроизношения:

      а) развитие артикуляционной моторики — артикуляционная гимнастика: «Гармошка», «Вкусное варенье», «Часики» и т. д.;

      б) формирование фонематического восприятия и первоначальных навыков звукового анализа: упражнение «Повтори», «Живые звуки»

      4. Формирование фразы, являющейся первым шагом к овладению связной речью, в определенной последовательности:

      а) договаривание предложений по предметным картинкам; по образцу, данному логопедом: «На диване спит … (кот)»;

      б) составление предложений по демонстрации действия с помощью вопросов. Педагог показывает картинку кота и показывает движение «идёт», задаёт вопрос «Что делает кот?»;

      в) составление предложений сначала по 1-фигурным затем многофигурным сюжетным картинкам с помощью вопросов; по опорным словам, по образцу и самостоятельно «Девочка укладывает куклу спать.- Маша укладывает куклу спать, Паша катает машину.

      г) заучивание и воспроизведение 2–3 предложений, составленных по сюжетной картинке, связанных по смыслу Картинка «Дети на прогулке» Катя и Петя вышли на прогулку. У Кати кукла. У Пети мяч.

      Начальный этап формирования связной речи у детей с ОНР — овладение диалогической речью.

      Только имея готовые предпосылки к формированию связной речи в виде сформированной фразы, можно сделать следующий шаг — приступить к работе над диалогической речью.

      Оптимальная форма организации работы по формированию диалогической речи на начальном этапе — это подгрупповые занятия с 3–4-мя детьми.

      Оптимальный возраст для формирования диалогической речи у детей с ОНР — четыре-пять лет, оптимальный уровень речевого развития III.

      В работе над диалогической речью можно выделить три задачи:

      — научить детей отвечать на поставленные вопросы (краткие и полные ответы);

      — научить постановке вопросов;

      — воспитать способность свободно, непринужденно вести беседу (эта задача в значительной степени психологическая) [18].

      Обучение умению отвечать на вопросы

      Посвоему характеру и по степени сложности ответов выделяют три вида вопросов.

      Репродуктивные (констатирующие) вопросы наиболее легкие, доступные, требующие простых ответов. Начинаются они вопросительными местоимениями. Перечень их ограничен: кто? кто это? что? что это? что делает?

      Ответы на репродуктивные вопросы, как правило, однословные (как назывные односоставные предложения, так и неполные):

      Кто это? — Мальчик.

      Что делает кот? — Спит.

      Постепенно ответы следует усложнять, помогая детям начинать ответ с последнего слова вопроса (своеобразной подсказки), тем самым осуществляя переход к двухсловным предложениям. Модель отрабатывается по образцу:

      Кто это? — Это мальчик.

      Что это? — Это мячик.

      Что делает кот? — Кот спит.

      Поэтому вариант этих вопросов:

      Например, словесно — логическая игра «Вопрос с подсказкой».

      Поисковые вопросы более сложные и предполагают использование в ответах полных распространенных предложений (вначале с прямыми дополнениями без предлога, затем с косвенными как с предлогом, так и без него).

      Составной частью поисковых вопросов являются вопросительные местоимения или наречия, с которых начинается вопрос, где? куда? откуда? как? когда? сколько? какой? Продолжается отработка модели ответа, начинающегося с последнего слова (словосочетания) вопроса. Это облегчает ребенку уже несколько усложненный ответ и является своего рода подсказкой, но и требует от логопеда грамотной, четкой, заранее продуманной формулировки вопросов. [15]

      В данной ситуации из 2-х вариантов:

      предпочтительнее первый вариант, подсказывающий ответ:

      Где спит кот? — Кот спит на диване.

      Например, использование словесно — логической игры «Вопрос — ответ»

      Проблемные вопросы начинаются вопросительными наречиями почему? зачем?

      Эти вопросы сложнее по синтаксической конструкции, а главное — по содержанию, так как требуют определенной мотивации ответов, осмысливания причинно-следственных связей, установления смысловых ассоциаций — и следовательно непосредственно связаны с развитием логического мышления.

      Ответы на проблемные вопросы представляют собой сложноподчиненные предложения с придаточными причины или цели, предполагающие четкое грамматическое оформление и использование более абстрактной книжной лексики.

      В обучении ответам на проблемные вопросы еще большую роль играет помощь педагога, как в форме образца ответа, так и в использовании такого приема, как подсказывающее начало ответа на поставленный вопрос. На этом этапе педагог проводит, например, словесно — логическую игру «Только на этот звук»

      Начинать работу над формированием диалогической речи необходимо с наиболее простых и легких вопросов и ответов, по мере усвоения которых подключаются все более сложные синтаксические конструкции, и уменьшается помощь педагога.

      Постепенно, как и в обычной речевой практике людей, на занятиях (не только по развитию речи), в повседневной жизни и деятельности детей используются все виды вопросов и различные по структуре ответы, имеющие разное назначение в дальнейшем развитии связной речи и логического мышления детей:

      репродуктивные вопросы (и ответы на них) помогают удерживать последовательность высказывания, повествования и способствуют развитию памяти);

      поисковые, кроме вышесказанного, развивают наблюдательность и внимание;

      проблемные, помогая устанавливать причинно-следственные связи и смысловые ассоциации, развивают логическое мышление и способствуют выстраиванию смысловой связи между отдельными предложениями и объединению их в связный контекст [18].

      На этом этапе работы учитель- логопед широко использует словесно — логические игры для активизации словаря по разным лексическим темам, по формированию грамматических конструкций предложений.

      Следующей и более сложной ступенью в овладении диалогической речью является обучение детей постановке вопросов [18].

      Умение ставить вопрос вырабатывается довольно медленно. Необходима дополнительная и кропотливая работа и неукоснительное соблюдение двух взаимосвязанных и взаимообусловленных принципов:

      — постепенное уменьшение помощи логопеда и возрастание самостоятельности детей;

      — последовательное усложнение дидактического материала (картинного и вербального).

      Примерная последовательность в формировании умения постановки вопросов

      I. Постановка вопросов кто? что? (кто это? что это?) по предметной картинке или предмету:

      а) по данному логопедом образцу:

      у логопеда две предметные картинки с изображением одушевленного и неодушевленного предмета и по одной картинке у каждого ребенка,

      логопед, показывая картинку, давал образец вопроса кто это? или что это?,

      затем предлагает детям по очереди, показывая свою картинку, задавать вопрос логопеду по образцу;

      б) закрепляется данный вид вопросов без образца на последующих логопедических и воспитательских занятиях, индивидуальных и подгрупповых, в игровой и бытовой деятельности детей в детском саду и дома с различными предметами и предметными картинками. Например, на этом этапе работы логопед использует словесно — логические игры «Что в чудесном мешочке?», «У маленькой Зины игрушки в корзине».

      П. Постановка вопроса что делает?:

      а) по демонстрации действия, которое выполнял логопед, воспитатель или заранее подготовленный ребенок, по образцу;

      б) по элементарной 1-фигурной сюжетной картинке, изображающей предмет и действие, также по образцу: логопед подбирает несколько групп картинок:

      I утка летит II девочка сидит III мальчик стоит

      утка стоит девочка плачет мальчик бежит

      утка плавает девочка смеётся мальчик прыгает

      затем выставляет на доске (панно, фланелеграфе) I группу картинок, давал образец вопроса к одной картинке из I группы: Что делает утка? ипредлагает детям поставить коллективно вопросы к двум оставшимся картинкам из I группы («утка стоит», «утка плавает»); далее каждый ребенок выбирает себе по одной картинке и самостоятельно по аналогии задаёт вопрос к индивидуальной картинке;

      в) закрепление данного вопроса (что делает. ) проводится с образцом и без образца как по картинкам, так и по демонстрации действий, во время игровой, бытовой, трудовой деятельности в раздевалке, в столовой, в умывальной, на прогулке и т. д.

      III. Постановка серии репродуктивных вопросов к парным 1-фигурным сюжетным картинкам, подобранным по принципу противопоставления действий. Примеры таких пар в словесно — логической игре «Кто, что делает?»:

      Утка летит.Лебедь плавает.

      Мальчик стоит.Девочка бежит.

      Мальчик смеется. — Девочка плачет.

      Пингвин стоит. — Дельфин плавает.

      После рассматривания пары картинок («Утка летит» — «Лебедь плавает»), логопед, указывает на картинку «Утка летит», даёт образец вопросов к ней:

      Кто это? Кто летит? Что делает утка?

      Ко второй картинке из этой пары («Лебедь плавает») дети по данному выше образцу сами задавали вопросы: Кто это? Кто плавает? Что делает лебедь?

      Далее две картинки из пары сопоставляются, что дает возможность усложнения вопросов, трансформации их по типу сопоставления по образцу:

      Кто летит, а кто плавает?

      Что делает утка и что делает лебедь?

      По данной модели проводится работа с каждой последующей парой.

      IV. Постановка серии репродуктивных вопросов к группе усложненных сюжетных картинок (предмет — действие — объект) с одним изменяющимся предметом:

      мальчик катает машину;

      мальчик ловит мяч;

      мальчик держит машину;

      мальчик держит мяч;

      девочка держит мяч.

      а) Рассматривается первая и вторая картинки, называются действия мальчика на них с установкой на запоминание. Картинки переворачиваются. Детям

      предлагается вспомнить действия мальчика на каждой картинке и спросить о них у логопеда или товарищей в словесно- логической игре «Спроси, у меня»;

      Что делает мальчик? (первая картинка) — Мальчик катает машину.

      Что делает мальчик? (вторая картинка) — Мальчик ловит мяч.

      б) Рассматривается третья и четвертая картинки. Логопед закрывает машину и мяч (они «убежали») и просит поставить вопрос так, чтобы у мальчика вновь появились «убежавшие» машина и мяч:

      Что держит мальчик? (третья картинка) -Мальчик держит машину.

      Что держит мальчик? (четвертая картинка) -Мальчик держит мяч.

      в) После рассматривания четвертой и пятой картинок закрывается мальчик и девочка (остается рука с мячом), логопед закрывает глаза, дети перемещают

      картинки, затем спрашивают у логопеда, указывая по очереди на картинки, кто держит мяч.

      В случае затруднений детей педагог дает образец вопроса или подсказка в виде слова, несущего основной смысл вопроса.

      г) Взаключение проводится перекрестный экспресс-опрос — дети припоминают и задают вопросы ко всей группе картинок в форме соревнования «Кто больше задаст вопросов».

      V. Аналогично педагог проводит работу по постановке репродуктивных вопросов к многофигурной сюжетной картинке:

      В данном случае имеет место пропорциональное увеличение количества репродуктивных вопросов и появляется возможность постановки поискового вопроса сколько? всловесно — логической игре «Незнайкины игры».

      VI.При усложнении сюжетных картинок элементами пейзажа или обстановки к репродуктивным вопросам, которые дети уже могут задавать более-менее самостоятельно, добавлялись вопросы поискового характера (где? куда? откуда? как? какой? сколько?), которые формулируются детьми с помощью подсказки логопеда (ключевого слова или указания на направленность вопроса).

      Пример 1. К сюжетной картинке «Кошка спит на диване» после репродуктивных вопросов детей (Кто спит на диване? Что делает кошка?) следует предложить детям спросить о месте нахождения кошки (Где спит кошка?). Вопрос, где кошка спит?, нежелателен как затрудняющий ответ.

      Пример 2. К сюжетной картинке «Мальчик ловит рыбу» дети по той же схеме сначала задают репродуктивные вопросы (Кто ловит рыбу? Что делает мальчик? Что ловит мальчик?), затем логопед просит определить, но не называть вслух, время года и часть суток на картинке, а затем спросить об этом логопеда или товарищей (Когда ловит рыбу мальчик?), словесно — логическая игра «Спрашиваешь — отвечаем».

      VII. Постановка вопросов к предложению с опорой на предметные картинки или символы, их заменяющие.

      Прослушав предложение (например: Кошка ловит мышку), дети называют предметы (кошка, мышка) идействие (ловит) вэтом предложении.

      Логопед предъявляет предметные картинки (кошка, мышка) или символы-заменители картинок и схематическое изображение действия (карточку с двумя полосками или линиями) и выставляет на доске (панно, фланелеграфе) модель предложения:

      (картинка) (ловит) (картинка)

      Далее следует коллективное «чтение» предложения по выставленным карточкам (по модели).

      Затем карточки переворачиваются: они «убежали». И «вернутся» они только тогда, когда дети зададут к каждой карточке такой вопрос, в ответе на который называется только одна «убежавшая карточка» — одно слово.

      Кто ловит мышку? — Кошка (открывается картинка). Кого ловит кошка? — Мышка (открывается картинка). Что делает кошка? — Ловит (открывается карточка).

      Заканчивается работа повторным «чтением» предложения по наглядной модели (условно можно назвать схеме) предложения.

      VIII. Работа по постановке вопросов к трем предложениям, связанным контекстом, проводилась аналогично сначала с первым, затем вторым и третьим предложением.

      Кот спит на диване. Мышка выглянула из норки. Кот поймал мышку.

      После составления «схем» предложений, чтение их по схемам, постановки вопросов к каждому слову всех трех предложений и повторного чтения «схемы» убираются.

      Детям предлагается вспомнить по порядку все три предложения, с которыми работали.

      Это уже плавный переход к элементарному пересказу, с одной стороны, с другой, своеобразное тренировочное упражнение, развивающее словесно-логическую память.

      (Имеющиеся предлоги в предложениях можно обозначить любым значком, по усмотрению логопеда.)

      Используя, словесно — логические игры на данном этапе педагог учит детей правильно задавать вопросы, обращая внимание дошкольников на различные качества предметов

      (цвет, размер, форма и др.)

      Логопед определяет тему беседы, тщательно продумывает вопросы, моделирует ожидаемые ответы и предполагаемые вопросы детей, расставляет смысловые акценты в тексте и в картине, стимулирует активное участие детей в диалоге, особенно в постановке вопросов, иногда начинаетвопрос или подсказывает тему, ключевое слово, направленностьвопроса, предлагает свои варианты вопросов и ответов, корректирует и уточняет высказывания детей [11].

      Беседа не должна быть игрой в одни ворота, когда педагог спрашивает, а дети отвечают. Это содержательный диалог нескольких собеседников, в котором, безусловно, ведущая роль принадлежит педагогу, но одновременно очень высок уровень речевой и интеллектуальной самостоятельности детей, чего не так просто достигнуть

      На этом этапе своей работы педагог, использует словесно — логические игры учит детей понимать главную мысль в предложение, видеть взаимодействие слов в речи. Например, словесно — логические игры «Снежный ком», «Распространение предложений».

      Роль навыков диалогической речи становится наиболее очевидной при обучении ребенка, когда отсутствие элементарных умений затрудняет его общение со сверстниками и взрослыми, нарушает процесс общения в целом, не дает возможности включиться в ход занятий и, в конечном счете, влияет социальное и личностное развитие ребенка. Таким образом, коррекционная работа по развитию связной диалогической речи и логического мышления у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет эффективна при условии: поэтапного проведения занятий, с использованием словесно — логических игр, предусматривающих работу по двум основным линиям:

      — интеллектуальное развитие, прежде всего развитие мышления, понимание речи;

      — речевое развитие: обогащение лексики, формирование грамматических категорий, исправление произношения.

      1. Алексеева М. М., Ушакова О. С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста: Межвуз. сб. научн. трудов. — М., 1983. — С. 27–43.

      2. Алексиева С. Активизация словесного творчества детей // Дошкольное воспитание, 1970. N 9. — С. 78–82.

      3. Арушанова А. Г. Формирование грамматического строя речи: Методическое пособие для педагогов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика- Синтез, 2005.- с. 3–12, 287

      4. Базжина Т. В. Диалог на начальном этапе языкового развития // Детская речь: Лингвистический аспект. — СПб., 1992. –С. 57–66

      5. Богатырева А. Н. Возрастные особенности понимания и употребления слов детьми 3-х — 5-ти лет: Автореф. дис. канд. психол.наук. — Л., 1970. — 21 с.

      6. Брунер Дж. Игра, мышление, речь / Перспективы // Вопросы образования. — 1987. — N 71–81.

      7. Валлон А. Психическое развитие ребенка. — М.: Просвещение, 1967. — 196 с.

      8. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч. в 6-ти томах. Т. 2. — М.: Педагогика, 1982. — С. 6–361.

      9. Гвоздев А. Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка / Под ред. С. А. Абакумова. — М.: АПН РСФСР, 1949. — Ч. 1. — 268 с.

      10. Гусарова Н. Н. Беседы по картинке.-СПб.: ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2010.

      11. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. — М.: Педагогика, 1986. — 239 с.

      12. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998.

      13. Исенина Е. И. Развитие диалога у детей раннего возраста в связи с формированием образа себя и другого// Человек в мире диалога: Тезисы доклада. — Л., 1990. — С. 138–141

      14. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР: методическое пособие. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. — С. 3–19.

      15. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. — М.:Просвещение, 1985.

      16. Пиаже Ж. Речь и мышление дошкольников. Педагогика-Пресс.М.:

      17. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи.Спб.: ДЕТСТВО — ПРЕСС, 1998.

      Источники:

      https://edu-chita.ru/news/2302

      http://www.admin.chita.ru/administration/committees/?id=166

      http://gtrkchita.ru/news/?id=18106

      http://gtrkchita.ru/news/?id=17690

      https://baby-club.ru/

      http://www.chitaypoy.ru/

      https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5497/