Развитие диалогической речи у дошкольников

Игры на развитие диалогической речи старших дошкольников

Развитие диалогической речи у дошкольников с ОНР

Речь, как известно, возникает и развивается только в процессе общения. Речь является не только средством общения, но и орудием мышления. Поэтому развитие диалогической речи у дошкольников с ОНР – актуальная проблема как для педагогики, так и для логопедии.

Последние исследования в области лингвистики и психологии показывают, что диалог у детей чаще всего возникает не ради непосредственно самого разговора, а связан с потребностями совместной предметной, игровой и продуктивной деятельности и является, по сути, частью сложной системы коммуникативно-деятельностного взаимодействия .

Несмотря на достаточное количество исследований, и разработок различных приемов преодоления речевых нарушений и формирования связной речи, проблеме изучения и развития диалогической речи детей с ОНР в процессе игровой деятельности уделено мало внимания, также недостаточно исследована специфика использования игр-драматизаций.

Мои наблюдения за дошкольниками с ОНР показали, что у детей с ОНР можно выделить следующие особенности диалогической речи и игровой деятельности.

Общие особенности диалогической речи и игровой деятельности:

  • Недостаточно сформирован навык слушать и отвечать на вопросы в процессе диалога;
  • Эгоцентрический тип отношений партнеров;
  • Неумение выражать свои эмоции в интонации и жестах.
  • Специфические особенности диалога у дошкольников с ОНР:

  • Выраженное отставание в развитии диалогической речи;
  • Отмечены нарушения просодической стороны речи – замедление темпа речи, сбой в ритме звуко-слоговой структуры;
  • Не выделение сверстника в качестве объекта взаимодействия;
  • Отсутствие навыка к программированию процесса игры;
  • Бедное содержание игры, как в количестве участников, так и в обыгрываемых действиях;
  • Не сформировано ролевое поведение.
  • Своеобразие предметной деятельности дошкольников с ОНР непосредственно отражается на игровой деятельности, которая тоже характеризуется рядом особенностей.

    Игры-драматизации могут широко использоваться для развития диалогической речи старших дошкольников с ОНР. Методика подготовки, репертуар и проведение игр-драматизаций зависит от возраста детей, тяжести ОНР и периода коррекции.

    Коррекционно-педагогический комплекс по формированию диалогического взаимодействия у дошкольников с общим недоразвитием речи направлен на формирование:

    – социальных представлений, необходимых для игры (о себе, о взрослых и о сверстниках, различные социальные отношения);

    – способности дошкольников с ОНР к идентификации;

    Все эти задачи реализуется на протяжении всей коррекционно-педагогической работы, которая должна проводиться в тесной взаимосвязи с учебно-воспитательным процессом в группе.

    Основные этапы работы:

    1. Развитие коммуникативных навыков.
    2. Развитие диалогической речи.
    3. Развитие игровых навыков.

    Работа проводится в свободное от занятий время, в утренние и вечерние часы. В ходе занятий учитываются следующие моменты:

  • Возрастные особенности детей при отборе материала;
  • Активное участие детей в работе на занятиях;
  • Максимальное использование развивающего потенциала игры – драматизации в создании благоприятной речевой среды.
  • Занятия включают в себя как различные игровые упражнения, направленные на развитие артикуляции, так и игры.

    Игра «Конкурс проектов».

    Цель: развитие связной речи, творческого мышления, взаимодействие в команде, формирование самооценки, развитие мелкой моторики.

    Ход игры: Логопед просит детей придумать и построить картину из предложенных деталей конструктора. Играют четверо: двое строят композицию из 6 любых элементов, а двое входят в состав жюри. По окончанию строительства проекта дети должны описать свой проект, жюри выбирает победителя. Затем члены жюри меняются ролями с игроками.

    Игра «Придумай сказочного героя»

    Цель: развитие связной речи, мелкой моторики, умения работать в команде.

    Игровой материал: цветной конструктор.

    Ход игры: Логопед предлагает детям разбиться на пары (на две команды). Детям предлагается из деталей конструктора, совместно придумать как можно больше сказочных героев (Змей -Горыныч, Царевна – Лягушка, Аленький – Цветочек и т.д.). Можно предложить описать этих героев, их характер, настроение, внешний вид. Выиграет та команда, которая придумает больше героев и лучше о них расскажет.

    Пример занятия с использованием игр-драматизаций:

    Занятие по сказке «Гуси-лебеди»

    • создавать комфортный психологический микроклимат в группе дошкольников;
    • формировать у дошкольников положительное отношение к окружающим;
    • обучить умению восстанавливать простые последовательности в знакомой сказке;
    • развивать воображение и творческие способности детей;
    • развивать умение поддерживать беседу, участвовать в коллективном разговоре.
    • — Сегодня мы продолжим с вами изучать сказку и готовиться к нашему театральному представлению. Давайте вспомним, что произошло после того, как Машенька обнаружила, что ее брата унесли гуси-лебеди? (ответы детей)

      — Итак, Машенька пошла искать своего брата. Кого она встретила на дороге? (ответы детей).

      — Давайте с вами проиграем путь Машеньки за Иванушкой. Сначала Машенька встретила… (дети подсказывают). И что произошло дальше? (ответы детей). Правильно, печка заговорила. Как вы думаете, что почувствовала девочка, когда печка заговорила? Что бы вы почувствовали? (ответы детей, если нужно подсказать).

      — Она почувствовала удивление. Как выглядит человек, который удивился? (ответы детей)

      — А теперь давайте кто-нибудь из вас изобразит Печку, а кто-то Машеньку. При этом Машенька должна удивиться, когда печка с ней заговорит. (дети проигрывают сценку)

      — Кого следующего встретила Машенька? (ответы детей)

      — Как вы думаете, Машенька удивилась, когда яблоня с ней заговорила? (ответы детей)

      — Теперь давайте другая пара изобразит яблоню и Машеньку, и Машенька опять должна удивиться (дети разыгрывают сценку).

      — Молодцы, ребята! Справились с этим заданием! Скажите, что мы сегодня с вами узнали? Что вам понравилось? Вам бы хотелось дальше изучать сказку? (ответы детей)

      1. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. – М. ТЦ «Сфера», НИИ Школьных технологий, 2008.

      2. Погодаева Л.Е. Использование тематических игр-этюдов в развитии диалогической речи дошкольников. // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации. Часть 1. Материалы 3-й научно-практической конференции (заочной) с международным участием: 20-21 апреля 2012 г. – ФГБОУ ВПО УлГПУ им. И.Н. Ульянова. – Ульяновск: УлГУ, 2012. – 606с.

      3. Развитие общения у дошкольников. // Под ред. Запорожца А.В. Лисиной М.И. – М. Наука, 1993.

      Куликова Татьяна Валерьевна,

      ГБОУ детский сад №314,

      Развитие диалогической речи дошкольников в игре

      Номинация Методическая работа в ДОУ

      Овладение диалогической речью – это одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.

      Опыт речевого общения со взрослым ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками. У дошкольника ярко выражено потребность во внимании сверстника, желание донести до партнера цели и содержание своих действий.

      Игра – важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду. Игры можно включать не только в занятия и в совместную деятельность воспитателя с детьми, но и в самостоятельную деятельность детей. В игре у детей формируются:

    • Умения пользоваться в диалоге различными видами реплик (вопросами, сообщениями, побуждениями) и соответствующими им ответными реакциями.
    • Умения соблюдать элементарные правила поведения в диалоге:
    • – соблюдать очередность в разговоре;

      – выслушивать собеседника, не перебивая поддерживать общую тему разговора, не отвлекаться от нее;

      – не говорить с полным ртом;

      – говорить спокойно, доброжелательным тоном.

      1. Развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками).

      2. Развивать диалогическое общение в сюжетно – ролевой игре не прямо, а оказывая развивающее влияние на саму игру через создание предметно-игровой среды, через участие взрослого в детских играх в качестве партнера.

      3. Включать в игру по любой тематике эпизоды телефонных разговоров , различных персонажей для активизации ролевого диалога.

      В Федеральных государственных требованиях к структуре Основной общеобразовательной программы дошкольного образования предъявлены требования к содержанию образовательных областей, так как содержание образовательной области Коммуникация направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач: развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных видах детской деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.

      Результаты практической деятельности по реализации технологии О.В. Бизиковой Развитие диалогической речи дошкольников в игре подтверждают необходимость ее реализации педагогами дошкольных образовательных учреждений в речевом развитии дошкольников, так как все занятия в данной технологии выстроены в игровой форме, а игра, как известно, является основным видом деятельности дошкольников. Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных тем, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, ее сознания и самосознания; это главнейший фактор психологического и речевого развития ребенка.

      Диалогическая речь – наиболее простая, естественная форма общения, которая к семи годам должна быть практически сформирована. Именно через диалоговое общение я стараюсь учить детей самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю. Целенаправленное использование игровых приемов помогло повысить эффективность процесса формирования диалогических умений у дошкольников.

      Исходя из эффективности в реализации технологии О.В. Бизиковой Развитие диалогической речи дошкольников в игре , я рекомендую педагогам дошкольных образовательных учреждений использовать в практической деятельности указанную технологию.

      Приложение 1: Развитие диалогической речи дошкольников в игре .
      Приложение 2: Презентация .

      Арушанова А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 2001. №5. – с. 51-61.

      Арушанова А. Рычагова Е. Дурова Н. Истоки диалога // Дошкольное воспитание. – 2002. №10. – с. 82-90.

      Бизикова О. Развитие речи дошкольников в игре. М: издательство Скрипторий 2003 , 2008. – 136с.

      Горшкова Е. Учите детей общаться // Дошкольное воспитание. – 2000. №12. – с. 91-93.

      Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О. С. Ушаковой. М. Современность, 1999. – 363с.

    • Крылова Н. М. Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. М. Академия, 1999. – с.204-208.

      Колодяжная Т.П. Колунова Л. А. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ. Ростов – н/Д: ТЦ Учитель , 2002. – 32с.

      Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. М. Изд-во ин-та психотерапии, 2001. – 223с.

      Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду / Автор-составитель Ушакова О. С. – М. АПО, 1994. – 63с.

      Автор: Ларюшкина Елена Леонидовна, воспитатель 1 квалификационной категории, Детский сад № 95, г. Каменск – Уральский Свердловской области. Педагогический стаж 19 лет. Участие в мероприятиях детского сада, города, области, проведение практики студентов педагогического колледжа.

      Средний балл: 4.3 из 5 звезд

      (голосов: 6, сумма баллов: 26)

      Развитие диалогической речи старших дошкольников

      Одним из важных вопросов подготовки к школьному обучению считаю развитие диалогической речи воспитанников. Над этой проблемой я работаю на протяжении последних лет.

      Полагаю, что проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных тем, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, ее сознания и самосознания; это главнейший фактор психологического и речевого развития ребенка. Диалог, творчество, познание, саморазвитие — вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу моего внимания, когда я обращаюсь к проблеме речевого развития дошкольника.

      Диалогическая речь — наиболее простая, естественная форма общения, которая к семи годам должна быть практически сформирована. Именно через диалоговое общение я стараюсь учить детей самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю, так как в общении со сверстником ребенку и наибольшей степени приходится ориентироваться на особенности партнера, учитывать его возможности (часто ограниченные) и поэтому произвольно строить свое высказывание, используя контекстовую речь. Диалог со сверстником — новая увлекательная область педагогики сотрудничества, педагогики саморазвития.

      Анализ проведенных диагностических исследований свидетельствует: старшие дошкольники с общим недоразвитием речи значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной диалогической речи. Работая в тесном контакте с учителем-логопедом нашего детского сада, мы пришли к выводу, что дошкольники с общим недоразвитием речи III уровня овладевают лишь самыми простыми формами диалога со сверстниками: нет навыков рассуждения, нет аргументации. У них наблюдаются интерес к сверстникам и многочисленные попытки привлечь к себе их внимание, но диалог не получается: каждый ребенок говорит о своем, не слышит партнера, не отвечает на его высказывания.

      Обучение диалогической речи обычно провожу в форме беседы. Дети усваивают вопросно-ответную форму, овладевают простыми синтаксическими моделями фраз, умением соотносить содержание фразы-высказывания с предметом и темой высказывания. Такую ярко выраженную учебную мотивацию применяю только к детям с хорошо развитой произвольной регуляцией собственной деятельности. Как известно, дети, посещающие логопедический пункт, в большинстве случаев к таковым не относятся. Поэтому для решения задач развития диалогической речи я использую игровые методы, которые органично вписываются в жизнь ребенка. При этом игровая мотивация речевой деятельности является определяющей, но не единственной. В недрах игры зреет иная мотивация — учебная. Чтобы продолжить игру, необходимо чему-то научиться.

      Таким образом, игровая мотивация становится обусловленной учебной, и наоборот.

      С целью активного влияния на коммуникативную деятельность в группе организую режиссерские игры (например, Мы журналисты ), которые очень нравятся детям. В качестве наиболее эффективного приема развития диалогической речи, использую моделирование. Замена абстрактных вербальных образов зрительными значительно облегчает обучение. Мною были разработаны опорные карты-схемы, которые используются ребенком для воспроизведения или создания диалога. Детям предлагаются карточки с изображенными на них картинками-символами. Вместе с ребятами мы оговариваем возможные варианты вопросов, которые можно задать, опираясь на них. Затем, уже в ходе самого интервью, ребенок — корреспондент строит диалог, имея зрительную опору в виде картинок-символов.

      В процессе развития диалога важен не только речевой, но и психологический аспект. Полноценный диалог немыслим без установления диалогических отношений, без формирования инициативной и активно ответной позиции, партнерских отношений. Такие диалогические отношения должны пронизывать как общение ребенка с взрослым, так и взаимодействия со сверстниками. Кроме того, овладение диалогом не возможно без освоения языка и средств невербальной коммуникации. Поэтому в рамках подготовки проведения игры я опираюсь на работу психолога по развитию эмоционально-волевой сферы детей(рис. 1).

      Рис 1. Динамика развития эмоциональной сферы детей подготовительной группы за 2007-2008 уч.год

      Решая задачи приоритетного художественно-эстетического направления детского сада, большое внимание уделяю дополнительному образованию своих воспитанников — руковожу Театральным кружком.

      Музыка и театр в ДОУ — источник особой детской радости. Мои воспитанники через театральную деятельность открывает для себя красоту сказки, театра, их волшебной силы, а в сочетании этих видов деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал. В итоге пришла к твёрдому убеждению, что неталантливых детей нет, поэтому в постановках сказок участвуют все дети подготовительной группы. Пробую на роли разных детей, каждый ребёнок может себя попробовать практически в любой роли. Я и мои воспитанники в процессе чтения сказки наблюдаем, кому какая роль лучше удаётся, больше нравится. Когда подготовительная работа проведена и роли распределены, при дальнейшем чтении сказки уже стараюсь детей не перебивать и не поправлять, т.к. у каждого из них уже сложилось своё видение героя, и они играют так, как его представляют, используя заданный сюжет, в этой деятельности очень ценю импровизацию. Подготовка к спектаклю требует взаимодействия со всеми специалистами ДОУ: воспитателями, психологом, логопедом, хореографом, педагогом по изодеятельности.

      В моей группе созданы условия для театрализованной деятельности: оформлен театральный уголок, изготовлены декорации, костюмы. Подобрала репертуар для детского творчества, игры-упражнения, музыкальные игры, этюды, составлена картотека разнообразных гимнастик (пальчиковой, дыхательной, артикуляционной). Воспитанники моей группы с удовольствием посещают кружок, радуют своими результатами (табл. 1)

      Развиваем диалогическую речь в игре

      Развиваем диалогическую речь в игре

      Диалог – основная форма общения дошкольников. Он является для них и речевой практикой, и школой формирования социальных навыков и привычек, определяющих характер взаимодействия с окружающими. Неслучайно в дошкольном возрасте специальное внимание следует уделять развитию диалогической речи.

      Овладение диалогической речью предполагает усвоение совокупности речевых и поведенческих умений:

      Умения понимать различные обращения (вопросы, сообщения, побуждения) и реагировать на них в соответствии с функциональной задачей общения: отвечать на вопросы, толерантно реагировать на разнообразные сообщения, вежливо выражать свое несогласие, аргументировать свое мнение, в словесной форме выражать готовность выполнить какое — либо побуждение или в социально принятых формах отказываться от выполнения;

      Умения вступать в диалог с окружающими различными способами: четко и ясно ставить вопросы, сообщать о своих впечатлениях, делиться чувствами, мнениями, вежливо высказывать просьбы, советы, приглашения и т. д.

      Умения придерживаться культуры диалога (знание и выполнение основных правил поведения в диалоге, а также употребление средств речевого этикета).

      Наблюдения за детьми выявили недостаточный уровень развития вышеназванных умений.

      В качестве основных методов развития диалогической речи в ДОУ используются разговоры и беседы с детьми. Но это не исключает необходимости использования игр и игровых приемов.

      Преимущества игр заключаются в том, что их можно использовать не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности детей, а также в том, что они создают благоприятный эмоциональный фон.

      Этапы работы по развитию диалогической речи старших дошкольников, используя игры и игровые приемы:

      На первом этапе работы основной задачей является обогащение речевого опыта детей разнообразными видами диалогических реплик. При этом используется склонность детей к подражанию.

      К источникам речевого подражания относится речь окружающих людей, художественная литература, кукольные спектакли, фильмы. Используя художественные средства, привлекается внимание детей к диалогам героев, для чего в беседах после чтения литературных произведений или просмотра спектаклей при помощи обращений к детям выделяют:

      — инициативные диалогические реплики: «О чем хотел узнать слоненок? Как он об этом спросил?», «Листопадничек смотрел на птиц и мечтал полетать. Как своей мечтой он поделился с мамой?».

      — ответные высказывания: «Что ответил попугай слоненку?», «Как мама отнеслась к мечте зайчонка?».

      Особая роль отводится художественной литературе. Заучивая литературные диалоги и передавая их в инсценировании стихотворений, дети заимствуют различные формы инициативных и ответных реплик.

      Например, читая по ролям потешку про зайца, они усваивают разные формы реплик из диалогической пары побуждение – реакция на побуждение.

      — Ну-ка, зайка, поскачи – поскачи!

      — Отчего не поскакать? Поскачу!

      — Лапкой, зайка, постучи – постучи!

      — Отчего не постучать? Постучу!

      В этом диалоге дети учатся шутливо реагировать на побуждение.

      В других стихотворных текстах заимствуются вежливые формы побуждений.

      — Комары, комары! Вы уж будьте так добры,

      Не кусайте вы меня столько раз средь бела дня.

      — Мы и так к тебе добры, но на то мы комары.

      А кусаем мы тебя хоть до крови, но любя.

      Диалогическое единство вопрос – ответ представлено в потешках («Кисонька – мурысонька», «Заяц белый, куда бегал?» и др.) и во многих стихотворения (Е. Благинина «Черемуха»; В. Орлов «Ты скажи мне, реченька…» и др.). Передача этих произведений по ролям позволяет усвоить различные по форме и содержанию вопросы и ответы, вопросительную и повествовательную интонацию.

      Диалогическое единство сообщение – реакция на сообщение не так часто встречается в стихотворениях (А. Барто «Я знаю, что можно придумать.», С. Маршак «Перчатки» и др.). Кроме того, можно использовать стихотворения, не имеющие диалогической формы, но поддающиеся преобразованию в диалогический текст. Например, стихотворение Е. Благининой «Мороз» можно разделить на отдельные реплики по две строки, содержащие законченное суждение.

      — Морозы жестокие в этом году!

      Тревожно за яблоньки в нашем саду!

      — Тревожно за Жучку: в ее конуре

      Такой же морозище, как на дворе.

      Разыгрывая это стихотворение, дети по очереди обмениваются друг с другом тревожными мыслями по поводу мороза. Получается содержательный разговор, в котором дети поддерживают и развивают одну тему.

      Формы диалогического взаимодействия можно заимствовать из дидактических и подвижных игр с готовыми диалогическими текстами.

      Диалогическое единство вопрос – ответ присутствует в играх «Почта», «Фанты», «Маковое зернышко», в подвижных играх «Лиски», «Краски» и др.

      Реплики из пары сообщение – реакция на сообщение присутствует в играх «Садовник», «Колпачок», «Как у тетушки Ирины», «Пчелки и ласточки» и др.

      Реплики из пары побуждение – реакция на побуждение присутствует в словесных («Передай письмо», «Волшебный ключ») и подвижных играх («Змея», «Волк», «Хлоп-хлоп, убегай!» и др.).

      На втором этапе работы задача обучения диалогической речи усложняется. Для этого используются такие игры, в которых нужно оперировать не только заученными (репродуктивными, но и самостоятельно построенными (продуктивными) репликами.

      Для постепенного перехода от использования готовых реплик к построению своих используются такие виды театральных игр, как пересказ по ролям, инсценирование прозаических литературных произведений и режиссерские игры по мотивам произведений.

      Каждое диалогическое единство отрабатывается отдельно. Для этого вначале подбираются произведения с преобладанием какой-либо одной диалогической пары, а позднее – произведения, где разные диалогические пары переплетаются. Используются народные сказки и литературные произведения: «Как лечить удава?», «Хочу быть слоненком» Г. Остера; «Божья коровка», «Неладно скроен, да крепко сшит» К. Ушинского и др.

      На данном этапе дети также учатся вести диалог по телефону, для чего используются игры, связанные с телефонными переговорами: звонок другу (маме, бабушке, звонок в поликлинику, цветочный магазин и т. д.

      На третьем этапе работы используются игры, побуждающие детей к самостоятельному построению диалогических реплик: словесные игры без готовых текстов, телефонные игры-импровизации, театральные и режиссерские игры с придуманными сюжетами.

      Особая роль отводится словесным играм, т. к. они позволяют педагогу направлять речевое поведение детей на создание тех или иных реплик.

      Закрепление умения задавать вопросы и отвечать на них осуществляется в играх «Да и нет», «Вопросы с подсказкой», «Запрещенные слова», «Смешинка», «Турнир знатоков». Участие в них требует от дошкольников усилия мысли, памяти, активизации знаний о предметах, природе и т. д.

      Например, в игре «Да и нет» дети задают цепочку вопросов, чтобы, получая в ответ лишь «да» и «нет», догадаться, что спрятано в волшебном сундучке. Точность вопросов зависит от ясности представления ребенка о признаках предметов или живых существ и т. д.

      Умению ставить вопросы в разной форме содействуют игры с применением моделей, символически отображающих направленность вопросов. Так, карточка с изображением цветных пятен ориентирует на вопрос о цвете предмета, с изображением геометрических форм – о форме предмета и т. д. Изображение кружков в разных местоположениях (на столе, под столом, в стакане) – символ вопросительного слова «где», изображение часов – «когда», изображение цифр – «сколько».

      Умение давать реплики из диалогической пары сообщение – реакция на сообщение закрепляется в играх «Кто кого запутает?», «Небылицы», «Отгадай, кто я?», «Любимые места города» и др.

      С помощью этих реплик дети учатся высказывать свою точку зрения, свое мнение и т. п., а также реагировать на высказывание собеседника, доказывать свою правоту, проявлять терпение.

      Так, в игре Любимые места города» одни дети описывают какую-либо достопримечательность города, не называя ее, а другие высказывают предположения, которые либо отклоняются, либо принимаются. Дети высказывают свои догадки, при необходимости уточняя какие-либо детали, и стараются отгадать, о чем идет речь.

      Игра «Кто кого запутает» провоцирует столкновение мнений, одно из которых неверное. Чтобы вести этот диалог, дети опираются на имеющиеся у них представления об особенностях внешнего вида животного, предмета.

      Закрепление умений формулировать побуждения и вежливо реагировать на них происходит в играх «Сумей отказаться», «Поручение», «Назови родителей», «Угощение» и др.

      В игре «назови родителей» один из игроков берет картинку с изображением какого-либо животного и, образуя слово, называющее его детеныша, побуждает кого-то из детей назвать его маму и папу. Правильно ответивший берет следующую картинку и продолжает игру.

      В игре «Угощение» дети учатся выражать благодарность, принимая угощение или вежливо отказываться от него. Один игрок берет карточку с изображением животного, а другой – с изображением угощения. При этом присутствует элемент случайного выбора (ребенок не знает, какая ему попадется карточка).

      Таким образом, игры для развития диалогической речи рассчитаны на то, чтобы:

      1) формировать у детей умение пользоваться в диалоге различными видами инициативных реплик вопросы, сообщения, побуждения) и соответствующими им ответными реакциями, а также умение соблюдать элементарные правила поведения в диалоге (очередность и тематическое единство реплик);

      2) отражать естественную логику формирования речевых умений: восприятие и заимствование образцов диалогических реплик, их использование в сочетании репродуктивной и продуктивной речи и творческий перенос усвоенных образцов самостоятельную речевую практику.

      Дидактическая игра как средство формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте Глава 1. Теоретические основы формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте 1.1. Сущность понятий «здоровье»,.

      Развитие речи Среди умений и навыков, которые необходимо сформировать у дошкольников, особое внимание заслуживают умения и навыки связной речи, поскольку.

      Методика исследования диалогической речи у дошкольников

      Исследование и выявление особенностей диалогической речи дошкольников 5-6 лет

      При подборе методов изучения мы исходили из положения, что в наборе методик должен соблюдаться принцип системности и теоретической обоснованности, чтобы методики выполняли единую цель.

      Наше исследование проводилось на базе детского сада компенсирующего вида МДОУ д/с №25 г. Новосибирска и МДОУ детского сада № 27 г. Новосибирска. В нашем эксперименте принимали участие дети старшей группы.

      Задачи нашего исследования:

      Подобрать методы и приемы исследования диалогической речи;

      Исследовать состояние диалогической речи детей старшей группы МДОУ компенсирующего вида № 25;

      Исследовать состояние диалогической речи детей старшей группы МДОУ № 27;

      Сравнить состояние диалогической речи дошкольников с общим недоразвитием речи и с нормальным речевым развитием.

      В исследовании принимали участие две группы детей: экспериментальная, включающая в себя десять детей старшей группы детского сада № 25 и контрольная, включающая в себя шесть детей старшей группы детского сада № 27.

      В исследовании принимали участие 10 детей из старшей группы «Солнышко», все дети посещают детский сад 2 год:

      Тахир Б. (5 лет) – общее недоразвитие речи III уровня

      Ярослав В. (5 лет) – общее недоразвитие речи II-III уровня

      Илья Л. (6 лет) – общее недоразвитие речи III уровня

      Саша Т. (5 лет) – общее недоразвитие речи III уровня

      Данил А. (6 лет) – общее недоразвитие речи III уровня

      Софья Г. (5 лет) – общее недоразвитие речи III уровня

      Ангелина Б. (6 лет) – общее недоразвитие речи III уровня

      Саша С. (6 лет) – общее недоразвитие речи II-III уровня

      Данил К. (5 лет) – общее недоразвитие речи II-III уровня

      Кирилл А. (5 лет) – общее недоразвитие речи III уровня

      Речевая и педагогическая характеристика детей экспериментальной группы:

      Речь детей данной группы фразовая, фраза примитивная, аграмматичная. Словарь ограничен обиходно-бытовой лексикой. Слоговая структура сложных слов нарушена. Фонематический слух сформирован недостаточно. Звукопроизношение нарушено (смешения, искажения, замены звуков, отсутствие звука). Связная речь нарушена. Активный словарный запас беден, наблюдаются трудности актуализации слов. Интонационная речь маловыразительна. Дети активно и легко вступают в контакт, эмоционально раскрепощены. Эмоции простые. Темп деятельности медленный. Внимание неустойчивое, быстро теряют интерес к происходящему. Память не развита, мышление на низком уровне. Детям трудно работать самостоятельно и сосредоточенно.

      Речевая и педагогическая характеристика детей контрольной группы:

      Дети свободно владеют фразовой речью. Фонетическая, лексическая и грамматическая стороны речи соответствуют норме. Дети используют полные, развернутые предложения. Дети охотно вступают в контакт, адекватно реагируют на обращенные к ним реплики, быстро переключаются с позиции слушателя на позицию говорящего. Выражают заинтересованность в получении информации и обмене информацией. Внимание детей устойчивое, работоспособность высокая.

      За основу методики мы взяли приемы обследования диалогической стороны речи, предложенные Чиркиной Г.В. Филичевой Т.Б и Бабиной Г.В.

      Особенности распознавания семантически далеких значений

      Следующая группа заданий была направлена на исследование распознавания семантически далеких значений. С заданиями данной группы большинство детей как экспериментальной, так и контрольной группы справились хорошо за исключением группы слов «трамвай, метро, дворник». Затруднения вызывало то, что мног.

      Понятие информационных технологий

      Информационные технологии имеют почти 50-летнюю историю, и возникновение их связывают с появлением в середине двадцатого века электронной вычислительной машины (ЭВМ), изменившей существующий до этого процесс овладения знаниями. Первый этап возникновения информационных технологий приходится на 50-60.

      Сущность блочно — модульного обучения

      Блочно — модульное обучение является альтернативой традиционной системы обучения. Модульная технология известна с 1972 года. Наиболее полно ее основы разработаны П. Юцявичене и изложены в монографии «Теория и практика модульного обучения». Основы модульной технологии рассмотрены в общепедагогическо.

      Диалогическая речь у дошкольников

      Глава I. Теоретические основы развития диалогической речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

      1.1 Диалогическая речь и ее развитие у детей дошкольного возраста.

      1.2 Формирование диалогической речи у детей дошкольного возраста.

      1.3 Методы формирования и педагогические условия, необходимые для развития диалогической речи у дошкольников с ЗПР.

      Глава II. Организация, методы и методики изучения диалогической речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

      2.1 Изучение диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

      2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента

      Глава III Пути, условия и методы формирования диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста с ЗПР

      3.1 Формирующий эксперимент

      3.2 Сравнительный анализ диагностического обследования

      В дошкольном воспитании при личностно-ориентированном подходе к взаимодействию взрослого и ребенка процесс воспитания означает приобщение ребенка к миру человеческих ценностей. Из них наиболее значимыми являются социальные отношение, которые возникают при общении ребенка со взрослыми и сверстниками. Поэтому развитие навыков диалогической речи является одной из основных задач дошкольного воспитания, так как диалогическая речь является одной из важнейших факторов, определяющих психологическую готовность детей к школьному обучению. Между тем у детей среднего и старшего дошкольного возраста, по мнению С.Ю.Серебренниковой, Е.И.Тихеевой, А.Г.Арушановой и других, наблюдаются выраженные искажения в развитии и формировании диалогической речи. Обычно нарушение в развитии диалогической речи выражается у дошкольников в общей речевой инактивности, непродуктивности используемых языковых средств, неумении разрешать конфликты и коллективные задачи. [4]. Особенно нарушения в развитии диалогической речи резко выражены у дошкольников с задержками психического развития. Это обстоятельство отрицательно сказывается на развитие личности ребенка, вызывают различные эмоциональные отклонения, препятствуют успешной социальной адаптации ребенка.

      Проблема развития диалогической речи у дошкольников с отклонениями в развитии является одной из актуальных проблем коррекционной педагогики.

      Своеобразие развития речевой деятельности детей с задержкой психического развития отмечается многими исследователями: Власовой Т.А. Лалаевой Р.И. Глуховым В.П. Мальцевой Е.В. Цыпиной И.А. и другими.

      Наиболее распространенными у детей с ЗПР считаются нарушением письменной речи и звукопроизношения, а также частично нарушение динамической стороны речи, среди которых: недостаточная выразительность интонации, напряженность и аритмичность речи, нарушение ее темпа. В имеющейся литературе наиболее полно освещаются вопросы нарушений фонетической стороны речи у дошкольников с ЗПР, но совершенно не изучен вопрос.

      Взаимопонимание рождается в диалоге, в общении людей. Диалог – это форма речевого общения. В нем взаимодействия партнеров опосредствуется знаками языка. Знание языка, умение словесно выразить свою мысль, передать речью чувство – все это слагаемые диалогической речи.

      На наш взгляд, выбранная нами тема актуальна на данный момент, т.к. развитие диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста с ЗПР воздействует на общее развитие детей: формируются навыки речевого взаимодействия, совершенствуется мышление, ребенок становится более общительным и доброжелательным к другим людям.

      Нами были рассмотрены точки зрения психологов и педагогов по поводу развития диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста с ЗПР. Изучением данного вопроса занимались: В.П.Глухов, А.Г.Арушанова, Н.В.Дурова, Е.И.Тихеева и другие.

      Дети среднего дошкольного возраста с ЗПР обладают слабой речевой активностью, сниженной мотивацией речевой деятельности, что может привести к неправильному формированию личности ребенка.

      Необходимыми условиями для развития диалогической речи у дошкольников среднего возраста с ЗПР являются: развивающая педагогическая среда, правила организации жизни детей, неурочные формы общения, эмоциональный комфорт, творческая атмосфера в детском коллективе.

      Методами развития диалогической речи у таких детей являются: беседы с воспитателем, коллективные беседы со сверстниками, сюжетно-ролевые, дидактические игры, словесные поручения, игра в парах, совместная деятельность дошкольников, создание речевых ситуаций.

      Наше практическое исследование состояло из 3 экспериментов: констатирующего, формирующего и контрольного.

      Мы отобрали 2 группы детей среднего дошкольного возраста с ЗПР по 10 человек. Дети первой группы имела более высокий уровень развития диалогической речи, чем во второй.

      Констатирующий эксперимент мы провели по выявлению у дошкольников следующих направлений в развитии речи – изучение коммуникативно-речевых умений, лексического развития.

      После офорления заказа Вам будут доступны содержание, введение, список литературы*

      *- если автор дал согласие и выложил это описание.

      Работу высылаем в течении суток после поступления денег на счет

      Методика исследования диалогической речи в игре у детей с онр 3 уровня Афонькиной

      Методика исследования диалогической речи в игре у детей с онр 3 уровня Афонькиной

    • Вот Вам целая страница ссылок в яндекс на тему работы с ОНР-детьми, можете посмотреть. А также можете самостоятельно набрать в любой поисковой системе этот же заголовок -там материала очень много, выберете НУЖНОЕ. Удачи. А здесь можете просто нажимать на любую ссылку и читать. Дипломная работа: Развитие диалогической речи у детей дошкольного. сентябрь 2010 Рис. 3 Уровень развития диалогической речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи (контрольный этап эксперимента) … 1. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева. BestReferat.ru›referat-137069.html 2 диалогической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим. Состояние диалогической речи детей дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи, разными авторами оценивается различно. … Оценка диалогической речи младших школьников с ОНР III уровня по данным параметрам позволяет условно выделить три. turboreferat.ru›…dialogicheskoj…rechi/34721… 3Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим. 4 Разработать и апробировать систему работы по использованию игр-драматизаций в коррекционной работе по развитию диалогической речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи. Методы исследования knowledge.allbest.ru›Педагогика›…_0.html 4Дипломы по логопедии Исследование уровня сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста. … Развитие грамматического строя речи в норме и у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в дошкольном возрасте RTF. twirpx.com›Файлы›Педагогика›Логопедия›Дипломы по логопедии 5Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим. Для наглядности результаты первой серии контрольного этапа исследования приведены в диаграмме (рис 3.) Рис. 3 Уровень развития диалогической речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи (контрольный этап эксперимента) BiblioFond.ru›view.aspx?id=465787 [email#160;protected]. речи у старших дошкольников с онр 3 уровня есть. Ответ: Глава 1. Теоретические основы изучения диалогической речи у детей с ОНР 3 уровня. 1.1. Констатирующий эксперимент и его анализ. 2.1. Организация и методика исследования. 2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента. сохраненная Всего 2 ответа otvet.mail.ru›Открытые вопросы›29911394 7Диплом -.диалогической речи у детей шестого года жизни с общим. 10 сентября 2010 Объект исследования: диалогическая речь детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи. … Особенности развития диалогической речи у детей с ОНР рассмотрены нами в следующем параграфе. webkursovik.ru›kartgotrab.asp?id=-19436 8Всё для детского сада. Методические разработки. Материалы для работников дошкольного воспитания всех уровней, от помошника воспитателя до заведующего ДОУ. … Общие основы формирования связной речи детей с ОНР. Театрализованная игра- как одна из видов игр. moi-detsad.ru›metod28-7.htm 9Дипломная работа: Развитие диалогической речи у детей дошкольного. Рис. 3 Уровень развития диалогической речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи (контрольный этап эксперимента) … Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева. lib.tr200.net›v.php?id=248371#038;sp= 10 у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через. 1. Организация исследования и описание методик 2. Выявление исходного уровня развития словообразования детей старшего дошкольного возраста. … Развитие грамматического строя речи в норме и у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в дошкольном возрасте. 5ballov.qip.ru›Рефераты›preview/91457/?kursovaya…
      • Какую роль играет игрушка в развитии речи детей раннего возраста

      какую роль играет игрушка в развитии речи детей раннего возраста.

    • Системный подход в работе над развитием связной речи обучающихся в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи

      Важнейшей задачей курса русского языка является обучение школьников.

      составить диагностику уровня развития ЗОЖ у дошкольников. диаграмма.

      Развитие диалогической речи у детей

      Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция -назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи.

      1.1. Методы и приемы развития диалогической речи.

      -внимательно слушать и правильно понимать мысль, выраженную собеседником;

      -формулировать в ответ собственное суждение;

      -правильно выражать его средствами языка;

      -менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия;

      -поддерживать определенный эмоциональный тон;

      -слушать свою речь, вносить необходимые изменения и поправки.

      — вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими);

      -поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора — сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно;

      — говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.

      2. Умения речевого этикета. В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба,

      согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.

      4. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.

      5. Неречевые (невербальные) умения — уместное использование мимики, жестов.

      Диалогическая речь отличается лаконичность и простотой конструкций. Конкретные условия реальной действительности, в которых протекает разговор, непосредственное общение с собеседником позволяют им понимать друг друга, не прибегая к развёрнутым высказываниям. Отсюда для диалога характерны неполные предложения, однозначные ответы, короткие вопросы.

      Для диалога характерны:

      а) разговорная лексика;

      б) краткость, недоговоренность, обрывистость;

      в) простые и сложные бессоюзные предложения;

      г) кратковременное предварительное обдумывание;

      д) использование шаблонов, речевых клише, речевых стереотипов,

      устойчивых формул общения, т. е. речевого этикета;

      е) использование жестов, мимики, поз.

      Речевые клише облегчают ведение диалога. Диалогическая речь стимулируется внутренними мотивами и особенно ситуацией, в которой происходит диалог, репликами собеседника.

      Строевой единицей диалогической речи является диалогическое единство — сочетание двух или более взаимосвязанных реплик. Чтобы овладеет этой формой речи, нужно усваивать различные типы диалогических единств.

      Диалогические единства строятся по определенным схемам:

      побуждение-сообщение и т. д.

      1.2. Методические приёмы обучения детей диалогической речи

      Консультация: «Развитие диалогической речи дошкольников»

      Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

      «Детский сад «Колокольчик»

      Воспитатель Антропова Евгения Анатольевна

      Язык и речь традиционно рассматриваются в философии, психологии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития ребенка, как основа его социального развития. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения ребенка к ценностям духовной культуры и необходимым условием его развития.

      Дошкольное детство – уникальный период для усвоения родного языка и развития ребенка. Полноценное речевое развитие детей является условием их воспитания и обучения. Огромная роль речевого развития в жизни ребенка обусловлена многофункциональным характером языка и речи. Раскрывая психологическую структуру речи, А.Н. Леонтьев, опираясь на работы Л.С. Выготского, выделяет такие ее функции: коммуникативную (речь является средством, инструментом общения); познавательную (речь выступает средством присвоения общественно-исторического опыта); номинативную (речь выступает средством обозначения предметов и окружающих явлений); сигнификативную (слово обобщает, выражает понятие); регулятивную (речь направляет и регулирует поведение); планирующую (речь помогает организовать, наметить план будущей деятельности).

      Для теории и практики дошкольного образования одной из важнейших задач является разработка эффективных технологий речевого развития детей, адекватных их возрасту и отвечающих основным требованиям, имеющих непосредственное отношение к данной проблеме.

      Школой усвоения всех сторон речи для детей является диалогическая речь. Важность проблемы развития диалогической речи дошкольников подчеркивается многими педагогами и психологами.

      Последние исследования, посвященные проблемам, связанным с развитием диалогической речи детей, с одной стороны свидетельствуют об интересе и внимании к ней, а с другой – о стойкости сложившегося традиционного представления о диалоге.

      Если до недавнего времени в качестве основного средства развития диалога рассматривалось общение воспитателя с детьми, осуществляемое через разговоры и беседы, то в настоящее время наметились попытки использования игровой деятельности и игровых приемов обучения.

      В жизни ребенка речь выполняет многообразные функции. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть поддержание социальных контактов либо обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи.

      Диалог — процесс общения, обычно языкового, между двумя или более лицами. Диалог часто противопоставляется монологу (греч. ‘речь одного’). Если диалог – это совместная речевая деятельность двух или более лиц, а также результат такой деятельности, то монолог – это речевое произведение, принадлежащее одному говорящему, а также само его говорение. Тем не менее, монолог, как и всякая речь, предполагает не только говорящего, но и адресата. Специфика монолога состоит лишь в том, что роль говорящего не переходит от одного лица к другому. Монолог поэтому является просто частным случаем диалога, хотя весьма показательно то, что в понятии диалога больше акцентируется деятельность говорения, тогда как в понятии монолога – его результат.

      Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной.

      Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками. Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью. Очень важно отметить, что для диалога типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, привычных, часто употребляемых и как бы прикрепленных к определенным бытовым положениям и темам разговора. Речевые клише облегчают ведение диалога. Диалогическая речь симулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника).

      Диалог — сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли; слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки.

      Можно выделить несколько групп диалогических умений:

      1. Собственно речевые умения:

      — поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора; сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно);

      2. Умения речевого этикета. В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.

      3. Умение общаться в паре, группе из 3 — 5 человек, в коллективе.

      Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Диалог может разворачиваться как элементарное реплицирование (повторение) в бытовом разговоре и может достигать высот философско-мировоззренческой беседы.

      Выделяются две основные сферы общения дошкольника – общение со взрослыми и общение со сверстниками. В раннем возрасте ребенка в диалог вовлекает взрослый. Обращаясь к малышу с вопросами, побуждениями, суждениями, он тем самым активно откликается на его высказывания и жесты, интерпретируя, «развертывая», распространяя неполные ситуативные высказывания своего маленького собеседника, достраивает их до полной формы. Опыт речевого общения со взрослым ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками. У дошкольника ярко выражена потребность в самопрезентации, потребность во внимании сверстника, желание донести до партнера цели и содержание своих действий. Но дети испытывают большие трудности в общении. Дети испытывают большие трудности в усвоении родного языка и его звуковой системы, грамматического строя, лексического состава. Известно, не владея родным языком, ребенок не сумеет усвоить навыки диалогического общения. Так как диалог, как вид общения, предполагает знание языка, умение им пользоваться при построении связного высказывания и налаживании речевого взаимодействия с партнером. Наблюдения за развитием диалогической речи показали, чтовозраст (3-5 лет), особо чувствителен, сензитивен в усвоении диалогической речи детьми. Наблюдая за развитием диалогической речи дошкольников можно выделить две линии: во-первых, совершенствованиепонимания ими речи взрослых; во-вторых, формирование собственной активной речи.

      Дети четырех-пяти лет испытывают насущную потребность делиться своими впечатлениями на темы из личного опыта, охотно откликаются на предложение рассказать о своих встречах в природе, о четвероногих друзьях, любимых игрушках. У них не хватает терпения выслушать собеседника, все начинают говорить одновременно. В диалоге со сверстником дети получают опыт равенства в общении; учатся контролировать друг друга и себя; учатся говорить более понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать. Дети остро нуждаются в помощи взрослого в процессе освоения диалогического общения со сверстниками. Чтобы дети могли содержательно общаться друг с другом, необходимы определенные условия для их совместной деятельности, для взаимодействия в играх, в повседневной жизни. Прежде всего, для общения детей необходимы материальные условия, т.е. развивающая среда. Диалог является естественной средой развития личности. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет кразличного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Известно, что проблемы межличностного (диалогического) общения для ребенка начинаются в основном в семье. Нежелание общаться (из-за нехватки времени, усталости родителей), неумение общаться (родители не знают, о чем разговаривать с ребенком, как строить диалогическое общение с ним) отрицательно влияет на деятельность и душевное самочувствие малыша. Развитие диалога — это двусторонний процесс, когда собеседники общаются на равных, с взаимным пониманием и уважением друг к другу, даже если один из них ребенок. Дети не умеют использовать доступные вербальные иневербальные средства, не владеют способами построения диалога, не устанавливают взаимодействия друг с другом в ходе диалога т.е. не умеют слышать, слушать друг друга, инициативно высказываться.

      Программа детского сада предусматривает обучение диалогической речи. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения.

      Своеобразие детского диалога

      В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи.

      Если малыш пяти-шести месяцев жизни видит занимающегося своими делами взрослого, он доступными ему средствами (гудением, лепетом) старается привлечь его внимание. В два года речь ребенка становится основным средством общения с близкими взрослыми, он для них «приятный собеседник».

      В три года речь становится средством общения между сверстниками. Однако наблюдения за тем, как реагирует ребенок 2—4 лет на незнакомого человекапоказали, что если незнакомый взрослый не обращается к ребенку или выражает свое расположение лишь мимикой и улыбкой, то лишь 2% детей пытаются войти с ним в контакт. Правда, на активное обращение откликается уже каждый восьмой ребенок этого возраста.

      Конечно, дети робеют, но главное они не имеют опыта взаимодействия с разными людьми; у них недостаточно развиты мотивы общения и средства для осуществления этой деятельности.

      То же можно сказать и о взаимообщении детей. Период его «взлета» (в смысле разнообразия мотивов общения и языковых средств) — пятый год жизни. В старшем дошкольном возрасте наблюдается известный спад: однообразие мотивов общения и простота их языкового выражения.

      Для устной речи как монологической, так и диалогической, характерны краткость и простота построения предложений, бессоюзные соединения, эмоциональная непосредственность, интонационная и образнаявыразительность изложения: насыщенность поговорками, пословицами и так называемой «поговорочной мелочью».

      Воспитатели дошкольных учреждений направляют свои усилия на то, чтобы речь детей была содержательной и понятной для окружающих и само речевое общение проходит в формах, отвечающих требованиям, предъявляемым к поведению человека в обществе.

      Содержательность речи зависит от содержательности жизни детей. Запас интересных наблюдений, впечатлений, переживаний, мыслей при воспитанной потребности в речевом выражении обогащает детскую речь.

      Добиваясь содержательности речи детей, не следует забывать о том, что они очень любят играть словами и звуками, но это хорошо на своем месте и в свое время. Понятность речи, как результат ясной мысли, достигается умением говорить с достаточной полнотой и последовательностью. Работа над содержательностью и понятностью детской речи — это в то же время работа над формированием мышления ребенка и расширением его кругозора.

      Требования программы в части обучения диалогической речи в основном сводятся к тому, чтобы научить детей пользоваться такими необходимыми формами устной речи, как вопрос, ответ, краткое сообщение, развернутый рассказ.

      Эти требования осуществляются главным образом на занятиях. В то же время для развития диалогической речи наряду с занятиями большое значение имеет речевое общение детей друг с другом и с воспитателем в повседневной жизни.

      Начиная с пятого года жизни, можно наблюдать дифференцированное, в зависимости от ситуации и темы высказывания, использование языковых средств. Так, высказываясь о явлениях природы, дети чаще, чем при описании явлений общественной жизни, пользуются прилагательными и наречиями. В высказываниях по поводу знакомых, понятных явлений общественной жизни активизируется употребление глаголов.

      Также дифференцированно дети используют грамматический строй речи. Наиболее благоприятна для включения в высказывания сложных предложений ситуация, где надо партнеру по игре или взрослому что-то разъяснить, убедить его, доказать. Большое число сложных предложений встречается в рассказах детей по сюжетной картине.

      Возросшая на пятом году активность и самостоятельность в деятельности облегчает детям освоение функций речи: общение со взрослыми и друг с другом, умение понятно выразить суждение, сопровождать речью свои действия. Благодаря этому на пятом году, как никогда в последующем, высока речевая активность. Ребенок произносит в среднем 180—210 слов в течение 30 минут игры. У детей большая потребность объяснить друг другу то, что они видят и знают — 40% от общего числа поводов возникновения высказываний. В этих ситуациях дети произносят так много сложных предложений, сколько не услышишь от них даже на очень насыщенных в познавательном отношении занятиях по родному языку. Морфологический строй высказывания (в смысле частоты использования глаголов, прилагательных, наречий) при этом не хуже, чем на занятиях.

      До четырех лет у детей наблюдаются случаи индукционных отношений между речью и игровыми действиями. Ребенок легко комментирует то, что видит, говорит о том, что собирается сделать или уже сделал, но молчит во время выполнения собственных действий. На пятом году желание и умение подтвердить речью свою деятельность усиливается. Так, ребенок старше 4,5 лет сопровождает речью в среднем каждое второе (бытовое, игровое) действие. Но в отличие от ситуации объяснения высказывания детей в этих случаях на 90% состоят из простых предложений. Однако отражение действий в речи важно тем, что это один из этапов формирования умственных действий.

      Глаголы в процессе речевого общения дети употребляют преимущественно в форме повелительного наклонения и инфинитива. Уже к середине года во 2-й младшей группе, а особенно в средней, в речи детей почти исчезают предложения типа: «Спать!», «Играть!». Обращаясь, друг к другу, они все чаще используют форму императива: «Давай играть! Давай вместе построим гараж!». Описанные формы заключают в себе призыв к совместной деятельности, элементы ее мотивации и планирования. Они наблюдаются, когда ребенок обращается к другу по поводу игры, характеризует чувства, состояния. О движениях дети говорят в форме короткого приказа: «Беги!», «Сядь!».

      Ближе к пяти годам в высказываниях увеличивается число глаголов, обозначающих состояния и переживания, а среди существительных те, которые характеризуют нравственный облик («чистюля», «жадина»).Нравственный словарь разнообразится именно за счет глаголов и существительных. Употребляемые наречия и прилагательные довольно однообразны. Они характеризуют выполнение правил и оценивают поведение (правильно — неправильно, плохо — хорошо). Это подтверждает, что правила деятельности, общения усваиваются в младшем дошкольном возрасте, а в 4—5 лет становятся регулятором поведения детей.

      Наречия и прилагательные, которые служат для характеристики действий, поступков (дружно, заботливо, без спросу, веселый, верный и др.) редко встречаются и в рассказах, и в повседневном общении детей. Поэтому уже в средней группе наряду с навыками общественного поведения у детей следует формировать и соответствующий словарь.

      У части воспитанников старших и подготовительных групп в самостоятельных высказываниях заметно возрастает число глаголов. При определенных условиях, например, если дети любят совместно со взрослыми или сверстниками рассматривать иллюстрации, картинки, это может совершенствовать пользование речью. В старшей и подготовительной группах речевая активность детей во время игр и других видов самостоятельной деятельности значительно снижается. Само по себе снижение речевой активности можно и не считать отрицательным явлением. Но в старшей и подготовительной группах в сравнении со средней уменьшаются случаи объяснения чего-либо товарищу, когда речь наиболее сложна в грамматическом отношении и совершенна в лексическом. Среди поводов самостоятельных высказываний в играх преобладают распоряжения, просьбы. Они, как и сами игровые действия, сопровождаются высказываниями, простыми по грамматическому выражению. Названия предметов излишне часто заменяются местоимениями, много частиц и модальных слов. Все это придает речи ситуативный характер.

      Источники:

      http://zdorove-rebenka.ru/igry-dlja-detej/igry-na-razvitie-dialogicheskoj-rechi-starshih.html

      http://www.maam.ru/detskijsad/razvivaem-dialogicheskuyu-rech-v-igre.html

      http://vyrastitrebenka.ru/razvitie-doshkolnikov/metodika-issledovanija-dialogicheskoj-rechi-u.html

      https://www.twirpx.com/file/509033/

      https://infourok.ru/konsultaciya-razvitie-dialogicheskoy-rechi-doshkolnikov-1746513.html