Развитие изобразительной деятельности дошкольника

Развитие изобразительной деятельности дошкольника

Особенности рисунка дошкольника

Возможности дошкольника в овладении изобразительной деятельностью значительно возрастают благодаря развитию самосознания, расширению познавательного опыта. Содержание рисунков дошкольника значительно усложняется. Он обусловлен опытом ознакомлению с окружающим, развитием его умственной деятельности и изобразительных умений, индивидуально-половыми особенностями (отношением к предмету, интересами). Если дети раннего возраста умеют проводить линии, приближенные к прямым, в круг или полукруга, то и содержание их рисунков выступают шарики с ниточками, ожерелье, дорожка, мячик, печенье. С 3-х гг. В рисунках все чаще появляется изображение человека. Сначала это так называемые головоногих, затем на рисунках отличается голова, шея, туловище, ноги. В средних дошкольников особенно любимые предметы для рисования, которые они неоднократно изображают: дом, цветок, птица, рыбка, дерево, солнце. После 5 лет. При поддержке взрослого содержание рисунков резко расширяется. Дети долго и с увлечением рисуют. Их работы отражают определенные сюжеты, где изображены не просто набор предметов, а их взаимосвязь: вид комнаты, девочка с шариками на параде, берег моря с детьми и тому подобное. На своих рисунках дети пытаются изображать процессуальность явлений — так появляются серийные рисунки, которые соответствуют развитию определенного сюжета: Колобок в лесу с Медведем, затем Колобок с Лысой. В рисунках дети изображают также игровые сюжеты с определенными персонажами. Они выполняют такие рисунки не один день, воспроизводя картины жизни персонажей: Принцесса из сказки переживает в рисунках различные приключения: вот она в домике на берегу моря, вот ее спасает смелый Котигорошко, а теперь она на балу танцует с ним.

Развитие техники образотворення позволяет изобразить предмет так, чтобы его узнавали окружающие, однако изображение это отмечается схематизмом. И причина этого не только в уровне техники рисования, но и в особенностях детского восприятия, которое еще недостаточно детализированное и дифференцировано. В своем рисунке ребенок передает существенные, важные для узнавания признаки и детали оригинала, несмотря на менее заметные качества. Рисунок создается ребенком с помощью образного обобщения, которое составляет предпосылку графического моделирования (Л. А. Венгер).

Постепенно в процессе целенаправленного обучения изобразительной деятельности технические умения и навыки ребенка совершенствуются. Выбор того, что рисовать основывается на опыте ребенка и на его отношении к его компонентам. Младшие дети рисуют то, что умеют, а старшие дошкольники, как правило, любят рисовать то, что им нравится, вызывает у них приятные переживания. Развитие техники рисования в старших дошкольников позволяет через рисунок передать свое отношение к изображенному. Выразительными средствами, прежде всего служат линия и цвет. Приятное, хорошо ребенок рисует более отчетливо, четко, детализировано, яркими цветами. То, к чему ребенок относится негативно, что вызывает у него неприятные переживания, выглядит на ее рисунке аморфным, в темных однообразных цветах, как сплетение хаотических линий.

Дети любят рисовать цветы, животных, различные узоры, орнаменты.

С помощью цвета ребенок изображает не только внешний вид предмета, но и свое отношение к нему. Ребенок часто имеет определенный любимый цвет, которым разрисовывает все, к чему относится положительно. Поэтому на рисунках детей видим предметы, разрисованные в несвойственные для них цвета: красные листочки, красный мишка и тому подобное. С помощью цвета дети отражают динамику явлений: листочки весной зеленые, а осенью желтое; днем небо голубое, а ночью тёмно-синее, черное.

Отношение ребенка к изображенному отражают также композиция и размер объектов. Важнейший объект конечно больше других. Причем реальное соотношение размеров предметов часто не сохраняется.

Восприятие ребенком листа бумаги как поверхности, на которой размещается изображение подвергается возрастных изменений по следующим этапам (Ю. А. Полуянов).

1. Лист бумаги воспринимается как безграничная плоскость, на которой можно разместить все свои рисунки, не связанные между собой единым замыслом. Отдельные изображения расположены хаотично, не учитывают соотношение между предметами. Так, надувной шарик выходит изображенной так, что нить оказывается выше самой шарик. В течение рисования ребенок переворачивает лист, выходит за его пределы, рисуя на столе, на полу и т.

2. Ребенок ориентируется при рисовании на «верх» и «низ». Письмо делится на две части: небо и землю, а объекты располагаются между ними в пределах центральной полосы листа. Такая композиция наиболее характерна для рисунков детей дошкольного возраста и называется «фризовой».

3. Выделение левой и правой стороны листа. При этом ребенок учитывает также верх и низ листа, выделяя центральный участок (структурный центр) и размещая в нем главный объект (смысловой центр). Структурный центр рисунка выступает одновременно и смысловым.

Развитие изобразительной деятельности дошкольника;

Моральный реализм дошкольника.

Новообразования дошкольного возраста (по Эльконину).

  1. Возникновение первого схематичного цельного детского мировоззрения.
  2. Возникновение первичных этических инстанций "Что такое хорошо и что такое плохо".
  3. Возникновение соподчинения мотивов.
  4. Возникновение произвольного поведения.
  5. Возникновение личного сознания.

На этой стадии ребенок воспринимает все правила, идущие от взрослого, как константные, превращая их в «абсолюты», не подлежащие сомнению. Главный ориентир для поведения ребенка — отношение взрослого, его поощрения и санкции.

Теория символизма детского рисунка. По мнению В. Штерна, рисунок ребенка — отнюдь не изображение конкретно воспринимаемого предмета. Ребенок изображает то, что он знает об объекте, а не непосредственно воспринимаемый образец. Близка к концепции В Штерна Лейпцигская школа комплексных переживаний. По мнению психологов этой школы (Г Фолькельт), детское искусство носит экспрессионистский характер — ребенок изображает не то, что он видит, а то, что он переживает. Он выражает свои чувства, свои эмоциональные состояния. Поэтому рисунок ребенка субъективен и часто непонятен постороннему человеку. Как отмечал Н. М Рыбников, для понимания детского рисунка очень важно исследовать не только продукт, результат рисования, но и сам процесс создания рисунка. Маленькие дети изображают на бумаге мало, но при этом много говорят, жестикулируют. Только к концу дошкольного возраста ребенок начинает обращать внимание на рисунок как на продукт изобразительной деятельности.

Первая стадия доизобразительного этапа (по Г. Кершенштейнеру, К. Ричч и др.) — стадия каракулей, которая начинается в возрасте двух лет. В это время ребенка интересует не изображение, а карандаш. Он получает удовольствие от самих движения, когда водит карандашом по бумаге. Примерно через шесть месяцев после начала стадии каракулей у ребенка возникает возможность зрительного контроля за рисованием. Большинство детей рисует на этой стадии с большим энтузиазмом, поскольку координация между зрительным и моторным развитием составляет большое достижение ребенка.

38. Игровая деятельность. Психология и педагогика детской игры.

Развитие изобразительной деятельности дошкольника.

Своеобразие детских рисунков породило ряд концепций. Среди них большое место занимает интеллектуалистическая теория

Стадии развития изобразительной деятельности.

Итальянский психолог К. Риччи считал, что она в своем развитии проходит два этапа- доизобразительный и изобразительный, которые, в свою очередь, делятся на несколько стадий.

Вторая стадия этого этапа — стадия последующей интерпретации (от 2-х до 3-х лет). На этой стадии ребенок начинает давать названия своим рисункам, по-прежнему состоящим из каракулей "Это — папа" или "Я бегу", хотя ни папы, ни самого ребенка обнаружить на рисунках невозможно. Начинается переход от "мышления в движениях" к "образному мышлению".

Изобразительный этап. Первую стадию изобразительного этапа составляют рисунки с примитивной выразительностью (3-5 лет). Эти рисунки, по словам исследователей, "мимичны", а не "графичны" Пример: рисунок прыгающей девочки, на котором прыгание изображено в виде зигзагообразной линии. Вторую стадию составляют схематичные детские рисунки (6-7 лет). Ребенок начинает понимать и практически ориентироваться на то, что прыжки и мимика к изображению никакого отношения не имеют. Ребенок изображает объекты с теми качествами, которые им принадлежат.

По мнению А. В. Запорожца, изобразительная деятельное подобно игре, позволяет более глубоко осмыслить интересующие ребенка сюжеты. Однако еще более важно, как указывает он же, что по мере овладения изобразительной деятельностью у ребенка создается внутренний идеальный план, который отсутствует в раннем детстве. В дошкольном возрасте внутренний план деятельности ещё не полностью внутренний, он нуждается в материальных опорах, рисунок -одна из таких опор.Ребенок может найти себя в рисовании, и при этом будет снят эмоциональный блок, тормозящий его развитие. У ребенка может произойти самоидентификация, возможно, впервые в его творческой работе. В статье "Предыстория развития письменной речи" Л. С. Выготский рассматривал детский рисунок как переход от символа к знаку. Символ имеет сходство с тем, что он обозначает, знак такого сходства не имеет. Детские рисунки — символы предметов, так как они имеют сходство с изображаемым, слово такого сходства не имеет, поэтому оно становится знаком. Рисунок помогает слову стать знаком. Л. С. Выготский рассматривает детский рисунок как подготовительную стадию письменной речи.

Последний вид деятельности в дошкольном возрасте — учение. Вне обучения, вне процесса передачи ребенку общественно выработанных способов действия вообще невозможно развитие. Обучение в ранних возрастах вплетено во все виды деятельности ребенка. Сначала оно еще не выделено в качестве самостоятельного вида деятельности. Но постепенно у ребенка возникает тенденция чему-то учиться. Такое обучение элементарным приемам и действиям, выделяясь из продуктивной деятельности, еще не содержит системы, характерной для усвоения научных понятий, знаний. К концу дошкольного возраста ребенок переходит от спонтанного типа обучения к реактивному типу обучения по программе, предложенной взрослым человеком, и очень важно сделать так, чтобы ребенок хотел делать то, что хочет взрослый человек.

153. Психология детской игры. См. вопросы 137, 138

154. Роль сказки в развитии воображения дошкольника..

Помимо игры и изобразительной деятельности, в дошкольном возрасте деятельностью становится также восприятие сказки. К. Бюлер называл дошкольный возраст возрастом сказок. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр.

Ш. Бюлер специально изучала роль сказки в развитии ребенка. По ее мнению, герои сказок просты и типичны, они лишены всякой индивидуальности. Часто они даже не имеют имен. При этом герои сказок делают все то, что делают обыкновенные люди: едят, пьют, работают, женятся и т.п. Все это способствует лучшему пониманию сказки ребенком.

Но в каком же смысле восприятие сказки может быть деятельностью? Восприятие маленького ребенка отличается от восприятия взрослого человека тем, что это развернутая деятельность, которая нуждается во внешних опорах. Это содействие, когда ребенок становится на позицию героя произведения, пытается преодолеть стоящие на его пути препятствия. Сопереживание сходно с ролью, которую берет на себя ребенок в игре.

Т. А. Репина подробно прослеживала путь интериоризации содействия: у маленьких детей понимание имеется тогда, когда они могут опираться на изображение, а не только на словесное описание. Поэтому первые детские книжки должны быть книжками с картинками, и картинки являются основной опорой при прослеживании действия. Позднее такое прослеживание становится менее необходимым.

Чувство удовлетворенности тем, что ребенок делает, очень важно для него. Чтобы обрести это чувство, нужна помощь взрослого Нет ничего более важного для ребенка, чем тот импульс, который дают ему родители, знакомя его с культурным наследием всего человечества. Пока ребенок еще маленький, это культурное наследие, по мнению Б Бетельхейма, может быть представлено в литературе.

Он приходит к выводу, что такое произведение должно завладеть вниманием ребенка, возбудить его любознательность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции Словом, это произведение должно задевать все стороны личности ребенка. В добавление к перечисленному, такое произведение должно способствовать повышению уверенности ребенка в себе и в своем будущем. По мнению Б Бетельхейма, всем этим требованиям удовлетворяет только народная сказка. Сказка становится своего рода психотерапией, потому что каждый человек (каждый ребенок) открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем. Над народной сказкой, по словам Б Бетельхейма, "трудяюя" миллионы людей, отбрасывая неважные детали, прибавляя важные Это делает сказку действительно сгустком человеческой мудрости, опыта, результатом работы человеческого сознания и подсознания.

Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем. Стиль сказки также понятен ребенку. Ребенок еще не умеет мыслить логически, и сказка никогда не утруждает ребенка какимито логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию.

Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В не все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств.

Развитие изобразительной деятельности в дошкольном возрасте

Предпосылками продуктивных видов деятельности, так же как игры и труда, выступают потребность малыша в самостоятельности и активности, подражание взрослому, освоение предметных действий, формирование координации движений руки и глаза.

На втором году жизни у ребенка возникает интерес к карандашу и действиям с ним. Он начинает подражать взрослому, водя карандашом по бумаге. Совершая такие беспорядочные движения, малыш не стремится что-либо изобразить. Он просто манипулирует с карандашом, осваивая его функцию, получая удовольствие от самого процесса. Проводя карандашом, ребенок делает важное «открытие» — карандаш оставляет след. Малыш замечает материальную проекцию собственных действий — то, что след получается разным в зависимости от характера движений руки. Так, при слабом нажиме линии будут бледными и тонкими, а при сильном — толстыми; короткими резкими движениями можно нанести штрихи, а размашистыми — линии. То есть ребенок видит наглядный образ собственных действий. Каракули вызывают у малыша интерес, стремление их повторить. Такое стремление ведет к росту произвольности движений, к формированию зрительно-двигательных координации нового уровня. Глаз начинает управлять мелкими движениями руки, а рука задает определенный образ действия. Дети учатся воспроизводить свои движения.

Перелом в становлении рисования наступает в связи с узнаванием в каракулях предметов окружающего мира. Вопросы взрослого: «Что ты нарисовал?», его подсказки: «Похоже на корабль» помогают малышу установить связь изображения с реальным объектом. Такой рисунок еще очень далек от действительности, и у малыша нет намерения что-либо нарисовать. Вопросы взрослого переключают внимание ребенка с действия карандашом на реальный продукт, получаемый в результате манипуляций. Постепенно ребенок сам начинает искать сходство своих каракуль со знакомым предметом.

Новый этап в становлении изобразительной деятельности связан с интенсивным развитием в начале дошкольного возраста знаковой функции сознания, причем не только в рисовании, но и в игре, бытовой деятельности, при освоении речи. Знаковая функция, представляющая собой одну из фундаментальных человеческих способностей, начинает осваиваться в раннем детстве, при непосредственном воздействии взрослого, который учит ребенка узнавать картинки в книжках, использовать в игре предметы-заместители, называть нарисованные каракули. Процесс рисования предполагает действие замещения. Ребенок дает предмету и изображению одно и то же название, устанавливая таким образом их соотношение. И в то же время он понимает, что изображение предмета выступает его заместителем, обозначением. Знаковая функция рисования зарождается, когда ребенок переходит от орудийного манипулирования карандашом через воссоздание графического образа, показанного взрослым, к названию его определенным словом. С этого момента начинается развитие собственно изобразительной деятельности, возникает изобразительная функция рисования. Слово устанавливает и закрепляет связь между предметом и изображением. Понимание того, что изображение является заместителем реального объекта, а не им самим, позволяет ребенку осознать, что его собственные рисунки что-то изображают. Слово закрепляется за определенной каракулей, которую ребенок может произвольно воспроизводить. Вершина развития каракулей — замкнутая, закругленная линия становится основой графического образа многих предметов. Перемещение слова с конца на начало рисования — важнейшее достижение в изобразительной деятельности. Как только малыш начинает приписывать своим каракулям то или иное содержание, они превращаются в средство указания и сообщения. Теперь ребенок не только обозначает предмет, но и передает информацию — сообщает нечто другому человеку, прежде всего взрослому.

Постепенно малыш переходит к пониманию того, что одно лишь обозначение предмета, без его сходства с оригиналом, не может удовлетворять окружающих. Он стремится к тому, чтобы его рисунок узнавали другие люди и прежде всего взрослые. Переход к намеренному изображению предмета создает условия для того, чтобы рисунок все больше приближался к действительности и становился узнаваемым. При обучающем воздействии взрослого у ребенка формируется ручная умелость, которая позволяет в процессе рисования создавать изображение, близкое к реальному объекту (Т.С.Комарова). Первый компонент ручной умелости включает способы использования орудий и материалов (кисточки, карандаши, краски и пр.). Второй складывается на основе установления связи предмета с тем изобразительным движением, которое следует воспроизвести для передачи его формы. Третий компонент формируется на основе действия восприятия, когда движения управляются зрительным контролем, представлением об особенностях того рисунка, который должен сделать ребенок.

Что изображает ребенок? На что он ориентируется в рисовании: на то, что видит, что знает о предмете, или на то, что переживает? Этот вопрос всегда интересовал психологов и педагогов. Ребенок изображает всю действительность, как он себе ее представляет. Рисунок включает весь опыт малыша: то, что он видит, знает и чувствует. Он отражает внешний вид предмета, знание о нем и двигательно-осязательный опыт.

Детям предложили нарисовать белку. Если они гладили ее чучело, то в рисунках прежде всего отмечали ее мягкость, пушистость, максимальное внимание ребята уделяли шерсти и опускали другие детали. Дети, которые тщательно рассматривали белку, старались передать в изображении даже самые мелкие детали, например ее коготки (В.С.Мухина).

В рисунке отражается опыт, полученный ребенком из собственных действий с предметами, из своей графической деятельности по изображению, из обучающих воздействий взрослого. В графическом образе слиты представления о внешнем виде предмета, представленные разными анализаторами, а также знания о нем, его функциях и отношение к нему малыша. Рисунок, хотя и узнаваем, часто схематичен, является только указанием на предмет, а не его подробным изображением, поэтому лишь напоминает реальный объект. Причину схематизма следует искать в несовершенстве технических приемов рисования, а также в образком, конкретном характере мышления дошкольника. Ему важно передать наиболее существенные, на его взгляд, признаки и части объекта, пропустив менее важные. Рисуя предметы, ребенок руководствуется своеобразной логикой, отбирая те черты, которые в данном контексте наиболее значимы, передавая свое представление о действительности и отношение к ней.

В рисунке несомненно присутствует обобщение, но образное. Если ребенок ориентируется на подчеркивание существенных признаков в объектах, то получаются схематические изображения. То есть в ходе рисования возникают предпосылки графического моделирования (Л.А.Венгер).

Таким образом, рисунок, как и игра, создает своеобразную модель действительности. Как и в игре, принимая условность ситуации, действуя понарошку, но как на самом деле, малыш разворачивает сюжет, берет на себя роль персонажа, наделяет изображаемых героев мыслями и переживаниями. Он и сам включается в описываемые на бумаге события, регулируя и вмешиваясь в них по мере необходимости. Если в игре действия и роль ребенка не закрепляются, то в рисовании они фиксируются графическими образами. Дошкольник пытается отразить взаимосвязи между объектами, развитие ситуации, показать динамику и временную протяженность события.

Кристина К. (7 лет) изобразила лестницу и стоящих рядом двух девочек спиной и лицом к зрителю. Она объяснила: «Это Золушка идет на бал и возвращается». Так с помощью рисования ребенок проникает в сущность явлений, пытается понять их смысл.

Рисуя, ребенок не только отражает свое представление о действительности, но и размышляет о ней, выражая свое понимание окружающего. Он проигрывает ситуации, в которые сам не попадает, или повторяет на качественно новом уровне хорошо знакомые события, по-новому их осмысливая.

Моделирование действительности в рисовании происходит на основе не только графических образов, но и речи, которая выполняет в этой деятельности разнообразные функции. Рассмотрим наиболее важные из них.

С помощью речи дошкольник поясняет содержание изображения, устраняет возможное расхождение между элементами рисунка и деятельностью. Такие пояснения для него очень важны, поскольку рисунок адресован другому человеку и должен быть ему понятен.

Например, Катя Т. (6 лет 8 мес.) рисует девочку и поясняет: «Вот борода, это она из племени такого. Там все бороды носят».

Используя речь, дошкольник создает многообразные ситуации, которые лишь в известной мере отражаются в рисунке и выходят далеко за его пределы. Поэтому речь по ходу рисования зачастую богаче самого рисунка. С помощью слова ребенок объясняет происходящие события, предусматривает их развитие.

Так, Сережа М. (7 лет) говорит, нарисовав птичку: «Это птичка. Она в жаркие страны летит». Катя Т. (6 лет 8 мес.) объясняет, указывая на свой рисунок: «Девочка. Это она так танцует. Скоро жениться будет. У них там все женятся. А потом она ребеночка родит».

По ходу рисования речь позволяет дошкольнику преодолеть ограниченные возможности изобразительных материалов. Ребенок дает персонажам характеристики, которые трудно отразить на бумаге (например, нравственные качества). Опираясь на речь, ребенок преодолевает несовершенство собственной ручной умелости: неумение показать пропорции, перспективу, динамику события. Так, используя звукоподражание, он передает полет самолета.

С помощью речи дошкольник выражает отношение к своему рисунку, например его эстетическую оценку («Как красиво получается!» — восклицает шестилетняя Маша О.).

По ходу рисования ребенок обращается ко взрослому, когда стремится узнать его мнение о рисунке или просит помочь и т.д.

Речь постепенно начинает контролировать, планировать и регулировать процесс рисования, помогая ребенку стимулировать и воплотить замысел. Малыш рисует, что получится, затем в речи называет изображенное. На вопрос: «Что ты рисуешь?» — отвечает: «Нарисую, тогда узнаешь». Появление замысла связано с тем, что речь переходит с конца процесса рисования на его начало и дает дошкольнику возможность заранее определить, что он будет рисовать. Но определение темы рисунка недостаточно для того, чтобы был создан и воплощен замысел. Для воплощения замысла необходимо выделить его содержание, отобрать материалы, наметить последовательность работы, оценить достигнутый результат с точки зрения того, насколько полно осуществлен замысел.

Замыслы младших дошкольников очень неустойчивы. Внешние раздражители, возникшие трудности (не получается, капнула краска) заставляют ребенка отказаться от первоначальной цели.

Например, Марина К. (3 года 6 мес.) сначала заявляет: «Буду рисовать птичку». Затем изображает округлую форму красного цвета, закрашивает, сверху рисует линию зеленой краской, краска расплывается. Тогда девочка рядом изображает еще четыре округлых формы и на вопрос взрослого: «Что ты нарисовала?» — отвечает: «Тридцать восемь помидоров».

Старший дошкольник не только констатирует результат рисования и формулирует замысел, но и реализует его. Но без специального обучения замыслы детей даже в 5-7 лет часто не детализированы и развиваются по мере создания изображения.

Приведем пример. Степа Л. (6 лет 6 мес.) говорит: «О, сейчас я нарисую дом». Берет коричневый карандаш, рисует дом, окошко, чердак. «Только у меня трубы не будет. Я не хочу. Так, сейчас возьмем зелененький». Берет зеленый карандаш. «Вот такой дом у меня». Раскрашивает дом. «А тут у меня дверка такая будет». Рисует дверь. «Я хочу еще дерево нарисовать». Рисует дерево, поясняя: «У моей бабушки, ну где я .отдыхаю, тоже есть вот дерево. Сейчас еще дорогу нарисую». Рисует дорогу.

Воплощение замысла, кроме того, что оно определяется умением спланировать этот процесс, связано с наличием полных представлений об окружающем, а также с уровнем развития ручной умелости.

В качестве примера приведем высказывания детей.

Катя А. (6 лет 1 мес.): У меня получился гриб. Еще я хотела себя нарисовать, но не умею.

Игорь С. (5 лет 5 мес): Попробую медведя нарисовать… Не получается. Рот вообще не получился. Хотел медведя нарисовать, но он не получился.

Реализация замысла, самостоятельное нахождение средств для его воплощения, новое оригинальное решение в создании образа характеризуют проявления творчества в детском рисовании.

В то же время речь может отрицательно влиять на оригинальность рисунка. Называние определенным словом фигуры не дает ребенку возможности зрительно проанализировать ее очертания и побуждает к повторению известного графического шаблона, когда дом изображается как соединение квадрата с треугольником сверху.

По мере освоения изобразительной деятельности у ребенка создается внутренний идеальный план действия, который отсутствует в раннем детстве. Поэтому важно отметить, что изменения, происходящие в психике ребенка в процессе рисования, имеют гораздо более важное значение, чем сам рисунок.

Рисование, отражая знания и представления ребенка о действительности, в то же время помогает ему ее освоить, является средством познания. Целенаправленное обучение изобразительной деятельности определит содержание детских рисунков, которое обусловлено постепенным освоением технических умений и навыков. Например, дети третьего года жизни рисуют дорожки, ниточки к шарикам, учась изображать прямые линии. В начале дошкольного возраста в рисунках все чаще появляется изображение человека, что, видимо, тоже связано с обучающими моментами. Примерно до 5 лет ребенок рисует одни и те же предметы (в разных ситуациях), которые взрослые его научили изображать (например, дом, девочку, дерево, солнце). После 5 лет, также при помощи взрослого, дети начинают преодолевать сложившиеся шаблоны. Подолгу рисуя, они создают огромное количество рисунков, отражая все, что происходит на земле, на воздухе и на море. В содержание рисунков теперь входят сюжеты любимых сказок, эпизоды их собственного опыта, образцы, увиденные на картинках, в фильмах. Словом, в рисовании наблюдается та же тенденция, что и в развитии игры и сочинительства: причудливые переплетения реального и фантастического. Появляются игры с продолжением, придумываются и изображаются продолжающиеся истории. Полюбившиеся персонажи изображаются неоднократно в разных ситуациях, ребенок «обустраивает» их быт, рисует происходящие с ним события.

Даша Н. (5 лет 3 мес.) изображает русалок из полюбившегося ей мультфильма. Они каждый раз занимаются каким-либо делом: плавают, купаются, стирают, сушат и гладят свои купальники, танцуют на балу и даже ходят в музей (после того как сама Даша посетила краеведческий музей).

Словом, в рисунке, как в капле воды, отражается внутренний мир ребенка, его интересы, склонности, предпочтения, желания.

Рассматривая рисунок семилетнего Вовы Г., взрослый спрашивает: «Вова, почему ты нарисовал именно корабли?» — и получает ответ: «Ну, мне нравятся корабли. А у меня папа тоже в море ходит».

В то же время содержание рисунка определяется не только индивидуальными особенностями дошкольника, но и половыми, национальными. В рисование включаются моральные и эстетические оценки, представления о красивом и некрасивом, хорошем и плохом, причем нравственные и эстетические эталоны слиты. Хороших, добрых героев дети изображают красивыми, тщательно прорисовывая, а плохих, злых — некрасивыми, нарочито небрежно.

В изобразительной деятельности ребенок усваивает разные элементы социального опыта (отражая в рисунках себя, свою семью, социальные явления).

Главными средствами выразительности, используемыми дошкольниками, являются линия и цвет. Младшие дошкольники легко выполняют задание нарисовать самое красивое, отражая то, что они умеют и знают. А предложение нарисовать самое некрасивое вызывает отказ, или дети находят выход в доизобразительном нарочито небрежном чиркании. В 4-6 лет решение таких задач становится более разнообразным. Красивым для детей выступает то, что дает приятные зрительные впечатления: цветы, орнаменты, явления природы, приятные животные и т.д. Некрасивое — это неприятное, страшное, пугающее в реальной жизни и в сказках.

Цвет и тщательность прорисовки выражают отношение ребенка к объекту. Любимый цвет дети чаще используют для украшения предпочитаемых объектов. То, что нравится, ребенок изображает яркими цветами, то, что не нравится — темными. Цвет выступает скорее как выразительное, а не изобразительное средство. Поэтому ребенок нередко раскрашивает объекты в несвойственные им цвета. Старший дошкольник может намеренно исказить цвет, создавая фантастические образы. Под влиянием взрослого у дошкольника складывается представление о цвете как о важном, но меняющемся признаке предмета. Взрослый обращает внимание юного художника на изменчивость цвета, его многообразие. Ребенок учится чувствовать гармонию, подбирать цветовые сочетания. У него формируется чувство цвета, которое позволяет создать законченный художественный образ.

Композиция и величина объектов также выражают отношение ребенка к изображаемому, использование композиционных приемов связано с освоением пространства листа (Ю.А. Полуянов). Сначала ребенок не воспринимает лист бумаги как ограниченную плоскость. Поэтому рисует, густо заполняя его не связанными друг с другом изображениями, переворачивает разными сторонами, продолжает рисовать на столе, если рисунок не помещается на бумаге. Затем дошкольник выделяет верх и низ листа, делит его на две части по горизонтали на небо и землю, а объекты располагает между ними. Такая композиция, наиболее характерная для рисунков детей дошкольного возраста, получила название «фризовой». Позже ребенок выделяет левую и правую стороны листа, а затем и центр, помещая в нем главный объект. Обычно в рисунках дошкольников совпадают смысловой и структурный центры. Самый важный объект обычно больше других. Причем реальное соотношение размеров изображаемых предметов часто не сохраняется.

Особенности развития изобразительной деятельности в дошкольном возрасте:

— изобразительная деятельность включается в развитие знаковой функции сознания и, моделируя действительность, расширяет границы ее познания;

— формируется ручная умелость, позволяющая передать богатое содержание рисунка;

— развивается умение создавать и воплощать замыслы;

— осваиваются специфические выразительные средства изобразительной деятельности.

Развитие изобразительной деятельности дошкольника

Типичными для дошкольного возраста является продуктивные виды деятельности. Дети с удовольствием рисуют, лепят, вырезают, строят. Эти виды деятельности направлены на создание определенного продукта, требуют овладения особыми способами действий и осуществляют специфическое влияние на психическое развитие детейтей.

Развитие изобразительной деятельности в дошкольном возрасте

Производительные виды деятельности, как и игра, имеют моделировочный характер. В игре ребенок создает модель отношений между взрослыми; в продуктивной деятельности, моделируя предметы окружающего мира, она приближается аеться к созданию реального продукта, в котором представления о предмете, явления, ситуации приобретает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемные изображенияі.

Детская изобразительная деятельность направлена ??на отражение окружающей действительности

Для изобразительной деятельности характерно художественно-образное начало. В отличие от образов восприятия и памяти художественный образ максимально субъективен и отражает определенные свойства личности его авт тора. К изобразительной деятельности принадлежат рисование, лепка, аппликация, их взаимосвязь прослеживается в выразительных средствах (форма, линия, объем), которые используют при создании продукта декор ивне рисование, аппликация и лепка предусматривают использование цветовой гаммы и гармонии, сюжетное — композицийції.

Реальный мир ребенок отражает не механически. Этот процесс является сложным, обусловленным психическим развитием ребенка, его возрастными и индивидуальными особенностями, условиями жизни, воспитанием, обучением самых насущных вишою психологической особенностью изобразительной деятельности является ее творческий, продуктивный характер, использование не только имеющихся предметов, но и создание определенного продукта путем реализации замысла, возникшего у младенцевни.

Замысел продуктивной деятельности воплощается посредством изобразительных средств. Усваивая эту деятельность, ребенок учится выделять в реальном предмете стороны, которые могут быть отображены ней. Итак, в признаки и качества предметов являются опорными точками в познании ребенком действительности. У дошкольника формируется умение вариативно использовать выразительные средства и орудия, он постепенно овладевает обобщенные сп лица изображения объектов окружающей миріту.

Рисование и стадии его развития в дошкольном возрасте

Виды изобразительной деятельности дошкольника разнообразные. Особое место среди них принадлежит рисованию, в котором проявляется личность ребенка и которое существенно влияет на формирование этой личности. Феномен н детского рисунка заключается в его ценности для ребенка, его родителей, специалистов в области дошкольного образования. Для ребенка рисунок является формой и средством коммуникации с другими людьми и сверстниками, ее самовыражения м, самоутверждением, а также своеобразной картиной мира, для родителей — это путь к взаимопониманию с ней и гармонизации семейных отношений, для специалистов по дошкольному образованию, педагогов и психологов — матриц я внутреннего мира, развития всех сфер личности ребенка, его социологизации,. Я-концепцииції.

Благодаря изучению детского рисунка взрослый открывает путь к диалогу с ребенком, развивающего общения с ней. Рисунок представляет ребенка в социуме как компетентный и успешно социализированы, положительно (не егативно) настроенную личностьь.

В рисовании ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира и в определенной степени уровень этого познания. Чем лучше у него развита восприятия, наблюдательность, чем шире запас представлений, тем пов внише и точнее она отражает действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее ее рисунки. Дошкольник в своей изобразительной деятельности отражает такие специфические особенности своего мышления, как ко нкретнисть, образность. Его изобразительная деятельность связана не только с отдельными психическими функциями (восприятие, память, мышление, воображение), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы, темп ерамент, некоторые половые различия ребенка: мальчики любят рисовать транспортные средства (машины, корабли, поезда, самолеты), тяготеют к динамическим построений; девочки — дома, природу, используют в своем рисунке орнаментальное и декоративное оформление, украшенийраси.

Особенностями детского рисунка являются:

— схематизм: изображая человека, дети часто рисуют»головоногие»(голову, руки, ноги); схематично изображают они и другие предметы;

-«прозрачность»предмета: рисуя дом, ребенок изображает его одновременно как бы из нескольких точек зрения (стены, крыша, забор, люди, мебель — через»прозрачные»стены);

— несовершенное изображение динамики предметов: дети, особенно младшие дошкольники, используют для этого звукоподражания, жесты, от моторной динамики, прежде непроизвольной, постепенно переходят д к зрительной, изобразительной, а также изображения перспективы, соразмерности отдельных частей предмета тощ.

При отсутствии целенаправленной работы по развитию изобразительной деятельности детей, эти особенности можно наблюдать в их рисунках и в конце дошкольного детства

На качество рисунка влияет на здоровье, физическое и психическое состояние ребенка. Характерные особенности имеют рисунки детей с больной психикой. Например, рисункам детей, больных шизофренией, присущие незавершенного енисть в изображении предметов и действий, резкая деформация форм, увеличение анатомических частей, диспропорция, геометризация, смешанная проекция, необычная тематика, патологическое влечение к изображению определенных пре дуете, парадоксальное изображения героев сюжета и др.. Поэтому специалисты нередко используют детский рисунок в диагностировании ее здоровьев’я.

В своем развитии детский рисунок преодолевает следующие стадии:

1) лишение смысла штрихов. Ими ребенок еще не пытается выразить что-то конкретное, а лишь воспроизводит действия взрослого;

2) бесформенность изображений (начало 3-го года жизни). Ребенок уже стремится выразить на бумаге определенный образ, однако ей не хватает творческих сил, поэтому без помощи»художника * трудно определить содержание нарисовано огоаного;

3)»схематичность изображения»(4-5-й год жизни). В ней выделяют этапы, которые зависят от наполнения примитивных схем существенным содержанием. Например, сначала малыш изображает человека упрощенно, из двух частей (головы и опоры), и постепенно он включает в рисунок новые части человеческой фигуры, прежде туловище и рукиулуб і руки;

4) правдоподобие изображений, для которой характерны постепенный отказ ребенка от схемы, первые попытки воспроизвести подлинный облик предметов. Однако, как и раньше, все рисунки являются в основном контурами предметом етив, с присущей им»непропорциональностью»и»прозрачностью»Однако в этих рисунках уже налицо перспектива. Хотя детские рисунки на этой стадии еще несовершенны, художественно не одаренный ребенок редко самостоятельно пи днимаеться на следующую ступень его развития. Только получая наставления взрослых о способах совершенствования рисунка, она выходит на новый уровень изобразительной деятельностибражувальної діяльності;

5) точность изображений. На таких рисунках не только ребенок знает, что изображено, но и те, кто без ее комментариев рассматривает их

По утверждению исследователей (О. Смирнов), невозможно проследить четкую зависимость стадий художественного творчества от возраста ребенка, поскольку значительную роль играют его индивидуальная одаренность, влияние доступны их для нее образцов изобразительной деятельности. Несмотря на то, просматривается такая тенденция: 6-летние дети»дают сплошь чистую схему», которая постепенно исчезает на границе 11-летнего возраста, уступая место доскон. Алиша способам изображения правдоподобный рисунок появляется после 13 рокисля 13 років.

Во многих исследованиях выделяют также дозоб-ражувальний и изобразительный этап развития детского рисунка стадии каракулей, следующей интерпретации, рисунки с примитивной изобразительностью, схематы ични рисунки. Детей, которые предпочитают рисованию предметов и развернутых сюжетов, называют»коммуникаторами»и»визуаторамы»(Л. Обуховаами» (Л.. Обухова).

Изобразительная деятельность дошкольников

Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, поскольку для ребенка это радость познания и творчества. Необходимым условием умения изображать является зрительное восприятие окружающего мира. Чтобы вылепить или нарисовать какой-нибудь объект, с ним необходимо познакомиться, запомнить его величину, цвет и форму.

Изобразительная деятельность дошкольников – это развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Она способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и развитию сенсорики. Расширение запасов познания, наблюдения и сравнения положительно сказывается на общем интеллектуальном развитии ребенка.

В процессе занятий изобразительной деятельностью у дошкольников формируются нравственно-волевые качества. Дети учатся сосредотачиваться, доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности и поддерживать товарищей. Быстрее происходит физическое развитие, поскольку изобразительная деятельность требует от ребятишек активных движений и регулярных прогулок на свежем воздухе.

Эстетическое воспитание дошкольников происходит посредством развития у них чувства красоты, формы, цвета, яркости и насыщенности красок. Движущей силой такого многостороннего развития является детский интерес.

Основными видами изобразительной деятельности дошкольников являются рисование, аппликация, конструирование, лепка и различный ручной труд. Такие занятия регулярно проводятся в детских садах. Благодаря ним дети получают возможность приобрести свой первый художественный опыт. Создавая в семье благоприятные условия для творческих проявлений и развития самостоятельности, родители должны способствовать обогащению этого опыта новыми художественными впечатлениями.

Первые изобразительные занятия с ребенком следует начинать с рисования цветными карандашами. Учтите, что малышу недостаточно просто дать чистый лист бумаги. Ему нужна ваша помощь в поисках замыслов и их развитию. Чтобы ребенок обращал внимание на красоту окружающей природы, чаще гуляйте с ним на свежем воздухе. Обращайте внимание на то, как малыш держит карандаш. Когда ребенок с ним освоится, ему можно предлагать фломастеры и краски. Поощряйте рисование мелками на асфальте или рисование палочкой на снегу.

Для занятий изобразительной деятельностью в домашних условиях взрослым следует подготовить для дошкольника специально отведенное место. Оно должно быть хорошо освещено, свет должен падать слева. Родители должны следить за правильной осанкой ребенка. Он не должен горбиться и наклоняться над столом слишком сильно. Стол и стул должны соответствовать росту дошкольника. Снабдите его всеми необходимыми художественными материалами (карандаши, бумага, краски и пластилин) и определите место для их хранения. Малыш должен привыкать содержать свой уголок в порядке собственными силами.

Творческие замыслы старших дошкольников становятся более устойчивыми. В этом возрасте у детей проявляется избирательное отношение к определенным видам изобразительной деятельности и использованию различных материалов. Дошкольники выбирают наиболее удобный для них способ отражения явлений окружающего мира и своего отношения к ним. Поэтому в старшем дошкольном возрасте родителям и воспитателям важно воздержаться от предоставления ребенку готовых рецептов, создавая условия для самостоятельного поиска способов и объектов изобразительной деятельности. При этом важно учитывать, что дети развиваются по-разному. Творческие способности раньше проявляются у дошкольников с более развитой памятью, речью, воображением, образным восприятием, самостоятельностью и практическими навыками.

Таким образом, детский сад и семья решают общую задачу всестороннего развития дошкольника. Аккуратно направляя маленького творца в его образном познании окружающего мира, вы способствуете развитию его детской одаренности.

Развитие воображения детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Особенности формирования воображения дошкольников. Развитие данной сферы средствами нетрадиционной изобразительной деятельности. Методические подходы к обучению новым техникам рисования. Пути развития воображения детей в изобразительной деятельности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Развитие воображения детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности

воображение дошкольник рисование

Сегодня наше общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях. Нужны не только знающие, но и способные к творческой деятельности люди. Развивать творческие способности дошкольника — задача взрослого.

Благоприятным фактором развития творческого воображения является детское экспериментирование, самостоятельная деятельность с новыми предметами: ребенок, зная, что краски другого цвета можно получить, смешав их, пытается найти свой цвет, ранее не виденный им; пробует рисовать разными предметами, которые даже не предназначены для рисования (перышко птицы, гвоздик, палец, гайка и т.д.), делает открытия путем такого эксперимента.

Кроме этого, важно научить ребенка различным способам рисования, дать понятие о разной технике изображения, обогащать эмоциональный опыт.

Например, нарисовать то, что можно подарить лесным зверям, или лесные находки (кто мог потерять ту или иную вещь). «Нарисуй и расскажи». (Отразить в рисунке содержание знакомых стихов и защитить рисунок). Более старшим детям следует предлагать отображать в рисунках свои чувства, впечатления, полученные на экскурсиях, в музеях, события выходного дня, сновидения и др. Очень важно учить детей думать, что они будут рисовать завтра.

В каждом виде изобразительного творчества отмечается доминанта некоторых способностей. Например, в рисовании это цвет, в лепке это объемная пластина и т.д. Проблему изобразительных способностей изучали В.И.Киреенко и Б.А.Сазонтьев, которые главное внимание уделяют их развитию у школьников и взрослых. Наиболее полно дошкольный возраст рассматривает Е.И.Игнатьев.

Изобразительные способности изучали также Г,В,Лабунская, Н.П.Сакулина, Н.И.Стрелянова. Они рассматривали особенности выразительных средств рисунка (своеобразие линий, форм, цвета, расположения на плоскости листа), характер создаваемых детьми образов — как реалистических, так и сказочных.

Е.А.Флерина большое внимание уделяла цвету в предметном, декоративном рисунке, особенно при составлении композиции декоративного узора. А.В.Бакушинский выделяет цвет в рисунке как одно из наиболее ярких художественно-выразительных средств, обращает внимание на его орнаментальное значение при создании композиции узоров.

Ввиду вышесказанного, темой нашей работы была выбрана «Развитие воображения детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности».

Актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью изучения особенностей развития воображения дошкольников посредством изобразительной деятельности, в частности с использованием нетрадиционных форм рисования.

Объект исследования — воображение детей дошкольного возраста.

Предмет исследования — развитие воображения дошкольников посредством изобразительной деятельности.

Цель работы — определить особенности развития воображения детей дошкольного возраста посредством использования изобразительной деятельности.

Для достижения цели исследования перед нами были поставлены следующие задачи:

— рассмотреть особенности воображения дошкольников;

— охарактеризовать развитие воображения детей дошкольного возраста средствами нетрадиционной изобразительной деятельности;

— определить методические подходы к обучению дошкольников новым техникам рисования;

— провести практическую работу по развитию воображения детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности.

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты воображения дошкольников и его развития

Слово воображение обозначает способность создавать новые образы, идеи и представления. В классике воображение — это способность человека на основе приобретенного ранее опыта генерировать новые идеи и предложения. Одной из разновидностей творческого воображения есть фантазия. Фантазия наиболее развита у детей, поскольку им еще не навязано мнение взрослых о новом и прекрасном, они еще могут придумать в своей голове то, чего еще нет на Земле, могут нарисовать картинку, которой еще свет не видел. Ведь их фантазия по девственному не затронута обществом потребления.

Тема воображения активно изучается не только психологами, но и бизнесменами. А все потому, что дабы придумать и воплотить в жизнь новую, работоспособную идею нужно иметь не только опыт предпринимательства, но и достаточно развитое воображение. Роль воображения в творчестве, равно как и в бизнесе просто неоценима! Художник не может нарисовать красивую картину не нарисовав ее предварительно в своем воображении.

Существует всего 5 видов воображения:

Воссоздающее (или репродуктивное) воображение [21, c. 46]

Непроизвольное или пассивное воображение — это процесс создания новых идей, форм и образов без помощи внешней среды. Суть пассивного воображения заключается в создании и соединении различных образов воедино в результате ослабления сознательной деятельности и мышления. Чаще всего подобное явление можно наблюдать во время сна и других состояний человека, при котором сознательный контроль за мыслями частично ослаблен. Именно в такое время человек может видеть то, чего нет на самом деле, то чего никогда не было и, возможно, не будет. Я думаю писатели-фантасты чаще всего черпают идеи для своих произведений именно из своих снов.

Произвольное или активное воображение, здесь в отличии от предыдущего случая, генерация и моделирование новых образов происходит при помощи волевых усилий человека. То есть, человек сознательно начинает фантазировать придумывая новые идеи или способы решения своей задачи. Этот вид воображения присущий каждому человеку, который сталкивается на работе и в повседневной жизни с решением не стандартных задач или попадает в нестандартные ситуации.

Мечта — присуща каждому. Процесс мечтания всегда приятен, но его результат — мечта, не всегда осуществим. Также вы можете прочитать в моей статье: «Mечтать полезно». Особенностью данного вида воображения являются следующие составляющие:

· Нечеткие пути достижения;

· Сильная эмоциональная составляющая;

· Заряд бодрости и энтузиазма [28, c. 31].

Творческое воображение в целом напоминает активное воображение с той лишь разницей, все оно направлено на творчество. Целью применения творческого воображения является «творение» — создания новых и прекрасных форм, образов и идей. Вместе с проявлением творческого воображения выходят наружу и предпочтения автора, происходит раскрытие его личности.

Воссоздающее или, другими словами, репродуктивное воображение — его особенность заключается в том, что все образы строятся на ранее прочитанной или услышанной информации. Например, пенсионер никогда не пользовался интернетом, но со слов своего внука он может сформировать в своем сознании его образ.

Регулирование эмоционального состояния;

Манипулируя вымышленными образами — создание плана действий;

Представление действительности образами + возможность управления ими;

Регулирование познавательных состояний и процессов, а в частности восприятия, речи, памяти, эмоций и внимания [32].

Каждая из функций играет важную роль в жизни человека. Поэтому, значение воображения нисколько не преувеличено. Те, у кого хорошо развито воображение хорошо ориентируются в нестандартных ситуациях и при необходимости могут дать самые неожиданные и правильные пути решения задач и проблем.

1.2 Развитие воображения у дошкольников

Что хотят сказать родители о малыше, когда произносят такую фразу: «Он у вас такой выдумщик, а какой фантазер!»? В быту фантазией или воображением, как правило, принято называть всё нереальное, которое не соответствует настоящей действительности, поэтому и не имеет на практике особого значения. С точки зрения науки, воображение это такая способность представить объект, который отсутствует или реально не существует, возможность удержать его в своём сознании, и мысленно манипулируя им. За основу воображения взяты образы. Опорой образов воображения являются образы памяти, которые имеют ряд отличий. Образами памяти называют постоянные, возможно верные образы из прошлого. Часто образ воображения изменен и сильно отличаются от реальности. К примеру, если малыш рассказывает вам, что сегодня в зверинце он видел слона с длинным хоботом и огромными ушами, что всё это происходило действительно в воскресенье, это, конечно является образом памяти. Но если вдруг рассказ малыша о драконе, здесь образ воображения.

Время развития у ребёнка воображения, это ориентировочно конец второго и начало третьего года. О появлении этих образов как итоге воображения нужно судить по таким признакам, как: дети начинают с большим удовольствием слушать сказки, рассказы, умудряясь сопереживать героям. Во время таких видов деятельности, как рисование, конструирование, игра, развивается творческое и воссоздающее воображение, продуктивное и репродуктивное. Существует такая особенность, образы созданные ребёнком самостоятельно существовать не будут. Для них необходима, какая то наружная опора в их деятельности. Например, ребёнок во время игры хочет создать образ какого-нибудь человека, и он берёт эту роль себе, действуя в этой, созданной, воображаемой ситуации. На развитие творческого воображения, немалое значение оказывает так же словотворчество малыша. Очень часто маленькие дети без всякой помощи и подсказки сочиняют считалки, сказки, дразнилки и т.д. Обычно в младшем, да ещё и в среднем возрасте, словотворчество дошкольника сопровождается внешними действиями ребёнка. И уже в старшем дошкольном возрасте это творчество делается самостоятельным от внешней деятельности [33, c. 66].

Воображение лежит в основе жизни малыша. Ведь это и полет фантазии, вместе с бурей эмоций, и способ познания мира, где сняты пространственные и временные ограничения. Используя воображение, вы можете перелететь в будущее и прошлое, представите и создадите то, чего нет сейчас в реальной жизни. Всё это расширит ваш мир возможностей, вдохновит на творчество и познание.

Развитие образного мышления у дошкольника.

На занятиях, которые проводят с детьми дошкольного возраста — играх, рисовании, конструировании из разных предметов, кубиков — перед дошкольником всё время всплывают всё новые задачи, которые требуют представлять ему что-то в уме. Именно поэтому у ребёнка начинает развиваться образное мышление. Такое мышление становится основой для создания логического, словесного мышления, в последствии оно понадобится для успешного усвоения большинства школьных дисциплин.

Мир, который окружает ребенка, подкидывает с каждым новым годом всё сложнее и сложнее задачи, и для решения таких задач, уже мало всего лишь слышать, видеть, чувствовать, но очень важно уже выделять определённые связи и отношения между определёнными явлениями.

Проявление любопытства становятся нормальным сопровождением процесса взросления малыша. Для самостоятельного ответа на многие вопросы ребенку нужно обращаться к работе мышления. Как раз, при помощи мышления вы получаете разные знания, те которые не дают нам органы чувств. Можно отнести мышление к данным ощущениям и восприятий, которые сопоставляют, различают и раскрывают отношения между происходящими окружающими явлениями. Окончательный результат мышления, это мысль, которая выражается в слове.

Мышление ребёнка, точно, так как и остальные познавательные процессы, имеет свои особенности. К примеру, малышу в среднем дошкольном возрасте на прогулке около речки можно задавать подобные вопросы:

— Витя, а почему плавают по воде листики?

— Потому что листья легкие и маленькие.

Дошкольники данного возраста не могут пока еще выделить существенные связи в явлениях предметах и делать из этого обобщающие заключения. На всём протяжении этого возраста мышление ребенка постоянно меняется. Это, конечно же, выражается в первую очередь и в том, что малыш овладевает всё более новыми и удобными способами мышления, а также и умственными поступками. Его развитие происходит этапами, и каждый прошлый уровень просто необходим для последующего этапа. Мышление развивается, переходя от наглядно — действенного к образному. После этого на основе уже созданного образного мышления, постепенно начинает развиваться образно-схематическое мышление, которое представлено промежуточным этапом между такими мышлениями, как образным и логическим. При помощи образно-схематического мышления можно установить отношения и связи между предметами, а так же их свойствами [32, c. 13].

Как правило, к поступлению в школу образное мышление ребёнка доходит до достаточно высокого уровня. Но это не означает, что больше можно не переживать о его дальнейшем развитии. Вовсе оно ещё не завершено. Занятия, проводимые с дошкольником, будут полезны и в школе.

1.3 Развитие воображения детей дошкольного возраста средствами нетрадиционной изобразительной деятельности

Дошкольный возраст наиболее продуктивен для развития психики ребенка. На этом этапе ребенок делает качественных скачек в своем психическом развитии.

Творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением или фантазией.

Как отмечает Л.С.Выготский творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. Вот почему у ребенка воображение беднее, чем у взрослого человека, и это объясняется большей бедностью его опыта. Педагогический вывод, который можно отсюда сделать, заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет деятельность его воображения. В этом смысле воображение приобретает очень важную функцию в поведении и развитии человека, оно становится средством расширения опыта человека, потому что он может вообразить то, чего он не видел. В этой форме воображение является совершенно необходимым условием развития почти всякой умственной деятельности человека [13].

Программа «Развитие» направлена на развитие у детей умственных и художественных способностей. Однако данные психологических диагностик выявляют низкий уровень развития воображения детей нашего детского сада.

Развитие воображения в первую очередь зависит от наблюдательности ребенка, его умения видеть особенности окружающих предметов и явлений, сравнивать их, выделять характерное.

В последнее время в практике дошкольного образования наметилась тенденция к раннему интеллектуальному развитию детей. Воспитатели все больше внимания уделяют обучению, а не развитию и воспитанию. Однако многочисленные исследования доказали, что маленький ребенок формируется в специфических детских видах деятельности — игре, лепке, аппликации, конструировании и др. Здесь он самовыражается, решает поставленные им же самим задачи. Посредством этой деятельности у него вырабатываются важнейшие качества — произвольность, контроль, то есть все то, что ему потом пригодится в школе. Поэтому так важно обращать особое внимание базисным вещам — развитию воображения, образного мышления, творческого начала, инициативности, активности, сопереживания и т.п.

Чем меньше будет у взрослых желание стремиться дать специализацию с самого раннего возраста ребенка, чем больше мы будем заниматься его общим развитием, способностью ориентироваться в природе, обществе, изобразительной деятельности, используя при этом самые разные материалы и способы, чем больше у него будет средств самовыражения, и тем более творческим человеком он станет, и тем лучше сформируются у него общие способности.

Ребенок познает окружающий мир и пытается отобразить его в своей деятельности — играх, рисунках, рассказах. Наиболее яркие возможности предоставляет ему изобразительное творчество.

В основная задача состоит в том, чтобы привлечь детей к рисованию и лепке.

Главное — воспитать интерес к изобразительной деятельности, желание испробовать свои силы, привить навыки определенного поведения в процессе занятия и обращения с материалами.

Нетрадиционная техника изобразительной деятельности не исчерпывается средствами перечисленными в данной работе. Главное, чтобы дети поняли, что все в их окружении может иметь необычное проявление. Нужно только не бояться и экспериментировать, учить создавать что-то новое, необычное, не похожее ни на чье другое. В ходе проводимой работы оказалось возможным активизировать продуктивное воображение детей путем специального обучения, направленного на развитие возможности использования специфических для младших дошкольников средств воображения.

1.4 Обучение дошкольников новым техникам рисования

Развитию творческого воображения дошкольников способствуют занятия-упражнения. Их задача — научить детей разной технике. Здесь не нужно ставить задачу создавать образ, не навязывать технику. Ребенок выберет их сам. Главное здесь — овладение разными приемами и системами изображения. Занятия-упражнения проводятся игровым методом уже с младшей группы. Взрослый предлагает предмет, образ, вещь, а дети воспроизводят их каждый по-своему.

Для развития воображения можно предлагать детям рисовать следующие темы: «Радость», «Страх», «Счастье», «Я веселый», «Я грустный», «Рисуем музыку» (марш, вальс, галоп), «Рисуем песенку пчелы (шмеля, жука), «Рисуем удары сердца (пульса)».

Развивая воображение, мы покажем детям роль линии в создании образа. Необходимо поощрять стремление рисовать то, что нравится, что окружает, поощрять инициативу, самостоятельность.

С тех пор, как в практику работы дошкольных учреждений входит ТРИЗ, можно говорить о несколько необычных и в то же время интересных способах изображения.

Одним из наиболее интересных, красочных и изобретательных способов является монотипия. Для ее решения надо иметь фотобумагу или любую другую (чем качественнее бумага, тем качественнее изображение), акварельные краски, мыло, кисти или зубные щетки, воду, стеклянные или пластиковые пластины. Они могут быть любой формы и размера.

На стеклянную (пластиковую) основу при помощи краски, воды, мыла кистью или зубной щеткой наносится акварель. Лист бумаги накладывается сверху и делается оттиск пальцами, ладошкой или тампоном. На полученном изображении можно дорисовать нужные детали или оставить рисунок как есть. Высушенную работу оформить в рамочку.

Пальцевая живопись. Рисунок наносится пальцами (одним или несколькими), а также ладошкой. Бумага используется любая, краска — любая. Если работать ладошкой, то краска наливается в плоскую посуду, а вода — в плоские розетки или в банки.

Условие: каждый палец набирает одну определенную краску. Благодаря этому, изображение получается чистым и ярким. В группе «Малыши» пальцевую живопись хорошо использовать для рисования на темы: «Украшение платья», «Заячьи следы», «Свет в окошках», «Зажглись огоньки на елках», «Снег идет», «Заборчики» «Травка», «Цветы» и др.

Рисование свечой. Можно рисовать на бумаге. После изображения свечой нанести цветную тушь. Рисунок проявляется на цветном фоне.

Рисование на влажной поверхности. На мокром листе бумаги пальцем, толстой кистью, губкой или зубной щеткой наносите рисунок. Когда высохнет, сделать необходимую прорисовку деталей. Этим способом можно рисовать и на ткани. Темы: «Город в тумане», «Мне приснился сон», «Идет дождь», «Ночной город», «Цветы за занавеской» и др. [4]

Коллаж. Это сочетание аппликации и рисования. Коллаж может быть гладким и объемным. Для его выполнения используются бумага, ткань, вата, нити, любой бросовый материал. Работы оформляются в объемную рамку. Можно прорисовать детали. Например, сделав голову животного или человека объемной из одноцветной ткани, можно нарисовать мордочку, лицо, а волосы или мех наклеить из нитей, меха, войлока и т.д.

Рисование из тюбика. Краска наносится нажатием на тубу, при этом надо уметь регулировать струю. В тубе можно сделать несколько отверстий иголкой, чтобы струек было несколько.

Поролоновые рисунки. Делается оттиск маленькими поролоновыми фигурками, которые предварительно обмакивают в краску. Сначала рисунки будут хаотичными. Затем они превратятся в орнамент, что поможет ребенку оценивать пространственные ориентиры.

«Кляксография». На бумагу или влажную ткань капаем кистью жидкую гуашевую краску. Из полученной капли можно выдуть желаемый предмет; можно сложить лист или ткань пополам, чтобы клякса отпечаталась на противоположной стороне листа, а потом дорисовать недостающие детали. Для выдувания использовать любую трубочку или дуть без нее, поворачивая лист, или ходить вокруг листа.

Рисование на копировальной бумаге. Копировка кладется на белый лист бумаги. Рисунок выполняется ногтем, пальцем, гусиным пером, использованным стержнем, острой палочкой и т.д. Копировка может быть разного цвета.

Рисуем точками. Кистью, пальцем, фломастером, карандашом, углем, пастелью выполняется рисунок, состоящий из одних отдельных точек. Лучше выполнять в цвете, чтобы четче проступало изображение.

Рисование на бересте. Рисуем на очень старой бересте. На ней остается вся настоящая фактура, а мы можем подрисовать, добавить, где-то оживить в цвете. Затем кладем работу под гнет и обрамляем рамочкой.

Рисование на восковой основе (граттаж). На лист бумаги ватным тампоном или широкой кистью по всей поверхности наносится гуашь разного цвета. После высыхания гуашь покрывается воском или парафином. Для этого натираем лист свечой. Парафиновая поверхность заливается тушью. (Тушь плохо ложится на восковую или парафиновую поверхность, поэтому надо применить усердие и силу воли.) После того, как тушь высохнет, еще раз нанести восковую подкладку. Теперь можно рисовать на ней любым острым предметом (перо ученическое, стержень, спица, толстый гвоздь, гусиное перо и др.). Помните, что детей нужно научить разной технике, но не заставлять в ней работать.

Глава 2. Практический анализ эффективности использования изобразительной деятельности для развития воображения дошкольников

Источники:

http://studbooks.net/28279/psihologiya/razvitie_izobrazitelnoy_deyatelnosti_doshkolnika

https://studopedia.su/14_18970_razvitie-izobrazitelnoy-deyatelnosti-doshkolnika.html

https://lektsii.org/10-30812.html

Развитие изобразительной деятельности в дошкольном возрасте

https://uchebnikionline.com/psihologia/dityacha_psihologiya_-_pavelkiv_rv/produktivni_vidi_diyalnosti_doshkilnika.htm

Изобразительная деятельность дошкольников

https://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65625b3ac79a5c53a88521306c36_0.html