Развитие ловкости в старшем дошкольном возрасте

Развитие быстроты и ловкости у детей старшем дошкольном возрасте

Высокая пластичность нервных процессов, сравнительная легкость образования и перестройка условнорефлекторных связей у детей создают благоприятные условия для развития у них быстроты. Занимаясь регулярно, быстроту движений можно значительно улучшить, но и сохранить на долгие годы.

Возможности развития быстроты движений расширяются у детей 5-6 лет в связи с тем, что они уже лучше владеют бегом, прыжками, бросанием и ловлей мяча.[3, 28]

Для развития этого качества использовать упражнения, выполняемые с максимальной скоростью и в многократном повторении, а также различные игры, направленные на развитие быстроты. При быстром выполнении, которое требует мышечных напряжений, которые требуют повышения уровня мышечной силы.

Быстрота развивается в упражнениях выполняемых с ускорением. В старшем возрасте бег на скорость (добежать до финиша как можно быстрее) с изменением темпа, (медленный, средний, быстрый и очень быстрый).

О высоком уровне развития ловкости у детей старшего возраста свидетельствует хорошее выполнение детьми движений, включенных в подвижную игру с меняющимися условиями или осложненных дополнительными заданиями. Прочно закрепленный двигательный навык, выполняемый в неизмененных условиях, перестает способствовать развитию ловкости.

Ловким можно назвать ребенка, затратившего на выполнение задания минимальное время: быстро влез и слез с лесенки, перелез через бревно, обежал препятствие. Однако ловкость не заключается только в быстроте двигательной реакции. Иногда нужно задержать ответное движение, т. е. не всегда целесообразно действовать немедленно. Показателем ловкости у детейможет служить время выполнения таких заданий как бег с поворотами, с обеганием препятствий.

Основу ловкости составляет координационные способности. Под двигательно-координационными способностями понимается способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, то есть наиболее совершенно, решать двигательные задачи.

Проявление координационных способностей зависит от целого ряда факторов, а именно:

— способности человека к точному анализу движений;

— деятельности анализаторов, а особенно двигательного;

— сложности двигательного задания;

— уровня развития других физических способностей;

— смелости и решительности;

— общей подготовленности занимающихся (то есть запас разнообразных, преимущественно вариативных двигательных умений и навыков) и др.[3,26]

Принцип сознательности в обучении движениям выступает в этом возрасте более развернуто. Конкретно он выражается в том, что детей надо постепенно подводить к умению видеть, мышечно ощущать отдельные части, качества движений (направление, амплитуду, темп, ритм и т. п.) и выражать это в слове.

Роль слова самих детей возрастает. Они могут представить и описать упражнение в определенной последовательности, объяснить причину неудачного движения, дать оценку и самооценку.

В детском возрасте наблюдается определенная периодизация, волнообразность развития двигательных функций. Периоды естественного ускоренного прироста двигательных качеств приравниваются к критическим или сенситивным и рассматриваются как наиболее благоприятные для педагогического воздействия. Предполагается, что двигательные возможности на более поздних или ранних возрастных этапах могут быть достигнуты с трудом или не достигнуты.

Старший дошкольный возраст является сенситивным для развития ряда физических качеств: ловкости, быстроты, координационных способностей, что позволяет при рациональной методике обучения легко овладевать разнообразными двигательными навыками. [33]

Развитие двигательной активности у дошкольников

Современная жизнь диктует свои правила не только взрослым, но и детям дошкольного возраста. Чтобы не отставать и быть всегда успешными, детям необходимо уметь быстро реагировать на смену условий, переключая внимание. Это касается быта, игр, спортивных соревнований – ребенку просто необходимо быть ловким, чтобы выходить победителем в любой ситуации.

С самого рождения малыша родители внимательно отслеживают изменения его физического развития, сравнивая имеющиеся показатели с нормами. Для них на этом этапе развития имеет значение все, начиная с того, с какого возраста и сколько времени может удерживать головку кроха, и заканчивая возрастом, когда он научится уверенно ходить и бегать.

Отслеживая достижения ребенка, только редкие родители действительно понимают, насколько непросто все это дается малышу и как многое здесь зависит от того, на каком этапе развития у него находится ловкость.

Некоторые родители трагично разводят руками, констатируя тот факт, что от природы их ребенок неуклюжий и неловкий. Другие же с гордостью говорят о том, какой энергичный, быстрый и ловкий у них малыш. Большая часть родителей списывают заслуги и недостатки малыша на наследственность, считая, что не могут повлиять на ситуацию. На самом же деле ловкость — это качество, которое можно и нужно развивать в дошкольном возрасте. Как это делать и что нужно знать? Об этом ниже.

Ловкость — это качество человека, которое заключается в его умении быстро усваивать новые движения и их сочетания, меняя свое поведение в зависимости от изменяющихся условий максимально быстро и правильно.

Учитывая ритм современного мира, можно отметить, что прожить в нем успешным, достигающим целей человеком без ловкости будет непросто. Именно поэтому родители и педагоги должны проявить инициативу и начать работать над развитием ловкости у детей в дошкольном возрасте, когда основные качества у них только начинают формироваться.

Ловким можно считать ребенка, который умеет быстро выполнять правила подвижной игры и дополнительные задания, учитывая изменяющиеся условия. Например, это может быть игра на основе челночного бега или бега змейкой, прыжки с разного рода продвижениями и пр.

Кроме того, ловким считается ребенок, который справился с выполнением задания быстрее других детей. Малыш может быстро залезть и слезть с лестницы, быстрее всех добежать до цели с препятствиями, помочь команде во время проведения эстафеты, приведя ее е победе.

Нужно понимать, что ловкость — это не только скорость реакции. В некоторых случаях нужно проявить смекалку или сделать паузу, чтобы сконцентрироваться на определенном действии. Развитие ловкости особенно необходимо в случае с детьми, которые планируют принимать участие в спортивных соревнованиях.

Как правило, действительно ловкий ребенок умеет быстро оценить ситуацию и выполнить действие с учетом силовых, пространственных и временных характеристик. Дошкольник может попасть в цель мячом, сохраняя равновесие, пройти по бревну, устоять на одной ноге и пр. Чтобы усовершенствовать такие навыки, необходимо заниматься с ребенком дошкольного возраста, вводя в его жизнь подходящие для развития ловкости упражнения.

Как улучшить ловкость дошкольника?

Есть два основных пути, следуя которым, можно улучшить показатели ловкости у ребенка.

  • Ввести в его жизнь новые упражнения для развития ловкости, постепенно их усложняя.
  • Усложнять уже знакомые ребенку упражнения, изменяя привычные условия для их выполнения.
  • Каким образом осуществлять развитие ловкости у ребенка дошкольного возраста? Есть эффективные методы.

    1. Попробуйте изменить исходные положения во время выполнения традиционных упражнений, например, изменив положение рук или ног во время выполнения обычных движений в ходе утренней гимнастики.
    2. Измените скорость и ритм выполнения упражнения, практикуя ритмические сочетания разного рода, изменяя последовательность элементов.
    3. Изменяйте методы выполнения упражнения, предлагая ребенку поэкспериментировать, меняя опорные ноги, положение рук, угол наклона тела, добавляя перевороты и пр.
    4. Введите в работу дополнительные предметы, различные по фактуре, массе, форме, предлагая ребенку сочетать действия с ними с движениями тела во время выполнения упражнений. Это будет способствовать совершенствованию координации.
    5. Интересный вариант для детей дошкольного возраста — это коллективное выполнение упражнения, например игра в «гусеницу» или практика бега «на трех ногах».
    6. Сочетайте основные движения с дополнительными, предлагая ребенку, например, прыгать на скакалке, совершая определенные движения руками и ногами, работать с мячом с хлопками или притопыванием.
    7. Применяйте разного рода подвижные игры, ускоряющие развитие ловкости у ребят дошкольного возраста.
    8. Ловкость и способность удерживаться на ногах независимо от позы и движений связаны между собой. Поэтому работать нужно и над совершенствованием координации, развивая четкость мышечных ощущений и внимания.

      Тестирование ловкости

      Проверять показатели ловкости должен опытный специалист, который сможет провести ряд физических упражнений и зафиксировать результаты для последующего их анализа. Как правило, речь идет о челночном беге на время. Принимая во внимание тот факт, что в проверке будут участвовать дети дошкольного возраста, тест нужно проводить в игровой форме с использованием кубиков, которые ребенок по очереди будет относить на скамейку.

      Интересное задание — с флажками, которые также нужно будет оббегать на время. Достаточно будет 8 флажков на расстоянии метра друг от друга на общей дистанции длиной в 10 метров.

      На основании полученных результатов можно будет сделать вывод о том, насколько гармонично протекает развитие ловкости у ребенка.

      Работа над развитием ловкости в детском саду

      В детских садах воспитатели также могут стимулировать развитие ловкости у детей, делая акцент на совершенствовании их двигательных навыков с помощью физических упражнений, оздоровительных процедур. Отличная возможность улучшить ловкость у ребенка дошкольного возраста — это подвижные игры, не требующие какой-то специальной подготовки. Игры должны быть простыми, понятными, вовлекающими в работу как можно больше мышц.

      Такие игры, помимо развития ловкости, будут способствовать:

    9. тренировке вестибулярного аппарата;
    10. профилактике нарушений осанки и зрения;
    11. уменьшению утомления;
    12. созданию психофизиологического комфорта.
    13. Нужно понимать, что в течение всего дошкольного периода физические качества напрямую связаны с умственной деятельностью. Чтобы усилить развитие ловкости у ребенка дошкольного возраста, нужно постоянно активизировать его умственную деятельность в ходе выполнения физических упражнений.

      Умственная деятельность включает в себя:

      • знания;
      • познавательные процессы;
      • умственные действия;
      • эмоционально-волевые проявления.

      Как развивать ручную ловкость?

      В дошкольном возрасте за развитие именно ручной ловкости в большей степени отвечают игры с использованием мяча. Нужно понимать, что речь идет о дошкольниках, поэтому, выполняя такие игры и упражнения, нужно учитывать некоторые нюансы:

    14. Движения должны осваиваться ребенком в умеренном, комфортном для него темпе, чтобы он понимал, что от него требуется, и мог устранять дефекты в технике выполнения.
    15. Продолжительность действий должна быть сокращена настолько, чтобы к окончанию их выполнения ребенок не уставал. Например, дистанция для бега не должна быть более 30 метров, число повторов — не более 12 раз, а продолжительность непрерывного бега — не более 10 секунд у детей младшего дошкольного возраста и не более 20 секунд у детей старшего дошкольного возраста.
    16. Упражнения должны быть разнообразными и интересными, с использованием усложнений, дополнительных предметов, с изменением интенсивности. Это нужно для того, чтобы у детей дети не закрепляли так называемый «скоростной барьер», сложно преодолеваемый в будущем.

    Еще одно крайне важное условие для выполнения упражнений, направленных на развитие ловкости — это оптимальное состояние ЦНС, которого можно добиться, только если ребенок не был переутомлён ранее. То есть упражнения и игры на развитие ловкости лучше ставить в начале занятия или прогулки, пока дети не устали.

    Особенности двигательной деятельности у старших дошкольников

    В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) дети начинают иначе относиться к поставленным задачам. Они стараются сделать все возможное, чтобы улучшить качество их выполнения.

    Двигательная активность становится разнообразной: дошкольники уже владеют целым рядом движений и пытаются освоить новые способы выполнения упражнений, стараются быть более самостоятельными и даже выступают инициаторами создания мини-групп по интересам.

    Движения у детей после пяти лет преднамеренные и осознанные. Они отлично понимают, чего от них хочет воспитатель и что нужно сделать для того, чтобы выполнить задание. Дети этого возраста с интересом вникают в особенности новых упражнений, пытаются понять алгоритм их выполнения, стремятся к высоким результатам. Сравнивая собственные движения с движениями сверстников, дети учатся строить связь между типом движения и полученными результатами.

    Многие дошкольники в этом возрасте по собственной инициативе неоднократно повторяют упражнение с целью опередить по результатам сверстника, не замечая на своем пути трудностей. Двигательные качества совершенствуются, что позволяет говорить о создании подходящей основы для развития работоспособности.

    В свою очередь это позволяет ребенку совершенствовать приобретенные навыки, искать новые способы и решения для усвоения сложных в отношении координации упражнений, стимулируя таким образом развитие быстроты и ловкости.

    Для старших дошкольников совершенно нормально стремиться к совершенствованию деятельности, желать научиться чему-то новому, получить признание и уважение старших и сверстников. Нередким в этом возрасте является и соперничество, а также негативное отношение к детям, которые не могут так же хорошо выполнять задания.

    Как развивать ловкость у старших дошкольников

    Развитие ловкости в этом случае имеет свои особенности, которые связаны в основном с необходимостью начинать подготовку детей к поступлению в школу. У старших дошкольников уровень физической подготовки уже довольно высок. Их движения осознанные, координированные, имеют преднамеренный характер. Дети уже могут не просто выполнить упражнение так, как показывает воспитатель, а способны представить выполнение со слов или даже объяснить самостоятельно с оценкой собственных действий.

    В случае со старшими дошкольниками кроме ловкости необходимо работать и над развитием координации, таким образом стимулируя развитие двигательных навыков у ребенка. Именно в этом возрасте нужно, помимо классических физических упражнений, вводить в жизнь детей активные подвижные игры, включая эстафеты, позволяющие улучшить развитие быстроты, находчивости и, конечно, ловкости.

    В заключение отметим, что понятие ловкости у детей обусловлено в первую очередь двигательным опытом, а только потом уровнем двигательных навыков. Ребенок считается ловким в том случае, если он быстрее и увереннее других усваивает новые упражнения и движения, принимая во внимание условия деятельности.

    Правильные задачи и их последовательное выполнение позволят улучшить показатели скорости и ловкости у детей дошкольного возраста, подготовив их к учебным занятиям по физической культуре в школе.

    Реферат «Развитие физических качеств в дошкольном возрасте»

    «Новосибирский государственный педагогический университет»

    Институт истории, гуманитарного и социального образования

    Кафедра юридических и социально-политических наук

    по дисциплине: Физическая культура

    ТЕМА: Развитие физических качеств в дошкольном возрасте

    Выполнил: студент 5 курса

    Группы №501 ИИГСО

    ОСНОВНЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА. СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ………………………………………………………………. 5

    СРЕДСТВА, МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ………………………………………………..8

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ С ПОМОЩЬЮ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК……………………………………………..12

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………….18

    За последние годы в отечественной литературе появилось немало научных трудов, посвященных решению различных проблем воспитания дошкольников. Это объясняется тем, что целый ряд неблагоприятных социально-экономических изменений, которые произошли в нашей стране в конце двадцатого века, прежде всего, затронули подрастающее поколение и особенно детей дошкольного возраста. По мнению ряда ученых, в настоящее время возникли существенные противоречия между декларируемыми целями физического воспитания, физической подготовки подрастающего поколения и реальными возможностями государства их осуществления для каждого человека.

    Поиск новых путей, решения проблемы развития физических качеств дошкольников как основы физической подготовленности связан с необходимостью изучения закономерностей, методологических и методических условий совершенствования процесса развития физических качеств дошкольников как основы физической подготовленности.

    Существенной особенностью раннего детства является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвергается заболеваниям, но и лучше развивается психически. Начиная с трёхлетнего возраста, ребенок многое умеет, очень подвижен. Физические упражнения развивают и укрепляют опорно-двигательный аппарат, предупреждают нарушение осанки и деформацию скелета. Занятия физическими упражнениями имеют не только оздоровительное, но и воспитательное значение. У детей воспитывается внимание и наблюдательность, развиваются волевые качества, вырабатывается характер.

    Следовательно, комплексный анализ психического состояния детей позволяет более объективно судить и о процессе физического воспитания. Известно, что в дошкольных образовательных учреждениях подвижные игры занимают одно из ведущих мест в воспитательной работе с детьми. Ведь именно в подвижных играх дети вступают в сложные взаимоотношения со своими сверстниками, проявляя в естественных условиях двигательной активности свои физические возможности. Однако к решению проблемы развития физических качеств дошкольников как основы физической подготовленности отечественные специалисты подошли только в последние десятилетия.

    Модернизация образования на всех уровнях требует нового подхода к педагогической деятельности.

    Сегодня основной целью физического образования является обеспечение гармоничного развития личности с высокой умственной, физической и социальной активностью.

    Особое место занимает укрепление здоровья. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья детей. В связи с этим возрастает ­роль физической культуры и ее ведущих учебно-воспитательных задач: физическое благополучие, высокая надежность организма ­в целом и отдельных его систем, стремление приобрести хороший уровень физической работоспособности, большой жизненный потенциал с максимальным накоплением двигательного опыта.

    Важнейшим средством в достижении цели по воспитанию гармонично развитой личности с самого раннего возраста является развитие физических качеств: силы, гибкости, ловкости, быстроты, выносливости, прыгучести и других. Интенсивная работа большого количества ­мышц при выполнении физических упражнений помогает успешно функционировать всем системам организма и оказывает на их тренирующее, развивающее действие. Благодаря разнообразны­м движениям улучшаются функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы. Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических­ качеств,является основой работоспособности во всех видах деятельности.

    Развитие физических качеств с самого раннего возраста яв­ляется залогом укрепления здоровья на всем протяжении жизни человека.

    Предлагаемая творческая разработка направлена на внедрение большего объема подвижных игр для развития физических качеств у детей дошкольного возраста.

    Актуальность исследования: обусловлена тем, что одной из важнейших задач, стоящих сегодня перед наукой, является отбор перспективных спортсменов.

    Цель исследования – методическое обоснование эффективности процесса, развития физических качеств детей дошкольного возраста, на физкультурных занятиях.

    1. Выявить уровень развития физических качеств, старших дошкольников и их физической подготовленности.

    2. Рассмотреть средства, методы и приёмы формирования физических качеств в дошкольном возрасте

    3. Оценить физическое состояние при взаимодействие физических нагрузок, старших дошкольников.

    Объект исследования – процесс развития физических качеств у детей.

    Предмет исследования – применение подвижных игр, как средства развития физических качеств дошкольников.

    Гипотеза исследования. Эффективное развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста возможно, если разработана и используется на физкультурных занятиях методика, включающая:

    — Целенаправленное применение системы подвижных игр, ориентированная на развитие определенных физических качеств (быстроты, ловкости, скорости и т.д).

    — Бег как основной показатель физических качеств.

    1. ОСНОВНЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА. СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ

    Под физическими качествами понимают социально обусловленные совокупности биологических и психических свойств человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активную и целесообразную двигательную деятельность. К числу основных физических качеств относят силу, выносливость, ловкость, гибкость и т. д.

    От других качеств личности физические качества отличаются тем, что могут проявляться только при решении двигательных задач через двигательные действия. Двигательные действия, используемые для решения двигательной задачи, каждым индивидом могут выполняться различно. У одних отмечается более высокий темп выполнения, у других — более высокая точность воспроизведения параметров движения.

    Применительно к динамике изменения показателей физических качеств употребляются термины «развитие» и «воспитание». Термин развитие характеризует естественный ход изменений физического качества, а термин воспитание предусматривает активное и направленное воздействие на рост показателей физического качества.

    Под физическими способностями понимают относительно устойчивые, врожденные и приобретенные функциональные возможности органов и структур организма, взаимодействие которых обусловливает эффективность выполнения двигательных действий. Развитие физических способностей происходит под действием двух основных факторов: наследственной программы индивидуального развития организма и социально-экологической его адаптации. В силу этого под процессом развития физических способностей понимают единство наследственного и педагогически направляемого изменения функциональных возможностей органов и структур организма.

    Отдельно взятая физическая способность не может выразить в полном объеме соответствующее физическое качество. Только относительно постоянно проявляющаяся совокупность физических способностей определяет то или иное физическое качество. Основу двигательных способностей человека составляют физические качества, а форму проявления — двигательные умения и навыки. К двигательным способностям относят силовые, скоростные, скоростно-силовые, двигательно-координационные способности, общую и специфическую выносливость.

    Сила — это способность человека совершать действия с определенными мышечными напряжениями. Сила тесно связана с выносливостью и быстротой. Обычно, когда говорят о мышечной силе человека, речь идет о максимальной произвольной силе. Осуществление мышечного действия протекает при произвольном усилии и стремлении максимально сократить необходимые мышцы. Максимальная произвольная сила зависит от двух групп факторов, влияющих на ее величину: мышечных и координационных.

    Выносливость — это способность человека значительное время выполнять работу без снижения мощности нагрузки ее интенсивности или способность организма противостоять утомлению.

    На практике различают общую и специальную выносливость. Общая выносливость — совокупность функциональных возможностей организма, определяющих его способность к продолжительному выполнению любой мышечной работы с высокой эффективностью. Специальная выносливость — способность организма длительное время выполнять специфическую мышечную работу в условиях строго ограниченной дисциплины (бег, плавание) или в течение строго ограниченного времени (футбол, баскетбол, хоккей).

    Быстрота — это способность человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Она составляет важную основу, необходимую для успеха в большинстве спортивных игр. Залог быстроты находится в зависимости от трех основных компонентов.

    Подвижность нервных процессов: продолжительность процесса восприятия составляет основу быстроты двигательной реакции. Напряжение воли — достижение максимально возможной скорости в определенной степени зависит от сознательного акта применения усилия над собой. Координационные центрально-нервные факторы в определенной мере влияют на частоту движений.

    Ловкость — это, во-первых, способность овладевать сложными двигательными координациями; во-вторых, спортивными движениями и совершенствованием их; в-третьих, в соответствии с меняющейся обстановкой быстро и рационально перестраивать свои действия.

    В данном случае объектом познания выступают движения и действия, совершаемые с предельной точностью пространственных, временных и силовых параметров. Среди физических качеств ловкость, с точки зрения психологии, занимает особое положение. Она проявляется только в комплексе с другими физическими качествами. Человек может отличаться высокой степенью развития ловкости в гимнастике, но недостаточной для спортивных игр.

    Координационные способности связаны с возможностями управления движениями в пространстве и времени и включают: а) пространственную ориентировку; б) точность воспроизведения движения по пространственным, силовым и временным параметрам; в) статическое и динамическое равновесие. Пространственная ориентировка подразумевает сохранение представлений о параметрах изменения внешних условий (ситуаций) и умение перестраивать двигательное действие в соответствии с этими изменениями.

    Воспроизведение пространственных, силовых и временных параметров движений проявляется в точности выполнения двигательных действий. Точность пространственных перемещений в различных суставах (простая координация) прогрессивно увеличивается при использовании упражнений на воспроизведение поз, параметры которых задаются заранее. Точность воспроизведения силовых и временных параметров двигательного действия характеризуется способностью дифференцировать мышечные усилия по заданию или необходимости, связанной с условиями выполнения данного упражнения.

    Гибкость — физическая способность человека выполнять двигательные действия с необходимой амплитудой движений. Она характеризует степень подвижности в суставах и состояние мышечной системы. Последнее связано как с механическими свойствами мышечных волокон (сопротивляемость их растяжению), так и с регуляцией тонуса мышц во время выполнения двигательного действия. Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений, лимитирует возможности пространственных перемещений тела и его звеньев.

    Различают пассивную и активную гибкость. Пассивная гибкость определяется по амплитуде движений, совершаемых под воздействием внешних сил. Активная гибкость выражается амплитудой движений, совершаемых за счет напряжений собственных мышц, обслуживающих тот или иной сустав. Величина пассивной гибкости всегда больше активной. Под влиянием утомления активная гибкость уменьшается, а пассивная увеличивается. Уровень развития гибкости оценивают по амплитуде движений. В практике физического воспитания выделяют общую и специальную гибкость. Первая характеризуется максимальной амплитудой движений в наиболее крупных суставах опорно-двигательного аппарата, вторая — амплитудой движений, соответствующей технике конкретного двигательного действия.

    2. СРЕДСТВА, МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

    Многие учёные в области физической культуры и спорта считают, что целью физического воспитания подрастающего поколения является формирование основ физической и духовной культуры личности, повышение ресурсов здоровья как системы ценностей, активно и долгосрочно реализуемых в здоровом образе жизни. Применительно к дошкольному возрасту, по их мнению, основными задачами физического воспитания являются:

    — формирование у детей осознанной потребности в освоении ценностей здоровья, физической культуры и спорта;

    — природосообразное и индивидуально-приемлемое развитие физического потенциала, обеспечивающее достижение необходимого и достаточного уровня развития физических качеств ребенка, его двигательных умений и навыков;

    — общее физкультурное образование дошкольников, направленное на освоение ими интеллектуальных, технологических, нравственных, этических и эстетических ценностей физической культуры;

    — актуализация знаний на уровне начальных навыков проведения самостоятельных занятий.

    Для выполнения ряда движений детям дошкольного возраста необходим определенный уровень развития быстроты, ловкости, силы, выносливости. Без этого движениям детей, несмотря на их разнооб­разие, не хватает экономичности, целесообразности, они не могут проявить полностью имеющийся резерв возможностей организма.

    Уровень физической подготовленности во многом отражает возможности функциональных систем организма. Лучшие показатели физических качеств (например, быстроты) отмечаются при хорошем функциональном состоянии организма, при благоприятном эмоциональном фоне. В свою очередь при накоплении в организме усталости или при отрицательных эмоциях заметно снижаются частота движений и их скорость, двигательная реакция замедляется, увеличивается число неточных движений, особенно сложно координированных.

    По характеру физической подготовленности дошкольников условно можно разделить на три группы — дети с высокими, средними и низкими показателями основных видов движений, физических и волевых качеств.

    Дети первой группы, имеющие высокие показатели физической подготовленности, отличаются быстротой и уверенностью действий, в случае неудачи не отступают от цели, а прилагают максимум, усилий для достижения намеченного результата, умеют самостоятельно принимать решения, находить целесообразный способ действий, сдерживать свои чувства и желания. Им свойственно отсутствие сомнения и страха при выполнении упражнений, высокое чувство активности и самостоятельности, умение слушать воспитателя, выполнять его указания и поручения.

    Детей второй группы, имеющих средние показатели физической подготовленности, характеризуют неравномерность развития основных видов движений, физических и волевых качеств, разноплановость двигательного поведения. Так, наряду с высокими показателями силы, быстроты, выносливости, эти дети имеют низкие показатели ловкости и допускают много ошибок в технике сложных видов движений (прыжки, лазанье и т.н.). Часть детей этой группы даже при постоянном побуждении педагога упраж­нение выполняют некачественно, уклоняются от заданий, требующих длительного волевого напряжения, однако есть и такие, которые проявляют педантичную исполнительность в выполнении рекомендаций педагога, но при неудачах или допускаемых ошибках снижают активность действий и не обращают внимания на то, качественно или нет они выполняют задание.

    Дети с низкими показателями физической подготовленности (в большинстве случаев имеющие низкий уровень развития физических и волевых качеств и в основном низкие количественные и качественные показатели движений) в отличие от других детей почти не прилагают усилий, чтобы заставить себя работать. В ситуациях, требующих решительности, энергичности действий, проявляют медлительность, недостаточную уверенность, неспособность преодолеть чувство страха. Им свойственно состояние уг­нетенности в связи с неудачами, неумение подавлять в себе отдельные желания. Только в достаточно простой обста­новке они обнаруживают некоторую активность, которая по мере возникновения новых трудностей уступает место более привычным формам поведения (пассивность, безразличие и т.п.).

    Коррекционная работа с детьми выделенных групп должна строиться с учётом индивидуальных особенностей их двигательного развития. Так, группе детей, отличающихся высокими показателями физической подготовленности, полезны задания, направленные на совершенствование их двигатёльных умений и навыков. Этому способствует выполнение знакомых движении в новых сочетаниях (упражнения в парах), из необычных исходных положений (прыжки в длину с места из низкого приседа, бег из исходного положения лёжа и т.п.), в необычных условиях (на спортивных снарядах, тренажерах). Возможно использование доступных детям элементов акробатики и художественной гимнастики.

    Этот материал может быть использован и в работе с детьми, имеющими средний уровень физической подготовленности, но наряду с совершенствованием техники основных видов движений дошкольникам можно предлагать специальные задания, направленные на развитие у них волевых и физических качеств. Так, развитию ловкости может способствовать выполнение знакомых движений в новых сочетаниях (упражнения в парах, игры с постоянно изме­няющимися игровыми ситуациями).

    Задания по развитию силы включают динамическое напряжение при прыжковых упражнениях, лазании по щиту, канату, общеразвивающих упражнениях, выполняемых из исходного положения, лёжа (на спине, животе).

    Для развития быстроты необходимо использовать знакомые детям упражнения, включающие движение ног, рук, туловища, т.е. упражнения для развития частоты движений и быстроты мышечных сокращений (бег, плавание, подвижные и спортивные игры). Для формирования необходимых навыков особо эффективными могут стать игровые конкурсы-задания: догони обруч, кто больше соберет и др.

    Дошкольникам с низкими показателями физической подготовленности необходимы доступные задания, способствующие их общему физическому развитию. Этому могут служить знакомые детям физические упражнения, подвижные и спортивные игры, рекомендуемые программой воспитания. Особое внимание следует уделять развитию всех основных видов движений. Следует чаще проводить игры, во время которых все дети выполняют одинаковые движения с установкой на их качественное выполнение.

    При подборе методов , обеспечивающих наглядности обучения, необходимо руководствоваться сложившимися у детей умениями воспринимать пространственные, временные и количественные признаки и отношения, существующие между предметами и явлениями окружающею мира. Чем ниже двигательные способности детей, тем конкретнее и полнее должна быть представлена наглядность. Так, если детям с высоким уровнем физической подготовленности для создания точных представлений о выполнении движения достаточно демонстрации его в нормальном темпе, то для детей со средним и низким уровнем физических возможностей необходим замедленный показ с указанием, на какой элемент техники необходимо обратить особое внимание. Наиболее сложные упражнения нужно демонстрировать в различных плоскостях, многократно повторяя их показ в процессе занятия. Замечено, что упражнение лучше усваивается детьми, если его демонстрацию осуществляет ребенок. Педагог при этом разъясняет детали движения.

    Метод сенсорного ориентирования, включающий в себя применение зрительных ориентиров (предметы, игрушки, разметка и детали обстановки), также требует соблюдения определенных условий его применения: для детей с высо­ким уровнем физической подготовленности ориентиры должны располагаться на расстоянии их предельных двигательных возможностей, для детей, имеющих низкий уровень, на расстоянии, преодолеваемом ребенком без дополнительных усилий. Это способствует мобилизации физических возможностей первых и созданию уверенности, чувства удовлетворения и самоутверждения при достижении намеченной цели — у вторых.

    Осознанному выполнению детьми движения способствуют такие приёмы , как объяснение, анализ, оценка. Подробное и последовательное изложение техники выполнения упражнения с демонстрацией каждого его элемента необходимо детям, имеющим низкий уровень физической подготовленности.

    Для детей среднего и высокого уровня подготовленности в объяснении важно подчеркнуть особенности выполнения наиболее сложных элементов движения. Объяснение можно давать в сжатой форме, ссылаясь на уже известные элементы движений. Эти дети могут представить и описать упражнение, которое они только начинают разучивать, что недоступно детям, имеющим низкий уровень физической подготовленности.

    Среди практических методов особое значение необходимо придавать повторению упражнений и игровым двигательным заданиям, однако в группе детей, имеющих высокий уровень физической подготовленности, наиболее эффективным является вариативное повторение, при котором характер упражнения вносятся изменения. Это вызывает повышенный интерес к упражнению, способствует более качественному его выполнению.

    Применение игровых приёмов также неоднозначно. С детьми, имеющими низкий уровень физической подготовленности, следует проводить игры, во время которых все занимающиеся выполняют одинаковые движения с установкой на их качественное выполнение. В группах детей высокого и среднего уровня физической подготовленности наиболее эффективны игры с элементами соревнования. Некоторые дети, а чаще всего это дети с низкими показателями физической подготовленности: снижением интереса к учебной задаче при наличии трудности, неспособ­ностью слушать указания при обращении педагога ко всем детям, неумение выделять и запоминать особенности вы­полнения сложных элементов техники движений — нуждаются в дополнительных приемах стимуляции их двигательной деятельности. С учетом названных признаков воспитателем осуществляется подбор приемов индивидуального воздействия на таких детей.

    Так, формированию у дошкольников интереса к учебным задачам различной степени трудности могут способствовать игровые ситуации, в которых разучиваемое упражнение включается в игру.

    Формированию у ребенка способности выделять и запоминать сложные элементы движений помогает непосредственное обращение педагога к нему, заострение его внимания на способе выполнения движения; нерешительным и неуверенным детям нужны поощрение и помощь педагога.

    Подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости в старшем дошкольном возрасте

    Все приложения, графические материалы, формулы, таблицы и рисунки работы на тему: Подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости в старшем дошкольном возрасте (предмет: Педагогика) находятся в архиве, который можно скачать с нашего сайта. Приступая к прочтению данного произведения (перемещая полосу прокрутки браузера вниз), Вы соглашаетесь с условиями открытой лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная (CC BY 4.0) .

    Через несколько секунд после проверки подписки появится ссылка на продолжение загрузки работы.

    Кстати! В нашей группе ВКонтакте мы бесплатно помогаем с поиском рефератов, курсовых и информации для их написания. Не спешите выходить из группы после загрузки работы, мы ещё можем Вам пригодиться 😉

    Основные инструменты, используемые профессиональными рефератными агентствами, теперь в распоряжении пользователей реф.рф абсолютно бесплатно!

    курсовая работа по дисциплине Педагогика на тему: Подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости в старшем дошкольном возрасте; понятие и виды, классификация и структура, 2016-2017, 2018 год.

    Глава 1 ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

    1.1 Совершенствование двигательных качеств у дошкольников

    1.2 Особенности развития внимания дошкольников

    1.3 Значение подвижных игр в воспитании дошкольников

    Глава 2 РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ И ЛОВКОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ПОДВИЖНЫХ ИГР

    2.1 Констатирующий этап: исследование быстроты, ловкости

    2.2 Формирующий этап: организация подвижных игр

    2.3 Контрольный этап: итоги работы

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Актуальность исследования данной курсовой заключается в том, что в детском возрасте формируются жизненно важные базовые, локомоторные навыки и умения, создается фундамент двигательного опыта, осваивается азбука движения, из элементов которой в последствии формируется вся двигательная деятельность человека.

    Цель курсовой работы: развивать физические качества и внимание детей 5-6 лет посредством подвижных игр.

    Задачи курсовой работы:

    1. Изучить теорию и практику исследования развития физических качеств и внимания детей старшей группы.

    2. Выявить актуальный уровень развития физических качеств и внимания у детей во время проведения подвижных игр

    3. Постепенно развивать ловкость, быстроту и внимание у дошкольников.

    Гипотеза: подвижные игры способствуют улучшению психофизических качеств у дошкольников.

    1. Анализ научно-методической работы.

    Объектом данного исследования является процесс развития быстроты и ловкости у детей 5-6 лет.

    Предмет исследования — подвижные игры, как средство развития быстроты и ловкости детей 5-6 лет.

    Теоретическая значимость исследования — обобщение, анализ и систематизация материалов по проблеме развития детей дошкольного возраста, в частности организация подвижных игр в дошкольных учреждениях.

    Практическая значимость исследования — данная разработка может быть использована воспитателями и инструкторами по физкультуре в детских садах.

    Экспериментальная база исследования — дети дошкольного возраста 5-6 лет старших групп детского сада № 35 «Соловушка» города Набережные Челны.

    Глава 1 ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

    1.1 Совершенствование двигательных качеств у дошкольников

    Организм ребенка-дошкольника находится в периоде становления функций, их непрерывного совершенствования, поэтому весь комплекс средств физического воспитания (режим, гигиена, закаливание, активные движения, подвижные игры, спортивные упражнения) должен обеспечить решение главной задачи — воспитание здорового, гармонически развитого ребенка.

    Под физическими качествами и способностями мы понимаем такие качества и способности, которые характеризуют его физическое состояние, это — прежде всего состояние его морфофункционального развития: конституция его организма и физиологические функции последнего. К числу признаков, характеризующих конституцию организма, относятся, в частности, такие показатели его телосложения, как рост, вес, окружность тела и др. Среди разнообразных физиологических функций человеческого организма особо следует отметить двигательную функцию, которая характеризуется способностью человека выполнять определенный круг движений и уровнем развития двигательных (физических) качеств [8].

    Нервная система детей дошкольного возраста отличается большой пластичностью, на основе чего у ребенка легко образуются новые условные связи. Это свойство необходимо использовать для формирования в раннем возрасте различных двигательных навыков, а также навыков самообслуживания. При этом организм дошкольника еще мало сопротивляется неблагоприятным условиям среды: у детей легко возникает желудочно-кишечные, простудные и другие заболевания [4].

    Теория физического воспитания учитывает психофизиологические особенности детей дошкольного возраста: возможности работоспособности организма, возникающие интересы и потребности, формы наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления, своеобразия преобладающего вида деятельности в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и подготавливается «переход ребенка к новой высшей ступени его развития» [5].

    В общей системе воспитания развитие двигательных качеств детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются здоровье, общая выносливость и работоспособность, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего гармонического развития личности.

    Формирование двигательных качеств, навыков и умений тесно связано с интеллектуальным и психическим развитием ребенка с воспитанием нравственно-волевых черт личности.

    На протяжении дошкольного детства осуществляется беспрерывное развитие физических качеств, о чем свидетельствует показатели общей физической подготовленности детей. У дошкольников от 5 до 7 лет становая сила увеличивается вдвое: у мальчиков она возрастает с 25 до 52 килограмм, у девочек с 20,4 до 43 килограмм. Улучшаются показатели быстроты. Время бега на 10 метров с хода сокращается у мальчиков с 2,5 до 2,0 секунд, у девочек с 2,6 до 2,2 секунд. Изменяются показатели общей выносливости. Величина дистанции, которую преодолевают мальчики возрастает с 602,3 метра до 884,3 метра, девочки с 454 метра до 715,3 метра.

    Вместе с тем ученые утверждают, что максимальные темпы прироста физических качеств по годам не совпадают. Более высокие увеличения показателей быстроты отмечаются в возрасте от 3 до 5 лет, ловкости от 3 до 4 лет, силовых способностей от 4 до 5 лет. В возрасте от 5 до 6 лет обнаружены некоторые замедления силовых показателей. Необходимо учитывать это при организации целенаправленной работы по развитию физических качеств дошкольников [3].

    На развитие физических качеств дошкольника оказывают влияние различные средства и методы физического воспитания. Эффективным средством развития быстроты являются упражнения направленные на развитие способности быстро выполнять движения. Дети осваивают упражнения лучше всего в медленном темпе. Педагог должен предусмотреть, чтобы упражнения не были продолжительными, однообразными. Желательно их повторить в разных условиях с разной интенсивностью, с усложнениями или наоборот, со снижением требований.

    Для развития ловкости необходимы более сложные упражнения по координации и условиям проведения: применение необычных исходных положений (бег и исходное положение стоя на коленях, сидя, лежа); прыжок из исходного положения стоя спиной к направлению движения; быстрая смена различных положений; изменения скорости или темпа движения; выполнения взаимосогласованных действий несколькими участниками. Могут быть использованы упражнения, в которых дети прилагают усилия, чтобы сохранить равновесие: кружиться на месте, качание на качелях, ходьба на носках и др.

    Упражнения для развития силовых способностей делятся на 2 группы: с сопротивлением, которое вызывает вес бросаемых предметов и выполнение которых затрудняет вес собственного тела (прыжки, лазания, приседания). Большое значение имеет количество повторений: небольшое не содействует развитию силы, а чрезмерно большое может привести к утомлению.

    Необходимо также учитывать темп выполнения упражнений: чем он выше, тем меньшее количество раз должно выполняться. В силовых упражнениях предпочтение следует отдавать горизонтальным и наклонным положениям туловища. Они разгружают сердечно-сосудистую систему и позвоночник, уменьшают кровяное давление в момент выполнения упражнения. Упражнения с мышечным напряжением целесообразно чередовать с упражнениями на расслабления.

    Для развития выносливости больше всего подходят упражнения циклического характера (ходьба, бег, прыжки, плавание и др.). В выполнении этих упражнений принимает участие большое количество групп мышц, хорошо чередуются моменты напряжения и расслабления мышц, регулируется темп и продолжительность выполнения.

    В раннем и дошкольном возрасте важно решать задачи воспитания практически всех физических качеств. В первую очередь следует обращать внимание на воспитание координационных способностей, в частности на такие компоненты, как чувство равновесия, точность, ритмичность, согласованность отдельных движений. При освоении новых движений предпочтение отдается методу целостного разучивания. При расчленении движений ребенок теряет его смысл, а, следовательно, и интерес к нему. Ребенок хочет сразу видеть результат своего действия. [9]

    Необходимо, чтобы занятия физической культурой доставляли детям радость, поддерживали хорошее настроение, побуждали к самостоятельности.

    В детских дошкольных учреждениях средствами развития двигательных качеств служат физические упражнения, оздоровительные силы природы, гигиенические и социально-бытовые факторы.

    1.2 Особенности развития внимания дошкольников

    В каждый момент своего бодрствования человек что-то слышит, видит, о чём-то думает или с кем-то говорит, что-то делает.

    Сознание человека не в состоянии охватить одновременно с достаточной ясностью всё, что на него воздействует. Он выделяет то, что представляет для него интерес, соответствует его потребностям, жизненным планам. Любая деятельность человека требует выделения объекта и сосредоточенности на нем, то есть внимание — это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть все что угодно — предметы, явления, отношения, свойства предметов, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный мир.

    Внимание является особой формой психической активности человека, она входит как необходимый компонент во все виды психических процессов: восприятия — когда мы вслушиваемся, рассматриваем, принюхиваемся, пытаясь различить какой-нибудь зрительный или звуковой образ, запах; мышления, памяти; воображения — когда мы стараемся что-то представить себе.

    Многие учёные по-разному определяли сущность и происхождение внимания. Так, Н.Н. Ланге в работе «Теория волевого внимания», опубликованной в 1893 г. приводит обзор теорий внимания от Августина до конца 19 в. Она распределяет эти теории на 8 групп. [5, С.5]

    Среди отечественных психологов, П.Я.Гальперин [5] выдвинул оригинальную трактовку внимания.

    Изучение внимания в нашей стране проводилось в основном с целью тестирования его свойств у лиц различных категорий, в том числе у детей 5-6 лет. К таким авторам, работы которых имеют фундаментальное значение, относятся Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин и Д.Н. Узнадзе. Они исследовали внимание с разных общепсихологических позиций. [7, С.125]

    Внимание — направленность и сосредоточенность сознания, на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающее повышение уровня двигательной активности ребенка.

    Внимание ребёнка дошкольного возраста формируется в основном благодаря игре, которая считается ведущим и преобладающим видом деятельности периода дошкольного детства.

    Физические упражнения способствуют развитию внутренней саморегуляции — возможности управлять своим вниманием: сосредоточивать внимание, переключать внимание, направлять внимание на расслабление и мобилизацию.

    1.3 Значение подвижных игр в воспитании дошкольников

    Особую значимость в формировании двигательного творчества дошкольников имеют игровые двигательные задания, подвижные спортивные игры, спортивные развлечения, которые всегда интересны детям они обладают большим эмоциональным зарядом, отличаются вариативностью составных компонентов, дают возможность быстро осуществлять решение двигательных задач. Дети учатся придумывать двигательное содержание к предложенному сюжету, самостоятельно обогащать и развивать игровые действия, создавать новые сюжетные линии, новые формы движения. Это исключает привычку механического повторения упражнений, активирует в доступных пределах творческую деятельность по самостоятельному осмыслению и успешному применению знакомых движений в нестандартных условиях. Постепенно коллективное творчество, организуемое взрослым, становится самостоятельной деятельностью детей.

    Подвижные игры детей дошкольного возраста являются обязательным элементом свободного и научно организованного воспитания детей. Игры — важный процесс коллективного общения детей, социальной их адаптации. Помимо физической тренировки, они дисциплинируют детей, вырабатывают черты подчинения своих интересов интересам коллектива. Задача воспитателя — правильно организовать игру, руководить действиями детей, контролировать физическое их состояние, предупреждать утомление. Спортивные развлечения для детей дошкольного возраста описаны В. Г. Гришиным, А. Ф. Осиповым.

    Глава 2 РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ И ЛОВКОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ПОДВИЖНЫХ ИГР

    2.1 Констатирующий этап: исследование физических качеств (быстрота и ловкость)

    У детей с раннего возраста необходимо развивать двигательные качества (ловкость, быстроту, равновесие, глазомер, гибкость, силу, выносливость). Чтобы ползать, ходить, бегать, прыгать, метать, нужно обладать соответствующими двигательными качествами. С развитием силы, быстроты, ловкости увеличиваются длина, высота прыжка, дальность метания. Выносливость позволяет детям, не уставая, выполнять физические упражнения, проходить большие расстояния. Точность попадания в цель при метании, точность приземления при прыжках, соблюдение направления в ходьбе, беге свидетельствуют о наличии хорошего глазомера. Ребенок не смог бы выполнять даже элементарные упражнения, не говоря уже о более сложных видах деятельности, если бы у него не были развиты в той или иной степени основные двигательные качества.

    В дошкольном возрасте преимущественное внимание должно быть уделено развитию ловкости, быстроты, глазомера, гибкости, равновесия, но не следует забывать и о соразмерном развитии силы и выносливости.

    Ловкость — это способность человека быстро осваивать новые движения, а также перестраивать их в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. К развитию ловкости приводит систематическое разучивание с детьми новых упражнений. Обучение повышает пластичность нервной системы, улучшает координацию движений и развивает способность овладевать новыми, более сложными упражнениями. Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях. Так, в подвижных играх детям приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленным; быстро, без всякого промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников. Ловкость развивается при выполнении упражнений, проводимых в усложненных условиях, требующих внезапного изменения техники движения (бег между предметами, подъемы на лыжах на горку и спуски с нее и др.), с использованием различных предметов, физкультурного инвентаря, оборудования; с дополнительными заданиями, при коллективном выполнении упражнений с одним предметом (обруч или шнур).

    Методика исследования ловкости (авторы: Ноткина Н., Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А., Вавилова Е.Н.)

    Обегание предметов. На дистанции 10 метров расставляются 10 предметов (кубики, кегли, набивные мячи). Расстояние между ними составляет 1 метр. До первого и после последнего — 1,5 метра. По команде «Марш» ребёнок бежит «змейкой» между предметами от линии старта до линии финиша. Даётся две попытки с интервалом для отдыха 2-3 минуты. Фиксируется лучший результат.

    Быстрота — способность человека выполнять движения в наикратчайшее время. Высокая пластичность нервных процессов, сравнительная легкость образования и перестройки условнорефлекторных связей у детей создают благоприятные условия для развития у них быстроты. Быстрота развивается в упражнениях, выполняемых с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью), на скорость (добежать до финиша как можно быстрее), с изменением темпа (медленный, средний, быстрый и очень быстрый), а также в подвижных играх, когда дети вынуждены выполнять упражнения с наивысшей скоростью (убегать от водящего). Развитию быстроты способствуют скоростно-силовые упражнения: прыжки, метание (толчок при прыжке в длину и в высоту с разбега, бросок при метании совершается с большой скоростью). Для развития быстроты целесообразно использовать хорошо освоенные упражнения, при всём этом учитывать физическую подготовленность детей, а также состояние их здоровья.

    Методика исследования быстроты (авторы: Ноткина Н., Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А., Вавилова Е.Н.)

    Бег — 30 метров. Разместить беговую дорожку длиной не менее 40 метров. До линии старта и после линии финиша должно быть 5-6 метров (для предупреждения снижения скорости). В конце дорожки ставится яркий ориентир. Даётся две попытки с интервалом для отдыха 2-3 минуты. Фиксируется лучший результат прохождения дистанции от старта до финиша. Бег с высокого старта.

    На данном этапе участвовали обе группы. С детьми была проведена методика исследования ловкости, быстроты.

    По результатам исследования, полученные данные мы представили в виде графиков.

    Первый график (Приложение 3) представляет собой сравнительный результат контрольной и экспериментальной групп по исследованию физического качества — быстроты.

    Анжелика, Тоня, Лера имеют низкий результат (8,0),

    Маша, Аделя, Оксана, Рената, Игорь, Дима, Миша, Никита и Серёжа — средний (7,5 — 7,8).

    3 человека — 10% — высокий показатель быстроты,

    9 детей — 80% — средний.

    В экспериментальной группе следующие показатели:

    Майя, Влада, Света — низкий показатель (8,0),

    Аня, Катя, Нина, Кристина, Валерий, Артур, Никита, Женя, Айрат, Максим, Саша, Алёша — средний показатель быстроты (7,5 — 7,8).

    3 человека — 10% — низкий показатель,

    12 детей — 90% — средний.

    Второй график (Приложение 4) представляет собой сравнительный результат контрольной и экспериментальной групп по исследованию физического качества — ловкости.

    Мы видим следующие показатели контрольной группы:

    Оксана, Миша, Серёжа, Виталик имеют высокий результат (6,0),

    Ренат, Аделя, Ира, Анжелика, Тоня, Дима, Никита — средний (6,5),

    Лера, Маша, Рената, Игорь — низкий (7,0).

    Результат в процентах (контрольной группы):

    4 человека — 25% — высокий показатель ловкости,

    7 человек — 60% — средний,

    4 человека — 25% — низкий показатель.

    Влада, Артур, Саша, Айрат, Алёша — низкий показатель (7,0),

    Аня, Катя, Нина, Кристина, Валерий, Никита, Майя, Света, Женя, Максим,- средний показатель ловкости (6,5).

    5 человек — 30% — низкий показатель ловкости,

    10 детей — 70% — средний.

    Так как показатели быстроты, ловкости детей группы № 9 выше, чем у детей группы № 12, мы решили продолжить работу с группой № 12.

    2.2 Формирующий этап: организация подвижных игр

    На данном этапе мы подобрали серию подвижных игр, физкультурных упражнений для развития быстроты, ловкости у детей старшей группы. Игры проводились с детьми в течение двух месяцев, в различных режимных процессах (прогулки, игры и занятия).

    Для развития ловкости, быстроты использовали такие игры, как: «Ловись, рыбка!», «Цыплята», «Два медведя», «Лиса, где ты?», «Запрещённое движение», «Корзина с фруктами», «Тропинка», «Воздушная тревога!», «Народный мяч», «Тяни — толкай».

    Игры с детьми проводились ежедневно. До обеда, на улице играли в: «Ловись, рыбка!», «Цыплята», «Два медведя», «Лиса, где ты?», «Народный мяч», «Воздушная тревога!» и т.п.

    После сна в помещении группы проводились такие игры, как: «Запрещённое движение», «Корзина с фруктами», «Тропинка», «Молния», «На одном дыхании», «Школа мяча», «Удержи верёвочку» и т.д.

    Незнакомые, новые для детей игры вначале всегда вызывали интерес, но при повторении игр у детей стали появляться предпочтения к той или иной игре. В последствии дети уже самостоятельно, без нашего вмешательства, организуют малые группы играющих. Но в нашей группе такие дети, как Света, Влада, Максим — не могли самостоятельно играть в интересующие их игры, так как не являлись лидерами, не могли настоять на своём желании поиграть именно в эту игру. Поэтому нам приходилось помогать им в организации игр. Такие игры, как: «Лиса, где ты?», «Народный мяч», «Воздушная тревога!», «Лабиринты» особенно нравились Саше, Артуру, Никите, Ане. А игры «Будь внимателен», «Клад» имели большую заинтересованность у Кати, Кристины, Майи, Алёши.

    2.3 Контрольный этап: итоги работы

    Третий график (Приложение 5) — это сравнительный результат контрольной и экспериментальной групп по исследованию физического качества — быстроты.

    Видно, что дети контрольной группы имеют следующие показатели: Виталик, Ирина, Ренат имеют высокий результат (7,0),

    Лера — низкий результат (8,0),

    Маша, Аделя, Рената, Игорь, Дима, Миша, Никита и Серёжа, Анжелика, Тоня — средний (7,5 — 7,8).

    1человек — 5% — низкий показатель,

    11 детей — 85% — средний.

    Женя, Максим, Алёша- высокий показатель (7,0),

    Аня, Катя, Нина, Кристина, Валерий, Артур, Никита, Майя, Влада, Света, Айрат, Саша- средний показатель быстроты (7,5 — 7,8).

    3 человека — 10% — высокий показатель,

    Четвертый график (Приложение 6) — это сравнительный результат контрольной и экспериментальной групп по исследованию физического качества — ловкости.

    Видно, что дети контрольной группы имеют следующие показатели:

    Виталик, Серёжа, Оксана, имеют высокий результат (6,0),

    Рената, Игорь — низкий результат (7,0),

    Маша, Аделя, Рената, Ирина, Лера, Дима, Миша, Никита и Анжелика, Тоня — средний (6,5).

    3 человека — 10% — высокий показатель ловкости,

    2 человека — 5% — низкий показатель,

    10 детей — 85% — средний.

    Женя, Катя, Света, Максим — высокий показатель (6,0),

    Аня, Алёша Нина, Кристина, Валерий, Никита, Майя, Айрат, Саша — средний показатель ловкости (6,5),

    Влада, Артур — низкий показатель.

    Результат в процентах:

    4 человека — 20% — высокий показатель,

    9 детей — 75% — средний,

    2 человека — 5% — низкий показатель ловкости.

    Наши рисунки наглядно демонстрируют, что Лера (контрольная группа, быстрота), Рената, Игорь (контрольная группа, ловкость) понизили результаты, а Женя, Максим, Алёша (экспериментальная группа, быстрота), Женя, Катя, Света, Максим (экспериментальная группа, ловкость) повысили результаты.

    Исходя из полученных результатов, мы делаем вывод: после проведения серии подвижных игр, физкультурных упражнений, ловкость и быстрота детей экспериментальной группы повысились.

    Народная мудрость гласит: «Здоровье всему голова», «Здоровью цены нет». Вырастить ребёнка крепким, сильным, здоровым — это желание каждого родителя. Но как это сделать, какими средствами и путями?

    Анкетирование родителей детей, которые посещают детский сад показало, что папы и мамы мало знают о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Родители зачастую оберегают своих малышей от физических усилий (не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди), даже от здорового соперничества в подвижных играх. Из лучших побуждений, конечно. Такая родительская любовь рискует принести только один вред. Доказано, что подвижные игры и физические упражнения оказывают значительное влияние на нормальный рост и развитие ребёнка, на развитие всех органов и тканей, а если эти занятия проводятся на свежем воздухе — то и закаливают организм. Своевременное развитие основных двигательных навыков, так же важны, как и своевременное интеллектуальное развитие ребёнка — например, развитие речи.

    Поэтому считается, что в детском саду необходимо систематическое, разностороннее педагогическое просвещение родителей, включая теоретические и практические знания, обмен опытом воспитания детей-дошкольников.

    Продуманный педагогический процесс должен обеспечить преемственность разных организационных форм, преемственность физического воспитания в детском саду и в семье.

    Быть в движении — значит укреплять здоровье. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются здоровье, общая выносливость и работоспособность организма и другие качества, необходимые для всестороннего гармонического развития личности.

    При проведении подвижных игр, развлечений дети получают возможность проявлять большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях.

    Физкультурные эстафеты и игры состязательного характера помогают детям закрепить основные движения и повысить двигательную активность.

    Методы использованные при работе над курсовой работой: анализ научно-методической работы, наблюдение, эксперимент.

    Существенными трудностями при работе над работой были: обобщение, анализ и систематизация собранного материала по данной проблеме.

    2. Во 2 главе данной работы были озвучены методы исследования физических качеств. Мы на практике выявили актуальный уровень развития быстроты и ловкости. Все методы воспитания в детском дошкольном учреждении направлены на достижение всестороннего гармонического развития ребёнка, обеспечение формирования самостоятельности, инициативы, активности и других положительных качеств личности. Игры и развлечения — непременные спутники жизни детей в семье и в дошкольных учреждениях. В руках педагога игры представляют собой важное средство всестороннего развития и воспитания ребёнка.

    3. Мы пришли к выводу о необходимости постепенного, систематического развития ловкости и быстроты. Для этого нужно составлять такие условия для проведения подвижных игр, которые были бы построены по следующей принципиальной схеме, а именно: через знакомство с правилами игры, ребёнок начинает приобретать опыт, который ему необходим для выработки саморегуляции. Благодаря этому подходу, возможно, укрепляя и сохраняя здоровье детей, вырабатывать у них устойчивые навыки в основных видах движений и в выполнении физических упражнений. Участвуя в подвижных играх и наслаждаясь движениями, дети приобретают привычку к здоровому образу жизни.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Книга воспитателя детского сада/ А.К. Бондаренко. — М.: Просвещение, 1991.

    2. Беляков Е.А. 365 развивающих игр/ Е.А. Беляков. — М.: Рольф, Айрис-пресс, 1999

    3. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду/М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова. — М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004

    4. Володченко В. Выходи играть во двор/ В. Володченко, В. Юмашев. — М.,1984

    5. Гальперин П.Я. Экспериментальное формирование внимания/ П. Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая. — М.: Издательство Московского университета, 1974

    6. Давыдов А. Играем, растём и умнеем/ А. Давыдов. — М., 1997

    7. Дормашев Ю.Б. Психология внимания/Ю.Б. Дормашев, В.Я. Романов.- М: Тривола, 1995

    8. Жичкина А. Значимость игры в развитии человека/Дошкольное воспитание/ А. Жичкина. — 2002. — № 4. — С. 26 — 27

    9. Лагутин А.Б. Помоги ребёнку стать сильным и ловким/ А.Б. Лагутин, А.П. Матвеев. — М.,1994

    10. Мухина В.С. Детская психология. Учебник для студентов пед. институтов/В.С. Мухина. — М.: Просвещение, 1985

    11. Немов Р.С. Психология в 3 кн. Кн.1/Р.С. Немов — М.: Владос, 2001

    12. Рогов Е.Н. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования /Сост. Е.Н. Рогов. — М.: Владос, 1995

    14. Осокина Т.И. Игры и развлечения детей на воздухе/ Т.И. Осокина. М.: Просвещение, 1983

    15. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5 — 7 лет/Л.И. Пензулаева. — М.: Владос, 2001

    16. Щербакова А.И. Практикум по общ. психологии /Под ред. А.И. Щербакова — М.: Просвещение, 1990

    17. Ромашин Г.Н. Подвижные игры: Методическое пособие/ Г.Н. Ромашин. — Краснодар: КГАФК, 1999

    18. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5 — 7 лет. Конспекты нетрадиционных занятий и развлечений в спортивном зале: Пособие для воспитателей и инструкторов по физкультуре/К.К. Утробина. — М.: издательство Гном и Д, 2003

    19. Янкелевич Е.И. Физическое воспитание детей от 0 до 7 лет/Е.И. Янкелевич. — М., 1999

    Совершенствование двигательных качеств и особенности развития внимания у дошкольников. Значение подвижных игр в воспитании. Исследование уровня развития физических качеств и внимания у детей во время подвижных игр в ДОУ № 35 «Соловушка», итоги работы.

    Источники:

    https://studfiles.net/preview/5879076/page:4/

    Развитие двигательной активности у дошкольников

    https://infourok.ru/referat-razvitie-fizicheskih-kachestv-v-doshkolnom-vozraste-1462726.html

    http://referatwork.ru/refs/source/ref-91328.html