Развитие малышей в 15 месяцев

развитие ребенка 15 месяцев

Помните, как рос ваш малыш на первом году жизни, утроив свой вес при рождении за какие-то 12 месяцев? Что ж, приготовьтесь к тому, что его рост в физическом плане значительно замедлится. На втором году жизни ваш ребенок может поправиться на 3-5 килограмм и вырасти на 1,5-2 см. это абсолютно нормально.

С другой стороны, его внешний вид изменится, т. к. его круглый животик и мягкие ручки и ножки, которые так хорошо подходили для ползания, уступят место более подтянутому телосложению, необходимому для ходьбы и лазания.

На 15-ом месяце ваш юный атлет может испытать свои обретенные силы, покорив мини Эверест (ваша лестница), взяв штурмом песочницу и замучив своих тренеров Маму и Папу.

Социальное развитие ребенка в этом месяце

Дети любят играть, часто даже говорят, что игра это детская работа. Как еще они могут узнать о причинно следственных связях (построишь слишком высокую башню из кубиков, и она вся развалится), о законах физики (столкнешь чашку со стола она упадет на пол), или о мире взрослых (посмотри, что будет, если надеть папину шляпу и представить, что рулишь в папиной машине)?

Хотя в этом возрасте дети еще не умеют играть вместе. Их общение представляет собой параллельную игру, то есть они играют бок о бок, не взаимодействуя между собой. Однако нельзя сказать, что малышей этого возраста не интересуют сверстники.

Просто они еще не научились совместной игре, эмпатии и желанию делиться игрушками. Все же, дети учатся общению, просто находясь в компании детей, и их стремление к сверстникам есть не что иное, как часть их социального развития.

Интеллектуальное развитие ребенка в этом месяце

Никогда не рано начинить читать ребенку. Обычная картонная книжка с красочными картинками может его заинтересовать, так же как книги про людей, животных и привычные предметы. Чтение перед сном, до обеда и в любое время, когда у вас есть настроение увлекательное занятие для вас и вашего малыша.

Кроме того, это стимулирует любознательность ребенка, его воображение и любовь к языку. К 15 месяцам в словаре вашего ребенка может быть около 10 активных слов и гораздо больше тех, что он понимает.

Он так же может выполнять простые просьбы, такие как «принеси книжку» или «иди к маме». Но самое важное то, что он набирает свой словарный запас со скоростью 2-3 слова в неделю и чтение в значительной мере способствует этому процессу.

Большинство малышей в этом возрасте начинают играть с мягкими игрушками. Они полезны и интересны детям. Именно мягкие игрушки станут для малыша не только ближайшими друзьями, охраняющими по ночам его кроватку, но и друзьями для игр на многие годы.

Они будут гостями на обедах, пассажирами на поездах из стульев, покупателями в магазине. Именно на мягкие игрушки ребенок будет «переносить» отношения с родителями, разнообразные конфликты с внешним миром. Поэтому не удивляйтесь, увидев, как ребенок наказывает их, ругает, шлепает, ставит в угол.

Неоценимое значение для развития речи ребенка оказывает ваш разговор. Для того чтобы ребенок заговорил или улучшил «качество речи» вы должны вести с ним постоянный разговор. Даже если вам кажется, что он односторонний (скорее всего так и будет), и малыш не обращает внимания на ваши слова.

Сейчас малыш не только чувствует интонацию, но и понимает смысл слов, поэтому ни в коем случае не сюсюкайте с ребенком, не искажайте слова. Это может помешать освоению правильной речи. Ясно и четко называйте предметы, повторяйте их названия по несколько раз.

Разговаривайте с ребенком обо всем, ведь его любопытство не имеет границ. Солнце, ветер, деревья, животные, играющие дети

В этом возрасте детки любят книги с большими, яркими картинками. И для развития речи нужно не только читать малышу, но и рассказывать по картинке, описывать ее. Старайтесь, чтобы ребенок принимал в этом участие. Можно попросить его, например, показать собачку. А после того, как малыш покажет ее пальчиком, несколько раз повторить: «правильно, это собака, собака». Можно немного рассказать про нее: «она черная, бегает на 4-х лапах и лает».

Поощряйте попытки вашего малыша говорить, даже если вы ничего не поняли. Если вы поняли желание вашего малыша, обязательно выразите его словами. Например, если кроха принес вам мячик, спросите его: «ты хочешь поиграть?». Если он тянется к тарелке: «ты хочешь есть?». Даже если вы ничего не поняли из сказанного малышом, ответьте: «давай поиграем» или «да, это интересно».

Задавайте больше вопросов: «тебе дать зайку?», «что ты хочешь?» и др. Ничего, если он ответит вам кивком головы или лепетом, главное, что малыш вас понял.

Учите малыша общепринятым нормам поведения. Он должен здороваться при встрече, прощаться, благодарить. Но помните, что малыш копирует взрослых, учится, глядя на них. И если в вашей семье нет заботы и внимания, любви и ласки, малышу будет сложно запомнить эти простые истины. И наоборот, если вы внимательны друг к другу, заботитесь друг о друге, малыш будет говорить «спасибо» просто потому, что так говорят его мама и папа.

В возрасте 15 месяцев родители замечают изменения не только в развитии, но и в поведении малыша – ребенок не просто повторяет действия родителей или привлекает их внимание, а уже способен вести диалог и играть вместе с ними в простейшие сюжетные игры. Вот только оценивать темпы развития детей после года достаточно сложно, точно сказать, что должен уметь ребенок в 1 год и 3 месяца не может никто. В этом возрасте разные дети ведут себя совершенно по-разному: кто-то уже начинает разговаривать и ходить, а другие все еще продолжают ползать и не произносят ни слова. Причем раннее развитие ребенка – это не гарантия его высокого уровня интеллекта в будущем, просто созревание нервной системы и головного мозга у всех детей происходит в разные сроки.

Физическое развитие ребенка в 1 год и 3 месяца

В 1 год и 3 месяца ребенок чаще всего уже умеет ходить, подниматься и спускаться по лестнице держась за руку, а также вставать и садиться без посторонней помощи. Если даже малыш еще не спешит радовать родителей умением ходить самостоятельно, в этом возрасте он уже должен уметь вставать и ходить, придерживаясь за стенки и за руки взрослых. Намного увереннее и свободнее становятся движения ребенка – он уже умеет наклоняться, оборачиваться назад, поворачиваться из стороны в сторону, при этом время от времени теряя равновесия и падая.

Большинство детей после года становятся гораздо осторожнее – малыши уже понимают, что если подползти к краю кровати или дивана, то можно упасть, а если стукнуться головой об стену – голове будет больно. Постоянные попытки ходить, лазать и бегать помогают развивать координацию движения и тренируют чувство равновесия. Малыш пробует приседать, вставать на цыпочки, бегать и совершать более сложные движения, например, пытается бросать и ловить мяч и учиться носить игрушки в двух руках сразу.

В 15 месяцев здоровый, сытый и выспавшийся малыш постоянно весел и энергичен – он бегает или ползает, играет с игрушками, причем, постоянно отвлекаясь и меняя их – обычно в этом возрасте максимальное время, когда ребенок может сосредоточиться на одном занятии, это 10-15 минут. После года у малыша продолжают расти зубы — прорезаются не только клыки и резцы, но и первые жевательные зубы, в этом возрасте ребенок уже должен получать не только перетертые пюре и каши, но и пищу, которую нужно жевать.

Нервно-психическое развитие

Малыш после года играет весь день напролет, именно в игре он получает важнейшие навыки, учится выстраивать отношения с окружающими и изучает окружающий мир. Очень важно в этом возрасте начинать обучение именно в игровой форме, ребенок будет с удовольствием выполнять любые задания и повторять действия родителей, если они будут преподнесены в виде увлекательной игры. Начиная с 15-18 месяцев меняется стиль игры ребенка с родителями, только теперь они начинают играть «вместе», а не параллельно друг другу. Если до этого родители просто присутствовали при играх малыша или показывали ему как и что делать, то теперь ребенок понимает, что играть можно вдвоем и активно привлекает родителей к таким играм. Причем, дети в этом возрасте способны играть не только с родителями и взрослыми, но и со своими сверстниками – карапузы могут вместе играть в песочнице, строить дом из кубиков или играть с машинками. К сожалению, такая идиллия не способна длиться сколько-нибудь долго – уже через несколько минут дети одновременно хватаются за 1 совочек или машинку и начинают вырывать ее друг от друга, драться или плакать – в зависимости от темперамента и характера малыша.

Большинство детей в 15 месяцев – собственники, они не понимают и не желают слушать взрослых, призывающих их делиться, играть вместе или отдать игрушку. Родителям не стоит пытаться взывать к совести малыша, гораздо эффективнее действует отвлечение ребенка на что-то другое, например, предлагая ему поиграть с вами в какую-нибудь игру или пойти что-то посмотреть, а также попытки найти компромисс – поменяться с другим ребенком, играть по очереди или взять похожую игрушку.

В 1 год и 3 месяца ребенок уже понимает, что вечером нужно собирать игрушки, умываться и ложиться спать. В этом возрасте уже нужно начинать приучать ребенка к определенным действиям, например, он может помогать вам убирать игрушки перед ужином или идти умываться перед сном.

Также, начиная с 15-18 месяцев нужно приучать ребенка к регулярному, ежедневному чтению книг. Теперь малыш уже не просто разглядывает картинки, а слушает и воспринимает короткие сказки и стихи. Самое главное подбирать понятные, красочные и легкие для восприятия детские книги – детям в таком возрасте очень нравятся потешки, стихи – четверостишья и короткие сказки, такие как Репка, Колобок, Курочка Ряба и другие. Родители должны не только читать книжки, но и комментировать их и объяснять сюжет сказки, стараясь заинтересовать ребенка, нужно также демонстрировать ему картинки и рассказывать, о том, что на них нарисовано. В возрасте 15 месяцев ребенок уже может и сам показывать в книжках знакомых животных, сказочные персонажи или знакомые предметы.

В лексиконе детей в этом возрасте насчитывается около 15-20 слов, а с помощью звуков и жестов ребенок уже может объяснить, что он хочет и что ему нужно. Некоторые дети уже уверенно произносят 5-10 слов, а другие только–только начинают произносить первые звукосочетания. Не стоит беспокоиться, если малыш еще ничего не говорит, самое главное, чтобы он понимал обращенную к нему речь и мог выполнять простейшие просьбы и задания.

После года малыши начинают активно интересоваться другими детьми, теперь на прогулках они смотрят не только на машины и дома, их интересуют ровесники и дети постарше. Малыши в 15 месяцев еще редко решаются вмешиваться в игры других детей, зато с удовольствием наблюдают за ними.

Что должен уметь ребенок в 1 год и 3 месяца

В 1 год и 3 месяца ребенок:

  • пытается самостоятельно ходить, умеет вставать и садиться;
  • ориентируется в пространстве, умеет наклоняться, приседать, поворачиваться;
  • выполняет просьбы и поручения взрослых – приносит игрушки, показывает предметы, дает руки и так далее;
  • знает названия предметов обихода, игрушек, животных, знает свое имя, реагирует на него;
  • произносит несколько слов, жестами показывает, что он хочет – манит к себе, просится на ручки, просит пить и так далее;
  • проявляет разные эмоции при встрече с мамой, бабушкой, знакомыми и незнакомыми людьми;
  • переносит действия с одного предмета на другой – кормит из ложки всех кукол или зверей, катает все машинки, собирает разные кубики, разговаривает по настоящему и игрушечному телефону;
  • держит ложку, пытается самостоятельно есть кашу, пюре, пьет из чашки.
  • Мальчик и девочка – есть разница?

    В возрасте 1 года и 3-х месяцев разница между девочками и мальчиками становится все заметнее. Мальчики обычно активнее и непоседливее, им больше нравятся подвижные игры, особенно на свежем воздухе, но сосредоточиться на одной игре или на одном предмете им гораздо сложнее. У большинства мальчиков в 15 месяцев уже есть коллекция машинок и игрушечного оружия, а вот кукол и колясок у них часто не бывает, хотя многим из них тоже нравится катать и укачивать куколок.

    Маленькие девочки любят книжки с яркими картинками, охотно проводят много времени с мамой и играют в куклы и те же машинки, а вот к оружию большинство из них остается равнодушными. С малышками в таком возрасте, как правило, намного спокойнее и легче – они более осторожны и на прогулках предпочитают не отпускать мамину руку и не отходить от родителей – на всякий случай.

    Ребенок в 9 месяцев (календарь развития)

    К девяти месяцам ваш ребенок поменялся кардинально. Это уже не тот неповоротливый толстячок, которым он был недавно. Теперь малыш подвижен, любопытен и много времени проводит на полу. Мамины руки все чаще остаются свободными, теперь ей достаточно временами просто держать малыша у себя на виду, при этом полноценно общаясь с ним. Развитие ребенка в 9 месяцев большей частью направлено на совершенствование костного и мышечного аппарата. Начало третьего триместра – это время физической и психологической подготовки детского организма к прямохождению.

    Что нового в физическом развитии?

    В связи с повышением двигательной активности ребенок в 9 месяцев начинает набирать меньше, чем раньше. За девятый месяц малыш может прибавить от 300 до 550 г и вырасти на 1 – 2 см. К концу месяца дети имеют вес 8.5 – 9.5 кг (± 1 кг), рост 69.5 – 72.5 см (±3 см).

    Что умеет малыш в 9 месяцев?

  • Малыш в девять месяцев сам садится и может без труда просидеть до 10 минут. Из положения сидя умеет дотянуться и взять игрушку.
  • Самостоятельно встает у опоры, может сделать несколько маленьких шажков, идет за стулом (держась за спинку стула, двигает его и идет за ним). В ходунках может пробыть не уставая до 10 минут, подпрыгивает и приседает в них.
  • Кроха пытается ползать. Встать на четвереньки малышу еще сложно, а вот по-пластунски могут ползать уже многие дети. Но если у крохи это не получается пока, не стоит переживать, просто помогите ему усвоить навык.
  • Ребенок в 9 месяцев все чаще использует щипковое хватание – берет предмет двумя или тремя пальчиками, может подбирать даже крошки. Активно развивается мелкая моторика малыша, он сует свои пальчики, куда только можно, все пытается потрогать. Умеет рвать на клочки бумагу.
  • Малыш уверенно держит в руках предметы: кусочки пищи, чашку, но разжать пальчики ему пока трудно, поэтому если кроха за что-то схватился, то забрать у него это крайне сложно. Если вы попытаетесь отнять у ребенка какой-то предмет, то он оттолкнет вашу руку и отвернется.
  • У ребенка в 9 месяцев продолжают или начинают расти зубки со всеми сопутствующими этому явлениями (капризность, слюнотечение, температура 37 0 С). Не переживайте, если зубов пока нет, в норме они могут появиться позже и вырасти сразу несколько.
  • Что нового в психическом развитии?

    1. Речь малыша в девять месяцев продолжает развиваться быстрыми темпами: он постоянно повторяет слоги, начинает связывать их в короткие слова (папа, мама, баба) и ассоциирует их с объектами. Ребенок меняет интонацию во время «разговора».
    2. Знает свое имя, отвечает на него комплексом оживления: поворачивает голову, улыбается.
    3. Эмоции ребенка в 9 месяцев становятся определенными: он радуется или смеется, когда его смешат, не скрывает обиду и гнев, когда злится.
    4. Показывает пальчиком не только на те предметы, которые хотел бы достать, а и туда, куда хотел бы забраться: просит открыть шкафчик, холодильник, достать что-то из кармана.
    5. Понимает простые просьбы: «возьми это», «иди сюда». Начинает осваивать жесты: кивает головой – «нет» или «да».
    6. Ребенок помогает одевать себя: просовывает в рукава ручки, тянет ногу в штанину. Сам может снять шапку. Держит чашку двумя руками, ест пальцами.
    7. Играя в прятки, понимает где вы, даже если вас не видно. Может найти по голосу или шороху.
    8. Чаще всего игрушки пока использует не по назначению: любит ударять одной о другую, вкладывать друг в друга, кидать и смотреть, как падает.
    9. Тест на развитие малыша в 9 месяцев.

    10. Малыш должен уметь сидеть без опоры, пытаться вставать, пробовать ползти за игрушкой, держать чашку в двух руках, хватать двумя пальчиками.
    11. Лежа на животике должен тянуться за игрушкой и пытаться ползти.
    12. В положении сидя ребенок должен уметь повернуться и взять предмет сбоку или чуть сзади.
    13. Малыш подражает вашим жестам и действиям: покажите, как нужно барабанить палочками, ребенок должен суметь повторить.
    14. Когда вы пытаетесь отнять игрушку, малыш должен уметь препятствовать этому: крепко держать, перетягивать на себя.
    15. В речи ребенка обязательно должны присутствовать повторяющиеся слоги.
    16. Малыш должен различать близких и чужих, реагировать на свое имя.
    17. Отсутствие каких-либо из вышеперечисленных навыков должно насторожить вас. Обязательно посоветуйтесь по этому поводу с детским врачом.

      Как кормить малыша в 9 месяцев?

      Продолжайте кормить грудью или смесью и вводить в прикорм новые продукты.

      Грудное молоко (смесь) должны составлять 1\4 суточного рациона ребенка в 9 месяцев. Если вы начали прикармливать в 6 месяцев, то у вас заменены три грудных кормления и в питании малыша присутствуют все основные продукты:

      овощные 150 -180 г и фруктовые пюре 50 — 80 г, каши до 180 г, мясо 50 г, желток 1\2 два раза в неделю, кефир и творожок 30 – 40 г, сухарик и пшеничный хлеб по 5 г, масло растительное и сливочное по 5 г, сок (фруктовый или овощной) до 80 г. Творожок можно давать с кефиром в вечернее кормление. На девятом месяце начинайте вводить рыбу нежирных сортов около 50 г, раз в неделю, а также мясные фрикадельки, сваренные на пару. Пюре можно делать теперь из нескольких овощей с добавлением зелени. Каши могут быть из смеси злаков, в том числе глютеновые (овсяная, пшеничная), при хорошей переносимости. Манную кашу лучше не давать до 1 года, так как она трудна для переваривания.

      Режим – сон и бодрствование

      Малыш спит 2 раза днем по 2 часа, а ночью — до 10 часов. К этому возрасту может несколько поменяться режим дневного сна: поскольку ночью кроха стал спать дольше и позже просыпаться, то дневной сон может несколько сдвинуться. Но многие малыши продолжают спать и играть в том же режиме.

      Груднички так же просыпаются по ночам и просят грудь, но не из чувства голода, а из-за психологической потребности в близости к матери. Скорее всего, так будет, пока вы не отучите от груди.

      В таком возрасте у младенцев бывают со сном проблемы. Связано это с тем, что малыши могут уже намеренно растягивать время бодрствования, как им захочется. Они начинают понимать, что есть день, а есть ночь, и ночью все спят, а днем играют. Поэтому приучайте ребенка к режиму, следите, чтобы он не переутомлялся играми.

      Как помочь малышу развиваться?

      Даже если вам тяжело, продолжайте носить ребенка на руках. До того, как малыш пойдет, это необходимо для правильного психического развития.

      Продолжайте развивать речь: разговаривайте с малышом, читайте книжки с картинками. Отдавайте предпочтение маленьким стишкам и потешкам, в которых повторяются слова. Обсуждайте с ребенком картинку, попросите найти на ней что-то и показать пальчиком. Используйте тематические карточки с картинками. Прилагайте все усилия, чтобы малыш научился ползать.

    18. Сделайте из одеяла валик и просуньте его под грудью ребенка. Приподнимая малыша за концы одеяла, помогайте ему доползти до игрушки.
    19. Когда ребенок пытается ползать, создавайте у его ножек опору то для одной ножки, то для другой. Так он быстрее освоит технику перекрестного ползания.
    20. Если у малыша уже получается ползать, купите ему домик с тоннелем. Ребенок наверняка будет в восторге, переползая из домика в тоннель и обратно, и находя там разные сюрпризы. Можно сделать тоннель самим из картонных коробок.
    21. Покажите малышу как построить башню из кубиков или сложить пирамидку. И хотя малыш сам еще не сможет это повторить, но ему будет очень интересно наблюдать, как это делаете вы. Возможно, он попытается поставить один кубик на другой или надеть колечко на палочку – это тоже шаг к новому. Позвольте крохе разрушить башню, которую вы построили и сделайте еще одну – пусть ломает. В этом возрасте малышам нравится наблюдать, как что-то падает, рассыпается. Попросите его сложить кубики в коробочку, после того как башня разлетелась.
    22. Пора познакомиться с туалетной бумагой! Покажите крохе как она разматывается. Малыш с удовольствием начнет комкать, рвать и раскидывать бумажки – хорошая разминка для пальчиков. Так же можно кусочек скотча прилепить к детской ладошке, малышу буде весело отрывать его от себя.
    23. Даже если у вас мальчик, купите ему куклу. Чем больше игрушка будет походить на настоящего ребенка, тем лучше. Посадите пупса напротив вашего малыша и покажите, где носик, глазки, ротик и все остальное. Потом попросите ребенка показать, где и что у куклы, а где у него.
    24. Продолжайте играть в ванной: покажите малышу как перелить водичку из одного стакана в другой.
    25. Насыпьте в миску крупу и закопайте в ней маленькие игрушки. Предложите ребенку рукой отыскать их в крупе.
    26. Заведите для малыша сундучок с маленькими предметами из разных материалов, туда можно положить: кусок линолеума, лоскутки разных тканей (шелк, фланель, шерсть), картонка, пробка от бутылки, губка, в общем все, что безопасно. Пусть малыш познает тактильные ощущения.
    27. Продолжайте играть в «Ладушки», включайте детские песенки или веселую музыку, хлопайте вместе в ладоши под нее.
    28. В 9 месяцев ребенок может ползать и сидеть, поэтому можно усложнить многие упражнения для него, ввести в занятия гимнастические снаряды: мячик, деревянная палочка, пластмассовые кольца.
    29. Для ребенка на девятом месяце очень важно общение в игре.

      Позаботьтесь, чтобы на кухне и в комнатах был набор предметов, которые можно дать малышу для игр. Вы можете сами придумывать занятия для ребенка, возможно, он сам своими действиями подскажет, во что хотел бы поиграть. Позволяйте крохе самому начинать игру, так вы приучите его к самостоятельности и научите принимать решения.

      Календарь развития ребенка 12-15 месяцев

      Развитие ребенка 12-15-й месяц

      После того, как ребенку исполнился год, период младенчества закончился и начинается период раннего детства. Малыш все еще сохраняет черты младенца и все так же нуждается в заботе и нежности.

      Оптимальным режимом питания в первые месяцы второго года жизни является пятиразовое кормление с 3,5-часовыми перерывами. И, если малыш при двухразовом дневном сне вечером не может уснуть или капризничает, то можно переводить его на один дневной сон. Некоторые дети спят то один, то два раза в день, постепенно самостоятельно переходя на один сон.

      Достаточно понаблюдать за ребенком, чтобы понять, сколько времени для дневного сна ему необходимо. Но не забывайте, что он уже привык к своему режиму дня, а потому при переводе на один сон подумайте, чем увлечь его в течение дня. Если малыш не капризничает и после прогулки хорошо засыпает, то вы все сделали правильно.

      Но нужно не забывать, что один дневной сон не должен быть менее двух часов, а укладывать ребенка вечером нужно не позже десяти вечера.

      Если в первый год жизни малыш только знакомился с внешним миром и учился его понимать, то сейчас совершенствует их; учится ходить без вашей поддержки, начинает объяснять свои желания. Конечно, его походка и движения еще неуклюжи, чтобы не упасть, он широко расставляет ножки. И благодаря своему упорству и вашему вниманию уже через несколько месяцев координация движений улучшается, походка становится твердой и малыш с уверенностью стоит на ногах.

      Если с ребенком на протяжении первого года жизни разговаривали и читали ему сказки, то это очень хорошо не только для развития речи, но и для психического развития. Ведь за первые три года жизни ребенок узнаёт больше, чем за всю жизнь. И пусть он порой не понимает смысл рассказа, старайтесь разговаривать с ним как можно больше. Описывайте картинки в книжках, рассказывайте о том, что происходит на улице.

      В первом триместре второго года жизни малыш слабо прибавляет в весе или же рост массы тела временно приостанавливается. Но, если он активный, хорошо спит, кушает и интересуется всем происходящим вокруг. То поводов для беспокойства нет. Все полученные калории тратятся на движение, отсюда и остановка прибавок в весе. В среднем за этот период наблюдается прибавка в 1-2 кг и увеличение роста на 2-3см.

      Ваше чадо теперь не ползает, а ходит и ломает все на своем пути. И это хорошо, это значит, что малыш изучает окружающий его мир, анализируя все предметы. Просто уберите более ценные вещи подальше.

      В этом возрасте очень полезны разборные игрушки, ведь их можно разъединять, но они при этом не ломаются. Кольца, шары, пирамидки, сложные детали улучшают моторику пальцев, но родителям нужно быть аккуратнее. Если вы хотите, чтобы чувствительность и гибкость пальчиков у ребенка была лучше, то игры с мелкими игрушками нужно проводить под присмотром взрослых, объясняя, что в рот отправлять их не нужно. Это сложный процесс, но если запастись терпением – то ребенок поймет, и вытаскивать мелкие предметы из ушей вам точно не придется.

      Кубик с отверстиями разной формы и игрушками, которые соответствуют отверстиям, формирует логическое мышление, а так же представление о форме и размерах предметов. Все, что издает звуки чрезвычайно нравится малышам и, если вы не особо любите шум, то лучше сразу выбрать игрушки потише, потому что потом тихое пианино вместо громких свистулек ребенка не удовлетворит. Сначала они будут играть с вашей помощью, а потом и самостоятельно, радуя вас импровизированными концертами.

      Советы молодым родителям

      Продолжают расти зубки, а потому случаются капризы и слезы. Прорезываются 4 резца и 4 коренных зуба. Если этот процесс проходит болезненно, то нужно просто переждать этот период, стараться кормить ребенка мягкой пищей, а если он отказывается от еды, то стоит прислушаться к его пожеланиям и всячески успокаивать. Ведь через пару дней малыш снова будет бодр и полон сил.

      Пора учиться ходить на горшок. Дети уже выражают свое желание сходить в туалет. Кто-то замирает, кто-то кряхтит или же присаживается на корточки. Аккуратно без резких движений уведите его в туалет и побудьте с ним, пока он не сделает «свои дела». Горшок не должен быть высоким, но покупать горшок, который встроен в стульчик – не стоит, ребенок не должен путать стульчик и туалет, так же в первое время горшок должен находиться в одном месте, анне путешествовать по квартире, это поможет ребенку лучше запомнить как действие, так и место действия.

      Дефекация у малыша происходит 1-2 раза в день, примерно в одно и то же время, а потому можно предугадать действия и высадить на горшок чуть раньше. Если результат достигнут – сразу снимайте его с горшка, иначе он не поймет и запутается, зачем же его посадили. Также, если ребенок не сходил в туалет, то долгие сидения на горшке не целесообразны. К тому же, это чревато выпадением прямой кишки. Не отвлекайте его во время процесса, не давайте игрушки, ведь туалет – не место для игр и бесед. И никогда не угрожайте ему горшком, не высаживайте на горшок в качестве наказания. Помните, что все естественные потребности ребенка и действия, связанные с ними, не могут быть наказанием.

      Обычно к 18-ти месяцам малыш самостоятельно садится на горшок. Если же он остается сухим до того, как вы его усадили, то обязательно похвалите его, говоря, что он уже большой, умный и все понимает.

      Питание детей после года

      Переводить ребенка на общий стол еще рано, взрослая пища для него слишком острая, сладкая и соленая; она не сбалансирована в соответствии с его потребностями, а потому не содержит нужных витаминов и минералов.

      Грудное вскармливание можно продолжать и после года, но уже в качестве добавки к питанию. Если ребенок гиперактивен или плохо засыпает, то перед сном лучше кормить его грудью.

      Самым лучшим завтраком считается каша с овощными добавками или каша с фруктами. Обед должен состоять из двух блюд, а на десерт вместо сладостей давайте малышу фрукты. Ребенку требуется много белка, который есть в мясе и рыбе, лучше чередовать мясные и рыбные блюда. На ужин можно давать сырники со сметаной, вареное мясо, яйца. В рационе обязательно должны присутствовать сырые овощи и фрукты, а так же кисломолочные продукты, которые можно предлагать малышу в перерывах между едой.

      Ребенок много двигается, а потому ему нужны углеводы. Но это должны быть не конфеты и шоколад, а углеводы, которые содержатся в зерновом хлебе, макаронах и картофеле. Если ему будет не хватать энергии, то организм начнет преобразовывать ее из белков, что чревато задержкой роста.

      Все колбасные изделия, сосиски, конфеты, шоколад до трех лет ребенку давать нельзя, но если вы скорректируете и свое меню, у ребенка не будет потребности в этих продуктах.

      Развитие ребенка от 15 до 18 месяцев

      Вот уже и Вашему малышу исполнился 1 год и 3 месяца! Кроха переходит из младенческого возраста в период раннего детства. Обычно к 15 месяцам ребенок уверенно ходит и к 1,5 годам может самостоятельно перемещаться в разных направлениях. Создайте ребенку благоприятную среду для движений, об этом читай здесь.

      Развиваем равновесие. Для этого во время игры попросите пройти ребенка по «мостику» (положенной на пол доске), или попрыгать по кочкам (листы бумаги, разложенные на полу на небольших расстояниях). Хорошо развивают равновесие лошадки-качели или обычные качели.

      Продолжаем развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев . В этом Вам помогут игры: «шнуровка», «бусы».

      В лексиконе малыша появляются новые слова. Если к году малыш может произносить около 10 слов, то сейчас их количество возросло. Причем некоторые слова выступают в качестве обобщенных. Например, ребенок может назвать словом «мяу», как кошку, так и пушистую как кошка бабушкину шаль. Т.е. ребенок использует первые обобщения предметов по схожим признакам!

      А это уже огромный шаг в развитии ребенка. К полутора годам ребенок сможет заметить сходство и различие между двумя игрушками.

      Малыш гораздо лучше понимает обращенную к нему речь, и начинает повторять услышанные слова. Существует нормы развития, по которым ребенок к 1,6 г. может воспроизвести около 30 – 40 слов. Однако, понимает он в 10 раз больше! А овладение разговорной речью, как раз и начинается с ее понимания. Постепенно расширяйте свой словарный запас обращений к малышу, как и раньше, называйте предметы окружающие Вас и действия с ними.

      Также следует побуждать ребенка отвечать Вам, вводя в его лексикон простые слова. Старайтесь вести диалог с ребенком, используя все доступные средства общения, такие как показ, мимика, лепетные слова и жестикуляция.

      В развитии ребенка от 15 до 18 месяцев, как и раньше большое значение играют предметные игры. Вы заметите, что действия малыша с игрушкой усложнились, появились действия с предметами, с учетом их функциональности. Например, машинку ребенок катает, куклу – кормит и укладывает спать и т.д. Ребенок глядя на игрушку, теперь хочет не просто знать «что это?», но и «что с этим можно делать?» Т.е. ребенок хочет познать все свойства предмета (игрушки), даже те которые скрыты. Тем не менее, это еще не полноценная ролевая игра, а пока только лишь действия, которые ребенок копирует.

      Поэтому Ваше общение с ребенком обязательно, ему необходимо каждый день показывать действия с предметами быта и игрушками, вместе проводить время за играми, создавая благоприятную среду партнерских отношений.

      1. Развитие наглядно-действенного мышления. Т.е. формируйте в понимании крохи обобщения предметов (суп, яблоко, каша – это еда и т.д.)
      2. Расширяйте сенсорный опыт ребенка. Давайте ребенку дидактические задания на выбор предметов по принципу: такой же и не такой. Например, по величине «большой — маленький», или по форме «шарик — кубик».
      3. Совершенствование ориентировочной реакции на слух. Можно уже просить ребенка найти предмет по звуку (музыкальные игрушки, музыкальные инструменты).

      Кроха не сидит на месте и постоянно лезет во все шкафчики, ящики, сумки? Это повод для радости, ведь кроха развивается правильно! В него заложена природой программа на накопление сенсорного (чувственного) опята. Относитесь к этому с пониманием, не лишайте кроху радости познания всего нового, конечно же, мудро руководя процессом.

      Как контролировать стихию детского любопытства? Только вводить определенные правила поведения. И каким бы не был импульсивным малыш он постепенно усвоит эти правила. Главное, чтобы их придерживались все члены Вашей семьи. Правила не должны противоречить друг другу. Ну и конечно взрослые должны подавать крохе положительный пример.

      Например, ребенок упрямо идет в лужу, несмотря на Ваши запреты . Самый лучший способ – это отвлечь ребенка: «Давай покидаем в лужу камушки или попускаем кораблики». А не физическое наказание или скучные нотации!

      Помните, что запретов в воспитании ребенка должно быть гораздо меньше, чем разрешений.

      В итоге, при правильном воспитании, у ребенка пройдет плаксивость, тревожность, свойственная началу второго года жизни. Вы воспитаете в нем доверие к окружающему миру.

      О развивающем видео, методиках и проч.

      Сейчас продается множество развивающих видео, покупать их, а тем более давать смотреть ребенку категорически нельзя! Так же ограничьте ребенка от просмотра телевизора. Об этом читайте в статье «Можно ли малышу смотреть телевизор».

      Если хотите узнать о гимнастике и интересных играх читайте статью «На зарядку становись!»

      Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!

      Развитие ребенка в 5 месяцев

      В первый год развитие младенца проходит очень стремительно. Кроха постоянно радует новыми умениями и маленькими достижениями. Пятимесячный ребенок очень сильно отличается от новорожденного карапуза. Чему научился малыш к 5-месячному возрасту и как родители могут стимулировать развитие крохи в 5 месяцев?

      Физиологические изменения

    30. Телосложение младенца в 5 месяцев становится пропорциональнее, а мускулатура значительно укрепляется.
    31. Зрение ребенка продолжает развиваться. От взгляда малютки уже не ускользают ни неподвижные, ни быстро перемещающиеся предметы. Также малышу нравится рассматривать картинки.
    32. У ребенка 5 месяцев довольно обильно выделяется слюна, что не только связано с предстоящим прорезыванием зубов, но и помогает очищать ротовую полость, ведь малютка практически все попавшие в его ручки предметы тянет в рот.
    33. Стул ребенка, которого кормят лишь грудным молоком, может быть как частым (5-6 раз в сутки), так и редким (раз в 2-5 дней). Малыши, которые вскармливаются смесью или начали получать прикорм, обычно испражняются 1-2 раза в день, а их каловые массы отличаются большей плотностью и резким запахом.
    34. Мочеиспускания в 5-месячном возрасте бывают в норме до 15 раз в сутки.
    35. Гипертонус, присущий новорожденным, к 5-месячному возрасту обычно полностью проходит.

      За пятый месяц жизни ребенок прибавляет около 700 грамм, а его рост увеличивается в среднем на 2 сантиметра. Обхват грудной клетки начинает преобладать над показателем окружности головы.

      У каждого малыша развитие происходит своими темпами, но специалистами определены средние показатели, характерные для большинства деток определенного возраста. Узнав их, вы сможете сориентироваться, нормально ли растет ребенок и не нужна ли дополнительная консультация врачей.

      Границы нормы и средние показатели для 5-месячных младенцев мы собрали в такую таблицу:

      Среднее значение в 5 месяцев

      Окружность грудной клетки

      • Младенец освоил перевороты на спину с положения на животике. Теперь ребенок сам выбирает положение, в котором будет изучать окружающий мир. Некоторые малыши приступили и к освоению ползания. Пока они пытаются перемещаться на животе, активно перебирая ножками, а также перекатываются.
      • Малыш уже может сидеть, но только с поддержкой (к примеру, в стульчике для кормления). При этом спинка крохи согнута, поэтому медики не рекомендуют надолго оставлять 5-месячного ребенка в сидячем положении. Если вы будете держать малютку под мышки и поставите на прочную поверхность, то заметите, что ребенок будет стоять на выпрямленных ножках.
      • Кроха свободно управляет своими ручками и способен как ухватить, так и длительно держать предметы обеими руками. Предложите ребенку взять игрушку и увидите, как кроха схватит ее ручкой. Малютка будет внимательно изучать предмет и может так увлечься, что проведет с игрушкой до 10-15 минут.
      • Карапуз уже хорошо узнает маму и других людей, с которыми часто общается. Он оживленно отвечает на проявления внимания от близких и различает тон, с которым с ним общаются. Незнакомцы же вызывают у ребенка совсем другую реакцию, преимущественно настороженную.
      • Речь малыша активно развивается и представляет собой длительное гуление. У произносимых крохой звуков уже можно отметить определенную интонацию, которую ребенок копирует у родителей. Некоторые малыши уже проговаривают не отдельные звуки, а слоги.
      • Карапузу очень нравятся песни и потешки из маминых уст, что проявляется бурным весельем. Настолько же бурно кроха умеет выражать и отрицательные эмоции, например, когда забрали игрушку или положили в кроватку, а ребенок еще хотел пообщаться с мамой.
      • Малыш начал интересоваться едой взрослых. Он заглядывает в тарелки мамы и папы, и если родителям по нраву идея педагогического прикорма, такое поведение может стать поводом начать знакомство младенца с первыми порциями новой пищи.

      Можете сделать упражнения, показанные в следующем видео, по методике О.Н. Тепляковой — эксперта по интеллектуальному развитию.

      Занятия для развития

    36. Ежедневно уделяйте примерно 10 минут на гимнастику, поскольку это поможет крохе укрепить мышцы (особенно сейчас важно укреплять спинку малыша) и обучиться управлению собственным телом. Разводите руки малыша в стороны и скрещивайте их на груди, затем подтягивайте малютку за ручки, чтобы придать ему сидячее положение. После этого двигайте ножками малыша, переверните кроху на живот и позанимайтесь в такой позиции.
    37. Для стимуляции ползания положите вблизи ребенка яркую игрушку так, чтобы малыш не мог дотянуться до нее руками, а был вынужден попробовать немного проползти. Под ножки карапуза подставьте ладонь, от которой ребенок сможет отталкиваться.
    38. Массаж к 5-месячному возрасту немного усложняется. Тело малыша теперь можно не только поглаживать и растирать, но также пощипывать, разминать и поколачивать.
    39. Продолжайте занятия на фитболе, ведь это не только помогает развитию мышц и вестибулярного аппарата ребенка, но и улучшает пищеварительную функцию. Также большой пользой для развития младенца обладают занятия в воде – в бассейне или в большой ванне.
    40. Приобретая ребенку новые игрушки, показывайте малышу, как с ними обращаться. Пусть младенец увидит, что мячик можно покатать или бросить, колечки от пирамидки – разбросать или сложить, а плюшевого зайца погладить или обнять. Не забывайте о безопасности и чистоте всех игрушек, которые даете малютке, ведь кроха обязательно попробует их на вкус.
    41. Во время бодрствования постоянно разговаривайте с младенцем, чтобы ребенок слышал новые слова и вашу интонацию. Часто называйте карапуза по имени, а показывая фото родственников, обязательно произносите и их имена.
    42. Разговаривая с карапузом голосом, наклонитесь к ушку малыша и проговорите несколько слов шепотом.
    43. Общаясь с малюткой, вдруг остановитесь и сделайте свое лицо неподвижным. Младенец удивится, а затем попытается заставить вас снова разговаривать с ним.
    44. Поиграйте с крохой в игру, которую можно назвать «вверх и вниз». Поднимайте младенца и говорите «вверх», затем с другой интонацией скажите «вниз» и опустите малютку.
    45. Подходите вместе с крохой к большому зеркалу, чтобы ребенок видел не только свое, но и ваше отражение и мог сравнить их. Пусть пока младенец и не понимает, что это лишь отражение, ему понравится видеть себя и маму в зеркале.
    46. Не упускайте возможности сделать упражнения для обучения сидению и ползанию и во время купания, ведь в воде двигаться малышу намного легче. Вытирая младенца после ванны, называйте части тела карапуза, к которым дотрагиваетесь.
    47. Играйте с малюткой в «ку-ку», используя разные вариации этой игры. Можете закрывать руками свои глаза или глазки малыша, прятать лицо под полотенцем или пеленкой, прятаться за шкафом или даже прятать под одеяло игрушку. Не менее интересны младенцу и игры в «ладушки» или «сороку-ворону».
    48. Предложите малышу рассматривать картинки с животными и при этом называйте зверей и подражайте их голосам.
    49. Если есть возможность, сделайте или купите малышу книжку из ткани, на страницах которой будут разные аппликации, шнуровки, пуговицы, липучки. Такая вещица поможет в развитии органов чувств ребенка.
    50. Можете познакомить карапуза и с пальчиковыми красками. Опускайте ручки младенца в баночки с яркими цветами и оставляйте следы на бумаге. Это непременно вызовет положительные эмоции и у крохи, и у вас.
    51. На прогулку и во время домашних дел усаживайте кроху в слинг. Из него малыш сможет наблюдать все ваши действия и окружающий мир, одновременно ощущая ваше тепло и защиту.
    52. При массаже лучше использовать потешки: так и вам, и ребенку будет интереснее.

      О том, как сделать массаж 5-месячному ребенку, смотрите в видео Николая Никонова — ведущего врача и массажиста России.

      В первый период бодрствования 5-месячного ребенка выполняются привычные уже ребенку гигиенические процедуры. Лицо крохи умывается, глазки протираются, а носик и уши очищаются по мере необходимости. Кроме того, младенцу нужно регулярно состригать ноготки, так как они быстро отрастают.

      В 5-месячном возрасте ребенку продолжают делать ежедневные гимнастические упражнения и массаж. Купать малыша также следует каждый день, тем более что малютке такие вечерние процедуры очень нравятся.

      Кроха пяти месяцев бодрствует около 2 часов после каждого сна, спит трижды в день общей длительностью до 5 часов и около 10 часов ночью. Многие 5-месячные дети перестают просыпаться в ночное время для кормлений.

      Гулять с ребенком этого возраста по-прежнему рекомендуют дважды в день – утром и после обеда. Нередко малыши во время таких прогулок уже не спят, а рассматривают окружающий мир. Длительность прогулок определяют в зависимости от погоды, например, если довольно прохладно или идет мелкий дождик, прогуляться с крохой можно лишь 1-2 часа, а в теплую летнюю погоду в тени деревьев можно проводить с малюткой до 6 часов в день.

      Если у 5-месячного младенца исключительно грудное вскармливание, строгого режима кормлений нет. Кроха сосет во время укладывания на сон, а также после просыпания. Особенностью кормлений в этом возрасте являются частые прерывания – малютку может отвлекать любой шорох или шум. Прикорм деткам, получающим лишь мамино молоко, в 5-месячном возрасте еще не вводят, при условии, что малыш здоров, а количество молока у мамы достаточное.

      У ребенка на искусственном вскармливании есть строгий режим приемов пищи, предусматривающий в 5-месячном возрасте 5 кормлений с паузами между ними по 3,5-4 часа. Общее количество смеси для крохи рассчитывают на основе веса младенца (его делят на 7). Далее суточный объем питания разделают поровну на число кормлений. В среднем младенец 5 месяцев получает в сутки от 900 до 1000 мл смеси, съедая за один раз примерно 160-200 мл пищи.

      Количество продуктов прикорма для деток на искусственном вскармливании и грудничков, которым прикорм начали вводить раньше по показаниям, увеличивается. Младенцам начинают давать не только овощи и кашу, но и фруктовое пюре, а также растительное масло.

      С 5-месячным карапузом общаться очень интересно, ведь каждый день с таким малышом может принести новые умения и много позитивных моментов. У каждого младенца режим дня будет индивидуальным и определяется в первую очередь биоритмами карапуза, однако для понимания, как примерно выглядит день с крохой 5 месяцев, мы предлагает такой вариант режима дня малыша этого возраста:

      Пробуждение для первого кормления (грудное молоко или смесь), гигиенические процедуры.

      Календарь развития ребенка: 13-15 месяцев

      Хотите ли вы узнать, чего ожидать в первые три месяца второго года жизни ребенка? Тогда читайте о том, как малыш начинает безошибочно отзываться на свое имя, распределять новые слова по категориям и многое другое.

      В возрасте чуть старше года большинство детей уже умеет ходить: уверенно или с осторожностью, но чаще всего шагает. Однако есть малыши, которые предпочитают ползать вплоть до полутора лет, а некоторые не торопятся передвигаться на двух ногах и позже. В любом случае, надеемся, что в тот момент, когда ваше чадо сделает первые самостоятельные шаги без опоры и помощи, у вас будет под рукой фото- или видеокамера. Это один из тех моментов, которые никогда больше не повторятся.

      Если ваш ребенок не спешит начать ходить и вас это беспокоит, проконсультируйтесь с педиатром и ортопедом: попросите их проверить развитие моторных навыков. Однако наш совет: если ребенок здоров, развивается по возрасту во всех прочих сферах, в чем-то опережает сверстников и выглядит счастливым, оставьте его в покое. Сейчас особенно важно уважать и ценить ту уникальность, с которой развивается ребенок. Не стоит торопить его идти, ведь в скором времени вы с легкой грустью будете вспоминать вашего ползунка, когда вам придется бегать за ним по улице.

      Телесные изменения. Питание

      Ребенок стал активнее, начал больше двигаться, и, соответственно, стремительнее развивается крупная моторика. Разумеется, меняется и комплекция вчерашнего младенца. Постепенно исчезает младенческая пухлость, уходят перетяжки на руках и ногах. Аппетит тоже зависит от многих факторов: он может быть безудержным на протяжении недели, а может без видимых причин пропадать почти бесследно. Когда вы взвешиваете ребенка, оказывается, что вес он набирает медленнее, чем раньше. В скором времени малыш перестанет быть похожим на мягкий комочек, который хочется без конца тискать и баюкать. При этом ребенок не перестанет хотеть сидеть у вас на руках, обниматься и прикладываться к груди.

      В периоды, когда ребенок проявляет интерес к взрослой пище, попробуйте предложить ему ложку. Самостоятельная еда ложкой – прекрасная тренировка мелкой моторики и навыка самообслуживания. Помимо ложек, существуют и безопасные детские вилки с тупыми зубцами, которыми невозможно пораниться, но абсолютно реально наколоть кусочек картофеля, брокколи или банана. Если малыш не воспринимает столовые приборы как средства для принятия пищи и выбрасывает их на пол или играет с ними, глубоко вдохните и вспомните, что это нормальный этап развития. Любой новый предмет, в первую очередь, интересен ребенку в качестве игрушки. Подлинный функционал вещи в руках малыша обретут позже. Может быть, в момент выбрасывания ложки «за борт» ребенок постигает законы гравитации. Или таким образом высказывает собственное мнение относительно того, каким образом нужно есть бананы. В этом возрасте вокруг того места, где ест ребенок, неизбежно будет беспорядок. Если вы любите идеальную чистоту или не находите времени, чтобы каждый раз после кормления ребенка мыть пол, стульчик и все открытые части тела малыша, используйте слюнявчики и пеленки, а на пол под стульчик постелите большой моющийся коврик. Если вы берете ребенка с собой в ресторан, возможно, имеет смысл держать малыша подальше от белоснежной скатерти или попросить официанта снять ее на время вашего ужина.

      К этому возрасту большинство детей имеет в активном словарном запасе несколько вполне человеческих слов. Но снова напоминаем: путей индивидуального развития детей очень много. Говорит ли ваш ребенок десять слов или ни одного – и то и другое находится в пределах нормы. Чаще всего первым осознанным словом ребенка (помимо «мамы» или «бабы») становится название предмета, вызывающего у малыша жгучий интерес (мяч, кошка, собака, книга, машина…). Когда вы слышите нечто, похожее на слово, повторяйте, переспрашивайте, указывайте на предмет и снова повторяйте вслед за ребенком это слово. Повторяя слово, произнесенное ребенком, вы не только учите малыша правильно его произносить, но и признаете, что речь ребенка, какой бы неказистой она ни была с точки зрения взрослых, очень важна. Повторяя слова за ребенком, вы вызываете у него чувство гордости и удовлетворения. Кроме того, слушать лепет едва начавшего говорить ребенка – огромное удовольствие.

      По-прежнему одним из лучших средств развития языка ребенка остается чтение. Старайтесь выбирать книги на темы, которые интересны ребенку. Если ребенок засматривается на велосипеды, самокаты и роликовые коньки, найдите про них книжки. Если малыш после посещения зоопарка все время вспоминает, как он туда ходил, почитайте про уже виденных и еще не знакомых экзотических животных. У детей будет больше мотивации говорить, если общаться с ними на интересующие их темы. Ребенок будет приносить вам полюбившуюся книгу множество раз, до тех пор, пока вы не научитесь воспроизводить ее по памяти слово в слово. Не отказывайте ребенку в этом простом удовольствии – слушать одно и то же изо дня в день. Даже если вам очень скучно читать банальную «Репку» в пятидесятый раз, помните, что во время каждого очередного ее прослушивания малыш открывает для себя нечто новое.

      Независимо от того, сколько слов может сказать ребенок, он прекрасно воспринимает речь взрослых. Одно из полезных развивающих развлечений и для ребенка, и для вас – давать малышу простые поручения. Если малыш просит, чтобы вы ему почитали, попросите его самостоятельно принести книгу, которую он хочет. Или, если вы держите кучу всяких вещей, и что-то падает, можно попросить ребенка помочь вам – поднять и донести до нужного места. Дети с готовностью бросаются на помощь родителям, чувствуя себя важными и нужными, когда им удается принимать участие во «взрослых» делах. Заметьте, какое невероятное удовлетворение появляется на лице ребенка, когда вы благодарите его и говорите, что он мамин помощник. Подобные мелочи закладывают основу позитивной самооценки ребенка, чувства собственной значимости, незаменимости и уникальности. Именно родительская задача – дать ребенку представление о себе как об исключительной личности, которая одним своим существованием достойна любви и благодарности других людей. Вдобавок, таким образом ребенок с раннего возраста учится получать удовольствие от бескорыстной помощи окружающим.

      Как вы помните, ребенок уже замечательно признает на фотографиях и себя, и знакомых людей. Более того, глядя в зеркало, он способен любоваться собой; девочки в этом возрасте могут с удовольствием вертеться перед зеркалом в новых нарядах. Используйте эти умения, чтобы напоминать ребенку о далеко живущих членах семьи и о событиях, в которых ребенок принимал активное участие. Малыш будет снова и снова просить показать ему фотографии из совместного с родителями путешествия и радоваться изображениям тех мест, где он был. Занятия вроде рассматривания семейных фотоальбомов развивают у ребенка чувство самосознания, восприятия себя как отдельной от матери личности.

      Если вы вынуждены работать, а ребенка поручаете бабушкам или отдаете в ясли, позаботьтесь о том, чтобы у малыша всегда были доступ к нескольким семейным фотографиям. Пусть это будут личные картинки ребенка, которые он сможет брать тогда, когда ему хочется, когда он скучает. Изображения родителей, на которые можно посмотреть в период грусти, очень скрашивают ожидание встречи.

      Период отрицания и родительские запреты

      Новоиспеченные родители часто удивляются, когда слышат от годовалого ребенка категорическое «нет». Им кажется, что это не то слово, которое должно быть в активном словаре такого маленького человека. Однако уже в возрасте шести–семи месяцев ребенок знает, что слова имеют разные смыслы, а слово «нет» обозначает запрет делать то, что хочется. Теперь же, когда ребенок начинает осознавать себя отдельным существом, он постоянно находится в поиске различных инструментов для отделения себя от матери. В частности, слово «нет» прекрасно подходит для этой цели. Вы обязательно столкнетесь с тем, что ребенок будет говорить «нет» почти на все, что вы ему предложите. Помните, что это тоже всего лишь закономерный и ожидаемый период развития, и он неизбежно закончится.

      Теперь вам придется перестать задавать общие вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». Вам нужно научиться задавать альтернативные, чтобы у ребенка не было возможности отказаться от того, что, по вашему мнению, он должен сделать. При этом у ребенка обязательно должно быть ощущение, что выбор он сделал самостоятельно. Не стоит спрашивать, будет ли ребенок надевать носки перед прогулкой. Попросите его надеть носки. Любые. Если повезет, ребенок принесет носки одного цвета. Если нет – в конце концов, пусть носит те, которые ему нравятся, даже если один зеленый, а другой красный. Если такая ситуация вас категорически не устраивает, спросите малыша, какие носки он хочет сегодня надеть, красные или зеленые. У ребенка будет чувство принятого решения, а вы останетесь спокойны, что малыш не простудится и не натрет пятки. Только будьте внимательны: не нужно предлагать ребенку выбирать в ситуации полного отсутствия выбора. Если вы заранее знаете, что вас устроит только один вариант развития событий (например, пора выходить из дома, потому что у вас через час запись к врачу), не акцентируйте на нем внимание. Лучше предложите ребенку одеться по погоде, но так, как он хочет, и выбрать игрушку и книжки, которые вы возьмете с собой. В дополнение вы можете спросить ребенка, на какую площадку он хочет зайти после визита к врачу – перед домом или за ним, и в каком магазине купить яблок. Возраст после года интересен тем, что мы, взрослые, сами заново осваиваем искусство дипломатического разговора. Многие родители рассказывают, что начинают многое про себя понимать, переоценивать собственное поведение. Многие с радостью говорят о том, что ребенок учит их общаться уважительно, доброжелательно и терпеливо.

      Помните, что вы – образец для подражания. Порою очень непросто удержаться от гневного или раздраженного «нет», но попробуйте каждый раз, когда вам хочется ребенку что-то запретить, спросить себя, так ли уж необходимо в данной ситуации настоять на своем. Вероятно, задав себе этот вопрос и честно и искренне на него ответив, вы обнаружите, что за желанием запрета стоит ваша собственная лень или обыкновенная усталость. Конечно, очень не хочется третий раз за пятнадцать минут вытирать лужу от пролитой из чашки воды. Но, в конце концов, это же просто вода, а ребенку очень важно именно сейчас пить не из поильника-непроливайки, а из такой же чашки, как у мамы. Самое сложное и самое интересное – ставить себя на место ребенка. Старайтесь почаще представлять, как бы вы себя чувствовали, если бы на каждом шагу слышали запреты разливать воду, трогать пульт с разноцветными кнопками, мять книжки, ходить по лужам и многое другое. Кроме тех случаев, когда ситуация представляет для ребенка опасность, нет ни единой разумной причины категорически запрещать ребенку делать то, что он хочет. Если он стремится в лужу, наденьте на него непромокаемый комбинезон и резиновые сапоги (на себя тоже – и прыгайте в лужу вместе!). Если он жадно хватает пульт от телевизора, чтобы нажимать на кнопки, отдайте ему старый сломанный мобильный телефон – и ребенок будет счастлив, и техника цела. Если он хочет играть с водой в раковине, поиграйте вместе с ним, предложите игры, в которых вода не будет разливаться морем по полу кухни или ванной: пускайте кораблики, переливайте воду из стаканчиков в миски и наоборот, пускайте мыльные пузыри. Если вам обидно, что малыш успевает испачкать свежевыстиранную одежду через пять минут после переодевания, разденьте ребенка до трусов или заведите несколько комплектов домашних штанов и футболок, которые будет не жалко пачкать красками и едой.

      И будьте по-родительски мудры. Если мяч можно бросать только во дворе, не говорите ребенку «нельзя» на попытки бросить его дома: скажите, что мяч бросают только на улице, а дома его можно катать по полу и скатывать с дивана. Слово «нет», а особенно «нельзя» должно остаться в вашем обиходе только применительно к совершенно недопустимому поведению, когда возникает опасность для ребенка или неудобство окружающим людям. Плачущий на улице ребенок – не неудобство для прохожих, а нормальное поведение расстроенного малыша. А вот ребенок, который толкается и дерется на детской площадке, – угроза благополучию и здоровью других детей, и четкий запрет подобных действий будет правомочен.

      Прорезывание коренных зубов – весьма неприятный процесс для многих детей. Начать резаться они могут в любой момент с года почти до двух. Вы уже проходили через этап прорезывания первых зубов и знаете, что можно сделать, чтобы облегчить ребенку этот период.

      Что бы ни происходило с вашим здоровым ребенком, с какой бы скоростью он ни развивался, помните, что каждый младенец уникален. Нет четкого срока, к которому все дети обязаны начать говорить или держать ложку. Если малыш еще не умеет того, что уже месяц может делать сын подруги, не беспокойтесь – время освоить новый навык обязательно придет. Помните о том, что ни один здоровый взрослый еще не застрял на этапе неумения ходить или говорить, а значит, наступит время, когда ваш ребенок тоже освоит все, что необходимо ему для жизни. И уж чего точно не стоит делать, так это ориентироваться в вехах развития ребенка на наш календарь, поскольку границы месяцев слишком размыты, чтобы можно было про каждого ребенка сказать, что в год он делает первые шаги, а в год с четвертью имеет по два моляра с каждой стороны.

      Источники:

      https://m.baby.ru/blogs/post/111259489-26124656/

      http://onwomen.ru/chto-dolzhen-umet-rebenok-v-1-god-3-mesyaca.html

      Ребенок в 9 месяцев (календарь развития)

      http://golysh.ru/rebenok-12-15-mesyacev

      http://deti-burg.ru/razvitie-rebenka-ot-0-do-3-let/razvitie-rebenka-ot-15-do-18-mesyatsev

      http://www.o-krohe.ru/razvitie-rebenka/5-mesyacev/

      http://www.medkrug.ru/kid_growth/show/month13