Развитие моторики у детей в домашних условиях

Развитие мелкой моторики в домашних условиях.

Развитие мелкой моторики в домашних условиях.

Рекомендации родителям.

Пожалуй, каждый современный родитель знает о необходимости развития мелкой моторики. Но далеко не все находят время и желание серьезно заняться этим забавным и полезным процессом. А ведь каждую группу навыков нужно развивать в нужный момент. Очень важно понимать, что мелкая моторика будет помогать вашему ребенку в последующее время выполнять различные бытовые действия (застегивать пуговицы, мыть руки, вытирать, учиться (писать, рисовать, играть.

Мелкую моторику можно развивать с помощью различных настольных игр (мозаика, пазлы, лото, домино, пальчиковых игр и упражнений, массажа, специальных методик.

В магазинах сейчас много разных развивающих игр и пособий. Однако проявив фантазию, вполне можно обойтись и подручными материалами. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Игры на развитие мелкой моторики у детей

с использованием подручных материалов.

• Отличный эффект дают фасолевые, гороховые, крупяные «ванночки». Насыпаем в кастрюльку или большую миску сушеный горох, фасоль или гречку. Затем прячем среди бобовых или крупы небольшие предметы: игрушки из «киндер-сюрпризов», детали конструктора или что-то еще. Задача ребенка – найти и вытащить забавные игрушки.

• Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д.

• Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

«Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи».

• Дайте ребенку кусочек картона и простой карандаш и попросите его нарисовать какой-нибудь несложный рисунок. Затем дайте ему клей и фасоль. Пусть ребенок намажет картон клеем по карандашной линии, а затем наклеит на него фасоль — получится объемная аппликация.

• Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите ребенка сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д.

• Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

«У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник».

• Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

«Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех».

Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.

• Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно — и двумя одновременно, говоря:

«В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат, бобрят».

• Берем пельменницу. Ее поверхность похожа на соты. Ребенок двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:

«Пальцы, как пчелы, летают по сотам

И в каждую входят с проверкою: что там?

Хватит ли меда всем нам до весны,

Чтобы не снились голодные сны?».

• Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.

• Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

• Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т. д.

• Строим «сруб» из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

• Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

• Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:

«Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку».

• Из цветного картона вырезаем заготовки разной формы и предлагаем ребенку довести работу до конца — прикрепить по краям прищепки соответствующего цвета. Например, превратить желтый кружок в солнышко с лучиками, зеленый треугольник – в елочку и т. п.

• Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т. д.

• Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.

• Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д. Интересное занятие для развития воображения, фантазии и мелкой моторики рук.

Обязательно следите за ребёнком во время игр с мелкими предметами!

Пальчиковые игры. Пальчиковые игры. Педагоги и врачи рекомендуют начинать подготавливать ребёнка к школе уже с трёхлетнего возраста. Ведь это наилучшее время.

Развитие мелкой моторики Буклет «Советы заботливым родителям» «Развитие мелкой моторики» Уважаемые коллеги, 3 года я работаю над темой: «Развитие мелкой моторики.

Мастер-класса для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возроста в домашних условиях»

    li» data-url=»/api/sort/PersonaCategory/list_order» id=»folders»>
  • Педогоги
  • Родители
  • Мастер-класса для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возроста в домашних условиях»

    Тема: Мастер-класс для родителей детей раннего дошкольного возраста по развитию мелкой моторики рук в домашних условиях «Ловкие пальчики».

    Педагог-мастер: Капускина Елена Юрьевна.

    Цель мастер-класса: развитие мелкой моторики пальцев рук у детей раннего дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.

    — расширять знания и представления об окружающем мире;

    — способствовать развитию мелкой моторики и тактильной чувствительности детей;

    — развивать слухо-зрительно-моторную координацию в работе с мелкими предметами;

    — развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

    — воспитывать аккуратность, усидчивость, уважительное отношение к помощнику;

    — создать эмоционально-комфортную обстановку в общении с родителями.

    Оборудование: столы, стулья.

    Раздаточный материал: фрагменты коврика «травка» (коврик для прихожей), картонные силуэты, прищепки, тарелочки с крупами, ребристые палочки (шестигранные карандаши), листы пергаментной бумаги.

    1.Вводная часть (5 минут).

    Педагог-психолог встречает родителей, провожает их на места.

    Слово к родителям. В народе широко распространены поговорки, отмечающие тесную связь между активностью кисти и психическим состоянием: «все из рук валится», «руки опускаются», «руки не доходят», «из рук вон (плохо)», «легкая рука» и т.д. Однако большинство из нас, употребляя в быту подобные поговорки, редко задумывается над тем, насколько глубокий смысл в них заложен.

    Всю глубину народной мудрости осознаешь тогда, когда знакомишься с результатами проведенных психологами исследований и наблюдений, которые показывают, что степень развития движений пальцев рук совпадает со степенью развития речи у ребенка. К сожалению, анализ показателей силы кисти правой руки школьников за последние десятилетия показывает во всех возрастных группах отрицательную динамику. Налицо тревожная тенденция снижения уровня развития кистевой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

    Жизнь показывает, что у любой медали две стороны. Так, следствием развития цивилизации является общее моторное отставание у детей. Причем уровень развития цивилизации прямо пропорционален снижению уровня развития моторики. Ведь куда проще и быстрее использовать бытовые машины, чтобы постирать, связать, взбить, почистить… Любой городской дошкольник знает, как пользоваться пылесосом или компьютером, но каждый из них удивится, если узнает, что гречку, рис и пшено, например, нужно перебирать. Зачем? Если в магазине можно купить не только отборную, но и расфасованную на порции крупу.

    В результате получается, что взрослому облегчает жизнь и экономит время, лишает ребенка возможности больше работать руками. Редко кто из взрослых задумывается, но даже если и задумывается, все равно чаще уступает сиюминутной целесообразности. Поэтому из-за экономии времени и простоты использования из жизни ребенка максимально исключаются мелкие движения пальцами.

    В то же время замечено, что дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить.

    В связи с этим, вашему вниманию предоставляется ряд упражнений для развития мелкой моторики рук малышей, которые не требуют огромных затрат, а все можно сделать дома из подручных материалов.

    2.Основная часть (10 минут).

    Упражнение «Полянка» (массаж пальчиков и ладоней).

    Возьмите фрагмент коврика «травка» (жесткий коврик из квадратиков для прихожей). Это будет «травка». Обеими руками выполняйте движения на «травке», соотнося их с текстом:

    Словно зайцы на полянке, пальчики скакали в «травке» (прыгаем всеми пальцами по коврику).

    А затем в колючках катились наши ручки (катаем ладони от запястья к кончикам пальцев).

    Пальцы долго так скакали, но напрыгались – устали (попрыгали и легли ладонями на коврик).

    Наши ручки, словно змейки, проползали по аллейке (имитируем ладонями движение змеи).

    А потом мы ручкой гладили колючки (ладонями поглаживаем коврик),

    А потом ребром ладошки топали, как мишка ножкой (ребром ладони топаем по «травке»).

    Каждой паре раздаются тарелочки с двумя видами круп (перемешаны). Необходимо рассортировать крупы на два вида.

    Упражнение «Дружба» (гимнастика для пальчиков)

    Дружат в нашей группе девочки и мальчики (пальцы обеих рук соединяем в замок).

    Мы с тобой подружим маленькие пальчики (ладони подняты вверх, пальцы широко расставлены, шевелим пальчиками).

    Большой с большим, указательный с указательным, средний со средним, безымянный с безымянным и маленькие мизинчики (соединяем пальцы обеих рук друг с другом).

    И обнялись (все пальчики соединяем в замок).

    Упражнение «Волшебный карандаш»

    Растирание ладоней шестигранным карандашом, несколькими карандашами движениями вверх-вниз. Ладони расположены вертикально (горизонтально).

    Карандаш в руках катаю,

    Между пальчиков верчу.

    Непременно каждый пальчик

    Быть послушным научу.

    Упражнение «Ловкие пальчики»

    Каждому раздается лист пергаментной бумаги А4. Необходимо смять его ладошками обеих рук до комочка, чтобы он поместился на ладошке малыша.

    3.Заключительная часть (5 минут).

    Слово к родителям. Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста при тесном взаимодействии с родителями, а также слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную ручку к письму, осознавая всю важность пальчиковых игр и упражнений.

    Конкретные ожидаемые результаты:

    — полноценное речевое развитие детей дошкольного возраста;

    — развитие мелкой моторики и координации пальцев рук воспитанников до уровня соответствующего данному возрасту;

    — овладение разными видами трудовой деятельности;

    — умение создавать художественный образ своего изделия;

    — овладение приемами работы с разными инструментами;

    — овладение нормами этики поведения;

    — возрастает речевая активность детей в различных видах деятельности;

    -увеличение словарного запаса детей, становление речи более эмоциональной и выразительной;

    — у детей становятся более развиты мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь;

    -родители становятся единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми;

    — родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома;

    — предложенные упражнения помогут развивать мелкую моторику рук и речь ребенка, кисти рук приобретут подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений, что в дальнейшем облегчит обучению письму.

    Педагог-психолог раздает памятки родителям.

    Развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста в домашних условиях

    Предпросмотр страницы №1

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    «Центр развития ребенка — детский сад №144» г. Перми

    «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста в домашних условиях»

    (Круглый стол для родителей)

    Подготовили и провели

    Ковшова И.В. Артыкова А.А

    Цель:Познакомить родителей с играми, приемами, упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики для использования в домашних условиях.

    — показать различные игры, приемы, виды упражнений для развития мелкой моторики;

    Оборудование: презентация, подносы с манкой, красная и белая фасоль, макароны разных фракций с отверстиями, стаканчики одноразовые, тарелочки одноразовые, шнурки для нанизывания макарон, прищепки с шаблонами, массажные мячики, щетки, палочки.

    Добрый вечер, уважаемые родители!

    Сегодня наша встреча будет необычная, а тема нашей необычной встречи таиться в отгадках. Послушайте загадки и попробуйте её отгадать.

    Пять сыночков у руки,

    Добрые все мальчики.

    Дружбой славятся они,

    И зовут их. ПАЛЬЧИКИ

    Одна другой касается — Хлопок получается. ЛАДОНЬ

    Сжали пальцы мы руки —

    Сегодня наша встреча пройдет в форме мастер-класса. Я познакомлю вас с играми, которые помогут вам в домашних условиях развивать мелкую моторику рук вашего ребенка.

    Что такое мелкая моторика? Кто-нибудь знает из вас? (Ответы родителей)

    С научной точки зрения мелкая моторика – это координированные (согласованные, управляемые) движения мелких мышц пальцев и кистей рук.

    А развитие мелкой моторики – это развитие мелких мышц пальцев рук. Речевые и двигательные зоны в коре головного мозга расположены близко друг другу. И поэтому когда мы стимулируем, развиваем мелкие мышцы пальцев рук, происходит возбуждение, и это возбуждение передается и на центры речевой зоны и тем самым способствует развитию речи. Наряду

    с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.

    Не с проста с давних пор было принято с раннего возраста учить ребёнка играть со своими пальчиками. Это были такие игры, как «Ладушки», «Сорока-белобока» и т. п. После мытья ручки малыша вытирали полотенцем, как бы массируя каждый пальчик по отдельности.

    Начинать развитие мелкой моторики важно с раннего детства. Казалось бы, все замечательно – малыши растут, их ручки с каждым годом должны становиться все более сильными и ловкими, но, к сожалению, само собой не у всех это происходит. Многим детям сложно манипулировать мелкими предметами, они неправильно держат карандаш, пальцы рук у них вялые и неловкие. Как же помочь им добиться необходимой ловкости маленьких пальчиков? Для чего нужно развивать моторику рук у ребенка? (Ответы родителей)

    Программа «Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП в домашних условиях»

    Программа «Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП в домашних условиях»

    Программа «Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП в домашних условиях»

    Составитель: учитель — дефектолог

    «Ум ребёнка находится на

    кончиках его пальцев».

    В. А. Сухомлинский

    Дополнительная образовательная программа «Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП в домашних условиях» разработана с учетом требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей с ОВЗ.

    Актуальность образовательной программы дополнительного образования детей «Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП в домашних условиях» для детей с ограниченными возможностями определяется:

    • Актуальность образовательной программы в том, что от уровня развития мелкой моторики у детей с церебральным параличом зависит состояние двигательных умений и навыков, которые составляют основу трудовой, игровой, учебной деятельности, что необходимо для успешной адаптации и интеграции детей в современном обществе;

    • установкой учреждений дополнительного образования детей на воспитание и развитие ребенка, имеющего особые возможности и потребности, при котором предмет и дисциплина не самоцель, а средство адаптации, формирования компенсаторных возможностей у детей с ОВЗ;

    • запросом образовательных учреждений на разработку программ для организации внеурочной деятельности с детьми с ограниченными возможностями;

    • образовательными потребностями родителей воспитанников города Ставрополя, для которых на первом месте стоит физическое развитие ребенка, возможности реализовать свои способности и возможности;

    Необходим индивидуальный подход к ребенку с любыми способностями, с разным уровнем знаний и ограниченными возможностями.

    Дети с тяжёлыми формами церебрального паралича – это дети с множественными нарушениями, в том числе ведущими – двигательными и чувственными (сенсорными) расстройствами. Детский церебральный паралич – заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга.

    Инновация образовательной программы состоит в том, что она ориентирована на детей с ограниченными возможностями. С детьми страдающими детским церебральным параличом необходимо применять комплексную программу по развитию мелкой моторики. Применяли как дополнительное домашнее задание для дома раскрасить 2 рисунка в выходные, сбор цветных пирамидок, сбор кубиков, пальчиковая гимнастика, массаж, самомассажа, пассивно – активная гимнастика. Они не требуют специального оборудования и могут проводиться как дефектологомна занятиях, так и самими родителями. Применяемые методы помогут организовать нескучную и разнообразную деятельность детей с ДЦП. А так же разнообразие занятия благоприятно влияет не только на эмоциональный фон занятия, но и способствуют вовлечению занимающихся в реабилитационный процесс. Дети учатся концентрировать свое внимание и правильно его распределять, развивается память, так как ребенок будет пытаться запомнить определенные положения рук и последовательность движений. В результате ежедневного выполнения простых упражнений направленных на развитие мелкой моторики, пальцы ребенка приобретут гибкость, силу и хорошую подвижность.

    Была разработана программа, упражнения направленные на развитие мелкой моторики с включением в него самомассажа кистей рук с учетом возраста занимающихся и структурой дефекта.

    Цель:развитие мелкой моторики руки у детей с ДЦП в домашних условиях.

    1-й блок. Развитие познавательных способностей.

    2-й блок. Развитие собственных движений рук для осуществления

    предметных и орудийных действий.

    Многофункциональность и многоуровневость задач программы позволяет включить в реабилитационный процесс ребенка с любым уровнем актуального развития.

    В рамках программы для каждого ребенка выбираются те задачи, которые лежат в зоне его ближайшего развития и решаются в соответствии с уровнем его актуального развития.

    1. Повышение уровня развития собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий.

    2. Сформированность умения производить перцептивные действия с предметами для формирования сенсорных представлений.

    3. Продуктивное взаимодействие в диаде «родитель – ребенок» и закрепление полученных знаний, умений и навыков в предметно – игровой деятельности.

    Курс комплексной абилитации объемом 12 игровых занятий.

    Периодичность занятий: 1 раза в неделю.

    № п/п Тема занятия Цели занятия Кол-во часов

    1. Здравствуйте! *Знакомство с ритуалами и структурой занятия; формирование установки на ситуацию занятия.

    **Создание положительного эмоционального фона; выявление актуального уровня развития детей; стимулирование общего подражания. 1

    2. Вот они, игрушки! *Развитие зрительно – двигательной координации; развитие тактильных ощущений и кинестетического компонента двигательного акта.

    **Стимулирование познавательной активности детей; развитие умения соотносить реальный предмет с его изображением и использовать этот предмет по назначению; снижение мышечного тонуса рук. 1

    3. Найди пару! *Стимулирование перцептивных действий, подражания движениям.

    *Повышение тактильной чувствительности; развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия; формирование соотносящих действий. 1

    4. Матрешки играют

    в прятки *Развитие праксиса позы пальцев; формирование соотносящих действий.

    **Развитие зрительно – двигательной координации; формирование указательного жеста; развитие праксиса позы пальцев; развитие восприятия величины до уровня проб и умения строить сериационные ряды по величине. 1

    5. Мальчики — пальчики *Формирование щепотного захвата; обособление указательного и среднего пальцев.

    **Развитие соотносящих действий, встречных движений;развитие тактильного восприятия; развитие восприятия неречевых звуков; стимулирование интереса к пальчиковым играм. 1

    6. Кто сказал «Мяу»? *Формирование пинцетного захвата, указательного жеста. **Развитие кинестетического праксиса; развитие слухового и зрительного восприятия, дифференциации по цвету; обучение соблюдению очередности; обогащение словарного запаса по теме «Домашние животные». 1

    7. В зоопарке *Развитие вращательных движений кистей рук, кинестетического праксиса.

    **Развитие щепотного захвата, обогащение словарного запаса по теме «Дикие животные». 1

    8. Я и моя семья *Развитие поворотных движений кистей рук; формирование согласованности действий обеих рук.

    **Развитие динамического праксиса; развитие умения соотносить предметы с их изображением; обогащение словарного запаса в рамках тем «Семья». 1

    9. Найди свой домик! *Развитие встречных движений кистей рук, кинетического праксиса.

    **Развитие графомоторных навыков, соотносящих действий; развитие восприятия формы до уровня соотнесения. 1

    10. Колобок *Совершенствование зрительно-двигательной координации; развитие динамического праксиса.

    **Развитие щепотного захвата; развитие восприятия формы (круг) до уровня узнавания и умения соотносить плоскостные и объемные геометрические формы (круг и шар); ознакомление со свойствами геометрических тел. 1

    11. Построим башню *Развитие согласованности действий обеих рук; дифференциация левой и правой рук.

    **Формирование умения сравнивать предметы по форме и величине; развитие восприятия формы (квадрат) до уровня узнавания, величины до уровня зрительного соотнесения. 1

    12. Разноцветные семейки *Развитие соотносящих и орудийных действий. **Дифференциация левой и правой рук; формирование указательного жеста; развитие игрового взаимодействия; развитие восприятия цвета до уровня соотнесения. 1

    Проведению апробации данной программы предшествовал подготовительный период, включающий: выбор и обработку методической литературы, выбор необходимого дидактического материала. Важным этапом подготовки было создание педагогической копилки, включающей пальчиковые игры, развивающий видео- и аудиоматериал, способствующие выполнению задач программы. Итогом подготовки явилась разработка и проведение игровых занятий.

    В реализации программы участвуют дети с различным уровнем развития мелкой моторики и сенсорных представлений.

    Используя семейно-центрированный подход, педагог проводит игровые занятия в диадах «родитель – ребенок». При сохранении структуры занятия, для каждой диады выбирается уровень регуляции деятельности ребенка.

    Работа по развитию мелкой моторики проводится в рамках игровых коррекционных занятий, индивидуальной работы, в виде рекомендаций родителям.

    На игровых занятиях по развитию мелкой моторики соблюдаются основные педагогические принципы: последовательность, доступность, постепенное усложнение материала, наглядность и др.

    При организации игровых занятий по формированию навыков мелкой моторики используется интегративная форма, которая позволяет одновременно решать несколько дидактических задач: развитие мелкой моторики, речи и познавательных способностей.

    Занятие состоит из 3 частей: вводная, основная и заключительная. Вводная часть включает в себя ритуал приветствия, развитие коммуникативных навыков и крупной моторики.

    Основная часть включает в себя 6-7видов упражнений. В этой части занятия проводятся игры, направленные на развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, внимания, речи, мышления, с использованием лексических тем; упражнения на развитие мелкой моторики рук с предметами и без предметов. Сюда же входят игры с самостоятельным выбором и использованием дидактических игрушек в диадах «ребенок – родитель».

    Заключительная часть, в течение которой проводится ритуал окончания занятия.

    Каждое занятие имеет свою четкую структуру. Структурированность занятий позволяет детям с ДЦП быстрее усвоить стереотипы занятий и действовать в соответствиис ними.

    Каждый момент занятия имеет свою цель и специфику проведения:

    Цель ритуала приветствия – установление контакта и положительного эмоционального фона занятия.

    Цель ритуала прощания– логическое завершение занятия и подведение итогов через проговаривание положительных моментов занятия.

    Ритуалы приветствия и прощания облачены в стихотворную форму, либо включают музыкальное сопровождение.

    Цель игр в круге – сплочение участников; двигательная разминка; активизация психических процессов у ребенка; развитие подражания, внимания, координации движений; обучение родителей приемам игрового взаимодействия в диаде «ребенок – родитель».Упражнения должны выполняться без излишнего напряжения и, в то же время, четко и выразительно. Специфика данного момента в том, что эти игры заранее подбираются педагогом. Игра может повторяться 2-3 занятия.

    Цель массажа кистей и пальцев рук – снижение тонуса мышц рук у детей с ДЦП, расширение объема мелких движений кистей и пальцев рук, формирование согласованных движений обеих рук. Он проводится с помощью различных массажеров («Каштан», «Су-Джок», «Ежик», массажных щеток с жесткой щетиной (для детей с ДЦП, круглых расчесок-щеток для волос, шишек, грецких орехов, со стихотворным сопровождением и без него. Пассивный массаж применяется только в том случае, если ребенок в силу двигательного нарушения не может производить самостоятельные движения.

    Пальчиковые игры проводятся с целью развития праксиса, увеличения амплитуды движений пальцев, формирования указательного жеста, обособления каждого пальца.

    В ходе проведения занятий у детей отрабатываются навыки удержания пальцевой позы, переключения с одной позы на другую, одновременного выполнения движения пальцами и кистями обеих рук. Вначале – по подражанию действиям взрослого, а затем – в сочетании с речевым сопровождением и с опорой на зрительные и тактильные образы – представления.

    Совместные игры с предметами с введением сюрпризных моментов проводятся с целью обучения детей способам игрового взаимодействия, стимулирования самостоятельной сюжетной игры, закрепления способов и приемов действий с предметами, обучения родителейприемам игрового взаимодействия в диаде «ребенок – родитель». На данном этапе проводятся упражнения — игры с различными предметами: счетными палочками, соломкой для коктейля, крупой, фасолью, семечками, бусинками, шнуровками, прищепками, трафаретами и т. д.

    Самостоятельный выбор автодидактической игрушки и игра в диадах «ребенок — родитель». Данный этап имеет под собой цель: обучение родителей приемам игрового взаимодействия с ребенком, способам переноса полученных на занятиях навыков в предметно – игровую деятельность.

    Педагог на данном этапе, при необходимости, выступает консультантом для родителей. В некоторых случаях возможно образование триады «ребенок – родитель – педагог».

    В играх у детей одновременно задействованы все виды восприятия: зрительное, тактильное, слуховое; это способствует полноценному восприятию изучаемого материала.

    В занятия обязательно включаются физкультминутки как элемент двигательной активности и переключение на другой вид деятельности.

    Используются различные виды физминуток: игры в круге на подражание, сочетающие простые движения со стихотворным сопровождением, игры в круге, сочетающие движения с музыкальным сопровождением.

    Описывая различные моменты игрового занятия, их цели и специфику, важно помнить, что на любом этапе занятия крайне важна рефлексия и детей, и родителей.

    Использование упражнений, игр, заданий для развития и совершенствования мелкой моторики кисти и пальцев рук дает положительную динамику в развитии мелкой моторики и развитии речи детей.

    Анализ реализации программы.

    Апробация программы включала 3 этапа:

    1-й этап:первичная диагностика детей, участвующих в апробации программы;обработка результатов диагностики;

    2-й этап:занятия с детьми, предусмотренные тематическим планом;

    3-й этап: повторная диагностика детей ;обработка результатов диагностики.

    Первый этап направлен на выявление уровня развития мелкой моторики и сенсорных представлений у детей с ДЦП с целью разработки занятий с учетом индивидуальных особенностей развития детей. В течение данного этапа проводится сбор анамнеза, наблюдение за ребенком, находящимся в свободной деятельности, беседа со взрослым; ребенку предлагались игрушки, с помощью которых проводилась диагностика. Данный этап включает так же обработку результатов диагностики. Уровень каждого исследуемого параметра оценивается по трехбалльной системе, для удобства последующего анализа эффективности программы. Критерии оценки были разработаны специально для данной программы, индивидуально для каждого диагностического параметра. Далее, полученные баллы были переводятся в уровни, оценка «один балл» соответствует низкому уровню сформированности исследуемого параметра у ребенка, «два балла» — среднему уровню, «три балла» — высокому уровню.

    На втором этапе проводятся занятия с детьми, предусмотренные тематическим планом. Для проведения данного этапа исследования была разработана система занятий, написан тематический план с учетом особенностей развития детей с ДЦП.

    Третий этап включал в себя проведение повторной диагностики детей и обработку результатов диагностики.

    2. Тренажёры для развития мелкой моторики.

    3. Мячики, шарики.

    4. Пластилин, тесто, глина.

    5. Краски, карандаши.

    6. Цветная бумага, клей.

    10. Конструктор, мозаика.

    14. Счётные палочки, спички.

    Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны.

    Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе пальчиковых игр дети повторяют движения взрослых, активизируют ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

    Это инсценировка каких — либо рифмованных историй, сказок при помощи рук. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Игры также можно оформить разнообразным реквизитом – мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и так далее.

    Игры с пластилином, с тестом, глиной

    Способствуют: развитию мелкой моторики, ловкости рук, творчества.

    — скатать шарик, раскатать колбаску, сделать лепёшку, колечко, сушку и т. д. ;

    — разрезать на кусочки;

    — мять и отщипывать;

    — надавливание монеткой, чтобы получился отпечаток;

    Способствует: развитию мелкой моторики, внимания, ориентировки на листе бумаги, закрепление цвета, величины, геометрических форм.

    -Рисование карандашом, мелками, восковыми мелками, кистью.

    — Рисование ватой, палочкой, пальчиком, губкой.

    — Рисование краской, гуашью, углём.

    — Рисование и раскрашивание пальцем, фломастером, ручкой, маркером, углём.

    — Работа по трафарету.

    — Дорисовывание предметов и деталей.

    — Рисование по опорным точкам.

    — Работа в книжках – раскрасках.

    Способствует развитию мелкой моторики, умение работать с ножницами, развитие сноровки, пространственной ориентировке на листе бумаги, творчества, усидчивости.

    — наклеивание готовых форм;

    — вырезывание несложных деталей;

    — использование различного материала (бумаги, картона, сухих листьев, бисера, крупы, песка).

    Способствуют: развитию мелкой моторики и ловкости и гибкости пальчиков, развития внимания, сообразительности.

    — Складывание различных фигур.

    — Разрывание бумаги на мелкие части.

    — Комкание и скатывание бумажного мячика.

    — Вырезание ножницами, склеивание различных объёмных игрушек.

    — Аппликация из бумаги, салфеток.

    Игры с конструктором и мозаикой

    Способствуют развитию мелкой моторики, развитию пространственного мышления, творческие потребности и произвольные действия, различение цвета, формы.

    -собирание по схеме;

    Игры с пуговицами – пуговичный массаж

    Способствуют развитию мелкой моторики, ловкости рук, закреплению цвета и формы, величины, пространственной ориентировки, творчества, фантазии, смекалки, сообразительности.

    -Катание пуговицы, поставленной на ребро, каждым пальцем по очереди;

    — заполнять просторную коробку пуговицами;

    — перетереть пуговицы между ладонями;

    — найти самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и т. д. ;

    — застёгивание и расстегивание пришитой пуговицы;

    — решение задач при помощи пуговиц;

    — составление узора из пуговиц.

    Способствуют развитию мелкой моторики, чувственного восприятия, закрепление цвета, формы, мышления.

    — Массаж ладоней при помощи горошины или фасоли;

    — пересыпание крупы из одной ёмкости в другую (баночки, миски, стаканчики, коробочки;

    «Сухой бассейн» из фасоли и гороха;

    — выкладывание геометрических или растительных орнаментов по опорным точкам;

    — выкладывание фигурок людей и животных, цифр, букв;

    — заполнение бобовых в отверстие разной формы и величины;

    Способствуют развитию моторики, усидчивости, глазомера; совершенствуется координация движений и гибкость кистей рук; развитие логического мышления и органов артикуляции.

    — шнуровка на игрушке – основе.

    Игры со счётными палочками, спичками

    Способствуют развитию мелкой моторики, развитию речи, пространственного мышления.

    — Брать палочки, спички разными пальцами, от указательных – к мизинцам;

    — перекладывание с одного места на другое;

    — выкладывание рисунка по схеме;

    — наклеивание спичек по образцу.

    Игры с водой и песком

    Способствуют развитию мелкой моторики, тактильные ощущения.

    «закапывание» игрушки, предмета;

    — различные изображения (рисование) на песке;

    — работа с пипеткой (всасывание воды пипеткой);

    — раскрашивание воды (опыты с водой);

    — поделки с применением песка.

    Игры с камушками, бусинками, пробками, макаронами

    Способствуют развитию мелкой моторики, развитие ловкости рук, мышления, творчества, фантазии, пространственной ориентировки; развитие чувства цвета, формы, величины.

    — перебирать, брать разными пальчиками;

    — находить по заданию взрослого заданный предмет (по цвету, размеру, форме);

    — раскрашивание камушек, макарон;

    — нанизывание бусинок, пробок, макарон на проволоку или шнурок;

    — выкладывание по образцу;

    -перекладывание из одной ёмкости в другую;

    Куклотерапия, пальчиковый театр

    Способствует развитию мелкой моторики, творчества, ловкости, ориентировка в пространстве, сочетать движения с речью, развитие творческого потенциала.

    — одевание куклы на разные руки;

    — имитация движений и речи.

    Игры с прищепками

    Способствует развитию мелкой моторики, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, развивает чувственный опыт.

    — доставать прищепки из корзинки;

    — прищепками «кусать» поочерёдно ногтевые фаланги;

    «сушим платочки» (развешивание платочков на верёвочку);

    «добавлялки» (подбираем недостающие детали для предметов, например, для ежа – иголки, для солнца – лучики, для дома – крышу и так далее);

    — подбирать прищепки по цвету одежды, ткани.

    Способствует развитию мелкой моторики, развитие ловкости пальцев рук, пространственной ориентировки, творчества, мышления, тактильных ощущений.

    — наматывание нитей на клубок;

    — выкладывание по образцу.

    Такая всесторонняя деятельность будет развивать мелкую моторику рук ребёнка, движения будут более уверенными. У детей внимание становится более устойчивое, развивается тактильная и двигательная память.

    Именно, хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта.

    Осуществление комплексного подхода к развитию мелкой моторики приносят положительные результаты:

    1. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений

    2. Улучшается речь.

    3. Развивается память, мышление, внимание.

    4. Улучшаются движения пальцев руки.

    5. Определяется ведущая рука.

    6. Изменяется тип хватания.

    7. Движения в руке становятся более согласованными, координированными.

    8. Наблюдается проявление согласованности зрительного и двигательного анализаторов.

    Занимательные игры для развития мелкой моторики рук в домашних условиях Развитие мелкой моторики в домашних условиях Педагог-классик В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках.

    Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей в домашних условиях» Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

    Консультация для родителей «Воспитание сенсорного восприятия и развитие мелкой моторики рук детей в домашних условиях» Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

    Мастер-класс для родителей «Развитие детской моторики рук в домашних условиях» Мастер-класс для родителей «Развитие детской моторики рук в домашних условиях» Цель: познакомить родителей со способами развития мелкой.

    Памятка для родителей «Развитие мелкой моторики рук ребенка в домашних условиях» Памятка для родителей «Развитие мелкой моторики рук ребенка в домашних условиях» Решение речевых проблем требует достаточного уровня развития.

    Рабочая программа «Развитие мелкой моторики руки через изобразительную деятельность» Автор: воспитатель Чуднова Е. И БДОУ г. Омска «Д/с № 56 комбинированного вида» Тема: Развитие мелкой моторики руки по средствам изобразительной.

    Памятка для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей в домашних условиях»

    Мелкая моторика – точные движения пальцев рук – особенно тесно связана с процессом формирования речи ребенка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Нарушение мелкой моторики связано с нарушением мышечного тонуса пальцев рук.

    Работа над развитием мелкой моторики пальцев рук, стимулирует созревание речевой зоны коры головного мозга. Работу по развитию мелкой моторики рук необходимо проводить систематически (по 5-10 минут ежедневно). Виды детской деятельности, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук:

    • Развитие ручной умелости (рисование карандашом, лепка, конструирование, аппликация, изготовление оригами: игрушек из бумаги (лодочка, самолет).
    • Различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных картинок, перекладывание, сортировка горошин, палочек, пуговиц и других мелких предметов).
    • Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без речевого сопровождения.
    • Пальчиковый театр.

    Для развития ручной умелости дети должны:

    • запускать пальцами мелкие «волчки»;

    • разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;

    • сжимать и разжимать кулачки («бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся»);

    • барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;

    • махать в воздухе только пальцами;

    • собирать все пальцы в щепотку;

    • нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на леску;

    • завязывать узелки на шнурке, веревке;

    • застегивать (расстегивать) пуговицы;

    • играть с конструктором, мозаикой;

    • складывать матрешки, пирамидки;

    • рисовать в воздухе;

    • мять руками поролоновые шарики, губки; • рисовать, раскрашивать, штриховать;

    •резать (вырезать) ножницами;

    • скатывать бумажные шарики (у кого шарик получится более плотным, тот и выиграл);

    • складывание, скручивание, разрывание, перелистывание бумаги;

    • перекладывать из одной коробочки в другую счетные палочки, спички, фасоль, при этом рука не должна сдвигаться (лежит близко к коробочке, задействованы только большой, указательный и средний пальцы);

    • легко нажимать на кнопку пульвелизатора, посылая струю воздуха на ватку, листок бумаги;

    • вращать карандаш (ребристый) между большим, указательным и средним пальцем;

    • «пальчиковый бассейн» (пластмассовый тазик с фасолью или горохом);

    • Игра «Кулак-ребро-ладонь» (сначала одной рукой, потом другой, затем вместе.

    Если ребенка не увлекают развивающие пособия — предложите ему настоящие дела. Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:

    1. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.

    2. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки.

    3. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).

    4.Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.

    5. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (О том, кто их размотал лучше умолчать)

    6. Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).

    7. Помогать родителям отвинчивать различные пробки — у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.

    8. Помогать перебирать крупу.

    9. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.

    10. Собирать на даче или в лесу ягоды.

    11. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.

    12. Вытирать пыль.

    13. Включать и выключать свет.

    14. Отлеплять и прилеплять наклейки.

    15. Перелистывать страницы книги.

    16. Затачивать карандаши (точилкой). Стирать нарисованные каракули ластиком.

    Что-то будет получаться, что-то нет. Но, обычно, в освоении серьезных дел дети оказываются очень упорными. Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной.

    Консультация «Развитие мелкой моторики в домашних условиях»

    Развитие мелкой моторики в домашних условиях

    Педагог-классик В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».

    Одним из важных аспектов развития дошкольника , является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

    Значимость развития мелкой моторики пальцев рук получила научное обоснование .

    Исторические исследования дают понять: развитие функции руки и речи шло одновременно, ведь первой формой общения первобытных людей были именно жесты. Можно говорить о том, что ход развития речи ребенка аналогичен: сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, а все последующие совершенствования речевых реакций стоят в прямой зависимости от степени тренировки движения пальцев рук.

    Хочу рассказать, как можно использовать крупы для развития мелкой моторики в домашних условиях.

    Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальные игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д. Задания по развитию мелкой моторики могут быть включены в такие домашние дела, как

    завязывание и развязывание узелков;

    уход за срезанными и живыми цветами;

    водные процедуры, переливание воды. Можно предложить помыть посуду, предоставив в распоряжение ребенка пластиковые предметы, или постирать белье (объясните и покажите предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание);

    собирание разрезных картинок;

    разбор круп и так далее.

    Крупа — очень полезный и приятный материал для занятий с ребенком.

    Первое, что надо сделать – познакомить ребенка с крупами. Для этого можно взять несколько небольших емкостей – и насыпать в каждую – какую-то крупу. Для этого подойдут любые крупы, которые есть в доме: фасоль, горох, греча, пшено, манка.

    Познакомьте ребенка с крупами, дайте ребенку потрогать фасоль, горох, гречку, поиграть с ней. Пусть вытащит на стол и сложит обратно.

    Оборудование: Поднос, любая мелкая крупа

    Содержание: Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.

    Оборудование: Пуговицы разного цвета и размера

    Содержание: Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы, буквы и т.д.

    Содержание: Перед ребенком выставлено несколько кубиков одинакового размера. Ребенок должен после объяснения и показа самостоятельно поставить кубики один на другой, чтобы получилась башенка, затем поезд, стульчик, домик.

    «Дорожка» — выкладывание в ряд несколько кубиков.

    «Заборчик» — выкладывание на ребро нескольких кубиков.

    «Скамеечка» — строится из двух кубиков и поперечной планки сверху.

    «Столик» — поперечная планка накладывается на один кубик.

    «Ворота» — кубики ставятся перпендикулярно к планке. Используя строительный материал, можно предложить построить также кроватку, диван и т. д.

    Оборудование: Шнуры различных текстур, нитки, специальные карточки.

    Содержание: В карточке в определенной последовательности делают отверстия и просят ребенка:

    протянуть шерстяную нитку последовательно через все отверстия;

    протянуть шерстяную нитку, пропуская одну дырочку;

    выполнить обычную шнуровку, как в ботиночке.

    Выполнению этих заданий предшествует показ и объяснение. В дальнейшем ребенку можно предложить выполнить различные узоры, соблюдая при этом принцип постоянного усложнения задания. Шнуровке удобнее обучать, используя два листа плотного картона с двумя рядами дырочек; ребенку дают ботиночный шнурок с металлическими наконечниками и показывают, как шнуровать. Картон должен быть укреплен так, чтобы было удобно манипулировать шнурком.

    Проткните шилом или гвоздем дырки в толстом картоне. Эти дырки должны располагаться в каком-либо порядке и представлять собой геометрическую фигуру, рисунок или узор. Пусть ребенок самостоятельно вышьет этот узор с помощью большой «цыганской» иглы и толстой яркой нитки.

    Работа с пульверизатором

    Оборудование: Пульверизатор, ватка.

    Содержание: Легко нажимать тремя пальцами на грушу пульверизатора, направлять при этом получаемую струю воздуха на ватку так, чтобы она плавно двигалась по столу. Можно организовать игру в футбол. Для этого поставьте ворота (коробочки) с обеих сторон, возьмите ватку и два пульверизатора. Загоняйте ватку в ворота соперника.

    Плавно вращать карандаш большим и указательным пальцами левой и правой руки.

    Перебор карандаша всеми пальцами левой и правой руки.

    Вращение карандаша ладонями обеих рук.

    Зажимание карандаша между двумя пальцами обеих рук (указательным и средним, средним и безымянным и т.д.).

    Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины.

    Используемые материалы: бусы различной текстуры, леска, нитки, пуговицы, макароны, сушки, шнурки и другие материалы (зависит от фантазии).

    Содержание: Взрослый раскладывает на столе бусинки разного размера, но одного цвета (или одного размера, но разных цветов, или разных размеров и разных цветов). Предлагается самостоятельно сделать бусы, в которых чередуются большие и маленькие бусинки, или красные и синие, или круглые и квадратные и т. п. При выполнении этого задания важно, чтобы ребенок не только правильно продевал нитку в отверстия бусинок, но и соблюдал определенную последовательность нанизывания бусинок.

    Можно предложить ребенку самому придумать материал для нанизывания и узор.

    Работа с бумагой и ножницами

    Изготовление поделок из бумаги также является одним из средств развития мелкой мускулатуры кистей рук. Эта работа увлекает детей, способствует развитию воображения, конструктивного мышления. Работа с бумагой заканчивается определенным результатом, но, чтобы его достичь, нужно овладеть необходимыми навыками, проявить волю, терпение. Важно, чтобы дети испытывали радость от самостоятельно выполненной работы, почувствовали веру в свои силы и возможности. Этому должны способствовать и подобранные в соответствии с возрастом задания, и поощрения взрослых.

    Из бумаги и картона можно изготовить игрушки для игр с водой и ветром, елочные украшения, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игрушки-забавы, подарки и сувениры.

    Оборудование: Бумага различных цветов, картон, клей, кисть, ножницы, журналы, картинки, газеты, фольга.

    Сделай бусы. Дети разрезают прямоугольные листы бумаги на треугольники, каждый из них скручивается в виде бусины, конец ее закрепляется при помощи клея. Готовые бусины нанизываются на нитку. Вся работа по изготовлению бус требует сенсорно-двигательной координации, аккуратности, настойчивости, т. е. качеств, необходимых при обучении письму.

    Оригами — древнее искусство создания разного рода фигур из бумаги. В настоящее время приобретает всё большую популярность среди педагогов и психологов. И это не случайно. Развивающий потенциал оригами очень высок.

    Тематика оригами очень разнообразна, идет от простого к сложному. Для успешного обучения изготовления игрушек оригами с детьми в игровой форме нужно выучить обозначения заготовок (базовые формы) и условные обозначения (сейчас продается множество книг по технике оригами).

    Особую роль в подготовке руки к письму играет рукоделие: вышивка, шитье, вязание.

    Оборудование: Лоскутки, ткани разных текстур, нитки, иголки большие (цыганские), пуговицы, наперсток.

    Содержание: Первый шов, который осваивают дети, это шов «вперед иголку». Стараются, чтобы стежки были одинаковыми, образовывали ровную контурную линию. Освоив этот шов, дети переходят к швам «за иголку» и «строчке». В шве «строчка» стежки сходятся плотно один к другому. Иголка вкалывается там, где она была вынута в предыдущем стежке. На лицевой стороне получается одна сплошная строчка, а на изнаночной — двойная линия.

    Освоив швы, дети могут осваивать шитье. Координация и точность движений развивается у ребенка в процессе пришивания пуговиц. Затем дети осваивают шов «через край». Этим швом они могут сначала обшивать кусочек картона (открытку). Вначале взрослый может наколоть ряд отверстий по контуру, чтобы дети освоили способ действия с иглой, затем шов выполняется самостоятельно.

    После этого задания усложняются. Взрослый может предложить сшить вырезанные по выкройкам заготовки, а затем самим придумать, вырезать и сшить наряд для куклы или новогодний костюм.

    Все виды швов дети сначала проделывают в воздухе, т. е. имитируют соответствующее действие руки, а затем действуют и иголкой с ниткой.

    Оборудование: Готовые раскраски, краски, карандаши, восковые мелки или пастель, фломастеры и иные материалы. Необходимо также иметь кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств и т.д.

    Штриховка, как один из самых легких видов деятельности. Вместе с тем она продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов, укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Раскрашивание рисунков предполагает четыре вида штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения.

    раскрашивание короткими частыми штрихами;

    раскрашивание мелкими штрихами с возвратом;

    центрическая штриховка (круговая штриховка от центра рисунка);

    штриховка длинными параллельными отрезками.

    При выполнении штриховки необходимо соблюдать правила: не выходить за контуры фигуры, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними (0,3 — 0,5 см). Штриховать рекомендуется вначале короткими и частыми штрихами, затем ввести центрическую штриховку, и только на последнем этапе возможна штриховка длинными параллельными отрезками.

    При первых попытках штриховки рука быстро утомляется, дети сильно нажимают на карандаш, нет координации пальцев, но работа сама по себе увлекательна и ребенок возвращается к ней сам. По рисункам можно проследить совершенствование мускульного аппарата. Для штриховки можно использовать простой и цветной карандаши, фломастеры и цветные ручки.

    Для развития точности и уверенности движения руки используются игры, в которых детям необходимо проводить параллельные линии в определенном направлении.

    Игра «От дома к дому». Задача ребенка — точными прямыми линиями соединить между собой домики одного цвета и формы. Ребенок вначале проводит линию просто пальцем, выбирая направление, затем уже фломастером. Проводя линии, дети сопровождают действия словами «От домика к домику».

    Игра «Всевозможные лабиринты». Ребенку рисуют различные лабиринты. Пусть «пройдет» по ним карандашом. Чтобы занятие не наскучило, лучше всего объяснить, что это за лабиринт, куда он ведет, и кто по нему должен пройти. («Этот лабиринт — в замке Снежной Королевы, он изо льда. Герда должна пройти по нему, не касаясь стенок, иначе она замерзнет».)

    В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки. Рисовать можно черными и цветными карандашами, фломастером, мелом, акварельными красками, гуашью. Безусловно, рисование способствует развитию мелких мышц руки, укрепляет ее. Но надо помнить, что при обучении рисованию и письму специфичны положения руки, карандаша, тетради (листа бумаги), приемов проведения линий.

    Оборудование: Краски, карандаши, восковые мелки или пастель, фломастеры и иные материалы. Бумага для рисования должна быть разных форматов и оттенков. Необходимо также иметь кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств и т.д.

    Содержание: Для начала хорошо использовать:

    обводку плоских фигур. Обводить можно все: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, плоскую игрушку и т.д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов;

    рисование по опорным точкам;

    дорисовывание второй половины рисунка;

    рисунок по образцу, не отрывая руки от бумаги.

    Хорошо развивает моторную ловкость рисование орнаментов на листах в клетку (графические упражнения) сначала простым карандашом, затем цветными. Выполнять такие упражнения можно с 5 — 6 лет. Дети с интересом занимаются подобным рисованием. Когда рука ребенка немного окрепнет, то рисунки в его исполнении становятся опрятнее и красивее.

    Не нужно заставлять ребенка рисовать орнаменты. Постарайтесь заинтересовать его этим занятием. Обязательно нужно показать сначала, как это делается.

    Графические упражнения не являются главным компонентом изобразительной деятельности пяти — шестилетних детей и поэтому не должны в ней преобладать. Графические листы для упражнений могут быть подготовлены самими родителями. Также можно использовать различные нетрадиционные техники.

    Монотипия : на лист бумаги наносят краску разных цветов. Затем на лист накладывается другой лист, и отпечаткам придают определенную форму с помощью кисти, карандаша, фломастера.

    Набрызг : кисть опускают в краску, а затем разбрызгивают краску на лист бумаги с помощью пальцев или карандаша. Таким образом, можно создавать фон рисунка.

    Кляксография : на лист бумаги наносятся краски в любом порядке. После нанесения рисунку карандашом или фломастером предают какое-либо очертание, создают образ.

    Тампонирование : нанесение красок на бумагу с помощью ватных тампонов или губок. Подходит для создания фона.

    Печать от руки : если ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы и т.д. Лучше всего рисунок закончить фломастерами или карандашами. Руку можно раскрашивать кистью, а потом делать отпечатки на бумаге.

    Для маленьких детей хорошо использовать специальные «съедобные краски» (продаются в магазинах). Такие краски можно придумать и самому: варенье, джем, горчица, кетчуп, взбитые сливки и т.д. могут украсить ваш рисунок или блюдо.

    Лепка из пластилина или соленого теста

    Используемые материалы: глина, пластилин, специальное тесто для лепки, нитки, пластмассовый нож, доски для пластилина и т.д.

    Содержание : Можно делать единичные детали или сразу несколько и объединять их в композиции. Вы можете лепить мелкие детали сами, а малыш может собирать готовую композицию.

    Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. (Можно надавить на лепешку настоящей монеткой или плоской игрушкой, чтобы получить отпечаток.) Оклеиваем полученными лепешками баночки, веточки, и.т.д.

    Интересным для ребенка будет лепка из соленого теста. Вот рецепт: мука, соль, вода. Мука и соль берется в одинаковом количестве, а воды на треть меньше (например, на стакан муки стакан соли, 2/3 стакана воды, ст. ложка масла). Перемешать и замесить. Если лепится плохо, добавить воды. Тесто может долго храниться в холодильнике в целлофановом пакете.

    Чтобы вылепленные фигурки стали твердыми, запекайте их в духовке, чем дольше, тем лучше. Затвердевшие фигурки можно будет раскрасить красками. Всякий раз, когда вы готовите настоящее тесто, давайте кусочек полепить ребенку.

    Выкладывание из пластилина заданного рисунка шариками, колбасками на фанере или листе картона.

    Оклеивание пластилином стеклянной бутылки и придание ей формы вазы, чайника и т.д.

    Лепка геометрических фигур, цифр, букв.

    Иг ры на базе конструктора ЛЕГО (или любого другого конструктора)

    Игра на базе конструктора способствует развитию мелкой моторики, представлений о цвете и форме и ориентировки в пространстве.

    Мы можем отметить некоторые преимущества использования конструктора.

    Во-первых, с поделками из конструктора ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить, тогда как рисунки, аппликации или фигурки из пластилина не могут быть пригодны для организации игры.

    Во-вторых, при использовании конструктора у ребенка получаются красочные и привлекательные поделки вне зависимости от имеющихся у него навыков. Ребенок уже испытывает чувство успеха.

    В-третьих, поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей.

    И, наконец, конструктор безопасен. У ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро.

    Разными фирмами предлагается широкий выбор наборов: «Дом», «Аэропорт», «Зоопарк», «Семья» и другие. Их можно использовать для развития словарного запаса малыша. Например, при использовании набора «Аэропорт» можно знакомить детей с видами воздушного транспорта и устройством аэропорта и одновременно отрабатывать коммуникативные навыки и речевые приемы, создавая игру-драматизацию, где дети играют определенные роли, используя специальных кукол из наборов.

    Содержание: Играют двое. Правые руки играющих сцеплены, большие пальцы подняты вверх. По сигналу большой палец каждого соперника начинает «охотиться» за большим пальцем другого, стараясь прижать его сверху. Вариант игры: сцепляются и правые, и левые руки соперников. Одновременно «охотятся» и правые, и левые большие пальцы.

    «Ласточка, ласточка, перепелочка»

    Правая ладонь ребенка ложится на левую ладонь взрослого. Тихо, ласково и медленно вы произносите «ласточка», одновременно пальцами правой руки проводя по большому пальцу ребенка от основания до кончика; затем с тем же словом поглаживаете другой палец ребенка. Перебрав несколько пальцев ребенка, таким образом, не меняя интонации, произносите одновременно с поглаживанием: «перепелочка». Задача ребенка — быть бдительным и как можно быстрее отдернуть руку, так как на последнем слоге этого слова взрослый схватит его за кончик пальца и начнет трясти, приговаривая: «Поймал, поймал!». После того, как перепелка «была поймана» или «улетела», игра продолжается с другой рукой ребенка.

    Освоив игру, ребенок сам часто предлагает перемену ролей и с удовольствием ловит «перепелку» — ваш палец.

    Играют двое. Стоя лицом к лицу, вытягивают вперед руки так, чтобы одна из ладоней каждого оказалась между двумя ладонями партнера. Играющие по очереди произносят по слову стиха, в такт каждому слову хлопая по ладони партнера:

    Летели дракончики, ели пончики.Сколько пончиков съели дракончики?

    Тот, на кого выпала очередь отвечать, вместе с хлопком называет любое число, например, три. Партнер начинает отсчет: «Один!» (хлопок) — «Два!» (ответный хлопок) — «Три!». При назывании последнего числа тот, чья рука на данный момент оказалась «под ударом», должен как можно быстрее убрать ее, чтобы хлопок не достиг цели.

    Я предложила несколько вариантов, это лишь малая часть того, как можно с пользой занять ребенка. Поверьте, детям очень нравится игры с крупами, нравится делать поделки, используя крупы.

    Уважаемые родители, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук-движений, которые способствуют развитию внимания, мышления, памяти, зрительного , слухового восприятия,речи.Следовательно, работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно . Только тогда может быть достигнут наибольший эффект .

    Источники:

    http://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-melkoi-motoriki-v-domashnih-uslovijah.html

    https://kapuskina-shat-dou11.edumsko.ru/articles/master-klassa_dlya_roditelej_razvitie_melkoj_motoriki_u_detej_rannego_vozrosta_v_domashnih_usloviyah

    https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/doshkolnoe-obrazovanie/rabota-s-roditeljami/296528-razvitie-melkoj-motoriki-ruk-u-detej-mladsheg.html

    http://www.maam.ru/detskijsad/programa-razvitie-melkoi-motoriki-u-detei-s-dcp-v-domashnih-uslovijah.html

    https://subochi.schools.by/pages/pamjatka-dlja-roditelej-razvitie-melkoj-motoriki-ruk-u-detej-v-domashnih-uslovijah

    https://infourok.ru/konsultaciya-razvitie-melkoy-motoriki-v-domashnih-usloviyah-1268923.html