Развитие ребенка 1 4 года

Что должен уметь делать ребенок в 1 год 4 месяца?

Любого заботливого родителя непременно беспокоит то, насколько полноценно развивается и растет его чадо. Едва малышу исполнится 16 месяцев, как большинство мам и пап начинают активно интересоваться вопросом, что должен уметь делать ребенок в 1 год 4 месяца, задавая его своим знакомым и родственникам, дети которых уже благополучно преодолели указанный возрастной рубеж.

Каждый малыш развивается индивидуально

Попробуем изучить поставленный вопрос с различных сторон, затронув как физиологическое, так и интеллектуальное развитие ребенка данного возраста. Но, внимательно сопоставляя представленную информацию с практическими результатами, специалисты рекомендуют не забывать о том, что каждый малыш развивается индивидуально под влиянием своего окружения, особенностей восприятия, чувствительности нервной системы и прочих важных факторов.

Малыш должен уверенно ходить и бегать

Независимо от пола ребенок в возрасте 1 года и 4 месяцев уже вполне способен самостоятельно ходить или даже бегать. Причем некоторые малыши 16 месяцев от роду могут не только уверенно передвигаться, но и перешагивать через небольшие препятствия. Удерживаясь за опору, большинство детей в этом возрасте даже танцуют, что очень способствует укреплению мышц и развитию координации движений.

Речь, общение и эмоции

Ребенок хорошо произносит короткие слова

К указанному возрастному периоду детская речь принимает осмысленные формы. Вместо бессвязного лепета малыш может произносить простые и короткие слова, так или иначе относящиеся к ситуации. Например, увидев собаку, полуторагодовалый малыш может отчетливо сказать вслух: «Абака», — и указать на животное. Как утверждают психологи, активный словарный запас у крохи в 1 год и 4 месяца может сильно варьироваться, составляя от 10 до 60 слов.

Нередки ситуации, когда детки начинают говорить гораздо позже обозначенного срока. Если таковой факт имеет место, то это должно послужить сигналом к активным действиям со стороны родителей. Стимулировать развитие речи у ребенка, к примеру, позволяет выразительное чтение стихов вслух. Простые рифмованные строчки воспринимаются малышом легче, нежели длинные и сложные предложения.

Прекрасным стимулом к развитию речи у малыша является совместное «чтение» с родителями больших иллюстрированных детских книг. Изучая яркие и красочные картинки и одновременно слушая выразительный мамин или папин рассказ, ребенок учится усваивать информацию и визуально, и на слух.

Полезны и простейшие упражнения из комплекса артикуляционной гимнастики, позволяющие развить речевой аппарат и отточить правильное произношение звуков. По словам логопедов, к двум годам ребенок уже должен научиться правильно и весьма отчетливо произносить звуки «П» и «Б», «М» и «Н», «А», «О».

Во время чтения поощряйте попытки ребенка произнести то или иное слово, указывайте ему на объект, к которому это слово относится, тренируйте его память. Помните, что скорость развития речи у малышей может сильно отличаться от способностей памяти. Нередко дети быстро запоминают предметы и их названия, но в то же время испытывают трудности с их правильным произношением.

На указанном этапе расширяется и спектр эмоций. К примеру, испытывая недовольство или обиду, ребенок может заявить о них сердитой или недовольной интонацией. Своеобразной при этом является и мимика, которой полуторагодовалые дети активно пользуются, выражая свои эмоции при общении.

Ребенок самостоятельно просится на горшок

Закономерно, что по мере развития малыша ширится и спектр его навыков, используемых в повседневной, бытовой жизни. Итак, что должен уметь ребенок в 1 год и 4 месяца делать самостоятельно?

К этому возрасту многие малыши охотно учатся кушать ложечкой вкусную пищу: пюре, сладкие каши, йогурты. Примечательно, что невкусные продукты чаще всего ребенок воспринимает с бурной негативной реакцией либо вовсе отказывается от еды, отпихивая от себя тарелку.

Во время еды малыш, как правило, удерживает ложку в кулачке, переучивать его держать столовый прибор правильно на этом этапе специалисты не считают целесообразным. Более важным здесь является проявление детской самостоятельности, когда кроха привыкает кушать без посторонней помощи. Пока ребенок кушает, сидя в стульчике для кормления, не стоит ему мешать, пытаясь без нужды помочь.

Развитие и питание ребенка в 1 год 4 месяца: составляем режим дня и меню для малыша, учимся говорить с мамой

В таком возрасте крохе непросто — он уже хочет самостоятельно бегать, играть, исследовать окружающий мир, но непослушные ножки и ручки часто подводят малыша, поэтому малютка и капризничает. В 1 год и 4 месяца высок риск травм. Дети лезут на возвышения (стулья, диваны, лавочки), учатся бегать – падений не избежать. Нельзя оставлять малыша без присмотра ни на секунду.

Физиологические особенности

В этом возрасте можно ориентироваться на следующие физиологические параметры:

  • Рост: в пределах 78–80 см, причем девочки выше. Не стоить забывать, что этот параметр зависит от того, с каким ростом родился малыш, и от генетических особенностей (если родители высокие, то и кроха будет опережать сверстников).
  • Вес: от 10,5 до 11,3 кг, а вот вес у мальчиков больше, чем у девочек.
  • Голова: размер головы по окружности от 45,5 до 48,9 см.
  • Грудная клетка: окружность груди в пределах 47,2–53,2 см.
  • Количество зубов: у малыша по нормам должно уже быть 8–12 штук, и в этот период начинают прорезываться клыки на верхней десне. Часто малыш на прорезывание клыков реагирует особенно болезненно, может повышаться температура, нарушаться сон. Нужно обеспечить кроху прорезывателями, при сильном беспокойстве поможет обезболивающий гель. Зуб может преодолевать десну до месяца, иногда дольше.
  • Зубы режутся не только у самых маленьких детишек: в год и четыре месяца ребенок сталкивается с появлением клыков, которые особенно болезненны в прорезывании

    Ребенок может не соответствовать вышеприведенным параметрам: это нормально, ведь каждый малыш индивидуален. Если ребенок активен, нормально кушает и спит – поводов для беспокойства нет.

    Навыки у деток одного возраста отличаются. Согласно нормам, к 16 месяцам ребенок:

    1. Умеет вставать из положений лежа и сидя, ходить, держась за руку или стенку. Малыш осваивает подъемы-спуски по лестнице (придерживаясь за руку или перила), пытается вскарабкаться на кровати, стулья и другие возвышения. Координация движений еще не отточена, поэтому часто попытки заканчиваются падением. Важно не оставлять чадо без присмотра, обезопасить в доме потенциально опасные места. Не нужно забывать о розетках, дверцах шкафчиков. Острые предметы и ядовитые вещества убрать повыше.
    2. Пытается самостоятельно кушать ложкой и пить из чашки. Привыкает к густой и твердой пище. Важно поощрять попытки накормить себя самому, чтобы не отбыть охоту у малыша. Нужно запастись слюнявчиками, небьющейся посудой и терпением, также хорошо на время убрать покрытие с пола кухни, чтобы облегчить процесс уборки.
    3. Понимает и реагирует на обращенную речь. Выполняет просьбы: покажи, дай, возьми и так далее. Может повторить движения за взрослым: поднять и опустить руки, пошевелить пальцами, покрутить головой. Те же действия он выполняет по собственной инициативе.
    4. Хорошо знает членов семьи и ближайших родственников, проявляет соответствующие эмоции при их приходе-уходе.
    5. В речевом багаже ребенка до 10 слов (не менее 4). Распознает животных, части тела, окружающие предметы, фрукты, овощи, может показывать их на картинках.
    6. Начинает осваивать игры с простым сюжетом: насыпать песочек в ведро или налить воду, «покормить» пупса или уложить его спать.
    7. Именно в этом возрасте нужно понемногу уходить от подгузников и приучать деток к горшку. Многие дети уже умеют проситься в туалет.
    8. К этому возрасту режим дня уже прочно сформировался, важно придерживаться его постоянно – это дает малышу чувство уверенности и благоприятно сказывается на работе всего организма, да и маме проще спланировать свой день. Примерный режим дня:

    9. подъем, утренняя гимнастика с мамой;
    10. умывание, чистка зубов;
    11. завтрак;
    12. развивающие игры;
    13. прогулка;
    14. обед;
    15. дневной сон от 1 до 3 часов;
    16. подъем, полдник;
    17. ужин;
    18. спокойные занятия;
    19. сон.
    20. В 1 год и 4 месяца можно изменить режим купаний: реже мыть кроху, достаточно одного раза перед сном, если не случилось «аварии». В холодное время необязательно купать каждый день, но подмывать ежевечернее обязательно.

      Речь ребенка с 1 года 4 месяцев стремительно развивается. Запас слов у каждого разный: один говорит четыре слова, а другой 25 – все зависит от индивидуальных особенностей. Для стимуляции развития необходимы занятия с мамой, не стоит спешить отдавать кроху в школы раннего развития, в домашних условиях информация усваивается лучше. Детки, которым хватает любви и внимания, быстрее начинают говорить. Как развить речь:

    21. Лучше всего на развитие крохи влияет чтение. Начинать нужно с коротких стишков-потешек, затем увеличивать объем текста. Идеально подходят стихи Чуковского, Маршака, Барто.
    22. Чтобы информация лучше усваивалась, книги должны быть яркими и с хорошими иллюстрациями.
    23. При чтении стоит показывать на картинках, о чем или ком идет речь.
    24. Побуждать ребенка произносить слова из стишков. Для этого стоит останавливаться в конце строки и давать время малышу, чтобы вставить слово.
    25. Расширяется и эмоциональный спектр:

    26. радость или расстройство по поводу достижения желаемого;
    27. выражение эмоций через мимику и жесты;
    28. разная реакция на своих и чужих;
    29. испуг от неожиданного;
    30. «цепная реакция» — если один малыш на площадке заплакал, второй может подхватить «за компанию», так же и со смехом.
    31. Ярче проявляется разница между полами: девочки более эмоциональны, восприимчивы, нуждаются в телесном контакте с родными, а мальчишки уже проявляют самостоятельность и независимость, хотя бывают и исключения.

      Совместное чтение с малышом — прекрасный вариант дневного или вечернего досуга. Помимо эмоционального контакта с мамой малыш получает порцию позитива и активно задействует воображение

      Доктор Комаровский советует к 16 месяцам переходить на питание 4 раза в день, но если ребенок плохо кушает и не съедает порцию, можно дополнить рацион кефирчиком, йогуртом или молочком. При покупке детских молочных продуктов обязательно обращать внимание на срок годности – натуральный продукт не может храниться более 5–7 дней.

      После года детей постепенно переводят на общее меню, но с учетом возрастных ограничений и потребностей детки. Следует стремиться кормить ребенка в одно и то же время — это способствует лучшему усвоению пищи, да и малыш привыкнет и будет проще накормить нехочуху (рекомендуем прочитать: чем кормить ребенка после года: примерное меню). Желательно выработать режим питания, чтобы завтрак проходил в период с 8 до 9 утра, обед – с 12 до 13, полдник – с 15 до 16, а ужин – с 19 до 20 часов. Пример меню на день для малыша в 1 год и 4 месяца приведен в таблице.

      Что должен уметь ребенок в 1 год и 4 месяца

      Если до года ребенок ежемесячно ощутимо прибавляет в росте и весе, то на втором году жизни также быстро изменяются его поведение, навыки и привычки. Теперь точно сказать, что должен уметь ребенок в 1 год и 4 месяца, не получится, есть только примерный перечень навыков и умений, которыми овладевает большинство детей такого возраста. Чтобы быть уверенными в правильности физического и психического развития малыша на втором году жизни, психологи советуют родителям вести дневник развития ребенка, это не только поможет точно оценить темпы его роста, но и сохранить в памяти интересные моменты и смешные случаи, которые очень быстро забываются из-за постоянной суеты и нехватки времени. А вот потом, без такого дневника, будет достаточно трудно вспомнить, когда ваш малыш впервые сам начал есть ложкой, залез на стул или как смешно он произносил первые слова. Большинство родителей, у которых дети уже выросли, не могут точно сказать, что и когда начал делать их малыш, исключая, конечно, такие «знаковые» события, как первый шаг или первое слово.

      Физическое развитие ребенка в 1 год и 4 месяца

      Вне зависимости от пола, все дети в 1 год и 4 месяца должны уметь самостоятельно вставать, ходить, держась за опору и делать несколько шагов самостоятельно. Большинство детей в этом возрасте уже уверенно ходят и даже бегают, если ребенок еще даже не делает попыток самостоятельно вставать и ходить, нужно обязательно проконсультироваться с педиатром или невропатологом, возможно, ему не хватает витаминов, кальция или нужно заниматься укреплением мышц нижних конечностей.

      Среди других физических навыков малышей в 1 год и 4 месяца можно отметить умение подниматься и спускаться по лестнице, держась за руку взрослого или перила, попытки самостоятельно залезать и слезать со стульев, дивана и так далее. В этом возрасте сильно увеличивается риск травматизации ребенка, поэтому его нельзя оставлять без присмотра даже на несколько минут – у детей в 16 месяцев еще не очень хорошо скоординированы движения, отсутствует страх перед падением, и они еще не понимают, какие их действия могут привести к травме.

      В 1 год и 4 месяца рекомендуется начинать приучение ребенка к горшку, ни в коем случае нельзя постоянно, особенно в дневное время, держать карапуза в подгузниках, он должен понять связь между позывами к мочеиспусканию и неприятными ощущениями от мокрых штанишек. Если упустить этот момент и не начать вовремя приучать ребенка проситься на горшок, он привыкнет к тому, что не нужно как-то реагировать на желание сходить в туалет и отучать его от одноразовых подгузников потом будет гораздо сложнее.

      В этом возрасте малыши активно пробуют есть самостоятельно, они зажимают ложку в кулачке и не всегда точно попадают ее в рот, но не стоит пытаться переучивать маленького непоседу или заставлять его есть аккуратно – он просто не может этого сделать из-за несовершенства координации движений. Лучше запастись терпением и большим слюнявчиком и дать ребенку возможность самостоятельно есть кашу, пюре, творожок и другие густые продукты.

      Нервно-психическое развитие ребенка

      В 16 месяцев малыши поражают взрослых своей энергией и жизнерадостностью. Здоровые дети, поспав ночью 9-10 часов, просыпаются с огромной жаждой деятельности и сразу же начинают требовать от окружающих внимания и действий. В этом возрасте важно дать ребенку возможность не просто побегать и попрыгать, но и удовлетворить сенсорную жажду и эмоциональное любопытство. Другими словами, ребенок должен получать как можно больше впечатлений и как можно больше трогать, изучать на ощупь, на вкус и с помощью других органов чувств.

      В таком возрасте очень полезны занятия по системе Монтессори – они дают возможность ребенку самому решать, что именно он будет делать сегодня и помогают развивать все органы чувств – от зрения до осязания. Если посещать специальные занятия нет возможности, создать подобную среду легко дома – просто давая ребенку возможность играть с тем, чем он хочет и, стараясь предоставить ему как можно больше объектов для изучения.

      В возрасте 1 год и 4 месяца малыши произносят от 4-10 слов, понимают обращенную к ним речь взрослых, правильно реагируют на просьбы и знают названия не только предметов обихода, но и животных, овощей и фруктов, а также частей тела. Маленькие непоседы очень любят находиться рядом с родителями и повторять буквально все, что они делают. Так что, лучше заранее запастись маленьким веником, специальной небьющейся посудой, игрушечным утюгом и другими подобными предметами, которые помогут детям почувствовать себя «взрослыми».

      Дети в этом возрасте уже не просто играют с игрушками, а совершают с ними определенные действия или играют в простые сюжетные игры, они могут насыпать песок в ведерко, переливать воду из одной емкости в другую, катать машинки с кубиками, носить и укачивать кукол, кормить игрушки из ложки и так далее. По-прежнему малышей интересуют кубики, из которых можно строить башни, пирамидки с колечками и другие подобные игрушки, но вот в 1 год и 4 месяца можно уже обратить внимание ребенка на более сложные развивающие игры – фигурки с вкладышами, простые лабиринты, всевозможные предметы, которые нужно перекладывать или пересыпать куда-то.

      Ближе к полутора годом дети становятся спокойнее, они меньше капризничают и охотно повторяют все действия за родителями. Большинство малышей в этом возрасте предпочитают все делать самостоятельно, а помощь родителей принимают, только убедившись, что сами справиться не смогут. В этом возрасте дети еще не понимают необходимости делиться своими игрушками и не желают ждать даже несколько минут, родителям не стоит пытаться силой отбирать у малыша понравившуюся вещь или уговаривать его подождать. Опытные психологи советуют переключать внимание малыша на другие предметы, а если нужно провести время, ожидая чего-то, играть с ребенком в простейшие игры, вроде «ладушек», «ку-ку» или разучить и показывать пальчиковые игры.

      Нормально развивающийся ребенок в 1 год и 4 месяца должен самостоятельно вставать, ходить, держась за опору, садиться и поворачиваться в разные стороны.

      Среди других навыков стоит отметить умение держать ложку, попытки самостоятельно есть, пить из чашки, также ребенок должен знать назначение всех бытовых предметов – пытаться надеть футболку на голову, а носки – на ноги, подражать действиям взрослых во время уборки или готовки, охотно повторять за ними звуки и движения.

      Считается обязательным умение ребенка выполнять просьбы взрослых: «принеси, подай, покажи», произносить несколько простейших слов или звукосочетаний, а также эмоционально реагировать на разные ситуации, Например, ребенок должен радоваться, когда видит родителей, плакать, когда они уходят или расстраиваться при необходимости возвращаться с прогулки.

      В возрасте около полутора лет разница между девочками и мальчиками становится все заметнее – они предпочитают не только разные игрушки, но и разные игры. Девочки отдают предпочтение играм с мелкими предметами, любят сюжетные игры – кормят кукол, убирают дом и так далее, а вот мальчики больше любят активные игры и выбирают игры с мячом, машинками и обычно, меньше времени могут провести, сосредоточившись на одном и том же занятии. Становится заметна разница и в поведении и эмоциональности детей – девочки чаще плачут, больше любят обниматься или сидеть на руках у родителей, мальчики ведут себя более самостоятельно и независимо и гораздо меньше внимания обращают на эмоциональное состояние окружающих.

      Как развивать ребенка в 1 год и 4 месяца: что интересно малышу в год и 4 ?

      Этот возраст называют самым капризным и травматичным в развитии детей. В 1 год 4 месяца ваш малыш переменчив, как ветер в мае, поэтому наберитесь терпения и очень внимательно следите за своим ребенком.

      Физиологические параметры ребенка в 1 год 4 месяца: вес, рост малыша

      • Рост. Для мальчиков оптимальным считается в районе 78 см. Средний рост девочек в этом возрасте чуть больше 80 см.
      • Вес. Девочки этого возраста весят в среднем 10,6 кг, мальчики немного больше — 11.3 кг.
      • Окружность головы — 45,6-48,9 см, груди 47,3-53,1 см.
      • Зубы. По общепринятым нормам, в этом месяце появляются верхние клыки, а также начинают прорезываться первые коренные зубы.
      • Что умеет ребенок в 1 и 4: навыки малыша в 1 год 4 месяца

        Дети этого возраста полны энергии и жизнерадостности. Очень важно ребенку, кроме возможности попрыгать и побегать, удовлетворить эмоциональное любопытство и сенсорную жажду. Пусть малыш изучает окружающий мир, используя все органы чувств, и трогает, изучает предметы на вкус и ощупь.

      • Ребенок уже самостоятельно встает, ходит, придерживаясь за опору, садится и поворачивается в разные стороны.

    Особо можно отметить умение малыша ходить по лестнице: подниматься и спускаться, придерживаясь за руку взрослых или перила. Кроме того, он демонстрирует попытки залезать на стулья, кресла, диваны.

    В этом возрасте в разы возрастает риск получения травм, поскольку движения малыша не скоординированы, а страх перед падением отсутствует.

    Поэтому не оставляйте ребенка без присмотра даже на несколько минут!

  • Дети начинают довольно уверено держать ложку в кулачке, пытаются самостоятельно есть, пить из кружки.

    Запаситесь терпением и слюнявчиками. Дайте малышу возможность самостоятельно есть густые продукты — пюре, творожок, кашу.

  • Малыш уже умеет выполнять несложные действия — поднимать руки вверх, вперед, отводить за спину, в стороны, вращать кистями, шевелить пальцами.Делать эти действия он может как самостоятельно, так и по просьбе взрослых.

    Кроме того, считается обязательным умение выполнять просьбы взрослых «Покажи. Принеси. Дай.»

  • Ребенок эмоционально реагирует на разные ситуации: расставание с родителями, возвращение с прогулки, приход бабушки и т. п.
  • Дети этого возраста выговаривают 4-10 слов, знают названия животных, фруктов, овощей, частей тела, предметов обихода.
  • Совершают с игрушками определенные действия, играют в простые сюжетные игры: умеют насыпать в ведерко песок, могут перелить воду, покормить игрушки, укачать куклу.

    Чем кормить и как ухаживать за малышом в 1 год 4 месяца: уход и рацион питания ребенка

    Что касается гигиенического ухода в этом возрасте, можно отметить, что отпадает необходимость часто мыть малыша, так как он уже реже «ходит в туалет», а некоторые к этому времени вообще » дружат» с горшком.

    В остальном всё, как обычно:

    Рекомендуется в течение дня также выполнять гимнастику и закаливающие процедуры. При этом:

    В этом возрасте у малышей развивается навык чистоплотности. Они начинают сами вытирать руки, когда испачкаются, могут попросить помыть.

    Режим дня дает ребенку чувство постоянства и успокаивает.

    Можно постепенно переходить на четырехразовое питание. Пятое кормление в виде молока или кефира стоит сохранить для детей с плохим аппетитом. Но не желательно настаивать в те ситуациях, когда ребенок сам проявляет тенденцию к переходу на четырехразовое питание.

    Примерный размер порций на каждый прием пищи

    Чай с молоком или молоко — 150 мл

    Хлеб с маслом -40 гр/5 гр

    Гарнир (крупяной, овощной, вермишель) — 80 гр

    Основное блюдо мясное (рыба, печень, курица) — 50 гр

    Компот (фруктовый сок, морс) — 100 мл

    Чай с печеньем — 150 гр/ 10 гр

    Чай с молоком — 150 мл

    Блюда готовятся пока еще преимущественно в пюреобразном и рубленом виде. Но постепенно в рацион малыша добавляется более плотная пища и все больше кусочков, чтобы развивать навыки пережевывания.

    У детей этого возраста уже есть свои предпочтения в еде — любимые и нелюбимые блюда. Прислушивайтесь к пожеланиям ребенка, но не идите у него на поводу.

    Меню для ребенка в возрасте 1 год и 4 месяца на неделю

    Предложенные блюда можно взять за основу, в качестве общего руководства.

    Речь и психология развития детей в 1 год и 4 месяца: общение и эмоции малыша

    В этом возрасте детская речь начинает принимать осмысленную форму. Малыш уже умеет произносить простые, легкие слова, которые относятся к той или иной ситуации. Например, увидев кошку, кроха может сказать «Киса» и указать на животное.

  • Словарный запас у ребенка в 1 год 4 месяца сильно колеблется. У одного это может быть всего 10 слов, у другого же более 50-ти.
  • Стимулируйте развитие речи у крохи чтением вслух стихов, поскольку рифмованные строчки воспринимаются легче.
  • Выбирайте для чтения яркие иллюстрированные книги. Они помогают усваивать информацию не только на слух, но и визуально.
  • Во время чтения поощряйте попытки малыша произнести какое-либо слово, при этом указывайте на изображение, к которому это слово относится.
  • малыши радуются, когда у них что-то получается и расстраиваются, если терпят неудачу;
  • пытаются согласие или несогласие выражать мимикой и жестами;
  • реагируют по-разному на знакомых и незнакомых людей.
  • Особенностью этого возраста является способность «заражаться» эмоциями и чувствами — кроха может заплакать или засмеяться «за компанию». Дети:

    • удивляются новому и пугаются неожиданных действий;
    • легко переключают внимание с одного на другой предмет.
    • Всё больше становится заметна разница между мальчиками и девочками в поведении и эмоциональном плане. Мальчики более самостоятельны и независимы, меньше реагируют на эмоции окружающих. Девочки более восприимчивы, чаще плачут, любят сидеть на руках или обниматься.

      Чем занять малыша в 1 год и 4 месяца: развивающие занятия и игры для ребенка

      Игры малыша в этом возрасте носят подражательный характер — они очень любят повторять за родителями все, что те делают. Поэтому запаситесь игрушечной посудой, веником, утюгом и другими подобными игрушками, которые помогут ребенку почувствовать себя взрослым.

      Правильно подобранные развивающие игры сделают досуг ребенка насыщенным и интересным.

      1. С большим удовольствием детки сейчас занимаются играми, развивающими мелкую моторику, а значит, и речевые центры. Например, разнообразные мозаики с крупными и яркими элементами. Также пользуются популярностью разнообразные шнуровки и яркие конструкторы с цепляющимися детальками.
      2. Самая простая, доступная и увлекательная игра— нанизывание бусин или пуговиц на леску или безопасную проволоку.
      3. Отличными игрушками будут пирамидки и стаканчики разной величины и цветов, вставляющиеся друг в друга.
      4. В этом возрасте можно уже обращать внимание малыша на более сложные развивающие игры: простые лабиринты, фигурки с вкладышами, игры связанные с перекладыванием или пересыпанием всевозможных предметов.
      5. Девочки и мальчики этого возраста отдают предпочтение разным игрушкам и играм.

      6. Мальчикипредпочитают более активные, с мячом и машинками, но при этом меньше времени проводят, сосредоточившись на каком-либо занятии.
      7. Девочки же любят больше заниматься мелкими предметами и сюжетные игры: убирают дом, кормят кукол, лечат зверей.
      8. В этом возрасте дети не осознают необходимости делиться игрушками и не желают ждать даже минуту. Психологи советуют в таких случаях переключать внимание малыша на другой предмет или занять его простой игрой, например, развлечь его пальчиковыми играми.

        Только не переусердствуйте с развивающими играми, чтоб ребенок не утратил познавательный интерес.

        Особенности развития ребенка в 4 года

        Развитие ребенка в 4 года связано с его дальнейшим взрослением. Малыш вырос, вы уже не один раз сменили размеры одежды. Он подвижный и любознательный, хорошо говорит и выражает свои мысли. Ребенок начинает проявлять характер, утверждается как личность. Он умеет делать много вещей и активно учится новому. Некоторые дети в этом возрасте знают все буквы, считают до десяти, начинают читать по слогам.

        Особенности развития ребенка в 4 года

        Физическое развитие четырехлетнего ребенка

        Рост четырехлетнего мальчика достигает 98,3-105,5 см, девочки – 98,5-104,1 см. Весит мальчик 15,1-17,8 кг, девочка – 14,8-17,7 кг. К четырем годам проявляются генетические особенности детей, у родителей низкого роста ребенок, скорее всего, тоже будет маленьким. У высокого папы и мамы малыши быстрее вытягиваются в высоту. Рост и вес также зависит от активности, питания, условий проживания. Отставание в развитии помогает установить специальная таблица с показателями нормы. Если у ребенка показатели сильно занижены или завышены, ему может понадобится консультация эндокринолога.

        Двигательные навыки у дошкольников становятся совершеннее. Они чрезвычайно активны, постоянно бегают, прыгают, ни минуты не сидят на месте. Дети могут спускаться и подниматься по лестнице без поддержки, спокойным шагом и бегом. Они взбираются на шведскую стенку, преодолевают препятствия. Хорошо катаются на трехколесном велосипеде, играют с мячом. Могут простоять на одной ноге около девяти секунд. Кувыркаются через голову и умеют выполнять сложные гимнастические упражнения. Правда с равновесием у них бывают проблемы, потому его нужно развивать.

        Мелкая моторика рук тоже достигает большого развития. Дети могут точно рисовать разные фигуры, треугольники, круги, квадраты. У них получается изобразить некоторых животных, цветы, деревья, маленьких человечков. Некоторые начинают писать элементы букв в прописи. В раскраске они почти не выходят за линии. Четырехлетнему ребенку получается нанизывать на нитку бусинки и пуговички. Он строит высокие башенки из кубиков, складывать конструкторы.

        Дети самостоятельно чистят зубы

        В быту дети к четырем годам очень самостоятельные. Они хорошо пьют из кружки, едят ложкой, вилкой, некоторые оборудуют столовым ножом. Умеют самостоятельно умываться, чистить зубы. Надевание одежды не составляет для них проблемы, разве что не всегда получается справиться с пуговичками и шнурками. Очень важно в это время прививать ребенку гигиенические навыки, напоминать о том, что следует почистить зубы, помыть руки. Надо учить малыша складывать после занятия игрушки, что очень важно для развития аккуратности.

        Умственное и речевое развитие ребенка

        К четырем годам у ребенка активно развивается мышление. Тысячи вопросов, которые он задает, как раз являются проявлением такого развития. В три годика малыш в основном пользовался практичным, наглядно-действенным типом мышления. Он самостоятельно пробовал разобраться в строении предметов, нажимая на кнопочки, рычаги, ломая игрушки. Сейчас к этому типу присоединяется наглядно-образный. Малыш учится воспринимать образы и схемы предметов, использовать их отдельные свойства. Очень ярко такое восприятие проявляется при рисовании. Ребенок изображает только самые важные детали. Например, для картинки дома ему достаточно нарисовать квадрат с крышей, кота он изображает на четырех лапах с хвостом и усами.

        Развитие более сложного типа мышления, логического, к четырем годам только начинается. Проявляется оно в способности обобщать свойства вещей, находить в них одинаковые черты и группировать предметы по этим признакам. Для ребенка еще сложно понимать абстрактные вещи. От конкретных образов, связанных со словами, переходить к общим. Чтобы стимулировать умственное развитие, с ребенком нужно заниматься, учить его что такое «время», «число», «мера».

        Ребенок знает уже приличное количество слов

        Речь ребенка к четырем годам усложняется. Он владеет больше, чем тысячью слов, произносит почти все звуки и буквы. Умеет грамотно составлять предложения из 4-6 слов, пользоваться глаголами, прилагательными, дополнениями, существительные спрягает по падежам. Иногда в разговоре допускает грамматические ошибки, но случается это все реже. Дошкольнику получается довольно связно пересказывать события, содержание прочитанной книги. Ребенку четырех лет нравится сочинять новые слова, они кажутся ему более подходящими для названия тех или иных предметов. Малыш уже четко отвечает на вопросы, может выполнить 3-4 поручения взрослых. Знает свое имя, как зовут папу с мамой, бабушку с дедушкой. Может назвать свой адрес, адрес друга, дедушки с бабушкой.

        Активно развивается у детей воображение. Они сочиняют сказки, играют в сложные ролевые игры. Иногда придумывают себе чудищ и монстров, а потом их боятся. Нужно терпеливо объяснять ребенку, что страхи его напрасны. Ни в коем случае не пугайте детей сами, это далеко не лучший способ добиться от них послушания. Совершенствуется у дошкольников память, они накапливают в голове результаты своей познавательной деятельности. Они уже знают несколько цветов, быстро запоминают новые. Называют до 4-5 фигур, в том числе и объемных. Учат наизусть и рассказывают стихи из 4-8 строф. Дети, у которых хороший слух, поют песенки, хорошо помнят мелодии.

        Эмоциональное и социальное развитие ребенка

        Психоэмоциональное развитие детей в четыре года не менее интенсивное, чем интеллектуальное. Ребенок научился справляться со своими чувствами, освоил основные правила поведения. Он еще бывает капризный, но не агрессивный. Хотя в этом возрасте появляются новые проблемы, малыш вдруг становится замкнутым, грустит, не проявляет интереса к своим сверстникам. У него очередной переходный период, новый этап осознания себя как личности. Он уже научился давать оценки своим действиям и прекрасно понимает, когда поступает хорошо, а когда плохо. Если малыша за неправильные поступки часто наказывать, а успехи и хорошее поведение игнорировать, у него развиваются комплексы. Ребенку кажется, что его никто не любит, что он плохой. Когда дошкольник гиперактивный, такие проблемы выливаются в неконтролируемое поведение. У спокойных детей они чаще проявляются депрессией.

        Для того, чтобы избежать проблем эмоционального характера, нужно создать благоприятную атмосферу в семье. Ребенку важно не только то, как обращаются к нему, но и отношения родителей друг к другу. Взрослым нужно серьезно воспринимать возрастные особенности психики дошкольника, обращать внимание на его настроение.

        Постарайтесь понять, почему он грустит. Возможно, у малыша проблемы в общении с другими детьми. Может проблема в вас, вы его слишком часто ругаете, загружаете обучением. Обратиться к специалисту стоит тогда, когда плохое настроение – не случайный эпизод, а постоянное состояние, на протяжении 2-3 недель или месяца. Насторожится родители должны, если дошкольник вдруг стал очень агрессивным, начал заикаться, перестал идти на контакт с вами или со сверстниками.

        Социальные контакты для четырехлетнего ребёнка становятся необходимостью. Он уже освоил первые уроки общения с детьми. Теперь активно осваивает свою роль в играх, занимает определенное место в детском коллективе. У ребенка появляются друзья и неприятели, он начинает ссориться и мириться с ними. Четырехлетние дети менее эгоистичны, чем раньше., они умеют делиться игрушками, угощениями. Хотя бывает, что ребенок жадничает, прячет от других свои вещи. Постарайтесь мягко объяснить, что так делать не нужно. Ведь с жадинами никто не хочет дружить. А если сегодня он поделится с другими, завтра поделятся с ним.

        Режим и питание ребенка

        В период от трех до четырех лет ребенок полностью переходит на стол, которым питаются взрослые. Это не значит, того на его питание не нужно обращать внимания. Ведь малыш растет и активно развивается, ему нужна энергия. У многих детей в этом возрасте нарушается аппетит маме приходиться быть очень изобретательной, чтобы приготовить что-то малышу. Едят дети к четырем годам 4 раза в сутки. Половина всего количества пищи должна приходится на завтрак и ужин, чуть больше трети на обед и около 15% на полдник. Рацион малыша должен быть полноценным, включать все основные ингредиенты, витамины и микроэлементы. Вот какие продукты рекомендуют использовать для приготовления пищи (также их суточный объем):

      9. Мяско (курочка, кролик, индейка, говядина, нежирная свинина) – 120-130 грамм.
      10. Рыбка, желательно морская
      11. Крупы любые – 60-70 грамм
      12. Масло растительное и сливочное 10 г и 25 г соответственно
      13. Творожок – 50 г, молочко – 500 г
      14. Овощи разные – 220-260 грамм
      15. Фрукты и ягодки – 220-260 грамм
      16. Хлебушек (белый и ржаной) – 120-150 грамм.
      17. На завтрак малышу можно делать запеканки из овощей, творожок со сметаной, каши на молоке, омлет или вареное яичко. На обед малыш обязательно должен есть супчик, свеженький салатик, пюре из овощей, мяско или рыбку, сок или компот. На полдник ребенку можно дать фрукты, печенье, йогурт. Ужин не должен быть слишком плотным. Приготовьте рагу из овощей, блинчики, запеканку из макарон с рыбкой или курочкой. Перед сном малыш может выпить стакан молока или кефира. Между приемами пищи не делайте перекусов, иначе у ребенка испортиться аппетит.

        Как и раньше, в четырехлетнем возрасте необходимо соблюдать режима дня. Еда, прогулки, уроки и занятия ребенок должен делать в одно и то же время. Особенно важно это для детей, которые ходят в садик. Если во время каникул вы отучите его от режима, ему физически трудно будет привыкнуть к нему опять. Спит малыш сейчас раз в день 1-2 часа. Некоторые дети постепенно начинают отказываться от дневного сна, к 6-7 годам таких будет большинство. По ночам здоровый малыш практически не просыпается, не кричит, разве что он пережил на протяжении дня эмоциональное потрясение, испугался громких звуков. Спит ночью он около 9-10 часов, просыпается в 7-8 утра, а засыпать должен в 9 вечера.

        Спортивные занятия с четырехлетним ребенком

        К четырем годам малыш уже хорошо окреп физически. Он очень активен, но у него еще плохо развито равновесие, попробуйте его совершенствовать. Помогут в это упражнения на перекладине, хождение по брусу, по бордюру или дома по ковру на носочках и на цыпочках. Попробуйте показать, ка делать ласточку, стоять на одной ноге, будто цапля.

        Возраст 4 года – самое время отдать малыша в спортивную секцию. Не ставьте перед собой задачи сделать из него выдающегося спортсмена, ребенок должен заниматься спортом с удовольствием, а не под принуждением. Делайте с дошкольником регулярно зарядку, купите ему кольца, перекладину, шведскую стенку, если не приобрели эти тренажеры до сих пор.

        Обучение языку и логическому мышлению

        В четыре года ребенок прекрасно обучается. Можно начать с ним изучать иностранный язык. Если вы сами им владеете, попробуйте заниматься языком в домашних условиях. Помогут в этом видео, специальные материалы и учебная литература, развивающие карточки. Родную речь тоже нужно совершенствовать. Читайте вместе книжки, разучивайте стихи, поговорки, загадки. Также стоит обращать внимание, как говорить ребенок, мягко и ненавязчиво исправлять его ошибки. Если он плохо произносит некоторые буквы и звуки, может понадобиться консультация логопеда. Методы исправления речи есть разные, специалист поможет выбрать самый подходящий.

        Развитие ребенка в 1 год 4 месяца

        Развитие ребенка в 1 год 4 месяца связано с многочисленными капризами и переменами настроения, поэтому требует от родителей повышенного внимания и терпения. Для всех детей перечень того, что они умеют и говорят в этом возрасте, практически одинаков.

        Развитие ребенка в 1 год 4 месяца

        Будь это мальчик или девочка, ребенок в 1 год и 4 месяца умеет без дополнительной помощи:

      18. вставать,
      19. ходить (допустимо держаться за руку или опору),
      20. делать ряд самостоятельных шагов.
      21. С поддержкой родителей ребенку удается:

      22. шагать вверх-вниз по лестнице,
      23. забираться и слезать со стульев, диванов и кресел.
      24. Если Ваш малыш не делает попыток и не пытается самостоятельно ходить, следует обратиться к врачу во избежание недостатка в организме витаминов и развития нижних конечностей.

        Среднестатистический рост детей к этому возрасту составляет 77-78см для мальчиков и в районе 80см для девочек. Весят представительницы слабого пола около 10,5кг, мальчишки опережают вес на 0,8-1кг.

        В возрасте 1 года 4 месяцев ребенку становится интересно пользоваться столовыми приборами, уверенно держа в руке ложку, а также дети пытаются самостоятельно пить из кружки.

        Такой возраст хорош для приучения малыша к туалету и постепенного отказа от подгузников. Неприятные ощущения мокрых штанов станут неплохим стимулом ребенку проситься на горшок.

        В 16 месяцев прорезываются верхние клыки и коренные зубы, которые доставляют родителям немало хлопот.

        Психомоторные навыки

        К достижению 1 года 4 месяцев малыш становится как очень активным, так и очень общительным. С каждым новым днем у него пополняется словарный запас и увеличивается количество освоенных действий. Подобно маленькой обезьянке, он копирует действия взрослых, всё изучает и трогает руками, пробует на вкус. В связи с этим родителям следует быть особо внимательными, чтобы ребенок не подавился мелкими предметами и не получил травмы.

        В этом возрасте дети обычно знают и говорят до 10 слов, различая такие понятия, как фрукты, овощи, животных, некоторые части тела. Важное и эффективное развитие дают сюжетные игры: пересыпание веществ (например, песка в песочнице), переливание жидкости, укладывание спать кукол, умение кормить любимые игрушки.

        Развиваются по достижению 1 года 4 месяцев и эмоции. Так, Ваше чадо уже реагирует на расставания и встречи с близкими людьми: радуется появлению и огорчается, когда уходят. Многие красивые вещицы приводят его в восторг, а развалившиеся вдруг кубики или сломавшаяся игрушка вызывает слезы.

        Успешно дети справляются с просьбами что-нибудь показать, дать и принести, а также с удовольствием делают своеобразную гимнастику и знают, как поднимать руки, отводить их за спину и в стороны, крутить кистями рук.

        В возрасте 1 года 4 месяцев можно пробовать приучать ребенку навыки приборки, собирая вместе с ним игрушки, веся его одежду на стульчик.

        Больше читайте своему ребенку ярких книг. Это не только развивает речь, но и помогают визуальному восприятию информации.

        Уход и питание в 16 месяцев

        Гигиена малыша после 1 года 4 месяцев предполагает такие процедуры, как:

      25. водные процедуры утром и вечером,
      26. чистку зубов,
      27. мытье рук после туалета,
      28. дневной сон,
      29. ежедневные прогулки.
      30. При приучении к пользованию горшком необходимость в частом мытье начинает отпадать.

        Важно преподать ребенку первые уроки чистоплотности: просить мыть грязные руки и менять испачканную одежду.

        Меню четырехразового питания в возрасте 1 года 4 месяцев включает в себя:

      31. завтраки – каши (гречневая, рисовая, овсяная, манная), сырники, вареные яйца, какао, чай или молоко, хлеб, сыры;
      32. обеды – овощные салаты (морковные, огуречные, свекольные, капустные), супы (вермишелевые, овощные, борщи, щи, рассольники), вторые мясные и рыбные блюда (отварная рыба или курица, мясные паровые котлеты или запеканки), картофельное пюре, гарниры из круп, вермишель или овощи, компоты, морсы, соки;
      33. полдники – творог и творожные запеканки, фрукты, печенье, кефир, чай или молоко,
      34. ужины – каши, овощные пюре и запеканки (морковные и капустные), чай или молоко, фрукты, бутерброды с маслом и конфитюрами.
      35. На перекусы давайте ребенку молоко или кефир с печеньем, а также фрукты.

        К возрасту 1 года 4 месяцев у детей полноценное питание, включающее в себя все продукты, но врачи советуют готовить ребенку блюда пока еще в измельченном или рубленом виде, постепенно добавляя пищу кусками, чтобы развивать навыки пережевывания.

        Развитие ребенка в 1 год 4 месяца – 1 год 6 месяцев

        Двигательное развитие

        Хорошо самостоятельно ходит: прямо, по кругу, огибает предметы. Бегает, глядя себе под ноги. Почти не падает.

        Уверенно сам, не держась за предметы, встает на ноги. При ходьбе без затруднений держит игрушку, но может и уронить (рис. 41). Если положить на полу рядом со стоящим ребенком интересующий его предмет, то ребенок приседает на корточки или наклоняется с согнутыми коленями, чтобы взять его, затем выпрямляется или самостоятельно встает из приседа (рис. 42). Самостоятельно садится и сидит на стуле, скамеечке. Залезает на взрослое кресло и садится в нем (рис. 43). Проявляет сообразительность: подставляет что‑то, влезает, использует дополнительный предмет, чтобы достать понадобившуюся вещь.

        Начинает кидать мяч после того, как ему покажут, как это делать. Учится бросать мяч вниз, вперед, вверх.

        Катит перед собой коляску. При ходьбе тянет игрушку за веревочку за собой. Дети с ранним развитием ходьбы начинают это делать уже к году. С опорой, то есть держась одной рукой за руку взрослого или хватаясь за перила, начинает подниматься по лестнице в подъезде дома.

        Еда. Уверенно ест густую пищу ложкой из тарелки. Пытается самостоятельно есть жидкую пищу ложкой. Ложку держит еще по– детски, в кулачке. Может пользоваться вилкой.

        Большинство детей в этом возрасте могут самостоятельно брать чашку, пить из нее и затем ставить на место.

        Бытовые навыки. Раздевается с небольшой помощью взрослых. Тапки, шапку, варежки‑рукавички, носки может снять самостоятельно. Пытается снимать с себя колготки перед купанием. Расстегивает молнию на одежде. Также с помощью взрослого может надетьноски, обувь или шапку.

        Пытается помогать взрослым по дому. Выполняет ваши бытовые просьбы: принесет из другой комнаты свой горшок или пульт дистанционного управления телевизором, выкинет мусор в мусорную корзину или ведро. Понимает и выполняет более разнообразные и новые указания: закрой дверь и т. д.

        Если вы уже редко пользуетесь памперсами, то ребенок сообщает родителям, что намочил или запачкал штанишки, то есть не удержал мочу или кал.

        Приучайте ребенка к новым гигиеническим навыкам – чистить зубы детской пастой. Если ребенок сопротивляется, то временно отложите эту процедуру.

        Психическое развитие

        Сосредоточенно играет, обходясь без вашего присутствия или помощи. При этом предпринимает самостоятельные действия с игрушками (рис. 44).

        Радуется собственным удачам и огорчается, если что‑то не получается. Самостоятельно строит башню из двух кубиков. Если показать, как сделать более высокое строение, то может построить башню и из трех‑четырех кубиков. Научите малыша строить поезд (четыре кубика в ряд), мост (один кубик стоит на двух других). Каждый раз наблюдайте за действиями ребенка, не торопитесь поправлять его. Важно, как ваше дитя понимает вас, как исправляет ошибки, как обучается.

        По примеру взрослого, а затем самостоятельно может построить машинку. Малыш кладет кубик на продолговатую деталь конструктора и двигает эту постройку, воспроизводя движение машины.

        К 18 месяцам некоторые дети собирают пирамидку уже из трех – пяти колец, но пока еще без учета их размера.

        Необходимо иметь дома по одной пирамидке разной формы: одну с круглыми кольцами, а другую с квадратными, нанизываемыми сегментами. При этом пирамидки должны быть примерно одинаковой величины. Покажите ребенку обе пирамидки, объясните, что на одной кольца все круглые, а на другой – квадратные бруски с дырками для нанизывания. Вместе с ребенком соберите пирамидки. Снова разберите их. Спросите ребенка: «Покажи – где круглые кольца, а где квадратные бруски?» Помогите малышу разложить детали в ряд (круглые – с одной стороны, квадратные – с другой) и затем сложить одну круглую пирамидку, а другую – квадратную. Возьмите руку ребенка в свою и проведите ею по круглой пирамидке: «Смотри, какая она гладкая». И по другой: «А эта пирамидка совсем другая, с острыми уголками». Ребенок еще не может самостоятельно выравнивать квадратные бруски на стержне, поэтому сложенная пирамидка будет неровной. Основная цель этого упражнения – знакомство с предметами разной формы. Научить ребенка аккуратно сопоставлять бруски можно будет через несколько месяцев.

        Продолжайте с ребенком игру‑тренировку на вкладывание предметов, как это описано в предыдущем разделе. Кроме вкладывания плоских фигур в доску, ребенку может быть интересным вкладывание объемных предметов. Если вы до сих пор не купили, то для тренировки способности вкладывания необходимо приобрести игрушку под названием «Почтовый ящик». Это коробка или ведерко с крышкой, имеющей отверстия различной геометрической формы и соответствующие им вкладыши. В ящик‑коробку можно сначала просунуть несколько предметов, а затем его открыть и освободить их для повторного заталкивания. Лучше, если этот «ящик» будет прозрачным. Однако вначале ребенок может пытаться вкладывать предметы, применяя в первую очередь силу, без учета формы и взаиморасположения граней предметов и рамок. Поэтому взрослый должен сначала продемонстрировать соотношение предметов ребенку.

        Укрепляется понимание различения «большое – маленькое». Большая часть детей в этом возрасте по вашей просьбе или самостоятельно во время игры могут вставить друг в друга предметы одинаковой формы, незначительно отличающиеся в размерах. Например, маленький пластиковый стаканчик в стаканчик средних размеров.

        Для игры‑тренировки вкладывания с 1 года 3 месяцев рекомендуют использовать матрешку с одним вкладышем, то есть из всего набора матрешек используйте только одну большую и другую поменьше, остальные пока уберите. Научите ребенка открывать и закрывать матрешку. Для этого покажите большую матрешку, встряхните ее – внутри что– то гремит. Помогите малышу открыть матрешку, покажите вторую, маленькую матрешечку. Закройте большую матрешку, поставьте рядом с маленькой. Обратите внимание на их величину: одна матрешка большая, другая маленькая. Спросите ребенка: «Где большая матрешка, а где маленькая?» Теперь откройте большую матрешку, спрячьте в ней маленькую и предложите ребенку закрыть ее второй половиной, плотно соединив обе половинки. Можете совместить при этом рисунок, но обычно на протяжении второго года жизни ребенок еще не способен сам правильно совмещать рисунок на матрешке. Помогайте малышу открывать и закрывать матрешки.

        Продолжает подражать близким взрослым: «читает книгу или газету», как папа; «готовит уроки», как сестра. Увеличивается число используемых в быту предметов, назначение которых понимает. Любит играть с предметами домашнего обихода. Пытается сам помогать взрослым по дому (рис. 45).

        Продолжает самостоятельно воспроизводить в игре и другие, часто наблюдаемые действия взрослых: кормит, причесывает, умывает куклу, вытирает ей нос платком; моет пол или одежду, готовит кушать и т. д. Если вы не замечаете этих действий у ребенка, то проведите тесты.

        Перестает бросать один предмет за другим на пол.

        Внимание! Если же эта игра остается любимой, то необходимо тщательно проверить, не отстает ли ребенок в других видах умственной деятельности. Беспокоиться об умственном развитии малыша следует, если в этом возрасте, после окончания прорезывания зубов, ребенок постоянно продолжает тянуть несъедобные предметы в рот. Особенно если при этом наблюдается неудержание слюны. Эти явления могут отмечаться у здоровых детей и позднее при прорезывании оставшихся зубов, но тогда они отмечаются не постоянно, а только в период прорезывания. Обычно по ребенку видно, что он берет предмет в рот не для того, чтобы пробовать его на вкус, а для того, чтобы потереть им десны.

        Рисует карандашом, фломастером. Оставляет на бумаге разные каракули: зигзаги, штришки, реже незамкнутые овалы и не очень прямые линии.

        Интересуется действиями других детей.Однако может проявлять негативизм во взаимоотношениях со сверстниками: не уступает свою игрушку, отнимает чужую. Если ребенок не понимает необходимости делиться после ваших словесных объяснений, то бороться против жадности лучше всего с помощью игры. Например, взрослый (мать, бабушка) дает ребенку откусить кусочек пряника, потом откусывает сама. Затем отдает ребенку весь пряник и просит: «Дай бабушке кусочек», – и открывает рот. При отсутствии должной реакции ребенка взрослый может пододвинуть ручку ребенка с пряником к себе и откусить кусочек. Потом ребенок опять откусывает кусочек, после чего откусывает взрослый. Так как большая часть пряника остается в руке ребенка, то он продолжает кормить взрослого, не забывая и себя. После этого можно красочно и жалостливо объяснить малышу, насколько голодны его медвежонок или кукла, и предложить ребенку покормить игрушку. Научившись делиться с другими игрушками и людьми едой, ребенок начинает понимать, что он может заботиться о других людях, жалеть и утешать их, если им плохо.

        Во время игры ребенку хочется показать интересную игрушку маме или папе, он протягивает ее взрослому, но это совсем не значит, что ребенок хочет отдать игрушку. В действительности ему жалко отдавать игрушку, он просто делится своими впечатлениями о ней. Надо научить ребенка делиться вещами, давать их другим детям на некоторое время поиграть. Можно рассказывать о разных предметах: «Вот твой очень добрый медвежонок. Он любит делиться своими игрушками, вкусной едой, и ты, наверное, скоро будешь брать с него пример». Когда ребенок держит машинку в своих руках, взрослый рассказывает ему о ней: показывает колеса, кабину, руль и другие детали. Или у ребенка в руках книга, а мама показывает ему картинки в книге. Так ребенок постепенно начинает понимать, что совместное пользование игрушкой или вещью не означает их потерю для него.

        Расширяется спектр переживаемых эмоций – подражает эмоциональному отношению взрослого к ситуации: жалеет, сопереживает, целует. Малыш выражает отрицательные эмоции, особенно в том случае, когда ребенок не достигает своей цели и не получает чувства удовлетворения. Он злится и огорчается, если взрослый не понимает, что хочет ребенок, или в чем‑то отказывает ему.

        Часто использует для общения жесты, в том числе указательный жест рукой и указательным пальцем для привлечения вашего внимания.

        Любит самостоятельно рассматривать книгу с каpтинками, но еще часто листает по две‑три страницы сразу. Может тыкать указательным пальцем в ярко раскрашенные объекты на странице. В процессе чтения сказки или после окончания чтения по вашей просьбе может показать несколько знакомых предметов или героев сказок на картинках. Некоторые дети могут и назвать их.

        Понимание речи. Начинает выполнятьдвухэтапные инструкции. Например: пойди на кухню и принеси чашку или возьми свою шапку и положи ее на стул. В этих инструкциях содержится два последовательных указания, и они требуют двух последовательных действий: во‑первых, пойди на кухню и, во– вторых, принеси чашку.

        Ребенка приходится наказывать в случае нарушения необходимых запретов – разумеется, не физически. Главное, чтобы наказание следовало тотчас после того, как малыш провинился. Если вы хотите, чтобы ребенок в дальнейшем слушался вас и был дисциплинированным, не упускайте времени – потом будет все труднее и труднее. Наказание должно сопровождаться доступным для ребенка разъяснением и убеждением и заключаться в неодобрении его действий, порицании, демонстрации холодного эмоционального отношения к ребенку. Замечание должно делаться спокойным голосом. Резкое повышение голоса, раздражительный тон не рекомендуются. Еще хуже резкий переход от крика к ласке и наоборот. Нельзя накричать на ребенка, а затем в порыве раскаяния утешать.

        Половина детей в возрасте 18 месяцев по просьбе взрослого показывают не менее трех частей тела на себе, кукле или взрослом, даже если его специально не учили этому действию (рис. 46).

        Начинает ориентироваться в основных цветах. Иногда находит такого же цвета игрушку, как просит взрослый. При общении с ребенком нужно показывать и называть цвета окружающих предметов.

        Выложите перед ребенком несколько картинок с известными ему предметами, животными. На вопpос взрослого «Где кошка?», а затем на вопрос «Где собака?» и т. д. большинство детей к 18 месяцам могут правильно показать 1–2 объекта. Узнавание связано с развитием обобщающей функции понимаемой речи: ребенок уже понимает, что на картинке изображен один из тех автомобилей, что он видел на улице. Также он понимает, что игрушечный автомобиль – это тоже автомобиль, аналогичный тем, что он видел на улице, в телевизоре и на картинке.

        Покажите ребенку несколько хорошо знакомых предметов: бутылочку, куклу, ботинок, машину, мяч, чашку. Каждый раз спрашивайте, как что называется («кто это, что это?»). К 18 месяцам малыш должен назвать хотя бы один предмет. Большинство детей правильно называют несколько хорошо знакомых предметов.

        Активный словарный запас в полтора года достигает не менее восьми – девяти слов, а у многих детей – нескольких десятков. Резкий рост словарного запаса происходит в возрасте от 1,5 до 2 лет. Среди используемых слов имеются не только названия предметов, с которыми часто играет ребенок, но и слова общения и сообщения. Например: «привет», «пока», «спокойной ночи». Для выражения идеи появления «вот!» и исчезновения «нет!». Для обозначения отношения между предметами – слова «больше», «еще» и др.

        Правильные, настоящие слова, обозначающие какие‑либо объекты окружающей среды, все чаще используются вместо прежних – облегченных, лепетных – слов. Теперь ребенок говорит «машина» вместо «би‑би», «собака» вместо «ав‑ав» и т. д.

        Некоторые из малышей, преимущественно девочки, в это время уже произносят первыепростые фразы из двух слов.

        Источники:

        Что должен уметь делать ребенок в 1 год 4 месяца?

        Развитие и питание ребенка в 1 год 4 месяца: составляем режим дня и меню для малыша, учимся говорить с мамой

        http://onwomen.ru/chto-dolzhen-umet-rebenok-v-1-god-i-4-mesyaca.html

        http://baragozik.ru/razvivaemsya-i-uchim/kak-razvivat-rebenka-v-1-god-i-4-mesyaca-chto-interesno-malyshu.html

        https://sputnikdetstva.ru/kalendar-razvitiya/rebenok-4-god.html

        https://sputnikdetstva.ru/kalendar-razvitiya/rebenok-1-god-4-mesyaca.html

        http://mamuli.info/wiki/razvitie_rebenka_v_1%C2%A0god_4_mesjaca_1_god_6_mesjacev