Развитие ребенка от 10 до 1 месяцев

Развитие ребенка от 10 до 1 месяцев

Малыш считается новорожденным в первые 28 дней своей жизни. И, не смотря на весьма однообразный образ жизни, в этот период времени он очень уязвим и нуждается в постоянной заботе и непрерывном уходе. Весь основной уход складывается в кормлении и обеспечении гигиены маленького человечка. Однако не менее важными аспектами являются такие занятия, как прогулки, массаж, так и бережное, ласковое отношение.

Первый месяц жизни ребёнка

В течение первого месяца ребенок очень много спит, а просыпается лишь для того, чтобы покушать. Он только приспосабливается к новым жизненным условиям вне маминого животика. Мышцы деток настолько слабы, что они не могут держать головку, поэтому очень важно аккуратно поддерживать ее, беря на руки этот маленький комочек.

Как правило, у всех новорожденных наблюдается гипертонус мышц, который может сопровождаться подергиваниями конечностей. Но эта особенность проходит через 2-3 месяца. Также у ребенка кисти всегда зажаты в кулачки, а сами ручки и ножки прижаты к телу – так он стремится занимать то же положение, к которому привык за 9 месяцев.

Наблюдаются и другие важные врожденные рефлексы:

Слух у малышей еще очень слабый, поэтому он не боится и шума и спокойно может засыпать во время ваших разговоров либо под звуки музыки или телевизора. Видят новорожденные так же слабо, лучше всего на расстоянии не более 30 см.

Кормление новорожденных

Для малыша нет ничего лучше, чем материнское молоко. Благодаря ему он получает все полезные витамины и микроэлементы; молоко помогает укреплять иммунитет, а само по себе присутствие материнской груди очень благотворно и успокаивающе действует на детскую психику. С пользой для ребенка врачи рекомендуют прикладывать его к груди по «первому требованию».

Во-первых, желудок новорожденного еще очень маленький и потому молока ему хватает не более, чем на 3 часа.

Во-вторых, с психологической точки зрения, это крайне важно для деток тем, что рядом с мамой они чувствуют уверенность и безопасность.

Очень важно правильно прикладывать малыша к груди: он должен захватывать как сам сосок, так и ореолу. При неправильном захвате весь процесс будет доставлять немало дискомфорта обоим. Также нужно позаботиться и об удобном месте для кормления.

Каждый раз после приема пищи детки срыгивают. Это происходит потому, что вместе с молоком в желудок малыша попал воздух. Но волноваться не стоит, со временем срыгивания станут реже, а потом и вовсе исчезнут. Главное, следить за тем, чтобы они не были слишком обильными (объем не должен превышать 1 столовой ложки), и после каждого прикладывания к груди нужно подержать ребеночка в вертикальном положении.

В первое время кроха спит почти постоянно (не менее 16 часов в сутки), причем ему совершенно неважно ночь это или день. Поэтому в какой-то степени у мамы есть время для отдыха, но вместе с тем малыш может часто просыпаться и ночью, что является несколько неудобным для взрослых. Решить эту проблему врачи рекомендуют совместным с мамой сном. Многие женщины боятся, что есть вероятность задавить ребенка во сне, но, по словам тех же врачей, этот страх не оправдан. Ведь у молодой мамы очень развита связь с малышом, и даже пребывая во сне она обязательно почувствует своего ребенка.

Конечно же, если строго соблюдать условие: мама не находится в алкогольном или ином опьянении, и не находится под действием снотворного или успокоительных лекарств. Укладывая малыша спать важно позаботиться о том, чтобы он лежал на боку, чтобы избежать возможной асфиксии. Для того, чтобы малыш случайно не перевернулся на спинку, можно подложить небольшой валик (например, сложенную в несколько раз пеленку).

Психическое развитие

Новорожденный первый месяц своей жизни, как это упоминалось выше, либо бодрствует либо спит. Но и эти фазы бывают разными. Например, бодрствование может быть как спокойным, когда ребенок спокойно лежит и смотрит по сторонам, так и активным, когда он заинтересован собственными действиями и более активно машет ручками и ножками.

Ребенок еще слишком мал, чтобы уже произносить отдельные звуки, а свое недовольство он всегда показывает плачем. Так что если ребенок спокоен, значит, что он чувствует себя хорошо.

Для благоприятного психического и эмоционального развития берите свою кроху на руки чаще, ему сейчас очень нужно чувствовать присутствие любящих родителей, их тепло, нежные поцелуи.

Патронаж новорожденного

В первый месяц для наблюдения за развитием и общим состоянием ребенка на дом приходит врач и/или медсестра детской поликлиники. Они проверяют пупок новорожденного, осматривают кожные покровы, оценивают его физическое состояние, отвечают на вопросы родителей и могут дать важный совет.

Купание новорожденного и гигиена

Гигиена особенно важна в первые дни жизни маленького человечка. Его обязательно нужно подмывать после каждого испражнения. Для этого достаточно будет очистить кожу малыша обычной водой из под крана температурой не более 37 градусов. Возможно также использование влажных салфеток. Если не уделять гигиене должного внимания, то вполне вероятно появление пеленочного дерматита. Так же ребенка нужно умывать по утрам и перед сном. Для этого необходимо смочить ватный диск в кипяченой (и уже остывшей до комнатной температуры) водой и провести от внешнего уголка глаза к внутреннему. Очень важно для каждого глазика использовать чистый диск.

Купание в ванночке можно начинать уже в конце первой недели жизни ребенка, но просто необходимо делать это постепенно, чтобы не испугать его. Для этого лучше всего использовать обычную воду (желательно кипяченую) температурой не менее 37 градусов, а температура помещения должна быть не ниже 22 градусов. Всю процедуру купания нужно начинать с того, чтобы легонько поливать тело малыша водичкой и при этом ласково с ним разговаривать – это подарит вашему чаду положительные эмоции от купания.

Затем нужно очень аккуратно омыть головку, не позволяя воде попасть на личико. Заранее необходимо подготовить теплую пеленку, распашонку, ползунки, шапочку, чтобы сразу вытереть и одеть новорожденного. Завершить процедуру нужно очищением ушек от случайного попадания в них воды. Для этих целей воспользуйтесь специальными детскими ватными палочками – они имеют утолщение, что препятствует слишком глубокому их введению. А пуповину обработайте зеленкой.

Пуповина новорожденного ребёнка

Находясь еще в роддоме, пуповину малышу обрабатывают медсестры, но дома за ней должна следить сама мама. Перед обработкой обязательно оцените ее состояние: ни в коем случае не должно быть выделений (ни кровянистых, ни гнойных), а при их обнаружении нужно срочно сообщить врачу. Непосредственно обработка начинается с того, что мама ватной палочкой, смоченной в 3% перекиси водорода, осторожно проводит по пупочку ребенка, а за тем уже новой палочкой, смоченной в зеленке, мажет пуповину. По истечении 2-3 недель остаток пуповины отпадет и зарубцуется.

Что должен уметь ребёнок до 1 месяц

Конечно, в первый месяц малыши умеют не так много, но родителям важно следить за всеми изменениями в поведении своего ребенка. Так, например, у новорожденных обязательно присутствует хватательный рефлекс: если что-то вложить ему в ладонь, он обязательно должен сжать ее. Что касается зрения, то оно еще не совсем четкое, однако, уже позволяет фокусироваться на лице родителей (особенно мамы) и на движущихся предметах.

У многих малышей в первый же месяц может появиться улыбка. Как правило, это «сытая» улыбка и проявляется она во сне. Осознано ребенок начнет улыбаться к 2-2,5 месяцам.

Режим дня в 0-1 месяц

Как неоднократно упоминалось, новорожденные спят очень много, а их сон несколько хаотичен. Но, тем не менее, уже можно приучать своего малыша к определенному распорядку. Например, утро начинать с умывания, принятия воздушных ванн и легкого массажа. Это поможет крохе проснуться и получить массу удовольствия. Днем в хорошую погоду пойти на прогулку или поиграть с ним дома. А купать малыша принято перед сном. Кормить все еще следует по первому требованию.

Развивающие занятия (игры) с малышом до 1 месяца

Чтобы с пользой провести время бодрствования малыша, существует несколько приемов. Каждый день на короткий промежуток времени нужно переворачивать ребенка на животик (лучше всего это делать на кровати). Такое упражнение помогает окрепнуть мышцам спины, ребенок учится держать головку. Если слегка подталкивать стопы, то проявится рефлекторное ползание. А если взять его под ручки и поставить ножками на кровать, то малыш рефлекторно начнет делать шажки.

Чтобы малыш скорее развивался, а мышцы становились крепче, необходимо проводить массаж ладоней, стоп, спинки и ножек: поглаживания, легкие нажатия пальцами, круговые движения. Все свои действия обязательно сопровождайте веселыми короткими стишками, песенками, можно негромко включить приятные мелодии, либо просто ласково разговаривать.

Прогулки с новорожденным

Гулять с новорожденным можно уже на 3 день его жизни. Для этого подойдет любая погода, главное помнить, что терморегуляция у малышей еще не совершенна и организм не умеет противостоять как холоду, так и жаре, поэтому очень важно серьезно подойти к выбору одежды для прогулок. Если гуляете зимой, то, соответственно, нужно хорошенько укутать крошку, накрыть теплым одеялом. Чтобы узнать не холодно ли ребенку, можно просто потрогать носик – если он холодный, значит ребенок замерз. Гуляя в жаркое время нужно позаботиться о том, чтобы спрятать малыша от прямых солнечных лучей, нанести на кожу специальный детский крем с высокой степенью защиты от ультрафиолетовых лучей.

Выходить на прогулку нужно обязательно, и желательно каждый день. Если вдруг нет такой возможности, то вполне допустимо побыть с ребенком на балконе. Гулять начинайте с 30 минут, каждый день увеличивая это время до 2 часов, можно разбивать время и гулять несколько раз.

Гуляя в первые дни после выписки из роддома, старайтесь избегать мест с большим скоплением людей, например, торговых центров, рынков, чтобы уберечь малыша от случайных инфекций.

К сожалению, очень многие мамы сталкиваются с проблемами уже в первые недели после рождения ребенка.

Очень часто детки неправильно захватываю грудь, что приводит к болезненным ощущениям для мамы, а так же частыми срыгиваниями для самого малыша, из-за чего он рискует остаться голодным. Для предотвращения этой проблемы нужно, во-первых, найти удобное для кормления место и положение, а во-вторых, правильно вкладывать грудь, чтобы и сосок и ореола были у ребенка во рту. Если самостоятельно решить эту проблему не получается, то нужно связаться с консультантом по грудному вскармливанию.

Зачастую детки отказываются от маминого молока. Причин для этого несколько: возможно, неправильно захватывая грудь, малыш не наедается, и как следствие перестает ее сосать. Так же возможной причиной может быть плохое самочувствие: возможно у ребенка что-то болит, или у него заложен носик, либо он пребывает в стрессовом состоянии из-за испуга или перевозбуждения. Очень важно грамотно организовывать грудное вскармливание: в спокойной обстановке, в удобном для обоих положении, в хорошем расположении духа.

Поскольку вкус молока напрямую зависит от того, что есть мама, то не стоит употреблять в пищу такие продукты как чеснок, острые блюда. Неприятный привкус молока может не понравиться малышу и послужить одной из причин для отказа.

Еще одной проблемой многих деток и их родителей являются колики. Их появлению может способствовать не очень строгая диета кормящей мамы: на первое время следует исключить из рациона цельное молоко, сладости, капусту, бананы. При коликах ребенок плачет, кричит, выгибается, выпрямляет ножки, отказывается от груди. Чтобы помочь малышу справиться с болями, нужно чаще выкладывать на животик; приложите проглаженную теплую пеленку к его животику, либо слегка прижмите его к своему животу и походите по комнате. Можно сделать легкий массаж, теплой ладонью поглаживая животик по часовой стрелке, либо поочередно сгибать ножки и подтягивать их к груди.

Женский журнал "Charm Lady" напоминает: Не забывайте, что при частых проявлениях тех или иных проблем лучше обратиться за помощью к квалифицированным специалистам.

Какие занятия необходимы для развития ребёнка от 10 месяцев до 1,5 лет

Часто родители интересуются, чем занять ребёнка дома по системе Монтессори в том или ином возрасте. Действительно, не стоит забывать, что в разном возрасте потребности детей различаются, и, хотя Монтессори-материалы представлены в разновозрастных группах, всё же ребёнок 3-х лет скорее выберет упражнения из зоны практической жизни, а 5 лет отдаст предпочтение упражнению в математике.

Кроме того, материалы в группах для детей 0-1,5 года, 1,5-3 года и 3-6 лет совершенно различны.

Что же выбрать родителям того или иного возраста? Мы подскажем вам, что наиболее значимо для ребёнка именно вашего возраста, какими материалами вам стоит непременно обзавестись и чем ещё вы можете помочь малышу, чтобы гармонично развиваться.

Итак, вашему малышу от 10 месяцев до полутора лет. Чему уделить особое внимание?

В возрасте около одного года развитие движения всё ещё занимает ведущее место. Очень важно давать ребёнку возможность проводить как можно больше времени в свободном движении.

  • Обеспечить надёжную опору для возможности вставать и ходить. Это может быть специальная перекладина, прикреплённая к стене или, в домашних условиях, мебель, которую ребёнок не сможет сдвинуть, опираясь на неё.
  • Свести к минимуму пребывание малыша в колясках и других приспособлениях, ограничивающих активность ребёнка.
  • Не мешать естественному ходу событий: не стоить помогать ребёнку вставать или заставлять ходить за ручку. Не используйте ходунки и другие схожие приспособления, не позволяющие ребёнку самостоятельное освоение движений.
  • Вы можете предлагать ребёнку ползание «с препятствиями»: всевозможные тоннели и подушки, по которым нужно проползти. Обычно дети с удовольствием участвуют в таких играх.
  • Обеспечить возможность развивать движения на детской площадке, ступеньках, горках и т. п.
    1. Развитие мелкой моторики и установление причинно-следственных связей.

    В возрасте около одного года у ребёнка начинает формироваться понимание причинно-следственных связей. Ребёнок начинает понимать, что если он кидает шарик на горку, то он скатится, а если положить вещь в коробку и накрыть крышкой, то она никуда не исчезнет. Важно подбирать игрушки, помогающие ребёнку в установлении таких связей. С такими материалами дети могут экспериментировать множество раз, уверяясь в постоянстве происходящего.

  • Любые игрушки, в которых нужно положить предмет в отверстие и увидеть, что с ним произойдёт: скаты для шариков, проталкивание шариков в отверстие пальчиками или молоточком, коробочки с отверстием для шарика, открывающиеся любыми способами, «копилки» и т. п.
  • Различные рамки-вкладыши.
  • По-разному открывающиеся коробочки и различные замочки: крючок, щеколда и т. д.
  • Пирамидки (колечки надеваются не по порядку) или любые игрушки с фигурками на штырьках, которые могут надеваться как вертикально, так и горизонтально.
  • Продолжается интенсивное развитие органов чувств. Однако в таком раннем возрасте всё ещё не нужно выделять их в отдельную зону материалов. Развитие происходит в основном в повседневной жизни.

  • Лучшей помощью для сенсорного развития малыша послужит сама окружающая ребёнка среда. Позволяйте ему изучать её всеми органами чувств, особенно на прогулке. Вынимайте малыша из коляски, давайте возможность поползать и походить по травке, потрогать песочек или водичку, понюхать цветочки.
  • Развитие слуха. Продолжайте предлагать ребёнку различные музыкальные игрушки. Теперь это могут быть более сложные инструменты, как барабаны, ксилофон, различные бубенцы. Играйте на инструментах и пойте вместе с ребёнком. Предлагайте малышу слушать мелодичную музыку.
  • Сенсорные дорожки. Как только малыш научится ползать, вы можете сделать для него сенсорную дорожку. Она может быть из разных приятных материалов: различная ткань, вата, песок.
  • Сенсорные книжки.
  • Сейчас продается множество сенсорных книжек. Но вы можете сделать такую книжку и сами из различных материалов. Обратите внимание, чтобы цвета в книжке были гармоничными.

    Обычно в возрасте около года ребёнок начинает понимать обращённую к нему речь и произносит первые слова. Теперь малышу необходимо пополнять словарный запас.

    Что вам потребуется?

  • Книжки серии «Мои первые слова».
  • Речевые коробочки для расширения словарного запаса (фигурки животных, фрукты-овощи, транспорт и т. п.).
    1. Упражнения практической жизни.
    2. Около года ребёнок только начинает интересоваться занятиями окружающих его взрослых. Малыш может внимательно за ними наблюдать, но присоединиться к маме или повторить её действия пока бывает сложно. Вы можете предлагать малышу самые простые упражнения по уходу за собой, например, вытереть рот салфеткой, и за окружающими вещами: полить цветы, вытереть тряпочкой пролитое или помыть фрукты. Если ребёнок пока не стремится участвовать в подобных действиях, не стоит побуждать его к ним. Интерес к упражнениям практической жизни обязательно проснётся, просто несколько позже.

      Развитие ребенка в возрасте 1 год и 1 месяц

      Читайте в этой статье:

      Наблюдать за развитием ребенка довольно интересно. Процесс взросления уже заметен спустя 2 месяца жизни малыша. В первый месяц жизни кроха начинает самостоятельно держать головку, лежа на животе. К 6 месяцам умеет сидеть, и это приносит радость всем окружающим. Ребенок в год активно двигается и познает окружающий мир, ползая абсолютно везде. Далее первые шажки, слова и т.д. С 15 месяцев начинает развиваться и проявляться самостоятельность. Рассмотрим развитие ребенка в 1,1 год.

      Попытка сделать первый шаг

      В среднем в возрасте 12 месяцев малыш начинает пытаться сделать свои первые шаги. По началу его движения будут неуклюжими и неуверенными. Широко расставив ноги, карапуз будет тяжело переваливаться с ноги на ногу, словно медведь, путаясь в ногах. Однако ежедневные тренировки будут укреплять нижние конечности, кроха научится управлять своим телом, держать равновесие. Многим деткам доставляет удовольствие осознание того, что можно ходить не только вперед, но и вперед спиной. Вскоре наступит момент, когда ребенок будет ходить уверенно и без поддержки.

      Ребенок находится в постоянном изучении окружающего мира, поэтому родителям стоит быть особо внимательными, так как взять что-либо со стола не является проблемой и, конечно же, находку интересно попробовать на вкус. Все опасные предметы в поле зрения крохи стоит убрать подальше.

      Если же ваше чадо так и не научилось ходить, не переживайте, все люди уникальны. Как правило, к первому шагу дети готовы в период с 12 по 15 месяцев. Нужно помнить, что на то, как быстро малыш начнет ходить, влияет очень много факторов:

    3. наследственность;
    4. травма из-за неудавшейся попытки научиться ходить;
    5. лишний вес;
    6. отсутствие желания.
    7. В том, что ваш карапуз еще не ходит, не надо винить себя, ребенка и т.д. Необходимо завлекать малыша для желания ходить в игровой форме. Например, немного подбросив мячик, просить его догнать либо дать возможность катить коляску и т.д., проявляйте фантазию.

      В этот период развития ребенок познает весь мир, иногда ему становится страшно, и он бежит к вам в объятия. Беспокойство вызывает и то, что он находится долго один, и его не замечают, ведь привязанность к маме еще очень велика. Не оставляйте долго малыша без присмотра и чаще обнимайте, так ребенок будет понимать, что надежно защищен. Очень важно, чтобы ребенок чувствовал во всем поддержку своих родителей без осуждения. Если что-то малыш делает не так, не торопитесь кричать и шлепать по попе, спокойно объясните, что это неправильно, предоставив несколько доводов.

      Первые произнесенные слова

      Как правило, ребенок в 1 год 1 месяц начинает говорить. Опять же абсолютно ничего страшного, если малютка не будет говорить. Многие детки не хотят разговаривать и до 2 лет, поэтому будьте терпимее. Однако только мама сможет понять и различить издаваемые звуки, так как они будут нести смысловую нагрузку. Например, произнесенное «ба» может означать бабушка, «ммм» — пора кушать и т.д. Развитие ребенка в этот период заключается в том, что малыш произносит четко мама и папа, имитирует звуки животных, звуки природы, дает понять о желании того или иного продукта питания или напитка. Словарный запас довольно скуден, но чем больше родители будут общаться с малышом, тем быстрее он узнает и запомнит новые слова.

      Наблюдая за действиями взрослых, ребенку также хочется подражать и быть самостоятельным, не бойтесь предоставить ему эту возможность. Например, ребенок в 1 год может сам пользоваться ложкой. При первых попытках малыш будет попадать ложкой мимо рта либо набирать пищу не той стороной, проявляйте терпимость. В год и 2 месяца ваше чадо сможет себя накормить самостоятельно, правда, наблюдать остатки пищи можно будет везде от пола до головы ребенка. Важно помнить, что только от родителей зависит время, за которое ребенок научится держать ложку и кормить себя. Дайте свободу карапузу, пусть экспериментирует. Одним из важных моментов является то, что кушая печенье или сухарик, ребенок привыкает брать все ручкой. Когда рука малыша будет тянуться в тарелку с кашей, необходимо вовремя одергивать его и объяснять, что нужно пользоваться ложкой.

      Для того чтобы ребенок стремился доесть пищу до конца, существует множество детских тарелок с ярким рисунком на дне. Также совместное проведение трапезы за одним столом всех членов семьи заставляет кроху подражать и мотивирует кушать самостоятельно.

      Развитие ловкости и мелкой моторики

      К этому времени малыш уже умеет в одной руке держать игрушку, а другой играть с ней. В 13 месяцев малыш активно пользуется умением своих рук. В этот период важно развивать мелкую моторику игровыми методами. Например, складывать мелкие кубики. Можно начинать пользоваться ручкой или любым другим пишущим предметом. Так как ребенок в основном стремится повторить что-либо за взрослыми, то толкание игрушечной машинки с открывающимися деталями будет кстати. Конечно же, качество игрушки должно быть высоким, недопустимо выпадение мелких деталей.

      С 12 месяцев ребенок учится аккуратно переворачивать страницы книг, разворачивать бумагу и т.д., а к 18 месяцам эти навыки становятся более уверенными, четкими и отработанными.

      У некоторых детишек в год и два месяца, а то и раньше, заметно снижается аппетит. Волноваться по этому поводу не стоит, голодать ребенок вряд ли будет, а как только чувство голода его застанет, то он обязательно даст об этом знать. В основном за год жизни ребенок набирает в три раза больше массы, чем при рождении и вырастает на 25 см. Однако эти показатели существенно снижаются на втором году жизни крохи. Не стоит насильно заставлять кушать ребенка, так как в дальнейшем он может просто принципиально не есть, отстаивая свою точку зрения. Также не стоит ребенка кормить вкусным печеньем, заменяя основной прием пищи. Таким образом, ребенок учится манипулировать вами и получать то, что ему хочется, а не то, что нужно и полезно.

      В год и 2 месяца крохе очень интересно делать то, что запрещается, поэтому запасайтесь терпением и по возможности дайте свободу своему чаду, дабы он сам понял свою ошибку. Развитие ребенка в год и три месяца напрямую зависит от активности родителей, уделенного внимания. В периоде с 15 месяцев до 24 месяцев у ребенка формируется определенное понимание мира, которое с каждым годом будет дополняться и совершенствоваться. Базируясь на этих познаниях мира, будет происходить дальнейшее развитие. Поэтому заниматься воспитанием ребенка необходимо круглосуточно, быть главной защитой для него и направлять на верный путь, порой относиться как к взрослому человеку.

       Все для раннего Развития Детей

      В данном разделе мы поможем Вам узнать и определить уровень развития вашего ребенка, а именно , что должен уметь делать Ваш ребенок в возрасте до 1 года.

      1. Лежа на животе на плоской поверхности, на короткое время приподнимать голову

      2. Фокусировать взгляд на лице

      3. Реагировать на общение с ним — переставать плакать концентрировать внимание на взрослом

      4. В положении на животе поднимать голову и пытаться ее удержать

      5. Издавать другие звуки, кроме плача (например, агукать)

      6. Улыбаться в ответ на вашу улыбку

      7. Сжимать ручки в кулачки и подносить их ко рту Полезные Статьи:

      1. Улыбаться в ответ на вашу улыбку

      2. Лежа на животе, поднимать голову на 45°

      3. Удерживать вложенную игрушку в руке

      4. Тянуться к предметам

      5. Смеяться вслух; — визжать от восторга

      6. Поворачивать голову к источнику звука Полезные Статьи :

      1. В положении на животе, может подтянуться на локтях и удерживать приподнятые плечи и голову в течение 10 секунд

      2. Оживляться при общении со взрослыми, агукать

      3. Рассеянно улыбаться

      4. Упираться ножками в твердую поверхность при поддержке под мышками

      5. Реагировать на присутствие родителей: пытаться привлечь внимание

      6. Отыскивать источник звука глазами с поворотом головы

      7. Следить за движущимися предметами и длительно их рассматривать Полезные Статьи:

      1. Лежа на животе, поднимать голову на 90°

      2. Приподнимать плечи и голову, лежа на спине

      3. Громко смеяться

      4. При потягивании за ручки сгибать руки в локтях и подтягиваться.

      5. Произносить первые слоги

      6. Тянуться к игрушке, тянуть все в рот

      1. Твердо держать голову в вертикальном положении

      2. Переворачиваться (в одну сторону)

      3. Обращать внимание на очень маленький предмет

      4. «Петь» звуки, меняя интонацию

      5. Подтягивается на руках, пытаясь сесть

      6. Перекладывать предмет из одной руки в другую

      7. Подгребать к себе маленький предмет и зажимать его в кулачке

      8. Лепетать, произнося различные сочетания гласных и согласных

      9. Уметь держать бутылочку одной или двумя руками Полезные Статьи:

      1. Произносить некоторые гласные и согласные звуки или их сочетания

      2. Сидеть с поддержкой короткое время

      3. Пытаться ползти на животе

      4. Самостоятельно садиться из положения на животе

      5. Переворачиваться с живота на спину

      6. Откликаться на свое имя

      7. Издавать самые разнообразные звуки Полезные Статьи:

      Что ваш ребенок должен уметь:

      1. Сидеть без опоры

      2. Подниматься на четвереньки и ползать

      3. Понимать что такое «нет» по тону Вашего голоса

      4. Играть в «ку-ку» (к 7 месяцам и ¼ месяца)

      5. Держать в каждой руке по предмету (может ударять ими друг об друга)

      6. Подбирать маленький предмет большим и указательным пальцами

      1. Играться сидя (может иногда «заваливается» на бочок)

      2. Подбирать с поверхности маленький предмет большим и указательным пальцами

      3. Неотчетливо произносить «мама» или «папа»

      4. Самостоятельно вставать, держась за опору

      5. Понимать слово «нельзя» , махать пока- пока, хлопать в ладоши

      6. Долго играться с предметами Пособия для занятий:

      1. Листать толстые страницы картонной книжки

      2. Играть в мячик(катить вам его обратно)

      3. Пить из чашки без посторонней помощи

      4. Отчетливо произносить «папа» или «мама»

      5. Отвечать жестом на короткую команду, типа «Дай это мне»

      6. Передвигаться держась за опору

      7. Хорошо сидеть, ложиться из положения сидя и садиться из положения лежа

      8. Находить игрушку, спрятанную у него на глазах

      9. Знать и откликаться на свое имя Пособия для занятий:

      1. Стоять без опоры , но не долго, ходить держась обеими руками

      2. Возражать, если вы пытаетесь забрать у него игрушку

      3. Садится из положения стоя

      4. Подражать жестам, выражениям лица, звукам

      5. Пользоваться младенческим жаргоном (лепет, который звучит так, словно Ребенок разговаривает на придуманном им иностранном языке)

      6. Отвечать жестом на короткую команду, типа «дай это мне»

      7. Выполнять сложные движения, открывать, закрывать, собирать пирамидку, показывать части тела другого человека Пособия для занятий:

      1. Самостоятельно стоять и делать шаги

      2. Подбирать с поверхности маленький предмет любой частью большого и указательного пальцев(к 10 месяцам и 1/4 месяца)

      3. Понимать слово «нельзя» (но не всегда повиноваться)

      4. Выражать свои желания другим способом, кроме плача

      5. Произносить 3 (или больше)слова, кроме «мама» или «папа»

      6. Знать названия многих предметов

      1. Понимать слово «нет»

      2. Выполнять несложные просьбы

      3. Знать, как его зовут

      4. Хорошо ходить, садиться, вставать, стоять

      5. Произносить 10 и больше слов, кроме «мама»,»папа»

      6. Играть в «Сороку-ворону», собирать пирамиду, строить 2-3 фигуры из кубиков

      7. Активно рисовать каракули карандашом или мелками

      8. Узнавать предметы на картинке

      9. Откусывать, жевать твердую пищу

      10. Пользоваться ложкой и чашкой

      11. Проявлять самостоятельность Полезные Статьи:

      Особенности развития ребенка в 1 год и 10 месяцев

      Развитие ребенка в 1 год и 10 месяцев происходит как в физическом, так и в интеллектуальном плане. Каждый новый день прибавляет ему сил, организм крепчает, пухлость тела позади, а малыш начинает утонченно формироваться.

      Особенности развития ребенка в 1 год и 10 месяцев

      Показатели физического развития в 22 месяца

      К достижению возраста 1 года 10 месяцев мальчики вырастают до 85,5-86 сантиметров и весят в среднем 12,5 кг, для девочек рост составляет 83-84 сантиметра, а вес в районе 12 кг.

      Отклонение веса на 7-12% от средних показателей является абсолютной нормой для данного возраста. Разница в росте в пределах 10% не должна беспокоить родителей. Иные показатели должны быть оговорены с педиатром.

      Освоение лестничных ступенек уже позади, с мячом малыш активно играет, уверенно отправляя его в нужном направлении как руками, так и ногами. Кроме того ребенку удается:

    8. дефилировать на цыпочках,
    9. подпрыгивать вверх, одновременно хлопая руками,
    10. держать столовые приборы правильно: ложка все чаще уже не зажата в кулаке, а удобно располагается между большим и указательным пальцами,
    11. одевать и снимать одежду, некоторые даже справляются с легкой для одевания обувью, только пока путая при этом ножки.
    12. В возрасте 1 года 10 месяцев крохи начинают активно покидать свою кроватку, поэтому по общим правилам, во избежание падения, родители вынимают из стенок несколько прутьев, чтобы ребенку было удобно и безопасно вылезать через образовавшуюся дырку, а не перелезать через верх.

      У большинства малышей к этому возрасту вылезает 18 зубов, у некоторых прорезываются и коренные, но все индивидуально.

      Эмоциональное и психическое развитие в 1 год и 10 месяцев

      Ребенку к этому возрасту характерно появление первых вредных привычек. Так, одев малыша на прогулку, можно через минуту столкнуться с тем, что половина гардероба уже снята и лежит на полу. Увлекательный процесс, воспринимаемый малышом как игра, требует особого терпения со стороны родителей.

      Ребенок начинает считать многие вещи своими

      Появляется в словарном запасе вредное слово «мое», которое используется при каждом удобном случае для отстаивания своего права собственности буквально на все, что его окружает, в том числе распространяется и на родителей тоже. Ребенку не очень хочется делиться тем, что у него есть, если только в обмен на что-то стоящее.

      В возрасте 1 года 10 месяцев ребенку становится важно, из какой тарелки он ест, какую цветом кружку ему поставили на стол и какая игрушка ложится с ним спать. С каждым днем перечень требований того, что нравится, начинает возрастать.

      Запоминать выдаваемую взрослыми информацию ребенку пока достаточно тяжело, поэтому доводить до малыша свои просьбы следует методом многократного повторения.

      Ребенок в 1 год и 10 месяцев очень любит, когда ему уделяют внимание, поэтому побольше общайтесь со своей важной персоной, так как это способствует развитию речи.

      Ребенок становится эмоциональным

      Круг эмоций расширяется: ребенку становятся свойственны жалость и забота, он сочувственно жалеет дворовую собаку и переживает, когда его друзья по песочнице плачут.

      Сон, питание и гигиена в год и десять

      Спят дети этого возраста 10-12 часов в сутки, как правило, ограничиваясь только ночным сном. Если вашему ребенку требуется дневной отдых, будьте уверены: он абсолютно здоров. Не настаивайте на бодрствовании, растущий организм сам диктует условия развития.

      В питании действуют все те же правила, что и раньше:

      • обязательное наличие свежих овощей и фруктов,
      • никакого жирного и копченого,
      • баланс рыбы, мяса и птицы,
      • разнообразие молочных продуктов: от кефира до йогуртов,
      • яйца не чаще раза в 2 дня,
      • сокращение потребления молока в чистом виде во избежание снижения аппетита и проблем с желудочно-кишечным трактом.
      • Утро малышей в год и 10 месяцев должно начинаться с зарядки и водных процедур. Еще не самостоятельно, а под контролем взрослых ребенок чистит зубы. Если ребенку нравится играть в ванной по вечерам, не лишайте его этой радости быстрыми умываниями. Добавленные в воду травяные настои и эфирные масла помогут расслабиться детскому организму и обеспечат здоровый и крепкий сон.

        Интеллект детей в 22 месяца

        К возрасту 1 года 10 месяцев дети прекрасно понимают, о чем говорят взрослые, за исключением пока еще незнакомых по смыслу слов. Развитие получают жесты, мимика и интонации. В своих действиях ребенку удается соблюдать последовательность.

        Эмоции ребенок может выражать укусами. Связано это с проявлением агрессии и возбужденности. Следует показать, что таким неприемлемым поведением ребенок приносит боль своим любимым близким.

        В лексиконе малыша появляется все больше слов, он активно разговаривает, причем так, что его понимают не только привыкшие к детскому сленгу родители, но и посторонние взрослые.

        Удачно справляются дети в 1 год 10 месяцев с несколькими последовательными действиями, прекрасно осознавая, что идет сначала, а что следует потом. Так, например, при игровой просьбе искупать пупса ребенок сначала снимает одежду, потом купает игрушку, затем вытирает ее полотенцем, не путая порядок.

        Развивающие игры для ребёнка 10, 11, 12 месяцев

        В какие игры можно поиграть с ребёнком 10, 11, 12 месяцев?

        Игры для детей от 10 месяцев до 1 года

        Этот возраст называют возрастом «Маленького мыслителя»

        К концу первого года жизни увеличивается физическая подвижность малыша, многие дети начинают свободно перемещаться по квартире, с удовольствием ходят по комнатам с помощью взрослых, а иные уже и самостоятельно. Совершенствуются координация движений и мелкая моторика. Ярко выражена у малыша и потребность в исследовании. Ребенок много времени проводит, наблюдая за попавшими в поле зрения предметами, исследует их свойства, пробует на зубок, очень любит играть с водой, с большим удовольствием шлепает ладошками или ножками по воде, пытается поймать струю воды. Выражен интерес к мелким предметам (дети любят возиться с подарками от Деда Мороза, разглядывая разноцветные конфетные фантики). С целью изучения свойств предметов ребенок опрокидывает, катает их, вкладывает и достает из коробочки. Появляется интерес к книгам и к процессу переворачивания страниц. Малыш любит находить укатившиеся предметы, сам прячет что-либо и с большим удовольствием сам это находит. Увеличивается количество произносимых слов. Ребенок знает, что может использовать взрослых в своих целях: звать на помощь, играть и т. д. В этот период дети особенно радуются одобрению и похвале.

        Слон или часики, «ДА» или «НЕТ»

        Цель игры: принятие самостоятельных решений, выработка осторожности и безопасности в процессе исследования.

        Необходимые материалы и наглядные пособия: игрушки, бытовые приборы.

        Рекомендации: данная игра требует множества повторений, поэтому родителям необходимо запастись терпением и объяснять ребенку опасность некоторых вещей.

        Ход игры: любознательность малыша не знает границ, когда он приступает к исследованиям. Первое время Вы должны быть рядом, чтобы обеспечить его безопасность. Если вы видите, что ребенок лезет к розеткам (в розетки должны быть вставлены специальные заглушки), то стоит остановить его и сыграть в игру «Часики»: влево-вправо значит «НЕТ», не подходи. Обязательно проверьте, как усвоил ребенок игру, отойдите от розеток, потом вновь к ним вернитесь и спросите: «Что говорят часики?» Убедитесь, что часики говорят правильно. Понаблюдайте, как будет себя вести ребенок, если он вновь приближается к розеткам. Если же чувство опасности не сформировалось, то стоит еще раз сыграть в «Часики», и так до тех пор, пока малыш не усвоит, что розетки трогать нельзя.

        Для того чтобы выработать дифференцированный подход к ситуации, спрашивайте ребенка, кто говорит, слон или часики, когда он играет с мячом, другими игрушками, когда подходит к плите и т. д.

        Необходимо как можно раньше дать ребенку понять, что есть вещи, которые опасны, и их трогать нельзя.

        Цель игры: развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности.

        Необходимые материалы и наглядные пособия: 2-3 матерчатых мешочка, наполненных различными по фактуре материалами (сахаром, солью, фасолью, мелкими камушками и т. д.) и несколько пустых чашек или коробочек, одеяло.

        Рекомендации: следите, чтобы малыш не проглотил мелкие предметы.

        Ход игры: расстелите на полу одеяло, посадите на него ребенка и сядьте рядом. Поставьте перед малышом мешочки и пустые чашки или коробочки. Дайте ребенку возможность потрогать руками мешочки, пусть он немного с ними поиграет. Привлеките его внимание вопросом: «Давай посмотрим, что у нас в мешочке?» Развяжите мешочек, покажите малышу его содержимое, продемонстрируйте, как можно пересыпать содержимое мешочка в пустые чашки или коробки. Лучше всего, если вы научите малыша набирать содержимое мешочка в ладошку и пересыпать в пустую емкость. Как только ребенок справится с содержимым одного мешочка, помогите развязать следующий, и пусть малыш повторит все сначала. В конце игры вместе с ребенком наполните вновь мешочки их содержимым.

        Цель игры: развитие мелкой моторики, целенаправленных действий, развитие навыков коллективной игры.

        Необходимые материалы и наглядные пособия: детское ведерко, различные формочки, совок.

        Рекомендации: первое время помогайте ребенку делать куличи.

        Ход игры: во время прогулки подойдите к песочнице, покажите ребенку, как пользоваться совком. Пусть малыш набирает песок в ведерко. Как только ведерко будет полным, аккуратно переверните его вверх дном, покажите крохе, что из этого получилось.

        В дальнейшем сделайте из песка и другие фигурки из имеющихся формочек. Ребенку нравится что-либо строить из песка, в дальнейшем он самостоятельно будет делать куличики, домики и т. д.

        Следите за ребенком, чтобы он не бросался песком и не бил совком других детей, приучайте его к мирному разрешению конфликтов.

        Цель игры: развитие воображения, мелкой моторики рук.

        Необходимые материалы и наглядные пособия: совок.

        Рекомендации: игру лучше всего проводить на пляже, у воды.

        Ход игры: вместе с ребенком постройте замок, фантазируйте, стройте различные лабиринты, по которым течет вода, башни, стены, дайте малышу вдоволь насладиться возможностью покопаться в песке, поиграть с водой. Малышу доставляет огромное удовольствие шлепанье ладошками по воде и мокрому песку.

        Цель игры: развитие координации движений, чувства ритма, эмоционального контакта и взаимопонимания.

        Необходимые материалы и наглядные пособия: ритмичная музыка, одеяло.

        Ход игры: включите ритмичную музыку, разработайте и делайте несложные упражнения, подбадривайте ребенка, громко и четко считайте. Возьмите малыша за руки, немного попрыгайте, лягте на пол и сделайте несколько упражнений лежа на полу. Ребенок будет повторять за вами движения, ему очень нравится заниматься физкультурой с папой и мамой. После занятия обязательно похвалите малыша.

        Занимайтесь аэробикой вместе с малышом, это способствует лучшему взаимопониманию и установлению эмоционального контакта.

        Цель игры: развитие навыков общения, восприятие речи, узнавание папы и других членов семьи на фото.

        Необходимые материалы и наглядные пособия: семейные фотографии.

        Ход игры: посадите малыша около себя, возьмите в руки семейный альбом. Покажите малышу фото членов семьи, посмотрите на его реакцию: узнает ли он маму, папу, бабушку, дедушку. Дети довольно быстро ориентируются, а некоторые безошибочно узнают родных и близких. Переворачивая страницы семейного альбома, спрашивайте у малыша: «Покажи, где папа (мама и т. д.)», хвалите за правильные ответы. Детям нравится рассматривать фотографии, они издают радостные звуки, оживляются, когда видят знакомые лица, узнают на фотографиях и себя. Когда ребенок рассматривает фото, спрашивайте у него: «Где у папы нос, рот?» и т. д. Хвалите его за правильные ответы.

        Рассматривая фотографии, можно читать стихотворения о членах семьи, что способствует развитию эмоционального контакта и взаимопонимания (варианты стихотворений вы найдете в главе «Бабушкин сундук»).

        Я с бабушкой своею

        Она в моих затеях

        Я с ней не знаю скуки,

        И все мне любо в ней.

        Но бабушкины руки

        Люблю всего сильней.

        Цель игры: развитие гигиенических навыков.

        Необходимые материалы и наглядные пособия: мягкая зубная щетка.

        Рекомендации: чистить зубы лучше всего специальным детским порошком или пастой без красителей.

        Ход игры: утром и на ночь необходимо приучать малыша чистить зубы. Для достижения хороших результатов лучше всего чистить зубы вместе с ребенком. Глядя на вас, он будет копировать ваши движения, а одобрение и волшебная фраза: «Посмотрите, какой большой, уже и зубы чистит!» действуют фантастически: ребенок начинает чистить зубы при первом же упоминании об этом. Научите ребенка полоскать рот, мыть щетку, убирать ее на место. Когда малыш чистит зубы, можно приговаривать:

        Пять зубов у нас во рту.

        А годок пройдет,

        Будет полон рот.

        Попадет морковь на зуб —

        И ей не будет спуска.

        И в орехах знаем толк —

        Автор: Елена Благинина

        После того как малыш почистил зубы, обязательно скажите: «Зубы стали чистыми, говорят спасибо».

        Цель игры: развитие координации движения, глазомера, ловкости, общей моторики.

        Необходимые материалы и наглядные пособия: детское ведерко, желуди, орехи.

        Ход игры: поставьте ведерко недалеко от малыша, покажите ему, как орех или желудь летят в ведро. Когда ребенок будет пытаться попасть в ведро, немного наклоните емкость в сторону малыша, чтобы он смог закинуть орехи или желуди самостоятельно. Хвалите его за меткость. Сосчитайте число попаданий. Малышу, как правило, нравится игра и он довольно долго может предаваться этому занятию. Не торопите его и резко не прекращайте игру, пусть он играет, пока есть желание. После игры вместе соберите орехи и желуди в ведро, поставьте ведро на место.

        Внимательно присматривайтесь, как играет ребенок, и вы сможете увидеть много полезного для себя, что заставит задуматься, изменить свое поведение и отношение к нему.

        Цель игры: развитие исследовательских способностей, применение приобретенного опыта, развитие взаимопонимания.

        Необходимые материалы и наглядные пособия: мячик.

        Ход игры: ребенок играет с мячиком. Незаметно измените траекторию движения мячика, чтобы он закатился под стол, стул, за шкаф, при этом приговаривайте:

        Мячик под стол (стул и т. д.) закатила.

        Попросите малыша достать мячик. Если он долгое время не может справиться с задачей, придите на помощь (помощь должна быть минимальной или только создайте видимость помощи). Как только ребенок достанет игрушку, обязательно похвалите его за старание. Дети с большим нетерпением ждут, что мяч закатится куда-либо, поэтому они с удовольствием сами направляют его под кровать или еще куда-либо. При этом ребенок радуется, он открыт для общения и требует его. После игры возьмите малыша на руки, прижмите к себе, поцелуйте.

        Кукла (мишка, собака и т. д.) заболела

        Цель игры: развитие навыков самостоятельной игры.

        Необходимые материалы и наглядные пособия: кукла (мишка, собака, и т. д.).

        Ход игры: малыш играет с куклой или другой игрушкой. Скажите ребенку, что его игрушка заболела и ее надо полечить, наблюдайте, что он будет делать. Постарайтесь направить его действия на уход за куклой, на доброе к ней отношение. Ребенок совершает с больной игрушкой те действия, которые испытал и сам со стороны взрослых, когда болел, сидел за столом, ложился спать. Помогите малышу вылечить игрушку, если он растерялся и не знает, что делать.

        Цель игры: развитие целенаправленных действий с игрушками.

        Необходимые материалы и наглядные пособия: пластмассовые кубики различной величины, одеяло.

        Ход игры: расстелите на полу одеяло, посадите на него ребенка, сядьте рядом с ним. Из коробки осторожно вынимайте кубики и начинайте строить дом. Ребенка сознательно не привлекайте к игре. Через некоторое время малыш сам активно включится в строительство. Приучайте его играть тихо и спокойно, покажите, что может произойти, если движения будут резкими (домик упадет). Постепенно самоустраняйтесь, чтобы малыш играл и строил самостоятельно, без вашей помощи. Если домик падает, успокойте малыша и предложите попробовать построить дом еще раз. Если у ребенка ничего не получается, отвлеките его и уберите кубики. Вернитесь к игре через несколько дней, кубики постарайтесь положить так, как они лежали несколько дней назад. После того как дом будет построен, вместе уберите игрушки на свое место.

        Цель игры: развитие координации движения, артикуляции, художественного подражания, сопоставления.

        Необходимые материалы и наглядные пособия: игрушки-животные, книжки с изображением животных.

        1-й вариант: ребенок может ходить по комнате, необходимо привлечь его внимание, показывая игрушку.

        «Саша (имя ребенка) прыгает, Саша скачет, как серенький зайчик». «Как зайка скачет?» (ребенок показывает, как прыгает заяц).

        «Саша ходит, как котенок, выгибая спинку», «Как ходит котенок? », «Котенок хочет есть и говорит всем: "Мяу"».

        Подобным образом продолжают спрашивать обо всех животных.

        2-й вариант: вместо игрушек используют книжки с изображением животных. Мама или папа спрашивают, показывая изображение животного: «Кто это?» Ребенок может отвечать, подражая животному звуками или жестами. Внимательно всматривайтесь в жесты малыша для того, чтобы лучше понять его язык.

        После игры вместе положите игрушки и книжки на место. Похвалите ребенка за его знания и старания.

        Отпечатки (или первые картинки)

        Цели игры: развитие мелкой моторики рук, массаж активных зон ладоней.

        Необходимые материалы и наглядные пособия: гуашь, лист ватмана, чистые тряпки для рук.

        Рекомендации: для данной игры необходима спецодежда, которую вы будете одевать на ребенка только тогда, когда вы будете играть в эту игру.

        Ход игры: расстелите лист ватмана на столе или на полу. Возьмите гуашь и намажьте ею руку ребенка. Пусть малыш привыкнет к тому, что у него рука другого цвета. Приложите руку ребенка к листу ватмана, наблюдайте за реакцией, посмотрите, что он будет делать дальше. Вытрите руку чистой тряпкой. Повторите все со следующим цветом, только уже не помогайте ребенку. Через некоторое время на ватмане будет нарисована картина. Повесьте ее в детской комнате. Похвалите ребенка за старания.

        Можно рисовать подобным образом и ногами, если намазать гуашью стопы. Импровизируйте. Подобная игра доставляет малышу массу положительных эмоций.

        Не оставляйте без внимания работы малыша, организуйте выставку первых детских рисунков.

        С раннего возраста приучайте ребенка к тому, чтобы он аккуратно обращался с книгами и не рвал их.

        Цель игры: развитие мелкой моторики, развитие понимания речи, целенаправленных движений с предметами, познавательных способностей.

        Необходимые материалы и наглядные пособия: книжки с яркими картинками и толстыми страницами.

        Ход игры: посадите ребенка на колени, возьмите книжку. Переворачивайте страницы книги медленно, чтобы привлечь внимание малыша. В скором времени он самостоятельно начнет переворачивать страницы. Останавливайте его, если он переворачивает страницы очень быстро, объясняйте, что не успели прочитать, или задержите внимание малыша на картинке, чтобы он смог показать и изобразить животное или предмет, нарисованный на картинке. После того как книга прочитана, можно переворачивать страницы более быстро, но обязательно спрашивайте ребенка о том, что нарисовано на картинке или где лошадь, собака, как они говорят, как ходят, бегают и т. д.

        После игры похвалите ребенка за аккуратность и любознательность.

        Цель игры: развитие речевого аппарата.

        Ход игры: посадите ребенка напротив себя. Привлеките его внимание и попробуйте поиграть с ним в игру «Язычок дома, язычок пошел гулять».

        Попросите малыша показать, какой у него есть язычок, попросите его спрятать, приговаривая: «Язычок пошел домой». Потом попросите показать язычок: «Язычок вышел погулять».

        Повторяйте подобным образом несколько раз. Похвалите ребенка за старания, закончите игру тем, что язычок спрятался дома.

        «Улыбнемся, посмеемся. » Улыбнитесь ребенку, вызовите ответную улыбку, постарайтесь, чтобы малыш как можно дольше улыбался.

        «Часики или болтанка». Попросите малыша показать, какой у него есть язычок, покажите ему, как может бегать язычок от одного угла рта к другому. Первое время упражнение может не получаться, но со временем подражательные способности малыша помогут ему выполнить данное упражнение.

        После того как ребенок выполнил упражнение, обязательно похвалите его за старание.

        Источники:

        http://portal-od.com/publ/deti/kalendar_razvitija_rebenka_po_mesjacam/ukhod_i_razvitie_rebenka_do_mesjaca/56-1-0-762

        Какие занятия необходимы для развития ребёнка от 10 месяцев до 1,5 лет

        http://moyasna.ru/1-3/razvitie-rebenka-13-mesyatcev.html

        http://www.razvitierebenka.com/p/1.html

        https://sputnikdetstva.ru/kalendar-razvitiya/rebenok-1-god-10-mesyaca.html

        http://www.alegri.ru/deti/vospitanie-i-razvitie-rebenka/igry-dlja-detei/razvivayuschie-igry-dlja-reb-nka-10-11-12-mesjacev.html