Развитие ребенка с зпрр

Что такое ЗПРР (задержка психоречевого развития у детей)

По разным причинам малышей с отставанием в речевом развитии становится все больше. Но неразвитость речи не такая страшная проблема, если ее вовремя обнаружить и не запустить. И ответственность в этом деле ложится в первую очередь на родителей, которые должны заметить недуг, направить ребенка на полноценное обследование и выбрать ему лучших врачей. Если же отставание в речевом развитии вовремя не скорректировать, с ростом ребенка все больше будет отставать и его психика и учиться в школе и общаться с ровесниками ему будет крайне тяжело.

За последние два десятилетия статистика выявленных отклонений в психоэмоциональном развитии детей возросла в десятки раз. Задержка речевого развития (ЗРР) затормаживает и развитие мышления (формируется ЗПРР), и, напротив, врожденные психические и неврологические заболевания провоцируют недоразвитость речи.

Задержка психоречевого развития диагностируется чаще у детей старше 5 лет, среди которых в среднем 20% имеют это заболевание. Такая ситуация понятна: ребенок начинает активно общаться с окружающими именно в этом возрасте, в противном случае родители замечают неладное. Но 5 лет — уже довольно поздний возраст для начала лечения ЗПРР. Если до 6 лет ребенок не заговорил вовсе, то вероятность его излечения — 0,2%, а если речи нет и после 7 лет, то ее уже и не будет.

Конечно, возможность излечения задержки психоречевого развития зависит от ее степени, от применяемых методик. Но чем раньше родители выявят признаки данного заболевания у ребенка — в идеале в 2–3 года, — тем больше надежда на полное выздоровление.

Как выявить ЗПРР: признаки и симптомы задержки психоречевого развития

ЗПРР, если она обусловлена врожденными факторами, может начать проявлять себя в довольно раннем возрасте ребенка.

Признаки задержки психоречевого развития:

  • 4 месяца: ребенок не реагирует на слова и жесты родителей, не улыбается (это также симптомы аутизма);
  • 8–9 месяцев: отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов);
  • 1 год: ребенок очень тихий, почти не издает звуков;
  • 1,5 года: не говорит простых слов («мама», «дай») и не воспринимает их, не понимает, когда к нему обращаются по имени или с просьбой; может также не уметь жевать;
  • 2 года: знает и использует очень ограниченный набор слов, не повторяет за другими новые слова;
  • 2,5 года: применяет не больше 20 слов, не может из двух-трех слов составить фразу, не понимает названий частей тела, предметов;
  • 3 года: не может сам составить предложение, не понимает несложных рассказов со стороны взрослых. Говорит слишком быстро, «проглатывая» окончания или слишком медленно, растягивая слова. В ответ на обращение взрослого к нему может дословно повторять сказанное.
  • У ребенка с ЗПРР в любом возрасте может наблюдаться повышенное слюноотделение, всегда приоткрытый рот. Такие дети отличаются гиперактивностью, повышенной агрессивностью, невнимательностью, быстрой утомляемостью, слабой памятью. Ребенок очень медленно соображает, имеет неразвитое воображение и узкий набор эмоциональных проявлений, испытывает большие трудности в общении со сверстниками, поэтому сторонится их. Физически такие дети тоже слабо развиты, могут даже иметь ДЦП.

    Симптомы ЗПРР проявляются и в органических изменениях. При исследовании с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) или метода вызванных потенциалов (ВП) обнаруживаются нарушения в левом полушарии (именно оно отвечает за речевое развитие).

    В целом, чем дольше ребенок испытывает затруднения с речью, тем больше затягивается его психическое и умственное развитие. Ведь чем старше дети, тем больше информации они получают из того, что им говорят, в диалогах с другими. Это еще одна причина как можно раньше начинать лечение ЗПРР.

    Основные причины задержки речевого и психического развития

    Задержка речевого и психоречевого развития — это не самостоятельные заболевания, а следствия отклонений в развитии головного мозга, центральной нервной системы.

    Факторы, провоцирующие ЗПРР:

  • Болезни матери во время беременности. Нарушению развития плода может способствовать проникновение инфекции, отравление, травмы.
  • Кислородное голодание (гипоксия) плода в утробе матери.
  • Тяжелые роды (стремительные, преждевременные, обвитие пуповины вокруг шеи), травма ребенка при родах (перинатальная энцефалопатия, травма ЦНС, шейных отделов позвоночника).
  • Перенесение ребенком тяжелых инфекций (вызвавших заболевания мозга) и травм в раннем возрасте.
  • Генетические, хромосомные заболевания, при которых нарушается структура мозга.
  • Неправильное воспитание: ребенок растет под слишком сильной опекой или, наоборот, брошен на произвол судьбы, с ребенком дома жестоко обращаются. Чаще дети с ЗПРР выходят из асоциальных семей.
  • Тяжелая психическая травма в раннем возрасте.
  • Заболевания, которые могут вызывать задержку психоречевого развития:

  • врожденные аномалии ЦНС и обменные нарушения в ней;
  • эпилепсия и другие психические заболевания;
  • ишемия головного мозга;
  • гидроцефалия;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • ДЦП;
  • опухоль головного мозга;
  • патологии сосудов головного мозга;
  • лейкодистрофии;
  • нарушение ликвородинамики.
  • Еще раз подчеркнем, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга (под влиянием родовых травм, инфекций), наличия некоторых наследственных заболеваний (ЗПРР усугубляется в каждом последующем поколении), неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Так что лечить нужно не только ЗПРР, но и в первую очередь причины ее появления.

    ЗПРР с элементами аутизма

    В результате сбоев в работе ЦНС или воздействия сильных инфекций на организм ребенка может сформироваться не только отставание в речевом и психическом развитии: в ряде случаев болезнь сопровождается признаками аутизма.

    Аутичные черты в поведении ребенка:

  • Не вступает в эмоциональный контакт с людьми, не улыбается, не тянется к родителям.
  • Склонен к частым приступам агрессии, когда чем-то недоволен, может направлять эту агрессию на себя (кусать себя, бить).
  • Стереотипное поведение: может долго раскачиваться на одном месте или ходить по кругу, вертеть в руке один предмет, склонен расставлять предметы в ряд, негативно реагирует на любые перемены.
  • Не знает, как играть в игрушки, использует их по-своему, может быть привержен только к одной игрушке или ее части.
  • Избегает общества, не знает, как взаимодействовать со сверстниками.
  • Непонимание обращенной речи — тоже один из признаков аутизма, как и задержки речевого развития. При наличии указанных выше черт лечение ребенка должно проводиться с участием нескольких специалистов, в том числе с психологом.

    При ЗПРР лечение нужно начинать как можно раньше и при этом комплексно. В терапии участвуют родители, невролог, логопед, психолог, рефлексотерапевт. Если степень отставания в развитии невысока и лечение начато рано, можно рассчитывать на высокие результаты. Чем позже начинается лечение, тем меньше вероятности, что ребенок сможет учиться в обычном классе школы и нормально общаться со сверстниками.

    Основные методы лечения ЗПРР:

    Микротоковая рефлексотерапия — метод, представляющий собой воздействие сверхмалыми электрическими импульсами на биологически активные точки мозга, нейрорефлекторные зоны. Такие импульсы позволяют восстанавливать работу ЦНС в тех участках, где она была нарушена. При ЗПРР врач воздействует аппаратом на зоны мозга, связанные с речью: ее пониманием и воспроизведением, словарным запасом. Доказано, что этот метод высокоэффективен при гидроцефалии. Микротоковая рефлексотерапия разрешена детям с 6 месяцев.

    Занятия с дефектологом и логопедом. Дефектологи занимаются с детьми двух и более лет, их работа направлена на развитие памяти, мелкой моторики, мышления. Логопеды, как правило, начинают работать с детьми, которым не менее 4–5 лет. Задача этих специалистов — научить ребенка правильной артикуляции, составлению предложений и текстов.

    Дополнительной мерой при задержке речевого развития является логопедический массаж, направленный на стимуляцию мимических и жевательных мышц лица и шеи, благодаря чему ребенку становится легче произносить звуки и их сочетания.

    Серьезной ошибкой родителей будет обращение к логопеду без предварительной работы с ребенком. Как уже говорилось выше, 5 лет — довольно позднее время для начала коррекционной работы при признаках ЗПРР. Но хорошее продолжение, если эта работа была начата ранее с другими специалистами.

    Лекарственная терапия. Медикаменты при задержке психоречевого развития назначает врач-невролог или невропатолог. Он прежде всего (с помощью компьютерной томографии, ЭЭГ и других методов) выявляет патологии ЦНС у ребенка, а затем разрабатывает индивидуальную схему лечения данных нарушений и их последствий. Чаще всего неврологи прописывают ноотропные лекарственные средства: «Актовегин», «Кортексин», «Пирацетам» (и содержащие одноименное вещество лекарства), «Энцефабол», «Нейромультивит» и др. К сожалению, в России по причине недостаточной компетентности многих врачей, психотропные средства назначаются не всегда «по адресу», в некоторых случаях можно обойтись и без них, либо не «сидеть» на них постоянно.

    Дополнительные способы коррекции ЗПРР:

  • Работа с детским психологом. Она нужна, например, в тех случаях, когда отставание в речевом развитии связано с психологическими травмами, неблагополучной обстановкой в семье, когда ребенок избегает сверстников.
  • Альтернативные подходы к лечению: иппо- и дельфинотерапия, арт- и музыкотерапия, развитие моторики, крупной и мелкой, различные развивающие упражнения. Родители могут сами работать с ребенком, например, собирая паззлы, угадывая музыкальные инструменты по звукам, устраивая подвижные игры.
  • Остеопатия. Этот метод альтернативной медицины тоже может помочь детям с ЗПРР. Мануально воздействуя на активные точки на теле, остеопат старается сбалансировать работу нервной системы, обмен веществ, психику ребенка.
  • Только с помощью таблеток или одной работой с логопедом ЗПРР чаще всего устранить нельзя. Задача родителей — найти профессионала, который проведет корректную диагностику и назначит наиболее эффективное лечение, включающее разные методы.

    Не отыскав такого врача в своей стране или не видя заметных результатов от терапии, россияне обычно обращаются за помощью к зарубежным специалистам.

    Лечение ЗПРР за границей

    Популярными странами, в которые жители России отвозят своих детей на лечение ЗПРР, являются Израиль, Китай, Германия. Лечение во всех случаях недешевое. Например, в сравнительно недорогом Китае один курс лечения вместе с проживанием и трансфером обойдется в 6–10 тыс. долларов, а таких курсов может понадобиться несколько.

    К помощи зарубежных специалистов российские родители прибегают обычно в тех случаях, когда отечественная медицина уже разводит руками. За границей же таким детям дают надежду на хотя бы частичное выздоровление.

    Зарубежным клиникам доверяют, потому что там — зачастую более профессиональные доктора, новейшие методики, сверхсовременное оборудование, внимательное и вежливое отношение к клиентам.

    Курс реабилитации за рубежом может составить несколько месяцев. В Германии, Китае и Израиле с помощью комплексной (лекарственной, мануальной, двигательной, речевой) терапии добиваются действительно высоких результатов. Дети после лечения (если оно начато не слишком поздно) хорошо реабилитированы к обучению в общеобразовательной школе, не испытывают затруднений в общении, в повседневной жизни. В тяжелых случаях (например, когда ЗПРР сочетается с ДЦП или другими серьезными заболеваниями) иностранные доктора прибегают к методикам микрохирургии.

    Впрочем, немалое разнообразие подходов к лечению, как традиционных, так и альтернативных, можно увидеть и в московских клиниках.

    Где лечить ЗПРР в Москве

    В российской столице находится несколько клиник, в которых предлагают разные методики коррекции ЗПРР.

    Техники, применяемые в московских медицинских центрах:

  • Стимулирующая терапия: воздействие на головной мозг электрическими и магнитными импульсами, стимуляция речевой, слуховой, зрительной активности («Клиника восстановительной неврологии»).
  • Психологическая помощь пациентам: развитие познавательных и поведенческих процессов, речи и умения общаться, подготовка к письму, психотерапия и т. д. («Медикор плюс»).
  • Патогенетическая технология: аутонейритотерапия — активация речевых центров мозга, введение ноотропов в мозг или лимфу под действием микротоков, иглорефлексотерапия, ЭЭГ-музыкотерапия, логопедия («CORTEX»).
  • Малоинвазивная микрохирургическая операция: присоединение дополнительных сосудов к речевым зонам головного мозга («Александрия»).
  • Мы назвали лишь несколько примеров лечения ЗПРР, предлагаемого в Москве. Согласно отзывам пациентов, лечение у столичных врачей тоже может иметь хорошие результаты.

    Где можно пройти диагностику ЗПРР?

    С любым заболеванием легче справиться на начальных стадиях, так же и ЗПРР у детей лучше поддается лечению в возрасте 2–3 лет. Конечно, сложно самостоятельно определить, есть ли у ребенка до 5 лет задержка психоречевого развития. Поэтому профилактический медосмотр — это важная составляющая заботы о здоровье детей. Пройти диагностику ЗПРР можно в государственных и частных клиниках. Если выбор пал на второй вариант, следует учесть несколько важных моментов:

  • Наличие лицензии — без этого документа оказание медицинских услуг запрещено;
  • Опыт специалистов и их репутация — порой, в сложных ситуациях, помочь могут только врачи, имеющие обширный стаж в своей области;
  • Оснащенность — наличие современного оборудования играет важную роль для высокоточной диагностики заболеваний;
  • Спектр услуг — возможность пройти все необходимые процедуры в одной клинике экономит время и деньги;
  • Ценовая политика — пусть не решающий, но все-таки важный фактор. Кроме того, некоторые медицинские центры проводят различные акции, благодаря которым можно получить комплекс медицинских услуг по выгодной цене.
  • Примером такого медицинского учреждения является «ABC-медицина» — сеть клиник, в которых оказывается широкий спектр медицинских услуг. Во всех клиниках ведется прием взрослых и детей. Высокоточную диагностику можно пройти в филиалах в Балашихе и на «Парке культуры». В штате всех клиник врачи широкой и узкой специализации с многолетним опытом работы, которые по сей день продолжают развиваться — повышают квалификацию, участвуют в профессиональных объединениях и конференциях, проводят клинические исследования. Также в клинике на «Чистых прудах» собрана настоящая элита медицинского сообщества — заслуженные деятели науки и работники здравоохранения, профессоры, доктора и кандидаты наук, к ним можно обратиться за консультацией в особо тяжелых случаях.

    «ABC-медицина» придерживается демократичной ценовой политики, а также регулярно проводит различные акции, которые помогут получить медицинскую помощь по выгодной стоимости.

    P.S. Записаться на консультацию можно по телефону +7 (495) 223-38-83 и на сайте www.abc-medicina.com. Сдать необходимые анализы при подозрении на ЗПРР возможно ежедневно в любой клинике сети «ABC-медицина» в Москве и области.

    Лицензия № ЛО-50-01-009187 выдана 14 ноября 2017 года Министерством здравоохранения Московской области (филиалы в Ромашково и Коммунарке).

    Лицензия № ЛО-77-01-013027 выдана 1 сентября 2016 года Департаментом здравоохранения г. Москвы (поликлиника у ст. м. «Бауманская»).

    Лицензия № ЛО-50-01-007895 выдана 28 июля 2016 года Министерством здравоохранения Московской области (филиал в Балашихе).

    Лицензия № ЛО-77-01-013523 выдана 23 ноября 2016 года Департаментом здравоохранения г. Москвы (клиника у ст. м. «Улица 1905 года»).

    Лицензия № ЛО-77-01-012454 выдана 8 июня 2016 года Департаментом здравоохранения г. Москвы (клиника у ст. м. «Коломенская»).

    Лицензия № ЛО-77-01-014762 выдана 13 августа 2017 года Департаментом здравоохранения г. Москвы (клиника у ст. м. «Парк культуры»).

    Лицензия № ЛО-77-01-012180 выдана 21 апреля 2016 года Департаментом здравоохранения г. Москвы (клиника у ст. м. «Чистые пруды»).

    Лицензия № ЛО-77-01-013720 выдана 28 декабря 2016 года Департаментом здравоохранения г. Москвы (клиника у ст. м. «Беговая»).

    Развитие ребенка с зпрр

    Некоторые мамы и папы хорошо знакомы с аббревиатурой ЗПР, под которой скрывается такой диагноз, как задержка психического развития, сегодня встречающийся все чаще. Несмотря на то, что данный диагноз является, скорее, рекомендацией, чем приговором, для многих родителей он становится громом среди ясного неба.

    Что кроется под этим диагнозом, кто имеет право его ставить, и что нужно знать родителям?

    Что такое задержка психического развития, или ЗПР – классификация ЗПР

    Первое, что нужно уяснить мамам и папам: ЗПР не является необратимым психическим недоразвитием, и не имеет ничего общего с олигофренией и другими страшными диагнозами.

    ЗПР (и ЗПРР) — это лишь замедление темпа развития, обнаруживаемое обычно перед школой . При грамотном подходе к решению проблемы ЗПР проблемой быть просто перестает (и в весьма краткие сроки).

    Также важно отметить, что, к сожалению, сегодня подобный диагноз могут поставить «с потолка», основываясь лишь на минимальной информации и отсутствии желания у ребенка общаться со специалистами.

    Но тема о непрофессионализме — совсем не в этой статье. Здесь мы говорим о том, что диагноз ЗПР — повод для родителей задуматься, и больше внимания уделить своему ребенку, прислушаться к советам специалистов, направить свою энергию в правильное русло.

    Видео: Задержка психического развития у детей

    Как классифицируют ЗПР – основные группы психического развития

    Данная классификация, в основе которой – этиопатогенетическая систематика, была разработана в 80-х К.С. Лебединской.

  • ЗПР конституционального происхождения. Признаки: субтильность и рост ниже среднего, сохранение детских черт лица даже в школьном возрасте, неустойчивость и выраженность проявлений эмоций, задержка в развитии эмоциональной сферы, проявляющийся во всех сферах инфантилизм. Нередко среди причин этого типа ЗПР определяют наследственный фактор, и довольно часто в этой группе оказываются близнецы, мамы которых сталкивались с патологиями при беременности. Для детишек с таким диагнозом, как правило, рекомендовано обучение в коррекционной школе.
  • ЗПР сомато­генного происхождения. В списке причин – тяжелые соматические заболевание, которые были перенесены в раннем детском возрасте. Например, астма, проблемы дыхательной или сердечнососудистой системы, и др. Дети в этой группе ЗПР боязливы и не уверены в себе, и зачастую лишены общения со сверстниками из-за назойливой опеки родителей, которые почему-то решили, что детям общение дается тяжело. При данном типе ЗПР рекомендовано лечение в специальных санаториях, а форма обучения зависит от каждого конкретного случая.
  • ЗПР психо­генного происхождения. Довольно редкий тип ЗПР, впрочем, как и в случае с предыдущим типом. Для возникновения двух данных форм ЗПР должны создаться сильно неблагоприятные условия соматического или микросоциального характера. Основная причина – неблагоприятные условия родительского воспитания, вызвавшие определенные нарушения в процессе формирования личности маленького человека. Например, гиперопека или безнадзорность. При отсутствии проблем с ЦНС детишки из этой группы ЗПР быстро преодолевают разницу в развитии с другими детьми в условиях обыкновенной школы. Важно отличать этот тип ЗПР от педагогической запущенности.
  • ЗПР церебрально-органического генеза . Самая многочисленная (по статистике – до 90% всех случаев ЗПР) группа ЗПР. А также самая тяжелая и легко диагностируемая. Ключевые причины: родовые травмы, заболевания ЦНС, интоксикация, асфиксия и прочие ситуации, возникавшие в процессе беременности или непосредственно при родах. Из признаков можно выделить яркие и четко наблюдаемые симптомы эмоционально-волевой незрелости и органическую недостаточность нервной системы.
  • Основные причины возникновения задержки психического развития у ребенка – кто в группе риска по ЗПР, какие факторы провоцируют ЗПР?

    Причины, провоцирующие ЗПР, можно условно разделить на 3 группы.

    К первой группе относится проблемная беременность:

  • Хронические заболевания мамы, отразившиеся на здоровье ребенка (порок сердца и СД, болезни щитовидки и др.).
  • Токсоплазмоз.
  • Перенесенные будущей мамой инфекционные заболевания (грипп и ангина, паротит и герпес, краснуха и др.).
  • Мамины вредные привычки (никотин и проч.).
  • Несовместимость резус-факторов с плодом.
  • Токсикоз, как на раннем, так и на позднем сроке.
  • Ранние роды.
  • Ко второй группе относят причины, которые имели место при родах:

  • Асфиксия. Например, после обвития пуповиной шеи крохи.
  • Родовые травмы.
  • Или травмы механического характера, возникающие при неграмотности и непрофессионализме медработников.
  • И третья группа – это причины социального характера:

  • Фактор неблагополучной семьи.
  • Ограниченность эмоциональных контактов на различных этапах развития малыша.
  • Низкий уровень интеллекта родителей и прочих членов семьи.
  • Педагогическая запущенность.
  • К факторам риска появления ЗПР относят:

  • Осложненные первые роды.
  • «Старо-родящая» мама.
  • Лишний вес будущей мамы.
  • Наличие патологий в предыдущие беременности и роды.
  • Наличие хронических заболеваний мамы, включая диабет.
  • Стрессы и депрессии будущей мамы.
  • Нежелательная беременность.
  • Кто и когда может поставить ребенку диагноз ЗПР или ЗПРР?

    Сегодня на просторах интернета можно прочитать немало историй о постановке диагноза ЗПР (а то более сложных диагнозов) обычным невропатологом из поликлиники.

    Мамы и папы, запомните главное: врач-невропатолог не имеет права единолично ставить такой диагноз!

  • Диагноз ЗПР или же ЗПРР (прим. – задержка психического и речевого развития) может быть поставлен только по решению ПМПК (прим. – психолого-медико-педагогическая комиссия).
  • Главная задача ПМПК – поставить или снять диагноз ЗПР либо «умственная отсталость», аутизм, ДЦП и проч., а также определить – какая нужна ребенка программа обучения, нужны ли ему дополнительные занятия, и проч.
  • В составе комиссии обычно присутствуют несколько специалистов: дефектолог, логопед и психолог, психиатр. А также учитель, родители ребенка и администрация образовательного учреждения.
  • На основании чего комиссия делает выводы о наличии либо отсутствии ЗПР? Специалисты общаются с ребенком, проводят проверку его навыков (включая письмо и чтение), дают задания на логику, математику, и проч.
  • Как правило, подобный диагноз появляется у детей в медицинских картах в 5-6 лет.

    Что нужно знать родителям?

    1. ЗПР – не приговор, а рекомендация специалистов.
    2. В большинстве случаев, уже к 10-ти годам данный диагноз отменяется.
    3. Диагноз не может поставить 1 человек. Он ставится только по решению комиссии.
    4. Согласно ФГОС, проблема в освоении материала общеобразовательной программы на 100% (в полной мере) – это не основание для перевода ребенка на другую форму обучения, в коррекционную школу и проч. Нет закона, который обязывает родителей переводить детей, не прошедших комиссию, в спецкласс или специальный интернат.
    5. Члены комиссии не имеют права оказывать давление на родителей.
    6. Родители имеют право отказаться от прохождения данной ПМПК.
    7. Члены комиссии не имеют права сообщать о диагнозах в присутствии самих детей.
    8. При постановке диагноза нельзя опираться только на неврологическую симптоматику.
    9. Признаки и симптомы ЗПР у ребенка — особенности развития детей, поведения, привычек

      Распознать ЗПР или хотя бы присмотреться и обратить особое внимание на проблему родители могут по следующим признакам:

      • Малыш не способен самостоятельно мыть руки и обуваться, чистить зубки и проч., хотя по возрасту уже должен делать все сам (либо ребенок все умеет и может, но просто делает это медленнее, чем остальные дети).
      • Ребенок замкнут, сторонится взрослых и сверстников, коллективы отвергает. Данный симптом может говорить и об аутизме.
      • Ребенок часто проявляет тревогу или агрессию, но в большинстве случаев остается боязливым и нерешительным.
      • В возрасте «грудничка» малыш запаздывает с умением держать головку, произносить первые слоги, и др.
      • Видео: Эмоциональная сфера ребенка при ЗПР

        К прочим признакам можно отнести симптомы неразвитости эмоционально-волевой сферы.

      • Быстро устает и обладает низким уровнем работоспособности.
      • Не способен усвоить весь объем работ/материала.
      • С трудом анализирует информацию извне и для полного восприятия должен ориентироваться на наглядные пособия.
      • Имеет сложности со словесно-логическим мышлением.
      • Испытывает сложности в общении с другими детьми.
      • Не способен играть в сюжетно-ролевые игры.
      • С трудом организовывает свою деятельность.
      • Испытывает сложности в усвоении общеобразовательной программы.
    • Дети с ЗПР быстро догоняют сверстников, если им вовремя оказана коррекционно-педагогическая помощь.
    • Чаще всего диагноз ЗПР ставят в ситуации, когда основным симптомом становится низкий уровень памяти и внимания, а также скорости и перехода всех психических процессов.
    • Поставить диагноз ЗПР в дошкольном возрасте крайне сложно, а в возрасте до 3-х лет – практически невозможно (если только нет очень явных признаков). Точным диагноз может стать только после психолого-педагогического наблюдения за ребенком в возрасте младшего школьника.
    • ЗПР у каждого малыша проявляется индивидуально, однако основными признаками для всех групп и степеней ЗПР являются:

    • Сложность выполнения (ребенком) действий, которые требуют конкретных волевых усилий.
    • Проблемы с построением целостного образа.
    • Легкое запоминание наглядного материала и сложное – вербального.
    • Проблемы с развитием речи.
    • Детишки с ЗПР, безусловно, требуют более деликатного и внимательного отношения к себе.

      Но важно понимать и помнить, что ЗПР – не препятствие для обучения и освоения школьного материала. В зависимости от диагноза и особенностей развития малыша, школьный курс может быть лишь слегка скорректированным на определенный период времени.

      Что делать, если ребенку поставили диагноз ЗПР – инструкция для родителей

      Самое главное, что должны сделать родители малыша, которому вдруг поставили «клеймо» ЗПР – это успокоиться и осознать, что диагноз — условный и примерный, что с их ребенком все в порядке, и он просто развивается в индивидуальном темпе, и что все обязательно образуется, потому что, повторимся, ЗПР – не приговор.

      Но также важно понимать, что ЗПР – не возрастные угри на лице, а задержка психического развития. То есть, махать рукой на диагноз все-таки не стоит.

    • ЗПР – не окончательный диагноз, а временное состояние, но требующее грамотной и своевременной коррекции, чтобы ребенок смог догнать сверстников до нормального состояния интеллекта и психики.
    • Для большинства детей с ЗПР коррекционная школа или класс станет отличной возможностью ускорить процесс решения проблемы. Коррекция должна проводиться вовремя, иначе время будет упущено. Поэтому позиция «я в домике» здесь не является правильной: проблему игнорировать нельзя, ее нужно решать.
    • При обучении в коррекционной школе ребенок уже к началу средней школы, как правило, готов вернуться в обычный класс, и сам по себе диагноз ЗПР не скажется на дальнейшей жизни ребенка.
    • Крайне важна точная диагностика. Диагноз не могут ставить врачи общей практики – только специалисты по психическим/интеллектуальным нарушениям.
    • Не сидите на месте — обращайтесь к специалистам. Вам будут нужны консультации психолога, логопеда, невролога, дефектолога и психоневролога.
    • Подбирайте специальные дидактические игры, соответственно способностям ребенка, развивайте память и логическое мышление.
    • Посещайте с ребенком занятия по ФЭМП — и приучайте к самостоятельности.
    • Ну и среди главных рекомендаций – классические советы: создайте ребенку благоприятные условия для развития без стрессов, приучайте к режиму дня — и любите свое чадо!

      Задержка психоречевого развития (ЗПРР) у детей — отставание ребенка в развитии

      Задержка психоречевого развития (ЗПРР) означает, что по каким-либо причинам у ребенка отстает скорость освоения связной речи и «подтормаживает» психическое развитие.

      Еще больше усугубляет проблему тот факт, что обнаруживают отставание ребенка в развитии родители зачастую слишком поздно — ближе к 5-6 годам.

      Связано это с социальной активностью детей. К этому возрасту они начинают общаться с окружающими более активно, чем в младенчестве, осваивают новые знания, готовятся к школе. Тут-то и выясняется, что за ограниченным словарным запасом, словами, не связанными в предложения, которые вовсе не казались пугающими в раннем возрасте, скрывается задержка психических и интеллектуальных навыков.

      В первую очередь, не пугаться и быть объективными. «Он еще маленький», «скоро наверстает» — такие фразы окажут плохую услугу. Индивидуальные особенности развития допускают отклонения от нормы на 2-3-4 месяца, не более!

      Проверьте своего ребенка:

    • В год он должен произносить порядка 10 простых слов, знать названия окружающих его предметов.
    • К полутора годам словарный запас увеличивается до 50-60 общеупотребительных слов.
    • Далее темп нарастает — в 1,8 лет освоено до 180 слов, в 2 года — 300, к 3 годам — до 1000!
    • В 2 года ребенок строит простые предложения, использует в речи прилагательные и местоимения, задает вопросы («кто?», «где?»), выполняет обращенные к нему просьбы («принеси, положи»).
    • В 3 года речь уже в основном состоит из сложных предложений, объединенных по смыслу. Ребенок хорошо знает названия предметов, частей тела, легко идет на контакт со сверстниками, запоминает детские стихи и сказки.
    • К 5 годам он говорит уже почти как взрослый, имеет большой словарный запас. В предложении использует все части речи, образуя правильные грамматические формы.

    А если ребенок отстает в развитии?

    Чем раньше будет замечено отставание, тем легче его скорректировать. Задержка психоречевого развития в 2-3 года полностью может быть компенсирована и ребенок пойдет в 1 класс вместе со своими друзьями во дворе. Поэтому родители должны быть настороже и при подозрении на наличие проблемы поспешить к специалистам.

    Начать можно с педиатра. Он оценит общий физиологический статус ребенка и даст направление к неврологу и дефектологу.

    Почему нужно торопиться?

    Важно точно определить причину отставания в формировании речи.

  • Если основным влияющим фактором является задержка психического развития, сама по себе она не компенсируется. Требуются лекарства, активные психолого-педагогические занятия. ЗПР определяет весь психоэмоциональный статус ребенка. Он обладает неустойчивым вниманием, подвержен частой смене эмоций, трудно обучается. О состоянии задержки психического развития мы говорили в отдельной статье. Так же говорится и о том, что это состояние является лишь пограничным между нормой и заболеванием, а значит своевременная коррекция принесет свои плоды.
  • Часто в раннем возрасте у детей отстает лишь развитие речи. В интеллектуальном и психическом плане они вполне здоровы. В статье о ЗРР мы писали об основных признаках этого состояния и о методах его коррекции. Главное — вовремя начать принимать меры. Активная работа по стимулированию развития речи поможет сдвинуть ситуацию с места и помочь ребенку разговориться.
  • Если же ЗРР не принимать во внимание, то проблема лишь усугубляется. В более старшем возрасте, ближе к школе, ребенок нуждается в полноценном общении. Социальные связи, дружба со сверстниками, обучение и воспитание требуют полноценной связной речи. Ее отсутствие приводит к торможению психического развития. И вот тогда возникает новое состояние, требующее уже значительно более серьезных усилий по компенсации — ЗПРР. Задержка психоречевого развития — это уже отставание не только в речи, но и в психо-эмоциональной сфере. Без коррекции такое состояние приведет к тому, что ребенок не сможет учиться в обычной школе вместе со своими сверстниками.
  • Методы коррекции задержки психоречевого развития

    Специалисты могут предложить вам и вашему ребенку разнообразные способы компенсации. Однако важно помнить, что лишь в комплексе они смогут дать результат.

    Коррекционные действия включают в себя медикаментозные (иногда) и психолого-педагогические методы (в обязательном порядке).

    Для улучшения работы мозга, «строительства» нейронов и стимулирования работы речевого центра назначаются лекарственные препараты. Несмотря на то, что они давно «на слуху» у многих родителей, которые обеспокоены задержкой в развитии своего ребенка, принимать их самостоятельно нельзя! Назначения делает невролог исходя из конкретной ситуации.

    Дефектолог-логопед занимается с ребенком, развивая его мышление, память и речь. В коррекционный курс входят различные уроки, стимулирующие психическое и речевое развитие:

  • пальчиковые игры;
  • мозжечковая стимуляция;
  • дидактические игры для коррекции эмоционального развития;
  • игры на внимание, стимулирование памяти;
  • артикуляционная гимнастика, улучшение звукопроизношение;
  • расширение словарного и понятийного запаса.
  • Для каждой ситуации подбирается своя программа занятий, исходя из особенностей ребенка и требований коррекции.

    Именно педагогическая работа должна стоять в основе коррекционных мер. Родителям придется создавать дома благоприятную для развития ребенка среду, выполнять задания, играть, читать и заниматься. Но все окупится сторицей. Главное — не потерять время.

    В нашем центре принимают детей с 1,5-2 лет — не упустите возможность скорректировать отставание!

    Добрый день! У моей дочки следующая проблема — она не понимает обращенную речь. Нам 2,5 года. Она говорит на своем языке, но что-то повторить за мной не может. Это задержка психического развития?

    Развитие детей с ЗПР


    Развивающие игры, развивающий материал, игрушки и другое Обсуждаем вопрососы современных методов реабилитации и лечения детей с эпилепсией, умственной отсталостью, ЗПР и другими психическими заболеваниями. Реабилитация и лечение детей с эпилепсией, УО, ЗПР и др. Форум родителей детей с ВПР мозга, с УО и эпилепсией

    Мальта, вы так все хорошо написали. А если моя дочь .

    Приветствую всех! Вообще я психолог по образованию, не люблю .

    СИММда спасибо, я понимаю и знаю, вот утром отправил .

    Спасибо большое за совет, постараюсь не паниковать, но нап .

    Anyuta84, у меня дочка до 3 лет на мне висела буквальн .

    Я пока не нашла, чтобы в нашем городе ABA-терапию кто-то пров .

    Не говорит словами вообще. Слоги раньше лопотала часто. Посл .

    Excellent and high-quality <a href=https://cocaporn.com/p .

    Лена мама Сони, девочка ваша очень красивая и судя по .

    Кстати, в марте программа Жить здорово с Малышевой пригласил .

    Красивая, милая девчушечка)))) .

    Добрый вечер. Присылайте эту же информацию мне на электронн .

    В помощь родителям детей с ОВЗ Документы, подтверждающие .

    Здравствуйте примите новенькую к вам? .

    Здравствуйте, я посмотрела ваши видео. У Вас замечательный б .

    здравствуйте! у нас свсем другая проблема. но просто захоте .

    КОНЕЧНО ЕСТЬ, только поискать в интернете надо .

    на сколько слышала это компании мошенники .

    Форум ребёнок-инвалид » Форум родителей детей с ВПР мозга, с УО и эпилепсией » Реабилитация и лечение детей с эпилепсией, УО, ЗПР и др. » Развитие детей с ЗПР

    Развитие детей с ЗПР

    Развивающие игры, развивающий материал, игрушки и другое

    Всего сообщений: 192

    Рейтинг пользователя: 20

    NEW! Сообщение отправлено: 10 февраля 2011 17:42

    Ко мне заходит в гости соседка ( у нее компа нет) и читает иногда ваш форум, вот спрашивает. А нашли мы инфу, что материалы Монтессори хорошо для деток.

    У нас в городе есть детский сад с группой Монтессори, но попасть очень трудно туда.

    NEW! Сообщение отправлено: 10 февраля 2011 19:43

    Сообщение отредактировано: 10 февраля 2011 21:09

    Причём тетрадки и игры по всем темам и развитие речи, и математика, и ознакомление с окружающим.

    Рейтинг пользователя: 0

    NEW! Сообщение отправлено: 11 февраля 2011 5:39

    NEW! Сообщение отправлено: 11 февраля 2011 10:00

    Всего сообщений: 560

    Рейтинг пользователя: 53

    NEW! Сообщение отправлено: 12 февраля 2011 0:11

    Всего сообщений: 5

    NEW! Сообщение отправлено: 13 февраля 2011 12:42

    Всего сообщений: 3857

    NEW! Сообщение отправлено: 13 февраля 2011 17:19

    Всего сообщений: 41

    Рейтинг пользователя: 4

    NEW! Сообщение отправлено: 13 февраля 2011 18:32

    В Бехтерева мы делали два курса ТКМПМ, эффект есть, но при этом побочных эффектов, как — стал писаться, точнее просто писать в центре комнаты, к примеру, и хохотать, а также какаться, и вообще поведение заведенное — мог носиться по кругу и тоненько так верещать.

    Встряска мозгу есть, конечно. стал при этом же поведенческом раздрае больше интересоваться окружающим, в траспорте спокойно ездит, в окно смотрит.

    Но в общем, на будущее решили не делать ТКМПМ.

    из психонейролептиков идеален имхо препарат абилифай.

    ппц какой дорогой, последний раз покупали за 6500 рэ

    побочка — аппетит немного подавляется.

    Но поведение меняет здорово, при этом нет заторможенности, нет плаксивости (если только не передозировать), сохраняется интерес к миру и эмоции и подвижность: может и прыгать, и скакать, и веселиться, то есть нет чувства загруженности.

    Кстати абилифай мы начали принимать едва ли не сами (друг из института мозга посоветовал, говорит, у него клиенты даже в 20 лет едва ли не начинают впервые (sic!) — говорить на нем. И что социализируются, и т. д.

    А наш нынешний врач из психонейролептиков назначает этаперазин, я считаю, он похуже, и когда тяжелый период, то принимаем абилифай вместо этаперазина.

    Кстати, сам он сказал, если хотите, то принимайте абилифай, но вам он мало показан и не вижу причины чтоб помогал. А так, несильно токсичен, если очень хотите — то давайте.

    так что у нас абилифай как средство иногда. Если ОЧЕНЬ надо чтоб стабильно в сад ходил, чтоб не дергали и не просили забрать пораньше, и т. д.

    Рейтинг пользователя: 233

    NEW! Сообщение отправлено: 13 февраля 2011 19:25

    Всего сообщений: 117

    Рейтинг пользователя: 18

    NEW! Сообщение отправлено: 22 февраля 2011 12:51

    Всего сообщений: 2909

    Рейтинг пользователя: 208

    NEW! Сообщение отправлено: 22 февраля 2011 15:25

    по медицинскому применению препарата

    Вспомогательные вещества: лактозы моногидрат, целлюлоза микрокристаллическая, крахмал кукурузный, гидроксипропилцеллюлоза, магния стеарат, краситель железа оксид желтый (таблетки 15 мг), краситель железа оксид красный (таблетки 10 мг и 30 мг), лак алюминиевый голубой (таблетки 5 мг).

    Таблетки 10 мг: прямоугольные таблетки с закругленными краями, розового цвета, с фаской, с маркировкой «А-008» и «10» на одной стороне.

    Таблетки 15 мг: круглые таблетки желтого цвета с фаской, с маркировкой «А-009» и «15» на одной стороне.

    Таблетки 20 мг: круглые таблетки белого или слабо-желтого цвета, с фаской, с маркировкой «А-010» и «20» на одной стороне.

    Таблетки 30 мг: круглые таблетки розового цвета, с фаской, с маркировкой «А-011» и «30» на одной стороне.

    Арипипразол быстро всасывается после приема внутрь АБИЛИФАЯ, при этом максимальная концентрация препарата в плазме достигается через 3-5 часов. Абсолютная биодоступность таблеток АБИЛИФАЯ составляет 87%. Прием пищи на биодоступность арипипразола не влияет.

    Арипипразол интенсивно распределяется в тканях, причем кажущийся объем распределения составляет 4,9 л/кг. При терапевтической концентрации более 99% арипипразола связывается с белками сыворотки, главным образом с альбумином. Арипипразол не влияет на фармакокинетику и фармакодинамику варфарина, то есть не вытесняет варфарин из связи с белками крови.

    Арипипразол подвергается пресистемному метаболизму лишь в минимальной степени. Арипипразол метаболизируется в печени тремя способами: дегидрированием, гидроксилированием и N дезалкилированием. По данным экспериментов in vitro, дегидрирование и гидроксилирование арипипразола происходит под действием ферментов CYP3A4 и CYP2D6, а N-дезалкилирование катализируется ферментом CYP3A4. Арипипразол является основным компонентом лекарства в крови. При равновесном состоянии площадь под кривой «концентрация лекарственного средства — время» (AUC) дегидроарипипразола составляет примерно 39% AUC арипипразола в плазме.

    После однократного приема меченного [14C] арипипразола примерно 27% и 60% радиоактивности определяется в моче и кале, соответственно. Менее 1% неизменного арипипразола определяется в моче и примерно 18% принятой дозы в неизмененном виде выводится с калом. Общий клиренс арипипразола составляет 0.7 мл/мин/кг, главным образом за счет выведения печенью.

    АБИЛИФАЙ показан для лечения острых маниакальных эпизодов биполярного расстройства I типа и для поддерживающей терапии у пациентов с биполярным расстройством I типа, недавно перенесших маниакальный или смешанный эпизод.

    — Возраст до 18 лет.

    С осторожностью — у пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями (с ишемической болезнью сердца или перенесенным инфарктом миокарда, с сердечной недостаточностью и нарушениями проводимости), цереброваскулярными заболеваниями и состояниями, предрасполагающими к гипотензии (обезвоживание, гиповолемия и прием гипотензивных препаратов) в связи с возможностью развития ортостатической гипотензии, у пациентов с судорожными припадками или страдающих заболеваниями, при которых возможны судороги; у пациентов с повышенным риском гипертермии, например, при интенсивных физических нагрузках, перегревании, приеме антихолинергических препаратов, при обезвоживании из-за способности нейролептиков нарушать терморегуляцию; у пациентов с повышенным риском аспирационной пневмонии из-за риска нарушения моторной функции пищевода и аспирации; у пациентов, страдающих ожирением и при наличии диабета в семье.

    АБИЛИФАЙ может приниматься во время беременности, только если потенциальная польза применения превышает потенциальный риск для плода.

    Арипипразол проникает в молоко крыс. Данных о проникновении арипипразола в женское молоко нет. Кормить грудью при применении препарата не рекомендуется.

    Рекомендуется назначать АБИЛИФАЙ в начальной дозе 10 или 15 мг один раз в день, независимо от приема пищи. Поддерживающая доза составляет 15 мг/сут. В клинических исследованиях показана эффективность препарата в дозах от 10 до 30 мг/сут.

    АБИЛИФАЙ следует принимать один раз в день независимо от приема пищи, начиная с дозы 15 или 30 мг/сут. Изменение дозы, при необходимости, надо проводить с интервалом не менее 24 часа. В клинических исследованиях продемонстрирована эффективность препарата в дозах 15-30 мг/сут при маниакальных эпизодах при приеме в течение 3-12 недель. Безопасность доз выше 30 мг/сут в клинических исследованиях не оценивалась.

    Не требуется изменение дозировки препарата при назначении препарата пациентам с почечной недостаточностью, печеночной недостаточностью (класс А, В и С по классификации Чайлда-Пью).

    Хотя опыт применения препарата у пациентов в возрасте старше 65 лет ограничен, корректировка дозы для этой категории пациентов не требуется.

    Очень редкие: обмороки; редкие: вазовагальный синдром, расширение сердца, трепетание предсердий, тромбофлебит, внутричерепное кровотечение, ишемия головного мозга; нечастые: брадикардия, сердцебиение, инфаркт миокарда, удлинение QT интервала, остановка сердца, кровоизлияния, фибрилляция предсердий, сердечная недостаточность, AV блокада, ишемия миокарда, тромбоз глубоких вен, флебит, экстрасистолия; частые: ортостатическая гипотензия, тахикардия.

    Очень редкие: повышение активности аланинаминотрансферазы (АЛТ), и аспартатаминотрансферазы (АСТ) ; редкие: эзофагит, кровотечение десен, воспаление языка, кровавая рвота, кишечные кровотечения, язва двенадцатиперстной кишки, хейлит, гепатит, увеличение печени, панкреатит, прободение кишечника; нечастые: увеличение аппетита, гастроэнтерит, затрудненное глотание, метеоризм, гастрит, зубной кариес, гингивит, геморрой, желудочно-пищеводный рефлюкс, желудочно-кишечные кровоизлияния, периодонтальный абсцесс, отек языка, недержание кала, колит, ректальные кровоизлияния, стоматит, изъязвления во рту, холецистит, фекалома, кандидоз слизистой оболочки рта, желчнокаменная болезнь, отрыжка, язва желудка, частые: диспепсия, рвота, запор; очень частые: тошнота, потеря аппетита.

    Очень редкие: аллергические реакции (анафилаксия, ангионевротический отек, зуд и крапивница).

    Очень редкие: увеличение активности креатинфосфокиназы, рабдомиолиз, тенденит, тенобурсит, ревматоидный артрит, миопатия; нечастые: боль в суставах и костях, миастения, артрит, артроз, мышечная слабость, спазмы, бурсит; частые: миалгия, судороги.

    Редкие: бред, эйфория, буккоглоссальный синдром, акинезия, угнетение сознания вплоть до потери сознания, сниженные рефлексы, навязчивые мысли, злокачественный нейролептический синдром; нечастые: дистония, мышечные подергивания, ослабление концентрации внимания, парестезия, тремор конечностей, импотенция, брадикинезия, пониженное/повышенное либидо, панические реакции, апатия, дискинезия, ослабление памяти, ступор, амнезия, инсульт, гиперактивность, деперсонализация, дискинезия, синдром «беспокойных ног» (акатизия), миоклонус, подавленное настроение, повышенные рефлексы, замедление мыслительной функции, повышенная чувствительность к раздражителям, гипотония, нарушение глазодвигательной реакции, частые: головокружение, тремор, экстрапирамидный синдром, психомоторное возбуждение, депрессия, нервозность, повышенное слюноотделение, враждебность, суицидальные мысли, маниакальные мысли, нетвердая походка, спутанность сознания, сопротивление выполнению пассивных движений (синдром зубчатого колеса) ; очень частые: бессонница, сонливость, акатизия.

    Редкие: кровохарканье, аспирационная пневмония, усиленное выделение мокроты, сухость слизистой оболочки носа, отек легких, легочная эмболия, гипоксия, дыхательная недостаточность, апноэ; нечастые: астма, носовое кровотечение, икота, ларингит; частые: одышка, пневмония.

    Редкие: макулопапулезная сыпь, эксфолиативный дерматит, крапивница; нечастые: акне, везикулобулезная (пузырчатая) сыпь, экзема, алопеция (облысение), псориаз, себорея; частые: сухость кожи, зуд, повышенная потливость, кожные изъязвления.

    Редкие: усиленное слезотечение, частое мигание, наружный отит, амблиопия, глухота, диплопия, глазные кровоизлияния, фотофобия; нечастые: сухость глаз, боль в глазах, звон в ушах, воспаление среднего уха, катаракта, потеря вкуса, блефарит; частые: конъюнктивит, боль в ушах.

    Редкие: боли в молочной железе, цервицит, галакторея, аноргазмия, жжение в области мочеполовой системы, гликозурия, гинекомастия (увеличение молочных желез у мужчин), мочекаменная болезнь, болезненная эрекция; нечастые: цистит, учащенное мочеиспускание, лейкорея, задержка мочеиспускания, гематурия, дизурия, аменорея, преждевременная эякуляция, влагалищное кровотечение, вагинальный кандидоз, почечная недостаточность, маточное кровотечение, меноррагия, альбуминурия, камни в почках, никтурия, полиурия, позывы к мочеиспусканию; частые: недержание мочи.

    Редкие: боли в горле, скованность в спине, тяжесть в голове, кандидоз, скованность в области горла, синдром Мендельсона, тепловой удар; нечастые: боли в области таза, отек лица, недомогание, светочувствительность, челюстные боли, озноб, скованность челюстей, вздутие живота, напряжение в груди; частые: гриппоподобный синдром, периферический отек, боли в грудной клетке, в шее.

    Постмаркетинговый опыт однократного приема взрослыми пациентами до 450 мг арипипразола свидетельствует о возможном развитии тахикардии. Кроме того, описаны случаи передозировки арипипразола у детей (прием до 195 мг). К потенциально опасным симптомам передозировки относятся экстрапирамидные расстройства и преходящая потеря сознания.

    При передозировке требуется поддерживающая терапия, обеспечение адекватной проходимости дыхательных путей, оксигенация, эффективная вентиляция легких и симптоматическое лечение. Следует учитывать лекарственные реакции. Немедленно должно быть начато мониторирование показателей работы сердца с регистрацией ЭКГ для выявления аритмий. После подтвержденной или предполагаемой передозировки арипипразола необходимо тщательное медицинское наблюдение до исчезновения всех симптомов.

    Активированный уголь (50 г), введенный через один час после приема арипипразола, уменьшал AUC и Cmax арипипразола на 51 и 41%, соответственно, что позволяет рекомендовать его применение при передозировке.

    Хотя достоверных данных о применении гемодиализа при передозировке арипипразола нет, благоприятный эффект этого метода маловероятен, так как арипипразол не выводится почками в неизмененном виде и в значительной мере связывается с белками плазмы.

    Известны различные пути метаболизма арипипразола, в том числе с участием ферментов CYP2D6 и CYP3A4. В исследованиях у здоровых людей мощные ингибиторы CYP2D6 (хинидин) и CYP3A4 (кетоконазол) уменьшали клиренс арипипразола при приеме внутрь на 52% и 38%, соответственно. Поэтому следует уменьшать дозу арипипразола при использовании его в сочетании с ингибиторами CYP3A4 и CYP2D6.

    Прием 30 мг арипипразола вместе с карбамазепином, мощным индуктором CYP3A4, сопровождался снижением на 68% и 73% Cmax и AUC арипипразола, соответственно, и снижением на 69% и 71% Cmax и AUC его активного метаболита дегидроарипипразола, соответственно. Можно ожидать аналогичное действие и других мощных индукторов CYP3A4 и CYP2D6.

    В метаболизме арипипразола in vitro не участвуют ферменты CYP1A1, CYP1A2, CYP2A6, CYP2B6, CYP2C8, CYP2C9, CYP2C19 и CYP2E1, в связи с чем маловероятно его взаимодействие с препаратами и другими факторами (например, курение), способными ингибировать или активировать эти ферменты.

    Одновременный прием лития или вальпроата с 30 мг арипипразола QD не оказал клинически значимого влияния на фармакокинетику арипипразола.

    В клинических исследованиях арипипразол в дозах 10-30 мг/сут на оказывал значимого влияния на метаболизм субстратов CYP2D6 (декстрометорфан), CYP2C9 (варфарин), CYP2C19 (омепразол, варфарин) и CYP3A4 (декстрометорфан). Кроме того, арипипразол и его основной метаболит дегидроарипипразол не изменял метаболизм с участием фермента CYP1A2 in vitro. Маловероятно клинически значимое влияние арипипразола на лекарства, метаболизируемые с участием этих ферментов.

    Поздняя дискинезия — риск развития поздней дискинезии возрастает по мере увеличения длительности терапии нейролептиками, поэтому при появлении на фоне приема АБИЛИФАЯ симптомов поздней дискинезии следует уменьшить дозу этого препарата или отменить его. После отмены терапии эти симптомы могут временно усилиться или даже впервые появиться.

    Злокачественный нейролептический синдром — при лечении нейролептиками, в том числе арипипразолом, описан угрожающий жизни симптомокомплекс, известный под названием «злокачественный нейролептический синдром» (ЗНС). Этот синдром проявляется гиперпирексией, мышечной ригидностью, нарушениями психики и нестабильностью вегетативной нервной системы (нерегулярный пульс и артериальное давление, тахикардия, потливость и аритмии сердца). Кроме того, иногда возникают увеличение активности креатинфосфокиназы, миоглобинурия (рабдомиолиз) и острая почечная недостаточность. В случае возникновения симптомов ЗНС или необъяснимой лихорадки все нейролептики, в том числе АБИЛИФАЙ, должны быть отменены.

    Гипергликемия и сахарный диабет — Гипергликемия, в некоторых случаях выраженная и связанная с кетоацидозом, которая может привести к гиперосмолярной коме и, даже смерти, была отмечена у пациентов, принимавших атипичные нейролептики. Хотя связь между приемом атипичных нейролептиков и нарушениями гипергликемического типа остается неясной, больные, у которых диагностирован сахарный диабет, должны регулярно проводить определение уровня глюкозы в крови при приеме атипичных нейролептиков. Пациенты, у которых присутствуют факторы риска возникновения сахарного диабета (ожирение, наличие диабета в семье) при приеме атипичных нейролептиков должны проводить определение уровня глюкозы в крови в начале курса и периодически в процессе приема препарата. У любых пациентов, принимающих атипичные нейролептики, необходим постоянный мониторинг симптомов гипергликемии, включая усиленную жажду, учащенное мочеиспускание, полифагию, слабость).

    Не использовать препарат, после истечения срока годности, указанного на упаковке.

    Стэйт Роуд № 114, км 3,2, зона свободной торговли № 7, Маягуэз, Пуэрто-Рико, США, 00680.

    Bristol-Myers Squibb Manufacturing Company, USA

    State Road No. 114, km. 3.2, Foreign Trade Zone No. 7, Mayagez, Puerto Rico, USA, 00680.

    Источники:

    https://m.kp.ru/guide/zprr.html

    http://www.colady.ru/diagnoz-zpr-u-rebenka-prichiny-priznaki-zaderzhki-psixicheskogo-razvitiya.html

    http://karkusha.su/zaderzhka-psihorechevogo-razvitiya-zprr-otstavanie-rebenka-v-razvitii/

    http://invamama.ru/api_rehabilitation/507/