Развитие ребёнка на 4 месяце жизни

Развитие ребенка: четвертый месяц жизни

Ребенку 4 месяца: какие изменения ждут малыша к четырем месяцам жизни?

Вашей крохе уже пошел четвертый месяц. Начинается новая ступенька в развитии маленького человека. Изменения видны невооруженным глазом: внешне малыш становится более гармоничным и пропорциональным, он все меньше похож на того смешного «головастика», которого вы забирали из роддома. Но еще большие перемены ждут кроху в психологическом развитии.

Вы наверняка заметили, что каждый день для вашего малыша – это время чудесных открытий, познания чего-то нового об этом пока таком непонятном мире. Кроме того, ребенок приобретает все новые и новые навыки. Конечно, нам, взрослым, они могут показаться совсем простыми, но, поверьте, для маленького человечка это настоящие достижения!

Малыш растет… И вместе с ним растет беспокойство родителей: а все ли я делаю так? Правильно ли я веду себя с малышом? Не отстает ли он в развитии от сверстников? Как помочь своему ребенку правильно и полноценно развиваться? Эти и миллионы других подобных вопросов ежедневно крутятся в голове у мам и пап.

Как бы там ни было, дорогие родители, помните одно важное правило: сейчас малыш больше всего нуждается в вашем внимании, чуткости и, конечно же, любви. Впрочем, эти задачи останутся сверхактуальными и в последующие несколько лет.

А сейчас давайте попробуем разобраться, какие же изменения ждут вашего кроху на четвертом месяце жизни?

Физическое развитие ребенка

Прибавка в весе за четвертый месяц равняется примерно 600 грамм, в росте — в среднем 2 сантиметра. То есть, в среднем вес малыша в этот период составит около 6300-6800 граммов, а рост — в пределах 60-65 сантиметров. Естественно, эти показатели очень усредненные, и точно им соответствовать ваш малыш вряд ли будет. Помните, что каждый ребенок – индивидуален, он может набирать вес и расти быстрее или медленнее нормы. Обратитесь к специалисту в том случае, если кроха совсем не набирает вес, или слишком перебирает допустимые показатели.

Начиная с этого важного четырехмесячного «порога», малыш перестанет так интенсивно прибавлять в весе, как это было ранее. Каждый месяц теперь добавка будет немного меньше, чем в предыдущем. А вот рост до года останется стабильным: около 2-3 сантиметров в месяц.

Начиная с четвертого по шестой месяц жизни, органы малыша развиваются разными темпами. За счет этого пропорции тела крохи гармонизируются: голова уже не кажется (и не является) больше, чем грудная клетка. Уходит дисбаланс, и малыш становится более пропорциональным. Ножки выпрямляются, удлиняются, становятся более крепкими. Совсем скоро, через каких-то четыре-пять месяцев, ваш кроха сможет вставать и покажет, на что они способны!

Начинают активно расти волосы. При этом меняется также цвет и структура волос. Тот пушок, с которым кроха родился, выпадает, уступая место новым волосикам. Скорее всего, они будут сильно отличаться по цвету от своих предшественников. Такая смена волос будет длиться один-два месяца. Кстати, вполне вероятно, что в это время изменится и цвет глаз ребеночка.

Параллельно с волосами активно начинают расти ногти. Родители обязательно должны вовремя их подстригать – длинные ноготки на руках могут послужить причиной микротравм и расчесов. Обычно малыши не очень рады таким «срезательным» процедурам. Впрочем, никто и не обещал, что будет легко.

Надо быть готовыми к тому, что в этом месяце у крохи могут начать прорезаться первые зубки. Помогите своему малышу – предлагайте ему специальные кольца-прорезыватели. Такие приспособления созданы для того, чтобы их сосать, жевать, и таким образом разминать десны. В случае если первые зубки уже начнут «проситься» наружу, у малыша начнет выделяться много слюней. Обильное отделение слюны может вызвать сыпь на подбородке. Если вы заметили подобное явление – обратитесь к детскому врачу, он поможет вам легко справиться с проблемой.

Главным органом познания мира для крохи сейчас является рот. Малыш может привыкнуть постоянно сосать пальчики. Специалисты рекомендуют уже сейчас отучать ребенка от этой привычки, чтобы избежать неправильного формирования челюстей.

Большинство детишек на четвертом месяце жизни становятся более активными. Их движения разнообразны: попытки ползания с помощью ручек и ножек, перевороты со спинки на животик и обратно, подобие сидению в опоре на подушки, и даже первые шажочки при поддержке мамы. Конечно, для полноценного сидения кроха еще не готов – его позвоночник и мышцы пока не окрепли для такой нагрузки. Поэтому не стоит раньше времени пытаться усадить своего карапузика – такие «пробы» могут ему навредить. При этом можно и нужно помочь крохе укрепить мышцы спинки, животика и ручек с помощью простого упражнения: подставьте свои пальцы ребеночку так, чтобы он был в состоянии ухватиться за них, и медленно поднимайте свою руку, а вместе с ней и кроху. Когда ребенок поднимется, на несколько секунд задержите его в сидячем положении и осторожно опустите обратно на спинку.

В основном в этот период жизни малыши учатся переворачиваться на животик. Чтобы помочь крохе в этой непростой задаче, попробуйте завести одну ножку за другую и подтолкнуть его набок. В следующий раз подложите свою руку ребенку под плечики и понемножку качайте его со стороны в сторону.

А тем временем малыш уже может поднимать свои ножки так высоко, что ручки способны дотянуться до коленок или даже пальчиков. И, если ранее во рту были только пальчики рук, совсем скоро малыш сможет посасывать и пальчики на ножках.

Обычно на четвертом месяце жизни малыши делают первые попытки ползать. Такие движения помогают крохе перемещаться на маленькие расстояния, чтобы самому добраться до интересной ему «штучки». В положении лежа на животике, карапуз приподнимается на локотках, и при этом пытается ножками оттолкнуться от пола. Специалисты говорят, что половина малышей начинают свои «поползновения» назад, а не вперед. Скорее всего, так им проще ползать.

Движения крохи становятся более стабильными, постепенно исчезает присущая ранее поза напряженной шеи, голова держится по средней линии, не заваливаясь. Малыш тянет ручки к игрушкам и всем интересующим его предметам, охотно хватает все, что попадается в его поле зрения, ощупывает предметы. Если вы дадите карапузу погремушку, он схватит ее, будет крепко держать в ручке, долго и с интересом осматривать и ощупывать со всех сторон. Когда что-то сильно радует или, наоборот, злит кроху, он делает «мостик» — сильно прогибает спинку.

Самая интересная игрушка для четырехмесячного карапуза — это он сам. Что может быть занимательнее, чем коснуться своего носика, подергать себя за волосики, ощупать личико, и, конечно же, залезть в рот ручками! Такие простые и незатейливые операции приносят всегда интересные новые ощущения. Малыш умеет соединять вместе обе ручки и с ними играть.

Захватив предмет с помощью двух ручек, младенец не сразу будет засовывать его в рот. Сначала кроха внимательно его рассмотрит, изучит. Малыш уже в состоянии определить, насколько далеко нужно протянуть ручку, чтобы взять интересующую его игрушку. Он изо всех сил старается выяснить разные свойства предметов – насколько они тяжелые, мягкие они или гладкие, как они звучат. Плюс к тому, на четвертом месяце жизни кроха уже замечает, что предметы исчезают или появляются.

У малыша появляются «любимые» игрушки. Об этом он не преминет сообщить вам, если вы дадите ему «не то». Кроха громко возмутится по поводу такого неуважения к его пристрастиям, и радостно загулит, наконец-то получив желаемое.

Ранее зрение малыша позволяло ему четко различать предметы на расстоянии 30 — 40 сантиметров от него. Теперь же к концу четвертого месяца жизни кроха может хорошо видеть на расстоянии 3,5 метров. Ребенок способен различать основные спектральные цвета. Глазки движутся более плавно, и теперь карапуз в состоянии легко следить за движущимся человеком или предметом.

Слух у ребенка в этот период развит почти так же, как у взрослого. Малыш реагирует на музыку, может определить источник звука, отличить мамину речь от папиной, с удовольствием слушает собственные звуки – чихание, кашель, бормотание. Те звуки, которые ему нравятся больше всех, он готов повторять снова и снова, делая их громче, тише, и забавляясь таким способом.

Также малыш начинает больше «разговаривать». Появляются попытки произнести открытые звуки «а» и «о». Первые согласные звуки крохи — неопределенные «б» и «п», а также «м», которая сливается с гласными, провоцируя подобие такому долгожданному «мама».

При появлении мамы или папы кроха их узнает, и сам приглашает пообщаться – смеется и громко гулит. При этом малыш подстраивается под ритм, темп и громкость вашего голоса. Если резко оборвать «разговор», карапуз расстроится и начнет плакать. Поэтому не стоит оставлять его одного, предварительно не переключив его внимание на любимую игрушку.

Когда малыш замечает, что вы хотите взять его на руки, он старается помочь вам всем телом – напрягается, пытается подпрыгнуть и подтянуться в ваши объятия.

Кроху занимает все, что имеет цвет и движется: домашние животные, листики на деревьях, машины. Он уже начинает узнавать родных: не только маму и папу, но и дедушек с бабушками, сестричек и братиков. На их лица он мгновенно реагирует радостной улыбкой.

Детки на четвертом месяце жизни, как правило, ходят в туалет «по-большому» 2-3 раза в сутки, а в случае введения прикорма и один раз в сутки. Конечно же, эти моменты необходимо отслеживать, чтобы не допустить запоров.

Время бодрствования все увеличивается. Иногда детки могут порадовать маму с папой возникшей способностью спать три раза днем и по 10 — 11 часов не просыпаясь ночью.

Но не стоит забывать, что малыши на четвертом месяце жизни могут очень сильно отличаться друг от друга, в том числе по уровню физического развития. У каждой крохи есть свой собственный график развития, и не стоит искусственно опережать события. Лучше всего помочь малышу развивать уже имеющиеся у него навыки: поворачивать головку, приподниматься лежа на животике, выпрямлять ножки, опираться на предплечья.

Психическое развитие ребенка

В первые три месяца жизни проявлялась прямая зависимость между настроением малыша и уровнем удовлетворения его физических потребностей — он плакал из-за того, что был голоден, или болел животик, или пытался «позвать» родителей. Теперь же, благодаря интенсивному развитию мозга, усовершенствованию работы нервной и пищеварительной систем кроха начинает живо интересоваться окружающим миром. А что там, за пределами его самого? Ох, как интересно!

Отныне любое действие карапуза имеет эмоциональный подтекст. Вот только опыта и широких возможностей для выражения своих эмоций, чувств и отношения к окружающим событиям у крохи еще недостаточно.

Более разнообразными становятся чувства малыша. Кроме известных ранее страха и голода, появляются (хоть и на короткие промежутки времени) интерес, досада, любопытство, удивление, разочарование. Чтобы постигать и изучать окружающую среду, карапуз должен с ней непосредственно взаимодействовать. Поэтому специалисты рекомендуют предоставить ему как можно больше возможностей для познания: везде брать его с собой, привлекать его к «помощи» при уборке или приготовлении еды. Это так важно для полноценного развития крохи! Любые события малыш сейчас переживает очень бурно: если ему плохо, то все совсем уж ужасно, а если хорошо, то все вокруг прекрасно!

Самая главная особенность этого периода жизни крохи — острая потребность в общении. Малышу уже недостаточно просто кушать и спать, ему необходимо внимание мамы и папы. Контакты с близкими и родными уже налажены: кроха узнает всех членов семьи, всем улыбается, радуется вниманию к себе, разговорам, играм, почти непрерывно гулит и лепечет. Но, конечно же, самые радостные и теплые улыбки по праву достаются маме и папе.

Общение доставляет малышу огромное удовольствие. Он поддерживает диалог, как может – агукает, улюлюкает, произносит отдельные звуки, повторяет вашу мимику, поддерживает темп и громкость голоса. Но общение для крохи сейчас не просто прихоть, а жизненно необходимая потребность. Поэтому не стоит надолго оставлять его одного, даже если он не плачет.

На этом этапе ребенок уже отлично понимает речь, обращенную к нему, хорошо чувствуя интонации разговора. Речевые навыки развиваются интенсивными темпами. Кроха очень много времени посвящает «тренировкам». Носогубные мышцы уже достаточно хорошо развиты, благодаря чему появляются первые гласные и согласные звуки. Малыш начинает реагировать на звук своего имени – замирает, поворачивает головку, прислушивается.

Кроха различает знакомые и незнакомые ему голоса. Услышав неведомый ранее голос, он может иногда испугаться и заплакать. Но чаще всего малыш с огромным удовольствием «знакомится».

Кроха в этом возрасте будет очень рад активным играм с родителями. Восторг вызывают папины «подкидывания» вверх, перевороты, щекотка, а также смешные рожицы или звуки. Но обязательно надо знать меру – избыточное возбуждение малыша может привести к испугу.

И обязательно помните, что залог нормального психического развития крохи — это крепкая эмоциональная связь с мамой и папой.

Умения малыша на четвертом месяце жизни

Многим мамам интересно знать, что же будет уметь малыш на четвертом месяце жизни? Обобщая, можно утверждать, что он:

  • узнает маму и папу и отдает им предпочтение перед остальными людьми;
  • распознает голоса знакомых ему людей и может отличить их от незнакомых;
  • самостоятельно может переворачиваться с животика на спинку и наоборот;
  • лежа на животике, легко поднимает верхнюю часть туловища, держит голову и поворачивает ее на весу влево-вправо;
  • с неподдельным интересом разглядывает все происходящее вокруг него;
  • «поет», выводит рулады, пытается произносить гласные и согласные звуки, первые слоги;
  • может схватить предмет одной или сразу двумя руками;
  • слышит звук своего имени и реагирует на него;
  • лежа на спинке, приподнимает головку и плечики;
  • различает и выделяет «любимые» игрушки среди «нелюбимых»;
  • в процессе кормления пытается играть с грудью или бутылочкой;
  • может по-разному реагировать на знакомые и незнакомые ему вещи, проявляя различные эмоции;
  • может порадовать вас первым зубиком;
  • умеет различать вкусы;
  • активно общается, смеется, гулит, а при резком прекращении игры плачет;
  • улыбается своему отражению в зеркале, изучает его;
  • различает цвет, форму, объем;
  • узнает знакомых даже в новом облике;
  • тащит все незнакомые предметы в рот;
  • ощупывает лица родителей, изучает их.
  • Как помочь ребенку в его развитии?

    Каждая мама хочет помочь своей крохе развиваться гармонично. Для этого вам стоит прислушаться к простым советам:

    1. Увеличьте время прогулок с малышом. Летом можно гулять 2-3 часа, а замой – до двух часов. Во время прогулок ребенок называйте все, что видит кроха: людей, деревья, дома, животных и т.п. Повторяйте за ребенком звуки, вводите новые.

    2. Два раза в день – утром и вечером – делайте крохе массаж. Как его правильно делать, вас научит детский врач.

    3. Придумайте специальный ритуал отхода ко сну: купание, колыбельная, нежные поглаживания. Такой ритуал надо соблюдать постоянно, и малыш будет лучше засыпать.

    4. Играйте с крохой! Продолжайте игры, начатые ранее – используйте мешочки с разными материалами, большие красочные игрушки. Такие забавы не только порадуют малыша, но и помогут развитию мелкой моторики и тактильного восприятия.

    5. Поддерживайте и стимулируйте интерес ребенка к познанию мира, давайте ему возможность увидеть и попробовать как можно больше. Не забывайте следить за тем, чтобы предметы в зоне досягаемости крохи были чистыми и без мелких деталей. Также старайтесь не перевозбудить малыша.

    6. Добавьте новые упражнения: разведите ручки крохи в разные стороны, а потом скрестите их на груди (повторять несколько раз), поворачивайте ножки ребенка таким образом, чтобы его таз немножко повернулся. При этом малыш начнет поворачивать плечи и голову в ту же сторону. Помогите ему повернуться, слегка потягивая за ручку.

    7. Купите крохе резиновые пищалки, издающие звук при сдавливании. Такие игрушки помогут развить ловкость и сноровку ручек. Чтобы развивать координацию и мышление, предлагайте ребенку разные погремушки, с тонкими или толстыми ручками, с кольцами.

    8. Закрепите на стенке кроватки крохи небьющееся зеркальце. Увидите, с каким интересом и восторгом малыш будет наблюдать за своей мимикой, улыбаться своему отражению.

    9. Поощряйте ползание крохи, стимулируйте его, «приманивая» игрушкой или непривычными для малыша вещами: кастрюлями, чашками, черпачками. Но, когда малыш подползает, не отодвигайте игрушку, чтобы не отбить желания ползать. После игры обязательно похвалите кроху, улыбнитесь, ласково погладьте.

    10. Постоянно общайтесь с ребенком! В процессе разговора меняйте скорость и громкость речи, говорите разными голосами. Повторяйте «речь» крохи. Почаще зовите малыша по имени. Хлопайте в ладоши в такт музыке, меняйте медленную и быструю музыку, ее громкость, ритм.

    11. Рассказывайте крохе сказки, стишки, потешки. Делать это надо не монотонно, а эмоционально и ярко. Используйте веселые игры-потешки, например:

    Малыш лежит на спинке, а мама сгибает по очереди его ножки, а потом сводит и разводит ручки, приговаривая:

    Пошли молотить, Ручки-грабельки

    Мама подводит согнутые ножки крохи к животику, переворачивает на бок, приговаривая: Толкачики – рогачики, оп! Перевертушки!

    Мама тянет кроху за ножки на себя:

    Поехали – поехали за солью, за солью.

    Мама постукивает по пяточкам крохи, напевая: Куй, куй, ковалек, Подай сапожок, На маленькую ножку Золоту подковку.

    Если вы заметили хотя бы один из перечисленных ниже симптомов, обязательно обратитесь к врачу:

  • если кроха безразличен к кормлению, не проявляет эмоций в ответ на человеческий голос или игру;
  • если вы наблюдаете подергивание лук и лица;
  • если малыш страдает постоянным нарушением сна;
  • если ребенок не реагирует на свет и звук, либо реагирует слабо.
  • И, конечно же, универсальный рецепт – любите своего кроху! И тогда он обязательно будет расти и развиваться, радуя своих родителей!

    Любите своего малыша, носите его на руках, общайтесь с ним и будьте счастливы!

    Развитие ребенка на 4 месяце

    Как так? Читаю комментарии и не понимаю, что с моим сыном не так? Ему четыре месяца, он не переворачивается, не сидит и не ходит. Он только пару недель назад начал погремушками играть и на животике на руках вставать. Ах, да! Вес восемь килограмм.

    Значит у вас совершенно нормальный ребенок. А вот у кого ребенок ходит по кроватке и знает таблицу умножения — не нормальная мать и детей вообще не видела, фантазии все.

    Карина, не обращайте внимания. Это не нормально, если в 3,5 мес. сидеть и ходить (смешно даже!). Моему второму сыночку тоже 4 месяца через несколько дней. И весит тоже 8 кг. Так мы и руками пока еще не очень управляем! А Ваш — не переворачивается скорее всего из-за крупного веса. Или просто не хочет пока еще. Всему свое время)))

    у вас бы детки еще в три месяца ходить начали, пишут какую-то ерунду. нельзя детей в четыре месяца подушками обкладывать.

    У меня сыночку 3,5 месяцев у него уже лезут зубки, он хочет сидеть и ходить, сам поднимается и становиться на ножки, конечно при моей поддержке.

    Что за ерунда! Встает на ножки, в 3,5 мес.? Главное сидеть он только ,,хочет,, но на ножки ,,сам встает. Мамочка, вы себя слышите? Не гробьте ребенку позвоночник.

    У меня второй ребенок в три месяца сел, а в пять уже старался стоять, и рано пошел. Причем первый был "ленивый", сел почти в семь месяцев, а пошел в год и месяц и то с поддержкой.

    Моему мальчику 3.5 мес., и он действительно отвечает похожими звуками на разговоры с ним и различает каждого члена семьи, реагируя на каждого по разному. Особенно бурно и весело реагируя на ажеку.

    Моему сыночку 4 с половиной месяца. Переворачивается на живот так что не успеваешь за ним следить)) Только положила на кровать на спину не успела отвернуться уже на животе))) Шустрый) Но он очень ручной, не могу ничего сделать дома ничего. Еще у кого-то так? А спит в кроватке или с мамой?

    Валерия, если вы ребенка покормили, поговорили с ним ласково, подержали на ручках (все это около часа наверное займет, если не больше), то положите его в кроватку с чистой совестью, пуст сам учится засыпать и вы будете свободны хоть на какое-то время. Я делаю так, потому что мои руки и спина не выдерживают держать ребенка без конца и потому что не хочу, чтоб ребенок был ручным. Когда сама тихонько засыпает, а когда и плачет минут 5-10, а потом засыпает. Конечно, мне эти минуты кажутся за полчаса, но что делать. Всегда есть вещи для глажки, я стою глажу и смотрю одним глазом на ребенка и на часы — успокаивается сама. И еще + в том, что не надо спящую с рук перекладывать в кроватку — может проснуться в процессе, а так сразу на месте заснула и хорошо.

    В 3 месяца пошли к педиатру я сказала, что малышу хочеться сидеть и ходить. На что мне ответили: "Почему бы и нет. Все что хочет малыш." Через 2 дня нам 4 месяца мы ползаем на спине, сидим в подушках и иногда так и засыпаем, устраиваем маме истерики, чтобы походить и причем довольно хорошо переступает ножками, даже на ступеньки, но держу под ручки, чтоб небыло нагрузки на позвоночник.

    Бред какой-то! И педиатр странный, что такое ляпнул. Ходить в 4 месяца? И ещё по ступенькам. Маман, одумайтесь. У дитя ещё мышцы спины слабые и связки голеностопа. Не всем капризам надо потакать. Скоро сразу с роддома будут сидеть, ходить, говорить, в год пойдут в школу, а в 10 на работу.

    Зачем обкладывать подушками? Зачем стимулировать ходьбу? Ребенок должен самостоятельно, без чьей-либо помощи сесть или встать на ножки! Его позвоночник и мышцы должны сами решить, когда они будут готовы!

    Развитие ребенка на 4-м месяце жизни

    Развитие ребенка на 4-м месяце жизни проходит очень заметно, ведь это еще одна, совершенно новая ступень в его развитии. Теперь он начинает меняться не только в характере, но еще и внешне. Он становится все более пропорциональным. Каждый день малыш узнает что-то новое, приобретает для себя какие-то определенные привычки. Для нас они не имеют большого значения, а вот для ребенка это очень важно. Ведь он только начинает жить.

    Физическое развитие ребенка на 4 месяце

    Как только малыш наступает на этот новый период в развитии, то вы заметите, что в весе он не будет много набирать, как было до этого. В рост он будет давать все так же, примерно по 2 сантиметра за месяц. Это будет продолжаться на протяжении всего первого года жизни. Ножки тоже потихоньку начинают становиться все крепче, ведь уже через какие-то пять месяц ребеночек уже будет пытаться на них вставать. Развитие ребенка на 4-м месяце жизни в основном обозначается тем, что у него начинают сильно расти волосы и ногти. Причем если волосы – это дело чисто индивидуальное, то с ногтями дело обстоит совершенно иначе. Обязательно следите за их ростом и постоянно подстригайте. Ведь в обратном случае малыш случайно может пораниться

    Развитие ребенка на 4-м месяце жизни — Психология

    Самая главное особенность психологического плана, которая присутствует у ребенка в таком возрасте это то, что он постоянно нуждается в том, чтобы с ним общались. Теперь вы уже не сможете отделаться только тем, что ребенка нужно покормить и потом уложить спать, нужно еще и поиграть с ним. Когда вы что-то будете говорить малышу, он обязательно будет пытаться ответить вам на своем языке. Этот процесс на самом деле доставляет родителям очень много удовольствия. Если вам нужно куда-то отлучиться, то вы вполне можете его оставить, только ненадолго потому, что общения для ребенка сейчас стоит на первом месте, и от вас зависит очень многое.

    Что умеет ребенок в 4 месяца

    Теперь ваш малыш уже кое-что умеет делать самостоятельно. Например, он с легкость может со спинки перевернуться на животик, и с животика на спину . В то время, когда он лежит на животике, он с огромным удовольствием поднимает головку и поворачивая ее из стороны в сторону пытается понять, что такого интересного происходит в комнате. Малыш уже понимает, что такое форма предмета. К тому же, он может узнать свою маму, даже если она сменит прическу. Хотя стоит заметить, что еще недавно он мог немного испугаться этого.

    Когда четвертый месяц уже подходит к концу, малыш начинает имитировать некоторые слоги: ма, па, например. Игрушки, которые будут находиться рядом с малышом обязательно должны быть чистыми. Ведь сейчас он будет пытаться потянуть в ротик все, что будет находится рядышком с ним. Поделать с эти абсолютно ничего нельзя. Именно так малыш начинает познавать окружающий его мир.

    Играем вместе с ребенком

    Играть с ребенком продолжайте так же, как вы делали это раньше. Используйте яркие игрушки. Так же очень рекомендуется приобрести для малыша небьющееся зеркало. От того, что он будет на него смотреть – действительно получит большое удовольствие.

    Учимся и познаем мир

    Когда гуляете с малышом по улице, то обязательно показывайте ему все, что есть вокруг, называйте предметы своими именами, чтобы малыш запоминал все. Обязательно продолжайте повторять за ним те звуки, которые у него будут получиться. Кроме того, пытайтесь научить его чему-то новому для него. Малышу действительно нравиться, когда с ним общаются. Ему нравиться, что он может произносить разные звуки. В том случае, если этого с ним не делать, то малыш будет просто агукать.

    Четвертый месяц жизни ребенка

    В первый год жизни ребенка основным показателем его развития является прибавк массы тела. На четвертом месяце жизни прибавка веса должна составлять 18 – 24 г в день. Средняя прибавка в весе к концу четвертого месяца составляет 600 — 750 г за месяц. В росте с конца третьего до конца четвертого месяца прибавка примерно 2 — 2,5 см. Кроме этих показателей, в оценке развития ребенка, учитываются окружность головы и грудной клетки. В среднем у мальчика в 4 месяца объем головы – 41,9 см, груди – 42,8 см, у девочек в 4 месяца объем головы – 41 см, груди – 41,8 см. У хорошо развитого ребенка к 4 месяцам объем головы равняется объему груди или объем груди превышает объем головы.

    Спокойный и длительный сон играет важную роль в развитии ребенка. А прогулки и сон на свежем воздухе укрепляют нервную систему ребенка, закаливают, повышают иммунитет. Ночной сон становится более глубоким и долгим. Днем ребенка следует укладывать спать, заметив признаки усталости, зевоту, потирание глазок.

    Уход за ребенком.

    Утром ребенка надо умыть водой, комнатной температуры и вытереть мягким полотенцем. Надо следить за чистотой ушей и носа. Купать следует ребенка каждый день. Температура воды 35 – 36 С, потом ребенка обмывают водой, которая на 1-2 С ниже температуры воды, в которой его купали. Купание должно занимать 5-7 минут. Во время купания проявляет радость, плещется, бьет ладошками по воде, смеется. После купания, когда у ребенка хорошее настроение, раз в неделю следует подрезать ноготки. Делать это надо очень аккуратно и осторожно, не нервируя малыша, чтобы он не дернулся.

    Днем малыш должен кушать 5- 6 раз. Масса съеденной пищи должна составлять 1/6 — 1/7 массы тела ребенка. Для четвертого месяца это составляет 900 — 1000 г. За каждое кормление малыш съедает примерно 200 мл молока. В этом возрасте материнское молоко остается необходимым и незаменимым для ребенка. Количество и качество грудного молока полностью удовлетворяют потребности ребенка. Можно прикармливать ребенка овощным, фруктовым пюре и соками. С 4 месяцев следует начать прикармливать ребенка с ложки. Новые продукты следует вводить осторожно и маленькими порциями. Педиатр обычно назначает ребенку витамин D. Он участвует в правильном формировании костей, профилактике рахита. Обычно витамин D назначается с сентября по май, точную дозу Вам подберет Ваш педиат.

    У ребенка постоянно появляются новые умения и способности.С 4 месяцев надо продолжать ребенку давать предметы из разных материалов, чтобы развить его тактильные ощущения. В этом возрасте развивается кратковременная память ( 5 – 7 секунд ). Ребенок может различать запахи.

    Примерно к четвертому месяцу формируется новый цвет и качество волос. Малыш может терять волосы, которые были при рождении. Начинают отрастать новые. В течение нескольких месяцев можно будет понять, какие новые волосы будут у ребенка. Может так же поменяться цвет глаз. Голубые или синие глаза могут стать карими.

    Малыш уверенно поворачивает, поднимает и удерживает голову, лежа на животе. Лежа на спине, ребенок может поднимать голову и подтягивать подбородок к груди. В этом месяце кроха учится переворачиваться со спины на живот. Лежа на животе, ребенок пытается опираться на предплечья, пытаясь дотянуться одной рукой до игрушки. Малыш изучает свои ручки, следит за ними взглядом, разжимает пальчики. Ребенок захватывает рукой игрушку, может ее переносить, уронить. Малыш активно двигает ножками. В состоянии покоя периодически распрямляет колени. Если поставить его стопами на пол, держа в подмышках, он начнет сгибать и разгибать колени, приплясывая. Во время купания, малыш делает движения, словно ползет, что напоминает плавание на животе. В этом возрасте можно сажать ребенка в положение полусидя с поддержкой родителей. Позвоночник еще не готов к самостоятельному сидению. Старается брать небольшие предметы двумя пальчиками.

    Малыш прекрасно видит предметы на расстоянии 20 — 30см. Глазки двигаются синхронно, скоординировано. Малыш следит за движущимися предметами. Постепенно должно пройти косоглазие новорожденных. Ребенок различает цвета. Может переводить взгляд от предмета к предмету, находящихся на разном расстоянии от ребенка. Начинает интересоваться своим отражением в зеркале.

    Проявляется любопытство. Малыш обращает внимание на звуковые раздражители, поворачивая голову в сторону шума. Любит слушать музыку. Кроха начинает лепетать, получая удовольствие от собственного голоса. Начинаются лепетные звуки «е», «и», «а», «га», «гу». Ребенок пытается имитировать голоса и звуки вокруг него. Кроха начинает громко смеяться, когда его щекотят. Ребенка надо знакомить с окружающим миром. Во время прогулок малышу надо показывать цветы, птиц, деревья и т.д. Кроха проявляет большую активность, когда его окружают люди.

    К концу четвертого месяца возможно появление первого молочного зубика. Понять, что режется зубик можно по беспокойству крохи, его плохому настроению, плаксивости, повышению температуры, жидкому стулу. В первую очередь чаще всего появляются два нижних зуба. Поможет ребенку преодолеть болезненные ощущения специальное зубное кольцо, грызунок.

    С ребенком надо играть, используя игрушки. Это побуждает его к творческому процессу. Надо правильно подобрать игрушки и научить ребенка ими играть. Игрушки должны быть яркими, локальных цветов, крупными. Хорошо, когда весит мобиль, который издает звуки и двигается. С 3 до 7 месяцев игрушки должны провоцировать двигательные способности ребенка. Игрушки должны быть по возрасту, чтобы не было острых краев, мелких деталей и т.д. Периодически игрушки надо мыть.

    К четвертому месяцу время суточного сна уменьшается. Периоды бодрствования увеличиваются. Для правильного развития ребенка следует придерживаться четкого режима. Таким образом, малыш будет с аппетитом кушать, хорошо спать и во время бодрствования будет весел и полон сил.

    Примерный режим дня:

    Кормление — 6:00, 9:30, 13:00, 16:30, 20:00, 23:30

    Бодрствование – 6:00-7:30, 9:30-11:00, 13:00-14:30, 16:30-18:00, 19:30-20:30

    Сон дневной: 7:30-9:30, 11:00-13:00, 14:30-16:30, 18:00-19:30

    Сон ночной: 20:30 – 6:00

    Купание: 19:30 ( перед кормлением) или 20:30 (перед ночным сном)

    Режим сдвигается в соответствии с утренним пробуждением и кормлением.

    У Вас уже появился малыш! Расскажите нам, как его зовут, и добавьте в наш раздел с именами свои красивые имена для девочек или красивые имена для мальчиков. Не забудьте проголосовать за понравившиеся Вам имена!

    Редактор: врач-педиатр Потапова Людмила, закончила педиатрический факультет СарГМУ, клиническая ординатура по инфекционным болезням.

    Дата публикации 22.08.2011

    Перепечатка без активной ссылки запрещена!

    В этом возрасте любимая игрушка малыша – он сам. Младенец неустанно пытается понять, кто он такой, где находится и что чувствует. Ему нравится трогать свое личико, ощупывать пальцами нос, рот, волосы. К 4 месяцам многие дети могут уже соединять вместе обе руки и попеременно играть каждой из них.

    Важной особенностью данного периода является интенсивное развитие эмоций. При виде мамы кроха выражает свою радость не только улыбкой – родители впервые слышат его смех. Ребенок становится более общительным, поэтому в квартире старайтесь повсюду брать его с собой. Для этого можно использовать переносной шезлонг или прогулочную коляску.

    Теперь малыш исследует окружающий мир путем непосредственного взаимодействия с ним. Пусть сын или дочка «помогает» вам в домашних делах, присутствует на обедах или ужинах, «участвует» в разговорах. Кроха больше не ждет пассивно, когда с ним заговорят или ему улыбнутся. Он сам ищет лица, затем улыбается, лепечет и заставляет нас улыбаться в ответ.

    Учимся понимать друг друга

    К 4 месяцу у ребенка устанавливаются контакты с окружающими людьми. Маленький человечек готов улыбнуться каждому, но самые радостные улыбки предназначаются родителям. Он реагирует на их внимание, радуется играм и разговорам, активно подает голос и лепечет. Все это – признаки желания и готовности к общению.

    Ошибочно полагать, что ребенок не понимает обращенную к нему речь. Всю «необходимую» информацию он черпает в ваших интонациях. В ответ на обращенные к нему слова кроха начинает «гулить» и улыбаться. Со стороны иногда даже трудно понять, кто – взрослый или малыш – более активен. В результате между ребенком и родителями устанавливается более тесная, чем когда бы то ни было, связь. В этот период происходит очень быстрое развитие речевых навыков. Малыш проводит много времени, тренируя свои новые способности.

    К концу 4 месяца в речи ребенка легко различить гласные и согласные, среди которых наиболее часто встречаются грубым «м», «б», «п». Их появление в активной речи малыша одними из первых неслучайно: из-за того, что кроха сосет материнскую грудь, у него уже хорошо развиты мышцы губ, благодаря работе которых мы впоследствии и наслаждаемся первыми «ма-ма-ма». Теперь становится очевидным, почему в различных языках, слово «мама» имеет почти одинаковое звучание.

    И хотя «разговоры» являются важным стимулом в развитии ребенка, это далеко не единственный способ общения с ним. И взрослым, и детям доступен язык мимики, жестов, различных действий. К примеру, малыш может всем своим видом демонстрировать нежелание укладываться спать.

    Уже говорилось о том, что не стоит бояться «избаловать» младенца, постоянно укачивая его на руках. Не стоит беспокоиться по этому поводу и сейчас, однако трехмесячному человечку необходимо помочь научиться засыпать самостоятельно. Проявите фантазию и терпение. Чтобы делать ритуал отхода ко сну приятным и понятным для ребенка. Кладя малыша в кроватку, будьте спокойны, веселы и уверенны в себе, старайтесь говорить и улыбаться.

    Двигательные навыки ребенка 4 месяцев

    Ребенка 4 месяцев нередко называют «хватайкой» — его умения пользоваться руками становятся более совершенными. Он начинает щупать, брать, бросать предметы, пытается дотянуться до лежащей рядом игрушки. Большинство детей четвертого месяца жизни способны дотянуться и ударить по подвеске, прикрепленной к кроватке.

    Их действия осуществляются в определенной последовательности: ребенок ударяет по подвеске, замирает, глядя на результат своего действия, оживленно вскрикивает, а затем с возрастающей силой возобновляет удары. В желании малыша увидеть что-то новое, необычное проявляется его способность вести себя более осознанно и целенаправленно.

    По уровню развития двигательных навыков дети этого возраста заметно отличаются друг от друга. Кто-то уже может переворачиваться с живота на спину, некоторые же малыши все еще ограничены в своих движениях. Но не стоит торопить события и пытаться учить ребенка тому, до чего он еще не дорос в СВОЕМ развитии. Упорно тренируйте лишь то, что младенец умеет: поворачивать голову, приподниматься, лежа на животе и опираясь на предплечья, распрямлять ножки.

    Кроме интереса к собственным рукам, у малыша заметно возрастает интерес к предметам, попавшим в них. Теперь он способен дольше держать предмет в руках и внимательно изучать его. Если крохе в руку положить погремушку, он сначала рассмотрит ее, а после этого поднесет ко рту. Когда вы держите какой-либо предмет перед малышом, он пытается схватит этот предмет обеими руками.

    Младенец проявляет способность предугадывать события, которые должны произойти. К примеру, увидев мамину грудь, он тотчас замолкает. Очевидно, в сознании ребенка устанавливается связь, основанная на определенно стереотипе. Грудь, на которую он смотрит, — не просто зрительный образ, а то, что должно оказаться у него во рту и утолить чувство голода.

    Наряду с тем, что ребенок начинает осознавать функции окружающих предметов, он приобретает способность реагировать на их исчезновение. Малыш будет следить за двигающейся погремушкой и пристально смотреть на то место, где он видел ее в последний раз. Кроха пытается восстановить в памяти траекторию движения погремушки, но еще не понимает, что с помощью взгляда нельзя вернуть ее назад.

    В это же время в сознании ребенка устанавливается прочная связь между увиденным и услышанным. Он поворачивает голову на звук материнского голоса. Его внимание привлекает звон погремушки, и малыш может почти полностью повернуться, чтобы увидеть ее. Список любимых забав возглавляют музыкальные игрушки, радио, магнитофонные записи и даже стук метронома. Ребенок будет поворачиваться к любому источнику шума.

    Кулачки младенца почти полностью разжались, и он начинает активно исследовать предметы руками. Чтобы продлить приятное ощущение, ребенок будет тереть большим пальцем край мягкого одеяльца, по которому скользят его ладошки. Теперь малыш не пассивно получает удовольствие. А сам активно ищет новые приятные ощущения.

    Занятия с ребенком 4 месяцев

    Разговаривайте с сынишкой или дочуркой, используя любую возможность. Рассказывая что-либо, изменяйте интонации, говорите громко и тихим голосом, быстро и медленно, смеясь или, наоборот, успокаивая малыша. Когда наступит его очередь что-то «сказать», подождите, пока он закончит «фразу» а затем повторите его «речь». Чем чаще вы будите разговаривать с ребенком, тем больше он будет «говорить» с вами. Старайтесь называть его по имени. Напевая песенку или читая стишок, заменяйте слова «детка, крошка» именем ребенка.

    Младенцу нравится слушать музыку, особенно ритмичную. Дайте ему послушать мелодию, где есть четкий ритм. Попробуйте похлопать в ладоши в такт музыке или сделайте это с помощью деревянных ложек или бубна. Слушайте музыку быструю и медленную, громкую и тихую. Через некоторое время ребенок научится замечать изменения в ритме.

    Наденьте любимому чаду на запястье манжетку с пришитым колокольчиком, и осторожно потрясите рукой ребенка, чтобы он посмотрел на нее и заметил колокольчик. Затем наденьте эту манжетку на другую руку и снова потрясите, на этот раз немного сильнее. Данное упражнение поможет малышу лучше узнать части своего тела и развить координацию глаз и рук.

    Чтобы младенец чаще произносил различные звуки, пойте ему песенки, в которых доминирует какой-либо звук. Если вы не знаете таких, воспользуйтесь «Звукариком» А, Усачева и переложите коротенькие стишки из этой книги на любую мелодию. Выучите несколько песенок, которые заканчиваются неожиданным образом, и пойте их крохе. Послушав песню несколько раз, он будет знать, что в конце его ожидает сюрприз. Одной из таких песен является песня-игра «Ехали мы ехали…»

    Продолжайте знакомить малыша с различными типами поверхностей. Смастерите пару матерчатых перчаток, используя для каждого пальца свой тип ткани. Наденьте перчатки на руки, и пусть сын или дочка прикоснется к каждому пальцу.

    Физическое развитие ребенка

    Теперь ребенок стремится как можно больше использовать свои физические возможности, поэтому ему особенно нравится ударять руками и ногами по разнообразным предметам. Прикрепите к детской кроватке подвеску с игрушками, которые после удара по ним начинают звенеть или качаться и вращаться. Устройте малыша так, чтобы он мог дотянуться до игрушек сначала руками, а затем ногами.

    Возьмите ребенка за руки и осторожно потяните на себя, так чтобы он приподнял туловище, после чего бережно положите назад. Это упражнение укрепляет мышцы живота и одновременно дает возможность по-новому увидеть окружающий мир. Чтобы младенец скорее научился ползать, положите его на живот на твердую поверхность. Встаньте сзади и приложите свои ладони к ступням малыша. Ему будет удобно ползти, отталкиваясь ногами от ваших рук.

    В период между 3 и 4 месяцем большинство детей начинают переворачиваться. Сначала они, как правило, перекатываются с живота на спину, затем со спины на бок и, наконец, со спины на живот. Помогите крохе развить эти новые для него навыки. Подложите руку малышу под плечи и осторожно покачивайте его из стороны в сторону. Когда ребенок лежит на боку, покачивая его, слегка подтолкните, и пусть он попробует перевернуться сам.

    4 месяц жизни ребенка

    4 месяц жизни малыша – период развития и всё более яркого проявления «комплекса оживления», радующего каждую маму. Ребенок учится использовать все доступные ему средства для привлечения к себе и удержания внимания взрослых – улыбку, мимику, движения ручек и ножек, звуки.

    Эмоциональное развитие

    Ваше взаимодействие с крохой становится более эмоционально насыщенным. Радостная улыбка, взмахи ручками и ножками, разжимание пальчиков, мелодичное гуление – именно так проявляется «комплекс оживления», признак нормального и полноценного развития ребенка. К 4 месяцам «комплекс оживления» возникает часто и легко. Многие дети к 4 месяцам уже громко смеются в ответ на эмоциональное и речевое общение.

    На 4 месяце начинает формироваться дифференцированное отношение к окружающим, деление на «своих» и «чужих».

    Зрительное восприятие

    Малыш 4 месяца жизни уже умеет поворачивать голову, прослеживая за взрослым или игрушкой. Совокупность новоприобретенных зрительных и моторных навыков позволяет ему протянуть ручку к понравившейся игрушке, схватить ее, пощупать и потрясти. Интерес в этом возрасте начинают вызывать зеркала. Ребенок еще не понимает, что это его отражение, но учится воспринимать этот образ и следить за движениями самого себя в зеркале и движениями взрослого.

    К 4 месяцам малыш уже узнает маму, выделяет ее среди других людей, выражает радость при ее появлении.

    На четвертом месяце ребенок может локализовать звук в пространстве. Он поворачивает голову в правильном направлении, слыша голос взрослого или звук погремушки. Таким образом, происходит важный этап развития – формирование у него зрительно-слуховой связи между объектами окружающего мира. Малыш уже начинает выделять маму не только визуально, но и по голосу, выражая радость, прислушиваясь и ища ее взглядом. Становится заметна разница в реакции на свое и чужое имя, спокойную и плясовую мелодии (примерно к 4 месяцам).

    Предречевое развитие

    С «комплексом оживления» связано развитие гуления. К 4 месяцам оно приобретает интонационное, певучее звучание. В редких случаях в 4 месяца появляются первые слоги лепета.

    Двигательная активность

    Главная задача малыша 4 месяца жизни – овладение подготовительными движениями к ползанию. В 3 месяца он уже уверенно лежит на животике несколько минут, опираясь на предплечья и высоко подняв голову; при поддержке под мышки крепко упирается в твердую опору ногами; хорошо держит головку на руках у взрослого. К 4 месяцам дети уже обычно умеют поворачиваться на бок.

    На 4 месяце развивается целенаправленность движения рук. К 4 месяцам кроха уже рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки.

    Ребенок в 4 месяца (календарь развития)

    С четвертым месяцем в жизни крохи наступают новые этапы развития: больше эмоциональных проявлений, новые физические умения, первые стремления и уже маленькие победы. Пик формирования системы пищеварения позади, мучительные колики все меньше одолевают ребенка, поэтому остается больше сил и настроения для изучения ещё такого неопознанного мира вокруг.

    Физиологическое развитие на 4 месяце жизни

    Переступив рубеж четырех месяцев, чадо продолжает активно набирать вес. Несмотря на новые умения, физическая активность все также не велика, поэтому прибавка в весе может составить от 600 до 750 гр. Согласно стандартным параметрам вес должен приблизиться к границе 6-7 кг, а рост к отметке до 65 см.

    На фоне постоянного развития, старые навыки и рефлексы новорожденного постепенно сменяются новыми, более совершенными. Среди них:

  • Хватательный рефлекс Робинсона. Ранее он носил безусловный характер, но к 4-м месяцам малыш осознанно тянется к предметам в поле зрения, хватает их и старательно удерживает. От степени проявления этого рефлекса зависит дальнейшее развитие мелкой моторики у ребенка.
  • Ползание по рефлексу Бауэра. Раньше кроха пытался ползать, когда чувствовал опору у ножек. Но на момент исполнения 4-х месяцев эти стремления забываются: рефлекс или угасает вовсе, или малыш пытается ползти уже без чьей-либо помощи.
  • Автоматический рефлекс Моро. У большинства детей к этому возрасту данный рефлекс уже не проявляется. Ранее его можно было вызвать резким хлопком или ударом по поверхности. Выражался он в разведении ручек в сторону и разжимании кулачков, а затем возвратом в исходное положение.
  • В 4 месяца малыш должен полностью избавиться от двух рефлексов-раздражителей:

    • Рефлекс Переса, который при ведении по позвоночнику с легким нажатием пальцев вызывает у ребенка крик, разгибание туловища и конечностей.
    • Рефлекс Галанта, который при раздражении кожи по линии позвоночника провоцирует изгиб спины, а иногда и разгиб ноги на той стороне, где проводят пальцами.
    • Состояние этих рефлексов проверяет непосредственно педиатр и в случае их наличия направляет на консультацию к невропатологу.

      Новые умения и навыки

      Помимо отсутствия определенных рефлекторных реакций, признаками здорового развития малыша являются приобретенные способности. К ним относятся:

    • Перевороты тела как на живот, так уже с него обратно на бок и спинку.
    • Опора на ладошки в положении лежа на животе. При этом удержание головы должно быть уверенным и продолжительным (не менее 15 мин).
    • Стремительные толчки от твердой поверхности пальчиками на ногах, когда малыша держат за подмышки.
    • Отсутствие тонуса в ручках. На ножках он все еще может проявляться, ведь большая часть активности в этот период приходится именно на них.
    • Хватание и удерживание предметов 20-30 секунд. У крохи уже должно быть понимание, что при движении погремушки она будет издавать звуки.
    • Активное участие в кормлении: малыш стремится поддерживать бутылочку или держаться за грудь.
    • Первые умения управлять своими ручками: тянуться и трогать окружающие предметы, осознанно засовывать пальцы в рот.
    • Раскрытие ладошек и разжимание пальчиков.
    • Умение садиться, когда его приподнимают за ручки. На данном этапе развития усердствовать с высаживанием не стоит, так как позвоночник все ещё только укрепляется.
    • Психоэмоциональное развитие в четыре месяца

    • Ребенок становится все активней и более эмоционально реагирует на голос мамы: оживленно дергает ножками и ручками, радостно улыбается или даже смеется, по-своему с ней болтает. Такие проявления могут наблюдаться и как реакция на новые игрушки или людей.
    • Малыш начинает понимать как его зовут, поэтому следует почаще к нему обращаться в третьем лице. В ответ на разговоры с ним, ребенок должен отвечать первыми звуками: преимущественно протяжными гласными, но элементы твердых согласных также могут иметь место.
    • Кроха начинает запоминать очередность каждодневных действий, понимать, что будет после того или иного события. К примеру, терпеливо ждать после купания массажа; при одевании понимать, что планируется поход на улицу; при виде груди успокаиваться в преддверии кормления.
    • У него появляются первые чувства: ему бывает обидно, страшно, весело, грустно и даже интересно или скучно.
    • Малыш начинает испытывать любопытство к собственному телу. Так, он внимательно изучает свои ручки, трогает личико, ушки или голову, даже узнает себя в зеркале и с интересом наблюдает.
    • Он уже легко узнает своих близких, требует их внимания, особенно мамы. С ней у младенца по-прежнему сильная связь, поэтому ему необходим постоянный контакт: как в плане прикосновений и поглаживаний, так и в эмоциональном аспекте. Мама должна понимать, что и радость, и грусть ребенком моментально чувствуется — от этого зависит его настроение.
    • При виде ранее не знакомых людей, ребенок ведет себя довольно осторожно, внимательно изучая новые лица. Такая же реакция может наблюдаться, если кто-то из членов семьи будет в шапке, капюшоне или солнечных очках, ведь чадо в таком виде их не узнает. А сняв такую «маскировку», можно наблюдать яркие эмоции удивления в виде звуков, мимики и активных телодвижений.
    • В четыре месяца у малыша активно совершенствуется восприятие окружающего мира на зрение и слух. Теперь он не только пристально наблюдает за движущимися игрушками в поле его зрения, а ещё и запоминает их. А если показать чаду, как грохочет погремушка, а затем пошуметь ею в другой стороне – он будет поворачивать голову на слух в поисках знакомого звука.
    • Помимо усиленной внимательности, ребенок начинает интересоваться цветами. Первыми он будет замечать красочные и сочные цвета, такие как солнечный желтый или сочный красный. Менее насыщенные оттенки (зеленые, голубые и синие тона) также приковывают его взор к себе, но в меньшей степени. Поэтому выбирать новые игрушки следует исходя из этих предпочтений: яркие, но не смешанные друг с другом цвета. Малыш лучше воспримет развлечение, если в составе игрушки будет не более 4 оттенков, а иначе он быстро утомится и потеряет интерес.

      Настал тот период, когда ребенок усердно прислушивается к звукам вокруг него, различая голос папы и мамы, начиная вертеть головой в поиске их самих. Прислушиваясь к мелодии или песни, он уже проявляет свою симпатию или, наоборот, недовольство по поводу услышанного. Крохе в таком возрасте более приятны ритмичные темпы, чем высокие звучания, так как его слух воспринимает только пару тонов из всего возможного спектра. Четко слышимый ритм сыграет успокаивающий эффект и даст возможность добавить элемент игры в виде движений ручками и ножками под такт музыки.

      В 4 месяца у младенца наступает этап, когда ему так необходимо постоянное общение. От этого зависит, когда наступит начало его будущих первых слов и предложений. Поэтому родителям необходимо стать более общительными: объяснять словами любое действие, рассказывать о совместных планах на сегодня, описывать происходящие вокруг ситуации. Эффективным будет чтение первых книжечек с большими картинками или использование карточек со словами и иллюстрациями к ним.

      В свою очередь, кроха будет отвечать на услышанные речи своим языком. Чтобы он начал пробовать повторять за мамой, ему необходимо показать, как это делается: надо подождать пока он закончит «свое предложение», а затем воспроизвести его звуки. Таким образом у ребенка вырабатывается навык подражания речи, который поможет ему легче научиться говорить.

      Отсутствие навыков: что должно насторожить

      Каждый ребенок склонен к своему индивидуальному развитию. Поэтому у одних детей перечисленные способности возникают раньше, у других проявляются позднее. Это не всегда является поводом для беспокойства, но стоит знать отсутствие каких умений должно привлечь внимание. Тревожными знаками являются отсутствие:

    • Хватания и удержания даже самых легких предметов в ручке.
    • Попыток перевернуться на живот или неудачные стремления.
    • Начальных поднятий на ручках в положении лежа на животе.
    • Уверенного держания головы, когда малыша приподнимают за ручки.
    • Элементарных эмоций и реакций на внимание, разговоры и игры: удивления, восторженности, грусти, улыбок, смеха.
    • Уверенной стойки на пальчиках ног, если кроху придерживая поставить.
    • Режим кормления и сна

      При грудном вскармливании

      Детей на ГВ следует кормить по уже выработанному индивидуальному графику: по режиму или по требованию. В этом возрасте уже нет необходимости тщательно отмерять количество съеденного или проверять жирность молока. Если малыш каждый день прибавляет в весе, то получаемой им еды вполне достаточно.

      При правильном питании матери, ее молоко содержит все необходимое для крепкого здоровья ребенка, поэтому вводить прикорм нет необходимости. К дополнительной пище в виде фруктовых пюре и соков прибегают в отдельных случаях после рекомендации педиатров. Если в развитии и росте крохи нет никаких особенностей, то повышать риск аллергий и проблем с пищеварением из-за новой еды не стоит.

      Для будущего прикорма лучше всего использовать овощные продукты в виде пюре. Микроэлементы и витамины, содержащиеся в них, нужнее детскому организму, чем во фруктовой пище. К тому же, многие малыши не принимают менее вкусные овощи после того, как распробуют сладкое пюре из фруктов.

      При искусственном кормлении

      Если рацион у малыша состоит из молочной смеси, то с 4-х месяцев можно ввести соки. Вводить этот новый для детского животика продукт следует постепенно, не более 30 гр в день в разбавленном виде.

      Периодичность и количество потребляемой смеси зависит от динамики набираемого веса. В среднем, к четырем месяцам ребенок должен кушать 5-7 раз за день и съедать 150 гр за одно кормление.

      Нормой для достаточного отдыха и полного восстановления детских сил считается сон, который длится не менее 13-15 часов. К 4-м месяцам количество ночных кормлений должно сократиться до 1-2 раз, а суммарный сон должен составлять 10 часов. Если малыш уже спит всю ночь и просыпается лишь под утро – это является естественным явлением и не считается отклонением от нормы. Остальные 3-5 часов припадают на дневной отдых и сон во время гуляния.

      К этому возрасту пора приучить малыша к режиму дневного сна. Тогда он будет легче засыпать и лучше спать, что предотвратит его переутомление и сбои в ночном сне. Также важно оптимальное время для укладывания, которым считается период с 7 до 9 часов вечера.

      Как помогать малышу развиваться

      В 4 месяца ребенок напрямую зависит от контакта с мамой. Это же касается и развития его новых умений и навыков. Поэтому так важно брать малыша с собой, а не оставлять в манеже или в кроватке. К примеру, взять его с собой на кухню в коляске или слинге и, делая домашние дела, рассказывать ему все детали. Использование для этих целей кенгуру не рекомендуется до 6 месяцев, когда спинка ребенка окрепнет.

      Следует постоянно говорить с младенцем, активно вести диалог. Крохе очень важно понимать и чувствовать, что он не только услышан, а является одним из главных действующих лиц разговора. Поэтому ему будет очень интересно послушать, как используется тот или иной предмет, какого он цвета, что еще бывает такого цвета. Если предмет безопасен, то можно разрешить малышу его пощупать и попробовать на вкус. Он будет рад таким новым нестандартным игрушкам. Тем более такие предметы или самодельные игрушки из бечевок, завязанных в узелки, меха и гладких тканей хорошо развивают моторику и дарят радость новых ощущений.

      Развивающие игры с ребенком

      В привычный режим дня можно включить такие игры:

    • С элементом неожиданности в конце: всем известные «Коза рогатая» или «По кочкам, по кочкам». Они вырабатывают реакцию ребенка.
    • Для развития координации и ориентации: «Ку-ку». Лучше всего прятаться с одной, а появляться с другой стороны от малыша, чтоб он поворачивал голову на звук.
    • Для развития мышц ручек: «Ладушки». Надо показать крохе, как можно раскрывать ладошку во время хлопков, чтоб позже он сам тренировал разжимания.
    • Включающие легкий массаж: «Сорока-ворона». В процессе игры затрагиваются все точки на ладошке и пальчиках, а ведь каждая из них отвечает за определенный орган. Так, в центре находится точка кишечника, мизинец определяет сердце, на безымянный палец спроецирована точка нервной системы, средний отвечает за печень, указательный за желудок, а на большом пальце разместилась точка головного мозга.
    • Для полноценного развития малыша лучше использовать все методы в комплексе. Также стоит продолжать массаж после купания, добавлять новые упражнения, аккуратно закаливать маленький организм. Все это поможет ему быстрее и легче научиться новому и порадовать родителей.

      Источники:

      http://f-journal.ru/rebenok-4-mesyaca/

      https://mamapedia.com.ua/razvitie-rebenka/razvitie-rebenka-do-1-goda/4-month-rebenku.html

      Развитие ребенка на 4-м месяце жизни

      http://www.pervenez.ru/4month.html

      http://www.missfit.ru/mammy/razvitie-rebenka-do-goda/rebenok-4-mesyaca/

      http://lovingmama.ru/article/36-4-mesyac-zhizni-rebenka

      Ребенок в 4 месяца (календарь развития)