Развитие ребёнка полтора года

Календарь беременности

Что происходит на 42 неделе беременности?

Сорок вторая неделя беременности – последняя, когда роды будут считаться срочными. Беременность, длящуюся более 42 недель, называют переношенной. Даже если вы родите ребенка в конце 42 недели – все в порядке, многие новорожденные появляются на свет именно на этом сроке.

42 неделя – это сколько?

Сорок две недели акушерского срока беременности – это 40 недель эмбрионального срока (с момента оплодотворения).

Сорок две недели эмбрионального срока соответствуют 44 неделям акушерского срока.

Вы беременны 9 месяцев и 2 недели.

Что происходит с ребенком?

Плод на 42 неделе беременности размером примерно с арбуз. Длина его тела составляет 51–52 см, масса – 3,6–3,7 кг. Не забываем, что речь идет о средних показателях. Масса при рождении более 2,8 кг не считается низкой, в то же время, сегодня уже мало кого можно удивить «богатырями» и «богатырками» по 4–5 кг.

Малыш полностью готов к рождению. Все его органы созрели, рефлексы выработались, органы чувств работают, он может дышать, глотать, совершать самые разные движения. На голове растут волосы, на руках и ногах – ногти.

Кости черепа у новорожденного пока еще не срослись. Между ними сохраняются подвижные соединения, они могут смещаться относительно друг друга. Это нужно для того, чтобы головка могла пройти через родовые пути мамы, а также для роста мозга и черепа в будущем.

Легочная ткань малыша хорошо развита. В легких вырабатывается сурфактант – поверхностно активное вещество, которое помогает сделать первый вдох. Кстати, этот вдох будет самым тяжелым в жизни человека, ведь легким нужно расправиться.

В кишечнике находится меконий – первичный стул, который получился из заглоченной амниотической жидкости, сыровидной смазки и волосков-лануго. Обычно меконий отходит спустя некоторое время после рождения. Кишечнику новорожденного предстоит познакомиться с маминым грудным молоком, а позже и с другими видами пищи. В самом начале жизни толстую кишку заселяет микрофлора.

В головном мозге сформированы многочисленные связи между нервными клетками. Хорошо развит сосательный и другие рефлексы. После рождения созревание нервной системы продолжится.

Что происходит с будущей мамой?

Роды могут начаться в любое время, и уже очень скоро вы сможете держать малыша на руках, кормить, убаюкивать, возиться с пеленками и заниматься другими рутинными, но приятными делами. Нужно обращать внимание на некоторые симптомы:

Отхождение слизистой пробки. Это говорит о том, что матка начала готовиться к родам. Но когда они начнутся – пока еще вопрос.

Отхождение вод. Они вытекают из влагалища струйкой, иногда едва заметной, а иногда очень сильной. Обычно через несколько часов начинаются роды.

Истинные родовые схватки. Поначалу вы можете принять их за тренировочные схватки, которые наверняка не раз испытывали в третьем триместре. Но потом заметите, что они болезненные, более ощутимые, долго не проходят, становятся все чаще. Это явный признак того, что надо срочно ехать в родильный дом.

Иногда схватки начинаются с боли, тянущего чувства в пояснице.

В полтора года малыш произносит около 40 слов, могут появиться первые предложения. Интересуется книжками — рассматривает картинки, переворачивает страницы. Учится пользоваться карандашами, начинает осваивать навыки одевания.

Новорожденный ребенок

Ребенок 1 год 3 месяца

Ребенок 1 год 9 месяцев

Ребенок в полтора года хорошо самостоятельно ходит (прямо, по кругу, огибая предметы).

Перешагивает через препятствия на полу приставным шагом (после показа взрослым).

Входит и сходит по детской лестнице чередующимся шагом.

Проходит по слегка наклонной доске.

Самостоятельно садится и сидит на стуле, скамеечке.

Бросает мяч вниз, вперед, вверх.

Рост и вес ребенка 1,5 года данные отечественных педиатров

Рост и вес детей в возрасте 1,5 года данные ВОЗ

В возрасте до полутора лет ребенок:

  • окончательно осваивает ложку и чашку;
  • предпочитает есть сам, хотя справляется (не проливая и не просыпая) пока лишь с густой пюреобразной едой.
  • Познавательное развитие ребенка 1,5 года

    Ориентируется в двух формах (шар-куб, кубик-кирпичик); находит по просьбе взрослого.

    Подбирает предмет такой же формы, как на образце.

    Начинает подбирать геометрический предмет к соответствующему по форме отверстию на грани пособия (прикладывая).

    Ориентируется в двух величинах (большой и маленький); находит после показа, по просьбе взрослого.

    Собирает пирамидку из двух контрастных колец по величине; после показа.

    Ориентируется из двух-трех цветах. Находит такого же цвета игрушку, как просит (показывает) взрослый.

    Оставляет на бумаге зигзаги, штришки, овалы, прямые линии карандашом, фломастером.

    Подражает двум-трем игровым действиям сверстников.

    Проявляет сообразительность: подставляет что-то, влезает, использует дополнительный предмет, чтобы достать понадобившуюся вещь.

    Появляются социально-значимые жесты и мимика («жалеет»):

    Реагирует на эмоциональный тон голоса взрослого (подражает радостным или крикливым возгласам).

    Плачет, выражает беспокойство при нарушении режима, привычных условий.

    Привлекает внимание близкого взрослого эмоционально окрашенными возгласами, мимикой, движениями или плачем, берет за руку.

    Рад общению со взрослыми. Проявляет большой интерес к их действиям.

    Плачет при расставании с мамой, некоторое время скучает.

    Интересуется самостоятельными действиями с игрушками, радуется собственным удачам. Огорчается неумением (отказывается от действия).

    С удовольствием повторяет знакомые движения под музыку.

    Речевое развитие ребенка 1,5 года

    Показывает части тела по просьбе взрослого.

    Обобщает по внешнему виду игрушки, предметы, независимо от размера, цвета. Показывает на них по просьбе взрослого.

    Понятийный словарь увеличивается: понимает смысл многих предложении.

    Выполняет знакомые бытовые действия по просьбе взрослого (положи, отнеси, накрои и др.).

    Произносит простые слова (правильно и индивидуально облегченно).

    Пользуется словом в моменты особой заинтересованности. Отвечает на вопросы: «Кто (что) это?» (в реальной ситуации и по картинке).

    Стремится связать два слова в предложение. Легко подражает часто слышимым словам, фразам взрослого.

    Речь сопровождает мимикой, жестами, движениями, контактом глаз (имеющим значение дополнительного слова).

    Бытовые навыки ребенка в полтора года

    Держит в кулачке ложку, ест частично полужидкую и жидкую пишу.

    Пьет из чашки, почти не проливая.

    Отрицательно относится к нарушению опрятности. Сообщает о физиологических потребностях.

    Развитие ребенка в полтора года (1 год 6 месяцев)

    Познавательное развитие ребенка в полтора года

    Отличие предметов по форме, величине, цвету:

  • Ориентируется в двух формах (шар-куб, кубик-кирпичик); находит по просьбе взрослого.
  • Подбирает предмет такой же формы, как на образце.
  • Начинает подбирать геометрический предмет к соответствующему по форме отверстию на грани пособия (прикладывая).
  • Ориентируется в двух величинах (большой и маленький); находит после показа, по просьбе взрослого.
  • Собирает пирамидку из двух контрастных колец по величине; после показа.
  • Ориентируется из двух-трех цветах. Находит такого же цвета игрушку, как просит (показывает) взрослый.
  • Оставляет на бумаге зигзаги, штришки, овалы, прямые линии карандашом, фломастером.
  • Переворачивает страницы книг («читает»). Катит перед собой коляску. Тянет игрушку за веревочку за собой. Производит в игре (отображает) одно-два часто наблюдаемых действия (кормит, причесывает куклу):

  • по показу взрослого,
  • в самостоятельной игре.
  • Использует в игре предметы-заместители. Производит с ними те же действия, что и с реальными предметами.

    Действует с предметами в игре в зависимости от их назначения.

    Подражает двум-трем игровым действиям сверстников. Проявляет сообразительность: подставляет что-то, влезает, использует дополнительный предмет, чтобы достать понадобившуюся вещь.

    Социально-эмоциональное развитие ребенка в полтора года

    Эмоционально-уравновешенное, спокойное деловое состояние в течение дня.

  • по показу,
  • по просьбе взрослого,
  • редко по собственной инициативе в ответ на знакомую ситуацию.
  • Подражает эмоциональному отношению взрослого к ситуации («жалеет», «сопереживает»).

    Легко переключается (переходит) с одного эмоционального состояния на другое (огорчается, успокаивается). Отвлекается.

    Интересуется действиями других детей.

    Проявляет негативизм во взаимоотношениях со сверстниками (не уступает свою игрушку, отнимает).

    Различно реагирует на разные мелодии, художественное слово (напевность стихов).

    Речевое развитие ребенка в полтора года

  • Показывает части тела по просьбе взрослого.
  • Обобщает по внешнему виду игрушки, предметы, независимо от размера, цвета. Показывает на них по просьбе взрослого.
  • Понятийный словарь увеличивается: понимает смысл многих предложении.
  • Выполняет знакомые бытовые действия по просьбе взрослого (положи, отнеси, накрои и др.).
  • Активная речь (произносит до 40 облегченных слов):

  • Произносит простые слова (правильно и индивидуально облегченно).
  • Пользуется словом в моменты особой заинтересованности. Отвечает на вопросы: «Кто (что) это?» (в реальной ситуации и по картинке).
  • Стремится связать два слова в предложение. Легко подражает часто слышимым словам, фразам взрослого.
  • Речь сопровождает мимикой, жестами, движениями, контактом глаз (имеющим значение дополнительного слова).
  • Тесты развития ребенка полутора лет.

    Часто мамы задают вопрос: всё ли в порядке с моим ребёнком, правильно ли он развивается? Кончено, отдельные моменты может увидеть только специалист, но даже мама сама дома может протестировать ребёнка, определив, не отстаёт ли он от норм.

    Ниже приводятся некоторые простые тесты для домашнего обследования ребёнка в возрасте около полутора лет (+- месяц). Сразу уточню, что для ребёнка в этом возрасте знание букв или умение плавать не являются показательными для определения уровня развития.

    Если ребёнок не справляется с некоторыми из нижеприведённых заданий, усильте работу по развитию малыша в данной сфере и вернитесь к выполнению теста недели через две. Возможно, вы просто упустили что-то в процессе развивающих занятий с ребёнком, и его ошибки при выполнении заданий объясняются педагогическим упущением, а не отставанием в развитии.

    Тест с предметами.

    Посадите на стол пять знакомых ему игрушек, спросите: где мишка? Где зайка и т.д. Ребёнок должен уметь показать эти предметы. Спросите, где висят часы (где телевизор и т.д.) ребёнок, который не может дотянуться до этих предметов, должен уметь жестом показать, где они. Указание только глазами в этом возрасте недостаточно.

    Попросите ребёнка выполнить некоторые простые действия: покорми куклу (ложечкой), пожалей собачку, она упала и т.п. Ребёнок уже должен уметь выполнить небольшие ситуативные действия, правильно используя предметы. Ребёнок должен уже сознавать, что лопаткой копают, ложкой едят, из чашки пьют, расчёской причёсываются.

    Посадите перед ребёнком куклу с волосами, на стол положите расчёску, ложку, вилку, фломастер. Скажите: «куклу надо покормить. Чем мы будем кормить куклу? Ребёнок должен без ошибки выбрать ложку, поднести ко рту куклы.

    Тест с картинками.

    Покажите ребёнку картинки с реалистичными изображениями кошки, собаки, мышки, коровы, лошадки.

    Спросите, показывая картинки по одной: как говорит кошка? Как говорит корова?

    Ребёнок в полтора года должен уже знать и уметь сказать, как говорят основные домашние животные. «А-А» на собачку и «ку-и-ку» на петуха – это тоже правильный ответ. В норме ребёнок должен знать хотя бы 6 животных и птиц.

    Ребёнок может иметь любимые книжки, которые готов часто слушать (обычно – короткие стихи про знакомые вещи – игрушки, животных). В часто просматриваемых книжках может показать почти все предметы, в новых – 4-5 узнаваемых. Уже понимает, что серая кошка и рыжая – это тоже кошка. Может узнать привычные предметы на картинках, даже если они немного отличаются (например, красное яблоко и зелёное). По фотографиям может показать членов семьи, которых часто видит – маму, папу, бабушку, себя и т.д.

    Видя знакомого человека, проявляет радость или оживление, незнакомых людей опасается.

    Пассивный словарный запас ребёнка — около 300 слов. То есть, ребёнок должен понимать простые фразы: дай мне руку, пойдём кушать. Попросите ребенка: "дай маме мячик", "положи его на стул", "дай его мне", "подними упавший кубик" и т. д. Ребёнок должен уметь показать у себя носик, глазки, ушки, животик, а также у куклы или мишки основные части лица и тела. Знание рогов-копыт-гривы и т.п. тонкостей пока ещё не нужно.

    Активный словарный запас – не меньше 20 слов и словоподражаний типа: мама, баба, би-би (машина), куп-куп (купание), бо (больно), бух (упал) и т.п.

    Ребёнок при игре в «сороку-ворону» протягивает руку для игры, а играя в «прятки» -закрывает ладонями лицо. При игре «в ямку бух» — заранее улыбается, ожидая «падения», а при словах «ладушки» — хлопает в ладоши.

    Возьмите зёрна фасоли и банку из-под кофе. В крышке банки сделайте отверстие размером чуть больше зёрнышка фасоли. Попросите ребёнка сложить зёрна фасоли в банку через дурочку. Ребёнок должен уметь взять со стола зёрнышки по одному и практически беспроблемно отправить их в баночку по одному.

    Ребёнок не должен тянуть зёрна в рот и пытаться просто насыпать их на крышку банки, чтобы они случайно попали в отверстие.

    Иное задание – насыпьте на тарелочку мелких съедобных зёрен – арахис, мелкие ядра кешью, небольшие кусочки грецкого ореха. Посмотрите, как ребёнок их берёт. Если всеми пальцами сразу или кулаком – это не очень хорошо. В норме в полтора года уже должен появиться щепотковый захват – когда три ведущих пальца – большой, указательный и средний – формируют «щепотку».

    Возьмите основу из картона, на край наденьте 5-6 крупных скрепок. Ребёнок после 1-2 показов должен самостоятельно снять скрепки с основы.

    Рисование. Ребёнок может рисовать на бумаге каля-маля. При этом рисование пока ещё носит безотрывный характер – хаотичное скопление длительных линий. У кого-то это почти прямые, у кого-то округлые формы.

    Пластилинография. Нарисуйте на картоне и вырежьте жучка. Покажите ребёнку, как от колбаски из пластилина отрывать маленькие кусочки и прикреплять их на картонную основу. Ребёнок должен прикрепить на картон самостоятельно 5-6 кусочков пластилина, причём не в одно место, а вольно разместив их по основе.

    Предложите ребенку кубики (размером 7-8 кубических см.) Покажите ему, как поставить один кубик на другой, чтобы сложить башню. Дайте ему возможность построить башню самостоятельно. Ребенок в полтора года не должен их тащить в рот, бросать и бесцельно стучать по столу, он выполнит чётко задание. В восемнадцать месяцев хорошим результатом для ребенка будет умение построить башню из трех-четырех кубиков.

    Усложните задание – попросите его построить поезд (дорожку) – последовательность 3-4 кубиков, поставленных в ряд. Покажите, как это делается. В полтора года с 3-4 попытки это должен сделать любой ребёнок без проблем в развитии.

    Тест с пирамидкой.

    Ребёнок должен уметь сложить пирамидку, нанизав бессистемно кольца на стержень.

    Тест с колокольчиком.

    со второго раза у ребёнка должно уже получиться.

    Ребенок ходит самостоятельно и длительно. Он умеет приседать, наклоняться, залезть и слезть с дивана, может встать с коленей, может сам подниматься и спускаться по лестнице, может нести с собой игрушки, перешагивает через палку, лежащую на полу.

    Ребёнок умеет бросить мяч руками из положения над головой, попадает по мячику ногой «футбол». Ребёнок может взять небольшой предмет одной рукой, даже с пола, подняться с ней в одной руке.

    Ребёнок не должен проявлять:

    — склонность к уединению;

    — избыточное качание всего тела или хождение по кругу;

    — постоянное отсутствие тревоги при разлуке с родителями, отсутствие узнавания родных людей;

    — чрезмерную отвлекаемость, трудность с концентрацией зрительного внимания (например, при просьбе «посмотри на меня» ребёнок не смотрит в лицо маме, а как бы проводит глазами по её лицу и уводит взгляд в сторону);

    — частую раздражительность, не поддающуюся успокоению, приступы непонятной истерии.

    К полутора годам малыш уже становится вполне самостоятельным. Он сам ходит, сам решает, с какой игрушкой он хочет сейчас играть, и сам берет её.

    Для полуторагодовалого ребенка очень важна достаточная физическая активность. Он умеет ходить, многие дети умеют бегать, прыгать и приседать. Сейчас примите для себя за правило ежедневно гулять с ребенком хотя бы 2 часа вне зависимости от погоды/дождя/снега, Лучше если будет две прогулки по 2 часа. Это очень важно не только для развития физических навыков, но и для сохранения здоровья малыша, и для уменьшения частоты заболеваемости ОРВИ.

    Питание малыша уже вполне приближено к питанию взрослых, и в большинстве случаев отпадает необходимость готовить ребенку отдельно (конечно, если вы не едите слишком острое, солёное, консервированное или маринованное). Если у ребенка была непереносимость белка коровьего молока, то, вероятнее всего, уже развилась толерантность. Поэтому в рацион ребенка можно вводить молочные продукты. Начинать стоит либо с каши на молоке, либо с творога (эти блюда проходят процесс нагревания, и белок в них распадается).

    Помните про список продуктов, которые нельзя давать детям: виноград/вишня/черешня целыми ягодками (его нужно разрезать хотя бы на половинки вдоль, либо на четвертинки), сосиски, колбасу (и другие суррогаты мяса), леденцы, карамель (это самые жестокие деструкторы зубов), сырую морковь/яблоки – ребенок может откусить и вдохнуть кусочек.

    Психология и эмоциональное развитие

    Вероятно, вы заметили, что любимое слово малыша в этот период – «нет». Он говорит его на всё и регулярно. Таким образом ребенок учится чего-то хотеть, а чего-то не хотеть. Это нормально.

    Кроме этого, ребенок уже осознает себя отдельной личностью. Тут очень сильно проявляется борьба за власть, особенно если дома есть старшие дети.

    Именно в этот период дети могут начать кусаться. У них слишком мал словарный запас и они еще не могут выразить свои эмоции. Именно поэтому они могут начать кусаться, чтоб выразить какой-то негатив. Если такое случилось, то прежде всего обратите внимание на укушенного ребенка, убедитесь, что с ним всё в порядке. Будьте спокойны с обоими детьми. Вы ничего не добьетесь криком на ребенка, который укусил. Он, скорее всего, сам был ошеломлен собственными эмоциями, которые не мог контролировать.

    На самом деле, ребенок, который укусил, может плакать гораздо сильнее укушенного. Просто скажите, что кусаться нельзя, что это больно. Обратите внимание на то, что происходило во время инцидента. Вторглись ли в личное пространство ребенка, пытались ли что-либо отнять или, может быть, это произошло близко ко времени сна. В следующий раз вы сможете предотвратить проблему, если будете знать, что такое «триггеры».

    Никогда не пытайтесь научить ребенка, что кусаться нельзя, кусая его ответ. Это научит ребенка лишь тому, что иногда кусаться можно.

    В незнакомой обстановке даже общительный ребенок немного растеряться. А уже дети-интроверты могут и вовсе заплакать. Отнеситесь к этому с пониманием, малышу страшно, постарайтесь почаще обнимать его, взять на руки, дайте привыкнуть к обстановке.

    Ребенок уже хорошо и устойчиво ходит, умеет взбираться на небольшие возвышения и спускаться с них. Далее происходит развитие мелкой моторики. Ребенок учится складывать головоломки, простые и крупные пазлы. Вообще это период увлечения ребенка развивающими играми. Пирамидки, кубики, крупные конструкторы – всё это составляет основу развития логики и моторики полуторагодовалого малыша.

    Если ваш ребенок начал посещать какие-либо развивающие занятия, то, скорее всего, он начнет чаще болеть вирусными инфекциями. И это нормально.

    Помните, что частое мытьё рук, частое проветривание, прогулки – вот лучшая профилактика заболеваемости у детей.

    Если ребенок начал часто болеть, то подумайте, насколько необходимо посещать всевозможные развивашки? Может быть, стоит заниматься тем же самым дома, а с детьми контактировать на улице, где риск заразиться гораздо ниже?

    Автор текста: педиатр Екатерина Потеряева

    Полуторагодовалый ребёнок – это настоящий исследователь. Познание окружающего мира – одна из важнейших его задач, отнимающая много времени. Сидеть на одном месте ребёнку в 1,5 года некогда, ведь нужно разобраться с множеством вопросов: «что лежит на столе?», «что спрятано в шкафу?», «крепко ли держатся усы у кошки и вкусный ли обед в её миске?» и т.д.

    За прошедшие полгода физические способности заметно возросли. Казалось, ещё недавно кроха делал свои первые шаги, а теперь родителям бывает трудно догнать сорванца. Это уже вполне самостоятельный человечек со своими желаниями, потребностями, вкусами.

    Что умеет ребёнок в 1,5 года?

    • Встает без опоры, самостоятельно ходит, бегает.
    • Наклоняется, приседает, поворачивается, прыгает. Меняет направление движения при ходьбе, поднимается по ступенькам – самостоятельно или с помощью взрослых.
    • Понимает обращённую к нему речь, выполняет посильные просьбы: «принеси мишку», «дай зайку», «покажи носик».
    • Умеет пить из трубочки и из кружки, сам кушает ложкой пюре и учится есть суп.
    • Говорит более 10 облегчённых слов, некоторые детки уже могут строить фразы из двух слов.
    • Развитие речи у ребёнка в 1,5 года идёт полным ходом. Кто-то ещё только произносит свои первые слова «мама» и «папа», другие же малыши уже знают, как обозначить кошку, собачку, желание перекусить и много других слов. В этом возрасте слова обычно лепетные или звукоподражательные (собака – «ав-ав», кошка – «кис», машина – «би-би» и т.д.). Но это вполне осмысленные слова, которые постепенно превратятся в настоящую речь.

      Ребёнок в полтора года в своих моторных навыках уже зачастую не уступает детям более старшего возраста. Он носится по квартире, залезает на столы и стулья, осваивает детский городок во дворе, катается с горки. Большое удовольствие приносят игры в песочнице, катание на велосипедике с мамой, барахтанье в снегу. В то же время кроха еще может потерять равновесие и упасть, что называется, на ровном месте. Поэтому оставлять его без присмотра нельзя даже на короткий период.

      Ребёнок старается во всем копировать взрослых. Если мама моет пол или вытирает пыль, малыш непременно начнёт ей помогать. Важно не отбить у юного домочадца желание помогать родителям. Пусть неловко и неумело, но самостоятельно он выполнит «взятые на себя обязанности».

      В 1,5 года идёт накопление пассивного словаря. Кроха знает гораздо больше слов, чем может произнести. Важно помогать ребёнку постоянно пополнять словарный запас. Взрослые должны чётко и правильно, не коверкая, называть незнакомые для малыша предметы, показывая на них.

      Для развития речи большую пользу приносят занятия лепкой, рисование пальчиковыми красками, мелками. Если с годовалого возраста кроху учили лепить, то в полтора года он уже может сделать куличики из песка или фигурки из мокрого снега. В этом возрасте идет изучение цветов, фигур, понятий «большой-маленький», «горячий-холодный».

      В течение суток малыш должен спать около 13 часов. Дневной сон остается только один, после обеда, продолжительностью два-три часа. Ночной сон длится примерно 10 или 11 часов.

      Многие детки в полтора года еще питаются грудным молоком, обычно на ночь. Иногда ребёнок старше года сам отказывается от груди, если нет – можно продолжать кормить его ещё несколько месяцев.

      Пищу для детей в 1,5 года не требуется сильно измельчать. Малыш способен прожевать кусочки овощей, фруктов, картофеля, рыбы. А вот мясо желательно давать в протертом виде, этот продукт юному гурману прожевать сложно. По-прежнему нельзя употреблять в пищу грибы, консервы, колбасные изделия, газированные напитки, никакой пользы они точно не принесут. Начиная с полутора лет можно изредка побаловать ваше чадо блинчиками или булочкой.

      Важно не забывать регулярно чистить зубы малыша. В полтора года кроха ещё сам не справится с этой задачей, но постепенно обязательно научится. Если ребёнка регулярно причёсывать перед зеркалом, то вскоре он сможет самостоятельно пользоваться расчёской.

      Весьма полезны занятия по развитию мелкой моторики. Насыпьте крупу в глубокую тарелку и на глазах ребёнка спрячьте в неё небольшие яркие предметы (бусины, шарики и т.п.). Покажите малышу, как искать эти предметы. Находки очень обрадуют ваше чадо.

      Самое время учиться возводить постройки из кубиков. Игре в кубики ребёнка нужно учить, самостоятельно ему больше по душе разрушать строения. В годовалом возрасте малыш уже научился ставить кубик на кубик. В полтора года ребёнок умеет ставить друг на друга 3–4 кубика, а с помощью взрослых научится сооружать башенку, домик, забор и другие строения.

      Полезны занятия с сортировщиком фигур. Его можно купить в магазине игрушек, а можно сделать самостоятельно из картона. Играя с сортировщиком, малыш учится подбирать детали определенной формы (круглой, треугольной, квадратной) к отверстию такой же формы и размера. Более сложный вариант – подбирать детали не только по форме, но и по цвету.

      Как воспитывать ребенка в возрасте полутора лет: особенности развития

      К возрасту один год и шесть месяцев у ребенка происходит становление речи — важнейшего инструмента, благодаря которому окружающие начинают воспринимать малыша как полноценного члена общества, способного заявить о себе. И кроха старается пользоваться новым умением, делает попытки рассказать окружающим о своих чувствах, желаниях. Важно в этот момент поддержать потребность именно говорить, а не переходить на язык жестов или пользоваться облегченными словами. Ваш ребенок вполне готов слушать и воспринимать сложные слова. И не за горами то время, когда он сам будет составлять предложения.

      Как развивается малыш в полтора года — физическое развитие ребенка в 1 год и шесть месяцев

      Нормы роста и веса, разработанные Всемирной Ассоциацией Здравоохранения

    • Рост 77,8-83,6 см
    • Вес 9,1-11,6 кг
    • Окружность головы — 44,9-47,6 см
      • уверенно ходит, перенося в руках предметы, огибая и (или) перешагивая через небольшие препятствия;
      • без опоры садится и встает со стульчика;
      • поднимется и спускается по невысоким ступеням;
      • может есть самостоятельно, держа ложку в кулаке, не только густые блюда, но и полужидкие, не проливая их;
      • сам пьет из кружки;
      • тянет за собой на веревочке игрушку;
      • спокойно реагирует на гигиенические процедуры: умывание, мытье рук;

      листает книгу;

    • нанизывает пирамидку из двух-трех колец, соблюдая размерность;
    • отличает катание и бросание мяча, причем по просьбе бросает вперед, вверх или вниз;
    • понимая, что не умеет что-либо делать, огорчается этому, например, может отказаться делать то, что до этого выполнить не получилось;
    • перекладывает предметы с места на место, собирает их в коробку или вынимает из неё;
    • выполняет простые просьбы окружающих, например: дай кружку, принеси мяч, иди ко мне;
    • произносит около сорока упрощенных слов;
    • различает простые геометрические формы круг и квадрат;
    • различает 2-3 цвета.

      Как заниматься и во что играть с ребенком в полтора года — игры малышей в 1 год и 6 месяцев

      Конечно, чтение продолжает быть источником новых слов и знаний, расширения кругозора. Не нужно бояться, что малыш не поймет каких-то слов в сказке или не воспримет сложное предложение. Ведь именно раз за разом прослушивание новых слов и речевых конструкций дает толчок дальнейшему развитию речи. Важно не увлекаться и не задаваться целью освоить как можно больше книг. Выберите 4-5 самых любимых и периодически их перечитывайте, постепенно добавляя новые. В возрасте год и шесть месяцев дети очень радуются, когда слышат уже знакомый текст, когда представляют, о чем пойдет речь дальше.

      Активно беседуйте во время прогулок с малышом, употребляя как можно больше прилагательных, характеристик окружающих предметов.

      Просто замечательно разыгрывать перед ребенком мини-сценки с двумя-тремя игрушечными персонажами (например, резиновыми). Это могут быть как бытовые сцены (сели игрушки, покушали и пошли гулять), так и знакомство, например, с голосами зверей, с их рационом, детенышами.

      Приучайте кроху к гигиене: учите мыть руки, лицо, вытираться полотенцем, убирать игрушки, ходить на горшок

      Приготовьте массу для лепки: 4 столовые ложки соли, 2 стакана муки, вода. Должно получиться крутое тесто. Лепите из него с ребенком фигурки зверей, фрукты, овощи. Если малыш случайно проглотит кусочек, волноваться не о чем, масса безопасна. Высохшие поделки можно раскрасить краской.

      Зажгите свечу и предложите ребенку задуть ее. Упражнение способствует развитию легких ребенка.

      Мама или другой близкий человек прячется, но при этом постоянно подает голос, например, произнося «ку-ку». Ребенок ищет.

      Трудности воспитания ребенка в полтора года

      Так как ваш малыш — это уже вполне сформировавшаяся личность, он может начать противится вашим желаниям и, наоборот, добиваться выполнения своих. Но, так как донести всё это до окружающих ему еще не по силам, он начинает внезапно упрямиться, капризничать и даже истерить. Необходимо постараться переключить на что-то другое внимание крохи, отвлечь.

      Не старайтесь перенимать манеру упрощенного общения. Говорите «собака», а не «ав-ав», ведь вы учите своё чадо, а не оно вас.

      Ребенок в полтора года всё еще очень эгоцентричен, он не готов делиться игрушками со сверстниками. Часто его поведение может быть непреднамеренно грубым из-за незнания принятых в обществе норм поведения.

      Чем кормить малыша в возрасте полутора лет: рацион питания ребенка в 1 год и 6 месяцев

      Можно включать в рацион зелень: салат, петрушку, шпинат, зеленый лук. Если ребенку сразу же новые вкусы не понравятся, не настаивайте. Просто угостите еще раз через недельку, а потом — еще. Исследования утверждают, что человек должен от 7 до 14 раз попробовать новый продукт, прежде чем он ему понравится.

      Примерное меню ребенка в полтора года

      Источники:

      https://deti.mail.ru/pregnancy/week-42/

      https://www.7ya.ru/babygrowth/18month/

      http://www.7gy.ru/rebenok/kalendar-razvitija-rebenka/113-razvitie-rebenka-v-poltora-goda.html

      http://mama.sarbc.ru/articles/testy-razvitiya-rebenka-polutora-let.html

      https://deti.mail.ru/calendar/childgrowth/poltora_goda/

      http://bestkroha.ru/1-5-goda-rebenku

      http://baragozik.ru/razvivaemsya-i-uchim/kak-vospityvat-rebenka-v-vozraste-polutora-let-osobennosti-razvitiya-i-vospitaniya-malysha.html