Развитие ребёнка в 110

Все о развитии ребенка на 11 месяце жизни

Первый год жизни приближается к концу. Развитие ребенка в 11 месяцев отличается новыми показателями в физическом развитии, появлением эмоциональных и личностных черт. В одиннадцать месяцев ребенок может обрадовать вас первым словом или первым шажком. При этом он продолжает эмоционально развиваться и закреплять освоенное.

Что нового в физическом развитии?

За этот месяц малыш может прибавить от 300 до 400 г и вырасти на 1 – 1.5 см. В 11 месяцев ребенок имеет вес 8.5 – 10.5 кг (±1 кг), рост 72 – 76 см (± 3 см).

Что умеет ребенок в 11 месяцев:

  • Ребенок в 11 месяцев может стоять уверенно, держась за опору или за вашу руку. Может ходить, держась за игрушку–каталку или за стену. Некоторые дети могут стоять самостоятельно или даже сделать несколько шажков, держа в руке игрушку для равновесия.
  • Малыш еще с трудом, но уже садится из положения стоя.
  • Ребенок в 11 месяцев уверенно ползает на четвереньках, продолжительное время уверенно сидит.
  • При хватании предмета, ручка раскрывается в соответствии с его размером.
  • Умеет показывать пальчиком на интересующий предмет.
  • В одиннадцать месяцев ребенок может держать ложку в ручке и подцепить ею еду. Держит чашку двумя руками.
  • Малыш полностью освоил хватание двумя пальчиками, может поднять очень мелкие предметы. Пытается один кубик поставить на другой.
  • У большинства детей в одиннадцать месяцев имеется 4 зуба: нижние и верхние центральные резцы. Могут начать расти первая пара коренных зубов снизу и сверху. Но у некоторых детей может не быть еще зубов – это не страшно, не переживайте и подождите до года. Если в 1 годик их не будет – посоветуйтесь с детским врачом.
  • Что нового в психическом развитии:

    1. Малыш произносит первые простые слова, в которые вкладывает обобщенный смысл, например, называет всю еду: «ам-ам», под этим же словом подразумевает желание покушать. Ребенок в 11 месяцев знает несколько слов, повторяет новые за родителями.
    2. Малыш стал понимать, что мамой можно манипулировать. Например, сообразив, что на плач она приходит быстрее и становится добрее, ребенок может начать хныкать специально. При этом вы заметите некую хитринку в глазах, при полном отсутствии слез.
    3. Ребенок в 11 месяцев понимает уже многое из разговора родителей. Он отзывается на просьбы: дай, возьми, покажи, брось, кушай. Может качать головой как «нет», так и «да».
    4. Малыш настойчиво способен добиваться своей цели, несколько раз повторяет, если желаемое не получается. Сделав что-то, ждет одобрения и похвалы.
    5. Когда вы играете вместе с крохой, он старается обрадовать вас своим поведением или даже насмешить. Теперь ребенок понимает, что «прятки», «коза рогатая» — это игры.
    6. Малыш стал сообразительным: он может одним предметом спихнуть другой со стула, перевернуть коробку с игрушками, чтобы достать все сразу.
    7. У детей в одиннадцать месяцев появляются признаки простейшей сюжетной игры: качает куклу, кормит мишку.

    Тест на развитие детей в 11 месяцев

    • Малыш в 11 месяцев должен уметь хорошо сидеть, стоять у опоры, ползать на четвереньках.
    • Покажите ребенку коробочку с игрушкой, несколько раз откройте ее. Затем спрячьте игрушку. Малыш должен заметить исчезновение предмета и выразить удивление.
    • Ребенок должен уметь пользоваться некоторыми предметами по назначению: пить из чашки, есть ложкой, подносить расческу к голове, повторяя движения взрослых.
    • Покажите малышу, как строить из кубиков башню. Ребенок должен уметь поставить хотя бы 2 – 3 кубика друг на друга. Пирамидки пока сложны для малыша, а вот надевать большие колечки на палочку он уже может.
    • Кроха уже умеет различать предметы по общим признакам, например, попросите показать ему машинки или кукол, среди нескольких игрушек. Ребенок должен пальчиком показать на них.
    • Развитие ребенка по месяцам — 11 месяцев видео

      Как кормить детей в 11 месяцев?

      Время прикормов прошло, и ребенок может присоединиться к общему столу при определенных условиях приготовления пищи: она должна быть сварена или потушена, содержать минимум соли, сахара и приправ. Мама теперь может не готовить отдельно для малыша, а всего лишь измельчать для него приготовленную для всех пищу. В сутки ребенок в 11 месяцев съедает примерно 1 – 1.2 л пищи – это без учета жидкости. Питание остается пятиразовым, так будет примерно до 2-х лет. Все основные продукты уже введены, но нужно быть осторожными с аллергенными: апельсины, манго, помидоры. Нельзя пока давать грибы, шоколад, мед, орехи, чай, кофе и коровье молоко.

      Если кроха пока на грудном вскармливании, то получает грудь утром и вечером перед сном, а также ночью по требованию. Некоторые мамы, готовясь отучать малыша от груди в 1 год, к 11 месяцам доводят до минимума количество кормлений: один раз в сутки перед сном. Но если вы планируете кормить еще долго, то продолжайте давать малышу грудь, когда он захочет.

      Режим – сон и бодрствование

      Малыш стал спокойней спать по ночам, даже если вы продолжаете кормить грудью. Теперь он может попросить ночью молока до 2-х раз, и это действительно подарок для мамы, которой приходилось просыпаться до 5 раз за ночь. Многие дети могут проспать до 10 – 11 часов ночью. Днем так же присутствует два сна по 1.5 – 2 часа. Режим у каждого ребенка индивидуален: дети, которые любят поспать подольше, соответственно позже ложатся спать и днем, и наоборот. Маме следует подстраиваться под биоритмы крохи, так как малейшие изменения в режиме могут лишить малыша аппетита или негативно сказаться на психике. Нужно приучать кроху к распорядку дня.

      Как помочь малышу развиваться

    • Продолжайте по возможности брать малыша на руки. Несмотря на то, что карапуз скоро пойдет и прекрасно ползает, он все равно нуждается в психологической близости с матерью.
    • Всячески поддерживайте развитие речи. Если ребенок произнес какое-то непонятное слово, попытайтесь понять, что это и вместе с ним отыскать этот предмет. Играйте в речевые игры:
      • Соберите в мешочек разные игрушки и называйте их, когда достаете оттуда перед ребенком. Хорошо, если игрушки близки друг к другу тематически, например: машинка и колесико, кукла и кроватка. В мешочек можно положить любые домашние предметы: ложку, нитки, книгу, то есть все то, с чем малыш соприкасается ежедневно.
      • Показывайте тематические карточки Домана.
      • Лучше всего дети запоминают слова, когда они что-то делают, поэтому наилучшим способом обучения остается игра. Комментируйте все действия во время игры, делайте упор на существительные – именно они являются первыми словами.
      • Разыгрывайте сценки из жизни с речевыми конструкциями, например: «на, возьми», «дай, пожалуйста» — протягиваете или даете предмет, «пока-пока» — помашите рукой, «здравствуй!» — пожимаете руку. Сценки нужно проводить неторопливо, несколько растягивая слова.
      • Обращать внимание малыша на процесс приготовления пищи. Рассказывайте, что и из чего вы готовите, как вы это делаете: чистите, моете, кладете, варите, горячее, холодное, вкусное, горькое, сладкое.
      • Часто малыши, которые плохо говорят, еще и плохо едят. Связано это со слабостью челюстного аппарата. Давайте ребенку погрызть сухарик, морковку.
      • Читайте вместе книжки с картинками.
    • Развитие речи взаимосвязано с мелкой моторикой, поэтом продолжайте с ребенком занятия, развивающие активность пальчиков:

    • Насыпьте овсяных хлопьев в одну небольшую чашку и покажите малышу, как пересыпать их в другую емкость. То же самое можно делать с водой во время купания. Упражнения хорошо развивает мышцы рук и обучает синхронности в движениях.
    • Во время водных процедур можно предложить ребенку ловить ковшиком разные маленькие предметы. Для реалистичности купите пластмассовых рыбок и поиграйте в рыболова. Игра хорошо разовьет зрительную и моторную координацию.
    • На поднос ровным слоем насыпьте мелкую крупу или муку. Возьмите палец ребенка в свою руку и порисуйте. Затем позвольте малышу самостоятельно нарисовать что-нибудь.
    • Возьмите кольцо, в которое пройдет ваша рука. Наденьте сначала себе на руку, потом – ребенку. Потом предложите малышу надеть вам или себе на руку кольцо, при этом первые разы помогайте ему, ведите его руку в колечко. Навык попадания рукой в кольцо приобретается со 2 – 3 занятия.
    • Проводите с ребенком занятия лепкой и рисованием. Не покупайте малышу толстые фломастеры и карандаши, лучше выберете маленькие и тонкие, с минимальным количеством цветов в комплекте.
    • Для лепки пока будет достаточно 1 – 2 кусочков пластилина. Сделайте из него колбаску, затем вместе с крохой порежьте ее на равные части и слепите небольшие горошины. Покажите ребенку, как прикреплять их к доске или картонному листу.

      Часто бывает, что дети, которые научились хорошо ползать, позже начинают ходить. Происходит это потому, что ребенок находит наиболее легкий и быстрый способ передвижения и не старается принять вертикальное положение. На самом деле это не плохо. Ученые выявили, что такие малыши лучше и раньше начинают говорить, у них хорошая осанка. Так что не переживайте за прямохождение, никуда оно от вас не денется, а вот через важную стадию ползания, к сожалению, проходят не все дети. Не заставляйте малыша насильно ходить, лишь по той причине, что кое-кто из его ровесников во дворе уже сделал первые шаги. Одиннадцать месяцев – не срок для этого. Продолжайте делать гимнастику и массаж, и все придет своим чередом.

      В конце одиннадцатого месяца можете начинать готовиться с знаменательному событию. Ровно через месяц вашему малышу будет 1 год: первое день рождения, первый тортик, первые друзья. Подумайте, как сделать этот день незабываемым для вас, интересным и не утомительным для крохи.

      Развитие ребёнка в 110

      Рады приветствовать Вас на нашем сайте!

      Информация о нашей образовательной организации:

      муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Калининграда центр развития ребенка – детский сад № 110

      СОКРАЩЕННОЕ НАИМЕНОВАНИЕ: МАДОУ ЦРР Д/С № 110

      ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ФОРМА: автономное учреждение

      ТИП: дошкольная образовательная организация

      ДАТА СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРАНИЗАЦИИ: 1972 г.

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда центр развития ребенка — детский сад № 110 , расположенный по адресу: г. Калининград, ул. Калужская, 20, является правопреемником яслей-сада №110 ПО «Кварц». Сдан в эксплуатацию в марте 1972 года.

      Первым руководителем учреждения была Кислова Клавдия Николаевна, которая открывала детский сад и работала в нем до 1977 года.

      Следующим руководителем детского сада была назначена Сорокина Тамара Ивановна. Она проработала в данной должности 10 лет.

      В 1987 году руководителем детского сада назначена Шевченко Нина Андреевна

      В 1990 году на посту руководителя её сменила Олимская Марина Юрьевна

      С 19.08.1994 года детским садом руководила Алексеева Лариса Петровна, Заслуженный учитель РФ.

      С 18.06.2012 года детским садом руководит заведующий Боброва Ирина Викторовна.

      ДАТА СОЗДАНИЯ АВТОНОМНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: 15 ИЮЛЯ 2009 г. на основании постановления главы администрации городского округа «Город Калининград» от 01.06. 2009 № 805. Создано путем изменения типа существующего муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 110 в соответствии с Федеральным законом «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006 г. № 174-ФЗ и является правопреемником муниципального дошкольного образовательного учреждения центра развития ребенка — детского сада № 110.

      УЧРЕДИТЕЛЬ: Городской округ «Город Калининград»

      Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет — Комитет по образованию администрации городского округа «Город Калининград».

      Адрес: 236022, г. Калининград, улица Чайковского, 50/52, e-mail: cityedu@gazinter.net Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. , сайт: eduklgd.ru.

      МЕСТО НАХОЖДЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, юридический и фактический адрес и место осуществления образовательной деятельности:

      236022, Россия, г.Калининград, ул.Калужская, 20.

      ПРОЕЗД: автобусы №10,№ 23, № 4, маршрутное такси № 68,№ 79,№ 84.остановка «Центродент».

      РЕЖИМ, ГРАФИК РАБОТЫ: 5 дней в неделю, с 7.00 до 19.00.

      Выходные дни: суббота, воскресенье, праздничные дни

      Учреждение реализует общее образование по следующему уровню: дошкольное образовани е

      ОБРАЗОВАНИЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

      ЛИЦЕНЗИЯ: серия 39Л01 № 0000488, регистрационный № ДДО-1701. Выдана Министерством образования Калининградской области 3107.2015 г . Срок действия: бессрочно

      Адрес: 236000, г. Калининград, пер. Желябова, 11, тел/факс 8-4012-66-04-92, e-mail: obrnadzor39@baltinform.ru Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

      ЧИСЛЕННОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ БЮДЖЕТА в 2017-2018 уч.г. —

      355 человек (по муниципальному заданию — 354)

      Всего 13 групп, из них 12 общеразвивающих, 1 группа компенсирующей направленности

      • С 2 до 3 лет – 2 группы

      • С 3 до 4 лет – 3 группы

      • С 4 до 5 лет — 2 группы

      • С 5 до 6 лет — 3 группы

      • С 6 до 7 лет – 3 группы

      — в группах полного дня – 2250 рублей

      (Постановление администрации городского округа «Город Калининград» от 28.02.2017 г. № 288 «Об утверждении Положения о порядке установления и взимания с родителей (законных представителей) платы за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных учреждениях городского округа «Город Калининград», реализующих образовательные программы дошкольного образования» )

      ЧИСЛЕННОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ за счет средств физических лиц (получающих по желанию платные образовательные услуги) – 269 чел.

      ФИО руководителя: заведующий БОБРОВА ИРИНА ВИКТОРОВНА.

      Контактный телефон: (4012) 91-88-42, адрес электронной почты: madouds110@eduklgd.ru Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

      ШАЕЦ ИРИНА ИГНАТЬЕВНА ,тел.91-88-3 1 адрес электронной почты: madouds110@eduklg.ru Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

      МОРОЗОВА ВАЛЕНТИНА ВЛАДИМИРОВНА, тел. 91-88-31. адрес электронной почты: madouds110@eduklgd.ru Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

      Главный бухгалтер РАЙКЕВИЧ ИРИНА ФЕДОРОВНА , тел/факс 91-88-31

      Делопроизводитель Давыдова Екатерина Юрьевна , тел/факс 91-88-31

      Медицинский кабинет — тел.93-10-89

      Медицинская сестра ГДП №2 Галунова Ирина Викторовна

      Медицинская сестра ГДП №2 Атрощенко Ирина Геннадьевна

      АДРЕС ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЫ МАДОУ ЦРР д/с № 110: madouds110@eduklgd.ru Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

      Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и Уставом

      Предметом деятельности Учреждения является оказание услуг (выполнение работ) по реализации предусмотренных федеральными законами, законами Калининградской области, нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления полномочий городского округа «Город Калининград» в сфере образования — осуществление образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, а также по дополнительным общеразвивающим программам

      Целями деятельности Учреждения являются:

      — формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья воспитанников;

      — разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности;

      — формирование и развитие творческих способностей воспитанников, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, организации их свободного времени, адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации, а также выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности.

      Основными видами деятельности Учреждения, непосредственно направленными на достижение поставленных целей является образовательная деятельность, присмотр и уход за детьми.

      В соответствии с целями, определенными Уставом учреждение:

      1. Реализует основную образовательную программу дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом программы «Детство: примерной образовательной программы дошкольного образования», Т.И. Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе. Нормативный срок освоения 5 лет;

      2. Парциальные программы:

      «Программа обучения плаванию в детском саду» Е.К.Вороновой с нормативным сроком освоения 4 года по физическому развитию.

      — «Математические ступеньки» Н.Е.Колесниковой с нормативным сроком освоения 4 года по познавательному развитию

      — «Программа развития речи дошкольников» О.С.Ушаковой с нормативным сроком освоения 4 года по речевому развитию.

      «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» Т.Б.Филичевой с нормативным сроком освоения 2 года по речевому развитию (логопедический пункт).

      АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА: «Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Нищевой Н.В. с нормативным сроком освоения 1 год по речевому развитию (группа компенсирующей направленности).

      «Цветные ладошки: программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет» И.А.Лыковой с нормативным сроком освоения 5 лет по художественно-эстетическому развитию.

      «Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста» Бурениной А.И. с нормативным сроком освоения 4 года по художественно-эстетическому развитию.

      -«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой, М.Д.Маханевой с нормативным сроком освоения 4 года по социально-коммуникативному развитию.

      3. Реализует дополнительные общеразвивающие программы социально-педагогической направленности:

       «Дорожка к знаниям для детей 5-6, 6-7 лет» с нормативным сроком освоения каждой 1 год

       « Развивайка для детей 3-4, 4-5 лет» с нормативным сроком освоения 1 год.

       «Шахматисты для детей 5-6, 6-7 лет», с нормативным сроком освоения 1 год.

       «Английский язык для детей 4-5, 5-6, 6-7 лет» с нормативным сроком освоения 1 год

      «Звуковичок для детей 3-4, 4-5,5-6, 6-7 лет» с нормативным сроком освоения 1 год

       «Ритмика для детей 3-4, 4-5, 5-6, 6-7 лет» с нормативным сроком освоения 1 год.

       «Волшебная ниточка для детей 4-5, 5-6, 6-7 лет» с нормативным сроком освоения 1 год.

      «Красивое рядом для детей 2-3, 3-4 лет» с нормативным сроком освоения 1 год

       «Дельфиненок для детей 4-5, 5-6, 6-7 лет» с нормативным сроком освоения 1 год.

      Учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано и соответствует указанным целям.

      Такой деятельностью являются:

      — платные образовательные услуги (обучение за счет средств физических и (или) юридических лиц);

      — приносящее прибыль производство услуг, отвечающих целям создания Учреждения;

      — организация выездов с детьми для посещения учреждений истории и культуры;

      — организация театрально-зрелищных, спортивных, культурно-просветительных, развлекательных и праздничных мероприятий

      Информационный справочник: медицинские центры, салоны красоты, аптеки

      Любая первая встреча с малышом вольно или невольно начинается с оценки его развития: даже немедики прикидывают на глаз, соответствуют ли рост и вес его возрасту. Наблюдая за ребенком или пытаясь вступить с ним в контакт, взрослые, порой совершенно неосознанно, отмечают, насколько он развит для своих лет. Такой, основанный на житейском опыте, подход к оценке развития ребенка называется эмпирическим от греческого слова «empeiria» — опыт. Естественно предположить, что подобный опыт у разных людей может быть совершенно различен, поэтому оценка на основании эмпирического подхода несет большие погрешности.

      С тех пор как появилась педиатрическая наука, ученые постоянно предпринимают попытки создания научно разработанных нормативных таблиц для оценки любых показателей, а особенно тех, которые с возрастом претерпевают существенные изменения. Это в первую очередь относится к оценке физического и психомоторного развития детей.

      Сложность работы детского врача состоит не только в том, что ребенок часто не в состоянии рассказать, что с ним происходит. Трудность связана еще и с тем, что, чем меньше возраст малыша, тем быстрее происходят динамические изменения в его развитии. Иными словами можно сказать, что образ нормы ребенка как бы «скользит» по его возрасту. Поэтому при осмотре малыша врачу необходимо вначале оценить, соответствует ли его развитие возрастной норме, и только затем педиатр может определить, насколько выражены отклонения и с чем они связаны. Среди множества причин нарушений в развитии ребенка важное место занимают болезни.

      Родители могут существенно помочь педиатру в контроле за развитием малыша, если будут знать, соответствуют ли его возрасту такие важные антропометрические показатели, как длина или рост, масса тела, окружность груди и головы, пропорции тела, а также психомоторные характеристики. Возможностей заметить у сына или дочери самые начальные отклонения от нормы у родителей гораздо больше, нежели у врача, который видит ребенка на приеме очень короткое время. Поэтому мамам и папам весьма полезно научиться грамотно оценивать развитие своего малыша, используя современные нормативные таблицы физического и психомоторного развития ребенка, которыми пользуются и педиатры. Эти нормативы включены в новую медицинскую карточку ребенка — форму 112 «История развития ребенка».

      Готовясь к любому посещению врача-педиатра, измерьте рост, вес, окружности груди и головы ребенка, оцените полученные результаты по таблицам, а на приеме сообщите их врачу. Этим вы окажете существенную помощь как доктору, так и своему малышу. Хочется дать еще один совет: ежегодно, в день рождения сына или дочери, производите измерения и оценивайте их, а также сверяйте показатели психомоторного развития малыша с нормой. При условии столь тщательного наблюдения за развитием ребенка в вашей семье никогда не возникнет ситуации, при которой родители хватаются за голову с возгласом: «Как же так мы не заметили, что ребенок так сильно отстает в физическом развитии!»

      ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

      Начнем разговор с оценки физического развития ребенка. Прежде всего, родителям необходимо четко уяснить, что ребенок — это не взрослый в миниатюре! Он растет и развивается по своим законам.

      Мы привыкли отсчитывать возраст ребенка от даты его рождения. Такой возраст следует рассматривать как паспортный. В некоторых странах за точку отсчета принимают не время рождения, а день предполагаемого зачатия, что биологически более правильно. Ведь жизнь человека начинается не со дня его рождения, а с момента слияния ядер половых клеток его родителей: сперматозоида отца и яйцеклетки матери. Когда-то каждый из нас представлял собой одну-единственную оплодотворенную яйцеклетку, названную учеными зиготой. Именно в ядре зиготы очень плотно «упакован» весь генетический материал о человеке: там хранится информация и о его половой принадлежности, и о том, какого максимального роста он достигнет, и какой размер обуви будет носить, когда станет взрослым, и каков будет цвет глаз, кожи, волос, и какие у него будут способности и таланты, и многое-многое другое.

      Антропометрические показатели отражаю/г прежде всего биологический возраст ребенка. Оценку биологического возраста очень важно проводить не столько в статике, сколько в динамике, при этом надо обязательно отметить качество и темп развития ребенка, изменение пропорций тела, внешнего облика, его мышечной силы, жизнестойкости и работоспособности.

      Каким же законам подчиняется рост ребенка?Рост ребенка — прямое отражение процесса его развития. Если малыш не растет — он не развивается! Увеличение длины тела является очень важным и тонким показателем развития ребенка в целом.

      На процесс роста влияет множество факторов. В первую очередь рост зависит от питания, от обеспеченности организма необходимым для развития полным комплексом питательных веществ — нутриентов: белков, жиров, углеводов, минеральных солей, витаминов и множества других веществ.

      В значительной степени рост ребенка определяется наследственностью. Известно, что рост контролируется более чем сотней генов, которые окончательно реализуют свое влияние к 18 годам. В какой-то мере можно определить воздействие родительских генов и прогнозировать окончательный рост ребенка по формуле Тан-нера, которая будет приведена ниже.

      Большое влияние на рост оказывают некоторые гормоны, регулирующие его через обменные процессы в костно-хрящевой ткани. Это гормон щитовидной железы, соматотропный гормон гипофиза, инсулин, а также половые гормоны — андро-гены надпочечников и половых желез.

      Из внешних факторов существенное влияние на рост могут оказывать качество ухода, адекватность физических нагрузок, продолжительность сна, психологическая обстановка, окружающая ребенка. Установлено, что малыш отстает в росте как при недостаточной, так и при резко избыточной вертикальной физической нагрузке. Прыжки и спортивные игры с прыжками (волейбол, баскетбол, теннис, бейсбол) стимулируют рост. Наиболее интенсивно ребенок растет во время сна, особенно утреннего. Отсюда вывод: если ребенок хронически недосыпает или вынужден рано просыпаться и вставать, это может негативно отразиться на его росте.

      Ученые доказали, что рост замедляется в условиях дефицита любви. Ребенок хорошо растет в атмосфере счастья и радости, когда он чувствует защищенность и безопасность. И напротив, психические нагрузки, депрессия, чувство угрозы и незащищенности, отсутствие искренней, а не наигранной родительской любви и заботы могут привести к замедлению роста или недостаточной реализации генетически заложенной программы высокорослое.

      В периоды психологически сложных ситуаций рост замедляется. Это происходит, например, когда ребенок с трудом привыкает к детскому саду или школе, плохо переносит «продленку», большие школьные и внешкольные нагрузки, у него нет свободного времени, в которое он может заниматься исключительно тем, чем хочет. Сюда же можно отнести и полосы школьных неудач, и затяжные семейные конфликты, особенно когда мама и папа находятся в состоянии «хронического развода». Все это создает благоприятную платформу для развития депрессии и, как следствие, рост ребенка замедляется.

      Большое влияние на рост оказывает пол ребенка. Ни для кого не секрет, что мальчики растут быстрее и становятся выше девочек. Исключение составляет лишь короткий возрастной отрезок, предшествующий началу полового созревания, когда происходит ускорение роста. У девочек этот рывок наступает на 1 -2-3 года раньше, чем у мальчиков. Примерно в 4-5-6-м классе коллектив детей выглядит очень забавно: маленькие мальчишки среди солидных покрупневших и начинающих округляться девочек с начальными признаками полового созревания. Однако такая ситуация сохраняется недолго, после 13—14 лет мальчишки берут реванш и в целом перегоняют девочек.

      Чем ребенок меньше, тем интенсивнее он растет, с возрастом скорость роста снижается. На протяжении детства скорость роста различна: периоды ускорения сменяются периодами относительно медленного роста. Особенно быстро растет ребенок внутриутробно. Подумать только, начав с одной оплодотворенной яйцеклетки размером 200 микрон, что составляет 1/50 часть миллиметра, к моменту рождения младенец достигает 50 сантиметров, то есть его рост за 9 месяцев внутриутробной жизни увеличивается в 25 000 раз!

      После рождения особенно интенсивно ребенок растет на первом году жизни, прибавляя в росте на 10-11 сантиметров. После года до 3-5 лет темпы роста снижаются. Наступает так называемый период первого округления, или первой полноты. В этом возрасте ребятишки имеют поистине «ангельский» вид: туловище, ручки и ножки напоминают по форме цилиндры, хорошо выраженный подкожный жир придает малышу пухлый вид, на ручках и ножках — ниточки-перетяжки, животик выглядит всегда полным и слегка выдается вперед. В это время все детки похожи друг на друга своими кукольными личиками. В конце этого периода ребенок начинает заявлять о себе и отвоевывать свое собственное «я».

      В 5—6 лет «ангельский» вид постепенно исчезает, ребенок вытягивается, его «пухлость» как бы «подсыхает», становятся видимыми контуры мышц и костные ориентиры, малыш очень быстро вырастает из своих одежек.

      В конце начальной школы, примерно с 8—10 лет, наступает период препубертат-ного округления, когда темпы роста несколько замедляются по сравнению с темпами накопления подкожного жира. Как правило, начиная с этого возраста резко усиливается аппетит и вопрос «чем накормить ребенка?» сменяется заботой «как его накормить». Как уже было сказано выше, в этот период девочки обгоняют мальчиков и в росте, и в массе, и в отношении полового развития. Через 2—3 года все становится на свои места, мальчики вновь оказываются впереди девочек во всех отношениях.

      Темпы роста ребенка в зависимости от возраста

      За периодом второго округления вскоре следует очень выраженное ускорение роста, так называемый пубертатный скачок роста, напрямую связанный с увеличением выработки половых гормонов надпочечников, яичек и яичников, которые очень сильно стимулируют рост костей и хрящей в длину. Активизирующее влияние половых гормонов на рост происходит до тех пор, пока не завершится половое созревание и уровень половых гормонов не достигнет максимума. Как только в организме юноши или девушки установится высокий уровень этих гормонов, рост прекращается. Именно поэтому слишком раннее половое созревание может привести к остановке роста и низкорослости, и наоборот, запоздалое половое созревание с низким уровнем половых гормонов нередко проявляется необычной высокоросло-стыо. Так или иначе, но в среднем к 18 годам у большинства детей рост заканчивается.

      Изменение пропорций тела в процессе развития ребенка

      Рост различных частей тела в течение жизни ребенка также происходит неравномерно. Так, от момента рождения до взрослого состояния высота головы увеличивается вдвое, длина туловища — в три раза, длина рук — в четыре раза, ног — в пять раз. То есть рост человека происходит в большей степени за счет удлинения ног. Из-за неравномерности роста скелета в длину на протяжении всего детства изменяются и пропорции тела. Мы бы очень сильно огорчились, если бы во взрослом состоянии сохранили пропорции периода новорожденности! У новорожденного относительно большая голова — на нее приходится четвертая часть всего его роста, короткие ручки и ножки. У взрослого высота головы составляет лишь десятую часть от длины туловища. Срединная точка у новорожденного соответствует пупку, а у взрослого она находится в проекции лобка.

      Расчет различных индексов пропорциональности помогает врачу достаточно четко определить биологический возраст ребенка и его соответствие паспортному. Один из индексов пропорциональности очень легко может быть применен родителями дома при решении вопроса, пора или нет отдавать ребенка в школу. Это так называемый филиппинский тест: ребенка просят попытаться достать рукой через макушку не наклоняя головы кончик противоположного уха. Если ребенок не может дотянуться до уха, значит, его мозг еще не созрел для того, чтобы усваивать учебную программу. Если к тому же у малыша не прорезалось ни одного постоянного зуба, родителям следует серьезно подумать, следует ли снаряжать сына или дочь в первый класс. Для таких детей школьная нагрузка скорее всего окажется непосильной, что повлечет возникновение проблем со здоровьем.

      На рост могут существенно влиять и климато-географические условия. Замечено, что большая активизация роста, как и все в живой природе, происходит в весенне-летний период, осенью и зимой ребенок растет не столь интенсивно. В холодном климате и в условиях высокогорья рост людей, как правило, более низкий.

      Следует также помнить и о том, что на окончательный рост оказывает влияние принадлежность человека к определенным этническим группам. Это наиболее отчетливо проявляется в отношении роста жителей Скандинавских стран и этнических групп юго-востока Азии.

      Темпы роста систем органов и тканей ребенка различны. На графике видно, что кривые роста всех основных внутренних органов, костей и мышц имеют довольно равномерный восходящий характер с двумя более крутыми подъемами, соответствующими периодам ускоренного роста. В отличие от такой кривой общесоматического роста мозг ускоренно растет только на первых годах жизни и к пяти годам почти достигает размеров взрослого. Очень существенно от остальных отличается кривая роста иммунной лимфоидной ткани, ее относительная масса достигает 200 % в возрасте от 3 до 6-7 лет. Это нормальная возрастная физиологическая реакция гипертрофии лимфоидной ткани, когда у ребенка можно прощупать увеличенные лимфоузлы, выявить разросшиеся аденоиды, увидеть огромные нёбные миндалины. Если они не воспалены и «не мешают жить», трогать их не надо, а следует терпеливо подождать, когда они сами начнут уменьшаться. Такой процесс обратного развития начинается с появлением признаков полового созревания. И, наконец, особый вид имеет график развития органов половой системы: до поры до времени эта система находится в «дремлющем» состоянии, ас 11—12 лет у девочек, и с 12—13 лет у мальчиков начинает «просыпаться», при этом у мальчиков увеличиваются мошонка и яички, растут половой член, предстательная железа, а у девочек начинают развиваться молочные железы, матка, трубы, яичники, наружные половые органы.

      Родителям очень важно знать и учитывать такую асинхронию роста различных органов и систем ребенка. Это может оградить семью от излишних волнений и принятия непродуманных решений, особенно связанных с вопросом удаления аденоидов и миндалин.

      Темпы роста различных органов и тканей в зависимости от возраста:

      а — лимфатические органы, обеспечивающие иммунную защиту; б — головной и спинной мозг; в — туловище и внутренние органы; г — половая система

      Как правильно измерить ребенка?

      Определение роста. Для измерения длины маленького ребенка, который не может стоять, используют простую сантиметровую ленту, а измерение производят на столе. Перед процедурой ленту необходимо растянуть и зафиксировать. Можно также пользоваться и длинной линейкой. Ребенка укладывают на стол так, чтобы макушка головы касалась стенки, где находится нулевая отметка измерительной ленты или линейки. Постарайтесь уложить ребенка ровно, а это проще сделать, когда он спокоен: выспался и накормлен. Аккуратно легким надавливанием на коленки распрямляют ножки малыша и приставленной к ступням линейкой отмечают длину — рост.

      При измерении роста у более старших детей можно использовать «домашний ростомер» — специальную бумажную сантиметровую ленту, предварительно наклеенную на стенку в детской комнате. Ребенка босыми ногами ставят на пол спиной к линейке. Тело малыша должно быть выпрямлено, руки свободно опущены вдоль туловища, колени разогнуты, а стопы плотно сдвинуты. Голова ребенка должна находиться в положении, при котором край нижнего века и верхний край наружного слухового прохода располагаются в одной горизонтальной плоскости. Во время измерения ребенок должен легко касаться стенки тремя точками: спиной в области лопаток, ягодицами и пятками. К макушке прикладывают перпендикулярно ростомеру какой-либо плоский предмет и на шкале отмечают показания роста.

      Определение веса — массы тела. Массу тела измеряют с помощью современных электронных весов. Необходимо следить, чтобы ребенок находился в центре весов. В зависимости от возраста ребенка взвешивают в положении лежа, сидя или стоя. Маленьких детей укладывают на пеленку, после взвешивания малыша ее вес следует отнять от полученного результата.

      Взвешивание необходимо проводить утром, до кормления, когда ребенок помочится и опорожнит кишечник.

      Что касается ежедневного взвешивания младенца в первые недели жизни, это делать нецелесообразно, так как прибавки массы происходят неравномерно: в один день ребенок может вовсе не прибавить в весе, а в другой — прибавить вдвойне. Из-за отсутствия прибавки массы могут возникнуть ложные подозрения на недостаточность питания, что создаст излишнюю нервозную обстановку в семье. Если вы сомневаетесь, достаточно ли пищи получает малыш, взвешивайте его раз в неделю. При недельной прибавке 150—200 г следует успокоиться.

      Измерение окружности груди. Проводится обычной сантиметровой лентой, которую накладывают сзади под нижними углами лопаток при отведенных руках. Затем руки опускают и соединяют концы ленты на уровне сосков и на фоне спокойного дыхания фиксируют результат измерения. У девочек с хорошо развитыми молочными железами ленту накладывают над грудными железами в месте прикрепления железы к грудной клетке. Отмечают результат измерения.

      Измерение окружности головы. Сантиметровую ленту накладывают сзади на затылочные бугры, а спереди — по надбровным дугам, концы соединяют и фиксируют результат.

      Дентальные таблицы для оценки физического развития ребенка представляют своеобразную «математическую фотографию» распределения большого количества детей по возрастающим показателям роста, массы, окружности груди и головы (табл. 1-8). Практическое использование этих таблиц исключительно просто и удобно, сочетается с хорошим логическим пониманием результатов оценки.

      Процентное распределение детей по росту

      Процентное распределение детей по весу

      Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние или строго нормальные величины принимают значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста, что соответствует интервалу 25-50-75 %. В наших таблицах этот интервал тонирован. Интервалы, которые находятся рядом со средними показателями, оцениваются как ниже и выше среднего (соответственно 10-25 % и 75-90 %). Эти показатели родителям также можно расценивать как нормальные. Если же показатель попадает в зону 3-10 или 90-97 %, следует насторожиться и указать на это врачу. Это — зона внимания, требующая дополнительных консультаций и обследования. Если же показатель ребенка выходит за значения 3 или 97 %, весьма вероятно, что у ребенка есть какая-то патология, отразившаяся на показателях его физического развития.

      Процентное распределение детей по окружности груди

      Процентное распределение детей по окружности головы

      Понять, что такое дентальная шкала, например роста, можно на следующем примере. Представьте себе 100 ребятишек одного возраста и пола, выстроившихся в шеренгу по росту от самого маленького до самого высокого. Рост первых трех детей оценивается как очень низкий, от 3-го до 10-го — низкий, 10-25-го — ниже среднего, 25-75-го — средний, 75-90-го — выше среднего, 90-97 — высокий и последних трех ребят — очень высокий.

      Показатель роста, массы и т. д. конкретного ребенка может быть помещен в свой «коридор» центильной шкалы соответствующей таблицы. В зависимости от того, в какие «коридоры» попали антропометрические данные ребенка, формулируется оценочное суждение и принимается соответствующее тактическое врачебное решение.

      По такому же принципу производится оценка соответствия массы тела длине-росту ребенка, при этом распределение строится с использованием показателей веса детей с одинаковым ростом.

      Пример оценки физического развития новорожденного мальчика

      Рост-длина — 50 см, соответствует «средним» показателям. Масса — 3800 г, соответствует оценке «выше среднего». Окружность груди — 37 см, соответствует оценке «широкая». Окружность головы — 36см, соответствует «средним» величинам. Соответствие массы длине тела ребенка — умеренный избыток массы относительно длины, «выше среднего».

      Чтобы оценить достаточность питания у школьников, следует пользоваться центильными шкалами индекса Кетлед который наиболее объективно выявляет как недостаточность, так и избыточность массы тела относительно роста и мало зависит от особенностей телосложения и конституции ребенка.

      Физическое развитие мальчиков от 0 до 17 лет

      Физическое развитие девочек от 0 до 17 лет

      Соответствие массы тела длине/росту мальчиков

      Соответствие массы тела длине/росту девочек

      Оценка питания мальчиков 4-15 лет по индексу массы тела (индекс Кетле)

      Оценка питания девочек 4-15 лет по индексу массы тела (индекс Кетле)

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНТРОПОМЕТРИИ

      Оценка длины/роста, массы, окружности груди и головы

      Годовалый малыш понимает и выполняет простые просьбы, подражает действиям детей и взрослых, манипулирует с пирамидкой, кубиками.

      Новорожденный ребенок

      Ребенок 1 год 3 месяца

      Ребенок 1 год 9 месяцев

      Ребенку в возрасте 1 год обычно доступны следующие двигательные навыки:

    • подползает под препятствие;
    • вползает по наклонной поверхности, сползает;
    • залезает, карабкается на диваны, кресла, спускается на пол;
    • стоит без опоры;
    • приседает, выпрямляется, наклоняется;
    • ходит, держась одной рукой;
    • поднимается на лесенку детской горки приставным шагом (с помощью взрослого);
    • делает самостоятельно несколько шагов без поддержки или самостоятельно проходит три-пять метров;
    • подражает знакомым движениям взрослого;
    • подражает простым движениям сверстника (хлопает, трясет, стучит).
    • Рост и вес ребенка 1 года данные отечественных педиатров

      Рост и вес детей в возрасте 1 год данные ВОЗ

      Познавательное развитие ребенка 1 года

      Снимает и нанизывает на стержень пирамидки 3-4 кольца с широким отверстием:

      Открывает и закрывает крышечки:

      Ставит один кубик на другой (по подражанию).

      Производит разные действия с одной знакомой образной игрушкой: кормит, вытирает, причесывает. Выполняет по отдельности два-три действия:

    • по подражанию,
    • в самостоятельных играх (если игровая ситуация создана),
    • по просьбе взрослого.
    • Подражает игровым действиям сверстника: похлопывает, сыплет, ломает, тянет.

      Прокатывает мяч (шарик), толкает вперед игрушку на колесах.

      Самостоятельно закрывает-открывает двери, включает радио, телевизор, выдвигает ящички и т. п.

      Эмоционально-социальное развитие ребенка в возрасте 1 года

      Улыбается, радуется, действуя с игрушкой, особенно с любимой.

      Радуется заводным игрушкам, веселым играм со взрослым.

    • при слове «нельзя»,
    • резким тоном голоса взрослого,
    • при неумении выполнить желаемое действие.
    • Радуется приходу близкого человека.

      Подражает мимике взрослого.

      Подражает мимике, игровым движениям, жестам сверстника.

      Вопросительно смотрит на взрослого при затруднениях, в незнакомых ситуациях.

      Плачет, настораживается при появлении незнакомого человека.

      Улыбается, узнавая фотографию близкого человека.

      Проявляет интерес к картинкам в книжках.

      Улыбается, подпрыгивает, «подпевает» или спокойно прислушивается к звукам музыки, к песенке.

      Речевое развитие ребенка 1 года

      Выполняет знакомые действия с игрушкой (вкладывает, открывает, возит) по просьбе взрослого.

      Показывает на одну из четырех знакомых игрушек, на одну из двух картинок после просьбы взрослого: «Покажи то-то».

      Находит, отличая кубик от кирпичика (от мячика), по просьбе взрослого.

      Выполняет просьбу: «положи», «отдай», «отнеси», «закрой», «открой».

      Подчиняется словам «нельзя», «можно».

      Знает имена близких взрослых (смотрит в сторону названного человека).

      Знает названия своей одежды, предметов быта (показывает).

      Машет рукой при словах взрослого «до свидания»:

      Разводит ручками на слово «нет».

      По просьбе взрослого:

    • играет в «ладушки»,
    • показывает, как что-то летает (машет руками),
    • показывает, что делает кто-то (сидит, лежит),
    • прячется, играя в «ку-ку»,
    • «вытирает» нос платком,
    • «вытирает» лицо, прикладывая полотенце.
    • Активная речь (8-12 произносимых слов):

      Облегченными словами отвечает на вопрос взрослого: «Кто это?».

      Облегченные слова соотносит с предметами и действиями (называет сам).

      Легко подражает знакомым звукам и движениям (плачет, смеется, кашляет, поет, кричит за животных).

      Подражая, «говорит» по телефону.

      Подражает интонациям песенки.

      Подражает понятным словам других детей.

      Легко подражает новым словам, повторяя за взрослым (интонационно, ритмически).

      Бытовые навыки ребенка 1 года

      Пьет из чашки, придерживая ее руками.

      Откусывает и жует хлеб, печенье.

      Поднимает руку, ногу при одевании, раздевании (по просьбе взрослого).

      Приносит свои вещи при одевании (знает их названия).

      Тянет руки к воде при умывании, «вытирается» полотенцем.

      Недоволен при нарушении опрятности (просится на горшок характерными звуками).

      Развитие детей в 12 лет

      Каковы особенности развития ребёнка в 12 лет? Есть ли отличия между развитием у 12-летних мальчиков и девочек? Давайте попробуем разобраться.

      Особенности развития детей 12 лет

      Ребёнок 12 лет умеет более широко мыслить и задаваться различными вопросами, что не может не отразиться на его отношении к учёбе и жизни в целом. Он начинает смотреть на мир с нового ракурса и обнаруживает недостатки окружающих. Ребёнок старается показать свою индивидуальность, из-за чего у него могут возникнуть конфликты с социумом.

      Также в организме ребёнка происходят физические изменения. У девочек в этом возрасте начинается менструация, появляются жировые отложения на бёдрах и талии, вторичные половые признаки. Некоторые дети гордятся такими переменами в своей внешности, а некоторые, наоборот, пугаются.

      Основная масса мальчиков в 12 лет ещё не меняется. Но случаются и исключения, и у ребят также появляются вторичные половые признаки, меняется голос. Часто дети чувствуют себя неудобно друг с другом. У некоторых развиваются из-за этого комплексы. Ребёнок, чтобы скрыть, как он считает, недостатки (выросшую грудь, взрослеющую фигуру), изменяет походку и осанку.

      Задача родителей – объяснить ребёнку, что все изменения, которые с ним происходят, это вполне нормально. Не нужно бояться серьёзных разговоров со своим повзрослевшим чадом. Поймите, что только от вас зависит его отношение к себе и окружающим, его внутренняя гармония.

      Вес и рост мальчиков и девочек в 12 лет

      Сколько весит ребёнок в 12 лет? Какой у него рост? Всё, в данном случае, индивидуально. Но в целом, параметры колеблются в следующих пределах:

    • у девочек: рост от 145,9 до 154,2 см., вес – от 36 до 45,4 кг;
    • у мальчиков: рост от 143,6 до 154,5 см., вес от 34,4 до 45,1 кг.
    • Что должен уметь ребёнок в 12 лет

      Что должны уметь 12-летние девочки и мальчики? Практически всё, потому что они уже совсем взрослые. Например, дети в 12 лет должны прислушиваться к мнению окружающих и проявлять самостоятельность. Они должны уметь планировать собственное время, заполнять его с пользой. 12-летний ребёнок вполне способен отвечать за свои поступки.

      Кроме того, у ребёнка в этом возрасте расширяется круг домашних обязанностей. В 12 лет он должен уметь убирать квартиру, стирать мелкие вещи, мыть посуду, гулять с домашним любимцем. Не нужно растить из своих детей «белоручек», иначе ко взрослой, самостоятельной жизни они будут совсем не приспособлены.

      Будьте готовы к различным сложностям, которые могут возникнуть с вашим взрослеющим ребёнком. Наберитесь терпения, и находитесь всегда рядом с ним, оказывая ему свою поддержку и показывая свою родительскую любовь.

      Как познаёт мир и что умеет ребенок в 10 месяцев: развитие и питание, вес и рост, распорядок дня малыша

      Малышу исполнилось 10 месяцев, физическое, эмоциональное развитие продвигается ускоренными темпами. Ребёнок меньше спит, требует внимания, охотно контактирует с близкими людьми.

      Малыш уже не такой беспомощный, ежедневный уход понемногу отходит на второй план. Гигиенические мероприятия обязательны, но общение, приобретение навыков, физическое развитие занимают всё больше времени. Возраст 10 месяцев – трудный, но интересный период для родителей. Радость от общения с подросшим ребёнком заставляет забыть об усталости.

      Что должен уметь малыш в 10 месяцев

      Ребёнок становится активнее, с интересом изучает мир вокруг себя. Кроха внимательно наблюдает за взрослыми, концентрирует внимание на определённых предметах, увлечённо занимается с определённым предметом или игрушкой.

      Чем больше внимания вы уделяете эмоциональному контакту, тренировке речи, общаетесь с крохой, тем интенсивнее будет развитие. Детки, не получающие достаточно внимания в этом возрасте, зачастую отстают от сверстников.

      Физическое развитие ребёнка

    • активно ползает, часто с высокой скоростью, опираясь на руки и коленки;
    • хорошо сидит даже без поддержки и опоры на ручки;
    • легко встаёт без посторонней помощи из положения сидя;
    • пытается делать первые шаги, учится крепко стоять, цепляясь за ноги родителей, мебель;
    • иногда кроха отпускает ручки, стоит, делает шажок – другой без опоры;
    • малыш двигается при поддержке за ручки, пытается достать игрушку, упавшую на пол, цепляясь за мамин или папин палец.
    • Эмоциональное развитие

    • в 10 месяцев родители замечают, что рядом с ними не беспомощный человечек, мирно посапывающий в кроватке большую часть дня, а маленькая личность со своим характером и запросами;
    • ребёнок понимает несложные слова, короткие фразы. Среди лепета можно различить правильные слоги, псевдослова (бутя – бутылочка, ав-ав – собака), которыми ребёнок заменяет сложные понятия. Чем чаще вы разговариваете с крохой, тем активнее развивается речь;
    • проговаривайте по два-три раза одну фразу, избегайте длинных, труднопроизносимых слов. Откажитесь от постоянного «сюсюканья», коверкания слов: ребёнок запомнит неправильные названия предметов, позже переучивать сложно;
    • малыш понимает настроение родителей и окружающих, знает, когда его хвалят или ругают. Иногда проявляются приступы ревности, если мама в гостях уделяет внимание другому ребёнку;
    • при правильном развитии кроха выражает привязанность к родителям, близким, особенно выделяет «любимого взрослого»;
    • некоторые детки спокойно относятся к горшку, понимают, чего от них хотят. Оптимальное время для приучения к полезному приспособлению – 12–18 месяцев, но если малыш не сопротивляется, ненадолго высаживайте на горшок в 10 месяцев. Обязательное условие для обучения – окрепшие мышцы спины: ребёнок уверенно сидит без поддержки;
    • детки интересуются игрушками, предметами, исследуют содержимое ящиков, запоминают расположение вещей в комнате. Кроха изучает свойства каждой игрушки, не просто грызёт или стучит, а пытается собрать/разобрать её. Отличный вариант для изучения цветов, формы, развития внимания – обычная пирамидка с яркими кольцами. Стройте вместе домик из лёгких, не слишком больших, кубиков, изучайте картинки в книге (подходят крупные, чёткие изображения животных, овощей, фруктов);
    • при достаточном уровне психоэмоционального развития детки копируют поведение родителей, запоминают действия, воспроизводят их. Например, мама говорит по телефону, что-то увлечённо рассказывает. Малыш непременно заинтересуется. Дайте в руки детский гаджет с кнопками и музыкой (конечно, игрушечный, без вредного излучения). Ребёнок по-своему будет «говорить» по телефону, копировать движении мамы;
    • появляются вкусовые пристрастия, маленький человечек выделяет одежду, которую носит с удовольствием. Психологи советуют поощрять стремление к выбору: так ребёнок учится проявлять своё мнение, развивается психика;
    • при соблюдении режима дня десятимесячный малыш привыкает к распорядку, запоминает, что после еды будет прогулка, а после вечернего купания – сказка и сон.
    • Для чего необходим аспиратор для новорожденных? Узнайте полезную информацию.

      О профилактике гриппа и ОРВИ у детей прочтите по этому адресу.

      Обратите внимание на следующие моменты:

      • о правильном развитии свидетельствует понимание простых вопросов, выполнение просьб и команд. Например, при вопросе: «Где папа?», – кроха ищет глазами одного из родителей, улыбается, часто просится на руки. Психологи советуют подкреплять просьбы действиями. Например, мама говорит: «Дай маме чашку», – сразу протягивает руку, затем хвалит за правильное выполнение. Повторение приёма закрепляет навыки поиска, концентрации внимания;
      • в 10 месяцев малыш становится чувствительным к переменам. Мама, ушедшая из дому без предупреждения и традиционного ритуала прощания, любимый медвежонок, забытый в гостях, расстраивают деток, доводят некоторых до истерики/горького плача.
      • Повзрослевший малыш кушает многие виды пищи, проявляет разборчивость при выборе блюд. Исчезает разница между продуктами для прикорма, которые получает грудничок и малыш – «искусственник». Родители должны готовить не только вкусную, но и полезную пищу.

        Чем кормить ребенка в 10 месяцев? Основные правила:

      • нельзя давать еду с общего, «взрослого» стола;
      • запрещены специи, острые, жареные, кислые блюда, копчёности, соленья, грибы, шоколад;
      • готовите пищу на пару, запекайте, отваривайте. Паровые блюда содержат максимум витаминов;
      • избегайте крупных кусков, жёсткого мяса. Сочетайте протёртые блюда с более твёрдой пищей;
      • исключите из меню продукты, часто вызывающие у деток аллергические реакции;
      • предлагайте порции согласно возрасту, красиво оформляйте блюда;
      • не превращайте еду в баловство, откажитесь от спектаклей и сказок, лишь бы заставить кроху съесть ещё пол-ложечки;
      • не перекармливайте маленького человечка. Ожирение, плохой аппетит, отвращение к еде, тарелка с кашей на полу, капризы – ответ малыша на излишнее внимание к приёму пищи, частая реакция на кормление, если кроха не голоден.
      • Полезные блюда и меню для ребёнка в 10 месяцев:

      • овощное пюре из тыквы, кабачков, цветной капусты, моркови, картофеля. Оптимальное количество – 110–130 г;
      • овсяная, кукурузная, гречневая каши. Манку давайте реже: много углеводов, мало витаминов;
      • масло: сливочное – до 10 г, растительное – не более двух чайных ложек за день;
      • соки (60 мл), фруктовое пюре из слив (если нет расстройства стула), зелёных яблок, черники, груш – 50–60 мг;
      • рыбные котлеты, фрикадельки на пару. Объём небольшой: достаточно 1–2 маленьких рыбных шарика, чтобы не спровоцировать аллергию;
      • тушёное, варёное мясо в виде паровых котлет, фрикаделек. Подходит кролик, курица, нежирная говядина, телятина. Постная свинина – 1 раз в неделю, не чаще;
      • творог – 50 г за день. Слишком большие порции творожка (много кальция) усиливают нагрузку на почки, особенно, в сочетании с кефиром, свежим молоком;
      • соблюдайте питьевой режим. Кроме соков, давайте несладкий компот, кипячёную водичку. При расстройстве стула, склонности к запорам полезны травяные отвары (после консультации у педиатра).
      • если в 6–7 месяцев вы излишне опекали кроху, не предлагали ложку, наверстайте упущенное;
      • ребёнок часто подражает взрослым: на этом и сыграйте. Купите пластиковую ложечку, столик для кормления, покажите, как пользоваться столовым прибором;
      • родители должны правильно держать ложку, чтобы кроха повторял за ними. Конечно, не всё сразу получиться, каша будет не только на лице, «слюнявчике», вокруг столика. Постепенно малыш научится крепко держать ложку;
      • главное: показать, что еда – это простой процесс, благодаря которому организм нормально растёт и развивается. Не разрешайте баловаться, играть с едой, специально разливать суп или сок;
      • кроха играет за столом? Значит, он наелся. Прекратите кормление, уберите еду. Постепенно малыш запомнит, как нужно вести себя за столом;
      • приготовьтесь к капризам и сопротивлению: некоторые детки долго играют на нервах, не слушают, намеренно дразнят маму, балуясь за столом;
      • наберитесь терпения, во время кормления уберите «лишних» людей из кухни. Театрализованное действие, бабушки, суетящиеся вокруг крохи – это лишний раздражитель, мешающий спокойному приёму пищи.
      • тело подросшего ребёнка к десяти месяцам становится пропорциональнее;
      • набор веса, рост слегка замедляются;
      • средние показатели для девочек: вес – от 8 до 10 кг, рост от 69 до 75,4 см, для мальчиков: вес – 8,3–10,9 кг, рост от 69 до 77 см.
      • Разница зависит от многих факторов: роста, веса при рождении, качества питания, индивидуальных особенностей, наследственности.

        Что делать, если у ребенка часто идет кровь из носа? У нас есть ответ!

        Эффективные методы лечения ринита у детей описаны на этой странице.

        По адресу http://razvitie-malysha.com/zdorovie/bolezni/drugie/autizm.html прочтите о том, как распознать детский аутизм и как с этим бороться.

        Соблюдение режима дня укрепляет здоровье, ребёнок привыкает к порядку. При повторении определённых процедур и действий складываются чёткие биоритмы для каждого вида занятий.

        Здоровый сон – обязательный элемент в распорядке дня.

      • дневной сон – дважды, продолжительность – около двух часов каждый раз. Недосыпание отрицательно сказывается на наборе веса, увеличении роста, физическом развитии, здоровье нервной системы;
      • если кроха мало спит днём, он вряд ли проспит ночью подряд оптимальные, для его возраста, 12 часов. Создайте хорошие условия для отдыха, днём выезжайте на прогулку, чтобы малыш поспал на воздухе;
      • укладывайте спать десятимесячного малыша не позже 22 часов, утром подъём в 6–7 часов. Реже нарушайте режим: вы сами создадите проблемы для себя и малыша.
      • Ориентируйтесь на показатели психоэмоционального развития ребёнка в 10 месяцев, проверяйте, все ли навыки освоил малыш. При небольшой задержке не волнуйтесь: все детки имеют индивидуальные особенности.

        Больше полезной информации для родителей в следующем видео:

        Источники:

        Все о развитии ребенка на 11 месяце жизни

        http://www.110detsad.ru/

        https://www.infoster.ru/detskie-bolezni/2011-05-05-07-44-36

        https://www.7ya.ru/babygrowth/1year/

        https://detstrana.ru/article/deti-7-12/razvitie/razvitie-detej-v-12-let/

        Как познаёт мир и что умеет ребенок в 10 месяцев: развитие и питание, вес и рост, распорядок дня малыша