Развитие речи ребенка через сказку

Как с помощью сказки развивать речь ребенка

Трудно отрицать роль сказок в воспитании правильной устной речи. Через сказочные образы в сознание детей входит слово с его тончайшими оттенками; оно становится сферой духовной жизни ребенка, средством выражения мыслей и чувств — живой реальностью мышления.

Без сказки, живой, яркой, завладевающей сознанием и чувствами ребенка, невозможно представить детское мышление и детскую речь

как определенную ступень развития человеческого мышления и речи.

Если говорить традиционно, то сказки расширяют словарный запас ребенка, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи, способствуют формированию эмоциональной, образной, красивой речи.

Какие же методы и приемы использовать при работе со сказками для развития красивой речи у ребенка?

Умение задавать вопросы. По мнению авторитетных отечественных и зарубежных психологов, умение правильно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития речи дошкольников. Конечно, в течение дня ребенок вам задает массу различных вопросов. Но ему на первых порах гораздо труднее будет поставить шуточный вопрос героям, к примеру, сказки о Курочке Рябе (деду, бабе, курочке или мышке). Этому вам ребенка надо учить. Сначала вы вместе с малышом «задавайте» вопросы сказочным героям, постепенно передавая инициативу в руки ребенка: кому и о чем задать вопрос.

Конструирование слов, словосочетаний и предложений

Формирование основ устной речи требует специального обучения. Для этого вам вместе с ребенком нужно:

• придумывать несколько однокоренных слов (лес — лесок, лесник, лесовик);

• учить рифмовать два слова (кузнец — удалец), а затем постепенно переходить к рифмованной цепочке и двустишиям как предвестникам словотворчества;

• составлять достаточно длинное, распространенное предложение в игре «От каждого — по словечку». Например, «Красная Шапочка» — «Красная Шапочка идет» — «Красная Шапочка идет по дорожке» — «Красная Шапочка идет по зеленой дорожке» и т. д.

Письменное общение. Важно не только научить ребенка устно сочинять, но и показать ему новые возможности, открывающиеся в письменном общении друг с другом. Самые простые виды такого общения — это записки, короткие письма, поздравительные открытки, переписка по электронной почте, SMS-сообщения.

Именно любимые герои сказок, художественных произведений пусть и будут первыми объектами такого общения. Вам вместе с ребенком необходимо решить, кому лучше отправить записку, кому — письмо, а кому — SMS-сообщение. Начинайте сочинять вместе (ребенок говорит, взрослый записывает, затем вместе читают и обсуждают написанное, корректируя и совершенствуя его по содержанию и стилю).

Телеграмма, записка, письмо, SMS-сообщение, скорее всего, по своему эмоциональному настрою будут различными и выражать разные эмоции: восхищение, благодарность, возмущение, гнев. В первую очередь это будет зависеть от того, какому сказочному герою отправляется письменное обращение, во вторую — от эмоционального настроя самого ребенка.

Такими письменными обращениями вы будете формировать не только устную и письменную речь ребенка, но и нравственные начала.

Пословицы и поговорки. В сказках часто встречаются пословицы и поговорки, которые должны помочь детям уяснить идею сказки. Разбирая их вместе с малышом и обсуждая смысл каждой из них, вы, родители, помогаете ребенку запо­минать их, учите применять к месту, более четко уяснять внутреннее содержание сказки.

Например, такая поговорка, как «Не все коту Масленица», дает повод к разговору о древнем славянском празднике Масленицы как празднике проводов зимы, встречи весны, с вытеканием блинов, сжиганием чучела Зимы, народными гуляньями, обрядами и пиршествами. Не отсюда ли и радость кота — быть сытым в праздник? Но ведь праздники бывают не каждый день, а значит, не всегда и коту Масленица. Так в процессе разбора содержания и выяснения происхождения гой или иной поговорки у малыша расширяется кругозор, его представление о народных традициях и обрядах.

Вам легко увлечь ребенка игрой, состоящей в придумывании таких ситуаций, для которых бы подходила выбранная по­словица, или сказок, к героям которых ее можно применить.

Новое название. Для развития речи детей советуем чаще прибегать к испытанному методу — придумыванию новых названий известных сказок, не искажающих идеи произведения. Давайте рассмотрим это на примере сказки «Теремок». Можно придумать следующие новые названия — «Дружный домик», «Домик для зверей», «Новый домик для зверей», «Как медведь разрушил теремок» и т. д.

Новый персонаж. При работе со сказками в нетрадиционном ключе важное место занимает упражнение по введению в фабулу сказки нового героя или персонажа. Это нужно для поддержания интереса к сказке и для того, чтобы нарушить привычные стереотипы, наконец, для того, чтобы повернуть сюжет сказки в новое русло. На решение этих задач направлен метод, который назван условно «Введение частицы "не"» (НЕ репка выросла на грядке, а. ; Не Золушка, а. ; Не Иван- царевич, а. ; НЕ рукавичку потерял дед, а. ; НЕ Колобка испекла баба, а. ).

Исчезновение. Чтобы внести новизну, усложнить воспри­ятие давно знакомой сказки, создать элемент неожиданности, загадочности, можете использовать следующий прием. Читая ребенку сказку, «проглатывайте» часть слова или пропускайте целые слова (например, глаголы) и предлагайте игровую ситуацию: «Некоторые части слов обиделись и убежали из сказки. Давай попробуем и без них отгадать, какая это сказка». Например: «Жи-бы-де-ба-бы-у-ни-ку-ря-сне-ку-ря» и т. д.

Словотворчество. Для развития «словотворчества» можно использовать следующие приемы при работе со сказками:

• найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;

• сочинить длинное и в то же время смешное слово (к примеру, о лисе — «длиннохвостая», «пушистохвостая»);

• произнести без гласных звуков какое-либо слово и предложить ребенку узнать его, например слово «принцесса»;

• определить «лишнее» слово. Ребенок должен обобщить и отобрать нужное слово (только домашних животных или только диких). Например: лиса, заяц, избушка, собака, петух (лишнее слово «избушка»).

Последнее задание подчеркивает важность взаимосвязи речевой и умственной деятельности. Ведь любая систематизация по обобщенным признакам формирует логическое мышление.

Интервью. Сказка у ребенка должна и может способствовать умению общаться. Для этого предлагается использовать игру-задание «Интервью». Для большей достоверности ребенок может взять в руки «микрофон» (заменитель — широкий маркер, ручка от скакалки). А кто берет интервью, кто его дает, по какому поводу — зависит от сюжета сказки.

Развитие речи детей через театральную деятельность (консультация)

Развитие речи детей через театральную деятельность (консультация)

Развитие речи детей через театральную деятельность (консультация)

Автор: Мухина Елена Владимировна. Воспитатель МКДОУ детский сад «Буратино», Красноярский край, Богучанский район, с. Чунояр.

Формы организации театрализованной деятельности

1. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях.

2. Самостоятельная театрально-художественная деятельность; театрализованные игра в повседневной жизни.

3. Мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, посещение детьми театров совместно с родителями, мини-сценки с куклами в ходе изучения регионального компонента с детьми, привлечение главной куклы — Петрушки в решение познавательных

Основные направления работы с детьми в театральном кружке

1. Театральная игра

3. Основы театральной культуры

4. Работа над спектаклем

5. Культура и техника речи

Задачи направления «Культура и техника речи»: Развивать речевое дыхание и правильною артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию логику речи; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас.

Подготовка речевого аппарата к овладению звуками речи

I этап, подготовительный

Развитию моторики артикуляционного аппарата служат различные игры на звукопроизношение: «Кто как кричит?», «Что звучит?», «Чей домик?» и др. Используются звукоподражания шуму ветра, шум прибоя, рокоту самолета, карканью вороны, жужжанию жука, цоканью копыт лошади и др.

Дети усваивают речь, подражая людям, а не звукам природы,

Для развития речевого дыхания проводят игры на поддувание: сдувание снежинок (кусочков ваты, поддувание карандашей, плавающих рыбок, лодочек. В процессе дыхательных упражнений ребенок учится правильно дышать, делать короткий, быстрый вдох и длительный, сильный, плавный выдох. Не следует допускать, чтобы дети напрягались и уставали. Упражнения проводятся сидя, не более 1,5 мин (начиная с 0,5 мин).

Для развития речевого слуха, слухового внимания рекомендуются игры «Угадай, кто позвал?», «Угадай, что я сказала?», «Что делает Петрушка?», «Эхо», «Какие звуки услышал?» и др.

2 этап — Становление звуков речи, или постановка звука.

Начинается с легких по артикуляции звуков и кончается более трудными; последовательность их сохраняется как для фронтальной, так и для индивидуальной работы (шипящие, свистящие, р, л).

При полном отсутствии звука или при его неустойчивом произношении, что часто наблюдается у дошкольников, бывает достаточно фиксировать внимание ребенка на звуке.

Обучение здесь основано на подражании детьми речи воспитателя, четкому произношению звука. Такой прием обучения возможно использовать только в легких случаях.

3 этап — Закрепление и автоматизация звуков.

Работу на этом этапе можно рассматривать как затормаживание старых неправильных динамических стереотипов и выработку новых. Для закрепления и автоматизации нового звука требуются систематическая тренировка, создания таких условий, чтобы в течении дня ребенок произносил его не менее 10-20 фраз.

Этапы работы в спектакле над речью

Первый этап – определение образа

Задача — научить детей распознавать конкретный образ, выделяя характерные черты присущие только ему.

Метод «контрастных отрывков

Второй этап — работа над мимикой

Задача — научить детей передавать эмоциональное состояние героев с помощью мимики.

Приём: работа с иллюстрациями на эмоциональное состояние дает возможность определить мимику героя через его эмоциональное состояние

— Какую вы увидели лисичку-сестричку? (осторожную, хитрую, хищную)

— Какой предстала перед вами лиса Алиса? (настойчивая, напористая, экстравагантная т т. д.)

Этюд: «Страх», «Горе», «Гнев», «Радость», «Удовольствие», «Удивление

Третий этап — работа над голосом.

Задача — развитие речевого аппарата детей и совершенствование интонационной выразительности

Задание для первой подгруппы — проговорить фразу Лисички-сестрички «Я – лисичка — сестричка, я хожу не слышно

Задание для второй подгруппы — проговорить: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам

Фразы необходимо проговаривать с разной интонацией присущей определенному образу лисы. Прием «интонационная выразительность»

«Путешествие с эмоциями в страну сказок»

— Вспомните различные сказки. В этом путешествии необходимо найти эмоции героев, которые спрятались в сказках;

— вспомните самостоятельно эмоции, рассмотрев картинки-пиктограммы настроений, на которых изображены дети, переживающие разные эмоции;

— большая карточка с изображением различных эмоций, выберите, пожалуйста, ту, которая подходит к вашему настроению в данный момент. Обведите ее карандашом любого цвета и отложите карточку на край стола.

Четвёртый этап — работа над жестом и движением.

Задача — научить детей двигаться в соответствии с характером персонажа

Пятый этап — заучивание роли.

Задача — выучить текст конкретной роли.

«Прием «Книжечка». Закрыть лицо ладонями и вспомнить как можно больше предложений из текста. Затем, жестом ладони «превращаются» в раскрытую книгу. Дети, не отвлекаясь от «воображаемой книги», по очереди как бы «читают» из неё те предложения, которые запомнили.

Прием — «Волшебный сундучок». Детям демонстрируется сундучок с ленточками. Воспитатель спрашивает, кто запомнил самое первое предложение и предлагает этому ребенку вытянуть из сундучка первую цветную ленточку и произнести это предложение. Таким же образом другими детьми воспроизводятся все последующие предложения. И так постепенно с помощью воспитателя выстраивается текст.

Прием — «Театр на фланели», в процесс запоминания текста включается зрительная память. Эти игровые действия проходят по принципу составления рассказа по серии сюжетных картин, каждая из которых воспроизводит в изображении последующее предложение текста.

Итогом занятий по развитию речи стали выступления детей, насыщенные эмоционально окрашенной речью.

Таким образом, развитие речи через театральную деятельность происходит не только наиболее естественно (так как игра — ведущая деятельность дошкольного возраста, но постепенно (ступенчато, что приводит к эффективному результату.

Развитие речи детей с задержкой психического развития через театрализованную деятельность Что же такое задержка психического развития? Эти три зловещие буквы не что иное, как отклонение в психическом развитии. Основные трудности,.

Консультация для родителей «Развиваем детей через театрализованную деятельность» Театр это искусство, которое близко и понятно детям. Так как в основе театра лежит игра. Театр воздействует на эмоциональный мир ребёнка.

Консультация по теме «Развитие коммуникативных навыков дошкольников через музыкальную деятельность» «Развитие коммуникативных навыков дошкольников через музыкальную деятельность» Ни для кого не секрет, что умение общаться с людьми является.

Мастер-класс «Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность» Театр — это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир! С. И. Мерзлякова Здравствуйте уважаемые участники.

Педагогическая ярмарка «Социально-коммуникативное развитие детей через игровую деятельность детей» Цель: поддержка и продуктивное распространение инновационного опыта, стимулирование к обновлению и совершенствованию педагогического опыта.

Социально-коммуникативное развитие детей через игровую деятельность СЛАЙД №1 Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных.

Проект «Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи через знакомство с русскими народными сказками» Речь является одним важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Если определенный уровень развития устной речи не достигнут к моменту.

Проект «Учимся говорить, играя». Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности Аннотация: реализация проекта предполагает различные виды игр с детьми: это цикл дидактических игр, подвижных игр и словесных игр. В систему.

Развитие связной речи старших дошкольников через изобразительную деятельность с применением ИКТ РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. Речь.

Развитие речи у детей с ОНР через использование подвижных игр Сообщение за заседание ГМО учителей-логопедов и воспитателей «Развитие речи у детей с ОНР через использование подвижных игр» (возможно,.

Презентация «Развитие речи через театральную деятельность»

Презентация «Развитие речи через театральную деятельность»

«Развитие связной речи является

центральной задачей речевого

воспитания детей. Именно в связной

речи реализуется основная,

коммуникативная, функция языка и речи

«Театр – искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот кто любит театр по настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты.»

Это слова великих деятелей.

Разрешите представить вам мою маленькую презентацию на данную тему.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная образовательная область «Речевое развитие». Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. Поэтому развитие речи ребенка любого возраста становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.

Театральная деятельность – это самый яркий, интересный, активный вид детского творчества. Она глубоко лежит в детской природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. А игра — это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется оживить. Входя в образ, ребёнок играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.

Поэтому возникла идея — создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

Направленность театрализованной деятельности.

Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связаны с:

-художественным образованием и воспитанием детей;

-формированием эстетического вкуса;

развитием коммуникативных качеств личности;

-обучением вербальным и невербальным видам общения;

-воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);

-созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуации через игру.

Цель педагога — не ограничиваться сценарной, режиссерской, постановочной работой с детьми-актерами, а через все виды деятельности способствовать формированию в детях творческого начала.

К примерным требованиям к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении относятся:

— обеспечение взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами (игры-драматизации на занятиях по развитию речи, музыкальных, по художественному труду, при чтении художественной литературы, организации сюжетно-ролевой игры и пр.);

— создание условий для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (спектакли с участием детей, родителей, сотрудников; организация выступлений детей старших групп перед малышами и пр.)

— приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, с видами кукольных театров (би-ба-бо, настольным, теневым, пальчиковым и др., театральными жанрами и пр.).

Пальчиковый театр – способствует развитию речи, внимания, памяти, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Смысл этого театра заключается в том, чтобы стимулировать ребенка надевать себе на пальчики фигурки и пытаться рассказать сказки (разные, но обязательно по оригинальному тексту). Стимулирование кончиков пальцев, в том числе, ведет к развитию речи. Подражание движениями рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствует не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.

Театр картинок (фланелеграф) – такой вид театра способствует внесению разнообразия игры в группах детского сада, сделать для них игрушку более интересной, развлечь и порадовать детей, то, что сделано своими руками. Такие игры развивают творческие способности и содействуют их эстетическому воспитанию. Маленькие дети очень любят смотреть картинки в книгах, но если картинки показать двигающими, действующими, они получать еще большее удовольствие.

Участие в играх с куклами «Би-Ба-Бо», дети развивают мелкую моторику, которая очень необходима для развития речи, мышления, улучшится координация движений, она станет увереннее и точнее. Нужно отметить, что маленький кукловод управляет игрушкой тремя пальцами (указательный, большой и средний, которые так необходимы при письме.

Маленькие актеры принимают участие в выступлениях, при этом они фантазируют, читают стихи, импровизируют, что очень важно для развития речи, она становится красивой и грамотной.

Он дает уроки красоты, морали

А чем они богаче, тем успешнее

идет развитие духовного мира детей…”

В заключении хотелось бы сказать, что театр может сыграть большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграции игры в разных видах искусства.

Театр учит нас видеть прекрасное в жизни и людях, заставляет сердце биться сильнее, стремиться к прекрасному и доброму. Детский спектакль – кульминация проделанной детьми, педагогами и родителями работы, это, вероятно, одна из самых замечательных возможностей остановить прекрасные мгновения жизни. Причем уловить счастливые моменты радости могут все: родители, наблюдающие за игрой своих детей на сцене, педагоги, знающие цену труда и сценического успеха, и воспитанники, игра которых помогает созидать большие личности маленьких исполнителей. А это того стоит!

  • Главная
  • Начальная школа
  • Развитие речи через сказку с дошкольниками
  • Влияние русских народных сказок на развитие речи старших дошкольников

    Тема моего диплома:»Влияние русских народных сказок на развитие речи старших дошкольников».

    Актуальность данной темы очень важна на сегодняшнем этапе жизни современного общества. Согласно ФГТ к структуре ОПДО содержания образовательной области «Коммуникация» направлено на развитие речевого творчества. области «коммуникация»направлено на развитие речевого творчества. Накопленный опыт познавательной, речевой, игровой деятельности, богатый запас представлений, развитие творческого воображения и фантазии позволяет детям творчески использовать богатство родного языка.

    Цель исследования: выявление влияния русских народных сказок на развитие связной речи старших дошкольников.

    Объект исследования: развитие связной речи старшего дошкольного возраста.

    Предмет исследования: русские народные сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

    Гипотеза исследования: процесс развития связной речи детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться эффективнее, если:

    — планомерно, целенаправленно использовать разнообразные виды русских народных сказок в образовательном процессе детского сада.

    — учитывать специфику влияния русских народных сказок на развитие связной речи дошкольников.

    Для достижения цели определены задачи:

    1. Проанализировать психолого- педагогическую литературу по данной проблеме.

    2. Разработать систему мероприятий для детей старшего дошкольного возраста на основе использования русских народных сказок.

    3. Проанализировать результаты практической работы по развитию связной речи через влияние русских сказок.

    Исследование проводилось на базе МБДОУ № 21 г. Томска в подготовительной группе Теремок» в количестве 14 человек.

    Нами была изучена литература по данной теме, мы осветили особенности и задачи связной речи. Был изучен опыт отечественных и зарубежных педагогов по проблеме развития связной речи дошкольников.

    Были рассмотрены средства связной речи, выбор которых зависит от формирования у детей речевых навыков и умений. Одним из средств связной речи является устное народное творчество. Это прежде всего сказки.

    Была раскрыта методика использования русских народных для развития связной речи. Для определения влияния русских народных сказок на развитие связной речи старших дошкольников были проведены исследования связной речи в процессе рассказывания сказок.

    На основании этого исследования (4 чел — низкий 29%, 10 чел — средний 71 %) мы пришли к выводу, что необходимо с детьми, находящимся на низком и среднем уровнях развития связной речи проводить глубокую целенаправленную и систематическую работу по развитию связных высказываний посредством использования русских народных сказок.

    Для этого мы разработали и предложили систему мероприятий для детей подготовительной группы на основе использования русских народных сказок в образовательном процессе ДОУ, в котором мы преследовали цель: повышение уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

    Был проведен формирующий эксперимент, который включал в себя следующие мероприятия.

    Проведены несколько НОД:

    «Мир сказок и приключений»

    Цель: расширить представления детей о сказках (вспомнить названия, содержание, героев знакомых сказок) .

    » В стране доброты»

    Цель: формирование у детей нравственных качеств через организацию различных видов деятельности: игровой, познавательной, музыкально — эстетической, продуктивной и выявление готовности детей к школьному обучению.

    Проведен праздник «Путешествие в сказочную страну».

    Цель: систематизировать знания детей о литературном жанре — сказке.

    Был разработан проект «В гостях у сказки».

    Цель: приобщать детей к высокохудожественной литературе, формировать у них запас литературных художественных впечатлений, прививать интерес к театральной деятельности, раскрывать ценности совместного творчества детей и их родителей.

    Пути реализации проекта:

    1. Викторина по сказкам. Помогает вспомнить детям сказки.

    2. Лепка сказочных героев. Организация выставки.

    3. Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят».

    4. Работа с родителями»Рисуем сказку». Организация выставки рисунков детей.

    5. Постановка спектакля «Теремок. Дети научились: ставить себя на место положительного или отрицательного героев; выражать свои чувства через движения, жесты, речь; строить диалоги, расширять свой словарный запас.

    6. Оформление и пополнение книжного уголка сказками разных жанров.

    7. Размещение консультаций для родителей:» Сказкотерапия», «Сказка как воспитание нравственных и волевых качеств детей».

    8. Проведение сюжетно — ролевых, подвижных, дидактических игр с элементами волшебства.

    9. Организация выставки книг «Сказки моего детства».

    10. Изготовление вместе с родителями атрибутов, декораций, костюмов сказочных персонажей.

    В ходе проекта мы добились результатов.

    Мы представляли свой проект на педсовете, обменивались опытом с другими педагогами.

    Проведя формирующий эксперимент, целенаправленно и систематически развивая связную речь при помощи системы мероприятий на основе использования русских народных сказок в образовательном процессе ДОУ, проведенная нами работа помогла повысить уровень речевого развития детей в целом в связной речи и в частности.

    Мы получили высокие результаты по сравнению с результатами, которые были получены в начале года (7 чел — средний 50%, 7 чел — высокий 50%) .

    Анализируя результаты проведенной работы, можно сделать вывод, что проведенная нами работа над связной речью с использованием русских народных сказок помогла детям повысить уровень развития связной речи старшего дошкольного возраста.

    Работая над проблемой связной речи на занятиях по русским народным сказкам, мы пришли к выводу, что планомерное, систематическое использование русских народных сказок является эффективным средством развития связной речи. Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей. Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

    Для воспитателей ДОУ мы рекомендовали использовать в своей работе составленные мероприятия.

    Данная работа будет полезна для педагогов — практиков, которые хотят оптимально и эффективно развивать связную речь детей.

    Театральная деятельность как средство развития речи младших дошкольников Занятие В гостях у сказки Детский сад

    Теперь все видно! Идем, перешагиваем сугробы.

    Ой! Что это? (елочка)

    Под елкой, что-то есть, посмотрите, какой сугроб намело!

    Наверное, здесь кто то живет, видите сугроб шевелится! Кто же здесь? Кто зимой может спать под сугробом? (Мишка) , (а это берлога мишки и нам нужно идти тихо, что бы не разбудить его) .

    Ребята, нам не получилось тихо пройти, и мишка вылез из берлоги, (воспитатель приветствует мишку за лапу)

    Поздоровайтесь и вы, погладьте мишке лапу! Правда, мишка хороший? (да) . А мишка, какой? (мягкий, большой) ,. Какие у него глазки? (черные, как бусинки, маленькие) . Что у мишки еще есть? (носик черный, блестящий, как пуговка) . Что еще есть на голове? (ушки) . Какие ушки? (маленькие) . Лапы, какие? (большие, толстые) .

    Кто сможет показать, как мишка ходит? (дети показывают)

    Наш мишка не простой, а сказочный. Он что — то говорит нам! А вы хотите с мишкой поиграть (да) .

    Давайте скажем мишке: » Мишка, ложись на бочек, на животик» (мишка выполняет поручения детей)

    Дети посмотрите, какая у мишки пушистая шерстка, подуйте фу, фу — мишке нравится.

    Мишка встает и подходит к елочке, на которой весят грибы.

    Мишка:- Что это? (грибы) — А грибы на елочке когда — нибудь растут? (нет)

    Мишка: — А как же они там очутились? Их, наверное, кто — то осенью повесил сушиться и забыл? Ой! Кто же это?

    На сучке висит грибок. Кто его повесить мог? Без шеста, без лесенки, высоко повесили! Раздвину ельник мелкий, » огляжусь, увижу белку!»

    Кто же это? (белка) — Поздоровайтесь с белочкой.

    Белка угощает мишку грибком, мишка благодарит белочку.

    Дети, покажите, как мишка доставал грибочки, (дети потягиваются, встают на носочки, руки тянут вверх) .

    Ребята. Мишке грибок понравился, ему вот как вкусно (погладить мишку по животику и поурчать: у-у-у!)

    Какие мы с вами молодцы, покормили мишку, поиграли с ним. Ой! Мишка трет глазки, наверное, хочет спать.

    Пойдемте, положим, его спать.

    Мишка: — Ой! Подождите, я знаю, что вы тоже любите сладкое. И я вас хочу угостить (угощает конфетами, дети благодарят мишку)

    Положите мишку в берлогу и спойте ему колыбельную (Баю-баю надо спать. Ты спи, а сон придет. И гостинцев принесет! До свидания, мишка!)

    Уснул наш мишка и нам пора возвращаться домой из леса. Дети, где мы были, кого мы там встретили, чем белочка угостила мишку?

    От мы с вами и побывали в волшебном, сказочном лесу. Давайте вместе задуем свечу.

    Вот и сказке конец

    Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность

    Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность Подробности Просмотров: 111

    Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира.

    Особое место в речевом развитии имеет театрализованная деятельность. Вся жизнь ребенка насыщена игрой, каждый хочет сыграть в ней свою роль.

    «Что такое театр? Это лучшее средство для общения

    людей, для понимания их сокровенных чувств.

    Это чудо, способное развивать в ребенке творческие задатки,

    стимулировать психические процессы, совершенствовать

    телесную пластичность, формировать активность…»

    К. С. Станиславский

    Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаясь в полюбившийся образ. Ребенок добровольно принимает черты характера персонажа, мимику и жесты. Дети радуются когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.

    Особо любимы детьми сказки, язык сказок отличается большой живописностью, в них много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, монологов, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку и обогатить его словарный запас. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому что в основе его лежит игра.

    Театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка, самостоятельное творчество, его раскрепощение. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи.

    Театрализованная деятельность – это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

    Театрализованная деятельность носит поэтапный характер:

    На первом этапе обогащается восприятие за счет жизненного опыта детей и ознакомления с литературными произведениями.

    Второй этап собственно процесс детского творчества, который непосредственно связан с возникновением замысла, поисками художественных средств, освоением интонации слова, мимики, походки

    Третий этапхарактеризуется появлением новой продукции.

    Театрализованные игры дают возможность перейти от бессловесных этюдов к этюдам со словами, диалогу, монологу, импровизировать с элементами ряженья на заданную тему, что будоражит фантазию, развивает воображение, дети учатся выражать себя в движении, свободно держаться не стесняясь.

    Основные задачи в данном направлении работы:

    — развитие восприятия литературных произведений разных жанров (сказок, рассказов, стихотворений) в единстве содержания и художественной формы, знакомство с выразительным языком народных сказок.

    — расширение жизненного опыта, ознакомление с окружающим миром в соответствии с содержанием литературных произведений, воспитание внимания, наблюдательности, самостоятельности и активности.

    — развитие всех сторон речи: обогащение словаря образной лексикой, воспитание звуковой стороны речи (интонационной выразительности, дикции, силы голоса) , обучение навыками диалогической речи (спросить, ответить, подать реплику, выслушать) .

    — использование пластических этюдов, развитие сценических навыков для воссоздания образов сказочных персонажей средствами интонации, мимики, жестов, движений.

    — привлечение детей к играм – драматизациям и участию в спектаклях по мотивам прочитанных литературных произведений

    Примерный план непосредственно-образовательной деятельности (НОД)

    1. Музыкально-ритмическая разминка

    2. Дыхательная и речевая гимнастика

    3. Литературно-художественная практика (связная речь)

    4. Игры, минута шалости, физическая минутка.

    5. Театрализованная деятельность

    Музыкально-ритмическая разминка включает в себя ритмические, музыкально практические игры и упражнения, которые развивают:

    — двигательные способности детей (ловкость, подвижность, гибкость, выносливость) ;

    — пластическую выразительность (ритмичность, музыкальность, быстроту реакции и др.)

    — воображение (способности к пластической импровизации)

    Дыхательная и речевая гимнастика помогает детям при помощи игр и упражнений сформировать правильное четкое произношение (дыхание, артикуляция)

    В литературно-художественной практике дети учатся передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение и т.д., а также развивать воображение, умение представлять о том, о чем идет речь, обогащать словарный запас, активизировать речевые умения и навыки, делать речь ярче, образнее.

    В театрализованную деятельность входит драматизация, сюжетные этюды по сказкам, рассказам, стихотворениям. Для драматизации, инсценировки, рассказывания лучше использовать короткие, хорошо знакомые сказки.

    Критерии в подборе сказок

    — ярко выраженная социальная норма (лучше парная)

    — возможность обыграть сюжет

    — предпочтение сказкам, персонажи которых животные

    — анализ сказки с точки зрения поведения персонажей

    — выделение героев с различными чертами характера

    — проигрывание этюдов (фрагментов сказок, сценок из жизни)

    — развивающие и словесные игры

    — использование элементов психогимнастики

    — игровые упражнения, обучающие ребенка различать и называть основные эмоции и чувства, видеть связь между поступками и эмоциями.

    Интенсивному речевому развитию способствуют и самостоятельная театральная деятельность, которая включает в себя не только само действие детей с куклами и персонажами, или собственные действия по ролям, но также художественно-речевую деятельность:

    «Развитие речевого творчества дошкольников через ознакомление со сказками». Опыт педагога Н. М. Левашовой

    26 Май 20140(1784) Просмотры

    Актуальность и перспективность опыта

    Овладением родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

    При подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает формирование и развитие монологической речи как важнейшего условия полноценного усвоения знаний, развитие логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности.

    Развитие речевых творческих способностей тесно связано с развитием познавательных и личностных особенностей дошкольника. Огромную роль в становлении речевого творчества играет ознакомление детей с произведениями художественной литературы.

    Фантастический мир сказки, наличие в ней вариативных элементов позволяют слушателю преодолеть стереотипы мышления, создают условия для развития творческих способностей детей в различных видах деятельности.

    Образовательная деятельность речевого, познавательного цикла несёт в себе необыкновенно высокий эмоционально-положительный заряд, затрагивая сферу восприятия, чувств каждого ребенка.

    Литературный материал представляет собой яркий, наглядно-образный эталон речевой культуры народа.

    Литературные образы, сюжетные линии позволяют дошкольнику освоить социально-нравственные нормы и правила, формируют коммуникативную культуру ребенка.

    В ходе работы над литературным материалом идет интенсивное обогащение речи ребенка средствами выразительности речи.

    Речевая развивающая среда позволяет дошкольнику осваивать и творчески использовать нормы и правила родного языка, развивает умение гибко применять их в различных ситуациях.

    Мастер – класс «Развитие речи через воображение» | Социальная сеть Pandia.ru

    Сетевой бизнес, одобрено вице-министром по туризму Северного побережья Доминиканы. Выстраиваем структуру. Поддержка в скайпе.

    Мастер – класс «Развитие речи через воображение»

    по теме: «Развитие речи через воображение».

    На протяжении дошкольного детства воображение ребенка постепенно превращается из деятельности, которая нуждается во внешней опоре (прежде всего на игрушки) , в самостоятельную внутреннюю деятельность, позволяющую осуществить элементарное словесное (сочинение сказок, стихов, историй) и художественное (рисунки) творчество.

    Воображение ребенка развивается в связи с усвоением речи. Речь позволяет детям представлять предметы, которые они никогда до этого не видели. Показательно, что задержки в речевом развитии сказываются и на развитии воображения, ведут к его отставанию, обеднению.

    Существуют три группы факторов, доказывающих связь воображения ребенка с его речевым развитием.

    Во – первых, само речевое развитие ребенка существенно продвигает и развитие его воображения.

    Во — вторых, задержанные в речевом развитии дети оказываются отсталыми и в развитии воображения.

    В – третьих, не только появление речи, но и важные его моменты в ее развитии являются в то же время узловыми моментами и в развитии детского воображения.

    Речь освобождает ребенка от его непосредственных впечатлений, дает возможность представить себе предмет, которого он не видел. Речь может участвовать в процессах наглядного моделирования, построения модельного отображения действительности и выражать уже сложившиеся модельные представления.

    Содержащаяся в рассказе пространственная терминология вначале направляет и корректирует построение наглядной модели пространственной ситуации, а затем служит выражением сложившихся модельных представлений о пространственных взаимоотношениях предметов. Специфическая форма опосредования мыслительной деятельности дошкольников – наглядное моделирование.

    Оно выступает как одна из общих интеллектуальных способностей, которая обнаруживается при решении самых разных задач. Развитие наглядного моделирования включает в себя овладение действиями замещения, построение модели и ее использование для решения задач. Овладение указанными действиями происходит в процессе перехода от построения и применения внешних материальных моделей к функционально эквивалентным им модельным представлением.

    Первоначально детям следует освоить действие замечания: научиться использовать различные заместители предметов. На этом этапе решается двоичная задача: с одной стороны, задания на замещение развивают умение использовать «опредмечивающий» образ, а с другой – эти задания создают основу для перехода к действиям моделирования.

    Затем дошкольники могут перейти к двигательному моделированию, придумывая и разыгрывая все действия с заместителями самостоятельно.

    После этого намечается переход к использованию предметной наглядной модели. Теперь детям необходимо по заданной взрослым пространственной модели – плану придумать и рассказать собственную историю. При этом модель должна организовать и направлять их фантазию, помогая создавать сюжетно организованные произведения.

    Далее дети могут научиться самостоятельно, выражать свой замысел в виде модели, т. е. составлять сначала наглядный план своего сочинения, а затем, пользуясь таким планом, сочинять полное произведение. Освоив эту деятельность, они смогут составлять подобный план в уме.

    Для повышения уровня произвольности воображения целесообразно организовать специальное общение детей по построению и использованию моделей как для последовательного и осмысленного пересказа художественного произведения, так и для сочинения собственных историй.

    В работе с детьми удобнее всего использовать сказки.

    Сказка — один из наиболее доступных для дошкольников жанров детской художественной литературы. Она отличается четкой структурной организацией.

    Итак, давайте, уважаемые коллеги, попробуем вместе с вами определить цель (коллективная постановка цели)

    Цель работы с дошкольниками :

    Обучить детей построению и использованию моделей для пересказа художественного произведения и для сочинения собственных историй.

    Данная цель предполагает 4 этапа:

    1. Введение «опредмечивающего» образа на материале овладения действиями замещения (2 младшая группа) ;

    2. Двигательное моделирование (средняя группа) ;

    3. Использование готовой модели при пересказе сказки (старшая группа) ;

    4. Использование готовой предметной модели при создании собственных произведений, самостоятельное построение детьми модели собственного сочинения.

    Отнесение того или иного этапа к определенной возрастной группе достаточно условно, т. к. зависит от уровня развития конкретных детей.

    На первом этапе обучения основная задача – развитие у детей принятия замещения персонажей сказки и отдельных предметов: подбор заместителей по определенному признаку.

    Для отработки умения выбора заместителей предлагаю вам, уважаемые коллеги, использовать дидактическую игру: «Какая это игрушка?».

    В этой игре может участвовать вся группа, но лучше ее проводить по подгруппам из 7-10 человек.

    Цель: научить придумывать разнообразные ответы, основываясь на одном и том же схематическом изображении предмета.

    Материал: набор из 6-10 карточек, на каждой нарисована одна фигурка, представляющая собой схематическое изображение нескольких предметов.

    Предлагаю вам, глядя на картинку, придумать, на какую игрушку (предмет) похожа изображенная на ней фигурка. И так каждую следующую картинку. Ответы не должны повторяться, вы имеете возможность предложить свои варианты ответов (приложение 1, рисунки 1-2) .

    После того, как отработали умение пользоваться заместителями, можно перейти к построению и использованию моделей для пересказа художественных произведений. Для этого удобнее всего использовать сказки. На начальном этапе работы лучше всего предлагать детям такие сказки как «Репка», «Теремок», «Три медведя».

    Сейчас предлагаю вспомнить сказку «Репка», после чего вам необходимо подобрать вырезанные из цветной бумаги заместители персонажей данной сказки. Форму, цвет и размер заместителей вы выбираете в соответствии с сюжетной линией (приложение 2, рисунок 2) .

    Коррекционно-развивающее занятие в младшей группе В. Л. Шарохина №3 стр.17

    • Сегодня к нам в гости пришла сказка. А главная героиня этой сказки желтая, круглая. Как вы думаете, что это? Что бывает желтым и круглым?
    • Правильно. А репка, какая?
    • Вспомните, в какой сказке говорится про репку.
      • Желтым и круглым бывает солнышко, шарик, мяч, тарелка, колобок, солнечный зайчик…
      • Желтая, круглая.
      • Сказка так и называется «Репка».

      Прикрепляется изображение репки к фланелеграфу.

    • Посадил дед репку. А сколько репок посадил дед?
    • Дед посадил одну репку.
    • Прикрепляется изображение деда к фланелеграфу.

      В:Ребята, из какого произведения эти строки и кто помнит автора?Д: Эти строки из сказки В. Катаева «Цветик-Семицветик».

      В:Почему сказка с таким необычным названием?

      Д: Семицветик – у цветка 7 лепестков и все они разного цвета.

      В: А теперь подумайте, почему писатель назвал “Цветик-семицветик” сказкой? Что в ней сказочного, невероятного, чего не бывает в жизни?

      Д: В сказке действует волшебница. Есть Волшебный цветок, исполняющий все желания, есть невероятные приключения девочки Жени, внезапное появление вещей и их исчезновение, исцеление больного мальчика.

      В:Эту сказку написал автор Валентин Катаев. Она называется авторская. Мы часто сравниваем авторскую сказку с русской народной.

      А почему называется русская народная сказка? (Сказку сочинил народ.) Есть ли такая волшебная сказка среди русских народных сказок?

      Д: «По щучьему велению». Русская народная сказка.

      В: А что волшебного?

      Д: Волшебная щука. Исполняются все желания. Счастливый конец сказки.

      Основная часть. В: Ребята, посмотрите. Слайд 1: с изображением грустной Жени.- Вы знаете, кто это? (Ответы детей)В:Это девочка Женя из сказки «Цветик-семицветик».- Ребята, но почему-то на Женином лице нет улыбки.(Ответы детей) Она потеряла последний лепесток своего цветика-семицветика, а ей так хочется, чтобы мальчик Витя смог бегать, прыгать и играть с ней в догонялки.

      Давайте поможем ей найти волшебный лепесток, для этого мы отправимся в сказку и вспомним, на что Женя потратила другие лепестки. В:Но, на чем же мы отправимся в путь? (Ответы детей) .Я предлагаю полететь на «ковре – самолете». (Дети рассаживаются на ковре) . Ребята, ну вот мы и в сказке, давайте вспомним, на что Женя потратила первый лепесток?Д:Она захотела вернуться домой.

      В:Правильно. Женя заблудилась и пожелала вернуться домой.А как получилось, что она заблудилась?

      Дидактическое упражнение:»Что сначала, а что потом?»

      В: Послушайте предложение: «К Жене пристала незнакомая собака после того, как она купила баранок». Подумайте и скажите, что было раньше: Женя купила семь баранок и сушку или к ней пристала собака? (Ответы детей) .

      В:Внимательно слушайте предложение: «Женя вышла за калитку после того, как поблагодарила старушку». Что Женя сделала раньше, а что позже? Сначала поблагодарила старушку, а потом вышла, или сначала вышла за калитку, а потом поблагодарила старушку? (Ответы детей)

      В: Для того чтобы Женя вернулась домой, вы должны вспомнить волшебные слова или заклинания из других сказок.

      • По щучьему велению, по моему хотению• Сим, сим – откройся! («Али-Баба и 40 разбойников») • Снип, снап, снуре, пуре, базалюре. («Снежная королева») • Крекс, пекс, фекс («Золотой ключик») • Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой. («Сивка-бурка»)

      В:Давайте вспомним, на что Женя потратила второй лепесток? (Слайд 2: разбитая ваза)

      Д: Она разбила вазу и загадала, чтобы ваза вновь стала целой.

      Дидактическая игра«Собери вазу»

      (детина мольберте собирают пазлы) .

      В:Молодцы, ребята. Продолжаем путешествие. Что загадала Женя, когда оторвала третий лепесток?

      Д:Она захотела отправиться на Северный полюс.- А где находится Северный полюс? Покажите на глобусе. Что вы знаете о Северном полюсе?

      Какие животные живут на Севере? Кого Женя встретила? (Слайд 3: изображения животных, живущих на Севере.)

      В: Как же животные живут в таких суровых условиях? (Густая шерсть, подкожный жир)

      В: Ой, посмотрите, какой-то камешек нам подарил белый медведь. Как он называется? (Лед) . А из чего делают лед? (Лед-это замерзшая вода) . В каких состояниях бывает вода? (Жидкая, твердая, газообразная, пар, туман) . Вспомните свойства воды? (Прозрачная, не имеет вкуса, без запаха, без цвета, растворяет соль и сахар) . А какое состояние погоды на Севере? (там холодно круглый год, море покрыто льдом) . В:Четвёртый лепесток она потратила на что?Д:Чтобы вернуться домой.В:Но чтобы ей вернуться, нам нужно с вами ответить на вопросы:В какой стране мы живем?

      — — В каком городе мы живем?

      Где проходила олимпиада?

      Слайд 4: разные игрушки и дерево.

      В:Ребята, посмотрите, как много здесь игрушек! Откуда они!(ответы детей) . Жене не понравилось, когда все игрушки на свете стали её, она оторвала шестой лепесток для того, чтобы игрушки вернулись на свои места. Но чтобы исполнилось ее желание, помогайте ей. , Теперь посмотрите внимательно и скажите, что здесь лишнее, чего нет в сказке?

      Динамическая пауза«Наши алые цветки». Наши алые цветки распускают лепестки, Ветерок чуть дышит, лепестки колышет;Наши алые цветки закрывают лепестки, Головой качают, тихо засыпают

      Спал цветок и вдруг проснулся,Больше спать не захотел. Взвился вверх и полетел. (дети сопровождают текст — движениями) . В: Ребята, сколько осталось лепестков у жениного «цветика-семицветика?»Д: Один.

      В: Но где же он?Слайд 5: с изображением радостной Жени.- Посмотрите, это же Женя, а в руках у неё последний лепесток «цветика-семицветика». А это значит, что мы с вами смогли помочь Жене и она теперь загадает последнее желание, чтобы мальчик Витя смог бегать и прыгать!

      В: А нам пора возвращаться в детский сад. Давайте сядем на наш «ковёр-самолёт.

      В: На лепестках цифры и буквы. Сложим цветок, расставляя числа по порядку, и узнаем какое слово зашифровано. 4 1 3 6 2 5 7

      — В: Какое слово зашифровано? « Доброта» Послушайте пословицы. Какая из пословиц выражает главную мысль сказки? Делано наспех – сделано на смех. Жизнь дана на добрые дела…В:Обязательно ли иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела? (нет, достаточно иметь доброе сердце, приходить на помощь другим в трудную минуту, не ждать, когда вас попросят об этом)

      В: А этот цветок останется в нашей группе, я первая загадаю желание: хочу, чтобы дети нашей группы были самые добрые, самые дружные, самые заботливые, любимые!

      По теме: методические разработки, презентации и конспекты

      Методы развития связной речи дошкольников посредством сказок.

      Методы развития связной речи дошкольников посредством сказок.

      В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем, поэтому формирование связности речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников.

      Это обусловлено прежде всего ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.

      Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из многих или нескольких предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Для развития связной речи ребенка необходимо применять различные дидактические игры, занятия, в том числе сказки.

      Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло.

      Но, к сожалению, сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном — это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок.

      Сказки не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, связной речи и воспитания добрых чувств.

      Методы развития связной речи дошкольников посредствам сказок

      Ребенок — существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но действовать и творить, опираясь на них. Эта способность была подмечена итальянским детским писателем Джанни Родари и легла в основу его знаменитого пособия для детей «Грамматика фантазии».

      Используя сказочную тематику, Дж. Родари разработал серию игр, игровых упражнений и приемов для развития речи, мышления, воображения. Одно из игровых упражнений — опорное моделирование, используя карты Проппа.

      Дж. Родари отмечает, что «преимущество карт Проппа очевидны, каждая из них — целый срез сказочного мира. Каждая функция изобилует перекличками с собственным миром ребенка». То есть каждая из представленных в сказке функций помогает малышу разобраться в самом себе и в окружающем его мире людей. Целесообразность карт Проппа состоит в том, что:

      Наглядность и красочность их использования позволяют ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации, а значит, и продуктивнее использовать ее при сочинении сказок.

      Представленные в картах функции являются обобщенными действиями, понятиями, что позволяет ребенку абстрагироваться от конкретного поступка, героя, ситуации и пр., а, следовательно, у него интенсивнее развивается абстрактное и логическое мышление.

      Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств, обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь, способствуют поисковой активности, позволяют наладить полноценные взаимоотношения со сверстниками.

      Сказка обогащает социальный и предметный опыт детей, служит источником комбинаторной способности ума. Сказке, особенно сказке, сочиненной детьми, мы обязаны возможностью разрешения глобальных нравственных противоречий, где всегда побеждает добро.

      Карты Проппа оказывают неоценимую помощь в сенсорном развитии детей, так как их воздействие распространяется на все органы чувств, включая тактильные анализаторы. Ребенок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности. Создателем оригинальных литературных произведений.

      Существуют различные методики, например универсальная методика Л. Б. Фесюковой, развивающие образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомит детей с миром природы и помогает подготовить их к школе.

      Малышам предлагается впервые отойти от стереотипов и изобрести новую сказку или какой-то ее эпизод.

      Трудно отрицать роль сказок, художественных произведений в развитии правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать нашу устную и письменную речь эмоциональной, образной, красивой.

      Л. Б. Фесюкова предлагает несколько методов и приемов, способствующих развитию связной речи.

      Умение задавать вопросы, так как, по мнению авторитетных отечественных и зарубежных психологов (А. Запорожец, Л. Венгер, А. Фромм, Д. Добсон и др.) , умение в контексте разумно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития дошкольников.

      Конечно в течение дня ребенок ситуативно задает массу вопросов. Но гораздо труднее ему будет поставить шуточный вопрос героям сказки.

      Кроме спонтанного формирования основ устной речи, требуется специальное обучение. В этом плане большое значение имеет конструирование слов, словосочетаний и предложений. Л. Б. Фесюкова предлагает использовать следующие приемы:

      — срифмовать два слова (кузнец — удалец) , а затем можно и нужно переходить к рифмованной цепочке и двустишиям как предвестникам словотворчества;

      — составить достаточно длинное, распространенное предложение в игре «От каждого — по словечку».

      Хорошо известно также, что элементы лингвистического образования закладываются с самых ранних лет. В этой связи крайне важно не только научить ребенка устно сочинять, но и показать ему новые возможности, открывающиеся в жанре письменного общения друг с другом.

      Самые простые виды такого общения, по мнению Л. Б. Фесюковой, это записки, телеграммы, короткие письма. И любимые герои сказок, художественных произведений являются первыми объектами такого общения.

      Берем, к примеру, сказку «Красная шапочка» и решаем с детьми, кому лучше отправить записку, кому письмо, а кому телеграмму, да еще срочную. И вместе с ними начинаем сочинять (ребенок говорит, а взрослый записывает, затем вместе читаем и обсуждаем написанное, корректируя и совершенствуя его по содержанию и стилю) . Ребенок чутко улавливает особенности устной и письменной речи, особенно при таком постоянном собственном участии.

      До недавнего времени считалось, что дошкольникам сложно понять переносное значение фразеологизмов и пословиц. Однако исследования Ф. Сохина и других авторов показали несостоятельность этого тезиса. Чтобы помочь детям уяснить идею сказки и переносный смысл форм малого фольклора, Л. Б. Фесюкова предлагает к произведению подбирать фразеологизмы и пословицы и вместе с детьми обсуждать смысл каждой из них, тем самым помогая ребенку запоминать поговорки, учиться применять их к месту, более четко уяснять внутреннее содержание сказки.

      Важным, по мнению Л. Б. Фесюковой, является воспитание чуткости к слову. Формированию такого чутья будут способствовать следующие приемы в работе со сказками:

      — найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;

      — сочинить длинное и в то же время смешное слово;

      — разобрать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях. Этому способствует правильное ударение (мука — мука) , а порой различный контекст (собачий хвост — собачий характер) ;

      — объяснить этимологию слова;

      — произнести без гласных звуков слово и предложить ребенку узнать его.

      Очень хорошо, когда в доме есть «волшебная палочка». Обученный владению «волшебной палочкой» дошкольник сам начинает действовать, вызволяя таким образом героев из беды. Возникает так называемая обратная связь: ребенок сам активно творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение.

      Следующий метод в общей системе развития мышления, речи и воображения — «Постановка проблемного вопроса». Детям традиционно задается масса вопросов по тексту сказок. Они нередко сформулированы на уровне констатации (Куда пошла Красная Шапочка?) . Но куда полезнее вопросы поискового характера (почему, зачем, каким образом) .

      Так же Л. Б. Фесюкова предлагает использовать игры, например: «А если бы…», «Хорошо-плохо», придумывать новые названия сказок, не искажая идеи произведения.

      Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребенка. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.

      Можно отметить, что развитие связной речи детей дошкольного возраста происходит в тесной взаимосвязи с развитием других сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Преимущественное внимание необходимо уделять работе над смысловой стороной слова.

      Развитие связной речи на занятиях с использованием сказок должно занимать одно из центральных мест. Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития детской речи.

      Для развития связной речи дошкольников можно применять различные методы, но я остановилась на работе со сказкой.

      Ребенок — существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но действовать и творить, опираясь на них.

      Из сказок дети черпают множество познаний: представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Из сказки можно вынести много уроков: нравственный, воспитание добрых чувств, речевая зарядка, развитие мышления и воображения, математические и экологические представления и т.д.

      С помощью сказки ребенку можно объяснить множество явлений, т.к. сказка близка мышлению ребенка.

      Но, к сожалению, в настоящее время используется не весь потенциал сказки. Ребенок чаще сидит у телевизора, т.к. смотреть сказку легче и интереснее, чем читать или слушать.

      При просмотре сказки у ребенка не возникает потребности представить какой-то образ, не возникают ассоциации. Поэтому детям нужно чаще читать и разбирать прочитанное.

      Рекомендую подходить к работе со сказкой не традиционно. Т.к. развитие всех психических процессов у ребенка происходит взаимосвязано, то уча детей мыслить оригинально, не привычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д., мы оказываем целенаправленное влияние на развитие ребенка.

      Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их, он сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то ситуацию.

      Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомят детей с миром природы и помогают подготовить их к школе.

      Список использованной литературы

      1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.-400 с.

      2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.:Мозаика — Синтез, 1999 — 272с.

      3. Выготский Л. С. Мышление и речь. — Собр. соч. в 6 т. — М.: «Педагогика», 1983.- Т.2. — 340 с.

      4. Ветрова В. В., Смирнова Е. О. Ребенок учится говорить. — М.:Знание, 1998.-94с.

      5. Вачков И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. М.,2001

      6. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. -М.:АРКТИ, 2002-144с.

      7. Елкина Н. В. Формирование связной речи у детей пятого года жизни. Автореф. дисс. канд. пед. наук. — М, 1999.

      8. Запорожец А. В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником.// Психология дошкольника. Хрестоматия/ Сост. Г. А. Урунтаева -М.: изд. «Педагогика», 1998.- 138 с.

      9. Карпова С. Н., Труве Э. И. Психология речевого развития ребенка. -Издательство Ростовского университета, 1987 -96 с.

      10. Ладыженская Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. — М.:Педагогика, 1974. — 256с.

      11. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. — М.:Просвещение, 1969. -214с.

      12. Лурия А. Р. Язык и сознание/Под ред. Е. Д. Хомской. — М.: Издательство МГУ, 1998. — 336с.

      13. Леушина A.M. Развитие связной речи у дошкольника.// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста./ Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. -М.:Издательский центр «Академия», 1999. -560с.

      14. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М. И. Лисиной. — М.:Педагогика, 1985. -208с.

      15. Основы теории речевой деятельности. — М.: Издательство «НАУКА», 1974. — 368с.

      16. Пропп В. Я. Русская сказка. — М.: Изд. «Лабиринт», 2000. — 416 с.

      17. Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду: Сб. научн. тр./ Под ред. Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой. — М.: изд. АПН СССР, 1987. — 120с.

      18. Расскажи мне сказку/Сост. Э. И. Иванова. М.: Изд. «Просвещение», 1993. -464 с.

      19. Рубинштейн С. Л. Развитие связной речи.//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста./ Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина.-М.:Издательский центр «Академия», 1999.-560с.

      20. Родари Дж. Грамматика фантазии. М.,1990

      21. Развитие речи дошкольника: Сб. научн. тр. / Под ред. О. С, Ушаковой. — М.: изд. АПН СССР, 1990.- 137с.

      22. Сказка как источник творчества детей/ Науч. рук. Ю. А. Лебедев. — М.:Изд. «Просвещение», 2001. — 235 с.

      23. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) : Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Ф. А. Сохина. М.: Просвещение, 1981. — 159 с.

      24. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по дошкольной психологии. — М.: Изд. «Просвещение», 1998. — 254 с.

      25. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников.- М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001-240с..

      26. Ушакова О. С. Развитие речи детей четырех — семи лет // Дошкольное воспитание. — 1995. — №1. — С.59-66

      27. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. М, 1999.

      28. Флёрина Е. А. Рассказывание в дошкольной практике.// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста./Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина.-М.:Издательский центр «Академия», 1999.-560с.

      29. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. — М.: ООО «Издательство ACT», 2000. — 464 с.

      30. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста./Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина.-М.:Издательский центр «Академия», 1999. -560с.

      31. Ядэшко В. И. Развитие речи детей от трех до пяти лет. — М.: Издательство «Просвещение», 1966. — 96 с.

      Другие статьи по теме:

      Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн.

      Развитие мелкой моторики у дошкольников с задержкой психического развития посредством нетрадиционных техник рисования Воспитатель спец. группы: Курбатова Любовь Алексеевна. Участники проекта: Вос.

      Актуальность проблемы речевого развития. Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей.

      Развитие осмысленного восприятия связной речи; Развитие диалогической связной речи; Развитие монологической состоит из этапов: обучение составлению рассказа-описания; обучение составлению рассказ.

      Цель программы — стр.39 Результаты освоения детьми программы О. С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников» Младший возраст (3-4 года) — Ребенок с удовольствием вступает в общение со знакомыми взрос.

      Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА При подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает формиров.

      Развитие интеллектуальных способностей дошкольников. Проблема работы с одарёнными детьми актуальна в настоящее время. Решение этой проблемы педагогический коллектив МДОБУ «Детский сад № 25» город.

      Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности. «Речь – удивительное сильное средство, но нужно иметь много ум.

      Использование дидактических игр для развития речи дошкольников

      Использование дидактических игр и игровых упражнений в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Трудно переоценить значение общего развития ребенка дошкольного возраста. В отли.

      Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития, с помощью мнемотехники. На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнем.

      Родительское собрание во второй младшей группе «Развитие речи младших дошкольников» Родительское собрание во 2 младшей группе, тема собрания: «Развитие речи младших дошкольников» Цель: Раскрытие.

      Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством художественной литературы (опыт работы) Познавательное развитие детей через художественную литературу. Воспитание подрастающего чело.

      Картинки по развитию речи для дошкольников

      Авторские дидактические игры по развитию речи для дошкольников Дидактическая игра «Что для чего» Цель: активизировать в речи детей употребление глаголов неопределенной формы, конструкции сложнопо.

      Диалог как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста Доказано, что основной формой общения дошкольников является диалог. Он является для них основной формой овладения всеми ко.

      Источники:

      http://www.alegri.ru/deti/vospitanie-i-razvitie-rebenka/kak-s-pomoschyu-skazki-razvivat-rech-rebenka.html

      http://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-rechi-detei-cherez-teatralnuyu-dejatelnost-konsultacija.html

      http://www.maam.ru/detskijsad/prezentacija-razvitie-rechi-cherez-teatralnuyu-dejatelnost.html

      http://raguda.ru/ns/razvitie-rechi-cherez-skazku-s-doshkolnikami.html