Развитие у дошкольников конструктивного творчества аН давидчук

§ 2. Развитие конструктивной деятельности в дошкольном возрасте

Детское конструирование означает процесс сооружения построек, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, а также способы их соединения.

Конструирование всегда предполагает решение определен­ной конструктивно-технической задачи, предусматривающей организацию пространства, установление взаимного расположения элементов и частей предметов в соответствии с определенной логикой. Важно, чтобы постройка соответствовала требованиям реального сооружения и выполняла его назначение. Стул должен быть таким, чтобы на него можно было усадить матрешку, а мост таким, чтобы по нему могла проехать маши- на. Хотя постройка создается не для практического использо­вания, в ней воспроизводятся основные элементы и функции реального сооружения. В раннем детстве важным для развития конструктивной деятельности является умение наделять по­стройки определенным содержанием (Е.В.Зворыгина). Этому умению малыша учит взрослый. Если ребенок построил мост, взрослый тут же отмечает: «Какой красивый, высокий мост. По нему поедет машина (или пойдет кукла)», — и побуждает ребен­ка совершать соответствующие игровые действия.

В дошкольном возрасте развиваются две взаимосвязанные стороны конструктивной деятельности: конструирование-изо­бражение и строительство для игры (А.Н.Давидчук).

Если ребенок увлечен самим процессом конструирования, часто даже не используя постройки в игре, а снова и снова со­здавая новые, если конструировать его побуждает интерес не к результату, а к процессу его получения, то конструирование сближается с изобразительной деятельностью.

Конструирование, побуждаемое игровым мотивом, сближа­ется с конструктивно-техническим творчеством взрослых, ведь оно подчиняется практическому назначению постройки, а при ее создании необходимо учитывать ряд важных условий. На­пример, построенный корабль должен вмещать всех матросов. В то же время детское строительство имеет свою специфику. У взрослого каждый элемент конструкции выполняет строго фик­сированную функцию и тесно связан с другими в единое целое. А детская постройка может не отвечать всем требованиям, предъявляемым к определенному сооружению. Не включая всех эле­ментов, постройка напоминает реальную только общей формой. Кроме того, в игре назначение постройки может меняться в зависимости от сюжета.

Основополагающим моментом в конструировании высту­пает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает возможность установить структуру объек­та и его частей, учесть логику их соединения. Так, башня, имею­щая слишком узкое основание, рушится.

Аналитико-синтетическая деятельность позволяет опреде­лить способы конструирования. В анализе образца и выборе способов его построения дошкольнику помогает не само по себе зрительное восприятие, а специально организованная познава­тельная деятельность. Ребенок обследует не только основные свойства предметов (форму, пропорции, величину и пр.), но прежде всего их специфические конструктивные качества (ус­тойчивость, равновесие, протяженность и др.).

На основе аналитико-синтетической деятельности ребенок планирует ход конструирования, создает замысел. Успешность реализации замысла во многом определяется умением дошколь­ника планировать и контролировать его ход.

Умение обследовать конструкцию развивается под руковод­ством взрослого. В 3-4 года ребенок не только называет пред­меты, но и выделяет их основные части, указывает некоторые детали. В 4-5 лет он достаточно хорошо различает основные части по величине и форме, устанавливает их расположение относительно друг друга. Старший дошкольник может провес­ти самостоятельный анализ образца или конструкции: выделить части, определить их назначение и пространственное располо­жение. Он находит интересные конструктивные решения и пла­нирует этапы создания собственной конструкции на основе про­веденного анализа. В 6-7 лет ребенок анализирует конструк­цию предмета с практической точки зрения. Выделяя части, он устанавливает функциональное назначение каждой из них, оп­ределяет соответствие формы, величины, местоположение час­тей и учитывает ситуации, в которых конструкция будет использоваться.

Совершенствование аналитико-синтетической деятельности создает основу для конструктивного творчества дошкольника.

Творчество в конструировании наблюдается уже у младших дошкольников (например, в выборе объекта для постройки, в

новом использовании известных сооружений). На протяжении дошкольного возраста у детей развивается способность вносить изменения в способы конструирования для того, чтобы построй ка подчинялась требованиям ситуации. У старших дошкольников показателями творчества в конструктивной деятельности выступают новизна способов построения предмета, новизна самого предмета и новизна приемов для придания устойчивости сооружаемой постройке.

Особенности конструктивной деятельности в дошкольном возрасте:

дети осваивают способы обследования предметов и способы создания конструкций;

дошкольники познают конструктивные свойства деталей и материалов;

расширяется область творческих проявлений.

Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. — М., 1976.

Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. — М., 1990.

Мухина B.C. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта. — М., 1981.

Парамонова Л., Ударовских Г. Роль конструктивных задач в формировании умственной активности детей (старший дошкольный возраст)//Дошкольное воспитание. -1985. — №7. — С.

Полуянов Ю.А. Дети рисуют. — М., 1988.

Формирование конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО ДАКТА у детей с отклонениями в развитии тема диссертации и автореферата по ВАК 13.00.03, кандидат педагогических наук Лусс, Татьяна Вячеславовна

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Лусс, Татьяна Вячеславовна

Глава 1. Психолого-педагогические основы развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с разными речевыми и интеллектуальными возможностями.

1.1. Теоретические основы коррекционно-развивающего обучения дошкольников и младших школьников на современном этапе

1.2. Значение игры и конструирования в развитии и коррекции детей.

1.3. Леготехнологии в современном обучении.

Глава 2. Особенности развития детей с различными речевыми и интеллектуальными возможностями при использовании ЛЕГО ДАКТА.„

2.1. Организация экспериментального исследования с использованием ЛЕГОДАКТА.

2.2. Методика экспериментального исследования с ЛЕГО ДАКТА .

2.3. Анализ спонтанной коллективной игры детей с ЛЕГО ДАКТА.

2.4.Анализ спонтанной индивидуальной игры детей с ЛЕГО ДАКТА.

2.5. Восприятие детьми элементов конструктора.

Глава 3. Пути формирования конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГОДАКТА.

3.1. Постановка и организация обучающего эксперимента с ЛЕГО ДАКТА.

3.2. Методика формирования конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГОДАКТА.

3.3. Особенности пропедевтического периода у детей разных речевых и интеллектуальных возможностей.—.

3.4. Некоторые направления использования ЛЕГО ДАКТА в коррекционно-развивающем обучении.

3.5. Результаты экспериментального обучения с ЛЕГО ДАКТА.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Формирование конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО ДАКТА у детей с отклонениями в развитии»

Технологический прогресс, глобализация образования и активное внедрение инноваций в настоящее время направлены на повышение эффективности обучения, воспитания и коррекции детей школьного и дошкольного возраста, имеющих отклонения в развитии.

С целью обеспечения необходимого уровня развития детей современная общая и специальная ( коррекционная ) педагогики постоянно совершенствуют методы и обучающие средства, повышающие эффективность образования, воспитания и коррекционного воздействия, и реализуют условия «значительного повышения морального и интеллектуального творческого потенциала, формирования. у всех детей разносторонних творческих возможностей» (Д.Б. Элько-нин, 1989), т. е. создания эффективных программ воспитания и обучения как детей дошкольного и школьного возраста с нормальным интеллектуальным развитием, так и проблемных детей.

Методы и приемы обучения детей с отклонениями в развитии разрабатываются специальной педагогикой в течение многих лет, опираясь на ведущие положения о том, что динамика развития детей с проблемами в обучении подчиняется общим законам психического развития ребенка (JI.C. Выготский, Г.М. Дульнев, JI.B. Занков , В.И. Лубовский, Е.М. Мастюкова, Н.Г. Морозова , В.Г. Петрова, И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф ).

Важно не только дать детям систему знаний, умений и навыков в соответствии с их особенностями и возможностями, но вызвать у них потребность общения с окружающими, способность налаживать контакты со взрослыми и со сверстниками, адекватно реагировать на происходящее вокруг, эмоционально откликаться на возникающие ситуации принятыми в человеческом обществе средствами. Только под влиянием целенаправленного обучения и воспитания в специально организованных условиях, когда используются разнообразные корригирующие средства, дети с выраженными физическими и интеллектуальными нарушениями продвигаются в своем развитии (А.К. Аксенова , Г.А. Волкова,

Т.А. Власова , В.В. Воронкова, И.А. Грошенков, Г.И. Еременко , А.А. Катаева, Р.Е. Левина, Б.И. Пинский , Е.А. Стребелева, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина , С.Н. Шаховская, А.В. Ястребова).

Учитывая, что основными видами в дошкольном и младшем школьном возрасте являются игровая и конструктивная деятельности, в общем и специальном образовании большое внимание отводится разработке и внедрению тех педагогических технологий, которые имеют ярко выраженный моделирующий характер. Это важно для оказания коррекционо-развивающего воздействия на ребенка в процессе формирования речи, перцептивных и интеллектуальных действий, повышения мотивации к обучению, что способствует созданию необходимых предпосылок к повышению уровня его общего развития, умения управлять своим поведением, таким образом, обеспечения качеств, необходимых для обучения в школе (JI.A. Венгер , А.В. Запорожец, А.Р. Лурия, Н.Н. Поддъяков ).

Чтобы игра и конструктивная деятельность были направлены на решение дидактических , развивающих и социализирующих функций в отношении детей с интеллектуальными нарушениями и речевой патологией, необходимо их специальное формирование при создании специальных организационно-методических условий (О.П. Гаврилушкина , Н.Д. Соколова).

В последнее время применяются разнообразные игровые и конструктивные технологии, в том числе и инновационные, которые не имеют должного методического оснащения, поэтому не могут полноценно использоваться в образовательном процессе.

Одним из таких инновационных конструктивно-игровых средств является обучающий конструктор ЛЕГО ДАКТА, выпускающийся образовательной датской корпорацией GROUP LEGO DACTA (Р. Расмуссен). Он широко внедряется в зарубежные и отечественные образовательные и специальные (коррекци-онные) учреждения. Перспективность применения леготехнологии обусловливается ее высокими образовательными возможностями, которые предъявляются к указанным средствам на современном этапе: многофункциональностью, техническими и эстетическими характеристиками, использованием в различных игровых и учебных зонах. Анализ немногочисленных публикаций отечественных и зарубежных авторов показывает, что изучены только некоторые векторы применения ЛЕГО ДАКТА для нормально развивающихся дошкольников (JI.A. Парамонова). В работе Э. Поляковой (1995) объяснена целесообразность применения конструктора в образовательных и социализирующих целях в работе с детьми с нарушением слуха, зрения, ДЦП и речевой патологией. В рекомендациях по использованию ЛЕГО ДАКТА представлены направления применения конструктора для решения дидактических и развивающих задач у дошкольников и младших школьников, но не дано подробной методики по использованию данного средства в условиях коррекционно-развивающего обучения.

Проблема настоящего исследования определяется: с одной стороны — необходимостью повышения подготовки к школе детей с отклонениями в развитии в условиях коррекционно-развивающего процесса, возможностью использования для этого новой многофункциональной педагогической технологии ЛЕГО ДАКТА; с другой стороны — неизученностью особенностей конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО ДАКТА у детей с разными интеллектуальными и речевыми нарушениями и возможностями использования данной технологии в организованном обучении и в свободной деятельности.

В рамках указанной проблемы выбрана тема исследования: «Формирование конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО ДАКТА у детей с отклонениями в развитии».

Цель исследования — повышение эффективности коррекционно-развивающего процесса подготовки к обучению в школе детей с отклонениями в развитии при использовании конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО ДАКТА.

Объект исследования — конструктивно-игровая деятельность с ЛЕГО ДАКТА умственно отсталых первоклассников и старших дошкольников с речевой патологией.

Предмет исследования — особенности формирования конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО ДАКТА у детей с отклонениями в развитии для использования в коррекционно-развивающем процессе.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что новая многофункциональная педагогическая технология ЛЕГО ДАКТА позволит сформировать конструктивно-игровую деятельность у детей с отклонениями в развитии, которая повысит их готовность к школьному обучению в условиях коррекционно-развивающего процесса.

В связи с целью, объектом, предметом и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1. Обобщить теоретические и организационные психолого-педагогические данные о влиянии и возможностях игровой и конструктивной деятельности детей с отклонениями в развитии, на обеспечение их психологической и функциональной готовности к школьному обучению.

2. Выявить особенности начального этапа формирования конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО ДАКТА (спонтанная коллективная и индивидуальная игра, восприятие элементов конструкта) у умственно отсталых первоклассников , у детей с речевой патологией, в сравнении с нормально развивающимися дошкольниками .

3. Разработать и апробировать методику формирования конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО ДАКТА у детей с разным уровнем интеллектуального и речевого развития, направленную на повышение эффективности коррекционно-развивающего процесса.

4. Определить возможности использования новой многофункциональной конструктивно-игровой технологии ЛЕГО ДАКТА в пропедевтический период обучения умственно отсталых первоклассников.

Методологической основой исследования явились философские концепции общей и специальной психологии и педагогики о взаимосвязи процессов воспитания и развития, положение о единстве закономерностей нормального и аномального развития детей (Л.С. Выготский , А.В. Запорожец, Г.М. Дульнев, А.Н. Леонтьев , А.Р. Лурия, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер , С.Л. Рубинштейн, Г.Я. Трошин, Ж.И. Шиф и др.); теория о развивающей роли обучения (В.В. Давыдов , Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин); феномен использования технологий в обучении (В.П. Беспалько , М.В. Кларин, Г.К. Селевко и др.); теория деятельности (П.Л. Гальперин , А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина и др.); методологические концепции о ведущей роли игры и конструирования при обучении нормально развивающихся дошкольников (А.В. Запорожец , А.Н. Леонтьев, А.Л. Парамонова, Н.Н. Подцъяков , Н.П. Сакулина, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин ), у детей с речевой патологией и умственно отсталых детей (О.П. Гаврилушкина , Г.В. Косова, В.И. Селиверстов, Н.Д. Соколова , др.); концептуальные основы ле-готехнологии (О.В. Михеева , С. Пейперт, П. А. Якушкин ).

Методы исследования. Аналитический обзор общей и специальной психолого-педагогической и методической литературы по исследуемому вопросу; изучение медико-педагогической документации образовательных учреждений, наблюдение за детьми в процессе учебной, предметно-практической и конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО ДАКТА; констатирующий , обучающий и контрольный эксперименты; количественный и качественный анализ экспериментальных данных с применением методов математической и статистической обработки — критерии Стьюдента.

1. Первый этап (1998-1999 гг.) — подтверждение прав работы с ЛЕГО ДАКТА, изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования, выделение проблемы, разработка целей, задач исследования и методики эксперимента.

2. Второй этап (1999-2002 гг.) — проведение констатирующего и обучающего эксперимента, проведение контрольного эксперимента в детском саду №14 (САО), в УВК № 1833 (ЦАО), и в специальных ( коррекционных ) общеобразовательных школах-интернатах VIII вида № 102 (СВАО) и № 8 ( ЗАО ) г. Москвы.

3. Третий этап (2002-2004гг.) — анализ, обобщение и систематизация материала по рассматриваемой проблеме, оформление диссертационного исследования.

Научная новизна исследования. Получены сравнительные данные о состоянии и своеобразии конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО ДАКТА у умственно отсталых первоклассников, старших дошкольников с речевой патологией в сравнении с нормально развивающимися дошкольниками.

Проанализированы многофункциональные ( дидактические , социализирующие, коммуникативные и мотивационные) возможности использования ЛЕГО ДАКТА в образовательном пространстве с целью повышения эффективности подготовки к обучению в школе умственно отсталых первоклассников и дошкольников с речевой патологией.

Предложены направления формирования конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО ДАКТА, позволяющие дифференцированно использовать данную технологию в коррекционно-развивающем процессе у выделенных категорий детей.

Теоретическая значимость исследования.

Экспериментально доказана возможность формирования качественно новой формы конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО ДАКТА у умственно отсталых первоклассников и дошкольников с речевой патологией, которая становится важной основой для подготовки их к школьному обучению в коррекционно-развивающем процессе.

Расширены научные представления о возможностях умственно отсталых первоклассников и дошкольников с речевой патологией в формировании и развитии конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО ДАКТА, использовании ее в организованном обучении и свободной деятельности.

Практическая значимость исследования. Получены данные о возможностях использования конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО ДАКТАпри выявлении общих и специфических закономерностей развития детей с разными речевыми и интеллектуальными возможностями; при диагностике отграничения детей со сходными состояниями (умственно отсталых детей и детей с речевой патологией);

Разработана методика формирования конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО ДАКТА в условиях дошкольных образовательных учреждений и специальной ( коррекционной ) общеобразовательной школы VIII вида для повышения у детей с разным уровнем интеллектуального и речевого развития психологической и функциональной готовности к обучению в школе.

Предложенная методика формирования конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО ДАКТА у умственно отсталых первоклассников и дошкольников с речевой патологией может быть рекомендована воспитателям , логопедам и учителям младших классов специальных (коррекционных) школ VIII вида, а также при подготовке студентов и в системе повышения квалификации.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов, представленных в диссертации, обеспечивается комплексным использованием методов научного исследования, сравнительным характером констатирующего и формирующего экспериментов, динамическим и вариативным изучением достаточного количества испытуемых (100 человек), положительным результатом экспериментального обучения, осуществлением количественного и качественного анализа полученных данных с применением методов математической статистики.

Апробация результатов исследования. Разработанная методика внедрена в практику я/с № 14, специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида № 102 г. Москвы, в работу дошкольных учреждений Московской области (Подольский район).

Результаты исследования были доложены и обсуждены на заседаниях кафедры специальной психологии МГЛУ , на кафедре специальной педагогики и психологии ИПК и ПРНО МО, на международном студенческом семинаре в Македонии (Скопье) в 2000 г., на областных и Всероссийских педагогических чтениях в 2001 г., на днях науки в МГЛУ в 2001 г.; в авторском курсе «Использование леготехнологии в коррекционно-развивающем обучении» для дошкольных работников, логопедов и учителей младших классов в ИПК и ПРНО МО и МГПУ; на защите международного диплома по теме «Игровая деятельность с конструктором LEGO как средство диагностики детей с отклонениями в развитии» в рамках международной программы «ЛЕГО-педагогика. Образование и воспитание»; на III всероссийской конференции по арттерапии и артпедагогике в 1999 г.; на XI научно-практической конференции « Независимая жизнь детей с ограниченными возможностями » в 2003 г.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Дети с отклонениями в развитии имеют потенциальные возможности более успешной подготовки к обучению в школе, реализующиеся в условиях коррекционно-развивающего процесса при использовании игры и конструирования.

2. Начальный период конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО ДАКТА у детей с разным уровнем интеллектуального и речевого развития является непродуктивным и практически несформированным.

3. Конструктивно-игровая деятельность с ЛЕГО ДАКТА в системе об щего и специального (коррекционного) обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста с отклонениями в развитии позволяет решать диагностические задачи по выявлению первичных и вторичных отклонений, корригировать и развивать речевые , сенсомоторные, эмоционально-волевые и познавательные процессы, повышать мотивацию к обучению.

4. Использование конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО ДАКТА в пропедевтический период обучения в школе способствует более успешному включению умственно отсталых первоклассников в учебную деятельность, решению задач подготовки их к овладению первоначальными навыками чтения, письма, счета.

Заключение диссертации по теме «Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)», Лусс, Татьяна Вячеславовна

1. Успешность подготовки к школе детей с интеллектуальными и речевыми нарушениями во многом определяется включением конструктивно-игровой деятельности в коррекционно-развивающий процесс.

2. В процессе констатирующего эксперимента выявлено, что у всех категорий детей были недостаточно сформированы конструктивная и игровая деятельность, монологическая и диалогическая формы речи, коллективное взаимодействие, а у детей с отклонениями в развитии, кроме того, психические, сен-сомоторные и эмоционально-волевые процессы, необходимые для успешного обучения в школе.

3. Экспериментально проверена эффективность разработанной методики формирования конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО ДАКТА у детей с разным уровнем речевого и интеллектуального развития, позволяющая применять данное средство в дидактике специального (коррекционного) обучения, с учетом их особенностей и возможностей, и для решения диагностических задач.

4. Определена значимость первоначального ( ознакомительного ) и пропедевтического периода работы с ЛЕГО ДАКТА для дальнейшего использования данного средства в коррекционно-развивающем обучении.

5. Конструктивно-игровая деятельность с ЛЕГО ДАКТА у умственно отсталых первоклассников способствует регулированию эмоционально-поведенческих реакций, развитию первоначальных навыков коллективного взаимодействия, диалогической и монологической форм речи, продуктивной деятельности, частичной коррекции сенсомоторных процессов, повышению мотивации к обучению.

6. Использование конструктивно-игровой технологии ЛЕГО ДАКТА в педагогическом процессе является перспективным направлением для коррекции, обучения, развития и воспитания детей с умственной отсталостью и речевой патологией в осуществлении их психологической и функциональной готовности к обучению в школе.

Таким образом, в настоящем исследовании доказана правомерность выдвинутой гипотезы, решены все поставленные задачи, достигнута цель исследования, получены значимые теоретические и научно-практические данные об эффективности использования новой многофункциональной педагогической технологией ЛЕГО ДАКТА для повышения психологической и функциональной готовности к школьному обучению детей с умственной отсталостью и речевой патологией.

Настоящее исследование посвящено теоретическому и экспериментальному изучению проблемы использования инновационной педагогической технологии — ЛЕГО ДАКТА, рассматриваемой в рамках конструктивной и игровой деятельности детей, имеющих разный уровень речевых и интеллектуальных возможностей, для выявления ее дидактических и коррекционных возможностей, повышения психологической и функциональной готовности к обучению в школе, отграничению детей со сходными состояниями.

Анализ литературных психолого-педагогических источников по изучаемой проблеме показал, что:

— на современном этапе, как в общей, так и в и специальной педагогике большое значение уделяется инновационным технологиям, в частности, игровым , которые способствуют повышению эффективности обучения детей, отвечают современным дидактическим требованиям и способствуют созданию коррекционно-развивающей среды;

— каждый возрастной период характеризуется определенной социальной ситуацией развития, т. е. специфичным отношением ребенка к социальной действительности, уровнем развития ведущего типа деятельности, основными новообразованиями.

— в дошкольном и в младшем школьном возрасте игровая деятельность является ведущей и на ее основе формируется конструктивная деятельность, которая изначально тесно слита с игрой ;

— игровая и конструктивная деятельность положительно влияют на развитие речевой, познавательной , сенсомоторной и эмоционально-волевой сферы ребенка, что важно для психологической и функциональной готовности его к обучению в школе;

— игра выполняет развивающую, обучающую, коррекционную и диагностическую функции.

— ЛЕГО ДАКТА является современной инновационной технологией в общей и специальной педагогике.

— ЛЕГО ДАКТА рассматривается в рамках конструктивно-игрового средства и применяется в учебно-развитвающем и воспитательном процессах, в свободной конструктивно-игровой деятельности.

Теоретический обзор методических рекомендации по использованию ЛЕГО ДАКТА в учебном процессе показал недостаточную разработанность данного средства для дидактических, коррекционно-развивающих и диагностических целей в специальном ( коррекционном ) обучении.

На основании теоретических литературных источников было предположено, что ЛЕГО ДАКТА в конструктивно-игровой деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста с разным уровнем речевого и интеллектуального развития может рассматриваться в коррекционно-развивающем процессе как новая технология образования, если она отвечает дидактическим целям обучения, воспитания и коррекции.

Анализ материалов констатирующего эксперимента позволил выявить общие и специфические особенности конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО ДАКТА у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с разным уровнем речевого и интеллектуального развития.

В процессе спонтанных коллективной и индивидуальной игр , при восприятии элементов ЛЕГО выявлены: слабая включаемость отдельных детей в деятельность, низкий интерес и малая продолжительность деятельности, низкое выполнение коллективных конструктивно-игровых действий, неумение манипулировать деталями, дифференцировать их по характерологическим признакам, оречевлять свои действия в диалогической и монологической форме.

Эти затруднения в значительной степени определяются разным уровнем недоразвития или несформированности игровой, конструктивной и речевой деятельности, что обнаружилось в недостаточном умении принимать, сосредотачиваться и ориентироваться в задании , планировать и контролировать его выполнение, проявлять инициативу, создавать модельные образы и осуществлять с ними разнообразные и длительные игровые действия. Уровень этих проявлений был резко отличен, в то же время у всех испытуемых имелись первоначальные умения и навыки , необходимые для дальнейшего формирования конструктивно-игровой деятельности.

Установлено, что дети с отклонениями в развитии проявили низкий интерес к предлагаемым заданиям в плане выполнения коллективных и индивидуальных конструктивно-игровых действий, у них возникали трудности речевого оформления высказывания, получения продуктивного результата, отсутствовали предварительные намерения.

Специфические особенности умственно отсталых детей в процессе конструктивно-игровых действий при выполнении заданий с элементами ЛЕГО ДАКТА проявились в неадекватных эмоционально-поведенческих реакциях, отсутствии интереса к общению и взаимодействию, в том числе и к речевому , необходимости оказания постоянной помощи со стороны взрослого и недостаточной ее восприимчивости; в отсутствии коллективно-игровых действий, которые выявились не только в неумении , но и в не желании взаимодействовать друг с другом; наличии абсурдных ситуаций в игре и в постройках; суженых представлениях об окружающем мире, слабом принятии помощи; грубых нарушениях сенсомоторной сферы.

У детей с речевой патологией специфические особенности выявились в вялости эмоциональных проявлений; кратковременности совершаемых конструктивно-игровых действий; незначительной творческой активности; фрагментарности исполнения замысла; отсутствии речевого взаимодействия или его непродолжительности, низком познавательном интересе; отсутствии навыков коллективного взаимодействия, но возникновения к ним интереса; охотном принятии помощи, незначительных нарушениях сенсомоторной сферы.

Для дошкольников с нормальным психофизическим развитием были характерны яркость и положительность эмоций, стремление к речевому и конструктивно-игровому взаимодействию, заинтересованность в достижении продуктивного результата, разнообразии игровых и конструктивных замыслов, творческого характера их исполнения, активное стремление к самостоятельности . Существенных отклонений в сенсомоторной сфере не выявлено.

На основании успешности выполнения заданий было выделено по три группы у детей в каждой категории.

Данные констатирующего эксперимента позволили разработать методику формирования конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО ДАКТА для каждой категории испытуемых, состоящую из трех этапов: ознакомительного, пропедевтического и коррекционно-развивающего. На ознакомительном и пропедевтическом периодах нами была предложена система специально разработанных игровых занятий по обучению игре в ЛЕГО, направленная на формирование у испытуемых первичных умений и навыков работы с конструктором, на подготовку базы для использования ЛЕГО ДАКТА в коррекционно-развивающем обучении на различных занятиях . Коррекционно-развивающее обучение включало использование конструктора на занятиях, уроках и в свободное время при коррекции звукопроизношения ; при подготовке к обучению грамоте; для развития зрительно-пространственных представлений; в театрализованной деятельности; в работе с родителями дома; в свободной конструктивно-игровой деятельности.

Система обучения игре с ЛЕГО ДАКТА была направлена на создание ситуации и условий для эффективного развития детей. В процессе обучения раскрывались различные возможности и свойства уже знакомых детям элементов, последовательно осуществлялся принцип от простого к сложному, выполнению заданий при условии соблюдения определенной свободы ребенка в выборе игры , элементов ЛЕГО и путем постепенного усложнения задач, созданию условий для более продуктивного обучения детей.

Результаты обучающего эксперимента свидетельствуют о том, что после проведения обучения игре с ЛЕГО положительная динамика отмечена у всех категорий детей по сравнению с данными констатирующего эксперимента. Положительная динамика в овладении конструктивно-игровыми действиями у всех категорий детей позволила говорить о повышении их готовности к обучению в школе в плане развития познавательной, эмоционально-волевой, речевой и сенсомоторной сферы.

Значительная положительная динамика обучения имела место у умственно отсталых первоклассников , которые в некоторой степени научились регулировать эмоционально-поведенческие реакции, приобрели навыки коллективного взаимодействия и диалогической речи на уровне вопросно-ответной формы, первоначального оформления высказывания с помощью взрослого, продуктивной деятельности, эмоциональных, сенсомоторных процессов.

Существенные результаты показали дети с речевой патологией. Они полностью овладели конструктивно-игровой деятельностью с ЛЕГО ДАКТА, которая стала иметь творческий характер и включать элементы фантазии. Дети показали достаточно высокие результаты в продуктивной деятельности, в навыках речевого и коллективного взаимодействия, в развитии сенсомоторных процессов. В то же время отдельные воспитанники нуждались в активизирующей помощи взрослого.

Наибольших результатов достигли дошкольники с нормальным психофизическим развитием. Их конструктивно-игровая деятельность стала носить творческий характер, успешно формировались диалогическая и монологическая формы речи, значительно увеличилась потребность к коллективном взаимодействии.

Сравнительный и вариативный характер проведенного исследования, на основе выявленные речевые , познавательные, сенсомоторные и эмоциоаналь-но-волевые особенности и возможности каждого ребенка показали дидактическую значимость ЛЕГО ДАКТА в решении задач общего и специального (кор-рекционного) обучения, что позволяет говорить о данной инновации как о технологии образования и использовании ее и в диагностических целях.

Для умственно отсталых первоклассников продвижение стало возможным только в условиях интенсивного на всех трех этапах обучения, а особенно в процессе коррекционно-развивающего, направленного на исправление имеющихся у них специфических отклонений в развитии.

Успешность продвижения детей с речевой патологией стала заметной уже на первых двух этапах, но в основном дала значильные результаты в процессе коррекционно-развивающего обучения.

У нормально развивающихся дошкольников конструктивно-игровая деятельность с ЛЕГО ДАКТА формировалась уже после проведения ознакомительного и пропедевтического этапов, которая продолжала совершенствоваться в процессе развивающего обучения в плане творческой активности и самостоятельности.

Эффективность разработанной методики была проверена в сравнительном плане. Результаты формирующего эксперимента показали значительные отличия в успешности в формировании конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО ДАКТА и в восприятии элементов конструктора у каждой категории детей, участвовавших в эксперименте по сравнению с контрольной группой. Они проявились: в повышении интереса к конструктивно-игровой деятельности, умении управлять эмоционально-поведенческими реакциями, разнообразности и творчестве конструктивно-игровых действий и построек, в коллективном взаимодействии, в оформлении словесных высказываний, лучшем выполнении заданий на занятиях. Положительная динамика имела место у всех испытуемых, участвовавших в эксперименте. По результатам выполненных заданий увеличилось количество детей, отнесенных нами к I и II группе, III группа составила небольшое количество умственно отсталых учащихся (15%).

В контрольных группах продвижение имело место, но менее существенное по сравнению с экспериментальными группами и в основном у детей с нормальным психофизическим развитием, меньше у детей с речевой патологией, а умственно отсталые ученики лишь незначительно продвинулись в своем развитии.

Выполненное исследование позволило сделать следующие выводы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Лусс, Татьяна Вячеславовна, 2004 год

1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной ( коррекционной ) школе. М.: Гуманит. издательский центр ВЛАДОС , 2002. 320 с.

2. Ананьев Н.Н. Человек как предмет познания // Избранные психологические труды в 2 т. М., 1980. 128 с.

3. Аугене Д. Й. Игра как средство активизации речевого общения умственно отсталых детей дошкольного возраста. Автор, кан. дис. — М., 1987.- 16 с.

4. Артамонова О.П. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. — 1995. №4.- С. 14-17.

5. Баряева Л.Б. Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. СПб.: Изд-во РГУ им. Герцена; Изд-во «СОЮЗ». 2001.-416 с.

6. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопр. пси-хол. 1978. — № 4. 1979. -№ 2, № 4. — С.19-21.

7. Брунер Д., Олвер Р. Исследование развития познавательной деятельности. М.: Педагогика, 1971. — 391 с.

8. Буре Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду. — М.: Педагогика , 1981. — 174 с.

9. Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей. М.: Аграф, 1997.- 128 с.

10. Ю.Венгер Л.А. Восприятие и обучение ( дошкольный возраст). М., 1969275 с.

11. Венгер Л.А. Развитие общих познавательных способностей, как предмет психологического исследования // Развитие познавательных способностей в дошкольном воспитании / Под ред. Л.А. Венгера . М., 1986. — 230 с.

12. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка . М.1988. — 173 с.

13. Вересоцкая К.И. Восприятие глубины на катринках учащимися вспомогательных школ. — В кн.: вопросы психологии глухонемых и умственно отсталых детей. М.: Учпедгиз , 1940, 123-130 с.

14. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии М.: « Просвещение », 1973. — 175 с.

15. Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию во вспомогательной школе. Пособие для учителя, М.: 1995.- 178 с.

16. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. / Под ред. В.В. Воронковой , М.: Школа-Пресс, 1994. 416 с.

17. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. М.: Просвещение, 1991 — 135 с.

18. Выготский JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.

19. Выготский JI.C. Основы дефектологии . СПб.: Лань, 2003, — 656 с.

20. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. — 1996. №6. — С. 62-76.

21. Выготская Г.Л., Соколова Н.Д. особенности игровых действий с предметами у умственно отсталых детей дошкольного возраста// Вопросы олигофренопедагогики : Сб. статей / Редкол.: Х.С. Замский (отв.ред.) и др. — М.: МГПИ им. Ленина, 1972. 122-135 с.

22. Гаспарова Е.М. Режиссерские игры дошкольника / Под. ред. Новоеловой С.Л. М., 1989.-110 с.

23. Гаврилушкина О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей. — М.: Просвещение, 1991. — 250 с.

24. Гринявичене Н.Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды. / Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной научно-практической конференции). М., 1988. — 160 с.

25. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. // Исследование мышления в советской психологии. М.: Издательство АПН СССР, 1966. — С. 7-12.

26. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.-250 с.

27. Гаркуша Ю.Ф. Занятия по аппликации и конструированию в системе коррекционно-воспитальной работы с дошкольниками , имеющими обще недоразвитие речи // Дефектология . — 1990. №3.- С.20-23.

28. Генезис сенсорных способностей / Под ред. Венгера Л.А. М., 1976. 180 с.

29. Глухов В.Г. Формирование связной речи у детей с ОНР в процессе обучения их пересказу .№1, 1989.- 165 с.

30. Гнездилов М.Ф. Обучение грамоте во вспомогательной школе. М.: Учпедгиз, 1957.-125 с.

31. Гнездилов М.Ф. Обучение русскому языку в младших классах вспомогательной школы. М.: Учпедгиз, 1959. -245 с.

32. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. // Методические разработки для школьного психолога. Бугрименко Е.А., Венгер А.Л., Поливанова К.Н. М., 1989.-320 с.

33. Готовность к школе: развивающие программы / Под ред. Дубровиной И.В. М., 1995.-375 с.

34. Гурович Г.В., Ленок Я.Я. Коррекционно-развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике . Дефектология №2, 1996. С. 77-83.

35. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. — 2-еизд., доп. М. :Просвещение. 1976. — 76 с.

36. Давыдова С.Д. Роль действий по подражанию, образцу и словесной инструкции в обучении умственно отсталых дошкольников . Дис. канд. пед. наук.— М., 1976. 20 с.

37. Давыдов В.В. Требования современного начального обучения к умственному развитию детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание -1970.-№4.-С. 52-54.

38. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986. — 150 с.

39. Давидчук АН. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. — 2-е изд., доп. — М.: Просвещение. 1976. —79 с.

40. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера.— М.: Просвещение, 1978. — 130с.

41. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. / Под ред. Т.А. Власовой и В.Г. Петровой. М.: Просвещение, 1981. -176 с

42. Дульнев Г.М. О воспроизведении вновь усвоенных слов учащимися вспомогательной школы. // Известия АПН РСФСР , вып. 19. М., 1948. -С. 3-8.

43. Дьяченко О.М. Программа « Развитие » // Психологическая наука и образование. 1996. — № 3. С. 27-31.

44. Еременко И.Г. Познавательные возможности учащихся вспомогательной школы. Киев: Радяньская школа, 1972. — 130 с.

45. Еременко И.Г. Олигофренопедагогика. Киев: Вища школа, 1985.—216 с.

46. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. М., 1984. — 150 с.

47. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб. для студентов де-фектол. фак. педвузов и ун-тов.2.е изд., пере-раб.— М.: Просвещение: Владос, 1995.—112 с.

48. Закон РФ Об образовании, М., Инфра-М , 1999. С. 3-8.

49. Занков Л.В., Дульнев Г.М. О педагогическом изучении учащихся вспомогательных школ. / Под ред. Л.В. Занкова . — М.: Учпедгиз, 1953. —

50. Шпорожец А.В. Условия и движущие причины психического развития ребенка: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. МГУ , 1981. С. 154-170.

51. Запорожец АВ. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника // Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей детского сада / Под. ред. А.Д. Кошелевой. — М.: Просвещение: 1985. — С. 8-23.

52. Запорожец А.В. Психологическое развитие ребенка. Избр. психологические труды в 2 т. М., 1986 г.- С. 170-193.

53. Запорожец АВ., Усова А.П. Психология и педагогика игры дошкольника. М.: Просвещение, 1986^-230с.

54. Запорожец А.В. Проблемы дошкольной игры и руководство ее в воспитательных целях//Игра и ее роль в развитии детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1987. С. 34-167.

55. Инновации в российском образовании: писхолого-педагогические аспекты образования детей с отклонениями в развитии — М.: Изд-во1. МГПУ ,2001.-178 с.

56. Каталог развивающих наборов LEGO DACTA для дошкольников и младших школьников М.: ИНТ, 1998 — 23 с.

57. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М.:РПА, 1997 192 с.

58. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи.— М: « Просвещение », 1985 189 с.

59. Кравцов Г.Г. Психологические проблемы начального образования. Красноярск, 1994. 160 с.

60. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1973.-144 с.

61. Концепции и программы информатизации . Информатика в начальной школе: Рекомендации ЮНЕСКО М.: ИНТ, 1999.- с.95.

62. Конструируем: играем и учимся Lego Dacta материалы развивающего обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО-педагогики, ИНТ, М. 1997. — 15 с.

63. Корчак Я. Как любить ребенка. М.: Политиздат, 1990. 494с.

64. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. — М.: Секачев В.Ю., ООО «Центр Гуманитарной Литературы «РОН», 2001. — 157 с

65. Косова Г.В. Игра. /Воспитание и обучение детей с расстройствами ре-чи//Под.ред. СС. Ляпидевского и В.И. Селиверстова., М: Просвещение., 1968 г.- 93 -125 с.

66. Кузьмина Е.С. Роль игры в развитии целенаправленой деятельности учащихся 1-III классов вспомогательной школы. Дис. канд. психол. наук.—М., 1985.-20 с.

67. Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. — М.: Педагогика, 1975.-304 с.

68. Лего Дакта. Такие умные и нужные игрушки // "Няня", 1997, 1. С. 4-7.

69. ЛЕГО-Лаборатория (Control Lab): Эксперименты с моделью вентилятора М.: ИНТ, 1996.- 43 с.

70. Левина Р.Е., Каше Г.А. Недостатки произношения и письма у учащихся первых классов вспомогательной школы. // Учебно-воспитательная работа в специальных школах, вып. 4. М.: Учпедгиз , 1954. С. 14-21.

71. Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы ребенка дошкольного возраста. М.; Л., 1948. — С. 130 с.

72. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М.: Изд-во АПН РСФР, 1959.-495 с.

73. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры.// Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1983. 303′ 324 с.

74. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Избранные психологические произведения: В 2-хт. Т.1. — М.: Педагогика, 1983. — 281-302 с.

75. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. /Науч., исслед. Ин-тут общей и педагогичекой писхологии Акад.пед.наук СССР. — М.: Педагогика, 1986. — 144 е.

76. Лиштван ЗВ. Игры и занятия со строительным материалом в детском саду.—М.: Просвещение, 1971.—176с.

77. Лурия АР. Развитие конструктивной деятельности дошкольников// Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева , А.В. Запорожца. — М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. — С. 34-64.

78. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). М.: Педагогика, 1978. — 224 с.

79. Лубовский В.И. Словесная регуляция в образовании условных связей у аномальных детей. — В кн.: Речь и развитие психических процессов у ребенка. М., 1966, с.111-117.

80. Лубовский В.И., Розанова Т.В., Солнцева Л.И. и др. Специальная психология: учб. пособи для студ . высш. пед. учб. заведений / Под. ред.

81. В.И. Лубовского . — М.: Издательский центр « Академия », 2003. — 464 с.

82. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. Ранняя диагностика и коррекция. М.: Просвещение, 1992. — 118 с.

83. Макарова Е.Г. В начале было детство: Записи педагога . М.: Педагогика, 1990- 78-с.

84. Мерлин B.C. Деятельность как опосредованное звено в связи разноуровневых свойств индивидуальности //Сб. проблемы интегрального исследования индивидуальности . Вып. 2. Пермь, 1978.

85. Мерлин B.C. Очерки теории темперамента. Пермь, 1973. — 230 с.

86. Менчинская Н.А. Проблемы учения и развития // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1979.- 145 с.

87. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игр : пособие для воспитателя дет. сада /Под.ред. Т.А. Марковой М.: Просвещение, 1982. — 128 с.

88. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Кн. для логопеда. — М.: Просвещение, 1991. — 208 с.

89. Михеева О.В., Якушкин П.А. Наборы LEGO в образовании, или LEGO + ПЕДАГОГИКА = LEGO DACTA // « Информатика и образование», 1996, №3.-С.137-150

90. Михеева О.В., Якушкин П.А. LEGO: Среда, игрушка , инструмент. // "Технологическое образование" Международный спец. вып. ж-ла "Информатика и образование", 1996. — С. 136-137.

91. Мир вокруг нас: книга проектовбучебное пособие. / Перевод с англ.

92. Г.А. Гухман , Е.Г. Кабаков, О.В. Михеева и др. М.: ИНТ, 32 с.

93. Монтессори М. Метод научной педагогики, 1915.— 195 с.

94. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому, сост. М.И. Богуславский , Г.Б. Корнетов М.: Изд. дом « Карапуз », 2000. — 272 с.

95. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. М.: Просвещение, 1969. — 279 с.

96. Морозова Н.Г. Познавательные интересы умственно отсталых школьников. // Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. / Под ред. Ж.И. Шиф. М.: Просвещение, 1965. — С. 299-310.

97. Мухина B.C. Детская психология: Учеб. Пособие для студентов пед . Ин-тов/ Под ред. Л.А. Венгера. -2-е изд. — М.: Просвещение, 1985. —272 с.

98. Никитин Б.П. Развивающие игры. — М.: « Просвещение », 1990. — 150 с.

99. Нечаева В. Г. Конструирование в детском саду. — 2-е изд. — М.: Учпедгиз, 1961. — 160 с.

100. Нечаева В.Г., Корзакова Е.Л. Строительные игры в детском саду. — М.: Просвещение, 1966. — 189 с.

101. Новоселова С.Л., Зворыгина Е.В., Парамонова Л.А. Всестороннее воспитание детей в игре.: Учеб. пособ. Игра дошкольника. М.: « Просвещение » 1989 240 с.

102. Новоселова С.Л. Развивающая предметно-игровая среда. // Дошкольное воспитание. 1998. — №4- С. 25-27.

103. Новоселова С.Л., Обухова Л.Ф., Парамонова Л.А., Тарасова К.В. Теоретические основы базисной программы развития ребенка-дошкольника « Истоки » // Психологическая наука и образование. 1996. -№ З.-С. 30-31.

104. Нудельман М.М. Представления умственно отсталых школьников. // Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. — М.: Просвещение, 1965. С. 82-102.

105. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. — М. 1972— 260 с.

106. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Три-вола,1995.— 340 с.

107. Особенности психического развития детей б—7-летнего возраста / Под ред. Эльконина ДБ и Венгера. Л.А. М.: 1988. — 270 с.

108. Основы специальной психологии: Учебное пособие для студентов сред, пед. уч. заведений / Под ред. Л.В. Кузнецовой. — М. « Академия », 2002, -470 с.

109. Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы. / Под ред. И.М. Соловьева. М.: Издательство АПН РСФСР, 1953.-186 с.

110. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. / Под ред. Ж.И. Шиф. М.: Просвещение, 1965. — 331 с.

111. Парамонова Л.А. К проблеме взаимосвязи обучения и творчества в дошкольном детстве / Международная конференция «Культурно-исторический подход: развитие гуманитарных наук и образования». М., 1996.-187 с.

112. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. М.: Карапуз, 1999., 240 с.

113. Педагогическая диагностика в детском саду : воспитателей дошк . образоват. учреждений / Юдина Г. Б., Степанова, Е. Н. Денисова.—2-е изд— щение, 2003.— 144 с.

114. Петрова В. Г., Белякова И. В. Кто они, дети с отклонениями в развитии. — 2-е изд. — М., 2000.- 150 с.

115. Петрова В. Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников — М.: Академия, 2002.- 160 с.

116. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. / Под ред. Ж.И. Шиф. М.: Просвещение, 1965. — 331 с.

117. Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. — М.: Педагогика, 1977. — 199 с.

118. Петровский В.А. Субъектность: новая парадигма в образовании // Психологическая наука и образование — 1996., № 3. С — 10-15.

119. Пиаже Ж. Избранные психологические труды / Психология интеллекта. М., 1968.-200 с.

120. Пинский Б.И. Формирование двигательных навыков учащихся вспомогательных школ. М., 1977. — 138 с.

121. Поддьяков Н.Н. Современное состояние и перспективы исследований в области дошкольного воспитания // Вопр. психол. 1982. -№ 6. — С. 31-36.

122. Подцъяков Н.Н. Конструирование. -В кн.: Сенсорное воспитание в детском саду / Под.ред. Н.Н. Поддъякова , В.Н.Аванесовой. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1981- 77-98 с.

123. Поддьяков Н.Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности. В кн.: теория и практика сенсорного воспитания в детском саду /Под ред. А.П. Усовой , Н.П. Сакулиной. М.: Просвещение, 1965.-73-99 с.

124. Полякова. Э. Методическая разработка к учебным пособиям «ЛЕГО-ДАК-ТА» для специальных школ — М., Институт новых технологий, 1995.-53 с.

125. Просвиркин В.Н., Новиков А.И., Данюшевская Т.И. Методические рекомендации по дизайн технологии LEGO на уроках в 1 классе. // « Информатика и образование », 1997, №3. С. 28-31.

126. Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1991 — 270-с.

127. Программы подготовительного и 1-4 классов специальных (коррекци-онных) образовательных учреждений YIII вида. / Под ред. В.В. Воронко-вой. М.: Просвещение, 1999. — 192 с.

128. Психологические вопросы сочетания слова и наглядности.//Под. ред. Занкова JI.B. М.: Академия пед. наук РСФСР, 1956 г.- 380 с.

129. Правдина-Винарская Е.Н. Невролгическая характеристика синдрома олигофрении. М.: Издательство АПН РСФСР, 1957. — 137 с.

130. Принципы отбора детей во вспомогательные школы. / Под ред. Г.М. Дульнева и А.Р. Лурия. М.: Просвещение, 1973. — 224 с.

131. Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Венгера А. А. — М.: Педагогика.

132. Развивающее образование в системе дошкольного воспитания // Сб. научно-методических статей / Под ред. В.Т. Кудрявцева и Н.А. Смирновой. — Дубна. 1995. -157с.

133. Роджерс К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем. Стенограмма доклада на конференции учителей в 1973 г.

134. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М., Учпедгиз, 1946. — 315 с.

135. Сакулина НЛ. Воспитание творческой инициативы // Дошкольное воспитание. — 1970. — № 1. — С. 39-44.

136. Сенсорное воспитание в детском саду/Под ред. Н.Н. Поддьякова , В.Н. Аванесовой. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1981. — 192с

137. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. — М., « ВЛАДОС », 1994. -344 с.

138. Сборник проектов для работы со школьниками в обучающих средах Lego ТС Logo и Control Lab / Горбунов А.Л.- М.: ИНТ, 1995.- 70 с.

139. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.

140. Смирнова Е.О. Детская психология: Учебн. Для студ. Высш.пед.учеб. заведений. М.: Гуманитт.изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 368 с.

141. Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. М.: Просвещение, 1987. — 156 с.

142. Соколова Н.Д. Игровые действия умственно отсталых детей // Обучение и воспитание детей с недостатками в физическом и умственном развитии. М.: Просвещение, 1970. —154 с.

143. Соколова Н.Д. Особенности руководства игрой умственно отсталых детей дошкольного возраста: Дис. канд. пед. наук. — М., 1972. — 206 с.

144. Соколова Н.Д. Развитие речевого общения умственно отсталых дошкольников в игре // Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста: Сб. науч. Тр. -М: изд-во АПН СССР , 1982. с. 56-63.

145. Соловьев И.М. Восприятие действительности умственно отсталыми детьми. // Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы. Психологические очерки. / Под ред. И.М. Соловьева. -М.: Издательство АПН РСФСР, 1953. С. 35-76.

146. Специальная педагогика: учб. пособи для студ. высш. пед. учб. заведений / Л.И. Аксенова , Б.А. Архиов, Л.И. Белякова и др.; Под. ред. Н.М. На-заровой.-М.: Издатльский центр « Академия », 2001. — 400 с.

147. Стребелева Е.А. Формирование наглядно-действенного мышления умственно отсталых дошкольников в процессе специального обучения: Дис. Канд. Пед. Наук. М., 1982. — с. 165.

148. Тихонова Л.И., Селиванова Н.А. Математика в играх с ЛЕГО конструктором. С.-П., 2000. — 83 с.

149. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Ф.А. Сохина . — 5-е изд. — М.: Просвещение, 1981. — 159 с.

150. Трошин Г.Я. Антропологические основы воспитания. И Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей, т. I. ПГ, 1915.— 123 с.

151. УдальцоваЕ.И. дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. — М.: просвещение, 1976. — 114 с.

152. Усова А.П. Обучение в детском саду. Под. ред. В.А. Запорожца. М.: Просвещение, 1976. —96 с.

153. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. / Под. ред. В.А. Запорожца. М.: Просвещение, 1981. — 176 с.

154. Усанова О.Н. Специальная психология. Система психологического изучения аномальных детей. М. Изд. МГПУ. — 1990 г. 201 с.

155. Усачева Л.Н. Коррекционная направленность игровой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи (сюжетно-ролевая игра). — Дис. канд. пед. наук.— М., 1983. 195 с.

156. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. // В 10-и т. Т.8. человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии/ Под. ред. A.M. Еголина и др. — М.- Л., 1950. — 776 с.

157. Ушинский К.Д. Пихологичекие и логические основы обучения. — Избр. Пед. соч.: В 2-х т. М., т.2, 483 с.

158. Фромм Э. Иметь или быть. М.: ACT ЛТД, 1998. 356 с.

159. Флерина Е.А. Место и роль строительного материала в дошкольном учреждении: Методические письма по дошкольному воспитанию. Письмо восьмое. — 3-е изд. — М,- Л.: Госиздат, 1929. — 40 е.,

160. Филиппова Е.В. Принятие роли и переход от игровой деятельности к учебной // Психологическая наука и образование. 1996. — № 3. С. 31-37.

161. Флерина Е.А. Игра и игрушки. М.: Просвещение 1973.-215 с.

162. Феофанов М.П. Очерки психологии усвоения русского языка учащимися вспомогательной школы. М.: Просвещение, 1955. — 217 с.

163. Фребелъ Ф. Детский сад// Педагогические сочинения:

164. В 2 т. / Под ред. Д.Н. Королькова. — 2-е изд. — М.: Издание Тихомирова, 1913.—Т. 2.—581 с.

165. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: (Из опыта работы) /Под ред. В.В. Гербовой.- М.: Просвещение, 1983. 64 с.

166. Шиф Ж.И., Петрова В.Г. Мышление умственно отсталых школьников. // Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. — М.: Просвещение, 1965. С. 217-298.

167. Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста П гр., 1922.-270 с.

168. Щербакова Е.И. Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре: Учеб. Пособие. М.: просвещение, 1984. — 80 с.

169. Эльконин Д.Б. Проблема обучения и развития в трудах JI.C. Выготского // Вопр. психол. 1966. — № 6. — С. 39-45.

170. Эльконин Д. Б. Основные вопросы тории детской игры// Психология и педагогика игры дошкольника / Под. ред. А.В. Запорожца и А.П. Усовой. М.: Просвещение, 1966. — 29-35 с.

171. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет). М.: Учпедгиз, 1960.-328 с.

172. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. 304 с.

173. ЮНЕСКО. Цели, структура, деятельность. М., 1992.-400 с.

174. Г. Драйден, Д. Вое. Революция в обучении, г. Можайск ООО « Парвинэ » 670-е.

175. Leach P. Bady and child: From birth to age five. L. 1979. -512 p.

176. Millar S. The Psychology of Play. London, 1969. 213 p.

177. Peggy Kaye. Games for Learning Noonday Press. 1991. 315 p.

178. Richard M. Restak. The infant Mind. Doubleday. 1989 250 p.

В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Источники:

https://studfiles.net/preview/3567442/page:20/

http://www.dissercat.com/content/formirovanie-konstruktivno-igrovoi-deyatelnosti-s-lego-dakta-u-detei-s-otkloneniyami-v-razvi