Развитие внимания памяти детей

Игры на развитие внимания и памяти для детей 6-7 лет в детском саду

Игры на развитие внимания, памяти и наблюдательности для детей подготовительной группы ДОУ

Оборудование: игрушки и различные предметы.

Один играющий смотрит внимательно на предметы и игрушки, расставленные в детском уголке, чтобы запомнить, что где стоит. Затем он выходит за дверь. Воспитатель берет несколько игрушек из детского уголка и ставит их на стол. Ребенок возвращается. Нужно поставить игрушки на прежние места. Дети сменяют друг друга. Меняются предметы, игрушки и места, откуда их забирают. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют все дети.

Начинать игру нужно с 2—3 игрушек, в дальнейшем их число увеличивают до 5—6 шт. Размер игрушек должен быть разным. Маленькую игрушку труднее заметить.

Дети делятся на группы (по 3—5 чел.). Комнату можно условно разбить на несколько участков. Дети внимательно рассматривают определенный участок. Воспитатель подсказывает, на что следует обратить внимание. Дети выходят из комнаты. Воспитатель переставляет, меняет, добавляет или убирает предметы, мебель. Дети возвращаются и говорят, какие изменения произошли. Затем играет следующая группа, она исследует другой участок. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют все группы.

Воспитатель. Я расскажу о присутствующем здесь человеке. Попробуйте отгадать, кто это. Воспитатель описывает одного из детей: цвет волос, глаз, рост, характер (веселый, спокойный, молчаливый или шумный и задиристый; со всеми дружит или нет), голос, чем любит заниматься. Дети отгадывают, о ком идет речь. Для этого они задают встречные вопросы. Например: «Это мальчик?», «Девочка?», «В платье?», «В брюках?», «Одет в красное?», «В белой кофточке?», «На ногах коричневые туфли?», «В белых носочках?», «У нее есть бантики?», «Стоит первым?», «Последним?», «Стоит в середине?» и т.п. На вопросы детей воспитатель отвечает кратко: да, нет, может быть.

Побеждает тот, кто первым отгадает, о ком идет речь. Победителю предлагают сыграть самому — загадать и описать одного из детей.

Оборудование: 10 — 12 предметов.

На столе 10—12 предметов, которые дети должны запомнить. Воспитатель закрывает их. Дети перечисляют, что запомнили.

Можно разделить детей на несколько небольших групп.

1. Дети отворачиваются от стола. Воспитатель вместе с одним или двумя помощниками убирает 1—3 предмета, а 2—3 меняет местами. Дети поворачиваются и говорят об изменениях.

2. Воспитатель показывает репродукцию картины, затем убирает ее. Дети рассказывают, что изображено на картине: сначала в общих чертах, потом подробно.

Дети шагают друг за другом. Воспитатель произносит слова «кочки», «копна», «дорожка», «овраг». Дети останавливаются и изображают названный предмет.

На слово «кочки» дети приседают на корточки, опускают голову и обхватывают колени руками; «копна» — все сходятся в круг, поднимают и соединяют руки над головой; «овраг» — встают в два ряда, немного пригибаются, соединяют руки между собой, опуская их ближе к полу; «дорожка» — встают друг за другом и кладут руки на плечи впередистоящему. Тот, кто ошибется 5 раз, выбывает из игры.

1. Воспитатель называет только 2 предмета.

2. Воспитатель рассказывает (дети показывают предметы по ходу рассказа): «Мы все идем по дорожке (дети показывают дорожку), но вдруг стали попадаться кочки. Сначала одна кочка, а дальше подряд три кочки (дети разделяются на 4 группы и изображают кочки). Весело шагаем по дорожке и скатываемся в овраг (дети изображают сначала дорожку, а затем овраг). В овраге мы нашли много грибов, их собрали (дети собирают раскиданные по полу шишки). Кто больше всех собрал грибов?»

Примечание. Перед началом игры следует немного потренироваться — сделать «кочку», «копну», «дорожку», «овраг».

Оборудование: разноцветные кубики, фишки, палочки, шарики.

Дети делятся на команды, у каждой свой цвет. Воспитатель раскидывает разноцветные предметы по полу. По сигналу двое участников (один участник) от каждой команды собирают рассыпанные кубики, фишки, палочки, шарики своего цвета. Можно взять сколько угодно предметов, но ронять их нельзя. Нужно отнести предметы к своей команде. Затем задание выполняют следующие участники команд. Так продолжается до тех пор, пока команды не соберут все предметы своего цвета. Побеждает команда, собравшая первой предметы своего цвета.

Дети делятся на команды (по 5 — 10 чел.). По сигналу участники первой команды встают в шеренгу, шагают вперед и с каждым шагом вместе произносят числа «1», «2», «3» и т.д. Тот, кто сбился со счета, остается на месте. Прошла первая команда, задание начинает выполнять следующая. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют все команды.

Воспитатель определяет самую внимательную команду и самого собранного участника.

Игры на развитие внимания у детей дошкольников 4-5 лет

Развивающие игры для детей средней группы детского сада

Игры для развития внимания у детей среднего дошкольного возраста

Цель: развивать зрительное внимание, память.

Игровой материал и наглядные пособия: рисунки с изображениями семей разных зверюшек и их домиков, с проведенными линиями, соединяющими животных с их домиками, которые даны в хаотическом порядке.

Описание: нужно определить, где чей домик, не проводя карандашом по линиям.

Цели: развивать устойчивость и переключение внимания, познавательную активность ребенка; расширять кругозор.

Описание: воспитатель называет ребенку разные слова, если он услышал слово, обозначающее, например, животное, то обязательно должен хлопнуть в ладоши. В другой раз предложить, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объединить первое и второе задание, то есть ребенок хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих растения. Хорошо проводить такие игры с несколькими детьми.

Цель: развивать устойчивость, распределение и переключение внимания.

Игровой материал и наглядные пособия: небольшой текст (из газеты или журнала), ручка.

Описание: предложить ребенку внимательно рассмотреть буквы в тексте и вычеркнуть все буквы «к». Фиксировать время и количество ошибок. Задание можно усложнить, попросив ребенка зачеркнуть все буквы «ж» и подчеркнуть все буквы «у».

Цель: развивать наблюдательность.

Описание: играют несколько человек, все становятся в одну шеренгу, ведущий называет одного ребенка и предлагает ему запомнить внешний вид каждого участника игры. На это дается 1-2 минуты. Затем ребенок отворачивается, оставшиеся участники игры вносят мелкие изменения в свои костюмы или прически. Повернувшись к игрокам, водящий должен назвать те изменения, которые ему удалось заметить.

Цель: развивать внимание, память.

Описание: воспитатель произносит разные фразы — верные и неверные. Если фраза верна, дети хлопают, если нет, то топают. Например:

Зимой всегда цветут ромашки. (Дети топают.)

Лед — это замерзшая вода. (Дети хлопают.)

Шерсть у зайцев рыжего цвета. (Дети топают.)

Руки перед едой мыть не нужно. (Дети топают.)

Зимой всегда идет снег. (Дети хлопают и топают.)

Цель: развивать внимание, пространственное мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: игровое поле, расчерченное на 16 клеток; пуговицы.

Описание: воспитатель предлагает ребенку помочь «жуку» (пуговице) добраться до другого края поля, при этом предупредив, что «жук» ползает только зигзагами. Воспитатель обозначает короткий отрезок пути «жука»: «Одна клетка вперед, две вправо, одна влево». Ребенок должен внимательно прослушать, запомнить и проделать этот путь «жуком» по игровому полю. Когда ребенок научится запоминать все ходы движения жука, можно перейти к более сложному заданию, попросив малыша проделать ходы мысленно и поставить жука на нужную клетку.

Цель: развивать концентрацию внимания.

Игровой материал и наглядные пособия: лист в клетку с узором из квадратов, кругов, треугольников.

Описание: ребенок продолжает на листе образец узора (круг, квадрат, треугольник, точка и т. д.).

Игры на развитие памяти и внимания для детей 3-4 лет в детском саду

Развивающие игры для детей младшей группы в детском саду

Игры для развития памяти и внимания для младших дошкольников

Цель: развивать внимание.

Описание: педагог перечисляет предметы, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, если педагог назовет животное, или топнуть ногой, если услышит слово «дом». Более сложный вариант: ребенок должен проделать какое-либо действие (на усмотрение педагога), если педагог назвал предмет, который может быть красного цвета (тонет в воде, не намокает и т. п.).

Цель: развивать внимание, навык самоконтроля.

Описание: ребенок повторяет слова, которые педагог произносит. Слова определенной категории повторять нельзя (см. предыдущую игру).

Цели: развивать внимание; способствовать освоению правил этикета.

Описание: ребенок должен выполнять просьбу педагога только в том случае, если он произнесет слово «пожалуйста». Например: звучит фраза «Дай мне куклу» — ребенок не должен реагировать на слова. Звучит: «Сходи, пожалуйста, на кухню. Принеси мне тарелку». Малыш должен сходить на кухню, но вернуться без тарелки, потому что слово «пожалуйста» не произнесли.

Цель: развивать внимание, память, наблюдательность.

Описание: разложить на столе несколько предметов, знакомых ребенку. Попросить его отвернуться и убрать один из предметов. Предложить ребенку посмотреть и назвать недостающий предмет. Можно поменять игрушки местами, добавить то, чего не было, заменить один предмет другим, отличающимся цветом или размером (красный кубик поменять на желтый, крупную деталь от конструктора — на мелкую и т. п.).

Цель: развивать внимание, память, координацию движений.

Игровой материал и наглядные пособия: мяч.

Описание: ребенок ловит мяч, если педагог, кидая его, называет съедобный предмет. Если же назван предмет, который съесть нельзя, мяч не ловится. Так же можно играть, используя тематические группы: птица — животное, живое — неживое, тихое — громкое и т. п.

Описание: предложить ребенку перечислить мебель, которая стоит у бабушки в гостиной. Или вспомнить, что находится во дворе детского сада. Для описания можно использовать любые объекты или действия, например: «Помнишь ли ты, что делал клоун в цирке (дедушка на даче и т. п.)», «Можешь ли ты сказать мне, чем наш дом отличается от соседнего?»

Цель: развивать память, внимание, моторику.

Описание: предложить ребенку поиграть в старинную игру. Начать: «Я знаю три имени мальчиков. » Произнося каждое имя, делать хлопок мячом о пол или о стену. Теперь очередь ребенка назвать те имена, которые знает он. Это могут быть названия животных, цветов, деревьев, овощи, фрукты и т. п.

Цель: развивать память, внимание, наблюдательность.

Описание: предложить ребенку повторить те предметы, которые будут перечислены. Начинать следует с небольшого количества предметов. На первых занятиях можно группировать объекты по темам, например: перечислять предметы посуды, мебели и т. п. В дальнейшем можно увеличивать количество перечисляемых предметов, добавлять вещи из разных смысловых групп: дерево, ствол, ветка; дом, стена окно, дверь; диван, стол, кресло, чашка, мяч и т. п.

Цель: развивать внимание, поисковые навыки.

Игровой материал и наглядные пособия: «следы» зайца, вырезанные из бумаги.

Описание: разложить по комнате заячьи следы в виде запутанной тропы. Обратить на них внимание ребенка: «Смотри- ка! К нам зайчик приходил, вот его следы, да как много! Попробуй пройди по ним, может быть, он спрятал какой-нибудь гостинец!» В конце тропы положить морковку, угостить ребенка.

Цель: развивать внимание.

Описание: показать ребенку текст с крупным, знакомым ему шрифтом, попросить найти и подчеркнуть букву А столько раз, сколько она встретится в тексте.

Цель: развивать внимание, память.

Описание: рассмотреть с ребенком картинку с простым сюжетом, например: изображение нескольких цветов или деревьев. Убрать картинку и попросить ребенка рассказать то, что он запомнил: сколько было цветов, какого они цвета, где они росли, чем они отличаются друг от друга. По мере адаптации ребенка к игре задать вопросы, побуждающие к большей детализации рассказа, подбирать картинки с большим количеством элементов.

Описание: взять любую раскраску, выбрать крупный одиночный предмет и закрасить одну его половину. Предложить ребенку раскрасить вторую часть точно так же, как раскрашена первая.

Цель: развивать навык классификации разных тонов одной цветовой гаммы.

Игровой материал и наглядные пособия: геометрические фигуры разных оттенков (красный — розовый; синий — голубой; желтый — оранжевый).

Описание: показать ребенку карточки, назвать фигуры, повторить названия цвета. Попросить ребенка разложить красные фигуры в красную коробку, розовые — в розовую. Так же поступить и с фигурами другого цвета. На следующем занятии выложить розовые и голубые фигуры, добавив к ним по одной красной и синей. Поставить розовую и голубую коробку. Внимательно понаблюдать за ребенком, как он поступит с красным и синим цветом. Если он соотнес их соответственно с розовым и голубым, поправить его. Изучая оттенки цвета, провести аналогии: «Что бывает голубого цвета? Небо? А синим небо бывает? Нет, ярко-синим не бывает». Подумать, что бывает синим, красным, розовым, оранжевым и т. п.

Цель: развивать внимание, речь.

Описание: предложить ребенку, пока идет счет до пяти, дотронуться до «чего-нибудь красного, мягкого, холодного и т. д.». Можно усложнить игру, увеличив количество объектов: «Дотронься до двух круглых предметов».

Оригинальные, интересные и познавательные игры для развития памяти и внимания для детей 5 лет и старше

Подросшим деткам нужна пища для ума. Но скучные занятия быстро утомляют, отбивают охоту к обучению. Игры для развития памяти и внимания для детей 5 лет должны быть оригинальными, подходящими по возрасту, интересными, познавательными. Многие родители занимаются вместе с маленькими исследователями, отвечают на бесконечные «Почему?».

Ключевое слово – это «игра». Подборка увлекательных занятий для развития внимания, памяти, образного мышления поможет развить полезные навыки в игровой форме. В статье нет нудных поучений, долгих рассуждений о пользе развивающих занятий. Выбирайте подходящие игры, осваивайте вместе с ребёнком новые горизонты.

Полезные советы родителям

  • не воспринимайте занятия с ребёнком как повинность. Развитому малышу с широким кругозором проще будет в школе, детском саду;
  • маме/папе зачастую не помешает тренировка мозга. Многие игры для развития памяти, внимания увлекают даже взрослых;
  • дозируйте длительность, частоту занятий. Оптимальное время каждого «урока» – 15–20 минут;
  • играйте с пятилетним ребёнком дома, в транспорте, по дороге домой из садика;
  • для большинства занятий нужен простой реквизит;
  • время от времени поощряйте малыша, вручайте мини-презенты за отличные успехи;
  • пригласите друзей: вместе заниматься интереснее. Есть немало игр для коллектива из двух-шести человек;
  • иногда помогайте малышу, например, собрать неподдающийся пазл, но не делайте работу за сына или дочку;
  • занимайтесь регулярно, постоянно ищите новые игры;
  • вместе с ребёнком изготовьте несложный реквизит: польза, выгода от совместного общения и работы обоюдная.
  • У ребёнка есть компьютер? В дополнение к традиционным занятиям, играйте онлайн. Есть немало отличных сайтов, на которых представлены интересные развивающие игры для деток разного возраста. «Ассортимент» развивающих игр онлайн огромен, есть задания на различную тематику. Часто игру сопровождает весёлая музыка: малыш точно не заскучает. Взрослые также увлечённо собирают пазлы, ищут отличия, лишние/недостающие элементы, из которых сделаны большие предметы. Дозируйте нагрузку: без перерыва пятилетний ребёнок должен находиться за компьютером не более 15–20 минут.

    Узнайте инструкцию по применению сиропа Пертуссин для детей от кашля.

    Правила применения и дозировка спрея Тизин Ксило Био детям описана в этой статье.

    Игры на развитие внимания для детей 5 лет

    Первые занятия сделайте максимально простыми. Заинтересуйте дочку или сына, не говорите строгим голосом: «А сейчас мы пойдём заниматься». Лёгкие, непринуждённые упражнения в игровой форме наверняка заинтересуют ребёнка. Заготовьте несколько призов, вручите для поощрения.

    Бросьте мячик малышу, скажите: море (лес, пруд, пустыня). Ребёнок должен вернуть мяч, назвать зверя или птицу из этой местности.

    Купите книжечку с крупными элементами или скачайте рисунок из интернета. Задача – раскрасить картину. Каждый цвет соответствует определённой цифре, например, 5 – красный, 7 – зелёный и так далее. Если действовать правильно, получится красивый рисунок.

    Развитие активного внимания

    Отличная игра для малыша и его друзей. Детки шагают по кругу, ведущий говорит: «лошадка» – нужно поскакать, «мишка» – переваливаться с ноги на ногу, «цапля» – встать на одну ножку. При слове «зайка» нужно попрыгать, «самолёт» – раскинуть руки, полететь и так далее.

    Приготовьте карточки с разными геометрическими фигурами. Начните с двух-трёх. Покажите малышу, попросите запомнить, какие фигуры изображены. Через 30 секунд уберите карточки, попросите ребёнка назвать, что он запомнил. По желанию малыш может изобразить геометрические фигуры.

  • нарисовать треугольники разного цвета;
  • нарисовать одно наименование фигур разного размера;
  • изобразить контуры фигур, закрашенные детали.
  • Игра подобна предыдущей, но вместо кругов и треугольников используйте изображения животных, зверей или птиц. Можно разнообразить задание, попросить малыша рассказать всё, что он знает, о живых существах. Подберите интересные факты, о которых ребёнок не догадывается, дополните его познания своим рассказом.

    Поставьте в ряд несколько игрушек. Ребёнок закрывает глаза, вы убираете один предмет, затем просите назвать отсутствующего героя.

    Постепенно усложняйте задачу:

  • убирайте не одну, а две, три, четыре и более игрушки;
  • спрячьте всех зверей, попросите рассадить их, как в начале занятий. Не ставьте слишком много предметов, чтобы ребёнок не разочаровался в своих силах.
  • Играйте всей семьёй, пригласите друзей: так интереснее, веселее. Каждый по очереди изображает птичку, домашнее животное или дикого зверя. Нельзя называть героя, нужно показывать характерные действия: мишка косолапит, сосёт лапу, собирает шишки, зайка прыгает, грызёт морковку и так далее. Взрослые показывают пример, чтобы малыш не стеснялся, понял задание.

    Нарисуйте план комнаты с крупными деталями, объясните сыну или дочке, как читать его, что означают некоторые (но не все) детали. Расскажите, что в одном месте вы спрятали приятный сюрприз для него, эта зона обозначена крестиком. Пусть малыш поищет клад, ориентируясь на схематические изображения предметов.

    Игру знает не одно поколение, но ценность её не уменьшается. Меняйтесь ролями сыном или дочкой: так интереснее.

  • ведущий говорит: «Чайка (орёл, воробей) летает». Если это правда, второй участник должен поднять руки;
  • ведущий говорит: «Стол (кастрюля, шкаф) летает». Ребёнок должен спокойно стоять, руки вниз.
  • Обычно игра вызывает много смеха из-за ошибок. По ходу занятий расскажите о птицах, которые не летают, а быстро бегают (страусы эму и нанду с короткими крыльями, птица киви с крылышками длиной 5 см, без хвоста) или хорошо плавают, ныряют (не летающие морские птицы – пингвины). Плюсы от занятий: тренировка внимания, развитие кругозора.

    Съедобное – несъедобное

    Ещё одна знакомая игра. Подходит для двух, трёх и более участников. Ведущий бросает мяч, называет продукты питания, блюда и несъедобные предметы. Если можно кушать, игрок ловит мяч, если вещь несъедобная, нужно оттолкнуть мячик, не ловить.

    Положите на поднос мелкие предметы: брелок, колечко, календарик, ключи, конфету и так далее. Вначале используйте не более пяти-шести элементов, позже усложняйте задачу.

    Детки смотрят на предметы 1 минуту, затем отворачиваются. Вы убираете с подноса одну вещь или добавляете новую. Задача: выяснить, что изменилось.

    Хорошая игра для тренировки внимания, наблюдательности:

  • первый вариант. Предложите две картинки с небольшими изменениями. Попросите найти 3–6 отличий;
  • второй вариант: сравнить картинку с той же, но в зеркальном отражении, на которой есть изменения.

Подобных игр много в онлайн-форме. Если малыш освоил компьютер, предложите этот, практически, беспроигрышный вариант.

Купите коробочку с яркими, красочными пазлами. Вначале учите малыша собирать картины из крупных элементов, позже покупайте полотна из более сложных, «непонятных» деталей. Кроме внимания, пазлы развивают усидчивость, настойчивость, терпение.

Подберите несколько изображений красивых тортиков, вырежьте из каждого по одному куску. Разложите торты в ряд, попросите малыша подобрать «правильный» кусок от торта. Подобные игры есть в онлайн-варианте.

Игры на развития памяти для детей 5 лет

Занятия полезны как деткам, так и родителям. Многие игры позволят скоротать время в транспорте, в очереди при посещении врача.

Наблюдайте за изменениями в окружающем мире по дороге домой. Рядом есть новостройка? Спросите у малыша, что изменилось за неделю (добавились новые этажи, приехал большой кран и так далее). Около дома обустраивают парк? Уточните у ребёнка, что было на месте клумбы два дня назад и так далее.

Вспомните, что вы часто делаете с ребёнком или сами каждый день, но малыш это видит. В зависимости от уровня развития речи просите продолжить ваши фразу словами или предложениями.

Как готовить суп?

– Вы: Я достаю из шкафа чистую…

– Вы: Я ставлю кастрюлю…

Далее описать весь процесс.

  • Как заварить чай?
  • Как постирать бельё?
  • Как приготовить кашу?
  • Как уложить кукол спать?
  • Как почистить зубы?
  • Как собраться на прогулку?
  • Опасна ли гематома на голове у новорожденного после родов? У нас есть ответ!

    О пользе ортопедического матраса для новорожденных прочтите в этой статье.

    На странице http://razvitie-malysha.com/uhod/pitanie/malyutka.html узнайте о пользе и составе смеси Малютка 1 для кормления младенцев.

    Попросите сына или дочку вспомнить, какие блюда, продукты были на столе на букву «С» (суп, салат, спагетти). Нужно вспомнить еду на букву «К» (компот, капуста, колбаса, котлета). И далее пройтись по всему алфавиту.

    У кого отличная память

    Разложите на подносе несколько предметов, попросите малыша запомнить их. Сложите вещи в мешочек.

  • Сколько резинок для волос было на подносе?
  • Какого цвета было колечко?
  • Сколько конфет было?
  • Какие фрукты ты видел на подносе?
  • За каждый правильный ответ положен приз, который ребёнок точно описал.

    Детки должны вспомнить, какому зверю или птице принадлежит определённый хвостик. Подберите картинки с изображение зверей, птиц, рептилий, рыб, отрежьте часть карточки с хвостом. Показывайте живое существо, просите малыша из стопки карточек достать нужную, проверить, подходит ли хвост хозяину.

    Целый предмет и его части

    Тренировка памяти, расширение кругозора. Объясните юному эрудиту, что каждый предмет состоят из более мелких деталей. Например, дом – это крыша + дверь + стены + окна + порог и так далее.

    Разберитесь, из чего состоит дерево, цветок, шкаф, квартира, кукла. В интернете несложно найти онлайн-вариант. Игра «Части и целое» увлекает даже взрослых.

    Спойте несколько отрывков из известных детских песенок. Пусть малыш внимательно слушает, потом повторит, что запомнил. Меняйтесь ролями, вспоминайте не только слова, но и названия песен.

    Учите с пятилетним ребёнком четверостишия, скороговорки, весёлые фразы. Детки охотно изучают стихи, в которых описаны приключения животных, интересные явления.

    Хорошее подспорье для развития памяти, образного мышления, сообразительности – загадки. Берите в работу готовые варианты из детских книжек или придумывайте самостоятельно.

    Просите малыша описать предмет, чтобы вы угадали, что это. Варианты могут быть самими непредсказуемыми: фантазия ребёнка нередко поражает взрослых. Иногда родителям приходится напрячь память, подумать, что они покупали на прошлой неделе «треугольное, синее, с мишкой». Оказывается, это конфета в форме пирамидки в синей обёртке с забавным медведем.

    Ещё несколько интересных игр для развития зрительной памяти у детей в следующем видео:

    Как развивать память и внимание у маленького школьника в форме игры

    Особенности развития памяти и внимания у детей 4-6 лет

    Память человека по способу восприятия информации принято подразделять на двигательную, эмоциональную, образную (зрительную) и словесно-логическую. Также память подразделяют на долговременную, кратковременную и оперативную. Наиважнейшей является долговременная память, позволяющая накапливать опыт, новые знания и умения. Кратковременной мы пользуемся каждый день, получая информацию. Мы ее запоминаем, используем и постепенно забываем. А оперативная – это такой промежуток, в котором мы мгновенно решаем, куда новая информация пойдет, в долговременную или в кратковременную память.

    У детей 4-6 лет преобладает образная память: что было ярким, выделяющимся и выразительным, то и запомнилось. Иногда это второстепенные признаки, а главное от ребенка ускользнуло. У дошколенка уже есть двигательная память – запоминает танцевальные движения, упражнения и активные игры, какой-то алгоритм действий. Но главная особенность, что характер запоминания непроизвольный, не зависящий от усилий воли. Определяется он деятельностью ребенка и ее качествами.

    Такая память достаточно эффективна к тем предметам, действиям и событиям, которые интересны, эмоционально окрашены. Поэтому дети 4-6 лет легко запоминают ритмичные стихи, сказки и целые фразы из фильмов, где они сопереживают героям.

    Внимание у детей дошкольного возраста бывает внешним и внутренним. Внешнее проявляется еще в грудничковом возрасте, когда ребенок начинает реагировать на внешние раздражители, такие как звук, свет или запах. Ребенок оборачивается в сторону источника звука или света. Внутреннее внимание − это обращение ребенка к собственным переживаниям, мыслям и фантазиям.

    У внимания есть определенные свойства:

    Сбой в любом из свойств ведет к нарушениям процессов внимания и памяти в целом. Благодаря вниманию мы имеем своеобразный фильтр в информационном потоке − предохранитель мозга от перегрузок.

    Вместе с этим ищут и читают:

    Видео: Игровые метод для развития памяти вашего ребенка

    Развиваем внимание и память

    К 5-6 летнему возрасту у малыша постепенно начинает развиваться и произвольная память. Сознательное припоминание или специальное запоминание проявляется эпизодами. Например, при выполнении просьбы или упражнения, которые когда-то уже выполнялись. Допустим, когда девочка одевает куклу, она точно вспомнит перечень одежды для игрушки. Но спросите вы ее безотносительно игры, какая одежда есть у куклы, ребенок не вспомнит весь ее гардероб. Умело используя возрастные особенности при помощи активных игр и эмоциональных занятий, можно развить навыки произвольного внимания и памяти у ребенка.

    Развитие внимания детей-дошкольников с помощью игр

    В возрасте 4-6 лет внимание детей становится неотъемлемой частью процесса формирования личности. Проявления внимания связаны, например, с четким выполнением правил и инструкций игры. Если задания постепенно усложнять, то развивается соответствующий навык, волеизъявление быть внимательным.

    Упражнения и игры должны развивать не только свойства внимания, но и определенные качества личности для успешной адаптации в обществе. Научить ребенка быть внимательным к деталям, частностям, а не только к общему смыслу, вычленять главное и второстепенное – задача развивающих занятий.

    Развлечения на развитие памяти

    Память также является составляющей процесса становления полноценной личности. Поэтому в возрасте 3-4 лет у ребенка формируются первые устойчивые воспоминания. Для развития памяти существуют свои развлечения и упражнения. Одни направлены на тренировку двигательной памяти, другие − развивают зрительную и слуховую. Упражнения для ассоциативной, словесно-логической памяти еще и развивают мышление.

    Запоминание напрямую связано с речью ребенка, его словарным и понятийным запасом. Отсюда игры со стихами и речевками, считалки и песенки, аудио сказки и книжки, которые потом пересказываются по памяти. Поскольку у дошколят преобладает эмоциональная память, развивать остальные виды запоминания нужно в форме развлечений. Сочетание в играх двигательной активности, логических правил и эмоций развивает одновременно несколько свойств запоминания.

    Игры для детей на развитие памяти

    Упражнения и игры на тренировку запоминания должны активировать различные участки мозга, отвечающие за соответствующие виды памяти.

    Упражнение для тренировки слуховой и словесно-логической памяти, ассоциативного мышления. Подойдет для пяти-шестилеток. Выбирается десять смысловых пар слов, например, груша-яблоко, огурец-помидор, шарф-шапка. Слова читают ребенку 3 раза, выделяя интонационно смысловые пары. После этого называют малышу одно слово из пары, а он должен дополнить его вторым по смыслу. Эти же пары слов можно попросить ребенка назвать спустя время – это будет упражнением для долговременной памяти.

    Эту игру любят и взрослые и дети. Сложность ее должна соответствовать возрасту и знаниям ребенка о предметах, явлениях и их свойствах. Игра развивает зрительную, словесно-логическую память, учит концентрации и быстрому запоминанию. Детям показывают картинки с хорошо знакомым предметом. Например, дом с окошками, дымоходом и крылечком. На первой картинке в окошке шторы в горошек, а из трубы идет дым, или на крылечке сидит птичка. На второй картинке или шторы другого цвета, или дыма нету, или птичка улетела. Малыши должны найти отличия на иллюстрациях.

    Упражнение на развитие двигательной памяти. Подойдет как трехлеткам, так и детям 5-6 лет. Взрослый за спиною у ребенка совершает движения его телом, например, поднимает одну руку, отставляет ножку в сторону, или хлопает в ладоши ручками малыша. Затем ребенок должен повторить самостоятельно эти упражнения в том же порядке. Потом можно поменяться с карапузом местами и продолжить игру.

    Игры на улучшение внимательности детей 4-6 лет

    Основными свойствами, которые определяют качество и уровень нашей внимательности, являются концентрация и устойчивость. Чтобы сконцентрироваться и удержать внимание на чем-либо, необходимы определенные волевые усилия. Поэтому игры для дошкольников направлены на тренировку воли и свойств внимания.

    Самая простая игра из детства, которую наверняка помнят взрослые. У ребенка 4-6 лет понятийный и речевой аппараты сформированы в достаточной мере, чтобы усвоить правила этой игры. Малышу бросают мяч и произносят слово. Если слово обозначает предмет, который можно съесть, ребенок ловит мяч. Если это предмет несъедобный, карапуз отбивает мяч в сторону. Можно играть вдвоем или группой. Очень веселая и задорная игра. Дети ее любят. Развивает такие свойства внимания, как избирательность, концентрацию и переключаемость. Плюс дополнительно расширяет словарный запас и понятийный аппарат. Можно вводить постепенно новые понятия о предметах и развивать также память.

    Очень популярная игра у детей. На картинке нарисованы различные животные и их жилища в произвольном порядке. Соединены зверюшки и соответствующие им домики линиями. Правила предлагают ребенку определить кому какое жилище принадлежит. А проследить путь к домику нужно по линии взглядом. Если на первых порах сложно, можно предложить малышу использовать карандаш. Потом от него отказаться, когда ребенок освоится в полной мере. Игра на развитие концентрации внимания, свойство распределения, избирательности и произвольности.

    Увлекательное умственное и физическое упражнение. Ребенок становится вашей тенью и повторяет за вами движения. Например, вы называете и показываете простые действия: плыву, танцую, играю. Малыш должен как можно точнее повторить движения. Усложнить можно игру, не называя действие, а только изображая. Когда ребенок угадает и назовет его, тогда и показывает. Потом можно поменяться местами. Вам и малышу будет забавно и радостно участвовать в такой игре. Развивает у детей, помимо внимания, умение чувствовать другого человека, становиться на его место. Дает навыки межличностного общения.

    15 Игр на развитие внимания для детей и взрослых

    Рекомендуем подборку из 15 мощнейших развивающих игр, играя в которые по 10-20 минут в день Вы не только сможете держать свой мозг в тонусе, но еще и отлично разовьете его!

    В эти онлайн игры могут играть как взрослые, так и дети от 6, 7, 8 лет и старше. Помимо развития внимания, они также развивают память, концентрацию, счет.

    Тренироваться прямо сейчас

    Тренируйтесь прямо сейчас на этой странице, бесплатно и без регистрации.

    Начните с анаграмм, они помогут развить такие качества как: внимание, концентрация, скорость мысли, скорочтение. В этой игре Вам предстоит выбрать 1 вариант из 4, в которым перемешаны только те буквы, которые входят в состав данного слова. В каждом раунде дается новое слово. Помните, что время ограничено! Чем быстрее вы будете искать ответ – тем больше очков получите в конце игры.

    Таблица Шульте — одно из самых эффективных упражнений для развития мозга, внимания, концентрации, ускорения визуального поиска. Также это упражнение является самым популярным упражнением для развития скорочтения. Таблицы Шульте обычно состоят из случайно расположенных чисел или букв. Количество ячеек в таблицах также бывают разными и чаще всего они размером 5×5 элементов.

    Попробуйте также потренироваться в поиске букв. Эти упражнения отлично помогают развивать боковое зрение и скорочтение. Более подробно об этом упражнении Вы можете прочитать в отдельной статье Поиск букв и в статье с тренажером Поиск цифр и чисел.

    Пятнашки – это отличный способ размять ваш мозг! Игра пятнашки представляет собой квадратную доску, разделенную на 16 одинаковых квадратных секций. В вашем распоряжении 15 квадратных костяшек пронумерованных соответственно. Сами костяшки перемешаны внутри коробки случайным образом.

    Суть этой игры заключается в том, чтобы привести костяшки в порядок, а именно расставить номера друг за другом сверху вниз, слева направо, следовательно, пустой квадратик должен быть снизу справа. Игра поможет вам развить логическое мышление, и память, ведь различные хитрости и комбинации полезно запоминать. Так же Вы сможете развивать возможность просчитывать ходы вперед без ошибок. Сыграем?

    Тренироваться с сохранением статистики

    Также предлагаю Вам игры от нашего партнера. Все что Вам нужно сделать — это зарегистрироваться после того как перейдете по ссылке. Это бесплатно, так как регистрация нужна для сохранения статистики, битья собственных рекордов и рекордов других игроков, а также для составления индивидуальных программ тренировок. Для регистрации требуется только Email и пароль для входа.

  • Развивает произвольное внимание
  • Улучшает концентрацию внимания
  • Совершенствует переключение внимания
  • Сразу после старта игры как можно быстрее отвечайте на вопросы: «Куда летит самолет?» и «Откуда летит самолет?». Обратите внимание, что в первом случае цвет кружка вокруг самолета синий, а во втором красный. Это поможет быстрее отвечать на вопросы и набирать больше очков. Чем больше очков, тем эффективней тренировка. Игра полезна взрослым и детям.

    6. Игра «Скоростное сравнение»

    В этой игре нужно как можно быстрее, сравнивать показанную на экране фигуру с предыдущей, отвечая на кнопки «Да» — похожа или «Нет» — не похожа.

    7. Игра «Зрительный поиск»

  • Совершенствует объем внимания
  • На экране появятся фигуры, среди которых нужно выбрать уникальную, ничем не похожую на другие фигуры. Некоторые фигуры могут отличаться всего одной небольшой деталью, которую нужно научиться быстро находить. С каждым успешным раундом сложность увеличивается и дается больше очков:)

    Отличный тренажер для развития внимания. На картинке показывается ракета, вам нужно как можно быстрее определять, куда летит она. Игра ограничена по времени, чем быстрее и правильнее определяете куда летит ракета, тем больше пользы от тренировки и заработанных очков.

    9. Игра «Фланговая задача»

    Игра «Фланговая задача» похожа на «Космос» и чуть посложнее. На картинке представлена стая птиц, а от вас потребуется указать направление полета центральной птицы. По началу, возможно, будете сбиваться, но потом будет лучше, ведь это уже начало развития внимания. Ну что, поехали?

    10. Игра «Супер память»

  • Тренирует визуальную память
  • Увеличивает объем памяти
  • Улучшает точность памяти
  • С каждым ходом на экране появляется одна новая картинка. Нужно быстро найти ее и кликнуть по ней, чтобы набрать как можно больше очков за 1,5 минуты. Первые 5-7 ходов очень легкие, а потом становится заметно интереснее и сложнее.

    11. Игра «Скоростное сравнение»

  • Развивает память
  • Улучшает внимание
  • Ускоряет реакцию и мышление
  • В этой игре нужно как можно быстрее, сравнивать показанную на экране фигуру с предыдущей, отвечая на кнопки «»Да»» — похожа или «»Нет»» — не похожа.

    Игры на развитие мышления

    Игры на развитие мышления, что может быть лучше? Играя, вы развиваете свое мышление. Сами не заметите, как вам станет проще решать повседневные дела, приходить к хорошему и быстрому ответу, находить рациональный путь решения. Заинтересовало? Тогда вперед, тренироваться!

    12. Игра «Геометрические приключения»

  • Развивает концентрацию внимания
  • Улучшает переключение внимания
  • Тренирует сообразительность
  • Эта игра поможет улучшить связку качеств: внимание+реакция. Старайтесь как можно быстрее отвечать на вопросы на картинке. Сначала, может быть немного сложно, так как игра старается запутать вопросами. Будьте внимательны:)

    13. Игра «Буквы и цифры»

    1. Тренирует концентрацию внимания
    2. Улучшает скорость реакции
    3. Развивает логику и сообразительность
    4. Сразу после старта, в одном из четырех окошек будет показана одна буква и одна цифра, например, «У6». А под буквой с цифрой появится вопрос, например, «Число нечетное?» или «Буква согласная?». Вам нужно как можно быстрее отвечать на вопросы.

      14. Игра «матрицы цвета»

    5. Развивает непроизвольное внимание
    6. После начала игры на экране появится поле из клеточек, каждая из которых закрашена одним из двух цветов. Ваша цель — указать какого цвета больше. Игра длится полторы минуты, за это время нужно успеть дать как можно больше правильных ответов. Чем больше правильных ответов — тем больше поле. Чем больше поле — тем больше очков.

    7. Увеличивает скорость мышления
    8. Улучшает логику и устный счет
    9. Развивает визуальный счет
    10. На экране показаны четыре копилки, нужно как можно быстрее посчитать в какой копилке больше денег и кликнуть левой кнопкой мышки на эту копилку. Первые результаты будут видны уже после 10 минут тренировки.

      Помимо игр, у нас есть интересные курсы, которые отлично прокачают Ваш мозг по следующим интересным направлениям:

      Скорочтение за 30 дней

      Вы бы хотели очень быстро прочитывать интересные Вам книги, статьи, рассылки и т.д? Если Ваш ответ «да», то наш курс поможет Вам развить скорочтение и синхронизировать оба полушария головного мозга.

      При синхронизированной, совместной работе обеих полушарий, мозг начинает работать в разы быстрее, что открывает намного больше возможностей. Внимание, концентрация, скорость восприятия усиливаются многократно! Используя техники скорочтения из нашего курса вы сможете убить сразу двух зайцев:

      1. Научиться очень быстро читать
      2. Улучшить внимание и концентрацию, так как при быстром чтении они крайне важны
      3. Супер-память за 30 дней

        Как только запишитесь на этот курс — для Вас начнется мощный 30-дневный тренинг развития супер-памяти и прокачки мозга.

        В течение 30 дней после подписки Вы будете получать интересные упражнения и развивающие игры на свою почту, которые сможете применять в своей жизни.

        Мы будем учиться запоминать все, что может потребоваться в работе или личной жизни: учиться запоминать тексты, последовательности слов, цифр, изображения, события, которые произошли в течение дня, недели, месяца и даже карты дорог.

        Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

        Если вы хотите разогнать свой мозг, улучшить его работу, подкачать память, внимание, концентрацию, развить больше креативности, выполнять увлекательные упражнения, тренироваться в игровой форме и решать интересные задачки, тогда записывайтесь! 30 дней мощного фитнеса мозга Вам гарантированы:)

        Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

        Секретные и популярные приемы и лайфхаки, подойдет даже ребенку. Из курса вы не просто узнаете десятки приемов для упрощенного и быстрого умножения, сложения, умножения, деления, высчитывания процентов, но и отработаете их в специальных заданиях и развивающих играх!

        В этой статье мы рассмотрели 15 интересных развивающих внимание игр и несколько интернет-курсов для прокачки мозга по таким направлениям как: скорочтение, развитие памяти, устный счет, фитнес мозга.

        Игры на развитие памяти и внимания

        Как спортсмен ежедневными тренировками должен совершенствовать своё мастерство, так и каждый желающий иметь отличную память должен искусно оттачивать этот полезный навык. О методах развития зрительной и слуховой памяти мы писали раньше, в одном из уроков профильного тренинга. В этом разделе собран специфический материал – онлайн и другие игры для детей и взрослых, которые помогут развивать и поддерживать в тонусе ваше внимание, способность к запоминанию и воспроизведению информации.

        Игры в процессе тренировки памяти

        Списки дел и ежедневники – отличные помощники современного делового человека. Но вместе с тем, очевидно, что они даже близко не заменяют природную способность к запоминанию, ведь хорошая память важна сама по себе, поскольку является залогом успешной деятельности любого рода. Тренируя её, вы приучите свой мозг к нагрузкам, станете меньше забывать. И в этом помогут различные игры, которые призваны разбавить идентичные с точки зрения памяти задачи наших трудовых будней. Развлекательность и состязательность в данном отношении так же актуальны, как и полезность, ведь повышают интерес и устраняют усталость и перенапряжение. Кроме того, память неразрывно связана с вниманием, а большинство описанных ниже игр требуют максимальной концентрации и сосредоточенности, поэтому станут хорошим подспорьем и в плане развития навыков скорочтения, творческих способностей, устного счёта.

        Об игровых аспектах в современном обучении мы уже писали в статье, посвященной логическим играм. В нём, а также в соответствующих разделах других наших тренингов вы сможете найти ещё больше интересных развивающих игр для людей всех возрастов.

        Игра «Числа» покажется знакомой всем, кто ранее сталкивался с таблицами Шульте. Они объединены общей концепцией и отлично тренируют пространственную память и концентрацию. Но эта онлайн игра несколько видоизменена, что делает её более сложной и способствует развитию навыка визуальной структуризации. Играть

        Судоку – оnline флеш игра на основе знаменитой головоломки с числами. Она была популяризована в 1986 г. японским журналом «Nikoli», впервые регулярно начавшим её печатать, но всплеск международного признания пришелся на 2005 г. С тех пор головоломки судоку заняли прочное место в журналах и газетах, выходят отдельными сборниками, стали видом досуга. Играть

        «Moneycomb» – онлайн флеш игра на запоминание, которая придётся по вкусу детям. Приятная графика, лёгкое музыкальное сопровождение и простота помогут ребёнку научиться воспроизводить информацию, развить внимание, а вместе с этим и усидчивость. Играть

        Пусть название и интерфейс этой онлайн игры вас не обманут – она далеко не детская. Легко выиграть в неё не удастся, ведь помимо сосредоточенности и хорошей памяти, для достижения успеха понадобится ещё и умение непоследовательно воспроизводить всё возрастающий объём информации. Играть

        Игра «Матрица памяти» хорошо известна всем ещё по приложениям для телефонов Nokia. Также существует множество видоизменённых аналогов для разных платформ. Здесь мы предлагаем вам сыграть в классический вариант этой простой флеш игры, которая отлично подходит для тренировки памяти и концентрации. Играть

        Онлайн флеш игра «Пары» относится к категории классических игр для развития памяти – вы наверняка встречали подобные приложения, реализованные на различных платформах, в том числе среди стандартных игр для Windows 7. Несомненным её преимуществом является то, что она реализована просто, но при этом подходит и взрослым, и детям, сохраняя свой КПД. Играть

        Если компьютер надоел или просто хочется разнообразия, можно как самому, так и с друзьями сыграть в некоторые игры, которые будут и интересными в плане времяпровождения, и полезными для вашей памяти. Вот список таких игр:

        Настольная игра «Memory»

        Несмотря на то, что большинство настольных игр требуют от игрока сосредоточенности, «Memory» удерживает пальму первенства среди подобных детских игр на развитие памяти уже достаточно давно. Простота делает её незаменимой и, наверное, мы не ошибёмся, если предположим, что она была в детстве практически у каждого.

        По своей сути «Memory» является предшественницей описанной выше игры «Пары». В набор входит несколько десятков парных карточек (тематику можно подобрать под интересы ребёнка – машины, животные, фрукты и овощи). Карточки перемешиваются, раскладываются рубашкой вверх, после чего открываются по две за раз. Когда картинки на них совпадают – остаются лежать перевёрнутыми. Игра отлично развивает визуальную и пространственную память. Несомненным плюсом также является то, что её можно сделать дома самому – найти соответствующие картинки в Интернете и распечатать, или же нарисовать.

        Головоломки-пазлы также относятся к нестареющей классике. Они остаются любимыми благодаря своей интересности, умноженной на полезный эффект. По мнению психологов, собирание пазлов способствует развитию образного и логического мышления, произвольного внимания, восприятия, в частности, различению отдельных элементов по цвету, форме, размеру; учит правильно воспринимать связь между частью и целым; развивает мелкую моторику руки.

        Купить пазл можно без труда во многих магазинах. В их пользу говорит также то, что существует множество видов и модификаций головоломки на разную тематику, и каждый может подобрать что-то себе по вкусу. «Детскими» считаются пазлы с количеством деталей не больше 250 шт., а «взрослые» могут иметь больше тысячи элементов. Сегодня, кстати, существует множество Интернет-ресурсов, где пазл можно собрать онлайн.

        «Снежный ком» по праву считается лучшей игрой для первого знакомства относительно большого количества людей (10-30 человек). Суть её в следующем: все присутствующие становятся в круг, и кто-то первым называет своё имя. Стоящий за ним называет имя предыдущего и своё, третий называет первые два и своё, и так пока не представятся все. Более сложные разновидности: называть не только имя, но и прилагательное, на ту букву с которой начинается имя (например: Сергей скромный, Виктория внимательная); или имя и увлечение (например: Олег футбол, Маша танцы). Очевидно, что такая игра позволяет не только познакомиться, при этом потренировав память, но и кое-что узнать о собравшихся, их интересах, «растопить лёд» в компании.

        Во многих карточных играх (от «дурака» до некоторых модификаций пасьянса) играющий должен быть предельно внимательным и запоминать, какие карты вышли или как они располагаются. Это также неплохо тренирует память.

        Учителя и воспитатели могут использовать для развития у детей речи, сценических навыков, моторики и памяти игры, построенные на рекурсии.

        Отзывы и комментарии

        Развивайтесь, играя. Не забывайте делиться впечатлениями, результатами, а также предлагать собственные варианты любимых игр. Удачи!

        Источники:

        http://kladraz.ru/igry-dlja-detei/razvivayuschie-igry/igry-na-razvitie-vnimanija-i-pamjati-dlja-detei-6-7-let-v-detskom-sadu.html

        http://www.alegri.ru/deti/vospitanie-i-razvitie-rebenka/igry-dlja-detei/igry-na-razvitie-vnimanija-u-detei-doshkolnikov-4-5-let.html

        http://vashechudo.ru/raznoe/igry-i-konkursy-dlja-detei/igry-na-razvitie-pamjati-i-vnimanija-dlja-detei-3-4-let-v-detskom-sadu.html

        Оригинальные, интересные и познавательные игры для развития памяти и внимания для детей 5 лет и старше

        https://babybrainy.ru/razvitie/igry-dlya-razvitiya-pamyati-i-vnimaniya-dlya-detej-5-let.html

        https://cepia.ru/razvitie-vnimaniya-igri

        https://4brain.ru/memory/igry.php