Развитие внимания у детей 6 лет

Игры и упражнения с детьми 5–6 лет для развития слухового внимания

Игры и упражнения с детьми 5–6 лет для развития слухового внимания

Я думаю, что вы со мной согласитесь, что, человеку,обладающему хорошей памятью, вниманием, мышлением, воображением, легко было не только легко учиться в школе, но и в дальнейшей жизни.

Работая с детьми более 35 лет и сделав не один выпуск в школу, я с уверенностью могу сказать, что эти психические процессы, нужно начинать развивать с дошкольного возраста.

Поэтому я разработала и много лет использую в работе с детьми игры и игровые упражнения, которые не только удовольствие для ребёнка, что само по себе очень важно, они помогают старшим дошкольникам развивать активный словарный запас, навыки разговора, творческие способности, умение слушать и слышать друг друга.

Игры и упражнения с детьми 5-6 лет

На развитие слухового внимания.

Задание№1 «Каскад слов»

Петух, мячик, цветок.

Огонь, солнце, вода, часы.

Хлеб, шапка, девочка, брат, стакан.

Ход: Ребёнок за взрослым повторяет слова: сначала одно, потом второе и так до пяти слов.

«Повтори предложение слово в слово».

Ворона села на дерево.

Я проснулась и увидела за окном снег.

Лена играет с красивой куклой.

У Саши очень интересная книга про животных.

Мишка пошёл в лес и насобирал много спелой малины.

«Слушай и запоминай»

Указания; Раскрась кружки так, чтобы маленький был между красным и синим, а зеленый рядом с синим.

На листочке — большой кружок, маленький, большой, большой.

Брать любые варианты с разными цветами.

Задание сообщается один раз.

«Запомни и нарисуй»:

• солнышко, цветок, мячик, карандаш, треугольник.

• Снежинка, кукла, листик, круг, облако, мяч.

Слова, говорятся один раз.

«Нарисуй, чего не стало»

Читается два варианта набора слов. Во втором варианте какое-то слово отсутствует. Ребёнок должен его определить и нарисовать.

*кошка, дом, трава, луна, треугольник.

*кошка, дом, трава, треугольник.

«Запомни стихотворение и нарисуй его»

Читаю детям стихотворение, затем предлагаю содержание перенести на рисунок.

Зайку бросила хозяйка

Под дождём остался зайка

Со скамейки слезть не смог

Весь до ниточки промок.

Наступила осень. По небу плывут тёмные дождевые тучи. С деревьев облетают последние листья. Птицы улетают в тёплые края. Трава пожелтела. Дует сильный ветер.

Красиво в лесу летом. В небе светит яркое солнышко. Деревья и трава зелёные. В лесу можно увидеть зайчика или медведя. На полянке много – много разных цветов.

Шумит он в поле и в саду

А в дом не попадёт

И не куда я не пойду

Можно рисовать отгадки к любым загадкам.

Нарисовать пять (шесть – семь) бусинок разного цвета так, чтобы первая была жёлтая, вторая – синяя, третья – красная, четвёртая- коричневая, пятая- оранжевая и т. Далее.

Задание проговаривается один раз.

Варианты дидактических игр: «Волшебные картинки»

Эти картинки можно использовать при индивидуальной работе с одним ребёнком и несколькими детьми.

Материал: предметные картинки, картинки отражающие времена года.

развивать память, внимание, грамматический строй речи, звуковую культуру речи, логическое мышление.

• Называть слова на заданный звук, находить слова с твёрдым, мягким согласным, гласным звуком.

• Закреплять времена года и их приметы.

• Воспитывать самостоятельность и интерес к обучению через игру.

1. «Не пропусти картинку»

Раскладываю 5 картинок, ребёнок смотрит 10 секунд, убираю, предлагаю повторить.

2. «Составь предложение с 1- 2-3 картинками»

Материал: Предлагаю ребёнку три разные картинки — не объединёнными одним сюжетом.

Например: карандаш, медведь, мальчик.

ПРЕДЛАГАЮ СОСТАВИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ЭТИМИ СЛОВАМИ.

3. «Придумай рассказ по предложенным картинкам.»

4. Найди и назови предмет на заданный звук»

Материал: предметные картинки.

Предлагаю детям найти картинку, чтобы слово начиналось на звук «К»

Подбирать карточки на последний звук в слове.

Игровой материал: картинки с изображение времён года.

Ведущий загадывает загадку, а ребёнок отгадывает, и показывает картинку, объясняя свой выбор, дополняя его приметами.

Разложить картинки по порядку.

7. Какой предмет лишний?»

На столе картинки: морковь, лук, редис, груша.

Ребёнок должен назвать предмет, который не соответствует данному понятию (груша, и объяснить — почему.

Аналогично проводиться с другими понятиями.

8.»Какого предмета не стало?».

Карточки вывешиваю на доске, дети смотрят 10-15 секунд, предлагаю закрыть глаза, убираю 1 карточку, дети должны сказать какой карточки не стало.

Мои достижения Уважаемый администратор сайта! Хочу поблагодарить Вас за свидетельства о публикации. Готовлюсь к защите 1 категории, и это большая поддержка.

Пальчиковые игры в развитии речи малышей Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует со вниманием, мышлением, координацией, наблюдательностью, воображением, памятью.

Особенности нервно-психического развития детей 6-7 лет

Говоря об особенностях психического развития детей 6-7 лет, на первый план выходят такие критерии, как формирование мышления, внимания, памяти, восприятия и воображения. Именно эти параметры оказывают самое непосредственное влияние на скорость адаптации младшего школьника к новым для него условиям и, как следствие, на успеваемость. В этой статье подробно описан уровень нервно-психического развития ребенка 6-7 лет по каждому из вышеперечисленных пунктов.

Нервно-психическое развитие младших школьников

Как утверждают психологи, разные возрастные категории детей отличаются друг от друга, прежде всего по ряду показателей высшей нервной деятельности. Академик И. П. Павлов выделил два основных процесса, обусловливающих работу коры головного мозга. Это возбуждение и торможение.

Как известно, непосредственность и энергичность детей младшего возраста определяются преобладанием возбуждения. Причем чем младше ребенок, тем ярче выражено это преобладание. Именно особенностями нервно-психического развития детей 6-7 лет объясняются непосредственность в выражении эмоций, резкий переход от негодования к радости.

В этом возрасте продолжающееся созревание коры головного мозга обусловливает возрастание тормозящего влияния на подкорку. Малыш становится более выносливым, уравновешенным, а следовательно, подготовленным к началу школьного обучения. В силу своего нервно- психическое развития ребенок 6-7 лет неусидчив и невнимателен. Особенность детской психики такова, что она не дает шестилетнему ребенку подолгу сосредоточиваться на одном и том же, ему бывает сложно долгое время сидеть на одном месте и заниматься одним делом. Если информация подается сложно, долго и замысловато, происходит непроизвольное отключение внимания.

Учитывая особенности психического развития детей 6-7 лет, опытные педагоги составляют учебный материал для младших школьников блоками продолжительностью не более 15-20 минут. Это объясняется тем, что активное внимание детей сохраняется около 20 минут. Подача материала блоками очень удобна, так как между ними можно дать несколько минут для отдыха и активных занятий (например, для физкультминуток), после которых приступать к новому материалу.

Незавершенность развития коры головного мозга определяет некоторые особенности психики младших школьников.

Особенности развития восприятия у детей 6-7 лет

К 6-7-ми годам детское восприятие отличается достаточно высокой степенью развития. В этом возрасте уже сформированы слух и зрение, позволяющие ребенку более адекватно воспринимать окружающую действительность. Слуховые рецепторы детей младшего школьного возраста настолько остры, что позволяют ребенку не просто слышать звук, но и различать слышимые звуки (фонетический звук), характеризовать их высоту (звуковысотный звук). Развитие восприятия у детей 6-7 лет обуславливает вполне сформировавшееся цветовое зрение, младшие школьники различают цвета и их оттенки, умело используют их в своей работе и творчестве (например, раскрашивая картинку). В младшем школьном возрасте высокой степени развития достигает осязание.

Учебная деятельность делает детское восприятие более организованным. В этом возрасте крайне важны правильно заданные взрослыми (родителями, воспитателями, учителями) вопросы, которые позволяют направить восприятие ребенка не только на предмет в целом, но и его специфические признаки и свойства. Так, например, попросив ребенка подсчитать количество углов рассматриваемого предмета, можно заставить его взглянуть не на весь предмет, а только на его углы.

Развитие восприятия у детей 6-7 лет имеет важное значение для дальнейшего учебного процесса. Как показывают наблюдения, дети в этом возрасте не всегда имеют четкие представления об окружающих их предметах. Иногда они не могут назвать все части, из которых состоит рассматриваемый предмет. Например, попросите детей взглянуть на животное (собаку). Большинство с легкостью скажут, что у собаки есть четыре лапы, голова, глазки, носик, хвост, однако немногие смогут назвать такие части тела, как шея и туловище.

Следует отметить, что из-за недостаточного психического развития у ребенка 6-7 лет большие затруднения в описании вызывают новые предметы, еще недостаточно знакомые. Это говорит о низкой наблюдательности. Психологи, занимающиеся нервным и психологическим развитием младших школьников, отмечают, что дети быстрее всего замечают те свойства, которые сразу бросаются в глаза, лежат на поверхности анализируемого предмета (фактура — гладкость или шероховатость, цвет, наличие выступов). Также достаточно просто в этом возрасте дети определяют размер: большой он или маленький.

В этом возрасте нервно-психическое развитие таково, что дети 6-7 лет начинают замечать, что есть предметы, похожие друг на друга, а есть совершенно разные. Действительно, с развитием мышления дети начинают не просто воспринимать предметы, замечать их особенности, но и сравнивать их.

Как показывает практика, психическое развитие ребенка 6-7 лет уже позволяет ему сопоставлять предметы, рассматривая не каждый по отдельности, а оба сразу. Существуют особенности сравнения, типичные для данного возраста. В первую очередь дети лучше замечают различия, нежели сходство. Очень часто, заметив незначительные отличия между предметами, они делают вывод, что рассматриваемые предметы совершенно непохожи. Это связано с неразграничением понятий «похожие» и «одинаковые».

Особенности развития внимания у детей 6-7 лет

В развитии внимания у детей 6-7 лет происходят значительные сдвиги. Если шестилетние дети интересуются не столько учебным процессом, сколько тем, что с ним связано, то к семи годам интерес начинает сужаться, и приближается к тому, что изучают на школьных уроках. В связи с этими изменениями ребенок становится более внимательным, однако это касается лишь интересующих его предметов. В данном возрасте внимание все еще остается непроизвольным, т. е. связанным с эмоциональной сферой восприятия.

Концентрированность внимания детей младшего школьного возраста достаточно высока. Дети, увлеченные каким-либо занятием, не реагируют на окружающие раздражители. Используя эту особенность, постепенно переводя интерес ребенка в другую сторону, можно строить учебный процесс так, что он с удовольствием будет заниматься разными предметами. Отметим, что с развитием психики внимание детей в 6-7 лет более устойчиво, целенаправленно при выполнении физических, нежели умственных действий. Этот принцип также можно использовать в планировании учебного процесса.

Слабой чертой развития внимания в 6-7 лет является его распределение. Дети в этом возрасте не умеют одновременно контролировать несколько дел. Например, они не могут рисовать, конструировать, писать, слушая рассказ учителя, и наоборот, детям сложно воспринимать слова учителя, если они заняты каким-то делом. Это вполне нормально в данном возрасте. Постоянно совершенствуясь, дети уже к третьему классу приобретут навыки распределения внимания.

Развитие мышления и воображения у детей 6-7 лет

Мышление — один из самых важных познавательных процессов, который наиболее интенсивно развивается в младшем школьном возрасте. Развитие мышления у детей в 6-7 лет еще конкретно, т. е. оно опирается на образы и представления ребенка.

Характерной чертой детского мышления является его тесная связь с восприятием и личным опытом. Именно поэтому, воспринимая предмет, они в первую очередь отмечают его практическое применение (кастрюля — это предмет, в котором варят суп, ручка — это принадлежность, которой пишут в тетради, и т. д.). Основой развития мышления у детей 6-7 лет являются знания, которые они день за днем получают на уроках, в процессе выполнения домашнего задания, чтения. По мере того как расширяется круг понятий, увлечений, интересов ребенка, развивается его мышление.

Каждый родитель знает, насколько богато детское воображение. Воображение — умение представлять, продумывать возможное развитие событий — очень важно для обучения. В младшем школьном возрасте, когда совершенствуется психическое развитие, ребенок 6-7 лет начинает получать информацию не только из рассказов родителей, любимых книжек, но и от учителей. В этом случае воображение развивается и существенно обогащается.

Как уже говорилось выше, восприятие детей в рассматриваемом возрасте является непроизвольным, оно основывается в первую очередь на чувствах и эмоциях. Чтобы младшему школьнику усвоить учебный материал, ему необходимо воссоздать в своем воображении яркую картинку, тогда информация затронет эмоции и останется в памяти ребенка надолго. Развитие воображения происходит в тесной связи с другими познавательными процессами (восприятием и мышлением). Если в дошкольном возрасте воображение соотносится с фантазией, то в младшем школьном оно более конструктивно.

Для развития воображения на уроках в школе используется большое количество наглядных пособий, учебники пестрят картинками и схемами. Кроме того, психического развития ребенка 6-7 лет школьнику предлагают всевозможные творческие работы, например, придумать рассказ по заданному сюжету или с использованием заданных персонажей. Также развитию воображения способствуют занятия рисованием, лепкой, конструированием.

Особенности развития памяти у детей 6-7 лет

Развитие памяти у детей 6-7 лет находится на достаточно высоком уровне. Она складывается из трех основных процессов: запоминания, сохранения и воспроизведения. От того, насколько результативно было запоминание, зависят сохранение и воспроизведение.

С развитием памяти дети 6-7 лет уже могут запоминать достаточно большое количество информации. Однако, как и на другие процессы нервной деятельности, на память огромное влияние оказывает отношение (эмоциональное восприятие) к материалу.

В школе ребенку приходится запоминать не только интересный, но и нужный материал, что вполне естественно вызывает некоторые затруднения. Для развития памяти детей 6-7 лет крайне важно научить не просто повторять то, что надо запомнить (это всего лишь заучивание), а вырабатывать отношение к материалу. Окончательные навыки запоминания формируются к 8-9-ти годам.

Сохранение информации — важный показатель памяти. В 6-7 лет дети помнят очень многое, они с удовольствием читают стихотворения, пересказывают любимые сказки, сюжеты мультфильмов. Однако сохранение учебной информации происходит намного сложнее и во многом зависит от запоминания.

Как показывает практика, память детей хранит огромное количество информации, а задача учителя состоит в том, чтобы научить ребенка ею пользоваться.

Запоминание и сохранение информации имеет основную цель — воспроизведение в определенный момент в будущем.

Главной проблемой, мешающей детям младшего школьного возраста воспроизводить информацию, хранящуюся в их памяти, является неумение систематизировать ее.

Из-за особенностей нервно-психического развития у ребенка 6-7 лет отмечается кратковременность памяти. В этом возрасте младший школьник получает извне огромное количество информации, которая откладывается в памяти, вытесняя предыдущую. Поэтому в этот период крайне важно регулярное повторение учебного материала.

Игры на развитие внимания у детей до 6 лет

Наверное, вы неоднократно замечали, что когда ребенок 5-6 лет очень чем-то увлечен, то он совсем не реагирует на внешние раздражители. К примеру, малыш смотрит мультфильм и не слышит, что мы ему говорим, либо рисует и не обращает внимания на опрокинувшуюся баночку с краской. Не ругайте кроху за это. Такое поведение свойственно детям дошкольного возраста. Все дело в том, что в головном мозге у малыша образовывается определенный очаг возбуждения, он и является главным. А все остальные сигналы просто-напросто блокируются.

информацияОтметим также, что у детей дошкольного возраста переключаемость и объем внимания очень плохо развиты. Тем не менее, для успешного обучения в школе необходимо, чтобы эти свойства функционировали как можно лучше.

Итак, предлагаем вам игры на развитие внимания детей до шести лет.

Игра №1. Называйте малышу различные слова, ему же необходимо отреагировать заранее оговоренным способом. К примеру, хлопок, когда называют животное. Во втором подходе присесть, когда называют растение. В третьем объединить первые два.

Игра «Найди слово». Упражнение предлагается детям, научившимся читать. На листочке написаны буквы в произвольном порядке, ориентировочно пять строчек. В каждой из них по 30 букв. Маленькому читателю необходимо среди букв найти слова (должны состоять из 3-5 букв) и подчеркнуть их.

Очередная игра, направленная на развитие внимания. Взрослый дает задание малышу рисовать треугольники, а сам в это время хлопает в ладоши. Кроха должен нарисовать как можно больше треугольников и при этом посчитать количество хлопков.

Необходимо дорисовать узор согласно предлагаемому образцу. При этом малышу предлагается только начало картинки. Понятно, что в итоге все компоненты должны совпасть.

Следующая игра развивает наблюдательность, проницательность и способность к анализу. Смысл заключается в том, чтобы находить какие-то характерные особенности у окружающих предметов либо людей. Игра проходит в форме разговора. К примеру, наблюдательный карапуз замечает мужчину с усами. И каждый начинает считать, сколько вокруг вас мужчин с усами либо тех, кто носит очки, либо собак одной породы.

В игры на развитие внимания детей можно играть также с некоторым количеством участников.

Игра «Наблюдай за телом». В круг выходит один ребенок, сначала он стоит неподвижно, потом шевелит какой-то частью туловища и снова не двигается. Остальные участники должны отгадать, чем пошевелил водящий.

Игра из нашего детства «Пианино» также относится к играм, развивающим внимание. Участники садятся в ряд и кладут ладошки на коленки друг другу (правую руку на левое колено соседа справа, а левую – на правое колено соседа слева). Каждый должен по очереди хлопнуть ладошкой один раз, при этом те, чьи ладошки находятся по краям, делают это дважды. Тот участник, который ошибся, убирает одну руку.

Игра «Разыщем предмет». Дети закрывают глаза либо отворачиваются. Ведущий кладет известный заранее предмет, не закрывая его, на какое-либо видное место. После команды ребята открывают глаза и начинают осматривать комнату в поисках спрятанного. Кто первым находит, не говоря остальным, где предмет, садится на определенное место. Тот, кто последним отыскал вещь, становится ведущим.

Игры на развитие зрительного, слухового и моторно-двигательного внимания

Зрительное внимание развивается игрой под названием «Расставь, как было». Перед крохой выставляется 7 игрушек, малыш смотрит и запоминает, потом отворачивается. В это время игрушки меняют местами. Задача – расставить игрушки в правильном порядке.

Для развития слухового внимания предлагаем игру «Слова». Взрослый называет шесть слов в определенной последовательности. После этого малышу предлагается повторить названное в том же порядке.

Также будет полезным повторение ритмичных ударов палочкой по поверхности в заданном порядке.

«Съедобное-несъедобное». Взрослый называет предмет и одновременно кидает мяч ребенку. В зависимости от характеристики слова, малыш должен либо поймать мяч, либо отбросить.

«Фрукты и овощи». Детям зачитываются названия овощей и фруктов, если называется фрукт, то кроха должен присесть, если овощ, то подпрыгнуть.

важноСамым лучшим способом развить внимание малышей является, конечно же, игра. Развивая различные свойства внимания, вы поможете ребенку быстрее адаптироваться в школе, лучше усваивать различную информацию.

Также родителям следует помнить, что ни в коем случае не стоит сравнивать малыша с другими детьми. Ведь каждый ребенок – это индивидуальность. При этом нервные и болезненные детки отвлекаются чаще, чем их уравновешенные сверстники. Помогайте своему малышу развивать внимание, и тогда в скором времени его успехи вас приятно порадуют.

Игры своими руками для развития внимания детей 5-6 лет

Предлагаю вашему вниманию некоторые игры для развития внимания детей 5-6 лет. Ребенку дошкольного возраста с недостатком внимания, нужна помощь. Внимание — это тренируемая функция, которую можно и нужно развивать, игровыми приемами. Родители сами могут помочь ребенку, изготавливая несложные, но очень полезные игры из подручного материала. Выполняя увлекательные упражнения всего несколько минут в день, ваш ребенок легко научится сосредотачивать внимание, сравнивать, анализировать.

Родители, занимаясь с ребенком 5-6 лет, часто говорят ему: «будь внимательнее», «как ты будешь учиться в школе?» В этой ситуации, ребенку с недостатком внимания, нужна помощь.

Внимание — это тренируемая функция, которую можно и нужно развивать, игровыми приемами. Вы спросите, какие игры на пороге школы? Самые непосредственные. Игра — ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста. В ней есть все, что необходимо для полноценного развития ребенка. Именно через игру происходит развитие предпосылок учебной деятельности. В игре ребенок формируются как активный деятель — он определяет замысел и воплощает его в игровой сюжет.

Внимание тренируется практически во всех играх и игровых упражнениях. Игры на внимание позволят внимательно рассматривать, сравнивать, анализировать. В магазине сейчас очень много игр на развитие внимания, но некоторые из них вы можете сделать сами. Исходя из индивидуальных особенностей и интересов вашего ребенка.

Для изготовления игры своими руками «Где, чья тень?».

Для этого вам понадобятся:

Все игры изготовлены от простого к сложному. Вырезаем картинки, которые понравятся вашему ребёнку.

Картинки обводим по контуру. Обведенную картинку закрашиваем, получается «тень».

В один ряд обведите фигурки, в другом, разложите цветные. Не приклеивайте их. Ребенок, сначала, может просто прикладывать картинки к «тени» и находить нужную пару.

Даже когда ребенок сможет справляться без прикладывания, не приклеенные фигурки, меняйте их местами.

Со временем количество фигурок можно увеличивать. Фигурки можно оставить те же, добавляя новые или поменять все сразу.

Усложняем игру. Подбираем картинки по одной теме. Например: фрукты, овощи, машинки разной формы, веселые человечки и т.д. Обводим по контуру, раскрашиваем. «Тень» можно вырезать из цветной бумаги и приклеить или менять местами. Но цветную фигурку вкладываем только одну.

Меняйте их по очереди.

Увеличивайте количество фигурок.

Еще один вариант этой игры на развитие вниманию «Найди по контуру». «Тень» можно не закрашивать. Только обвести по контуру. Картинки также можно менять местами.

Можно оставлять одну.

Играя в эти игры, важно обращать внимание ребенка на детали, учить его замечать сначала главное, а затем мелкие детали. Накладывая предметы друг на друга, ребенок учится сравнивать. В дальнейшем, при выполнении задания можно, чтобы взгляд ребенка контролировался указательным жестом. Это организует зрительное восприятие, и взгляд не рассеивается. Сравнивая предметы между собой, ребенок включается в очень важную для него контрольно-проверочную деятельность.

Еще одна игра, как называют ее мои дошкольники «Клубок картинок».

Для создания этой игры на развитие внимания «Клубок картинок» вам понадобятся:

Разными цветами друг на друге нарисуйте несколько разных силуэтов. Пусть ребенок попробует назвать, что вы нарисовали. Как и в первой игре при выполнении задания можно, чтобы взгляд ребенка контролировался указательным жестом. Это организует зрительное восприятие, и взгляд не рассеивается. Начните с 2-3 силуэтов и постепенно увеличивайте.

Если вы не умеете рисовать, ничего страшного. Возьмите нисколько трафаретов и обведите разными цветами.

Нет трафаретов. Обведите вырезанные фигурки из старых журналов. Для начала можете воспользоваться фигурками из игры «Где, чья тень?».

Игры своими руками для развития внимания. Фото

Если у ребенка сразу не получается, не торопитесь ему подсказывать, предложите посмотреть еще раз. Ребенку будет интересней играть, если вы будете рисовать и угадывать с ним по очереди. Предложите ребенку поиграть в таки игры с друзьями.

Выполняя увлекательные упражнения всего несколько минут в день, ваш ребенок легко научится сосредотачивать внимание, проявлять настойчивость, сравнивать, думать, анализировать. Все это поможет ему избежать проблем в дальнейшем при обучении в школе. Все это сделает процесс подготовки к школе веселым и увлекательным.

Автор: Зуева Татьяна Владимировна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №20» г. Кунгур Пермский край

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/igry-i-uprazhnenija-s-detmi-5-6-let-na-razvitie-sluhovogo-vnimanija.html

http://vkapuste.ru/?p=8189

http://deti.baby-calendar.ru/razvivayushhie-igry/na-vnimanie/

https://masterclassy.ru/pedagogam/vospitatelyam/9949-igry-svoimi-rukami-dlya-razvitiya-vnimaniya-detey-5-6-let.html