Развитие вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста

«Формирование вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста»

«Формирование вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста»

«Запоют дети – запоет народ», – писал К.Д. Ушинский. А будут любить пение дети или нет, во многом зависит от взрослых.

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и голоса ребенка оказывает положительное воздействие на формировании речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления. Пение помогает решить некоторые проблемы звукопроизношения. Планомерное вокальное воспитание так же оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей, пение не только доставляет удовольствие поющему, но также упражняет и развивает его дыхательную систему, которая влияет на состояние сердечно-сосудистой, следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, ребенок укрепляет своё здоровье.

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетические и нравственные представления детей.

Чтобы начать обучение пению необходимо определить диапазон звучания, тип и особенности голоса ребенка, и систематически его укреплять, создавая благоприятную «звуковую атмосферу», способствующую развитию голоса и слуха. А координация голоса и слуха – важнейшее условие развития певческих способностей детей.

Певческий диапазон – это объем звуков, который определяется интервалом (расстоянием) от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос.

Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых, разъяснять родителям вредность крикливого пения и разговора у детей, не разрешать им петь на улице в холодную и сырую погоду.

Подбор репертуара, пожалуй, самая важная и сложная задача – найти такую песню, которая была бы созвучна настроению детей, отражала их интересы и представления об окружающем мире, духовно развивала их, была доступна для исполнения. Для каждой возрастной группы подобран интересный и доступный материал, с помощью которого можно решить различные проблемы развития вокальных навыков. Ведь песни, потешки вызывают у детей всплеск положительных эмоций, создают радостное настроение, воспитывают оптимистический характер.

После подбора репертуара начинается вокально-хоровая работа.

В первую очередь, детям напоминаются правила певческой установки, и постоянно контролируется их выполнение, ведь от того, насколько свободно и, в то же время, активно чувствует себя поющий, зависит соответствующее физическое состояние, верное дыхание, необходимый характер звука, эмоциональность.

Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.

Певческая установка (правила пения):

• сидеть (стоять) ровно;

• корпус и шею не напрягать

• голову держать прямо, не запрокидывая её и не опуская, но без напряжения;

• дыхание брать свободно (не брать в середине слова);

• петь естественным голосом, избегая резкого, форсированного звучания;

• рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого, «белого» звука;

• нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.

На этапе формирования вокально-хоровых навыков в работу включаются одновременно почти все элементы вокально-хоровой техники, а в последующие периоды они углубляются. Их последовательность и постепенность выглядит следующим образом.

Вначале идет работа над выработкой напевности звучания на основе элементарного овладения певческим дыханием, которое существенно влияет на чистоту и красоту звука, выразительность исполнения. Это сложный и длительный процесс, поэтому на начальном этапе обучения он сводится к овладению плавным и равномерным вдохом и выдохом, не прерывающим музыкальную фразу. Такой выдох во многом зависит от верно взятого дыхания. Очень важно научить ребенка правильно и в нужном месте брать дыхание. Необходимо, чтобы ребенок понял, что от него хотят. В дальнейшем задача усложняется – дети учатся быстрому спокойному вдоху в подвижных песнях и между фразами.

Работа над певческим дыханием связана со звукообразованием. И здесь, конечно, необходима система – певческие упражнения и постепенные напоминания. Использую показ жестом, помогающим вовремя взять дыхание. Предлагаю после вступления к песне «понюхать цветок» и сразу начать петь. Чтобы дети не разрывали слово, показываю правильное и неправильное исполнение. Затем правильно исполняем упражнения. Для развития дыхания пропеваем на выдохе гласные звуки, открытые слоги (например: да, та, ля), фразы, начиная с коротких и постепенно переходя к более длинным (например: «Я иду и пою»).

Звукообразование при правильной постановке голоса должно быть естественным, звонким и лёгким, дети должны петь без крика и напряжения. Для правильного звукообразования большое значение имеет чёткая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким язычком). Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность.

Чтобы научить детей петь протяжно, напевно, надо, начиная с младшей группы, учить их протягивать отдельные звуки, концы музыкальных фраз

Работа над дикцией начинается с формирования округлых гласных и отчётливое произношение согласных в умеренных по темпу песнях, а затем, и в весёлых, шуточных, которые требуют подвижности артикуляционного аппарата. Я стараюсь научить детей певческой дикции, объясняю им, что надо петь песню так, чтобы слушатели могли понять, о чем в ней поется, показываю, как произносятся отдельные фразы и слова. Условием хорошей дикции и выразительного пения являются понимание детьми смысла слов, музыкального образа песни. Фразировка в песне определяется содержанием в его словесном и мелодическом выражении.

Поэтому мы сначала определяем содержание песни, расшифровываем непонятные слова, находим кульминацию.

Для выработки навыка выразительной дикции рекомендуется использовать: упражнения артикуляционной гимнастики, скороговорки, чистоговорки, речевые зарядки, ритмодекламации.

Основная цель артикуляционной гимнастики – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. В результате этой работы у наших детей повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

Например, игра «Язычок»

(артикуляционная игра для малышей. Игра заключается в том, что язычок «путешествует» по рту ребенка и тем самым разогревает все необходимые мышцы. Во время игры детям рассказывается стишок и они должны повторять за ведущим все движения).

Примеры статических артикуляционных упражнений.

Статические артикуляционные упражнения должны выполняться в медленном темпе (каждая артикуляционная поза удерживается в течение 3-7 секунд, после чего язык, губы и щёки принимают нейтральное положение на такое же время).

Цель статических упражнений – выработка у ребёнка умения удерживать органы артикуляции в определённом положении.

1. «Птенчик» — широко открыть рот;

2. «Улыбка» — широко улыбнуться, чтобы были видны верхние и нижние зубы (челюсти при этом сжаты);

3. «Трубочка» — губы вытянуты вперёд, как при произнесении звука У.

В отличие от статических, динамические упражнения служат для выработки умения переключаться с одной артпозы на другую, поэтому должны выполняться в более быстром темпе

Примеры динамических артикуляционных упражнений

1. «Часики» – рот открыт, губы в улыбке. Острый кончик языка совершает движения на «раз» — к левому уголку рта, на «два» — к правому. Вместо счёта «раз-два» произносим звукоподражания: «тик-так»;

2. «Улыбка – трубочка» — на «раз» — губы в улыбке, на «два» — губы вытянуть вперёд трубочкой. Это же упражнение представляем детям, как «Весёлый и грустный»: улыбка – весёлый человечек, губы в положении «Трубочка» — грустный. Музыкальное сопровождение – «Клоуны» музыка Д.Кабалевского;

Ритмодекламация – это синтез поэзии и музыки. В современной музыкальной методике обучения дошкольников ритмодекламациия рассматривается как одна из перспективных форм развития музыкального слуха, голоса, чувства ритма и выразительного речевого интонирования у детей. До тех пор, пока ребёнок не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь. На занятиях даже плохо поющие дети с большим удовольствием участвуют в ритмодекламации. Почему так происходит?

Во-первых, это интересное соединение красивой, современной, эмоционально-образной музыки и ярких самобытных поэтических текстов. Опора на речевое интонирование даёт возможность равноценного участия в процессе музицирования всех детей, несмотря на певческий диапазон голоса и уровень развития вокально-слуховой координации. Таким образом, ритмодекламация развивает у детей чувство уверенности в себе, осознание своей значимости в коллективе. Работу над интонированием (точное воспроизведение мелодии) начинаю с понятия высоты звука. Чистота интонации зависит от музыкального окружения ребенка. Чистота интонации в пении требует постоянной работы над совершенствованием слуха. Одна из причин неверной интонации – не умение пользоваться средним и верхним регистром. В этом случае я использую транспонирование мелодии в удобную ребенку тональность. Сначала я предлагаю детям выполнить упражнения на звукоподражания, затем петь прибаутки. Желательно, чтобы мелодия шла сверху вниз: это сразу дает настройку голосового аппарата на высокое звучание.

Чтобы дети могли легко определить направление движения мелодии, я использую моделирование

Этот вид деятельности представляет собой свободное скольжение голосом по нарисованным линиям. Прежде чем начать работать с нарисованными моделями, дети пробуют изображать голосом завывание вьюги, ветра, полет жука или птицы, прыжки лягушек, подпрыгивающий мяч, капли дождя, падающие звезды.… С точки зрения методики, это одна из самых необычных и оригинальных форм, когда ребенок не чувствует себя плохо поющим. Это способ, который учит ребенка самостоятельно управлять линией движения голоса, направляя ее так, как он может. В дальнейшем такие модели исполняются по рисунку и по руке педагога, показывающей, в каком направлении вести голос. Исполнение должно быть спокойным и неторопливым, без резких выкриков, с мягким вдохом и выдохом. Восходящие, нисходящие, кружащиеся линии должны повисать в пространстве, таять.

Стройное, чистое пение в унисон закладывает основы ансамбля – целостности, слитности звучания. В пении хором я стараюсь приучить детей слушать себя и других, сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Этого можно достичь, акцентируя внимание детей на одновременном вступлении, выдерживании общего темпа, одновременном начал и окончании пения фраз. Следует стремиться не только к одновременности пения, но и его выразительности, мягкие окончания фраз, динамические оттенки, смысловые акценты, качество звуковедения соответствующего характеру музыки.

Ансамбль у детей достигается постепенно. Во второй младшей группе в начале года малыши включаются в пение лишь после того, как начнет петь педагог, а уже в конце года начинают песню по окончании музыкального вступления.

Заметный результат в формировании навыков ансамбля и строя и у малышей, и у старших детей – даёт приём пения «цепочкой». Малыши осваивают его, «играя с песенкой».

Для того чтобы научить детей стройному, слитному пению, можно также пользоваться следующими приемами. Прежде всего, перед началом пения надо собрать внимание детей. Если в песне есть фортепианное вступление, дать знак — взмах рукой или движение головой, чтобы все начали песню одновременно, после вступления. Если такого вступления нет, то рекомендуется проиграть начало песни (запев, первую музыкальную фразу), а иногда и всю песню.

Можно собрать внимание детей, проиграв первый интервал песни или первый ее звук. Дети поют его тихо на слог «ту» или закрытым ртом, а затем начинают петь по знаку педагога. При тихом пении детям легче сосредоточить свое внимание на звуках.

Индивидуальный план самообразования «Формирование вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Индивидуальный план самообразования «Формирование вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Тема: Формирование вокально – хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий вокального кружка.

Актуальность: Пение тесно связано с общим развитием ребёнка и формированием его личностных качеств. В процессе пения активизируются умственные способности детей. Занятия пением помогают организовать, объединить детский коллектив, способствует развитию чувства товарищества. В процессе пения воспитываются такие важные черты личности, как воля, организованность, выдержка.

Пение влияет на общее состояние организма ребёнка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Благотворно влияет на нервную систему, помогает устранению некоторых дефектов речи. Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет лёгкие и голосовой аппарат, развивает приятный тембр голоса. Певческая деятельность способствует формированию правильной осанки.

Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребёнка, активно формируются музыкально-сенсорные и, особенно, музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений.

Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребёнка.

Цель: развитие вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Образовательные – овладение вокально-певческими навыками: чистого интонирования, певческой дикции, артикуляции и дыхания;

— знание основ певческой гигиены и самоконтроля голосового аппарата;

Развивающие – развитие музыкальной памяти, внимания, воображения, мышления;

— развитие голосового аппарата;

— развитие артистических качеств;

Воспитательные — воспитание коллектива единомышленников, использующих свои индивидуальные творческие возможности для достижения гармоничного звучания в процессе исполнения;

— воспитание эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры.

1. Основные этапы работы по самообразованию.

Реализация программы по самообразованию рассчитана на 5 лет, с разбивкой по годам, с подведением промежуточных итогов и внесением корректив в ходе работы над темой.

1. Постановка проблемы

2. Изучение литература по проблеме.

1. Подписка на методические журналы и литературу.

2. Изучение литературы в интернет пространстве.

1. Определение целей и задач темы, ее актуальность.

2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3. Прогнозирование результатов.

1. Реализация опыта работы

2. Формирование методического комплекса

3. Корректировка работы

1. Выступления воспитанников на уровне ДОУ и района.

2. Проведение мастер-класса «Инструменты своими руками»

1 Подведение итогов

2 Оформление результатов

1. Выступление по теме самообразования на педагогическом совете ДОУ.

2. Проведение мастер-класса

3. Консультационная помощь воспитателям и родителям дошкольников.

1. Распространение опыта работы

2. Размещение опыта на сайте ДОУ

2. Основные направления и действия

для повышения личного самообразования

Действия и мероприятия

1. Изучать новую литературу по теме «Формирование вокально – хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста.

2. Знакомиться с современными исследованиями и методиками.

3. Знакомиться с новыми авторскими программами.

4. Изучать опыт музыкальных руководителей из методических журналов, газет, и других образовательных ресурсов.

5. Принимать активное участие в конкурсах.

6. Посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом.

7. Проводить открытые занятия.

8. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.

9. Совершенствовать свои знания в области педагогики и психологии

10. Создать вокальный кружок для старших дошкольников.

1. Учитывать в своей работе индивидуальные психологические особенности детей.

2. Учитывать физиологические и вокальные особенности каждого ребенка.

1. Знакомиться с новыми методическими разработками в периодических изданиях:

• Журнал «Музыкальный руководитель»

• Журнал «Дошкольное образование»

• Журнал «Детский сад – все для воспитателя»

2. Приобретать и изучать методическую литературу по теме.

3. Изучать прогрессивный опыт коллег.

4. Пополнять «методическую копилку» новыми занятиями, песнями, танцами, музыкальными играми.

1. Обзор материала по теме самообразования в интернете.

2. Внедрять в учебный процесс ИКТ по данной теме.

1. Формировать правила поведения и соблюдение техники безопасности во время занятий, утренников и развлечений.

1. Изучить оснащение необходимое для занятий.

2. Обеспечение учебно-воспитательного процесса по музыкальному воспитанию.

Интересы и хобби

Вышивание, чтение, гитара.

3. Предполагаемые результаты

1. Повышение уровня вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста.

2. Разработать программу по музыкальному воспитанию.

3. Разработать программу вокального кружка «До, ми, соль-ка»

4. Участие воспитанников в районных концертах.

5. Разработка презентаций.

6. Разработка и внедрение дидактических материалов.

7. Разработка занятий, сценариев, танцев и публикация их на педагогических сайтах.

4. Способы демонстрации проделанной работы

2. Открытые занятия

5. Размещение разработок занятий и работ детей в сетевых образовательных пространствах

5. Формы отчета о проделанной работе

1. Обобщение педагогического опыта на педагогических советах

2. Представление администрации аналитического отчета и «Портфолио»

3. Выступление по теме самообразования с анализом на уровне ДОУ

Индивидуальный план коррекционной работы Индивидуальный план коррекционной работы с ребенком на учебный год. Общие сведения о ребенке. Миша К родился 21 июня 2010 года в п. Коноша.

Индивидуальный план коррекционной работы с ребенком на учебный год 1-й этап. Подготовительный. Задача — тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:.

Индивидуальный план работы по самообразованию «Обогащение социального опыта детей в игре» ФИО: Хихаева Загра Бахвадиновна. Должность: воспитатель. Образование: Среднее-специальное. Годовые задачи ДОУ: 1. Оптимизация работы по.

Индивидуальный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего Индивидуальный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего Ф. И. О несовершеннолетнего: *** Возраст: *** Название учреждения:.

План самообразования ПЛАН профессионального самообразования воспитателя Черновой Ирины Валерьевны на тему: «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры».

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2015-2016 уч. год воспитателя Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы». Цель: продолжение.

План самообразования на учебный год План работы над темой самообразования на 2014 – 2015 уч. год № Содержание работы Сроки 1 Индивидуальные занятия по сенсорному развитию с.

План самообразования воспитателя II группы раннего возраста тема «Развитие активной речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных жанров» Цель работы: Развитие речи детей второй группы.

План самообразования воспитателя «Экологическое воспитание детей в природе» Карагановой Анастасии Владимировны с. п. ДС «Сказка» г. о. КинельТема: «Экологическое воспитание детей в природе как формы работы с субъектами.

Развитие вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста

Заказать! Прямо сейчас.

Характеристика вокальных и хоровых навыков дошкольников Особенности детского голоса и меры по его охране. «Запоют дети запоет народ», писал К.Д. 3. «Развитие вокально хоровых навыков. Исследование. А. Музыкальные руководителиВокальные упражнения для детей дошкольного возраста». Роль пения в музыкальном развитии ребенка, его задачи. Развитие исследовательских умений и навыков детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ознакомлению с Учитываю всю важность развития певческих навыков, я широко использую новейшие достижения музыкальной педагогики, и выстроила систему развития певческих навыков детей дошкольного возраста. Развитие вокально-певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста. Целью своей работы считаю воспитание певческой культуры, развитие и формирование вокальных навыков у детей старшего дошкольного возраста. «Маленькие песенки». Применяем в работе Технологию развития голосаРазвитие певческих навыков у детей дошкольного возрастаdohcolonoc.ru//4391-razvitie-o-vozrasta.htmlНа этапе формирования вокально-хоровых навыков в работу включаются одновременно почти все элементы вокально-хоровой техники, а вВ период целенаправленной работы по развитию певческих навыков у детей дошкольного возраста оформлялись родительские Развитие вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста важная и сложная задача, которая требует системной работы.Как развить вокальные данные ребенка, избежав изнурительной муштры и однообразия?. Музыкальный руководитель МБДОУ.Развитие вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность Новикова У. Развитие вокально-хоровых навыков детей через развитие,развитие ребенка,вокально,вокальный ансамбль,певческих,певческие голоса, навыков,профессиональные навыки,детей,дитя,старшего2. Главная Педагогика Формирование певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста.Большое влияние на развитие вокальных данных детей оказывают речевые ритмо — интонационные игры и упражнения, т.к. Рубрика. Развитие вокально-хоровых навыков у дошкольников.

Вокальные упражнения для детей дошкольного возраста». Вокально-хоровые навыки усваиваются в процессе разучивания песен.Возможность развития песенного творчества у детей дошкольного возраста отмечают Цель работы изучить методику развития певческих умений у детей старшего дошкольного возраста.При этом музыкант-практик большую роль отводил вокальной технике самого педагога, занимающегося с дошкольниками [9]. Чтобы начать обучение пению необходимо8. Пение занимает ведущее место в системевокально-певческие умения и навыки. М Музыка, 1978. проводятся в различных голосовых регистрах «Воспитание навыков самообслуживания у детей раннего возраста» КонсультацияЦелью своей работы считаю воспитание певческой культуры, развитие и формирование вокальных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Многие взрослые не заинтересованы перспективой обучения детей хоровому пению и вообщеНачинать формировать вокальные способности следует как можно раньше, и дошкольный возраст — самое благодатное для этой 2.1 Роль и задачи формирования певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста. Значение музыкально-дидактических игр в развитии вокальных навыков детей.Общее развитие детей старшего дошкольного возраста, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование его голосового Психологические особенности и эмоционально-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста. Способствовать всестороннему духовному и физическому развитию детей. «Система работы по развитию вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста».Для повышения интереса у детей к пению, для развития и закрепления у них певческих навыков (чистота интонирования, звукообразование 4. «Развитие вокально хоровых навыков. 2. Ф. Подобраны наиболее оптимальные методы и приемы развития вокальных навыков детей дошкольного возраста по средствам упражнений, исходя из вокальных способностей каждого ребенка. Именно в период детства важно реализовывать творческий потенциал ребенка, сформировать вокально-хоровые навыки, приобщитьКуревина, О. М Музыка, 1978. Развитие вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста. «Формирование вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста». Оценка возрастных особенностей слуха и голоса детей 5-6 лет. развитие,развитие ребенка,вокально,вокальный ансамбль,певческих,певческие голоса, навыков,профессиональные навыки,детей,дитя,старшего,порно постаршеРазвитие вокально-певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста . Развитие вокальных навыков у детей дошкольного возраста с помощью игры.Работу в детском саду по постановке певческого голоса с детьми я веду, начиная с трехлетнего возраста. Кузнецова Маргарита Васильевна, музыкальный руководитель. 1. Формирование певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста.Развитие вокально-хоровых навыков детей через музыкально-дидактические игры и упражнения. 3. М Музыка, 1978. страница 1. Методика обучения музыкально-ритмическим движениям детей дошкольного возраста.Обучение ребенка пению предполагает постановку голосового аппарата с помощью освоения им певческих, или вокально-хоровых навыков.

Проект «Развитие вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №4 «Сказка»

«Развитие вокально-хоровых навыков

детей старшего дошкольного возраста

игры и упражнения».

1. Аналитическая часть.

1.1. Значение пения в развитии музыкальных способностей детей.

1.2. Значение музыкально-дидактических игр в развитии вокальных навыков детей.

2. Практическая часть.

2.1. Использование музыкально-дидактических игр и упражнений на музыкальных занятиях.

2.2. Диагностика вокально-хоровых навыков детей.

Пение — основной вид музыкальной деятельности детей. Правильно подобранный и художественно исполненный песенный репертуар поможет наиболее успешному развитию певческих навыков детей. Благодаря ознакомлению детей с музыкально-дидактическими играми, направленными на развитие песенного творчества, интерес к этим играм и самому творческому процессу возрастёт. Это важно для накопления песенного и творческого опыта детей. Через активное пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности.

Цель работы: способствовать развитию вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения.

1. Проанализировать имеющуюся методическую литературу по данной проблеме.

2. Рассмотреть сущность значения музыкально-дидактических игр в развитии вокальных навыков детей.

3. Использовать музыкально-дидактические игры и упражнения на музыкальных занятиях; провести диагностику вокально-хоровых навыков детей.

Объект: Развитие вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста.

Предмет: Музыкально-дидактические игры и упражнения.

Гипотеза: если использовать музыкально-дидактические игры и упражнения в развитии вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста, то можно развить вокально-хоровые навыки у детей дошкольного возраста.

1. Аналитическая часть.

Пение — основной вид музыкальной деятельности детей.

В процессе пения дети обучаются музыкальному языку, что повышает восприимчивость к музыке. Постепенно они познают жанровую основу песни. У них формируется способность чувствовать тембровые высотные и ритмические изменения в музыке. Ребенок-дошкольник не просто познает язык музыкальной речи, он начинает сознательно активно им пользоваться в своей исполнительской деятельности.

Общее развитие детей старшего дошкольного возраста, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование его голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирования звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.

Дети старшего дошкольного возраста могут петь уже в более широком диапазоне. Низкие звуки звучат более напряженно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, то есть такие песни, в которых встречается больше высоких звуков, а низкие должны быть проходящими. Удобными (примарными) звуками для старшего дошкольного возраста чаще всего являются фа-до2. Именно в этом диапазоне звучание наиболее легкое, естественное.

К старшему дошкольному возрасту, дети уже могут достаточно чисто интонировать контрастные звуки по высоте, различать громкую и тихую музыку, передавать несложный ритмический рисунок хлопками, в движении, игрой на металлофоне, узнавать по тембру музыкальные инструменты. Старшие дошкольники должны иметь определенный фундамент музыкального развития, быть активными на музыкальных занятиях, проявлять инициативу в самостоятельной музыкальной деятельности.

Однако уровень музыкального развития, в частности уровень развития мелодического слуха, музыкальной памяти, певческих навыков, у детей еще очень разнороден. Некоторые из них могут правильно интонировать мелодию в пределах 3-4 звуков, но есть еще и те, кто поет монотонно, низко или высоко, но фальшиво. Это усложняет работу педагога, который должен научить каждого ребенка петь достаточно чисто, чтобы все дети имели определенный объем устойчивых певческих умений.

Дети к 6-ти годам должны самостоятельно различать звуки по длительности и по высоте в пределах квинты. Отличать на слух правильное и неправильное пение.

В работе с детьми в обучении пению важно использовать упражнения на развитие музыкального слуха и голоса. Песни-упражнения способствуют выработке отдельных автоматизированных действий голосового аппарата, так как построены на коротких, повторяющихся мелодиях и попевках.

Учитывая особенности восприятия детей, нужно ориентироваться на упражнения в форме коротких песен с игровым содержанием. Такими упражнениями являются маленькие песенки.

Упражнения отличаются разнообразием ладо-гармонической окраски, мелодических оборотов, яркими музыкальными образами.

Используются упражнения — игры в комплексном воздействии разнообразных видов музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально-ритмическое игровое действие, игра на металлофоне). Все это помогает более прочному закреплению в слуховой памяти детей соответствующих песенных интонаций.

Систематическое использование песен — упражнений помогает сформировать устойчивые певческие навыки, которые будут закрепляться, совершенствоваться при разучивании песенного материала.

Игра на детских музыкальных инструментах способствует формированию у детей умения петь в ансамбле, слитно, с одинаковой силой звучания, в единой манере исполнения. Этот вид деятельности развивает память, чувство ритма, помогает активизировать застенчивых детей.

1.2. Значение музыкально-дидактических игр в развитии вокальных навыков детей.

Основное призвание музыкально-дидактических игр — формировать у детей музыкальные способности в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям.

Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивает у них самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, танцевать и играть.

В процессе игр дети не только приобретаются специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности.

Развитие певческих навыков является одной из задач музыкального воспитания в детском саду. Музыкально-дидактические игры, используемые в процессе пения, помогают научить детей петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы.

В детском саду дошкольники поют песни различного характера. Постепенно дети начинают понимать: чтобы передать то или иное настроение в песне, надо исполнять их по-разному: одни песни отрывисто или протяжно, другие — легко или напевно. Использование приема исполнения песни подгруппами или с солистом окажет действенную помощь.

Для закрепления знакомых песен можно использовать игру «Волшебный волчок», которую можно проводить в нескольких вариантах: дети определяют песню по вступлению, запеву, припеву, которые исполняются на фортепиано; 2-3 детей должны узнать песню по музыкальной фразе, спетой всеми или индивидуально; узнать песню, сыгранную на металлофоне или аккордеоне.

Дети часто обращаются к песне с целью выразить через нее свое настроение. При исполнении песен ребят учат правильно передавать динамические оттенки, которые помогают почувствовать красоту звучания мелодии, особенно, когда песня звучит тихо. В свободное время от занятий с детьми целесообразно организовывать различные музыкально-дидактические игры, связанные с пением. В таких играх у детей развивается чувство товарищества, ответственность. В качестве примера можно при вести музыкально-дидактическую игру «Музыкальный магазин». Таких музыкально-дидактических игр много, и дети с удовольствием в них играют, развивая своеобразное творческое отношение к музыкальным произведениям.

Немаловажную роль в развитии у детей слуха, ритма играют распевки. Например, попевку «Бубенчики» можно использовать по-разному: для закрепления знаний о звуках разной высоты и в качестве музыкально-дидактической игры. Детям раздают карточки, на которых изображены три колокольчика, разные по цвету, соответствующие звучанию того или иного колокольчика. Попевки помогают детям определить направление мелодии, они учатся находить в мелодии два коротких и один длинный звук.

В старшем дошкольном возрасте проводится более разнообразная работа по различению звуков по высоте и длительности. Для развития ритмического чувства используются различные музыкальные инструменты. Начинать надо с простейших мелодий на одном звуке. Например, можно взять народную прибаутку.

Музыкально-дидактические игры направлены на развитие разных музыкальных способностей детей. Существуют игры для развития звуковысотного слуха, для развития чувства ритма, тембрового слуха, диатонического слуха, для развития детского творчества.

2. Практическая часть.

2.1. Использование музыкально-дидактических игр и упражнений в непосредственно образовательной музыкальной деятельности.

Для детей старшего дошкольного возраста программа предлагает разнообразный репертуар песен и упражнений разнообразных как по содержанию, так и по форме. На музыкальных занятиях большое внимание уделяется распеванию, т. е. разучиванию упражнений, способствующих развитию звуковысотного слуха, формированию чистоты интонации и расширению диапазона голоса. Тембр голоса у детей очень неровен, особенно это проявляется в пении различных гласных. Систематическое использование маленьких песенок помогает выравнивать звучание голоса, добиваться естественного легкого пения. Очень важно, чтобы каждое такое упражнение имело интересное содержание или игровой момент, могло заинтересовать.

В работе используются как хорошо знакомые детям упражнения, так и незнакомые, в зависимости от той задачи, которую поставил педагог перед разучиванием той или иной песни. Например, в работе над дыханием, напевностью, протяжностью звука помогут русские народные песни «Поет соловушка», «У кота Воркота» и «Вальс» Е. Тиличеевой; в распевке двух звуков на один слог- «Дождик, лей на крылечко», русская народная закличка, «Как под наши ворота», русская народная песня. А перед разучиванием песен в быстром темпе хорошо использовать песенки «Лошадки» Ф. Лещинской, «Ехали» А. Филиппенко и др., где требуется отчетливое произношение слов при легком подвижном звучании.

Таким образом, при исполнении подобных упражнений создается эмоциональная творческая атмосфера, способствующая тому, что голоса детей постепенно приобретают естественное звучание, в них появляется певучесть, звонкость, высокое светлое звучание.

Достижению чистоты интонирования, развитию музыкального слуха помогает пение по музыкальным фразам (цепочкой). Этот прием дает возможность в короткое время проверить уровень музыкального и певческого развития большинства детей и хорошо активизирует детей. Пение цепочкой закрепляет навык правильного дыхания детей.

Одна из сложных задач — «петь индивидуально и коллективно с сопровождением и без него». Первоначальные навыки пения «а капелла» маленьких несложных песенок должны быть сформированы в старшем дошкольном возрасте. Удобны для этой цели народные песни, такие, как «Пошла млада за водой», «Ходила молодешенька», «В сыром бору тропина», «Во кузнице», а также такие авторские песни, как «Будет горка во дворе» Т. Папатенко, «Летние цветы» Е. Тиличеевой и др. Исполнение их а капелла способствует формированию у детей более устойчивого ладотонального слуха. Характерным в этой работе является следующий прием: педагог играет музыкальное вступление, дети начинают петь9без музыкального сопровождения, если ошибаются, нечисть интонируют, педагог поддерживает их голосом, а с концом песни играет заключение или последнюю фразу.

На музыкальных занятиях педагогу надо стремиться раскрыть художественный образ песни, добиться того, чтобы он дошел до каждого ребенка, увлек его.

Перед разучиванием песни необходимо провести краткую беседу. Это поможет ребенку осознать содержание, вызвать определенное эмоциональное отношение к песне. Можно подобрать пословицы, потешки, поговорки, которые более глубоко раскроют содержание и смысл песни.

Большое значение на музыкальных занятиях занимают музыкально-дидактические игры и упражнения. Они заставляют детей думать, решать, ставят их в поисковую ситуацию, развивают музыкальные способности, помогают более успешно усваивать певческие навыки и умения, делая их устойчивыми. Музыкально-дидактические игры чаще всего используются перед разучиванием новой песни.

Для развития звуковысотного слуха у детей старшего дошкольного возраста применяются дидактические игры из «Музыкального букваря» Н.А. Ветлугиной: «Бубенчики» — для сопоставления трех звуков, различных по высоте, «Сколько нас поет?» — для развития гармонического слуха, «Музыкальное эхо» — для развития музыкального слуха и чистоты интонации, «Ученый кузнечик»-для формирования ладотонального слуха, ощущения и нахождения тоники. Для развития ладового чувства предлагается такое упражнение: исполняется небольшое, уже знакомое детям музыкальное произведение, в котором есть вводный тон — седьмая ступень. Последний звук (тоника) не доигрывается. Детям предлагается спеть его. Игровое действие помогает ребенку выполнить задание и способствует развитию музыкального слуха. Дети с большим интересом относятся к таким приемам, как нахождение тоники и пропевание последнего звука (или звуков) мелодии. Например, музыкально-дидактическая игра «Ученый кузнечик».

Педагог располагает на фланелеграфе нарисованные цветы одуванчика и, взяв палочку, на конце которой прикреплен кузнечик, играет звук фа, показывает на первый цветок и говорит: «Вот это домик кузнечика, запомните его. Кузнечик захотел попрыгать с цветка на цветок, но обязательно должен вернуться к себе домой на первый цветочек. Попрыгай, кузнечик, с первого цветка на третий, а отсюда на первый. Прыгай с первого на пятый и обратно вниз и т. д.». Один ребенок должен показывать прыжок кузнечика палочкой, а все дети пропевать звуки в сопровождении мелодии на слово «прыг», последний звук («домик кузнечика») — тонику дети должны найти самостоятельно. Вначале это упражнение не всегда удается детям, особенно прыжки с первого на соседний, второй и обратно. Пение близких по расстоянию звуков всегда трудно для интонирования. Но увлекательность и игровой характер упражнения помогут им преодолеть эту трудность, ведь каждому захочется поводить кузнечика. Если дети ошибаются, то педагог помогает.

Используя образное сравнение, можно предложить детям игру «Птички на проводе», которая развивает активное слуховое внимание и музыкальную память. На фланелеграфе с нотным станом на вторую линейку педагог выкладывает трех нарисованных птичек и рассказывает: «на улице рядом с дорогой тянулись электрические провода, на одном проводе сидели три воробья и пели одну и ту же песенку. (Поет звукоподражание «чив-чив-чив» на одном звуке, показывая направление мелодии, держа руку на одном уровне.) Сидели долго, первому воробью это надоело, он перелетел на провод повыше и спел такую песенку. (Педагог перемещает воробья на третью линейку и пропевает звукоподражание «чив-чив» с показом рукой и направления мелодии вверх, дети должны повторить эту песенку.) Второму воробью скоро надоело сидеть на одном месте, и он перелетел на провод пониже. (Пропевает «чив-чив» и показывает направление мелодии вниз, дети повторяют.) А третий воробей сказал: «Мне и тут хорошо». Взлетел, сел на тот же провод и спел свою песенку «чив-чив» на одном звуке. (Закрепляет воробья снова на вторую линейку и пропевает, держа руку на одном уровне). Затем педагог просит детей запомнить пение каждого воробья, повторяет три мотива, играет один из них, предлагает ребенку показать на фланелеграфе, какому воробью принадлежит эта песенка, и спеть мотив. Таким образом, познавательный материал, сочетаясь с занимательностью, способствует лучшему усвоению поставленных задач в игре.

Для успешного решения программных задач по обучению детей пению необходимо тщательно продумывать содержание, методы и приемы каждого занятия, планировать не только разучивание новой песни, закрепление ранее пройденной, но и определять певческие упражнения на развитие музыкального слуха и голоса.

2.2. Диагностика вокально-хоровых навыков детей.

Цель: Выявить уровень развития вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста.

Диагностику по методике Анисимова В.П. Для выявления уровня певческих навыков детям были даны задания в определенной последовательности.

Задание 1. Сначала они находят вокальные, интонации: поют, называя свое имя или различные переклички («Таня, где ты?» — «Я здесь». — «Как тебя зовут?» — «Марина» и т.д.).

Задание 2. Спеть несколько знакомых песен (2-3) в сопровождении инструмента. При этом отмечается качество пения, характер звучания, чистота вокальной интонации.

Задание 3. Уровень индивидуального певческого развития каждого ребенка проверяют путем пения по музыкальным фразам («цепочкой»), кроме того, этот прием способствует формированию у детей правильного дыхания.

Задание 4. Спеть несложную песню без сопровождения, чтобы выяснить, может ли ребенок правильно петь без поддержки взрослого.

Задание 5. Спеть попевку в двух разных тональностях; проследить, умеет ли ребенок «настроиться».

Задание 6. сочинить музыкальный «ответ» (педагог поет: «Как тебя зовут?» Ребенок отвечает: «Свет-ла-на»).

Задание 7. Определить исполненные поочередно высокие и низкие звуки (в пределах квинты).

Задание 8. Ответить, — кто спел правильно.

Задание 9. Выяснить, какие песни из пройденного репертуара ребенок помнит и может их петь с сопровождением и без сопровождения инструмента.

Задание 10. Петь звукоподражания (поет маленькая и большая кукушка, мяукает котенок и кошка).

Перспективный план «Формирование вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста». Задания диагностики

Вокальное воспитание оказывает благоприятное влияние и на физическое здоровье детей, пение доставляет поющему удовольствие, упражняет и развивает его слух, дыхательную систему, которая тесно связана с сердечно – сосудистой системой.

Формирование детского голосового аппарата, песенный и исполнительских умений и навыков детей дошкольного возраста.

В специально организованной деятельности по формированию вокально-хоровых навыков в соответствии с перспективным планом, я развиваю у детей певческие навыки, музыкальный слух, навыки хорового и вокального исполнения.

Традиционные, комплексные, доминантные, интегрированные занятия, занятия с элементами соревнования – КВНы, конкурсы

Наглядные, словесные, практические

Вокально-хоровые навыки детей улучшились: стали чище интонировать мелодию, прислушиваясь к своему исполнению и исполнению других детей; изменилось качество дикции, артикуляции, выразительного исполнения пения; навыков хорового пения; детского песенного творчества.

^ Описание опыта работы:

^ Цель: Формирование детского голосового аппарата, песенных и исполнительских умений и навыков детей дошкольного возраста.

Достижение выравнивания звучания детского голоса, естественного легкого пения, чистоты и полётности детского голоса;

Развитие музыкального слуха, выработки чистоты интонирования;

Достижения искренности исполнения дошкольниками песен, их умение раскрыть художественный образ песни, формирование у детей музыкально – эстетических эмоций;

Усвоение навыков хорового пения;

Развития детского песенного творчества.

Опыт работы по теме: «Формирование вокально – хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Всегда ставить перед детьми конкретную задачу- объяснить, что они должны сделать (делать под музыку короткий вдох и медленный выдох, спеть попевку на звук «у», при этом вытянуть губы трубочкой, и др.).

Показать способ выполнения действия, словесно пояснить, т.е. использовать принцип «Делай как я».

Неоднократно повторять упражнение для усвоения умений, транспонируя его с этой целью по полутонам вверх и вниз или видоизменяя задачу (например, если первый раз пропевали упражнение тихо, второй раз предлагается спеть громко).

Постоянно контролировать выполнение детьми вокально – артикуляционных упражнений, чтобы дети приобрели навык выполнения того или иного упражнения.

включать вокально – хоровые упражнения в каждое музыкальное занятие.

^ Знакомство с песней и ее разучивание

Показ песни с движением — паузами.

Показ песни с превращениями.

Показ песни во время релаксации детей.

Показ песни с помощью метрических движений (хлопки, шлепки).

Показ песни в сочетании с движениями рук по фразам.

Во всех вариантах показы песен осуществляются без музыкального сопровождения, дети непроизвольно запоминают мелодию и слова, постепенно начинают подпевать. Варианты игрового разучивания песни создаются исходя из ее содержания, с использованием музыкальных инструментов, образных движений и театрализации.

Работа над качеством исполнения.

Проводится при помощи следующих приемов:

В своей работе использую общепринятые методы вокальной педагогики.

Обучение пению провожу на основе общепедагогических принципов:

^ Принцип воспитывающего обучения.

Музыкальный руководитель в процессе обучения детей пению одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве. У детей развивает внимание, воображение, мышление и речь.

Выученные детьми песни постепенно забываются, если их систематически не повторять: вокальные умения утрачиваются, если долго не упражняться в пении. Поэтому целесообразно время от времени к старым песням нужно возвращаться.

Музыкальный руководитель стремится воспитать у ребят сознательное отношение к содержанию песни, передаче музыкального образа, технике пения. Дети должны не только знать, но и понимать куда идет мелодия (вверх или вниз), и направлять соответственно свой голос, как надо открывать рот во время пения, почему необходимо сидеть прямо, не сутулясь.

Звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятии различных звуковых соотношений развивают зрение, мышечное чувство, усиливают слуховое восприятие. Основной прием наглядности это исполнения песни педагогом. Некоторые образы, встречающиеся в песне, можно проиллюстрировать с помощью картин, игрушек. Наглядность повышает интерес к занятиям, способствует развитию сознательности, прочному усвоению песен.

Содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоения их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального развития детей. Доступный материал повышает у детей интерес к музыке.

Последовательность и систематичность заключается в том, что в начале года даются более легкие задания, чем в конце года: постепенно переходят от усвоенного к незнакомому. Соблюдение этого принципа облегчает детям усвоение знаний и приобретение навыков, придает им уверенность.

А так же использую следующие приемы обучения пению:

Использование игрушек, картин, образных упражнений – делают музыкальные занятия более продуктивным, повышают активность детей, развивают сообразительность, а так же закрепляют знания полученные не предыдущих занятиях.

Вопросы к детям.

Активизируют мышление и речь детей.

Оценка детского исполнения песни должна зависеть от возраста детей, подготовленности. Необходимо поощрять детей, вселять в них уверенность.

Индивидуальный подход к ребенку в обучении пению.

К каждому ребенку подбирается свой путь воздействия.

Понимая, что рамки занятия для работы в этом направлении малы, ввела в повседневную практику с дошкольниками такую форму работы, как «вокальная минутка». Здесь дети спонтанно в самостоятельной деятельности, в режимных моментах поют, главное — поддержка воспитателя

С особоодаренными детьми веду работу в вокальном кружке «Веселые нотки», где обучение вокальным навыкам проводится углубленно.

Работая с детьми дошкольного возраста, пришла к выводу, что певческие способности проявляются рано. Считаю, что своими методами и приемами могу добиться того, что мои воспитанники смогут понимать прекрасное, совершенствовать свои певческие навыки, развивать музыкальный слух и голосовой аппарат, чувствовать потребность в эмоциональном общении, испытывать тягу к вокально-хоровому искусству.

Источники:

https://infourok.ru/formirovanie-vokalnohorovih-navikov-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-1223338.html

http://www.maam.ru/detskijsad/individualnyi-plan-samobrazovanija.html

http://artemyevs.ru/news1818-razvitie-vokalnokhorovykh-navykov-u-detey-doshkolnogo-vozrasta.html

https://infourok.ru/proekt-razvitie-vokalnohorovih-navikov-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-cherez-muzikalnodidakticheskie-igri-i-uprazhneniya-468048.html

http://rudocs.exdat.com/docs/index-333705.html