Развития ребенка в год и 5 месяцев

Ребенок в 5 месяцев (календарь развития)

Ребенок на 5-м месяце продолжает осваивать инструменты общения: улыбку, смех, лепет, которые становятся с каждым днем все выразительней, живей, и наполняются смыслом. Он становится активней и мобильней в движении: переворачивается, из лежачего положения постепенно стремиться к сидячему, самостоятельно принимает различные позы. Развитие ребенка в 5 месяцев – это период закрепления и усовершенствования уже полученных ранее навыков и переход к новому образу жизни, когда малыш уже сможет сидеть.

Умножьте на два массу тела вашего крохи при рождении – примерно столько весит теперь пятимесячный малыш. В конце 5 месяца ребенок должен иметь вес 6.5 — 7.5 кг (±1 кг) и рост 63 — 65 см (± 3 см). За этот месяц он набирает до 700 г и прибавляет около 2-х см.

Почти все безусловные рефлексы у ребенка к 4 — 5 месяцам угасают (см. 4 месяц), рефлекс Моро должен исчезнуть к концу 5-го месяца. (О рефлексах)

В физическом развитии малыша наблюдаются заметные изменения.

Что умеет младенец в конце 5-го месяца

  1. Ребенок в 5 месяцев может уже хорошо сидеть при поддержке спины, держась за что-то руками. Самостоятельно он сидеть пока не умеет (когда ребенок начинает сидеть самостоятельно?).
  2. Если поставить ребенка в вертикальное положение, поддерживая за подмышки, то он стоит почти прямо, не сгибая ножек.
  3. Если держать малыша в воздухе параллельно полу вниз лицом, то он приподнимает верхнюю часть тела и головку до средней линии и держит их в таком положении.
  4. Если потянуть его за ручки в лежачем положении, то малыш сам подтянется и не даст головке запрокинуться назад.
  5. Лежа на спинке, ребенок поднимает ножки и ручки, рассматривает их, тянет ступни в рот.
  6. Лежа на животе, приподнимается на предплечьях и уверенно держит головку.
  7. Протягивает руку к движущемуся предмету и уже может его схватить.
  8. Активно переворачивается на бочок, с живота на спину.
  9. Спинные мышцы ребенка в 5 месяцев уже развиты достаточно для того, чтобы он смог сделать «самолетик»: лежа на животике с приподнятой головой, двигает ручками и ножками.

Психическое развитие

  • Лепет малыша становится разборчивее, это уже не примитивные отдельные звуки, а сочетание их: «ма», «ня», «да», «ба». Ребенок произносит их, повторяя несколько раз в разном сочетании, выдавая что-то вроде свирели.
  • Кроха временами «разговаривает» сам с собой, четко разделяя слоги.
  • Отличает строгую и нежную интонацию. Может обидеться, когда на него ругаются или кричат. Замолкает, когда с ним разговаривают, внимательно вслушиваясь. Старается обратить на себя внимание.
  • Ребенок без труда узнает знакомые лица, настораживается при виде новых людей. Реагирует на выражение лица. Улавливает связи между прической, глазами, голосом, запоминает образ в целом. Любит рассматривать изображения лиц на картинках, предпочитает улыбающиеся.
  • Даже если малыш кажется общительным в присутствии матери, то без нее, рядом с чужими, становится пугливым.
  • На пятом месяце улучшается способность зрительного управления движениями рук: малыш без труда может взять нужный предмет, глядя на него.
  • Пока не может отыскать прикрытую чем-то игрушку, но если ее закрыть не полностью, то ребенок поймет, где она спрятана.
  • Некоторые дети могут уже запоминать качественные характеристики предметов, например: цвет или размер игрушки, какая она на ощупь, и предпочитать эти вещи другим.
  • К началу 6-го месяца малыш может не только схватить и удержать игрушку, а потянуть ее на себя, отнять.
  • Ребенок теперь может уделять самостоятельной игре 5 – 10 минут.
  • Если некоторые навыки (см. 4 мес.) у ребенка отсутствуют, то необходимо проконсультироваться с педиатром.

    Как помочь ребенку развиваться

    В этом периоде занятия с ребенком непременно должны быть сконцентрированы на развитии опорно-двигательного аппарата. Особенное внимание нужно уделять упражнениям для мышц спины, так как малышу необходимо научиться сидеть, а также закреплению навыка переворота со спины на животик и обратно. Необходимо проводить ежедневные 20 – 30 минутные занятия гимнастикой в сочетании с массажем. Все упражнения рекомендуется сопровождать счетом, так у ребенка формируется чувство ритма. Можно включить ритмичную музыку.

    Упражнение на приседание с прогибом позвоночника (делать 1 раз в день):

  • Ребенок лежит на спинке. Вложите в ладошки малышу большие пальцы своих рук, пусть он их сожмет. Остальными пальцами обхватите ребенка за запястья.
  • Разведите руки ребенка чуть в стороны и подтяните его к себе, пока малыш не сядет.
  • Затем поднимите руки малыша вверх и зафиксируйте их там одной рукой.
  • Пальцами свободной руки проведите вдоль позвоночника крохи снизу вверх. Ребенок при этом рефлекторно разогнет спинку.
  • После этого, аккуратно поддерживая головку, положите малыша в исходное положение.
  • «Подползание»: лежа на животике, малыши уже стремятся дотянуться до лежащей рядом игрушки. Ползанием это еще не назвать, но можно считать первым шажком к тому, чтобы ползать. Раскладывайте рядом с крохой игрушки на расстоянии чуть большим, чем вытянутая рука ребенка. Ладонью создайте опору для его ножек. Пусть малыш пытается подползать и хватать предметы. Это будет хорошей гимнастикой для всех групп мышц малыша.

    Массаж для ребенка в 5 месяцев должен несколько усложниться. Кроме растирания, поглаживания, вибрации и поколачивания можно использовать пощипывание, щипцеобразное разминание и валяние.

    Продолжайте носить ребенка на руках. «Разговаривайте» с ним, рассказывайте и показывайте ему все окружающее. Позволяйте крохе исследовать как можно большее количество предметов, но будьте осторожны, ведь ребенок теперь тянет все в рот, поэтому следите за чистотой игрушек и безопасностью окружающих предметов.

    На некоторое время малыша теперь можно помещать в манеж, но не оставляйте его там на долго. Длительное пребывание в манеже или кроватке создает у крохи впечатление замкнутости и ограниченности пространства и может притуплять у ребенка стремление исследовать мир.

    Для пятимесячного крохи интересны будут игры в «Ку-ку», «Сороку-ворону», «Идет коза рогатая», «Ладушки». (см. 4 мес.). В этом возрасте малыши любят игры с разными звуками:

  • «Как говорят животные»: произносите звуки, подражая животным. При этом называйте зверя и показывайте его на картинке.
  • Читайте ребенку книжки с потешками и четверостишиями, они развивают память малыша.
  • Прикасайтесь к разным частям тела ребенка, ласково называя их: носик-курносик, синенькие глазки, розовые щечки.
  • Пришейте к носочкам малыша маленькие колокольчики, пусть они звенят, когда ребенок шевелит ножками. На ручки можно сделать браслетики с колокольчиками или яркими нашивками (бабочка, цветочек), кроха будет разглядывать их, когда поднимет ручки.
  • Перекличка: вводите постепенно в «словарный запас» малыша новые слоги. Внимательно слушайте, что «говорит» ребенок, а потом отвечайте ему так, словно поддерживаете беседу. Через какое-то время малыш будет повторять за вами. Важно, чтобы кроха видел ваше лицо, наблюдал за жестами и мимикой.
  • Поиграйте с малышом перед зеркалом. Возьмите ребенка на руки и помашите рукой отражению в зеркале. Возможно, малыш будет очень удивлен появлением второй мамы с кем-то на руках. Пока ребенок воспринимает отражение в зеркале как другой живой объект. Если вы возьмете в руку игрушку, то малыш будет пытаться схватить ее в зеркале, не замечая ее у вас в руках. Примерно до 1.5 лет дети не понимают, что в зеркале только отражение.

    Для развития тактильной чувствительности сделайте набор разноцветных подушечек из разных тканей (фланель, шелк, вельвет). Когда малыш лежит на животике, давайте их ему, пусть трогает и разглядывает. Когда ребенок подрастет, такие подушечки можно будет раскладывать парами по цвету, размеру или рисунку.

    Если любите шить, можно сделать специально для вашего малыша текстильную книжку с аппликациями из разных тканей, липучками, шнуровками, пришитыми пуговицами. Тематика книжки может быть различая, в зависимости от пола ребенка.

    Режим сна и бодрствования у ребенка в 5 месяцев остается такой же, как и в прошлом месяце (см. 4 мес.). Для каждого малыша он индивидуален и зависит от биоритмов и темперамента: кто-то просыпается рано и так же ложится, а кто-то любит попозже встать и «гуляет» полночи. Малыши еще могут путать день с ночью, но многие дети уже спят по ночам продолжительней, чем днем, просыпаясь 1 – 2 раза.

    Кормление пока остается без изменений (см. 4 мес.). Продолжайте кормить грудью или смесью по требованию.

    В 5 месяцев допускается введение первого прикорма если:

  • У вас мало молока;
  • Ребенок плохо прибавляет в весе, капризничает, не наедается;
  • Его мучают боли в животике или запоры, редкий или скудный стул;
  • Он часто срыгивает (за сутки более 2-х раз или после каждого кормления).
  • В любом из этих случаев проконсультируйтесь с педиатром, чтобы он определил, что причина действительно в недоедании и подобрал первый прикорм.

    Развитие ребенка в 1 год и 5 месяцев

    Активно принимая участие в жизни семьи, малыш ближе к полутора годам начинает становиться хозяином положения. Многие родители начинают искать требования, предъявляемые к ребенку этого возраста педиатрами, сравнивать детей по умениям и навыкам, задаваясь вопросом, что должно включать в себя развитие ребенка в 1 год и 5 месяцев.

    Развитие ребенка в 1 год и 5 месяцев

    Физическое развитие в 1 год 5 месяцев

    Дети этой возрастной категории все уверенней стоят на ногах, продолжают учиться с помощью родителей топать по лестницам, умело осваивают предметы мебели – стулья, диваны и кресла. При отсутствии нарушений опорно-двигательного аппарата дети в 1 год 5 месяцев обладают высокой двигательной активностью. Пребывая в состоянии покоя во время дневного сна лишь один раз в сутки, все остальное время малыш старательно осваивает пространство вокруг себя, постоянно передвигаясь, по пути открывая разнообразные дверцы, изучая содержимое шкафчиков и тумбочек. Любопытство – главная черта развития, приобретающая к 1 году 5 месяцам еще более устойчивый характер, а достаточно уверенная координация движений позволяет ребенку ее удовлетворять, день за днем познавая мир.

    В 1 год 5 месяцев дети любят бросать мячи. Возьмите это на вооружение для проведения игрового досуга.

    С каждым прожитым днем ложка прочно уживается в руке малыша, а кроме питья из кружек любопытное чадо пробует пользоваться трубочками, чтобы добыть из заветной коробочки вкусный сок.

    Будьте готовы к тому, что ребенок в 1 год и 5 месяцев начинает настоятельно повторять то, что понравилось ему делать, возвращаясь к началу снова и снова. Пусть монотонные повторения одного и того же не станут для Вас раздражающим фактором, дайте возможность ребенку закреплять пройденный материал.

    Среднестатистические показатели для развития следующие:

  • Рост: от 77 до 84 сантиметров,
  • Вес: в пределах 8,5 – 12 килограммов,
  • Зубы: продолжают резаться верхние клыки и коренные,
  • Окружность головы: 44,5-48 сантиметров.
  • Нервно-психические особенности

    Взрослея с каждым днем, дети в 1 год 5 месяцев в своем развитии все чаще обходятся без помощи родителей и стараются меньше плакать, пытаясь решать свои проблемы самостоятельно. Лишь тогда, когда все способы исчерпаны и совсем ничего не получается, на глаза ребенку наворачиваются привычные ранее слезы, и можно услышать знакомый плач. В остальном же дети этого возраста уже начинают проявлять эмоции при помощи мимики и жестов. Не спешите сразу помогать своему ребенку в сложных ситуациях, пусть с пирамидкой или ведром с песком он попробует справиться сам. В противном случае можно лишить свое чадо мотива к самостоятельности.

    В возрасте 1 год 5 месяцев дети начинают говорить все больше и больше простых слов. Среди словарного запаса:

  • простые просьбы по типу «дай», «хочу»,
  • знание родственников на уровне «мама», «папа», «баба», «деда»,
  • составление простых предложений «хочу пить», «пойдем гулять» и другие.
  • Ребенку такого возраста характерно умение показывать на свои части тела, он обобщает предметы, например, игрушки, посуду и прочее, а также умело различает просьбы взрослых в виде «дай», «принеси», «покажи». Туалетом дети в 1 год 5 месяцев пытаются не только пользоваться, но и многие уже умеют проситься на горшок.

    Играйте с ребенком как можно чаще

    В случае, если малыш молчит, не пытается на своем ломаном языке называть предметы, не отзывается на свое имя, следует показаться логопеду и лору, чтобы врач подсказал, как развивать речевые способности.

    Гигиенические процедуры и питание

    Ничего кардинально нового по сравнению с предыдущим месяцем жизни ребенку к 1 году 5 месяцем в уходе не прибавляется. Все те же умывания утром и вечером, а также чистые зубы – основа здорового развития малыша. Некоторые родители придерживаются необходимости закаливать своих детей, и этот возраст как раз подходит для начала процедур. Обтирания и купания в среднем по три минуты в воде с температурой 21’ смогут стать хорошими помощниками в обеспечении здоровья Вашего ребенку. Важны и солнечные ванны, применимые летом, для получения витамина Д и профилактики рахита.

    Получайте солнечные ванны

    Питание к возрасту 1 год 5 месяцев уже укомплектовано всем набором продуктов. Многие мамы продолжают еще прикладывать ребенка к груди, что является делом сугубо индивидуальным. В качестве дополнительных перекусов, как обычно, родители дают ребенку молочные продукты и фрукты.

    Игры и занятия для развития

    Возраст 1 год 5 месяцев хорошо подходит для начала развития логического мышления. С этой целью:

  • даем задания на поиск среди кучи нужного предмета по цвету, форме или назначению, например, среди игрушек именно мяч, среди кубиков только синие,
  • из частей собираем единое целое, например, из веточек – дерево, из квадратов и прямоугольников – дом,
  • раскладываем предметы по возрастанию и убыванию: от большего к меньшему и наоборот.
  • Для развития внимания и координации:

  • среди массива карточек с рисунками ищем две одинаковые,
  • отыскиваем глазами переставленные местами предметы,
  • отбиваем ногами мячи,
  • носим кухонные подносы с предметами,
  • обходим препятствия по типу «змейка».
  • Что должен уметь ребенок в 1 год и 5 месяцев

    В 1 год и 5 месяцев ребенок превращается в настоящего «хозяина» дома, теперь никакие события в семье не обходятся без его чрезвычайно деятельного участия, а спастись от маленького непоседы можно только на высоком дереве или в глубоком подвале, да и то ненадолго. Внимательные родители, желающие знать, что должен уметь ребенок в 1 год и 5 месяцев, не всегда могут найти нужную информацию, ведь наши российские «нормы» сильно отличаются от зарубежных.

    Отечественные врачи и психологи считают, что в этом возрасте ребенок уже должен приучаться к горшку, уметь есть пищу ложкой, пить из чашки и произносить 10-20 слов. Американские педиатры советуют родителям не пытаться опередить естественное развитие ребенка и больше времени уделять играм, ничем не ограничивая любопытство и естественные реакции малыша, в том числе и его физиологические отправления. Опытные родители и детские психологи со стажем ищут истину где-то посередине – не стоит сильно расстраиваться, если ваш малыш не может выполнить всех рекомендуемых действий, но и пускать его развитие на самотек тоже нельзя. Нужно контролировать навыки малыша в 1 год и 5 месяцев и если он пока чему-то не научился, значит, нужно больше времени уделять его физическому или психическому развитию.

    Физическое развитие ребенка

    В 1 год и 5 месяцев ребенок чаще всего уже уверенно ходит, умеет подниматься и спускаться по лестнице приставным шагом, с легкостью поворачивается, наклоняется и садится. В этом возрасте очень важно чтобы малыш умел самостоятельно садиться на стульчик, пытался больше ходить и везде лазить, низкая двигательная активность ребенка может быть связана с неврологическими нарушениями, проблемами с опорно-двигательным аппаратом и другими патологиями.

    Почти полуторагодовалый карапуз спит только 1 раз в день, а все остальное время проводит в постоянном движении, дети уже меньше падают, достаточно хорошо держат равновесие и очень любят куда-нибудь залазить, что-то открывать, закрывать и выбрасывать вещи из шкафов. Большинство детей уже умеют подниматься и опускаться по наклонной поверхности, залазить на вертикальную лесенку и перешагивать через невысокие предметы.

    В этом возрасте дети очень любят играть в мяч, хотя пока они еще не умеют ловить его, а кидают совсем недалеко и не попадают в цель.

    Если ребенка до этого уже учили есть самостоятельно, то в 17 месяцев он вполне уверенно держит ложку, умеет сам есть полужидкую пищу, пить из чашки и учиться пить из трубочки. К 1 году и 5 месяцам у детей вырастает от 10 до 20 зубов, они едят твердую пищу и очень любят «питаться» из тарелки своих родителей, предпочитая «взрослую» еду их полезной «детской» пище.

    Одна из интересных особенностей детей в этом возрасте – это бесконечные повторения нового или понравившегося навыка. Дети буквально доводят взрослых до изнеможения требуя повторять одно и то же, но, к сожалению, другого способа «отработки» вновь усвоенных навыков у них не существует, так что родителям стоит запастись терпением и позволить ребенку повторять свои действия снова и снова.

    Нервно-психическое развитие ребенка

    В 1 год и 5 месяцев меняется поведение ребенка – теперь он уже не бросается сразу же за помощью к маме и другим взрослым и не так часто плачет. Ближе к полутора годам дети пытаются сначала решить свои проблемы самостоятельно и только потом, если у него не получается, привлекает к себе внимание.

    Если раньше дети любые эмоции выражали криком и плачем, то теперь они пытаются передать свои эмоции словами, жестами и мимикой, но, конечно, в более «сложных» случаях тут же «переключаясь» на испытанные способы – слезы и плач. Очень важно не препятствовать попыткам ребенка самостоятельно найти решение и не пытаться подсказать или помочь до того, как он сам попросит помощи. Даже если у малыша не получается правильно собрать пирамидку, пересыпать песок или нарисовать пальчиком рисунок, ни в коем случае нельзя исправлять его действия или переделывать за ним – это может привести к тому, что ребенок перестанет стараться что-то сделать самостоятельно.

    Ближе к 1 году и 5 месяцам ребенок уже произносит несколько простейших слов, может жестами и мимикой объяснить, что ему нужно, отлично разбирается в эмоциях и словах окружающих и умеет «помогать» взрослым в их делах. Малыш должен уметь умываться, знать свою одежду, пытаться самостоятельно одеться, выполнять просьбы окружающих и знать назначение всех предметов в доме.

    В этом возрасте дети любят книги с яркими красочными картинками и простыми, короткими текстами, малыши уже знают любимые сказки и могут отвечать на вопросы, показывая в книжке сказочных героев и объясняя, что они делают.

    Не менее важно эмоциональное развитие ребенка – дети в 17 месяцев уже хорошо понимают настроение и эмоции взрослых по тону, манере обращения с ними. Сами дети в этом возрасте становятся гораздо спокойнее и послушнее – с удовольствием повторяют все действия взрослых, реже плачут и капризничают. Пока они еще не способны к полноценному общению со сверстниками, малыши в 17 месяцев плохо играют с друг другом, так как не отдают свои игрушки и любят отнимать чужие. Играть в любые игры они предпочитают с родителями или детьми постарше, которые не пытаются конкурировать с ними за любимые игрушки. Любимыми игрушками детей в 1 год и 5 месяцев остаются всевозможные «каталки», машинки с веревочками, мячики, кукольные коляски и предметы, которые можно складывать, собирать, нанизывать и так далее.

    К основным навыкам в 1 год и 5 месяцев педиатры относят:

  • умение вставать и ходить (хотя бы несколько шагов) самостоятельно;
  • умение поднимать и спускаться по лестнице с помощью взрослых;
  • умение наклоняться, поворачиваться, садиться на стульчик;
  • умение пить из чашки и есть ложкой полужидкую пищу;
  • умение выполнять просьбы взрослого и минимальные навыки самообслуживания – знает, как умываться, просится на горшок, одеваться и так далее;
  • умение произносить несколько слов, звукосочетаниями обозначать названия разных предметов, действий, с помощью звуков, жестов и мимики объяснить, что он хочет и что ему нужно;
  • умение находить на картинке и среди игрушек предметы одинаковой формы, цвета или общие по какому-то признаку – посуду, собачек или кубики;
  • умение собирать пирамидку, играть мячом и попытки чертить на бумаге карандашом или фломастером.
  • Девочки и мальчики в 1 год и 5 месяцев

    Девочки в 17 месяцев отличаются повышенной чувствительностью и эмоциональностью, они очень привязаны к родителям, бабушкам с дедушками и любят демонстрировать свои чувства с помощью объятий и поцелуев. В этом возрасте маленькую девочку может напугать и огорчить все что угодно: от минутного невнимания мамы до грустной песенки или сломанного цветка.

    Мальчики обычно более эмоционально устойчивы, они реже выражают свои чувства и эмоции, зато гораздо спокойнее и уравновешеннее. Причем в этом возрасте маленькие непоседы не бояться практически ничего и в отличие от девочек не стесняются демонстрировать свои чувства к представительницам прекрасного пола. Мальчики в 17 месяцев уже обращают внимание на конкретных девочек такого же возраста или старше и при встрече с ними бросаются обниматься, целоваться и даже могут подарить ей свою любимую машинку.

    Ребенку 1 год и 5 месяцев. Его осознанность растет с каждым днем. Малыш продолжает активно отстаивать свои интересы и утверждаться в этом мире.

    Исследовательская работа юного ученого набирает обороты и начинает охватывать мир эмоций, чувств, переживаний.

    Общее развитие ребенка в 1 год и 5 месяцев

    Наступает новый этап в развитии малыша. Неумелый, неуклюжий кроха превращается в ловкого, подвижного сорванца. Он с большим упорством преодолевает препятствия, возникающие на пути, покоряет диван, стулья, ступеньки и небольшие возвышенности во дворе. «Неуемную прыть» карапуз проявляет и в гостях. «Сладу нет с этим непоседой!» — то и дело можно слышать от родителей. Чрезмерная активность — необходимая составляющая успешного развития ребенка в 1 год и 5 месяцев. Ведь уже так много получается. И катать машинку, и двигать стулья, и ходить на цыпочках.

    В быту тоже заметен прогресс. Ребенок уверенно держит ложку, протягивает ручки при одевании, бежит к умывальнику и пытается справиться с полотенцем.

    В 1 год и 5 месяцев в поведении малыша происходят неприятные изменения. В попытке отстоять свое мнение, кроха может укусить или ударить взрослого человека. Конечно, подобные выходки неприемлемы и должны пресекаться. Но не следует читать длинные нотации или старательно стыдить ребенка. И уж совсем не стоит бить малыша в ответ.

    Запомните: ребенок в 1 год и 5 месяцев совершает подобные поступки неосознанно. Достаточно показать малышу, что вы расстроены и вам больно, и он, прекратив свои действия, тут же начнет вас жалеть.

    Активный словарь крохи продолжает расширяться. Ребенок в 1 год и 5 месяцев пытается произнести 5-6 новых слов. Если раньше малыш не интересовался детскими книгами, то сейчас вы можете все чаще находить его листающим и рассматривающим их. Используйте такие моменты для общения с ребенком: почитайте, расскажите историю, полюбуйтесь картинками. И пусть не смущает кажущееся равнодушие малыша. Будьте уверены: он внимательно слушает и дорожит этими минутами не меньше вас.

    Уход за ребенком в 1 год и 5 месяцев

    Ребенок в 1 год и 5 месяцев кажется почти самостоятельным, но по-прежнему нуждается в должном уходе и заботе взрослых. Необходимо соблюдать сложившийся распорядок, предоставляя малышу возможность самому участвовать в ежедневных процедурах. Пусть он моет ручки и вытирает их полотенцем, при купании проводит больше времени в ванной и выбирает тарелку и ложку на обед. А если возникнут трудности, мама придет на помощь. Так в ребенке начинают просыпаться ответственность, способность делать выбор.

    К 1 году и 5 месяцам проявление независимости ребенка может отразиться и на его вкусовых пристрастиях. Он еще вчера уплетал любую кашу с аппетитом, а сегодня с отвращением смотрит на рисовую и с трудом ест манную. Это нормальный процесс становления личности. Хотя родители зачастую нормальности здесь не находят и с упорством продолжают предлагать крохе то, от чего он отворачивается. В ход идут «самолетики», «рыбки», «птички», что вызывает еще большее возмущение малыша. В этом и кроется ошибка взрослых. Заставить ребенка что-то съесть в таком состоянии можно, лишь подавив его волю, именно ее он сейчас и отстаивает. Поэтому главные задачи на данном этапе — обеспечить ребенку разнообразное меню, наполненное вкусными и здоровыми блюдами, запастись пониманием и терпением.

    Сон ребенка в 1 год и 5 месяцев

    Ночной сон крохи составляет до 10 часов. Днем малыш спит в среднем 1 раз примерно с 12 до 3 часов. Ребенок в 1 год и 5 месяцев полон энергии и активности, поэтому могут возникнуть проблемы с укладыванием. Чтобы их избежать, нужно стараться придерживаться постоянного режима дня и создавать условия для веселого и активного времяпрепровождения в свободное время: занимательные предметы, подвижные игры и регулярные прогулки перед сном.

    1 год и 5 месяцев — начало опасного периода повышенного травматизма в жизни ребенка. Главные меры осторожности должны касаться обеспечения максимально безопасного места для игр. Стоит убрать лишние предметы и игрушки, закрыть все острые углы, при необходимости разложить на полу мягкие подушки. Ребенок активно готовиться к важному прорыву в своей жизни – освоению бега и прыжков. Эти движения приносят много радости, восторга малышу, массу новых тревог и хлопот его родителям.

    Чему можно научить ребенка?

    Наступает идеальный момент для обучения малыша вежливым словам и манерам. Сейчас ребенок впитывает действия родителей как губка. Будьте дружелюбны и приветливы с людьми, улыбайтесь при встрече, здоровайтесь и прощайтесь, используя соответствующие жесты рук. Активно употребляйте в речи «волшебные слова»: «извините», «простите», «спасибо», «пожалуйста » — и в разговоре со взрослыми людьми, и при общении с малышом. Поначалу ребенок будет лишь внимательно наблюдать, но уже через короткое время, можно будет порадоваться первым результатам, любуясь на своего обходительного и вежливого малыша.

    Продолжайте знакомить ребенка с формой, цветом и размером предметов, используя пирамидки и кубики. Попросите малыша собрать две группы одноцветных кубиков и построить из них башни (разной высоты). На их примере объясните ребенку понятия «больше – меньше». Можно воспользоваться разноцветными шариками, предложив карапузу рассортировать их по цвету.

    Играя с крохой, постоянно называйте формы игрушек: «кольца пирамидки круглые, а кубики квадратные».

    Самым важным видом деятельности ребенка в 1 год и 5 месяцев становится рисование. Запаситесь большим количеством карандашей, фломастеров и терпения, так как в качестве холста для творчества малыш может не ограничиться специальным альбомом или тетрадью. Как альтернативу можно применить пальчиковые краски, которые будут очень кстати во время купания крохи. Помимо того, что это подарит море радости и удовольствия ребенку — краски легко смываются с поверхности ванны после завершения процесса.

    В 1 год и 5 месяцев ребенку уже можно предложить вместе собрать несложную мозаику или простейшие пазлы .

    Что умеет ребенок в 2 года и 5 месяцев?

    Уже через месяц вашей крохе исполнится 2,5 года. С какими навыками, знаниями и физиологическими показателями ребенок приближается к этой дате? Узнаем, что должен уметь малыш в 2 года и 5 месяцев и чему его еще нужно научить.

    Физиологические параметры ребенка в 2 года и 5 месяцев

    Рост, вес и другие показатели развития малыша в 2 года 5 месяцев мало отличаются от физиологических параметров ребенка в 25 или 30 месяцев.

    Наш малыш приблизительно должен соответствовать показателям, указанным в этой таблице

    Ничего страшного, если параметры вашего чада не совсем соответствуют цифрам в таблице. Каждый малыш по-своему индивидуален, а с возрастом он сравняется со своими сверстниками.

    На что способен ребенок в 2 года и 5 месяцев

    В этом возрасте малыш становится очень активными. Он не просто ходит, а передвигается с необыкновенной скоростью, не забывая при этом перешагивать через попадающиеся препятствия. Кроха без проблем поднимается и спускается по ступенькам переменными или чередующимися шажками. Любознательность и активность малыша возрастает с каждым днем.

    Как разговаривает малыш в 2 года и 5 месяцев

    Подсчитать, сколько слов освоил ребенок, становится все труднее, так как его словарный запас пополняется с каждым днем. Малыш способен выражать свои мысли распространенными предложениями, в которых присутствует более 3-х слов.

    В два и 5 ребенок должен знать названия основных цветов, предметов одежды и частей тела, уметь описать знакомую картинку и ответить на наводящие вопросы.

    Пока еще в речи ребенка возникают сложности с образованием некоторых слов по аналогии с известным ему словарным запасом. К примеру, по принципу «я играю» он может сказать «я вставаю» или «жуваю». В этом возрасте считается нормой то, что малыш испытывает затруднения в момент произношения длинных слов. Обычно кроха их упрощает, превращая «Автобус» в «атобус».

    Эмоциональное и психическое развитие ребенка

    К 2,5 годам у малыша начинается фаза активного отстаивания своего «Я». Психологически он постепенно отделяется от родителей, начиная осознавать себя отдельной личностью. Наблюдая за окружающим миром, ребенок формирует собственные взгляды на все, что происходит вокруг. В 2 года 5 месяцев начинается формирование характера малыша.

  • Эмоциональное развитие. Когда вашему чаду чуть более 2-х лет, у него активно начинают проявляться различные эмоции. Он испытывает нежность и проявляет заботу о близких людях, радуется или злится, тоскует, завидует или боится, очень гордится своими достижениями. Пока он еще не может понять до конца поведение других людей и оценить их поступки. Ближе к 2,5 годам малыш восторгается всем, что происходит вокруг — увиденным на прогулке цветков или порывом ветра, который быстро мчит по воздуху осенний листок. Проявляет активный интерес к животным и растениям. В маленькой головке уже существуют эмоциональные ассоциации с тем, что происходило с ним раньше — во время праздника бывает весело, играть одному скучно, а идти к доктору страшно.
  • Привязанность к близким людям. Дети по-прежнему очень привязаны к родным, но уже четко осознают индивидуальность каждого из них и к каждому относятся по-разному. Кроха понимает, что папа строгий, мама добрая, а бабушка самая заботливая. Малыш теперь относится к ним по-разному, кого-то слушается, а кого-то нет. Настороженность, с которой он встречает незнакомого человека проходит, как только ребенок почувствует к себе доброжелательное отношение. В этом возрасте дети становятся более любознательными и легко идут на контакт.
  • Проявление самостоятельности. В 2-3 года любимой фразой маленького человечка становится «Я сам!» К сожалению, не все у малыша может получаться сразу, поэтому неудачи вызывают у ребенка бурю эмоций. Взрослым нужно проявлять терпение, не отбивая у крохи стремления к самостоятельности, а тактично помогать справиться с этим. У ребенка должно сложиться впечатление, что он справился с задачей сам.
  • Физическое развитие ребенка в 2 года 5 месяцев

    Опорно-двигательный аппарат карапуза продолжает совершенствоваться.

    К этому времени малыш уже достаточно развит физически и многое умеет.

  • Он успешно преодолевает препятствия на пути.
  • Прыгает на 1-2 ножках.
  • Умеет ходить на цыпочках.
  • Приседает и подпрыгивает.
  • Удерживает равновесие, стоя на носочках.
  • Умело обращается с мячом — бросает его в горизонтальной плоскости и через препятствия, ловит, отбивает ногой или рукой.
  • Берет вещи двумя пальцами, успешно вкладывает один предмет в другой.
  • Поднимается и спускается по лестнице без помощи взрослых.
  • Самостоятельно открывает и закрывает дверь.
  • Мышечно-связочный аппарат все больше укрепляется, движение становится все более точными, разнообразными и уверенными.

    В пользе соблюдения распорядка дня маленьким человечком сомневаться не приходится. Ребенок становится дисциплинированным и приучается делать то, чего ему в данный момент и не хочется.

  • Прием пищи.
  • Развивающие занятия с ребенком.
  • Подвижные и пассивные игры.
  • Прогулки.
  • Дневной сон.
  • Утренние и вечерние водные процедуры.
  • Время, отведенное на каждый из пунктов, родители к этому возрасту могут определять самостоятельно. Кто-то из детей любит побольше поспать, другие весь день проводят в непрерывном движении, а некоторые дети предпочитают спокойно поиграть в песочнице.

    Питание малыша в 2 года 5 месяцев

    Чтобы кроха нормально развивалась, нужно правильно сбалансировать питание. Кормить ребенка этого возраста нужно 4 раза в день, включая в его рацион продукты, богатые белками, жирами, витаминами, минералами и микроэлементами, необходимыми для нормального развития.

    1. Мясные продукты — нежирная свинина, курица, говядина, печень, а также рыбные продукты должны составлять 7-8 % суточного рациона малыша.
    2. Молочные и кисломолочные продукты — кефир, молоко, сметана, сыр, йогурт и творог составляют около 40 % в ежедневном питании крохи.
    3. Мучные и крупяные изделия — выпечка и каши составляют около 15 % за сутки.
    4. Овощи и фрукты — непременный атрибут детского меню. Являющиеся кладезем витаминов для детского организма, они должны составлять не менее 35 % от общего объема пищи за сутки.
    5. Сахар, масло и жиры растительного и животного происхождения являются для малыша источником энергии. Их суточный рацион должен быть не более 3 %.
    6. Потребность в жидкостиребенка в 2 года 5 месяцев составляет до полутора литров в сутки. Это может быть чай, сок, компот или кисель.
    7. Все продукты включаются в рацион маленького человечка в различных сочетаниях, чтобы его меню было разнообразным, и малыш кушал с удовольствием.

      Занятия для физического и умственного развития в 2 года и 5 месяцев

      Чтобы ребенок гармонично развивался, нужно продолжать начатые в более раннем возрасте занятия. Все они, как и прежде, должны проходить в увлекательной игровой форме. Маленький почемучка все активнее познает окружающий мир, задача родителей — помогать ему в этом.

      Задавайте крохе вопросы, чтобы поставить его перед разным выбором

      Учите делать выбор не только из 2-х предметов, но и из нескольких. Попросите объяснить, почему он выбрал именно это, а не другое.

      Учите малыша быть самостоятельным

      В возрасте 2-х лет и 5 месяцев нужно приучать кроху убирать за собой разбросанные игрушки. Придя с прогулки, покажите, куда он должен поставить обувь и повесить курточку. Если малыш отвлечется и забудет, объясните ему, что наводить порядок в своих вещах он должен самостоятельно, так как уже подрос и умеет все делать сам.

      Помогите человечку выбрать интересную для него игру, немного поучаствуйте в ней, а потом пусть кроха играет самостоятельно. В этом возрасте он спокойно должен играть один не менее получаса.

      Выполняем сложные поручения с игрушками и в играх

      Пора приучать кроху выполнять последовательно 2 или более действий. К примеру, уложить куклу спать и спеть ей песенку, скушать ложечку каши и запить ее чаем. Если ребенок забывает о второй части просьбы, напомните ему об этом. К этому возрасту он должен научиться справляться со сложными заданиями, ничего не забывая при этом.

      Нужно разговаривать с маленьким человечком как можно больше и учить его осваивать новые навыки и знания в непринужденной и доступной для него игровой форме, подталкивая к самостоятельным действиям.

      Что должен уметь ребенок в 1 год и 5 месяцев?

      После первого года жизни рост ребёнка значительно замедляется, но он всё равно весьма активен. Родители просто обязаны знать, как именно идёт развитие их малыша, всё ли соответствует стандартам и нормам. Отклонения могут быть, но не сильные, ведь все эти данные взяты не из головы, а получены по результатам многолетних исследовательских работ, направленных на определение скорости развития ребёнка. Говоря о том, что должен уметь ребенок в 1 год и 5 месяцев, стоит принимать во внимание его индивидуальность и неповторимость. Если что-то идёт не так, не торопитесь бить тревогу, порой стоит подождать немного.

      Родители должны знать стандарты и нормы развития ребенка

      Физиологические аспекты развития малыша

      Крепкий и здоровый ежедневный сон очень полезен

      В этом возрасте ребёнок вполне способен передвигаться самостоятельно, не держать за ручку взрослого при этом. Ребёнок уже может научиться держать ложку, есть жидкую пищу самостоятельно, пить напиток из чашки. Физическое развитие подразумевает постоянную активность малыша, желание бегать, ползать, даже кувыркаться. Простые бытовые действия также не становятся теперь проблемой, ребёнку можно давать различные задания, что-то принести, куда-то положить, что-то взять и т. п.

      Психология и коммуникация

      Выясните, из-за чего капризничает ребенок

      А что уже умеет ребенок в 1 год и 5 месяцев относительно навыков общения? Он знает уже порядка 30 слов, может изъясняться со взрослыми, говорить о некоторых своих просьбах. Истерики и капризы всё ещё случаются, особенно когда малыш точно не знает, как именно словами выразить своё негодование. Тогда лучше просто подумать, что именно случилось. Иногда детям срочно нужно поспать, отдохнуть, поесть, сходить в туалет, а они просто забывают, как именно это называется на привычном нам словесном языке.

      Любое обучение будет происходить значительно быстрее, если преподнести его в форме игры. Например, вместе с ребёнком можно складывать кубики, катать мячик по полу, предлагать выполнять какие-то простейшие упражнения и нагрузки.

      Дети умеют различать по виду различные предметы, пытаться копировать жесты и действия взрослых, отвечать на вопросы, рассматривая изображение на картинках. Величины больше/меньше и базовые цвета также следует уже теперь знать.

      Если взрослый заранее задаёт правила игры, показывает её выполнение, ребёнок очень часто способен повторять действия в точности, пусть и не до конца осознавая их суть. Например, он может складывать пирамидки определённой формы, сортировать предметы на полу по их размеру. Овалы и зигзаги, а также прямые линии малыш уже сейчас может начать рисовать. Он понимает, что каждый предмет выполняет определённое действие, например, расчёска расчёсывает волосы и так далее. Малышу следует объяснить это, он запомнит.

      Ребенок понимает ваши требования

      Поскольку детям предстоит жить в многогранном обществе, рассказывать о том, что должен уметь ребенок в 1 год и 5 месяцев, без этого невозможно. Теперь ребёнок понимает, каким тоном с ним разговаривают. Если мама повышает голос или грозно говорит о чём-то, это показывает малышу, что его мама сейчас на что-то злится. Если это происходит после какой-то шалости, то он поймёт, что так больше поступать нельзя, сделает в своей голове логические выводы.

      Эмоциональных состояний у детей может быть теперь довольно много, причём переходы между ними будут происходить достаточно быстро. Вот ребёнок радостный, а уже через какое-то время начинает скучать и грустить. А если мама куда-то уезжает и малышу требуется оставаться на время с бабушкой, то возможен даже плач. При общении со сверстниками подобное может проявляться аналогичным образом.

      Развитие и рацион питания ребенка в 1 год 5 месяцев: что должен уметь карапуз, как организовать его режим дня?

      Малыш 1 года и 5 месяцев активно стремится к познанию мира, что ему весьма удается благодаря хорошей координации движений. Он не желает сидеть на месте, для него намного интересней прыгать и бегать. Если у ребенка не получаются какие-то вещи, освоенные его ровесниками, мамочка очень расстраивается. Чтобы не переживать понапрасну, следует помнить об уникальности каждого ребенка и непохожести на других. Знание ориентировочных норм развития в этом возрасте тоже не будет лишним.

      Физиологические показатели

      • Вес в пределах от 8.5 до 12 килограммов считается нормой. Незначительный выход за означенные рамки не является поводом для паники, так как обусловлен генетическими характеристиками. Если мама и/или папа «мелких» параметров, то вес карапуза вполне может оказаться чуть ниже нормы, и наоборот.
      • Нормой роста считают 76.8 — 83.9 см. Рост, как и вес, напрямую связан с наследственностью.
      • Обхват головы в пределах от 44.7 до 48.5 см — такой показатель считается оптимальным.
      • Количество зубов от 8 до 12, велика вероятность появления нижних и верхних клыков. Не стоит нервничать, если клыки не появились. «Вероятность» не есть «обязательность» – значит, клыки появятся немного позже.
      • Малыш в 1 год и 5 месяцев уже очень активен — с ним требуется играть в подвижные игры, можно подключить к этому детские средства передвижения для дома и улицы

        Дети 1 года и 5 месяцев чрезвычайно подвижны и активны, в штыки воспринимают любые попытки ограничить свободу их перемещения, потому следует больше времени проводить с ними на улице.

        Умения и навыки ребенка

        Ребеночек 17 месяцев уже многое умеет делать на радость маме и папе. Родители с умилением наблюдают, как он:

      • нарезает круги, бегает и скачет зайчиком, уверенно поворачивает на бегу;
      • шагает по ступенькам и через небольшие предметы;
      • забирается на стул или софу, кресло и спускается с них на пол;
      • старательно строит башенку из 4-5 кубиков;
      • ловит брошенный ему мяч и кидает его напарнику;
      • показывает пальчиком в книжке мышку, ежика, дерево или, к примеру, стол, безошибочно определяет их расположение.

      Малыш получил несколько важных бытовых навыков:

      • просится на горшок (рекомендуем прочитать: как просто научить ребенка проситься на горшок?);
      • он хорошо держит во время еды ложку и очень старается кушать самостоятельно;
      • уже умеет пить из чашки.
      • Понаблюдать пристальнее за поведением малыша нужно в том случае, если он даже не пытается что-то делать из названного, хотя уже должен. Если же он откровенно пренебрегает обучением, то не стоит медлить с консультацией детского невролога.

        Самое распространенное переживание родителей: крохе почти полтора года, а он толком не разговаривает, продолжая общаться на своем «птичьем» языке. Нет никаких причин для беспокойства. Ребенок 17 месяцев должен хорошо понимать речь, обращенную к нему, а заговорит он позже, и это абсолютно нормально.

        В возрасте 1 года 5 месяцев ребенок должен:

      • показывать пальчиком, где ножки, где ротик, где глазки, где ушки;
      • различать игрушки по названиям и цвету, объединять их в группы и показывать по просьбе, где кубики, где цветочки, где шарики;
      • хорошо понимать и выполнять простейшие действия, как то «положи», «возьми», «принеси», «дай мне».
      • Внятная речь – сугубо индивидуальный показатель, здесь нет рецептов ускорения. Некоторые детки молчат до трех лет, а потом неожиданно «взрываются» и сразу начинают выдавать целые предложения. Таких детишек не так уж мало, но все же больше половины 17-месячных малышей умеют:

      • односложно выражать свои желания и эмоции: «дай», «нет», «да», «хочу», «не буду», «не хочу»;
      • знать имена членов семьи и показывать всех по просьбе;
      • относительно правильно и понятно произносить имена и слова «мама», «папа», «баба», «дядя», «туту» (повторение слогов);
      • строить элементарные фразы, но озвучивать их на свой лад, несколько искаженно: «пойдем гулять» («айдем гаять»), «хочу кушать» («асю кусить»), «дай кашу» («дай касю»);
      • имитировать речь взрослого и копировать интонацию, но оставлять при этом нишу для своей собственной речи, понятной только ему и ему подобным.
      • Питание ребенка в 1 год 5 месяцев

        Кормить ли ребенка грудью в таком возрасте, решает сама мамочка. Педиатры сходятся во мнении, что ограничений для грудного кормления по возрасту нет, а теория о вреде длительного кормления грудью для самого малыша и его развития – не более чем миф.

        Маминого молока уже недостаточно, ему нужно полноценное питание. Следует составить меню для малыша, разнообразить рацион питания, чтобы наверняка знать, что он наедается.

        Примерный рацион питания ребенка 1 года и 5 месяцев:

        Источники:

        Ребенок в 5 месяцев (календарь развития)

        https://sputnikdetstva.ru/kalendar-razvitiya/rebenok-1-god-5-mesyaca.html

        http://onwomen.ru/chto-dolzhen-umet-rebenok-v-1-god-i-5-mesyacev.html

        http://imalishka.ru/baby-development/1-year-5-month/

        http://baragozik.ru/vospitanie/chto-umeet-rebenok-v-vozraste-2-let-i-5-mesyacev.html

        Что должен уметь ребенок в 1 год и 5 месяцев?

        Развитие и рацион питания ребенка в 1 год 5 месяцев: что должен уметь карапуз, как организовать его режим дня?