Развивающие занятия с детьми школьного возраста

Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию эмоционально-волевой сферы учащихся младшего школьного возраста с ОВЗ в интеллектуальном развитии.

по развитию эмоционально-волевой сферы учащихся младшего школьного возраста с ОВЗ в интеллектуальном развитии.

Калачева Вероника Владимировна

Материалами для разработки программы послужили работы Л. В. Занкова, Г. М. Дульнева, В. И. Лубовского, В. Г. Петровой, Л. А. Букаевой, И. П. Карпенко, И. Чистяковой.

Цель программы: развитие эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Развивать у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью средства невербального выражения эмоций: мимики и пантомимики;

Развивать у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью способность к пониманию эмоциональных состояний других людей;

Развивать у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью социальные эмоции как составляющие высших чувств.

При составлении программы использовались следующие принципы:

Принцип единства коррекции и диагностики. Этот принцип отражает целостность процесса оказания психологической помощи.

Деятельностный принцип организации развивающих занятий. Теоретической основой для формулирования указанного принципа является теория психическою развития ребенка, разработанная в трудах А.Н. Леонтьева, Д Б. Эльконина, центральным моментом которой является положение о роли деятельности в психическом развитии ребенка. Деятельностный принцип определяет тактику проведения развивающей работы, пути и способы реализации поставленной цели.

Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей детей. Этот принцип согласует требования соответствия хода психического и личностного развития ребенка нормативному развитию, с одной стороны, и признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития личности — с другой. Нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.

Принцип комплексности методов психологического воздействия, который утверждает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии.

Принцип усложнения. Каждое задание должно проходить ряд этапов: от минимально простого — к максимально сложному.

Учет объема и степени разнообразия материала. Во время реализации развивающей программы необходимо переходить к новому объему материала только после относительной сформированности того или иного умения. Увеличивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно.

Учет эмоциональной сложности материала. Проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Развивающее занятие обязательно должно завершаться на позитивном эмоциональном фоне.

Данная программа содержит десять занятий продолжительностью 40 минут. Занятия проводятся в течение двух с половиной месяцев один раз в неделю.

Каждое занятие включает в себя три части: вводную, основную и завершающую.

Целью вводной части занятия является — настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. В этой части в основном используются приветствия, игры, обеспечивающие единый эмоциональный настрой группы.

Вторая, основная часть, включает в себя основную смысловую нагрузку всего занятия. В нее вошли упражнения с использованием сказкотерапии, арттерапии и игротерапии, направленные на развитие эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Основной целью завершающей части занятия является создание у каждого участника положительных эмоций от работы на занятии, снятие напряжения. Здесь проводятся какие-либо упражнения на мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику.

В каждом занятии, помимо новой информации, предусмотрены повторы, что объясняется особенностями структуры дефекта умственно отсталых детей. Полученная таким образом информация лучше запоминается и воспроизводится младшими школьниками с интеллектуальной недостаточностью.

Сама программа представлена в приложении, остановимся лишь на некоторых ключевых моментах каждого занятия.

Целью первого занятия является знакомство детей друг с другом; формирование позитивного настроя на занятия.

В ходе упражнения «Знакомство с воздушными шарами» дети знакомятся друг с другом и с ведущим-психологом. Проведение упражнений «Молекула» и «Поменяйтесь местами те, кто…» будет способствовать сплочению детей, развитию умения у них взаимодействовать в группе. В конце занятия упражнение на релаксацию «Вверх по радуге» поможет снять напряжение детей, подготовить их к смене деятельности.

Цель второго занятия — обучение элементам техники выражения мимики и пантомимики.

Упражнение «Карлики и великаны» направлено на создание положительного эмоционального настроя в группе.

Следующее упражнение усложняется пантомимикой. Здесь детям может понадобиться пример, после которого они смогут самостоятельно использовать не только элементы мимики, но и пантомимики. В заключение занятия проводится упражнение «Какая рука у соседа», которое способствует снижению напряжения детей и повышению сплоченности группы.

Два последующих занятия ( 3 и 4 ) также направлены на обучение элементам техники выражения мимики и пантомимики.

Как и предыдущее, занятия начинаются с приветствия и проведения упражнений на создание положительного эмоционального настроя группы. В качестве таких упражнений используются игра «Ассоциации» и упражнение «Вагончик».

В ходе выполнения упражнений основной части занятий, детям также нужно при помощи средств мимики и пантомимики выразить какое-либо эмоциональное состояние. При этом показать эмоцию нужно уже согласно определенной ситуации, предлагаемой ведущим.

При проведении упражнения «Разговариваем без слов» ребятам надо предложить свой вариант или даже несколько вариантов обращения к другому человеку (например, поздороваться без слов следующими способами: помахать рукой, обняться, пожать руку, кивнуть головой и т.п.).

Наибольшие затруднения может вызвать упражнение «Зеркальная комната», так как младшим школьникам с интеллектуальной недостаточностью обычно достаточно сложно показывать эмоциональное состояние противоположное тому, которое показывает ведущий.

Целью пятого занятия стало развитие у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью способности понимать эмоциональное состояние других людей.

После приветствия и игры на создание положительного настроя группы «Запретное движение», следует приступить к основной части занятия, которая состоит из упражнений «Добрый-злой, веселый-грустный» и «Ожившие картинки».

Упражнение «Добрый-злой, веселый-грустный» проводятся с использованием сказкотерапии и арттерапии. Дети вместе с психологом вспоминают добрых, злых, грустных и других героев разных сказок, а затем их рисуют. Нужно учитывать, что дети не всегда могут правильно соотнести демонстрируемое эмоциональное состояние с соответствующим рисунком. В ходе упражнения «Ожившие картинки» младшие школьники с интеллектуальной недостаточностью показывают по очереди заданную эмоцию, а остальные ребята отгадывают ее.

Заканчивая занятие, следует похвалить всех ребят, отметить их успехи и провести упражнение на снятие напряжения.

Целью шестого и седьмого занятий также является развитие у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью способности понимать эмоциональное состояние других людей.

Занятия начинаются с приветствия и игр-разминок, которые помогают создать в группе единый эмоциональный настрой.

Основная часть занятий проводится в игровой форме. В качестве упражнений, направленных на развитие способности понимать эмоциональное состояние других людей, были взяты «Тише, мыши – кот на крыше», «Пираты, акулы и золото», «Обезьянка» и «Новая кукла».

Целью восьмого занятия стало развитие высших чувств младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Упражнение «Зайчата и волк» включено на создание благоприятной атмосферы в группе. Основная часть занятия проводится в виде сказкотерапии, с анализом поступков героев, их чувств по отношению друг к другу, настроений, эмоций, возникавших в различных ситуациях.

Послушав сказку «Морозко», детям нужно ответить на ряд вопросов: «Кто из героев им больше всего понравился и почему?», «Как вы думаете, почему Морозко одарил девочку?», «Какое чувство испытала «дочка — ленивица», когда ее сестра вернулась домой?» и т.д.

Следующим упражнением в основной части занятия является придумывание сказки по кругу. Ее начало задается ведущим, а дети должны продолжить дальше. После завершения задания проводится обсуждение придуманной сказки: понравилась ли им она, что они чувствовали, хотели бы они поправить другого в момент придумывания сказки; легко ли было составлять сказку?

В заключительной части занятия проведится упражнение «Волшебный лес», направленное на снятие напряжения у детей.

Цель девятого занятия — развитие высших чувств младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Как и прежде занятие начинается с приветствия и игры-разминки, которая настраивает детей на дальнейшую работу.

Основная часть состоит из упражнений «Картина» и «Голосование», в процессе проведения которых детям нужно определить наиболее важные социальные качества и эмоции.

Особые затруднения у ребят могут вызвать описания чувств человека, находящегося в определенной ситуации. Поэтому ответы детей надо уточнять дополнительными вопросами: «Как ты думаешь, чем не доволен мальчик, почему он так себя ведет?», «Как ты догадался, что ему плохо? В чем это, по-твоему, выражается?».

Заканчивается занятие проведением упражнения на релаксацию, выражением благодарности всем детям за участие.

Цель последнего, десятого занятия — создание условий для адекватного восприятия ситуации расставания. В начале занятия, как обычно, следует приветствие и упражнение на создание положительного настроя группы. В основной части занятия используются упражнения «Пожелания», «Мои любимые воспоминания», «Хвасталки».

Цель: знакомство детей друг с другом; формирование позитивного настроя на занятия.

Упражнение 1. «Знакомство с воздушными шарами»

Дети располагаются в круге и поочередно бросают надувной шар друг другу, при этом называя свое имя. Через некоторое время предлагается кинуть шар тому, кто с кем хочешь поиграть, поговорить.

Упражнение 2. «Поменяйтесь местами те, кто…»

Дети становятся в круг и по заданию ведущего меняются друг с другом местами по какому-либо признаку, например, те, у кого голубые глаза, русые волосы и т.п..

Упражнение 3. «Молекула»

Представьте себе, что вы маленькие атомы. Атомы постоянно движутся и объединяются в молекулы. Количество атомов в молекуле постоянно меняется. Сейчас мы все будем двигаться, а ведущий будет говорить, сколько будет атомов в молекуле. Объединяться нужно быстро.

Упражнение 4 «Вверх по радуге»

Психолог просит детей закрыть глаза, сделать глубокий вдох и представить, что вместе с этим вдохом они взбираются вверх по радуге, а выдыхая — съезжают с неё, как с горки. Упражнение повторяется три раза.

Упражнение 1. «Карлики и великаны»

Играющие становятся в круг. Ведущий объясняет, что они должны слушать, и, если он скажет слово «карлики» — надо сесть на корточки, а если это будет слово «великаны», следует встать на цыпочки и поднять вверх руки. Ведущий говорит разные слова, при этом он может намеренно подавать ложные команды, например: кар-тинка, кар-навал, вели-чина, ве-ление и др.

Упражнение 2. «Самое веселое лицо»

Играющие располагаются по кругу и по команде ведущего с помощью мимики изображают то или иное эмоциональное состояние (грустное, злое и т.п.). Затем ведущий выбирает лучшего игрока и меняется с ним ролями.

Упражнение 3. «На месте фигура замри»

Играющие располагаются по кругу и по команде ведущего с помощью мимики изображают то или иное эмоциональное состояние (грустное, злое и т.п.), усложняя его пантомимикой. Затем ведущий выбирает лучшего игрока и меняется с ним ролями.

Упражнение 4. «Какая рука у соседа?»

Дети садятся в круг, держась за руки. Участник, поворачиваясь к соседу справа, говорит тому, какая у него рука (мягкая, тёплая, добрая, нежная и т. д.). Психолог начинает выполнять это задание первым.

Упражнение 1. «Ассоциации»

Каждый ребёнок поочередно становится центром внимания группы, все из участников которой сообщают ему, кого он напоминает из животных, птиц, растений. Направление для развития ассоциативной цепочки учащиеся могут выбирать сами, либо оно задается ведущим.

Упражнение 2. «Разговариваем без слов»

Психолог: «Знаете, ребята, что разговаривать друг с другом можно не только при помощи слов. Можно общаться с помощью жестов (движений головы, рук, тела), мимики (выражений лица)». Психолог показывает несколько жестов, например: остановить машину, попросить о чём-то, поздороваться, попрощаться. И предлагает детям придумать и продемонстрировать свои жесты.

Упражнение 3. « Звери в лесу»

Психолог: «Сейчас мы с вами немного поиграем. Представьте себя теми животными, о которых я сейчас буду говорить и повторяйте все движения, которое выполняет это животное. Начнем. Охотничья собака, увидев дичь, моментально застывает в напряженной позе. Морда у нее вытягивается вперед, уши навостряются, глаза неподвижно глядят на добычу, а нос бесшумно втягивает приятный дразнящий запах.

А теперь представьте, что вы – лисичка.

Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят. Голова у нее наклонена в сторону (слушает, подставляя ухо), взгляд направлен в другую сторону, рот полуоткрыт, нога выставлена вперед, корпус слегка наклонен вперед.

Теперь представьте, что вы (выбираются участники) два мышонка, которые должны перейти дорогу, где спит котенок. Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!» Выразительные движения. Шею вытянуть вперед, указательный палец приставить к сжатым губам, брови поднять вверх».

Упражнение 4. «Игра с муравьем»

Представьте, что вы в лесу. Сидите на пенечке. Под ногами мягкая трава. На пальцы ног залез муравей и бегает по ним. С силой натянуть носки на себя, ноги напряженные, прямые (вдох). Прислушаться, на каком пальце сидит муравей (задержать дыхание), движением ноги вперед сбросить муравья с пальцев ног (выдох). Носки вниз, в стороны, расслабьте ноги. Ноги отдыхают.

Цель: обучение элементам техники выражения мимики и пантомимики.

Упражнение 1. «Вагончик»

Дети становятся в шеренгу. Ведущий (выбирается по очереди) показывает произвольные движения без слов. Дети-«вагончики» повторяют их за ними.

Упражнение 2. «Мир эмоций»

Ведущий просит детей:

Нахмуриться, как осенняя туча;

как злая волшебница.

Улыбнуться, как солнце;

как будто он увидел чудо.

Разозлиться, как разъяренный зверь;

как человек, которого ударили.

Испугаться, как заяц, увидевший волка;

как котенок, на которого лает собака.

Устать, как человек, идущий в гору;

как муравей, притащивший большую муху.

Отдохнуть, как турист, снявший тяжелый рюкзак;

как ребенок, который много потрудился, но помог маме;

Упражнение 3. «Зеркальная комната»

Выбирается ведущий, остальные игроки – «зеркала». Ведущий поочередно подходит к участникам и говорит им «Ты – обычное зеркало», или «Ты – кривое зеркало». Затем с помощью выразительных движений лица и тела изображает определенное эмоциональное состояние. «Отражение в обычном» зеркале должно его воспроизвести, а кривое зеркало, соответственно, показывает состояние прямо противоположное заданному. Пройдя по кругу, ведущий меняется местами с тем игроком, чье «отражение» в зеркале ему понравилось больше других.

Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Закройте глаза. Представьте прекрасное голубое небо. По нему двигаются облака. Вы наблюдаете за ними. Пусть ваши мысли улетают вместе с облаками. Вы сосредоточены на небе. Вы спокойны и ощущаете покой, тишину и радость. Откройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните.

Упражнение № 1. «Запретное движение»

Психолог предлагает детям встать в полукруг и дает инструкцию: «Я буду вам показывать несколько движений, одно из которых (например: приседание) – запретное. Вы должны повторять все мои движения, кроме запретного».

Упражнение № 2. «Добрый – злой, веселый — грустный»

Психолог предлагает детям вспомнить различных героев любимых сказок. Затем просит их ответить на следующие вопросы: «Кто из этих героев самый добрый? А кто самый злой? Кто самый веселый? А кто самый грустный? А каких еще вы знаете героев (удивленных, испуганных и т. д.)?» Затем всех названных персонажей дети рисуют на листе бумаги. Затем психолог говорит: «Я сейчас попробую загадать кого-либо из этих героев и показать, как он выглядит. А вы отгадайте, кто это». Психолог делает веселое выражение лица. Дети отгадывают, какой из нарисованных персонажей бывает таким. Затем дети, по очереди, изображают выражение лица любого героя, а психолог отгадывает, кто это.

Упражнение № 3. «Ожившие картинки»

Каждый участник получает картинку с изображением одного персонажа, переживающего какое-либо эмоциональное состояние. Затем учащиеся поочередно выполняют серию движений (пройти, присесть, оглядеться по сторонам и т.п.), в которых должна проявиться заданная эмоция. Другие участники игры должны узнать и назвать это состояние.

Упражнение 4. «Пузырь»

Психолог: «Представьте, что вы находитесь в мыльном пузыре. Встаньте прямо. Ноги чуть расставлены в стороны. Мыльный пузырь раскачивается. Покачайтесь и вы. Поверните голову вправо, посмотрите, что там внизу. Поверните голову влево, посмотрите вниз. Снова пораскачивайте мыльный пузырь. Мы так раскачивали пузырь, что он лопнул. Присядьте на корточки. На нас набросились комары.

— Вот мы вам! Вот мы вам! – грозили они.

— Не бойтесь, ничего они нам не сделают, комарам не по вкусу мыльная вода, — шепнул мыльный человечек.

Встаньте. Встряхните с себя «мыльную воду».

Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние других людей

Упражнение № 1. «Голова, пол, потолок».

Психолог предлагает детям поиграть в игру и дает инструкцию: «Сейчас мы поиграем в игру. Если я говорю «голова», то смотрим перед собой, если «пол» — смотрим вниз, голова опущена, если «потолок» — Смотрим вверх, голова поднята. Будьте внимательны».

Упражнение № 2. «Тише, мыши – кот на крыше»

Участникам выдаются карточки, на которых названия или изображения различных животных, в том числе кошка и одна или несколько мышей. По сигналу ведущего кошка должна обойти всех участников и «поймать» мышей, т.е. догадаться, у кого из них соответствующая карточка. Мыши, в свою очередь, «маскируются», стараются не проявлять эмоций.

Упражнение 3. «Пираты, акулы и золото»

Игроки получают карточки. Двум из них достается роль пиратов, другие – либо акула, либо золото. Задача «пиратов», — набрать побольше золота и не попасть в пасть к акуле. Они по сигналу ведущего поочередно начинают выбирать себе «добычу». Тот, кто вместо золота берет акулу, выбывает из игры Оставшийся – победитель.

Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние других людей.

Упражнение 1. «Лягушка»

Психолог читает небольшое стихотворение, под которое школьники выполняют определенные действия:

«Скачут по дорожке,

Упражнение 2. «Обезьянка»

Обезьянкой по желанию может стать каждый из участников. «Обезьянка» изображает эмоциональный портрет кого-либо из присутствующих: наиболее характерное для него настроение, реакцию на окружающих, особенности проявления позитивных и негативных эмоций. Выступление «обезьянки» продолжается до тех пор, пока группа не догадается, кто из них стал объектом особого внимания.

Упражнение 3. «Новая кукла»

Психолог: Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой. Содержание не читается детям, а эмоционально пересказывается. Психолог обращается к детям с вопросом «Какое чувство испытывает девочка?». Предложенная в этюде ситуация — это лишь основа для создания множества вариантов на заданную тему, с учетом эмоциональных особенностей и проблем каждого конкретного ребенка или группы.

Упражнение 4. «Апельсиновый сад»

Цель: обучение саморасслаблению.

Сядьте или лягте удобнее и расслабьтесь. Представьте себя идущим по узкой тропинке. Вы медленно подходите к белой калитке и распахиваете ее. Перед вами открывается апельсиновый сад. Высокая изумрудная трава, по которой вы идете, щекочет вам ноги. Вокруг возвышаются апельсиновые деревья. На ветвях вы видите множество самых разнообразных птиц. Прислушайтесь к голосам.

В густой, темно-зеленой листве апельсиновых деревьев видны спелые оранжевые плоды. Протяните ваши ладони, сорвите апельсин, поднесите его к лицу и вдохните аромат свежего спелого плода. Разломите апельсин, съешьте его спелую мякоть, ощутите вкус спелого, терпкого сока.

Вслушайтесь в звуки окружающие вас. У самых корней деревьев течет ручей. Наклонитесь к нему, опустите свои ладони в прохладную воду и смойте с них апельсиновый сок.

Вам хорошо, вам приятно и спокойно.

Но нам пора возвращаться. Вы отдохнули, расслабились. Вы полны сил. Вы готовы к новой работе. Запомните это состояние, возьмите его с собой.

На счет раз вы глубоко вздохнете, и медленно выдохните воздух. На счет два вы откроете глаза. На счет три, вы потянитесь и вернетесь из своего путешествия ко мне.

Цель: развитие высших чувств младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Упражнение 1. «Зайчата и волк»

Психолог дает инструкцию: «Вы зайчата, бегаете, прыгаете. Как услышите вой волка «Ууу» прячьтесь, приседайте, тихо станет убегайте».

Упражнение 2. «Сказка по кругу»

Дети совещаются и выбирают основную тему своей сказки. Затем по очереди, держа в руках «волшебную» палочку, сочиняют сказку. Психолог начинает её, говоря первое предложение, дети поочерёдно продолжают её. В конце проводится обсуждение, понравилась ли им придуманная сказка, что они чувствовали, говоря по кругу, хотели бы они поправить другого в момент придумывания сказки; легко ли было составлять сказку?

Упражнение 3. «Сказка Морозко»

Психолог кратко пересказывает детям сказку «Морозко»:

«Жили-были дед да баба. И у каждого из них была своя дочка. Когда уехал дед в город, баба послала падчерицу в лес за хворостом. Там она повстречала Морозко. После того, как она выполнила все его поручения, Морозко одарил её нарядами и сундуком с золотом. Завидно стало бабе и послала она в лес свою дочь – ленивицу. А её дочь нагрубила Морозко, и тот поднял такую вьюгу, что снег навсегда накрыл ленивицу. То же самое произошло с бабой. И стали вместе жить дед и его дочь. А когда к дочери посватался добрый молодец, справили свадьбу и зажили все счастливо».

Психолог задаёт детям вопрос: «Вроде бы всё по справедливости, но почему зло на зло? И не жалко ли бабу с её дочкой – ленивицей?»

Психолог раздаёт детям кружки – символы и объясняет, что они означают:

• красный кружок – радуюсь;

• синий – мне жалко;

• жёлтый – хочу помочь;

Затем психолог спрашивает у детей, есть ли у них желание изменить конец сказки?

Упражнение 4. «Волшебный лес».

Сядьте или лягте удобнее. Закройте глаза. Представьте, что вы оказались в волшебном лесу. Вы видите необыкновенный лес, деревья, кустарники. В самой чаще леса стоит белая, мраморная скамейка. Присядьте на нее. Прислушайтесь к звукам и насладитесь запахами вокруг тебя. Пахнет влажная земля. Ветер доносит запах сосен. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Представьте, что сказочные персонажи пришли к вам на помощь. Они рассказывают свои секреты, помогают разгадать загадки. Подружитесь с ними. Как вы себя чувствуете?

Теперь вас ждет долгая дорога домой из сказочного леса. Вы идете, смотрите вокруг и разговариваете со своими новыми друзьями. Теперь, когда вам захочется, вы в любой момент сможете туда возвратиться.

Упражнение 1. «Горячий картофель»

Игроки встают в круг, лицом к ведущему, который стоит в центре с небольшим мячом. Начиная игру, ведущий бросает мяч кому-нибудь из участников, затем школьники с максимальной скоростью перебрасывают друг другу мяч, словно это горячая картошка. Кто не успевает поймать мяч, выходит из игры.

Упражнение 2. «Ожившая картина»

Упражнение направлено на развитие способности к эмпатии и «вхождению» в ситуацию. Сначала всем членам группы предлагаются фотографии с изображением группы людей, и предлагается коллективно определит характер взаимоотношений людей и их общения, попробовать вжиться в ситуацию и описать эмоциональное состояние, в котором они находятся.

Упражнение 3. «Межличностные отношения»

Тренер просит всех занять свои места и сесть в круг. Раздаёт участникам листочки со списком качеств важных для межличностных отношений (эмпатия, доброжелательность, аутичностъ, конкретность, инициативность, непосредственность, открытость, принятие чувств, конфронтация, самопознание и т.д.). каждый пробует определить в какой мере ему присущи отдельные качества. Рядом с описанием каждого качества отведено специальное место, куда надо писать цифры от 0 до 6. если человеку кажется, что ему вообще не присуще данное качество, он ставит 0 , если он без сомнений обладает этим качеством — то ставит 6. Т.о., каждый оценивает по очереди все качества, затем группа ранжирует эти качества в зависимости от их значимости. Группа должна совместно решить, какое из качеств является самым важным в межличностных отношениях, затем, что можно поставить на второе, третье и т.д. места. Решаются вопросы путём компромисса или голосования.

Сядьте или лягте удобнее, закройте глаза и представьте, что у вас в голове находится экран. На экране вы видите радугу, представьте себе те цвета, который нравится. Для каждого цвета есть свой настрой и чувство. Вы видите то, что я описываю, или вы видите то, что хотите.

На экране появляется первый цвет — голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой ласкает глаз в жару. Он освежает тебя, как купание в озере. Что вы видите, когда думаете о голубом цвете.

Следующий цвет — красный. Красный цвет дает нам энергию и тепло. На него хорошо смотреть, когда тебе холодно. Иногда он напоминает нам о любви. Что вы думаете, когда смотрите на красный.

Следующий цвет — желтый. Желтый цвет приносит радость. Он согревает нас как солнце, и мы улыбаемся, когда видим его. Если нам одиноко и грустно, он поднимает нам настроение. Что вы думаете, когда смотрите на желтый цвет.

Следующий цвет — зеленый. Зеленый цвет, цвет природы. Если мы больны или нам не по себе, зеленый цвет помогает нам чувствовать себя лучше. Что вы думаете, когда смотрите на зеленый цвет.

Сейчас я начну считать. На счет раз — вы пошевелите пальчиками ног. На счет два — вы пошевелите пальчиками рук. На счет три — вы откроете свои глаза и полежите еще некоторое время, вспоминая свою радугу. Раз, два, три. А сейчас мы возвращаемся к работе.

Цель: проигрывание ситуации последнего занятия. Создание условия для адекватного восприятия ситуации расставания.

Ведущий: «Встаньте в круг. Начнём работу с высказывания пожеланий друг другу. Пожелание должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч кому-то и одновременно говорите своё пожелание. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь, бросает его следующему, высказывая ему пожелания на сегодняшний день. Будем внимательны, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить».

Упражнение 2. «Мои любимые воспоминания»

Ведущий предлагает рассказать детям о двух самых ярких воспоминаниях из жизни. Начинает ведущий.

Ведущий дает ребенку бумагу и фломастеры и просит вспомнить три своих поступка или подумать о трех своих качествах, которыми он гордится. Например, кто-то научился хорошо плавать, а кто-то великолепно ныряет, кто-то хорошо поет или танцует, кто-то замечательно ответил урок у доски, а кто-то заступился за младшего и т.п. Затем ведущий просит ребенка поделить лист на три части и представить эти качества (поступки) в виде небольших рисунков, а затем рассказывает о них ведущему.

Упражнение 4 . «Водопад».

Сядь поудобнее и закрой глаза. Два-три раза глубоко вдохни и выдохни.

Представь себе, что ты стоишь возле водопада. Но это не обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представь себя под этим водопадом и почувствуй, как этот прекрасный белый свет струится по твоей голове. Ты чувствуешь, как расслабляется твой лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи.

Белый свет течет по твоим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными.

Белый свет стекает с твоей спины, и ты замечаешь, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной.

А свет течет по твоей груди, по животу. Ты чувствуешь, как они расслабляются и ты сам собой, без всякого усилия, можешь глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет тебе ощущать себя очень расслабленно и приятно.

Пусть свет течет также по твоим рукам, по ладоням, по пальцам. Ты замечаешь, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к твоим ступням. Ты чувствуешь, что и они расслабляются и становятся мягкими.

Этот удивительный водопад из белого света обтекает все твое тело. Ты чувствуешь себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом ты все глубже расслабляешься и наполняешься свежими силами. (30 секунд.)

Теперь поблагодари этот водопад света за то, что он тебя так чудесно расслабил. Немного потянись, выпрямись и открой глаза.

Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций: Тексты — М., 2004 — 328 с.

Белопольская Н.Л. Некоторые вопросы психолого-педагогического консультирования семей, имеющих детей с отклонениями в интеллектуальном развитии // Дефектология. — 1984. — № 5.

Боулби, Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Джон Боулби. — М.: Академический Проект, 2006. — 232 с.

Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. – М.Прогресс – 1990.

Волковская Т.Н. Возможные способы организации и содержание работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения // Дефектология.- 1999. — № 4.

Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Школа-Пресс, 1994.

Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995.

Грегг М. Ферс. Тайный мир рисунка. Исцеление через искусство. – СПБ.: Европейский дом, 2000.

Додонов Е. А. Эмоции как ценность. – М. : Прогресс , 1987.

Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе: Книга для родителей. – М.: Педагогика, 1990.

Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребёнка. – СПб.: Союз, 1997.

Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. – СПБ.: Речь, ТЦ Сфера, 2001.

Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Евстигнеева. — СПб.: Речь, 2000.

Изард К. Эмоции человека. – М.: Просвещение, 1980.

Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. — М.: Изд. Центр «Академия», 2004. — 288 с.

Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2001, — 784 с.

Искра, Н.Н. Особенности распознавания эмоций детей сотрудниками дома ребенка / Н.Н. Искра // Дефектология. — 2006. — №1. — 84-87.

Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребёнка. – М., 1997.

Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста — М.: ВЛАДОС, 2006 — 429 с.

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей.- Ярославль: Академия развития, 1996.- 207с.

Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М.: Академия, 2003.

Левченко, И.Ю. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / И.Ю. Левченко, Л.Н. Комисарова, Е.А. Медведева, Т.Д. Добровольская — М.: Академия, 2001. -248 с.

Леонтьев А.Н, Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоций: Тексты -М.: Просвещение, 2004 — 328 с.

Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2003.

Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 1992.

Минаева В. Знакомим детей с эмоциональным миром человека // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 2. — С. 13-16.

Мудрик, А.В. Общение как фактор воспитания школьников / А.В. Мудрик. — М.: Педагогика, 2005. — 80 с.

Развивающие занятия для детей

Развивающие занятия для детей не только полезны, но и очень интересны для них. Как правило, они проходят в виде игры, в которую ребята включаются с огромным удовольствием. Для родителей же это не только совместное времяпрепровождение с ребенком, но и помощь ему в развитии и познании нового.

Важность развивающих занятий

О том, как важно развивать своего малыша с самого раннего возраста, знают практически все родители. Ведь правильное его развитие – это успешный старт в дальнейшей жизни.

В этом нелегком деле не стоит надеяться только на детский сад, взрослым следует заниматься с крохой и дома.

Мамы и папы стараются сделать все для того, чтобы их ребенок вырос умным, успешным и целеустремленным человеком, который умеет добиваться поставленных перед собой целей. И они делают очень правильно, ведь наибольшую способность усваивать новое головной мозг имеет в период с момента появления на свет и до 6 лет. Именно в этом возрасте малыш сможет запомнить наибольшее количество новой для него информации.

Преимуществ занятий с ребенком дома множество:

  • График можно подстроить под своего малыша, ориентируясь на то время, в которое он способен заниматься. Вы легко можете учитывать темперамент, интересы, режим дня вашего чада.
  • Занимаясь с малышом дома, вы можете использовать какие-то свои стишки, речевки или другие ритуалы, которые будут эмоционально настраивать ребенка на занятие.
  • Как правило, дома всегда находится под рукой все необходимое для занятий, ведь для них нужны не только бумага и карандаши. Вы можете использовать игрушки и мебель, сделать пособия из подручных материалов. Ваш малыш сам сможет подсказать вам, как использовать то, что ему наиболее интересно.
  • Занятия с крохой дома – это бюджетный вариант. Вам не нужно при этом тратить огромные деньги на посещение развивающих центров.
  • Время, которое вы проведете со своим ребенком вместе – бесценно. Все его успехи, новые знания и умения – это будет результатом вашего непростого труда.
  • Все эти преимущества занятий дома, несомненно, являются очень важными. Однако развивающие занятия с детьми проводятся еще и в детском саду.

    Целью занятий в саду является возможность педагогов передать свои знания, умения и навыки детям. И они должны выполнять три задачи: образовательную, воспитательную и развивающую.

    Все занятия построены согласно программе ДОУ, которая определяется руководством и имеет конкретную структуру. Это является отличием от занятий дома, где вы в свободной форме проводите свое время и учитываете желание ребенка заниматься в определенный момент.

    Важным моментом в организации занятий в саду является то, что проводит их профессионал.

    Педагог учитывает все психологические и возрастные особенности ребенка определенного возраста и сможет предоставить ему информацию в том виде, в котором малыш способен ее принять.

    Занятия построены с учетом того, что должен знать и уметь ребенок определенного возраста. Педагоги стараются максимально проработать весь необходимый материал для того, чтобы каждый ребенок в группе смог его усвоить.

    В детском саду дети могут получить такие навыки, которые не всегда бывают проработаны родителями дома. Например, навыки самостоятельной исследовательской деятельности. Ребята учатся работать в коллективе, что в домашних условиях практически невыполнимо.

    Занятия с ребенком до года

    Раннее развитие детей в настоящее время стало очень популярно. Его начинают уже в первые месяцы жизни. Существует множество разных методик, по которым можно заниматься с детками с рождения. Родителям следует познакомиться с ними, но совсем не нужно строго следовать только какой-то одной. Вы можете выбрать из них только то, что приходится по душе вам и подходит вашему крохе.

    Дети в возрасте до года обычно ориентируются на чувства, но заниматься и научить их чему-то вполне возможно. Занятия в этом возрасте способствуют психомоторному развитию. Оно оказывает помощь вашему чаду в физическом и интеллектуальном развитии.

    Чтобы занятия принесли пользу, не следует перегружать ими малыша. Не проводите длительные по времени занятия и не требуйте продолжения, если кроха отказывается.

    Ваше фанатичное желание дать детям глубокие знания может быть для них опасным. Не следует забывать об этом. Рассмотрим примеры занятий с малышом до года.

    Изучение букв и цифр

    Вам потребуется сшить из фактурного и яркого материала (подойдут фетр, бархат, махровая ткань) большие цифры и буквы, размер которых – приблизительно с ладошку взрослого. Они должны получиться в форме подушек, имеющих различные наполнители: крупы (манка, рис, фасоль), вата, бумага, опилки, шарики из пенопласта.

    Предлагайте ребенку по одной букве или цифре, постоянно четко проговаривая ее название. Малыш будет знакомиться со счетом и алфавитом, будут развиваться мелкая моторика рук и восприятие различных цветов (при ощупывании этих букв).

    Заниматься можно начинать уже с первых месяцев жизни. Поначалу вы можете вкладывать учебный материал в ручку крохи несколько раз в течение дня. Когда малыш подрастет, то можно выкладывать его на коврик, раскладывая возле него подушечки. Это послужит стимулом и для физического развития крохи. Чтобы он смог достать понравившуюся букву, будет необходимо до нее дотянуться – или даже подползти к ней.

    Игра с манной крупой

    Для проведения этого занятия вам не нужно ничего готовить специально. Необходимо просто посадить кроху на пол и поставить перед ним поднос или расстелить клеенку. Теперь ровно насыпьте манную крупу, и пусть малыш начинает рисовать пальчиками. Он может рисовать, ощупывать ее, пересыпать из ручки на поднос – и даже попробовать на вкус.

    Карточки методики Глена Домана

    Занятия с карточками не нужно начинать прямо с рождения, стоит дождаться 9-ти или 10-ти месяцев. Суть методики в том, что ребенку показывают карточки с разными конкретными изображениями (лучше одной группы – например, домашние животные, дикие животные, посуда, мебель и так далее), буквами, цифрами, четко проговаривая название каждой из них.

    Демонстрация одной карточки должна занимать несколько секунд. Когда вы покажете малышу все карточки, предложите ему поиграть в подвижные игры, уделяя внимание физическому развитию. Заниматься можно несколько раз в течение дня.

    Рисование по методике Марии Гмошинской

    Для начала занятий по этому методу требуется умение ребенка хорошо сидеть. Для создания шедевра можно пользоваться пальчиками, ладошками и даже ступнями крохи. Вам будет необходим большой ватман или рулон старых обоев, а также яркие безопасные краски (лучше покупать такие, которые не нужно разводить водой), контейнеры для них, клеенка. Ее нужно будет подстелить, чтобы не испачкать пол.

    Посадите малыша на расстеленную на полу клеенку, положите перед ним ватман и поставьте контейнеры с красками. Вам необходимо один раз показать ему, что необходимо делать. Подайте ему пример, обмакнув палец в краску и нарисовав что-то. Дальше кроха будет действовать самостоятельно.

    Не пытайтесь учить ребенка рисовать, не требуйте от него повторять за вами. Дайте ему возможность воспроизвести то, что он желает.

    Пусть он использует те части тела, которые хочет, выбирает цвета, понравившиеся ему больше всего. Такое рисование способствует творческому, сенсорному и психоэмоциональному развитию крохи и мелкой моторики руки.

    Оказывают положительное воздействие на физическое развитие малыша, улучшают работу вестибулярного аппарата, способствуют развитию ориентации в пространстве. Занятия можно проводить с трех месяцев.

    Для начала попробуйте легкие покачивания на мяче, положив ребенка на живот. Можно выполнить такие же покачивания, положив кроху на спинку. В следующем упражнении вам будет необходимо положить дитя на мяч и слегка нажимать рукой на попу или животик – в зависимости от того, как он на нем лежит. Мячик должен начать пружинить.

    Упражнение «Попрыгунчики» следует выполнять, зажав мяч между ног. Поставьте ребенка на мячик и, придерживая его за спинку, научите его прыгать на нем. Такие занятия обычно проходят очень весело и нравятся грудничкам. Можно проводить и много других упражнений.

    Упражнения с различными мячиками

    Для развития слуха подойдут мячики с различными колокольчиками внутри. Мячики с шипами стимулируют развитие мелкой моторики руки, а также с их помощью можно сделать легкий массаж ступней малыша. Тканевые мячи помогут сформировать хватательный навык.

    Для проведения такой игры наполните наполовину одну бутылку водой, а вторую – какой-либо крупой. Можно использовать рис, горох или гречку. Теперь плотно закройте пробки и дайте их малышу. Пусть он трясет их, переворачивает, делает все, что угодно. Такие игры способствуют развитию слуха, зрения, внимательности.

    Используйте в играх с ребенком до года прищепки, музыкальные игрушки, пирамидки, кубики, погремушки. Все они оказывают положительное воздействие на развитие вашего чада.

    С того момента, как ребенку исполняется 1 годик, уже можно начинать усложнять задания для него. Развивающие занятия должны быть направлены на развитие речи, слуха, зрения и памяти малыша, его способности мыслить логически, быть очень внимательным, знакомиться с окружающим миром, развивать мелкую моторику. Вы можете содействовать физическому и интеллектуальному развитию крохи.

    Можно выделить следующие варианты.

    Рисование с помощью пальчиков

    Такой способ рисования подходит для еще совсем маленьких детей. Он оказывает помощь в развитии мелкой моторики, сенсорной чувствительности, художественного мышления, прививает любовь к изобразительному искусству. Годовалый малыш рисует на листе короткие линии, завитушки, ставит точки. Уже вполне можно начинать рисовать с ребенком настоящие картины. Например, нарисовав на листе картона синего цвета белые точки, вы получите вечерний снегопад.

    Таким же образом можно нарисовать капли дождя, которые падают из тучки на землю, цветочки на зеленом поле, звезды на небе. Постепенно рисунки малыша станут сложнее, на них будут появляться домики, солнышко, растения, животные, семейные портреты. Важное правило: используйте только краски для пальчикового рисования, так как они не навредят малышу, даже если он решит попробовать их на вкус.

    Кинетический и живой песок

    В настоящее время такие игры становятся все популярнее. Кинетический и живой песок очень похожи по тактильному восприятию, однако цвет и состав у них разные. Оба вида песка являются безопасными и нетоксичными.

    Кинетическим называют песок, который на 98% состоит из натурального песка, а 2% силикона являются связывающими его компонентами. Такой песок является влагоустойчивым, его можно мыть и хранить практически везде.

    Живой песок отличается от кинетического составом и свойствами. Он состоит из ракушечника, эфирных масел и небольшого количества связывающих компонентов. Его необходимо беречь от влаги и прямых солнечных лучей. При попадании в воду он растворится. Обязательно хранить его в контейнере, не закрывая при этом крышку. Необходимо давать ему возможность «дышать».

    Детям очень нравится возиться с песком, из него они лепят куличики и тортики для своих игрушек, строят крепости и разнообразные фигуры. В качестве песочницы используйте удобный для ребенка контейнер. Он должен быть достаточно широким и иметь довольно высокие бортики, чтобы вам не приходилось потом убирать его с пола в больших количествах.

    Для развивающих занятий можно использовать и бросовый материал. Для этой игры потребуются картонные трубочки от туалетной бумаги, шарики, которые будут свободно проходить в эти трубочки, и лист плотного картона.

    Скрепите между собой трубочки и сделайте из них длинный туннель – с поворотами и зигзагами. Из двух листов плотного картона сделайте устойчивую стойку, к ней нужно будет прикрепить ваш туннель. А теперь попросите малыша опустить шарик в туннель сверху. Пусть он понаблюдает, как шарик появится снизу. Такой игрой можно надолго занять годовалого кроху.

    Игры с бельевыми прищепками

    Такие занятия отлично развивают мелкую моторику рук. Вариантов игр с ними можно придумать множество. Для начала нужно объяснить и показать малышу, как нужно держать, способы крепления к чему-либо. После этого можно начинать игру.

    Можно предложить ребенку различные заготовки из картона и попросить его с помощью прищепок закончить образ. Например, это может быть силуэт ежика, к которому ребенок крепит иголки. Таким же образом можно сделать елочку, солнышко и много других интересных поделок.

    Можно сделать легкий массаж для пальчиков малыша, прикрывая прищепки на его пальчиках. Соблюдайте осторожность, прищепки не должны причинять детям боль.

    Можно предложить представить прищепку каким-либо животным, которое очень хочет кушать. Когда раскроется прищепка, животное будет открывать свой рот. Накормите вашу собачку, тигра или рыбку. В качестве корма используйте сухую фасоль, макароны, пуговицы или любые другие мелкие предметы. Внимательно смотрите за тем, чтобы малыш не потянул их в рот.

    Штампы для рисования

    В возрасте от года до двух лет уже можно показать ребенку, как создать шедевр с помощью штампов. Для их изготовления можно использовать самые разные предметы, овощи и фрукты.

    Вы можете использовать для этих целей картофель, разрезав его пополам, морковь, катушки от ниток, фигурные крышечки от баночек – в выборе необходимого вам поможет ваша фантазия. Краски надо разбавить водой – до консистенции сметаны. Покажите малышу, как обмакивать штамп в краску и ставить печать на листе бумаги. Дети надолго увлекутся таким интересным занятием.

    В годовалом возрасте можно начинать делать с малышом простейшие аппликации. Покажите малышу, как можно отрывать от салфетки маленькие кусочки и прикладывать их к листу картона, смазанному клеем. На картоне вы можете заранее нарисовать какой-либо предмет или животное. Наклеивайте салфетки на него.

    Игры и рисование песком

    Для этой игры смешайте песок и какую-либо крупу, можно взять рис или гречку. Постелите на пол клеенку и посадите на нее малыша. Поставьте перед ним поднос со смесью и покажите, как можно рисовать на нем.

    В дальнейшем у крохи должна быть полная свобода действий. Он может рисовать, пересыпать, насыпать в формочки, брызгать водичкой. Такие игры хорошо развивают сенсорную чувствительность и помогают развивать мелкую моторику.

    Игрушка, которая очень нравится детям. Помогает в развитии мелкой моторики.

    Песенки и игры по методике Железновых

    С помощью этих музыкальных игр вы сможете развивать у малыша музыкальный слух, чувство ритма. Эти песенки оказывают хорошую помощь в эмоциональном и интеллектуальном развитии ребенка, способствуют развитию речи. Они помогают вырабатывать уверенность в себе и способствуют формированию навыка моментально реагировать на ситуацию и слова, которые произносит взрослый.

    Выбирая каждый день по 3-4 песенки для занятий, вы сможете порадовать и развеселить ваше чадо, при этом успешно развивая его.

    В возрасте 2-3 лет необходимо уделять большое внимание не только развитию интеллекта малютки, но и его физическому развитию. Занятия с малышом можно проводить не только дома, но и на прогулке. Не следует забывать о том, что всю информацию, которую вы хотите преподнести крохе, следует давать в форме игры.

    Нельзя заставлять ребенка заниматься, если он этого не хочет. Лучше продумайте, как провести развивающее занятие в игровой форме, которая будет интересна именно ему.

    Чтобы разнообразить свою деятельность с детьми раннего возраста, вы уже можете начинать пробовать проводить комплексные занятия, которые подразумевают смену видов деятельности.

    Развиваем мелкую моторику и сенсорную чувствительность

    Очень полезны для этого игры с различными предметами. Это могут быть пуговицы, бусины, кнопки, молнии, мелкие камешки, ракушки, природный материал. Малыш может перебирать их, учиться нанизывать на нитку, застегивать и расстегивать, складывать в небольшую баночку. Сам ребенок сможет найти много разных вариантов игры со всеми этими сокровищами. В этом ему помогут:

  • Вкладыши и сортеры.
  • Игры с макаронами и крупами. Сортируем, пересыпаем из емкости в емкость, используем для поделок, складываем рассыпанное в какую-либо посуду с помощью ложки.
  • Песочница с кинетическим или живым песком.
  • Игры с различными конструкторами, пазлами, мозаикой.
  • Учимся готовить вместе с мамой несложные блюда – салаты, бутерброды, выпечка.
  • Пальчиковые игры и театр.
  • Развитие воображения с помощью творчества

    Вы можете предложить своему ребенку:

  • Рисование – пальчиковое, акварельными красками, гуашью, цветными карандашами, восковыми мелками, фломастерами и ручками. Используйте нестандартные способы: кляксы, нитки, штампы, выдувание капель краски и прочее.
  • Поделки из пластилина или теста.
  • Поделки из природных или подручных материалов (крупы, макароны, шишки, гербарий, картонные коробки, газеты, ячейки от яиц и многое другое).
    • Аппликации из уже вырезанных фигур, кусочков цветной бумаги. Объемные аппликации из круп, макарон и ваты.
    • Уже можно начинать учить кроху вырезать ножницами по прямой линии, по линиям с плавным закруглением, пусть ребенок создает сложные фигуры. Необходимо это делать под строгим контролем взрослого. Следите за тем, чтобы ребенок учился соблюдать технику безопасности при работе с ножницами.
    • Используйте шаблоны для рисования. В качестве них могут быть использованы и подручные средства – например, можно нарисовать круг с помощью стакана.
    • Физическое развитие, ловкость

      Предложите следующие упражнения:

    • Ходьба с препятствиями в виде кривой дорожки, бревнышек, подъема и спуска с горки, различных кочек.
    • Бег – с препятствиями, по оговоренному маршруту. Салки, хвостики, догонялки.
    • Различные игры с мячом, подкидывание, забрасывание в цель, перекатывание.
    • Прыжки в различных играх (через препятствия).
    • Лазание по шведской стенке, лестницам, на уличных площадках, по дивану, по туннелям.
    • Занятия танцами хороводы.
    • Прятки, жмурки.
    • Веселые зарядки в игровой, стихотворной форме.
    • Велосипед, беговел, самокат.
    • Развитие речи, обучение чтению, счету

      Сюда входят следующие занятия:

    • Изучаем буквы и цифры, ищем их в окружающей обстановке, на прогулке.
    • Считаем предметы, лесенки при спуске и подъеме, шаги. Учим соотносить число и цифру.
    • Разучивание детских стихотворений.
    • Предлагаем ребенку послушать рассказ, в котором есть ошибки. Его задача – с помощью наводящих вопросов по необходимости указать на нее и продолжить рассказ.
    • Загадки. Поиск предметов, подходящих под заданное описание.
    • Рассматривание иллюстраций, чтение рассказов и стихов, прослушивание аудиосказок, просмотр диафильмов.
    • К ним относятся:

    • Игра «Дочки-матери», в которой ребенок учится ухаживать за кем-либо. В качестве объектов игры могут выступать куклы, мягкие игрушки, а у мальчиков – даже машинки.
    • Игры, связанные с определенными профессиями. Это может быть «Магазин», «Доктор», «Пожарный», «Парикмахер», «Полицейский» и прочие.
    • Игры с различными видами транспорта: «Автобус», «Гонки», перевозка грузов, «Специальные машины», «Гараж» и так далее.
    • Развитие памяти, логики, внимания

      Это игры, направленные на запоминание основных цветов, форм, объемов:

    • Дидактические игры с карточками: найди лишний предмет, отличия, чего не хватает, что поменялось, у кого какой дом, найди пару, найди похожий предмет, кто чем питается.
    • Продолжаем простые последовательности из кубиков, бусинок.
    • Распределяем кубики по цвету, форме.
    • Начинаем учить малыша играть в домино, лото.
    • Пазлы и разрезные картинки.
    • Поиск в доме предметов определенной формы или цвета.
    • Знакомство с окружающим миром

      В арсенал мамы должны входить следующие занятия:

    • Моя семья: родственные связи, поиск и узнавание на фото, рассказы о каждом члене семьи, различные виды общения – прямой контакт, телефон, видеозвонки.
    • Животные и их детеныши, где они живут, чем питаются, произносимые звуки, внешний вид. Использование различных источников информации – иллюстрации, презентации, фильмы, сказки.
    • Знакомимся с календарем, временами года и их признаками, рассказываем о различных погодных явлениях, просим малыша рассказать о том, какая погода на улице.
    • Начинаем вводить понятия «год», «месяц» и «неделя», «дни недели». Беседуем о праздниках, которые наступают.

    • Ухаживаем за растениями – комнатными и на улице (дача, огород).
    • Сделайте с ребенком кормушку для птиц и регулярно подкармливайте их. Называйте ребенку птиц, прилетающих покормиться, а также тех, которых вы встречаете во время прогулки.
    • Расскажите ребенку о свете и тени, покажите ему настоящий «театр теней».
    • Познакомьте кроху с различными понятиями, научите, как измерить высоту, вес, ширину, длину.
    • Играйте в театр. Поставьте вместе с ребенком кукольный, настольный или пальчиковый спектакль, а затем покажите его близким.
    • Расскажите малышу о разных городах, странах, космосе, планетах.
    • Поиграйте в противоположности: съедобное и несъедобное, тяжелое и легкое, длинное и короткое, холодное и горячее – и так далее.
    • Приучайте кроху помогать взрослым: вместе с ним помойте пол, посуду, подметите, протрите пыль. Пусть у него будет для этого свой необходимый инвентарь: тряпочка, веник, губка, маленькое ведерко с водой.
    • Устройте дома веселую лабораторию, показав малышу простые опыты и эксперименты. Понаблюдайте, как растворяются в воде сахар и соль, краски, расскажите о том, что не все вещества могут растворяться. Проведите опыты с разными состояниями воды: твердым, жидким, газообразным. Сделайте вместе с малышом лед, превратите его обратно в воду, а затем в пар.
    • Разговаривайте о разных предметах дома и на улице, объясняйте, для чего они нужны.
    • Помните о том, что ребенок только познает мир. Для него сейчас каждое явление, которое покажется взрослому пустяковым – это настоящее открытие.

      Любознательность детей 3-4 лет безгранична. Им интересно все, что их окружает. Они стремятся узнать, как и что происходит, изучить свойства различных предметов, сравнить их с другими, найти общее и различное между ними. Самой важной задачей для родителей в этот период является поддержка малыша в его начинаниях. Необходимо не упустить возможность сформировать положительное отношение к обучению, поощрять познавательную активность крохи.

      В этом возрасте ребята уже вполне самостоятельны, они многому научились и приобрели достаточный багаж знаний. Сейчас у них идет активное развитие логического мышления, развивается умение устанавливать причинно-следственные связи. Именно в этом возрасте закладываются основы для формирования личности крохи, поэтому всестороннее развитие так необходимо.

      Хорошим подспорьем для родителей может оказаться книга под редакцией Л. А. Парамоновой «Развивающие занятия с детьми 3-4 лет». В ней можно найти много готовых конспектов для успешного развития вашего малыша в различных направлениях.

      Занимаясь с детьми этого возраста, вы обязательно должны обращать внимание на развитие речи, мелкой моторики, логического мышления, творческих способностей, знакомство с элементарными математическими представлениями, окружающим миром, музыкальное развитие. Обращайте внимание на следующее.

      Перечень занятий следующий:

    • Знакомим детей с вежливыми словами: здравствуйте, спасибо, пожалуйста и так далее. Личный пример взрослого при этом играет очень важную роль.
    • С помощью сюжетных картинок составляйте небольшие рассказы.
    • Учите малыша описывать картинки.
    • Группируйте предметы по определенным признакам и назначению. Очень хорошо помогают в этом различные дидактические игры.
    • Ориентирование в пространстве – на, под, за, около, сверху, снизу и так далее.
    • Изучайте с крохой различные характеристики предметов, их свойства и признаки – с помощью иллюстраций и в реальности.
    • Просите ребенка пересказывать сказки, которые вы ему прочитали; пусть он попробует сочинить короткую сказку самостоятельно.
    • Следите за правильным употреблением ребенком слов, глаголов, местоимений.
    • Занимайтесь артикуляционной гимнастикой.
    • Развиваем мелкую моторику

      Разнообразьте досуг нижеперечисленными занятиями:

    • Гимнастика для пальчиков.
    • Лепка и рисование.
    • Аппликации.
    • Учите вырезать ножницами.
    • Шнуровки.
    • Конструкторы.
    • Штрихование, обведение рисунков по точкам, прохождение лабиринтов, проведение дорожек.
    • В развитии данного навыка вам помогут:

    • Поиск отличий на картинках.
    • Нахождение лишних предметов.
    • Группирование предметов в группы (посуда, мебель, обувь и тому подобное).
    • Сравнение по основным признакам – цвет, форма, размер.
    • Сравнение двух предметов между собой – поиск сходств и различий.

    Творческие способности

    Обратите внимание на:

  • Рисование по точкам.
  • Рисование по предложенному образцу.
  • Раскрашивание.
  • Штриховки.
  • Рисование с помощью нетрадиционных техник.
  • Рисование по трафарету.
  • Элементарные математические представления

    Маме рекомендуется освоить с ребенком следующее:

  • Счет до 5 в прямом, а также в обратном порядке.
  • Соотнесение количества предметов с цифрой.
  • Выборочный счет определенных предметов (например, найти среди других предметов на картинке солнышки и сосчитать их).
  • Знакомство с понятиями «большой», «средний», «маленький», «верх», «низ», «право», «лево».
  • Запоминание простых геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник), умение показывать их, находить предметы, которые по форме похожи на них.
  • Знакомство с временами года (зима, весна, лето, осень), их поочередной сменой и основными признаками.
  • Знакомство со временами суток (утро, день, вечер, ночь).
  • Знакомство с разными видами транспорта (водный, воздушный, железнодорожный, автомобильный, специальные машины, машины-помощники, транспорт для общего пользования и личного и так далее).
  • Знакомство с профессиями.
  • Знание домашних животных – тех, которые живут в деревне и в лесу. Учите кроху описывать их, называть, как они говорят, различать части тела человека и животного (не ноги, а лапы, не лицо, а морда и тому подобное).
  • Учите различать деревья и их листья, знакомьте с различными цветами, комнатными растениями.
  • Ребенок должен учиться различать овощи и фрукты, чем они различаются (овощи – растут в огороде, фрукты – в саду, на деревьях).
  • Малыш должен уметь называть животных и их детенышей.
  • Учим вежливые слова.
  • Подавайте детям личный положительный пример их употребления.

    Музыкальное развитие

    Такие занятия необходимы для того, чтобы ваш ребенок развивался всесторонне и полноценно. С их помощью дети учатся слышать ритм, ориентироваться в пространстве, развиваются слух и внимание.

    Малыши пробуют с помощью мимики и движений выражать характер музыкального произведения, развивается пластика, костно-мышечный аппарат, улучшается координация движений. С помощью танца дети создают свой неповторимый образ, учитывая характер звучащей музыки.

    В музыкальные занятия с трехлетними детьми обязательно следует включать такие этапы, как:

  • упражнения для развития речи;
  • разучивание несложных танцевальных движений;
  • разучивание песенок и стихотворений;
  • артикуляционная, пальчиковая и дыхательная гимнастики;
  • музыкальные произведения и танцы, в которых четко прослеживается ритмический рисунок;
  • знакомство с разнообразными музыкальными инструментами и узнавание их звучания;
  • подвижная игра.
  • В пятилетнем возрасте уже важно начинать занятия по подготовке ребенка к обучению в школе. Ведь именно в этот период закладываются основы успешного обучения будущего первоклассника. С помощью развивающих занятий вы сможете качественно подготовить своего малыша к этому нелегкому этапу, не надеясь только на детский сад. Самое главное – организовать ваши уроки так, чтобы они были проведены качественно и интересно для детей.

    В этом возрасте занятия все еще проводятся в игровой форме, но они уже должны включать в себя элементы обучения – с установленными правилами, определенными требованиями и оценкой результата. Дошкольник уже должен учиться слушать инструкцию взрослого и четко ей следовать.

    В программу занятий со старшим дошкольником необходимо включить задания на развитие:

  • мелкой моторики;
  • речи;
  • познавательного интереса;
  • основных психических процессов;
  • творческих способностей;
  • интеллекта;
  • физическое.
  • Необходимо включить в вашу деятельность цикл развивающих занятий с детьми дошкольного возраста на прогулке. Такое совместное времяпрепровождение способствует гармоничному развитию личности нисколько не меньше простых занятий дома.

    Посвятите каждый цикл таких занятий определенной тематике (изучение домов, ПДД, инфраструктура района проживания, профессии, правила поведения в общественных местах, наблюдения за объектами живой природы и так далее). Такая форма получения новых знаний по определенной теме наиболее удобна. Можно совместить определенную тематику занятий на прогулке с заданиями по этой же теме дома – для закрепления полученных знаний.

    Начинайте готовить ребенка к школе, развивая те знания, умения и навыки, которые ему пригодятся при поступлении в первый класс. К таким занятиям можно отнести обучение чтению и подготовку руки к письму, счет, знакомство с печатными буквами и цифрами.

    Развивайте умение соотносить число и цифру, звук и букву, умение их написать. Учите дошкольника ориентироваться на листе бумаги, штриховать, обводить по точкам, аккуратно разукрашивать, вырезать, обводить по трафарету. Включите в занятия лепку и рисование, которое можно разнообразить нетрадиционными техниками.

    Создавайте разные интересные поделки и аппликации. Воспитывайте бережное отношение к природе и животным, загадывайте детям загадки и ребусы.

    Для детей младшего школьного возраста

    В младшем школьном возрасте идет интенсивное развитие интеллекта. В этот возрастной период происходит развитие основных психических функций. Это, например, внимание, логическое мышление, память, восприятие, воображение. Вырабатывается их осознание. Следует учитывать этот важный фактор при подготовке занятий по развитию ученика.

    Необходимо помогать ребенку в освоении основных учебных предметов, подготовке к ним, формировать положительное отношение к процессу обучения. Обращайте внимание на расширение кругозора ребенка, развивайте речь.

    В младшем школьном возрасте ведущий вид деятельности сменяется с игры на учебу, но следует по-прежнему уделять много внимания занятиям в игровой форме. Именно так ребята усваивают информацию наиболее полно.

    Детям младшего школьного возраста очень понравится, если вы будете использовать для занятий компьютер. Сейчас можно встретить много разнообразных развивающих игр в режиме онлайн. Самое главное – не стоит забывать об ограничении времени, проведенном за компьютерными играми.

    Ответственно подходите к выбору игрушек для учащихся начальных классов. Старайтесь избегать покупок страшных монстров, мутантов, роботов. Вместо этого будет очень полезно приобрести разнообразные конструкторы, пазлы, мозаики, наборы для детского творчества.

    Хорошим выбором будут настольные игры, в которые можно играть всей семьей: шашки, шахматы. Они способствуют развитию интеллекта малыша, логики, учат рассуждать и делать выводы, предвидя результат своей деятельности. Эти игры помогают развивать память, учат обобщать и осуществлять расчеты. С их помощью у ребят будет повышаться работоспособность, вырабатываться усидчивость, настойчивость, самодисциплина, будет формироваться способность производить действия в уме, а также воля к победе.

    Развивающие занятия психолога с детьми

    Психолог может оказать большую помощь родителям в воспитании и развитии их чад. Есть занятия, которые проводятся в группе. Как правило, родители выбирают индивидуальную работу психолога с ребенком.

    Развитие малыша начинается с комплексной диагностики и подробного разговора с мамой. С помощью этого педагог получает информацию об уровне развития крохи в данный момент времени, строит свою работу с учетом особенностей конкретного ребенка, составляет индивидуальную программу.

    Психолог помогает в развитии у детей основных познавательных психических процессов. Это, например, память, мышление, внимание, восприятие и воображение. Именно высокий уровень развития способствует успешному обучению ребенка. На своих занятиях психологи уделяют внимание эмоциональному развитию детей, что является весьма актуальным в настоящее время.

    Педагоги-психологи учат ребенка управлять своими эмоциями и справляться с ними, корректируют проявления агрессии и гнева. Они помогают в развитии коммуникативных навыков ребят, без которых невозможно их взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

    Специалисты могут помочь родителям найти правильный выход из затруднительного положения, подсказать, как правильно реагировать на действия ребенка в той или иной ситуации.

    В своей работе психологи могут использовать разнообразные методы и приемы работы. Порой они бывают очень неожиданными для родителей. Рассмотрим некоторые из них:

  • Очень часто практикуется метод игровой терапии, где ребенок проигрывает реальные жизненные ситуации с игрушками или взрослыми.
  • Сказкотерапия – прием работы, который позволяет выразить словами те же ситуации и моменты, что и в игре. Отличается от предыдущего тем, что здесь присутствует сказочный герой или какой-то мудрый помощник-советчик, который подсказывает малышу выход из сложившейся сложной ситуации.
  • Арттерапия – это рисунки. Чаще всего малышам предлагают нарисовать несуществующее животное и рассказать о нем. Родителям не стоит самостоятельно пытаться интерпретировать такие рисунки, так как только психолог сможет точно определить, где ребенок просто фантазирует, а где есть реальные проблемы.
  • Все перечисленные методы работы могут использоваться с детьми раннего возраста. Для школьников уже используются другие приемы, которые чаще всего направлены на характеристику и выявление проблем в межличностных отношениях ребенка с друзьями, одноклассниками, родителями, учителями и другими людьми. В этом возрасте выбор методов и приемов работы очень широкий.

    Стоит учитывать следующие полезные рекомендации:

    • Помните о том, что ребенок развивается в игре. Старайтесь проводить все занятия только в игровой форме. Постройте свою деятельность, учитывая интересы малыша.
    • Заниматься необходимо регулярно, ежедневно.
    • Старайтесь в любой момент вашего взаимодействия с ребенком дать ему новые знания. Если вы начали готовить еду – попросите ребенка вам помочь, одновременно расскажите об овощах и фруктах, о том, чем они отличаются друг от друга.
    • На прогулке можно рассматривать растения и животных, наблюдать за транспортом, изучать правила дорожного движения и так далее. Если вы начали прибирать одежду в шкафу, попросите кроху помочь вам ее рассортировать.
    • Во время похода в детскую поликлинику можно рассказать ребенку о врачах, которые там работают. Проявите свою фантазию и развивайте ребенка всегда и везде.

    • Наблюдайте за ребенком. При первых же проявлениях усталости следует прекратить занятие.
    • Постарайтесь создать необходимые условия для развития крохи. Ничего не должно отвлекать ребенка.
    • Начинайте заниматься только в хорошем настроении.
    • Не торопите ребенка.
    • Никогда не сравнивайте своего малыша ни с кем, не ругайте его, не кричите. Старайтесь как можно чаще хвалить, но только тогда, когда что-то у него получилось действительно хорошо. Высказывайте свое одобрение, если сегодня стало лучше, чем было вчера.

    Любите своего малыша – несмотря ни на что. Принимайте его таким, какой он есть, со всеми его успехами и неудачами. Не старайтесь реализовать через него ваши детские мечты.

    Предоставьте ему возможность стать самостоятельной личностью и принимать решения самому. Научите нести ответственность за свой выбор и совершенные поступки.

    В следующем видео вас ждет подборка развивающих занятий для детей по методике Монтессори.

    Источники:

    https://infourok.ru/programma-korrekcionnorazvivayuschih-zanyatiy-po-razvitiyu-emocionalnovolevoy-sferi-uchaschihsya-mladshego-shkolnogo-vozrasta-s—868145.html

    http://www.o-krohe.ru/razvivayushchie-metodiki/zanyatiya-dlya-detej/