Развод и его влияние на развитие ребенка

ВЛИЯНИЕ РАЗВОДА РОДИТЕЛЕЙ НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

ВЛИЯНИЕ РАЗВОДА РОДИТЕЛЕЙ НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

На современном этапе развития общества институт семьи и брака претерпевает существенные изменения, которые затрагивают как ролевую структуру, так и выполняемые семьей функции. В связи с существующей нестабильностью в брачно-семейных отношениях сегодня происходит рост числа детей, которые воспитываются одним из родителей.

Семья оказывает решающее влияние на развитие ребенка, задавая вектор его социального, нравственного и личностного развития. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения, семья создает для ребенка определенные модели социального поведения. В дальнейшем ребенок будет организовывать свое взаимодействие с другими людьми, в значительной степени используя модели семейных коммуникаций.

Распад семьи является острой проблемой нашего общества. Развод связан с невероятным стрессом для всех, кого он, так или иначе, затрагивает. Он всегда переживается как психологическая травма для детей любого возраста. Однако наиболее деструктивно он влияет на детей 5-7 лет. Для нормального психического развития детям в первую очередь необходима стабильность. Именно в этот период у ребенка формируется представление о мире и о взаимоотношениях между людьми. Поэтому дети в период развода испытывают большие трудности и зачастую не могут справиться со своими эмоциями.

Особым этапом эмоционального развития считается дошкольное детство, поскольку в этот период оформляются важнейшие эмоциональные новообразования: переживания становятся более глубокими, осознанными, обобщёнными, дифференцированными, усложняется их предметное содержание, формируется устойчивая система эмоциональных отношений, появляется способность к сопереживанию другому человеку, совершенствуется способность к распознаванию эмоций, усложняются речевые характеристики переживаний, начинает функционировать механизм эмоционального предвосхищения как способность прогнозировать чувства окружающих при ожидаемых событиях, возникает эмоциональная коррекция поведения.

При всей важности познавательного развития ребенка, его гармоничное становление невозможно без эмоционального отношения к окружающему в соответствии с ценностями, идеалами и нормами общества. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах и во всем поведении.

В системе эмоционального отношения ребенка к миру особое место занимает фигура близких взрослых — родителей. Когда родители ласково относятся к ребенку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие — чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым.

В исследованиях эмоциональной сферы детей важное место занимают исследования, посвященные проблеме детской тревожности. Ученые указывают, что детская тревожность в основном возникает по вине родителей и одним из условий, влияющих на проявление тревожности у детей, является психологический микроклимат семьи. Семейные конфликты, недостаток любви, развод родителей способствуют появлению эмоциональных расстройств, нарушений поведения и других психологических проблем ребенка. Одним из таких эмоциональных расстройств и является тревожность. В литературе описаны два вида тревожности, связанные с неблагополучием в семье: объективное неблагополучие (алкоголизм родителей, родители не заботятся о ребёнке, постоянные скандалы и конфликты в семье, развод родителей) и, когда при внешнем благополучии ребёнок оказывается в неблагоприятной эмоциональной ситуации не оправдает ожиданий родителей, слишком эмоционально зависит от них, не получает в семье должной эмоциональной поддержки, защиты.

В силу активного эмоционального развития дошкольное детство считается периодом повышенного риска возникновения эмоциональных расстройств. Подобные нарушения у детей проявляются как отклонения в личностном развитии вследствие эмоционального неблагополучия на фоне трудноразрешимых конфликтов.

Итак, влияние семьи проявляется в следующих заложенных необходимых умениях и навыках ребенка 5-7 лет: 1) естественно проходит фазы своего развития и решает закономерные возрастные проблемы; 2) испытывает чувства привязанности, нежности и любви в ответ на аналогичные чувства родителей; 3) реализует свою потребность в авторитете и уважении, понимании со стороны близких и значимых для него лиц; 4) обладает устойчивым чувством «я», уверенностью в себе, адекватной самооценкой, в том числе уровнем притязаний и возможностей; 5) способен к сопереживанию; 6) не проявляет выраженных чувств ревности и зависти при наличии ведущего чувства доброжелательности к людям; 7) контактен и общителен, стремится к взаимодействию со сверстниками на равных.

Распад семьи имеет для детей много негативных последствий. Так как на психологическое развитие ребенка оказывают влияние оба родителя, то развод означает, что контакт с ними обоими уже не будет одинаково частым. Когда отношения между родителями нарушаются, даже очень маленькие дети понимают это. Дети хотят знать, что случится с ними после развода родителей. Ребенок может чувствовать печаль, смятение, гнев или тревогу.

Одна из основных трудностей, с которой сталкиваются разводящиеся супруги, состоит в том, каким образом сообщить ребенку об уже принятом решении, не нанося ему слишком сильной психологической травмы. Реакция на неожиданное сообщение о разводе может последовать сразу, а может быть отсроченной во времени. Если она наступает по прошествии трех недель и больше, можно говорить о так называемом синдроме посттравматического стресса. Признаки посттравматического стресса у детей в результате развода родителей могут быть разнообразны: навязчивые мысли, яркие воспоминания об отце, его прикосновениях, запахах, каких-то эпизодах общения. В некоторых случаях это может быть избегание ребенком всего того, что связано с травмой развода: вещей отца, его имени, упоминаний о его профессии, любимом времяпрепровождении и т.д. В ряде случаев ребенок вообще забудет определенный период времени: как предразводный, так и послеразводный – и впоследствии не сможет вспомнить событий и обстоятельств этого этапа своей жизни.

В период развода ребенок обычно чувствует себя заброшенным и забытым. Часто самим родителям бывает трудно совладать со своими собственными, захлестывающими их чувствами, и у них остается мало эмоциональной энергии, которой они могли бы с ним поделиться. Это очень пугает ребенка, который может предпринять отчаянные усилия для того, чтобы получить больше внимания к себе. Нередко он испытывает смешанные, противоречивые чувства. Он может надеяться, что уход родителя из дома положит конец внутрисемейной неурядице, и в то же время отчаянно желать, чтобы этот родитель остался. Ему трудно заглянуть в будущее и понять и принять необратимость развода. Маленьким детям непросто представить, что будет на следующей неделе, не говоря уже о следующем месяце или годе. Ребенок может растеряться и не понять, что послужило причиной развода и какими будут его новые отношения с родителями. По большому счету он, скорее всего, будет чувствовать себя ужасно беспомощным.

Психологические исследования убедительно показали, что семья, где сохраняются лишь формальные, юридические атрибуты брака, так же влияют на психику ребенка, как и условия в семье, где произошел юридический развод. Более того, в случае «аффективного развода» ребенок оказывается в более неблагоприятной ситуации. «Двойной стандарт» отношений («для людей» и «для семьи») приводит к нарастанию внешней и внутри психологической конфликтности. Следствием являются побеги детей из семьи, бродяжничество, правонарушения, неврозы, самоубийства.

Неблагополучие в семье в любых его формах порождает у детей внутренний конфликт, являющийся источником постоянной борьбы мотивов, аффективной напряжённости и беспокойства. Ребёнок всё время чувствует незащищённость, отсутствие опоры в ближайшем окружении, что родители недовольны им, предвосхищает неудачи и боится их. Дети запоминают преимущественно неприятные события, обиды, несправедливости. Вследствие этого у них складывается неблагоприятный опыт, находящий своё выражение в относительно устойчивом переживании тревожности.

Трудности, поджидающие супругов в связи с разводом, очень зависят от возраста детей. Исследования показывают, если дети еще маленькие (не старше двух-трех лет), прошлая жизнь, может быть, не окажет на них такого сильного влияния, какое она оказывает на более старших. Дети в возрасте 3,5- 6 лет переносят развод родителей очень травматично, они не способны понять всего происходящего и нередко обвиняют во всем себя. Ребенок 6- 10 лет, родители которого развелись, может испытывать к ним злость, агрессию и долго не проходящую обиду. В 10- 11 лет у детей нередко возникает реакция заброшенности и тотальной злобы на весь мир. Если дети уже взрослые, то развод на них может не повлиять, их это может вообще не особенно интересовать.

Тяжелых последствий не бывает только в том случае, если развод родителей воспринимается ребенком как освобождение от кошмара.

Дети реагируют на развод родителей растерянностью и страхом. Сильные страхи одолевают его не только из-за потери (чаще всего) отца, но он боится теперь потерять еще и мать. Страх заставляет многих детей регрессировать, но эта регрессия — не более чем попытка вновь восстановить доверие, которое так пострадало из-за развода, поэтому ребенок должен опять, как это уже было когда-то еще в раннем детстве, постоянно контролировать присутствие матери. Новое доверие восстанавливается очень медленно, маленькими шагами. В результате развода родителей и переживших страданий, маленький ребенок может, например, забыть то, чему научился и усвоил недавно: пользоваться горшком, чистить зубы, завязывать шнурки и т.п. Ребенок вдруг возвращается к тем играм, которые забавляли его, когда он был младше. Возможно при этом, игры становятся более агрессивными, ребенок может ломать игрушки. Проявляя «сверхбдительность», он может постоянно проверять, на месте ли его игрушки, не пропали ли они так же, как пропал из его жизни отец (или мать). Игры на «исчезновение-появление» представляют собой своеобразное психологическое «отреагирование» стресса, вызванного разлукой с близким человеком.

По данным исследований в области семейной психотерапии, дети разведенных супругов более часто подвержены психическим заболеваниям. Реакция детей на конфликт в семье различается в зависимости от их эмоциональной чувствительности, особенностей темперамента и характера. Общим будет появление эмоциональных расстройств в виде возбудимости, беспокойства, сниженного фона настроения, нарушений сна и аппетита. Переживания ребенка усугубляются и такими обстоятельствами как ухудшившиеся отношения ребенка с товарищами, которые обычно задают ребенку нескромные вопросы, дразнят.

Развод родителей рассматривается отечественными психологами как один из значимых семейных факторов при развитии неврозов у детей. Возникновение невроза у мальчиков более чем у девочек отодвинуто по времени от момента разрыва отношений между родителями. Также отмечается влияние неполной семьи на значительное увеличение числа страхов у детей, особенно у мальчиков в старшем дошкольном возрасте. Отсутствие отца в семье нарушает формирование поведения, соответствующего полу, и психологической защиты от идущих извне угроз. Отчасти это отражается и на девочках, поскольку им также требуется навык защиты себя от опасностей.

Изменяется и самооценка ребенка: чувство «брошенности» приводит к тому, что ребенок начинает ощущать себя никому не нужным, неполноценным. Поэтому многие стремятся в такие периоды к уединению, уходу от людей. Дети могут не замечать обращенных к ним вопросов, замечаний, интуитивно занимают место, где их никто не увидит. Детская печаль или подавленность порой может принять форму пассивной самоизоляции. Ребенок может утратить всякий интерес к друзьям или к тому, что прежде доставляло ему радость, удовольствие. Он может снова испытывать страхи и фобии, например, боязнь темноты, которую он уже преодолел, или приобрести новые страхи. Он может снова начать страдать энурезом. Он может потребовать дополнительного внимания к себе и воспринимать почти как нетерпимые ежедневные вынужденные разлуки, связанные с посещением детского сада или школы, и т.д. Могут появиться различные физические симптомы, такие, как боли в животе, или возникнуть проблемы, связанные с усидчивостью и способностью сосредоточиваться во время занятий.

Из всего выше сказанного следует, что ситуация развода в семье наносит большой вред психическому здоровью ребенка, особенно болезненно реагируют на развод дети 5 – 7 лет. Развод родителей оказывает на ребенка много негативных последствий, которые отражаются на его эмоциональном состоянии: развитие недоверия и страх по отношению к окружающим, повышение тревожности, понижение самооценки, чувство неполноценности и развитие неврозов.

Основным условием нормального эмоционального развития детей признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним.

В психологической науке имеется значительное количество исследований, посвященных анализу эмоциональной сферы детей и детско-родительских отношений.

Если же вы оказались в позиции одного из родителей, то вам необходимо:

восстановить отношения с бывшим партнёром, как родители общего ребёнка вы должны действовать вместе. (Восстановить отношения только как родители, не нужно снова жениться, хотя…. )

перестать критиковать вашего партнёра при ребёнке. Рассказывайте, насколько хорошим он был как отец (мать), в то время пока вы были вместе, для ребёнка это самый родной человек, и каждому ребёнку важно гордиться своими родителями (даже если на ваш взгляд гордиться нечем, вспомните хоть один случай, когда было хорошо, его и рассказывайте)

всячески способствовать и поддерживать инициативу обоих, чтобы они поддерживали общение (вас это общение может и не радовать, но для ребёнка это необходимо)

Уважаемые родители, педагоги-психологи нашей школы проводят диагностику психоэмоционального состояния детей с целью предотвращения развития негативного влияния кризисных ситуаций в семье. Вы можете обратиться за помощью к нашим специалистам и мы поможем преодолеть нелегкий период в вашей жизни.

Влияние развода на психику ребенка и порядок общения родителей после развода

Это очень больно. Страшно и обидно. Развод еще никогда никому не приносил удовлетворения. Даже если супруги расстаются по обоюдному желанию (что бывает не так уж и часто), даже если они все сделали «цивилизованно», оба испытывают разочарование, боль, потерянность. В России сегодня по статистике Росстата распадается около 50% семей. Причем, большая часть разводов приходится на те семьи, где муж и жена прожили в браке от 5 до 9 лет. Это немалый срок. И, как правило, в таких ячейках общества уже есть дети.

Ситуации, конечно, бывают разные, и иногда развод действительно становится единственным разумным выходом, но принимают решение о расставании всегда только взрослые. А дети – всегда, во всех без исключения случаях, становятся заложниками родительского развода.

Каждый ребенок, независимо от возраста и темперамента, воспитания, религии, гражданства и места на социальной лестнице, любит своих маму и папу одинаково сильно. Для него потеря контакта с любым из них – даже не травма, а настоящая катастрофа.

Чтобы хоть приблизительно представить себе, что чувствует ваш ребенок, возьмите за основу свои переживания и умножьте их на два. И это будет еще не все.

Влияние на психику ребенка

Сильнее всего развод родителей влияет, как ни странно, на неродившихся еще детей. Если так получилось, что семья распалась во время беременности женщины, кроха в ее утробе переживает ведь спектр маминых негативных эмоций, его атакуют невероятные дозы гормонов стресса. Малыш может родиться с серьезными нарушениями в работе нервной системы, в психике. В 90% случаев такие дети очень тревожны, капризны, часто болеют.

Разлад в семье чувствуют и груднички, и дети постарше. Что же они испытывают?

Внешне ваши отпрыски могут и не проявлять ничего, особенно если конфликт на домашнем фронте развивался давно, и всем уже изрядно надоели крики, разборки и хлопанье дверью. В этом случае ребенок, вероятнее всего, отнесется к разводу как к логическому завершению сложного периода. Но внутри у него будут полыхать пожары и извергаться вулканы, потому что внутренний стресс (кстати, самый опасный для жизни и здоровья человека) никуда не денется сам по себе. Он накапливается, растет.

Часто к нему «на помощь» приходит комплекс собственной вины за то, что случилось. Так бывает у ребят в возрасте от 2 до 7 лет. Дело в том, что ребенок в силу возраста никак не может понять всех реальных причин развода родителей. А потому «назначает» виновного – себя. «Папа ушел, потому что я плохой». «Мама уехала, потому что ее не слушалась». Это страшное состояние разрывает душу ребенка на две части. Одна остается с мамой. Другая — с отцом. Плюс нелюбовь к себе. Результат – страхи (вплоть до развития фобий), истерики, агрессия или другая крайность – замкнутость и плаксивость.

Если вовремя не оказать таким детям помощь, последствия будут плачевными – психические расстройства, невозможность построить собственные семьи в будущем.

Дети 9-12 лет впадают в другую крайность – начинают испытывать сильную злость на ушедшего родителя (обычно это папа), обиду, у них появляется ощущение собственной ненужности. Особенно если оставшийся родитель бросается устраивать свою личную жизнь – искать нового «папу» или «маму». Ребенок остается один на один со своей бедой.

Подростки обычно встречают весть о разводе ярко выраженным протестом, особенно если семья была благополучной или казалась такой. Больше «бузят» мальчики, они категорично обвиняют мам в том, что папа ушел, или, наоборот, растаптывают авторитет отца и встают на сторону матери. Тем самым они подавляют в себе мужское начало и запускают программу «самоуничтожения». Девочки-подростки переживают развод родителей более сдержанно, но не менее сильно.

Многие подростки признаются, что начали испытывать жгучий стыд за неполную семью перед своими ровесниками. И почти у всех ребят из семей, где недавно произошел развод, снижаются интеллектуальные способности. Дети начинают хуже учиться, становятся рассеянными, неорганизованными.

Стресс от родительского развода в любом возрасте может быть таким сильным, что ребенок заболевает физически. Некоторые уже подросшие ребята начинают писаться по ночам. У девочек-подростков дает сбой менструальный цикл. Не так уж редко у детей начинаются проявления аллергии, кожных заболеваний. Обостряются хронические недуги.

Самый сложный период — первое время после развода. Где-то около 6 — 8 недель вам будет невыносимо тоскливо, одиноко, обидно и страшно. А потом еще полгода продлится стадия адаптации к новой жизни. Важно, чтобы именно в этот период мы, взрослые, сделали над собой усилие, обуздали свои негативные эмоции и организовали правильно жизнь ребенка. Потому что ему тяжелее вдвойне. Помните об этом.

Узнать, что чувствует ребенок при разводе родителей, можно, посмотрев следующий видеоролик.

Как рассказать о разводе ребенку

Если решение уже принято, и оно окончательное и бесповоротное, четко спланируйте разговор со своими детьми. Если факт расставания еще неочевиден, не спешите «трепать нервы» своему чаду. Говорить нужно только тогда, когда никаких ложных надежд на воссоединение семьи нет.

Кто должен сказать о предстоящем разводе? Это решать вам. Чаще миссия гонца с плохими вестями достается маме. Но это может быть и папа, и оба супруга вместе. Если вы не находите в себе сил держать эмоции под контролем, поручите важный разговор бабушке, дедушке, тете или дяде ребенка. Главное, чтобы малыш доверял человеку, который взялся объяснить ему ближайшие перспективы семейства. А сами обязательно постарайтесь присутствовать при этой беседе.

К важному разговору нужно тщательно подготовиться. В своей взрослой голове разложите все по полочкам, чтобы быть готовым к любым вопросам ребенка.

Для разговора нужно выбрать подходящее время. Лучше всего, если это будет выходной, когда отпрыску не надо идти в школу, в садик и на занятия в секцию. При этом у него не должно быть запланировано какое-то важное дело или ответственное мероприятие. Неизвестно, как малыш воспримет неприятные новости. Может случиться истерика, ему может потребоваться уединение. Пусть разговор пройдет дома, в привычной обстановке.

Все дети достойны правды. Но не все они в силу возраста смогут принять вашу правду и уж тем более понять ее. Поэтому с ребенком, которому еще нет 3 лет, лучше не обсуждать предстоящий развод. Дождитесь, пока карапуз начнет задавать вопросы сам. А он довольно скоро поинтересуется, где папа, почему он приходит только в выходной, где он живет. Подготовьте ответы. Время еще есть.

Сообщать в предстоящем разводе обязательно нужно ребятам от 3-х и старше. Главный принцип такой: чем младше ребенок, тем меньше подробностей ему следует говорить.

Как построить разговор?

Честно. Прямо. Открыто.

  • Выражайтесь простыми словами, понятными ребенку в его возрасте. Употребление незнакомых умных выражений и терминов, смысла которых чадо не поймет, вызовет тревогу и даже панику.
  • Чем старше ребенок, тем откровеннее должен быть ваш разговор. Употребляйте местоимение «мы». «Мы решили», «Мы посоветовались и хотим тебе сказать». Говорите о разводе как о неприятном, но временном явлении. Попросите помощи у подростка, чтобы пережить трудный период. «Мне без тебя не справиться», «Мне очень нужна твоя поддержка». Дети это любят, и с удовольствием возьмут на себя дополнительную ответственность.
  • Говорить нужно честно. Акцент сделайте на своих чувствах, но не перегибайте палку. «Да, мне это очень больно и неприятно, но я благодарна папе за то, что у нас есть такой прекрасный и любимый ты». Подчеркните, что развод- это по большому счету процесс нормальный. Жизнь не закончилась, все продолжается дальше. Главная мысль при разговоре с ребенком должна заключаться в том, что папа и мама по-прежнему будут любить своего сына или дочь, заботиться, воспитывать. Просто жить вместе они уже не будут.
  • Не стоит врать ребенку, объяснять отсутствие папы или мамы «срочными делами в другом городе». У детей отлично развита интуиция, и если даже они не знают истинных причин происходящей в доме катастрофы, они прекрасно почувствуют вашу ложь. И это непонимание приведет их в ужас. К тому же они могут перестать вам доверять.
  • Рассказывая ребенку о предстоящем разводе, нужно избегать негативной оценки своей еще недавно любимой второй половинки. Не нужны малышу ваши грязные подробности – кто кому изменил, кто кого разлюбил и т.д. Для него оба родителя должны оставаться хорошими и любимыми. Когда он вырастет, разберется во всем сам. Но если расставание происходит из-за патологической зависимости одного из членов семьи — алкоголизма, наркомании, азартных игр, скрывать это бессмысленно. Однако говорить на эту тему нужно корректно и аккуратно.

    Чего не нужно делать?

    Разводящиеся родители, как правило, допускают одни и те же ошибки. Главная из них – зацикленность на собственных переживаниях, неумение поставить себя на место ребенка. Требовать полной адекватности от людей, находящихся в состоянии сильнейшего стресса, глупо, а потому просто запомните, чего нельзя делать в период развода в присутствии ребенка:

  • Выяснять отношения, употреблять оскорбительные и унизительные выражения, муссировать детали предстоящего развода, раздела имущества. Кто кому и сколько должен вы будете выяснять в зале суда или когда ребенка не будет дома. Подслушанный разговор такого содержания может дать растущему человеку повод для размышлений на тему: «Как они могут говорить о квартире и машине сейчас, когда рушится наша семья?». Это сформирует неправильные установки на будущее – материальное будет важнее духовного.
  • Плакать, устраивать истерики. Ваш негативный выброс больно бьёт ребенка в самое уязвимое место. Хочется порыдать? Отправляйтесь к подруге, к маме, к психотерапевту. Там можно без проблем и поплакать, и пожаловаться на «неблагодарную скотину».
  • Резко менять порядок жизни и семейный уклад. Пусть для ребенка после развода все течет в привычном ритме. Ему и без переездов тяжелее некуда.
  • Манипулировать ребенком в отношениях с уже бывшей второй половинкой, ограничивать общение с отцом.
  • Подчеркивать ребенку его сходство с бывшим супругом (супругой), если он сделал что-то нехорошее. Нельзя кричать на разбившего дорогую вазу сына, что он «весь в отца». Образ папы будет ассоциироваться у ребенка исключительно с плохими поступками. Да и вас такое поведение не красит.
  • Не нужно стесняться обращаться за помощью к специалисту. Развод – слишком мощный стресс и суровое испытание для психики взрослых. Для ребенка – он сравним с ядерной катастрофой. Часто без помощи опытного психолога ни вам, ни ребенку с этим не справиться.
  • Дети в семье, которая распадается или уже развалилась, вдвойне нуждаются во внимании. Уделяйте им время, следите, чтобы стресс не вышел из-под контроля и не превратился в тяжелую депрессию или психическое расстройство у ребенка.
  • Постарайтесь проводить выходные, как раньше, всей семьей. Конечно, если отношения с супругом остались доброжелательными. Это потребует от женщины огромной выдержки и самоконтроля, но оно того стоит. В такой обстановке ребенку будет проще привыкнуть к новой жизни.
  • Не срывайте свое зло на ребенке. Не слушайте советчиков, уверяющих, что мальчика, оставшегося без отцовского воспитания, нужно растить жестче и суровее. Такие мамы хватаются за ремень по поводу и без, ужесточают систему наказаний и постепенно становятся настоящими диктаторами.
  • Другая категория мам после развода пытается компенсировать ребенку отсутствие папы подарками и лаской. В результате у них вырастают избалованные изнеженные сыновья, которым сложно стать настоящими мужчинами.

    О том, как воспитывать ребенка без отца, смотрите в видео клинического психолога Вероники Степановой.

    Как помочь себе и ребенку пережить развод, можно посмотреть в следующем видеоролике.

    Развод, безусловно, тяжелая травма для ребенка, но иногда он лучше, чем продолжать жить в семье, где давно нет взаимопонимания, уважения, где родители соревнуются, кто громче крикнет или хлопнет дверью. Последствия от развода для ребенка в будущем часто бывают менее серьезными, чем последствия от жизни в неадекватной агрессивной обстановке.

    Хорошо, если ребенок сможет продолжать общаться с отцом и его родственниками после развода. Если такой возможности нет, попросить о помощи можно своих друзей — мужчин, других родственников — представителей сильного пола, потому что ребенку (особенно мальчику) необходимо общение с себе подобными в гендерном плане.

    Почему стоит найти отца-наставника сыну, смотрите в следующем видео, где психолог Ирина Млодик рассказывает многие нюансы.

    В России обычно дети остаются с матерью. Но бывают исключения. Несовершеннолетние могут отправиться жить к отцу по решению суда, если мама ведет асоциальный образ жизни, страдает алкоголизмом, употребляет наркотики.

    Как будут общаться дети и родители после развода, зависит от того, как сумеют договориться бывшие супруги. Было бы неплохо установить порядок общения с ребенком после развода: кто и когда ведет его в бассейн, кто забирает, когда папа может сводить чадо в кино, а когда мама отправится с ним на экскурсию.

    Чтобы ребенок не ощущал хаоса, маме и папе нужно строго придерживаться графика общения. Оба родителя должны уметь держать свое слово – пообещали приехать за ребенком в субботу, будьте добры исполнить. Время общения родители тоже должны определить самостоятельно.

    Желательно, если бывшие супруги смогут находить хотя бы один день в месяц для совместного досуга. Ребенок нуждается не только в свиданиях с папой или мамой, ему нужно находиться хоть изредка с ними обоими.

    Не превращайте ребенка в шпиона, не расспрашивайте вернувшегося из пиццерии после свидания с отцом сына, как там папа, где он живет, есть ли у него кто-нибудь, как он выглядит? Счастливым?

    Избегайте на встречах с ребенком обсуждения тем состоявшегося развода. Что было, то прошло.

    Если у бывших мужа и жены не получается построить конструктивного диалога, и самостоятельно договориться о порядке общения с ребенком после развода, это может стать причиной дополнительного стресса для малыша. Разве будет счастлив карапуз, которому мама пытается ограничить общение с отцом? Оба родителя по закону имеют одинаковые права на своего сына или дочь. Если одна сторона пытается ущемлять это законное право другого, поможет обращение в суд с соответствующим исковым заявлением. Тогда уже служители Фемиды установят график и время общения с ребенком.

    Я – сторонница диалога, а не судебных тяжб, а потому уверена, что двое взрослых всегда могут договориться при условии, что у них есть такое желание. В конце концов, ребенок ни в чем не виноват. Развод – это только ваше решение. Не позволяйте ему разрушить жизнь своего малыша. Ведь это отдельная личность, уникальная, любящая и ждущая ответной любви. От вас обоих.

    В следующем видеоролике психолог Ольга Кулешова расскажет о некоторых нюансах развода и то, как они могут отразиться на психике ребенка и его дальнейшей жизни.

    О том, с кем остаются дети после развода, смотрите в следующем видео.

    О том, как лучше сказать ребенку о разводе родителей, смотрите в следующем видео.

    Развод родителей: влияние на будущую жизнь ребенка

    В семейной жизни не исключено возникновение различных неурядиц и конфликтов, которые могут привести к печальным последствиям. Когда уровень недопонимания между двумя людьми накаляется до предела, а чувства уже не в состоянии решить сложившуюся ситуацию, единственным выходом может стать лишь развод. Однако как быть, если в семье есть маленький ребенок, на психику которого этот процесс может оказать не самое благотворное воздействие?

    Ссоры родителей разрушают психику ребенка

    Психическое состояние ребенка

    Бракоразводный процесс может послужить поводом для серьезного стресса даже у взрослого человека, что уж говорить о неокрепшей нервной системе малыша или подростка, который может очень остро реагировать на подобные семейные изменения. Поэтому влияние развода родителей оказывает губительное воздействие не только на психику ребенка, но и на его дальнейшее полноценное развитие и становление его личности в этой жизни. Основными реакциями, которые могут наблюдаться в этот нелегкий период, являются:

    • нарушение сна и повышенная плаксивость;
    • возникновение различных фобий;
    • снижение активности и познавательных процессов или повышенная гиперактивность;
    • замещение своих чувств к родителям любовью к различным игрушкам и другим вещам;
    • усиление агрессии и злости;
    • наличие тревожности и беспокойства.

    Такие симптомы могут оставить неизгладимый след на эмоциональное состояние ребенка любого возраста, что в дальнейшем приводит к различным заболеваниям нервной системы, такие как невроз или депрессия. Психологический аспект этой проблемы играет самую основную роль, которая губительным образом сказывается на здоровье всего организма.

    Дети любят обоих родителей поэтому им бывает тяжело

    Некоторых детей настолько ранит нездоровая обстановка в семье, что они создают свой вымышленный мир из иллюзий и фантазий, и предпочитают с его помощью уйти от всех проблем реальной жизни. Развод родителей глазами ребенка выглядит не такой болезненной ситуацией и создается ощущение, что дитя принимает этот процесс и относится к нему спокойно. В итоге родители не воспринимают всерьез психическое и душевное состояние их чада и упускают важный момент в воспитании.

    Особенно в жизни часты случаи, когда развод негативно сказывается на состоянии еще не родившегося малыша. Находясь в утробе, он реагирует на малейшие изменения в организме его матери, тем самым накладывая отпечаток на свое дальнейшее развитие. Для новоиспеченной мамы стрессовые ситуации и волнения в период бракоразводного процесса могут негативно сказаться на дальнейшей лактации, вплоть до полной потери молока.

    Самый восприимчивый возраст и дальнейшие последствия

    Наиболее остро воспринимают различные семейные неурядицы дети, возраст которых от двух до семи лет. Именно в этот временной промежуток развод родителей глазами ребенка может выглядеть некой катастрофой, которая в один миг унесла все благополучие когда-то счастливой семьи. Легче всего с пониманием отнестись к такому исходу тем детям, у которых есть наличие брата или сестры. В этом случае одиночество не представляет собой такой острой проблемы, а переживать эти кардинальные изменения совместно гораздо легче.

    Малышу кажется, что он никому не нужен

    Ситуация еще осложняется обстоятельствами, когда родители пытаются на глазах собственных детей наладить свою личную жизнь, знакомят их с «новыми» папой или мамой, а то внимание, которое было предназначено ребенку, теперь направлено в сторону чужого человека. В этом случае малыш особо остро начинает ощущать чувство одиночества и своей ненужности, что порождает в нем развитие различных комплексов и неуверенности в себе.

    В дальнейшей жизни это может сказаться не самым лучшим образом на взаимоотношениях человека с противоположным полом, а модель семьи будет искажена, что негативно отразится на выстраивании правильных жизненных ценностей. Влияние развода родителей на детей может оказать воздействие, когда нарушаются способность адаптации к социальной жизни и умение ребенка находить общий язык в кругу своих сверстников и друзей.

    Это приводит к различным конфликтным ситуациям, которые могут навредить как моральному здоровью, так и физическому состоянию организма. В дальнейшем это может сказаться на детской замкнутости и необщительности, которые являются первыми звоночками нарушения психического баланса ребенка. Развод для взрослых это избавление себя от различных конфликтов и недопониманий, что существенно облегчает дальнейшую жизнь и дает возможность на построение более прочных и счастливых отношений с другим человеком.

    Развод для ребенка это настоящая драма, которая нарушает привычный образ малыша и заставляет его усомниться в чувствах родителей по отношению к себе.

    Процесс становления личности ребенка

    Теперь рассмотрим некоторые тенденции развития личности ребенка, которые возникают в процессе распада семьи:

  • снижаются умственные и интеллектуальные возможности;
  • нарушаются аналитические и математические способности.
  • Главной причиной этих нарушений является отсутствие в воспитании одного из двух типов мышления: либо женского, либо мужского. Наличие в семье обоих родителей способствует гармоничному развитию всех способностей ребенка, что позволяет ему добиться больших успехов в жизни, нежели тем, кто вырос в неполноценной семье.

    Тем детям, которые были лишены заботы матери или отца, сложнее дается процесс идентификации своей половой принадлежности. Первые 5-7 лет особую роль играет наличие в жизни малыша именно отца, ведь его поведение во многом определяет различные половые характеристики, которые будут в дальнейшем влиять на поведение и гетеросексуальные наклонности ребенка.

    Психологи отмечают, что у мальчиков, которые были лишены отцовского воспитания и опеки, недостаточно развиты мужские качества, а в поведении доминируют женские черты характера. Это может стать причиной таких последствий, как не восприятие себя как мужчины и развитие нетрадиционной сексуальной ориентации.

    Низкая социальная активность может быть еще одним последствием воспитания в неполноценной семье. Неблагоприятные условия способствуют развитию различных психологических отклонений и комплексов, которые негативно отражаются на самооценке ребенка.

    Девочки, выросшие без отца, чаще подвержены различным зависимостям, а отсутствие перед глазами правильной модели счастливой семьи не позволяет им построить прочные отношения с хорошим мужчиной. Такие женщины часто сталкиваются с проблемами любовной зависимости и выбирают не самых выгодных партнеров для своих связей. Из-за тотального страха остаться одной и нелюбви к себе они готовы посвятить свою жизнь человеку, который может совершенно не заслуживать подобного подарка судьбы.

    Даже если ваша семейная жизнь находится под серьезной угрозой, а критическая обстановка в доме достигла своего пика, всегда есть шанс на восстановление нормальных гармоничных отношений. Особенно если речь идет о полноценном здоровье и развитии ваших детей, которые могут совершенно беспричинно пострадать из-за вашей глупости и неумения находить компромиссы для создания счастливой семейной жизни.

    Развод родителей и его влияние на детей

    Развод родителей может ранить детей даже глубже, чем главных участников процесса – родителей. Ведь это мы, взрослые, выясняем отношения, изменяем друг другу, надоедаем, обижаем и обижаемся, не хотим идти на компромисс и, в конце концов, решаем, что дальше так продолжаться не может. Для ребенка же мама и папа – это близкие, самые родные на свете люди, от которых зависит все на свете. И ребенок, само собой, очень хочет, чтобы они оставались вместе всегда. Однако в большинстве случаев мнение ребенка совсем не принимается в расчет, и родители строят свои отношения так, как будто бы ребенка у них нет.

    Развод может стать для ребенка довольно серьезным стрессом на всю жизнь и даже наложить отпечаток на те отношения, которые он сам впоследствии будет строить в своей собственной семье. И все же иногда жизненные обстоятельства складываются так, что уж лучше мама и папа спокойно разведутся, чем будут всю жизнь конфликтовать и этим еще больше травмировать ребенка. Поэтому если уж взрослые не видят перспектив своей совместной жизни, то при разводе им обязательно нужно найти разумный компромисс, который позволит щадить чувства ребенка и не втягивать его в родительские конфликты и разбирательства.

    Что означает для ребенка развод родителей?

    Пожалуй, никто не расскажет о чувствах ребенка лучше и точнее, чем он сделает это сам. Вот что говорят дети, которые пережили или переживают развод родителей.

    – Вот мне кажется, что мира больше нет. То есть все такое же, но все совсем по-другому. И кажется, что я какая-то плохая, грязная. Папа даже не приходит к нам теперь. Думаю, это потому, что я очень некрасивая, во мне нет ничего хорошего. Мама говорит: папа ушел от нее, а не от меня. Тогда почему он мне даже не звонит?

    – Мама и папа сильно ругаются, потому что папа поздно приходит домой. А я все время не сплю, а слушаю. Потому что если папа начнет маму обижать, я выскочу из своей комнаты и за маму заступлюсь.

    – Я живу с бабушкой. Мама живет с дядей Борей, а папа – с тетей Людой. Один выходной меня мама забирает, один – папа. Они мне дарят подарки всякие… Но уж лучше бы мы жили вместе – и не надо мне никаких подарков! Надо мной в садике смеются, потому что мама и папа на утренники не приходят.

    Влияние развода родителей на детей

    Поскольку дети невольно включены в отношения взрослых, они не могу не реагировать на мамины и папины ссоры. Им кажется, что то хорошее, что было вчера, больше не повторится никогда. Они невольно сравнивают свою семью с семьями других детей и очень расстраиваются.

    Чего следует избегать в процессе развода?

    — Очень плохо, если родители выясняют свои отношения при ребенке, не щадя его чувств. Если мама и папа обвиняют друг друга, выкрикивают оскорбительные слова, угрозы или даже дерутся, то можно себе представить, что на этом фоне переживает ребенок. Ведь он любит обоих родителей и не хочет расставаться ни с одним из них.

    — Еще хуже, если родители используют ребенка, чтобы с его помощью воздействовать на супруга. Многие мамы пугают мужей тем, что не будут разрешать им общаться с малышом. И хотя очень часто это бывают всего лишь угрозы, но след в детской душе они оставят обязательно.

    — Не нужно погружать малыша в свои «взрослые» проблемы. Современные родители нередко впадают в крайности: или совсем ничего не говорят ребенку о разводе, или, наоборот, стараются рассказать обо всем как можно подробнее. Будьте гуманны по отношению к ребенку! Естественно, он имеет право знать о том, что ждет его дальше. Но осознать все то, что мы называем семейными отношениями, и понять, почему вдруг все «поломалось», малыш еще не в состоянии.

    — Не стоит в это время передавать ребенка бабушкам или отправлять на длительный отдых без родителей. Ребенок очень чувствителен к нашим эмоциональным проявлениям, он понимает, что в доме что-то неладно, и поэтому в разлуке с родителями будет чувствовать себя неуютно и тревожно. Нужно понимать, что для вашего малыша время развода – такое же тяжелое, как и для вас, и вам лучше не разлучаться, а поддерживать друг друга.

    Как помочь ребенку пережить развод родителей.

    — Если ребенок совсем маленький, то задача того родителя, который остается с ним, сделать так, чтобы малыш не ощутил недостатка внимания, не почувствовал себя ненужным и заброшенным. Если, например, раньше папа после работы гулял с малышом и ему по-прежнему хочется это делать, то запрещать ни в коем случае не стоит, ведь ребенок не виноват в том, что родители «не сошлись характерами».

    — Малыши до трех-четырех лет могут пока не понять, что же случилось, и переживать лишь по поводу отсутствия одного из родителей, сильно скучая по нему. Дети постарше после родительского развода переживают по-настоящему стрессовую ситуацию. Они склонны винить в семейных неурядицах себя, ведь они пока не понимают истинных причин маминых и папиных ссор. Им кажется, что это они плохо вели себя, чего-то не сделали или сделали не так, вот поэтому мама и папа поругались и теперь не живут вместе. Поэтому найдите простые и разумные, не ранящие чувства малыша объяснения, чтобы ребенок не винил себя в том, что произошло.

    — Подросшему ребенку можно уже довольно серьезно рассказать о том, отчего иногда люди разводятся. При этом сделайте акцент на взаимоотношениях родителей и ребенка, скажите малышу, что отношения мамы и папы испортились вовсе не по его вине. Говорите ребенку, что вы его любите ничуть не меньше, а может быть, больше, и постараетесь сделать так, чтобы он чувствовал вашу любовь.

    — Организуйте нормальное общение ребенка с тем родителем, который теперь живет отдельно. Пусть это будет не весь выходной, а хотя бы полдня, но все-таки вы не имеете права лишать ребенка общения с любимым папой или любимой мамой.

    — Не мешайте папе (или маме) поздравлять ребенка с днем рождения и другими праздниками, ведь малышу важно это внимание, он хочет чувствовать, что о нем все так же помнят и заботятся.

    Центр психолого-педагогической помощи населению

    ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ: 8-800-2000-122 8(3022)283322 (КРУГЛОСУТОЧНО)

    Влияние развода родителей на детей.

    Развод и его психологические следствия представляют актуальную проблему современного общества. Ежегодно вследствие разводов добавляется большое количество неполных семей, где ребенок будет воспитываться одним из родителей.

    Сам по себе бракоразводный процесс – это болезненное, травматическое переживание, которое связано с разрушением привычного мира у детей. Развод родителей – это удар из внешнего мира по неокрепшей нервной системе ребенка, даже подросткового возраста, и влияние этого удара, безусловно, оказывает пагубное воздействие не только на психику ребенка, но и на его дальнейшее развитие.

    Уровень воздействия и последствия развода во многом зависят от возраста ребенка, взаимоотношений родителей до и после развода и других факторов. Воздействие может быть весьма разнообразным. Нет точного утверждения того, что развод родителей повлечет в том или ином возрасте необратимые последствия для ребенка. Как правило, некоторые дети обладают значительной психологической устойчивостью, но даже несмотря на это, развод оказывает скрытое негативное воздействие на детей. Для того, чтобы понять, как не травмировать ребенка при разводе, важно понимать особенности каждого возрастного этапа развития ребенка и его потребности.

    Как влияет развод родителей на психическое состояние детей дошкольного возраста?

    Малыши дают родителям понять о своем неблагополучии только одним способом – болеют (неврозы, заикание, энурез и пр.). Это «звонок» организма, который заставляет задуматься об изменении семейной обстановки не в лучшую сторону, который влечет за собой внутреннее напряжение малыша.

    Дети 2-3 лет в кризисный период распада семьи реагируют плачем, который может выглядеть беспричинным, может наблюдаться нарушение сна, пугливость (вздрагивание при громких звуках), нежелание делиться собственными игрушками. В сюжетно-ролевой игре характерно использование агрессивных и голодных животных. С попаданием в детский сад дети, чьи родители развелись, очень тяжело и эмоционально расстаются с матерью. У таких детей может замедляться психическое развитие, появляются «вредные» привычки, например, сосание пальца, грызение ногтей как результат пережитого стресса.

    Пример из практики: Полина (3 года) после развода родителей начала включать в свои игры злых животных (тигров, львов, динозавров и др.), которые кусали и обижали других персонажей, при этом девочка сама злилась на них и проявляла физическую агрессию (била зверей, бросала, кусала).

    Как помочь ребенку в этом возрасте пережить развод?

    Для малыша в этом возрасте важна стабильность и близость с родными. Необходимо сохранять прежний режим (питание, сон). Важно брать ребенка на руки, обеспечив телесный контакт, обеспечить контакт с любимой игрушкой.

    Дети 3 – 5 лет часто испытывают гнев на маму за чувство утраты, агрессивны к сверстникам, тревожны, проявляют свои чувства через неконтролируемое поведение. Дети-«непоседы» становятся замкнутыми и молчаливыми. У некоторых детей наблюдается проявление чувство ложной вины за распад семьи. Особенно это ярко проявляется, когда родители пытаются «поделить» ребенка, что приводит к новым ссорам и скандалам, при этом сам ребенок начинает полагать, что именно он стал причиной ссор. Ребенок запускает программу «самоуничтожения»: возникает чувство покинутости и малыш считает внимание оставшегося родителя недостаточным. У ребенка закрадывается страх, что если один из родителей ушел из семьи, другой вскоре последуют за ним, и он останется один в опасности. Это может проявляться в ночном недержании мочи, навязчивостью, когда родитель все время должен быть рядом, проблемами с питанием, постоянном «нытье», трудности с засыпанием.

    Пример из практики: Семен (4 года) в период бракоразводного процесса стал проявлять замкнутость в детском саду (сторонился совместной деятельности с детьми, не стремился к общению), очень тяжело прощался с мамой и долго не мог успокоиться после ее ухода.

    Как помочь ребенку 3-5 лет пережить развод?

    Ребенок все понимает и замечает перемены в семье. Необходимо на доступном для ребенка языке составить разговор и объяснить, что произошло на самом деле, что независимо от обстоятельств, родители его любят. Родителям необходимо договориться друг с другом, чтобы обеспечить ребенку режим дня, правильное питание, организовать совместную деятельность (читать книжки, играть в игры, прогулка), чтобы ребенок не чувствовал себя брошенным и забытым.

    Дети 5-6 лет при разводе родителей могут проявлять вербальную агрессию и тревожность (раздражительность, неугомонность, гневливость). Дети в этом возрасте ясно представляют, что произойдет с семьей после развода родителей. Они могут делиться своими переживаниями и просить маму вернуть отца обратно в семью. Некоторые дети после развода родителей считают, что разлука с одним из них окончательная, и родитель больше никогда не вернется домой и не будет с ними видеться.

    Именно в старшем дошкольном возрасте развод родителей может оказать существенное влияние на развитие личности ребенка, потому что именно в этом возрасте у ребенка появляется желание общаться с родителем противоположного пола, а недостаток этого общения вызывает ощущение предательства и одиночества. Если же из семьи уходит родитель одного с ребенком пола, у ребенка возникает чувство возмущения и затаенная злоба.

    Пример из практики: Ангелина (6 лет) после развода родителей затаила внутреннюю злобу на маму, при ссоре проявляла физическую агрессию на маму (била маму кулаками, пинала, кидала предметы в лицо) и говорила, что это она виновата, что папа ушел из дома.

    Как помочь ребенку 5-6 лет пережить развод?

    Ни в коем случае нельзя перекладывать на ребенка свой груз переживаний. Ребенок в этом возрасте не может дать совета родителю, и поэтому будет чувствовать себя виноватым. Детская психика не предназначена для таких взрослых переживаний и решений. С ребенком можно обсудить его чувства. В присутствии ребенка нельзя оскорблять второго супруга.

    Как влияет развод родителей на психическое состояние детей младшего школьного возраста?

    В этом возрасте дети воспринимают родителей как единое целое. И если развод становится неизбежным, то у ребенка наблюдается тревожность, чувство обманутости, беспомощности. Иногда дети в этой ситуации проявляют признаки аутизма (нарушение социального взаимодействия, нарушение коммуникации, стереотипное поведение).

    Негативное влияние развода на ребенка в этот период усугубляется так называемым «кризисом семи лет», который проходит любой ребенок, идущий в школу. К семи годам у ребенка есть четкое понимание ситуации, что родители больше никогда не будут жить вместе, так как не любят друг друга. Школьники верят в то, что только они смогут помирить родителей, но когда это не получается, у них закладывается страх жить дальше, они беспокоятся за будущее.

    Иногда младший школьник начинает делить родителей на «хорошего» и «плохого». Как следствие, поведение ребенка резко меняется, появляется агрессия к тому родителю, с кем ребенок остался. Пропадает мотивация к обучению, возникает нежелание посещать школу, общаться со сверстниками. Часто наблюдаются проблемы со сном, потеря аппетита, энурез.

    Пример из практики: Влад (7 лет) после развода родителей отказывался ходить в школу, так как именно там он ощущал у себя комплекс неполноценности («у всех в классе полная семья, а у меня нет»). После школы не стремился идти домой, а бродяжничал по улицам. Мотивация к обучению снизилась до минимума, что привело к потере интереса к школе в целом.

    Как помочь младшему школьнику пережить развод?

    Каждый из родителей должен проводить с ребенком свободное время, обсуждать с ним его чувства, убеждать и словами и действиями, что ни один из родителей его не бросит, и что он не виноват в сложившейся ситуации. Это необходимо для того, чтобы обеспечить ребенку чувство безопасности и поднятия самооценки. До ребенка нужно донести, что развод это – совместное решение родителей, стараться в присутствии ребенка не упрекать друг друга. Поддержание четкого графика визитов того родителя, который больше не живет с ребенком, является обязательным правилом. Ребенку в этот тяжелый период времени необходима поддержка друзей, сверстников, участие в кружках, секциях, так как активная социальная жизнь позволяет отвлечься от неприятных мыслей, повышает самооценку и не дает замыкаться в себе.

    Как влияет развод родителей на психическое состояние детей подросткового возраста?

    Дети в подростковом возрасте принимают все близко к сердцу и страдают от этого состояния. Они могут долго накапливать обиду, гнев и прочие чувства и «взорваться бомбой» в любой момент. Подросток может обидеться на обоих родителей и не общаться ни с одним из них.

    Реакции на развод могут быть различными: ребенок может начать употреблять алкоголь, связаться с нехорошей компанией, выдумать себе ряд заболеваний, или наоборот, стать «идеальным» для родителей (выполнять домашнюю работу, не перечить, приходить раньше с уличных прогулок), таким образом, подросток пытается манипулировать родителями. Своим изменившимся поведением, ребенок надеется сблизить маму и папу. В любом случае, реакция у ребенка на развод всегда служит сигналом о том, что ему очень тяжело, и взрослые должны помочь ему преодолеть этот сложный период.

    Пример из практики: Антон (14 лет) после развода родителей связался с плохой компанией, стал употреблять ПАВ. Старался избегать встреч со вторым родителем и не шел на контакт с первым. Появились проблемы со здоровьем.

    Как помочь подростку пережить развод?

    Подростка нельзя оставлять один на один со своими мыслями и чувствами. Необходимо все время выводить ребенка на разговор, говорить о любви к ребенку с обеих сторон и про то, что причина расставания родителей не в нем. Желательно постоянно переключать внимание ребенка с семейных проблем на общение с друзьями. Это необходимо для того, чтобы ребенок чувствовал нужность себя самого. Из-за переоценки своей личности в этом возрасте, подросток может находится в сильном стрессе, что может вызвать депрессивное состояние. Если невозможно «перешагнуть» данный этап и идет «застревание» на этом этапе, то помощь психолога просто неизбежна.

    Самым тяжелым для ребенка является первый год после расставания родителей. Здесь необходимо терпение и поддержка родителей. Постепенно подросток привыкает к новому положению вещей. Но это возможно только при положительном, адекватном поведении со стороны обоих родителей.

    Общие рекомендации родителям,

    воспитывающим детей в неполной семье:

    — проговаривайте с ребенком сложившуюся ситуацию в семье, спрашивайте его мнение;

    — поддерживайте его желание быть понятым и услышанным вами, оставайтесь ним в контакте (спрашивайте, как прошел день в школе, в детском саду);

    — исключайте наказание, чаще хвалите. Сохраняйте доброжелательную обстановку в семье, чтобы укрепить чувство безопасности, сохранить у ребенка доверие;

    — не запрещайте ребенку вспоминать прошлое;

    — не перекладывайте функции родителя, который покинул семью, на плечи своего ребенка;

    — помогайте ребенку осваивать навыки поведения, соответствующие его полу.

    1.Маме, которая вынуждена воспитывать ребенка одна, важно перестать винить себя в случившемся, нельзя “полностью посвятить себя ребенку”. В результате от этого будет страдать ребенок, поскольку невольно станет вечным должником матери. В дальнейшем это помешает его отделению от матери при создании собственной семьи. А сама мама будет чувствовать себя обманутой и обделенной благодарностью выросшего ребенка, на которого она потратила лучшие годы жизни.

    2. Особенности протекания стресса у девочки: девочки в период развода родителей носят переживания в себе (грусть и обида). Во взрослой жизни испытывают трудности в выборе партнера, испытывают страх измен и предательств в интимных отношениях.

    3. Стресс у мальчика: у мальчиков в период развода родителей наблюдается провокационные поведение (воровство, уходы из дома, вербальная агрессия). Во взрослой жизни могут и не выработать в себе чувство независимости, уверенности, целеустремленности.

    4. Наиболее уязвим при распаде семьи единственный ребенок, потому что вместе с родными братьями и сестрами легче делиться переживаниями, что снижает эмоциональное напряжение.

    В.С. Ерке, педагог-психолог

    ГУ ЦПППН «Доверие» Забайкальского края

    Список использованной литературы

    1. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И., Игумнов С.А. Основы семейной психотерапии и семейного психологического консультирования // Общая психотерапия. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.
    2. Левин К. Супружеские конфликты // Психология конфликта: Хрестоматия /Сост. и общ. ред. Н.В. Гришиной. – СПб.: Питер, 2001.
    3. Осипова А.А. Психокоррекция детско-родительских и семейных отношений //Общая психокоррекция: Учеб. пособие. – М.: Сфера, 2000.
    4. Терехин В.А., Криченко Е.В. Психологические аспекты качества семейно-брачных отношений // РЭГ. – 2000.
    5. Терехин В.А., Криченко Е.В. Психологические аспекты качества семейно-брачных отношений // РЭГ.

    Источники:

    https://infourok.ru/vliyanie-razvoda-roditeley-na-psihicheskoe-razvitie-rebenka-1056219.html

    http://www.o-krohe.ru/psihologiya/razvod/

    Развод родителей: влияние на будущую жизнь ребенка

    http://5psy.ru/roditeli-i-deti/razvod-roditelei-vliyanie-na-detei.html

    http://chita-doverie.ru/vliyanie-razvoda-roditelej-na-detej/