Ребенок 4 года психическое развитие

Психическое развитие ребенка 4 лет

Чтобы оценить психическое развитие ребенка 4 лет необходимо обратить внимание на такие признаки, как стремление ребенка делать как взрослые, причем не только родителям, но и другим людям. Даже некоторые из игр малыша строятся на этих подражаниях. В этом возрасте ребенок понимает смысл слов, а также начинает воспринимать интонацию сказанного, то есть он чувствует грусть, иронию, недовольство и так далее в сказанном ему. Также четырехлетний малыш отлично пользуется единственным и множественным числом, различает женский и мужской род, но наряду с этим, может перепутать завтрак с ужином или завтра и вчера.

Психическое развитие четырехлетнего ребенка характеризуется также тем, что он может играть один, придумывая себе игры, но как только ему это надоедает, начинается поиск подходящей компании. При игре с другими ровесниками, четырехлетние дети не ссорятся с ними, так как уже умеют идти на уступки, относиться критически к себе и уступать. Характерно в это время и отсутствие лени, ведь каждое из поручений, которое дали взрослые, малыш старается выполнить.

В случае если поведение ребенка отличается от перечисленных признаков, то лучше обратиться к психоневрологу или психологу. Специалист после осмотра даст рекомендации, как откорректировать существующие нарушения, назначит лечение или занятия.

У ребенка в четыре года наблюдается очень хорошее психомоторное развитие. Он очень вынослив и может длительное время гулять. Именно во время этих прогулок, получая новые эмоции и впечатления, малыш расширяет круг своих знаний об окружающем мире.

Ручная умелость, которая становится все совершеннее, оказывает прямое влияние на психическое развитие ребенка 4 лет. А именно ребенок начинает овладевать координацией зрительного контроля и мелких движений ручками. Многие дети рисуют с огромным энтузиазмом, так как координация между моторным и зрительным развитием составляет наибольшее достижение именно в возрасте 4 лет.

Как уже говорилось, дети после 4 лет не только самозабвенно рисуют, но и играют. Игры становятся все сложнее, они уже становятся сюжетно-ролевыми, групповыми и моделирующими. Ребенок в этом возрасте легко может играть один, придумывая самостоятельно сюжет, распределяя роли, подчиняясь определенным правилам и жестко контролируя выполнение тех самых правил.

Так дети учатся общаться со сверстниками при помощи игр и контролировать поведение, подчиняясь игровым правилам. Однако то, что у ребенка просто замечательно получается в игре, намного хуже выходит при аналогичных требованиях взрослых. Во время игры у детей наблюдаются необычайная терпеливость, дисциплинированность и настойчивость. При этом у них развивается сообразительность, творческое воображение, нравственные установки и волевые качества.

Для психического развития ребенка 4 лет очень важно, чтобы взрослые относились к его игре очень серьезно и всячески поддерживали любые стремления к играм.

У ребенка этого возраста должна быть возможность развивать свои игровые фантазии. Ему нужно разрешать использовать в играх, казалось бы, ненужные для этого вещи: бруски, палки, железяки и прочее. Все это может понадобиться в игре, ведь детскую фантазию предугадать просто невозможно.

Именно игры оказывают сильнейшее влияние на психическое развитие ребенка 4 лет. При их помощи дети реализуют свое стремление быть самостоятельными, моделируя жизнь взрослых. В это время они открывают для себя мир человеческих отношений, общественных людских функций и различных видов деятельности.

Стоит отметить, что такие скачки в развитии ребенка возможны только благодаря его развивающейся речи. Поэтому на этот момент также необходимо обратить внимание, так как речь является неким фундаментом для психического развития ребенка.

Особенности нервно-психического развития ребенка 4-5 лет

У детей 4-5 лет происходит бурное развитие клеток головного мозга. С этим связано интенсивное нервно-психическое развитие ребенка. Развиваются его творческие способности. Он с удовольствием учит стихи, песни, а к 5 годам ему по силам и иностранный язык. Это возраст становления личности, важно не упустить благодатное время. Все, что вложено в ребенка в этом периоде, даст свои плоды в будущем, когда он повзрослеет.

У детей 4-5 лет усложняется деятельность коры больших полушарий головного мозга. С этим связаны бурное развитие речи ребенка, увеличение его словарного запаса. В 5 лет он способен составлять длинные предложения, рассказывать обо всем, что происходит вокруг пего. Слова произносит четко, выговаривает все звуки. Речь становится более разнообразной и выразительной. Если у ребенка есть отклонения в произношении, самое время записаться на прием к логопеду.

Память ребенка в возрасте 4-5 лет необыкновенна. Он может с легкостью запоминать длинные стихотворения. Любознательность просто не знает границ. Родители должны быть готовы к ответу на бесконечные почему? . В то же время не стоит впадать в крайность и загружать ребенка излишней информацией. Занятия должны быть ограниченными по времени и доставлять ребенку удовольствие. Психика ребенка еще очень неустойчива, и чрезмерные нагрузки могут вызвать у него переутомление, нарушен им сна и просто отвращение к занятиям.

Для ребенка настает время осознания себя в этом мире и отношения к себе окружающих. В более раннем возрасте он уже перешел от обозначения себя в третьем лице ( Маша хочет конфету ) к обозначения в первом лике ( Я хочу конфету ). В период 4-5 лет у ребенка формируется такая важная черта, как самооценка. Это показатель развития личности. Процесс формирования самооценки напрямую зависит от общения с окружающим его миром и в первую очередь — со взрослыми. Ребенок копирует поведение родителей, старших братьев и сестер, особенно если это поведение получает- положительные отклики у окружающих.

Он очень хочет быть хорошим, чтобы заслужить похвалу и высокую оценку, Поэтому со стороны родителей важно поощрять подобные стремления. Если ребенок поступает хорошо, говорите ему: Ты молодец! Ты поступил очень хорошо, и я тобой горжусь. Я вижу, что ты уже совсем взрослый, и на тебя можно положиться . Когда же он безобразничает и не слушается, говорите: Ты такой хороший человек, а поступаешь очень плохо. Я просто не узнаю тебя. Мне очень грустно, что ты совершил такой плохой поступок, но я знаю, что ты обязательно исправишься . Оценивать нужно именно поступок, а не ребенка. Он должен быть уверен, что вы все равно его любите, и постарается исправиться, чтобы заслужить ваше одобрение. Но не стоит также перехваливать ребенка за те или иные хорошие поступки, иначе можно воспитать в нем зазнайку с чересчур завышенной самооценкой. Исключение составляют неуверенные и застенчивые дети. Хвалите их даже за самый маленький успех и с уверенностью заявляйте, что никогда не сомневались в них.

Ребенку 4-5 лет очень трудно оценивать себя критически. Он может сомневаться в своих силах, но признавать свою вину ему пока трудно. Научить его этому можно личным примером. Если родители будут признавать собственные ошибки и извиняться перед ребенком за несправедливое к нему отношение, он поймет, что в нем тоже видят личность, а личность умеет быть самокритичной.

Важно поощрять ребенка на будущие достижения, выражать свою веру в него, в его силы и возможности. Ваша поддержка всегда будет просто неоценима. Главное — развивать в ребенке упорство в достижении цели и желание добиваться более высоких результатов.

Период 4-5 лет называется дошкольным периодом. В это время ребенок исследует границы своих возможностей и осуществляет попытки стать независимым от родителей. К началу этой стадии ребенок уже приобрел множество физических навыков, начинает сам придумывать себе занятия, а не просто отвечать на действия и подражать им. Проявляет изобретательность в речи, способность фантазировать.

От того, как реагируют взрослые на затеи ребенка, во многом зависит перевес качеств в характере. Дети, которым предоставлена инициатива

в выборе деятельности (бегать, бороться, возиться, кататься на велосипеде, санках, коньках), вырабатывают предприимчивость.

Закрепляет ее готовность родителей отвечать на вопросы (интеллектуальная предприимчивость) и не мешать фантазировать и затевать игры. Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: направление и целеустремленность.

Если взрослые показывают ребенку, что его деятельность вредна и нежелательна, вопросы назойливы, а игры бестолковы, он начинает чувствовать себя виноватым и уносит это чувство вины во взрослую жизнь. Опасность этой стадии – в возникновении чувства вины за свои цели и поступки в ходе наслаждения новым локомоторным и ментальным могуществом, которые требуют энергичного обуздания. Поражение ведет к покорности, чувству вины и тревоги. Подавляются и сдерживаются излишне оптимистические надежды и дикие фантазии.

На этой стадии происходит самое важное по последствиям разделение между потенциальным триумфом человека и потенциальным тотальным разрушением. И именно здесь ребенок навсегда становится разделившимся внутри себя: на детский набор, сохраняющий изобилие потенциалов роста, и родительский набор, поддерживающий и усиливающий самоконтроль, самоуправление и самонаказание. Развивается чувство моральной ответственности.

Ребенок на этой стадии склонен учиться быстро и жадно, стремительно взрослеть в смысле разделения обязанностей и дел. Хочет и может заниматься совместными делами, вместе с другими детьми придумывает и планирует дела. Подражает идеальным прототипам. Эта стадия связывает мечты раннего детства с целями активной взрослой жизни.

На этой стадии ребенок проходит первый этап социализации, так или иначе он сталкивается с общественными нормами, еще не умея им соответствовать. Ребенок по-прежнему активно “выдает” все, чему научился, радует и удивляет своими успехами. Возраст 4-5 лет ” – это возраст активной фантазии и ее словесного выражения. Родители таких детей обычно с гордостью рассказывают окружающим о том, чему их ребенок “уже научился”. Все это говорит о продуктивности этой стадии.

Развитие общих движений (крупной моторики) у здоровых детей.

Умение сохранять равновесие, ходить и бегать. Ходит прямо,

задом наперед и боком, тащит большую игрушку. Проходит на цыпочкх 3 метра.

Ходит с поддержкой по брусу, поднятому на 10 см. Ходит без поддержки по узкой линии на полу.

В течение 5 секунд балансирует на одной ноге — той, на которой ему легче сохранять равновесие.

Бегает, останавливается, поворачивает за угол, огибает препятствия.

Бежит, перенося вес на ногу, которая находится впереди, взмахивая при этом противоположной рукой. 3-4 года.

Умение преодолевать ступеньки и лестницы. Поднимается по лестнице,

не держась за перила, и поочередно переставляя ноги.

Спускается по лестнице, держась за перила и поочередно переставляя ноги.

Переносит предметы вверх и вниз по лестнице.

Поднимается и спускается по перекладинам вертикальной лесенки и шведской стенки

высотой 3 метра. 3-4 года.

Навыки игры с мячом. Бросает мячик, подняв вверх руку и развернув туловище.

Ловит мяч диаметром 15 см двумя руками, согнутыми в локтях.

Бьет по мячу ногой с разбегу ( попадать не обязательно). 3 -4 года.

Умение прыгать. Перепрыгивает через веревку на высоте 4 см, сразу двумя ногами.

прыгает в длину на 30 см. Прыгает с подставки или нижней ступеньки без помощи.

Прыгает вбок и обратно. Прыгает на двух ногах. Прыгает на одной ноге.

Умение кататься на трехколесном велосипеде. Катается, делая плавные повороты. 3-4 года.

Делает кувырок вперед. 4 года.

Выполняет одновременно два вида движений. 5 лет.

Развитие движений рук (мелкой моторики) у здоровых детей.

Манипулирование предметами: правильно держит карандаш, копирует круг,

нанизывает на нить 4 маленькие бусины. Разрезает полоски бумаги шириной 2 см.

Разрезает на 2 части квадратик со стороной 10 см. Наклеивает картинку на бумагу.

Строит несложные сооружения не менее, чем из 6 деталей. 3-4 года.

Рисование: имитируя действия взрослого, изображает фигуру, подобную латинской букве V (галочку).

Копирует знак плюс . Рисует простую картинку, закрашивает отдельные участки бумаги, пользуясь трафаретом.

На большом листе бумаги рисует разные линии и формы красками.

Пририсовывает к незаконченной фигуре человечка ручки и ножки.

Рисует человечка, изображая, по меньшей мере, три части тела.

Расстегивает пуговицы. Режет ножницами бумагу. 3-4 года.

Рисование: Копирует треугольник. Правильно рисует квадрат. 5 лет.

Развитие зрения и слуха (зрительного и слухового восприятия) у здоровых детей.

Умение слушать и концентрировать внимание на том, о чем говорят: слушая рассказ

отвечает словами или жестами на простые вопросы. 3-4 года.

Умение выбирать из нескольких предметов и картинок то, что нужно:

указывает на 13-16 частей тела. Если на картинке изображены мальчик и девочка или мужчина и женщина,

указывает на того, о ком спрашивают.

Отбирает предметы, относящиеся к понятиям. пища , животные , одежда , мебель . 3-4 года.

Умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие действия.

Выполняет указания, в каждое из которых входят две пары слов ( в каждой паре одно слово,

обозначающее действие, а другое — название предмета из тех, которые находятся в комнате).

Выполняет указания, в каждое из которых входят три пары слов ( в каждой паре одно слово обозначает действие,

а другое — название предмета из тех, которые находятся в комнате). 3-4 года.

Умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие признаки предметов, или

выражающие состояния. По просьбе выбирает длинный и короткий, твердый и мягкий,

шероховатый и глакий предметы. По просьбе выбирает открытую и закрытую дверцы (ящички, глаза и т.п.)

В ответ на вопрос. Что ты делаешь, если устал /голоден /тебе холодно? отвечает или показывает что делает.

Из группы предметов отбирает одинаковые. Среди нескольких предметов отбирает тот, который отличается от остальных.

Находит веселого, грустного, сердитого человечка, или показывает сам, что означают эти понятия.

Выбирает предмет, который больше или меньше демонстрируемого.

Находит первого и последнего. Из двух предметов выбирает большой и маленький. 3-4 года.

По просьбе кладет один предмет перез /за другим. По просьбе кладет один предмет сбоку /подальше от другого.

По просьбе кладет один предмет за, сбоку, подальше от, на и под перевернутую чашку. 3-4 года.

Различает местоимения его , ее , я , ты . 3-4 года.

Понимает смысл сюжетных картинок, отвечает на наводящие вопросы. 3,5 года.

Может составить рассказ по сюжетной картинке.

Понимает смысл последовательных картинок. 4 года.

Может разложить последовательные картинки по порядку, в соответствии с сюжетом.4,5 года.

Может отстукивать акцентированные ритмы по подражанию. 5 лет.

Психическое развитие ребенка четырех лет

Начиная с четырех лет, у детей начинает развиваться эмоциональная сфера их личности. Сейчас эмоции малыша становятся более стойкими, появляются первые переживания, симпатии и привязанности. Интенсивное развитие происходит за счет того, что активно совершенствуются клетки головного мозга.

важно Родители должны помочь малышу в процессе становления личности, ведь все, что он получит и освоит сейчас, обязательно даст свой результат, когда он станет более взрослым.

Нормы психического развития в 4 года

Нормальное психическое развитие 4-летнего ребенка характеризуется следующими признаками:

  • постоянное подражание взрослым;
  • ребенок воспринимает не только слова, которые слышит, также он чувствует, с какой интонацией они сказаны (чувствует веселье, грусть, иронию);
  • может объединять предметы в группы, руководствуясь общим признаком;
  • в играх с другими детьми начинает уступать и проявляет самокритику к своему поведению;
  • с радостью выполняет все поручения от взрослых.
  • Самопознание ребенка

    информация В возрасте 4-5 лет у малыша появляется самооценка. Он жаждет вашей похвалы и одобрения, поэтому старается быть хорошим во всем.

    Пока малышу сложно научиться признавать свою вину, однако кроха продолжает подражать взрослым, особенно если его поведение поощряют. Поэтому родители могут стать в этом хорошим примером. Если кроха будет видеть, как вы признаете свою неправоту и извиняетесь перед ним за несправедливое наказание или другую ошибку – он станет относиться и к себе более критично.

    Роль игрушек в психическом развитии детей

    Для детей игрушки так же важны, как для взрослых дом, машина, работа. Можно сказать, для ребенка игры — та же самая работа. Карапуз не только весело проводит время за игрой, он постоянно развивается. познает разные модели поведения, учится проявлять себя.

    Для своего крохи родители могут выбрать любую игрушку на свой вкус. Это могут быть:

  • легкие паззлы. развивающие сообразительность;
  • наборы конструктора – для формирования правильного восприятия пространства;
  • мозаика поможет в развитии творческой нотки юного творца.
  • совет Познакомив кроху с ролевыми играми, в которых каждый исполняет свою роль, вы дадите толчок к отработке моделей поведения в разных ситуациях, которые будут полезны ребенку будущем.

    Если вы все чаще стали замечать, что ваш малыш не умеет многого из вышеперечисленного (2-3 и более пунктов), то возможно, вам стоит проконсультироваться с психологом или неврологом. Только специалист сможет наверняка сказать, что это – индивидуальная особенность крохи или действительно проблема, которую стоит корректировать.

    Советы и рекомендации родителям

    • По возможности ограничивайте количество игр, которые могут перевозбудить ребенка. Постоянное нахождение его в состоянии возбуждения расшатывает нервную систему, и кроха становится неуравновешенным, капризным. Также это состояние сказывается на отдыхе малыша – ему сложнее заснуть и его сон становится более беспокойным.
    • Поощряйте стремление крохи к хорошему поведению. Обязательно хвалите его за добрые поступки. Когда же ваш малыш капризен, не стоит говорить ему, что он плохой. Сделайте акцент на том, какой он хороший. Добавив при этом, что вас очень расстраивает его поведение, и вы не ожидали, что такой послушный ребенок может так плохо поступать. То есть не критикуйте ребенка, а оцените именно его действия.
    • Родители должны помогать крохе в становлении личности и приучать его к чистоплотности, уважительности, открытости и честности.
    • Обычно после 4 лет дети обнаруживают свою половую принадлежность. И с этого момента вам следует изменять свое отношение к чаду. Если раньше у вас был ребенок, то сейчас он должен стать для вас дочкой или сыночком. И воспитывать с этого момента его стоит как будущего мужчину или женщину, прививая соответствующие качества.
    • Другие статьи этого автора:

      Источники: http://momma-baby.ru/content/osobennosti-nervno-psikhicheskogo-razvitiya-rebenka-4-5-let, http://egozaspb.ru/for-parents/202-psihologicheskoe-razvitie-rebena-4-5-let.html, http://deti.baby-calendar.ru/psixicheskoe/ot-4-do-5-let/

      Комментариев пока нет!

      Настольные игры для детей 9 10 лет

      Настольные игры Современные детские настольные игры отличаются красочностью далее.

      Детские кружки детей 6 лет

      Кружки: декоративная роспись, сударушка, далее.

      Ферма животных развивающий детей

      Развивающие мультики: Побег из курятника! Зайчата — Животные далее.

      Что должен знать ребенок в 12 лет

      Особенности детей 12 лет Дети 12 лет, как далее.

      Насморк у двухмесячного ребенка

      Как лечить насморк у далее.

      Ребенка после кормления болит живот

      22 мар 2010, 18:04 Мамочки, может, кто далее.

      Методика обучения детей младшего школьного возраста

      Современные подходы к обучению плаванию детей далее.

      Развитие ребенка в 4 года: что должен уметь, развитие речи

      Особенности развития ребенка 4 лет

      Развитие внимания и памяти в 4 года

      • Он запоминает события с давностью в 7 дней и воспроизводит те моменты, которые ему больше всего запомнились в правильной последовательности.

      • Ребёнок может выучить небольшой стих, запомнить текст песни, пересказать сказку.

      • Малыш узнает недавно прочитанное произведение по первым абзацам или иллюстрациям.

      • Повторяет движения в определённой последовательности во время игры или танца.

      • Находит признаки отличия или сходства на картинках и объясняет, в чём они заключаются.

      • Он способен группировать предметы по признакам.

      • Кроха собирает пазл, который состоит из 6 – 10 частей.

      • Он способен назвать предметы по порядку и выявить, какой из них исчез.

      • Запоминает фразу, которую произнесли взрослые и может её повторить.

      • После просмотра сюжетных картинок пересказывает увиденное.

      Умственное развитие в 4 года

      • Запоминает многие буквы, считает до 10 и более, умеет распознать графическое изображение буквы и цифры. Некоторые дети могут даже написать в тетради нужный символ.

      • Легко находят пару определённому предмету, убирают из заданного ряда лишний предмет.

      • Способен подобрать слово антоним к заявленному (например, днём светло – ночью (?) темно). Может справиться с простыми головоломками, загадками, логическими задачами.

      • Легко различает простые геометрические фигуры и некоторые сложные.

      • Может определить правую руку от левой и наоборот.

      • Ориентируется в схеме сборки конструктора, может соорудить несложные конструкции.

      Речевое развитие ребенка в 4 года

      Развитие речи ребёнка 4 лет

      • Чётко произносит гласные и согласные звуки.

      • Отвечает на вопросы, с удовольствием участвует в диалоге.

      • Может составить связный текст, который состоит из 6 предложений.

      • Легко описывает то, что он увидел на картинке, может полностью описать игрушку, увиденное и услышанное.

      • Знает своё полное имя с учётом фамилии и отчества. Запоминает имена своих друзей и знакомых в детском саду, помнит имя и отчество воспитателя.

      • Может назвать свой возраст и домашний адрес.

      • Прекрасно различает интонацию, сам может воспроизвести любую.

      • Применяет в речи единственное и множественное число.

      • Правильно употребляет слова в мужском и женском роде, числе, падеже. Правильно употребляет предлоги.

      • Во время разговора применяет все части речи (в том числе междометия, вводные и звукоподражательные слова).

      Развитие мелкой моторики в 4 года

      • Он способен надеть бусинки среднего размера на нить.

      • Малыш в состоянии развязать, завязать узел на толстом шнурке, застегнуть и расстегнуть молнию, пуговицу, крючок.

      • Кроха умеет правильно держать ручку, карандаш, кисть.

      • Он способен провести линию по точкам без отрыва руки от бумаги, разукрасить картинки, не выходя за контуры.

      • У него получается обвести фигурки по трафарету, сложить из нескольких одну, например, из квадрата и треугольника – дом.

      • Из пластилина лепит шарики, колбаски, собирает их в полноценную конструкцию (снеговик, цветок и т. д.).

      Физическое развитие ребенка 4 лет

      • Он с лёгкостью поднимается на вертикальную лестницу и спускается с неё.

      • Он отлично прыгает в высоту и длину.

      • Малыш способен бросить мяч в определённом направлении далеко и точно.

      • Ребёнок способен подтянуться на перекладине или кольцах, но с помощью взрослых.

      • Он способен пройти небольшую полосу препятствий.

      Психическое и эмоциональное развитие в 4 года

      Если ребёнок сделал что-то плохое, то его следует наказать, однако делать это нужно не силовыми методами. Ругать кроху тоже не стоит, просто нужно спокойно, но строго поговорить с ним. Важно объяснять ему, что плохого в его действиях и почему они вызывают недовольство у других людей. При этом расскажите, какие меры наказания его ждут, если в будущем ситуация повториться (например, отказ от сладкого или мультфильмов на несколько дней).

      Психическое развитие ребенка в 4 месяца

      К четырёхмесячному возрасту ребёнок уже установил контакты с окружающими людьми, он улыбается каждому, даря, тем не менее, самые радостные улыбки маме и папе. Карапуз готов к общению и стремится к нему — он реагирует на внимание, радуется разговорам и играм, постоянно лепечет и гулит.

      Кроха уже прекрасно понимает обращенную к нему речь, черпая информацию в интонациях. Сейчас происходит очень быстрое развитие речевых навыков, и Вы замечаете, как Ваш малыш проводит много времени, тренируя свои новые способности. Появление первых согласных и гласных звуков у карапуза обусловлено уже хорошо развитыми благодаря сосанию носогубными мышцами. Если в трёхмесячном возрасте дети всего мира примерно одинаково произносят звуки, то в четыре месяца, детки начинают подражать тому языку, на котором говорят окружающие, являя собой маленьких лингвистических гениев.

      Ваш кроха еще не выказывает явную радость при звуке своего имени, но уже реагирует на него — он замирает, внимательно прислушивается и поворачивает головку.

      Малыш выделяет голоса знакомых людей и отличает их от неизвестных ему, Вы заметите это по тому, как настороженно младенец смотрит, услышав звуки незнакомого голоса, иногда он даже может заплакать, испугавшись. Вообще малыш с удовольствием знакомится с новыми людьми, благосклонно реагируя на их появление.

      На четвёртом месяце жизни младенец переживает любые события очень бурно. Если крохе плохо, то совсем плохо, а если он чувствует себя хорошо, то всё на свете просто замечательно!

      Деткам очень нравятся не только разговаривать со взрослыми и играть с игрушками, они будут очень рады активным играм с родителями. Как правило, такими играми руководят папы, они поднимают и подбрасывают малыша вверх, щекочут, переворачивают во все стороны. Обычно детки реагируют на эти игры бурным восторгом. Попробуйте подурачиться перед малышом — смешно чихните или кашляните, карапуз, скорее всего тут же зальётся смехом. Вызывая таким образом смех младенца, не забывайте, что у маленьких детей веселье граничит с избыточным возбуждением, которое в итоге может привести к испугу. Обратите внимание на то, что порой, когда вы поднимаете своего карапуза вверх, он счастливо смеется, подняв его чуть выше, Вы услышите его испуганный плач. Вскоре Вы научитесь видеть грань в поведении малыша, когда пора прекратить такие активные игры, чтобы не перевозбудить ребёнка.

      Чувства четырёхмесячного малыша становятся богаче, помимо голода и страха, карапуза могут на короткое время захватить удивление, любопытство, досада, разочарование, интерес. Ребёнок исследует окружающий мир, непосредственно взаимодействуя с ним, поэтому постарайтесь повсюду брать его с собой, позвольте ему помогать Вам во время уборки, стирки или приготовления пищи.

      Если в первые три месяца жизни настроение крохи всё больше зависело от физических потребностей — чувства голода, боли из-за скопления газиков, а также от желания привлечь внимание родителей, то четырёхмесячный младенец благодаря быстрому развитию мозга, улучшению работы пищеварительной и нервной систем проявляет повышенный интерес к окружающему миру. Теперь любое действие малыша имеет эмоциональный подтекст, просто дети в этом возрасте еще не обладают таким широким спектром возможностей для выражения своих сложных чувств и отношения к происходящим событиям.

      Сейчас можете попытаться научить малыша засыпать самостоятельно. Только если ритуал отхода ко сну будет ребёнку приятным, он согласится на такое изменение в своём режиме. Кладя кроху в кроватку, будьте спокойны, веселы и уверенны в себе.

      Помните, что крепкая эмоциональная связь с любящими родителями – это то, что обеспечит нормальное умственное и психологическое развитие ребёнка. Вы убедитесь в наличии такой тесной связи между Вами и малышом, увидев, как младенец улыбается в ответ на Вашу улыбку, начинает лепетать, стоит Вам только заговорить с ним, гулит, когда Вы гладите по головке, и не хочет Вас от себя отпускать.

      Что должен уметь ребёнок в 4 года

      Четыре года – достаточно сложный для ребёнка возраст, когда он внутренне чувствует себя достаточно взрослым, но при этом остаётся ещё маленьким. Он ещё не дошкольник, но уже далеко и не младенец. В этот период происходит самосознание ребёнка как личности, становление его характера, так что от родителей требуется максимум терпения и деликатности, чтобы мягко и ненавязчиво направлять его.

      В этот период ребёнок продолжает активно расти и набирать вес. В норме вес мальчиков в возрасте четырёх лет колеблется от 14,5 до 18,5 кг, а девочек – от 13,9 до 18,2 кг. При этом рост четырёхлетних мальчиков обычно составляет 99-109 см, а девочек 98-109 см. Окружность грудной клетки у мальчиков колеблется от 51 до 55,3 см, а у девочек 49,3 до 54 см. К этому возрасту дети имеют уже все 20 молочных зубов.

      Эти данные – лишь часть показателей, определяющих нормальное физическое развитие четырехлетнего малыша. Не менее важно, чтобы он обладал определёнными физическими навыками, развивал выносливость и ловкость.

      Так, в норме четырёхлетний ребёнок должен:

    • ​ходить в заданном направлении уверенно, прямо, не шаркая ногами;
    • ​бегать, изменяя темп и направление движения, при этом сохраняя равновесие;
    • ​быстро пробегать расстояние 10-20 м;
    • ​непрерывно бежать в течение 1 мин;

    Для развития мелкой моторики четырёхлетний ребёнок должен уметь:

  • ​запускать юлу маленького размера;
  • ​делать «фонарики» кистями рук;
  • ​нанизывать на нитку крупные пуговицы или бусинки;
  • ​завязывать узелки на шнуре или толстой верёвке;
  • ​застегивать крючки, молнии, пуговицы.
  • Интеллектуальное развитие четырёхлетнего малыша происходит в основном благодаря развивающим играм и наглядным примерам. В этом возрасте ребёнок очень любознателен и должен обладать определёнными познаниями в различных областях знаний.

    В норме в возрасте четырёх лет ребёнок должен:

  • ​знать цифры до 5;
  • ​уверенно владеть понятиями «много» и «один», «больше» и «меньше»;
  • ​сравнивать группы предметов, в том числе используя приёмы наложения;
  • ​сравнивать два предмета по величине, длине, форме, высоте и уметь выразить существующую разницу словами;
  • ​знать и показывать правую или левую руку;
  • ​владеть понятиями: «верх», «низ», «слева», «справа», «налево», «направо»;
  • ​знать порядковый счёт до десяти.
  • В возрасте четырёх лет словарный запас ребёнка обычно составляет около четырёх тысяч слов. При этом малыш способен связно говорить на родном языке, знать наизусть небольшие стихи и рассказывать сказки.

    В норме ребёнок 4-х лет должен:

  • членораздельно произносить звуки (исключение могут составлять лишь шипящие и сонорные);
  • воспроизводить многосложные слова;

    Увеличиваются познания четырёхлетним малышом окружающего его мира.

    Так, в норме в этом возрасте ребёнок должен:

    • ​знать собственное имя и фамилию, а также имена и отчества родителей, родственников, воспитателей и других людей, которые его окружают;
    • ​знать свой адрес (название населённого пункта, улицы и номер дома);
    • ​знать свой возраст;
    • ​знать названия многих домашних и диких птиц и животных;

    Изобразительная деятельность

  • знать и называть все основные цвета (чёрный, красный, зелёный, белый, жёлтый, голубой, синий, розовый);
  • правильно работать карандашами и кисточкой;
  • проводить линии по точкам, не отрывая карандаш или ручку от бумаги;
  • ровно проводить различные линии (вертикальные, наклонные или горизонтальные) нужного размера;
  • аккуратно заштриховывать фигуры и раскрашивать рисунки, не выходя за контуры;
  • изображать простейшие предметы и явления;
  • уметь подбирать цвет, который соответствует изображаемому предмету;
  • лепить из пластилина или глины предметы, состоящие из нескольких частей;

    В 4 года ребёнок уже хорошо умеет играть с конструктором. Он должен:

  • знать и называть основные детали конструктора;
  • уметь горизонтально и вертикально располагать кубики, кирпичики и другие детали конструктора;
  • изменять «постройки», заменяя одни детали конструктора другими;
  • различать части постройки по высоте и величине.
  • Музыкальное воспитание

    В 4 года ребёнок уже знает и может назвать некоторые музыкальные инструменты, такие как: фортепиано, барабан, гитара, скрипка. Он должен уметь слушать от начала до конца небольшие музыкальные произведения, замечать изменения в звучании композиции (тихо – громко), узнавать на слух знакомые ему мелодии и подпевать в такт.

    Психическое развитие

    В этом возрасте активно развивается психика малыша, он начинает испытывать разнообразные эмоции и становится очень восприимчивым к реакциям взрослых. Родители и воспитатели должны понимать, что их уважительное и одобрительное отношение к четырёхлетнему ребёнку формирует у него правильное позитивное представление о себе. В этот период поведение ребенка определяет уровень его самоуважения. Если взрослые считают его хорошим, то и ребёнок считает себя таковым, и ведёт себя соответствующим образом. И наоборот, капризничает и хулиганит, если считает себя плохим.

    Основные психические функции развиваются в этом возрасте следующим образом.

    В 4 года ребёнок должен:

  • самостоятельно находить и называть признаки сходства и различия между игрушками или картинками;
  • удерживать в поле зрения не менее 4-5 предметов;
  • самостоятельно находить одинаковые предметы;
  • не отвлекаясь, выполнять определённые задания в течение 6-7 минут;
  • суметь повторить движения в определенной последовательности, например: поднять или опустить руки, хлопнуть в ладоши и т.д.
  • хлопать в ладоши или топать ножкой во время произнесения взрослыми определённого слова;
  • суметь сконструировать простые постройки из деталей конструктора по предложенному образцу;
  • самостоятельно складывать картинку или открытку, разрезанную на 3-4 части.
  • самостоятельно в правильном порядке собирать пирамидку из 6-7 колечек;
  • знать и использовать обобщающие слова;
  • находить соответствующую пару любому предмету;
  • находить в каждой группе лишний предмет и уметь объяснить свой выбор;
  • подбирать слова-антонимы;
  • находить несоответствия на картинке, изображающей нелепицы;
  • решать простые логические задачи.
  • к оглавлению ^

    В 4 года ребёнок должен уметь:

  • запоминать содержание сюжетного рисунка;
  • пересказывать содержание услышанной сказки;
  • знать и рассказывать наизусть стихи, потешки, загадки;
  • воспроизводить в памяти и уметь описывать недавно происшедшие яркие события своей жизни;
  • повторять услышанные различные слова, цифры или слоги (4-5 шт.);
  • точно выполнять задания, состоящие из нескольких (3-4) команд;
  • запоминать и самостоятельно называть 4-5 увиденных предметов.
  • Эмоциональное развитие

    И, наконец, не менее важным фактором полноценного развития четырёхлетнего малыша является его эмоциональное становление. В этом детском возрасте ребёнок уже начинает ориентироваться в человеческих взаимоотношениях, он чувствует и осознает отношение к себе, доброжелательное или недоброжелательное, способен заметить изменение настроения окружающих его людей, проявляет сочувствие и внимание, может выразить свои эмоции.

    Это лучшее время для воспитания культуры поведения малыша.

    Развитие ребенка в 4 года

    Согласно психологическим и социальным исследованиям, на протяжении всей жизни, каждый человек переживает несколько переходных периодов, первый из которых происходит приблизительно в четырехлетнем возрасте. Именно на этом этапе, ребенок начинать ощущать себя самостоятельной личностью, испытывать некоторые ранее не знакомые ему эмоции, осознавать свою роль в семье и понимать отношение окружающих к себе.

    Физиология ребенка четырех лет

    К началу 4-го года, подавляющее большинство здоровых малышей, с физиологической точки зрения, можно считать полностью подготовленными к взрослой жизни. У деток в таком возрасте уже хорошо развита координация движений, мелкая и крупная моторика, речь. Малыш без особых усилий преодолевает любые препятствия на своем пути (ступеньки, ухабы, перегородки и пр.), повторяет за взрослыми многие движения, самостоятельно одевается, раздевается, кушает и пр. Если все пред идущие годы жизни каждый день ребенка был наполнен физической активностью, то теперь наступает период психологического и умственного развития и, как следствие, некоторое уменьшение подвижности. Для родителей, в этот период времени, очень важно наиболее рационально распределить проводимое малышом время. Нужно, что бы настольные игры, рисование, лепка и прочие спокойные занятия не занимали все время ребенка, а чередовались с подвижными играми.

    Согласно советам специалистов, существует несколько способов для поддержания наиболее оптимального баланса физической активности ребенка в течении дня. Во-первых, очень желательно, что бы малыш посещал детский сад. Во-вторых, в 4 года вполне можно начинать заниматься какими-либо видами спорта. Родителям стоит предложить ребенку самостоятельно выбрать то, что ему нравится. Возможен вариант, когда ребенка записывают сразу в несколько секций, что бы в последствии, он мог выбрать какую-то одну. В-третьих, родителям стоит хотя бы по 2 часа в день, при условии что малыш ходит в детский сад, гулять с ним на улице. Соблюдение всех этих указаний поможет вырастить всесторонне развитую личность.

    Разнообразные капризы, иногда истерики — все это молодым родителям знакомо достаточно давно, однако, в 4 года такое поведение ребенка выходит на качественно новый уровень. Если раньше, плохое поведение диктовалось исключительно инстинктами (чувство голода, болезненные ощущения, чувство усталости и пр.), то теперь, раздражительность и непослушание — это форма поведения, выбранная сознанием ребенка, как наиболее уместная в конкретной ситуации. Именно в 4 года начинает формировать характер малыша, манера его общения с окружающими, привычки и прочие личностные качества, которые могут быть ему присущи на протяжении всей жизни.

    Современные психологи выделяют несколько правил, которым стоит придерживаться, что бы вырастить психологически здорового, адекватного и сильного духом человека:

    1. Родителям надо с должным вниманием относиться к своему ребенку. Нужно замечать все чем он занимается. Постоянно вступать с ним в диалог, высказывать свое и интересоваться его мнением по любым вопросам. Нельзя забывать хвалить малыша. Дети, испытывающие нехватку в похвале, как правило, ни к чему не стремятся, чувствуют себя неуверенно. Если ребенок совершил какой-либо нехороший проступок, с малышом стоит спокойно поговорить, объяснить в чем он не прав. Когда у ребенка что-то не получается, допустим, завязать шнурки, следует спокойно и терпеливо показать, как это нужно делать и потренироваться с ним вместе;
    2. С ребенком нужно считаться. С самых ранних лет малыш должен ощущать, что он полноценный член семьи, и с его мнением считаются. Только в таком случае, у него есть шанс вырасти уверенным в себе человеком, который сможет за себя постоять;
    3. Детей никогда нельзя обманывать. Если малышу была обещана вечером вкусная конфета, значит эта конфета у него должна быть. Если мама пообещала, что за пять дней посещения дет. сада без слез и истерик купит куклу, то она обязательно должна ее купить. Если выполнить обещанное не получилось, ребенку нужно объяснить какова тому причина. Дети уже в таком возрасте понимают абсолютно все. Если мама, или папа обманывают свое чадо без особых на то причин, то, за достаточно короткое время, ребенок перестанет им верить и при этом сам будет врать;
    4. Важно следить за манерой своего собственного поведения. Ребенок в 4 года, как губка, впитывает все, что видит вокруг себя. Если родители могут себе позволить хамское поведение, не цензурные выражения и пр., то и их дитя со временем будет вести себя так же. Более того, такое поведение ребенка будет наблюдаться не только по отношению к посторонним людям, но и к самим родителям;
    5. Для ребенка нужно быть другом. Старайтесь проводить вместе как можно больше времени, периодически устраивайте семейные праздники, ходите вместе на природу, старайтесь брать его с собой на отдых. В 4-х летнем возрасте уже можно посещать разнообразные культурные места отдыха: детские театры, кукольные театры, елки, кинотеатры, спектакли и пр.

    Навыки и умения в 4 года

    Если сравнить умения и навыки малышей 4-х летнего возраста, то станет ясно, что у каждого они свои и могут значительно отличаться. Кто-то знает все буквы алфавита и умеет читать, а кто-то считает до 20-ти. Один ребенок может самостоятельно прибрать свою постель, а другой включить игру на компьютере. В этом возрасте ребенок умеет делать то, чему его научили.

    Советы родителям ребенка четырех лет

    Первый и самый основной совет родителям 4-х летнего малыша — это запастись терпением. Именно с этого периода слова зачем, почему и как будут звучать в вашем доме помногу раз в день. Подрастающий малыш интенсивно развивается и, с каждым днем, все больше вопросов, относительно устройства окружающего мира, возникает в его голове. Нужно всегда спокойно и уравновешенно общаться с ребенком, доступно отвечать на все поставленные вопросы. Ни в коем случае нельзя отнекиваться от малыша, или переносить разговор, на интересующую его тему, на потом.

    Очень желательно уже с 4-х летнего возраста начинать потихоньку подготавливать ребенка к школе. Вполне уместно будет учить с ним цифры, буквы, пробовать читать. Такие занятия лучше всего проводить в игровой форме, что бы малыш интересно проводил время и при этом получал новые знания. Посещение подготовительных кружков и спортивных секций так же пойдет только на пользу подрастающему поколению.

    Как развивать мелкую и крупную моторику ребенка в 4 года

    Для развития крупной моторики наилучшим вариантом будет посещение малышом какого-либо спортивного кружка. Когда по каким то причинам у родителей нет такой возможности, с ребенком стоит проводить ежедневную зарядку дома. Можно каждое утро включать веселую, динамичную музыку и всей семьей выполнять комплекс простых упражнений. Во время прогулки провоцировать его на подвижные игры. Для развития мелкой моторики, как и в 2-х и 3-х летнем возрасте нужно приобщать ребенка к рисованию, лепке, перебиранию семечек и прочим занятиям такого же типа.

    Как играет ребенок в четыре года

    Этот период для малыша, по истине, можно назвать очень ответственным и в то же время увлекательным. В 4 года дети потихоньку вливаются в социум, начинают становиться его частичкой, а так же учатся отвоевывать свое место в нем. У малышей появляются первые друзья, с которыми они участвуют в совместных играх. Для такого возраста наиболее характерны ролевые игры, которые копируют жизнь взрослых людей. Большинство девочек играют в дочки-матери, больницу, детский сад. При этом, юные дамы выполняют в этих играх роли мам, врачей, воспитателей. Среди мальчиков самыми популярными считаются игры в полицейского, водителя, военного.

    Чему учится ребенок в четыре года

    В этом возрасте каждый малыш продолжает совершенствовать уже приобретенные навыки. В первую очередь это касается способности обслужить самого себя. Улучшается его речь. Ребенок интересуется буквально всем, что его окружает и, как следствие, значительно углубляет свои знания во всем. Опытные педагоги советуют именно в этот период начинать изучение иностранных языков, учить с малышом стишки, песенки. От того на сколько активно будет развиваться память ребенка начиная с 4-х летнего возраста, в значительной степени зависит его обучаемость в дальнейшем.

    Как ведет себя ребенок

    В 4 года происходит формирование характера малыша, он начинает потихоньку осознавать, что такое хорошо, а что такое плохо. У него возникает масса вопросов. По-этому родителям в этом возрасте стоит быть достаточно терпимыми и с пониманием относится к потребностям ребенка в получении все новой и новой информации.

    Как развивается речь

    Примерно 95 — 98 % детей к этому возрасту уже в состоянии вполне внятно изъясняться. Теперь происходит процесс усовершенствования речи. Малыш начинает выговаривать такие сложные звуки, как: р, ш, щ. Словарный запас все время пополняется новыми словами, однако, смысл далеко не каждого слова ребенок понимает. Не одиноки случаи, когда дети в таком возрасте употребляют матерные слова. Такая ситуация возникает в том случае, когда кто-то из их окружения регулярно матерится.

    В чем основная задача воспитания

    С самого рождения родители являются самыми близкими людьми для своего малыша. Основная их задача состоит в том, что бы обеспечить своему чаду полноценное физическое и психологическое воспитание, научить его находить общий язык с другими детьми, достойно вести себя в окружении взрослых. Родители должны помочь своему ребенку по максимуму раскрыть свои возможности, предоставить ему право выбрать для себя увлечение по душе.

    Видео: как научить ребенка рисовать в 4 года.

    Что должен знать и уметь ребенок в 4 года. Развитие ребенка 4 лет

    Рассмотрим и дадим оценку физического и психического развития ребенка в возрасте четырех лет.

    Подрастающий ребенок не только быстро меняется внешне, но он еще и быстро обретает все новые навыки. Маме кажется, что еще вчера ее малыш был полным неумехой, а уже сегодня он многое умеет. Что же должен уметь нормально развивающийся четырехлетний ребенок.

    Ребенок в 4 года умеет следующее:

    ♦ очень уверенно ходить; при ходьбе ребенок практически не падает, — если только по невнимательности за что-нибудь не запнется;

    ♦ достаточно уверенно бегать; ребенок бегал и раньше; но раньше при беге он часто падал; теперь же он падает во время бега все реже, а если и падает, то, как правило, не сильно ушибается — за прошедшие годы он научился падать; с ребенком этого возраста уже интересно играть в такую подвижную игру, как «догонялки»; ребенок бегает не только по прямой, но и делает броски в одну и другую стороны, может уворачиваться; по прямой ребенок может без отдыха пробежать довольно много — около 150 метров (иные дети — и больше); мама, однако, не должна без особенной необходимости позволять малышу бегать так много, потому что продолжительный бег — большая нагрузка на сердечно-сосудистую систему;

    ♦ неплохо владеть своим телом; хотя его навык владения телом еще весьма далек от совершенства; последнее обстоятельство объясняется тем, что у ребенка не вполне развито чувство равновесия; если предложить четырехлетнему малышу пройти по узенькой доске или по бревнышку, малыш, конечно, пройдет, но пройдет очень неуверенно;

    ♦ довольно ловко прыгать; ребенку этого возраста легче даются прыжки вперед и труднее — прыжки назад, прыжки в одну или в другую стороны; малышу не составляет труда перепрыгнуть через какой-нибудь невысокий предмет; ребенок может перепрыгнуть через неширокую канаву, он легко спрыгнет со ступеньки или запрыгнет на нее; однако, ребенку этого возраста еще не хватает ловкости прыгать через скакалку;

    ♦ легко и с удовольствием кувыркаться; ребенок кувыркается дома на ковре или на диване; летом, оказавшись на улице, он не упускает возможности покувыркаться в траве;

    ♦ ловко лазать по «шведской» стенке; с одинаковой ловкостью ребенок поднимается по этой стенке и опускается по ней; может проводить на «шведской» стенке много времени — особенно в компании таких же малышей;

    ♦ может ловко и уверенно сидеть на узле каната, раскачиваться на канате, крутиться на нем; однако, ребенок еще не может подниматься по канату, поскольку не хватает силы рук;

    ♦ во всем ребенок стремится подражать маме и папе, другим взрослым людям; многие его игры (главным образом, ролевые игры) построены именно на подражании;

    ♦ знает несколько сотен слов; разговаривая со взрослыми, понимает не только смысл, вкладываемый в слова, но и интонации; так, ребенок хорошо чувствует интонации одобрения, недовольства, иронии, обиды, раздражения, грусти и пр.;

    ♦ может продемонстрировать хорошую память; отлично помнит все, что ему говорили мама и папа и другие члены семьи; легко запоминает стихи — и довольно большие; легко запоминает слова из других языков;

    ♦ если и путает единственное число с множественным, а мужской род с женским, то очень редко; зато он часто путает временные понятия и про «завтра» может говорить как про «вчера»; также бывает путаница в понятиях «завтрак» и «ужин»; ребенок этого возраста может легко разделять предметы на группы на основании того или иного определяющего признака; так, ребенок разделит ряд «капуста, стул, помидор, стол, картофель, кровать» на два ряда — «капуста, помидор, картофель» и «стул, стол, кровать»;

    ♦ быстро совершенствуется в навыке рисования; ребенок, разрисовывавший прежде альбомы исключительно каракулями, уже способен свести концы круга — хотя круг, который у него получается, очень трудно назвать совершенным; в некоторых рисунках малыша угадываются треугольники, прямоугольники, квадраты или ромбы; более сложные рисунки ребенку не по силам — он не нарисует еще человечка, собачку, домик;

    ♦ предпочитает искать для игры компанию, хотя и неплохо, с интересом может играть в одиночестве; если ребенок играет с другим малышом, то в возникающих конфликтных ситуациях демонстрирует готовность уступить; эта готовность говорит о том, что ребенок уже может относиться к себе критически и что он дорожит отношениями с другим ребенком, дорожит совместной игрой;

    ♦ с готовностью исполняет поручения мамы и папы; выполнив же поручение, он исполнен гордости, с удовольствием выслушивает похвалы; в этом возрасте похвала становится для него большим стимулом.

    Обнаружив, что развитие ребенка явно не соответствует тем пунктам, о которых мы здесь говорили, мама должна посоветоваться относительно этого развития с участковым детским врачом и, при необходимости, с психологом, с психонев­рологом.

    Осмотрев ребенка, поговорив с ним, специалист даст рекомендации в индивидуальном порядке. Не исключено, что ребенку придется походить на занятия. Интенсивность занятий нужно будет увеличить и дома.

    Источники:

    http://kurszdorovia.ru/deti/trening/psihicheskoe-razvitie-rebenka-4-let/

    http://uspeshnyjmalysh.ru/rebenok-4-goda/psihicheskoe-razvitie-rebenka-4-let.html

    http://birth-info.ru/614/child-health-Razvitie-rebenka-v-4-goda-chto-dolzhen-umet—razvitie-rechi/

    http://www.minibanda.ru/kalendar-razvitiya-rebenka/4-mesyac/psixicheskoe-razvitie

    http://woman-l.ru/chto-dolzhen-umet-rebyonok-v-4-goda/

    http://nedeli-beremennosti.com/razvitie-rebenka-v-4-goda/

    http://www.alegri.ru/deti/vospitanie-i-razvitie-rebenka/chto-dolzhen-znat-i-umet-rebenok-v-4-goda-razvitie-rebenka-4-let.html