Ребенок зеркало семьи сухомлинский эссе

В.А. Сухомлинский: самые главные мысли о детях, семье и школе

Воодушевившись подвигом Януша Корчака, Сухомлинский посвятил себя детям. Он записывал все свои мысли, связанные с воспитанием и образованием детей. В основу его образовательной системы легло самое главное — личность ребенка. Он программировал всех детей на успех, давал отстающим детям задания полегче, чтобы они могли с ними справиться и не чувствовали себя хуже более сильных детей. А после этого учитель хвалил ребенка. Тем самым учитель не ставил в коллективе ребенка как неуспевающего, все дети были равны, хотя, безусловно, как и в любом коллективе, были более сильные дети и более слабые. Но Сухомлинский с этим боролся и открывал новые таланты у детей, чтобы каждый ребеночек нашел себя в том или ином занятии. Сухомлинский огромное значение в воспитании детей уделял труду, познанию красоты окружающего мира

Он написал великолепные книги, «Письма к сыну», «Сердце отдаю детям», «Воспитание человека», в которых открыто сформулировал принципы своего педагогического мировоззрения. Каждая из этих книг стоит того, чтобы стать обязательной к прочтению каждым учителем перед началом учебного года. А родителям его книги стоило бы выдавать в роддоме при выписке.

  1. Воспитание перестаёт быть воспитанием, когда ребёнок чувствует, что с ним поступили несправедливо. Несправедливость порождает оскорбление и негодование, подлость и лицемерие.
  2. У ребёнка никогда не бывает злого умысла. Он ошибается. И если мы помогли ему правильно понять и пережить ошибку, он всем сердцем постигнет моральный смысл своего поступка и будет стараться избегать аналогичной ошибки, хотя не всегда это ему и будет удаваться.
  3. Уважайте детское желание быть хорошим, берегите его как самое тонкое движение человеческой души, не злоупотребляйте своей властью, не превращайте мудрости родительской власти в деспотическое самодурство.
  4. Нельзя допускать, чтобы ребёнок перестал уважать сам себя, дорожить собственной честью, перестал стремиться быть лучше, чем он есть.
  5. Нельзя превращать детское сердце в пугливую птичку, которая забилась в угол клетки и ждёт расправы. Сердце, чуткое к добру, справедливости, доброжелательности, не требует не только крика, но и повышения голоса.
  6. Как бы серьёзен ни был детский проступок, но если он совершён не по злому умыслу, за ним не должно следовать наказание.
  7. Пусть над головой у ребёнка не висит меч наказания за неосторожный, опрометчивый шаг. Дети с угнетенными чувствами — это, как правило, дети с угнетенным интеллектом, обедненной мыслью.
  8. Физические наказания являются насилием не только над телом, но и над духом человека; ремешок делает бесчувственными не только спину, но и сердце, чувства.
  9. Там, где всё строится на наказаниях, нет самовоспитания, а без самовоспитания не может быть нормальным и воспитание вообще. Не может, потому что наказание уже освобождает воспитанника от угрызений совести, а совесть — это главный двигатель самовоспитания; где совесть спит, не может быть и речи о самовоспитании. Получивший наказание думает: мне нечего больше размышлять о своём поступке; я получил то, что положено.
  10. Тому, кого бьют, самому хочется бить; тот, кто в детстве хочет бить, став взрослым, захочет убить — преступления, убийства, насилие уходят своими корнями в детство.
  11. Хулиган, сознательный нарушитель дисциплины не рождается внезапно. Его создают годы черствости, равнодушия и бессердечности взрослых.
  • Ребенок — зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.
  • Прекрасные люди вырастают в тех семьях, где отец и мать по—настоящему любят друг друга и в то же время любят и уважают людей.
  • Если люди говорят плохое о твоих детях — это значит, они говорят плохое о тебе.
  • Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.
  • Воспитывая своего ребенка, ты воспитываешь себя, утверждаешь свое человеческое достоинство.
  • Пусть с юных лет в сердце ребёнка живёт тревога за родную мать, отца, бабушку и дедушку; пусть грустит и болит детское сердце, если у родных что— то неблагополучно, пусть ночью не спит ребёнок, думая о матери и отце. Не оберегайте его от этих тревог, от этой боли: будете оберегать, вырастет человек с каменным сердцем, а в каменном сердце нет места ни для сыновней преданности, ни для отцовской ласки, ни для великих идеалов народа; кто равнодушен к матери и отцу, не может стать и настоящим патриотом.
  • Любого работника — от сторожа до министра — можно заменить таким же или еще более способным работником. Хорошего же отца заменить таким же хорошим отцом невозможно.

  • Никогда не поднимает руку на другого человека тот, кто в детстве близко к сердцу принимает радости и горечи другого человека, кто готов отдать свою радость, свое благополучие во имя того, чтобы отец, мать, сестра, брат, дедушка, бабушка не знали горя, страданий.

  • Первый и главный воспитатель ребёнка, первый и главный педагог — это мать, это отец.
  • В семье, где отец и мать отдают частицу своей души другим, принимают близко к сердцу радости и горести людей, дети вырастают добрыми, чуткими, сердечными. Самое большое зло — эгоизм, индивидуализм отдельных родителей.
  • Некогда воспитывать сына — значит некогда быть человеком.
  • У тебя будут дети, ты будешь озабочен тем, чтобы они стали настоящими людьми; так знай же, что самое главное в творении человека — это воспитание способности дорожить человеческой жизнью как самым дорогим, бесценным богатством.
  • Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце,

    так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.

    В. А. Сухомлинский

    Моменты истины ценнее самого дорогого подарка. Особенно это чувствуют те, кто получил от жизни все, о чем только мечтал, но при этом не стал по настоящему счастлив. И встретив людей, идущих путем Знания, почувствовал силу этого движения, его мощь и глубину.

    Из рассказов участников фестиваля: "Одна моя подруга совсем недавно начала интересоваться лекциями мастеров проекта "Психология Третьего Тысячелетия". Она смотрела видео запись с закрытия 6-го фестиваля, который проходил в Ялте, и поделилась своим впечатлением со мной. «Когда я увидела детей на сцене, я заплакала, – сказала она, – где-то смеялась, где-то прослезилась, но мне все очень понравилось и я хочу поехать на этот фестиваль!» Я ловила ее эмоции и сама плакала от радости, потому что очень хочу, чтобы она стала участником этого незабываемого мероприятия. Я понимаю, как важно ей, матери двоих замечательных детей, которая ищет счастье, гармонию во взаимоотношениях с мужем, с детьми, ищет Истину в конце концов, как важно ей и ее подрастающим детям ощутить и прожить другую реальность, где все настоящее и все пронизано любовью, заботой, добротой, взаимопониманием и поддержкой".

    Мы часто даже не догадываемся о проявленном существовании того мира, который живет в глубине нашего сердца – мира любви и света. Это настоящее счастье – узнать, что такой мир есть и есть люди, которые живут по законам Вселенной, по законам совести. Как важно не упустить шанс познать и осознать свое предназначение и как важно понять необходимость такого образования, благодаря которому мы принесем благо не только себе, обществу, но и своим детям, которые будут продолжать этот путь в Школе Жизни. Дети как барометры, они четко реагируют на внутренний мир родителей, отражая его своим поведением. Отрицательный пример такого поведения можно увидеть в семьях, где еще не поселилось знание о законах счастливой жизни. Задача нашего проекта – сделать счастливыми как можно больше людей, показать людям жизнь на уровне души, где нет места эгоизму. Природа души – это бескорыстие.

    Дорогие родители, мы обращаемся к вам и приглашаем вас принять участие в 7-ом фестивале «Психология Третьего Тысячелетия»! Мы приглашаем вас вместе с вашими детьми в пространство, которое создано для того, чтобы сделать жизнь вашей семьи наполненной счастьем, здоровьем и гармонией!

    С самого начала на фестивалях Проекта «Психология Третьего Тысячелетия» уделяется большое внимание детским программам. В первом фестивале приняли участие 200 человек, и для детей участников была организована детская комната. На третьем фестивале в Домбае была организована целая детская программа с продуманным сценарием для разных возрастных групп. На шестом фестивале собралось 1200 человек и 200 детей зарегистрировалось в детской программе – это была рекордная цифра за время всех фестивалей! Масштабы Проекта увеличились за несколько лет до невероятных высот и с таким составом детскую программу можно считать полноправным фестивалем на фестивале "Психологии Третьего Тысячелетия".

    Усилия команды организаторов фестиваля фантастические! В работе воспитателей отмечается высокий профессионализм, сплоченность, самоотдача и большое желание творить чудо вместе с вашими детьми, помогая им открывать в себе различные таланты и качества людей, готовых прийти нам на смену в недалеком будущем. Воспитатели детского фестиваля – это люди, чей вклад неоценим – он бесценен. Эти люди – настоящие творцы добра!

    На закрытии 6-го фестиваля "Психологии Третьего Тысячелетия" руководитель проекта, Олег Гадецкий, поделился с нами:

    — Я спросил одного из педагогов: «Что вас заставляет приезжать на этот фестиваль? Это же непросто – вы не видите фестиваль, рядом с вами только дети и их очень много». Она ответила, что к ней подошла девочка и сказала: «Вы к нам относитесь по-другому, чем учителя в школе». Она спросила: «А в чем разница?» – «А вы нас понимаете и любите». И она сказала, что я приезжаю ради того, чтобы услышать эти слова, чтобы получить этот эффект, чтобы сердце ребенка изменилось, чтобы он понял, что в этом мире есть люди, которые его очень сильно любят».

    Закрытие 6-го фестиваля не было бы таким ярким, если на сцену не пригласили бы всех детей и их воспитателей. Зрители приветствовали бурными аплодисментами самых преданных, самых активных и самых любимых участников фестиваля – своих детей! Воспитатели шутили со сцены: "Дорогие родители, кто забыл в лицо своих детей за время лекций, пожалуйста, полюбуйтесь, узнайте своих детей». Мы сейчас хотим сказать пару слов участникам проекта «Школа жизни»: «Взрослые, пока вы что-то планируете, пока вы что-то проектируете, посмотрите, дети уже построили дома из экологически чистых материалов, это дома настоящего. Наши дети, ваши, уже живут в этих домах, так что подтягивайтесь к ним, не отставайте! И вот эти дома – подарок с любовью всем участникам фестиваля от всей детской программы». И еще небольшое объявление: «Уважаемые родители, ваши дети уже записались на следующий фестиваль! Уважаемые организаторы, где и как можно записать следующих участников?» Специально в честь закрытия фестиваля детишки построили сладкие домики из печенья и конфет в подарок фестивальщикам.

    В своем интервью Анатолий, руководитель детского департамента, рассказал нам об основных задачах детских программ:

    — Чем детская программа помогает людям, которые приезжают сюда?

    — В нашей детской программе несколько задач, и один из ее девизов: "От камеры хранения к гармоничным взаимоотношениям между родителями и детьми". Мы знаем, что сейчас существует потребительская среда, и родители приводят детей в садик или школу, "сдают" педагогам и дальше занимаются своими делами. Вместе с тем задача самого фестиваля – развитие гармоничной личности этих самых родителей. Поэтому идея – чтобы отношения стали гармоничными и в первую очередь с детьми. И мы стремимся к этому. В нашей программе мы приглашаем к взаимодействию родителей и они нам помогают. На прошлом фестивале девочка подошла к маме и говорит: "Мама, мы переезжаем сюда и будем ходить в этот садик!" И вчера, когда был день отдыха, дети не хотели расставаться и говорили, что хотят прийти на детскую программу. Это отражает то настроение, которое мы пытаемся создать.

    Мы присматриваемся к природе детей. И когда мы позволяем им проявлять свой внутренний потенциал, они самоорганизуются. Очень важный момент, что они сами начинают проявлять, кто у них лидер, и сами видят, чем бы хотели заняться. Главное, когда запускается этот процесс – не мешать. Один наш педагог говорит: "Я с ними как ребенок". Важно быть на их уровне, не ставить себя выше детей – «я такой же, как вы». И здесь задача наших педагогов – быть самими собой, открыть этот внутренний мир ребенка, который у каждого из нас есть. Тогда все получается само собой".

    Как проходит детская программа:

    Ежедневно после завтрака в 10:00 дети встречаются и вместе с воспитателями проводят планирование дня. Мы ни на минуту не забываем, что ваши дети особенные и самые лучшие, и все программы, предложенные им, тщательно и с любовью спланированы профессионалами. После настройки на весь день дети вместе с педагогами-воспитателями отправляются на мастер-классы и занятия. Обедают дети вместе с родителями. Весь день проводят активно, интересно и продуктивно. Они занимаются тем, что соответствует их интересам и наклонностям. Они обретают полезные навыки, учатся быть открытыми, счастливыми, проявляя творчество и изобретательность. Заканчивается программа в 19:00.

    В детской программе занимаются дети разных возрастных групп.

    В программу включается шесть дней активного участия вашего ребенка во всех детских мероприятиях фестиваля:

    — Обучающие программы: лепка из глины, лепка из пчелиного воска, работа с деревом, декупаж, рисование, строительство сладких домиков из вафлей и конфет, "Квесты" (игра следопытов: играется на местности, решаются задачи и загадки);

    — Спортивные мероприятия: детская йога, футбол, бадминтон, волейбол, плавание в бассейне с тренером, шахматы, походы.

    Участники 6-го фестиваля "Психологии Третьего Тысячелетия", которые доверили заботу о своих детях двадцати профессиональным психологам и педагогам-воспитателям, отметили, что их дети с каждым днем раскрывались и помогали самим родителям измениться к лучшему, удивляя их своим богатым мировоззрением и отношением к происходящему на фестивале. На всех мероприятиях фестиваля шла мощная работа по созданию гармоничных отношений между детьми и их родителями. По итогам мероприятия можно смело заявить, что фестиваль в очередной раз прошел успешно!

    Эссе по работам авторов В. А. Сухомлинского и А. С. Макаренко о семейном воспитании

    Хохлачёва Анжела Сергеевна

    Эссе по работам авторов В. А. Сухомлинского и А. С. Макаренко о семейном воспитании

    Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце,

    так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.

    Семья, по мнению Сухомлинского — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро».

    «Воспитание детей – это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью – любовью отца к матери и матери к отцу, глубокой верой в достоинство и красоту человека».

    Все мысли В. А. Сухомлинского, в его произведениях посвященных семейному воспитанию пронизаны тем, что ребёнок – это воплощение его родителей. Важно понимать чего он хочет и что ему необходимо, различать это, не быть слепым, к его просьбам, но в то же время нельзя «слепо» любить, не требуя отдачи, а затем в определённый период удивиться тому, что малыш вырос не таким, каким хотели его родители.

    Основной метод, по мнению Сухомлинского В. А. – воспитание взаимоотношениями, так как ребенок счастлив, когда его родители счастливы, когда он видит улыбки и взаимоуважение родителей «любить жену – это значит уважать её и беречь, боготворить – да, не бойтесь этого слова, верить разумом и сердцем, что она – лучшая из всех женщин мира, потому что она твоя жена и мать твоих детей»… «хороший муж создает счастье своей семьи любовью, и эта любовь, как солнечное тепло и солнечный свет, собранные в цветке розы, – эта любовь становится нравственной красотой твоих детей, отец».

    Ребенок считывает социальные роли родителей, каким быть папой или какой мамой, – это функция социализации семьи.

    В книге В. А. Сухомлинского «Родительская педагогика» описан случай из жизни Ивана Филипповича – комбайнера, который с женой любили сына и удовлетворяли все прихоти Ивасика (как они его называли) и все закончилось тем, что сын оказался неблагодарным и чувствовал безнаказанность за все поступки, а когда отец «воспитал» его ремнем, он сделал отцу пакость. Важно знать меру.

    Еще одна функция семьи – функция первичной защиты. Важно, чтобы ребенок знал, что в любой момент может обратится за помощью к родителям.

    В «письмах к сыну» Сухомлинский пишет своему ребенку, уехавшему из отчего дома, чтобы получить образование «…ты мало вспоминаешь о родительском доме, о нас с матерью, и почти не скучаешь по нам. Это придет позже, когда ты узнаешь жизнь…». Но это не слова убитого горем отца, нет, это слова понимающего человека, проверившего это на своем опыте, ни в коем случае не укоряющие, а написанные с любовью.

    Он сам на себе испытывал все то, что возможно испытает его сын, потому что он воспитывал его так же, как его воспитывал отец: в понимании, любви и т. п.

    Говорить о конкретных проблемах в семьях нет смысла, нет единого алгоритма. По мнению Сухомлинского, основной метод семейного воспитания – взаимоотношения родителей (их взаимоуважение, любовь, терпимость друг к другу, ведь создать человека, не сложно, а вырастить и воспитать его нравственным, отзывчивым, чутким может не каждый, но стоит к этому стремиться.

    В своей книге «Сердце отдаю детям» В. А. Сухомлинский описывал свою работу с родителями. Он изучал каждую семью в отдельности, все их проблемы и достижения. Изучал мир родителей, с точки зрения человеческих качеств: доброта, забота, отзывчивость и т. п. Ведь для успешного обучения и воспитания ребенка в школе необходим единый коллектив родителей с общими интересами. В своей статье «о педагогической пользе коллектива родителей» Сухомлинский писал: «Отсутствие родительского коллектива приводит и к отсутствию единого общественного мнения при осуществлении единых требований школы и семьи в воспитании детей». Но родители дома и учителя в школе не могут использовать одинаковые методы, хотя в чем-то они (методы) схожи. Для чего необходима работа с родителями? У Сухомлинского на этот счет двойная точка зрения: с одной стороны – это плюс для учителя, в плане его взаимодействия с родителями, уверенность в его заинтересованности в обучении и воспитании ребенка. С другой стороны это плюс для самой семьи – общение с другими родителями, обмен опытом, взаимное решение проблем. Сухомлинский рассказывает об используемых им методах:

    Очень важно, чтобы родители понимали детей, основное их непонимание еще в школьном возрасте происходит из-за неуспеваемости детей, вследствие чего родители могут применять «ременную педагогику» для «решения» (по их мнению) проблемы. Но этого допускать нельзя и необходимо объяснить это родителям. Но как? Поэтому Сухомлинский и говорит о работе с коллективом родителей. Если у людей есть желание помочь своим детям не только в учебе, но и в жизни, они способны найти время, чтобы включиться во все работы, проводимые учителем, коллективом учителей. Они должны получать знания о возрастных особенностях ребенка, о кризисах, настигающих ребенка в различные периоды его жизни, чтобы понять, как нужно действовать, чтобы сохранить его доброту, уважение, здоровую психику. Это нужно не только детям, это нужно самим родителям.

    Наши дети – это наша старость.

    Правильное воспитание – это наша счастливая старость,

    плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы,

    это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

    Семья — это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. А. С. Макаренко подчеркивал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

    А. С. Макаренко в книге “Лекции по воспитанию детей”, “Книге для родителей” и в целом ряде статей обосновал теоретические основы семейного воспитания, разработал теорию воспитательного коллектива и некоторые важнейшие ее положения применительно к семье: раскрыл признаки семьи как коллектива, выявил ее воспитательные возможности и условия эффективного воздействия семьи на детей.

    Определяя семью как воспитательный коллектив, А. С. Макаренко по-новому осветил ее задачи и место в общей системе воспитания. Он считал, что “правильное советское воспитание должно быть организовано путем создания единых, сильных, влиятельных коллективов”, к числу которых он относил и семью. “Советская семья должна быть только коллективом. Теряя признаки коллектива, семья теряет большую часть своего значения, как организация воспитания и счастья”. Подход А. С. Макаренко к семье как к коллективу связан с его пониманием сущности воспитания, а воспитание он рассматривал как широкий социальный процесс. “Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка”. Задачу родителей А. С. Макаренко видел в том, чтобы направить это развитие и руководить им. Наиболее рациональный путь такого руководства – в самом устройстве жизни семьи.

    Семья – это естественный коллектив, утверждал А. С. Макаренко, важно, чтобы люди в семье не просто жили рядом. Если в семье нет единства жизни, быта, стремлений, нет упражнений в коллективных делах, в детях порождается нравственная пустота и эгоизм. Поэтому цельность и единство, нравственную глубину семейного коллектива А. С. Макаренко рассматривает как необходимые условия правильного воспитания.

    Каждая семья, говорил Макаренко, ведет свое хозяйство, ребенок — член семьи и, следовательно, участник всего семейного хозяйства. С ранних лет в семейных условиях он приучается к будущей своей хозяйственной деятельности в более широких масштабах. Именно здесь, в условиях семейной хозяйственной деятельности, у детей воспитываются коллективизм, честность.

    В семье должно быть, по мнению Макаренко, несколько детей. Это предупреждает развитие в ребенке эгоистических наклонностей, дает возможность организовать взаимопомощь между детьми разных возрастов, способствует развитию в каждом ребенке черт и качеств коллективиста, умения уступить другому и подчинить свои интересы общим.

    Родители, как уже говорилось, должны проявлять к детям требовательную любовь, не потворствовать их прихотям и капризам, иметь в глазах детей заслуженный авторитет А. С. Макаренко указывал на то, что родители часто подменяют настоящий авторитет ложным, и дал очень тонкий анализ различных видов ложного авторитета родителей. Первым он называет авторитет, подавления, когда в семье существует отцовский террор, превращающий мать в бессловесную рабыню запугивающий детей. Вызывая у детей постоянный страх, такие отцы превращают детей в забитые, безвольные существа, из которых вырастают либо никчемные люди, либо самодуры. Второй вид ложного авторитета — это авторитет расстояния. Он основан на стремлении родителей держать детей от себя подальше, не допускать их к своим интересам, делам, мыслям. Насколько неразумен авторитет расстояния, настолько же недопустимо в семье панибратство. Одним из самых опасных ложных авторитетов А. С. Макаренко считал авторитет любви. Он решительно осуждал родителей, которые балуют, изнеживают детей, безудержно осыпают их бесконечными ласками и бесчисленными поцелуями, не предъявляя к ним никаких требований и ни в чем не отказывая. Именно такому поведению родителей Макаренко противопоставлял свое учение о требовательной любви к человеку. Он говорил еще о таких видах ложного авторитета, как авторитет чванства, резонерства, подкупа. Последний он считал, наиболее безнравственным, нередко осуждал родителей, добивающихся от детей хорошего поведения только с помощью наград. А С. Макаренко указывал, что такое обращение родителей с детьми влечет за собой моральное развращение детей.

    А. С. Макаренко справедливо подчеркивал, что истинный авторитет родителей, основанный на разумных требованиях к детям, нравственном поведении самих родителей как граждан советского общества, а также правильный режим жизни семьи — важнейшие условия хорошо поставленного семейного воспитания.

    Таким образом, процесс воспитания в семье — это важнейшее средство обеспечения существования преемственности поколений, это исторический процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества.

    1. Макаренко, А. С. Книга для родителей: Учебное пособие / А. С. Макаренко — М.: Педагогика, 1981. 300с.

    2. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека: этика коммунистического воспитания [Текст] / В. А. Сухомлинский. М.: Педагогика, 1990. 390 с.

    «Призвание — служить детям». Эссе «Хороший учитель – это, прежде всего, человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребёнок.

    Изречения, о жизни, о воспитании или семье Собрала мудрые мысли. Оформила их в альбом. Это изречения, о жизни, о воспитании или семье. Материал используется при работе с родителями,.

    Эссе Михляевой Анастасии «Я и моя семья»

    Анастасии 15 лет, она ученица 9 класса Технического Лицея , живет в городе г. Ухта.

    Ее интересы: рок-музыка (H.I.M.), детективы Агаты Кристи и коллекционирование фигурок сов.

    Любите ли вы рассуждать? Вот так просто сесть вечером с чашкой горячего чая и думать о чём-нибудь. Хорошо думается, когда идёт дождь или смотришь на город, на полупустые улицы. Ну, по крайней мере, мне. Я довольно часто рассуждаю. И чаще всего мои работы – это эссе. Я могу развить любую тему: от таких серьёзных, как политика, нравственность в современном обществе до самых лёгких и простых, например, жизнь деревьев (не с биологической точки зрения, конечно).

    Что же такое семья? Это люди, которые могут существовать только вместе. Они зависят и заботятся друг о друге. Делят всё на равные части: горе, счастье, проблемы, неожиданности и чувства.

    Это основа жизни человека. То, в какой семье вырос человек, играет важную роль в становлении его характера. Детство и юность – время создания морального облика человека. Подобно скульптору лепящему скульптуру, родные формируют нравственность в подростке. В воспитании важно каждое движение, жесты. Нужны аккуратность, полное осознание того, что делаешь и осторожность. Только эти качества помогут «слепить» морально прекрасного человека.

    Дети – зеркало родителей. Я не раз убеждалась в правдивости этого высказывания. Причём это зеркало многогранно: оно может отражать душу, отношения, привычки, характер, поведение родителей. Дети копируют взрослых во всём: от отношения к жизни и людям до метода заваривания чая. Конечно, с возрастом добавляется что-то своё. Мы начинаем думать, делать что-то «по-своему». И это «по-своему» берётся из окружающего нас мира (друзья, знакомые, простые прохожие), но всё же, наибольшее влияние оказывают родители.

    Наша семья ничем не отличается от других. Хотя. есть одно « НО » : мы редко ругаемся и ссоримся. Поэтому я не всегда понимаю своих друзей, которые часто жалуются на родителей и на то, как они надоели своими советами и упрёками. Разве нельзя понять? Просто они, родители, любят нас. Мы не всё знаем и не всё понимаем, а родители пытаются оградить нас от плохого.

    Как часто Вы задумывались над формулой счастливой семьи? Я – никогда (по крайней мере, до сегодняшнего дня). Давайте попробуем вывести её. Я знаю, что формула, которую мы выведем, будет далеко не идеальна, но всё же попробовать стоит. Итак, начнём.

    Во-первых, самым главным и основным условием является любовь (естественно, что сразу исключаем фиктивные браки. Конечно, в таком союзе люди могут жить счастливо, но не настолько, насколько это было бы возможно, если бы оба члена семьи соединили свою жизнь с любимым человеком). Это основа – и без неё не бывает настоящих семей (кстати, она включает зависимость друг от друга).

    Во-вторых, это терпимость, к каким-либо раздражающим привычкам. Например, кто-то любит громко слушать музыку, кто-то не может жить без футбола и проч. Третье – единство. То есть это осознанное деление на всех членов семьи радостей, бед, забот, проблем. Так же нужна честность. Нельзя слепо любит человека и говорить ему только то, что он хочет услышать. Мы получили:

    СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ = ЛЮБОВЬ + ТЕРПИМОСТЬ + ЕДИНСТВО + ЧЕСТНОСТЬ

    Я уверена, что это только малая часть того, что необходимо для счастливой семьи. Я продолжу размышлять над этим. И возможно, лет через …дцать смогу вывести идеальную формулу.

    Пока я размышляю на эту тему, вспоминаются привычные будни и весёлые праздники нашей семьи. По идее, это антонимы. Но ведь есть и то, что их объединяет. Когда мы вместе, мне всегда спокойно. Звучит странно, но это правда, и другими словами я не могу её передать. Все наши действия распланированы. Так, по утрам сначала просыпается мама. и на Дне рождении торт приносят в середине праздника. Мы зависим друг от друга и подстраиваемся друг под друга. Например, перед приходом гостей я помогаю маме на кухне, а по утрам папа возит меня в школу, поэтому я собираюсь быстро. Вроде это просто и присуще каждой семье, но почему-то не все семьи так счастливы, как наша.

    Помните, я задавала вопрос в самом начале моих раздумий? Я нашла ответ. Потому что я счастлива. Пожалуйста, оторвитесь от моего сочинения на пару секунд (но сначала дочитайте до конца мою инструкцию) и вспомните момент, когда Вы были по – настоящему счастливы. Посещала ли Вас при этом мысль: «Я самый счастливый человек на Земле» или « я так счастлив (а)»? Рассуждали ли Вы в тот момент? Думаю, что нет. Вам было не до этого. Вы старались не упустить ни одного мгновения, ни единой секунды.

    А я счастлива постоянно. Да, это сложно понять. Ведь человек не может быть счастлив постоянно. Не знаю, но рядом с моими родными у меня возникает именно это чувство. И ни одна мысль не «шла» ко мне в голову, потому что я не задумывалась об этом. Не было смысла. Но сейчас он есть (Ваш конкурс).

    По моей формуле, моя семья действительно счастливая. Я вывела её теоретически, а моя семья доказала это практически. И я безумно благодарна родителям за всё то, что они делают для меня. Они терпят громкую музыку, помогают с уроками, осмеливаются первыми попробовать то, что я приготовила (а это весьма рискованно), всегда поддерживают меня и говорят только правду.

    Сочинение на тему:

    хотят видеть своих детей – не на словах,

    а на деле. Они должны учить своих детей

    примером своей жизни”.

    Царица Александра Федоровна

    С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья.

    Семья – это особый коллектив, играющий в воспитании ребенка важнейшую роль. Ребенок в течение значительной части своей жизни находится в окружении семьи. В процессе общения с матерью, отцом, братьями, сестрами и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности. Он видит, как родители относятся к нему, друг к другу, к окружающим, и на основе этого у ребенка складывается свое ощущение мира, своя система отношений. Как говорил В. А. Сухомлинский: “Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей; главная школа воспитания детей — взаимоотношения мужа и жены, отца и матери”.

    Ребенок словно калька: он подсознательно запоминает модель отношений в семье родителей, и через много лет воспроизводит её при формировании своей семьи.

    Но ведь все семьи бывают совершенно разные, например, неполные семьи, многодетные семьи, семьи, где часты конфликты между родителями, т.е сколько семей, столько и вариантов воспитания личности. Кроме того, человек вообще может не стать личностью, если у него будут отсутствовать собственные мнения и убеждения. И в данном случае это тоже зависит от семьи.

    А ведь есть дети, от которых вообще отказались родители. Их воспитанием занимается детский дом. Но разве воспитатель детского дома может дать ребенку заботу и внимание в том количестве, в котором он получил бы её в полноценной семье? Конечно, нет. И это откладывает свой отпечаток на развитии личности ребенка. Людям, выросшим в детских домах, бывает сложно устроиться в жизни и создать свою семью. И для того, чтобы таких несчастных детей в нашем мире стало меньше, нужно с умом и ответственностью подходить к созданию семьи, ведь создание семьи – это важнейший этап в жизни каждого человека. И чтобы с успехом пройти этот этап и образовать здоровую и крепкую семью, нужно уметь нести ответственность за себя и свои поступки.

    Мои родители создали семью в достаточно зрелом возрасте, подойдя к этому вопросу со всей ответственностью. Они растили меня в любви и заботе, но иногда проявляли родительскую строгость. Именно моя семья оказала огромное влияние на формирование моей личности. Благодаря своей семье я стала тем человеком, коим сейчас являюсь.

    Отношения, обстановка, атмосфера в семье — вот что важно для ребенка, как для будущего полноценного успешного человека. И только мудрая и любящая семья может это обеспечить.

    31074 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

    Ребенок – зеркало семьи

    Добрый день, наши подписчики и читатели!

    Тему, название которой вы видите в заголовке статьи, я затрагиваю не случайно. Согласны ли вы с тем, что ребёнок — это зеркало, то есть, отражение семьи, точнее тех взаимоотношений, что происходят в семье?

    Зачастую, многие родители приписывают безнравственность и неадекватное (девиантное) поведение своих детей, обществу, садику, школе, СМИ и т.д. и т.п. А сами, при этом, остаются в стороне, как будто вовсе не принимали участия в воспитании рожденных ими детей.

    А ведь ребенок – это зеркало семьи. Все свои понимания взаимодействия с окружающим миром он черпает именно в этом источнике. Даже в подростковом периоде, когда идет процесс самоутверждения себя, как зарождающейся личности, когда ведущим мотивом в его жизни становится взаимодействие со сверстниками, и казалось бы, советы родителей ему не столь важны и нужны, это иллюзия. Воспитание и родительские «учения», начиная с самого рождения, никуда не испаряются, они остаются с человеком до конца его жизни. То, что заложено в родительской семье, берёт своё начало в жизненном пути ребенка, а потом уже взрослого человека.

    У нас в соседях, на садоводческом массиве, есть семья (я, как практикующий семейный психолог, знаю, что таких семей, к огромному сожалению, у нас в России не мало), которыми полностью манипулирует их 3-х летний ребенок, и своей бабушкой, в том числе. Эта маленькая девочка поднимает такой визг, если что – либо не по ней, от которого посуда на полках просто начинает звенеть. И вместо того, чтобы объяснить ей свои запреты, они начинают бегать перед ней «на цыпочках», все вместе! Лишь бы ребенок не визжал и не кричал. От чего та начинает визжать и биться в истерике, ложась на землю, ещё пуще того. Она отлично чувствует состояние окружающих её взрослых, ведь дети чувствительны, они легко считывают информацию на тонких уровнях сознания. Таким образом, маленькая девочка находит слабое место у родителей и у бабушки и начинает манипулировать ими так, как хочет, делая всё, что ей говорят, поперек. В конце концов, они не выдерживают, начинают грозить ей «хорошенько отшлепать», «наказать», а то ещё и «дурой» назовут. Представляете, 3- х летнего ребенка.

    Результат – девочка громко плачет, успокаивается внешне, но глубоко затаив в себе обиду. И через промежуток времени начинается всё сначала. Я слышала одно объяснение со стороны её бабушки, от которого была в шоке: «Если ты сейчас пойдешь на дорогу, тебя машина задавит насмерть». Это для 3-х летнего ребенка вовсе ни о чем. Вот такие у нас есть «мудрые» бабушки, не говоря о родителях.

    А родители её молча могут наблюдать за дочерью издалека, когда девочка на нашем приусадебном участке находится, например. Ребенок, надо сказать, не воспитанный для её возраста, делает всё, что пожелает. Может по грядкам пройти или залезть ногами туда, куда не следует забираться с ногами (не научили и не рассказали, почему). Что такое «здравствуйте» она и вовсе не представляет. Да и родители её не щедры на приветствия. Зеркало семьи, одним словом. Однако, выслушав меня, почему нельзя делать то, что она делает не так, она слушает и понимает, чего не следует делать. Но это у нас на участке, а у себя продолжает в том же духе. Горе в том, что родители не понимают того, что ещё не поздно заняться воспитанием дочери, хотя видят, что она слушает других, абсолютно адекватно…ПОКА…

    Только вот чужим людям не принадлежит миссия воспитания их ребёнка. А потом они будут обвинять садик, школу, окружение, кого угодно, что их чадо выросло неадекватной личностью. Будут от души удивляться, откуда он такой «взялся», ведь в «нашей семье нет таких»? Тогда, откуда он вообще такой взялся? – мой встречный вопрос.

    Когда у таких родителей заканчивается терпение, они приводят к психологу своих детей. Теперь психолог виноват в том, что говорит им: «Прежде, чем работать с ребенком, я работаю с его родителями». И удивляются, и сердятся они этому предложению. Они же тут не при чем, и они – то абсолютно нормальные. Так ведь никто и не спорит, что не нормальные, хотя так оно и есть, потому что ребенка – то они собственными руками сделали неадекватным и невосприимчивым существом ко многим вещам в жизни. А потом ищут недостатки в своих детях. А где эти годы находились они сами, казалось бы, нормальные взрослые люди?

    «Зеркало семьи» — ребёнок, отражает своих родителей многие годы. Посмотришь на ребенка и сразу можно сказать о взаимоотношениях в семье. Дети заботливых и счастливых родителей светятся изнутри, у них счастливые глаза, они умеют взаимодействовать со сверстниками, всегда здороваются и приветливы со взрослыми. Они открыты и жизнерадостны, они дарят свой детский позитив окружающему миру. И это так здорово!

    Плохих детей не бывает, бывают неадекватные родители, которые делают ребенка ущербным во всем. Такие, как девочка из моего примера, обычно хмуры и грубы, как со сверстниками, так и со взрослыми, сверстникам они только мешают в их играх, постоянно отнимая что – нибудь или ломая. Сверстники сердятся, взаимодействия нет. И здесь родители занимают вновь ошибочную позицию, считая виноватыми чужих детей, с которыми их ребёнок пытался поиграть на уровне своего восприятия, которое перенёс из семьи на ситуацию игры.

    Прежде, чем запланировать рождение ребенка, будущие родители должны осознавать, что ребёнок не игрушка, ребенок – не собственность и не биоробот, которым можно управлять. Ребёнок – это прежде всего будущая личность. А успешна это личность или глубоко несчастна, в полной мере зависит от родителей. Что заложили, то и получили. Ребенка важно любить безусловной любовью, быть с ним рядом, показывая своим примером, что есть хорошо и что есть плохо.

    Это был один маленький пример из тысячей. Если приводить один, самый глобальный, то посмотрите на ситуацию с Украиной. Сколько обделённых любовью в родительской семье детей, выросли убийцами. Это уже не просто несчастные люди, это настоящие монстры, которые были просто никому не нужными, детьми. Это очень страшно, на самом деле.

    Что вы думаете по этому поводу, дорогие наши читатели? Напишите о своём мнении.

    Успехов Вам и Вашим близким!

    Будьте счастливы, радостны и благополучны на пути к своему Совершенству!

    Авторы блога Вера и Сергей

    Ребенок зеркало семьи сухомлинский эссе

    Как вы считаете, в какой зависимости находится качество работы учителя от его заработной платы?

    Чем больше оплата труда учителя, тем справедливее

    От повышения зарплаты учителя качество его работы нисколько не улучшится: что умеет, то и будет делать

    Низкая зарплата существенно снижает самооценку учителя и, если это не Учитель от бога, уничтожает в нем потребность развиваться

    За достойную зарплату учитель постарается работать еще лучше

    Всего проголосовало: 50

    Как сделать качественное образование доступным для сельских школьников

    номер 17, от 24 апреля 2018

    Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

    Предлагать выпускнику писать о фальши и лицемерии на итоговом сочинении и в «сочинительной части» ЕГЭ по русскому языку не стоит. В том числе, потому, что эта задача может оказаться морально сложной: по мнению Льва Айзермана, сегодня сами эти процедуры «сплошь и рядом учат фальши».

    Как бы ты ни был талантлив и даже гениален, важнее не первенство и соперничество, а сотрудничество и постоянный рост – эта идея лежит в основе ежегодного пермского педагогического форума «Все звезды в гости к нам». О вечных ценностях и вдохновляющих открытиях этого года – в специальном репортаже Ирины Димовой.

    Отойти от борьбы, забыть ожесточение, нести другим мир и отдохновение – этим благотворным навыкам стоит поучиться… у деревьев. Какие еще уроки таит окружающая нас природная среда? Своими находками делится путешественник Владимир Супруненко.

    Ребенок — зеркало семьи

    На конференции шел разговор об инновационном опыте работы педагогов дошкольного отделения №6 комплекса №285 в рамках деятельности базовой площадки МИРО по направлению «Социально-нравственное воспитание детей в условиях партнерства образовательной организации и семьи» (научный руководитель — зав. лабораторией МИРО Ольга Степанова). В проекте приняли участие воспитанники всех возрастных групп образовательной организации и их родители, воспитатели и специалисты (инструктор по физической культуре, педагоги-психологи, социальный педагог, педагог дополнительного образования, учителя-логопеды).

    Участники базовой площадки разработали и реализовали детско-родительские проекты «Подвижные игры нашего детства», «Подвижные игры народов мира», «Национальный герой — пример здорового образа жизни», «Моя малая родина», «Мир профессий», «Дружба верная», «Музыка и движение: развитие у ребенка инициативности и выразительности».

    Для развития у детей сопереживания и чувства коллективизма, воспитания начал патриотизма, формирования уважительного отношения к родителям, представлений о семейных ценностях, знакомства с культурно-историческими традициями все специалисты образовательной организации и воспитатели в часы непосредственно образовательной деятельности и в ходе режимных моментов широко использовали средства физической культуры — подвижные игры и игры-эстафеты, физические упражнения с нравственно ценным содержанием и музыкально-ритмические упражнения, упражнения в детско-родительской паре: на степ-платформах, на фитболах. В процессе конференции профессиональным опытом смогли поделиться педагоги, а родители рассказали о своих впечатлениях и представили семейный опыт по этой теме.

    Отмечая ценность народных подвижных игр и их роль для развития таких нравственных качеств, как честность, правдивость, выдержка, дисциплина, чувство товарищества, учитель-логопед Наталья Калинкина рассказала о том, как родители в процессе физкультурного досуга смогли самостоятельно организовать и провести подвижные игры для детей, приняли активное участие вместе с ребенком в создании семейной рукописной книги, отражая любимые игры своего детства. Мама четверых детей Евгения Назарова рассказала о подвижных играх с элементами русского фольклора и их значении в духовно-нравственном воспитании детей многодетной семьи, акцентируя внимание на том, что в последнее время свободные подвижные игры стали исчезать из детской жизни, упор делают на интеллектуальное развитие, гаджеты, навыки чтения и письма, счета. Но ведь важно растить гармоничную личность! Эмоциональная, социальная составляющие не менее важны. Не стоит также забывать и о физическом развитии. И тут подвижные игры — первые помощники. Евгения Назарова отметила: «Мне очень хочется, чтобы мои дети любили свою Родину, чувствовали себя русскими людьми. Как мне кажется, замечательный способ почувствовать дух русского народа, наши корни — приобщение детей к русскому фольклору — сказкам, музыке, народным промыслам и русским народным подвижным играм».

    Педагог дополнительного образования Марина Галатынюк рассказала о том, как современные фитнес-технологии, физические упражнения, выполняемые в детско-родительской паре на степ-платформах и фитболах, не только способствуют укреплению физического здоровья, но и помогают родителям построить гармоничные отношения со своим ребенком, а именно эмоционально принимать ребенка таким, какой он есть (проявлять безусловную любовь), и эмоционально его поддерживать.

    Ценность таких упражнений отметила и мама воспитанницы дошкольного отделения №6 комплекса №285 Марина Медведева: «Выполняя упражнения вместе с ребенком, я сосредоточена на нем, общаюсь с ним, ощущаю тепло рук моего ребенка, смотрю ему в глаза, и это все создает доверительные отношения между мной и дочерью, и это очень важно! Не секрет, что порой мы мало смотрим ребенку в глаза, общаясь при этом вполоборота или, того хуже, находясь в разных комнатах. А он в свою очередь ждет от нас поддержки, помощи, подсказки, внимание к себе». В конце своего выступления Марина Медведева подчеркнула, что гимнастика вдвоем с ребенком позволяет как детям, так и взрослым ощущать радость от совместного движения, это свидетельствует о том, что взрослые и дети здоровы и счастливы.

    Об эффективности реализации педагогического проекта свидетельствуют разнообразные продукты детско-родительских проектов — картотеки подвижных игр и физических упражнений, направленных на воспитание у детей социально-нравственных качеств, и физических упражнений в детско-родительской паре; мультфильм, созданный детьми и педагогами «Национальный герой — пример здорового образа жизни»; детско-родительские рукописные книги «Подвижные игры народов мира», «Подвижные игры нашего детства», «Герб семьи», «Колыбельные, пестушки, потешки»; семейная рукописная книга «Маша и Миша спешат на помощь»; книжки-малышки по валеологии на темы «Зачем чистить зубы?», «Мыло душистое. »; книга добрых дел. О некоторых из них на конференции рассказали педагоги и родители.

    Воспитатель Марина Семешина говорила о том, как родители группы кратковременного пребывания приняли активное участие в педагогическом проекте «Моя малая родина» и создали рукописную книгу «Колыбельные, пестушки, потешки», в которую вошли малые формы фольклора. Родители, используя их, поют, рассказывают и те, что им самим рассказывали и пели в детстве.

    О работе над рукописной семейной книгой под названием «Маша и Миша спешат на помощь» и значении в социально-нравственном воспитании ребенка старшего дошкольного возраста рассказала мама двоих детей Александра Витухина. Герои, которых придумали дети, занимаются спортом и спешат совершать добрые поступки: заботятся о птицах и животных, сажают деревья и собирают опавшую листву, выступают в качестве экологического десанта, волонтеров, уделяют внимание ветеранам.

    С особым интересом участники конференции посмотрели мультфильм, который создали дети старшего дошкольного возраста под чутким руководством взрослых. Дети приняли активное участие в его создании — придумывали сюжеты нравственных и безнравственных поступков, рисовали героев и озвучивали мультфильм.

    На конференции было уделено внимание детям с ограниченными возможностями здоровья. В выступлении педагога-психолога Анны Финк были раскрыты пути формирования адекватной жизненной перспективы таких детей в условиях образовательной организации. Видеофильм продемонстрировал то, как грамотно выстроенное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с тем или иным ограничением в здоровье помогает сформировать толерантное отношение к нему как со стороны сверстников, так и родителей.

    Педагогическую конференцию завершил видеофильм семьи Шелаевых, идея которого достаточно проста и очевидна: чтобы приобщать ребенка к здоровому образу жизни, взрослым важно не только закалять его, правильно питать, учить оптимально двигаться, соблюдать режим дня, но и самим соблюдать чистоту помыслов, жить по совести.

    По итогам конференции педагогическому сообществу было предложено продолжить реализацию проекта по проблеме, затронув вопросы преемственности со школой, консолидации усилий науки, педагогических работников ДОУ и семьи для социально-нравственного развития и воспитания детей.

    Только слаженная работа команды единомышленников — педагогов и родителей — позволит осуществить нравственное развитие и воспитание гражданина России, от которого будет зависеть возможность процветания страны и ее национальной безопасности.

    Тамара ШАТВЕРЯН, заместитель директора школы №285

    имени Героя Советского Союза В.А.Молодцова,

    Источники:

    http://www.parents.ru/article/va-suxomlinskij-vydayushhijsya-pedagog-iego-vazhn/

    http://psiholog3000.ru/festivali/sedmoy-festival/rebenok-zerkalo-semi

    http://www.maam.ru/detskijsad/yese-po-rabotam-avtorov-v-a-suhomlinskogo-i-a-s-makarenko-o-semeinom-vospitani.html

    https://www.o-detstve.ru/forchildren/magicfeather/magicfeather_2012/11216.html

    http://www.litra.ru/composition/get/coid/00512261261489891491/

    http://v-izhikowa.ru/rebenok-zerkalo-semi/

    http://www.ug.ru/archive/61188